К целевым назначением гранта относится. Целевое финансирование и его значение в бюджетных организациях

Целевое финансирование представляет собой средства, предназначенные на финансирование тех или иных мероприятий целевого назначения, а именно: содержание детских и культурно-просветительских учреждений, подготовку кадров, научно-исследовательские работы, капитальные вложения, строительство жилых домов, на покрытие убытков.

К средствам целевого финансирования относится имущество, использованное по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования:

● в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетными учреждениями по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

● в виде грантов.

Бухгалтерский учет средств целевого финансирования регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н.

Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетными учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Для целей налогообложения налогом на прибыль не учитываются расходы налогоплательщика в виде:

● стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с пп. 14 п.1 ст. 251 НК РФ (п. 17 ст. 270 НК РФ);

● сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в п. 2 ст. 251 НК РФ (п. 34 ст. 270 НК РФ).

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, не учитываемых для целей налогообложения прибыли, относятся:

√ осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ;

√ имущество, переходящее некоммерческими организациями по завещанию в порядке наследования;

√ суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

√ средства и иное имущество, которое получены на осуществление благотворительной деятельности;

√ совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;

√ пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в полнм объеме направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;

√ использование по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениями

Например, застройщик МУП «Авиа» получило в феврале 2006 года от коммерческой организации средства целевого финансирования в сумме 1 980 000 руб. на строительство здания – багажного отделения, что равно сметной стоимости строительства. МУП «Авиа» осуществляет строительство хозяйственным способом за счет средств целевого финансирования. Строительство завершено в марте 2006 года. Построенное багажное отделение принадлежит МУП «Авиа» на праве хозяйственного ведения. В марте 2006 года МУП «Авиа» подает документы на государственную регистрацию права хозяйственного ведения. Фактическая себестоимость строительства составила 1 880 000 руб. (без НДС). Срок полезного использования багажного отделения в бухгалтерском и налоговом учете установлен 480 месяцев.

1. Бухгалтерией МУП «Авиа» отражено поступление денежных средств от коммерческой организации, предназначенных для строительства багажного отделения

2. Поступившие средства отражены бухгалтерией как целевое финансирование

3. В целях налогообложения прибыли на основании пп.14 п.1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. Возникает отложенный налоговый актив

4. Отражена сумма затрат на строительство багажного отделения, выполненное МУП «Авиа»


5. Начислен НДС на стоимость выполненных хозспособом строительных работ *

6. Произведена уплата в бюджет НДС, начисленного на стоимость выполненных хозспособом строительных работ

7. Принята к вычету сумма НДС, начисленная и уплаченная в бюджет при выполнении строительно-монтажных работ

9. Отражено использование средств целевого финансирования на строительство багажного отделения

10. Сумма финансирования, полученная сверх фактически произведенных затрат и не подлежащая возврату, включена в состав внереализационных доходов

11. Погашена часть отложенного налогового актива

12. На основании п. 1.1.ст. 259 НК РФ МУП «Авиа» имеет право включить в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 % первоначальной стоимости основных средств 118 000 руб. (1 880 000 руб.*10%). В апреле 2006 года бухгалтерией МУП «Авиа» отражено отложенное налоговое обязательство с разницы между суммами расходов, связанных с погашением стоимости багажного отделения, признанными в налоговом и бухгалтерском учете.


13. Ежемесячно с апреля 2006 года и до полного погашения стоимости здания багажного отделения бухгалтерия МУП «Авиа» в бухгалтерском учете будет отражать следующие записи:

по начислению амортизации в бухгалтерском учете

14. в налоговом учете амортизация будет начисляться в размере 3 671 руб. (1 880 000 руб. – 118 000 руб.)/480 мес.)

15. по списанию суммы амортизации по бухгалтерскому учету с доходов будущих периодов на внереализационные доходы

16. по погашению части отложенного налогового актива

17. Списана часть суммы отложенного налогового обязательства

______________________________________________________________________

* С 1 января 2006 года моментом определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления является последний день месяца каждого налогового периода (п.10 ст. 167 НК РФ, п. 16 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2005 г. №119-ФЗ).

Организация далее «Ассоциация» зарегистрирована в Министерстве Юстиции РФ как: Ассоциация общероссийских общественных организаций, ведет свою деятельность (ОКВЭД Код 92.6 - Деятельность в области спорта) на пожертвования инвесторов (582 ст. НК). До 31.12.14г., на УСН -доходы -6%.Перед проведением олимпиады в Сочи, на денежные средства «Ассоциации» построен и частично (1 этап строительства- 24.01.14г.) сдан в эксплуатацию «Олимпийский объект» (собственник – «Ассоциация»).При сдаче второго этапа, Ассоциация перешла на общий режим налогообложения (с 01.01.15г.).Для строительства, были привлечены как собственные денежные средства (пожертвование на уставную деятельность, целевые пожертвования на строительство «Олимпийского объекта»), так и взят кредит в банке (под залог объекта и земельных участков под объектом (земельные участки в аренде у государства на 49 лет).Из - за не выполнения своих обязательств по кредиту, Банком начат процесс отчуждения «Олимпийского объекта» у собственника.Вопрос: При переоформлении права собственности «Олимпийского объекта» на Банк, может ли ИФНС квалифицировать расходование «пожертвований» на строительство «Олимпийского объекта» как не целевое использование денежных средств, и если да, то какие налоговые последствия ожидают организацию.

В данном случае пожертвования использованы по целевому назначению. Тот факт, что объект будет отчужден из-за невыполнения обязательств, не может повлиять на признание использования денежных средств нецелевым.

Обоснование

Из книги Эльвиры Митюковой

Некоммерческие организации: правовое регулирование, бухгалтерский учет и налогообложение

3.1. Когда поступления не облагают налогом на прибыль

Налоговое законодательство называет две группы не облагаемых налогом средств: целевое финансирование и целевые поступления. Оба они должны быть:

  • получены безвозмездно;
  • использованы по целевому назначению и в срок;
  • потрачены на содержание некоммерческой организации или на ведение ее уставной деятельности;
  • учтены раздельно.

Если не выполняется хотя бы одно из данных условий, то с поступлений придется заплатить налог на прибыль. Об этом прямо говорится в письме Минфина России от 31.10.2005 № 03-03-04/4/74 . Рассмотрим основные из этих условий более подробно.

Целевое назначение

Что значит: поступления использованы по целевому назначению? Как быть, если средства используются одновременно и целевым, и нецелевым образом ? В этом случае налог начисляют только на ту часть денег, которая использована нецелевым образом.

Сложнее, если целевые средства потрачены на покупку имущества, которое будет использоваться в обоих видах деятельности НКО . Тогда, по мнению налоговых инспекторов, такие средства облагаются полностью налогом на прибыль.

В противном случае придется предоставить документы о целевом использовании средств. Если документы предоставлены, то позиция налогоплательщика обоснована. Поэтому, даже если организация использует целевое имущество, направленное на некоммерческую деятельность, еще и в предпринимательстве для достижения уставных целей, облагать его налогом на прибыль неправомерно.

Но эта позиция все же является весьма спорной, и налоговики с такими доводами могут не согласиться. Поэтому не исключено, что отстаивать свои права организации придется в судебном порядке.

Также спор может возникнуть, если НКО положит целевые деньги на депозит . Минфин сообщил по этому вопросу следующее. Размещение целевых средств на депозите не будет являться нецелевым использованием денег и, следовательно, не приведет к их обложению налогом на прибыль только при наличии следующих условий:

  • у НКО нет расходов по размещению временно свободных остатков целевых средств на депозитных счетах в учреждениях банков и в ценных бумагах, признаваемых в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Наличие расходов, направленных на получение дохода, является основным критерием отнесения деятельности к предпринимательской;
  • НКО имеет документальное обоснование целесообразности решения о размещении временно свободных остатков целевых средств в приносящих доход финансовых активах с точки зрения минимизации риска потери (обесценивания) соответствующих средств;
  • НКО имеет документальное обоснование целесообразности неполного использования целевых средств в том периоде, в котором они получены;
  • денежные средства с депозита будут потрачены на содержание некоммерческой организации или на ведение ее уставной деятельности по целевому назначению и в срок.

При этом целевые деньги налогом облагаться не будут. Подпадут под налогообложение только полученные проценты от размещения средств на депозите (см. письма Минфина России от 01.08.2013 № 03-03-06/4/30833 , от 29.07.2013 № 03-03-06/4/30025 , от 13.01.2014 № 03-11-06/2/262 (в части применения УСН) и др).

Срок использования

Также необходимо, чтобы целевые средства были потрачены в срок. Однако, если лицо, являющееся источником целевого финансирования или целевых поступлений, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание НКО и ведение ею уставной деятельности (см. письмо Минфина России от 11.04.2008 № 03-03-06/4/26).

А как быть, если целевая программа охватывает несколько лет? Или целевые средства остались на конец года?

Неистраченные поступления не будут облагаться налогом на прибыль, если будут отражены в смете следующего года входящим остатком. Главное, чтобы по ним не истек срок их использования (см. письмо Минфина России от 26.06.2007 № 03-03-06/4/75).

Раздельный учет

Заметьте: целевые поступления признаются таковыми для целей налогового учета лишь при условии, что та некоммерческая организация, которая их получает, ведет раздельный учет, как самих целевых поступлений по программам, так и доходов и расходов по предпринимательской деятельности (если такая деятельность ведется). Подробнее о том, как это делать на счетах бухгалтерского учета, мы написали в разделе 2.2 «Особенности бухгалтерского учета НКО».

А что будет, если не вести раздельный учет?

В таком случае все средства, которые получает некоммерческая организация, налоговики посчитают внереализационными доходами и потребуют включить их в налогооблагаемую базу. Если целевые средства истрачены организацией не по назначению или не в срок, то они также увеличивают налогооблагаемую прибыль.

Дело в том, что для некоммерческих организаций, получающих средства целевого финансирования и целевые поступления, в соответствии сподп. 14 п. 1 и ст. 251 НК РФ установлена обязанность ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и в рамках целевых поступлений.

Можно ли при этом учитывать расходы для налогообложения?

Целевые финансирование и поступления - это средства, получен­ные из бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов специального на­значения, от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.

К целевому финансированию относят средства, получаемые организацией на строго определенные цели: научно-исследовательские работы, подготовку кадров, содержание детских учреждений и др.

Источниками целевого финансирования являются:

    в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

    в виде полученных грантов, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;

гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;

    в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;

    в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;

    в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций – членов общества взаимного страхования;

    в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также Федерального фонда производственных инноваций;

    в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерные опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течении одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили;

    в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Следует отметить, что в соответствии НК РФ (2) не учитывается при определении налоговой базы доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательстваРоссийской Федерации.

Таким образом, в целях налогового учета целевое финансирование, являясь доходом организации, не включается в налоговую базу.

Для учета средств целевого назначения используют пассивный счет 86 «Целевое финансирование», сальдо кредитовое отражает неиспользованные средства целевого назначения. Поступление средств отражают по кредиту данного счета, а расходование – по дебету. Аналитический учет по счету 86 ведут по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

Основная часть целевого финансирования приходится на государственную помощь, оказываемую государством коммерческим организациям. Порядок учета государственной помощи определен ПБУ 13/2000.

В соответствии с данным ПБУ государственной помощью признается увеличение экономической выгоды организации в результате поступления от государства денежных средств или иного имущества.

Государственная помощь предоставляется в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество). Под субвенцией понимают бюджетные средства, предоставляемые коммерческой организации на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе, а под субсидией – бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Поступающие бюджетные средства в учете подразделяют на две категории:

    направляемые на финансирование капитальных вложений: суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списывают на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с приобретением внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии по мере начисления амортизации в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов бюджетное финансирование списывается с доходов будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как внереализационные доходы;

    используемые для оплаты текущих расходов: сумма бюджетных средств на финансирование текущих расходов списывается на финансовый результат в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материалов и других МПЗ, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера суммы финансирования списываются на финансовый результат.

ПБУ 13/2000 предусматривает два варианта принятия к учету государственной помощи:

1. по мере фактического получения бюджетных средств;

    при наличии следующих условий:

имеется уверенность в том, что условия предоставления бюджетных средств организацией будут выполнены;

имеется уверенность в том, что бюджетные средства будут получены.

Выполнение первого условия должно подтверждаться заключенными договорами, технико-экономическими обоснованиями, утвержденной проектно-сметной документацией и другой подобной документацией.

Подтверждением второго условия могут быть уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимиты бюджетных обязательств, утвержденная бюджетная роспись и иные соответствующие документы.

При первом варианте принятия к учету бюджетных средств поступившие денежные средства оформляют бухгалтерской записью:

Дебет счетов 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др.

Кредит счета 86 «Целевое финансирование».

Поступление имущества за счет бюджетных средств записывают в дебет счетов имущества (08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», и других счетов) и кредит счета 86 «Целевое финансирование».

При втором варианте принятия к учету бюджетных средств их выделение отражают как возникновение задолжности по целевым бюджетным средствам и оформляют бухгалтерской записью:

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Кредит счета 86 «Целевое финансирование».

Фактическое поступление бюджетных средств отражают по дебету счетов учета денежных средств (51, 55 и др.), счетов учета имущества (08, 10и др.) с кредита счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Бюджетные средства, использованные на финансирование капитальных вложений, списываются с дебета счета 86 «Целевое финансирование» в кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» при вводе внеоборотных средств в эксплуатацию (дебетуют счета 01 или 04 с кредита счета 08).

В течение срока использования внеоборотных активов в размере начисленной амортизации (дебетуют счета 25, 26 и др., кредитуют счета 02 и 05) бюджетные средства списываются как внереализационные доход с дебета счета 98 «Доходы будущих периодов» в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Бюджетные средства, использованные на финансирование текущих расходов, списывают в дебет счета 86 «Целевое финансирование» с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов» в момент принятия к учету материально-производственных запасов (МПЗ), начисления оплаты труда или осуществления других расходов за счет бюджетных средств.

Суммы, учтенные по кредиту счета 98, списывают в дебет данного счета с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы» по мере отпуска МПЗ на производственные нужды, начисления оплаты труда и осуществления других расходов за счет бюджетных средств.

Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств.

Использование средств целевого финансирования отражают по дебету счета 86 и кредиту счетов:

20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» - при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации;

83 «Добавочный капитал» - при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств;

98 «Доходы будущих периодов» - при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.п.

В связи с однородностью содержания, назначения и использования источники хозяйственных средств, учитываемые на счетах 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 86 «Целевое финансирование», подлежат отражению в одном регистре – в журнале-ордере №12. В этом журнале организуется как синтетический, так и аналитический учет операций по этим счетам (аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления). Основанием для записи операций в журнале-ордере №12 служат справки бухгалтерии, выписки банка, отчеты кассира и др. Обороты по дебету предварительно собираются в листке-расшифровке из разных журналов-ордеров.

При журнально-ордерной форме учета по окончании отчетного периода на основе аналитических данных журналов-ордеров №12, 15 по счетам 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и 86 «Целевое финансирование» заполняется форма «Движение собственного капитала» годового отчета «Приложение к бухгалтерскому балансу организации».

На рис.3 показаны корреспонденции счетов возникающие при перечисленных операциях:

Списание денежных средств за счет целевого финансирования

С начальное - сумма неизрасходованных средств

Уменьшение на сумму затрат материалов, начисленной оплаты труда работникам и расходов на оплату выполненных работ и оказанных услуг

Увеличение за счет денежных средств, полученных от других организаций, учреждений и лиц

Расходы на содержание детских и культурно-просветительных учреждений

Причитающиеся к уплате взносы родителей на содержание детей в детских учреждениях, платы за обучение и т.д.

Начисление средств целевого назначения унитарной организации

Использование средств полученных в виде инвестиций

Направление коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов, а также при поступлении безвозмездных средств имеющих целевой характер

Схема режима работысчета 86 «Целевое финансирование»

gastroguru © 2017