Исследовательская работа про муравьев. "муравьи", исследовательская работа. Как устроен муравейник

«МУРАВЬИШКИ»

Курдяева Валерия Андреевна
9 лет, ученица 4 класса

Руководитель клуба «Экос»:
Бартова Наталья Егоровна,
учитель начальных классов
МКОУ «Унъюганская СОШ №1»
п. Унъюган, Октябрьского р­на,
ХМАО ­ Югры

I. План действий……………………………………………………………………………….…....2
II. Основная часть…………………………….…….………………………………….…….….….3
1.Мои наблюдения………………………..………………………………….……….……………..3
2. Информация о муравьях из Интернета и научной литературы….......………………….……3
III. Интересные факты о муравьях………………………………………………………………...5
IV. Заключение…………………………………………………………………………………… ..5
Литература……………………………………………………………...……………………….…..5

На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята,
Вся жизнь их связана с трудом…

«Муравьишки»
Введение
Мне всегда была интересна жизнь муравьёв. Они такие маленькие, но постоянно
трудятся, бегают, знают свой дом. Самое главное, помогают друг другу тащить тяжести. Я
решила понаблюдать за муравейником, жизнью муравьёв и узнать о них ещё больше.
Проживают муравьи на всех континентах и во всех широтах, исключение составляют
лишь Антарктика, Гренландия, Исландия и некоторые отдельно стоящие острова.
Проблема: Подробное изучение жизнедеятельности муравьёв, так как это широко
распространённые насекомые.
Муравьи самые трудолюбивые существа в мире. Они ­ одни из самых
высокоорганизованных насекомых на планете. Но самое главное, муравьи живут в тех лесах,
где чистый воздух. Если бы их не было, то лес мог бы быстро погибнуть от насекомых,
которые питаются листьями и плодами деревьев, а муравьи истребляют этих вредных
насекомых и спасают наши леса.
Цель: Изучить жизнедеятельность и пользу муравьёв.
Задачи:
1. Провести наблюдения за поведением муравьёв.

2. Познакомиться с образом жизни муравьёв.
3. Узнать, чем полезны и вредны муравьи.
Основная идея исследования заключается в том, чтобы больше узнать о жизни муравьёв и
их пользе.
Гипотеза исследования: Возможно, муравьи разумные насекомые, поэтому они живут
семьями и заботятся друг о друге.
Объект исследования: Муравьи.
Предмет исследования: Жизнедеятельность муравьёв: польза и вред.
В качестве методов исследования применялись: наблюдения за поведением муравьёв,
поиск материала о пользе и вреде муравьёв в научной и справочной литературе, Интернете.
Исследование проводилось в период с 15 апреля по 25 мая.
Результаты работы:
1. Сделана презентация к исследовательскому проекту «Муравьишки».
2. Выступила с презентацией на конференции «Школьная ЭЛИТА XXI века».
I.
План действий
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Поиск литературы в библиотеке.
Работа с другими материалами в Интернете.
Наблюдения за муравьями.
Обработка материала.
Оформление проекта.
Выполнение презентации к
проекту.
II. Основная часть
1. Мои наблюдения
1) Строение муравья
Я взяла в руки муравья и рассмотрела его. Тело состоит из 3 отделов: головы, груди и
брюшка. На голове расположены пара усиков и пара сложных глаз. Усики ­ антенны, органы
чувств.
2) Внешний вид муравейника
Муравейники ­ общеизвестны как муравьиные кучи, имеющие вид беспорядочного
нагромождения лесного мусора. Однако это ошибочное впечатление рассеивается при
ближайшем рассмотрении куч. Муравейники ­ общеизвестны как муравьиные кучи. Каждое
гнездо состоит из двух частей - надземной и подземной. Надземная часть возвышается над
почвой в виде кучки (купола или конуса) высотой до 1-1,5 м и шириной до 2-2,5 м. Эта
часть построена из хвоинок, чешуек древесных почек, кусочков коры, комочков почвы и

различных растительных остатков. На поверхности кучи виден ряд отверстий, ведущих в
подземную часть гнезда.
3) Муравьиные дорожки

Наблюдая за муравьями, я всегда задумывалась над вопросом, как муравьи в
огромном для них мире, узнают дорогу домой. Оказывается, что муравьи просто помечают
свой путь капельками пахучей жидкости. У муравьёв отлично развито обоняние и осязание.
Я взяла двух муравьёв и отнесла подальше от их дома – муравейника. Сначала они
засуетились, а потом быстро направились по направлению к своим муравейникам. Органы
обоняния расположены у них на усиках. Я опять взяла двух муравьёв и отнесла к другому
муравейнику. Мои муравьишки быстро потерялись среди набежавших муравьёв из этого
муравейника. По запаху следов находят дорогу к муравейнику, вокруг которого много
«душистых тропинок», протоптанных муравьями, по запаху насекомые узнают
«своих» и «чужих». Из справочной литературы я также узнала,
что учёные выдвинули другое предложение по данному вопросу.
Ими было доказано, что муравьи находят дорогу домой потому,
что считают свои шаги! Оказывается, муравьи способны отмерять
расстояние до своей цели. Они обладают математической
способностью находить дорогу домой с легкостью для них. Этот факт очень удивил меня.
Вывод: Муравьи не только трудолюбивые и старательные насекомые, но ещё и очень
умные.
4) Взаимопомощь муравьёв
Муравьи без устали трудятся, куда­то спешат с грузом. Иногда тяжесть больше самого
муравья. Но он не бросает его, а терпеливо тащит до цели. Встречаясь друг с другом, они
соприкасаются усиками и обмениваются информацией. Если встречается сытый муравей с
голодным из своего же гнезда, он после взаимного контакта усиками отрыгивает капельку
пищи, которую голодный слизывает. В случае затруднений, возникших у одного из муравьев,
с доставкой домой крупной добычи ему помогают другие муравьи, пытаясь общими усилиями
дотащить ее к муравейнику.
По – моим наблюдениям муравьишки умные,
Вывод:
трудолюбивые, внимательные и дружные насекомые.
II.2. Информация о муравьях из Интернета и научной
литературы

Мирмекология - наука о муравьях. Соответственно, мирмеколог - это ученый,
занимающийся в основном изучением этой группы насекомых.
1) Численность муравьёв
В настоящее время в мире насчитывается около 12 000 разновидностей муравьев, 300
из которых, можно сказать, коренные муравьи России. Из них самый обычный - рыжий
лесной муравей, который населяет всю лесную зону. Невероятно, но факт – на каждого
живущего человека приходится около миллиона этих созданий, а общая масса их примерно
равняется общей массе всех людей. В мире столько же муравьев, сколько видов птиц.
2) Муравьиная семья
Все муравьи – это общественные насекомые, живут семьями. В семьях насчитывается
от нескольких десятков до нескольких миллионов особей. В природе рабочий муравей живёт
около года, поэтому население муравейника обновляется практически каждый год. А вот
самки могут прожить до 20 лет. Между членами муравьиной семьи существует разделение
функций. Обычно молодые рабочие муравьи – няньки, они ухаживают за расплодом и
самками, повзрослевшие муравьи – строители, ещё старшие – добытчики пищи. А те, которые
совсем «состарились» ­ сторожа и наблюдатели. Они охраняют входы и выходы
муравейников.
3) Польза от муравьёв
Лесные рыжие муравьи приносят неоценимую пользу человеку, помогая ему
уничтожать опасных вредителей древесных насаждений. Муравьи тащат в гнездо главным
образом гусениц сосновой совки, зимней и сосновой пяденицы, личинок пилильщиков,
различных жучков и бабочек, относящихся к вредителям леса. Кроме того, они уничтожают
слизней, повреждающих листву деревьев. Муравьи разносят семена лесных растений, рыхлят
почву, облегчая рост всходов древесных и кустарниковых пород, и способствуют их
распространению. Подсчеты показали, что муравьи среднего по величине гнезда за один день
уничтожают 15-20 тыс. различных вредителей. Чтобы добыть такое огромное количество
насекомых, малому пестрому дятлу потребовалось бы не менее трех недель, а большой синице
- целых два месяца! Вот почему в тех местах, где муравейников много, вредители не
успевают размножаться и наносить ощутимый урон лесу. Где
муравейников нет, их переселяют туда искусственным путем.
Один большой муравейник в сутки уничтожает: 6500
гусениц, 28 000 куколок,
2660 бабочек дубовой листовертки, 3500 гусениц сосновой совки.
Рабочие муравьи – за лето приносят: 3­8 млн. различных насекомых, около 20 ведер сладких

 Муравей сильнее слона, ведь он может поднять груз много больше своего веса.
 Муравьи способны отличать своих «братьев» от чужих,
благодаря запаху.
 Иногда запасы зерна у муравьёв могут доходить до 50 кг.
 В Южной Америке живут бродячие муравьи, они
передвигаются колоннами, сметая всё живое, что
встречается у них на пути, даже ящериц и змей, домашних
животных.
Вывод: Муравьи являются одними из самых загадочных и изучаемых насекомых на
земле.
IV.Заключение
Я очень много интересного узнала о муравьишках. Это очень дружные, трудолюбивые
насекомые и живут семьями в домах ­ муравейниках. Движутся муравьи по одним и тем же
дорожкам, ориентируясь по запаху. Муравьи – вечные строители и прекрасные санитары леса.
Моя гипотеза подтвердилась.
К моей работе подключились одноклассники. Мы с первого класса являемся членами
экологического клуба «Экос» и много добрых дел стараемся делать для сохранения природы
родного края. Перед нами встал вопрос: что мы можем сделать для муравейников и его
жителей? Мы решили лучше изучить жизнь муравьёв, написать стихи, загадки и задачи про
них. А так же позаботиться о муравейниках и муравьишках.
Муравейники, как и сами муравьи, нуждаются в защите. Нельзя беспокоить муравьев
и разорять их дом. Мы с ребятами хотим очистить территорию около муравейников от
завалов и мусора в близлежащем лесе. Оградить муравейники, чтобы люди видели, что эти
муравейники и их жильцы находятся под охраной. Муравьишки любят сладкое, поэтому мы
решили подкармливать их сахаром.
Литература:
1. Брем, А. Жизнь животных. [Текст]/ А. Брем. – М.: Изд­во Эксмо, 2004. – 960с.
2. Длусский, Г. М. Знакомьтесь: муравьи! [Текст]/ Г.М. Длусский, А.П.Букин ­ М.:
Агропромиздат, 1986. - С. 57­58,99­101.
3. Захаров, А. А. Муравей, семья, колония. [Текст]/ А. А. Захаров. ­ М.: Наука, 1978. ­
224 с.

4. Захаров, А.А. Экология муравьёв. Наука [Текст]/ А. А. Захаров ­ М.: Наука, 1981.
Мясников, В. «Операция «Муравей» [Текст]/ В. Мясников, Москва, «Просвещение»,
2000г.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение.

Тема исследования: Кто живёт в муравейнике.

Кто скажет, какие насекомые на земле самые многочисленные? Самые многочисленные- муравьи. Посмотрите на землю, и если вы только не в современном городе, всюду найдёте муравьёв: на севере, на юге, в горах, в низинах, на полях в лесу. Они разные: маленькие, едва заметные глазом, крупные - до сантиметра длиной, светло - жёлтые, коричневые, чёрные, рыжие, красные, с пятнышками и полосками.

Актуальность: общественная жизнь муравья очень сложна и интересна. Внимательное наблюдение за жизнью муравьёв не может не навести на мысль о поразительном сходстве общественной жизни человека и этих насекомых. Прежде всего, муравьи интересны своим сложным социальным поведением Каждый муравей выполняет свой, определенный вид работы. Их отношение к труду поражает. Муравьи - самые трудолюбивые существа в мире! Людям следовало бы почерпнуть многие положительные моменты из муравьиного поведения. Основным примером для подражания могла бы стать забота о своей семье.

Объектом исследования являетсярыжий лесной муравей.

Предметом исследований является наблюдение за муравьями в природных условиях.

Гипотеза: муравьи - общественные насекомые со сложным поведением.

Цель исследования: изучить и обосновать жизнь муравьёв.

Для достижения цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

    Познакомиться со справочной литературой.

    Изучить методику исследований.

    Провести практические наблюдения.

    Обобщить полученный материал.

    Сделать фото и видео репортаж о жизни муравьёв.

Методы исследования:

    изучить литературу

    совершить экскурсию в лес

    наблюдения и эксперименты с целью изучения поведения муравьёв

    анализ полученных результатов.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования можно использовать на уроках окружающего мира и классных часах.

Новизна для меня состоит в возможности узнать и научиться чему-то новому.

II.Основная часть.

1.Муравьи - древнейшие на Земле существа.

Однажды родители мне подарили коллекцию «Насекомые». Меня заинтересовал муравей. Мне захотелось узнать - как питаются, общаются, размножаются муравьи, где живут зимой? Поэтому я решил поближе познакомиться с жизнью лесного муравья-маленького обитателя нашего родного Пензенского края. Свою работу я начал летом, так как они в этот период более доступные для изучения. Летом я побывал в роли учёного-мирмеколога.

Из книжных источников, сети Интернет 1 я узнал интересный факт, что более двадцати пяти миллионов лет муравьи живут как общественные насекомые. Это доказали палеонтологи по находкам муравьёв (ничем не отличающихся от тех, что мы знаем) в окаменевшей смоле - янтаре.(рис.1)

Рисунок 1.

В мире известно около пятнадцати тысяч видов муравьёв, и каждый из них отличается не только строением тела, но и образом жизни. По подсчетам одного из наиболее уважаемых мирмекологов 2 мира Эдварда Уилсона, на Земле сегодня проживают от 1 до 10 квадриллионов особей муравьев отдельных муравьев. Невероятно, но факт - на каждого живущего человека приходится около миллиона этих созданий, а общая масса их примерно равняется общей массе всех людей.

Жизнь муравьёв очень сложна, их поведение зависит от массы разнообразных инстинктов. У муравьёв хорошо развита сигнализация, разделение труда, существует определённый распорядок жизни.

Вывод: муравьи - древнейшие животные, так как живут на Земле более 130 миллионов лет.

    Википе́дия — свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия.С; Алексеев В.А.300 вопросов и ответов о насекомых.-Ярославль: Академия развития, 2007.

    http://films.imhonet.ru/element/1195489/movie-online/Планета тайн (апрель, 2013г.), Мирмекология -наука о муравьях

2.Строение муравейника.

В лесной чаще, на опушках, в поле, на лугу, в перелесках, на берегу реки или ручейка, у больших и малых деревьев - везде-везде мы можем встретить муравейники. Стоят в лесу большие, видные издалека дома муравейников - прямо красавцы-небоскребы. Высота их более полутора метров, и во все стороны от муравейника расходятся дорожки, по которым снуют его жители - муравьи.

Как правило, муравейник сооружён из еловых иголок, листьев и мелких веток. Муравейник - это прекрасный, многоэтажный дом с множеством квартир, теплыми, уютными комнатами, со спальнями, с детскими комнатами, с кладовками, с мусоросборником и туалетом, с хорошей вентиляцией. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.

Притащили мелкие веточки, кусочки коры, крупной хвои. Сложили, укрепили землёй, смоченной слюной. И вот вырос высокий, закруглённый конус. Поэтому дождь, даже самый сильный ливень, не намочит муравейник, купол - круглый обтекаемый.Ливень даже укрепляет муравейник - хвоинки и веточки скрепляются землёй, глиной, словно цементом.(видеофрагмент 1)

Видеофрагмент 1

И ветер ничего не может сделать с муравейником - хвоинки лежат плотно. А чтобы они лучше проветривались и не гнили, муравьи « придумали» одну хитрость. Каждые четыре дня они снимают старые хвоинки и уносят внутрь муравейника. Вот так муравьи всё время перебирают крышу и оберегают её от плесени. Под крышей муравейника целый лабиринт переходов - коридоров, разветвлений, камер. Муравейник сплошь пористый, многоэтажный. Муравейники имеют и « подвалы»: ходы, переходы, камеры уходят в землю ещё на несколько «муравьиных» этажей. Чтобы попасть внутрь муравейника, сделаны специальные входы. Рыжие лесные муравьи живут большими семьями в муравейниках, которые состоят из надземной части и подземного гнезда. Вывод: Муравейник- очень сложное архитектурное сооружение в форме конуса, размер которого доходит до 2 - 2,5м высотой.

3.Жизнь в муравейнике.

Немногочисленные самцы, за редким исключением, не принимают участия в жизни колонии. Они остаются в гнезде до брачного лета, а после него оказываются бездомными и не способными о себе заботиться.

Они поднимаются на поверхность своего жилища и взлетают над ним. Это брачный полёт. После оплодотворения самки опускаются на землю, сбрасывают крылья и основывают новые гнёзда. Нередко молодые самки попадают в муравейники, из которых они вылетели.

Самцы после брачного полёта погибают.

Поздней осенью бурная жизнь муравейника замирает. Муравьи забираются в глубокие подземные камеры и там, сбившись в большой ком, впадают в оцепенение до весны (видеофрагмент 2).

Видеофрагмент 2.

Но на оттаявшей верхушке купола в апреле мы уже видим лениво ползающих муравьёв. На солнце они согреваются и накапливают тепло. Защищаются муравьи от врагов, выставляя вперед брюшко и меткими выстрелами муравьиной кислоты поражая неприятеля. Этот яд оказывает существенное действие на нервную систему, работу сердца и дыхание 3. Через три недели после использования кислоты содержимое ядовитой железы у муравьев полностью восстанавливается(рис.2).

Рисунок 2.

______________________________________________________________________________

Наблюдение

Эксперимент.

Гипотеза:

Муравьи используют для защиты муравейника муравьиную кислоту.

Я положил чистый носовой платок на муравейник, на поверхности которого много муравьёв (фото 1)

Вывод: для защиты муравейника муравьи используют муравьиную кислоту

4. «Профессии» муравьёв.

Любопытно, как муравьи приходят к пище. Один из муравьев - разведчик, нашедший кормовой объект, направляет другого - фуражира к пище.(фото 2, фото 3)

Наблюдение

Гипотеза:

муравьи информируют друг друга.

Фото 2. Фото 3.

Это может происходить различными способами: когда один из фуражиров пристраивается к разведчику и следует за ним до тех пор, пока тот не обнаружит корм или когда фуражиры с вершины гнезда наблюдают за тем, откуда разведчик принес добычу, и направляются туда же (видеофрагмент 3).

Вывод: Муравьи информируют друг друга, отличают жителей своего муравейника от обитателей чужого, используют для защиты муравейника муравьиную кислоту.

Видеофрагмент 3.

Фуражиры - не единственная «профессия» рабочих муравьев. В каждой семье существует разделение труда и каждая группа отвечает за выполнение своей работы. Солдаты (рис. 3), разведчики, наблюдатели на тропах, восстановители дорог после их разрушения, муравьи-няньки (рис.4) - это далеко не полный перечень муравьиных «профессий» .

Рисунок 3. Рисунок 4.

5.Роль муравьёв в экосистеме.

Муравьи известны как наиболее полезные насекомые, хотя, конечно, бесполезных для природы животных вообще не существует.

Муравьи разрыхляют почву, создавая условия для снабжения ее воздухом; ускоряют разложение растительных остатков и удобряют почву гумусом, уничтожают много насекомых-древоразрушителей, содействуя приросту древостоя. Листогрызущие насекомые составляют до 90% пищевого рациона муравьев. Кроме того, муравьи улучшают водный режим почвы и регулируют ее кислотность. Под муравейником обычно она более легкая и менее кислая из-за увеличения количества щелочных катионов.

Наблюдение

Летом я наблюдал, как муравьи охотятся, и пришёл к выводу: поедая различных насекомых муравьи защищают лес от возможных вредителей. (фото 4)

Вывод: понимая важность этих насекомых в сохранении экосистемы леса, люди должны охранять муравейники. Муравейники не должны гибнуть при вырубке леса, их не должны варварски разорять люди!

6. Почему надо охранять рыжего лесного муравья?

Защита леса от вредителей и болезней - очень важная экологическая задача. Наиболее экологически целесообразными методами борьбы с вредителями являются все меры по содержанию в нём леса в здоровом состоянии, по поддержанию в нём биологического равновесия 4.

Значение муравьёв в природе и жизни человека:

Участвуют в почвообразовательном процессе (рыхление, обогащение кислородом, удобряют, перемешивают).

Регулируют численность насекомых - вредителей леса (уничтожают личинки).

Муравьиная кислота является действенным средством против клещей.

Вывод: Муравьи - друзья леса. Мы должны защищать муравейники от разрушений. Рыжие лесные муравьи включены в «Красный список угрожаемых видов» международной Красной книги Всемирного союза охраны природы в статусе «близкие к переходу в группу угрожаемых».

IV.Заключение.

Мой проект назывался «Кто живёт в муравейнике». Цель, которую я себе поставил, мною достигнута. В результате проделанной работы, я научился:

1.Ставить перед собой цель и достигать её,

2.Планировать свои действия,

3.Находить информацию из разных источников, выбирать главное,

4.Вести наблюдения.

Кто же живёт в муравейнике? Я узнал о составе муравьиной семьи, о том, что несмотря на кажущийся хаос, в муравейнике царит строгий порядок: каждый муравей занят своим делом. У муравьёв есть свои «профессии», которые очень похожи на профессии людей. Также я узнал, как устроен муравейник внутри. Теперь я. В ходе работы над проектом, я понял исключительную роль этих насекомых в сохранении экосистемы леса. Ведь они являются естественными защитниками леса от вредителей и болезней. Моя гипотеза, выдвинутая вначале проекта полностью подтвердилась.

После изучения жизни муравьев я сделал макет муравейника(фото 5) и собрал интересный видео-материал и жизни муравьёв (Приложение №1).

III Практическое исследование.

Наблюдения

Наблюдение №1 «Размеры лесного муравья»

Я измерил и сделал вывод: рыжий лесной муравей имеет размеры тела от 4 мм до 9 мм

Наблюдение №2 «Муравейник - сложное архитектурное сооружение»

Побывав в лесу, я заметил, что строение муравейника в форме конуса, размер которого доходит до 2 - 2,5м высотой.

Наблюдение №3 «Расположение муравейника»

Я заметил, что муравейники не бывают одинаковыми, но всегда расположены с южной стороны дерева.

Наблюдение №4 «Строение муравейника»

Верхний слой муравейника - это покрытие из иголок и веточек, которые приносят муравьи-строители. Этот слой защищает жилище от непогоды.

Наблюдение №5 «Поведение лесного муравья осенью»

Поздней осенью бурная жизнь муравейника замирает. Муравьи забираются в подземные камеры и там, сбившись в большой ком, впадают в оцепенение до весны.

Эксперимент

Гипотеза

Эксперимент №1

Муравьи информируют друг друга:получив ценную информацию, фуражиры направились к тарелке, ориентируясь по запаху, оставленному разведчиком. И вскоре были у цели.

В тарелку я положил еду.

Гипотеза подтвердилась

Эксперимент №2

Муравьи отличают жителей своего муравейника от обитателей чужого.

В муравейник, за которым велось наблюдение, я пересадил муравья из другого муравейника.

Чужой муравей подвергся нападению со стороны хозяев.

Используемые ресурсы

    Алексеев В.А.300 вопросов и ответов о насекомых.-Ярославль: Академия развития, 2007.

    Длусский Г.М., Букин А.П. Знакомьтесь: муравьи! - М.: Агропромиздат, 2009.

    Захаров А.А. Муравей, семья, колония. - М.: Наука, 2008.

    Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра. Природоведение. - Ярославль: Академия развития, 2012.

    Халифман И.А. Операция «Лесные муравьи». - М.: Лесная промышленность, 2012.

    Хрестоматия для внеклассного чтения по курсу "Человек и мир". Автор-составитель В.М.Вдовиченко. - Мн.: ЧУП "Изд-во Юнипресс", 2004.

Другие источники информации

    http://www .floranimal.ru/familes/4810.htm/ Семейство Муравьи (сентябрь, 2014 г.)

    http://www.antclub.ru/muravi/ Antclub. Муравьи (сентябрь, 2014 г.)

    http://www.mirnasekomyh.ru/muravej.htm/ Мир насекомых (сентябрь,2014 г.)

    http://films.imhonet.ru/element/1195489/movie-online/Планета тайн (апрель, 2013г.)

    http://www.youtube.com/watch?v=xmtSKdnHBdoСкрытая жизнь муравьёв(июль,2009 г.)

Воробьева Татьяна Николаевна
Детская исследовательская работа «Огненные муравьи»

Предлагаю вашему вниманию детскую исследовательскую работу на тему «Огненные муравьи».

Территория, населенный пункт: Красноярский край, г. Сосновоборск.

Наименование образовательного учреждения: МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска.

Руководители: Грязева Е. С., мама; Воробьева Т. Н., воспитатель старшей группы "Лимончики".

Однажды мы с мамой смотрели передачу про насекомых на канале «Моя планета». В передаче рассказывали, что на планете существует свыше 8000 видов муравьев, и одни из самых опасных – это огненные муравьи. Мне стало интересно, кто такие огненные муравьи и чем они опасны? Мы решили это выяснить.

Цель работы: узнать, кто такие огненные муравьи.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Проанализировать источники по теме исследования.

2. Познакомиться с образом жизни огненных муравьев.

3. Узнать, чем опасны огненные муравьи.

Объект исследования: огненные муравьи.

Предмет исследования: образ жизни огненных муравьев.

Гипотеза: мы предположили, что огненные муравьи не только опасны, но и приносят пользу.

Для того чтобы узнать всё об огненных муравьях, мы с мамой решили посмотреть книги и воспользоваться сетью интернет и поискать информацию. И вот что мы узнали!

Внешний вид

Огненные муравьи – один из самых опасных в мире видов муравьев, обладающие сильным жалом и ядом, которые могут стать смертельно опасными для людей, страдающих от аллергии. Это сравнительно небольшие насекомые. Длина их тела колеблется от 2 до 6 миллиметров в зависимости от внешних условий обитания. Причем, в одном муравейнике могут встречаться как 6-ти миллиметровые, так и совсем крошечные муравьи, которые прекрасно уживаются. Тело состоит из трех основных частей: голова, грудь и брюшко. Окраска тела огненных муравьев весьма разнообразна, от черно-красного до бурого. Брюшко всегда темнее, нежели голова и грудь. Огненные муравьи, как и другие представители этого семейства, имеют шесть невероятно сильных и развитых ног.

Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.

Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям.

Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

Образ жизни

Огненные муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.

Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызла себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились.

Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.

Самые крупные муравьи живут в Африке.

Устройство муравейника

А еще огненные муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.

Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами.

Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной.

Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.

Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают.

В хлебном складе муравьи хранят зерна.

В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу.

Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях.

В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи.

Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым.

Чем опасны огненные муравьи?

Огненные муравьи не боятся ни человека, ни крупных животных. Для нападения на животное огненные муравьи собираются в большую группу и все вместе взбегают по ногам жертвы на ее тело. Затем муравьи впиваются в кожу с помощью своего ротового аппарата, а после вводят жало, которое в спокойном состоянии спрятано в брюшке. Посредством жала, каждый муравей вводит под кожу жертвы довольно большую дозу токсичного яда. В некоторых случаях животное умирает через несколько часов, если же в его тело попало небольшое количество яда, то смерть может и не наступить, но долгое время места укусов будут очень сильно гореть, причиняя нестерпимую боль.

Огненные муравьи довольно часто нападают на людей, чтобы защитить свой муравейник. Стоит человеку приблизиться к муравьиному дому, как из него тут же появляются полчища насекомых, которые быстро взбираются на тело и беспощадно жалят. По данным статистики, каждый год от укусов огненных муравьев умирает свыше тридцати человек.

Очень часто огненные муравьи устраивают свои гнезда в домах людей, в бытовых приборах, в мусорных баках и так далее. Никакие химические препараты не способны заставить муравьев покинуть обжитое место, поэтому в странах Южной Америки жителям деревень и небольших городов иногда приходится бросать свои дома и переезжать в другое место.

Польза огненных муравьев

Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их еще называют «санитарами леса».

Огненные муравьи поедают вредителей сельскохозяйственных культур: зерновых и бобовых; риса; сахарного тростника, т. д.

Но вреда от огненных муравьев все же больше.

Выводы

1. Мы прочитали интересные книги и поискали информацию в интернете. Теперь я знаю, что огненные муравьи – это один из самых опасных в мире видов муравьев, обладающие сильным жалом и ядом.

2. Познакомились с образом жизни огненных муравьев.

3. Узнали, чем опасны огненные муравьи и какая от них польза.

Наша гипотеза подтвердилась, огненные муравьи не только опасны, но и приносят пользу.

Список используемой литературы

1. Насекомые. Полная энциклопедия/Перевод с англ. М. Авдониной. – М. : Эксмо, 2007. – 256 с.

2. Журнал «Муравейник», №5, 2009г.

3. Интернет-источники.

Цель работы : защитить муравейники от разорения.

Характеристика проекта:

по доминирующей деятельности - социально- исследовательский, с элементами творческой деятельности воспитанников; по предметно-содержательной области - естественно-научный с использованием межпредметной интеграции (музыка, изобразительная деятельность); по характеру контактов между участниками проекта - межгрупповой; по продолжительности - долгосрочный (один месяц); вид презентации - сюжетно-ролевая игра: продукт - акция по защите муравейников, с созданием знака, информирующего о месте нахождения муравейников, информационных плакатов о пользе муравьёв и необходимости бережного отношения к ним.

Социально-исследовательские задачи :

  1. Узнать как можно больше о жизни муравьёв (провести наблюдения, эксперименты).
  2. Посвятить в тайны жизни муравьёв всех детей ДОУ.
  3. Организовать и провести акцию по защите муравейников.

Методы и средства исследования :

  1. Наблюдение.
  2. Эксперимент.
  3. Анализ.
  4. Обобщение.

Используемые средства:

1. Методическая, художественная, учебная литература.

2. Наглядные пособия кабинетов.

Оборудование: фильм о лесе, соответствующее оформление экологической тропы, муравейник, муравьи, маршрутные листы, карточки - источники информации; карточки, для организации сотрудничества в группах; материалы для конструирования муравьёв, муравейников, соответствующая художественная, научная литература; иллюстрации, музыкальное сопровождение, карточки-сигналы, творческие газеты воспитанников старших групп.

Предварительная работа (работа в системе мероприятий «Экологическая тропа»): беседы, игры, рассматривание иллюстраций, муляжей, разучивание стихов о природе, экскурсии, изготовление поделок.

Присутствующие: воспитанники подготовительной группы, педагоги ДОУ, родители воспитанников.

Ход занятия

35 минут

Организационный момент.

Занятия проходит в экологической зоне. На экране весенний лес. Дети отправляются в очередное путешествие по экологической тропе по маршрутным листам (лист определённого цвета, командир - «звёздочка». Остановка «Муравейник»).

Вводная часть.

Ведущий. Здравствуйте ребята, взрослые, гости. Сегодня мы продолжаем наше путешествие по экологической тропе. Много интересного мы узнали об осенних, зимних явлениях природы. Любовались красотой природы, учились охранять, приумножать её. И наконец-то на Ямал пришла весна! Какие изменения в природе вы заметили (перечисление)?

Муравей. (На тропу выскакивает с плачем муравей). Беда! Беда! Помогите! Спасите!

Ведущий. Кто это? Что случилось? Посмотрим?

Дети. (Подходят к муравейнику. Рассматривают). Муравейник разорён. Муравьи в беде. Они суетятся. Бегают вокруг своего жилища.

Ведущий. Как это могло произойти? Кто это сделал? (Строго, обращается к детям).

Дети. (В растерянности). Это не мы. Варианты ответов: Мы не знаем, как это случилось. Это - медведь. А кто мог ещё это сделать?

Основная часть.

Ведущий. Вам жалко муравьёв? Хотите узнать, как им помочь? Как их спасти?

Ведущий. Для этогонам нужно как можно больше узнать как можно больше о муравьях. Как это сделать? Составим план работы.

План работы (предлагают дети):

  1. Познакомиться с доступными источниками исследования:
  2. Подумать самостоятельно.
  3. Познакомиться с книгами совместно с воспитателем, родителями о том, что исследуешь (библиотека).
  4. Спросить у других людей (медицинский кабинет, детская творческая лаборатория, музыкальный зал, студия изобразительного искусства).
  5. Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования.
  6. Понаблюдать (экскурсия).
  7. Провести эксперимент.

Ведущий. Подумать самостоятельно. На какие вопросы мы бы хотели получить ответы? Что мы хотим узнать?

Теоретическая часть.

  1. Где вы живёте?
  2. Как строят муравьи свой муравейник?
  3. Как выглядят муравьи?
  4. Как устроена жизнь в большой муравьиной коммуне?
  5. Кто ваши друзья и кто враги? Интересные истории из жизни муравьёв.
  6. Какую пользу приносят муравьи?
  7. Муравьи, мы вас спасём.

Ведущий. А теперь разделимся на группы и продолжим практическую работу (темы определить по интересам, разделить детей при помощи цветных карточек - сигналов). Дети отправляются с руководителями для получения информации по интересам и приступают к работе (в библиотеку детского сада, медицинский кабинет, музыкальный зал, детскую творческую лабораторию, студию изобразительного искусства).

Практическая часть

1. Защита социально-исследовательского проекта.

В форме сюжетно-ролевой игры представляется итог исследовательского проекта «Жизнь Муравейника»: организуется акция по защите «Муравейника»,

  1. Выступление руководителей мини-групп (Приложение 1).
  2. Отчёт мини-групп о проделанной работе (рассказ о том, как возникла идея защиты муравьёв, какие были трудности в работе над проектом какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, как преодолевались трудности (с использованием фото- и видеоматериалов).
  3. Постановка вопросов слушателями. Ответы участников проекта.
  4. Организация акции по защите муравейника от разорения людьми (анализ всех способов защиты муравейника, предложенных детьми, совершенствование знака для защиты муравейников, создание плакатов - листовок по защите муравейников).

Примерная беседа:

Ведущий: Вы действительно много узнали о жизни муравьёв. Как вы считаете - есть нам людям у них чему поучиться? Чем мы можем им помочь?

Примерные ответы детей:

Не разорять муравейники. В лесу вести себя тихо. Рассказывать другим детям о пользе, которую муравьи приносят.

Предложения:

  1. Создать знак «Внимание, Муравейник», который предупреждает о нахождении в данном месте муравейников, запрещает близко подходить к ним.
  2. Обтянуть красными ленточками деревья, в знак того, что здесь есть муравейники, значит, необходимо быть осторожными и внимательными.
  3. Разработать информационные плакаты «Муравьи - силачи!», призывающие быть более внимательными в лесу, помнить лес - это дом животных и растений, и вести себя в нём нужно по человечески.

Результат социально-исследовательского проекта дошкольников оценивает экспертная группа, в составе заместителя заведующего по научно-экспериментальной работе, министра детского пресс-центра («Детский городок», представителя родительского комитета ДОУ).

Заключение (выводы):

Считаем, что мы узнали для себя много интересного о жизни муравьёв, смогли убедить ребят ДОУ, что разорять муравейники, да и вообще относиться к животным жестоко, нельзя. Надеемся, что изготовление предупредительных знаков по защите муравейников ещё раз заставит ребят задуматься о том, как важно дружить с природой, быть к ней добрее и ближе. Во время исследования мы приобрели важные умения, которые помогут нам самостоятельно приобретать новые знания. А ведь это так интересно! Мы уверены, что основную задачу своей работы мы выполнили - никто из детей, проживающих в нашем посёлке, а уж из взрослых тем более, не разорит муравейник, не обидит маленького труженика природы, самое сильное и в то же время, совершенно беззащитное, животное на свете - муравья. И ещё - во время работы мы многому научились у муравьёв, очень сдружились. Работу по наблюдению за муравейниками мы будем продолжать, и, быть может, нам удастся узнать что-нибудь ранее неизвестное, неизведанное.

Ирина Казьмина

Краткосрочный проект .

Цель : расширять знания об особенностях внешнего вида муравьёв , их жизненных проявлениях; вызвать интерес к окружающему миру.

Как возник этот проект ? На прогулке, дети, наблюдали как позеленела и подросла весенняя травка, как набухли почки и т. д., обнаружили муравейник с большими муравьями и заинтересовались . И вот идея!

Ход работы:

Загадываю детям загадку :

Он - работник настоящий,

Очень-очень работящий,

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей .)

Сладко пахнут сосновой смолой

Разогретые тёмные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи .

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и брёвна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встаёт на рассвете

Работящий лесной муравей .

Вопросы для детей :

1. Как выглядят муравьи ?

2. Чем питаются?

3. Как они передвигаются?

4. Как называется муравьиный дом ?

5. Из чего муравьи строят свой дом ?

6. Какие враги есть у муравьёв ?

7. Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравье вы знаете ?

8. Как готовятся муравьи к зиме ?

Просмотр картинок с изображением муравьёв .

В конце беседы, воспитанники предложили создать макет муравейника , чтобы был в "Нашем любимом огороде". Но тут возникла проблема, что муравьи могут съесть нашу рассаду. Дети стали рассуждать и решили поставить муравейник подальше от "огорода".

Работаем над "муравейником "

Цель : воспитывать интерес к природе, познакомить детей с новой техникой создания объёмных образов - папье-маше (лепкой из бумажной массы) .

Бумагу рвём на полосочки, затем вымачиваем её в подготовленной массе (вода перемешенная с клеем ПВА) и скатываем в маленькие шарики


И вот собрали "муравейник "

День второй :

Муравей самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщённое брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти , очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи - хищники , они истребляют множество насекомых. У них много врагов : птицы, медведь, муравьед .

Просмотр и чтение энциклопедии.

Практическая работа. Осматриваем наш "вчерашний муравейник " - ВЫСОХ (каждый потрогал, продолжаем работать. Окрашиваем муравейник чёрной акварельной краской со всех сторон и приступаем лепить муравьёв .

Цель : учить лепить мелких насекомых, передавая их характерные особенности строения и окраски.


Для усиков мы использовали проволоку для бисера.

Муравейник с муравьями готов .

В конце работы вспомнили пословицы :

Каков мастер - такова и работа.

Наскоро делать - переделывать.

Птицу узнают в полёте, человека - в работе.

Поскорей подрастай да к работе поспевай.

землю красит солнце, а человека труд.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Экологическая тропа. Станции «Зеленая аптека», «Фруктовый сад», «Ельник», «Муравейник» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА СТАНЦИЯ «Зеленая аптека».ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА СТАНЦИЯ «Зеленая аптека». Цель- развивать умение рационально использовать.

Настольная игра "муравьи в муравейнике "Правила настольной игры-ходилки 1. Поставьте фишки на «Старт». игра предназначена для трех игроков.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Свои первые шаги к будущей профессии дети.

В данной презентации представлены фотографии о ходе реализации проекта по здоровому образу жизни "В стране здоровья" для детей подготовительной.

В рамках родительского собрания " Экологическое воспитание в детском саду и дома" в нашей группе " Фантазёры" проведён необычный мастер-класс.

«Огород на подоконнике». Проект:«Огород на подоконнике» в средней группе "Островок". Актуальность проекта: проект направлен на обобщение.

gastroguru © 2017