Рецензия на исследовательскую работу о муравьях. Исследовательская работа "муравьи". О структуре муравьиной семьи

РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПРОЕКТОМ И ИССЛЕДОВАНИЕМ

В традиционных представлениях школьных учителей исследовательское обучение понимается как метод проектов. Многие учителя не видят разницы между исследованием и проектированием. Большинство затруднений обусловлено, прежде всего, непониманием природы как исследовательских, так и реферативных, экспериментальных и др. творческих работ учащихся. Учитель, как руководитель исследования, должен сам быть подготовленным и компетентным.

Постараемся ликвидировать этот пробел в компетенциях учителей. Итак, сначала обратимся к определениям.

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее НЕИЗВЕСТНЫМ решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций ПОСТАНОВКУ ПРОБЛЕМЫ, ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ ДАННОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ, ПОДБОР МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОВЛАДЕНИЕ ИМИ, СБОР СОБСТВЕННОГО МАТЕРИАЛА, ЕГО АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ, НАУЧНЫЙ КОММЕНТАРИЙ, СОБСТВЕННЫЕ ВЫВОДЫ . Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая ОБЩУЮ ЦЕЛЬ, СОГЛАСОВАННЫЕ МЕТОДЫ, СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОБЩЕГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Непременным условием проектной деятельности является наличие ЗАРАНЕЕ ВЫРАБОТАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНЕЧНОМ ПРОДУКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭТАПОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ВЫРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА, ДОСТУПНЫХ И ОПТИМАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАНИЕ ПЛАНА, ПРОГРАММ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА) И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА, ВКЛЮЧАЯ ЕГО ОСМЫСЛЕНИЕ И РЕФЛЕКСИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Оба определения показывают, что у исследования и проектов е сть общие черты. Но это не значит, что их можно использовать как синонимы. Вспомним наши рассуждения о педагогических технологиях: технология является таковой пока осуществляются все ее этапы. Если отсутствует или нарушается последовательность этапов, технология разрушается и перестает быть таковой. Итак, попробуем выделить общие черты этих РАЗНЫХ педагогических технологий.

К ОБЩИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ОТНОСЯТСЯ:

  1. общественно-значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности: как правило, результаты исследовательской, а в особенности, проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного использования
  2. структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты:
  • анализ актуальности данных работ;
  • целеполагание, формулировка задач, которые следует решить;
  • выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
  • планирование, определение последовательности и сроков этапов работ;
  • собственно проведение проектных работ или научного исследования;
  • оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
  • представление результатов работ в пригодном для использования виде;
  • проведение проектной и исследовательской деятельности требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации;
  • итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы, уяснение сущности творческой исследовательской или проектной работы.

СУЩЕСТВУЮТ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Любой проект направлен на получение вполне конкретного задуманного, замысленного разработчиком результата - продукта, обладающего определенной системой свойств, предназначенного для определенного конкретного использования. Тогда как в ходе научного исследования, как правило, организуется поиск в какой-то определенной области, и при этом на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, может быть, формулируются отдельные (далеко не все) характеристики итогов работ.

Реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление будущего продукта, разработчик предварительно проектирует в умственном плане результаты проектных работ и только после этого приступает собственно к исполнительному этапу деятельности. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Тогда как на начальных этапах исследовательской деятельности формулируется лишь гипотеза, то есть «научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно». Научная гипотеза выдвигается всегда в контексте развития данной области научных знаний, для решения какой-либо конкретной проблемы, следовательно, формулировка гипотезы всегда сопряжена с постановкой проблемы исследований. Осознание научной проблемы и ее формулировка значимый этап исследовательской деятельности. Итак, логика построения исследовательской деятельности требует, в обязательном порядке, формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Значимой особенностью исследовательской деятельности, существенно отличающей ее от проектной, является то, что научное исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам - в научной среде говорят: «отрицательный результат, тоже результат». То есть исследователь зачастую не может прогнозировать всех точных характеристик результата своей деятельности, часто не знает, всех сфер, где итоги его работы смогут найти свое практическое применение.

Проект направлен на практическое применение. В научном исследовании практическая значимость часто весьма опосредована, она не главное - важнее сам процесс исследования.

В исследовании не может быть разных видов деятельности - это строго научный жанр. Исследовательская работа должна быть написана в определенном жанре, и этот жанр - рассуждение. Ее композиция может строиться по-разному у разных исследователей, но этапы работы будут повторяться. В проекте же все будет зависеть от того жанра, к которому стремится автор. Cтатья может быть написана в жанре, например, - репортажа, соединять исследовательский и оформительский компоненты проекта. Таким образом, в проекте, как в едином целом, могут гармонично переплетаться очень разные направления деятельности.

Сравним основные этапы проведения научного исследования и проектных работ.

Научное исследование

Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности планируемых работ.

Формулировка замысла проекта:

  • Предварительное описание продукта проектных работ.
  • Его соответствие условиям будущего использования.
  • Осознание проблемы, существующей в данной научной сфере.
  • Формулировка гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы.

Формулировка целей:

  • на выполнение замысла проекта (очень конкретно)
  • на решение научной проблемы (большая степень свободы)

Интерпретация целей на языке задач:

  • получение конкретного продукта проектных работ
  • разностороннее научное исследование объекта изучения

Выбор методологического инструментария

В основном, специфические методы предметных областей, операции и приемы получения заданных свойств продукта проектной деятельности и т.д.

Включают весь методологический инструментарий: общенаучные методы, специфические методы, различные необходимые операции исследовательской деятельности

Проведение проектных или исследовательских работ

Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, поставленными целями и задачами, с использованием выбранного инструментария - получение конкретного продукта проектной деятельности.

Проведение научного исследования, направленного на решение существующей научной проблемы, экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования, решение задач, конкретизирующих цели исследования.

Оценка соответствия всех свойств продукта разработок замыслу проекта. Подготовка полученного продукта к его дальнейшему использованию: разработка рекомендаций и инструкций к использованию.

Уяснение, анализ, обработка результатов научного исследования. Оформление результатов исследования для их последующей презентации.

Проверка возможности использования полученного продукта в конкретных условиях.

Обсуждение полученных результатов научного исследования с компетентными лицами.

Практическое использование полученного продукта.

Прогноз дальнейшего развития научных исследований данного направления.

После такого сопоставления наглядно видно, что проект и исследование РАЗНЫЕ педагогические технологии, они состоят из разных этапов, разных продуктов деятельности и т.д.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ школьника - деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской задачи с заранее НЕИЗВЕСТНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ; есть ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, характерные для исследования в научной сфере. Главный РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЙ ТУ ИЛИ ИНУЮ ИСТИНУ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ В СТАНДАРТНОМ ВИДЕ. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определен характер языка, объем, структура.

ПРОЕКТ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учащихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ КОНКРЕТНОГО ОБЩЕГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРОДУКТА). НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - НАЛИЧИЕ ЗАРАНЕЕ ВЫРАБОТАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНЕЧНОМ ПРОДУКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Главная ее ценность - свершение, преобразование, поэтому все средства подчинены достижению результата. НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОЕКТА НЕОБХОДИМО РЕШАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ, ЧТОБЫ ПРОЕКТ БЫЛ РЕАЛЬНЫМ, НО ИССЛЕДОВАНИЕ ЗДЕСЬ ВЫПОЛНЯЕТ ЧИСТО ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ФУНКЦИИ.

Основные задачи исследователя - добросовестно и аккуратно провести научный поиск, получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию, сделать доступными для других специалистов, работающих в данной области. В противоположность исследовательской деятельности результат проектных работ всегда точно определен: трудно себе представить, чтобы проектировщик замыслил произвести автомобиль, а изготовил телефон…

Проект направлен на ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ . В научном исследовании ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЧАСТО ВЕСЬМА ОПОСРЕДОВАНА , она не главное - важнее сам процесс исследования.

В ИССЛЕДОВАНИИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ЭТО СТРОГО НАУЧНЫЙ ЖАНР . В ПРОЕКТЕ, КАК В ЕДИНОМ ЦЕЛОМ, МОГУТ ГАРМОНИЧНО ПЕРЕПЛЕТАТЬСЯ ОЧЕНЬ РАЗНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации". Проект – это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого- либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. Исследование Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи. 4


Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла. Цель исследовательской деятельности - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование. 5


Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы. 6


Основные этапы проектной деятельности: Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта; Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей; Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений; Подготовка и защита презентации; Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта. 7


Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы. Выдвижение гипотезы. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выбор методов и методики проведения исследования. Описание процесса исследования. Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов. 8


9


Проблема (противоречие, в котором ребенок не смог первоначально разобраться) Проблема (противоречие, в котором ребенок не смог первоначально разобраться) Объект (это название общего процесса, который надо исследовать, чтобы предложить решение проблемы). Объект (это название общего процесса, который надо исследовать, чтобы предложить решение проблемы). Цель (обозначение как процесса того, что в результате исследования хочу получить; Зачем буду исследовать, чтобы ….) Цель (обозначение как процесса того, что в результате исследования хочу получить; Зачем буду исследовать, чтобы ….) Гипотеза (формулирует то, что ребенок предполагает сделать в процессе исследования и с помощью каких методов, чтобы решить проблему; Если сделать так – то и так – то с помощью того – то и того – то, то можно получить то – то и то – то») Гипотеза (формулирует то, что ребенок предполагает сделать в процессе исследования и с помощью каких методов, чтобы решить проблему; Если сделать так – то и так – то с помощью того – то и того – то, то можно получить то – то и то – то») Предмет (это часть общего процесса, его аспект или ракурс) Предмет (это часть общего процесса, его аспект или ракурс) Задачи (определение этапов на пути достижения цели, что буду делать пошагово, чтобы достичь цели) Задачи (определение этапов на пути достижения цели, что буду делать пошагово, чтобы достичь цели) Методы исследования (как выполнить задачи? С помощью каких методов?) Методы исследования (как выполнить задачи? С помощью каких методов?)


Проект – это замысел, план, творчество по плану. Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата. Проектная деятельность всегда предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие. 11


Проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, не регламентированной какими-либо внешними установками, она более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации. При организации любой деятельности необходимо учитывать возрастные особенности школьников, создавать условия для их развития. 12


Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт. Для исследования он самоценен. Метод же проектов – это способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности (в т. ч. исследовательской). Таким образом, исследовательская деятельность учащихся может быть организована методом проектов. 13


14 Проектирование Исследование 1. Разработка и создание планируемого объекта или его определенного состояния 1. Не предполагает создание заранее планируемого объекта 2. Решение практической проблемы 2. Создание нового интеллектуального продукта 3. Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды 3. Процесс поиска неизвестного, получение нового знания


Реферативные – работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме. Пример: «Кто он, герой нашего времени?», «Какие способы сохранения мира использует современное человечество?», «Каковы современные представления о проблеме озоновых дыр?» 15


Натуралистические описания – работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления по определенной методике с фиксацией результата. При этом не выдвигается каких-либо гипотез и не делается попыток интерпретации результата. Пример: «Каковы параметры температуры воздуха, влажности и атмосферного давления в зимние месяцы в нашем населенном пункте?», «Сколько новых слов и каких встретилось в рассказе/статье..?», «Какие цвета представлены на флагах государств мира?» 16


Исследовательские – работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является неопределенность результата, который могут дать исследования. Пример: «Как голосуют на выборах жители N-ского муниципального образования и почему?», «Что определяет поступки героев литературного произведения?», «В чем заключаются особенности геологической истории реки..?» 17


Проектные – работы, связанные с планированием, достижением и описанием определенного результата (построением установки, нахождением какого-либо объекта и т.д.). Могут включать в себя этап исследования как способа достижения конечного результата. Пример: «Как сделать интересным школьный праздник?», «Почему школьные столы бывают неудобными?», Почему существует молодежная лексика?» 18


Экспериментальные – работы, которые написаны на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Пример: «Как зависит яркость свечения вольфрамовой проволоки от ее температуры?», «Каковы различия представлений моих сверстников о гражданском обществе в зависимости от их социальной активности?» 19


(нижеследующие показатели могут быть общими для всех) вопрос для исследования сформулирован, авторство указано; цель сформулирована; гипотеза сформулирована; задачи и ход исследования понятны; методы исследования ясны; эксперимент проведен (в зависимости от типа проекта); результаты получены; выводы сделаны; результат/выводы соответствуют поставленной цели; пути использования результатов предложены; использованные ресурсы указаны. 20

Отличие
проектной
деятельности от
исследовательско
ГБОУ РО Белокалитвинский
й.
М. Платова казачий
кадетский корпус
Учитель химии Кравцова
Н.Г.

По определению:
Проект ­ это "специально
Исследование понимается
организованный учителем и
самостоятельно выполняемый
детьми комплекс действий,
завершающихся созданием
продукта, состоящего из
объекта труда, изготовленного
в процессе проектирования, и
его представления в рамках
устной или письменной
презентации".
преимущественно как
процесс выработки новых
знаний, один из видов
познавательной
деятельности человека.
исследование не
предполагает создания
какого­нибудь заранее
планируемого объекта, даже
его модели или прототипа.

По цели:
Цель проектной
деятельности –
реализация проектного
замысла.
Цель
исследовательской
деятельности ­
уяснения сущности
явления, истины,
открытие новых
закономерностей и т.п.

По наличию гипотезы:
Проекты могут быть и
Исследование подразу
без исследования
(творческие,
социальные,
информационные).
мевает выдвижение
гипотез и теорий, их
экспериментальную и
теоретическую
проверку.

По этапам исследования:
Основные этапы проектной деятельности:
Определение темы проекта, поиск и анализ
проблемы, постановка цели проекта, выбор
названия проекта;
Обсуждение возможных вариантов
исследования, сравнение предполагаемых
стратегий, выбор способов, сбор и изучение
информации, определение формы продукта и
требований к продукту, составление плана
работы, распределение обязанностей;
Выполнение запланированных технологический
операций, внесение необходимых изменений;
Подготовка и защита презентации;
Анализ результатов выполнения проекта,
оценка качества выполнения проекта.
Этапы исследования:
Формулирование проблемы, обоснование
актуальности выбранной темы.
Выдвижение гипотезы.
Постановка цели и конкретных задач
исследования.
Определение объекта и предмета
исследования.
Выбор методов и методики проведения
исследования.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования.
Формулирование выводов и оценка
полученных результатов.

По продукту:
Проект – это замысел, план, творчество
Исследование – процесс выработки
по плану.
Проектирование может быть
представлено как последовательное
выполнение серии четко определенных,
алгоритмизированных шагов для
получения результата.
Проектная деятельность всегда
предполагает составление четкого
плана проводимых изысканий, требует
ясного формулирования и осознания
изучаемой проблемы, выработку
реальных гипотез, их проверку в
соответствии с четким планом и т.п.
новых знаний, истинное творчество.
Исследование ­ это поиск истины,
неизвестного, новых знаний. При
этом исследователь не всегда знает,
что принесет ему сделанное в ходе
исследования открытие.
Исследовательская
деятельность изначально должна
быть свободной, не
регламентированной какими­либо
внешними установками, она более
гибкая, в ней значительно больше
места для импровизации

Перечень приемов, способствующих развитию
исследовательских способностей

Исследовательские
способности
Умение видеть
проблемы
Умение выдвигать
гипотезы
Приемы
Посмотрите на мир чужими глазами
Продолжи рассказ
Составить рассказ от имени другого персонажа
Составить рассказ, используя данную концовку
Сколько значений у предмета?
Назовите как можно больше признаков предмета
Увидеть в другом свете и др.
Упражнения на обстоятельства
«Если бы …»
Найдите возможную причину события
«Что бы произошло, если бы волшебник
исполнил три самых главных желания каждого
человека на Земле?Умение высказывать
суждения, делать
умозаключения и
выводы
Умение создавать
тексты
Упражнения на развитие внимания и
наблюдательности
«Кто пропал?», «Найди отличия»
Мысленный эксперимент
Эксперименты с реальными объектами
Проверка правильности утверждений
Индуктивные и дедуктивные умозаключения
Умозаключения по аналогии
«Что на что похоже?», «Как люди смотрят на
мир».
Методика работы с текстом
Дом с колоннами
Кластеры и др.

МАОУ «Демиховский лицей» учитель математики Родкина Н.В.

Что выбрать:

проект или исследование ?

Исследовательскую работу часто справедливо называют исследовательским проектом. Точно так же и адекватное проектирование невозможно без исследовательских вмешательств. Отправные точки – сбор и анализ исходной информации для реализации проекта и оценка его возможных последствий. Очень важно уяснить учащимся разницу между проектом и исследованием, так как качество работы, выполненной в этих двух жанрах, оцениваются по разным критериям.

Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении. Целью является – определить, изучить, получить данные, так как результат исследования заранее известен.

Проект – направлен на создание того, чего ещё не существует и предполагает проектный замысел, который достигается в процессе его реализации. Целью является – создать, построить, достичь.

Любой проект направлен на решение конкретных технических, идеологических и других задач, поэтому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость. Как и в учебном исследовании, главным результатом учебного проектирования является возможность самостоятельно получить значимый результат.

Очень важно понимать разницу между тем, что делает школьник и тем, что делает учитель в процессе выполнения исследования или проекта.

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность

УЧИТЕЛЬ , смысл этой деятельности заключается в достижении главной цели образования – повышения качества образования учащегося.

УЧАЩИЙСЯ , личная мотивация связана с получением объективно новых знаний об объекте своего исследования.

Для ученика учебное исследование – это учебная задача, личная причастность к деятельности, ответственность за полученный результат и его представление. Для учителя учебное исследование – это творческий педагогический проект, где необходимо не только контролировать содержательную часть исследования, но и адаптировать процесс к конкретной личности учащегося.

Научная новизна и практическая значимость не могут быть критериями результативности учебного исследования, ими являются уровень освоения навыков и новых знаний в этой области. Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных или исследовательских работ, также различаются.

Умения и навыки,

получаемые учащимися при выполнении

проектных и исследовательских работ

ПРОЕКТ

ИССЛЕДОВАНИЕ

Умение продвигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать мешающие и тормозящие обстоятельства

Умение вдумчиво проверять результаты наблюдений и экспериментов, не подтверждающих заранее выдвинутую гипотезу

Умение максимально широко использовать и рекламировать результат проекта. Осознавать ценность полностью завершенного проекта.

Умение замечать, запоминать и следить за наблюдениями, понимая, что это материал для будущих исследований.

Оценивать успешность выполнения проекта по максимальному соответствию реальной и планировавшейся деятельности

Оценивать успешность выполнения исследования по степени достоверности полученных результатов.


Никто не утверждает, что исследование лучше проекта или наоборот. Каждый из этих жанров творчества имеет свои целевые установки и особенности, которые нужно хорошо понимать. В любом случае учащийся получит возможность научиться самостоятельно, задумывать, планировать и выполнять учебное исследование или учебные и социальные проекты, использовать догадку, озарение, интуицию, целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства, осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного исследования или проекта.

Источники:

    Исследовательская и проектная работа школьников, под редакцией А.В.Леонтовича, Москва, «ВАКО», 2014г.

    Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Основная школа. 2-е издание, Москва, «Просвещение», 2014г.

Исследование проводили в течение 6 месяцев: с 12.06.2017 до 11.02. 2018. Для исследования была использованы колония муравьев вида Сamponotus vagus , численностью около 50 рабочих особей и королевы. Колония была выращена от одной царицы (Приложение 9), помещенной в пробирку - инкубатор (Приложение 10). После чего, была распределена в акриловый формикарий.


Увлажнение подложек производили 2 раза в неделю, замену - 1 раз в две недели. Кормил колонию 1 раз в 3 дня. Рацион контрольных групп состоял из сахарного сиропа, кормовых насекомых и фруктов. Температура в лаборатории в среднем составляла 26°С днем и 24° С ночью. Влажность варьировалась от 40 до 60%. Муравейники были полностью изолированы от солнечных лучей.

В своём формикарии я провёл несколько наблюдений и экспериментов.

В процессе наблюдения за муравьями было определено различие в строении и размерах муравьёв различных каст: самок, самцов, воинов и рабочих особей. Самки, как было отмечено в литературных источниках, намного крупнее остальных. А воины намного крупнее рабочих.

Наблюдая за полным превращением муравьёв, были отмечены все стадии развития муравья: яйцо, личинка, куколка и имаго (Приложение 13).

По моим наблюдениям, одним из самых важных факторов, успешного содержания муравьев вида Сamponotus vagus дома - это качество первых особей. Поскольку муравьи обладают стратегией размножения, в популяции очень часто присутствуют нежизнеспособные или мало жизнеспособные особи. Этот факт обусловлен необходимостью приспособления к новым условиям окружающей среды и некоторыми другими эволюционными аспектами.

При получении новых колоний от оплодотворенных королев 3 из 10 не смогут произвести яйца, несмотря на гарантированное оплодотворение. Часть из тех, кто все же отложил яйца, не смогут вывести первых рабочих из-за нехватки запасенных питательных веществ. Это очень важный момент, поскольку муравьи сильно подвержены стрессу и в неопытных руках очень часто съедают отложенные яйца.

Малочисленную колонию муравьев рекомендую содержать в стеклянном инкубаторе, в котором поддерживается оптимальный уровень влажности. Рекомендую переселять муравьиную семью в формикарий по достижении не менее 30 рабочих. Если пересадить несостоявшуюся колонию, очень велика вероятность вымирания.

Сamponotus vagus возможно содержать в различных самодельных формикариях: гипсовых, гелевых, акриловых, деревянных и других. Самое важное для формикария - возможность поддерживать влажность и предотвращать заражение.


Никогда не ставить формикарий так, чтобы на него падали прямые солнечные лучи: это может вызвать гибель питомцев. Оптимальная температура 25°-28°С; при комнатной температуре они тоже смогут жить, но развитие будет идти медленнее. Немаловажна для муравьев и арена. Арена представляет собой замкнутое пространство, на которое животные выкидывают мусор, также именно на арену следует класть корм и ставить поилку.

Успешное содержание муравьиной колонии требует соблюдения правил ухода, в частности - кормления. Нужно правильно оценивать гастрономические предпочтения данного вида муравьев. В классическом понимании белковым кормом для муравьев служат кормовые насекомые мучные хрущики, дрозофилы. Насекомых можно заготавливать, летом и хранить в морозилке они очень долго хранятся, почти не теряя своих полезных качеств. К углеводным кормам относятся сахарный сироп, мед, фрукты.

Предлагаю памятку, которая будет полезна тем, кто уже приобрёл формикарий или только собирается это сделать.

Целью нашей исследовательской работы было, изучение строения, поведения муравьёв, образа жизни муравьиной семьи вида чёрный муравей-древоточец (лат.Componotus vagus), с целью создании благоприятных условий для жизни муравьев вне муравейника.

В ходе работы были изучены биологические особенности вида Componotus vagus, полное превращение муравья. Были отмечены все стадии развития муравья: яйцо, личинка, куколка и имаго.

При изучении литературы было выяснено, что вид чёрный муравей-древоточец (лат.Componotus vagus) муравьи, которые имеют интересную особенность - они хищники. Проведя наблюдения, было получено подтверждение данной информации.

В ходе данной научно-исследовательской работы было выяснено, что можно содержать муравьев вида Componotus vagus и влиять на их жизнедеятельность. Мы установили, что для того, чтобы увеличить численный состав колонии, нужно кормить муравьев белковым кормом, кормовыми насекомыми. Опытным путём были определены наиболее благоприятные условия для домашнего содержания муравьёв. Формикарий необходимо содержать в затемнённом месте, при температуре от +25°C до +28°C, подальше от сквозняков, и прямых солнечных лучей.

Практическая значимость исследования заключается в составлении рекомендаций по содержанию муравьёв в формикарии. Наблюдения за муравьями были обобщены в небольшую памятку, которая будет полезна тем, кто уже приобрёл формикарий или только собирается это сделать.

В своей работе я изучил жизнь муравьёв, их поведение в условиях формикария. Наблюдение за муравьями в формикарии увлекает, развивает любознательность, воспитывает гуманное отношение к животному миру. Больших материальных вложений он не требует. Времени на содержание тоже требуется очень мало. Жизнь этой маленькой цивилизации наполнена чередой увлекательных событий, которые в обычной жизни скрыты от нашего взора. Но благодаря формикарию, вы увидите:

  • процесс развития муравья от яйца до куколки, и как итог - рождение маленьких муравьев;
  • питание муравьев в деталях: муравьи не только едят сами, но и делятся пищей друг с другом (подобно тому, как птицы кормят новорожденных птенцов);
  • макромир, полный заботы и любви: муравьи не только ведут круглосуточный уход за яйцами и куколками, но также чистят и облизывают друг друга. Бактерицидные свойства слюны защищают их организм от внешних бактерий;
  • захватывающую охоту муравьев - хищники, питающиеся маленькими насекомыми. Поместив на арену насекомое, можно стать свидетелем настоящей охоты муравьев за добычей.

Меня очень привлекает этот удивительный мир муравьев. В ближайшем будущем я планирую приобрести другие интересные виды муравьев для их изучения, такие как муравьи - листорезы, муравьи - ткачи, муравьи кочевники.

Многие годы ученые пытаются найти внеземную жизнь. Однако очень мало людей знают, что у нас под ногами тысячи лет живет и развивается куда более многочисленная цивилизация, чем наша!

Список используемой литературы

  1. Бабенко В. Семейство муравьи. - ОНИКС 21 век, Москва, 2003
  2. Длусский Г.М., Букин А.П. Знакомьтесь: муравьи! – М.: Агропроиздат, 1986
  3. Сергеев Б. Муравей крупным планом//Юный натуралист, 1988
  4. Захаров А. А. Муравей, семья, колония, М.: Наука, 1978
  5. Биология: Энциклопедия / Под ред. М.С. Гилярова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.-864с.: ил.,30л. цв. ил.
  6. Жизнь животных. В 7-ми т./ Гл. ред. В.Е. Соколов. Т.
  7. Членистоногие: трилобиты, хелицеровые, трахейнодышащие. Ониховоры /Под ред. М.С. Гилярова, Ф.Н. Правдина.-2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1984.-463 с., ил., 32л. ил 3.
  8. Новый иллюстрированный словарь / Под ред. В. И. Бородулина, А. П. Горкина, А.А. Гусева, Н.М. Ланда и др.- М.:Большая Российская энциклопедия, 2005.- 912 с.: ил.
  9. Гребенников В.С. Тайны мира насекомых. - НОВОСИБИРСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, 1990.
  10. Муравьи. [Электронный ресурс].
  11. Муравьи-жнецы. [Электронный ресурс].
  12. Формикарии. [Электронный ресурс].
  13. Фотографии различных видов муравьев и интересные особенности их жизни. [Электронный ресурс].

Приложение

Приложение 1


Рис. 1. Муравей – древоточец

Приложение 2


Рис. 2. Строение муравья

Приложение 3


Рис. 3. Гнездо муравьёв - древоточцев

Приложение 4


Рис. 4. Цикл развития муравья

Приложение 5


Рис. 5. Семья муравья - древоточца

Приложение 6

Рис. 6. Гипсовый формикарий

Приложение 7


Рис. 7. Деревянный формикарий

Приложение 8


Рис. 8. Царица

Приложение 9


Рис. 9. Пробирка - инкубатор

Приложение 10


Рис. 10. Арена

Приложение 11

Памятка начинающему мирмикиперу (буклет)

Купить формикарий можно на различных сайтах. К муравьиной ферме будет прилагаться инструкция по уходу и содержанию муравейника.

Эту памятку я составил на основе своих наблюдений как приложение к данной инструкции.

1) Формикарий лучше всего поставить в затемнённое место.

2) Если дома жарко и температура выше 27°C, то лучше поставить формикарий около окна, и накрыть его тонированной пленкой.

3) Если в помещении холоднее +16°C, то лучше купить коврик с электроподогревом. Такие коврики продаются на сайтах, предлагающих муравьев и формикарии.

4) Прежде чем заселять муравьев формикарии, колонию муравьев рекомендую содержать в стеклянном инкубаторе, в котором поддерживается оптимальный уровень влажности. Переселять муравьиную семью в формикарий по достижении не менее 30 рабочих.

5) Основная пища муравьев - это сахарный сироп. Для прироста колонии в рацион стоит добавлять мелких насекомых.

6) Для увлажнения воздуха на сайтах предлагаются наногубки. Вместо неё можно самому сделать увлажнитель воздуха - поилку из шприца большого объёма. В нём необходимо вырезать отверстие, вложить вату или ватный диск и плотно утрамбовать. В сооружение налить воду, и поставить его вертикально, закрепив двухсторонним скотчем на стенке арены. Если высоты не хватает, то есть другой, более простой способ. Возьмите пробирку, в которой были муравьи, налейте воду и поместите вату так, чтобы она наполовину была в воде. А если у вас очень маленькая арена, и вам не подходит ни один из этих способов, то поместите ватный диск на дно арены и каждый день капайте на него немного воды.

Желаю удачи!

Приложение 12

Тест «Что мы знаем о муравьях? »

1.Что такое трофаоллаксис?

a) обмен пищей

b) обмен информацией

c) опознание соратника

2. Муравьи из отряда?

a) перепончатокрылые

b) членистоногих

c) чешуекрылых

3. Сооружение для содержания муравьёв - это?

a) террариум

b) формикарий

c) мукпари

4. Хорошее ли зрение у муравьев?

a) очень хорошее

b) не очень хорошее

c) отличное

5.Средняя продолжительность жизни муравьиной королевы?

a) 45-60 дней

c) 3-7 месяцев

6. Кто такие фуражиры?

a) муравьи повара

b) муравьи защитники

c) муравьи изгои

7. Наука, изучающая муравьев?

a) Мирмекология

b) Арахнология

gastroguru © 2017