Адамова голова растение. Мандрагора или адамова голова, свойства растения. Краткое описание мандрагоры лекарственной

.

Существовало поверье, что если освятить водой корень адамовой головы, собранный в день Ивана Купала , и положить на или под престол в церкви, а через сорок дней забрать себе, то можно увидеть нечистую силу , чтобы, например, украсть у лешего шапку-невидимку , как считали в Вологодской губернии . Считалось, что если дать выпить настой из это травы человеку, то он «обличит» «который человек порчен и кто портит» .

Также полагали, что адамова голова заживляет раны, облегчает роды, укрепляет мельничные запруды и внушает храбрость. В Пермской губернии его вместе с петровым крестом зашивали в ладанку , которую вешали на шею корове, чтобы защитить от чумы . В Нижегородской губернии адамову голову и петров крест, чтобы уберегтись от болезней, зашивали в рубаху по швам или обшивали крест. Охотники окуривали адамовой головой, собранной в день Ивана Купала и хранимой до Великого четверга , пули и силки .

Адамову голову в разных регионах описывали по-разному, соответственно её идентифицируют как:

См. также

Напишите отзыв о статье "Адамова голова (растение)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Адамова голова (растение)

– Да, это так, – нетерпеливо продолжал князь Василий, потирая лысину и опять с злобой придвигая к себе отодвинутый столик, – но, наконец…наконец дело в том, ты сама знаешь, что прошлою зимой граф написал завещание, по которому он всё имение, помимо прямых наследников и нас, отдавал Пьеру.
– Мало ли он писал завещаний! – спокойно сказала княжна. – Но Пьеру он не мог завещать. Пьер незаконный.
– Ma chere, – сказал вдруг князь Василий, прижав к себе столик, оживившись и начав говорить скорей, – но что, ежели письмо написано государю, и граф просит усыновить Пьера? Понимаешь, по заслугам графа его просьба будет уважена…
Княжна улыбнулась, как улыбаются люди, которые думают что знают дело больше, чем те, с кем разговаривают.
– Я тебе скажу больше, – продолжал князь Василий, хватая ее за руку, – письмо было написано, хотя и не отослано, и государь знал о нем. Вопрос только в том, уничтожено ли оно, или нет. Ежели нет, то как скоро всё кончится, – князь Василий вздохнул, давая этим понять, что он разумел под словами всё кончится, – и вскроют бумаги графа, завещание с письмом будет передано государю, и просьба его, наверно, будет уважена. Пьер, как законный сын, получит всё.
– А наша часть? – спросила княжна, иронически улыбаясь так, как будто всё, но только не это, могло случиться.
– Mais, ma pauvre Catiche, c"est clair, comme le jour. [Но, моя дорогая Катишь, это ясно, как день.] Он один тогда законный наследник всего, а вы не получите ни вот этого. Ты должна знать, моя милая, были ли написаны завещание и письмо, и уничтожены ли они. И ежели почему нибудь они забыты, то ты должна знать, где они, и найти их, потому что…
– Этого только недоставало! – перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. – Я женщина; по вашему мы все глупы; но я настолько знаю, что незаконный сын не может наследовать… Un batard, [Незаконный,] – прибавила она, полагая этим переводом окончательно показать князю его неосновательность.
– Как ты не понимаешь, наконец, Катишь! Ты так умна: как ты не понимаешь, – ежели граф написал письмо государю, в котором просит его признать сына законным, стало быть, Пьер уж будет не Пьер, а граф Безухой, и тогда он по завещанию получит всё? И ежели завещание с письмом не уничтожены, то тебе, кроме утешения, что ты была добродетельна et tout ce qui s"en suit, [и всего, что отсюда вытекает,] ничего не останется. Это верно.
– Я знаю, что завещание написано; но знаю тоже, что оно недействительно, и вы меня, кажется, считаете за совершенную дуру, mon cousin, – сказала княжна с тем выражением, с которым говорят женщины, полагающие, что они сказали нечто остроумное и оскорбительное.
– Милая ты моя княжна Катерина Семеновна, – нетерпеливо заговорил князь Василий. – Я пришел к тебе не за тем, чтобы пикироваться с тобой, а за тем, чтобы как с родной, хорошею, доброю, истинною родной, поговорить о твоих же интересах. Я тебе говорю десятый раз, что ежели письмо к государю и завещание в пользу Пьера есть в бумагах графа, то ты, моя голубушка, и с сестрами, не наследница. Ежели ты мне не веришь, то поверь людям знающим: я сейчас говорил с Дмитрием Онуфриичем (это был адвокат дома), он то же сказал. Адамова голова Адамова глава - по русским поверьям - волшебная трава. В.И. Даль идентифицирует это растение (не отмечая его магические свойства) как мандрагору или черный осот Centaurea scabiosa.

В некоторых травниках "адамова голова" именуется "царь во всех травах". Согласно древним травникам, "трава адамова голова... растет возле сильных раменских болот, а растет кустиками по 8, по 6, по 9 и по 12 в листе ростом в пядь, цвет багров, кругленький, а расцветает вельми хорошо - кувшинцы всяким видом". Как и другие чудесные травы, "адамову голову", по мнению знахарей, следовало собирать с крестом и молитвой: "И ту траву рвать с крестом Господним и говорить: Отче Наш, помилуй мя Боже...".

Траву "адамова голова" издавна использовали как оберег и лекарство от многих болезней. Отвар из нее в некоторых местах давали пить людям, на которых наслали порчу, а также беременным женщинам, которым пришло время родить (чтобы облегчить роды).Ее использовали как присыпку на раны: "А когда кто ранен или сечей - приложи к ране, в три дня заживет". В Нижегородской губ. "адамову голову" вместе с корнем травы "петров крест" зашивали в рубашку по швам и особенно в воротник, а также привязывали эти травы к нательному кресту, почитая это универсальным средством от всякой болезни. В Пермской губ. "адамову голову" вместе с "петровым крестом" зашивали в ладанку вместе с травой и вешали коровам на шею "в предостережение от чумы".

Согласно поверьям разных мест, трава "адамова голова" внушает храбрость и избавляет от страха высоты: "кто хочет высоко лазить - с ней ужаса нет и земля кажется близко". Собранной в Иванов день и тайком сохраняемой до Великого четверга "адамовой головой" охотники окуривали свое охотничье снаряжение (силки, сети и ружья с пулями), полагая, что после этого оно будет надежно защищено от порчи и никакая добыча не уйдет от охотника. В некоторых местах "адамову голову" использовали и при строительстве плотин и мельниц: ее клали "на подушку к запруде", полагая, что после этого "запруда во веки нерушима будет".

Помимо этого, траву "адамову голову" в народе применяли для того, чтобы получить определенную власть над нечистыми духами. Крестьяне верили, что человек, желающий видеть всю "отпадшую силу", должен настоять корень этой травы на освященной воде и пить полученный настой, а также положить траву "адамову голову" в церкви под престол и оставить ее там на сорок дней, после чего она, по народному убеждению, приобретет такую чудодейственную силу, что если ее держать в руке, то можно видеть дьявола, чертей или бесов: "А кто хощет дьявола видеть или еретика, и тот корень возьми водой освяти, и положи на престол и незамай 40 дней и те дни пройдут носи при себе - узриши водяных и воздушных демонов. А воду хощеши держать или мельницы ставить - держи при себе".

При этом в некоторых местах такой обряд освящения советовали проделывать не над травой, а над цветком "адамовой головы", зацветающим к Иванову дню: его клали на 40 дней под престол, полагая, что если после этого взять его в руку, то можно увидеть разных нечистых духов: "тогда можно сорвать с лешего шапку (т.е. шапку-невидимку, которой, по поверьям, обладают нечистые духи - леший, банник и пр.), надеть на себя и станешь так же невидим, как и леший".

"Царь всех трав" - так почтительно называли растение под названием Адамова голова или мандрагора, как величали её в Западной Европе. Рассказывали, что "кто хочет видеть еретика или дьявола, тот возьми корень мандрагоры, освяти и положи на престол в храме. Через сорок дней возьми и носи при себе - узнаешь водяных и воздушных демонов. А когда кто ранен - приложи к ране, и тотчас всё заживёт".

В магическое действие Адамовой головы на Руси верили в основном охотники. Перед походом в лес на охоту полагалось окуривать листьями растения охотничье снаряжение, и оно приобретало силу и удачливость. И в этот день охота всегда была хорошей, особенно на диких уток.
Согласно поверьям, искать мандрагору нужно с особой осторожностью. Необходимо было повернуться лицом к западу, очертить три раза ножом место, где ищешь растение. Затем привязать Адамову голову к хвосту черной собаки и заставить её выдернуть корень. При этом в момент выдергивания раздавался страшный крик. Если пытаться самому вырвать растение без собаки, то погибель неминуема.

Адамова голова, по словам И. П. Сахарова, «находится в большом уважении у поселян. Чародеи сбирают ее в Иванов день и хранят скрытно до Великого четверга. По народному понятию, чародейская сила адамовой головы простирается только на уток. Охотники, получившие эту траву из рук записного чародея, окуривают все снаряды, употребляемые ими при ловле уток, в Великий четверток».

Тирлич или Ведьмино зелье - это трава, которую считают бесовской. Накануне праздника Ивана Купалы ведьмы и колдуньи отправляются на Лысую горы собирать тирлич-траву. Из травы выжимают сок, которым ведьмы смазывают себе руки и ноги. Это помогает при совершении чар. Кто полностью натрётся травой, тот становится оборотнем и может превратиться в кого угодно. Если простой крестьянин найдёт эту траву и будет делать то же самое, то сможет общаться с ведьмами и вурдалаками. Зная это, колдуньи стараются оградить те места, где растёт тирлич от простых людей, всячески сбивая их с пути.

Адамова голова, адамова борода, адамова кость, адамово ребро, адамовщина - растения и предметы необычной формы, наделяемые целебной или сверхъестественной силой.

В представлениях об адамовщине грань между ее реальными и фантастическими свойствами трудноуловима: у народа многое необычайное в природе, «напоминающее формы человека», «равно как и все то, что относится до отдаленных времен, носит название адамова или адамовщины. Ядовитое растение Actaea spicata L., самое употребительное средство от всех почти болезней в Вятской губернии, именуется адамовым ребром. Мячики синие (Echinops Ritro L.) зовутся в Пермской губернии адамовой головой. Растение это зашивают в ладанку вместе с петровым крестом (трава, по виду похожая на крест) и вешают коровам на шею в предостережении от чумы. В Нижегородской губернии универсальным средством от всякой болезни считается такое наставление: взять корень петрова креста и травы адамовой головы, зашить в рубашку по швам и особенно на воротник или навязать на крест» <Демич, 1899>.

Описание травы адамовой головы неизменно встречаем в старинных травниках, где она именуется «царь во всех травах»: «Есть трава адамова голова, растет возле сильных раменских болот, а растет кустиками по 8, по 6, по 9 и по 12, в листе ростом в пядь, цвет багров, кругленький, а расцветает вельми хорошо - кувшинцы всяким видом. И ту траву рвать с крестом Господним и говорить: Отче Наш, помилуй мя Боже. <…> И принеси ту траву в дом свой, который человек порчен и кто портит дай пить и того обличит. А кто хощет дьявола видеть или еретика, и тот корень возьми водой освяти, и положи на престол (церковный. - М. В.) и незамай 40 дней и те дни пройдут носи при себе - узриши водяных и воздушных демонов. А воду хощеши держать или мельницы ставить - держи при себе. <…> А когда кто ранен или сечен - приложи к ране, в три дня заживет».

На Вологодчине адамову голову описывали немного иначе: «…растет кустиками в локоток по 3 и 5 и 12 ростом в колено, цвет рудожелт, красен, как головка с ротком». Трава эта облегчает роды, укрепляет мельничные запруды, внушает храбрость, помогает в колдовстве: цветок адамова голова (Cypripedium calceolus из семейства орхидей), расцветающий к Иванову дню (7 июля), нужно «положить в церкви под престол, чтобы он пролежал там 40 дней». После чего цветок «получает такую чудодейственную силу, что если держать его в руке, то будешь видеть Дьявола, чертей, леших, словом - всю "отпадщую" силу. Тогда можно сорвать с лешего шапку, надеть на себя и станешь так же невидим, как и леший» (Волог.) <Иваницкий, 1890>.

Собранной в Иванов день и скрытно сохраняемой до Великого четверга адамовой головой охотники окуривали пули для более удачной ловли диких уток.

Адамовой головой называли также «мертвую голову», т. е. череп.

Адамова борода - растение Asclepia, у которого «корень с бородою». По сообщению В. Даля, адамовщина (адамова кость) (Арх., Сиб.) - ископаемые дерево и кость. В неокаменевшем виде они могут называться «ноевщиной» <Даль, 1880>.

Адамовы дети - нечистая сила; домовые, лешие и т. п.

«Атчаво ета лисавыи завялись, вадяныи, палявыи, дамавыи? Ета ат дятей Адамовых, что он посовестился Богу показать за тым, что яго жонка целую араву нарадила» (Смол.).

Название восходит к апокрифической легенде о детях Адама и Евы, появившихся на свет после грехопадения: «Показать их всех на свет Божий Адаму было стыдно, и потому он скрыл их в избе, в бане, в риге, в лесу и в воде, а Бог за эту скрытность сделал так, чтобы дети праотца навсегда и остались в местах сокрытия, где живут, размножаясь подобно людям» (Олон.).

В Смоленской губернии рассказывали, что Ева посоветовала Адаму, прежде чем идти к Богу, спрятать часть детей в камышах: «Как шел Адам от Бога, думаить: "Дай зайду, вазьму сваих дятей у камыши!"

А их ужу там и звания нет, - паложим сабе яны не пропали, а зделались силый темный: хазяевами па дамам, лясавыми па лесам, вадяными па дамам - иде которыму Бог жить произвел».

В названии «Адамовы дети» народное переосмысление библейского повествования объединилось с представлениями крестьян о сонме нечистых (домовых, леших, банников) как об особых, «потаенных людях», предках, покойниках. Они связаны разнообразными (родственными, договорными и т. п.) отношениями с теми сверхъестественными силами и существами, которые, согласно еще дохристианским верованиям, наполняют весь мир - землю, воды, леса.

В. Даль дополняет, что Адамовы детки - «все люди в смысле грешников» <Даль, 1880>.

Власова Марина. Энциклопедия русских суеверий


Официнальное применение

Лекарственное растение адамова голова (мужской корень; покрик; мандрагор; сонное зелье) растет в южной и средней полосе России, в тенистых местах.

Свойства корня адамовой головы ядовитые, зависящие от усыпительного острого начала; запах свежего корня неприятный, снотворный. Вкус горьковатый, тошнотворный; коренной коры: острый. При сушении острота значительно ослабевает.

Корень адамовой головы дают в малых дозах: для утоления болей и перехода ко сну, особенно в судорожных проявлениях, истерике, ломоте и меланхолии. Снаружи часто употребляется корень истолченный мелко и смешанный с медом; а также распарив в молоке, корень адамовой головы прикладывают в виде катаплазмы, для разведения скуловых опухолей (parotides), шейных золотушных скирных затвердений, тугих паховиков и венерической окреплости ядер. Свежие растертые листья адамовой головы тоже служат болеутолительной и разводящей катаплазмой.

Внутрь корень адамовой головы дается в наливках, весьма небольшими приемами, полагая 20 гран сухого толченого корня на 10 унций кипячей воды, и настояв ½ часа, процеженную наливку дают по столовой ложке, несколько раз в день. В порошке принятый от 2 - 3 гран, производит усыпительное действие. Для укрощения жестокой ломоты и подагрической боли корень адамовой головы дают от 1 - 4 гран в день, перемешанной с медом.

«... Говори, высчитывай, какие есть чародейные травы? Да говори же, колдун! - ... Всякие есть травы. Есть колюка-трава, сбирается в Петров пост. Обкуришь ею стрелу, промаху не дашь. Есть тирлич-трава, на Лысой горе под Киевом растет. Кто ее носит на себе, на того ввек царского гнева не будет. Есть еще плакун-трава, вырежешь из корня крест да повесишь на шею, все тебя будут как огня бояться!.. Есть еще адамова голова, коло болот растет, разрешает роды и подарки приносит. Есть голубец болотный; коли хочешь идти на медведя, выпей взвару голубца, и никакой медведь тебя не тронет. Есть ревенка-трава; когда станешь из земли выдергивать, она стонет и ревет, словно человек, а наденешь на себя, никогда в воде не утонешь.
- А боле нет других?
- Как не быть, батюшка, есть еще кочедыжник, или папоротник; кому удастся сорвать цвет его, тот всеми кладами владеет. Есть иван-да-марья; кто знает, как за нее взяться, тот на первой кляче от лучшего коня удерет.
- А такой травы, чтобы молодушка полюбила постылого, не знаешь? Мельник замялся.
- Не знаю, батюшка, не гневайся, родимый, видит бог, не знаю!
- А такой, чтобы любовь свою перемочь, не знаешь?
- И такой не знаю, батюшка; а вот есть разрыв-трава: когда дотронешься ею до замка али до двери железной, так и разорвет на куски!
- Пропадай ты со своими травами! - гневно сказал Вяземский и устремил мрачный взор свой на мельника».

А. К. Толстой. «Князь Серебряный»

Сказания о добрых и злых растениях пришли к нам из седой старины. Сколько о них сложено легенд, песен и рассказов! Добрые травы ласково называли травушка-муравушка, трава шелковая, а злые прозвали лихими, лютыми кореньями, бесовскими отравами. Особенно почитались растения-целители, с помощью которых врачевали от различных недугов и хвороб. Знахари считались людьми особыми, ведунами, которые знали секреты, недоступные простым жителям и могли общаться с "нездешними существами". Чародеи-целители крепко хранили свои врачебные секреты, из уст в уста передавали свои знания только доверенным лицам, посвящая их в тайны общения с потусторонними силами, которые, якобы, помогали им при лечении травами.

До наших дней дошли повествования о девяти волшебных травах, с помощью которых можно совершать чудеса. Это плакун-трава, цветущий папоротник, разрыв-трава, тирлич, одолень-трава, Адамова голова, орлихин, прикрыш и нечуй-ветер.

Плакун-трава издавна пользовалась во всех деревнях уважением и страхом. Считали, что эта трава обладает удивительной силой: приводит к смирению нечистых духов, изгоняет колдунов и кикимор, заставляет плакать бесов и демонов. Чародеи собирают плакун-траву в Иванов день на утренней заре и только руками, не использую никаких орудий. Важно было найти корень и цветы. Нашедший траву должен произнести заклинание: " Плакун, плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало, не кати твои слёзы по чистому полю, не разноси твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, старым ведьмам. А не дадут тебе покорища, утопи их в слезах, а убегут от твоего позорища, замкни в ямы преисподние. Будь мне слово крепко и твердо. Век веков!".


Современное название плакун-травы дербенник иволистый. Растёт она по берегам рек и озёров и не имеет особых медицинских свойств. Но в поверьях плакун-трава - всем травам мати. Знахари делали из неё порошки и настойки, которые помогали от многих болезней. Принимали траву даже от тоски и депрессии, говоря современным языком. И ведь помогало! Старинный травник гласит: "Плакун-трава добра, держи её в чистоте, давай скоту, который вертится или которые ребята не спят, клади в головы, а крест из неё вырезать и носить при себе зело добро".

Папоротник или Перунов огнецвет пожалуй самое знаменитое растение, окутанное тайнами и легендами. На Руси всегда собирали целебные растения в день Аграфены-купальницы (6 июля по новому стилю), когда устанавливается жаркая погода. Ворожеи называли этот день "Агрофены - злые коренья", поскольку из этих кореньев изготовляли сильнодействующие снадобья, от которых нередко больные умирали. Знахари почитали этот день ещё и потому, что за ним стоял праздник Ивана Купалы - время сбора волшебных трав. Иванова ночь - особенная, только в полночь совершаются самые невероятные чудеса. Колдуны и ворожеи в это время собирали много разных чудесных трав. Но самое главное чудо - это цветение папоротника или Перунова огнецвета.

Происходит это так. Сначала между листями поднимается святящий огонёк. Он движется, прыгает и даже щебечет. В полночь почка папоротника с треском раскрывается и появляется огненный цветок, который озаряет всё вокруг. При этом раздаётся гром и дрожит земля.

Тот, кому посчастливилось найти и сорвать цветок, должен бежать домой, не оглядываясь, несмотря на то, что его с воем и гиканьем, преследуют черти и демоны. Если обернуться, то пропадёшь. Бесы нагонят, утащат в болото и там утопят. Тот, кто преодолел все напасти и благополучно донёс цветок до дома, станет обладать всеми тайнами и чарами. Папоротник, по народному поверью, очень полезен тем, кто желает быть умным, богатым и удачливым. Обладатель цветка может с его помощью быстро находить клады, делаться невидимым, иметь власть над чертями и домовыми. Вера в чудесную силу папоротника жива до сих пор, особенно в сельской местности.

Разрыв-трава по преданию встречается крайне редко. О ней всегда мечтали воры и кладоискатели, ведь она обладает свойством разрывать запоры и решетки тюрем, срывать любые замки. Называли её и скакун и прыгун-травой, как так цветок будто бы в Иванову ночь скачет и прыгает.

Рассказывали, что в старину разбойники зарывали свои клады под землю и запирали их на огромные железные замки, а ключи бросали в реки. Даже тот, кто находил такой клад, не мог открыть его, так как сокровища сторожила нечистая сила, которая не позволяла совладать с железными запорами. И только обладатель разрыв-травы может отпирать заговорённые клады.


Считается, что разрыв-травой называли бальзамин обыкновенный, однако это не совсем корректно, поскольку не каждый бальзамин, который растет в природе, будет той самой разрыв-травой.

Найти разрыв-траву сложно, но можно сделать это и случайно. Если в Иванову ночь косить траву и коса переломится, то значит, наткнулся на разрыв-траву. Но существует и другой способ отыскания травы. Для этого разыскивают гнездо черепахи и ждут, когда черепаха выйдет из гнезда и отползёт в сторону. Тут же не медля, гнездо огораживают железными гвоздями, вколотив их в землю так, чтобы черепаха не смогла проникнуть в своё жилище. Затем надо спрятаться и ждать. Когда черепаха возвратится и увидит, что гнездо закрыто, тогда она удаляется на некоторое время, а затем возвращается обратно. Во рту у неё можно видеть кусочки травы. Черепаха подходит к железному забору, дотрагивается до него травой, и происходит чудо. Все железные гвозди ломаются и разлетаются прочь. Таким образом, проход становится свободным. Теперь нужно забрать траву у черепахи и скорее бежать с этого места. А дальше каждый использует разрыв-траву по своему усмотрению, причём свойства травы действуют только один сезон. На следующий год надо снова находить свежую траву.

Духи ночные произвели на свет чудодейную разрыв-траву. Сила ее разрушает крепчайшее железо. Прикосночнеие ею к мечу изломает его в куски. Она скрывается от ока человеческого во глубине непроходимых лесов: стерегут ее вечно по два змея, которые на день и на ночь сменяются.
Н.И.Лажечников "Басурман"

У древних славян имелся миф, связанный с разрыв-травой. Согласно ему, молодой воин, отставший от своей рати, шел уставший по опушке леса. На улице стояла осень. Вдруг внимание юноши привлекло шипение множества змей, которые ползли в сторону горы, брали на язык травинку, касались ею скалы – она открывалась, и заползали внутрь. Тогда удивленный воин тоже сорвал эту травинку. Он почувствовал острую боль в пальце, но стерпел и коснулся камня. Скала расступилась, и юноша оказался внутри пещеры. Вокруг повсюду было золото и серебро, сверкали драгоценности. В самом центре пещеры стоял золотой престол, на котором восседала огромная змея. Вокруг нее, свернувшись в клубки, крепко спали змеи. Тогда юноша стал гулять по пещере, отложив в сторону меч, лук и щит, трогал золотые слитки, пересыпал монеты и драгоценные камни, совсем забыв о времени. Вдруг он услышал, что змеи проснулись и заговорили. Они переспрашивали друг у другу: «Не пора ли нам?». Тут главная змея сказала: «Теперь пора!» – сползла с престола, и все поползли вон из пещеры. Воин, испугавшись, что останется здесь навсегда, кинулся за ними. Едва успев выскочить, он от неожиданности опешил - на опушке стояла весна. Юноша понял, что всю зиму он провел внутри пещеры и стал ругать себя за то, что не взял с собой ни монет, ни золота, ни камней, да еще и оставил свое вооружение там. Расстроенный, он побрел по опушке и вдруг увидел, что к нему скачет толпа всадников, занося мечи над головой юноши. Ему оставалось только выставить вперед руки, и неожиданно из его пальца вырвалось пламя, которое поразило врага. Всадник упал на землю без дыхания. Остальные, увидев такой исход событий, испугались, развернули коней и помчались прочь.

Молодой воин догадался, что поразил врага он именно тем пальцем, которым порезался о травинку. Тогда-то юноша и понял, что он унес самое главное сокровище, сделавшее его непобедимым.

Одолень-трава пользовалась уважением и почитанием в народе. Она обладает даром охранять людей в дороге от разных бед и сатанинских наветов. Её носили с собой как амулет. Перед дорогой обязательно говорили: " Еду я в чистом поле, а в чистом поле растёт одолень-трава. Одолень-трава! Не я тебя поливал, не я тебя породил, породила тебя мать-сыра земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы - самокрутки. Одолей ты злых людей, лиха бы на нас не думали, скверного не мыслили. Отгони ты чародея, ябедника. Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса тёмные. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, во всем пути и во всей дороженьке".


Одолень-трава - это кувшинка, водяная лилия. Было и другое название у неё - русалочий цветок.

Знахари использовали это растения как средство от зубной боли и для успокоений нервов. Считалось, что если дать корень одолень-травы своему недругу, то тот не сможет ничего против тебя сделать. А если пастух пожуёт такой корень, то его стадо никогда не потеряется и само найдёт пастуха в случае его исчезновения или отлучки. Молодые ребята в деревне, когда шли на свидание к девушке всегда брали с собой одолень-траву, которая придавала огромную мужскую силу и способность обворожить свою возлюбленную.

"Царь всех трав" - так почтительно называли растение под названием Адамова голова или мандрагора, как величали её в Западной Европе. Рассказывали, что "кто хочет видеть еретика или дьявола, тот возьми корень мандрагоры, освяти и положи на престол в храме. Через сорок дней возьми и носи при себе - узнаешь водяных и воздушных демонов. А когда кто ранен - приложи к ране, и тотчас всё заживёт".


В магическое действие Адамовой головы на Руси верили в основном охотники. Перед походом в лес на охоту полагалось окуривать листьями растения охотничье снаряжение, и оно приобретало силу и удачливость. И в этот день охота всегда была хорошей, особенно на диких уток.
Согласно поверьям, искать мандрагору нужно с особой осторожностью. Необходимо было повернуться лицом к западу, очертить три раза ножом место, где ищешь растение. Затем привязать Адамову голову к хвосту черной собаки и заставить её выдернуть корень. При этом в момент выдергивания раздавался страшный крик. Если пытаться самому вырвать растение без собаки, то погибель неминуема.

Тирлич или Ведьмино зелье - это трава, которую считают бесовской. Накануне праздника Ивана Купалы ведьмы и колдуньи отправляются на Лысую горы собирать тирлич-траву. Из травы выжимают сок, которым ведьмы смазывают себе руки и ноги. Это помогает при совершении чар. Кто полностью натрётся травой, тот становится оборотнем и может превратиться в кого угодно. Если простой крестьянин найдёт эту траву и будет делать то же самое, то сможет общаться с ведьмами и вурдалаками. Зная это, колдуньи стараются оградить те места, где растёт тирлич от простых людей, всячески сбивая их с пути.


Золототысячник, или тирлич


Трава Прикрыш собирается кудесниками в конце лета. Применяют её против свадебных наговоров. Когда невесту привозят из церкви в дом, тогда знахарь кладёт прикрыш под порог дома молодоженов. Невеста, узнав об этом, должна обязательно при входе в дом перепрыгнуть через порог. Если она случайно наступит на траву, то все зловредные наветы колдунов обрушаться на девушку.


Трава-прикрыш называлась еще волкобой, омег, блекот, дегтярка, недоспелка, копеечный чистяк, овечье рунишко, черное зелье, одномесячник. По научному - борец шерстистоустый из семейства лютиковых.

Про нечуй-траву говорят, что рвать её нужно только ртом. Только тогда она передаётся способность останавливать ветер и ловить рыбу без удочек и невода.


Нечуй-трава, нечуй-ветер, или бессмертник


Чертополох , по мнению крестьян, отгоняет чертей и вообще всякую нечисть. Если тебя преследуют черти, то надо стать среди чертополохов и бросить в бесов шишки этой травы. Все колдуны и демоны сразу же пропадут. А если пригнуть чертополох к земле, при этом приговаривая: " Сгони червей с моей скотины - отпущу", напасть со скотины сойдёт.

С незапамятных времен ведется поверие, что если кто хочет быть цел в дороге, тот запасайся для этого вощанками, в которых сварен был чертополох. В великорусских губерниях промышляют вощанками старушки-переходницы, исходившие все пути и дорожки от Москвы-реки до Иордана. Для совершения обряда чертополох предварительно кладется на семь дней и ночей под подушку. Его не должен никто ни видеть, ни трогать. На восьмую ночь, последнюю на святках, приносят чертополох к старушке-переходнице. Она варит его, с особенными обрядами, с воском и ладоном. Вываренная вощанка зашивается в ладонку.
Cказания русского народа собранные Иваном Петровичем Сахаровым

Крапива , по народному преданью, обладает свойством определять, будет ли больной жить или умрёт. Для этого надо в свежую мочу больного положить крапивы и дать постоять некоторое время. Если, спустя сутки, крапива высохнет, сожмётся и потеряет цвет, то больной умрёт. Когда же крапива останется зелёной и не потеряет свежести, то скоро наступит выздоровление. А ещё крапиву применяют от ломоты, ревматизма и простуды.

Любовные яблоки - через них можно получить любовь желанной девушки. Для этого надо разрезать яблоко пополам, в середину положить записку с именем любимой и положить на солнце. По мере того, как яблоко будет сохнуть, будет страдать и любимая девушка. Когда же яблоко совсем высохнет, девушка сама прибежит к своему воздыхателю.

Петуния - это известное садовое растения. Ему приписывали свойство оберегать человека от опьянения. Если вы отправляетесь на пирушку или на важную встречу, где необходимо много выпить, но при этом сохранять ясную голову, то здесь поможет только петунья. Необходимо за час до выпивки принять две ложки порошка этой травы и запить ложкой оливкового масла. Теперь можно смело пить сколько угодно и оставаться совершенно трезвым.


QR код страницы

Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение "Сканер QR кода".

Вот еще одно мифическое растение русских знахарей. Но если цветок папоротника - это миф в чистом виде, то адамова голова была в запасах каждого уважающего себя лекаря. Беда в том, в разных частях России это растение представляли себе по-своему.

Символически «адамова голова» — это череп со скрещенными костями, символ смерти. А цветок с таким названием должен был напоминать травникам этот хорошо знакомый образ. Но при известной доле воображения череп можно увидеть в очень даже разных цветах.

Поэтому в истории русского траволечения претендентов на звание «адамовой головы» сложилось несколько.

Венерин башмачок .

Эта «адамова голова» обосновалась в Сибири. Сейчас редкое растение, занесенное в Красную книгу. С древних времен использовалось в тибетской медицине, а оттуда пришло к сибирским травникам.

Смотрите, как в самом деле похож этот странной формы цветок на оголенный череп!

Василек шероховатый.

Это растение хорошо нам знакомо. Встретить его можно на любом лугу. Действительно, поначалу голая головка на крепком пушистом стебле, можно сказать, что и похоже на череп. Но потом этот череп прорастает великолепной пурпурной шевелюрой!

Использовался и не в магических, а в самых насущных целях. Решал проблемы печени и почек.

Купена.

Красивое растение с белыми продолговатыми цветами-колокольчиками. Чем они напоминали нашим травникам «адамову голову», неизвестно!

Но растение с серьезными лекарственными свойствами. Корни его использовалось как противовоспалительное и кровоостанавливающее средство. А также при кашле.

А черно-синие ягоды его, напоминающие чернику, очень ядовиты. Может быть, поэтому купену сочли мифической «адамовой головой».

Мандрагора.


Вот это растение редко встречается в нашей средней полосе. Чаще в южных областях. К этому растению испокон веку было отношение очень почтительное. У него удивительные корни, напоминающие человеческую фигурку. В целом растение ядовито, но использовалось в народной медицине наряду с беладонной и дурманом.

И наконец мордовник.

Очень красивый синий цветок, напоминающий череп ну разве что круглой своей формой. Но в составе опять-таки много и опасных, и ценных для медицины компонентов.

А чем же интересна была для знахарей «адамова голова», как бы она ни выглядела в разных областях?

Поскольку все эти «адамовы головы» в той или иной степени ядовиты, собирать надо было умеючи. Крестом себя осенять и триста молитв произнести, начиная с Отче наш.

А с мандрагорой вообще было все очень сложно. Это растение кричало, когда его выкапывали, и голос этот губил травников. Значит, собирать корни мандрагоры можно было, только вставив в уши восковые затычки!

Необходима она была охотникам и всем, кто имел дело с огнестрельным оружием. Дымом от тлеющих сухих цветов этого растения надо было обкурить ружья и патроны в чистый четверг на Страстной неделе, чтобы ни осечки, ни промашки. Но до чистого четверга прятать эту траву от посторонних глаз.

Помогали настои «адамовой головы» и при порче. Дурманящие вещества, содержащиеся в этих растениях, действительно, в определенной пропорции могли помогать при нервно-психических заболеваниях.

Настой травы давали и роженицам, видимо, как легкий наркоз.

И вполне понятны утверждения травников, что с помощью этой травы можно увидеть демонов в воздухе. Сначала настой выпить, только обязательно в освященной воде, чтобы демоны не вселились. А потом носить эту траву на себе сорок дней.

Ну что ж! Очень даже может быть. Интересно, много ли было охотников полюбоваться на демонов?

Также закладывали эту траву в основание водяной мельницы, чтобы не разрушалась! Это свойство объяснимо, если вспомнить, что водяная мельница для наших предков была изначально колдовским местом. Какая там нечистое сило колесо крутит? Надо бы с ней войти в контакт с помощью колдовского растения.

Так что свойства у этого растения самые магические. Главное, в пропорциях не ошибиться!

Эта трава известна и под другими названиями – кукушкины слезки, мужской корень, сонное зелье, пупочник. Но, пожалуй, самым известным названием считается название «мандрагора».

У адамовой головы очень широкий магический спектр применения – для удачной охоты и вызова дьявола, для устранения врага и защиты дома, улучшения финансового положения и, конечно же, для побед на любовном фронте.

Любопытно то, что эта трава имеет и мужской и женский пол.
– Белая адамова голова – мужская, черная адамова голова – женская.

Однако сразу нужно заметить, что проведение всех ритуалов гораздо менее сложный процесс, чем выкапывание и хранение корней, которые собственно и являются главной составляющей всех магических деяний.

Магическая часть Мандрагоры — Адамовой головы:

Ритуал выкапывания адамовой головы:
В старинных травниках существует рекомендация по добыче этой травы – «Рвать ее с крестом Господним и говорить «Отче наш» и другие триста молитв». Но это далеко не полный перечень необходимых действий.
Теофраст (оратор, философ – 372–287 до н. э.) писал, что выкапывать мандрагору нужно вдвоем. Первый должен очертить мандрагору тремя окружностями шпагой, никогда прежде не вынимаемой из ножен, и стать лицом на запад, а его помощник должен плясать вокруг растения, нашептывая любовные речи.
Но и это способ видимо не гарантировал полного успеха, потому что со временем появлялись все новые и новые необходимые для ритуала предметы.
Выкапывать растение можно только ночью, заложив уши ватой или воском. Видимо это было обусловлено тем, что выкапывающие корень заметили, что растение, как будто чувствуя, что его будут выкапывать, пытается скрыться в земле, а когда его выдергивают, издает жуткий крик, от которого можно оглохнуть либо сойти с ума.
Предотвращали побег довольно необычным способом – на адамову голову справляли легкую нужду. Скорее всего, поэтому дальнейшие рекомендации предусматривали то, что руками растение трогать было нельзя.
После такого «полива» адамову голову окапывали круговой канавой, дабы пролитая жидкость не соприкоснулась с корнем. Сам же корень обматывали веревкой и цепляли к ошейнику черного пса. Отойдя на почтительное расстояние, собаке кидали мясо. Животное бежало к приманке и вырывало корень.
Легенды гласят, что в это момент все живое вокруг умирало. Во всяком случае, собака гибнет точно. Труп собаки необходимо закопать в место, откуда выдернут корень адамовой головы.
Извлечение корня рукой человека, сводит к нулю всю силу адамовой головы.

Хранение корня адамовой головы
Процесс, не менее важный, ибо, если хранить корень неправильно, он теряет свою силу. С сорванным корнем мандрагоры совершают ежемесячные ритуалы согласно лунному циклу. Корень хранят завернутым в кусок красной ткани (возможно и в белой). Замена ткани происходит при каждом новолунии. Корень обязательно нужно промывать каждую неделю, используя для этого красное вино.

Любовный амулет
Для изготовления амулета необходим корень противоположного пола. Впрочем, пол адамовой головы зависит только от ваших личных пристрастий.
Главную часть корня нужно принести домой и вырезать на нем своим ножом черты куклы, половая принадлежность которой определяется вашими чувствами. При этом обязательно повторяйте слова: «Храни этот дом!». Далее корень высаживается либо на перекрестке двух дорог, либо в церковном саду. Это увеличивает силу корня! Выбрав место, проведите вокруг него круг по направлению движения солнца. В северном полушарии – направление соответствует движению часовой стрелки, в южном – оно противоположное. Сажать корень лучше всего в полночь при новолунии.
После посадки корня за ним необходимо ухаживать в течение двадцати восьми дней, поливая смесью воды и крови. Одна часть крови на двенадцать воды. Пропорция не случайна – в сумме части дают число тринадцать!
По истечению двадцати восьми дней корень выкапывают, предварительно очертив кругом. Как и при посадке проделывать это лучше ночью.
Если все рекомендации выполнены верно – «раны» на корне затягиваются. Амулет для любви практически готов!
Уход за амулетом
Практически – потому что до полной готовности он должен «дозревать» еще три месяца. В течение всего этого времени корень необходимо ежедневно промывать и обкуривать дымом вербены.

Домашний талисман
Для изготовления талисмана нужно вырезать из корня адамовой головы фигурку человека. Далее фигурку одевают и хранят подальше от глаз людских. В бельевом шкафу, секретере, в сейфе. Выбор места никак не ограничивается и не регламентируется.
А вот во время трапез, фигурку напротив извлекают на свет божий. Одетый корень усаживают на почетное место за столом. Причем, право на открытие пиршества принадлежит именно адамовой голове.
По субботам человечка из корня купают в вине, а смена гардероба приходится на первый день лунного месяца.
Талисман надежно защищает дом от всех бед.

Медицинская часть Мандрагоры — Адамовой головы:

Знахарские
На Руси адамовой головой лечили желудочно-кишечные заболевания, мышечные, суставные и невралгические боли, уплотнения желез, опухоли и отеки.

Настойка
Хорошо измельченный корень адамовой головы настаивают на спирту (в соотношении 1:4) две недели, потом процеживают. Принимают по 3–10 капель как болеутоляющее и снотворное средство при ревматизме, подагре.

Масло
Жир нутрии смешивают с настойкой из корня адамовой головы (1:5). Применяют как наружное болеутоляющее средство при ревматизме и подагре.
Измельченное свежее растение вместе с молоком и медом применяют в виде повязок как размягчающее средство при уплотнениях желез, опухолях и отеках.

Не жадничайте — ставьте свою оценку:

gastroguru © 2017