Логистика своим транспортом. Использование в логистике новых концепций. Этапы работы логиста транспортной компании

1. Введение

2. Транспортная логистика

3. Заключение

4. Список используемой литературы

Введение

Логистика – это наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими логистическими операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутрипроизводственной переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Логистика широко ориентирована на потребителя. Её цель – доставка продукции точно в срок при минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспорт, благодаря чему значительно улучшаются условия функционирования всей экономики. Реализуется главная цель логистики путем решения большого комплекса задач.

Задачи, решаемые в логистике: глобальные, общие, частные.

Логистика объединяет такие сферы экономической деятельности, как логистика снабжения, производства, сбыта, транспорта и т.д.

Транспортная логистика

Транспортирование – логистическая операция, заключающаяся в перемещении продукции в заданном состоянии с применением транспортных средств, начинающаяся с погрузки в место отправления и заканчивающаяся разгрузкой в месте назначения. Данная логистическая операция включает в себя:

1. процесс транспортирования груза в место назначения. Сроки доставки зависят от ряда факторов, в том числе разновидности груза, категории скорости, вида отправки;

2. доведение товара до покупателя путем отгрузки соответствующим вида транспорта. Если договором отгрузки не определено, на каких условиях и каким видом транспорта осуществляется доставка, то право выбора транспорта и определение условий транспортировки принадлежит поставщику, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота (п. 1 ст. 510 ГК РФ);

3. транспортирование груза к терминалу в месте отправления и с терминала в месте назначения или со склада поставщика в адрес конечного потребителя.

Транспорт представляет собой важное звено логистической системы. Он должен обладать рядом необходимых свойств и удовлетворять определенным требованиям в целях создания инновационных систем сбора и распределения грузов. Прежде всего, транспорт должен быть достаточно гибким, чтобы обеспечивать перевозочный процесс, подвергающийся еженедельной или даже ежедневной корректировке, гарантировать частую и круглосуточную доставку грузов в разбросанные и отдаленные пункты, надежно обслуживать клиентуру с целью избежания остановки работы предприятий или дефицита у заказчика. Одновременно транспорт должен обладать способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы времени в соответствии с меняющимися запросами пользователя и условиями мелкосерийного производства.

К основным задачам транспортной логистики относятся:

· создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;

· совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

· обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

· совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

· выбор вида транспортного средства;

· выбор типа транспортного средства;

· определение рациональных маршрутов доставки.

По назначение выделяют две группы транспорта:

1. Транспорт общего пользования – это совокупность отраслей сферы материально производства, обеспечивающих потребности народного хозяйства и населения в перевозках грузов, багажа, пассажиров и в перевозке почты. Понятие «транспорт общего пользования» охватывает железнодорожный, водный (морской и речной), воздушный, автомобильный и трубопроводный транспорт. Связь транспорта общего пользования с промышленного и торговыми предприятиями осуществляется через подъездные пути, входящие в систему промышленного транспорта. Железнодорожный транспорт и трубопроводный транспорт в большинстве стран рассматриваются как естественные монополии и являются объектами регулирования специальных государственных органов. Для других видов транспорта общего пользования в условиях рыночной экономики наиболее характерной являются олигополия, т.е. структура рынка транспортных услуг, при которой несколько крупных перевозчиков на основе неформальных договоренностей контролируют основную часть рынка. В соответствии со ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

2. Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям; являются, как правило, составной частью каких-либо производственных систем и должен быть органично в них вписан. Соответственно, организации его работы является одной из задач организации логистики на предприятии в целом и осуществляется совместно с решением задач производства, закупок и распределения.

Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется не только большим удельным весом транспортных расходов в общем составе логистических издержек, но и тем, что без транспортировки невозможно само существование материального потока.

Можно выделить следующие основные виды транспорта: железнодорожный; морской; воздушный; трубопроводный.

Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в логистической системе.

Рассмотрим сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта, которые следует учитывать при выборе транспортного средства.

Железнодорожный транспорт. Достоинства: высокая провозная и пропускная способность; независимость от климатических условий, времени года и суток; высокая регулярность перевозок; относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок; высокая скорость доставки грузов на большие расстояния. Недостатки: ограниченное количество перевозчиков; большие капитальные вложения в производственно-техническую базу; высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок; низкая доступность к конечным точкам продаж (потребления); недостаточно высокая сохранность груза.

Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов. Грузовые вагоны подразделяются на универсальные (крытые, полувагоны, платформы, цистерны) и специализированные, приспособленные для перевозок определенного вида груза (изотермические, цементовозы, кислотные и др.). крытые вагоны используются для перевозки ценных грузов и грузов, боящихся атмосферных осадков; полувагоны – для массовых наволоченных и лесных грузов; цистерны – для наливных грузов (бензин, керосин, молоко и др.). тяжеловесные и крупногабаритные грузы перевозят в транспортерах грузоподъемностью 400 т.

Каждый тип вагона характеризуется грузоподъемностью, вместительностью, массой тары вагона и другими показателями. Грузоподъемность определяется количеством груза в тоннах, которое может быть погружено в данный вагон в соответствии с прочностью его ходовых частей, рамы и кузова, вместительностью – произведением длины вагона на его ширину и высоту. Важнейшим элементом роста производительности вагонного парка является полное использование грузоподъемности и вместительности вагонов. О степени использования грузоподъемности и вместительности вагона при перевозке того или иного грузу можно судить по соответствующим коэффициентам.

Для выполнения грузовых, коммерческих и других операций железная дорога имеет грузовые станций, которые оснащены грузовыми устройствами и сооружениями. Грузовая станция – комплекс путевых и грузовых устройств, технических и служебных помещений, предназначенных для выполнения соответствующих грузовых и коммерческих операций. Она производит операции по приему, погрузке и выдаче грузов и багажа.

Морской транспорт. Достоинства: возможность межконтинентальных перевозок; низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния; высокая провозная и пропускная способность; низкая капиталоемкость перевозок. Недостатки: ограниченность перевозок; низкая скорость доставки (большое время транзита); зависимость от географических, навигационных и погодных условий; необходимость создания сложной почтовой инфраструктуры; жесткие требования к упаковке и креплению грузов; невысокая частота отправок.

Основными показателями, характеризующими речные и морские суда, являются водоизмещение, грузоподъемность, грузовместимость, размеры судов (длина, ширина, высота борта) и осадка груженом и порожнем состояниях.

Для выполнения операций по погрузке и отгрузке, приему и выдаче грузов, организации перевозок и обслуживанию флота имеются морские и речные порты и пристани. Портом называют прибрежный пункт, имеющий удобные водные подходы для судов, связанный со стороны береговой территории с железнодорожным и безрельсовым транспортом и оснащенный соответствующим сооружением, устройствами и оборудованием, обеспечивающими быструю погрузку и разгрузку судов, вагонов и автотранспорта, навигационное обслуживание судов, культурно-бытовое обслуживание и экипировку судов.

Внутренний водный (речной) транспорт. Достоинства: высокие провозные способности на глубоководных реках и водоемах; низкая себестоимость перевозок; низкая капиталоемкость. Недостатки: ограниченность перевозок; низкая скорость доставки грузов; зависимость от неравномерности глубин рек и водоемов, навигационных условий; сезонность; недостаточная надежность перевозок и сохранность груза.

  • Виды закупок
  • Функции снабжения на пред­приятии.
  • Критерии оптимального выбора поставщика
  • Осуществление закупок
  • Контроль за выполнением заказа
  • 3. Особенности закупок по системе jit (точно в срок).
  • Применение и достоинства.
  • Суть системы поставок точно в срок.
  • Принципиальное отличие системы твс от традиционного снабжения.
  • Примеры применения системы поставки твс в торговле.
  • Основные слагаемые эффекта от использования твс.
  • 4. Толкающая система управления материальными потоками в про­изводственной политике. Логистическая организация производства.
  • Суть толкающей системы управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственной логисти­ческой системы.
  • Логистическая системаMrpii
  • 5. Тянущая система управления материальными потоками в произ­водственной логистике Суть тянущей системы управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственной логистической системы.
  • Система «Канбан» как вариант тянущей системы.
  • Карточка оборота «kanban»
  • Движение карточек «kanban»: а, в, с - продукция; а, в - детали
  • 6. Логистический подход к управлению материальными потоками, эффективность его применения. Экономический эффект от использования логистики в производстве.
  • Ос­новные слагаемые от применения логистического подхода к управлению мате­риальным потоком на предприятии.
  • Причины, позволяющие снизить затраты, связанные с производительным процессом (оптимизация запасов сокращения численности вспомогательных рабочих, снижение потерь материалов и т.Д.)
  • 7. Транспортная логистика и ее задачи. Роль транспорта в логистике.
  • Задачи транспортной логистики.
  • Выбор поставщиков транспортных услуг.
  • Анализ транспортировки.
  • Виды/типы транспортировки
  • Выбор маршрута транспортировки
  • Опре­деление логистических расходов на транспорте.
  • Пути со­кращения транспортных издержек.
  • 8. Распределительная логистика. Распределительная логистика: понятие и задачи. Принципиальное отли­чие распределительной логистики от традиционных сбыта и оптовой продажи
  • Задачи распределительной логистики
  • Логистически организованная система оптовой продажи товаров.
  • Каналы рас­пределения
  • Построение системы распределения
  • Преобразование канала распределения в логистическую цепь
  • Ло­гистическое посредничество, основные группы логистических посредников, их функции и роль в логистике.
  • Целесообразность использования услуг логисти­ческих посредников.
  • 9. Информационные системы в логистике. Информационные потоки и требования, предъявляемые к качеству ин­формационного потока.
  • Сущность и задачи логистической информационной системы.
  • Построение информационных систем в логистике
  • Основные области применения логистической информационной сис­темы.
  • Система электронного взаимообмена информацией в области логистики.
  • Информационный поток при транспортировке груза от поставщика к потребителю на различных видах транспорта: железнодорожном, морском, речном и автомобильном.
  • 10. Управление запасами в логистике. Материальный запас, двойственный характер запасов.
  • Причины создания и виды материальных запасов.
  • Основные системы контроля состояния запасов с фиксированным размером заказа и фиксированным периодом времени между заказами и др.
  • Определение оптимального размера заказываемой партии.
  • Управление запасами с применением анализа abc и xvz. Структуризация запасов: метод анализа abc
  • Возможный алгоритм дифференциации
  • 11. Разработка систем складирования в логистике. Склады, их определение и классификация.
  • Роль складов в логистике. Функции складов.
  • Эффективность функционирования складов
  • Принятие решения о пользовании услугами наемного склада
  • Проблемы эффективного функционирования склада Собственный склад фирмы или склад общего пользования
  • Количество складов и размещение складской сети
  • Выбор места расположения склада
  • Принципы логистической организации складских процессов.
  • 12. Сервис в логистике. Формирование системы логистического сер­виса. Понятие логистического сервиса и его роль в конкурентоспособности предприятия.
  • Формирование системы логистического сервиса.
  • Критерии качества логистического сервиса. Уровень логи­стического сервиса: понятие, методы расчета, определение оптимального зна­чения.
  • Определение оптимального объема логистического сервиса
  • 13. Организация управления службами в логистике. Сравнительная характеристика традиционной и интегрированной логистической систем управления материальными потоками на предприятии.
  • Логистическая служба в организа­ционной структуре предприятия, основные функции.
  • Функциональные инте­ресы подразделений фирм, их противоречия.
  • 14. Логистические центры. Понятие логистического центра. Состав типичного регионального логи­стического центра.
  • Логистические центры в России.
  • Интеграция России в ми­ровую логистическую сеть.
  • 15. Глобализация логистики. Сущность глобализации логистики.
  • Основные условия доставки товаров в Международной торговле. Базисные условия контрактов (инкотермс-2000).
  • Транспортная инфраструктура международных логистических систем.
  • Международные транспортные коридоры.
  • Грузовые транспортные центры в логисти­ческих системах.
  • Морские порты как центры международных логистических систем
  • 7. Транспортная логистика и ее задачи. Роль транспорта в логистике.

    Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляю­щая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

    Функции транспортировки:

    1) перемещение груза. Каждый груз должен быть доставлен до места дальнейшей переработки или потребления. Перемещение груза по логис­тической цепочке позволяет преобразовать добываемое сырье в готовую продукцию, а затем доставить ее конечному покупателю. Одновременно физическим перемещением должна увеличиваться и потребительская стоимость груза, иначе такое перемещение будет экономически нецелесо­образным. Кроме финансового есть еще один аспект перемещения - временной. К нему относятся невозможность использовать запасы в процессе их перевозки, порча, риски пропажи/потери груза и т. д.;

    2) хранение груза. В процессе перевозки происходит также и хранение груза, т.е. не занимаются складские площади. Эта функция перевозки ак­туальна, если существует ограничение в складских площадях, тогда мож­но осознанно избирать более медленные способы транспортировки. Кроме того, существуют ситуации, когда склад является лишь транзитным пере­валочным пунктом, т. е. груз через непродолжительное время должен бу­дет двигаться дальше. В этом случае транспортные средства возможно ис­пользовать также для непосредственного хранения в целях устранения до­рогостоящих погрузочно-разгрузочных работ.

    Главная цель транспортировки - доставить нужный продукт нужно­го качества и нужного количества нужному покупателю, в нужное место с минимальными затратами,

    Транспорт является проводником материального потока, единственной причиной его движения на межорганизационном уровне (внутри организации существует еще внутрицеховое перемещение мате­риального потока в процессе производства, не относящееся к транспорту, а также перевозки внутри предприятия, осуществляемые часто при помо­щи складской техники). Транспортная логистика должна особенно близ­ко взаимодействовать со снабженческой и распределительной логистикой.

    Транспорт представляют как систему, состоящую из двух под­систем: транспорт, предназначенный для общего пользования, и транспорт необщего пользования.

    Транспорт общего пользования - отрасль народного хозяйства, которая обслуживает сферу обращения и население. Этот вид транспорта часто называют магистральным (магистраль - основ­ная, главная линия в какой-либо системе, в данном случае - в си­стеме путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает городской, железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный и воздушный, а также трубопровод­ный транспорт

    Транспорт необщего пользования - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадле­жащие нетранспортным предприятиям; является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

    Существуют следующие основные виды транспорта:

    Железнодорожный;

    Морской;

    Внутренний водный (речной);

    Автомобильный;

    Воздушный;

    Трубопроводный.

    Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности, достоинства и недостатки.

    Таблица 7.2

    Достоинства и недостатки использования разных видов транспорта

    Вид транспорта

    Преимущества

    Недостатки

    Железнодорожный

    Возможность перевозок боль­ших партий грузов, наличие сети железнодорожных линий, связывающих разные районы страны

    Медленный (250 - 500 км/сутки), недостаточная оперативность работы сортировочных станций, перевозка только в те районы, где есть железнодорожные пути, хищения и потерн в про­цессе перевозки, длительные простои

    Автомобильный

    Оперативный вид перевозок практически в любую точку страны, возможность экспе­дирования

    Средняя стоимость, маленькие объемы перевозок, зависимость от состояния дорог

    Водный (морской, речной)

    Перевозка больших партий, широко используется при международной торговле

    Низкая скорость, зависимость от работы порта, времени года и погоды

    Трубопроводный

    Большие объемы перевозок, большие расстояния

    Перевозка только жидких грузов, сложность перевозки разнообраз­ных грузов

    Воздушный

    Высокая скорость, незаменим в экстренных условиях

    Маленькие объемы перевозок, зависимость от погоды

    Характеристики транспорта:

    Скорость перемещения груза;

    Грузоподъемность;

    Надежность;

    Частота перевозок;

    Доступность транспортных средств.

    При выборе транспорта в первую очередь принимают во внимание:

    Надежность соблюдения графика доставки;

    Время доставки;

    Стоимость доставки.

    Таблица 2.2

    Факторы, влияющие на выбор вида транспорта

    Вид транспорта

    Надежность

    Стоимость

    доставки

    отправлений

    соблюдения

    перевозки

    перевозить

    доставить

    географи-

    Железнодорожный

    Автомобильный

    Трубопроводный

    Воздушный

    Эти данные могут служить лишь приблизительным ориенти­ром для оценки соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки.

    Что такое транспортная логистика

    Транспортная логистика – это управление транспортировкой грузов, т.е. изменением местоположения материальных ценностей с использованием транспортных средств. Внутренняя транспортная логистика занимается внутрипроизводственными перевозками, а внешняя транспортная логистика занимается снабжением предприятий и сбытом их продукции. При традиционном подходе к транспортировке, информационный поток движется вместе с материальным потоком от грузоотправителя, через экспедитора по транспортным средствам, и далее от экспедитора к грузополучателю. При таком подходе как транспортная логистика, к системе добавляется ещё один элемент – единый оператор перевозок, который управляет информационным потоком и координирует действия. Транспортная логистика - основная задача состоит в обеспечении технической, технологической и экономической сопряженности участников транспортного процесса. Техническая сопряженность – согласованность в транспортном комплексе параметров транспортных средств. Технологическая сопряженность – предполагает применение единой технологии транспортировки и безперегрузочное сообщение. Экономическая сопряженность – общая методология исследования конъюнктуры рынка и построение тарифной системы. Кроме этого, транспортная логистика имеет следующие задачи: - создание транспортных систем в транспортной логистике, в том числе транспортных коридоров и цепей; - совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта; - совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным процессом; - выбор вида транспортного средства; - транспортная логистика имеет и такую задачу как «выбор типа транспортировки»; - определение рационального маршрута. Транспортная логистика - принципы - основная цель минимизация издержек на транспортировку: - транспортная логистика содержит принцип максимально полного использования грузоподъемности подвижного состава в логистике; - имеет принцип кратности транспортируемой партии груза, единицам заказа, отправки и складирования; - транспортная логистика также включает принцип стандартизации тары; - принцип экономии от масштаба и дальности перевозок содержит транспортная логистика; - транспортная логистика также включает принцип концентрации грузопотоков на отдельных каналах - распределение и отказ от неэкономичных товаров; - также не обходится без принципа доставки грузов точно в срок.

    Транспортная логистика - это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Одно из основополагающих направлений науки об управлении информационными и материальными потоками в процессе движения товаров

    Оптимальным считается маршрут, по которому возможно доставить логистический объект, в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными затратами, а также с минимальным вредом для объекта доставки.

    Вредом для объекта доставки считается негативное воздействие на логистический объект как со стороны внешних факторов (условия перевозки), так и со стороны временного фактора при доставке объектов, подпадающих под данную категорию.

    Задачи

      Выбор типа транспортного средства.

      Выбор вида транспортного средства.

      Совместное планирование транспортных процессов со складскими и производственными операциями.

      Совмест. планирование транспортных процессов на различных видах транспорта.

      Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.

      Определение рациональных маршрутов поставки.

    Все эти задачи решаются взаимосвязанно, в комплексе.

    На фоне перманентно возрастающего интереса к логистической тематике в последнее время возникает все больше соответствующих образовательных программ – различные тренинги, курсы, семинары, конференции и т.д. Большинство из них включает в себя теоретическую и практическую базу транспортной логистики или непосредственно посвящено решению именно транспортных проблем. Общаясь со слушателями таких курсов, можно составить общую картину недостатков транспортного обслуживания (при участии внешних перевозчиков), а также внутренней транспортной логистики на предприятии (при самостоятельном осуществлении перевозок).

    При разделении мнений слушателей-практиков, стремящихся улучшить транспортную логистику своих предприятий, на тематические блоки становится очевидным, что основные проблемы касаются:

      качества транспортного обслуживания (в случае привлечения внешних транспортных компаний);

      изношенности подвижного состава и трудностей, связанных с его обновлением;

      плохой информационной поддержки перевозок;

      снижения конкурентоспособности украинских перевозчиков по сравнению, например, с польскими;

      сложностей составления маршрутов движения (будь то международные перевозки или дистрибуция по городу);

      недогруза автомобилей по грузоподъемности или полезному внутреннему объему кузова;

      страхования грузов и транспортных средств;

      сложностей организации перевозок с участием нескольких видов транспорта;

      недостатка информации о программных продуктах, позволяющих автоматизировать, упростить и ускорить выполнение операций, сопровождающих перевозочный процесс и др.

    А теперь давайте рассмотрим специфику и тенденции развития этих проблемных участков более подробно.

    Качество транспортного обслуживания

    Все большее количество предприятий, деятельность которых так или иначе связана с транспортировкой (доставка сырья и материалов, обслуживание потребителей), принимают решение о передаче всех или части перевозок на аутсорсинг. Такое решение позволяет им сконцентрироваться на основной сфере деятельности, повышая качество работы и усовершенствуя свою продукцию, а также доверить транспортную логистику профессионалам в данной области, что в итоге улучшает качество перевозок, а во многих случаях – и снижает транспортные затраты.

    Однако не всегда внешние перевозчики предоставляют качественные услуги. Это относится, прежде всего, к простым экспедиторским или транспортным компаниям, первые из которых не имеют собственного подвижного состава и работают как посредники между заказчиком и перевозчиком, а вторые – занимаясь перевозкой грузов собственными транспортными средствами, практически не пытаются оптимизировать сам процесс транспортировки. Хотя это можно было бы сделать посредством сбора консолидированного груза от нескольких отправителей, составления оптимальных маршрутов движения, подключения более эффективного вида транспорта на определенном этапе маршрута и т.д. Можно сказать, что сейчас появилась тенденция к отмиранию «простых» операторов транспортного рынка и переход на объединение экспедиторских, транспортных и других функций транспортной логистики в одном предприятии. Для таких интегрированных предприятий часто используют термин «логистический оператор», что вполне передает системный характер их деятельности и четкую направленность на компромисс между транспортными (и сопутствующими) затратами и уровнем качества предоставленных услуг.

    Изношенность подвижного состава

    Здесь следует остановиться не только на проблеме определения оптимального срока службы транспортных средств, занятых в перевозке грузов, но и на необходимости адекватного расчета их амортизации.

    Известно, что методов начисления амортизации достаточно много, при этом на данный момент каждое предприятие само решает, каким из них пользоваться, по крайней мере, для внутренних нужд (например, расчет себестоимости перевозки или остаточной стоимости транспорта).

    Практика предприятий, имеющих на балансе собственные транспортные средства, свидетельствует о целесообразности различных методов расчета амортизации транспортных средств при использовании подвижного состава производства стран СНГ и Европы, Японии, Кореи. Так, для отечественных марок рекомендуется производить расчет исходя из 5-6 лет службы автомобиля, тогда как для «иностранцев» этот срок можно увеличить вдвое.

    Что касается определения оптимального срока замены транспортного средства, то здесь уместна одна из используемых в логистике методик, которая учитывает возрастающие со временем эксплуатационные расходы с одной стороны и постепенно снижающуюся производительность и остаточную стоимость автомобиля – с другой. Такая методика дает возможность понять, на каком сроке службы автомобиль выгоднее продать по остаточной рыночной стоимости, чем эксплуатировать его со все более возрастающими затратами, включающими амортизацию, стоимость ремонтов и т.д.

    Плохая информационная поддержка процесса перевозок

    К сожалению, при кажущейся «информатизированности» и «компьютеризированности» современной жизни, поток информации, сопровождающий процесс транспортировки, все еще далек от совершенства. Это касается и связи с водителем (особенно при его нахождении в другом государстве или на пограничном переходе), и мониторинга груза на протяжении перевозки, и контроля состояния транспортного средства, его местонахождения.

    Чуть слабее данная проблема ощущается при внутренних, украинских перевозках. Однако и здесь бывают случаи утраты связи с машиной, что негативно сказывается на координации процесса транспортировки, особенно в случаях потребности в срочной передаче или корректировке информации для водителя.

    Снижение конкурентоспособности украинских перевозчиков по сравнению с польскими

    Улучшение транспортного законодательства, а также «стирание» границ со странами ЕС сделало сферу перевозок в Польше достаточно привлекательной. Это привело к увеличению транспортных операторов, что в свою очередь стало причиной повышения внутренней конкуренции и падению тарифов. Таким образом, в настоящее время при большей заработной плате водителя и более дорогом топливе, польские перевозчики предлагают равные, а иногда и меньшие тарифы по сравнению с украинскими компаниями.

    В такой ситуации можно порекомендовать вернуться к методике расчета себестоимости перевозок и отталкиваться не от рыночной цены за 1 км, а от индивидуальной рентабельности. Тогда работа транспортного предприятия не только станет более прозрачной для клиента, но и даст возможность отслеживать, насколько выгодна та или иная транспортировка.

    Сложности в построении маршрутов перевозки

    Еще во времена Советского Союза транспортники пользовались достаточно эффективными методами составления оптимальных маршрутов движения, причем как маятниковых, так и сборных и развозочных. Это так называемая транспортная задача – необходимость нахождения кратчайшей связывающей сети, кратчайшего пути между двумя точками территории, а также составления сборно-развозочных маршрутов.

    К сожалению, с переходом на рыночные отношения появилась некоторая хаотичность в проектировании процесса перевозок, а упомянутые методы оптимизации транспортного процесса были забыты.

    При этом все большее количество компаний, сталкивающихся с проблемами построения оптимальных маршрутов движения, готовы вкладывать немалые деньги в программное обеспечение, способное автоматизировать процесс поиска наиболее рационального маршрута следования. Хотя иногда достаточно запустить старый добрый Excel, чтобы быстро решить транспортную задачу. Такой «полуручной» метод определения маршрута позволяет не только получить оптимальный результат, но и легко проанализировать, к чему приведет его некоторое изменение, если он по каким-либо причинам не устраивает менеджера или заказчика.

    Недогруз подвижного состава

    Проблема недостаточного использования грузоподъемности транспортного средства напрямую связана с частым нежеланием или неумением комплектовать отправку от разных грузоотправителей. А ведь перевозка сборного груза приносит большую прибыль перевозчику, поскольку для каждого из владельцев части такого груза стоимость перевозки уменьшается незначительно по сравнению с тем, как если бы его груз находился в автомобиле один. Это происходит потому, что, хоть это и экономически не обосновано, основой транспортных тарифов в любом случае является километраж, пройденный транспортным средством. Так что стоимости перевозки на 1000 км для однотипных грузов массой 2 и 5 т практически не будут отличаться.

    Конечно, доставка сборного груза связана с большим количеством проблем, чем отправка от одного отправителя одному получателю, однако она более выгодна, причем как отправителю (он все-таки немного сэкономит на стоимости доставки), так и перевозчику (для него стоимость перевозки сборного груза существенно превышает стоимость перевозки от одного отправителя).

    Страхование груза и транспортных средств

    В настоящее время все больше грузоотправителей и грузополучателей стараются застраховать свою перевозку. Причем, по словам практиков, страхование именно груза, а не транспортного средства с грузом, преобладает. Так, в большинстве случаев страховка оформляется как процент от стоимости груза (обычно – 0,15-0,25%), и при наступлении страхового случая производится страховая выплата в том объеме, в котором нанесен ущерб грузу. Обычно стоимость ущерба возмещается не в полной мере. В любом случае, страховщик и страхователь ищут наиболее приемлемое сочетание стоимости страховки и величины страховых выплат, что оговаривается в договоре страхования.

    Страхование груза уменьшает беспокойство за процесс транспортировки, что обычно благотворно сказывается на всех ее участниках.

    Что же касается страхования транспортных средств, то оно применяется реже. При этом давнишнее недоверие к страховым компаниям как таковым тормозит процесс распространения страхования как транспортных средств, так и грузов.

    Сложности организации взаимодействия нескольких видов транспорта

    При существовании любых возможных путей сообщения в нашей стране (авто- и железные дороги, моря, реки, воздушные линии, трубопроводы) автомобильный транспорт остается наиболее используемым. Это тем более странно, если учесть большую территорию нашей страны, ведь на расстояниях 700–1500 км железнодорожный транспорт становится намного экономичнее автомобильного.

    Видимо, превалирование автомобильных грузовых перевозок над всеми другими связано, прежде всего, с мобильностью данного вида транспорта. Так, во-первых, автомобильным транспортным компаниям было проще перестроиться на существование в условиях суверенного государства, а во-вторых, этот вид транспорта успешно осуществляет перевозки «од двери до двери», что в большинстве случаев недоступно для других. Что касается тарифов на перевозки, тут для автомобильного конкурентами являются железнодорожный и водный виды транспорта. Однако сложность отношений с железной дорогой и разные правила при осуществлении перевозок на разных видах транспорта приводят к отказу работать с «неавтомобильными» видами транспорта, а тем более их сочетать. Также немаловажным является тот факт, что при взаимодействии разного транспорта практически всегда повышаются сроки перевозки. Это связано с перегрузками с одного вида транспорта на другой, которые обычно сопровождаются краткосрочным хранением груза. Так что небольшое снижение суммарной стоимости перевозки обычно комбинируется с увеличением сроков доставки и повышением сложности организации и контроля такой перевозки. При этом можно добавить, что комбинированные перевозки обычно намного сложнее спрогнозировать по срокам и по возможным рискам. Здесь проблемы информационного сопровождения стоят намного острее, чем при перевозках автомобильным транспортом.

    Недостаток информации о программных продуктах в сфере транспортной логистики

    Рынок программного обеспечения растет в геометрической прогрессии. Все новые и новые программы, улучшающие сами себя, позволяют упрощать нам жизнь. Однако при этом возникает и другая сторона медали – очень сложно ориентироваться в той программной массе, которая заполоняет рынок. Все уже привыкли к тому, что, не успев поставить новейшую программу, мы уже видим релиз или демо-версию новой. Так что стремление к постоянному обновлению программной базы бессмысленно и нецелесообразно.

    Что касается программного обеспечения для транспортной логистики, то тут дела обстоят несколько иначе. В отличие от «складских» разработок, их на рынке намного меньше, отзывы о них очень разные, а нормальной, объективной аналитики нет вообще. При немалой стоимости таких программ не удивительно, что потенциальные их покупатели теряются и постепенно оставляют идею приобретения «до лучших времен».

    Так что можно посоветовать разработчикам не только трудиться над улучшением своих программных пакетов, но и «растолковывать» их потенциальным покупателям преимущества и особенности именно этой программы по отношению к набору других. Тогда и потребители будут видеть разницу и смогут сделать верный выбор, и производителям будет проще найти и обозначить свою нишу на рынке программ по транспортной логистике.

    Сущность и задачи транспортной логистики

    Транспортная логистика определяется как сфера деятельности, охватывающая три области:

      процесс планирования, организации и осуществления рациональной и недорогой доставки (перевозки) грузов (товаров) от мест их производства и до мест потребления;

      контроль за всеми транспортными и другими операциями, возникающими в пути следования грузов с использованием современных средств телекоммуникации, информатики и других информационных технологий;

      предоставление соответствующей информации грузовладельцам.

    К задачам транспортной логистики относят:

      создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей.

    Транспортный коридор - это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые перевозки между отдельными географическими районами. Транспортная цепь - этапы перевозок груза на определенные расстояния, в течение определенного периода времени, с использованием транспортных средств одного или нескольких видов транспорта. Все это время грузы остаются в неизменном виде:

      обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

      совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

      выбор вида транспортного средства;

      выбор типа транспортного средства;

      определение рациональных маршрутов доставки;

      обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования.

    Услуги логистики

    Транспортная логистика - управление потоком товаров, информации и других ресурсов в цикле ремонта между исходной точкой и пунктом потребления, чтобы ответить требованиям клиентов. Логистика вовлекает интеграцию информации, транспортировки, инвентаря, складирования, погрузочно-разгрузочных работ, и упаковки, а иногда и безопасности.

    Складская логистика - канал системы поставок, которая добавляет ценность полезности места и времени. Сегодня сложность производственной логистики может быть смоделирована, проанализирована, визуализироваться и оптимизирована программным обеспечением моделирования завода.

    В бизнесе у логистики может быть любой внутренний центр (прибывающая логистика), или внешний центр (логистика за границу) покрытие потока и хранения материалов от исходной точки до пункта потребления. Главные функции компетентного специалиста, предоставляя логистические услуги , включают управление запасами, покупку, транспортировку, складирование, консультацию и организацию, и планирование этих действий. Специалисты по логистике комбинируют профессиональные знания каждой из этих функций, чтобы скоординировать ресурсы в организации. Есть два существенно различных форм логистики: каждый оптимизирует спокойное течение материала через сеть узлов хранения и транспортных путей; другие координаты последовательность ресурсов, чтобы выполнить некоторый проект.

    Производственная логистика термина используется, чтобы описать логистические процессы в пределах промышленности. Цель производственной логистики состоит в том, чтобы гарантировать, что каждая машина и автоматизированное рабочее место питаются правильным продуктом в правильном количестве и качестве в нужное время. Беспокойство не транспортировка непосредственно, но упрощать и управлять потоком посредством добавляющих ценность процессов и устранить "не оценивают добавление". Производственная логистика и склад может быть применена к существующим так же как новым заводам. Производство на существующем заводе - постоянно изменяющийся процесс. Машины обменены, и новые добавлены, которые дают возможность улучшить производственную систему логистики соответственно. Производственная логистика обеспечивает средства достигнуть потребительского ответа и капитальной эффективности.

    Во многих отраслях промышленности (например, мобильные телефоны), размер партии каждый - краткосрочная цель, позволяя даже требование единственного клиента быть выполненным эффективно. След и рассмотрение, которое является основной частью производственной логистики - из-за безопасности товаров и проблем надежности продукта - также получают важность, особенно в автомобильных и медицинских отраслях промышленности услуг логистики.

    26 03

    Производя товар, каждый предприниматель в первую очередь думает о его реализации и получении максимально возможной прибыли. Именно поэтому он стремится за короткий период охватить как можно большее пространство, где этот товар будет актуален и востребован. Обратившись в любую компанию, заказчик может столкнуться с несколькими предложениями решения поставленной задачи. В этом случае выбрать правильный вариант помогут основы транспортной логистики для начинающих предпринимателей и частных лиц, которые решили воспользоваться услугами грузоперевозки. Именно знание основ транспортной логистики поможет правильно выбрать компанию среди конкурирующих фирм, которой можно доверить свой груз.

    История появления транспортной логистики

    Мало кто обращал внимание на тот факт, что логистика появилась ещё в древние времена, когда существовали специальные служители, распределяющие продукты между различными провинциями, поселениями, людьми. Главный смысл заложен в самом слове «логистика» (logistike) – способность вычислять, оценивать, рассуждать. Яркий пример – прокладка торговых путей для караванов с заморским товаром. И всё же как отрасль создание транспортной логистики относят ко времени Второй мировой войны. Приходилось решать стратегические задачи, целью которых было правильное распределение продовольствия и снабжение армии оружием и боеприпасами. Логистика разделилась на несколько видов, и транспортный был только её небольшой долей. Постепенно значение термина видоизменилось и включило в себя управление складским хозяйством и товародвижением. Каждый заказчик будет знать, изучив транспортную логистику, как считать расходы на доставку груза, и какому виду транспорта отдать предпочтение.

    При разработке системы доставки грузов в логистике учитываются следующие факторы:

    • габариты груза;
    • грузоподъёмность транспортного средства;
    • дальность пути следования;
    • временной промежуток.

    От того насколько быстро будет подобран способ перевозки груза, рассчитан путь, задействованы другие участники транспортной логистики зависит коммерческий успех конкретной компании или предпринимателя. Поэтому цели и основные задачи транспортной логистики заключаются в организации регулярных поставок, максимальном использовании грузоподъёмности транспортного средства, правильно выбранного пути следования груза.

    Основные этапы транспортной логистики:

    • подбор оптимального вида транспорта;
    • оценочный расчёт предполагаемых расходов;
    • подготовка пакета документов;
    • погрузка и установка груза;
    • транспортировка;
    • разгрузка на требуемом пункте.

    Управление транспортной логистикой при автомобильных перевозках может сочетаться с корректировкой деятельности другого вида транспорта.

    Факторы, мешающие стремительному развитию логистики:

    • экономическая нестабильность;
    • слабый уровень производственной базы по изготовлению тары и упаковки;
    • плохие дороги, не позволяющие развивать максимально допустимую скорость;
    • низкий уровень производственной базы.

    Но даже при существующих трудностях значение транспортной логистики велико и за ней будущее.

    Основные понятия транспортной логистики

    Сущность транспортной логистики кратко заключается в следующем – организовать своевременную доставку груза в конкретную местность к конкретному часу. При этом необходимо выполнить следующие задачи:

    • проанализировать пункты доставки и свойства груза;
    • подобрать нужный вид транспорта;
    • выбрать конкретного перевозчика и других партнёров;
    • выстроить маршрут;
    • постоянно контролировать перемещение груза;
    • сформировать и обеспечить единство всех «фигурантов» процесса грузоперевозки;
    • осуществить оптимизацию процесса движения.

    Освоив понятия транспортной логистики, каждый заказчик понимает, насколько это важно для дальнейшего развития компании.

    Транспортная и складская логистика – «две стороны одной медали»

    Транспортная логистика в России не может эффективно существовать без хорошо отлаженной системы складского учёта. Ведь именно запас товаров на складах позволяет избавиться от серьёзных простоев и срывов выполнения спецзаказа. Рассмотрим, как организована транспортная логистика автопроизводителей в Германии. В этой стране автомобильная промышленность занимает значительный удельный вес, и влияет на производственную деятельность поставщиков автозапчастей. Здесь разработаны специальные системы обеспечения внутреннего рынка, где применяется концепция «точно в срок» и «точно одно за другим».

    Смысл концепций заключается в своевременной поставке нужных запчастей на производство. А для предприятий, где нет складов, логистика поставки комплектующих деталей настолько точно рассчитана, что поставляет продукцию строго в нужный момент на конвейере. Вся Европа чётко работает по этому принципу и эффективно решает оптимизационные проблемы транспортной логистики. Для России эта модель пока не приемлема из-за относительно низкого уровня развития производства. Для эффективной работы транспортной логистики внедряются специальные программные продукты, которые рассчитывают маршруты для конкретных видов транспорта, объёма продукции, её веса и других аналитических исследований. Информационные технологии в транспортной логистике позволяют сравнивать фактические и плановые маршруты, которые наглядно отражают отклонения и позволят выявить необоснованные простои.

    При организации предпринимательской деятельности. Сегодня мы возвращаемся к этому вопросу и подробно обсудим, что такое транспортная логистика и почему она является одной из самых востребованных.

    В наше время с необходимостью перевозить сырье, компоненты и готовую продукцию сталкиваются практически все владельцы бизнеса, работающие как в производственной сфере, так и в торговле.

    Организация транспортировки является одним из ключевых моментов предпринимательской деятельности, так как при грамотном подходе она помогает сэкономить средства и обеспечивает бесперебойную работу производства.

    Мы расскажем вам обо всех нюансах ведения транспортной логистики, принципах ее организации и правилах выбора партнеров.

    Транспортная логистика – определение и значимость

    Виды транспортной логистики:

    • Внутренняя логистика - отвечает за транспортировку грузов между цехами предприятия;
    • Внешняя логистика - отвечает за подвоз закупленного сырья и отправку товара на продажу.

    Не стоит путать логиста с водителем транспортного средства. В первом случае круг обязанностей намного шире. Данный специалист, в зависимости от объема груза выбирает нужный автомобиль, заранее просчитывает все расходы, готовит необходимые документы (накладные, разрешения и т.д.), контролирует загрузку товаров, их перевозку, и разгрузку. То есть, работа логиста заканчивается на том этапе, когда транспортируемый груз принят получателем.

    При этом халатность логиста может обойтись предприятию очень дорого.

    Представьте себе ситуацию. В пекарне, ночью выпекли хлеб и подготовили его к утренней отправке. А машина за товаром, в течение дня так и не приехала. Завтра хлеб уже будет черствым, соответственно магазины такой продукт на реализацию не примут.

    В результате пекарня понесет прямые и косвенные финансовые убытки. Она не только потеряет средства вложенные в изготовление «пропавшей» партии товара, но и пострадает ее репутация, как поставщика. «Торговые точки» после срыва поставки, вполне могут отказаться от сотрудничества с недобросовестным производителем.

    Очень важным элементом работы транспортного логиста является и составления графика перевозок. Как правило, здесь все продумывается таким образом, чтобы производитель сразу отправлял груз и не держал его на складах. Такая система позволяет предпринимателям экономить средства на оплате складских помещений.

    Кстати, транспортная логистика важна и для многих некоммерческих организаций. Самый простой пример, работа диспетчеров скорой помощи. Они, постоянно отслеживая перемещение спец-автомобилей, составляют для них оптимальные маршруты, чтобы те могли максимально быстро приезжать к пациентам.

    Российский логистический рынок

    В нашей стране наблюдается кадровый дефицит в сфере логистики. Часто случается так, что в «логистических компаниях» работают не профессионалы отрасли, а просто диспетчера контролирующие передвижение автомобилей. То есть, некоторые предприниматели, называющие себя логистами, по факту, просто оказывают услуги грузового такси.

    В случае с обычными, стандартными грузами, такая схема имеет место быть, но при малейших сложностях она может дать сбой. Организовать доставку стада коров, перевести несколько тонн горючего или переправить в Россию из Азии партию экзотических змей, сможет только грамотный, опытный логист.

    То есть, транспортная логистика это не просто «гружу-вожу», это профессиональная отрасль, требующая от специалиста наличия опыта и знания законодательства. И таких профессионалов в нашей стране пока не так уж и много.

    При этом от уровня проф-подготовки логиста зависит многое. Он, например, должен знать, что при перевозке животного линиями РЖД необходимо получить специальное ветеринарное разрешение, а автомобили транспортирующие взрывоопасные вещества не могут передвигаться по внутригородским дорогам, и должны использовать альтернативные маршруты.

    Однако, кадровый дефицит не единственная проблема, с которой в России сталкивается транспортная логистика. Против данной отрасли «играют»: экономические колебания, отсутствие индустрии производства соответствующей тары и упаковки, знаменитое качество наших дорог и т.д.

    Но, тем не менее, рынок транспортной логистики в России сейчас активно развивается, и предприниматели, вовремя оценившие его возможности, имеют шанс занять свободную нишу и организовать прибыльный и успешный бизнес.

    Этапы работы логиста транспортной компании

    1. Проработка маршрута, в зависимости от его специфики. Логист определяет, каким образом, с минимальными затратами можно довести груз из пункта «А» в пункт «Б». При этом учитывается специфика местности. То есть грамотный специалист, например, всегда заранее поинтересуется, не ведутся ли на обозначенном пути дорожные работы, которые могут стать причиной больших пробок и задержек.
    2. Оценка груза. Логист заранее позаботится не только о накладных, но и о специальных разрешениях, если таковые необходимы. В первую очередь это касается опасных грузов и прохождения таможенного контроля.
    3. Выбор транспорта. Логист, в зависимости от категории и объема груза определяет, какой автомобиль будет использоваться для транспортировки. При необходимости он привлекает спец-транспорт. Это может быть автомобиль с холодильным оборудованием или специальные фургоны для перевозки животных.

    В ряде случаев, может быть принято решение о транспортировке груза водным, воздушным или железнодорожным транспортом. Все зависит от срочности выполнения заказа, удаленности конечного пункта доставки, финансовых возможностей клиента и т.д.

    1. Транспортировка. Во время перевозки груза логист все время контролирует ситуацию и в случае возникновения непредвиденных ситуаций принимает меры. Например, водитель, который перевозит партию мороженого сообщает, что автомобиль сломался, и холодильная установка перестала работать. Именно логист в этой ситуации экстренно ищет ближайший склад, куда на время ремонта переместят груз, чтобы тот не испортился.

    Как выбрать транспортную логистическую компанию-партнера

    Выше, мы уже говорили о том, что грамотный логист поможет вам существенно снизить издержки, избежать простоев на производственных линиях и минимизировать риски. Именно поэтому, крайне важно правильно выбрать партнера-логиста.

    Если вам необходимо перевозить специфические грузы, то обязательно уточните, имеется ли у перевозчика опыт работы в подобных обстоятельствах. Обычное грузовое такси, вряд ли сможет грамотно перевести экспозицию музея или слона из зоопарка.

    И еще один важный момент. При международных перевозках, очень важно правильно подготовить груз и документы к прохождению таможенного контроля. Если компания до этого занималась транспортировкой грузов только по России, а вам нужно пересекать границу, то лучше отказаться от услуг неопытного перевозчика.

    Также настаивайте на том, чтобы компания страховала ваш груз, и предусмотрела в договоре выплату компенсации, в случае нарушения сроков транспортировки.

    На этом все! Теперь вы знаете, что представляет из себя транспортная логистика и почему она столь важна для успешного ведения бизнеса.

    Разобравшись с основными задачами логистики, вам будет проще выбрать грамотного партнера для работы в данной сфере и оценить уровень его профессионализма.

    На этом я с вами прощаюсь, и пусть все ваши сделки будут выгодными, а партнеры - надежными!

    gastroguru © 2017