Разнообразие растений на земле схема. Многообразие растений. Цветущие водные виды

На нашей планете повсюду, даже в самых отдаленных уголках с суровым климатом, можно встретить растения. Они не только украшают Землю, но и очищают воздух, являются пищей и строительным материалом. Разнообразие растений поражает: в природе встречаются совсем крошечные экземпляры, и настоящие гиганты, достигающие нескольких десятков метров.

Водоросли - это обитатели воды, которые отличаются от других растений самым простым строением. У них нет корней, стеблей и листьев, и питательные вещества они впитывают всем своим телом.

Размеры водорослей могут быть самыми разными. Есть совершенно крошечные водоросли, которые можно рассмотреть только под микроскопом. Летом наблюдается «цветение» воды, когда она приобретает насыщенный зеленый цвет. Такой оттенок воде придают одноклеточные зеленые водоросли.

В природе существуют и экземпляры, которые могут достигать в длину 40 метров. Такие водоросли растут в морях и океанах.

Рис. 1. Водоросли.

Маленькие водоросли свободно плавают в воде, а крупные - прикрепляются ко дну и образую настоящие подводные джунгли. Окраска также может быть самой разной: бурой, зеленой, красной.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Водоросли играют большую роль в природе:

  • являются пищей для обитателей воды;
  • обогащают воду кислородом;
  • очищают воду от гнилостных бактерий;
  • служат компонентом многих лекарств.

Мхи

Мхи - это небольшие растения, высота которых не превышает нескольких сантиметров. Это одни из самых древних обитателей планеты, которые появились гораздо раньше динозавров.

Поскольку у мхов нет настоящих корней, они на первый взгляд могут показаться слабыми и хрупкими. Но это совсем не так. Мхи - чрезвычайно выносливые растения, способные выживать в самых суровых климатических условиях. Но предпочитают они обитать во влажных тенистых уголках леса.

Внешне мхи очень напоминают губки, и способны впитывать в себя воду. Если взять кусочек мха в руку и сжать, то из него вытечет много воды.

Папоротники - одни из самых древних растений, широко распространенных по земному шару, но чаще всего встречаются во влажных лесах. Эти растения смогли приспособиться к разным условиям обитания, и способны расти не только в почве, но и на деревьях, в трещинах скал, даже в пустыне.

Размеры папоротников колеблются от совсем крошечных до крупных древовидных форм высотой до 25 м. Они отличаются красивыми длинными листьями, похожими на перья.

Рис. 2. Папоротники.

Папоротники имеют корень, короткий стебель и большие листья, но они никогда не цветут. У этих растений нет семян. Вместо них они образуют споры, с помощью которых размножаются.

Хвойные растения

Главное отличие хвойных деревьев - форма листьев, которые напоминают иголки. Это хвоя, благодаря которой деревья могу расти в регионах с холодным климатом. Зимой, вместо того, чтобы сбрасывать листву, как все остальные деревья, хвойные растения сохраняют свои иголки. Их смена происходит один раз в несколько лет.

К хвойным растениям относятся лиственница, пихта, сосна, ель, кедр, можжевельник.

Цветковые растения

На нашей планете наиболее широко распространены цветковые растения. Их можно встретить на любом участке суши, от Антарктиды до Арктики.

Главная отличительная черта всех цветковых растений - формирование цветков, которые после увядания образуют плоды с семенами. Попадая в землю, семена прорастают - так происходит размножение цветковых растений.

Рис. 3. Ландыш.

Все культурные растения, которые вывел человек, являются представители этого отдела растений.

Таблица “Разнообразие растений”

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности

Низшие растения

Живут в воде

Высшие растения

Живут во влажных затененных местах, очень выносливые, не имеют цветков

одеревенелый

В виде иголок – хвоя

Семена образуются в шишках

Почти все представители – вечнозеленые

Цветковые

Травянистый или одеревенелый

Листовая пластина

Цветы, из которых образуются плоды с семенами

Отличаются большим разнообразием

Что мы узнали?

При изучении темы «Разнообразие растений» по программе 3 класса окружающего мира мы узнали, насколько велик и многообразен мир растений. Мы выяснили, что в природе бывают низшие растения с простым строением, и высшие растения, которые отличаются более сложным строением и разнообразием форм.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 345.


Разнообразие растений на Земле

мхи

водоросли

папоротники

цветковые

хвойные


  • Мхи –очень древние представители царства растений.
  • Растут мхи лишь в местах повышенного увлажнения.
  • Они участвуют в образовании болот, создании торфа, влияют на увлажнение почвы.


  • Эти растения часто называют живыми ископаемыми. Они нуждаются в охране.
  • Папоротники помогают понять учёным, как развивалось многообразие растительного царства Земли.


ВОДОРОСЛИ

  • Ученые считают, что среди существующих на Земле растений самые древние - это сине-зеленые водоросли. Их возраст около трех миллиардов лет.


ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ

  • Отличаются особыми игловидными листьями- хвоей.
  • Хвоинки опадают не все сразу, как обычные листья, а постепенно, в течении нескольких лет. Поэтому хвойные деревья круглый год зелёные.


ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ

Сейчас на Земле господствуют цветковые растения. Их так называют потому, что они имеют цветки, из которых образуются плоды с семенами.


Цветковые растения

Цветковые растения – самая многочисленная и распространенная на Земле группа растений.


К 2004 году ученым удалось классифицировать около 290 тысяч видов, среди них 240 тысяч цветковых, 16 тысяч мхов, 11тысяч папоротников, 8 тысяч зеленых водорослей.

Растения встречаются повсюду.


В лесу

В горах

В водоёме

На лугу


В доме

В городах

В пустыне

В степи



Вопрос №1

Какие растения называют «живыми ископаемыми»?


Вопрос №2

Какой вид растений учёные считают самым древним на земле?

Водоросли


Вопрос №3

Что такое «Ж И ВИЦА»?

Ж и вица- это смола хвойных деревьев.


Вопрос №4

Опадают ли хвоинки у хвойных деревьев?

Хвоинки опадают постепенно в течении нескольких лет.


Вопрос №5

Какой вид растений сейчас является господствующим на Земле?

Сейчас на Земле господствуют цветковые растения.


    Предмет – окружающий мир;

    3 б класс;

    Тип урока – введение нового знания;

    Тема урока – Разнообразие растений на Земле.

    Цель урока – Знакомство с разнообразием растений на Земле, формирование умения работать в парах, группах

    Задачи урока –

    Познакомить с разнообразием растений на Земле.

    Расширить знания детей о растениях.

    Закрепить навыки постановки целей работы.

    Формировать навык самостоятельного изучения материала.

    Формировать навыки работы в парах, группах

    Формирование навыка выявления ошибок в своей работе и работе одноклассников.

    Воспитание взаимопомощи, взаимовыручки, ответственности за свои действия.

    Развитие речи, памяти, воображения

    Планируемые достижения учащихся на уроке (чему учащийся должен научиться, что усвоить):

    Развивать умение работать текстом учебника и дополнительной литературой.

    Развивать умения выделять главное.

    Учиться работать в парах и группах.

    Определять уровень своих знаний, проводить самооценку своей деятельности.

    Оборудование:

    Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир, М., Вентана – Граф, 2012.

    Мультимедийный проектор, компьютер.

    Компьютерная презентация «Разнообразие растений на Земле».

    Индивидуальные карточки для организации коллективного способа обучения.

    Индивидуальные карточки для проведения экспресс – теста.

    Ход урока.

этапа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент.

(2 мин.)

Мы уже много знаем и умеем. Сегодня нам предстоит вложить еще один кирпичик в прочное здание наших знаний.

Я желаю всем плодотворной работы, успехов в изучении нового материала.

Надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь в работе.

Тему сегодняшнего урокамы можем сформулировать, отгадав загадку:

Дышит, растет,

А ходить не может (растение)

Вспомните, что вы знаете о

растениях.

(Презентация, кадр 1).

Я предлагаю провести наш урок по следующему плану.

(Презентация, кадр 2).

растение

живой организм, без него невозможна жизнь

Знакомство с темой и планом урока.

Постановка цели работы на уроке.

(1 мин.)

Каковы цели нашего урока?

(Презентация, кадр 3).

Замечательные цели вы поставили перед собой.

Целеполагание .

    Познакомиться с разнообразием растений на Земле.

    Совместное изучение свойств групп растений.

Знакомство со схемой.

(3 мин.)

Совместное изучение материала по плану.

(7 мин.)

Рассмотрим схему « Разнообразие растений на Земле» .

(Презентация, кадр 4).

Какие группы растений представлены в ней?

Сможете ли вы назвать представителей каждой из этих групп?

Рассматривание схемы.

Перечисление представителей каждой из представленных групп

Знакомство с темой изучения.

Рефлексия 1.

(2 мин.)

Вывод.

Что вы узнали о первой группе растений?

(Презентация, кадры 5 – 12).

Подведение итогов работы.

Динамическая пауза.

Упражнения для снятия напряжения с глаз. (1 мин.)

Изучение нового материала

(15 мин.)

Работа по «маршруту». Инструкция к работе.

1.Знакомство с темой изучения.

Для лучшего изучения материала я предлагаю провести тщательное изучение каждой группы растений.

Но такой большой материал трудно будет изучить самостоятельно, поэтому мы разделимся на группы и проведем работу по маршруту.

Каждый из вас имеет своё задание.

Прочитаем тему изучения для каждой групп

1 группа: С головой, уйдя под волны, зеленеем меж камней,
Нет у нас цветков и листьев, если честно, нет корней.
Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.

2 группа: Меж клюквы и морошки, среди лесных болот,
Всегда на влажной почве мой родственник растет.
Он может быть зеленым или почти седым,
Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним.
В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда,
Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода.

Догадайтесь, о каких растениях идёт речь?

3 группа: Лесная трава – резная листва,

Не хвалится ветками, но гордится предками –

великанами могучими с кронами дремучими

Ещё 1 подсказка :

Люблю я тоже влагу.
В тени, в лесной глуши,
Мои резные листья, конечно, хороши.
Но я горжусь не ими!
Наш очень древний род
Из прошлого планеты тепло и свет несет.

4 группа:

Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы.
Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.
Листья наши очень колки, называются иголки,
И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем

5 группа:

Ну а мы, а мы с цветками,
Мы цветем, плоды даем,
Мы накормим семенами,
Мы собой украсим дом.
Мы в лесах, лугах и в поле,
Мы в пустыне и в воде.
По цветкам, как по паролю,
Нас узнаете везде

(Презентация, кадр 13).

Водоросли.

Папоротники

Хвойные растения

Цветковые растения

2. Изучение плана работы над темой.

Любая работа должна идти по строго определенному плану.

Прочитаем план работы «по маршруту», приведенный на индивидуальной карточке и на экране

(презентация, кадр 14).

Есть ли у вас вопросы по этому плану?

Желаю вам плодотворной совместной работы.

Изучение плана работы «по маршруту».

(Приложение 1).

    Самостоятельное изучение темы.

Работа по группам с использованием карточек.

1. Водоросли

3. Папоротники

4. Хвойные растения

5. Цветковые растения

    Взаимообучение.

(презентация, кадр 15).

Ребята, скажите, а где мы можем встретить растения? Давайте составим кластер.

Работа «по маршруту», определенному на карточках (приложение 3)

Рефлексия 2.

(2 мин.)

Вывод:

Что вы узнали о группах растений?

Удалось ли вам изучить материал?

Что помогло вам в этом?

Подведение итогов работы.

Самооценивание.

Оценивание работы одноклассников.

Динамическая пауза.

Упражнения для снятия напряжения с мышц рук и туловища.

(1 мин.)

Экспресс – тест.

(4 мин.)

Для подтверждения успешности работы на уроке предлагаю провести экспресс – тест с самооцениванием.

Выполнение экспресс – теста (приложение 2).

Самооценка работы на уроке.

Рефлексия № 3.

(2 мин).

Чему мы научились на уроке?

Достигли ли мы тех целей, которые поставили перед собой?

Что помогло нам её достигнуть?

Обсуждение записи на доске.

Высказывания детей о форме проведения урока.

Оценивание работы на уроке.

Домашнее задание.

(5 мин.)

Сегодня на уроке мы провели прекрасную совместную работу.

Оценивание работы команд и отдельных учеников.

Спасибо за урок!

Оценивание работы отдельных учеников.

Запись домашнего задания.

Спасибо за урок!

Приложение 1

План работы «по маршруту»

Приложение 2

Экспресс – тест «Проверь себя» по теме «Растения в жизни человека»

Растения дают человеку

Растения защищают

Приложение 3

1) Водоросли.

У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью

Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья, Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей. - Багряные и бурые - древняя группа водорослей, обитатели морей. В некоторых странах широко используют их в пищу как приправы и закуски.
- В период массового размножения одноклеточных водорослей вода окрашивается яркими красками - "цветет", говорят в народе. Некоторые водоросли могут размножаться даже на снегу в горах или в полярных областях, придавая снегу различные оттенки. Снежные поля Гренландии порой окрашиваются то в желтый, то в зеленый, то в красный цвет. Быть может, именно этому Гренландия обязана своим названием (в переводе - зеленая страна).

Морская капуста как лекарственное средство была известна еще в XIII веке в Китае. В XIII веке китайский император издал указ, обязывающий население систематически употреблять ее в пищу как диетическое и профилактическое средство и доставлять ее для этих целей в населенные пункты за счет государства.

Древнейшие

пересекавшие Атлантический океан, недалеко от берегов Америки с удивлением и страхом встречали целые поля плавающих буро-желтых водорослей.

2) Мхи.

На болотах растет мох сфагнум. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: “белый мох”, “бурый мох”, “красный мох” и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды. У мхов нет корней, и именно благодаря водоносным клеткам листья сфагнума обладают гигроскопическим свойством, т. е. способны удерживать воду Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка

Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков сфагнума образуются залежи торфа. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает ("отторфовывается"). Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа Торф - ценное сырье для получения воска, парафина, аммиака, спирта и т.д. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений.

Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги.

3) Папоротники.

Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Слово “фужер” заимствовано из французского языка и означает - папоротник Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники - влаголюбивые и теневыносливые растения. Кроме стеблей и листьев они имеют корни.

У славян легендарным растением был папоротник – ему приписывали колдовскую силу. - Папоротники - растения древние. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается один раз в год в глухую ночь под раскаты грома и при сверкании молнии в праздник Ивана Купалы (7 июля). В эту таинственную ночь устраивались гуляния, хороводы, прыгали через костры и ходили искать «огненный папоротников цветок», открывающий клады. Считалось, что кто сумеет сорвать этот цветок - тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав.

4) Хвойные растения

Хвойные - высшие растения. Встречаются по всей Земле, приспособлены к неблагоприятным условиям. Существуют более 600 видов. Имеют шишки с семенами и пыльцой. Прочную древесину используют для строительства и в мебельной промышленности

Хвойные - представляют собой древесные формы, реже кустарники. Это: ель, сосна, пихта, кедр, кипарис, лиственница, секвойя. Их листья в виде иголок называются хвоей. Есть и листопадные хвойные, это - лиственница. У хвойных есть шишки с семенами, из которых получают витамины, кедровое масло. Хвойные леса - хранители вод, выделяют много кислорода. Из древесины готовят шелк, бумагу, пластмассы.
- Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек.Гигантская секвойя может вырасти примерно до 95 м, а диаметр ее ствола может колебаться от 5 до 11 м. Самому большому из этих деревьев, около 4000 лет.

5) Цветковые растения

Цветковые - наиболее распространенная группа растений, насчитывает около 250 тыс.видов. Среди них много деревьев, кустарников, трав. Встречаются повсеместно. Многие цветковые - культурные и используются человеком в качестве пищи, лекарств. Дикорастущие являются кормом для животных. Цветковые господствуют в растительном мире. И если вас восхитит какой-нибудь красивый цветок - знайте, что растение наверняка относится к цветковым.

Растения в нашей жизни играют огромную роль. Они являются пищей, промышленным сырьем. А травы играют в нашей жизни и другую важную роль. Издавна люди познавали их целебную силу. Среди дикорастущих всемирно известен «корень жизни» женьшень. Не менее известны и крапива, подорожник, зверобой. Однако, в нашей стране 500 видов растений находятся на грани исчезновения. Чрезмерный сбор лесных и полевых букетов послужил оскудению растений. Уходят от нас купальница, сон-трава, ветреница. Редко встретишь возле города ландыш. На помощь растениям пришла «Красная книга» Многое зависит и от нас с вами. Отдыхая в лесу, удержись от соблазна сорвать цветок.

Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важна лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим

Кластер


Мы узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. На каждом столе лежит таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на учебник и полученные знания на уроке, заполнить ее.

стебли

листья

цветы

корни

плоды и семена

цветковые

водоросли

папоротники

Проверка:

стебли

листья

цветы

корни

плоды и семена

цветковые

водоросли

папоротники

Бунчеева Анна Михайловна,

учитель начальных классов,

стаж работы – 35 лет,

УМК «Начальная школа XXI века».

Выглядывая в окно или прогуливаясь по улице, можно бесконечно восхищаться красотой окружающей природы. И всю эту прелесть составляют в основном именно растения. Такие разнообразные, яркие, живые и сочные, они просто манят прикоснуться к ним, насладиться их ароматом и налюбоваться вдоволь великолепием.

Многообразие растительных организмов

Ах, какое существует разнообразие растений! Всего на сегодняшний день насчитывается свыше 350 тысяч видов этих уникальных созданий природы. Все они неодинаковы как по внешнему строению, так и по образу жизни и внутренним особенностям.

В растения занимают целое царство. Самой простой классификацией для данных организмов будет такая:

  • низшие (тело не разделено на органы, это водоросли и лишайники);
  • высшие (тело разделено на органы, это те, что имеют корень, стебель и листья).

В свою очередь, видовое разнообразие растений высшей категории проявляется в разделении на следующие группы:

  1. Споровые (мхи,
  2. Голосеменные (хвойные, гинкговые, саговниковые).
  3. Покрытосеменные, или цветковые.

Каждая систематическая группа имеет свои классы, роды и виды, именно поэтому разнообразие растений на нашей планете настолько велико.

Жизненные формы

Одним из самых главных признаков, по которому представители флоры отличаются друг от друга, является внешний облик. Именно этот признак положен в основу классификации по жизненным формам. Разнообразие растений можно увидеть, если классифицировать их по группам:

  1. Деревья (хвойные: сосна, ель, пихта и прочие; лиственные: береза, дуб, тополь, яблоня и другие).
  2. Кустарники (сирень, орешник, жимолость и т. д.).
  3. Кустарнички (смородина, шиповник, малина).
  4. Полукустарники (полынь, астрагал, терескен, солянка).
  5. Полукустарнички (лаванда, шалфей).
  6. Травы (ковыль, осока, незабудки, купена, ландыши и так далее).

Данная классификация охватывает лишь высшие покрытосеменные растения, которых на планете большинство.

Водоросли

Разнообразие растений и животных в морях и океанах всегда вызывало восхищение у всех исследователей и просто любителей подводного мира. Красивые и необычные, яркие, опасные и беззащитные, они составляют целый мир, не до конца изведанный, а потому манящий и таинственный.

Какие же представители флоры встречаются здесь? Это водоросли и водные растения, держащиеся у поверхности воды либо погруженные в нее корнями и частью стеблей.

Водоросли подразделяются на несколько отделов:

  1. Сине-зеленые (например, цианобактерии).
  2. Зеленые одноклеточные (хламидомонада, вольвокс).
  3. Зеленые многоклеточные (улотрикс, спирогира, ульва).
  4. (фукус, ламинария, саргассум).
  5. Красные (порфира, радимерия).

Главные отличительные особенности этих растений состоят в том, что их тело (у многоклеточных представителей) не разделено на органы. Оно представлено талломом и ризоидами, выполняющими функцию прикрепления к субстрату.

Цветущие водные виды

Разнообразие видов растений, относящихся к водной среде, не ограничивается только водорослями. Очень много прекрасных цветущих представителей радуют своим великолепием, плавая на поверхности воды или погружаясь в нее только частью.

К таким можно отнести:

  • разные виды кувшинок;
  • белокрыльник;
  • водокрас обыкновенный;
  • камыш озерный;
  • хвостник;
  • вербейник монетчатый;
  • хосту;
  • болотницу игольчатую;
  • манник;
  • уруть водную;
  • ирис сибирский;
  • лютик водяной;
  • аир болотный и многие другие.

Разнообразие растений соленых и пресных водоемов настолько велико, что можно создавать целые ландшафты, как искусственные, так и природные. Люди используют представителей флоры для украшения аквариумов, дизайнерского оформления прудов и прочих искусственных источников.

Споровые

К данной группе относится порядка 43 тыс. видов из различных отделов Основные из них следующие:

  • Мохообразные (печеночные мхи, антоцеротовые, моховидные);
  • Плауновидные (плауны);
  • Хвощевидные (хвощи).

Основная особенность - это способ размножения, который сводится к образованию специализированных клеток - спор. Также интересным является то, что эти растения живут, осуществляя чередование поколений в цикле развития: половое поколение гаметофит сменяется бесполым спорофитом, и наоборот. Такие представители не способны цвести и формировать семена и плоды, потому и относятся к категории споровых. Жизнь их очень зависит от воды, так как размножение происходит только во влажной среде.

Представители имеют важное хозяйственное значение и находят широкое применение не только в природе, но и в жизни человека. Декоративное, лекарственное применение составляет их значимость для людей.

Хвойные

К хвойным относятся растения, которые имеют следующие особенности:

  • в специальную игольчатую форму и имеют название "хвоинки";
  • жизненная форма этих растений - деревья и кустарники;
  • внутренний состав изобилует эфирными маслами, смолами и терпенами;
  • семена формируются, но цветков не бывает никогда;
  • семя заключено в чешуи шишки и оголено, отсюда другое название - Голосеменные.

Видов хвойных деревьев очень много, около 630. Они вносят большой вклад в общее разнообразие мира растений, являются долгожителями и ценными древесными породами. По некоторым данным, существуют сосны, которым более 5000 лет! Внешний облик хвойных очень оживляет любую местность, восхищает и завораживает своим величием. Самыми распространенными видами можно назвать:

  • сосны;
  • кедры;
  • лиственницы;
  • кипарисы;
  • можжевельник;

Одна из основных привлекательных особенностей данных растений состоит в том, что они вечнозеленые и не сбрасывают листьев на период зимних холодов (исключение - лиственница).

Цветковые, или покрытосеменные

Это самая многочисленная из всех известных на сегодня групп растений, которая исчисляется более 280 тысячами видов. Главная особенность - это формирование в котором есть специальные структуры, приспособленные для размножения.

В цветке формируются завязь и семя, которое затем защищается тканью плода. Именно поэтому данные растения и названы покрытосеменными. Сами цветки настолько разнообразны по внешнему виду, форме, окраске венчика, размерам, что остается только восхищаться и удивляться.

Большое значение среди цветковых уделяется лекарственным растениям. Они помогают людям и животным в борьбе с различными заболеваниями, оказывают воздействие практически на все системы организма.

Классификация цветковых обширна, поэтому рассмотрим лишь самые распространенные семейства из двух главных классов - однодольных и двудольных.

  1. Однодольные: злаки (рожь, пшеница, овес, сорго, просо, кукуруза), лилейные (тюльпаны, лилии, рябчики), луковичные (лук, чеснок, многолетние луговые травы).
  2. Двудольные: розоцветные (шиповник, груша, слива, яблоки, малина, земляника, роза), мотыльковые, или бобовые (арахис, люпин, акация, соя, горох, клевер, фасоль, бобы), крестоцветные (капуста, рапс, горчица, хрен, редька), пасленовые (помидоры или томаты, перец, паслен, баклажан, петуния и прочие), сложноцветные (одуванчики, ромашки, васильки, подсолнечники, мать-и-мачеха и другие).

Разнообразие цветковых растений настолько велико, что охватить их все одной статьей, конечно, невозможно. Ведь каждое семейство исчисляется сотнями и тысячами видов, имеет свои индивидуальные особенности в строении и внешнем облике.

Ядовитые растения

К сожалению, несмотря на непревзойденную красоту, многие растения обладают сильными отравляющими свойствами, то есть являются ядовитыми, в различной концентрации содержат вещества, способные парализовать или убить человека, животных, любых других живых существ.

С такими представителями стоит знакомить детей с детства, чтобы они понимали, насколько может быть опасен окружающий мир. Разнообразие растений, относящихся к ядовитым, достаточно велико, их тысячи видов. Назовем только несколько распространенных представителей:

  • подснежник снеговой;
  • гиацинт восточный;
  • безвременник осенний;
  • нарциссы;
  • амариллисы;
  • ландыш майский;
  • мак снотворный;
  • дицентра великолепная;
  • лютик обыкновенный;
  • касатики;
  • диффенбахии;
  • рододендроны;
  • олеандры и многие другие.

Очевидно, что к этой же группе можно отнести лекарственные растения. В увеличенной дозе любое лекарство может стать ядом.

Насекомоядные цветы

Интересными по способу питания являются некоторые растения тропиков и экваториальной части планеты. Они являются насекомоядными и издают не приятный и волнующий аромат, а зловонный запах. Основные виды:

  • венерина мухоловка;
  • росянка;
  • непентес;
  • саррацения;
  • пузырчатка;
  • жирянка.

Внешне они очень интересны по форме и яркие по окраске. Обладают разными механизмами и приспособлениями для захвата и переваривания насекомых и мелких грызунов.

На Земле произрастает множество разных видов растений. Часто они непохожи друг на друга как по внешнему виду, так и по строению. Например, среди растений есть одноклеточные формы, есть многоклеточные с недифференцированным телом, однако большинство растений имеют органы и ткани. Но даже если растения имеют схожее внутреннее строение, они могут сильно отличаться между собой по внешнему виду. Это связано с приспособлением к конкретным местам обитания и способам жизни.

При всем многообразии растений одноклеточные формы характерны только для ряда водорослей. Другие водоросли многоклеточны. Все водоросли (и одноклеточные, и многоклеточные) относятся к низшим растениям . Это связано с тем, что у водорослей нет настоящих органов и тканей. Хотя у представителей бурых водорослей можно отметить дифференцировку тела на ткани.

Все остальные группы растений считаются высшими. Это мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и покрытосеменные. В каждой группе наблюдается свое многообразие растительного мира. Следует отметить, что в процессе эволюции (исторического развития жизни на Земле) в определенные периоды доминировали те или иные группы. Так в каменно-угольном периоде (300 млн лет назад) на суше произрастали леса, состоящие из древовидных папоротников. Был влажный и теплый климат. Когда климат стал становиться суше и холоднее появились голосеменные, а в последствие и более приспособленные к сухопутному обитанию покрытосеменные растения. На сегодняшний день папоротники представлены в основном травянистыми формами, обитающие в пологе лесов.

Мхи, папоротники, хвощи и плауны называются высшими споровыми растениями . Они размножаются спорами. В их жизненном цикле представлены две стадии - гаметофит и спорофит. Клетки гаметофита содержат одинарный набор хромосом, а спорофита - двойной. В жизненном цикле мхов доминирует гаметофит, а у папоротников - спорофит.

Голосеменные и покрытосеменные (цветковые) растения размножаются с помощью семян. Их относят к группе семенных растений . Семя, в отличие от споры, содержит большой запас питательных веществ. У покрытосеменных семена развиваются в завязи цветка, после созревания их окружает плод. У голосеменных семена обычно развиваются в шишках и лежат голо на их чешуях.

Голосеменные в основном представлены деревьями. Среди покрытосеменных много как деревьев, так и трав, а также других жизненных форм. В процессе эволюции травянистые формы цветковых растений появились позже и по ряду признаков имеют более сложное строение по-сравнению с деревьями.

Сегодня на Земле многообразие растений в основном формируют покрытосеменные (цветковые) растения. Их около 300000 видов. Голосеменных всего около 1000 видов. Папоротникообразных более 10000 видов, моховидных более 25000, лишайников около 20000, водорослей около 35000 видов.

Несмотря на все многообразие растений, у них есть два общих признака. Наличие обоих признаков у организма позволяет классифицировать его как растение. Это:

    Получение органических веществ из неорганических с помощью процесса фотосинтеза, который протекает на свету. Другими словами, все растения являются автотрофами.

    Клетки растений содержат ядра, то есть растения - это организмы-эукариоты. Например, цианобактерии способны к фотосинтезу, но не имею ядер, поэтому их относят не к растениям, а к бактериям.

gastroguru © 2017