Значение поваренной соли в природе. Бинарный урок химии и биологии. Тема: "Соли. Значение солей в природе и жизни человека". Применение хлорида натрия

Всем хорошо известно, что детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей детского сада

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

  • Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
  • Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изо деятельности)
  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:
    − частичная интеграция;
    − полная интеграция;
  • метод проектов:
    − форма организации образовательного пространства;
    − метод развития творческого познавательного мышления.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для сам. выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.


Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Психолого-педагогические исследования особенностей использования метода проектов в воспитании и обучении в современной школе и дошкольных учреждениях. Метод проектов как способ обучения старших дошкольников театрализованным играм с перчаточными куклами.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2011

    Анатомо-физиологическое и психическое развитие детей среднего дошкольного возраста. Особенности развития лыж и лыжного спорта. Физкультурные занятия как основная форма организации обучения детей физическим упражнениям. Типы физкультурных занятий.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2011

    Физиологические, психологические характеристики детей старшего дошкольного возраста. Специфика организации физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста. Опыт деятельности муниципального дошкольного учреждения "Детский сад № 11" г. Сасово.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2011

    Теоретические основы развития и использования метода проектов в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Внешние проявления любознательности. Методы развития в детях поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2011

    Теория и практика обучения детей старшего дошкольного возраста моделированию поделок способом оригами. Изучение и выявление уровня сформированности мелкомоторных движений у детей старшего дошкольного возраста. Диагностические задания и их результаты.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2011

    Понятия "Проектная деятельность" и "Метод проекта" в педагогической практике, основные положения теории Джона Дьюи. Идеи Кильпатрика о повышении эффективности обучения школьников. Методика организации метода проектов в начальной школе, критерии оценок.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2011

    Психофизиологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к письму. Направления работы по подготовке руки ребенка к письму в условиях дошкольного образовательного учреждения. Выявление уровней сформированности мелкой моторики руки дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 16.09.2012

Суюндикова Карина

Соль. Близкая, знакомая и такая загадочная… Соль встречается на каждой кухне, без неё человек не может обходиться, и в тоже время мы так мало знаем о ней. Что же такое соль?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Троицкая средняя общеобразовательная школа

Тюльганского района Оренбургской области

Исследовательская работа

Соль в нашей жизни

Выполнила: Суюндикова Карина, 3 класс

Руководитель: Суюндиков И. Р., учитель физики.

2012

Введение ……………………………………………………………………………………

Немного истории ……………………………………………………………………….

Соль в народных приметах……………………………………………………………

Соль в народном творчестве ………………………………………………………...

Получение соли…………………………………………………………………………..

Мои опыты с солью……………………………………………………………………...

Заключение ………………………………………………………………………………...

Список литературы ………………………………………………………………………

Приложение ……………………………………………………………………………...

12-17

Введение

Соль. Близкая, знакомая и такая загадочная… Соль встречается на каждой кухне, без неё человек не может обходиться, и в тоже время мы так мало знаем о ней. Что же такое соль?

Соль- это: 1) белое кристаллическое вещество с острым вкусом, употребляется как приправа к пище; 2) кристаллическое вещество, в котором водород кислоты замещен металлом. (Словарь русского языка С.И. Ожегова)

Мы провели опыты с солью с целью изучения особенностей соли, её свойств и качеств.

Задачи исследования:

  1. изучить исторические сведения о соли;
  2. узнать о значении соли в жизни человека;
  3. провести опыты с солью;
  4. проанализировать полученные результаты.

Гипотеза: Мы предположили, что соль можно использовать не только в пищу, но и как очень интересный объект для опытов.

Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат, и позволяет по-новому взглянуть на знакомые продукты и предметы и приобрести новые знания .

Объект исследования: соль поваренная

Предмет исследования : свойства поваренной соли

Немного истории

На протяжении многих столетий соль была ценным товаром. Её хранили в особых ларцах, меняли не только на товары, но даже на землю и на рабов. Из-за нее устраивали войны, образовывались и разрушались государства. От конца Римской Империи и на протяжении Средних веков соль была ценным товаром, который перевозился по «Солевым дорогам». Города, государства и княжества, через которые проходил «солевой путь», обладали огромными налогами за перевоз соли через их территорию. Это положило начало войнам, и даже стало причиной основанию некоторых городов, например, Мюнхена в 1158 году.

Сейчас нам трудно представить, что в прошлом во многих странах соль служила существенным источником пополнения казны, была важным предметом торговли. В некоторых странах соль выполняла даже роль денежной единицы.

В Киевской Руси пользовались солью из Прикарпатья и из соленых озер и лиманов на Руссом (ныне Черном) и Сурожским (Азовском) морях. Соль обходилась так дорого, что на торжественных пирах ее подавали лишь на столы знатных гостей, прочие же расходились с торжества “не солоно хлебавши”. В царской России, несмотря на богатые природные запасы соли, из-за примитивных способов добычи и транспортировки ее не хватало. Многие века соль как жизненно необходимый продукт была источником обогащения и наживы торговцев и предпринимателей.

Известный врач и энциклопедист Средневековья Ибн-Сина (Авиценна) в 1012 году писал, что умеренные дозы пищевой соли обладают лечебными и профилактическими свойствами.

Соль в народных приметах

С солью связано множество суеверий и примет, существует поверье что рассыпать соль - к неудаче, и, чтобы предотвратить несчастье, необходимо бросить щепотку соли через левое плечо.

Соль- это символ гостеприимства и дружбы. Чтобы человека узнать пуд соли нужно вместе съесть, говорили в старину.

Много – много лет назад водилась соль не в каждом доме. Выставляли её на стол только для самых дорогих гостей. Если же гость ее случайно или, хуже того, специально просыпал - это считалось неуважением к хозяевам.

Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре.

Соль в народном творчестве

Народ всегда уделял соли особое внимание. Во многих русских народных пословицах говорится: «Соль всему голова, без соли и жито - трава», «Соли нет и слова нет», «Без соли стол кривой», «От хлеба-соли и царь не отказывается». Много народных загадок о соли сложено.

Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает.
(соль)

Меня одну не едят,
а без меня мало едят.
(соль)

В воде родится, воды боится..
(соль)

Получение соли

Организм первобытного человека получал необходимое количество соли с пищей животного происхождения. Однако потребности организма заставляли искать ее в более концентрированном виде. Давно было обнаружено, что некоторые растения имеют приятный соленый вкус. Такие растения сушились, а затем сжигались в костре. Получившуюся золу использовали как приправу к пище. Позднее люди научились поливать горящие в костре куски дерева соленой водой из моря или озера, получившуюся золу также использовали в пищу.

За 2 тысячи лет до н.э. китайцы научились получать поваренную соль из морской воды методом выпаривания. Такой же способ использовали в других странах с жарким климатом, например в Индии, Греции, Риме. Позднее, таким образом, соль начали добывать во Франции, Испании, в Крыму. На севере России морская вода выпаривалась в больших чанах, источником энергии были дрова.

Кроме того, в природе соль может встречаться как в чистом виде, так и с примесями. Например, в морской воде кроме растворенной поваренной соли содержатся разные примеси. В земной коре часто встречаются пласты каменной соли, также существуют солёные озера, например озеро Развал, расположенный вблизи г. Соль-Илецка. Так же кристаллы поваренной соли можно получить в домашних условиях используя лишь насыщенный раствор соли.

Так же соль используют не только как приправу к пище, но и для:

  • получение соды;
  • для консервирования;
  • получение мыла.

Поваренная соль обладает хотя и слабым, но антисептическим свойством. Развитие гнилостных бактерий прекращается лишь при ее содержании в 10-15%. Это свойство широко используют в пищевой промышленности и при сохранении пищевых продуктов в домашних условиях. Мои опыты с солью

1. Свой первый опыт с солью я провела во втором классе. На уроке окружающего мира нам рассказывали, что из морской воды можно добыть соль.

Я захотела узнать, как же добывают соль из морской воды. Так как морской воды у нас дома нет, то пришлось мне готовить её самой. Растворяем в стакане воды несколько столовых ложек соли. Размешиваем до полного растворения. Набираем в ложку раствор и испаряем воду с помощью свечи до полного испарения. Видим кристаллы соли на ложке.

Другой ложкой (холодной) соскребаем немного соли и пробуем, чтобы убедиться, что это вновь соль.

Вывод:

2. В один стакан наливаем теплую воду, в другой - холодную. В каждый стакан насыпаем по ложке соли и размешиваем соль одновременно в двух стаканах

Вывод:

3. Эффект «Мертвого моря». Понадобится мелкая соль, две глубоких миски, сырое яйцо и вода. Заполним посуду до половины водой, аккуратно опустим яйцо в первую миску – оно утонуло и осталось лежать на дне. Во вторую миску насыпаем порядка 5 чайных ложек соли (зависит от объема воды), размешиваем до полного растворения и погружаем яйцо в воду. На этот раз яйцо всплыло на поверхность.

Вывод:

4.Сортировка

Перемешиваем молотый перец и соль. (1 чайная ложка (5 мл) соли и - 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца) Начинаем научное волшебство! Надуваем шарик, завязываем и трем его об сухие волосы Подносим шарик поближе к смеси соли и перца. Перец прилипает к шарику, а соль остается на столе.
Вывод: Это пример действия статического электричества. Если потереть шарик, он приобретает отрицательный заряд и перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.
Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда - остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

5.Чистка посуды. Я взяла грязный бокал, насыпала на губку немного соли и помыла бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету.

Вывод: Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду.

Полезное примечание: При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

Заключение

Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Но, при более внимательном изучении соли, я поняла, что знаю о ней мало.

Результатом исследовательской работы считаем то, что в ходе исследовательской работы я научилась:

  • самостоятельно проводить некоторые опыты;
  • работать с книгами, узнавать из них то, что до меня уже знали другие люди;
  • Я поняла, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными.

Проведенные мной опыты позволили мне узнать гораздо больше, чем написано в школьных учебниках. Они интересны и познавательны.

Но все же изучение соли невозможно провести даже за один год. Хочется узнать, как добывают соль, как она образуется, что еще интересного и удивительного можно сделать с её помощью.

Список литературы

  1. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 1978
  2. Я познаю мир: Медицина. – М.: Астрель, 2001
  3. Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.
  4. Биология. 8-9 классы: рефераты – Волгоград: Учитель, 2007.

Интернет-ресурсы:

  1. «Занимательные опыты на кухне» - http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtm
  2. «Страна Мастеров. Соль» - http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1706
  3. «Пословицы и поговорки» http://www.shepotka.ru/history/saying

http://zagadaj-ka.ru/cloud/word_309.htm

Мои опыты с солью ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опыт 1

Фото 1 . В один стакан наливаем теплую воду, в другой - холодную. В каждый стакан насыпаем по ложке соли и размешиваем соль одновременно в двух стаканах

Фото 2. Вывод: в теплой воде растворение проходит быстрее.

Опыт 2

Фото 3. Растворяем в стакане воды несколько столовых ложек соли. Размешиваем до полного растворения.

Фото 4. Набираем в ложку раствор и испаряем воду с помощью свечи до полного испарения.

Фото 5. Видим кристаллы соли на ложке.

Вывод: Соль можно получить выпаривая её из соленой морской воды.

Опыт 3

Фото 6. В пресной воде яйцо тонет.

Фото 7. В соленой воде яйцо всплывает

Вывод: Соленая вода выталкивает предметы сильнее, чем пресная.

Опыт 4.

Фото 8. Перемешиваем молотый перец и соль.

Фото 9. Подносим шарик поближе к смеси соли и перца. Перец прилипает к шарику, а соль остается на столе.

Вывод: Это пример действия статического электричества.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЗНАЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПОСЛОВИЦ

Пуд соли съесть

Без соли не проживешь, хотя в пищу человек кладет ее немного. Пуд соли – это 16 килограммов. Сколько времени должно пройти, прежде чем вы с кем-то «на пару» съедите пуд соли. По расчётам учёных, человек потребляет в год около пяти килограммов соли, значит пуд соли вдвоем можно съесть в полтора-два года. А 200 лет назад в бедных крестьянских семьях соль была роскошью, стоила очень дорого, ее берегли и экономили. Съесть пуд соли в те времена значило: прожить вместе очень долго и, естественно, хорошо узнать друг друга. И сейчас мы говорим: «нужно пуд соли съесть», когда хотим подчеркнуть, что понадобится немалое время, чтобы наладить отношения или договориться с человеком.

Не солоно хлебавши (уйти)

То есть уйти, ничего не добившись. Выражение это создалось еще в те времена, когда соль была дорогим продуктом: «хлебать с солью» значило, примерно, то же что «есть сладко». Случалось, что в богатом доме почетные гости «хлебали солоно», а бедным родственникам доставалась несоленая пища. Отсюда и возникла эта поговорка.

Роль соли в жизни человека очень противоречива. Ее то приравнивают к золоту (в средние века из-за большой цены соль нарекли «белым золотом», а римская армия получала часть жалования кристалликами соли), то наряду с сахаром называют «белой смертью».

Так все-таки какова роль соли в здоровье и жизни человека? Для нормального функционирования соль нужна любому живому организму: она входит в химический состав тканевых жидкостей и крови, усиливает выработку желудочного сока и слюны, способствуя таким образом более тщательному перевариванию пищи, препятствует сгущению крови… Так почему же она тогда может быть вредна? Лечит она или калечит? Давайте разбираться.

История соли

  • С незапамятных времен люди заметили удивительное свойство соли улучшать вкус еды.
  • В средние века соль оценивалась дороже золота. Ее подавали во время пиров самым знатным гостям в качестве очень редкой приправы в солонках, украшенных драгоценными камнями. Остальных приглашенных тоже потчевали, но уже без соли.
  • Из-за соли вспыхивали сражения за право обладать соляными месторождениями и даже «соляные бунты». Даже когда соль перестала быть такой редкостью, дорогих гостей встречали хлебом-солью (эта традиция до сих пор сохранилась, и не только на свадьбах).
  • Соль стали использовать для консервирования продуктов, дабы продлить их срок годности. Ведь соль - отличный антисептик, препятствующий процессам гниения. Именно поэтому раны отдыхающих на море не воспаляются.

Все мы знаем, что соль присутствует во многих сказках, легендах, загадках, традициях, поговорках и везде ее превозносят:

Хлеб да соль - и обед пошел.
- Соль рассыпать к беде.
- Сказочный персонаж Солёнушка.
- Уйти не солоно хлебавши.
- Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна.
- Арабы заключали договоры над чашей, наполненной солью, и скрепляли договор, отведывав ее.
- В древней Мексике приносили в жертву соляному богу самую красивую девушку, дабы «умаслить» бога и получить достаточный запас соли.
- Много веков назад в ряде стран детей при рождении посыпали солью, считая что это спасет от дурного глаза.

И что же получается? Этот «вредный» продукт несправедливо превозносили в течение многих веков?

Польза или вред

В этом вопросе существуют два значительных момента.

Первый - доза соли

Вред приносит передозировка хлорида натрия. В древние времена соль (редкий и очень дорогой ингредиент) в больших количествах никто не употреблял, и на столах она находилась далеко не во всех блюдах. Например, в конце 18 века соль ценилась в 4 раза дороже мяса. А что происходит сейчас? Соль добавляют в огромных количествах во все колбасные изделия, копчености, сыры, не говоря уж о чипсах, сухариках и прочих соленостях. А ведь суточная доза употребления соли - 2-20 грамм в день. Такая разница существует из-за климатических особенностей. В жарких странах норма потребления соли выше из-за повышенного потоотделения, ведь с потом выходит значительная часть соли. А чрезмерное ее употребление способствует задержке жидкости в организме, приводит к отекам, гипертонии, болезням почек и мочевого пузыря.

Если человек съест за раз соль из расчета три грамма соли на килограмм живого веса, его ждет неизбежная смерть. Этот способ использовался в качестве ритуального самоубийства в Китае, и особенно был распространен среди знати - из-за высокой цены на соль.

Второй момент – химический состав соли

Есть существенная разница между дешевой рафинированной солью (которая применяется сегодня практически повсеместно), прошедшей обработку и химическую очистку, и более дорогими, и вместе с тем более полезными ее аналогами – морской солью и натуральной каменной. Поваренная соль почти полностью состоит из хлорида натрия. Состав же морской соли более разнообразен, в ней присутствуют такие элементы как йод, медь, калий, магний, марганец, железо, селен и другие жизненно необходимые нашему организму вещества. Именно благодаря своему составу полезные свойства морской соли значительно превосходят свойства поваренной соли. По статистике, жители морских прибрежных районов реже жителей средней полосы болеют простудными заболеваниями. Морская соль содержится в ряде лекарственных препаратов, является хорошим антисептиком.

Предлагаю вашему вниманию видео о пользе и вреде соли для здоровья:

А вы как относитесь к этой уникальной приправе?

Платонова Полина

Соль жизненно необходимый элемент питания любого человека, от неё зависит многое в нашем организме. С точки зрения химии, соли - это целый класс веществ, обладающих определенными химическими свойствами. Мы привыкли называть солью вещество имеющее солёный вкус! Цель работы изучить историю соли и ее применение в современном мире.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа №48»

Соль в жизни человека

Выполнила: Платонова

Полина Андреевна,

обучающаяся 6 класса Б

Руководители: Баева

Лилия Николаевна

Щепетова

Ольга Владимировна,

учитель химии

2013

Соль в жизни человека

Введение ………………………………........................................................3

История соли....………………………………………………………………3

Метод добывания соли в древности и сейчас ………………………..........4

Поговорки о соли ………………………………………………………….....6

«Соляные» обычаи ……………………………………………………………7

Применение соли ………………………………………………………….....7

Полезные советы …………………………………………………………......9

Мои эксперименты ……………………………………………………………9

Заключение …………………………………………………………………….10

Приложения …………………………………………………………………….11

Литература ………………………………………………………………………13

Соль (Приложение 1) жизненно необходимый элемент питания любого человека, от неё зависит многое в нашем организме. Но её переизбыток может привести к разным заболеваниям, так же как и её недостаток.

С точки зрения химии, соли - это целый класс веществ, обладающих определенными химическими свойствами. Мы привыкли называть солью вещество имеющее солёный вкус!

Цель работы:

  • Изучить историю соли и ее применение в современном мире.

Из цели вытекают задачи :

  • Узнать, откуда берется соль;
  • Понять, почему раньше она ценилась дороже золота, а теперь почти ничего не стоит;
  • Проверить некоторые свойства соли практическим путем.

Объект исследования – поваренная соль.

История соли

Женщины поджаривали над огнем только что освежеванную дичь, и мужчины, уставшие на охоте, ели это полусырое, обсыпанное золой мясо с приставшими к нему угольками.

Люди, еще не знали соли, и им нравилась зола, которая придавала мясу приятный, солоноватый вкус.

Прошли века. Люди научились сажать зерна и собирать небольшой урожай. Растирая зерна между камнями, они получали муку и пекли на раскаленных камнях лепешки. Чтобы придать им приятный вкус, лепешки посыпали золой из специально собранных растений.

Такой же вкус, но еще более острый, придавал пище белый порошок, который женщины случайно находили на камнях у берега моря или на берегах соленых озер.

Мясо, натертое белым порошком, долго сохранялось, так же как провяленное на огне или в дыму костра. Поэтому белый порошок очень ценился и его стали искать. Так соль вошла в жизнь человека.

Знакомство с солью в разных местах могло происходить по-разному. Охотники, выслеживая дичь, замечали, как дикий олень или лось лизал в траве прозрачный камень, похожий на лед. Но этот лед не таял ни в руках, ни на солнце. А когда охотники пробовали его языком, подражая животному, то ощущали необычайно приятный и острый вкус. Они отламывали куски камня и уносили его с собой. Это была каменная соль. Открытие соли и начало ее употребления было эпохой такого же значения, как знакомство человека с земледелием. Почти одновременно с добычей соли люди научились собирать зерна, засеивать участки земли и собирать первый урожай. И хотя хлебные зерна содержат мало поваренной соли, не то, что мясо и кровь животных, земледелие продолжало развиваться. Следовательно, человек нашел способ удовлетворять солевой голод, который не ощущался при мясном питании. Человек научился добывать соль. С золой растений, которой первоначально посыпались лепешки и мясо, человек, кроме полезных солей, поглощал гораздо большее количество вредных веществ.

Случай или инстинкт заставил людей выбирать растения, содержащие больше соли - солончаковые и растущие у морских берегов или у соленых источников. Аристотель и Плиний сообщают об обычае умбрийцев есть золу солончаковых растений как о первой попытке добывать заменитель поваренной соли. Но с переходом к растительной пище этот способ уже не мог удовлетворять потребности в соли, и человечество научилось разыскивать настоящую соль.

Со временем человек находил всё больше и больше соли, но, с другой стороны, он видел, что на почве, пропитанной солью, не растут ни деревья, ни травы и что в густо соленой воде не живут ни рыбы, ни раковины. Обилие соли уничтожало жизнь; и соль стала считаться нечистой, проклятой. Поэтому, начиная с самого древнего времени, отношение к соли стало развиваться в двух направлениях: «священная» соль сделалась символом вечности, непорочности и постоянства, «проклятая» соль стала символом бесплодия, оскудения и зла. С одной стороны, соль очищала своей святостью, с другой - оскверняла своей магической нечистотой.

Метод добывания соли в древности и сейчас

Добыча соли в древности

Как только люди узнали вкус соли, они стали чрезвычайно ею дорожить. Местности, где встречались ее залежи, быстро заселялись и делались собственностью какого-нибудь племени. В обмен на соль приобретали такие предметы, которые ценились в местах ее добычи. Из-за мест, богатых солью, шла постоянная борьба между кочующими племенами. Со всех сторон приходили люди за солью. Ее выменивали у тех, кто владел залежами. Весьма вероятно, что доисторические племена оседали там, где были наиболее благоприятные условия существования: теплый климат, плодородная почва, достаточная влага и соль.

В прериях Северной Америки есть много мест, где теперь добывается соль, но древние индейские племена не умели ее получать и довольствовались золой или сушеными водорослями. Эти водоросли спрессовывались в виде пирога и подсушивались. Куски такого пирога служили приправой к пище.

В Калифорнии и в районе нынешнего штата Орегон соль с незапамятных времен извлекали из воды океана и из соляных источников. Теперь мы знаем, где в древнем мире добывали соль, и видим, что места добычи соли были расположены очень далеко друг от друга. Были и такие страны, где совсем не было соли или где люди еще не научились ее добывать.

На территории СНГ для получения поваренной (пищевой) соли используются следующие способы добычи:
- шахтный способ;
- озерный способ;
- бассейновый способ (морская соль);
- вакуум-выпарной;

Кроме перечисленных, поваренную соль получают также методом вымораживания (РФ, Кемпендяй), методом выпарки в открытых чренах (западная Украина), добычей в карьерах (Таджикистан). Распространение этих способов добычи соли ограничено, поэтому в дальнейшем они не рассматриваются.

Шахтный способ (каменная соль). Шахтным способом соль добывается в Украине (Артемовское месторождение) и Российской Федерации (Соль-Илецкое и Тыретьское месторождения). (Приложение 2) Попутная добыча каменной соли производится на некоторых калийных рудниках. Для добычи соли используются серийно выпускаемые солекомбайны Урал 10КС и Урал 20КС. Буровзрывной способ в настоящее время не применяется.

Озерная соль. Месторождения озерной соли расположены в Российской Федерации (оз. Баскунчак, оз. Бурла) (Приложение 3), в Туркмении (оз. Гувлы), в Республике Казахстан (оз. Жаксыкылыш, оз. Индер, оз. Балхаш, ряд озер в Павлодарской обл. и другие), в Узбекистане (оз. Караумбет). На приведенных выше озерных месторождениях ведется добыча соли. Кроме того, в республиках Средней Азии имеется ряд озерных месторождений, пригодных для добычи соли.

Бассейновый способ (морская соль). Бассейновую соль добывают на ряде небольших солепромыслов на юге Украины. Это Генический солепромысел, Геройский, Соляное и Сакский солепромысел. Перечисленные солепромыслы располагаются на побережье Черного моря. Бассейновым способом получают соль также в Таджикистане, на Аштском солепромысле. В связи с ростом спроса на морскую соль объемы добычи бассейновой соли в последнее время увеличиваются.

Вакуум-выпарной способ (соль экстра). Основными производителями соли экстра являются Мозырьский вакуум-выпарной завод (Белорусия), Усольский вакуум-выпарной завод (Россия) и Славянский вакуум-выпарной завод (Украина). Кроме того, соль «Экстра» производится также на Крымском содовом заводе, на «Новомосковском хлоре» Тульской обл. и некоторых других. Способ основан на растворении подземных пластов соли, химической очистке рассолов и последующей выпарке под разрежением. Этот способ позволяет получить соль высокой чистоты, порядка 99,5%-99,7% NaCl, но требует больших затрат энергии на выпарку.

Для Курганской области, которая испытывает недостаток йода, соль должна быть специально йодированная!

Поговорки о соли

  • Без соли и стол кривой
  • Без денег торговать, как без соли хлебать.
  • Без соли не вкусно, без хлеба не сытно
  • Без соли, без хлеба - половина обеда.
  • Без хлеба смерть, без соли смех.
  • Всем угодишь – себе насолишь.
  • Велика твоя хлеб-соль, а всё корочки.
  • Думай не думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
  • Запас соли не просит.
  • За хлебом-солью каждая шутка хороша
  • И старая кобыла до соли лакома
  • Лень и щи без соли хлебает
  • Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать.
  • На соль пьётся, на хлеб спится
  • Недосол на столе, пересол на спине.
  • От хлеба-соли и царь не отказывается
  • Речь без пословицы, все равно, что еда без соли.
  • Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
  • Соли не жалей, так и есть веселей
  • Хлеб-соль ешь, а правду режь.
  • Хлеб да соль и обед пошел.
  • Хлеб-соль - заемное дело.
  • Хоть бы песок, лишь бы солил.

«Соляные» обычаи

Обычай приветствовать гостя с хлебом и солью известен в России с давних времен. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил. «Хлебосольством» и сейчас называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении. По старинной традиции хлебом с солью до сих пор на Руси встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Это пожелание добра, выражение гостеприимства. Этот старинный обряд означает, что гость вступил в дружеские отношения и готов съесть вместе с встречающими «пуд соли», готов разделить все их беды и заботы.

Не было ни одной страны и почти ни одного народа, где бы соль не служила магическим талисманом против «дурного глаза». Соль носили зашитой в ладанку, соль бросали в огонь, соль всыпали в молоко, в воду, бросали на порог дома, на головы детей. Сегодня обычаи и приметы, связанные с солью, уже давно потеряли всякий смысл. Лишь у некоторых племен Африки суеверия сохранились во всей своей силе и до сих пор практикуются всерьез.

Применение соли

Очень широко люди используют соль в быту, при консервировании и солении пищевых продуктов: рыбы, мяса, овощей, грибов и т. д. Дело в том, что соль имеет уникальное свойство - убивать бактерии и микробы, которые вызывают гниение и порчу продуктов. На этом же свойстве основано производство мясных и рыбных консервов. Такие продукты очень долго не портятся, долго хранятся и могут применяться в пищу даже через несколько недель после их приготовления.

Соль также является товаром, который широко применяется в промышленности. Она является основой для производства химических продуктов, на базе которых изготовляется множество пластмасс, алюминий, бумага, мыло, стекло. Соль используют при обработке мехов и кож, при изготовлении солевых батареек и всевозможных фильтров. В химической промышленности соль используют для получения соды, хлора, соляной кислоты.

Растворы поваренной соли в воде замерзают при более низкой температуре, чем чистая вода. На этом основано посыпание солью проезжей части и тротуаров в городе, когда надо, чтобы растаял слежавшийся снег или лед при гололеде.

В сельском хозяйств поваренная соль идет для удобрения и корма скота.

Поваренная соль нужна и на транспорте: ее посыпают на пол железнодорожных вагонов для предохранения грузов (таких, как влажная марганцовая руда и кокс) от промерзания.

Соль полезна и с медицинской стороны. В поваренную соль добавляют минеральное вещество йод, и получается йодированная соль. Ее используют для профилактики недостатка йода в организме, который может привести к заболеваниям щитовидной железы. В последнее время стало еще принято добавлять в соль другое минеральное вещество – фтор (фторирование соли). Ее применение является хорошей профилактикой кариеса.

Многие люди любят принимать ванны с солью. Для ванн, как правило, используется морская соль. Такие процедуры хорошо очищают кожу и тонизируют ее. Морская соль хорошо влияет на нервную систему человека.

Известно, что во время Великой Отечественной войны хирурги, работавшие в полевых госпиталях, накладывали раненым на обширные рваные раны хлопчатобумажную ткань, смоченную в растворе поваренной соли. Таким образом, они спасали их от гангрены.

Часто каменную соль применяют как лекарство. В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. В них круглый год наблюдаются постоянные температура, влажность, давление, а самое главное - полностью отсутствуют микроорганизмы, вызывающие аллергические заболевания, к которым относится и астма. В воздухе высокое содержание паров каменной соли. Больные не принимают лекарств. Все процедуры сведены до минимума. Пребывание организма в стерильном воздухе, обладающем дезинфицирующими свойствами, способствует его укреплению, меньшей предрасположенности к заболеваниям. Через месяц больные бронхиальной астмой излечиваются от надсадного кашля и приступов удушья. И все это происходит благодаря целительному воздуху соляных шахт. Подземные санатории для больных открыты в соляных копях Велички - Польша, Солотвине - Закарпатье, Киргизии, Нахичеванской республике.

Полезные советы

  • Как определить свежесть куриного яйца? Добавьте в чашку воды чайную ложку соли. Положите в раствор яйцо. Если оно всплывет - лучше его не использовать, а вот утонувшее в такой воде - скорее всего свежее.
  • Чтобы с легкостью почистить вареные куриные яйца от скорлупы, добавьте в воду, в которой они будут вариться, немного соли.
  • Если добавить щепотку соли в кувшин свежего молока, оно будет храниться дольше.
  • Подпалины от утюга можно удалить, если смочить их холодной водой и хорошо посыпать солью, минут через 20 нужно стрясти соль и прополоскать изделие.
  • Чтобы удалить жирное пятно на одежде, необходимо его сразу посыпать солью и подождать минут 10 и затем стряхнуть соль.
  • Дрова, посыпанные солью, легче разгораются и горят ровнее и дольше.

Мои эксперементы

1.Соль растворяется в воде

Я взяла банку с водой, обмакнула в нее столовую ложку и зачерпнула ею соль. Соль к ложке прилипла. Я подумала: а что будет, если наклонить ложку вертикально, то сыпется ли с нее соль? Наверное, да, ведь соль довольно тяжелая. Я начала эксперимент: часть соли, та, что была на самом верху ложки, и правда просыпалась в банку. Прилипшие крупинки остались на месте. Тогда я обмакнула всю ложку в воду – соль с нее исчезла.

Вывод: Соль с мокрой ложки не ссыпается, она – растворяется. Соль растворится даже если ложку и вовсе не наклонять – просто налить на нее воды. Приглядевшись, я увидела, что соль состоит из маленьких кристалликов. Получается, что соль похожа на лед – когда она попадает в воду – тает. (Приложение 4)

2.Соль может сохранять продукты

Я положила в банку с водой две столовых ложки соли и кубик шоколада и оставила их стоять на подоконнике до следующего дня. На утро я вытащила кубик шоколада. От воды он стал мягким, похожим на пластилин, а от соли сделался соленым, даже внутри, когда я разломила его и попробовала на вкус.

Вывод: шоколад в соленой воде не растворяется, но может «засолиться». Вот почему до недавнего времени соление было основным способом сохранения продуктов. (Приложение 5)

3.Кристалл из соли (Приложение 6)

Вырастить кристалл из соли легко: нужно взять шерстяную нитку, добавить в воду столько соли, чтобы она уже не растворялась, и оставить на 2 недели.

Заключение

В ходе своего исследования я узнала, что история соли насчитывает не одну тысячу лет, что она когда – то была предметом роскоши и из – за нее начинались войны.

Узнала, что раньше люди не знали, откуда она берется, как ее добывать, приписывали ей магические свойства – поэтому она была такой дорогой

Выяснила, что в современном мире соль используется не только в пищевой промышленности, но и в разных других областях, имеет широкий спектр применения

Убедилась, что современный мир не приписывает соли «волшебных» свойств, но нуждается в ней не меньше наших предков.

Провела практические опыты и узнала о некоторых свойствах соли.

Приложения

Приложение 1

Приложение 2. Илецкое месторождение (шахтный способ)

Приложение 3. Озеро Баскунчак (озерная соль)

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Использованная литература:

  • Материалы сайта «o-soli.ru»
  • Материалы сайта «fairy-tales.su.ru»
  • Почемучка. Детская энциклопедия. М., «Росмэн»,2005
gastroguru © 2017