Помощь психолога детям с зпр. Основные направления психологической помощи детям с задержкой психического развития. Метод коррекции восприятия

  • 6. Клинические закономерности психического дизонтогенеза
  • 7. Параметры психического дизонтогенеза
  • 8. Психическое недоразвитие: общая характеристика
  • 9. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей
  • 10. Олигофрения как типичная модель психического недоразвития
  • 11. Психологическая структура дефекта при олигофрении
  • 12. Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей
  • 13. Особенности эмоционально-волевой сферы умственно-отсталых детей
  • 14. Основные направления коррекционной работы с умственно отсталыми детьми
  • 15. Поврежденное психическое развитие
  • 16. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей в форме деменции
  • 17. Задержанное психическое развитие. Общая характеристика
  • 18. Слепович е. С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью (Коррекция отклонений в психическом развитии детей с легкой интеллектуальной недостаточностью)
  • 19. Классификация детей с зпр
  • 20. Варианты зпр: общая психолого-педагогическая характеристика
  • 21. Особенности познавательной деятельности детей с зпр
  • 22. Особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности детей с зпр
  • 23. Содержание профессиональной деятельности психолога при работе с детьми с зпр
  • 24. Особенности диагностического направления работы с детьми с зпр
  • 25. Диагностика как основное направление работы психолога с детьми с зпр
  • 26. Наблюдение как наиболее информативный метод диагностики детей с зпр
  • 28. Белопольская н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития
  • 29. Особенности коррекционного направления работы с детьми с зпр
  • 30. Основные направления психокоррекции при работе с детьми с зпр
  • 31. Основные направления психологической помощи детям с зпр
  • 33. Организация взаимодействия психолога с педагогами и родителями при работе с детьми с зпр
  • 34. Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями слуха
  • 35. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха
  • 36. Дефицитраное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
  • 37. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения
  • 38. Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • 39. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • 40. Дефицитарное психическое развитие: дети с тяжелыми нарушениями речи
  • 41. Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
  • 42. Психолого-педагогическая характеристика детей со сложным дефектом
  • 43. Искаженное психическое развитие. Общая психолого-педагогическая характеристика
  • 44. Психолого-педагогическая характеристика детей с рда
  • 45. Психологическая характеристика степеней тяжести рда
  • 46. Основные направления психологической помощи детям с рда
  • 47. Организация взаимодействий психолога с педагогами и родителями при работе с детьми с рда
  • 48. Л. С. Выготский. Дефект и его структура
  • 49. Взаимообусловленность коррекции и компенсации в процессе реабилитации
  • 50. Мамайчук и. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии
  • 51. Психологическая служба в специальных образовательных учреждениях
  • 52. Направления деятельности психолога в образовательных учреждения для детей с опфр
  • 53. Вопросы психологической диагностики отклонений психического развития у детей
  • 31. Основные направления психологической помощи детям с зпр

    Основной целью психологической коррекции детей и подростков с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

    Важным принципом психологической коррекции познавательных процессов и личности детей является учет формы и степени тяжести задержки психического развития.

    Направления и задачи психологической коррекции детей с различными формами ЗПР

    Наименование блока

    Психокоррекционные задачи

    Формы ЗПР

    Мотивационный

    Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия

    Формирование познавательных мотивов: - создать проблемные учебные ситуации; - стимулировать активность ребенка на занятии; - обратить внимание на тип семей ного воспитания. Приемы: - создание игровых учебных ситуаций; - дидактические и развивающие игры

    Психофизический инфантилизм Психогенные формы ЗПР

    Блок регуляции

    Неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию

    Обучить ребенка планировать деятельность во времени. Предварительно организовать ориентировки в заданиях. Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности. Приемы: - обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию)

    Соматогенная форма ЗПР Органический инфантилизм ЗПР церебральноорганического генеза

    Блок самоконтроля

    Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения

    Обучить контролю по результатам. Обучить контролю по способу деятельности. Обучить контролю в процессе деятельности Приемы: - дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; - обучение конструированию и рисованию по моделям

    ЗПР церебрально-органического генеза Соматогенная форма ЗПР. Психогенная форма ЗПР

    Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контроля своих действий. Это успешно достигается при тщательном соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключая возможность незавершения начатых ребенком действий.

    32. Консультация, психотерапия, психопрофилактика как направления реабилитации детей с ЗПР

    33. Организация взаимодействия психолога с педагогами и родителями при работе с детьми с зпр

    В условиях специализированного образовательно учреждения для детей с ЗПР (как и иного коррекционного ДОУ) перед педагогическим коллективом встают особые задачи по взаимодействию с семьями детей, т.к. в специальной поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.

    Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, на сколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким какой он есть и стремятся помочь. С целью реализации задач социально-педагогического блока предлагаются следующие формы организации психолого-педагогической помощи семье.

    1. Коллективные формы взаимодействия. 1.1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ три раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года. Задачи: информирование родителей о задачах и содержании коррекционно-образовательной работы; решение организационных вопросов; информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами. 1.2. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже трех раз в год и по мере необходимости. Задачи: обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы; сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье; решение текущих организационных вопросов; 1.3. "День открытых дверей". Проводится администрацией ДОУ в апреле для родителей детей, поступающих в ДОУ в следующем учебном году. Задача: знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы. 1.4. Тематические занятия "Семейного клуба". Работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия клуба проводятся специалистами ДОУ один раз в два месяца. Формы проведения: Тематические доклады; Плановые консультации; Семинары; Тренинги; "Круглые столы" и др. формы. Задачи: знакомство и обучение родителей приемам и некоторым методам оказания психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии; ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе. 1.5. Проведение детских праздников и "Досугов". Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОУ с привлечением родителей. Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и трансляция его в семью.

    2. Индивидуальные формы работы. 2.1. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости. Задачи: сбор необходимой информации о ребенке и его семье; определение запросов родителей о дополнительном образовании детей; определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей; выявление мнения родителей о работе ДОУ. 2.2. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями. Задачи: оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания; оказание индивидуальной методической помощи в форме "домашних заданий" и пояснений к ним. 2.3. "Служба доверия". Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает по персональным и анонимным обращениям и пожеланиям родителей. Задача: оперативное реагирование администрации ДОУ на различные ситуации и предложения. 2.4. Родительский час. Проводится учителями-дефектологами и логопедами групп один раз в неделю во второй половине дня с 17 до 18 часов. Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком, разъяснение "домашних заданий". 2.5. Прием врача (психоневролога, невропатолога). Проводится врачом ДОУ по запросам родителей. Задача: контроль здоровья детей.

    3. Формы наглядного информационного обеспечения. 3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (по темам: "Готовимся к школе", "Развиваем руку, а значит и речь", "Игра в развитии ребенка", "Как выбрать игрушку?", "Какие книги прочитать ребенку?", "Как помочь ребенку в домашних условиях?" и др.). Задачи: информирование родителей об организации коррекционно - образовательной работы в ДОУ; пропаганда психолого-педагогических знаний; информация о графиках работы администрации и специалистов. 3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы. Задачи: ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей; привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

    3.3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Содержание и методы работы подбираются с учетом доступности информации для родителей. Проводятся два - три раза в год. Задачи: создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей; обучение родителей элементам коррекционно-развивающей работы с детьми в домашних условиях.

    Ирина Кацюба
    Психологическая помощь детям с задержкой психического развития

    Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.

    Е. А. Стребелева выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР. Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию. Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР требует параллельного ведения индивидуальной и коллективной работы. Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР , что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.

    Учет таких специфических потребностей будет способствовать безболезненной социализации детей.

    Работа психолога строится с учетом специфики учреждения. Если в нем есть учитель-дефектолог, психолог акцентирует свое внимание на коррекции и развитии эмоциональной сферы и поведения детей, на развитии потребности в общении. В другом случае в индивидуальную работу включаются и занятия по коррекции познавательной сферы в соответствии с результатами диагностики.

    Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье и т. д.

    В рисовании можно использовать следующие игры-упражнения :

    Срисовывание с образца;

    Работа с трафаретами;

    Обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контуру;

    Раскрашивание и штриховка.

    В аппликации можно использовать как метод отрыва (без использования ножниц, так и метод вырезывания. Развитие навыков работы с ножницами может выступать как самостоятельный вид деятельности.

    Обосновывая взаимосвязь развития движений пальцев и интеллекта детей, А. Л. Сиротюк1 предлагает использовать пальчиковую гимнастику как метод коррекции интеллекта детей. Цель занятий - синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенциальных способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кроме того, методика А. Л. Сиротюк включает дыхательные упражнения и упражнения, развивающие мышцы языка . Автор также предлагает программу развития интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии.

    Детям с ЗПР полезны игры-упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности :

    В емкости с крупой (например пшеном или рисом) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка - найти ее и описать, не доставая;

    Сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам;

    Выкладывание фигурок из круп;

    Игры с кусочками различных материалов и тканей и т. д.

    Кроме того, можно играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой и т. д.

    Особого внимания требует развитие речевого опосредования действий детей. Можно использовать следующие приемы :

    Поощрение и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки в задании;

    Проговаривание вместе с ребенком того, что он будет делать, а также последовательности действий;

    Повторение ребенком задания вслух;

    Вспомнить и повторить задание после того, как оно выполнено;

    Привлечение ребенка в качестве помощника другим детям .

    В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности. В книге А. А. Катаевой и Е. А. Стребелевой представлены дидактические игры, с помощью которых специалисты могут решать различные коррекционные задачи :

    Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и овладение способами усвоения общественного опыта;

    - развитие ручной моторики ;

    Сенсорное воспитание;

    - развитие мышления ;

    - развитие речи .

    Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения она делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.

    Необходимо отметить, что выбор коррекционных методов зависит, прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребенка. Но не менее важным аспектом выбора являются уровень квалификации и опыт профессиональной деятельности самого специалиста.

    Значимость налаживания тесного взаимодействия с семьей определяется тем, что именно она, как важнейший институт, обуславливает особенности социального развития ребенка .

    Формирование и зоны ближайшего развития , и социальной ситуации развития определяется сложившейся в семье системой отношений ребенка с близкими взрослыми, системой ценностей, норм и правил. Поэтому ро-дители должны стать необходимым звеном в системе коррекционно-развивающей работы с ребенком .

    Основными задачами работы психолога с родителями можно считать :

    - помощь в осознании и принятии особенностей развития ребенка ;

    Обучить способам и приемам эффективного взаимодействия и коррекции познавательной сферы в соответствии с культурным уровнем родителей;

    Ознакомление с направлениями и содержанием программы работы специалистов дошкольного образовательного учреждения.

    Начинать коррекционную работу необходимо с изучения родительских установок, их отношения к особенностям своего ребенка. Важно «стабилизировать» стиль воспитания, помочь родителям адекватно относиться к проблемам своего ребенка. Такая необходимость обусловлена частыми нарушениями стиля воспитания по линии гипо- или гиперопеки в семьях, в которых есть ребенок с ЗПР. С одной стороны, родители, считая своего ребенка серьезно больным, начинают опекать его, ограничивать и так неразвитую самостоятельность , чем еще более усугубляют ситуацию. С другой, родители не замечают или не знают своеобразия своего ребенка, думают, что с возрастом ситуация улучшится сама по себе. Такие семьи обычно характеризуются низким культурным уровнем. От особенностей родителей будет зависеть стратегия работы с ними и с ребенком.

    Также необходимо помнить, что полноценный коррекционный эффект достигается при переносе положительных сдвигов со специальных занятий в реальную повседневную жизнь ребенка. А это возможно лишь тогда, когда родители знают о позитивной динамике и знают способы и методы закрепления выработанных навыков. Поэтому основной акцент в работе психолога и родителей будет сделан на просвещении.

    Публикации по теме:

    Индивидуальная образовательная программа развития ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Введение. Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических.

    Психологическое сопровождение развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития Психологическое сопровождение- это система профессиональной деятельности педагога- психолога, направленная на создание оптимальных условий.

    Дети с задержкой психического развития в дошкольном учреждении ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Что такое задержка психического развития? ЗПР относится к разряду слабовыраженных.

    Характеристика диагностической программы для развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития В целях подробного исследования проблемы развития памяти у детей младшего подросткового возраста с задержкой психического развития в психологии.

    Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Внимание – это сосредоточенность сознания.

    Конспект индивидуального коррекционного занятия для ребенка 4–5 лет с задержкой психического развития Цель: пробуждение познавательной и творческой активности ребенка. Задачи: -закрепить знания о диких животных. -формировать умение соотносить.

    Коррекционная направленность музыкального воспитания дошкольников с задержкой психического развития Коррекционная направленность музыкального воспитания дошкольников с задержкой психического развития. Использование коррекционной ритмики.

    Особенности формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития с 4 до 7 лет Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ЗПР.

    Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Положения ФГОС предназначены.

    Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития Вопрос успешной адаптации детей с нарушением интеллекта приобрел особую социальную значимость в последнее десятилетие, так как количество.

    Психологическая помощь детям с ЗПР

    Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.

    Е. А. Стребелева выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР. Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию. Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР требует параллельного ведения индивидуальной и коллективной работы. Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.

    Учет таких специфических потребностей будет способствовать безболезненной социализации детей.

    Работа психолога строится с учетом специфики учреждения. Если в нем есть учитель-дефектолог, психолог акцентирует свое внимание на коррекции и развитии эмоциональной сферы и поведения детей, на развитии потребности в общении. В другом случае в индивидуальную работу включаются и занятия по коррекции познавательной сферы в соответствии с результатами диагностики.

    Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности , включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье и т. д.

    В рисовании можно использовать следующие игры-упражнения:

    • срисовывание с образца;
    • работа с трафаретами;
    • обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контуру;
    • раскрашивание и штриховка.

    В аппликации можно использовать как метод отрыва (без использования ножниц), так и метод вырезывания. Развитие навыков работы с ножницами может выступать как самостоятельный вид деятельности.

    Обосновывая взаимосвязь развития движений пальцев и интеллекта детей, А. Л. Сиротюк 1 предлагает использовать пальчиковую гимнастику как метод коррекции интеллекта детей. Цель занятий - синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенциальных способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кроме того, методика А. Л. Сиротюк включает дыхательные упражнения и упражнения, развивающие мышцы языка. Автор также предлагает программу развития интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии.

    Детям с ЗПР полезны игры-упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности:

    • в емкости с крупой (например пшеном или рисом) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка - найти ее и описать, не доставая;
    • сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам;
    • выкладывание фигурок из круп;
    • игры с кусочками различных материалов и тканей и т. д.

    Кроме того, можно играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой и т. д.

    Особого внимания требует развитие речевого опосредования действий детей. Можно использовать следующие приемы:

    • поощрение и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки в задании;
    • проговаривание вместе с ребенком того, что он будет делать, а также последовательности действий;
    • повторение ребенком задания вслух;
    • вспомнить и повторить задание после того, как оно выполнено;
    • привлечение ребенка в качестве помощника другим детям.

    В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности. В книге А. А. Катаевой и Е. А. Стребелевой представлены дидактические игры, с помощью которых специалисты могут решать различные коррекционные задачи:

    • формирование сотрудничества ребенка со взрослым и овладение способами усвоения общественного опыта;
    • развитие ручной моторики;
    • сенсорное воспитание;
    • развитие мышления;
    • развитие речи.

    Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения она делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.

    Необходимо отметить, что выбор коррекционных методов зависит, прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребенка. Но не менее важным аспектом выбора являются уровень квалификации и опыт профессиональной деятельности самого специалиста.

    Значимость налаживания тесного взаимодействия с семьей определяется тем, что именно она, как важнейший институт, обуславливает особенности социального развития ребенка.

    Формирование и зоны ближайшего развития, и социальной ситуации развития определяется сложившейся в семье системой отношений ребенка с близкими взрослыми, системой ценностей, норм и правил. Поэтому родители должны стать необходимым звеном в системе коррекционно-развивающей работы с ребенком.

    Основными задачами работы психолога с родителями можно считать:

    • помощь в осознании и принятии особенностей развития ребенка;
    • обучить способам и приемам эффективного взаимодействия и коррекции познавательной сферы в соответствии с культурным уровнем родителей;
    • ознакомление с направлениями и содержанием программы работы специалистов дошкольного образовательного учреждения.

    Начинать коррекционную работу необходимо с изучения родительских установок, их отношения к особенностям своего ребенка. Важно «стабилизировать» стиль воспитания, помочь родителям адекватно относиться к проблемам своего ребенка. Такая необходимость обусловлена частыми нарушениями стиля воспитания по линии гипо- или гиперопеки в семьях, в которых есть ребенок с ЗПР. С одной стороны, родители, считая своего ребенка серьезно больным, начинают опекать его, ограничивать и так неразвитую самостоятельность, чем еще более усугубляют ситуацию. С другой, родители не замечают или не знают своеобразия своего ребенка, думают, что с возрастом ситуация улучшится сама по себе. Такие семьи обычно характеризуются низким культурным уровнем. От особенностей родителей будет зависеть стратегия работы с ними и с ребенком.

    Также необходимо помнить, что полноценный коррекционный эффект достигается при переносе положительных сдвигов со специальных занятий в реальную повседневную жизнь ребенка. А это возможно лишь тогда, когда родители знают о позитивной динамике и знают способы и методы закрепления выработанных навыков. Поэтому основной акцент в работе психолога и родителей будет сделан на просвещении.

    Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001


    Основной целью психологической коррекции детей и подростков с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

    Важным принципом психологической коррекции познавательных процессов и личности детей является учет формы и степени тяжести задержки психического развития.

    Например, у детей с психофизическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. А у детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим в коррекционном процессе все внимание отдано формированию этих психических процессов, развитию навыков самоконтроля и регуляции деятельности.

    Для удобства анализа нарушения познавательной деятельности целесообразно выделить три основных блока психокоррекционного процесса: мотивационный, регуляторный и" блок кон­троля самоконтроля.

    Направления и задачи психологической коррекции детей с различными формами зпр

    Наименование блока

    Психокоррекционные задачи

    Формы ЗПР

    Мотивационный

    Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия

    Формирование познавательных мотивов:

      создать проблем ные учебные ситуации;

    Стимулировать активность ребенка на занятии;

    Обратить внимание на тип семейного воспитания.

    Приемы:

    Создание игровых учебных ситуаций;

      дидактические и развивающие игры

    Психофизический инфантилизм

    Психогенные формы ЗПР

    Блок регуляции

    Неумение планировать свою деятельностьво времени и по содержанию

    Обучить ребенка планировать деятельность во времени.

    Предварительно организовать ориентировки в заданиях. Предварительно

    проанализировать с ребенком используемые способы деятельности.

    Приемы:

    Обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию)

    Соматогенная

    форма ЗПР

    Органический инфантилизм

    ЗПР церебро-органического генеза

    Блок самоконтроля

    Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения.

    Обучить контролю по результатам.

    Обучить контролю по способу деятельности. Обучить контролю в процессе деятельности Приемы:

    Дидактические игры и упражнения на внимание,память, наблюдательность;

      обучение конструированию и рисованию по моделям

    ЗПР церебрально-органического генеза

    Соматогенная форма ЗПР

    Психогенная форма ЗПР

    Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контроля своих действий. Это успешно достигается при тщательном соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключая возможность незавершения начатых ребенком действий.

    Обучение ребенка самоконтролю успешно достигается в процессе занятий по конструированию. Особый интерес представляет метод обучения детей модельному конструированию, разработанный А. Р. Лурия и его учениками (1948) и успешно используемый нами при психокоррекционной работе с детьми с ДЦП и с ЗПР церебрально-органического генеза (Мамайчук, 1978, 1984). Суть этого метода заключается в том, что образцы-модели предъявляются ребенку заклеенными плотной белой бумагой и, прежде чем начать строить, ребенок должен был сам планомерно исследовать образец, подобрать к нему соответствующие детали, т. е. модель-образец предлагает ребенку определенную задачу, но не дает способа ее решения. А. Р. Лурия (1948) провел следующий эксперимент: он разделил детей-близнецов на две группы. Одна группа обучалась конструированию с наглядных образцов, а их братья и сестры - конструированию с образцов-моделей. После нескольких месяцев обучения конструированию психологи обследовали детей, изучали особенности их восприятия, мышления, рисования. Результаты обследования выявили, что дети, обучающиеся конструированию по моделям, показали более высокую динамику в умственном развитии, чем их братья и сестры, которым было предложено конструирование традиционным способом. Формированию самоконтроля и самостоятельных способов решения задач способствует обучение детей конструированию по условиям, предложенное Н. П. Подъяковым (1972). Ребенку предлагают сделать из готовых деталей предмет, который может быть использован в конкретных, заранее заданных условиях, т. е. в этом случае ребенок не имеет перед собой образца, а ему только даны условия, исходя из которых необходимо определить, какой должна быть постройка, а затем сконструировать ее. Несомненно важным при таком способе обучения конструированию является то, что мыслительные процессы детей приобретают более опосредованный характер, чем при конструировании по образцу. Например, получив задание построить из готовых блоков такой «гараж», который мог бы вмещать в себя «грузовую машину», ребенок начинает предварительно анализировать величину машины, отвлекаясь от всех других ее свойств. Для этого необходим достаточно высокий уровень абстрагирования, что дает возможность формированию у детей специфических способов соотнесения определенных свойств условий с соответствующими свойствами постройки. Конструирование по моделям и условиям успешно формируют у детей ориентировочную деятельность, способствуют развитию самоконтроля своих действий в процессе выполнения конструктивных заданий и при анализе их результатов.

    По данным статистики, задержка психического развития у ребенка – это состояние, которому подвержены около 15-16% всех детей.

    Диагноз «задержка психического развития» (ЗПР) означает, что развитие ребенка не соответствует нормам его возраста. Нарушена может быть, как интеллектуальная, так и эмоциональная сфера, но при этом могут отставать только отдельные психические функции ребенка: например, хорошо развитая моторика при отставании в речи или ребенок умеет читать и писать, но социально не адаптирован.

    Дети с задержкой психического развития:

    — плохо усваивают и запоминают информацию, медленно соображают, невнимательны;

    — плохо понимают обращенную к ним речь, и не могут выразить свои желания с помощью речи. В целом, часто развитие речи у детей с ЗПР не соответствует возрасту, в этом случае говорят уже о задержке психического и речевого развития (ЗПРР);

    — мало интересуются окружающим миром — не задают вопросов, не рассматривают предметы, игры однообразны и не имеют сюжета;

    — не умеют взаимодействовать (играть и общаться) с другими детьми, часто избегают контакта.

    Почему нужно корректировать ЗПР и ЗПРР?

    Если отставание в психическом и речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка его психика все больше будет отставать от нормы. Это не только создаст ребенку проблемы при обучении и общении с ровесниками, но и серьезно ограничит возможность реализоваться во взрослой жизни.

    Развитие психических процессов происходит у детей по-разному, поэтому диагноз ЗПР и ЗПРР, как правило, ставится в возрасте 4-5 лет. Однако, чем раньше начата коррекция, тем больше вероятность того, что ребенок сможет «догнать» свой возраст, развиваться наравне со сверстниками и учиться в обычной школе.

    Наиболее эффективной является помощь в раннем возрасте (2-3 года), поэтому при подозрениях, что развитие ребенка не соответствует норме, обязательно обращайтесь к врачу.

    ЗПР и ЗПРР являются теми состояниями, при которых необходима помощь специалистов, чтобы компенсировать отставание в развитии.

    Работа психолога с ребенком с диагнозом ЗПР или ЗПРР может заключаться:

    — психодиагностика по результатам которой определяются нарушения в развитии, их степень и направления работы с ними;

    — консультации и занятия с детским психологом , которые направленно работают с теми сферами, где наблюдается отставание, будь то эмоциональное или интеллектуальное развитие ребенка;

    если задержка психического развития сочетается с отставанием в речи — нужна и помощь логопеда.

    Сегодня встречается у 7-18% детей, то есть практически у каждого пятого ребенка.

    Родители гиперактивных детей знают, что воспитывать такого ребенка непросто:

    — ребенок все время в движении, не способен сосредоточиться на каком-то одном занятии и постоянно отвлекается;

    — у ребенка серьезные проблемы с обучением, он мгновенно забывает все, чему его учили, не усваивает информацию. При ярко выраженных симптомах СДВГ ребенок вообще не может обучаться в общеобразовательной школе;

    — его практически нельзя оставить одного, потому что совершенно невозможно предсказать, что он сделает в следующую минуту;

    — ребенок непослушный, ему сложно следовать правилам, из-за чего возникают сложности при посещении детского сада, а позже — и школы.

    Что делать, если у ребенка выявлен синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

    Прежде всего, необходимо обратиться к врачам. Но кроме этого, при СДВГ ребенку нужна помощь психолога, который поможет гиперактивному ребенку развить те качества, которых ему не хватает: усидчивость, внимание, память, способность целенаправленной деятельности, умение слушать и многое другое. В результате ребенок научится контролировать себя, усваивать информацию, ему станет проще учиться и легче заводить отношения со сверстниками. Кроме того, психолог проводит работу и с родителями: обучает родителей методам взаимодействия с гиперактивным ребенком, подсказывает, как вести себя в общении с ним.

    Детский аутизм

    Что делать, если вашему ребенку поставлен диагноз «аутизм»?

    За этим определением скрывается широчайший спектр расстройств. В зависимости от симптомов и степени их выраженности, различают несколько типов аутизма и целый ряд расстройств аутистического спектра, при которых симптомы выражены в более мягкой степени.

    Дети с аутизмом могут испытывать сложности в самых разных сферах жизни, чаще всего родителей беспокоит, что:

    — ребенок не говорит или говорит плохо, с трудом понимает обращенную к нему речь;

    — ребенок испытывает трудности при взаимодействии с другими людьми, старается избегать общения, предпочитает одиночество;

    — часто развитие ребенка отстает от норм, принятых для его возраста;

    — ребенок проявляет агрессию и/или самоагрессию, и может причинить вред себе или окружающим;

    — ребенок с трудом осваивает бытовые навыки — не может самостоятельно умыться, одеться или посещать туалет.

    Это означает, что ребенку требуется помощь для развития коммуникативных и других навыков, которых ему не хватает. В этом и может помочь психолог, который поможет ребенку развить навыки социального взаимодействия и эмоционального восприятия. Кроме того, психолог обучает родителей, как обращаться с аутичными детьми и реагировать на те или иные ситуации.

    Задачу психолога в том, чтобы помочь ребенку, страдающему аутизмом, приспособиться к реальности, приобрести необходимые навыки социального взаимодействия и самообслуживания, и в конечном итоге, улучшить качество жизни и ребенка, и его семьи.

    Если Вам и Вашему ребенку необходима помощь — теперь Вы знаете, где можно ее получить.

    Консультации и занятия психолога по вопросам задержки психического и речевого развития в Самаре! Скидки до 20 %!

    Узнать цены на услуги психолога Вы можете на нашем сайте в разделе .

    gastroguru © 2017