Забота о людях и детях после вов. Брошенные дети победы. Лев Георгиевич Нуждин

В 2017 году в России наконец-то будет принят законопроект и «детям войны» увеличат пенсии, а также предоставят дополнительные льготы. Тем не менее далеко не все граждане нашей страны знают о том, какие льготы из бюджета им положены, но стоит заняться этим вопросом вплотную, как выяснится, что почти каждый взрослый гражданин имеет право на их получение.

Может быть, есть льготы, которые касаются ваших близких родственников, но они их не получают по незнанию?

  1. Ветеранам ВОВ и боевых действий, их семьям.
  2. и инвалидам.
  3. Гражданам, имеющим государственные награды.
  4. Многодетным семьям.
  5. Малоимущим гражданам.
  6. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации.
  7. Реабилитированным лицам, их семьям.
  8. Детям до 16 лет.

Из тех людей, кто подал заявление и предоставил необходимые документы, льготы предоставляются в первую очередь наиболее нуждающимся гражданам.

Все социальные доплаты делятся на несколько категорий: медицинские, проездные, жилищные, налоговые, и прочие.

  • Жилищные – предусматривают снижение оплаты за коммунальные услуги или факт предоставления жилья безвозмездно.
  • Медицинские – льготы на приобретение лекарств.
  • Налоговые – предоставляются в виде вычетов по уплате налоговых сборов.
  • Проездные – бесплатный проезд в городском транспорте или льготы при приобретении билетов на междугородный проезд.

Каждый регион, исходя из своего бюджета, имеет право на предоставление своих дополнительных льгот: на протезирование, льготные билеты на авиаперелеты и др.

Официального подтверждения статусу «Дети войны» нет на федеральном уровне. Но проект закона о том, чтобы присвоить этот статус гражданам, родившимся в 1928-1945 г.г., рассматривается Государственной думой несколько лет.

Регионы принимают подобные законы на своём уровне. Около 20 областей России приняли постановления о льготах детям войны, и им предусмотрена их выплата.

В некоторых областях данное понятие толкуется с дополнениями в виде определения «сироты войны».

Конкретные действующие льготы для детей военных лет в некоторых областях РФ:

  1. Обслуживание в медицинских и социальных учреждениях вне очереди.
  2. Ежемесячные денежные выплаты. Сумма разная в разных регионах. В основном они приравнены по статусу к труженикам тыла.
  3. Скидки на оплату коммунальных услуг – могут быть разными в различных регионах.
  4. Бесплатное предоставление лекарств по предписаниям медиков.
  5. Право бесплатного проезда в городском транспорте.

Граждане, которые имеют право причислить себя к данной категории, должны подтвердить свой статус документально.

По положению, предложенному в проекте закона, к гражданам данной категории следует отнести тех, кто родился в Советском Союзе с 1928 по 1945 г.г. Эти люди не принимали участия в военных действиях, но пострадали от тягот войны. Некоторые были вывезены в концентрационные лагеря, другие, будучи детьми, трудились в тылу, заменяя взрослых.

Сегодня возраст этой категории людей колеблется в диапазоне от 88 до 93 лет. Они остались без детства. Государство считает своей обязанностью обеспечить им спокойную старость, предоставляя различные льготы. Но пока предоставление льгот организовано только в нескольких регионах.

В 20 областях РФ льготы действуют несколько лет: Белгородской, Тульской, Самарской, Волгоградской и др. Выплаты небольшие, но и они для пенсионеров всегда кстати. Льготы, положенные детям военных лет, приравнены к льготам ветеранов тыла, например, в г. Челябинске, Санкт-Петербурге, в Москве.

К этой же категории относятся люди, оставшиеся сиротами во время войны. Если закон будет принят на общегосударственном уровне, то во всех областях они будут приравнены к ветеранам тыла, и денежные доплаты к их пенсиям возрастут значительно.

Чтобы получить статус, граждане с соответствующим годом рождения должны написать заявление в органы соцзащиты, предоставив свой паспорт, как подтверждающий документ. Дополнительных документов не требуется. Через 2 недели ему выдадут удостоверение о присвоении регионального статуса «ребёнок войны».

Перспективы утверждения законопроекта в 2017 г.

В 2013 г. КПРФ внесла проект закона об установлении статуса «дети войны». Суть их предложений заключается в предоставлении льгот:

  • Ежемесячные выплаты в сумме 1000 рублей.
  • Ежегодная бесплатная диспансеризация.
  • Проезд на всех видах городского и междугородного транспорта бесплатно.
  • Внеочередное определение в дома престарелых.

По сей день закон не принят и даже не обсуждался. Госдума отреагировала на необходимость принятия закона устным предложением приравнять данную категорию граждан к ветеранам тыла.

В ожидании принятия закона в 2017 году гражданам данной категории стоит обратить внимание на другие категории льготников. Возможно, к одной из них они могут иметь непосредственное отношение, если в регионе проживания не выплачиваются льготы детям войны.

Для выяснения вопросов по поводу использования существующих льгот рекомендуется обратиться в местные органы соцзащиты или в ПФ с паспортом. Сегодня регионы в ожидании решения о том, что наконец какое-то решение будет принято федеральной властью.

В случае официального утверждения законопроекта региональные власти смогут корректировать свои бюджеты в соответствии с новыми условиями.

Балеу Дарья Игоревна

Руководитель проекта:

Киреева Елена Владимировна

Учреждение:

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №2" г. Горячий Ключ

В исследовательской работе по истории "Сироты военного времени 1941-1945 г.г. " отражены данные о сиротах военного и послевоенного времени. Исследование проведено после прочтения дневника Тани Савичевой, девочки которая увидела самые страшные дни блокадного Ленинграда.

Своей исследовательской работой по истории я напомнила себе и моим сверстникам о детском подвиге, об истинных ценностях. Материал о сиротстве в военные и послевоенные годы я находила в музее, из статей, в сети Интернет.

Введение
1. Дети войны
2. Послевоенный период
3. Дети в Горячем Ключе
Итог
Источники информации

Введение

Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг белела мгла.
Там были женщины и дети
И эта девочка была.

Сперва велели всем раздеться,
Потом ко рву всем стать спиной,
Но вдруг раздался голос детский.
Наивный, тихий и живой:
«Чулочки тоже снять мне дядя? » -
Не упрекая, не грозя
Смотрели, словно в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.

«Чулочки тоже! »
Но смятением на миг эсэсовец объят.
Рука сама собой в мгновенье
Вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим,
Проснулась в ужасе душа.
Нет! Он застрелить ее не может,
Но дал он очередь спеша.
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат! Что если б дочка
Твоя вот так же здесь легла?
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей!
Ты – Человек, не просто немец!
Но ты ведь зверь среди людей!
… Шагал эсэсовец угрюмо
К заре, не поднимая глаз.
Впервые может эта дума
В мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд светился синий,
И всюду слышалось опять
И не забудется поныне:
«Чулочки, дядя, тоже снять? »

Э. Асадов



Дети войны – жертвы войны. Жертвы, на мой взгляд, самые не защищённые. За годы великой отечественной войны, по разным оценкам, погибло более 28 миллионов наших соотечественников, в том числе, 13 миллионов детей.

Тринадцать миллионов маленьких человечков, которые верили в чудеса, которые, как и мы, учились в школе, которые мечтали стать врачами и первооткрывателями, которые только-только появились на свет и были растерзаны войной познав лишь улыбку мамы.

Данное исследование проведено мною под впечатлением от прочтения дневника Тани Савичевой , девочки которой довелось увидеть самые страшные дни блокадного Ленинграда, увидеть смерти самых близких ей людей и самой умереть от истощения.

Задумываясь о том, что судьба Тани Савичевой находит отражение в миллионах таких же детских судеб становится жутко, становится страшно и непонятно как и зачем столько взрослых убили столько детей.

На хрупкие плечи тех детей, кому удалось выжить легли самые страшные испытания, и преодоление этих испытаний есть самый настоящий подвиг, помнить и рассказывать о котором – наш долг .

Цель моего исследования – освещение вопроса сиротства в военные и послевоенные годы, напоминание себе и моим сверстникам о детском подвиге тех лет и о истинных ценностях.

Сегодня страшное слово «сиротство » носит единичный характер и многие из нас даже представить себе не могут, с чем сталкиваются дети, лишившиеся родительской опеки.

Дети, оставшиеся без родителей в период войны, были навсегда лишены детства. То жестокое и беспощадное время заставило их в один миг повзрослеть.

Сотни тысяч мальчишек и девчонок для того, чтобы попасть на фронт прибавляли к своему возрасту год или два. Ребята в возрасте 8 – 10 лет наравне со взрослыми работали на заводах, многие оказывали существенную помощь партизанам.

Дети участвовали в разведке, в подрывах железнодорожных путей, помогали пленным бежать из концлагерей. По рассказам очевидцев тех событий написано немало повестей о недетском подвиге.

Наиболее известными героями того времени стали Володя Казьмин, Юра Жданко, Лёня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие ребята были удостоены звания Героя Советского Союза.

Послевоенный период

Но, к счастью, в 1945 году война над фашистскими захватчиками закончилась, и для обескровленных, осиротевших детишек начались новые испытания, связанные с поиском выживших родных, поиском нового дома.

После Великой Отечественной войны в Центральном адресно-справочном детском столе, находившемся в Бугуруслане Чкаловской области, было поставлено на учет около двух с половиной миллионов детей, которые разыскивали своих родителей или родственников. Но даже эта цифра не полностью отражала масштабы детского сиротства послевоенных лет .


Из-за большого количества детей, все приюты были переполнены . Спальных мест не хватало, дети спали по несколько человек в одной кровати, одежда и еда также доставалась не всем.

От голода детские дома спасались подсобными хозяйствами, где всю работу выполняли сами воспитанники. В последующем, детские дома стали работать как школы-интернаты , дающие воспитанникам военное или профессиональное образование.

Следует отметить, что в послевоенные годы количество детей-сирот увеличивалось . Этот факт объясняется тем, что в 1946 году ряд регионов страны охватил голод, и родители зачастую были не в состоянии прокормить своих детей.

С целью спасения от голодной смерти, дети отдавались в детские дома. Многие родители не забирали своих детей обратно, так как сами умерли либо от голода, либо от болезней.

Усыновление детей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. позволило облегчить судьбу тех, кто потерял родителей, и стало своеобразным символом проявления истин­ного патриотизма и гуманности. Усыновление детей, находя­щихся в эвакуации, потерявших свою семью и родителей, при­няло массовый характер безотносительно к национальной при­надлежности усыновителя и усыновляемого. С целью усовер­шенствования действовавшего законодательства по усыновле­нию в 1943 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении». Это был еще один шаг к укреплению правовых предпосылок усыновления. Но только спустя много лет, в 1969 г. Кодекс о браке и семье РСФСР достаточно подроб­но и тщательно урегулировал отношения, связанные с усынов­лением. И чтобы было ясно, что речь идет о детях обоего пола, в тексте этого кодекса стал фигурировать помимо термина «усы­новление» термин «удочерение». Специальные правила, посвященные усыновлению без согласия родителей, изменению фа­милии, имени, отчества усыновляемого, отмене усыновления только в судебном порядке, и прочие облегчали возможность такого усыновления, которое отвечало интересам ребенка и одновременно не допускало неоправданного нарушения прав его родителей, других лиц. Усложнился ведущий лейтмотив усыновления - интересы не только усыновляемого, но и лиц, желающих обрести родительские права и обязанности, стремя­щихся к тому, чтобы их семья была полной, а под интересами усыновляемого стали понимать прежде всего благоприятные условия его воспитания,

Даже беглый обзор основных этапов развития законодатель­ства об усыновлении в России наглядно демонстрирует, как время и своеобразие того или иного отрезка истории Государст­ва Российского сказались на усыновлении, которое, казалось бы, носило частный характер. Тем не менее именно усыновле­ние во все времена как зеркало отражало особенности государ­ственного воздействия на семейные отношения.

2. Понятие усыновления.

Усыновление(удочерение)-наиболее предподчительная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление- это переход прав и обязанностей от биологи­ческих родителей (родителя) ребенка к усыновителям (усыно­вителю), при котором ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя. При этом, естественно, утрачиваются все права и обязанности родных (биологических) родителей ре­бенка.

Ежегодно в России усыновля­ется около 30 тыс. детей. При этом около 18 тысяч детей усынов­ляется отчимами, мачехами и 12 тыс. - посторонними гражданами из родильных отделений больниц, роддомов, домов ребен­ка и других детских учреждений, в которых содержатся дети, остав­шиеся без попечения родителей.

Усыновление является самой предпочтительной формой устрой­ства детей, оставшихся без попе­чения родителей на воспитание в семью. Усыновители, доброволь­но принимая на себя всю полноту обязанностей, возложенных зако­ном на родителей, приравнены к ним во всех отношениях и наделе­ны теми же правами.

Условия и порядок усыновле­ния, права и обязанности, возникающие в результате усы­новления, а также отмена усы­новления регламентируется Се­мейным кодексом Российской Федерации, Законом Российс­кой Федерации от 21 августа 1996 г. № 124-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР", Положением о порядке передачи детей, явля­ющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федера­ции и иностранным гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Фе­дерации от 15 сентября 1995г. № 917, постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 3 августа 1996г. № 919 "О по­рядке организации централизо­ванного учета детей, оставших­ся без попечения родителей.", нормативно-правовыми актами Минобразования России и Минздравмедпрома России.

3.Основание усыновления.

Основанием возникновения усыновления является юриди­ческий акт компетентного государственного органа, по новому законодательству - решение суда. Волеизъявление усыновите­ля обычно рассматривается как одно из условий усыновления. Представляется, что таким образом принижается правовое зна­чение волеизъявления усыновителя. Решение об усыновлении принимается судом, и правовые последствия усыновления воз­никают лишь с момента вступления этого решения в законную силу. Однако и без волеизъявления усыновителя усыновление не может возникнуть. Усыновление нельзя рассматривать в ка­честве соглашения между усыновителем и ребенком, поэтому, основанием возникновения усыновления следу­ет считать сложный состав юридических фактов: волеизъявле­ние усыновителя и решение суда об усыновлении. Согласие на усыновление иных лиц - ребенка и его родителей - не входит в состав юридических фактов, влекущих возникновение усы­новления. В ряде случаев усыновление возможно и без такого согласия.

Усыновление имеет одновременно правоустанавливающее и правопрекращающее значение. С вступлением решения суда об усыновлении в законную силу между усыновителем и усы­новленным возникают правоотношения, аналогичные роди­тельским. В этом состоит его правоустанавливающее значение. Одновременно усыновление влечет прекращение всех правоот­ношений между усыновляемым и его родителями и родствен­никами. Усыновленные дети и их родители и родственники взаимно освобождаются от всех имущественных и личных не­имущественных прав и обязанностей.

Из этого правила могут быть предусмотрены исключения. Если ребенок усыновляется только одним лицом, возможно сохранение правовой связи между ним и родителем противоположнного усыновителю пола. Так, возможно сохранение право­вых отношений с матерью, если усыновитель мужчина, или с отцом, если усыновитель - женщина. Наиболее распростра­ненный случай - это усыновление ребенка новым супругом его отца или матери. Для сохранения правовой связи необходимо согласие того из родителей ребенка, который желает ее сохра­нения. Относительно того, должен ли усыновитель также выра­зить согласие на сохранение отношений ребенка с одним из родителей, указания в законе нет. Представляется, что сохране­ние правовой связи между ребенком и его родителем может быть условием согласия этого родителя на усыновление ребен­ка. В этом случае усыновитель возражать не может. Если же согласие на усыновление дано без всяких условий, вопрос о сохранении правоотношений с одним из родителей должен ре­шаться судом исходя из интересов ребенка, с учетом мнения усыновителя и самого ребенка. Если один из родителей ребенка умер, то по просьбе родителей умершего (бабушки и дедушки ребенка) возможно сохранение правовой связи между ребен­ком и родственниками умершего родителя. Решение этого во­проса отнесено на усмотрение суда и поставлено в зависимость от того, что в наибольшей степени отвечает интересам ребенка.

В годы Отечественной войны количество детских домом увеличилось. Новые детские дома открывались для детей - сирот, вывезенных из фронтовых областей, детей потерявших родителей, детей фронтовиков.

В сентябре 1942г. было принято постановление СНК СССР «об устройстве детей, оставшихся без родителей», где государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось проявление заботы о детях-сиротах.

В первые годы войны сотни детских домов перебрасывались из прифронтовых районов в тыл Российской Федерации. Для эвакуации детей создавались новые детские дома. Для сирот, детей фронтовиков открывались «специальные» детские дома.

Огромную роль в судьбе детей сыграли общественные организации: профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых резервов. Общественники снимали детей с поездов и через приемники-распределители устраивали детей в детские дома. Подростки определялись на работу.

В 1942г. ЦК ВЛКСМ принимает постановление « О мерах комсомольских организаций с детской беспризорностью, по предупреждению детской беспризорности», что активировало работу комсомольских организаций по выявлению беспризорных детей и определению их в детские дома. «Комсомольская правда» опубликовала счет специального денежного фонда, куда поступали средства на содержание детских здравниц, детских домов, детских садов в освобожденных от немцев районах, на стипендии студентам не имеющих родителей.

Постановление правительства « О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» (август, 1943г.) предусматривало устройство детей - сирот: для этого создавалось 458 суворовских училищ по 500 человек каждое, 23 ремесленных училища по 400 человек, специальные детские дома на 16300 мест, дома ребенка на 1750 мест, 29 детских приемников- распределителей на 2 тыс. человек. В них направлялись дети фронтовиков и партизан, партийных и советских работников, погибших во время войны.

В 1944г. в детских домах было 534 тыс. детей (в 1943г-308 тыс.), в большинстве домов были открыты учебно-производственные мастерские.

Широкий размах, во время войны усыновление детей. Так, Александра Аврамовна Деревская из г. Ромны, Сумской области усыновила 48 ребят.

К концу 1945г. только для детей погибших фронтовиков было открыто 120 детских домов, в них воспитывались 17тыс. детей. Получило широкое распространение создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях за счет профсоюзов и комсомольских организаций, милиции.

Комсомольскими организациями было создано 126 детских домов, 4 тыс. детских домов содержалось за счет колхозов.

В эти годы была возрождена практика передачи детей-сирот в семьи. Так, за 1941-1945 гг. было взято под опеку и патронирование 270тыс. детей-сирот. В 1950г. в стране было 6543 детских дома, где жили 635,9тыс. человек. В 1958-4034 детских дома с 375,1 тыс. детей. В 1956г. по решению правительства для детей - сирот стали создаваться школы-интернаты. В 1959-1965гг. детские дома были преобразованы в школы-интернаты.

В 50-е годы в стране открылись несколько детских домов для одаренных детей - сирот (Москва, Киев), куда отбирали талантливых ребят, которые поступали в музыкальные, художественные училища и балетные школы. Это были «специальные» детские дома, где создавались условия для индивидуальных занятий таких ребят; в них находились до окончания училищ. Выпускники музыкальных училищ чаще всего определялись в музыкальный взвод военных оркестров, что решало их дальнейшую судьбу.

Таким образом, огромную помощь в годы Великой Отечественной войны государство, оказывало детям. В период тяжелейших лишений страна не забывала о самых маленьких своих гражданах. Дети войны, они наравне со взрослыми перенесли все тяготы этой войны, сотни тысяч из них остались сиротами. Взрослые пытались облегчить судьбу детей как могли. Открывались детские дома, создавались суворовские училища. В эти годы положительными моментами нужно считать широкомасшабность усыновления детей. Под опеку и патронат было взято 270 тысяч детей.

Большую роль в деле призрения детей-сирот сыграли комсомольские организации. Им пришлось активизировать работу с новой волной беспризорности. А ведь этих ребятишек нужно было не только одеть, обуть и накормить, но и залечить душевные раны, полученные войной.

В после военные годы число детских домов постепенно сокращалось. А к середине шестидесятых, когда правительство приняло решение преобразовать детские дома в школы-интернаты, детские дома потеряли ту свою первоначальную неповторимость, которую пронесли через года.

Мы считаем, что преобразование детских домов дало отрицательный результат. Сами подумайте, детский лом на 100-150 детей, где все друг друга знают и живут единой семьей, и школы-интернат на 350-500 мест. Да каким же нужно быть педагогом, чтобы увидеть изюминку в душе каждого из этих детей. Даже сам А.С. Макаренко утверждал, что в группе должно быть 10-15 человек, а тут группы по 30-40 детей. Это же абсурд.

Еще одной положительной четой того времени можно назвать открытие специальных детских домов для одаренных детей.

Таким образом, накопленный опыт работы с детьми того времени стоит пристального внимания и изучения.

gastroguru © 2017