Взятие Парижа русскими! (10 фото). Взятие Парижа (1814)

Конечно, уже можно было бы и завершить рассказы о Заграничном походе русской армии 1814 года, но остался ещё большой пласт не охваченного: пусть и не очень длительное (всего чуть более 2 месяцев), пребывание войск союзников в столице Франции. Это время, атмосфера радости по поводу окончания длительной войны, лёгкость общения с парижанами (и особенно парижанками), несмотря на определённые шероховатости, наглядно переданы в многочисленных рисунках, картинах, шаржах и карикатурах не только российских и иностранных художников, волею судеб оказавшихся тогда в Париже, и более поздних работах их коллег, но и в письмах, воспоминаниях и мемуарах русских офицеров, участников кампании.

Лейб-гвардии конный полк в Париже
Богдан ВИЛЛЕВАЛЬДЕ

Мы помним, что ещё с момента вступления войск коалиции на территорию Франции Александр I приказал обходиться с жителями как можно дружелюбнее, и побеждать их более великодушием, нежели мщением, отнюдь не подражая примеру французов в России . Государь щадил самолюбие французов, но при этом зачастую приносил в жертву достоинство своих войск. Случалось, что победители чувствовали себя в Париже побежденными... Генерал от инфантерии Фабиан Вильгельмович Остен-Сакен, назначенный после занятия Парижа генерал-губернатором французской столицы, и военный комендант полковник русской армии французский эмигрант граф де Рошешуар строго придерживались напутствия царя, заслужив признательность горожан. Но русские офицеры и солдаты не всегда были этим довольны. Во все время пребывания нашего в Париже часто делались парады, так что солдату в Париже было более трудов, чем в походе , (из Воспоминаний поручика Николая Муравьёва, будущего Карского, Русский архив, 1886 г., 1 кн.). В первые дни случалось, что войска даже забывали накормить.


Бивуак русских войск на Елисейских Полях в Париже


Продажа напитка Коко
Гравюра Филибера-Луи ДЕБЮКУРА по оригиналу К. Верне. 1814 год
На улицах Парижа можно было утолить жажду освежающим напитком Коко, которым торговали прямо тут же


Книжная иллюстрация по рисунку Богдана Виллевальде

Не обходилось и без стычек между союзниками и демобилизованными или отправленными в отпуска французскими офицерами, наводнившими Париж в конце апреля, а также прибывшими в столицу с королём Людовиком XVIII: ...видя спокойное поведение союзных войск, они начали дерзить и наглеть, в особенности по отношению к хорошо дисциплинированным и терпеливым русским (из воспоминаний английского очевидца). Нередко в городе случались и дуэли: Наши русские тоже дрались и более с французскими офицерами армии Наполеона, которые не могли нас равнодушно видеть в Париже (Николай Муравьёв). Чтобы предотвратить подобные столкновения, губернатор Остен-Сакен приказал союзным офицерам находиться в Париже только по служебным делам, а остальным вернуться к месту дислокации частей. Подобным образом поступило и французское руководство. В дальнейшем эти проблемы были решены.


Бивуак казаков на Елисейских полей, Париж, 31 марта 1814 года


Бивуак казаков на Елисейских полей, Париж, 31 марта 1814 года, фрагменты


Эскизы к театральной постановке Казаки войска М.И.Платова в Париже : Три девушки у окошка
Мстислав ДОБУЖИНСКИЙ

В столице находилась только небольшая часть русских войск: корпус, сформированный из кирасиров и гвардейцев, Гвардейский морской экипаж, некоторое количество казаков. Последние располагались не на квартирах, как было тогда заведено, а в казармах и даже на биваках на Монмартре, столичных улицах и бульварах, привнося в парижскую жизнь особую экзотику и своеобразный шарм...


Русского казака стрижёт собачий парикмахер на Новом мосту.
Здесь предлагали свои услуги разные мастеровые, продавцы и ремесленники.
Раскрашенная гравюра


Урядник Лейб-Гвардии Казачьего полка с лошадью на площади Людовика XV в Париже
Карл ВЕРНЕ



Иван РОЗЕН


Гвардейский экипаж в Париже. 1814 год
Иван РОЗЕН

Вместе с российской гвардией 31 марта 1814 г. в столицу поверженной наполеоновской империи Париж вступил и не раз прославившийся кровопролитных сражениях Заграничных походов русской армии Гвардейский морской экипаж. Вернувшись из Гавра в Кронштадт на фрегате Архипелаг, моряки в составе гвардии торжественно вошли 11 августа 1814 года в Санкт-Петербург через установленные у Нарвской заставы Триумфальные ворота.


Гвардейский экипаж в Париже. 1814 год
Иван РОЗЕН


Гвардейский экипаж в 1814 году на фрегате Архипелаг
Акварель А.А.ТРОНЬ

В начале XIX века ещё не существовало фотографии и фотографов, которые могли бы запечатлеть наших соотечественников в Париже, так что вся надежда на живописцев, оставивших разнообразные и замечательные рисунки-свидетельства. Многие из них вы уже видели в этом . Одним из них был австрийский подданный, известный живописец-миниатюрист, портретист и график Георг-Эмануэль Опиц, ученик Франческо Казановы (кстати, брата небезызвестного авантюриста Джакомо), яркий представитель стиля бидермайер. Находясь в свите одной из дочерей Петра Бирона, герцогини Курляндской Шарлотты-Доротеи, он был свидетелем окончания войны с Наполеоном, входа и пребывания союзных войск в Париже, что позволило ему создать целый цикл ярких костюмных акварелей-репортажей, посвященных этим событиям, пользовавшихся большой популярностью. Позже он выполнил по этим рисункам литографии. Кое-что из серии 1814 года было предложено вашему вниманию , и . Серия Казаки в Париже в 1814 году насчитывала более 40 листов и живо передавала ту необычную праздничную атмосферу, которая царила в столице Франции весной 1814 года. Опиц зарисовал с натуры множество сценок, запечатлел интересные ситуации и эпизоды из жизни казаков, показав их, может быть, не слишком утончёнными и деликатными, но при этом добрыми, симпатичными и весёлыми.

Пройдёмся же вслед за художником и понаблюдаем за времяпрепровождением русских казаков в Париже, их лагерями и стоянками, прогулками по паркам и улицам, общением с местными жителями, посещением достопримечательностей города.

Одним из первых через городские ворота Парижа в столицу Франции вошёл лейб-гвардии Казачий полк. Именно за ним во главе огромной свиты в город въехал Александр I и европейские монархи. На этих рисунках Опица изображен марш казачьего войска по Парижу во время вступления в город 21 марта 1814 года.


Отряд казаков проходит мимо Триумфальной арки 31 марта 1814 года
Оккупация Парижа в 1814. Казаки проходят через город


Казак раздает парижанам декларацию Александра I

Этот сюжет относится к первым дням пребывания союзных войск в Париже. Художник изобразил конного донского казака, раздающего прохожим на улице недалеко от Триумфальной арки листы с напечатанной декларацией Александра I. За ним бежит парижский разносчик объявлений (с бляхой) и предлагает прокламацию короля Людовика XVIII. Французская столица давно не был свидетелем чужих военных триумфов, и парижане, с тревогой ожидая грядущих событий, набрасывались на любую информацию. Все их надежды связывались, в первую очередь, с русским царем, вдохновителем и фактическим руководителем антинаполеоновской коалиции. А.И. Михайловский-Данилевский вспоминал: Несколько прокламаций, объявленных в сие время, были все от имени Государя... Первая и важнейшая прокламация к французам... обнародована в самый день нашего вступления в 3 часа пополудни. В оной император объявляет, что он и союзники не вступят в переговоры ни с Наполеоном, ни с кем другим из фамилии его; что земли, принадлежавшие Франции при прежних королях, будут неприкосновенны; и приглашает народ французский избрать временное правительство для составления конституции .


Бивуак казаков на Елисейских полях, Париж, 31 марта 1814 года
Георг Эммануэль ОПИЦ


Опиц не раз писал казачьи бивуаки на Елисейских полях. А будущий писатель Иван Лажечников, адъютант генерала А.И. Остермана-Толстого, так вспоминал о них в Походных записках русского офицера: 20 марта. Казаки расположили свой стан на Елисейских полях: зрелище, достойное карандаша Орловского и внимания наблюдателя земных превратностей! Там, где парижский щеголь подавал своей красавице пучок новорожденных цветов и трепетал от восхищения, читая ответ в ласковых ее взорах, стоит у дымного костра башкирец, в огромной засаленной шапке с длинными ушами, и на конце стрелы жарит свой бифштек. Гирлянды и флеровые покрытия заменены седлами и косматыми бурками...


Лагерь казаков на Елисейских полях

В картине несколько сюжетов: на заднем плане казаки в лагере беседуют с парижанами, смотрят выступление акробатов и пьют вино; а перед строем в присутствии офицера проводится экзекуция – провинившегося стегают кнутом. На переднем плане изображены овцы, коза, битая птица – всё то, что служило пищей живущим на биваке; казак в бурке и соломенной шляпе (явно с чужой головы:)) покупает провизию у парижанина.


Марди Гра. Колонна военнопленных

Странная процессия, не правда ли? А всё дело в том, что союзные войска вступили в Париж 31 марта 1814 г. во время Жирной (Масленичной ) недели, кульминацией которой во Франции традиционно было грандиозное карнавальное шествие Марди Гра. Во время этого карнавала нарушались все правила и традиции, его участники менялись ролями: нищие становились королём и королевой, господа угождали и прислуживали слугам, бедняки повелевали богачами.

На этот раз, 3 апреля 1814 г. карнавал был особым; стремясь смягчить горечь поражения, французы устроили пышный праздник, разыграв сцены победы французов над союзниками. Побеждённые французские гвардейцы конвоировали русских, переодетых военнопленными, демонстрируя согласие французов с фактом своего поражения в этой кампании и свидетельствуя о доброжелательном их отношении к победителям, которым было разрешено принять участие в этом городском празднике. Да и утомлённые, уставшие от сражений и маршей русские солдаты с большим удовольствием отпраздновали Широкую Масленицу с таким размахом впервые за несколько лет.

* Продолжение этой истории смотрите в конце сообщения...


У этой акварели есть разные названия:
Национальные гвардейцы конвоируют пленных русских солдат и казаков по улицам Парижа
Русских пленных в Париже ведут мимо китайских бань
Казак во главе импровизированного шествия мимо китайских бань

Художник изобразил в центре безоружного казака с мешком за спиной и русского офицера в плаще, которых в виде почётного эскорта сопровождают французские солдаты национальной гвардии с ружьями. За ними движется целая толпа, состоящая из русских военных (судя по головным уборам - пехотинца, драгуна, кирасира), а также то ли ряженых, то ли актёров бродячего театра, мальчишек. Одни предполагают, что для охраны спокойствия гражданского населения Парижа и соблюдения порядка союзными войсками по городу в то время снаряжались совместные патрули из русских и французских солдат национальной гвардии. Тогда почему они пленные? Другие утверждали, что Государь был пристрастен к французам до такой степени, что приказал французской национальной гвардии брать наших солдат под арест, когда их на улицах встречали, отчего произошло много драк, в которых большей частью наши оставались победителями (Николай Муравьёв).


Приготовление мяса в лагере казаков

Скоре всего действие происходит на Елисейских полях или Марсовом поле, местах расположения лагерей. Все казачьи полки, за исключением лейб-гвардии Казачьего, жили в полевых условиях. Они вынуждены были, как и встарь, жить с травы и воды , зачастую экспроприируя всё, что плохо лежало. Французы вспоминали, что казаки, например, в бытность их пребывания у дворца Наполеона в Фонтенбло выловили и съели достославных карпов в тамошних заповедных прудах . За походной полевой кухней казаков с нескрываемым любопытством наблюдают и французы, в том числе местный повар.


Казаки на Монмартре
Русские казаки делят добычу прямо на растеленном на земле одеяле.


Казаки на улице, ведущей к Вандомской площади

На акварели запечатлено 8 апреля 1814 г., день, когда французы демонтировали статую Наполеона с Вандомской колонны (подробнее об этом событии можно прочесть ). Оживлённая толпа парижан стремится к площади, чтобы понаблюдать за действом. Но казаков, расположившихся тут же на привале, это мало волнует, у них свои неотложные дела...


Выступление уличного фокусника и предсказателя в центре Парижа.

Русских в Париже поражало обилие на улицах города актёров, театров и зрелищных представлений. Вообще стихия парижан – буря всех страстей. Там на каждом малом пространстве, особливо булеварного проспекта и Елисейских полей, везде призывы сердец к наслаждениям. Тут показывают выученных зверей, птиц, рыб и гадов, фокус-покусы, фантасмагории, панорамы и волшебные фонари, или танцы великолепных кадрилей на натянутых проволоках и веревках, или огнецветные китайские изделия, сгорающие при звуках приятнейшей гармоники с особливо изумительною прелестию переливов и блесков (из воспоминаний офицера Первого егерского полка М.М. Петрова). По случаю Страстной недели (с 4 по 10 апреля 1814 г.) и говения Александра I вышел приказ генерал-губернатора Остен-Сакена о запрете русским посещать театры и увеселительные заведения: Государь император надеется и уверен, что ни один из русских офицеров, в противность церковного постановления, во все время продолжения Страстной недели спектаклями пользоваться не будет, о чем войскам даю знать . Но и в этот период русские офицеры и солдаты не остались без зрелищ на улицах Парижа. Георг-Эмануэль Опиц изобразил оживленную толпу парижан и двух русских казаков, наблюдающих за выступлением бродячего актёра, веселящего народ карточными фокусами и раздачей конвертов с предсказаниями.


Казаков приглашают зайти в кофейню

Сцена прогулки казаков по городу показывает заинтересованное отношение к ним парижан: мужчина приподнимает шляпу в знак благодарности за полученную от казака монетку, женщины приглашают прославившихся в военных кампаниях воинов посетить кофейню, над которой висит вывеска с перечнем продающихся здесь напитков. Они (парижане) воображали найти в нас людей необразованных, изнуренных походами, говорящих языком, для них непонятным, в странных одеждах, с зверскою улыбкою предающихся грабежу, и не могли поверить глазам своим, видя красоту русских мундиров, блеск оружия, веселую наружность воинов, здоровый цвет лица их, ласковое обращение офицеров и слыша остроумные ответы их на французском языке. В скором времени известие о невероятных свойствах их победителей перелетало из уст в уста; похвалы русским гремели повсюду; женщины из окон и с балконов махали белыми платками, приветствовали нас движением рук... . (из воспоминаний А.И. Михайловского-Данилевского)


Кукольное представление в кафе

После длительных лишений военно-полевой жизни многие русские в Париже наслаждались комфортной жизнью, гастрономическими изысками, вином и всем тем, что мог предоставить человеку один из лучших городов мира. Тем более что в Париже русским войскам выдали причитающееся жалование за год. Рестораны и кафе были дешёвыми: Обед вообще обходился нам тогда дешево. Мы пользовались большим кредитом в лавках и магазинах (из записок генерал-майора Н.П. Ковальского). Не совпадало только время обеда: русские привыкли обедать в полдень, а французы – в 6 часов вечера. На акварели русские казаки, посетишие кафе, пьют вино, ухаживают за француженками и развлекаются кукольным представлением, которое устроил для них юный парнишка. Он одновременно играет на дудке и барабане, а движением ноги заставляет плясать своих кукол. В России театр марионеток был тогда большой редкостью и поэтому казаки очень заинтересовано наблюдают за происходящим.


Игра в карты в игорном доме

За карточным столом в игорном доме собралась весьма разнородная публика: чиновники и военные, дамы полусвета и простолюдинки. В центре внимания дам русские офицеры и казаки. Азартные карточные игры были излюбленным развлечением русского общества и особенно военных, так как каждая партия была своеобразной дуэлью противников. И сражения за карточным столом не уступали по драматизму военным схваткам. Наиболее популярными были такие игры, как фараон и штос, в которых наибольшую роль играл случай, что максимально отвечало менталитету русских военных. Судьба, удача, карьера, жизнь – как на службе, так и на войне – очень часто зависели от случая. Иногда карточная игра становилась пагубной страстью. Деньги были, военнослужащим было выплачено жалование. Страстный игрок генерал Михаил Милорадович испросил у царя жалованье за три года вперед и столовые деньги. И все проиграл. Не отставал от него и прусский фельдмаршал Блюхер: Сколько раз мне случалось видеть там наших генералов и старика Блюхера в партикулярном платье, горчайшаго игрока, проигрывавшаго большия суммы (из Записок прапорщика лейб-гвардии Семеновского полка И.М. Казакова, участника кампаний 1812-1814 гг.); ...я видел Блюхера, ставившего кучи золота на одну карту. Прусский король платил за него его проигрыши, а выигрыши оставались ему в пользу (Николай Муравьёв) Кроме того, офицеры, имевшие свое собственное состояние, могли брать кредиты, не погашая долга: Офицеры... ...обращались к банкирам с простым удостоверением от корпусного командира, что они люди со средствами, и получали под векселя значительные суммы. Государь впоследствии заплатил за всех, и мы вдобавок были уволены от выговоров и замечаний... (Н.П. Ковальский). Казачьи офицеры были не так богаты и играли намного реже. И на данной акварели художник изобразил их рядом с дамами. Вероятно, они больше надеялись на успех у женщин, чем на удачу за карточным столом.


Игра в рулетку в игорном доме

В отличие от карт, рулетка в то время ещё не была популярной в России, и большинство русских офицеров не имели представления о ней до входа в Париж. Поэтому многие стремились попробовать свои силы и попытать счастье в необычной игре из простого любопытства. Рулетка есть ад и рай для многих – выигрывающий в восторге, а проигравший испытывает все мучения ада и в сумасшествии с отчаяния застреливается или бросается в Сену , - писал всё тот же И.М. Казаков. Опиц изобразил французскую публику, собравшуюся за игорным столом, а также солдат и офицеров союзных войск, наблюдающих за игрой. Справа от крупье два донских казачьих офицера о чём-то оживленно беседуют с сидящей за столом дамой, возможно консультируются с ней, готовясь сделать ставку.


Казаки играют с парижскими детьми в саду Тюильри

Акварель изображает прогулку казаков в саду Тюильри и их приветливое общение с маленькими детьми, которых сопровождают мамы и няни. Походная жизнь приучила казаков к длительным отлучкам из дома, где оставались их семьи и детишки, которых они могли не видеть годами. Поэтому женщины с детьми вызывали у них умиление, желание поиграть с малышами, потискать их, подарить гостинец. Свидетели вспоминали, что во время прохождения по Парижу торжественным маршем, казаки брали на руки мальчишек и сажали их перед собой на крупы лошадей.


Конный казак на улице города

Парижские дети, особенно мальчишки, завидев пеших или конных завоевателей, целыми толпами бегали за ними, выпрашивали деньги и сувениры на память. Они быстро подружились с лохматыми и добродушными казаками, разрешавшими детишкам вскарабкиваться им на плечи.


Купание коней в Сене

Одна из самых известных акварелей в парижской серии Георга-Эммануэля Опица. У арочного моста Согласия (Pont de la Concorde), бывшего моста Людовика XVI, казаки купают и поят в Сене своих лошадей. А парижанки высыпали на набережную и, свесившись через парапет, с нескрываемым интересом наблюдают за могучими стройными казаками, которые в одном исподнем (а то и вовсе нагишом), не обращая внимания на зрительниц, ухаживают за своими преданными любимцами, прошедшими в этой тяжёлой кампании такой же далёкий путь.


Казаки и торговки рыбой и яблоками
Казаки на рынке

Местные торговцы с готовностью снабжали русские войска съестными припасами и галантереей. Они появлялись на заставах, биваках, а то и просто на улицах, нагружённые корзинками с провизией и бочонками с напитками, громко предлагая свои товары. Забавно было видеть наших служивых, старающихся любезничать с торговками, и ловкость сих последних, которые понимали намерения, не разумея слов (И.М. Казаков)

Нередко и казаки посещали городские рынки. Высшие русские офицеры предпочитали использовать в качестве ординарцев именно казаков, так как те отличались расторопностью, сметливостью, ловкостью, были коммуникабельными и быстрыми в исполнении любых поручений, в том числе закупки провизии. На картине казак приценивается к домашней колбасе, а слуга отрезает от колбасы кусок на пробу. Отношения между продавцами и покупателями приветливые и доброжелательные.


Прогулка казаков по галерее с лавками и магазинчиками

Русские солдаты любили поглазеть на многочисленные модные лавки и магазины, которыми славился Париж, где на продажу были выставлены товары самого разного назначения: парфюмерия, галантерея, обмундирование, оружие, даже русские эполеты и орденские знаки, шитьё и т.д. Кто бывал в Париже, тот знает, что там почти птичьего молока можно достать, только были бы деньги . И парижане тщательно заботились о том, чтобы иностранные гости не скупились и оставляли здесь свои деньги...

На акварели казаки в сопровождении прелестных парижанок рассматривают и живо обсуждают витрины, товары, вывески ресторанов и парикмахерских: Восковые бюсты с париками, выставленные при некоторых лавках под стеклом, показались нам столько же белы и живы, как сами парикмахеры , Вывески на ресторациях были очень привлекательно разрисованы и заманивали к себе, но время и обстоятельства не позволяли нам лакомиться. Из толпы зрителей останавливались и смотрели на нас большей частью дамы, пригожие француженки... (из Походных записок артиллериста 1812-1816 Ильи Тимофеевича Радожицкого)


Казак спорит со старой парижанкой на углу улицы дe Граммон

Но иногда не обходилось и без стычек, как на этой акварели: оборванная старуха-француженка замахивается палкой на казака, который, парирует удар, выставив вперёд ружьё. Казак, видимо, занимался закупками для своего подразделения и чем-то или не угодил пожилой женщине, или произошло языковое недоразумение. Рядом стоят навьюченные разным скарбом (мешки, корзины с напитками и провизией, посуда, оружие, перемётная сума) казачья лошадь и осёл. А возле витрины модной лавки, торгующей шляпками, толпятся модницы француженки.


У статуи Аполлона в музее

После окончания Страстной недели был снят запрет на посещение местных театров и музеев. Наоборот, командиры многих полков обязали своих офицеров приобщаться самим и привлекать своих подчинённых к искусству. Те, кто побогаче стали завсегдатаями Гранд-опера, Версаля; другие наслаждались прогулками по Люксембургскому саду и Булонскому лесу; третьи - проникались видом и устройством Дома инвалидов, Музеев артиллерии и Наполеона. В последнем экспонировались вывезенные из Рима античные шедевры, а также экспроприированные в других странах многочисленные произведения искусства. Не все нижние чины, простые солдаты или казаки могли судить о красоте картин и статуй, но, как отмечали многие мемуаристы, мимо статуи Венеры и Аполлона Бельведерского никто не мог пройти равнодушно, все останавливались и восхищались увиденным.


Казачья пляска ночью на Елисейских полях

Сцена отдыха и ночного веселья казаков, устроивших с гостями пирушку с песнями, плясками. Ухарские пляски казаков, их песни и припевы... очень нравились французам , - вспоминал русский офицер Иван Петрович Липранди.

Несмотря на то, что в Париже русские войска в основном приятно проводили время, получая массу новых впечатлений, удовольствий и наслаждений всякого рода, которых и описать невозможно (ротмистр Иван Дрейлинг), усталось от многомесячных кампаний, тоска по родине и семьям, сделали своё дело. Прекрасная Франция казалась уже не такой прекрасной. Париж есть удивительный город; но я смело уверяю вас, что Петербург гораздо красивее Парижа, что здесь хотя климат и теплее, но не лучше киевского, одним словом, что я не желал бы провести мой век в столице французской, а во Франции еще и менее того , - писал в письмах будущий русский поэт Константин Батюшков. Поэтому, когда настало время отъезда, многие обрадовались и не возражали.


Казаки рассматривают карикатуры на самих себя.
Георг-Эммануэль ОПИЦ

Гуляя по городу, казаки остановились у витрины павильона по продаже эстампов. Здесь выставлены карты Франции и театра военных действий в 1812 г., гравюры с видами Москвы и Вены, портреты в рамах Талейрана, Марии-Луизы. На прищепках приколоты небольшие эстампы, на которых изображены король Австрии Франц I, императоры Александр I и Наполеон (портрет, составленный из трупов), а также различные карикатуры, в том числе и на русских казаков, одних из самых популярных персонажей. Эти карикатуры наводнили Францию. Георг-Эммануэль Опиц написал на первом плане казаков, с удивлением и улыбкой на лицах рассматривающих листок с карикатурой под названием Казак, рисованный с натуры

Но и это ещё не всё! Как мне не хотелось разрывать пост, но ничего не поделать, не помещается.
Поэтому самое сладенькое в следующий раз:)

UPD: Благодаря вниманию, своим прекрасным знаниям предмета и историческому чутью Катерина, ака catherine_catty , засомневалась в правильности того, что карнавальное шествие Марди Гра в 1814 году проходило во время пребывания союзных войск в Париже. И оказалась права, действительно, это событие случилось 22 февраля 1814 года, когда столица Франции была ещё свободна: и . Ещё раз Благодарю Катерину за наблюдательность и помощь в установлении истины!

Тем не менее акварель Георга-Эммануэля Опица существует и с тем описанием, что привела я (), поэтому оставляю её на прежнем месте, надеясь, что вы учтёте и запомните мою (и не только) оплошность. Переносить в другой пост я её не буду, думаю, вы из моего комментария поймёте почему и простите:)

Этот день в истории:

А днем ранее произошла битва, положившая конец эпохе Наполеоновских войн. Знаменитый исторический период, известный под названием «100 дней», завершившийся битвой при Ватерлоо 18 июня 1815 года – это уже другая история, которая поставит окончательную точку в участии Наполеона в политической жизни Франции и Европы. А в этот день армия России и союзников подавив очаги сопротивления вошла в Париж.

Краткая предыстория событий

После проигранной кампании в России в 1812 году, Наполеон сумел собрать новую армию, и боевые действия возобновились на территории Европы. Русская армия приняла в них самое активное участие, и это участие известно в отечественной историографии как Заграничный поход Русской армии. Поражение французской армии в России привело к образованию шестой антифранцузской коалиции. До весны 1813 года войну с наполеоновскими войсками вела преимущественно русская армия, но, начиная с марта месяца, к России в борьбе с Наполеоном начали присоединяться европейские государства: Пруссия, Англия, Австрия, Швеция.

После поражения наполеоновской армии под Лейпцигом в октябре 1813 года боевые действия к 1814 году перенеслись на территорию Франции.

Отдельные успехи армии Наполеона в 1813 и 1814 году, доказывавшие в очередной раз гений полководца-императора Франции и доблесть французских войск, уже не могли переломить хода событий, так как силы были полностью на стороне союзного контингента.

29 марта 1814 года союзные войска, большую часть которых составлял русский контингент, подошли к Парижу. За оборону города отвечали маршалы Мортье, де Монсей и де Мармон при общем руководстве брата Наполеона Жозефа Бонапарта.

Во главе Союзных войск стояли император Александр I и генерал М.Б. Барклай-де-Толли (от Российской империи), а также прусский фельдмаршал Г.Л. фон Блюхер и австрийский фельдмаршал К. Ф. цу Шварценберг.

30 марта 1814 года началось сражение за Париж. Во время сражения Ж.Бонапарт покинул столицу, предоставив руководство сражением и возможной капитуляцией маршалам де Мармону и Мортье.

Битва за Париж стала одним из самых кровопролитных сражений для армий союзников, так как всего за один день союзная армия потеряла свыше 8000 человек убитыми, из которых более 6000 были русскими. К концу дня маршалы Мортье и де Мармон поняли очевидность своего поражения и бессмысленность дальнейшего сопротивления.

В ночь с 30 на 31 марта была подписана капитуляция, в которой де Мармону удалось отстоять возможность отвода французских войск из Парижа.

31 марта 1814 года в полдень в Париж торжественно вступили отборные части союзных войск во главе с императором Александром I и командующими союзными войсками.

Вступление русских и союзных войск в Париж «Вступление российских войск в Париж. 31 марта 1814». Картина неизвестного художника с оригинала И.Ф. Югеля

Взятие Парижа, а также колебание части корпусов французской армии в плане готовности продолжать сопротивление привели к образованию Временного правительства, отречению Наполеона от трона и восстановлению монархии.

Парижане отнеслись к русской армии и союзникам настороженно. Но вскоре поняли, что погромов не будет и осмелели. Один француз, вероятно, сторонник Бурбонов смело подошёл к царю и заявил: "Мы долго вас ждали!". Александр ответил: " Вините храбрость французских войск в том, что я не пришёл к вам раньше!"

Русский император умел завоёвывать сердца людей, и вскоре толпы ликующих парижан кричали "Да здравствует Александр!" при каждом его появлении. Париж наводнили наши офицеры, казаки и солдаты.

Увидеть как это было можно по работам Георга-Эммануэля Опица (1775-1841). Этот миниатюрист, акварелист, гравер и литограф был очевидцем событий 1814 года.

После вывода войск культурные ценности из музеев и дворцов вывозить не стали. Французы выставили драконовский счет за пребывание оккупантов (за съеденное и выпитое, постой войск и т.п). И наш император все оплатил... плохие из русских оккупанты...)))

Александр наглядно показал всему миру разницу между тем как вошли в Москву французы и что они там оставили и как вошли в Париж русские и что осталось после них... и кто-то после этого будет говорить о культуре и дикости русских людей? Как мы видим сегодня, не помогает все это. Пора делать правильные выводы.

Кроме того, в этот день в 1889 году открылась Эйфелева башня

Александровская колонна в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади. Установлена в память о победе Александра I над Наполеоном. Фото: www.globallookpress.com

31 марта 1814 года в Париж вошли русские войска. О главном Дне Победы 19 века историк Петр Мультатули рассказывает в своей статье

25 декабря, в День Рождества Христова, в Российской империи отмечался День Победы над Наполеоном. После победоносного окончания войн с наполеоновской Францией и взятия Парижа, Император Александр I Благословенный издал манифест, в котором говорилось:

25 Декабря день Рождества Христова да будет отныне и днем благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном: Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык. Александр".

Этот священный праздник забыт вообще в России: он не отмечается ни в стране, ни в Церкви. Между тем, его неплохо бы помнить не только нам, победителям, но и побежденным. Давно назрела пора поставить конную статую Императора Александра перед Триумфальной аркой, дополнив галерею скульптурных памятников героям войны 1812 года: М.И. Кутузову, П.И. Багратиону. Неплохо также было бы назвать новую станцию метро "Парижская", наподобие станции "Сталинград" в столице Франции. Эти меры не только бы отдали память священной памяти 1812-го года, но и охладили бы слишком горячие головы в Елисейском дворце, да и не только в нем.

Кампания 1814 года началась от берегов Рейна, за который отступили французы. Разбитая под Лейпцигом в октябре 1813-го наполеоновская армия уже не могла оказывать серьезного сопротивления. В начале 1814 года войска союзников вступили на территорию Франции с целью свержения Наполеона Бонапарта. Русская гвардия во главе с Императором Александром I вошла во Францию со стороны Швейцарии, в районе Базеля.

Союзники наступали двумя отдельными армиями: русско-прусскую Силезскую армию возглавлял прусский фельдмаршал Г.Л. фон Блюхер, а русско-немецко-австрийская армия была отдана под начало австрийского фельдмаршала К.Ф. цу Шварценберга. Главная квартира союзников обосновалась во Франкфурте-на-Майне. Безусловным лидером союзной коалиции был Русский Царь.

Между тем, канцлер Австрии К. фон Меттерних не оставлял надежды сохранить ослабленного Наполеона на французском престоле, с целью ослабления русского влияния. Меттерних предложил план мира с Наполеоном на условиях его отказа от завоеваний (и без того потерянных) и прекращение войны. В этом случае ему оставалась Франция в границах 1801 года.

План Меттерниха не встретил возражений со стороны Англии и Пруссии. Но Александр I с ними не согласился, справедливо полагая, что Наполеону доверять нельзя. Меттерних стал недвусмысленно намекать, что если предложения мира будут отклонены, то Австрия может выйти из коалиции. Пришлось отправлять условия мира Бонапарту.

Как отмечал Е.В. Тарле:

Уже на самом краю пропасти, после страшных катастроф 1812 и 1813 годов, под непосредственной угрозой вторжения союзников во Францию, неожиданно явился шанс на спасение. Наполеон оставался повелителем первоклассной державы".

Но прибывший посланник союзников, нашел французского императора, шагающего взад и вперед по своему кабинету:

Погодите, погодите, — говорил он, ни к кому не обращаясь, — вы скоро узнаете, что я и мои солдаты, мы не забыли наше ремесло! Нас победили между Эльбой и Рейном, победили изменой... Но между Рейном и Парижем изменников не будет...".

Так как Наполеон медлил с ответом, Александр I заявил, что продолжает кампанию.1 января 1814 года он во главе армии перешел Рейн и вступил в пределы Франции. В своем манифесте Император заявлял, что война ведется не против французов, а против бесчинства и насилия Наполеона.

Кампания союзников застигла Наполеона врасплох. Силы союзников насчитывали 453 тыс человек (из них 153 тыс русских). Наполеон мог противопоставить им вдоль левого берега Рейна лишь 163 тыс чел. Но фактически у него под рукой было всего около 40 тысяч. Кроме того, французская армия только что пережила сильную эпидемию тифа, унесшего многие жизни.

Основные боевые действия кампании развернулись в бассейне рек Марны и Сены, где Наполеон, умело маневрируя, сумел одержать несколько побед, подтвердив свою репутацию выдающегося тактика. 13 (25) января 1814 года Наполеон выехал в армию из Парижа в Шалон, передав управление государственными делами своей супруге императрице Марии-Луизе и своему брату Иосифу.

17 января Наполеон атаковал шедшую в авангарде союзных сил армию Блюхера и нанес ей чувствительный удар при Бриенне. В течение пяти дней (с 29 января по 2 февраля) Бонапарт одержал ряд последовательных ярких побед (при Шампобере, Монмирае, Шато-Тьери и Вошане) над русско-прусскими корпусами, разбросанными поодиночке в долине Марны. Воспользовавшись успехами Наполеона, Шварценберг немедленно предложил заключить с ним перемирие. Лишь настойчивость Александра I заставила австрийского командующего предпринять движение вперед. Это спасло Блюхера от неминуемого разгрома. Осознавая, что австрийцы смогу заключить с Наполеоном сепаратный мир и выйти из коалиции, Александр I буквально заставил союзников подписать Шомонский трактат, в котором они обязались не заключать с Францией ни мира, ни перемирия без общего согласия.

В 20-х числах марта 1814 года Наполеон решил пройти к северо-восточным крепостям на границе Франции, где рассчитывал деблокировать французские гарнизоны, и, значительно усилив свою армию, принудить союзников к отступлению. Наполеон рассчитывал, что союзники пойдут за ним и надеялся оттянуть их тем самым от Парижа. В конце февраля казаки, находившиеся в подчинении у фельдмаршала Блюхера, перехватили наполеоновского курьера, везшего письмо Наполеона жене. Из него следовало, что император французов решил двинуться на восток и оттянуть силы союзников от Парижа.

Как только Александр I узнал об этом, он немедленно приказал всем находившимся при нем войскам двигаться ускоренными маршами на Париж.

Историк Н.К. Шильдер отмечал:

Смелое решение идти на Париж, бросив свои сообщения, принадлежит всецело Императору Александру".

При продвижении на Париж произошло несколько сражений. В одном из них, согласно военному историку А.И. Михайловскому-Данилевскому, Александр I лично участвовал в атаке:

Государь Сам понесся с конницей на французские каре, осыпаемый пулями. Бог хранил Великого Монарха!".

А другой военный историк А.А. Керсновский отмечал:

Император Всероссийский, как простой эскадронный командир, врубился в неприятельский строй".

В ходе марша Император Александр объезжал войска и подбадривал их:

"Ребята! До Парижа уже недалеко!"

Время от времени он заезжал на ближайшие возвышенности и наблюдал за движением войсковых колонн, спешивших к Парижу.

Памятник императору Александру I у стен Московского Кремля в Александровском саду. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Как только Наполеон узнал о продвижении союзных войск к Парижу, он немедленно приказал своим войскам как можно быстрее двинуться на помощь столице. Наполеон высоко оценил маневр союзников: "Это превосходный шахматный ход. Вот никогда бы не поверил, что какой-нибудь генерал у союзников способен это сделать".

Тем временем по Парижу поползли страшные слухи о приближении союзников, собирающихся сжечь город, как была сожжена Москва. Вечером 29 марта передовые части союзников увидели вдали высоты Монмартра и парижские башни. Измотанные долгим маршем войска расположились на ночлег.

Город на тот момент насчитывал до 500 тыс жителей и был неплохо укреплен. Обороной французской столицы руководили маршалы Э.А.К. Мортье, Б.А.Ж. де Монсей и О.Ф.Л.В. де Мармон. Верховным главнокомандующим обороны города был старший брат Наполеона, Жозеф Бонапарт. Войска союзников состояли из трех основных колонн: правую (русско-прусскую) армию возглавлял фельдмаршал Блюхер, центральную - российский генерал М.Б. Барклай-де-Толли, левой колонной руководил кронпринц Вюртембергский.

Александр I вместе с генерал-майором князем Н.Г. Волконским и графом К.В. Нессельроде разрабатывали план действий на следующий день. Александр отдал распоряжение взять штурмом высоты Монмартра и ряд других, чтобы не дать возможности французам на них закрепиться. Вместе с тем он приказал, желая избежать кровопролития, использовать любую возможность для переговоров с парижанами о сдаче Парижа. Утром 18 (30) марта в 6 часов утра начался штурм Монмартских высот. В 11 часов к укрепленному селению Лавилет приблизились прусские войска с корпусом М.С. Воронцова, а русский корпус генерала А.Ф. Ланжерона начал наступление на Монмартр. Бои были тяжелыми. Французы прилагали все силы, чтобы отстоять подступы к своей столице. Участник штурма Монмартра полковник М.М. Петров вспоминал:

Когда шли на укрепления Парижа, или, лучше сказать, лезли на бодливое темя Франции, то каждый солдат пылал румянцем геройства, понимая важность совершавшегося окончательного подвига и отмщения, и каждый из нас не хотел умереть прежде покорения Парижа".

На захваченных высотах союзники установили орудия, угрожавшие Парижу. Маршал О.Ф. де Мармон послал к русскому Царю парламентёра. Приблизившись к Александру I и сняв свой головной убор, французский офицер произнес:

Маршал Мармон просит Ваше Величество прекратить военные действия и условиться о перемирии".

После нескольких минут раздумий Александр I ответил французу:

Соглашаюсь на просьбу вашего маршала. Прикажу сейчас остановить сражение, но с условием немедленной сдачи Парижа. Иначе к вечеру не узнаете того места, где была ваша столица!"

Полковник М.Ф. Орлов узнал от адъютанта Наполеона Жирардена о секретном приказе Бонапарта в роковую минуту взорвать пороховые склады и уничтожить Париж. Орлов немедленно сообщил об этом Мармону и Мортье и тем самым спас Париж для Франции и мира. Но Мармон сначала отказывался подписать капитуляцию на условиях Александра I. И только, когда русские пушки заговорили с высот Монмартра - у них не осталось доводов. Орлов явился к Государю с радостным известием - и тут же получил генеральский чин.

Это великое событие теперь соединено с вашим именем",

Сказал ему Александр.

Александр I (справа) и Наполеон в Тильзите. Фото: www.globallookpress.com

Капитуляция Парижа была подписана в 2 часа утра 31 марта (по новому стилю) в селении Лавилет. К 7 часам утра, по условию соглашения, французская регулярная армия должна была покинуть поверженную столицу. Император Александр I во главе своей Гвардии и союзных монархов торжественно вступил во французскую столицу, которая встретила его с восторгом. Государь поспешил объявить французам:

У меня во Франции только один враг, и враг этот — человек, обманувший меня самым недостойным образом, злоупотребивший моим доверием, изменивший всем данным им мне клятвам, принесший в мою страну самую несправедливую, самую гнусную войну. Никакое примирение между ним и мной отныне невозможно, но я повторяю, что во Франции у меня один только этот враг. Все французы, кроме него, у меня на хорошем счету. Я уважаю Францию и французов и желаю, чтобы они позволили мне помочь им. Скажите же, господа, парижанам, что я вхожу в их город не как враг, и только от них зависит, чтобы я стал им другом; но скажите также, что у меня во Франции есть один единственный враг и что по отношению к нему я непримирим".

Один француз, протиснувшийся через толпу к Александру, заявил:

Мы уже давно ждали прибытия Вашего Величества!"

На это Император ответил:

Я пришел бы к вам ранее, но меня задержала храбрость ваших войск".

Слова Александра передавались из уст в уста и быстро разнеслись среди парижан, вызвав бурю восторга. Сотни людей теснились вокруг Александра I, целовали все, до чего могли дотянуться: его коня, одежду, сапоги. Женщины хватались за его шпоры, а некоторые цеплялись за хвост его лошади. Часть французов бросилась к статуе Наполеона на Вандомской площади, чтобы разрушить ее, но Александр намекнул на то, что это нежелательно.

Между тем сам Наполеон двинулся через Труа к Фонтенбло. 18 марта в Труа он дал диспозицию, чтобы войска подошли к Парижу, а сам на почтовых доехал в полночь до станции Кур-де-Франс, в 20 верстах от столицы, думая оказать ей содействие личным присутствием. Здесь встретил войска, отступившие из Парижа, и узнал, что столица пала. Наполеон сел на дороге и погрузился в глубокую думу, окруженный сподвижниками, безмолвно ожидавшими его приказаний. Он послал Коленкура в Париж для переговоров, полагая выиграть время, а сам вернулся в Фонтенбло. Число войск его, вместе с отступившими из Парижа, достигало 36 тысяч, а союзники собрали к югу от столицы 180 тысяч. Маршалы вовсе не желали идти на Париж, о чем и заявили императору, намекнув на необходимость отречения. 25 марта император подписал отречение за себя и своих наследников, после чего Наполеона оставили почти все его сподвижники. В ночь на 31 марта он открыл свою дорожную шкатулку, вынул оттуда яд, приготовленный еще в 1812 году, и принял. Яд не подействовал.

За взятие Парижа, русская армия заплатила немалую цену: 7100 человек. На всех прорывных участках операции в бой шли именно русские войска. Казачий атаман М.И. Платов в сентиментальном послании написал в те дни Императрице Елизавете Алексеевне:

Торжества сего я не в состоянии описать; но верноподданнейше доношу только, что в прошедших веках не бывало такого и едва ли будет в будущих. С обоих сторон было неизобразимое радостное восхищение, сопровождавшиеся восклицанием многочисленнейшего народа жителей Парижа: Да здравствует Александр! устроивший благоденствие и мир целой Европы".

Как писал А.С. Пушкин:

Но Бог помог — стал ропот ниже,

И скоро силою вещей

Мы очутились в Париже,

А русский Царь главой царей.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 630px; max-width: 100%; border-radius: 8px; -moz-border-radius: 8px; -webkit-border-radius: 8px; font-family: inherit;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 600px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #30374a; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 3px; -moz-border-radius: 3px; -webkit-border-radius: 3px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: normal;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #002da5; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: center;}

31 марта 1814 года русские и союзнические войска вошли в Париж.
А днем ранее произошла битва, положившая конец эпохе Наполеоновских войн. Знаменитый исторический период, известный под названием «100 дней», завершившийся битвой при Ватерлоо 18 июня 1815 года - это уже другая история, которая поставит окончательную точку в участии Наполеона в политической жизни Франции и Европы. А в этот день армия России и союзников подавив очаги сопротивления вошла в Париж.

Краткая предыстория событий

После проигранной кампании в России в 1812 году, Наполеон сумел собрать новую армию, и боевые действия возобновились на территории Европы. Русская армия приняла в них самое активное участие, и это участие известно в отечественной историографии как Заграничный поход Русской армии. Поражение французской армии в России привело к образованию шестой антифранцузской коалиции. До весны 1813 года войну с наполеоновскими войсками вела преимущественно русская армия, но, начиная с марта месяца, к России в борьбе с Наполеоном начали присоединяться европейские государства: Пруссия, Англия, Австрия, Швеция.

После поражения наполеоновской армии под Лейпцигом в октябре 1813 года боевые действия к 1814 году перенеслись на территорию Франции.

Отдельные успехи армии Наполеона в 1813 и 1814 году, доказывавшие в очередной раз гений полководца-императора Франции и доблесть французских войск, уже не могли переломить хода событий, так как силы были полностью на стороне союзного контингента.

29 марта 1814 года союзные войска, большую часть которых составлял русский контингент, подошли к Парижу. За оборону города отвечали маршалы Мортье, де Монсей и де Мармон при общем руководстве брата Наполеона Жозефа Бонапарта.

Во главе Союзных войск стояли император Александр I и генерал М.Б. Барклай-де-Толли (от Российской империи), а также прусский фельдмаршал Г.Л. фон Блюхер и австрийский фельдмаршал К. Ф. цу Шварценберг.

30 марта 1814 года началось сражение за Париж. Во время сражения Ж.Бонапарт покинул столицу, предоставив руководство сражением и возможной капитуляцией маршалам де Мармону и Мортье.

Битва за Париж стала одним из самых кровопролитных сражений для армий союзников, так как всего за один день союзная армия потеряла свыше 8000 человек убитыми, из которых более 6000 были русскими. К концу дня маршалы Мортье и де Мармон поняли очевидность своего поражения и бессмысленность дальнейшего сопротивления.

В ночь с 30 на 31 марта была подписана капитуляция, в которой де Мармону удалось отстоять возможность отвода французских войск из Парижа.

31 марта 1814 года в полдень в Париж торжественно вступили отборные части союзных войск во главе с императором Александром I и командующими союзными войсками.


Вступление русских и союзных войск в Париж «Вступление российских войск в Париж. 31 марта 1814». Картина неизвестного художника с оригинала И.Ф. Югеля

Взятие Парижа, а также колебание части корпусов французской армии в плане готовности продолжать сопротивление привели к образованию Временного правительства, отречению Наполеона от трона и восстановлению монархии.

Парижане отнеслись к русской армии и союзникам настороженно. Но вскоре поняли, что погромов не будет и осмелели. Один француз, вероятно, сторонник Бурбонов смело подошёл к царю и заявил: "Мы долго вас ждали!". Александр ответил: " Вините храбрость французских войск в том, что я не пришёл к вам раньше!"

Русский император умел завоёвывать сердца людей, и вскоре толпы ликующих парижан кричали "Да здравствует Александр!" при каждом его появлении. Париж наводнили наши офицеры, казаки и солдаты.

Увидеть как это было можно по работам Георга-Эммануэля Опица (1775-1841). Этот миниатюрист, акварелист, гравер и литограф был очевидцем событий 1814 года.

После вывода войск культурные ценности из музеев и дворцов вывозить не стали. Французы выставили драконовский счет за пребывание оккупантов (за съеденное и выпитое, постой войск и т.п). И наш император все оплатил... плохие из русских оккупанты...)))

Александр наглядно показал всему миру разницу между тем как вошли в Москву французы и что они там оставили и как вошли в Париж русские и что осталось после них... и кто-то после этого будет говорить о культуре и дикости русских людей? Как мы видим сегодня, не помогает все это. Пора делать правильные выводы.

Русская армия во главе с императором Александром I триумфально вступила в Париж

19 (31) марта 1814 г. русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж. Взятие столицы Франции стало завершающим сражением наполеоновской кампании 1814 г., после которого французский император Наполеон I Бонапарт отрёкся от трона.

Разбитая под Лейпцигом в октябре 1813 г. наполеоновская армия уже не могла оказывать серьёзного сопротивления. В начале 1814 г. войска союзников, состоящие из русских, австрийских, прусских и немецких корпусов, вторглись на территорию Франции с целью свержения французского императора. Русская гвардия во главе с императором Александром I вошла во Францию со стороны Швейцарии, в районе Базеля. Союзники наступали двумя отдельными армиями: русско-прусскую Силезскую армию возглавлял прусский фельдмаршал Г. Л. фон Блюхер, а русско-немецко-австрийская армия была отдана под начало австрийского фельдмаршала К. Ф. цу Шварценберга.

В сражениях на территории Франции Наполеон чаще союзников одерживал победы, но ни одна из них не стала решительной из-за численного превосходства противника. В конце марта 1814 г. французский император принял решение пройти к северо-восточным крепостям на границе Франции, где рассчитывал прорвать блокаду вражеских войск, освободить французские гарнизоны, и, усилив свою армию, принудить союзников к отступлению, угрожая их тыловым коммуникациям. Однако союзные монархи, вопреки ожиданиям Наполеона, 12 (24) марта 1814 г. одобрили план наступления на Париж.

17 (29) марта союзные армии подошли к передовой линии обороны Парижа. Город на тот момент насчитывал до 500 тыс. жителей и был неплохо укреплён. Обороной французской столицы руководили маршалы Э. А. К. Мортье, Б. А. Ж. де Монсей и О. Ф. Л. В. де Мармон. Верховным главнокомандующим обороны города был старший брат Наполеона, Жозеф Бонапарт. Войска союзников состояли из трёх основных колонн: правую (русско-прусскую) армию возглавлял фельдмаршал Блюхер, центральную - российский генерал М. Б. Барклай-де-Толли, левой колонной руководил кронпринц Вюртембергский. Сражение за Париж стало одной из самых кровопролитных битв для союзных войск, потерявших за один день более 8 тыс. солдат, 6 тыс. из которых - воины российской армии.

Наступление началось 18 (30) марта в 6 ч. утра. В 11 ч. к укреплённому селению Лавилет приблизились прусские войска с корпусом М. С. Воронцова, а русский корпус генерала А. Ф. Ланжерона начал наступление на Монмартр. Видя с Монмартра гигантские размеры наступающих войск, командующий французской обороной Жозеф Бонапарт покинул поле боя, оставив Мармону и Мортье полномочия для сдачи Парижа.

В течение 18 (30) марта все пригороды французской столицы были заняты союзниками. Видя, что падение города неизбежно и стараясь уменьшить потери, маршал Мармон отправил парламентёра к русскому императору. Однако Александр I предъявил жёсткий ультиматум о сдаче города под угрозой его уничтожения.

19 (31) марта в 2 ч. ночи капитуляция Парижа была подписана. К 7 ч. утра, по условию соглашения, французская регулярная армия должна была покинуть Париж. В полдень русская гвардия во главе с императором Александром I торжественно вступила в столицу Франции.

Лит.: Лобанов М. Е. Песнь на взятие Парижа. 19 марта 1814 года: Посвящается высокому имени государя императора (продается в пользу инвалидов). СПб., 1816; Медаль «За взятие Парижа 14 марта 1814 г.» [Электронный ресурс] // Ордена и медали России. 2006-2018. URL: http://www.rusorden.ru/?nr=ri&nt=m7 .

См. также в Президентской библиотеке:

gastroguru © 2017