Время и пространство в восприятии человека на войне: экзистенциальный опыт участников боевых действий

(По одному из произведений современной литературы.)

Великая Отечественная война была самой тяжёлой из войн, какие только пришлось пережить нашему народу за свою многовековую историю. Война была величайшим испытанием и проверкой сил народа, и эту проверку наш народ выдержал с честью. Война была также и серьёзнейшим испытанием для всей советской литературы, которая в дни войны показала всем миру, что у неё нет и не может быть интересов выше интересов народа.

Замечательные произведения были написаны М.Шолоховым, А.Фадеевым, А.Толстым, К.Симоновым, А.Твардовским и многими другими писателями.

Особое место среди произведений периода Великой Отечественной Войны занимает рассказ М.Шолохова «Наука ненависти», опубликованный в июне 1942 года.

В этом рассказе автор показывает, как мужает и крепнет в советских людях чувство любви к Родине и народу, как зреет презрение и ненависть к врагу. Писатель создаёт типичный образ участника войны – лейтенанта Герасимова, в котором воплощает лучшие черты воюющего советского народа.

Шолохов в предыдущих своих произведениях рисовал изумительные картины русской природы, которая у него никогда не была фоном для действия, а всегда помогала раскрыть глубже и полнее человеческий характер, психологические переживания героев.

Рассказ начинается с описания природы. Уже первой фразой Шолохов сближает человека с природой и этим как бы подчёркивает, что она не осталась безучастной к начавшийся тяжёлой борьбе: «На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу». Символическое значение имеет в этом рассказе образ искалеченного снарядом дуба, который, несмотря на зияющую рану продолжает жить: «Рваная, зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой. И до сегодняшнего дня, наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текущей воде, а верхние - всё ещё жадно притягивают к солнцу сочные тугие листья…» Разбитый снарядом дуб, но сохранивший жизненные соки, даёт возможность лучше раскрыть и понять характер основного героя рассказа лейтенанта Герасимова.

Уже первое знакомство читателей с героем, позволяет сделать вывод о том, что это мужественный человек с огромной силой воли, очень много перенёсший и передумавший.

Виктор Герасимов – потомственный рабочий. До войны он работал на одном из заводов Западной Сибири. В армию был призван в первые месяцы войны. Вся семья поручает ему сражаться с врагами до победы.

Трудового человека Герасимова с самого начала войны охватило чувство ненависти к врагу, разрушившему мирную жизнь народа и ввергнувшего страну в пучину кровавой войны.

Вначале к пленным немцам красноармейцы относились добродушно, называли «камрадами», угощали папиросами, кормили из своих котелков. Затем Шолохов показывает, как наши бойцы и командиры в ходе войны с фашистами прошли своеобразную школу ненависти.

Страшные следы фашистского хозяйничанья находили наши войска, изгонявшие гитлеровцев с временно оккупированной территории. Нельзя без содрогания читать описания чудовищных злодеяний врагов: «… Сожжённые дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки…» Эти зверства потрясли бойцов, которые поняли, что фашисты – не люди, а осатаневшие от крови изуверы.

Тяжёлые, нечеловеческие испытания выпали на долю лейтенанта Герасимова, попавшего в плен. Описывая поведение героя в плену, писатель раскрывает новые черты характера, присущие русскому человеку. Раненый, потерявший много крови, Герасимов сохраняет чувство собственного достоинства и полон презрения и ненависти к врагу.

Одно желание владеет лейтенантом – не умереть. В колонне пленных, еле передвигая ноги, он думает о побеге. Огромная радость охватывает Герасимова и заставляет его забыть о жажде и физических страданиях, когда фашисты не находят у него партбилета, это придаёт ему мужество и стойкость в самые тяжелые дни неволи.

В рассказе изображается лагерь, в котором немцы держали пленных, где «их подвергали жесточайшим мучениям, где не было уборной и люди испражнялись здесь же и стояли и лежали в грязи и в зловещей жиже. Наиболее ослабевшие вообще уже не вставали. Воду и пищу давали раз в сутки. Иной день совсем забывали что-либо дать…» Но никакие зверства, пишет Шолохов, не смогли сломить могучий дух в русском человеке, погасить упорную жажду мести.

Многое вынес лейтенант, много раз смотрел он смерти в глаза, и сама смерть, побеждённая мужеством этого человека, отступала. «Фашисты могли убить нас, безоружных и обессилевших от голода, могли замучить, но сломить наш дух не смогли, и никогда не сломят!» Это упорство русского человека и несокрушимое мужество помогли Герасимову совершить побег из плена. Лейтенанта подобрали партизаны. Недели две он восстанавливал силы, участвовал вместе с ними в боевых операциях.

Затем его переправили в тыл, в госпиталь. После лечения он вскоре вновь попадает на фронт.

«Наука ненависти» заканчивается словами Герасимова о ненависти и любви: «… И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются… Тяжко я ненавижу немцев за всё, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под немецким игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в действие, приведут к нам победу».

Образ лейтенанта Герасимова – один из первых обобщающих образов в литературе периода Великой Отечественной Войны.

Особенность его характера заключается в том, что он всегда чувствует себя сыном народа, сыном Родины. Именно это чувство принадлежности к великой армии русского народа, чувство беззаветной любви к своей Родине и ответственности за её судьбу придают Герасимову силы не только перенести все ужасы плена, но и бежать, чтобы снова вступить в ряды мстителей за все злодеяния, которые фашисты принесли нашей стране.

И вполне убедительно дано в рассказе сравнение судьбы лейтенанта с судьбой могучего дуба, искалеченного снарядом, но сохранившего силы и волю к жизни. И как величественно прекрасен образ русского человека, прошедшего сквозь тяжёлые испытания, выпавшие на его долю, и сохранившего неиссякаемую веру в победу и стремление продолжить войну до победного разгрома фашизма!

Во время войны меняется все мировоззрение человека. В минуты опасности он начинает вести и чувствовать себя совсем по-другому, чем в обыденной обстановке, качества характера раскрываются с новой стороны. В боях могут одновременно проявиться как и чувство боевого возбуждения, радости от атаки, так и чувства обреченности и паники.

Страх является природной формой эмоциональной реакции на опасность. Для человека в не стандартной обстановки естественно чувство опасности, кроме того, очень часто то, что казалось опасным час назад, меняется с оценкой другой опасности, а как результат – другому страху. Например, страх за семью сменяется страхом за себя, страх выставить себя трусом – страхом быть убитым и т.п. Поведение человека во время боевых действий зависит от того, какой из видов страха окажется большим.

Иногда из-за страха человек мобилизует волю к боевой деятельности, иногда наоборот – лишается самообладания.

На войне существует много способов смягчения страха. Это беседы с священниками и командирами, призывы и воодушевляющие лозунги во время атак, химические стимуляторы (наркотические вещества или алкоголь).

У многих во время боев появляются такие качества, как фатализм и суеверие. Они являются некой защитой от стресса, разгружают психику и притупляют страх. У человека может быть безосновательная уверенность в том, что что бы не произошло – он все равно останется жив или же наоборот – что как бы он не прятался. пуля, мина или снаряд найдет его.

Во время военных действий, когда человек находиться на грани гибели, он показывает свою истинную сущность. Все жизненные приоритеты сводятся к одному: борьба за свою жизнь, — все остальное становиться ничтожным. Но важно отметить, что при этом чужая жизнь перестает казаться ценной.

Сильное влияние на психику оказывает и фронтовой быт: недоедание и недосыпание, жара или холод, переутомление и отсутствие нормального уютного жилья. Такие неудобства есть очень большими раздражителями, которые с огромной силой меняют психологию человека.

Когда человек находиться на войне, его психика начинает перестраиваться под ее потребности. Поэтому когда он снова попадает в мирную обстановку, его сознание оказывается неприспособленным к ней. Прежде всего психика солдата после войны не хочет воспринимать спокойствие, стандартные ценности общества становятся бессмысленными. После боевых действий у многих остается желание при помощи оружия решать свои проблемы, так как психика не может за краткое время перестроиться. С этим связанное большее количество криминальной активности (жестокие пытки к пленным, сексуальное насилие, мародерство и разбой, лживые доносы) в военный и послевоенный период, нежели в мирное время. Это было и в странах Европы, и в США, и в СССР.

Также, люди, которые прошли через войну, чаще видят во сне кошмары, их преследуют страшные воспоминания. Важно помнить, что реабилитация военных зависит от таких основных факторов:

  1. Возвращение домой и встреча с близкими людьми;
  2. Повышение статуса в социуме, льготы;
  3. Активная общественная деятельность;
  4. Общение с военным психологом.

Таким образом, каждый человек занимает свое место в социуме и должен помнить, что нельзя потерять его из-за того, что он прошел войну.

Война всегда несет негативные последствия в психике человека, но важно перебороть ту боль и злость, которая остается после нее. После боевых действий восприятие мира меняется не зависимо от воли человека. Но как показывает история, несмотря на пережитые ужасы во время войны, большинство людей смогло сохранить духовные ценности и передать их следующим поколениям.

1. Новое направление в литературе — лейтенантская проза.
2. Быков — писатель-фронтовик.
3. Человек на войне в «Дожить до рассвета».
4. Человек на войне в «Обелиске».
5. Человек на войне в «Сотникове».
6. Готовность людей погибать за Родину.

О Великой Отечественной войне написано огромное количество книг, исследований и монографий. Серьезные ученые-историки неоднократно пытались оценить и проанализировать события тех суровых лет. Они искали причины неудач первых месяцев войны, изучали стратегические решения генералов и полководцев. Они пытались всему найти объяснение. Но во всех этих серьезных трудах мы не найдем главного — человека на войне.

Об этом нам рассказывают другие авторы. Еще до того, как отгремели последние военные залпы писать о войне стали ее непосредственные участники: солдаты и офицеры не понаслышке знавшие о том, что происходило на передовой, испытавшие на себе все тяготы и лишения военной жизни, разделявшие стремления и надежды любого бойца. Именно об этом писатели-фронтовики стали рассказывать на страницах своих произведений. Появилась так называемая лейтенантская проза. Это собирательное название объединило собой писателей-фронтовиков, независимо от чинов и званий, тех, кто решил рассказать о пережитом, о своих товарищах. Рассказать о войне от имени бойца. Эти произведения сильно отличались от официальных сводок и хроник. В своих рассказах писатели-фронтовики почти не касаются грандиозных сражений Великой Отечественной, в которых решалась судьба страны. Их в первую очередь интересует человек, его поведение перед лицом опасности и готовность на жертву во имя Родины. Они поднимают проблемы верности долгу и предательства, трусости и подлинного героизма.

Одним из таких писателей лейтенантской прозы стал В. В. Быков. На Украине, в Кировоградчине, есть братская могила, в которой покоятся погибшие в боях за эти места советские солдаты. Среди имен, перечисленных на памятнике, значится и имя Быкова. Но это ошибка, так как он не погиб. Тяжелораненый он сумел выползти из хаты, где укрывались пострадавшие.незадолго до того, как ее снес немецкий танк. Раненого Быкова подобрали и вылечили, он вернулся в строй. А впоследствии в своих произведениях он поведал о том, что довелось пережить, и чему он стал свидетелем.

В его произведениях не найти рассказов о битвах под Москвой, под Сталинградом и Курском. Они если и упоминаются, то лишь мимоходом. Действие его произведений происходит под никому неизвестными деревеньками, в лесах и на безымянных дорогах. Именно здесь его герои встречают смерть и совершают подвиги. И подвиги эти кажутся иногда вроде бы незначительными. На пустынном шоссе молодой лейтенант Ивановский, герой повести «Дожить до рассвета» взрывает воз с сеном и одного из двух фашистов, которые его перевозят. Можно ли считать это подвигом? Автор убежден в том, что можно. Он абсолютно не сомневается в этом, когда рассказывает, как тяжелораненый лейтенант в течение нескольких часов борется со смертью, не позволяя себе умереть просто так. Он уверен, что счастливая судьба будущих поколений зависит от того, «как умрет на этой дороге двадцатидвухлетний лейтенант Ивановский». И не важно, что вместо машины с немецким генералом ему удается взорвать лишь фашистского возницу. Главное то, что даже умирая, он стремиться сослужить последнюю службу Родине. И то, что истекающий кровью герой не сдается и не позволяет себе замерзнуть на ледяном шоссе, — пример подлинного героизма и мужества. Дело не в том, какой урон герой повести нанес противнику, а в том, что он готов жертвовать жизнью во имя Родины.

Еще отчетливее эта мысль высказана в произведении «Обелиск». Герой этой повести — школьный учитель Мороз, который в оккупированной немцами деревне открывает школу, так как боится, что фашисты своей идеологией искалечат детей, уничтожат в них то доброе и светлое, что он заложил. И его мальчишки усвоили уроки своего учителя. Они ненавидят врага всей душой и мечтают бороться с ним наравне со взрослыми. Но они всего лишь подростки. И их попытка подпилить мост через речку, по которому проедет вражеская машина, успеха не имела. Все, кто находился в ней, остались живы, а сами ребята попали в руки полицаев. Палачи обещали отпустить детей в обмен на учителя, который отправился за помощью к партизанам. Все, включая самого Мороза, понимали, что эта жертва напрасна, что ребят фашисты все равно не отпустят. Все убеждали учителя не идти на верную смерть, но он пошел, чтобы поддержать своих мальчишек и погибнуть вместе с ними. В этом его подвиг, его вклад в общее дело победы над врагом. И этот вклад автор ценит необычайно высоко. «Да что он сделал, ваш Мороз? Он не убил ни одного немца!» — восклицает один из персонажей повести. И автор устами другого отвечает, что Мороз сделал больше, чем если бы убил сотню врагов: «Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно». Это для автора и является самым главным: готовность жертвовать жизнью во имя Родины. И неважно, где довелось встретиться с противником: в великом сражении, на шоссейной дороге или во вражеском тылу.

Главное всегда быть готовым исполнить свой долг, как исполнил его герой одноименной повести Сотников. Боец партизанского отряда он вместе с товарищем Рыбаком отправляется добывать продовольствие для голодающих партизан. Не сумев выполнить задание, оба партизана попали в руки врага и подверглись допросу и пыткам. Но как по-разному повели они себя в этих условиях! В этом произведении автор не только стремится проследить, как и почему люди идут на предательства, но и вновь возвращается к теме героизма. Легко быть героем, когда ты в бою, когда рядом товарищи, когда ты чувствуешь их поддержку, знаешь, что они видят совершенный тобою подвиг и подхватят выпавшее из рук знамя. Но когда ты в руках противника, обречен на гибель и о твоем мужестве перед лицом смерти никто не узнает, более того, тебя даже могут объявить предателем: «...ты не скажешь, другой скажет, а спишем на тебя», тогда быть героем несравненно сложнее. Но Сотников с честью выдерживает это испытание. Он не идет ни на какие компромиссы с врагом, терпит пытки и мучения, но отказывается отвечать на вопросы. Иначе ведет себя Рыбак. Герой не хочет погибать зря. Он стремится выжить ради одной лишь цели: чтобы бить врага. Но, как и предупреждал Сотников, это желание уводит Рыбака на иную дорожку. На допросе он признается, что они из партизанского отряда и шли за продуктами. Рыбак пытается быть осторожным, не говорить лишнего, а сообщать лишь ту информацию, которая врагам и без того известна. Но эта готовность идти на компромисс с врагом и своей совестью превращает его в предателя и палача и, в конечном счете, приводит к гибели.

Так по-разному рисует Быков человека на войне. Но все его герои стоят перед сложным выбором, который каждый из них делает сам. Своими произведениями писатель убеждает нас, что каждый человек на войне, какой бы малой не казалась его лепта, был творцом победы. От каждого в равной мере зависел исход войны. От его готовности сражаться и умирать за Родину. Эта готовность всего народа и отдельного человека отдать жизнь во имя Родины и позволила нашей стране выстоять в этой жестокой войне.

1. Герои фронта. Война способствовала выдвижению героев, внесших особо выдающийся вклад в борьбу с противником, проявивших смекалку и волю к победе. Такие яркие личности были в армиях всех воюющих стран. Свой особый военный дар в годы войны проявили полководцы стран антигитлеровской коалиции советские маршалы Г. К. Жуков, И. С. Конев, К. К. Рокоссовский, генералы Б. Л. Монтгомери (Англия), Д. Д. Эйзенхауэр (США), Ш. де Голль (Франция).

Известными военными деятелями стран Тройственного пакта, показавшими на полях сражений новые приемы ведения войны, зарекомендовали себя генералы Э. Роммель, X. Гудериан, Э. Манштейн (Германия), адмирал Ямомото (Япония).

На полях сражений также было немало героических поступков, совершенных воинами разных стран. Навсегда вошли в историю Великой Отечественной войны подвиги Александра Матросова, закрывшего своим телом амбразуру вражеского дзота, препятствовавшего продвижению его подразделения; Николая Гастелло, направившего свой горящий самолет на скопление войск и техники противника; Виктора Талалихина, одним из первых применившего ночной таран немецкого самолета; 28 героев-панфиловцев, несколько часов удерживавших десятки вражеских танков на подступах к Москве; летчика Алексея Маресьева, который, будучи тяжело ранен, 18 дней пробирался из вражеского тыла к линии фронта, а после ампутации обеих ног не только вернулся в строй, но и сбил 7 немецких самолетов. Герой-подводник Александр Маринеско потопил 4 корабля противника, в том числе германский лайнер «Вильгельм Густлов», на котором находились 3700 немецких подводников. После этого удара немецкий подводный флот лишился большинства экипажей. На весь мир прославился советский летчик Александр Покрышкин, прошедший в войну путь от командира звена до командира авиационной дивизии, участвовавший в 650 боевых вылетах и сбивший 59 самолетов противника и ставший трижды Героем Советского Союза.

Примеры мужества и отваги показывали солдаты английской и американской армий.

Свои герои были и в армиях агрессоров. Немецкий ас Э. Хартман, названный германской пропагандой «лучшим асом» Второй мировой войны, совершил в общей сложности 1800 боевых вылетов (в 2,5 раза больше, чем вся эскадрилья «Нормандия - Неман»), принимал участие в 825 воздушных боях, сбил 352 самолета. Признанными специалистами в области минирования кораблей являлись итальянские подводники. «Героями-одиночками» в японскую историю вошли летчики-камикадзе, направлявшие свои самолеты в корабли противника с целью их уничтожения.

ИЗ ПРЕДСМЕРТНОГО ПИСЬМА КРАСНОАРМЕЙЦА

…Мы побеждаем смерть не потому, что мы неуязвимы, мы побеждаем ее потому, что мы деремся не только за свою жизнь. Мы думаем в бою о жизни мальчика-узбека, грузинской женщины, русского старика. Мы выходим на поле сражения, чтобы отстоять святое святых - Родину. Когда я произношу это слово, мне хочется встать на колени.

Дорогая мама! Я готов спокойно умереть в бою во имя жизни Родины и не дрогну даже тогда, когда вспомню, что тебе придется остаться одной, без сына…

2. Герои тыла. Успех напряженной борьбы решался не только на фронте, но и в тылу. На советских предприятиях в годы войны возникло движение скоростников, выполнявших сменные задания за себя и за ушедшего на фронт. Фрезеровщик Уралвагонзавода Дмитрий Босый изобрел приспособление, позволявшее применять набор фрез для одновременной обработки нескольких деталей на одном станке. В результате он за одну смену выполнял вначале 14, а затем 62 задания. По его примеру в стране началось движение тысячников.

Мобилизация в действующую армию мужчин привела к тому, что основная тяжесть работы на предприятиях тыла и в сельском хозяйстве легла на женщин, подростков и стариков, а также инвалидов, вернувшихся после ранения с фронта. Во втором полугодии 1941 г. на заводы и фабрики пришло 500 тыс. домохозяек. Удельный вес женщин в общей численности рабочих и служащих вырос с 39% в 1940 г. до 53% в 1942 г. Их доля среди комбайнеров составляла 62%. Рабочих и служащих в возрасте до 18 лет на третьем году войны было в некоторых отраслях производства до 60%. За годы войны 201 человек был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда, около 200 тыс. работников тыла были награждены орденами и медалями, а 16 млн человек - медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Их усилиями советская экономика не только в короткий срок была переведена на военные рельсы, но вскоре и превзошла возможности Германии по выпуску техники и вооружений вдвое.

Вместе с тем гражданскому населению приходилось испытывать лишения в снабжении. Производство предметов потребления сократилось в годы войны более чем вдвое, причем львиная доля производимого направлялась на нужды армии. Суточная норма потребления хлеба рабочими составляла 600-800 г, служащими - 400-500 г.

Значительные лишения испытывало население Вели­кобритании, которая оказалась на первом этапе войны в морской блокаде.

Население США в меньшей степени чувствовало на се­бе последствия начавшейся войны, так как линия фронта находилась за тысячи миль от американских рубежей.

3. Участники Сопротивления. Партизанское движение в СССР. В отличие от Первой мировой войны, уже в 1939- 1940 гг. в большинстве оккупированных стран и территорий сложилось движение Сопротивления.

Я, генерал де Голль, обращаюсь из Лондона к французским офицерам и солдатам, которые находятся в Англии или которые окажутся там с оружием или без оружия. Я обращаюсь к инженерам и рабочим, специалистам военной промышленности, которые находятся в Англии или окажутся там, я приглашаю всех связаться со мной. Что бы ни случилось, пламя французского Сопротивления не должно погаснуть и не погаснет никогда.

В движении Сопротивления участвовало в общей сложности свыше 2,2 млн человек. Это были люди самых разных профессий - рабочие и крестьяне, учителя и торговцы, предприниматели и представители духовенства. Военные организации и отряды движения были созданы и активно действовали в Югославии, во Франции, в Польше, Греции, Албании, Бельгии, Дании, Болгарии. Здесь же возникли национальные антифашистские народные фронты. Открытая вооруженная борьба с немцами началась с весны 1944 г., накануне открытия второго фронта в Европе.

В колониальных и зависимых странах Азии сопротивление имело также и ярко выраженную антиколониальную направленность. Его участники выступали не только против японского господства, но и за предоставление национальной независимости.

В Советском Союзе широко развернулось партизанское движение. В годы войны на оккупированных советских территориях действовало свыше 6 тыс. партизанских отрядов, в которых сражалось более 1 млн партизан. Они отвлекали на себя до 10% германских войск на Востоке. Ими было уничтожено, ранено или захвачено в плен более 1 млн немецких солдат и их пособников, выведено из строя свыше 4 тыс. танков и бронемашин, 65 тыс. автомобилей, 1100 самолетов, разрушено и повреждено 1600 железнодорожных мостов, пущено под откос более 20 тыс. эшелонов.

Более 184 тыс. партизан были награждены орденами и медалями СССР, а 249 удостоены звания Героя Советского Союза (командиры партизанских соединений С. А. Ковпак и А. Ф. Федоров - дважды).

4. Военнопленные. Основную массу военнопленных составляли представители вермахта и Красной Армии - основных воюющих сил. В годы войны в немецкий плен попало в общей сложности 5,7 млн красноармейцев. К началу 1945 г. 930 тыс. из них содержались в немецких лагерях для военнопленных. Около 1 млн человек были выпущены из лагерей в обмен на согласие служить в вермахте. Примерно 500 тыс. бежали из плена или были освобождены советскими войсками.

Остальные 3,3 млн (57%) погибли в плену (причем около 2 млн - до февраля 1942 г.). Основными причинами такой высокой смертности стали голод, неудовлетворительные условия размещения, бесчеловечное обращение, физическое уничтожение отдельных категорий военнопленных (комиссаров, евреев и отказывавшихся сотрудничать). На содержание одного военнопленного в день отпускалось, например, 20 г пшена и 100 г хлеба (т. е. четверть необходимого для жизни минимума калорий).

Освобожденных из плена советских военнослужащих на родине ждали новые испытания: им предстояло пройти через фильтрационные лагеря, где необходимо было убедить представителей НКВД в том, что пленение прои­зошло не в результате преднамеренного желания. Почти 155 тыс. бывших советских военнопленных были по итогам этих проверок расстреляны, несколько сотен тысяч направлены в лагеря, на этот раз советские.

В советский плен попало около 3 155 000 солдат вермахта, а также десятки тысяч румын, венгров, итальянцев. Из них не вернулись из плена примерно 35-38%. Главной причиной высокой смертности стали непривычно суровые погодные условия и интенсивный труд.

Кроме того, на советской территории временно оказались освобожденные из немецкого плена граждане других стран (например, 23 тыс. американцев и т. д.). Большинство из них было репатриировано.

Расправами над американскими и английскими солдатами и офицерами отличались японцы. Почти 24% плен­ных союзников погибли в японском плену от репрессий и болезней.

В конце войны в лагерях для немецких военнопленных на территории Германии оказались сотни тысяч солдат и офицеров вермахта. Ответственные за военные преступления предстали перед судом, остальные вернулись к мирной жизни и приняли участие в возрождении своей страны.

5. Коллаборационисты. Коллаборационизмом в той или иной степени были поражены практически все страны, территория которых оказалась полностью или частично оккупирована. Коллаборационизм имел различные разновидности: политический (сотрудничество с врагом части политической элиты), экономический (работа промышленных и сельских предприятий на нужды Германии), военный (участие в войне на стороне противника).

Во Франции, например, оформился коллаборационистский режим в Виши во главе с героем Первой мировой войны маршалом А. Петеном. В его распоряжении оказалась не только территория Южной Франции, но и весь мощный военно-морской флот страны, контроль над большинством колоний. В Норвегии после ее оккупации немцами в 1940 г. был установлен профашистский режим В. Квислинга, в Словакии - Й. Тисо.

На стороне Германии действовало более 1 млн советских граждан, в том числе до 400 тыс. на военной службе, до 70 тыс. в войсках по поддержанию порядка, 80 тыс. в восточных батальонах. Еще 183 тыс. человек работали на железной дороге в Киеве и Минске. Разными были и мотивы сотрудничества. В большинстве случаев речь шла не о политическом выборе этих людей, а о стратегии выживания. Одни, попав ранеными в плен, боялись репрессий на родине. Другие считали себя обиженными при проведении коллективизации или репрессий 30-х гг. Третьи надеялись на «национальное освобождение» своего народа.

В СССР коллаборационизм имел ряд особенностей. Практически отсутствовала его производственная форма, так как давно уже не было класса предпринимателей. Для некоторых обывателей были привлекательны отдельные мероприятия оккупационных властей: раздача земли и скота лицам, лояльным новому режиму, и др. Социальная база коллаборационизма неуклонно сужалась. Она была максимальной в первые полгода войны, когда были видны успехи немецкой армии, а население еще не ощутило на себе «нового порядка». По мере изменения ситуации на фронте намерений сотрудничать с оккупантами стало гораздо меньше.

Отношение к коллаборационистам практически во всех странах, воевавших с Тройственным пактом, было крайне враждебным. Главы коллаборационистских режимов В. Квислинг, П. Лаваль (премьер-министр коллаборационистского правительства Франции), Й. Тисо были казнены по приговорам суда. К смертной казни был приговорен и маршал Петен, которому, однако, ввиду крайне преклонного возраста (89 лет) и прошлых заслуг перед Францией смерть была заменена пожизненным заключением. В СССР за сотрудничество с врагом были приговорены к повешению командующий Русской освободительной армией генерал А. А. Власов и его ближайшее окружение. Десятки тысяч солдат этой армии были направлены в лагеря. Для всех лиц, сотрудничавших с немецкой армией и администрацией в годы войны, был отменен срок давности за совершенные ими преступления.

Размах коллаборационизма в странах Западной Европы был значительно больше, чем в Польше и СССР. Во Франции с немцами сотрудничали 800 тыс. государственных служащих, в Бельгии - до 200 тыс., в Австрии - около 550 тыс., в Норвегии - более 100 тыс., в Нидерландах - более 200 тыс. В Нидерландах после окончания войны в коллаборационизме осуждали не только тех соотечественников, которые с оружием в руках выступали на стороне врага, но и тех, кто участвовал в «совместных застольях» с оккупантами, имел в квартирах портрет Гитлера и др.

В то же время ни в одной стране коллаборационистское движение не охватило большинства населения. 6. Массовый героизм. Герои фронта и тыла, как уже отмечалось, были во всех странах, участвовавших в войне. Однако такое явление, как массовый героизм воинов и тружеников тыловых предприятий, было присуще лишь советскому народу. Героизм стал для них нормой поведения. За мужество и отвагу в годы войны защитникам Родины было вручено более 38 млн орденов и медалей. Бо­лее 11 тыс. человек стали Героями Советского Союза, свыше 2,5 тыс. человек - полными кавалерами ордена Славы трех степеней. Во время войны полки и дивизии советской армии были свыше 10 тыс. раз награждены орденами, 29 частей награждены более чем пятью орденами, 17 общевойсковых и танковых армий, 82 стрелковых, кавалерийских, танковых, механизированных и авиакорпусов удостоились звания гвардейских. 13 млн человек были участниками Всесоюзного социалистического соревнования, что составляло 84,4% от общей численности работающих.

Подвиги Матросова, Гастелло, Талалихина, других героев повторили за годы войны десятки солдат и офицеров.

Массовый героизм советских людей в войне стал одной из главных предпосылок победы.

Таким образом, сама экстремальная обстановка военных лет способствовала выдвижению героев фронта и тыла практически во всех воюющих странах. Однако лишь в СССР героизм солдат и рабочих носил массовый характер и выступал одной из главных предпосылок победы.

(По произведениям русской литературы XX века)

Яркие и живые страницы о войне создали К. Симонов, Б. Поле-вой, Ю. Бондарев, В. Гроссман и многие другие писатели.

Но среди них есть такие авторы, которые описывали не столько саму войну, сколько анализировали поведение человека на ней, глубоко проникая в механизм его поступков. Они хотели понять, почему самый обычный человек, попав в экстремальные условия, может презреть опасность и шагнуть в бессмертие. Что двигало по-ступками таких людей? Об этом я хочу поразмышлять, анализируя рассказ Федора Тендрякова «День, вытеснивший жизнь...». Он по-нравился мне тем, что война показана без прикрас, правдиво.

«День, вытеснивший жизнь...» — первый день вчерашнего шко-льника на войне.

Описывается всего один день, но он вытеснил собою всю преж-нюю жизнь, где осталась школа, экзамены, костер у реки и много счастливых дней. Поэтому рассказ так и называется.

Впереди — неизвестность, возможно, смерть. Герой Тенков ви-дел фильмы о войне, но его впечатления о ней не совпадают с тем, что он видит. Вокруг сгоревшие танки, воронки от мин и снарядов, земля, изуродованная гусеницами танков и убитые немецкие сол-даты.

Но эти солдаты не вызывают ненависти и злобы, а только «сму-щающую жалость»; «Я стоял над врагом и испытывал только брез-гливость... Но брезгливость не в душе, брезгует мое телесное нутро, а в душу просачивается незваная смущающая жалость».

Сержант Тенков вспоминает убитого на войне отца, но и после этого ненависть не закипает в нем.

Хочется верить в то, что эта жалость останется в герое, хотя война изменит и его. Она изменяет все: людей, их судьбы, характе-ры, жизнь. Никто не знает, как поведет себя человек в экстремаль-ной ситуации. Это хорошо видно на примере образов Сашки Глуха-рева и Нинкина.

Сашка, казавшийся храбрым и мужественным, оказался тру-сом, а Нинкин, бывший в жизни незаметным и невзрачным, испол-нил свой долг и погиб как герой. Но цена его жизни не сотня не-мцев, а всего лишь штыковая лопата.

Эта первая смерть надолго запомнилась главному герою рассказа. Он вспоминает ее даже после войны, хотя за долгие годы видел немало смертей, даже более героических, чем эта.;.

Подвиг — это самопожертвование. Но человек не всегда осозна-ет, что совершает великое дело — просто он не может поступить иначе, этот поступок кажется ему естественным и единственно вер-ным.

Совершить подвиг может каждый, но не все находят в себе си-лы переступить страх, как не смог Глухарев. Война изменяет психику и моральные принципы людей. В какой-то момент боя прежние ценности становятся вдруг незначительными. В этот миг перелома человек способен на все- Жизнь его отходит на второй план, и вместо нее возникает нечто большее — судьба остальных. Вот тогда и совершается подвиг. Именно это происходит с Нинкиным.

Тендряков сумел показать, как по-разному влияет на людей война, именно это — главный пафос его рассказа. Она воздействует на отношение человека к жизни, потому что является для него про-тивоестественной, вторгается в его судьбу и ломает ее.

«Война — противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Эти слова принадлежат Льву Николаевичу Тол-стому. Написаны о другой войне — 1812 года. И хотя она была то-же освободительной и справедливой для русского народа, оружие в ней было менее страшное. Но она такая же бесчеловечная и жесто-кая.

Подвиг человека — в центре внимания и другого писателя, про-шедшего фронтовыми дорогами, — Константина Воробьева.

Основная идея его повести «Убиты под Москвой» — прозрение от духовной слепоты, преодоление страха смерти.

Писатель то и дело останавливается, чтобы зафиксировать наше внимание то на согласном, молодцеватом шаге почти как на параде идущей роты, то выхватывает из безликого множества одно-два ве-селых лица, дает услышать нам чей-то звонкий мальчишеский го-лос. И тотчас сама рота — отвлеченная армейская единица — ста-новится для нас живым организмом, полноправным и полнокров-ным действующим лицом повести. Взгляд то останавливается на главном действующем лице — Алексее Ястребове, несущем в себе «какое-то неуемное, притаившееся счастье: радость этому хрупко-му утру, тому, что не застал капитана и что надо было еще идти и идти по чистому насту».

Это переполняющее героев чувство радости все больше усилива-ет открывающийся уже на первых страницах контраст, резче обо-значает два полюса — бьющей через край жизни и неизбежной — всего через несколько дней — смерти. Ведь мы-то знаем о том, что ждет их там, впереди, куда так весело они сейчас идут. Знаем сра-зу, по одному названию, уже начинающемуся с жуткого в своей не-избежности определенности слова — «убиты». Контраст становится еще резче, а ощущение надвигающейся трагедии достигает осязае-мой плотности, когда мы сталкиваемся с обескураживающей наив-ностью курсантов. Они, оказывается, в сущности, еще мальчики, надевшие военную форму и брошенные на фронт неумолимым за-коном военного времени...

Немецкие танки раздавили роту, которая храбро дралась, хотя ничего не могла сделать против них со своими бутылками и самоза-рядными винтовками. Но танки были задержаны, хотя и страшной ценой.

Первый бой, который снился Алексею Ястребову как победа под крики «Ура!», протекает совсем иначе. Взвод не кричит «Ура!», а «орет» «бессловесно и жутко», и крик этот потом переходит в вой, потому что ничего вокруг понять нельзя, чувства обостряются, и хочется хотя бы в крике слиться со всеми, почувствовать себя ча-стью всех.

Мальчишка-лейтенант к концу повести становится мужчиной. Это он подбивает танк и уходит в лес с трофейным автоматом, что-бы набрести на рассеявшихся в окружении своих.

«Он почти физически ощутил, — пишет К. Воробьев об Алексее Ястребове, — как растаяла в нем тень страха перед собственной смертью. Теперь она стояла перед ним, как дальняя и безразличная ему родня-нищенка, но рядом с нею и ближе к нему встало его дет-ство...» После того, что он пережил в ночном бою, после смерти ка-питана Рюмина, который умер у него на руках, после всего, что произошло с его ротой, ему почти все равно — и он поднимается навстречу танку. Сцена написана Константином Воробьевым с раз-рывающей душу ясностью и напряжением.

Да, русские люди совершали подвиг. Они умирали, но не сдава-лись. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчетное это дейст-вие — подвиг, а убежденность в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдает свою жизнь. Воины понимали, что они проливали свою кровь, отдавали свои жизни во имя торжества справедливости и ради жизни на земле. Наши солдаты знали, что необходимо победить это зло, эту жестокость, эту свирепую банду убийц и насильников, иначе они поработят весь мир.

Проза К. Воробьева точна, жестока и в подробностях, и в целом. Он ничего не хочет утаить, упустить. Главное достоинство его про-изведений в том, что с войны сорвана романтическая пелена. К. Во-робьев знал: если уж писать, то только правду. Неправда переходит в ложь, в надругательство над памятью погибших...

Бывшие немецкие солдаты, воевавшие под Сталинградом, 9 мая возложили венки на Мамаевом кургане погибшим русским солда-там в знак примирения и покаяния. Это дает надежду на то, что мир изменится и в нем не будет места войне, а память о подвиге останется, потому что недаром тысячи людей не щадили себя, отда-вали свои жизни за правое дело. Поэтому с огромным вниманием читаешь строки из письма Маселбека, героя повести Ч. Айтматова «Материнское поле»: «Мы не выпросили себе войну, и не мы ее за-теяли, это огромная беда для нас всех, всех людей. И мы должны проливать свою кровь, отдавать свои жизни, чтобы уничтожить это чудовище. Если мы это не сделаем, то мы не достойны будем имени Человека. Через час я иду выполнять задание Родины. Вряд ли я вернусь живым. Я иду туда, чтобы сохранить в наступлении жизнь многим моим товарищам. Я иду ради народа, ради победы, ради всего прекрасного, что есть в Человеке».

Произведения о войне открывают нам не только ее жестокую беспощадность, но и силу героизма, мужества, самоотверженности наших солдат. Они твердо знали, ради чего шли на гибель: они за-щищали Родину! А это и есть подвиг.

gastroguru © 2017