Возможность откручивания сильно закрученных гаек. Как открутить болт или гайку с сорванными гранями? Что значит «погреть» резьбу

В подарок получил новый инструмент - ручную ленточношлифовальную машинку ДИОЛД МШЛ-0.8 (на снимке этикетка, приложенная к инструменту в коробку).
В моей домашней мастерской уже есть одна подобная . Её я выбирал и покупал сам и вот уже 6 лет она исправно (хотя и не очень часто) трудится, когда требуется отшлифовать какую-то достаточно большую плоскую деревянную поверхность. Иногда применяю её и для заточки режущего инструмента - резцов, стамесок, ножей. Пока не подводила; не приходилось её разбирать, ремонтировать. Даже щётки не менял ни разу. Был лишь один случай, когда отказалась включаться. Не работал выключатель, так как в него набилось пыли. Продул машинку пылесосом и она снова заработала.

На черно-белое изображение с собаками и утками в камышах случайно наткнулся в Интернете и, хотя сам не охотник, оно мне чем-то понравилось.
Картинку скопировал, отпечатал на принтере. Изображение довольно большое, очень много совсем узких участков между пропилами, поэтому наклеил его её на лист 10-миллиметровой фанеры, а не на доску, которая в этих местах легко могла бы расколоться. Фанера же состоит из нескольких склеенных и направленных в разные стороны листов шпона и она прекрасно подходит для выпиливания самых мелких деталей.
Контуры выпилил на , предварительно насверлив в фанере отверстий для пилочки.
Выпиленную заготовку приклеил к листу обычной 4-мм фанеры, сделал рамочку, и в результате получилось вот такое "охотничье" панно.

Я уже рассказывал здесь о том, как однажды (было почти 3 года назад) нашел на берегу Кубены ствол сухостойной ольхи, притащил его домой и распилил на доски. Тогда же вырезал . (Недавно она "уехала" к новому владельцу аж во Владивосток).
Из кривой ветки примерно в то же время сделал ещё одну . Остальные досочки всё это время лежали в мастерской. Недавно проверил их и большую часть пришлось выбросить. Сказалось всё-таки, видимо, длительное пребывание древесины в воде и она не то, чтобы подгнила, а просто стала превращаться в труху.
Лишь небольшой обрезок от самого толстого конца ствола хорошо сохранился, и я решил пустить его в дело.

Эти шестиугольные шкатулки изготавливались не на заказ, а просто хотелось попробовать сделать что-то новенькое.
Каждую из реек для боковых сторон основания нужно было отпилить с обоих концов под углом не 45, как в , а 30 градусов. С помощью сделать это не так уж и сложно, если, конечно, она хорошо настроена.
У меня при отпиливании заготовок для первой шкатулки не получилось точно отпилить, и пилу пришлось подстраивать, а места распилов подгонять шлифовкой вручную. Иначе углы немножко не сходились при склейке. По этой причине крышку не стал делать с каркасом из реек, а просто выпилил из фанеры и подравнял её с уже склеенным основанием шкатулки.
Фанера при глубокой резьбе могла бы расслоиться, поэтому я лишь начертил на ней неглубокие ромбики. Аналогичную резьбу выполнил и на основании шкатулки.

Думается, что практически каждый из мужчин сталкивался хоть единожды в своей жизни с гайкой, которая ни в какую не желала отворачиваться. Сидит на своём месте, как вокруг неё не крутись. Бегаешь вокруг да около, буквально танцы с бубнами устраиваешь, а она, знай себе, посмеивается. Словно корни пустила. Знакомо? На самом деле весьма распространённая ситуация. Причиной является обычная ржавчина. А ржавчина, как мы знаем, образуется от контакта металла с влагой.

Ржавчина словно соединяет на молекулярном уровне гайку с болтом. Порой от приложенных усилий ломается болт, а гайка не отворачивается. Как выйти из такой ситуации?

Подготовка и необходимые инструменты

Прежде чем приступать к борьбе с прикипевшим соединением, нужно как следует подготовиться. Вооружившись правильными инструментами, мы быстрее открутим элемент крепления и, скорее всего, даже не повредим. Одним ключом дело явно не обойдётся. Понадобится целый набор. Более всего нам в этом деле пригодятся:

  • головки с воротком;
  • гайковерт;
  • торцовый гаечный ключ;
  • набор накидных ключей.

Приступая к работе, не следует забывать и про собственную безопасность:


Как открутить гайку смесителя, если она прикипела

Легче всего заставить прикипевшую гайку открутиться - это сбить её при помощи зубила или молотка. Можно воспользоваться болгаркой. Но в большинстве случаев такой вариант не подходит. Требуется именно открутить, чтобы впоследствии её можно было закрутить обратно. Казалось бы, ситуация безнадёжна, но это несколько не соответствует истине. Есть несколько способов, которые помогут «переупрямить» приржавевшую гайку.

Растворяем ржавчину

Многим известна такая жидкость как WD-40. В простонародье её называют «вэдэшкой». Суть этого средства в том, что оно растворяет ржавый налёт и, как следствие, снижает трение. В результате крепление постепенно начинает поддаваться.

Если этого средства под рукой не оказалось, то ему можно найти замену. Неплохо для этого подходит керосин, чистящее средство для карбюратора, бензин, а также тормозная жидкость. Помимо этого, для этих же целей подойдёт уксус, йод или спирт.

Руководство к действию:

  1. Основательно поливаем гайку жидкостью и выжидаем около тридцати минут. Как только время пройдёт, можно брать ключ и пробовать отворачивать. Если крепление не поддаётся или поддаётся, но очень туго, значит жидкость пропитала ржавчину недостаточно. Вновь смачиваем, только на этот раз кусок тряпки, и обматываем ею гайку. Так у жидкости будет больше шансов разъесть ржавчину.
  2. После такой примочки элемент крепления должен начать двигаться. Чтобы движение было более лёгким, можно немного по ней постучать молотком. А уже потом при помощи ключа можно попытаться сорвать её. Чтобы рывок был более сильным, можно удлинить ручку ключа. Подойдёт любой обрезок трубы.

Нагреваем гайку

Воздействие высоких температур приводит к расширению металлов, а соответственно, и ржавчина разрушится. После такой экзекуции любое, даже напрочь закисшее соединение, перестанет быть таким крепким. Для нагрева можно пользоваться любым тепловым источником. Можно использовать строительный фен, горелку, паяльную лампу или обычную зажигалку.

Руководство к действию:

Основательно прогреваем саму гайку и винт. После этого пытаемся ключом провернуть её. Иногда у крепления грани повреждены, что не позволяет использовать ключ. В таком случае на гайку одеваем торцевую головку и вместе с ней прогреваем. Затем воротком откручиваем.

Внимание! Нагревая, будьте предельно осторожны - легко можно обжечься.

Разрушаем гайку

Разрушить соединение можно обычным зубилом, её можно перерезать ножовкой или болгаркой, а можно и дрелью.

Руководство к действию:

  1. Ударяя молотком по зубилу, на гранях гайки делаем канавки. Удары должны быть сильными, чтобы зубило входило глубоко. От этого увеличивается внутренний диаметр. Постепенно мы разрушим элемент крепления. Такой же эффект получится, если дрелью высверлить дырки на гранях. Когда гайка будет разрушена, она без труда снимется.
  2. Намного быстрее дело будет двигаться, если срезать гайку ножовкой или электрической болгаркой. Главное, сделать распил вдоль оси.

Как видите, даже самую заржавленную гайку можно открутить (если этого сильно захотеть). Однако намного лучше не доводить ситуацию до такого результата. Лучше изначально использовать крепление, которое не подвержено коррозии. Тогда уж точно не придётся ломать голову над тем как открутить «упрямицу» и при этом не поломать её.

Каждый хозяин многократно сталкивался с проблемой откручивания заржавевших гаек. Самое простое - срубить молотком и зубилом или срезать болгаркой. Но есть случаи, когда прикипевшую гайку нужно именно открутить, к примеру, на колесе или на глушителе автомашины. Главные причины прикипания гайки - коррозия металла, в процессе которой окислы клинят соединение, попадание пыли и грязи на поверхность сопряженных деталей, которые их деформируют при усиливающемся трении.

Главные причины прикипания гайки - коррозия металла, попадание пыли и грязи на поверхность сопряженных деталей

Как открутить прикипевшую гайку на колесе

Приступая к этой нелегкой работе, нужно подготовить:

  • ключ накидной 6-гранный,
  • молоток,
  • зубило,
  • жидкость для растворения ржавчины (WD-40, керосин, солярка, перекись водорода и другие).

Вы сможете открутить гайку только в том случае, если повредите место соединения (прикипания) ржавчиной обеих деталей. «Размытая» ржавчина позволит воздействовать на нарезку, гайка провернется. Рассмотрим несколько способов откручивания гайки без срезки:

Вы сможете открутить гайку только в том случае, если повредите место соединения (прикипания) ржавчиной обеих деталей

  • 1 способ - смочите крепеж препаратом WD-40 или любым другим, обладающим высоким свойством текучести и растворения образовавшегося окисла. Подождав минут 20, пока жидкость «поработает», простучите молотком по всему периметру гайки. Шестигранником, обратно поступательными движениями начинайте ее откручивать.
  • 2 способ - смоченную гайку попробуйте вначале дозакрутить. В этом случае размягченные слои ржавчины осыпятся, осторожно обратно-поступательными движениями раскачайте гайку и начинайте откручивать.
  • 3 способ - если гайка не поддалась, можно попробовать метод обстукивания, при котором образовавшийся однородный слой ржавчины разрушается. Молотком наносите резкие, но несильные удары по боковым граням гайки, стараясь не погнуть болт. Повторяете процесс несколько раз. Удостоверяетесь, что затяжка крепежа ослаблена. После очередного смачивания препаратом, гайку можно спокойно откручивать.

  • 4 способ - если предыдущие манипуляции не принесли ожидаемого результата, придется разрушить неподатливый узел :
    • гайку можно разрубить до основания. Для этого в направлении откручивания гайки наносить сильные удары молотком по зубилу, приставленному к боковой грани гайки под углом,
    • если гайка доступна, можно распилить ее вдоль оси ножовкой по металлу или болгаркой,
    • если распилить невозможно (мало места для доступа), попробуйте гайку высверлить, применив дрель,
    • если невозможно поработать с дрелью, то хорошо заточенным зубилом прорубите канавки глубиной до 1 мм на гранях гайки. Постепенно по канавкам углубляйтесь в тело гайки. Деформированную гайку легко открутить, но придется в процессе восстановления использовать новую.
  • 5 способ - есть еще один весьма непопулярный способ, так как при неосторожном обращении можно повредить лакокрасочное покрытие машины. Известно, что металлы при нагревании расширяются и могут «сбросить» окисел. Выполнять эту работу нужно осторожно и быстро, так чтобы не нагреть болт или и все соединение, а только гайку. Для нагрева можно использовать подручные средства - от спички до паяльной лампы и кипятка. Можно применить этот способ ко всему резьбовому соединению. Для этого нужно несколько раз нагревать резьбовое соединение до +230С и остужать. Смена температуры будет способствовать разрушению окисла в витках резьбы. Смазываем любой проникающей смазкой (керосин, солярка и другие). Откручиваем гайку.

Как открутить прикипевшую гайку на глушителе

Все способы, описанные выше, подходят и для откручивания прикипевших (приржавевших) гаек на глушителе при его съеме для ремонта. Если ни один из способов откручивания не оказался эффективным, не отчаивайтесь. Старые мастера-ремонтники советуют в этом случае не спешить, нужно лишь:

  • простучать гайку, замотать (примотать) веревку или приложить мягкую ткань, заклеить скотчем и несколько дней «вкалывать» шприцом растворяющую жидкость (WD-40, керосин, антифриз и другую). Обкладочный материал должен быть все время мокрым, чтобы жидкость могла разъедать ржавчину. Через 5-6 дней снять обмотки, простучать (не повреждая) гайку. Открутится гайка легко.

Применяйте для откручивания гаек только качественный инструмент, в противном случае можно сорвать грани головки болта (гайки) и придется заменять гайку новой.

При обращении в СТО мастер чаще всего предлагает срезать старые болты с гайками и заварить намертво все соединение. Поэтому, прежде чем воспользоваться столь радикальным методом, перепробуйте все советы и способы с «отмачиванием» прикипевших гаек и их откручиванием.

Прежде чем воспользоваться радикальными методомами СТО-мастеров, перепробуйте все советы и способы с «отмачиванием» прикипевших гаек и их откручиванием

Если же пришлось ставить новое оборудование, то покупайте качественный крепеж.

Помните! Скупой заплатит дважды. Крепежные материалы должны быть нержавеющими или оцинкованными.

Не переусердствуйте, затягивайте гайки согласно рекомендациям, указанным в технической документации автомобиля. Перед установкой обязательно смажьте болты и гайки водоотталкивающими смазками: солидолом, моторным маслом, графитной или противопригарной смазкой и защитным покрытием. Этот прием удлинит срок службы крепежа и избавит вас в будущем от неприятностей при их откручивании.

  • Новости
  • Практикум

Гонка тысячелетия: зрителям намекнули, что там будет

Напомним, 1 октября в Олимпийском пройдет экстремальное автомобильное шоу в лучших традициях голливудского блокбастера. Что это будет? Интригу немного раскрывает первый официальный видеотизер грядущего мероприятия. Источник: auto.mail.ru ...

Московских таксистов будут штрафовать с помощью планшетов

Новая схема одолжна заработать до конца года. Благодаря комплексу «Мобильный инспектор», в состав которого входит планшет и мобильный принтер, время оформления нарушения должно сократиться до трех минут, сообщает Официальный портал мэра и правительства Москвы. Инспекторы МАДИ вправе составить на таксиста протокол за отсутствие в салоне информации о тарифах, визитной...

BMW удивит китайцев необычными новинками

В китайском Гуанчжоу на грядущем автосалоне мировую премьеру отпразднует седан BMW 1-й серии. О том, что баварская «единичка» обзаведется кузовом седан, стало известно еще летом, когда BMW официально объявил об этом. Причем немцы не просто дополнили хэтчбек выступающим багажником, а фактически разработали новую модель, в основе которой лежит...

Lynk CO — новая марка умных машин

Предполагается, что новая марка будет называться Lynk & CO, и под ней будут созданы автомобили, соответствующие принципу smart mobility и обладающие нулевым уровнем вредных выбросов, сообщает издание OmniAuto. В настоящее время о новой марке известно немного. Официальная презентация Lynk & CO состоится 20 октября 2016 года...

Льготные автокредиты: власти задумались о продолжении программы

Об этом в кулуарах Международного инвестиционного форума «Сочи-2016» рассказал глава минпромторга РФ Денис Мантуров, сообщает «Российская Газета». Сейчас на территории России действуют госпрограммы поддержкии обновления парка, а также льготные автокредитование и лизинг. С января по август 2016 года по этим программам было реализовано более 435 тысяч новых автомобилей, которые...

В России продолжает расти спрос на грузовики

В августе объем российского рынка новых грузовых автомобилей составил 4,7 тысячи единиц. Это сразу на 21,1% больше, чем годом ранее! При этом аналитики агентства «Автостат» отмечают, что спрос на грузовики уверенно растет пятый месяц подряд. Правда, с января по август было продано 31,3 тысячи машин - на 3,4% ниже, ...

Видео дня: электромобиль набирает 100 км/ч за 1,5 секунды

Электрический болид под названием Grimsel смог разогнаться с места до 100 км/ч за 1,513 секунды. Достижение было зафиксировано на взлетно-посадочной полосе авиационной базы в Дюбендорфе. Болид Grimsel представляет собой экспериментальный автомобиль, разработанный студентами Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета прикладных наук Люцерна. Автомобиль создан для участия...

Завод Mercedes в Подмосковье: проект одобрен

На прошлой неделе стало известно, что концерн Daimler и Минпромторг планируют подписать специальный инвестиционный контракт, который предполагает локализацию на территории России производства автомобилей Mercedes. На тот момент сообщалось, что площадкой, где планируется наладить выпуск «Мерседесов», станет Подмосковье - строящийся индустриальный парк «Есипово», который расположен в Солнечногорском районе. Также...

Парковку в Москве можно будет оплатить картой Тройка

Пластиковые карты «Тройка», использующиеся для оплаты общественного транспорта, этим летом получат полезную для автомобилистов функцию. С их помощью можно будет оплатить стоянку в зоне платной парковки. Для этого паркоматы оборудуют специальным модулем для связи с центром обработки транспортных транзакций Московского метрополитена. Система сможет проверять, достаточно ли средств на балансе...

На Ставрополье вновь разрешили пользоваться ручными радарами

Об этом рассказал начальник УГИБДД по Ставропольскому краю Алексей Сафонов, сообщает РИА Новости. Глава местной Госавтоинспекции рассказал, что за 1,5 часа работы были зафиксированы 30 нарушений скоростного режима. При этом выявляются те водители, кто превышает разрешённую скорость на 40 км/ч и выше. Одновременно Сафонов предложил ввести уголовную ответственность...

Warning : Creating default object from empty value in /var/www/www-root/data/www/сайт/wp-content/themes/avto/functions.php(249) : eval()"d code on line 2
Какие машины в 2018-2019 году чаще всех покупают в России

Какие машины в 2018-2019 году чаще всех покупают в России

Количество автомобилей на дорогах РФ постоянно растет – факт, который подтверждаются ежегодным исследованием продаж новых и поддержанных моделей. Так, исходя из результатов проведенного исследования, которое может ответить на вопрос, какие машины покупают в России, за первые два месяца 2017 года...

Какую машину выбрать женщине или девушке

Какую машину выбрать женщине или девушке

Автопроизводители выпускают сейчас огромное разнообразие автомобилей, и какие из них женские модели машин, определить удается не всегда. Современный дизайн стер границы между мужскими и женскими моделями автомобилей. И все же, есть некоторые модели, в которых женщины будут смотреться более гармонично, ...

Устройство и конструкция стойки автомобиля

Устройство и конструкция стойки автомобиля

Какой бы не был дорогой и современный автомобиль удобство и комфорт передвижения в первую очередь зависят от работы подвески на нем. Особенно остро это ощущается на отечественных дорогах. Не секрет, что самой важной частью подвески отвечающей за комфорт является амортизатор. ...

Самых дорогостоящие машины в мире

Самых дорогостоящие машины в мире

Безусловно, любой человек хотя бы один раз задавался вопросом, какая же самая дорогая машина в мире. И даже не получив ответа, мог только вообразить себе, что же представляет собой самый дорогой автомобиль в мире. Возможно, некоторые думают, что это мощный, ...

Какие машины самые безопасные

Какие машины самые безопасные

При принятии решения о приобретении автомобиля в первую очередь многие покупатели обращают внимание на эксплуатационные и технические свойства машины, ее дизайн и прочую атрибутику. При этом не все из них задумываются о безопасности будущего автомобиля. Безусловно, это печально, поскольку зачастую...

Какая машина является самым дорогим джипом в мире

Какая машина является самым дорогим джипом в мире

Все автомобили мира можно разделить по категориям, в которых будет непременный лидер. Так можно выделить самый быстрый, мощный, экономичный автомобиль. Существует огромное количество подобных классификаций, но одна всегда пользуются особым интересом – самый дорогой автомобиль в мире. В этой статье...

КАК выбрать цвет автомобиля, выбрать цвет машины.

КАК выбрать цвет автомобиля, выбрать цвет машины.

Как выбрать цвет автомобиля Не секрет, что цвет автомобиля в первую очередь влияет на безопасность дорожного движения. Более того, от цвета машины зависит и его практичность. Автомобили выпускаются всех цветов радуги и десятки ее оттенков, но как выбрать «свой» цвет? ...

Рейтинг 2018-2019: видеорегистраторы с радар детектором

Требования, которые предъявляются к дополнительному оборудованию в салоне автомобиля, растут стремительными темпами. Вплоть до того, что в салоне элементарно не хватает места для размещения всей необходимой аппаратуры. Если раньше обзору мешали только видеорегистраторы и ароматизаторы воздуха, то сегодня перечень девайсов, ...

Хиты2018-2019рейтинг кроссоверов по стоимости и качеству

Они появились в результате генетического моделирования, они синтетические, как одноразовый стаканчик, они практически бесполезные, как пекинесы, но их любят и ждут. Те, кто хочет боевую собаку, заводят себе бультерьера, кому нужна спортивная и стройная, отдают предпочтение афганским борзым, кому нужна...

Самые дешевые автомобили в мире

Самые дешевые автомобили в мире

Автомобили с низкой стоимостью всегда пользовались большим спросом среди людей с небольшим достатком. А ведь этот контингент всегда намного больше того, который может позволить себе эксклюзивные, дорогостоящие машины. Forbes: дешевые автомобили 2016 года Еще несколько лет назад весь мир считал, ...

  • Обсуждение
  • Вконтакте

Пункт первый. (Господи, пронеси!)
Бывает так, что тяжело открутить гайку. Для этого применяют всякие насадки на ключ, типа трубы, которые увеличивают плечо силы, но это весьма чревато поломкой шпильки/болта (чаще всего), срывом резьбы или граней гайки.
Чтобы открутить сильно заржавевшую гайку надо:
1) Обстучать её с боков, по плоским граням, как на рисунке. Надо стучать не очень сильно, чтобы не повредить геометрию гайки.

2) Попробовать открутить просто ключем или головкой с обычным воротком, без всеких труб и удлинителей.
Внимание! Когда откручиваете заржавевшие гайки, используйте только накидной ключ-петлю, или головку! Ни в коем случае не откручивайте их рожковым ключом или пассатижами, чревато вторым пунктом!!!
3) Смочить гайку специальным составом, помогающим откручивать: WD-40, продаётся в любом автомагазине, стоит в районе ста рублей, либо простой тормозухой. Убедитесь, что раствор проник между гайкой и резьбой! Немного погулять.
4) Теперь можно откручивать!

Пункт второй. (Ёшкин кот!)
Ну вот, к несчастью мы добрались до второго пункта! Когда или грани "слизаны" или резьба сорвана или гайка всё равно не откручивается, несмотря на ужимки и прыжки п.1. Это конечно, сложнее, но человеку всё равно по-силам! В этом случае нужно немного побольше инструмента, так что желательно это делать в гараже или на месте стоянки.
Что же, не стоит терять голову, поехали:
Когда гайка всё равно не откручивается, мы поступаем одним из следующих методов:
1) В идеале, если есть газовая сварка или газовый резак (на пропане или ацетилене) можно нагреть гайку до красного цвета, тогда она легко открутится. Самый лёгкий метод, но нужен этот самый резак, что, естественно редкость!
2) Берём зубило, прикладываем его как на рисунке и пробуем открутить гайку ударом молотка по зубилу. Если получится, то гайку придётся выкинуть и купить новую, зато профит-то, профит!

3) Берём ножовку по железу или болгарку и спиливаем гайку как на рисунке, стараясь не покалечить болт/шпильку. После этого по гайке достаточно будет легко тюкнуть молотком и она открутится вручную! Этот метод стопроцентный, если позволяет место расположения гайки.

Пункт третий. (Всё, капец!)
Самый неприятный исход при откручивании гайки, когда отломилась шпилька, на которую эта самая гайка и надевается. Это прискорбно, но не смертельно, как думают начинающие автолюбители. Я знал человека, который, заломив шпильку на помпе, продал машину за копейки. Не поступайте так, друзья, это всё решается и лечится!
В основном вся проблема только во времени. Так, если гайку открутить занимает секунд 20-30, то с заломленной шпилькой придётся повозится опытному человеку, при наличии всех нужных инструментов и деталей минут десять с перекуром (если шпилько на "удобном" месте)
В лучшем случае, если торчит достаточно резьбы шпильки, на неё можно накрутить две гайки и вывернуть её. А по закону подлости чаще бывает что шпилька ломается "под корень", в таком случае читаем далее.
Потребуется следующее:
- Дрель (шуруповёрт)
- Набор свёрл по металлу
- Метчик по диаметру шпильки
- Сама шпилька
Как правило, дрель, метчик и свёрла можно попросить у соседа, если своих нет, а шпильку придётся купить новую.
Для начала сверлим "центрующее" отверстие по осевой линии заломленной шпильки. Это самый важный этап, и самый ответственный. Прежде чем сверлить, набейте лунку по центру шпильки, что бы сверло не съехало. Просверлите маленьким свёрлышком на глубину 1-2 см. Здесь самое важное! Если съехала центровка, то везите машину в сервис, здесь без координатного станка не обойтись! Если сломали сверло в отверстии, то же самое- в сервис! В этих случаях уже реально проще отдать 300 рублей за работу профессионалов.
Ну, а в нашем случае, надеюсь, всё обойдётся без эксцессов, и мы продолжаем высверливать далее. Как только "центрующее" отверстие готово, сверлим уже на полную глубину залегания шпильки свёрлами, с диаметром, постепенно приближающимся к диаметру шпильки.
Когда отверстие готово, метчиком "прогоняем" резьбу. Вот и всё, заворачиваем шпильку и наслаждаемся!

Пара общих советов:
- При демонтаже любых деталей, при возможности всегда прогоняйте резьбу на болтах и гайках соответственно лерками или метчиками. Это избавит их от "накипи", коррозии, грязи, что продлит жизнь резьбовому соединению и облегчит последующий демонтаж. Когда прикручиваете деталь на место, обязательно смажте резьбу графитовой смазкой! Особенно на коллекторах, выпускных трубах и прочих высоко температурных объектах. Это не даст "привариться" гайкам.
- Обязательно пристёгивайтесь, помните, что нет ничего важнее и дорожи жизни и здоровья!

Буду рад критике и дополнениям!

UPD. Shajtan подсказал, что ещё для удаления сломанных шпилек существует т.н. экстрактор, который забивается в высверленное в шпильке отверстие. Его плюс - отверстие не надо точно центровать.
Бывают с резьбой или обоюдоострыми гранями. На мой взгляд с гранями получше.
Вот они.

В настоящей статье расскажем о том, как открутить прикипевшую гайку, ржавую гайку, гайку с сорванными гранями или совсем круглую. Отдельно разобраны случаи с нестандартными гайками – пластиковой и большого размера.

В материале так же описан наиболее подходящий инструмент, в т.ч. специальный инструмент, профессионально применяемый для работы с крепежом.

Материал полезен тем, кто намерен открутить крепеж коленвала двигателя, ступицы, колеса, генератора, выпускного коллектора, вариатора и на других узлах и агрегатах автомобиля, мотоцикла или другой техники.

Чем открутить гайку

Как правило, гайки откручиваются ручными слесарным инструментом – накидными или рожковыми ключами, головками с применением воротка или трещотки. Однако часто случаются и проблемные ситуации.

Как открутить гайку, когда гайка не откручивается обычным инструментом с привычным приложением сил? В этой ситуации следует из имеющегося инструмента выбрать тот, который подойдет лучше всего:

  • тонкие короткие рожковые ключи, тем более со слишком свободным (разбитым) зевом, являются худшим вариантом, от которого сразу лучше отказаться в ситуации с откручиванием ржавых прикипевших гаек (рожковые ключик приведут к сорванным граням и дальнейшим трудностям);
  • накидные ключи с удлиненной ручкой предпочтительнее рожковых, поскольку плотнее охватывают периметр гайки;
  • 6-гранный накидной ключ или головка предпочтительнее их 12-гранных версий;
  • вороток из-за простоты и прочности предпочтительнее трещотки, т.к. для последней приложение повышенных усилий может привести к повреждению механизма (особенно это касается трещоток с большим количеством зубьев, каждый из которых меньше размером и не так прочен);
  • ударный пневмогайковерт лучше справится, чем ручной инструмент;
  • в комбинации с длинным воротком или ударным пневмогайковертом лучшим решением будет головка Super Lock, в которой усилие прикладывается не к углам (граням), а к плоскостям, что исключает слизывание граней гайки;
  • усилитель момента (мультипликатор) поможет приложить к большой прикипевшей гайке усилие, недоступное при использовании только физических возможностей человека.

В какую сторону откручивать гайку

В абсолютном большинстве случаев крепеж имеет правое направление резьбы: откручивать гайку нужно против часовой стрелки (смотрим на гайку со стороны свободного резьбового конца болта или шпильки, через который необходимо согнать гайку).

Соответственно, гайку с левой резьбой откручивать по часовой стрелке.

Определяясь, в какую сторону откручивать гайку, достаточно внимательно посмотреть на крепеж:

  • сбоку виден наклон витков резьбы под малым углом – откручивать гайку в сторону, в которую «поднимается» резьба;
  • даже если резьбовая часть не видна, можно увидеть нужное направление по торцевой части гайки в месте выхода последнего витка ее внутренней резьбы.

Как открутить прикипевшую гайку

Для того, чтобы открутить прикипевшую гайку, рекомендуем выполнить несколько предварительных подготовительных операций:

  • отчистить крепеж от ржавчины и грязи металлической щеткой;
  • обстучать гайку по кругу молотком, не повредив ее грани и открытую резьбу.
Решая, как открутить прикипевшую гайку, необходимо принять во внимание несколько возможных способов, исходя из фактического состояния и доступности крепежа для инструмента, состава и параметров имеющегося инструмента, целесообразности разрушения самой гайки или резьбовой части, на которой она зафиксирована.

Возможны следующие варианты открутить прикипевшую гайку:

  • применить нагрев гайки (желательно до красна и многократно);
  • нанести в щель контакта гайки с резьбой болта (шпильки) проникающий состав (WD-40, жидкий ключ или их аналоги), выдержать время, необходимое для работы препарата (от 20 минут и более от состояния крепеже и активности средства);
  • увеличить силовое воздействие на откручивание, наростив рычаг приложения сил посредством применения удлиненного инструмента (или насадки-удлинителя на инструмент обычной длины);
  • применить специальное устройство – усилитель момента (другое название – усилитель крутящего момента, мультипликатор момента);
  • применить трубный ключ, зажав им гайку и приложив усилие в направлении откручивания;
  • зажать гайку в жестко закрепленные тиски и открутить, вращая всю деталь или агрегат, если это возможно;
  • зажать небольшие отдельные тиски и попробовать отвернуть гайку ими;
  • применить пневматический ударный гайковерт;
  • рассверлить резьбовой стержень, на котором застопорилась гайка.

Как открутить сорванную гайку

Повреждение граней (их срыв) доставляет серьезные затруднения. Основных решений в данном случае несколько:

  • использовать головку Super Lock (воздействует на плоскости, а не на грани);
  • зажать сорванную гайку в трубном ключе (в тисках, струбцине, плоскогубцах и т.п.) и открутить им;
  • забить сверху на гайку со слизанными гранями подходящую по размеру гайку большего размера, внутренний диаметр которой позволяет посадить ее в натяг, для дополнительной фиксации засверлить углубление в зоне соприкосновения гаек, вставив туда металлический стержень (обломок сверла и кусок гвоздя) как шпонку для исключения проворота) и открутить крепеж, применив инструмент по размеру гайки большего диаметра с рабочими гранями;
  • надеть гайку большего диаметра, сварить обе гайки вместе сварочным полуавтоматом (закрыв при этом резьбу шпильки или болта трубкой с подходящей толщиной стенок), открутить большую гайку вместе с приваренной малой.

Как открутить круглую гайку

Для круглых гаек, когда грани срезаны и заглажены полностью предыдущими неудачными попытками, или гайка изготовлена в таком виде изначально, так же можно применить несколько подходов:

  • посадить в натяг на нее стандартную шестигранную гайку большего диаметра и на линии их контакта засверлить отверстие и фиксирующую от проворота шпонку и открутить за большую гайку;
  • при достаточной высоте боковой поверхности использовать специальный инструмент – шпильковерт;
  • надеть на круглую гайку квадратную шайбу большой толщины (сопоставимой с высотой гайки), разрезанную с одной стороны и с внутренним диаметром шайбы точно соответствующим наружному диаметру круглой гайки, зажать гайку трубным ключом или тисками, поддаваясь сжатию гайка в разрезе будет выбирать зазор до плотного охвата поверхности круглой гайки, открутить крепеж.
В последнем способе подобрать шайбу из имеющего запаса вероятность мала, поэтому ее проще изготовить самостоятельно из подходящего куска металла.

Как открутить гайку с ее нагревом

Нагревание гайки часто является доступным, простым и эффективным способом. При нагреве металла резьбовая поверхность гайки раздается, несколько разрушается коррозионное сцепление и ослабевает прихват к резьбе болта или шпильки.

Для нагрева можно использовать любой подходящий источник тепла: спички, восковую свечу, зажигалку, горелку от газового баллончика, паяльную лампу, газовый резак (осторожно, на достаточном расстоянии, чтобы не заплавить крепеж) и т.п.

Если есть возможность, то разогревать гайку лучше докрасна и открутить. Если с первого раза не получилось, то нагрев следует повторить несколько раз. Особенно это актуально может быть для гаек, посаженных на специальное средство – фиксатор резьбы.

Как открутить гайку с отмачиванием

Ослабевание прихвата крепежа с отмачиванием является дальнейшим развитием относительно быстрого (20 минут или немногим более) применения специальных проникающих составов.

Резьбовая часть гайки как правило не отличается большой высотой, поэтому при наличии достаточного времени длительного погружения в проникающий или химически активный по отношению к ржавчине состав является результативным решением.

Основных подходов два:

  • обильно смочить ржавый крепеж в зоне резьбы активным средством, обмотать доступный резьбовой хвостовик болта или шпильки в зоне гайки смоченной в этом средстве ветошью или положить ее сверху на торец (если хвостовик не выступает за плоскость гайки), закрыть целлофаном или резиной и обмотать;
  • погрузить крепеж в химию полностью.
Следует следить за тем, чтобы проникновение активного состава происходило строго по вертикали сверху вниз.

В качестве химии могут применяться:

  • проникающие составы, помимо упомянутых ранее WD-40 и средства «Жидкий ключ», могут быть использованы керосин, бензин, очиститель карбюратора, размораживатель замков и другие;
  • преобразователь ржавчины;
  • химически активные по отношению к ржавчине составы – столовый уксус, йод, спирт, кока-кола и т.п.

Как открутить большую гайку

Для больших гаек могут быть эффективны 6 основных способов:

  • применить специальный инструмент, который предназначен для ремонта и обслуживания сельхозтехники, тракторной и специальной техники – усилитель момента (иные названия – усилитель крутящего момента, мультипликатор момента);
  • использовать соответствующий размеру гайки ключ с длинной рукояткой или головку с длинным воротком (при необходимости, использовать специальный удлинитель или надеть трубу подходящего размера на вращаемый внешний конец;
  • при отсутствии подходящего по размеру ключа или головки вырезать в прочной металлической полосе выемку с одного края строго по расстоянию параллельных граней гайки, создав тем самым индивидуальный ключ для большой гайки;
  • использовать зубило и молоток для ударов в грани гайки по направлению откручивания;
  • приварить электросваркой к большой гайке металлический прут (как вариант - уголок, швеллер или другой профиль) в качестве Т-образной или Г-образной рукоятки, за которую произвести откручивание;
  • если резьбовой конец болта или шпильки не выступает за наружную поверхность гайки, то можно с этой стороны высверлить в большой гайке 2 углубления, затем на таком же расстоянии высверлить 2 отверстия в полосе толстого металла (уголке или другом профиле), совместить отверстия и вставить в них металлические стержни, приложить усилие для откручивания (стержни сработают как шпонки на срез, передавая крутящий момент гайке).
Последние 2 способа можно совместить: приварить сваркой к наружной верхней плоскости большой гайки металлический профиль с плоской поверхностью, дополнительно засверлить пару отверстий и вставить плотные по размеру металлические стержни, которые будут работать как шпонки на срез при приложении усилий. Это существенно усилит сварное соединение.

Решая, как открутить большую гайку, надо исходить из необходимости соблюдения целостности гайки.

Как открутить пластиковую гайку

Пластиковые гайки, как правило, отличаются по форме и размерам рабочих поверхностей от обычных металлических гаек. Податливость материала ограничивает, хотя и не всегда исключает, применение инструмента, сжимающего с двух сторон (трубного ключа, тисков и т.п.) – нужен по возможности охват большей части периметра.

Открутить пластиковую гайку можно:

  • специальным ключом заводского изготовления, рабочая поверхность которого повторяет профиль периметра гайки;
  • самостоятельно изготовленным ключом;
  • съемником для масляных автомобильных фильтров, которые крепко охватывают окружность стальной лентой или несколькими металлическими лапками (сильнее прикладываемое усилие – сильнее охват);
  • прижать к выступам пластиковой гайки деревянные брусочки и двух противоположных сторон и вдвоем одновременно ударять молотками в направлении откручивания;
  • при небольшом диаметре – плоскогубцами с широким раскрытием;
  • трубным (газовым) ключом.
Если штатный ключ утерян, то несложно изготовить ключ своими руками из не самого труднообрабатываемого металла (стали или алюминия) или плотного пластика. Сначала разумнее из картона изготовить шаблон, проверить плотность посадки на пластиковую гайку, после чего перенести контур на подходящий кусок листового материала и вырезать с учетом ручки.

Как открутить гайку в труднодоступном месте

Для работы с труднодоступным крепежом используется специальный инструмент:

  • ключ или трещотка с короткой рукояткой;
  • трещотка с большим количеством зубьев в механизме (дает малый угол поворота, что актуально в стесненных условиях);
  • удлинители к головкам;
  • гибкие приводы для головок.
Решая, как открутить гайку в труднодоступном месте, нужно прежде всего найти подходящий инструмент – приобрести или попросить на время.

Как открутить гайку с ее разрушением или повреждением

В наиболее безнадежных случаях, когда все доступные способы и инструменты не дали результата, крепление остается разъединить разрушением крепежа:

  • надставляя зубило к граням гайки, ударять молотком по нему в направлении откручивания;
  • спилить крепеж электроинструментом с отрезным кругом;
  • спилить ручной ножовкой по металлу;
  • разрушить гайку сверлением многочисленных отверстий;
  • разрубить гайку зубилом и молотком (легче – после предварительного сверления отверстий);
  • применить специально созданный для этого инструмент - гайколом;
  • надеть гайку большего размера, сварить обе гайки вместе по периметру сварочным полуавтоматом (закрыв при этом резьбовую часть болта или шпильки трубкой с достаточной толщиной стенок для исключения сваривания в одно целое), открутить ключом за большую гайку.

Заключение

Решая, как открутить гайку, весьма разумно сразу использовать подходящий эффективный инструмент и выполнить предварительную подготовку с учетом состояния крепежа. Неподготовленное применение грубой силы неподходящим инструментом с высокой долей вероятности может привести к повреждению граней гайки, поломке шпильки или инструмента.

Перед тем, как открутить гайку, стоит очистить резьбовую часть шпильки или болта, применить проникающий состав и только после этого прикладывать усилия. С учетом описанных в настоящей статье приемов даже самые трудные случаи могут завершиться положительным исходом, если на подготовку потратить некоторое дополнительное время.

Вернувшись к настоящей статье тогда, когда это будет нужно, можно найти необходимую подсказку в ответе на вопрос, как открутить гайку коленвала двигателя, ступицы, колеса, генератора, выпускного коллектора, вариатора и на других узлах и агрегатах.

gastroguru © 2017