Устройство столярной мастерской. Домашняя мастерская – как ее правильно организовать и обустроить? Обустройство слесарной мастерской своими руками

В арсенале любого домашнего мастера найдется множество инструментов, приборов, механизмов и устройств, а также уйма различных важных мелочей. И все их необходимо где-то хранить. Бывает так, что полезных в хозяйстве вещей оказывается слишком много, и тогда одной полочки в прихожей или даже специального кейса становится недостаточно для того, чтобы вместить всё нужное. Тогда остается один выход: оборудовать мастерскую, в которой можно не только спокойно разместить имеющийся инструментарий, но и создать себе удобное рабочее место.

Первый вопрос, который возникнет у хозяина дачного участка, скорее всего, будет сформулирован следующим образом: что проще — выделить под мастерскую уже имеющееся помещение в доме или сарае, или возвести новое строение? Специалисты советуют выбрать второй вариант. В этом случае вы сможете сделать постройку нужного размера; вам не придется работать в тесноте и дискомфорте, у вас будет достаточно места для хранения заготовок, инструментов, материалов и готовых изделий. Еще одним немаловажным фактором является то, что мастерская, расположенная в пристройке к дому, неизбежно станет вызывать нарекания у других членов семьи: они будут жаловаться на производимый вами шум, а также на образующуюся грязь и разносимый по другим помещениям мусор. Сарай тоже считается не самым лучшим строением для размещения в нем мастерской. Обусловлено это тем, что для обеспечения нормальных условий работы необходимо хорошее освещение, качественное отопление, плотно закрывающиеся окна и двери, и, самое главное, надежный фундамент, на который можно смело поставить напольный станок. Как правило, при постройке сарая все вышеперечисленные технические требования не соблюдаются.

Итак, вы решили построить мастерскую у себя на территории в виде отдельно стоящего здания. Необходимо выбрать подходящее место: такое, куда можно будет легко пройти в любое время года, не потратив много сил на расчистку дороги. Очень важно, чтобы площадка под постройку находилась на открытом участке . Как уже говорилось ранее, для качественной работы вам понадобится хорошее освещение. А уж естественный свет всегда предпочтительней искусственного. Летом в течение дня можно будет работать без осветительных приборов, что весьма полезно для зрения и экономнее с точки зрения расхода электроэнергии. Вторым, не менее серьезным фактором, считается удаленность данного строения от жилого дома . Издаваемые во время работы различные звуки и шумы будут мешать домочадцам отдыхать. Третье условие удачного расположения мастерской — не строить ее в низине . Стекающая вода, застаивающаяся и подтапливающая строение, будет способствовать быстрому ее разрушению. Она также может стать причиной возникновения аварийных ситуаций. Если у вас нет другого выхода, и разместить постройку в другом месте нет никакой возможности, то следует предусмотреть создание высокого фундамента с обязательной гидроизоляцией.

Постройка мастерской потребует от вас создания чертежа, в котором нужно будет предусмотреть множество различных нюансов. Например, следует заранее определиться с теми видами работ, которыми вы планируете заниматься: столярные, слесарные… Ведь вам необходимо приобрести и установить оборудование определенного типа — как основное, так и дополнительное. Для этого понадобится свободная площадь. Не забывайте также об инструментах, которые нужно будет расположить в удобном месте. Еще у каждого хозяина найдется несметное количество крепежей, метизов и иных мелких элементов и деталей, которые тоже придется где-то хранить. Для них следует приготовить крючки, полки, стеллажи, удобные шкафчики.

Основное место работы домашнего мастера — верстак, причем, столярный и слесарный существенно отличаются друг от друга. Поэтому в некоторых случаях предусматривают наличие сразу двух верстаков. Если вы планируете использовать длинномерные или большие по размеру материалы вроде досок или прутка, то для них нужно будет сделать отдельный стеллаж не менее 6000 мм длиной и 600 мм шириной.

Тщательно продумайте систему обогрева мастерской. Оптимальный вариант — стандартные батареи, которые можно подключить к центральному отоплению.

Не забывайте также про не самые существенные, но всё же важные детали: умывальник, удобный стул для работы и вешалку — их тоже нужно будет куда-то поставить.

Только после того, как вы тщательно продумали все детали и нюансы, можно приступать к прорисовке плана-схемы с указанием необходимых размеров. Чтобы рассчитать примерные габариты будущего строения, следует взять сумму площадей всех предполагаемых объектов и умножить их на коэффициент 1.6 — 2.1. Этот способ является хоть и не самым наглядным, но зато позволяет получить довольно точные расчеты по обеспечению свободного места для перемещения между станками и иными объектами, расположенными в мастерской, а также для комфортной работы. Не забудьте сделать поправку на толщину обшивки стен. Тип кровли и высоту потолков принято проектировать по своему усмотрению; здесь нет четких рекомендаций.

Лучше всего запланировать в мастерской наличие двух помещений: подсобного и рабочего. В первом можно расположить вешалку, шкафчики для разных полезных мелочей, небольшой столик, стул, умывальник. Второе помещение — рабочее — должно отделяться от улицы подсобкой. Двери следует располагать одну напротив другой, чтобы вы могли без труда внести внутрь крупногабаритные или длинные стройматериалы. Полку для их хранения надо поместить прямо напротив входа.

Вентиляцию желательно сделать не приточно-вытяжную, а принудительную. Осветительные приборы должны быть предусмотрены как общие, так и локальные (соответствующие определенному рабочему месту). Все станки и розетки нужно обязательно заземлить, и каждый станок подключить к отдельной розетке.

После того, как вы создали подробный чертеж, можно приступать к строительству мастерской. Порядок работ выглядит следующим образом: сначала наносится разметка по всему периметру планируемого строения. Под фундамент выкапывается траншея глубиной 600-800 мм, в нее устанавливается опалубка. На дно засыпается песчано-гравийная подушка и тщательно утрамбовывается. При помощи железных прутьев проводится армирование фундамента, затем вся конструкция заливается бетонной смесью. Над поверхностью созданное основание должно возвышаться не менее чем на 200 мм. Следующий этап — возведение деревянного каркаса. Делается он после полного застывания бетона. Далее необходимо оборудовать пол, и лучше всего сделать его многослойным. Как вариант: укладывается песок слоем 35-55 мм, сверху на него — толь, а потом настил из досок (либо бетон). После этого приступаем к внутреннему обустройству мастерской: пропитываем дерево специальными антибактериальными и антипиреновыми составами, подводим коммуникации, делаем их разводку строго по чертежу. После этого уже можно монтировать оборудование и пользоваться мастерской.

По информации PRO Недвижимость

Обустройство домашней мастерской необходимо для организации правильного хранения инструментов и материалов. Многие из них производят много шума и пыли во время работы, поэтому, чтобы обезопасить жилое пространство и спокойно работать, не мешая окружающим, понадобится отдельное помещение.

Обустройство начинается с выбора подходящего помещения и его подготовки, после этого закупается необходимый инструмент.

Как оборудовать

В первую очередь необходимо подобрать подходящее для обустройства место. Минимальная площадь территории под мастерскую составляет 3-6 м2. Но при расчете вам стоит учитывать характер работ, которые будут выполняться, тип материалов и количество инструмента. Рассчитайте предварительно, какие из инструментов вам нужны для работы в первую очередь и прибавьте к их габаритам 0,3-0,5 м свободного пространства для перемещения. Также учитывайте необходимость хранения материалов, если вы работаете с досками, при расчете учитывайте площадь под их хранение. Хорошим решением будет составить план и на нем приблизительно разметить расположение самых крупных предметов.

Пространство мастерской должно быть разделено на следующие зоны:

  • место для крупного инструмента вблизи от источников питания
  • участок для хранения материалов
  • стеллажи для мелких деталей и инструментов
  • место для размещения готовых изделий
  • шкаф для рабочей одежды
  • контейнер для отходов и место для размещения инвентаря для уборки.

Если вы планируете обустроить мастерскую в квартире и у вас нет отдельной комнаты под такое помещение, вот несколько идей для расположения:

  • лоджия или балкон
  • кладовая
  • прихожая
  • под лестничным пролетом первого этажа в подъезде
  • на чердаке
  • в подвале дома.

Стоит учитывать, если вы планируете размещать мастерскую в местах общего пользования многоквартирного дома, к которым относится подвал, подъезд и чердак, необходимо согласовать этот вопрос с жильцами дома и органами местного самоуправления. Для этого организовывается собрание жильцов дома в присутствии счетной комиссии. Если более 50% голосов будет в вашу пользу, результаты передаются в органы местного самоуправления, где вам выдадут разрешение. Отказать в выдаче разрешений могут в случае, если помещения не пригодны для оборудования частных мастерских по причине расположения инженерных коммуникаций.

В обустройстве подобного помещения на частном участке меньше сложностей с выбором. Вы можете переоборудовать под домашнюю мастерскую летнюю кухню, мансарду, гараж. Либо можно сделать такую постройку с нуля.

Изоляция и вытяжка

Для оптимизации отопления в помещении, защиты от повышенной влажности, а также изоляции шума, который производят станки во время работы, стоит подумать о прокладке дополнительного изолирующего слоя на стенах. Для этого используется пенополистирол или каркас из гипсокартона, заполненный стекловатой.

Для монтажа необходимо очистить и прогрунтовать стены. Если вы используете плиты пенополистирола, его можно закрепить на специальный клей. Или же сделайте каркас из деревянных или металлических реек с отступом от стен на ширину плиты. После установки каркаса просто поместите в зазор плиты. Под каркас также можно проложить стекловату, после чего изоляция зашивается гипсокартоном или вагонкой. Если в помещении не подведено отопление, вы можете использовать обогреватели.

Также позаботьтесь о наличии вытяжки. Если вы планируете работать с лакокрасочными изделиями, деревом или другими материалами, способными выделять много пыли или вредных испарений, в мастерской должна быть не просто вентиляция, а полноценная вытяжка.

Электрификация

Важным моментом для комфорта и безопасности работы является монтаж правильного освещения. В помещении должно быть два типа осветительных систем. Первая — это рассеянный свет под потолком, который освещает всю площадь помещения. Вторая — направленный свет над рабочей областью. Лучшим решением будет использование светодиодов, закрепленных на ленту. Это позволит вам покрыть большую площадь мастерской осветительными приборами, и они не будут отбрасывать тень. При этом светодиоды не вырабатывают тепла и обеспечивают безопасное для глаз свечение.

При электрификации позаботьтесь о достаточном количестве розеток. Для этого посчитайте количество крупных станков и потребляемую ими мощность.

Безопасность

Если вы планируете работать с пожароопасными материалами, позаботьтесь о наличии огнетушителя в помещении. Также разместите на доступном месте аптечку.

Стеллажи и полки

Для удобного размещения инструментов и мелких принадлежностей необходимо оборудовать помещение стеллажами и полками. Для хранения больших предметов стоит предусмотреть стеллажи без дверок. Также можно использовать навесные полки, которые крепятся к потолку. Для размещения мелких деталей предусмотрите ящики. Хорошим решением станет рабочий стенд, который можно сделать своими руками. Для его изготовления понадобится деревянный щит, на котором размещаются элементы крепления. Это могут быть крючки или обычные гвозди. На них можно закрепить ключи, отвертки, молотки, дрели, лобзики и другой мелкий инвентарь.

Инструменты

Оборудование для домашней мастерской должно быть компактным и простым в обращении. Но при этом не должна страдать его функциональность.

Станок по дереву

Для выполнения единичных изделий и мини-производства подойдут распиловочные станки мощностью до 1,5 кВт. Такое оборудование используется для поперечного и продольного распила древесины. Если вы купите дополнительные режущие элементы, можно будет использовать оборудование для работы с металлом и пластиком.

При покупке учитывайте:

  • максимальный диаметр диска. Выбирается в соответствии материалам, с которыми вы планируете работать
  • возможность наклона диска для работы в разных плоскостях.

Фрезерный станок

Оборудование используется для изготовления профилей, формирования фасок, пазов и рельефа на деталях. В продаже вы можете найти ручные или настольный модели мощностью 100-750 Вт, именно они подойдут для домашней мастерской.

При покупке учитывайте:

Сверлильный станок

Если при работе с материалами вам нужно делать ровные отверстия заданного диаметра, вам не обойтись без сверлильного станка. Если требований к качеству отверстий не так много, можно сэкономить и воспользоваться обычной дрелью.

Для оснащения домашней мастерской подойдут вертикальные сверлильные станки мощностью до 750 Вт, которые размещаются на столе.

Что учесть при покупке:

  • переключение скоростей вращения
  • регулировка рабочей платформы
  • наличие щитка, защищающего от стружки.

Токарный станок

При помощи такого оборудования можно вырезать из заготовки фигурные и цилиндрические детали, задавать им нужный диаметр. Также на токарном станке можно точить инструменты, шлифовать детали, делать резку.

Что учесть при покупке:

  • для штучных и мини-производств достаточно оборудования мощностью 350-750 Вт
  • учитывайте габариты, чем меньше по размерам оборудование, тем более мелкие детали можно на нем изготавливать
  • скорость вращения рабочих элементов. Чем выше скорость вращения, тем качественней будет готовая деталь.

Фуговальный станок

Используется для шлифовки изделий, а также для подгонки их до нужного размера. Для домашних мастерских подойдет однофазная модель от 220 В.

Что учесть при покупке:

  • наклон, размер и возможность регулировки стола
  • наличие ножей для рейсмуса
  • дополнительные возможности (подключение пылесоса, элементы защиты).

Лазерный станок

Используется для нанесения гравировки на камень, металл, стекло и другие деликатные материалы, а также для точной резки деталей.

Для домашней мастерской подойдет оборудование с общей площадью рабочей зоны 30х50см или 90х170 см, мощность может быть до 80 Вт.

Что учесть при покупке:

  • площадь рабочего поля
  • мощность (чем она выше, тем большая глубина гравировки)
  • мощность лазерной трубки, от которой зависит скорость работы.

Станки с ЧПУ

Это комбинированное оборудование, которое позволяет выполнять различные виды работ. Станки оснащены компьютеризированной системой управления и элементами станочной оснастки. Для оснащения домашней мастерской большой популярностью пользуются фрезерные, гравировальные, токарные и прессовочные станки с ЧПУ. Такое оборудование требует минимум участия в работе, позволяет задавать параметры высокой точности, при этом во время работы остается минимум отходов.

Что учесть при покупке:

  • с каким материалом вы планируете работать. От этого зависит тип материала, из которого будет изготовлена станина оборудования;
  • площадь рабочей зоны
  • количество насадок для обработки
  • легкость обращения с программным обеспечением.

Ленточные пилы

Используются для быстрого распила дерева, пластика, стружечных плит и других мягких материалов. Позволяют делать прямые, фигурные и косые распилы.

Преимущество такого оборудования перед обычным лобзиком или дисковой пилой заключается в более низком энергопотреблении, точности во время резки и высокой безопасности, так как заготовку не нужно держать руками. Для домашнего использования достаточно оборудования мощностью от 350 Вт до 1 кВт.

Что учесть при покупке:

  • глубина пропила
  • возможность выбора скоростей
  • дополнительные функции (быстрая натяжка полотна, количество упоров, наклон стола, дополнительная подсветка).

Примеры

Для организации домашней мастерской не требуется много средств, достаточно проявить фантазию, разделить помещение на зоны и разместить все на отведенных местах, это отразится и на процессе работы, и на ее результатах.

С перечнем необходимых инструментов, примером панировки и запасом идей для выбора подходящего помещения организация домашней мастерской станет простым и приятным занятием. Большинство работ можно делать своими руками, в том числе и различные стеллажи, шкафчики и подставки. Вы оцените собственную зону для работы, где все под рукой и сделано с учетом особенности вашей деятельности.


У людей, вплотную занимающихся домашним хозяйством, существует практически всегда. И если вы не знаете, как построить или выбрать помещение для этого объекта, как его распланировать, и что в первую очередь разместить внутри него – прочтите данную статью до конца.

Как выбрать помещение для столярки

Создавая столярную мастерскую в пределах собственного загородного участка, неплохо позаботиться о том, чтобы она была максимально удалена от жилых помещений. Это позволит сберечь покой остальных членов вашей семьи и не помешает вашим гостям наслаждаться безмятежным отдыхом.

Идеальным помещением для устройства столярной мастерской станет отдельный сарай, гараж или специально построенное помещение. Можно продумать вариант, в котором столярная мастерская разместится в строительном блок-контейнере (для мастерской вполне подойдет изделие, бывшее в употреблении, так как новые блок-контейнеры стоят достаточно дорого). Площадь блок-контейнера – немногим более 14-ти м². Поэтому в его полезном пространстве вполне поместится не только верстак и полка с инструментами, но даже несколько небольших столярных станков. В нем останется достаточно места для хранения древесины и для организации небольшого малярного участка.

Вариант с блок-контейнером можно рассмотреть при достаточно серьезном подходе к обустройству мастерской и при серьезных намерениях, связанных с объемом выполняемых здесь работ. Если же ваша столярно-плотницкая деятельность будет иметь скромные масштабы, то альтернатива в виде пустующего гаража или сарая вполне способна удовлетворить ваши потребности.

Для того, чтобы домашняя мастерская соответствовала минимальным требованиям комфорта и безопасности, ее площадь должна быть не менее 6…10-ти м² (все зависит от количества оборудования, которое вы планируете разместить в мастерской). Это следует учитывать в том случае, если собираетесь строить специальное помещение для мастерской. Если под мастерскую планируется приспособить уже существующую постройку подходящих размеров, тогда используйте ее. Маленькая столярная мастерская может оказаться вполне удобной. Н а шести квадратах можно разместить не только основной инструмент столяра – столярный верстак, но и пару наиболее востребованных станков: заточной станок для инструмента, а также сверлильный – для обработки древесины и т.п. А 40-50 кв.м. - это уже практически цех.

Вот что пишет о размерах столярной мастерской постоянный пользователь FORUMHOUSE.

AlekX участник FORUMHOUSE,
Москва.

10 квадратов хватит... Расставить и приемлемо работать – от 25 квадратов, комфортно и вальяжно переходить с сигарой от станка к станку – от 40-50 кв.м.

А вот фотография внутреннего пространства его мастерской, имеющей размер 11 м².

Основные требования, предъявляемые к мастерской столяра

Недостаточно понять, как построить столярную мастерскую или как подобрать подходящее помещение. При обустройстве столярной мастерской необходимо помнить о пяти важных факторах, наличие которых гарантирует удобство и безопасность во время работы внутри будущего помещения:

  • противопожарная безопасность;
  • эффективная звукоизоляция;
  • качественное освещение;
  • исправная вентиляция;
  • ​эффективное и безопасное отопление.

Поговорим обо всем этом более подробно.

Противопожарная безопасность

Для обеспечения противопожарной безопасности помещение мастерской должно иметь заземление. Все станки и оборудование следует подключать к общему заземляющему контуру. Порошковый огнетушитель, являющийся обязательным элементом столярной мастерской, необходимо установить в хорошо доступном месте. Огнетушитель должен соответствовать классу АВС (для тушения любых воспламеняющихся материалов и электрического оборудования) и иметь вместительность 4,5 кг (10 фунтов). Емкость с песком, оборудованная средствами пожаротушения и установленная возле входа в мастерскую, даст вам дополнительную гарантию безопасности.

Звукоизоляция

Если столярная мастерская расположена вблизи жилого помещения, звукоизоляция в ней имеет большое значение. Для ее обеспечения можно использовать стандартные средства, заключающиеся в применении специальных отделочных материалов, оконных стеклопакетов и дверных конструкций.

Освещение

Хорошее освещение – это половина успеха вашей столярной мастерской! Это не только комфорт для ваших глаз, но еще и необходимое условие безопасности труда. Ведь в условиях недостаточной видимости травмы при работе с электрическим и другим деревообрабатывающим инструментом случаются гораздо чаще. И для чтобы их избежать, кроме общего освещения в мастерской, необходимо использовать дополнительную подсветку рабочего места (станка, верстака и т. д.).

При работе вдали от естественного освещения лучше пользоваться комбинацией осветительных приборов разного спектра. Неоновые лампы дневного света – для общего освещения и лампы накаливания – для дополнительной подсветки рабочего места. Как утверждают медики, использование однотипных осветительных приборов не всегда хорошо отражается на состоянии органов зрения.

Столярка в гараже своими руками.

Электрический кабель, который вы проведете в мастерскую для подключения электрооборудования и осветительных приборов, должен иметь подходящее сечение, рассчитанное на большие нагрузки. Проводку следует укладывать в металлические короба или трубы, помогающие предотвратить пожар в случае короткого замыкания.

Вентиляция

Даже самая простая принудительная вентиляция, установленная в столярной мастерской, сделает вашу работу намного комфортнее и безопаснее. Благодаря вентиляции вам не придется вдыхать древесную пыль, способную вызвать раздражение дыхательных путей и даже их заболевания.

Если в мастерской планируется устанавливать деревообрабатывающие станки, то установка подходящего стружкоотсоса – это вопрос, который требует обязательного решения. В противном случае в помещении всегда будет царить беспорядок, а все усилия, направленные на то, чтобы обеспечить противопожарную безопасность, не возымеют должного эффекта. Ведь древесная пыль, рассеянная в воздухе в большом количестве, способна от малейшей искры воспламеняться подобно пороху.

Отопление

Если в будущей мастерской вы планируете работать круглый год, то обогрев помещения – это вопрос, к которому следует подойти очень серьезно. Теплый воздух, находящийся в помещении мастерской, будет благоприятно сказываться на вашем самочувствии, работоспособности и на состоянии электроинструмента. И только в таких условиях древесина способна сохранять свои самые лучшие качества.

Подключать подобное помещение к централизованному отоплению не имеет смысла (за редким исключением). Поэтому установка масляного обогревателя будет считаться вполне достойным выходом из положения. В качестве альтернативы можно использовать тепловые вентиляторы или более современные инфракрасные обогреватели. Эти приборы быстро обогреют небольшое помещение и при хорошей теплоизоляции помещения создадут внутри мастерской уютный микроклимат.

Планировка столярной мастерской

Если перед созданием помещения для столярной мастерской вы учли минимальные требования, касающиеся внутренней площади объекта, то вам обязательно хватит места для организации его основных зон:

    место под станки;

    место под верстак и сборочный стол;

    стеллажи (полки) для инструмента;

    пространство (угол), где хранится инвентарь для уборки мастерской;

    емкость для отходов и мусора (деревянный ящик и т.п.);

    навесные приспособления для хранения ножовок, рулеток и другого инструмента;

    вешалка (шкаф) для спецодежды;

    навесные шкафчики для мелкого инструмента, крепежей и других деталей;

    место для хранения древесины и готовых изделий.

Сборочный стол, как и верстак, является обязательным элементом при планировке столярной мастерской. Вот что об этом думает один из участников нашего форума.

Юзеф участник FORUMHOUSE

Сборочный стол – обязательно. Самый простой – один лист ДСП распустить пополам (согласно планировке – вдоль или поперёк) и сложить две толщины (скрепить шурупами).

Крупногабаритные предметы и оборудование желательно монтировать на стены или устанавливать возле них. Это позволит освободить часть внутреннего пространства для более свободного перемещения. Для того чтобы вычислить минимальную площадь свободного пространства возле станка или верстака, необходимо площадь, занимаемую этим устройством, умножить на 2. Инструменты и оборудование, используемые совместно, должны находиться рядом друг с другом.

В целях экономии свободного пространства в мастерских некоторые их владельцы прибегают к маленьким хитростям: они сооружают удобные откидные верстаки. Рабочая поверхность такого устройства крепится на стену, а его отвинчивающиеся ножки хранятся в любом удобном для этого месте. На нижней поверхности верстака можно легко изготовить крепления для хранения самого разнообразного инструмента.

Вот какую планировку мастерской предлагает пользователь Sitnikoff.

Прикинул в Visio расстановку на живую, пока без точных размеров станков и оборудования для варианта 5,6*6,2м. Влезает все и даже больше.

Помещение, изображенное на схеме, обладает внушительными размерами, и не каждый может себе такие габариты позволить. Общая концепция расстановки оборудования и принадлежностей, изображенная на рисунке, будет понятна всем заинтересованным.

А вот более подробная информация о предлагаемом проекте. В ней каждый может найти для себя что-то полезное. Вы узнаете, из чего сделать пол в столярной мастерской, из чего построить стены, каким будет фундамент и т.п.

Sitnikoff участник FORUMHOUSE

Пока напишу о конструкции строения для столярной мастерской:

    Строение – каркас из доски 150х50 мм. ВШД 2,8м х 5,6 х 6,2. Высота чердака – 1,2 м.

    Строить на ленточном фундаменте мелкого заглубления.

    Утеплитель – минвата или базальт толщиной 150 мм.

    Обшить снаружи и изнутри плитой ОСБ.

    Снаружи по плите обшивка – вагонка.

    Полы – бетон, затем ЭППС (50мм), теплый водяной пол в бетонной стяжке.

    Полы – керамическая плитка.

    Отопление от печи (не знаю – купить металлическую или поставить маленькую голландку), возможно подключение к трассе теплого пола, идущего из дома в баню.

    Крыша чердака будет утеплена также, как и стены, поскольку потолка не будет (вдруг чего придется подвесить или разместить в пределах досягаемости), т. е в мастерской планирую купол.

    Покрытие крыши – металлочерепица (тем более, что некоторый запас после дома и бани остался).

    Дверь – металлическая двустворчатая утепленная шириной 120 см (80 + 40).

    Окна – пластиковые стеклопакеты размером 150 х 60 см под потолком – 6 шт.

    Окно напротив двери 100х150 см – 1 шт.

    Не исключаю наличие мансардных окон в потолке (хочу света) – 4 шт.

    Электрооборудование – 220 В в пластиковых коробах.

    Система пылеудаления и вентиляции (наверное, по помещению придется раскинуть несколько коробов для подключения инструмента к системе пылеудаления).

Основные правила по организации пространства в мастерской

    К каждому станку, верстаку и другому оборудованию должен иметься свободный доступ, организуемый с трех сторон.

    Свободное пространство мастерской должно преобладать в количественном соотношении над пространством, занятым под станки, шкафы и другие предметы.

    Пол в мастерской должен быть ровным и сухим, а на его поверхность ни в коем случае нельзя стелить скользкие материалы.

    Контейнер для мусора должен иметь 2 отделения (первое – для хранения древесных отходов, второе – для хранения прочего мусора).

    Небольшой запас питьевой воды так же, как и полностью укомплектованную медицинскую аптечку, следует хранить на видном месте.

Помните, во время работы в мастерской не стоит пренебрегать индивидуальными средствами защиты – спецодеждой, защитными очками, респираторами и так далее.

Желающие посмотреть видео о том, как совместить обыкновенный гараж со столярной мастерской , могут ознакомиться с материалом, подготовленным профессиональным столяром и постоянным участником нашего форума. Ролик о том, как правильно оборудовать рабочее место краснодеревщика , желательно увидеть всем, кто собирается сделать своими руками удобный и многофункциональный верстак. Почерпнуть свежие идеи, касающиеся обустройства домашней мастерской столяра, вы можете в разделе « …». А поучаствовать в обсуждении вопросов, связанных с изготовлением изделий из древесины, вы можете, посетив раздел форума « ».

Весь столярный и подручный инструмент, используемый мастеровитым хозяином в быту, должен аккуратно храниться в одном месте. Для этих целей нужна хорошо оборудованная домашняя мастерская, где у каждой вещи есть строго отведенное место, все приспособления и инструменты разложены по своим полкам. В мастерской удобно что-то мастерить своими руками, производить ремонт вышедших из строя вещей, но чтобы работа занимала минимум времени - важно правильно обустроить это пространство.

Где оборудовать домашнюю мастерскую

Уголок для инструмента можно выделить в любом месте дома или квартиры, но гораздо сложнее пристроить небольшой деревообрабатывающий станок, верстак с тисками, электрорубанок, болгарку и другое оборудование. При небольшом количестве подручного инструмента, когда отсутствует отдельное помещение, можно найти немного места в собственной квартире. Разумеется, вряд ли удастся оборудовать в малогабаритной квартире типовой планировки полноценную столярную мастерскую, если для этого нет специально отведенной комнаты. Поэтому придутся подыскать другое место для размещения станков и инструмента.

Работающий в домашней мастерской инструмент, находясь прямо в квартире, будет мешать и своей семье, и живущим за стеной соседям, разве что пользоваться ним эпизодически и недолго. Кроме того, требуемое для работы инструмента напряжение может вызывать перебои в электросети. При работе с древесиной образуются опилки, стружка и мелкая древесная пыль, которую сложно полностью убирать после работы на станке. Вероятность замыкания или искры при работе станка иногда создают в квартире пожароопасную обстановку. Именно поэтому мастерскую с оборудованием выносят в нежилое помещение.

1. Если оборудование для деревообработке используется часто и приносит прибыль, а его становится так много, что уже никак не получается разместить у себя дома, то придется подыскать для этого отдельное место. Особенно это касается станков и другого оборудования, для работы на котором требуется достаточно пространства. Это может быть:

  • неиспользуемая летняя кухня или веранда в частном доме;
  • небольшой собственный или арендованный гараж с подведенным электричеством;
  • мансарда или полуподвальное помещение дома;
  • пустующее помещение в цокольном этаже многоэтажки;
  • специально отведенная пристройка к дому;
  • одна из комнат большого частного дома с отдельным входом;
  • основательная хозпостройка - домашняя мастерская: видео.

2. При отсутствии альтернативы, в виде хозпостройки или гаража, небольшое количество бытового электроинструмента можно разметить у себя дома. Домашняя мастерская в квартире может быть расположена:

  • на специально оборудованном застекленном балконе (удобно, когда их в квартире сразу два);
  • на лоджии (оснастить полками одну боковую стену);
  • в хорошо освещенной кладовой (на стеллажах);
  • в просторной прихожей (выделить один встроенный шкаф под хранение инструмента);
  • на кухне (пенал или тумба только для мастера, рундуки в мягком кухонном уголке);
  • в коридоре во встроенных шкафах и на антресолях (не очень удобно, но результативно);
  • в капитально оборудованной под хранилище нише под лестницей первого этажа (рядом с квартирой).

Оговоримся, что в указанных местах удобно только хранить инструмент, но пользоваться им, если нет места, будет намного сложнее. Для любой мастерской необходимо, как минимум 2,5 - 5 кв.м отдельного помещения. В этих целях наиболее целесообразно использовать лоджию, но, опять же, на шум инструмента будут жаловаться соседи. Если это дело временное, и работать приходится не долго, то можно сослаться на ремонт, но придется попутно заняться поисками отдельного помещения. Например, если у вас есть знакомые, у которых в распоряжении пустующий гараж рядом с домом - договоритесь о недорогой аренде или за услуги по мелкому ремонту.

Внимание: Если в гараже хранится несколько хороших станков и дорого электроинструмента, то его стоит застраховать вместе со всем оборудованием. Особенно если есть вероятность пожара, подтопления, воровства и прочих причин исчезновения и порчи оборудования домашней мастерской и хранимого имущества! Легкий переносной электроинструмент, используемый периодически, лучше всего хранить у себя дома - в кладовой или на антресолях.

Если собираетесь подрабатывать на аренде оборудования мастерской - важен строгий учет. Под выдаваемый в аренду инструмент должен быть заведен специальный журнал учета, где четко обозначены дата и время выдачи, сумма залога и аренды, последний срок возврата, имя клиента (можно паспортные данные и прописка) - чтобы не заниматься розыском своей собственности.

Как организовать пространство в мастерской

При выборе места под мастерскую, важно учитывать тот минимум площади, без которого невозможно полноценно работать. Пространство мастерской, в идеале, должно иметь несколько функциональных зон:

  • место для станков вблизи розетки;
  • стеллаж или полки для фурнитуры и мелкого инструмента;
  • угол, где хранится инструмент для уборки помещения, контейнер (ящик или ведро) для отходов производства;
  • различные навесные приспособления для домашней мастерской;
  • вешалка и полка для спецодежды;
  • свободный участок для складирования готовых изделий;
  • навесные шкафы для мелких деталей и приспособлений;
  • место для хранения сырья и материалов для работы.

В центре мастерской и у рабочей поверхности оборудования необходимо иметь достаточно места для свободного перемещения мастера и его подручного, если понадобится помощь. Ту площадь, которую занимает станок или верстак, умножают на 2 - это коэффициент минимальной рабочей площади. Плюс необходимо место для свободного перемещения, смены рабочего оборудования и мелкого инструмента - это еще не менее 2-3 кв.м.

Обогрев и освещение мастерской

При обустройстве домашней мастерской своими руками в неотапливаемом помещении важно продумать обогрев в зимнее время, если работа есть круглый год. Отопительные приборы понадобится для поддержания комфортных для работы условий. Это важно и для того, чтобы периодически согревать руки, особенно при работе с металлом, даже если есть рабочие перчатки. Подогрев помещения понадобятся, когда мастерская находится:

  • в неотапливаемом гараже;
  • на чердаке;
  • в подвале частного или многоэтажного дома;
  • на застекленной лоджии;
  • в помещении мансарды или чердака.

Внимание: Помещение без утепления и должного проветривания, которое отапливается периодически - это повышенная влажность, образование конденсата и создание условий для развития грибков и плесени. Сухой и достаточно теплый воздух благоприятен для хранения электроинструмента и металлических изделий. От сырости постепенно портится инструмент, электрические розетки проводка.

Простейший способ обогрева - использовать электрообогреватель или масляный радиатор. Гораздо эффективнее использовать тепловентилятор, поскольку у него направленный поток теплого воздуха. Также подходит конвектор или инфракрасный обогреватель. Но все эти приборы используют много электроэнергии, а для создания нужного микроклимата требуется время. В утепленном помещении или с центральным отоплением стабильно поддерживается рабочий микроклимат.

Качественное освещение - это не просто комфортные условия для работы и изготовления самодельных приспособлений для домашней мастерской. Это ещё важное требование безопасности - при плохой видимости или недостаточном освещении рабочей мастерской повышается вероятность бытового травматизма. Неприятности от использования электроинструмента при недостаточном освещении случаются примерно на 40% чаще, чем при комфортных условиях или с дополнительной подсветкой рабочей плоскости. Оптимальный вариант - место у станка или верстака дополнительно оборудовать осветительным прибором.

Совет: Если приходится целыми днями работать в закрытом гараже или подвале без естественного света, важно обеспечить внутреннее освещение нужного спектра, полезного для зрения. Медики утверждают, что для глаз больше всего подходит комбинированный искусственный свет - универсальные неоновые (люминесцентные) лампы ЛБУ в сочетании с обычными лампами накаливания. Один только мерцающий свет энергосберегающих ламп и неоновых ламп не подходит для постоянного освещения рабочего места.

При освещении рабочей зоны важно обеспечить рассеянный свет, чтобы не было резкой тени, искаженных пропорций и размеров. Важно продумать и суммарную мощность потребляемой электроэнергии, чтобы не случилось самопроизвольного отключения станка, калорифера и осветительных приборов из-за перегрузки. Розеток лучше установить несколько - для распределения нагрузки.

Если подключение электричества к домашней мастерской только в планах, то важно проконсультироваться со специалистом, чтобы не было подобных проблем при полной загрузке работающего оборудования. Для освещения обычного гаража достаточно одной лампочки накаливания от перекинутого вручную кабеля, а для домашней мастерской нагрузка на него возрастет в разы.

Важные правила для обустройства домашней мастерской:

1. Для каждого станка и электроинструмента должно быть свое отведенное место и свободный доступ к рабочей плоскости с 2-3 сторон.

2. Свободного пространства должно быть вдвое больше, чем занятого под оборудование места.

3. Дорогой электроинструмент, не используемый в данный момент, лучше держать в отдельном шкафу, особенно если в мастерскую заглядывают многочисленные заказчики и посетители.

4. Полы в помещении должны быть ровными твердыми для устойчивости оборудования.

5. Важно соблюдать все меры противопожарной безопасности, сделать заземление станков и оборудования, установить порошковый огнетушитель.

6. Помещение должно иметь вентиляцию и невысокий уровень влажности.

7. Желательно иметь в мастерской достаточную звукоизоляцию.

8. Ежедневная уборка рабочего помещения важна для здоровья, лучше использовать мощный пылесос для уборки пыли и мелкого мусора, под рукой обязательно должна ветошь для удаления маслянистых загрязнений.

9. Контейнеры для мусора желательно разделить - для древесных обрезков и отходов металла, а также отдельно для прочего мусора.

10. Желательно иметь в мастерской небольшой запас питьевой воды в закрытой емкости на видном месте.

11. Отдельно должны храниться краски, лаки, морилка, растворители и другие технические жидкости. Их нужно максимально удалить от источников отопления, мест возможного замыкания проводки и открытого пламени.

12. Важно вовремя удалять все отходы - выбрасывать использованную тару из-под легковоспламеняющихся жидкостей и технической смазки, сдавать металлолом и выбрасывать ненужную тару.

13. В мастерской должно стоять ведро сухого песка - он понадобится для тушения воспламенения станка или электроинструмента. Для этих же целей можно использовать брезент, плотное покрывало или старая верхняя одежда - чтобы перекрыть доступ кислорода к пламени.

14. По завершении работ, у станка и верстака необходимо делать уборку, поскольку накапливающиеся опилки и технические масла способствуют распространению возгорания.

15. В любой мастерской на видном месте обязательно должна быть укомплектованная аптечка (перевязочные материалы, жгут, перекись водорода, йод, зеленка, обезболивающее, пластырь и медицинский клей для мелких порезов).

Помните: Захламление домашней мастерской - потенциальная угроза для жизни, оно может стать причиной возникновения пожара и удушья! Во время использования химических компонентов используйте респиратор и защитные очки!

Необходимые приспособления домашней мастерской

Если у вас есть домашняя мастерская, оборудование своими руками тоже можно дополнить к уже имеющемся у вас. Основа - это рабочий стол, верстак или другая удобная плоскость, куда можно закрепить необходимые приспособления.

1. Верстак - бывает слесарный и столярный, он вдвое длиннее, и его можно сделать самостоятельно - видео.

2. Деревообрабатывающий станок - основа столярной мастерской. Иногда их делают своим руками, но проще приобрести готовый недорого, если он будет использоваться часто. При эпизодических работах разумно обратиться за заготовками изделий в столярный цех. Нередко используют и токарный станок.

3. Тиски и струбцины - основные приспособления для удерживания обрабатываемых материалов.

4. Необходимый набор ручного инструмента для работ по дереву:

  • набор стамесок;
  • рубанок;
  • ручная дрель со сверлами в наборе;
  • перья для получения отверстий большого диаметра;
  • ножовки;
  • угольник и рулетка;
  • молоток и киянка;
  • клещи, плоскогубцы и пр.

5. Наиболее распространенный электроинструмент:

  • дрель-шуруповерт;
  • шлиф-машина угловая (болгарка);
  • электролобзик;
  • циркулярная электропила;
  • ручной электрофрезер и т.п.

6. Для работы с металлом необходимы:

  • ножовка;
  • зубило;
  • набор надфилей и напильников;
  • наковальня;
  • ножницы по металлу;
  • набор метчиков и плашек основных видов резьбы плюс сверла по металлу.

В отдельном ящике должны быть рассортированы гвозди разного размера, шурупы, саморезы и другой крепежный материал.

Сегодня довольно востребован многофункциональный универсальный электроинструмент со съемными насадками, который успешно заменяет несколько единиц электроинструмента разной направленности. У домашнего мастера также под руками всегда должен быть укомплектованный переносной инструментальный ящик.

Зачем вообще делать столярную мастерскую? Однозначного ответа у меня нет. Если вам просто хочется делать что-то руками из дерева, то есть мастерские, в которые можно прийти, заплатить деньги за аренду станков и рабочего места, и сделать всё там. Необязательно иметь свое помещение и собственное оснащение. Если же вы хотите заниматься деревообработкой как бизнесом, то конкуренция здесь высокая, найти свою нишу сложно. Поэтому я начну с объяснения моих собственных мотивов.

Началось всё в 2015 году, когда я понял, что мой старый сарай на даче скоро развалится и нужно построить новый. Я посчитал нужную площадь, количество материалов, ориентировочные расходы и время на постройку. Залил фундамент, на следующий год купил древесину и вместе с другом начали строить. Изначально я не намеревался делать мастерскую. Я лишь строил новый сарай взамен старого, чтобы хранить инструменты и оснастку.

Естественно, в процессе строительства всё пошло не так. Друг сказал: «у нас такие классные шестиметровые брусья, зачем мы будем их резать?» И предложил построить сарай двухэтажным.
Если вы когда-нибудь строили каркасное строение, то видите, что мы совершили кучу ошибок. Сейчас я постепенно укрепляю и переделываю сарай. Следующим подвохом стало желание сделать подвал: «пока не зашили, давай выкопаем и зальем бетон?». В общем, на подвал я потратил в сумме два календарных года. Из-за него я не мог закрыть пол на первом этаже, хотя у меня уже стоял обшитый, полностью готовый сарай. Вот только на втором этаже был пол, а на первом - яма. Её пару раз затапливало, в общем, было очень весело. Поэтому мой совет: не делайте подвалы, если они вам не нужны. В моём подвале сейчас стоят два ящика с яблоками, я его, по сути, не использую.

Площадь сарая получилась около 80 м 2 . Я начал задумываться, зачем мне такое большое помещение? Хочется организовать какую-то мастерскую, но какую? Начал думать. Тут я вспомнил, что мне от деда достался отличный универсальный деревообрабатывающий станок. Мы его достали, собрали и подумали, что теперь начнём делать мебель, берегись, Ikea! Сейчас докупим ещё станки, будем приезжать и в своё удовольствие что-нибудь делать.

Мы хотели делать мебель, и это стало первым неочевидным для меня препятствием. Деревообработка - достаточно сложное занятие. Здесь нужно много специфических знаний, которые по наитию можно обретать очень долго. Поэтому советую почитать профильную литературу или где-то поучиться. А тогда я этого совершенно не понимал: «у меня есть станок, есть немного денег, куплю другие станки и всё сделаю». Естественно, так не вышло.

Я начал разбираться, какие манипуляции с деревом мне нужно производить и что для этого нужно покупать.

Пиление

В первую очередь, заготовки нужно торцевать - делать ровные отпилы, перпендикулярные заготовке. Не важно, какую мебель вы делаете, табуреты или корпусные гарнитуры. Важно иметь возможность распиливать точно, в идеале - ещё и под определёнными углами.

Если вы серьёзный энтузиаст, то можете это делать вручную с помощью стусла. Но всё же торцовочная пила - это must have в столярной мастерской. Без нее придётся туго.

Желательно, чтобы пила была с протяжкой, то есть позволяла распиливать достаточно широкие заготовки. Инструмент хороший и не особенно дорогой. Главное, как и в любом другом инструменте, чтобы не было люфтов и можно было выставить нужные вам углы.

Ещё дерево нужно распускать или кромить , то есть распиливать вдоль . Для этого нужна циркулярная пила, желательно, установленная в раскроечный стол. Можно распускать и ручной циркуляркой с параллельным упором или по направляющей шине, но гораздо удобнее и производительнее делать это на столе.

Со строганием дерева всё обстоит сложнее, потому что ручным рубанком отстрогать достаточно широкую заготовку непросто. Для этого нужно долго нарабатывать навык, снимать древесину в разных направлениях, учитывая расположение волокон, постоянно контролируя равномерность снятия по всей ширине и длине заготовки. Упростить себе жизнь - но не улучшить качество обработки! - можно с помощью фуговального и рейсмусового станков.

Важно: рейсмусовый станок не заменяет фуговальный, а дополняет! Фуганок позволяет сначала получить одну ровную плоскость у заготовки, а рейсмус на основе этой плоскости выравнивает противоположную сторону. Новичкам эта связка из двух станков позволяет легко получать ровные заготовки относительно большой длины и ширины, равномерные по толщине. Это очень важно при изготовлении мебели. Но покупать два станка весьма дорого и для любителя зачастую избыточно. Поэтому в сети есть куча руководств, как из обычного ручного рубанка и двух брусочков сделать рейсмус или фуганок.

Точение

Описанные три операции - торцевание, фугование и рейсмусование - позволят вам сделать только какие-то очень простые изделия. По-хорошему, ещё нужно освоить токарное дело, то есть вытачивать заготовки, представляющие собой фигуры вращения. Например, круглые ножки для табуретки или стола, вазы, чаши, какие-то другие изделия. И без токарного станка в таком случае не обойтись. Конечно, можно обратиться к опыту поколений и из говна и палок сделать адаптер, с помощью которого на циркулярной пиле вытачивать цилиндрические заготовки, но это путь тупиковый.

Если вы захотите делать что-то сложнее цилиндра, то придётся купить токарный станок. К счастью, это один из самых простых станков, он представляет собой чугунную раму, двигатель, цангу и упор для стамески (подручник). На вторичном рынке можно найти много интересных моделей, есть и достаточно новых современных моделей.

Чтобы у вас получилась достаточно качественная мебель, если вы хотите делать её для себя или продавать, то придётся оснастить мастерскую многим другим оборудованием.

Сушка

Дерево нужно сушить , причём сушить по определённой методике . Обычно дерево продают «естественной влажности», то есть оно содержит около 25 - 40 % влаги. Если вы из такой древесины что-то изготовите, то по мере высыхания изделие будет коробить и трескаться. Вне зависимости от того, сколько слоёв лака вы на него нанесёте. Вообще говоря, дерево - материал живой и подверженный сезонным изменениям влажности воздуха, из-за чего его линейные размеры в течение года колеблются: в длину (по волокнам) колебания крайне незначительны, а в ширину древесная заготовка может разбухать и усыхать на десятки миллиметров, в зависимости от общего размера изделия.

Поэтому главное правило - древесина должна быть сначала высушена до 8 - 12 % влажности, только после этого её можно использовать.

Как сушить дерево в квартире? Как можно дальше от батарей аккуратно сложите доски, переложите слои брусками одинаковой ширины и сверху чем-нибудь прижмите. Желательно промазать торцы краской, поскольку здесь интенсивнее всего испаряется влага и могут пойти трещины вдоль досок. Замечательно, если вы сможете покупать уже высушенную древесину камерной сушки, это поможет избежать многочисленного брака, если станете сушить сами.

Изгиб

Наверное, почти все из вас видели такие красивые столы и стулья с гнутыми ножками.
Выглядит очень эффектно. Если такие ножки вырезать-выпиливать, то они получатся гораздо менее прочными, потому что будет нарушена продольная целостность волокон. Лучше всего добиваться такой формы с помощью изгибания древесины. А чтобы заготовки не ломались, нужно сначала повысить их пластичность. На производствах используется химическая пластификация дерева, а любителям обычно доступен только один способ: сначала увлажнить древесину, а затем нагреть, после чего можно постепенно изгибать заготовку.

Фрезерование

Очень полезная, и зачастую необходимая операция в деревообработке. Если мы говорим о мебели, то, как минимум, вам придётся фрезеровать кромки изделий, скругляя их (вариант с ручной обработкой калёвками я не рассматриваю). Для этого вам понадобится ручной фрезер, который хорошо бы дополнить фрезерным столом с установленным в нём более мощным аппаратом. Впрочем, на первых порах более чем достаточно одного фрезера средней мощности, при необходимости ставя его в стол или используя вручную.

Сверление

Чтобы соединять детали, нужно будет делать в них отверстия под крепёж - винты или шканты. Обычной ручной дрелью вы вряд ли это сделаете ровно и аккуратно, к тому же часто нужно сверлить отверстия в торцах. В идеале, у вас должен быть сверлильный станок. Вариант «для бедных»: стойка, в которую зажимается ручная дрель, которая опускается вручную. Оба варианта помогут вам делать отверстия гораздо точнее и аккуратнее, а то и просто делать.

Фанерование

Раньше этим термином называли процедуру обклеивания столярных изделий фанерой - тонкими листами древесины других, более ценных сортов. Сейчас мы понимаем под «фанерой» многослойные клееные щиты, а тонкие древесные листы называем «шпоном». Соответственно, вместо «фанерования» сегодня многие говорят «шпонирование». С помощью шпона можно придать красивый, даже изысканный вид изделиям из «простых» сортов древесины, произрастающих в наших широтах. Например, шпоном дуба можно обклеивать мебель из берёзы. К слову, сегодня очень многие образцы мебели, в том числе «элитной» зарубежной, на самом деле обклеены шпоном более ценных пород и продаются как изготовленные из массива, по гораздо более высоким ценам.

Новичкам я не рекомендую сразу заниматься наклейкой шпона, поскольку задача эта нетривиальная, требующая навыка, терпения, а в случае с большими деталями - ещё и серьёзного оснащения в виде мощных прессов или ваккуумных мешков для равномерной приклейки шпона.

Склейка и защитно-декоративное покрытие

Это основные операции после изготовления и сборки самих деталей. А для их выполнения нужны определённые условия. Сарай - не дом, он не отапливается. Когда я начал заниматься столяркой, то понял, что ни поклеить, ни покрасить не смогу, потому что на улице уже зима и в мастерской слишком холодно, при такой температуре нельзя даже материалы хранить. При этом в холодной мастерской и работать некомфортно.

Это, конечно, меня очень огорчило, потому что утеплять сарай было бы достаточно дорого. А вам я рекомендую либо сразу озаботиться утеплением, либо в холодное время года заниматься склейкой и покраской в других помещениях, тёплых.

Соединения

В столярном деле существует множество видов соединения деталей друг с другом, различающихся практичностью, прочностью, эстетикой и долговечностью. Подробно рассказывать обо всех видах я не буду, это тема для целой книги. Чаще всего детали механически соединяют друг с другом с помощью пазо-шиповых или шкантовых соединений, которые промазываются клеем.

Про чисто механические соединения все знают: детали крепятся друг к другу с помощью винтов, саморезов, эксцентриковых соединений, иных металлических приспособлений.

Обустройство мастерской

Потратив пару лет на сарай с ненужным подвалом, я расставил все станки по мастерской и сделал установку для пылеудаления: взял строительный пылесос и на двухсотлитровую металлическую бочку установил циклонный фильтр. Класс! Теперь пыли не будет. А потом сообразил: пылесос потребляет 1,5 кВт, торцовочная пила ещё 2 кВт, не считая других приборов, с грустью посмотрел на провод, через который к сараю подведено электричество, и понял, что ничего у меня не получится. Обратился к электрикам и попросил их провести мне трёхфазную линию. Эти чудесные ребята динамят меня уже долго, и думаю, что победить их не смогу, придётся обращаться в другое место.

Обустройство мастерской я начал с верстака. Причем в итоге сделал его не там, куда подвёл пылеудаление, и пришлось переносить пылесос.

Торцовочная пила углублена, чтобы её собственный стол был вровень с верстаком. Благодаря откидной столешнице сюда помещается целый лист фанеры, который можно удобно раскраивать.

Потом я установил тиски, потратил на это немало времени. Стойка для дрели ещё не закреплена, но тоже встроена в столешницу, её удобно использовать для сверления торцевых отверстий.

Из-за недостаточного электропитания станок я даже не запускал, буду дальше воевать с энергетиками.

А вот всё, что я успел пока сделать своими руками - стол для рисования песком для дочери:

Сделал я его достаточно быстро, где-то за 20 часов, потому что к тому времени уже были все нужные инструменты и оснастка. Причём около 6 часов ушло на обработку заготовок, чтобы придать им форму параллелепипеда.

Стол простой: коробка, в ней 8 метров светодиодной ленты, контроллер и блок питания. Сначала я обработал доски, фрезой обработал кромку и склеил всю конструкцию. Получилось очень криво. Если приглядеться, на фотографии видно, что швы на стыках я заполнял смесью опилок и клея ПВА. Но держится крепко.

Отсек для инструментов и для песка прикручен с помощью четырёх гаек-бочонков. Именно здесь я осознал всю пользу стойки для дрели, потому что сверлить в торец очень сложно.

Здесь виден сам экран, который установлен под оргстеклом.

На него, поверх алюминиевого скотча, на термоклей наклеена светодиодная лента. Я думал, что скотч будет работать как отражатель, а оказалось, что он «разбавляет» спектр света.
Оргстекло достаточно просто монтировать. После первичной грунтовки и покраски вставил металлические шкантики, положил стекло и залил эпоксидкой. Оно сидит там как родное и никуда не денется.

Хочу сделать ещё два стола, уже есть заготовки для них, и попробовать продать, потому что себестоимость получается очень низкая. В них самое дорогое - контроллер и светодиоды. Заодно отработаю навыки обработки таких мелкосерийных деталей.

gastroguru © 2017