Ссср в 1970 1980 е гг. Страны Западной Европы

Конец 1970-х-- первая половина 1980-х гг. стали временем нарастания и обострения системного кризиса тоталитарного социализма.

Кризис назревал в:

  • -- экономике;
  • -- политике;
  • -- международных отношениях.

Двумя главными проблемами экономики СССР в конце 1970-х -- начале 1980-х гг. были:

  • -- неспособность командно-административной системы удовлетворить элементарные экономические нужды страны (тотальный дефицит товаров, их низкое качество, временами -- отсутствие продовольствия);
  • -- наметившееся отставание СССР от развитых стран мира.

В 1960 -- 1980-е гг. в странах Запада произошла технологическая информационная революция. Началась компьютеризация. Если в 1930-е гг. все решала тяжелая промышленность, то в 1960 -- 1980-е гг. все стали решать высокие технологии. В СССР высокие технологии имелись в ВПК, космонавтике, но в остальных сферах они отсутствовали. В СССР почти не было компьютеров, которые на Западе были почти у каждого; даже в 1980 г. на большинстве заводов имела место ручная сборка, в то время как в ведущих государствах все было автоматизировано. Низкие стандарты были в машиностроении, других сферах. При таком развитии СССР рисковал отстать от остального мира на 30 -- 50 лет.

Другой проблемой стал острый политический и нравственный кризис:

  • -- начавшееся при Л.И. Брежневе оздоровление партаппарата остановилось в середине 1970-х гг.;
  • -- началось «прирастание» аппаратчиков к своим должностям от Генерального секретаря до секретаря парткома;
  • -- произошло духовное перерождение партаппарата -- практически исчезла вера в коммунистические идеалы, появились ярко выраженные корыстные интересы, цинизм;
  • -- постепенно от дел стал отходить сам Л.И. Брежнев. Тяжело больной Л.И. Брежнев после принятия Конституции СССР 1977 г., начиная с 1978 г. несколько раз подавал в отставку, однако не был отпущен на пенсию своим окружением, которое не желало нарушения сложившегося баланса сил. В результате страна практически осталась без лидера и развивалась на самотек;
  • -- в СССР разрасталась коррупция, особенно в национальных республиках;
  • -- в Грузии, Азербайджане, Узбекистане, иных республиках, Москве сложился класс подпольных дельцов («цеховиков»); происходило сращивание криминального бизнеса и партийной элиты;
  • -- в самом обществе царили пессимизм и двойная мораль. Системный кризис тоталитарного социализма выплескивался и за пределы СССР.

В 1968 и 1980 гг. в двух наиболее «благополучных» социалистических странах -- Чехословакии и Польше -- произошли массовые антисоветские и антикоммунистические выступления. Особенно болезненным для СССР стал кризис в Чехословакии.

  • -- в январе 1968 г. к власти в ЧССР пришло новое руководство во главе с Александром Дубчеком;
  • -- новое руководство провозгласило своей целью построение «социализма с человеческим лицом» и начало реформы;
  • -- в ходе реформ начались переосмысление социализма, раскрепощение народа; у значительной части чехословацкого общества -- разочарование в социализме сталинско-брежневского типа;
  • -- часть руководства Чехословакии и часть общества заняли радикальную позицию -- выход из Варшавского договора, максимальное удаление от СССР, объединение с западной цивилизацией; по стране начали распространяться антисоветские и антикоммунистические настроения;
  • -- несколько раз руководство СССР пыталось вынудить чехословацкое руководство «навести порядок», подписывались различные документы, однако процессы в Чехословакии уже были неподвластны руководству А. Дубчека -- повернуть их вспять оно не могло и не хотело;
  • -- в ночь на 21 августа 1968 г. армии СССР и стран Варишвского договора (кроме Румынии) вторглись в Чехословакию и заняли территорию страны;
  • -- армия Чехословакии не оказала никакого сопротивления, хотя имелись жертвы в результате столкновений молодежи и войск;
  • -- в итоге под давлением войск в 1969 г. к власти в ЧССР пришло новое пробрежневское руководство во главе с Г. Гусаком, реформы А. Дубчека прекращены, ЧССР возвращена в «социалистический лагерь».

В 1980 -- 1981 гг. в Польше начались массовые антиправительственные выступления, которыми руководил рабочий профсоюз «Солидарность» под руководством Леха Валеты. Польское руководство подавило беспорядки собственными силами. В декабре 1981 г. в Польше бьию введено военное положение, начались репрессии.

Несмотря на кризисы в соцстранах, СССР предпринял попытку экспортировать социализм. 27 декабря 1979 г. СССР, сделав ставку на одну из марксистских афганских группировок во главе с Бабраком Кармалсм, ввел войска в Афганистан и попытался вместе с афганскими коммунистами (партия НДПА) построить в феодальном Афганистане просоветское социалистическое общество. Данная политика привела к 10-летней полномасштабной войне 1979 -- 1989 гг., которая стала дестабилизирующим фактором в СССР, унесла жизни более 15 тыс. советских солдат, привела к резкому охлаждению обстановки в мире.

Война в Афганистане привела к новому витку холодной войны:

  • -- нормальные советско-американские отношения были прерваны на 6 лет;
  • -- большинство капиталистических стран во главе с США бойкотировало Олимпиаду 1980 г. в Москве;
  • -- в ответ на это в 1984 г. СССР и социалистические страны бойкотировали Олимпийские игры в США, Лос-Анджелесе;
  • -- в 1983 г. США начали развертывание новых ракет средней дальности в Европе;
  • -- президент США Р. Рейган провозгласил СССР «империей зла» и- объявил о создании в будущем «космического щита» -- системы противоракетной обороны, которая бы сбивала советские ракеты из космоса (программа "звездных войн");
  • -- в 1983 г. СССР сбил южнокорейский пассажирский самолет, вторгшийся в советское воздушное пространство, который был принят за самолет-разведчик.

Проходившая гонка вооружений, разрушавшая бюджет СССР, превышала всякий здравый смысл.

Ядерные арсеналы во много раз превышали необходимое количество. Например, в 1983 г. один только город Киев в случае войны должен бы был подвергнут 40 ядерным ударам одновременно, когда для полного уничтожения города было достаточно 1 -- 2 ядерных ракет. Аналогичные планы существовали в отношении других городов. Мир стоял на пороге глобальной ядерной катастрофы.

После смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. в СССР была предпринята попытка реформ. Данные реформы связаны с именем Юрия Владимировича Андропова (1914 -- 1984), бывшего в 1956 г. послом СССР в восставшей Венгрии, председателем КГБ в 1967 -- 1982 гг. и избранного новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в 1982 г. Реформы Андропова имели поверхностный, косметический характер. В основном они касались наведения дисциплины и порядка в стране, преследования теневого бизнеса. В частности, было инициировано «хлопковое дело», по которому в крупных хищениях хлопка были обвинены ряд высших руководителей Узбекистана. Начавшиеся реформы прервались преждевременной смертью тяжело больного Ю.В. Андропова в начале 1984 г.

Новый лидер партии и СССР -- престарелый Константин Устинович Черненко (1911 -- 1985) -- также провозгласил реформы. Черненко был первым, кто объявил о начале в СССР «перестройки» и ввел в оборот данный термин. Однако на это мало кто обратил внимание. На деле началась только реформа школы 1984 г., других каких-либо значимых реформ не проводилось. Как и Ю.В. Андропов, К.У. Черненко в период нахождения в должности Генерального секретаря ЦК КПСС в силу крайне плохого здоровья был практически недееспособен.

Через 1 год и 1 месяц после своего избрания, 10 марта 1985 г., К.У. Черненко скончался после тяжелой продолжительной болезни. Через несколько часов, 11 марта 1985 г., новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в спешном порядке был избран 54-летний М.С. Горбачев, который был на 20 лет младше своих предшественников. В СССР началось время перемен.

Несмотря на то, что 70-е гг. были благоприятными с точки зрения естественных приростов трудоспособного населения, именно в этот период обострился дефицит рабочей силы, поскольку огромные капиталовложения как нарочно бросались не на замещение устаревшей техники и оборудования, а на возведение стен для давно устаревших технологических установок и машин. С упорством, достойные лучшего применения, создавались в крупнейших городах рабочие места под работников с низкой квалификацией. По стране пошло гулять расхожее московское слово - “лимитчик”. Дефицитность трудовых ресурсов в условиях административно-командной системы заставляла предприятия накапливать этот “ресурс” впрок. В 1971-1978 гг. в промышленности было создано более 3 млн. новых рабочих мест, которые оставались вакантными. Зато значительная часть рабочих обслуживала физически и морально устаревшую технику. Поэтому хотя и происходило некоторое сокращение удельного веса работников, занятых ручным трудом, их абсолютная численность продолжала расти.

Десятая пятилетка, скорее для самоуспокоения, была провозглашена “пятилеткой эффективности и качества”. Однако все шло наоборот. Вместо всемерной экономии изо всех сил поддерживались пропорции 30-50-х гг. Ставка делалась на закупки по импорту промышленного оборудования и товаров ширпотреба в обмен на экспорт энергоносителей из невозобновляемых источников. При этом недальновидно рассчитывали на благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру.

Культурное развитие.

Период двадцатилетнего руководства страной Л. И. Брежневым управление наукой и культурой в СССР обрело внешне демократические формы, однако большинство проводившихся официальных мероприятий носило парадный характер, а все решения были заранее подготовлены и согласованы с парторганами. Под лозунгом "неуклонного повышения уровня жизни советских людей" росло количество образовательных, учебных и научных учреждений, музеев, театров, библиотек и т.д., но качественных изменений в развитии культуры и науки не происходило. С конца 1960-х гг. постепенно набирали силу тенденции администрирования. Все больше талантливых произведений культуры и искусства, научных открытий и достижений оказывались либо запрещенными, либо невостребованными. Особенно ярко признаки консервации режима проявлялись в реабилитации сталинизма. В 1970-е гг. стал формироваться образ великого полководца И. В. Сталина, одержавшего победу в Великой Отечественной войне. С конца 1960-х гг. начинается и постепенно набирает размах кампания по возвеличиванию и самого Л. И. Брежнева, В 1973 г. было принято специальное постановление о мерах по "повышению авторитета" главы партии и государства Вместе с тем проблемы идеологии и организации научной и культурной жизни в стране постепенно усложнялись растущими экономическими трудностями.

В это время широкое распространение получили новые средства связи и коммуникации, способы передачи информации: радио и телевидение (цветное с конца 1960-х гг.), аудио- и видеокассеты. Все это расширило возможности доступа широких слоев советского общества к достижениям западной массовой культуры. Становилось ясно, что самый передовой строй отстает от стандартов жизни "загнивающего капитализма". Единственным ответом советских идеологов на новые явления в культуре и науке была основанная на догмах марксизма-ленинизма критика "буржуазных концепций". Несмотря на отчаянные попытки советского руководства "догнать и перегнать Запад" в области развития науки и культуры, материальных средств на это явно не хватало. И хотя расходы в СССР на социально-культурные нужды с 1970 по 1985 г. возросли более чем в два раза, доля затрат государства на такие отрасли, как наука и просвещение, неуклонно снижалась. Действовал принцип остаточного финансирования культурного строительства. В результате большинство объектов социально-культурной сферы превращалось в "долгострой", десятилетиями не реставрировались памятники архитектуры и искусства, приходили в упадок крупнейшие хранилища культурных и духовных ценностей - библиотеки, музеи, заповедники и др.

Вывод к теме 1.1:В результате выполненной работы, мы определили основные тенденции развития СССР к 1980 годам. Внутреннюю и внешнюю политику, культурное развитие народов Советского Союза.

горбачёв политика советский

Основные события

Факты

Депрессия 1974-1975рр.

Объем промышленного производства снизился на 6-7 %.

Заработная плата снизилась на 1-5 %, цены резко выросли.

21 тыс. компаний обанкротились. - Зарегистрировано 8,3 млн безработных.

Второй этап научно-технической революции

Внедрение автоматического производств,

роботов, лазерной техники. - Развитие микроэлектроники, приборостроения,

средств связи, информатике, аэрокосмической

Освоение космического пространства (высадка астронавтов на Луну в 1969 г., создание многоразового космического корабля "Спейс Шаттл", запуски автоматических станций на Марс,

до Венеры, отдаленных планет Солнечной системы и т. п.).

Участие США в разрядке международной напряженности

Участие во встречах на высшем уровне, визит в СССР Г. Никсона (1972, 1974), Встреча Л. Брежнева с Дж. Фордом (1974), Дж. Картером (1976).

Подписание документов, закреплявших принцип мирного сосуществования, сокращение вооружений.

Отход от политики " разрядки"

Вынесение новой международной доктрины

(президент Г. Рейган, 1982), что возрождала

"холодную войну". - Ускорение гонки вооружений, объявления

программы СОИ (1983). - Оккупация а. Гренада, где у власти находился

правительство советско-кубинской ориентации. - Тайное оказания поддержки руководителям

никарагуанских контрас. - Военные акции в Ливане. - Поддержка афганских партизан.

" Рейганомика" - поддержка частной инициативы, уменьшение социальных выплат и федеральных социальных расходов; снижение налогов на доходы до 10%

Преодолен кризис 1970-х гг

Вырос жизненный уровень американцев, снизилось

безработица, инфляция. - Увеличились зарубежные инвестиции.

Особенности сельскохозяйственного производства

Высокий уровень электрификации. - Распространение сельскохозяйственной кооперации. - Рост инвестиций в сельское хозяйство. - Формирование агропромышленного комплекса (АПК).

Полная механизация возделывания почвы.

Создание определенного типа сельскохозяйственного маркетинга. - Использование интенсивных методов хозяйствования.

Рост мощности и универсальности техники. - Рост производительности труда.

Страны Западной Европы

Великобритания

После Второй мировой войны, в ходе которой Великобритания потеряла 25 % национального богатства, основной проблемой страны было восстановление разрушенной экономики. Осуществить это было чрезвычайно трудно: в 1946 г. государственный долг увеличился за годы войны в 3 раза, составил 23,7 млрд фунтов стерлингов.

"Новый консерватизм" Г. Тэтчер

В курса Маргарет Тэтчер были как сторонники, так и противники. В 1982 г. правительство вынуждено принять закон, ограничивающий право граждан на проведение забастовок, а полиции предоставлял право проводить аресты в местах массовых беспорядков. "Тэтчеризм" спас Великобританию от кризисных явлений в экономике на несколько лет. Но с 1987 г. снова начался рост инфляции, бюджетного дефицита. Обострились социальные проблемы:

- конфликт в Ольстере между ирландскими католиками и английскими протестантами; - разрушение системы здравоохранения; ухудшение системы образования;

- расовые конфликты;

- снизился уровень благосостояния населения (в 1990 г. 9 млн британцев попали в категорию бедных, налоги возросли в 22 раза и тому подобное);

- недовольство оппозиции войной Великобритании с Аргентиной (1982) за Фолклендские (Мальвинские) острова, официально продолжали считаться колониальным владением Великобритании.

Общая тенденция развития хозяйства Великобритании в 1950 и 1970рр.

Франция

Во время Второй мировой войны Франция понесла огромные экономические убытки, вследствие которых уровень промышленного производства в 1944 г. составлял 38 % от довоенного. В 1948 г. восстановлен довоенный уровень экономики.

1969 г.

Правительство проводит ряд социальных реформ (введены дополнительные пенсии, расширены права профсоюзов).

1981 г.

Президентом Франции избран Ф. Миттеран - социалист, сторонник национализации и расширения социальных программ. Правительство сосредоточило усилия на обеспечении экономического подъема.

1986г.

Правительство не достиг успехов в экономике. На выборах в национальное собрание победу одержал блок правых сил, их лидер Же. Ширак возглавил правительство. Началась денационализация, были уменьшены расходы на социальную помощь.

1988-1990гг.

Президентом вновь избран Ф. Миттеран. Началась экономический кризис (1990-1993 гг.).

1995 г.

Президентом Франции избран Же. Ширак. Усилилось забастовочное движение в ответ на социальные реформы, начатые правительством (увеличение налогов, обязательные уплаты в фонд социального страхования). Выросла безработица.

Общая тенденция развития хозяйства Франции в 1950 и 1970рр.

Германия

После Второй мировой войны в Германии введена система четырехсторонней оккупации войсками СССР, США, Великобритании и Франции. Германия была разделена на 4 зоны оккупации, Берлин - на 4 сектора. До 1990 г. Германия оставалась разделенной на ФРГ и ГДР. В ФРГ формировался режим западной демократии, в ГДР были проведены социалистические реформы.

Экономика ФРГ и ГДР (1949-1990 гг.)

ФРГ

ГДР

Происходила быстрая отстройка

Проведены социалистические реформы в

монополистической экономики, значительную роль в этом сыграло участие ФРГ в плане Маршалла. Осуществляется техническое перевооружение, появляются новейшие технологии и отрасли производства (безлюдное производство в машиностроении, биотехнологии).

Темпы экономического роста были высокими, в результате чего ФРГ превратилась в одну из самых развитых стран мира (что уступала по некоторым показателям только США и Японии).

Несмотря на высокий уровень экономического развития, происходят периодические кризисы (1965, 1973-1975, 1980-1982), увеличивается количество безработных и ухудшается уровень жизни населения. В начале 1990 г. удалось преодолеть кризисные явления в экономике, добиться высоких показателей.

экономике: частичная национализация, создание государственных сельскохозяйственных объединений, кооперативов.

в Конце 1950-х годов социалистический сектор в экономике становится определяющим. Сохранялись (в отличие от СССР) мелкие частные, кустарные производства, но их роль в экономике была ничтожна. Внедрены социалистические методы управления экономикой (планирование, государственный контроль и т. п), а также хозрасчет (в ходе экономической реформы 1968 г.).

Достигнута общая занятость населения, введены социальные гарантии (пенсии, пособия и т. п.).

На экономическое развитие ГДР негативно влиял отрыв от исторически сложившейся сырьевой базы (основные залежи каменного угля, железной руды, цветных металлов остались в ФРГ). СССР оказывал ГДР финансовую помощь; сократил, а с 1954 г. прекратил взимание репараций.

ГДР в 1980-е годы была экономически наиболее развитой страной среди социалистических стран Европы.

План Маршалла

Общая тенденция развития хозяйства ФРГ в 1950 и 1970 гг.

Италия

1947г., декабрь - Принята конституция Италии. Италия провозглашалась республикой. Конституция гарантировала демократические права и свободы, социальное обеспечение, признавала необходимость национализации ряда отраслей, контроля за монополиями.

1948 г.

Италия приняла помощь по плану Маршалла. - Восстановлен довоенный уровень экономики.

1953-1960 и последующие годы

Италия участвует в европейской интеграции, вступила в ЕЭС.

Италия развивает экономические, политические, культурные отношения с СССР.

1962-1964рр.

Начинают осуществляться социальные программы, направленные на улучшение жизни населения; достигнутые успехи, но в целом проблема не решена: уровень жизни в Италии остается более низким, чем в развитых странах.

1970-1971 гг.

Италия вошла в семерку наиболее индустриально развитых стран мира. На международном рынке упрочились позиции итальянских монополий: ФИАТ (автомобильная промышленность), "Монтекатини" (химическая), "Эдисон" (электротехническая). Промышленное развитие страны было неравномерным: Юг страны намного отставал от Севера.

Активизировалась мафия - террористическая организация, которая возникла во времена феодализма на Юге страны, а в 1970-е годы распространилась на всю Италию.

1980-и гг.

Восстанавливается экономика, пострадавшая от кризиса 1974-1978 гг. Значительного развития достигает швейная, обувная промышленность, производство вычислительной техники, роботов, компьютеров.

В 1983-1987 гг. правительство Италии проводило экономическую политику поддержки монополий, сокращение социальных расходов.

Объявлена война мафии, достигнуты определенные успехи в борьбе с этим социальным бедствием.

Ограниченные права католической церкви.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения»

Институт прикладных технологий

Московский колледж железнодорожного транспорта

Семинар по истории

студентки группы МООД-252

Мельничук Марины

Преподаватель:

Урбанская Валентина Васильевна

Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980 году

Тема 1.1 Основные тенденции развития СССР к 1980 годам. Внутренняя и внешняя политики, культурное развитие народов Советского Союза

Конец 1970-х-- первая половина 1980-х гг. стали временем нарастания и обострения системного кризиса тоталитарного социализма.

Кризис назревал в:

Экономике;

Политике;

Международных отношениях.

Двумя главными проблемами экономики СССР в конце 1970-х -- начале 1980-х гг. были:

Неспособность командно-административной системы удовлетворить элементарные экономические нужды страны (тотальный дефицит товаров, их низкое качество, временами -- отсутствие продовольствия);

Наметившееся отставание СССР от развитых стран мира.

В 1960 -- 1980-е гг. в странах Запада произошла технологическая информационная революция. Началась компьютеризация. Если в 1930-е гг. все решала тяжелая промышленность, то в 1960 -- 1980-е гг. все стали решать высокие технологии. В СССР высокие технологии имелись в ВПК, космонавтике, но в остальных сферах они отсутствовали. В СССР почти не было компьютеров, которые на Западе были почти у каждого; даже в 1980 г. на большинстве заводов имела место ручная сборка, в то время как в ведущих государствах все было автоматизировано. Низкие стандарты были в машиностроении, других сферах. При таком развитии СССР рисковал отстать от остального мира на 30 -- 50 лет.

Другой проблемой стал острый политический и нравственный кризис:

Начавшееся при Л.И. Брежневе оздоровление партаппарата остановилось в середине 1970-х гг.;

Началось «прирастание» аппаратчиков к своим должностям от Генерального секретаря до секретаря парткома;

Произошло духовное перерождение партаппарата -- практически исчезла вера в коммунистические идеалы, появились ярко выраженные корыстные интересы, цинизм;

Постепенно от дел стал отходить сам Л.И. Брежнев. Тяжело больной Л.И. Брежнев после принятия Конституции СССР 1977 г., начиная с 1978 г. несколько раз подавал в отставку, однако не был отпущен на пенсию своим окружением, которое не желало нарушения сложившегося баланса сил. В результате страна практически осталась без лидера и развивалась на самотек;

В СССР разрасталась коррупция, особенно в национальных республиках;

В Грузии, Азербайджане, Узбекистане, иных республиках, Москве сложился класс подпольных дельцов («цеховиков»); происходило сращивание криминального бизнеса и партийной элиты;

В самом обществе царили пессимизм и двойная мораль. Системный кризис тоталитарного социализма выплескивался и за пределы СССР.

В 1968 и 1980 гг. в двух наиболее «благополучных» социалистических странах -- Чехословакии и Польше -- произошли массовые антисоветские и антикоммунистические выступления. Особенно болезненным для СССР стал кризис в Чехословакии.

В январе 1968 г. к власти в ЧССР пришло новое руководство во главе с Александром Дубчеком;

Новое руководство провозгласило своей целью построение «социализма с человеческим лицом» и начало реформы;

В ходе реформ начались переосмысление социализма, раскрепощение народа; у значительной части чехословацкого общества -- разочарование в социализме сталинско-брежневского типа;

Часть руководства Чехословакии и часть общества заняли радикальную позицию -- выход из Варшавского договора, максимальное удаление от СССР, объединение с западной цивилизацией; по стране начали распространяться антисоветские и антикоммунистические настроения;

Несколько раз руководство СССР пыталось вынудить чехословацкое руководство «навести порядок», подписывались различные документы, однако процессы в Чехословакии уже были неподвластны руководству А. Дубчека -- повернуть их вспять оно не могло и не хотело;

В ночь на 21 августа 1968 г. армии СССР и стран Варишвского договора (кроме Румынии) вторглись в Чехословакию и заняли территорию страны;

Армия Чехословакии не оказала никакого сопротивления, хотя имелись жертвы в результате столкновений молодежи и войск;

В итоге под давлением войск в 1969 г. к власти в ЧССР пришло новое пробрежневское руководство во главе с Г. Гусаком, реформы А. Дубчека прекращены, ЧССР возвращена в «социалистический лагерь».

В 1980 -- 1981 гг. в Польше начались массовые антиправительственные выступления, которыми руководил рабочий профсоюз «Солидарность» под руководством Леха Валеты. Польское руководство подавило беспорядки собственными силами. В декабре 1981 г. в Польше бьию введено военное положение, начались репрессии.

Несмотря на кризисы в соцстранах, СССР предпринял попытку экспортировать социализм. 27 декабря 1979 г. СССР, сделав ставку на одну из марксистских афганских группировок во главе с Бабраком Кармалсм, ввел войска в Афганистан и попытался вместе с афганскими коммунистами (партия НДПА) построить в феодальном Афганистане просоветское социалистическое общество. Данная политика привела к 10-летней полномасштабной войне 1979 -- 1989 гг., которая стала дестабилизирующим фактором в СССР, унесла жизни более 15 тыс. советских солдат, привела к резкому охлаждению обстановки в мире.

Война в Афганистане привела к новому витку холодной войны:

Нормальные советско-американские отношения были прерваны на 6 лет;

Большинство капиталистических стран во главе с США бойкотировало Олимпиаду 1980 г. в Москве;

В ответ на это в 1984 г. СССР и социалистические страны бойкотировали Олимпийские игры в США, Лос-Анджелесе;

В 1983 г. США начали развертывание новых ракет средней дальности в Европе;

Президент США Р. Рейган провозгласил СССР «империей зла» и- объявил о создании в будущем «космического щита» -- системы противоракетной обороны, которая бы сбивала советские ракеты из космоса (программа "звездных войн");

В 1983 г. СССР сбил южнокорейский пассажирский самолет, вторгшийся в советское воздушное пространство, который был принят за самолет-разведчик.

Проходившая гонка вооружений, разрушавшая бюджет СССР, превышала всякий здравый смысл.

Ядерные арсеналы во много раз превышали необходимое количество. Например, в 1983 г. один только город Киев в случае войны должен бы был подвергнут 40 ядерным ударам одновременно, когда для полного уничтожения города было достаточно 1 -- 2 ядерных ракет. Аналогичные планы существовали в отношении других городов. Мир стоял на пороге глобальной ядерной катастрофы.

После смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. в СССР была предпринята попытка реформ. Данные реформы связаны с именем Юрия Владимировича Андропова (1914 -- 1984), бывшего в 1956 г. послом СССР в восставшей Венгрии, председателем КГБ в 1967 -- 1982 гг. и избранного новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в 1982 г. Реформы Андропова имели поверхностный, косметический характер. В основном они касались наведения дисциплины и порядка в стране, преследования теневого бизнеса. В частности, было инициировано «хлопковое дело», по которому в крупных хищениях хлопка были обвинены ряд высших руководителей Узбекистана. Начавшиеся реформы прервались преждевременной смертью тяжело больного Ю.В. Андропова в начале 1984 г.

Новый лидер партии и СССР -- престарелый Константин Устинович Черненко (1911 -- 1985) -- также провозгласил реформы. Черненко был первым, кто объявил о начале в СССР «перестройки» и ввел в оборот данный термин. Однако на это мало кто обратил внимание. На деле началась только реформа школы 1984 г., других каких-либо значимых реформ не проводилось. Как и Ю.В. Андропов, К.У. Черненко в период нахождения в должности Генерального секретаря ЦК КПСС в силу крайне плохого здоровья был практически недееспособен.

Через 1 год и 1 месяц после своего избрания, 10 марта 1985 г., К.У. Черненко скончался после тяжелой продолжительной болезни. Через несколько часов, 11 марта 1985 г., новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в спешном порядке был избран 54-летний М.С. Горбачев, который был на 20 лет младше своих предшественников. В СССР началось время перемен.

Несмотря на то, что 70-е гг. были благоприятными с точки зрения естественных приростов трудоспособного населения, именно в этот период обострился дефицит рабочей силы, поскольку огромные капиталовложения как нарочно бросались не на замещение устаревшей техники и оборудования, а на возведение стен для давно устаревших технологических установок и машин. С упорством, достойные лучшего применения, создавались в крупнейших городах рабочие места под работников с низкой квалификацией. По стране пошло гулять расхожее московское слово - “лимитчик”. Дефицитность трудовых ресурсов в условиях административно-командной системы заставляла предприятия накапливать этот “ресурс” впрок. В 1971-1978 гг. в промышленности было создано более 3 млн. новых рабочих мест, которые оставались вакантными. Зато значительная часть рабочих обслуживала физически и морально устаревшую технику. Поэтому хотя и происходило некоторое сокращение удельного веса работников, занятых ручным трудом, их абсолютная численность продолжала расти.

Десятая пятилетка, скорее для самоуспокоения, была провозглашена “пятилеткой эффективности и качества”. Однако все шло наоборот. Вместо всемерной экономии изо всех сил поддерживались пропорции 30-50-х гг. Ставка делалась на закупки по импорту промышленного оборудования и товаров ширпотреба в обмен на экспорт энергоносителей из невозобновляемых источников. При этом недальновидно рассчитывали на благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру.

Культурное развитие.

Период двадцатилетнего руководства страной Л. И. Брежневым управление наукой и культурой в СССР обрело внешне демократические формы, однако большинство проводившихся официальных мероприятий носило парадный характер, а все решения были заранее подготовлены и согласованы с парторганами. Под лозунгом "неуклонного повышения уровня жизни советских людей" росло количество образовательных, учебных и научных учреждений, музеев, театров, библиотек и т.д., но качественных изменений в развитии культуры и науки не происходило. С конца 1960-х гг. постепенно набирали силу тенденции администрирования. Все больше талантливых произведений культуры и искусства, научных открытий и достижений оказывались либо запрещенными, либо невостребованными. Особенно ярко признаки консервации режима проявлялись в реабилитации сталинизма. В 1970-е гг. стал формироваться образ великого полководца И. В. Сталина, одержавшего победу в Великой Отечественной войне. С конца 1960-х гг. начинается и постепенно набирает размах кампания по возвеличиванию и самого Л. И. Брежнева, В 1973 г. было принято специальное постановление о мерах по "повышению авторитета" главы партии и государства Вместе с тем проблемы идеологии и организации научной и культурной жизни в стране постепенно усложнялись растущими экономическими трудностями.

В это время широкое распространение получили новые средства связи и коммуникации, способы передачи информации: радио и телевидение (цветное с конца 1960-х гг.), аудио- и видеокассеты. Все это расширило возможности доступа широких слоев советского общества к достижениям западной массовой культуры. Становилось ясно, что самый передовой строй отстает от стандартов жизни "загнивающего капитализма". Единственным ответом советских идеологов на новые явления в культуре и науке была основанная на догмах марксизма-ленинизма критика "буржуазных концепций". Несмотря на отчаянные попытки советского руководства "догнать и перегнать Запад" в области развития науки и культуры, материальных средств на это явно не хватало. И хотя расходы в СССР на социально-культурные нужды с 1970 по 1985 г. возросли более чем в два раза, доля затрат государства на такие отрасли, как наука и просвещение, неуклонно снижалась. Действовал принцип остаточного финансирования культурного строительства. В результате большинство объектов социально-культурной сферы превращалось в "долгострой", десятилетиями не реставрировались памятники архитектуры и искусства, приходили в упадок крупнейшие хранилища культурных и духовных ценностей - библиотеки, музеи, заповедники и др.

Вывод к теме 1.1:В результате выполненной работы, мы определили основные тенденции развития СССР к 1980 годам. Внутреннюю и внешнюю политику, культурное развитие народов Советского Союза.

горбачёв политика советский

Тема 1.2 Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х годов. Времена Горбачёва. Образование НДС

1.Среди историков и политиков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР и на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. В 1980-х г. в условиях ослабления идеологического диктата и всевластия КПСС, проявился кризис национально-государственного устройства страны. Оказалось, что в стране имеется немало этнических конфликтов, которые в обстановке гласности всплыли на поверхность (например, грузино-абхазский, армяно-азербайджанский). В республиках набирали силу националистические движения, которые отчасти поддерживались республиканским руководством, опасавшимся за свою судьбу в свете неопределенных перспектив КПСС. В ряде республик обострились отношения между титульными нациями и русскими. Руководство Советского Союза попыталось взять националистические движения под контроль, поощряя «рост национального самосознания всех наций». Но, как оказалось, у страны не было программы решения национальных проблем, умения своевременно и эффективно реагировать на обострение этнических конфликтов. В результате вооруженные столкновения переросли в межнациональные войны. Попытки решить проблему национализма с помощью войск не привели к положительным результатам, а еще больше подтолкнули национальные движения к борьбе за выход из СССР. Ослаблению союза способствовал нараставший экономический кризис. Горбачев и центральное правительство, явно не справлявшиеся с задачей преодоления экономического спада и реформирования экономики, с каждым годом теряли авторитет, как у народа, так и у руководства союзных республик. Национализм и сепаратизм проявились в первые же годы перестройки. 17-19 декабря 1986 г. в Алма-Ате под предлогом того, что на пост первого секретаря ЦК КП Казахстана вместо Кунаева был назначен Колбин, тысячи молодых казахов устроили беспорядок. Погибли двое русских дружинников, свыше тысячи человек обратились за помощью в медицинские учреждения. Для восстановления порядка были применены войска. Армяно-азербайджанский конфликт в Нагорно-Карабахской автономной области перерос в войну. Все попытки остановить этот конфликт ни к чему не привели. Наряду со стихийными проявлениями национализма создавались националистические организации, так называемые Народные фронты. Наибольший размах движение за национальную независимость получило в прибалтийских республиках. Одной из форм этой борьбы стала критика советской истории. В августе 1987 г. в связи с годовщиной заключения советско-германского пакта о ненападении в Прибалтике прошли демонстрации с требованием опубликовать секретные протоколы, рассказать общественности о массовых депортациях в сталинские времена. 16 ноября 1988 г. Верховный Совет Эстонии утвердил изменения и дополнения к Конституции республики, позволяющие ее высшим органам власти приостанавливать действие законодательных актов СССР. Одновременно была принята декларация о суверенитете республики. 17-18 ноября Верховный Совет Литвы внес в Конституцию дополнение о придании литовскому языку статуса государственного. Аналогичные дополнения были внесены в Конституции Эстонии (декабрь 1988 г.) и Латвии (май 1989 г.). В 1989 г. Народные фронты Прибалтики объявили противозаконным пакт Молотова-Риббентропа, а, следовательно, противоправным включение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР. Лидер литовского Народного фронта «Саюдис» В. Ландсбергис в «Манифесте литовской свободы» объявил, что его организация ставит целью завоевание власти в республике и провозглашение ее полной независимости. Такие же цели провозгласили и Народные фронты Эстонии и Латвии. В апреле 1989 г. в Тбилиси состоялся митинг под лозунгами «Независимость Грузии» и «Долой Российскую империю». Руководство Грузии растерялось. Бюро ЦК компартии республики обратилось в ЦК КПСС с просьбой ввести чрезвычайное положение. Было решено направить в Тбилиси войска. В ночь с 8 на 9 апреля митинг был разогнан войсками. Погибли 16 человек. Эти события дали мощный толчок развитию национального движения в Грузии. В мае-июне 1989 г. прошел 1 съезд народных депутатов СССР. На нем наиболее радикально настроенные депутаты потребовали демонтажа «унитарного имперского государства» и образования новой добровольной федерации. Но на этом съезде представители национальных движений не добились поддержки своих требований. Потерпев поражение на съезде, националисты попытались решить вопрос о независимости в Верховных Советах своих республик. Политическая борьба в республиках достигла небывалой остроты. Республиканские компартии пытались противостоять набиравшим силу национальным движениям, но они утратили былое влияние и монолитность, а компартия Литвы раскололась на две самостоятельные партии. Стремление руководства некоторых республиканских компартий опереться на поддержку центра подорвало их авторитет и сыграло на руку националистам. Результаты выборов в Верховные Советы Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Армении оказались неудачными для коммунистов. В Верховных Советах этих республик большинство получили сторонники национальной независимости, которые стали предпринимать шаги по выходу из СССР. Но даже в республиках, в которых коммунисты получили большинство голосов на выборах, Верховные Советы один за другим стали принимать Декларации о национальном суверенитете, провозглашавшие, в первую очередь, верховенство республиканских законов над союзными. Весной 1990 года Верховные Советы прибалтийских республик приняли декларации о независимости. Советский Союз оказался на пороге распада. Союзные власти, не желавшие расширения прав и самостоятельности республик пытались остановить процессы суверенизации. Сделать это с помощью военной силы оказалось для центра проблематично. В случаях применения войск руководство страны действовало непоследовательно и нерешительно. Тбилисские события 1989 г., а затем попытки силовыми методами воспрепятствовать балтийским республикам из состава СССР (столкновения митингующих людей с подразделениями ОМОНа в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге; в столице Литвы погибли 14 человек), заканчивались людскими жертвами и попытками политического руководства свалить всю вину на военных. М. Горбачев заявлял, что он не был поставлен в известность о готовящихся военных операциях. По поводу событий в Прибалтике президент СССР сделал двусмысленное заявление, из которого следовало, что столкновения произошли стихийно, военные действовали без указаний сверху: События, которые произошли в Вильнюсе и Риге, ни в коем случае не являются выражением линии президентской власти, ради которой она была создана. И поэтому решительно отвожу всякие спекуляции, все подозрения и наветы по этому поводу… События в Прибалтике возникли в обстановке жесточайшего кризиса. Противозаконные акты, грубое нарушение гражданских прав, дискриминация людей иной национальности, безответственное поведение по отношению к армии, военнослужащим и их семьям создали ту среду, ту атмосферу, где такого рода стычки и побоища легко могут возникать по самым неожиданным поводам. Эти события фактически привели к отделению прибалтийских республик и резкому падению авторитета М.С. Горбачева, на которого была возложена вся ответственность за расправу. В Узбекистане, в ферганской долине, начались стычки местного населения с турками, переселенными туда в годы сталинских репрессий. Появились первые потоки беженцев из Узбекистана, Азербайджана, Армении. Тенденция к сепаратизму усилилась. В результате в любой области - русской или нерусской - появилась и стала пробивать себе дорогу мысль о том, что центр обирает территории, тратя деньги на оборону и на удовлетворение нужд бюрократии, что каждая республика жила бы значительно лучше, если бы не делилась с центром своими богатствами. В ответ на сепаратистские тенденции быстро стал распространяться русский национализм. Русские, в ответ на обвинение в эксплуатации других народов, выдвинули лозунг об ограблении России республиками. Действительно, Россия производила в 1990 г. 60,5% валового национального продукта СССР, давала 90% нефти, 70% газа, 56% угля, 92% древесины и т.д. Появилась мысль, что для улучшения жизни русских надо сбросить с себя балласт союзных республик. Первым эту мысль сформулировал А.И. Солженицын. Политический вакуум, возникший после ухода Советского Союза из Восточной Европы, был быстро заполнен странами Западаю

2.Михаил Сергеевич Горбачёв

Родился 2 марта 1931 году, в селе Привольное, Северо-Кавказский край, РСФСР.Советский и российский государственный, политический и общественный деятель.

Последний генеральный секретарь ЦК КПСС. Последний Председатель Президиума Верховного Совета СССР, затем первый председатель Верховного Совета СССР. Единственный Президент СССР.

Основатель Горбачёв-Фонда. С 1993 года соучредитель ЗАО «Новая Ежедневная Газета» Член редакционного совета с 1993 года.

Имеет ряд наград и почётных званий, наиболее известная из которых -- Нобелевская премия мира 1990 года. Входит в список 100 самых изученных личностей в истории.

В период деятельности Горбачёва в должности главы государства и руководителя КПСС в Советском Союзе произошли серьёзнейшие изменения, повлиявшие на весь мир, которые стали следствием следующих событий:Масштабная попытка реформирования советской системы («Перестройка»). Введение в СССР политики гласности, свободы слова и печати, демократических выборов, реформирования социалистической экономики в направлении рыночной модели хозяйствования (Концепция экономических реформ 1987г. предполагала вхождение в рыночные отношения в отдаленном будущем).

Окончание холодной войны.

Вывод советских войск из Афганистана (1989).

Отказ от государственного статуса коммунистической идеологии и преследования инакомыслящих.

Распад СССР и Варшавского блока в результате перехода СССР и социалистических стран Восточной Европы к рыночной экономике и демократии.

3. Распамд СССР -- процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, приведшие к прекращению существования СССР в конце 1991 года. 25 декабря 1991 года президент СССРМ. С. Горбачёв объявил о прекращении своей деятельности на этом посту «по принципиальным соображениям»; 26 декабря Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ.

С распадом СССР обрели государственную самостоятельность пятнадцать бывших союзных республик. Процессы реконфигурации постсоветского пространства, его освоения ключевыми конкурирующими игроками политического рынка -- США, Евросоюзом, Китаем, Турцией, Россией -- привели к глобальной геополитической перестройке. Прекращение существования СССР вызвало распад биполярного мира и формирование униполярной парадигмы мироустройства при глобальном доминировании США.

Вывод к теме 1.2: В результате изученного материалы мы определили дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х годов. Ликвидация. Политическая соб. В Восточной Европе.

Рассмотрели времена Горбачёва. Образование НДС.

Распад СССР и отражение событий в Восточной Европе дезинтеграционных процессов СССР.

Общий вывод: Подводя итоги, можно скачать, что развитие СССР и его место в этом мире являлось важнейшей деталей и нельзя не отметить, что распад великой державы поверг в глубокий шок народ и всю власть.

Список использованной литературы

1. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе (Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Под общей редакцией В. В. Журавлева). М., Политиздат. 1990.

2. Наше Отечество. Опыт политической истории. Часть вторая (Российский государственный гуманитарный университет. / Кулешов С.В., Волобуев О.В., Пивовар Е.И. и др.). М., Терра - Terra. 1991.

3. Бурлацкий Ф.М. О Хрущеве, Андропове и не только и них... М., Политиздат. 1990.

4. Земцов И. Черненко. Советский Союз в канун перестройки. - Лондон. 1989.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные события внешней политики и международных отношений. Разрядка международной напряженности, причины перехода от разрядки к конфронтации. Начало распада "социалистического лагеря". СССР и международные конфликты. Отношения СССР со странами Запада.

    презентация , добавлен 27.05.2013

    Политическая ситуация в СССР после победы в Отечественной войне, этапы расширения зоны влияния в Европе и в Азии. Революция в Венгрии после развенчания культа личности Сталина. Внешняя политика Советского Союза в годы "застоя". СССР в афганской войне.

    реферат , добавлен 22.11.2009

    Международное положение СССР в 30-е годы, внешняя политика советского правительства. Экономическое развитие советского государства перед началом Второй мировой войны. Техническое оснащение Красной Армии, последствия репрессий и уничтожения командиров.

    реферат , добавлен 12.09.2012

    Анализ социально-экономического и политического развития СССР и России в 80-90-е годы ХХ века. Причины, которые побудили М.С. Горбачева начать процесс по внедрению "перестройки". "Период бурь и натиска" - новое видение современного мира. Распад СССР.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2008

    Направления экономического развития советского государства перед Второй мировой войной. Приоритеты мировой и внешней политики СССР накануне войны. Развитие международных отношений СССР с малыми государствами в предвоенные годы, международные договора.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2015

    Влияние Второй мировой войны на дальнейшее развитие СССР в послевоенные годы. Развитие внутренней и внешней политики советского государства в условиях огромных демографических и экономических потерь. Отношения СССР и стран союзников после войны.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2010

    Причины и условия возникновения советского диссидентства. Первая послевоенная демонстрация. Становление диссидентского движения в СССР. Политические, национальные, религиозные течения диссидентского движения, которые выявились и оформились в 1960–1980 г.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2017

    Положение экономики СССР в 1960-х гг. Внешняя политика СССР в годы конфликта во Вьетнаме. Влияние на Советский Союз конфликта с Китаем. Вмешательство СССР в международные конфликты: дипломатическая поддержка арабских стран, ввод войск в Чехословакию.

    презентация , добавлен 01.09.2011

    Внешняя политика Советского Союза - наиболее важные моменты. Идея мировой революции. Враждебность мировых держав к СССР. Противоречивость геополитических интересов. Коммунистический Интернационал (Коминтерн).

    реферат , добавлен 11.10.2002

    Общая характеристика жизни страны в 1980-м году. Ссылка А.Д. Сахарова. Олимпийские игры в Москве. Смерть В.С. Высоцкого. Запуск "Союз-37", "Союз-38". Избрание М.С. Горбачева членом Политбюро ЦК КПСС. Отъезд В. Войновича из СССР.


После отставки Н. С. Хрущева к руководству страной пришли деятели, чья партийно-государственная карьера началась в 30-е гг., а также в военные и первые послевоенные годы. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л. И. Брежнев. Брежнев энергично начал свою деятельность и, как опытный аппаратчик, быстро взял в свои руки нити управления страной. Во главе Совета Министров СССР стал А. Н. Косыгин. Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран Н. В. Подгорный. Из наиболее авторитетных членов Советского правительства в 60-е гг. - первой половины 80-х гг. являлся министр иностранных дел А. А. Громыко. Также большим влиянием пользовался М. А. Суслов.

Таковы были некоторые ключевые фигуры в Советском руководстве, сформированном после отставки Н. С. Хрущева. Перед новым руководством стояли весьма непростые задачи: преодолеть трудности в экономике, обеспечить динамичное развитие страны, устойчивый рост благосостояния советских граждан.

Экономическое развитие

В начале 70-х гг. был принят курс на интенсификацию в качестве основного направления развития советской экономики... Учитывая тенденции развития мировой экономики, XXIV и XXV съезды КПСС обратили внимание на ускорение научно-технического прогресса. Предусматривалось повышение роли экономических факторов управления народным хозяйством, уточнение функций министерств.

Однако решать эту стратегическую задачу в 70-е - нач. 80-х гг. не удалось. Экономика по-прежнему продолжала развиваться экстенсивно. Правда, внешне картина развития Советского Союза в 70-е гг. выглядела впечатляюще, но за внешне благополучной картиной наблюдалось устойчивое падение темпов экономического развития.

Особенно неблагоприятным выглядело экономическое развитие стран на фоне мировой экономики. В 70-е - начале 80-х гг. промышленно развитые страны, успешно преодолев структурный кризис “совершили “технический рывок”. Перейдя на энерго- и ресурсосберегающие технологии, широкое использование техники нового поколения, они добились существенного роста темпов промышленного производства. Это еще более усугубило экономическое отставание СССР. Советская экономика по-прежнему очень медленно осваивала достижения науки и техники. Даже в промышленности к началу 80-х гг. автоматизированными или комплексно механизированными было только 10-15 предприятий. Именно в 70-е гг. произошло ощутимое технологическое отставание СССР от развитых стран. К 80-м гг. Советский Союз утратил свое былое преимущество в подготовке научных кадров.

В 70-е гг. самые радикальные предложения по модернизации народного хозяйства не выходили за рамки существовавшего общественного строя. К их числу можно отнести и предложения А. Н. Косыгина. Косыгин, в частности, выступал за децентрализацию управления народным хозяйством, сочетание отраслевого управления народным хозяйством, сочетание отраслевого управления с региональным, расширения роли и самостоятельности министерств и управлений, отход от жесткого директивного планирования. Он настаивал на сокращении расходов на оборону, уменьшении “разнузданной” (по его выражению) помощи в быстрейшем развитии отраслей легкой промышленности. Однако эти предложения не находили должной поддержки ни в Политбюро, ни в министерствах и ведомствах.

В плане развития народного хозяйства СССР на 1976-1980гг. основными приоритетами государственной политики назывались развитие оборонной промышленности, энергетики, сельского хозяйства и освоение Сибири. Таким образом, экономика СССР во второй половине 70-х гг. продолжала развиваться в командно-административном режиме.

Война на Ближнем Востоке в начале 70-х гг. (богатом нефтью) в 1973 г., энергетический кризис, поразивший страны Запада, привели к резкому скачку мировых цен (в15 раз) на нефть. Это позволило СССР, одному из крупнейших мировых экспортеров сырой нефти, дополнительно получить огромную прибыль. Полученные средства дали возможность существенно расширить закупки оборудования, товаров потребления за рубежом, решить ряд других острых проблем. В итоге, надвигавшийся кризис, удалось временно приостановить. Однако к концу 70-х гг. в связи со стабилизацией экономики стран Запада и изменения ситуации на мировом нефтяном рынке нефтедолларовый поток в СССР стал сокращаться. Это сразу же неблагоприятно отразилось на социально-экономическом положении страны.

К подрыву народного хозяйства СССР вели непомерные военные расходы, еще больше возросшие со второй половины 70-х гг. в связи с новым витком гонки вооружений и вовлечении СССР во внутри афганский конфликт.

В целом народное хозяйство СССР к началу 80-х гг. не претерпело каких-либо серьезных изменений. По-прежнему сохранялся все тот же экстенсивный способ хозяйствования, большинство отраслей не располагало технически развитой базой, действовали, как и раньше, административно-бюрократическая система управления и централизованного распределения, предприятия не имели хозяйственной самостоятельности, а, следовательно, и заинтересованности в улучшении своей производственной деятельности.

В аграрном секторе, несмотря существенный рост капиталовложений (превышавших пятую часть всех инвестиций), производство продукции возрастало медленно. В 1982 г. была принята “Продовольственная программа” страны, призванная облегчить высокие темпы развития аграрного сектора и сделать ее рентабельным. Однако она не дала ожидаемых результатов.

После смерти в ноябре 1982 г. Л. И. Брежнева к руководству КПСС и Советским Государством пришел Ю. В. Андропов (1914-1984гг.). Это был здравомыслящий политик и опытный государственный деятель. Он энергично взялся за наведение порядка в стране, пробудил в обществе надежды на возможное изменение жизни к лучшему. Однако этим надеждам не суждено было сбыться: Андропов умер в феврале 1984 г. так и не завершив начатую работу.

Андропова сменил на высших партийном и государственном постах К. У. Черненко (1911-1985гг.). Больной человек, сторонник брежневского стиля, он даже не мог предложить разумной программы преодоления кризисных явлений в экономике и обществе. К тому же во власти он находился менее года.

Таким образом, к началу 80-х гг. экономическая ситуация в стране резко обострилась. Было упущено время для того, чтобы избежать надвигавшегося кризиса. С ухудшением экономического положения начали обостряться социальные проблемы. Происходило падение среднегодовых темпов прироста основных показателей благосостояния советских граждан.

Социальная сфера.

В 70-е гг. несколько раз повышалась заработная плата. Были увеличены пенсии ветеранам войны и труда, инвалидам. Возросли выплаты из общественных доходов потребления. За счет общественных фондов потребления обеспечивалось бесплатное образование (включая высшее), выплачивались стипендии студентам, оказывалось бесплатное медицинское обслуживание и льготное санаторно-курортное лечение, выплачивались пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Организовывался отдых рабочих, служащих и колхозников, обеспечивалась массовость физкультуры и спорта, оплачивались ежегодные отпуска, удерживалась на низком уровне квартирная плата, содержались детские дошкольные учреждения и т.д.

И все же в 70-е гг. жизненный уровень советских граждан начал падать. Это было связано с набиравшей силу инфляцией и отставанием в связи с этим роста заработной платы. Инфляция вызвала повышение розничных цен, причем не только на престижные товары, но и на многие товары массового спроса.

Существовала также скрытая инфляция, проявлявшаяся в дефиците потребительских товаров, обусловленном диспропорциями в экономике. Дефицит товаров и слуг в свою очередь порождал неудовлетворенный спрос, выражавшийся в накоплении денежных средств населения в сберегательных кассах. Ухудшилось обеспечение населения молочными, мясными и некоторыми другими видами продуктов.

Острой оставалась жилищная проблема. В 70-е гг. улучшали свои жилищные условия 105 млн. чел. Однако в эти годы произошли сокращения средств на строительство жилья. Это привело к тому, что очереди на получение жилья в 5-6 раз превышали вводимый жилой фонд.

В трудном положении оказались здравоохранение, народное образование, обострилась экологическая ситуация.

Советское общество все больше поражали социальная апатия, правовой нигилизм, экономические преступления. Во многом эти негативные явления порождались углублявшимся отчуждением человека труда от собственности, несовершенной системой труда, обесцениванием моральных стимулов.

Уравниловка в оплате труда стимулировала распространению психологии “маленького человека” (зарплату все равно выдадут независимо от того, как проработал, пусть другие “пашут”, начальству видней и т.п.).

Внутренняя политика.

Сложно и противоречиво шел процесс развития политической системы советского общества. Её составными элементами являлись Советы, общественные организации, а также КПСС - ”ядро” политической системы.

Противоречивые тенденции в развитии политической системы советского общества проявились, прежде всего, в ее главном составном элементе - советской государственности. С одной стороны, принимались меры по усилению роли Советов, укреплению органов государственной власти, а с другой - шел процесс полного подчинения Советов Коммунистической партии, слияния государственного и партийного аппарата и образования бюрократической системы.

В октябре 1977г. на всесоюзной сессии Верховного Совета СССР была принята новая Конституция СССР. В конституции подчеркивался демократический принцип равноправия всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, характера занятий, места жительства.

В нее была внесена специальная глава о политической системе советского общества. Впервые в качестве важнейшего элемента политсистемы выделялись трудовые коллективы, которые “участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел”.

В отличие от предшествующего Основного закона в новой Конституции проблема прав, свобод и обязанностей личности, взаимоотношений государства и личности была выделена в особую главу. Это являлось шагом вперед по пути признания и обеспечения прав личности.

Новая Конституция СССР, несмотря на ее демократичный характер, не смогла по многим причинам сделать советское общество по-настоящему правовым, укрепить законность и порядок в стране.

Конституция СССР 1977 г. оказалась не в состоянии радикальным образом повлиять на улучшение правовой ситуации в стране, укрепить авторитет и силу закона в советском обществе. Этого не могли сделать и конституции союзных республик, принятые в 1988г. Они зеркально отражали сильные и слабые стороны Конституции СССР.

Тем временем в стране росло число правонарушений. К началу 80-х гг. приписки, хищения, взятки стали, по существу, массовыми явлениями, стремительно рос “черный” рынок. Капитал теневой экономики оценивались в 70-80 млрд. руб. Преступность стала приобретать организованный характер, шло сращивание уголовного мира с отдельными представителями аппарата власти.

Кризисные явления, все больше поражавшие советское общество, не обошли стороной и “ядро” политической системы - КПСС.

Большой ущерб авторитету КПСС нанесла предпринимавшаяся попытка создать культ личности Л. И. Брежнева. Этим занималось его ближайшее окружение. Большие усилия прилагались в частности М. А. Суслов, направляя на места указания с призывами к укреплению авторитета генсека. Славословия в адрес Брежнева начались на XXIV съезде и достигли своего апогея на XXVI съезде КПСС.

Новый культ, хотя и содержал элементы фарса и воспринимался среди коммунистов и беспартийных с юмором, разлагающе влиял на жизнь общества. Он подрывал доверие к КПСС, ее руководителям, к способности партии что-либо радикально изменить в стране.

Новому Генеральному секретарю, ЦК КПСС Ю. В. Андропову из-за очень ограниченного срока нахождения в должности руководителя КПСС не удалось очистить партию от разложившихся элементов, поднять уровень партийной работы. К. Черненко, который сменил на посту генсека Ю. В. Андропова даже не предпринял попыток к реформированию КПСС.

К началу 80-х гг. КПСС, как правящая партия, оказалась фактически в кризисном состоянии и не могла противостоять негативным тенденциям, которые постепенно охватывали различные сферы жизни советского общества.

Образование, наука, культура.

В 1965-1985 гг. получили дальнейшее развитие образование, наука, культура, литература. Укреплялась материальная база учебных заведений, росло число выпускников. Так, в конце 70-х гг. примерно 70% учащихся занимались в школах, построенных за последние 20 лет.

В то же время стала проявляться тенденция снижения уровня подготовки в общеобразовательной школе.

Снижался уровень подготовки специалистов и в системе высшего образования. За 15 лет, т.е. с 1970 по 1985 гг. число вузов увеличилось с 805 до 894, а число студентов сократилась соответственно с 4,9 до 4,4 млн. человек. Материальная база большинства вузов оставалась устаревшей, что не позволяло серьезно рационализировать учебный процесс.

В несколько лучшем положении находилась наука. На научные исследования выделялись значительные финансовые расходы. Открывались научно-исследовательские институты и центры.

Особенно впечатляющими были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики, прикладной математики, различных областях химии, биологии и других научных направлениях, результаты которых были тесно связаны с обороной и космической техникой. Так, в ноябре 1970г. советская автоматическая станция “Лна-17” доставила на Луну первый в мире самоходный космический робот-исследователь «Луноход-1». Этот робот проложил свою первую лунную трассу и передал на Землю (на расстояние почти 400 тыс. км.) сведения о свойствах лучшего грунта, о действиях космических лучей, о радиации и т.п. Развивалось советско-американское сотрудничество в области освоения космоса. Совместный полет в 1975г. космических кораблей “Союз” и “Аполлон” стал убедительным подтверждением научно-технологических возможностей каждой из стран.

Однако в планировании научно-исследовательских работ были и серьезные просчеты. Так, неверная концепция развития отечественной вычислительной техники и информатизации, принятая в начале 1970-х гг., привела к серьезному отставанию СССР в этой области от передовых развитых индустриальных держав мира, а экологически опасная программа переброса великих северных рек в Среднюю Азию - к бессмысленной трате огромных материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Реализация этой программы могла бы к тому же обернуться страшной катастрофой.

В искусстве и литературе появились в этот период произведения, которые касались различных сторон жизни общества, вызывали повышенный интерес у зрителей и читателей. Руководство страны приветствовало разработку писателями и драматургами производственной тематики, где герой - новатор производства, борец против косности и бюрократизма чиновников.

Вместе с тем в культуре и литературе в эти годы стал проявляться отход от анализа острых проблем современности. Трактовка же советского прошлого шла в русле успешного продвижения вперед, хотя и с трудностями, но всегда преодолимыми. Во многом это объяснялось партийными установками о недопустимости в культуре двух крайностей - как “очернительства”, так и “лакировки действительности”. Началось ужесточение политического климата, возникла угроза реанимации сталинщины. Ряд творческих деятелей выступил за продолжение либерализации в обществе, начатого в период хрущевской “оттепели”, в защиту свободомыслия.

В среде научной и творческой интеллигенции, верующих и некоторых национальных меньшинств появились целые группы несогласных с правящим режимом и открыто выступивших в защиту прав и гражданских свобод. Это движение потом стало называться диссидентским. Диссиденты использовали различные формы протеста: составление “петиций” в адрес советского руководства, нелегальное печатное и распространение “самиздата” (т.е. работ, изданных в бесцензурной печати), организация публичных выступлений на митингах, обращение к общественным движениям на Западе, публикация на Западе литературных произведений с антисоветской направленностью.

С середины 70-х гг. начался новый - “хельсинский” - этап диссидентского и правозащитного движения. В мае 1976 г. физиком Ю. Орловым была создана общественная группа содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР. Она собирала и анализировала материалы о нарушениях прав человека в Советском Союзе и направляла свои отчеты правительствам всех стран - участниц совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1975 г. в Хельсинки.

Против действий диссидентов органы власти предпринимали меры: одних арестовывали и судили, других помещали в психиатрические больницы, третьих депортировали за границу и лишали гражданских прав. Многие диссиденты эмигрировали.

Диссидентское движение не было многочисленным, насчитывало всего несколько сотен человек, в основном из сферы интеллигенции. Оно не имело мощной поддержки в советском обществе. И если это движение нашло определенное признание за рубежом, то благодаря деятельности таких широко известных личностей, как академик А. Сахаров и писатель А. Солженицын.

Тем не менее, диссидентское движение явилось отражением появившегося кризиса в духовной сфере. Разрушению же моральных устоев советского общества, падению социалистических идеалов граждан СССР в большей степени способствовали провалы в экономике, обострение социальных проблем, разочарование в “коммунистическом созидании”, получившая распространение, в том числе на государственном уровне “двойная мораль”. Все это вело к апатии и безразличию граждан СССР.

Внешняя политика.

Положение Советского Союза на международной арене к середине 60-х гг. оставалось достаточно прочным. Он по праву считался одной из двух супердержав мира. Ни один вопрос мировой политики, имевший сколько-нибудь принципиальное значение, не решался без его участия, либо в рамках ООН, либо на основе переговорных процессов.

Советская внешняя политика в 1965-1985 гг. как и в прежние годы имела несколько уровней: отношения с зарубежными коммунистическими и рабочими партиями, отношения с социалистическими странами, отношения с развитыми капиталистическими странами, отношения со странами “третьего мира”.

В отношении социалистических стран (их насчитывалось 15) политика советского руководства строилась дифференцировано. Предпринимались шаги к нормализации отношений с Китаем, Албанией, Северной Кореей. Однако эту задачу решить не удалось. Более того, весной и летом 1969 г. произошло вооруженное столкновение между СССР и КНР на границе в районе острова Доманский (Дальний Восток) и Семипалатинска (Казахстан). На протяжении 1970-х гг. Китайская Народная республика рассматривалась как потенциальный противник.

Более тесное сотрудничество соц. стран осуществлялось в рамках организации Варшавского Договора (ОВД) и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). В СЭВ входили 11 государств: СССР, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, Чехословакия и Югославия.

Темпы роста производства продукции в странах СЭВ был выше, чем в Европейском экономическом сообществе (ЕЭС), а по выплавке металла, добыче угля, производству электроэнергии СССР занимал первое место. Вместе с тем, качество продукции оставалось невысоким, степень обеспеченности потребительскими товарами населения стран СЭВ, уровень их жизни были несопоставимы с западными стандартами. Во многом это объяснялось отсутствием конкреции среди производителей товаров, изоляцией от западного рынка.

В общественно-политической жизни восточно-европейских стран после венгерских событий 1956 г. процессы демократизации приобрели более последовательный характер. В то же время, если эти процессы выходили за рамки “социалистического пути развития”, становились непредсказуемыми, следовали карательные меры. Так, правительство Чехословакии, взявшее курс на демократизацию общества, внедрение элементов рыночной экономики, построение “социализма с человеческим лицом”, пошло значительно дальше предписываемых рамок. Это вызвало резкое недовольство со стороны политического руководства СССР. В Чехословакию в августе 1968г. были введены войска стран-частниц Варшавского Договора. Эта акция вызвала осуждение большинства государств мировой общественности, в том числе со стороны международного коммунистического движения. Ее рассматривали как акт неприкрытой агрессии против суверенной Чехословакии.

Отношения Восток-Запад продолжали развиваться в русле “холодной войны”. Тем не менее, со второй половины 60-х гг. здесь наметились позитивные подвижки. Особую роль сыграл визит в Москву французского Президента Шарля де Голя и последовавшие взаимные визиты советских и французских министров и глав правительств. В октябре 1971г. был подписан документ “Принципы сотрудничества между СССР и Францией”, который заложил хорошую основу для развития советско-французских отношений.

С 1970г. начался период, который вошел в историю как период разрядки международной напряженности. В потеплении международного климата были заинтересованы как Запад, так и Восток. США вели с 1964 г. войну во Вьетнаме. Им необходимо было посредничество Советского Союза, чтобы уйти оттуда с наименьшими потерями. СССР, находясь перед лицом нараставшей грозы со стороны Китая, нуждался в улучшении отношений с Западом. Экономически интересы стран Запада и Востока также требовали улучшения взаимных отношений. В частности, в конце60-х гг. капиталистические страны Запада охватил энергетический кризис, а Советский Союз являлся крупнейшим экспортером энергоносителей. Продажа нефти и газа западным странам позволяла СССР развивать с ними взаимовыгодную торговлю. Наконец, к началу 70-х гг. между СССР и США установили паритет в военной области, наступила, по признанию американского президента Р. Никсона “Эра переговоров”. И на Западе и на Востоке росло понимание недопустимости ядерной войны, в мире ширилось антивоенное движение, с которым правительство не могли не считаться.

XXIV съезд КПСС (1971г.) сформулировал конкретный план действий Советского руководства по ограничению гонки вооружений, погашению военных конфликтов в различных регионах планеты, укреплению европейской безопасности. Добиваясь ее реализации СССР, значительно повысил свой международный рейтинг, возросло доверие к нему со стороны Запада. Это способствовало успеху переговоров и подписанию в первой половине 70-х гг. ряда соглашений, понизивших опасность ядерной войны, укреплявших европейскую и международную безопасность: в 1972 г. были подписаны Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1); в 1973г. - Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны, в 1974 г. - Договор об ограничении подземных испытаний ядерного орудия и др. Эти соглашения не означали прекращения гонки вооружения, но они перекрывали ее некоторые, наиболее опасные направления. Нормализации обстановки в центре Европы способствовали подписанные договоры ФРГ с Польшей, Чехословакии, четырехсторонне соглашение СССР, США, Великобритании и Франции по Западному Берлину. В 1972г. был подписан мирный договор между СССР и ФРГ. В последующие годы политическое и экономическое сотрудничество между СССР и ФРГ развивалось по восходящей линии.

В 1973г. было заключено соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме.

Пиком разрядки явилось состоявшееся в августе 1975 г. в столице Финляндии Хельсинки совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе. Его итогом стало принятие “Заключительного акта”. Этот документ подписали 33 европейских государства, а также США и Канада. “Заключительный акт” регламентировал основные принципы взаимоотношений между государствами. Он зафиксировал и узаконил положение, сложившееся в послевоенной Европе.

Однако и в годы разрядки противостояние двух военно-политических блоков (ОВД и НАТО) продолжалось, начался новый виток гонки вооружений. В США начались разработки более разрушительных систем вооружения. В СССР был выдвинут лозунг “создания и поддержания военно-стратегического паритета”, равенства с США по всем видам вооружений. Были увеличены военные расходы, что самым катастрофическим образом отражалось на советской экономике. США превосходили СССР по валовому национальному продукту в 3-4 раза, а затраты на вооружение были равноценными. Наращивание гонки вооружений сопровождалось взаимными обвинениями и ростом недоверия.

В эти годы не всегда продуманной была политика Советского Союза в отношении стран “третьего мира”. Военно-блоковая логика, стратегия увеличить число союзников, вели к неразборчивости в выборе политических партнеров, к установлению союзнических отношений с режимами диктаторского типа. Такую же блоковую политику проводили и США, поддерживал антидемократические режимы, провозглашавшие антикоммунистические и антисоветские ориентиры. Блоковые действия СССР и США порождали бесчисленные конфликты, дестабилизировали международную обстановку.

К концу 70-х гг. изменилась и экономическая ситуация. В Советском Союзе замедлились темпы экономического роста. В торговле с Западом наша страна все больше выступала в роли страны “третьего мира”, продающей сырье и энергоносители в обмен на машины и оборудование, потребительские товары и продукты питания. Однако по мере того, как страны Запада переходили на энерго- и ресурсосберегающие технологии, их заинтересованность в торговле с СССР стала падать.

Начало резкому обострению международной обстановки, возвращению к политике “холодной войны” положило решение Советского руководства о вводе ограниченного контингента советских войск в Афганистан в декабре 1979г. для оказания “интернациональной помощи” афганской революции. Это ошибочное решение было воспринято на Западе как отказ от разрядки. США отказались ратифицировать Договор ОСВ-2, подписанный между СССР и США в 1979г., предприняли экономически санкции против СССР, бойкотировали Олимпийские игры в Москве (1980). Угрозу в действиях СССР увидели Китай, Иран, Пакистан. Советский Союз оказался в международной изоляции.

На Западе, особенно в США, началась мощная антисоветская компания. Развернулись работы по созданию системы противоракетной космической обороны (СОИ). Гонка вооружений набрала новый виток, грозила принять непредсказуемые масштабы и последствия.

Итак, к началу 80-х гг., несмотря на определенные подвижки в развитии отдельных отраслей народного хозяйства, кризисные явления все больше пронизывали экономику, социальную сферу, духовную жизнь советского общества. Партийное и государственное руководство не смогло осуществить перевод экономики на интенсивный путь развития, сориентировать ее в большей степени на удовлетворение растущих потребностей граждан, провести более широкую демократизацию жизни страны на основе новой Конституции СССР, укрепив авторитет и силу закона. Не была осуществлена перестройка самой КПСС. Во внешней политике Советского Союза наряду с успехами имели место ошибки, просчеты, граничащие с авантюризмом, что привело к неудачам и утрате многих достижений, серьезному обострению международной обстановки к началу 80-х гг.

Таким образом, “развитой социализм” о котором так много писали и говорили в 70-е гг. оказался на деле началом кризиса социализма в СССР.



Усиление цензурных запретов. Значение "самиздата" и "тамиздата" в

развитии литературы конца 60-70-х гг. Новая волна эмиграции (И.Бродский, В.Некрасов, А.Солженицын, В.Аксенов и др.).

Углубление психологического анализа в "городской" прозе 1960-70-х гг. Нравственная проблематика, конфликты и характеры в прозе Ю.Трифонова.

Развитие социально-философской фантастики. Творчество А. и Б.Стругацких: между утопией и антиутопией.

Сатирическая проза Ф.Искандера, В.Войновича.

Особенности "военной" и "деревенской" прозы периода. Творчество В. Астафьева, В. Кондратьева.

Раздел 10. Русская литература последних десятилетий.

10.1.Литературное развитие 1980 - 2000-х гг. Особенности прозы.

Изменение общественно-политического положения в стране: перестройка (1985 - 1991 гг.), распад СССР и возникновение нового государства (с 1992 г.). Публикация "задержанных" произведений антисталинского направления (А.Бек, А.Рыбаков, В.Дудинцев и др.). Возвращение литературы запрещенной, подпольной, эмигрантской. Формирование "другой" истории русской литературы ХХ в.

Усиление публицистического начала в литературе второй половины 80-х гг. Социально-этическая проблематика произведений В.Астафьева, В.Распутина и др.

Изображение различных сторон трагедии общества в сталинскую эпоху в литературе 1980-х гг.: произведения А.Рыбакова, В.Дудинцева, Д.Гранина, А.Приставкина.

Возникновение "другой прозы" (С.Чупринин). Особенности литературного процесса в постсоветский период: дискредитация мифологии советского периода; усложнение эстетического сознания и художественной речи; сосуществование реалистических и модернистских тенденций.

Реалистическая традиция в литературе конца ХХ – начала ХХIвв. Позднее творчество В.Астафьева. Творчество С.Довлатова: психологический портрет эпохи 1980-х гг., проблемы стиля, автобиографического героя. Экзистенциалистская проблематика произведений В.Маканина 1990-х гг.

Неонатурализм второй половины 80-х гг. Изображение изнаночной стороны современной жизни в традициях физиологического очерка в произведениях С.Каледина, Л.Габышева, О.Ермакова.

Развитие "женской прозы" в 1980-90-е гг.: Л.Петрушевская, Т.Толстая, Л.Улицкая и др.

Литературная ситуация начала ХХIв. Разнообразие художественных поисков в литературе рубежа ХХ - ХХIвв. Развитие творчества писателей и поэтов предыдущих десятилетий. Новые имена и новые тенденции.

10.2. Литература постмодернизма

Философско-эстетические основы постмодернизма. Основные категории эстетики постмодернизма. Проблема идентификации литературы отечественного постмодернизма. Споры о постмодернизме. Основные черты этико-эстетического единства художественного сознания постмодерна: антиидеологизм; отношение к литературе как феномену языка; образ мира, образ героя, особенности авторской позиции; поэтика (игра с традицией, ирония, пародирование, мистификация, поэтика реминисценций и др.). Первые образцы русского литературного постмодерна: произведения Вен.Ерофеева. С.Соколова и др.

Творчество В.Ерофеева, В.Пьецуха, Е.Попова, В.Пелевина и др.

gastroguru © 2017