Соловецкое восстание (1668–1676). Соловецкое сидение: церковь против власти

Соловецкое восстание монахов или «Соловецкое сидение» продолжалось восемь лет с 22 июня 1668 г. по 1 февраля 1676 г. Оно вспыхнуло как протест против патриарха Никона. Зная много неприятного про зачинателя церковных реформ, соловецкие монахи отнеслись к его новациям не просто, а категорически отрицательно. Попытки эмиссаров царя и патриарха силой насадить реформу в стенах древнего монастыря вызвали настоящий мятеж. Неприятие никоновских нововведений было лишь поводом к восстанию. В более широком смысле, вооруженный бунт монахов и примкнувшим к ним людей носил антиклерикальный, и даже антиправительственный характер.

Предпосылки мятежа

В XVII веке монастыри не были только церковно-административными единицами, но и центрами культуры, бурно переживавшими события религиозной и мирской жизни страны. Они активно вмешивались в социальные и государственные процессы. Поэтому открытая неприязнь насельниками Соловецкого монастыря к никоновской реформе не была чем-то необычным, вся Россия была втянута в религиозные распри.

Братия обители, возглавляемая архимандритом Ильей еще в 1657 г. отказались принимать исправленные богослужебные книги. Другой настоятель Варфоломей уже в 1663 г. вновь отказывается следовать указаниям Никона. Церковный собор 1666-1667 гг. направил на Соловки архимандрита Сергия, но его там не приняли. Вместо назначенца монахи избрали себе игуменом ссыльного Никанора. Он и казначей Геронтий подвигли монастырь на открытое неповиновение.

Открытое возмущение монахов

В 1667 г. Соловецкие иноки отправили челобитие царю Алексею Михайловичу. Излагая своею позицию отрицания церковной реформы, они заявили о готовности отстаивать свою правоту с оружием в руках. Это была не пустая угроза. Большинство из 425 насельников монастыря имели военные навыки, оружие, достаточный боезапас и другие припасы на многие годы. Кроме монахов в монастырь стекались беглые стрельцы и солдаты, посадские люди, крестьяне, а также и уцелевшие «разинцы».

Несмотря на это Алексей Михайлович приказал отобрать промыслы и вотчины монастыря на побережье Белого моря и направил стрельцов для усмирения строптивых иноков. 22 июня 1668 г. на Соловецких островах высадился отряд воеводы Волохова. Монастырь затворил перед ними ворота, а стрельцы обложили обитель постами и заставами. Так началась осада Соловецкого монастыря на восемь долгих лет.

Первые годы, осаждающие не предпринимали серьезных военных усилий, в надежде на мирное разрешение проблемы. В 1673 г. осаждающим дали указании: приступить к решительным действиям против осажденных. К стоящим под стенами монастыря стрельцам стали прибывать подкрепления. А за стенами монастыря монахи уже не определяли стратегию обороны. Инициатива постепенно переходила к мирянам, что привело к еще большему ожесточению боевого противостояния.

В 1673 г. войска, осаждающие Соловецкий монастырь возглавил инициативный, грамотный и жестокий воевода Иван Мещеринов. С этого времени положение в обители сильно ухудшилось. Новый царский военачальник полностью блокировал крепость, перекрыв все пути связи с внешним миром, осада монастыря стала круглогодичной. Таким образом, Соловецкие «сидельцы» потеряли важные каналы своего обеспечения.

Штурмы, предательство и падение крепости

Воевода Мещеринов, кроме искусной осады и грамотной организации артиллерии, устраивал подкопы и предпринимал попытки штурмовать бастионы беломорской твердыни. Потери несли обе стороны, но Мещеринов постоянно пополнял свои войска, а осажденные были лишены такой возможности. Наступивший 1676 год поначалу не предвещал серьезных перемен. Но 18 января чернец по имени Феоктист указал Мещеринову потайной ход в монастырь. Воевода немедля направил 50 стрельцов в крепость.

Застав стражу ворот врасплох, стрельцы перебили ее в короткой и жестокой схватке. Ворота монастыря распахнулись перед осаждающими, бурным потоком хлынувшими в монастырь. Очаги сопротивления быстро были подавлены численно превосходящим царским войском. Крепость пала. Оставшиеся в живых защитники позавидовали убитым. Все пленные были подвергнуты жестокой экзекуции и изуверски казнены кроме нескольких человек.

Итоги и значение Соловецкого сидения

Так печально завершилось славное Соловецкое сидение. Страдания несчастных сидельцев не порадовали царя Алексея «Тишайшего». Он скончался от сердечного приступа (в 47 лет) через неделю после известия о взятии Соловецкого монастыря. Воевода Иван Мещеринов, вместо ожидаемых почестей и наград, был осужден «за превышение полномочий» и заточен здесь же, в Соловецкой тюрьме, по прямому указанию нового царя Федора Алексеевича.

Несмотря на поражение, восстание Соловецких монахов привело к укреплению на севере России традиций старообрядчества. Жестокость победителей не испугала местное население, а послужила повышению морального авторитета мучеников, тем самым укрепив многих поморов в своей приверженности старой вере. А Соловецкий монастырь так и остался одной из главных святынь русского православия, имея в своей истории и эту славную страницу.

: отказ принять "новоисправленные богослужебные книги"

Итог Подавление восстания Противники иноки, донские казаки стрельцы царя Алексея Командующие архимандрит Никанор Иван Мещеринов Силы сторон 700 человек, 90 пушек 1000 человек

Соловецкое восстание 1668-1676 - восстание монахов Соловецкого монастыря против церковных реформ патриарха Никона . Из-за отказа монастыря принять нововведения, правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Годом позже на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря.

Предыстория

К началу XVII века Соловецкий монастырь превратился в важный военный форпост для борьбы с шведской экспансией (Русско-шведская война (1656-1658)). Монастырь был хорошо укреплен и вооружен, а его насельники (425 человек на 1657 год) владели воинскими навыками. Соответственно монастырь обладал съестными припасами на случай неожиданной шведской блокады. Его влияние широко распространялось по берегам белого моря (Кемь , Сумский острог). Поморы активно снабжали продовольствием защитников Соловецкого монастыря.

Причины восстания

Причиной восстания послужили присланные из Москвы в 1657 году новые служебные книги. Эти книги были запечатаны в монастырской казенной палате, а богослужение продолжали производить по старым. В 1667 году в Москве состоялся собор, осуждающий старообрядчество.

События

3 мая 1668 царским указом для приведения в повиновение непокорной обители на Соловки было послано стрелецкое войско. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня , однако встретили решительный отпор.

Первые годы осада мятежного монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы правительственные войска (стрельцы) высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог, причем двинские и холмогорские стрельцы распускались на это время по домам

Такое положение сохранялось вплоть до 1674 года. К 1674 году правительству стало известно, что мятежный монастырь стал прибежищем для уцелевших участников разгромленных отрядов Степана Разина включая атаманов Ф. Кожевникова и И. Сарафанова, что стало причиной более решительных действий.

Весной 1674 года на Соловецкий остров прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против мятежников, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царём было гарантировано прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной.

Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова отступить. Осада снова была снята и войска отправлены на зимовку в Сумский острог.

До конца 1674 года монахи, остающиеся в монастыре, продолжали молиться за царя. 7-го января 1675 года(28-го декабря 1674 г. старого стиля), на сходке участников восстания было принято решение не молиться за царя. Насельники монастыря, не согласные с таким решением, были заключены в монастырскую тюрьму.

Летом 1675 года военные действия усиливаются и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными . Тем не менее, и в этом году поставленные правительством задачи решены не были.

В конце мая 1676 года Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами. Были сооружены 13 земляных городков (батарей) вокруг стен, начали вестись подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. 2 января (23-го декабря старого стиля) 1677 года Мещеринов сделал неудачный приступ к монастырю, был отбит и понёс потери. Воеводой было принято решение о проведении круглогодичной блокады.

Занятие монастыря правительственными войсками

18-го января (8-го января старого стиля) 1677 года перебежавший чернец Феоктист сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенной под сушилом у белой башни, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остается только по одному человеку на башне и стене. Темной снежной ночью 1-го февраля (22-го января старого стиля), 50 стрельцов во главе с Мещериновым, направляемые Феоктистом, подошли к окну, назначенному для ношения воды и слегка заделанному кирпичами: кирпичи были разломаны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырёх человек. Монастырь был взят. Насельники монастыря, заключенные мятежниками в монастырскую тюрьму, были освобождены.

К моменту занятия монастыря правительственными войсками внутри его стен почти не оставалось монахов: большая часть братии монастыря либо покинула его, либо была изгнана мятежниками. Более того, по меньшей мере несколько монахов были заключены мятежниками в тюрьму при монастыре .

После короткого разбирательства на месте, предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены , другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги .

Соловецкое восстание в старообрядческой литературе

Соборный приговор соловецких иноков о неприятии новопечатных книг

Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе. Наиболее известным произведением является труд Семена Денисова «История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша», созданный в XVIII в. В этом произведении описываются многочисленные жестокие убийства участников Соловецкого восстания. Например, автор сообщает:

И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав: повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нём обесити, каждаго на своем крюке. Блаженнии же страдалыды с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию ребра на прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе.

История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша

Сообщается о большом количество убитых (несколько сотен). Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке. В живых осталось только 60 человек. 28 из них были казнены сразу, в том числе Самко Васильев и Никанор, остальные - позднее. Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Из 500 за­щитников в живых осталось лишь 14

Эти утверждения были подвергнуты критике в церковной и исторической литературе . Так, даже в старообрядческих синодиках упоминается не более 33-х имен «страдальцев Соловецких» .

Примечания

Литература

  • Барсуков Н. А. Соловецкое восстание. 1668-1676 гг. - Петрозаводск: 1954.
  • Борисов А. М. Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в XVI-XVII вв. - Петрозаводск: 1966. - гл. 4.
  • Фруменков Г. Г. Узники Соловецкого монастыря. - Архангельск: 1965.
  • Фруменков Г. Г. Соловецкий монастырь и оборона Поморья в XVI-XIX вв. - Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1975.
  • Чумичёва О. В. Соловецкое восстание 1667-1676 годов. - М.: ОГИ, 2009.
  • История первокласснаго ставропигиальнаго Соловецкаго монастыря. -С.-Петербург: Спб. акц. общ. печатнаго дела в России Е. Евдокимов. Троицкая, № 18. 1899 г.

Ссылки

  • «Смуты в монастыре по поводу исправления богослужебных книг (1657-1676 г.). » - «История первокласснаго ставропигиальнаго Соловецкаго монастыря», глава 6, посвященная Соловецкому восстанию.
  • «Повесть о Соловецком восстании » - «Описание лицевое великой осады и разорения монастыря соловецкого», рукописная книга конца XVIII в.

Категории:

  • Соловецкий монастырь
  • Восстания в России
  • История XVII века
  • История старообрядчества
  • История Карелии
  • История Архангельской области

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • - (Соловецкое сидение) 1668 1676 годов мятеж монахов Соловецкого монастыря (см. СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ) против реформы русской православной церкви. Поводом к восстанию послужило снятие сана патриарха с Никона. Число участников восстания достигало 450 … Энциклопедический словарь
  • Соловецкое восстание - (Соловецкое сидение), восстание в Соловецком монастыре в 1668 76. Участники: монахи, не принявшие церковные реформы Никона, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы и солдаты, а также сподвижники С.Т. Разина. Правительственное войско овладело … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ - 1668 1676 восстание крестьян, посадск. людей, беглых крепостных, стрельцов, а также части священников и монахов Соловецкого монастыря, явившееся выражением стихийн. протеста против феод. крепостнич. гнета. С. в. началось как раскольнич. движение … Атеистический словарь

    Соловецкое сидение, антифеодальное народное восстание в Соловецком монастыре (См. Соловецкий монастырь). В С. в. участвовали различные социальные слои. Аристократическая верхушка монахов, используя снятие сана патриарха с Никона,… …

    Соловецкое сидение, антифеод. нар. восстание в Соловецком монастыре. В С. в. приняли участие различные социальные слои. Аристократич. верхушка старцев, используя снятие сана патриарха с Никона, выступала против плодов его церк. реформы, осн.… …

    Название нескольких населённых пунктов: Соловецкое село в Орловском районе Кировской области. Соловецкое село в Шабалинском районе Кировской области. Соловецкое село в Октябрьском районе Костромской области. Соловецкое село в Нижнеомском районе… … Википедия

    Основан в конце 20 30 х гг. 15 в. монахами Кирилло Белозерского монастыря Зосимой и Савватием на Соловецком острове в Белом море. В 15 16 вв. С. м. быстро увеличил свои земельные владения, которые располагались по берегам Белого моря и… … Большая советская энциклопедия

    Один из крупнейших православных монастырей России. Осн. в кон. 20 30 х гг. 15 в. монахами Кирилло Белозерского монастыря на берегу Соловецкого о ва в Белом м. В 15 16 вв. С. м, быстро увеличил свои земельные владения, к рые располагались по… … Советская историческая энциклопедия

Посреди Белого моря на Соловецких островах находится одноименный монастырь. На Руси он прославлен не только, как величайший среди монастырей, поддерживающих старые обряды. Благодаря сильному вооружению и надежному укреплению Соловецкий монастырь во второй половине 17 века стал важнейшим постом для военных, отражающих атаки шведских захватчиков. Местные жители не оставались в стороне, постоянно поставляя его послушникам провиант.

Знаменит Соловецкий монастырь и иным событием. В 1668 году его послушники отказались принять новые церковные реформы, утвержденные патриархом Никоном, и дали отпор царским властям, организовав вооруженное восстание, именованное в истории Соловецким. Сопротивление длилось вплоть до 1676 года.

В 1657 году верховная власть духовенства разослала религиозные книги, по которым требовалось теперь вести службы по-новому. Это распоряжение Соловецкие старцы встретили однозначным отказом. После все послушники монастыря воспротивились власти поставленного Никоном человека на должность настоятеля и назначили своего. Им стал архимандрит Никанор. Конечно, эти действия не остались незамеченными в столице. Приверженность старым обрядам был осуждена, а в 1667 году власть направила на Соловецкий монастырь свои полки, чтобы отобрать его земли и другое имущество.

Но монахи не сдались военным. На протяжении 8 лет они уверенно сдерживали осаду и были верны старым устоям, превратив монастырь в обитель, защищающую послушников от нововведений.

До последнего Московское правительство надеялось на тихое урегулирование конфликта и запрещало атаковать Соловецкий монастырь. А в зимнее время полки вообще оставляли осаду, возвращаясь на большую землю.

Но в итоге власть все же решилась провести более сильные военные атаки. Произошло это после того, как Московское правительство узнало о сокрытии монастырем недобитых некогда отрядов Разина. Было решено атаковать стены обители из пушек. Воеводой, возглавившим подавление восстания, назначили Мещеринова, который немедленно прибыл в Соловки для выполнения распоряжений. Однако, сам царь настаивал на помиловании виновников мятежа в случае их раскаяния.

Нельзя не отметить, что желающие покаяться царю нашлись, но были немедленно схвачены другими послушниками и заточены в темницу в монастырских стенах.

Не раз и не два полки пытались захватить осажденные стены. И лишь после продолжительных штурмов, многочисленных потерь и доклада перебежчика, который указал неизвестный до тех пор вход в крепость, полки наконец заняли ее. Отметим, что на тот момент на территории монастыря осталось очень мало бунтующих, а тюрьма была уже пуста.

Предводители мятежа в количестве примерно 3 десятков человек, старавшихся сохранить старые устои, были немедленно казнены, другие монахи сосланы в остроги.

Как итог, Соловецкий монастырь - теперь лоно новообрядчества, а его послушники - исправные никониане.


Оцените новость

Соловецкое восстание (Соловецкое сидение) (22 июня 1668 г. - 1 февраля 1676 г.) — восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся восемь лет. Карательная царская армия, насчитывавшая больше 1000 человек, смогла захватить монастырь из за измены одного из защитников монастыря. Руководителей восстания и многих его участников казнили или сослали.

Причины Соловецкого восстания

1657 год — братия Солотского монастыря во главе с архимандритом Ильей не захотели принимать новые богослужебные книги. 1663 год — уже при новом архимандрите – Варфоломее – монахи подтвердили свое решение. Как результат этот вопрос был рассмотрен на Церковном соборе 1666-1667 гг. Собором было постановлено прислать в монастырь нового архимандрита – Сергия. Однако монахи не захотели принять его, после чего Сергий покинул обитель. Вместо него монастырь возглавил бывший настоятель Саввино-Сторожевского монастыря, который был сослан на Соловки на покой, один из активных сторонников старообрядцев Никанор. Идейным же вдохновителем бунта был монастырский казначей старец Геронтий.


1667 год — братия послала государю (правление 1645-1676 гг.) челобитную, в которой отказывалась принимать реформы, не желая предавать, по их убеждению, истинную православную веру, и выразили готовность открыто сражаться за нее с властями. Ответом на челобитную стал государев указ, по которому конфисковывали вотчины и промыслы обители на побережье.

Участники Соловетского восстания

Принимали участие — монахи, которые не не приняли церковной реформы, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы, солдаты, и сподвижники . Важным резервом восставших были поморское крестьянство, работные в усольях, на слюдяных и других промыслах, приходившие под защиту стен обители.

Ход восстания

1668 год, 3 мая — по царскому указу для приведения монастыря в повиновение на Соловки было отправлено стрелецкое войско. 1668 год, 22 июня — на Соловецкие острова прибыли стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волхова. Монастырь отказался пропускать стрелецкое войско в стены крепости. Началась восьмилетняя осада монастыря.

В течении первых лет осада проходила довольно слабо, потому как власти надеялись на мирное разрешение конфликта. 1673 год — стрелецкому войску был отдан приказ начать активные боевые действия. При этом стрелецкие отряды постоянно увеличивались. Со стороны же защитников монастыря инициатива постепенно переходила от монахов к мирянам, готовившихся дать отпор. Многий работный люд, беглые солдаты и стрельцы пробирались на остров и пополняли ряды повстанцев. В начале 1670-х годов увеличился приток в обитель участников , что в значительной степени смогло активизировать восстание, углубить его социальное содержание.

Военные действия постепенно начали ужесточаться. К 1674 под монастырскими стенами было больше 1000 стрельцов и много орудий. Осаду возглавил царский воевода Иван Мещеринов. Одним из важных изменений было также то, что в 1675 г. братия перестала молиться за государя, хотя первые годы осады делала это.

1676 год, 18 января — решающую же роль в победе стрелецкого войска сыграло предательство монаха-перебежчика чернеца Феоктиста, который сообщил И. Мещеринову, как можно проникнуть в обитель. 1-го февраля группа стрельцов из 50-ти человек смогла проникнуть в обитель и открыть ворота для остального войска.

Соловецкое восстание — итоги. Значение

Восстание было подавлено с невероятной жестокостью. Из 500 повстанцев, находившихся в Соловецком монастыре, остались в живых после взятия крепости лишь 60. Все они за исключением нескольких человек в последствии были казнены.

Соловецкое восстание имело большое значение в укреплении старообрядчества на севере России. Несмотря на то, что бунт был жестоко подавлен, а возможно, именно благодаря этому оно послужило укреплению морального авторитета старой веры среди местного люда, привыкшего видеть в Соловецкой обители одну из главных святынь православия.

Восстание показало, что в идейном социальном отношении монастырь не представлял из себя сплоченного коллектива. Монастырь той эпохи нельзя рассматривать как некую однородную организацию, которая действует лишь в одном, официальном направлении. Это был социальный организм, и в нем действовали силы разных классовых интересов. Монастырь жил не размеренной и ленивой жизнью, как это может представиться многим, а переживал бурные события, активно вмешивался в жизнь государства и социальные процессы русского Севера.

Сопротивление никоновским реформам было лишь поводом к восстанию, за которым стояли более сложные причины. Недовольные люди примкнули к старой вере, так как старообрядчество было явлением антиправительственным и направлено против господствующей церкви.


Наталья ЛЯСКОВСКАЯ

СОЛОВЕЦКОЕ СИДЕНИЕ

Принято считать, что ростки раскола появились в Соловецком монастыре в 1636 году, когда патриарх Никон прислал в обитель исправленные богослужебные книги. Монахи, даже не заглянув в книги, запечатали их в сундуки и поставили в монастырскую оружейную палату. Однако всё началось гораздо раньше, и причины у соловецкого бунта были не только религиозного, но и экономического, и политического характера.
Приморский север России – владения старого Новгорода, издревле склонного не подчиняться приказам из Москвы. Центр северного монашества – Соловки. Ещё до ухода Никона с патриаршества Соловецкий иноческий собор, возглавляемый игуменом Илией, составил приговор (8-го июня 1658 г.) о непринятии новых книг, на который Москва никак не отреагировала. Преемник скончавшегося игумена Илии, Варфоломей, поставлен был на игуменство в Москве в 1660 г., и Москва дала понять соловецкому игумену, что его монастырская братия стоит на опасном пути.
В 1661 г. государем Алексеем Михайловичем была совершена ошибка: он сослал на Соловки большие партии раскольников и беглых московских стрельцов, которые усилили бунтовские настроения среди монахов.
В 1663 г., перед поездкой Варфоломея в Москву, братия связала своего игумена приговором: не принимать в Москве никаких "нововводных чинов". В 1666-м Варфоломей прибыл на Большой Московский Собор с новой челобитной от иноков. Собор не мог уже замалчивать бунт Соловецкого монастыря и предпринял ряд административных мер к его ликвидации. Некоторые монахи были вызваны в Москву для личного допроса, а в Соловки командирован ревизором архимандрит Ярославского Спасского монастыря Сергий с повелением от лица Собора к послушанию, а если не покорятся – будут преданы анафеме и "жестоко наказаны" царём. Монахи не приняли архимандрита Сергия, а на угрозы отвечали, что оставят монастырь и уйдут в пустыню, но не покорятся.
В 1667 г. Москва сменила Варфоломея на нового игумена, Иосифа, но его также не приняли, а на имя царя отправилась новая петиция "О вере" – ультиматум: "Не присылай, государь, напрасно к нам учителей, а лучше, если изволишь книги менять, пришли на нас свой меч, чтобы переселиться нам на вечное житие". Казначей Геронтий написал и послал в сентябре 1667 г. пространное исследование мотивов старообрядческого восстания, этот текст стал манифестом раскола. Геронтий вещал: близится кончина мира, повсюду в христианском мире идёт отступление за отступлением, а главные отступники – греки, нельзя идти за ними и т. д. Геронтий и живший на покое архимандрит Саввина Звенигородского монастыря Никанор, человек книжный и характера твёрдого, келарь Азарий и служка Фаддей встали во главе смуты.
Царь написал увещевательную грамоту, но всё было напрасно. Бунт разгорался, как повествует старообрядческая песня ХVII в. "Осада Соловецкого монастыря":


Да Господь Бог прогневился, государь-царь воспалился,
Выбирал-то наш государь-царь боярина большого,
Из большия из породы, из породы Салтыковы,
Монастырь разорити, старую веру порудити,
Старые книги изодрати,
Старые книги изодрати, во сине море потопити,
И Зосима и Саватия соловейских
чудотворцев монастырь разорити
И всех старцев прирубити.


Время было тяжёлое, миндальничать государю было не с руки: "… достаточно перечислить мятежи Алексеева времени, чтобы видеть эту силу народного недовольства: в 1648 г. мятежи в Москве, Устюге, Козлове, Сольвычегодске, Томске и других городах; в 1649 г. приготовления к новому мятежу закладчиков в Москве, вовремя предупрежденному; в 1650 г. бунты во Пскове и Новгороде; в 1662 г. новый мятеж в Москве из-за медных денег; наконец, в 1670-1671 гг. огромный мятеж Разина на поволжском юго-востоке, зародившийся среди донского казачества, но получивший чисто социальный характер", – писал Василий Ключевский. Однако тяжело было московскому правительству пустить в ход оружие против священных стен монастыря. Было решено вести осаду, взять бунтовщиков измором.
В это время московское правительство совершило ещё одну, гораздо более тяжёлую ошибку, исключившую возможность мирного урегулирования конфликта: распорядилось конфисковать вотчинные земли и угодья монастыря.
А монастырь-то был богат! Хотя старцы и твердили, что "Соловецкий монастырь место невотчинное" (вотчинными тогда называли обители, которые сеяли хлеб для себя и на продажу) и "орамых" (то есть пахотных) угодий не имеет (что было правдой), обители было что терять. "Завести хлебопашество за студёным климатом на Соловецком острове невозможно, ибо и огородных овощей (кроме одной репы) не родится; капуста же, лук, чеснок, огурцы и прочая овощь покупается в городе Архангельском привозное из Вологды", – прибеднялись монахи.
Однако известно, что Соловецкий монастырь был мощнейшим приполярным промышленником. Георгий Георгиевич Фруменков в книге "Соловецкий монастырь и оборона Беломорья" пишет: "Редко и неохотно иноки сообщали, что расположенный "во отоце окиана-моря" монастырь имеет "морские пожни", а на берегу сеется "самая малось" ржи и жита, как тогда называли ячмень. В начале XVIII в. зерновые сеялись в десяти усольях и в трёх монастырских службах, но ни одно соловецкое хозяйство всё же и вправду не могло прожить без привозного хлеба. Зато в своих обширных владениях монастырь добывал в большом количестве соль, рыбу, тюлений жир, слюду, организовал выплавку железа, завёл кожевенные избы, поташные заводы, всевозможные мастерские, включая оружейные, изготовлявшие холодное оружие.
Но основным занятием монастыря в XVI-XVII вв. было солеварение, широко распространившееся на Севере с XII в. На 50-ти монастырских соляных варницах было занято в отдельные годы более 800 постоянных рабочих и 300 временных. В конце XVI в. монастырь ежегодно продавал около 100 тыс. пудов соли, а в первой половине XVII в. вывозил на внутренние рынки 130-140 тыс. пудов соли в год. В первой половине XVII в. монастырь получал за пуд соли 10-11 коп., а с конца XVII-начала XVIII вв. в связи с введением соляной пошлины средняя цена на пуд соли поднялась до 15-16 коп." Соловецкие настоятели не без гордости заявляли, что монастырь "питается соляными промыслами". Соловецкий монастырь имел в то время 5430 крестьянских, бобыльских и половнических душ мужского пола. Только в Кольском и Двинском уездах (Сумский и Кемский остроги с окрестностями и Шуерецкая волость) монастырю принадлежало 3648 душ мужского пола.
В ведомости приведен и полный перечень денежных и натуральных повинностей "сирот монастырских". "По монастырским издревле определениям" с крестьян взимался денежный оброк, подымные и другие подати, составлявшие, в общей сложности, около 500 руб. в год. Кроме налогов, крестьяне поставляли "для исправления разных работ" летом (лето продолжалось с 1 марта до 1 октября) плотников и подсобников, зимой (с 1 октября до 1 марта) чернорабочих для возки сена, дров и т. д. О тяжести такой повинности дают представление следующие цифры: крестьяне давали в летнее время 22 плотника и 66 подсобников, а в зимние месяцы – 38 работных людей. Ничего, кроме питания, они не получали. Помимо этого, крестьяне должны были бесплатно работать на монастырских мореходных ладьях и привозить "в питомство монашествующим и трудникам хлебные и харчевые припасы", а также развозить продовольствие по усольям и службам. В их же обязанность вменялось "на зимовье поднимать ладьи и по весне лесом нагружать их". Своим инвентарём на своих лошадях крестьяне обрабатывали монастырскую пашню в приписной Муезерской пустыни, убирали и молотили хлеб, заготовляли дрова, косили сено".
И вот, в пору наивысшего хозяйственного преуспеяния Соловецкого монастыря, правительство нанесло по экономике хозяина Поморья чувствительный удар. В 1667 г. "за непослушание" старцев и нежелание признать политическую и церковную централизацию указом царя были конфискованы и переданы государству "Соловецкого монастыря вотчинные села и деревни, и соляные и всякие промыслы", расположенные на побережье.
В 1668-м на Соловки прибыли царские полки. Сначала осада монастыря шла вяло, с перерывами – правительство рассчитывало уладить конфликт мирно. В летние месяцы стрельцы высаживались на Соловецких островах, блокируя их, прерывая связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег – отдыхать. А двинцы и холмогорцы вообще разъезжались по домам: родные хаты рядом. Да и государству так было выгодно – не нужно кормить лишние рты целую зиму.
Государь гарантировал прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной. Первому из командующих, Волохову в 1668 г., а затем Иевлеву в 1672-м, даны были инструкции: "потеснить", но не штурмовать и "не стрелять по ограде". Фактически это была не осада, а блокада, продуктовое снабжение монастыря было урезано, но не перекрывалось полностью. Тем более, иноки заранее хорошо запаслись, все амбары были полны хлебом. А ещё монастырь располагал 90 пушками, 900 пудами пороху и множеством ядер. В 1670 г. бунтовщики первые начали стрельбу по царским войскам. Архимандрит Никанор ходил по стенам и башням, кропил святой водой и кадил пушки, приговаривая: "Матушки-голаночки, вся надежда у нас на вас. Вы нас обороните!"
Не все из братии были готовы броситься в бой, в том числе и Геронтий. Но в 1672 г. монастырь стал прибежищем для уцелевших бойцов разгромленных отрядов Степана Разина, включая атаманов Фёдора Кожевникова и Ивана Сарафанова, которые практически захватили монастырь. Они и стреляли. Со стороны царских войск не раздалось ни одного ответного выстрела.
Только в 1674 г. воевода Иван Мещеринов получил указания начать активные военные действия:


Как по Божию изволению, по цареву повению
Подымалась погода с полуденныя страны,
Тонки парусы подымали, по синю морю бежали,
Подбегали под монастырь.
Они якори бросали, корабли все становили,
Они учали стрелять во пиченой да во монастырь,
Устрелили на престоле чуден образ.
Уже вси старцы испугалися, во одно место сбежалися...


Однако в октябре грянули невиданные для этой поры года холода и вынудили Мещеринова отступить. Осаду сняли, войска ушли на зимовку. Кстати, существует гипотеза, что русские военачальники и служивые люди якобы под разными предлогами уклонялись от атаки Соловецкого монастыря и вместо них под руководство Мещеринова были переданы иностранные рекруты. Известный в те времена дьякон Игнатий Соловецкий утверждал, что рать, осаждавшая обитель, состояла из "немцев и поляков, истинных латынцев". Версия эта хоть и приятна многим, кто всё ещё винит во всех бедах Государства Российского царей и их "сатрапов", якобы постоянно гнобивших русский народ с помощью иностранных наёмников, никаких документальных подтверждений не имеет.
7-го января 1675 г. (28-го декабря 1674 г. по старому стилю), на сходке участников восстания в Соловецком монастыре было принято решение не молиться за царя. Среди зачинщиков "нововведения" были, в основном, "лихие люди" из разинцев и прочие бродяги. Монахи и сами уж были не рады, что дали приют и пристанище столь разгульной публике, да было поздно. Всех несогласных "новое руководство" монастыря изгоняло или заключало в монастырскую тюрьму.
Летом 1675-го военные действия усилились: с 4 июня по 22 октября потери только хорошо вооружённых и подготовленных осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными. В конце мая 1676 г. Мещеринов явился под монастырь с 185 стрельцами. Соорудили 13 земляных городков (батарей) вокруг стен, начали рыть подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. 2 января (23-го декабря старого стиля) 1677 года Мещеринов сделал неудачный приступ к монастырю, был отбит и понёс потери. Рассерженный неудачами воевода принял решение о проведении круглогодичной блокады.
Трудно предположить, сколько ещё времени длилась бы осада (которая и так тянулась восемь лет) и как бы завершилась, если бы монахи сами не пожелали бы её окончания в пользу властей. Ведь воевать соловецкие бунтовщики и даже монахи умели, запасами продовольствия обладали обширными. "Своеобразием географического местоположения Соловков монахи обосновывали необходимость военизации монастыря и создания в нём постоянных запасов оружия, фуража и продовольствия. В монастыре должно "быть непременно в запасе хлебных припасов годов на десять, или хоть, по крайней мере, на пять", – доказывал один из его архимандритов. Соловецкий монастырь, выросший, по образному выражению некоего монаха-книжника XVI века, "в Русской Земли в Сиверной стране, на концы вселенныя" в непосредственной близости от шведско-датской границы, периодически подвергался агрессии со стороны "окружных языков" – северо-западных соседей Руси. Борьба с "каянскими немцами" (так в старину называли жителей современной Финляндии – по имени города Каяна) была неизменным спутником соловецкой истории вплоть до начала XVIII в. Как "украинный" и "порубежный" пункт, монастырь вынужден был одновременно с покорением суровой природы отбивать атаки посягавших на Поморье внешних врагов, которые не давали покоя русским людям, мешали им мирно жить и трудиться здесь, хотели отнять у нашего государства выход в Студёное море, – пишет Фруменков. – Напряжённое положение на границе заставило Соловецкий монастырь побеспокоиться, прежде всего, о своей личной безопасности. Помимо этого, монастырь должен был принять меры к защите Беломорского края, так как начавшаяся ещё в середине XV в. колонизация монастырем западного поморского берега к исходу следующего столетия завершилась".
Однако монахи сражаться с государевым войском уже не хотели. Утратив власть над ситуацией, бессильные перед ра­зинцами и стрельцами, наводнившими монастырь, монахи решили бороться не с осаждавшими, а с теми, кто захватил обитель изнутри. Ещё в конце 1673 г., когда мятежниками было решено "за великого государя богомолье оставить", иеромонахи и священники отказались это делать. Их бросили в тюрьму на голодовку. Начались разногласия, потянулись по льду перебежчики в царский стан.
К тому же в монастырь пришла цинга. Умирали во множестве, без причастия, хоронились без чинного отпевания.
Наступил решительный момент. 18-го января 1677 г. чернец-перебежчик Феоктист открыл Мещеринову, как проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви, и взялся провести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у белой башни. Феоктист явился к Мещеринову послом доброй воли, однако позже старообрядцы нашли для его поступка оправдание – мол, не по своему хотению он "сдал" тайну обители:


Захотел-то ведь, деревяга,
В святом озере он купатьсе,
По верёвкам через стену ту опускатьсе;
Ище пал этот грешник
Он на сыру-то землю,
Он сломил свою праву руку,
Извихнул свою леву ногу.
Тут пришёл к ёму воевода


(Кстати, в песне воеводу кличут не Мещеринов, а Пещерский, видимо, Мещеринов превратился в сказаниях сначала в Мещерского, а затем в Пещерского – Н. Л.):


Ты скажи-ко нам сущу правду.


Покалеченный "деревяга"-де и вынужден был указать лаз...
Идти нужно было за час до рассвета: в это время происходила смена караула, оставалось только по одному человеку на башне и стене. Тёмной снежной ночью 1-го февраля полсотни стрельцов во главе с Мещериновым, вслед за Феоктистом подошли к окну, назначенному для ношения воды и слегка заделанному кирпичами. Лаз разломали, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно. Человек тридцать оказали сопротивление: бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырёх противников. Монастырь был взят. Насельников, заключённых мятежниками в монастырскую тюрьму, освободили, не причинив им вреда.
Хотя бунт Соловецкого монастыря начали монахи, не согласные с никоновой реформой, к окончанию осады суть "соловецкого сидения" совершенно изменилась: к моменту захвата обители царскими войсками в ней почти не осталось её исконных жителей – монахов. Большая часть братии покинула стены обители, часть была изгнана мятежниками либо посажена в монастырскую тюрьму.
После короткого разбирательства на месте предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены, прочие же разосланы в Кольский и Пустозерский остроги.
Фактом сопротивления Соловецкого монастыря властям не замедлили воспользоваться в своих целях старообрядцы. Наиболее известным произведением старообрядческой литературы на эту тему является "История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша" Семёна Денисова, созданная в XVIII в. Конечно, автор представил факты в том свете, в каком ему было выгодно: несчастные "отцы" терпят от царских сатрапов жестокие мучения:


Всих монахов прирубили,
В сине море-то пометали,
Над игуменом наругались:
Речист язык у его отрежут;
Через ночь было тако чудо –
Он ведь сделался весь здравой;
Они взели его убили –
Как Небесно Царство купили.


И прочие "страдальцы" (так завуалировал беглых каторжников Денисов), погибают геройски: "И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав: повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нём обесити, каждаго на своём крюке. Блаженнии же страдалыды с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию рёбра на прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе".
Некоторые позднейшие интерпретаторы тех событий, передёргивая факты, сообщали о сотнях убитых: "В самой обители произошёл жестокий бой. Было много убитых. Многие казнены, многие сосланы в другие монастыри и крепости. Часть раскольников бежала в Поморье, где они распространили раскол, увенчивая гибель мятежников мученическим венцом, как пострадавших за правую веру" (Из исторического очерка Анны Гиппиус). На самом деле подвергнутых наказанию было гораздо меньше – эти надуманные "ужасы царизма" из того же разряда, что и "сотни тысяч кровавых жертв" Ивана Грозного.
Сообщения же о сотнях казнённых бунтовщиков были подвергнуты критике и в церковной и, в исторической литературе – ведь даже в старообрядческих синодиках упоминается не более 33-х имён "страдальцев Соловецких".


gastroguru © 2017