Социальные процессы: типы и виды. Социальные процессы и изменения, типы и виды социальных процессов

Особенности менталитета крестьян в России.

´Менталитет

´1) Менталитет - (фр. mentalite) - склад ума, мироощущение, мировосприятие, психол.

´2) Менталитет - - обобщенное понятие, политико-публицистическое, обозначающее в широком смысле совокупность и своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений. Характеризует оригинальный способ мышления, склада ума, умонастроения.

´3) Менталитет - - (лат. - ум, мышление, образ мыслей) социально-психологический настрой большой социальной группы (народности, нации, класса, сословия), который определяет ее картину мира и скрепляет единство культурной традиции.

´4) Менталитет - - система образов, представлений, которые в разных группах или слоях общества сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей (определение понятия взято у Жоржа Дюби, лидера Новой исторической науки).

´Не только рабочие — выходцы из крестьян, но и традиционное городское население — купцы, ремесленники, мещане — обладали менталитетом, сходным с крестьянским. Мещане и ремесленники никогда не были предпринимателями в подлинном смысле этого слова. Подобно крестьянам, целью их хозяйства являлось достижение достатка, а не накопление капитала. Стремление к богатству осуждалось общественным мнением.

´Существенным препятствием для превращения мещан и ремесленников в предпринимателей была их малограмотность.

´Даже представителей русских купеческих родов (прежде всего старообрядческих) трудно в полной мере назвать носителями предпринимательской этики.

´Зачастую купеческие дети чувствовали неловкость оттого, что они являлись наследниками богатства, нажитого, как считалось, неправедным путем. Историк В. П. Булдаков приводит показательную запись одного купеческого сына в своем дневнике: «Был у тятеньки на фабрике и ночью в окнах все стекла перебил! Давно я эту мысль в уме своем лелеял!»

´Тем не менее среди российской буржуазии были и носители модернизационных взглядов, предприниматели европейского масштаба, организовавшие крупное производство по всем канонам фирменной интеграции и менедж- мента. Настоящие «капитаны» индустрии вышли из семей Путиловых, Рябушинских, Прохоровых, Коншиных и др.

´Однако и деловая элита привыкла к государственному протекционизму, имела тесные связи с бюрократическим аппаратом.

Просмотр содержимого документа
«Особенности менталитета крестьян в России»

Особенности менталитета крестьян в России

МБОУ «Бестужевская СОШ»

Ожигин Сергей Николаевич


Проверка Д/З: Ответьте на вопросы

  • В каком направлении шли социальные процессы в западных стран в период модернизации?
  • Какие особенности российской модернизации заменяли процесс сословий нивелировки общества?

Нивелировка общества -Нивелирование - это вид геодезических измерений. С помощью него производится нахождение относительных высот различных точек земной поверхности. В качестве условного уровня при таких измерениях могут принимать такие природные объекты, как реки, моря, океаны, поля или другие исходные точки. По сути, нивелирование – это определение значения превышения поверхности каждого объекта над заданным (эталонным).


Ответы на вопросы:

  • В западно-европейских странах развитие общества шло в направлении сглаживания местных, региональных, сословных или классовых особенностей, создания единого для всех политического, правового и культурного пространства, т.е. формирования национальной гражданской культуры, на базе которой происходила консолидация отдельных групп населения в единую нацию.
  • Процесс социальной нивелировки отношений означал прежде всего ликвидацию культурно-бытовых различий между городом и деревней. В России этот процесс протекал крайне медленно, чему в значительной мере способствовали некоторые особенности российской модернизации.

Определение:

  • Менталитет
  • 1) Менталитет - (фр. mentalite) - склад ума, мироощущение, мировосприятие, психол.
  • 2) Менталитет - - обобщенное понятие, политико-публицистическое, обозначающее в широком смысле совокупность и своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений. Характеризует оригинальный способ мышления, склада ума, умонастроения.
  • 3) Менталитет - – (лат. – ум, мышление, образ мыслей) социально-психологический настрой большой социальной группы (народности, нации, класса, сословия), который определяет ее картину мира и скрепляет единство культурной традиции.
  • 4) Менталитет - - система образов, представлений, которые в разных группах или слоях общества сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей (определение понятия взято у Жоржа Дюби, лидера Новой исторической науки).


  • Существенным препятствием для превращения мещан и ремесленников в предпринимателей была их малограмотность.
  • Даже представителей русских купеческих родов (прежде всего старообрядческих) трудно в полной мере назвать носителями предпринимательской этики.
  • Зачастую купеческие дети чувствовали неловкость оттого, что они являлись наследниками богатства, нажитого, как считалось, неправедным путем. Историк В. П. Булдаков приводит показательную запись одного купеческого сына в своем дневнике: «Был у тятеньки на фабрике и ночью в окнах все стекла перебил! Давно я эту мысль в уме своем лелеял!»

  • Тем не менее среди российской буржуазии были и носители модернизационных взглядов, предприниматели европейского масштаба, организовавшие крупное производство по всем канонам фирменной интеграции и менедж- мента. Настоящие «капитаны» индустрии вышли из семей Путиловых, Рябушинских, Прохоровых, Коншиных и др.
  • Однако и деловая элита привыкла к государственному протекционизму, имела тесные связи с бюрократическим аппаратом.

Определение

  • Протекционизм

Протекциони́зм - политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.


Подготовьте сообщение:

  • Влияние города на деревню.
  • Окрестьянивание города.

Ответы на сообщения:

  • Влияние города на деревню.
  • В деревне, особенно в тех местностях, которые находились в зоне интенсивной индустриализации и урбанизации, происходила постепенная трансформация крестьянской культуры в буржуазную. Процесс начался в использовании некоторых вещей, что влекло значительные изменения в материальной культуре, следовали и изменения в домашнем и общественном быту, затем менялось мировоззрение и менялся менталитет. Однако эти процессы протекали медленно.

Ответы на сообщения:

  • Окрестьянивание города.
  • В России начала XX в. Наблюдалась такая картина: крестьянство оказывало активное влияние на город. Это происходило в социальном составе и образу мышления, жизни, что приводило к торможению процесса созревания буржуазного менталитета. Особенно большое влияние крестьянские мигранты оказывали на рабочих – новый класс, сформировавшийся в процессе модернизации. Отрыв от родных мест и семьи. Тяжелая работа на фабрике порождала безысходность и отчаяние перетекающееся в злобу. Это приводило не редко к бунту. Большинство рабочих не проявляло политической активности. Только небольшая часть пролетариата примыкала к политической активной части населения, которой традиционно являлась российская интеллигенция

Социальные процессы - это однородные серии явлений, возникающие в связи с взаимодействием людей; вызывающие изменение состояния и элементов

Серия явлений может быть воспринята как процесс лишь в случае, если:

  • сохраняется идентичность во времени, позволяющая выделить ее из множества других серий;
  • имеется взаимосвязь между предшествующими и вновь возникшими явлениями;
  • предшествующие явления должны вызывать однородное положение вещей.

Социальные процессы могут совершаться в 3 возможных формах, а именно:

  • субъектной, выражающейся в последовательных действиях участников ;
  • объектной, выражающейся в последовательном изменении состояния социального явления;
  • технологической, выражающейся в соблюдении, осуществлении определенной техники.

Социологи Э.Берджес и Р.Парк создали одну из классификаций основных социальных процессов. В частности ими были выделены процессы кооперации, приспособления, конкуренции, ассимиляции, конфликта, амальгамизации.

  1. Процесс кооперации может происходить между двумя людьми, а также в малых и больших группах. Его основу составляют согласованные действия людей, направленные на достижение общих целей;
  2. Процесс приспособления, при котором индивид подстраивается под новые условия, принимает ценности и новой среды, так как старая не удовлетворяет имеющихся потребностей. Обязательным условием процесса приспособления является подчинение;
  3. Процесс конкуренции означает борьбу между людьми, их группами или обществами за получение определенных ценностей власти, денег, любви и т.д.). Конкуренция стимулирует деятельность людей, позволяя достигать высоких результатов;
  4. Конфликт означает столкновение интересов людей, различных групп и обществ. Одним из наиболее негативных примеров конфликта является война, когда в целях приобретения каких-либо ценностей происходит столкновение интересов, приводящее к гибели людей.
  5. Процесс ассимиляции, то есть взаимного культурного проникновения, при котором разные группы или общества приходят к общей культуре.
  6. Процесс амальгамизации, то есть биологическое смешение этнических групп и народов, после которого они становятся одним целым.

Социальные процессы и их виды

1) Однонаправленные (однолинейные) процессы. В своем развитии они проходят один и тот же путь или определенную (схожую) последовательность стадий. Примером может послужить к развитию государства, где выделяются рабовладельческий, феодальный и капиталистический которые последовательно сменяли друг друга;

2) Мультилинейные социальные процессы предполагают наличие нескольких альтернативных путей развития;

3) Нелинейные процессы, когда происходят прорывы или скачки после продолжительного периода роста. Примером здесь может послужить к развитию общества. Переход к новой формации происходил в результате качественного скачка в развитии экономики, который приводит к радикальной трансформации государства;

5) Волнообразные социальные процессы, которые повторяются или схожи с предыдущими моделями;

6) Цикличные процессы происходят (повторяются) через определенные промежутки времени;

7) Спиралевидные процессы - сходны между собой, однако различаются по уровню сложности. При этом цикл может быть прогрессивным и регрессивным;

8) Случайные социальные процессы - отдельно взятые частные случаи, когда изменения происходят не по определенному известному образцу;

9) Стагнация - в течение некоторого времени в состоянии системы не происходит каких-либо изменений.

Социальный процесс - это любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или эволюции, короче говоря - любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве, либо модификация его количественных или качественных характеристик.

Социальный процесс - изменение состояния социального объекта. Поскольку социальные процессы разворачиваются во всех сферах общественной жизни и затрагивают все существующие социальные образования, то они различаются по ряду показателей.

Виды социальных процессов:

1. Однолинейные (однонаправленные) процессы следуют одной-единственной траектории или проходят через схожую последовательность необходимых стадий.

2. Мультилинейные процессы следуют по нескольким альтернативным траекториям, добавляют в своем движении нетипичные стадии.

3. Нелинейные процессы предполагают качественные скачки или прорывы после продолжительных периодов количественного роста.

4. Ненаправленные (или текучие) процессы имеют чисто случайный, хаотический характер, не опираются на какой-либо образец.

5. Волнообразные процессы. Их течение подчиняется определенным повторяющимся или схожим моделям, причем каждая следующая стадия либо идентична, либо качественно напоминает предыдущие (представляют собой некое подобие кривой на экране осциллографа).

6. Цикличные процессы возникают в том случае, когда существует возможность повторения.

7. Спиралевидные процессы возникают в случае, если наблюдается сходство процессов, но при этом они различаются уровнем сложности.

8. Случайные процессы. Частный случай процессов, когда изменения не следуют какому-либо известному образцу.

9. Стагнация (застой). Другой частный случай процессов, когда в состоянии системы в течение какого-то времени не происходит никаких изменений.

Понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как социетальной системе.

Формы социальных изменений:

Эволюция в широком смысле – это синоним развития, точнее, это процессы, которые в социальных системах ведут к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (хотя бывает и наоборот). Эволюция в узком смысле включает лишь постепенные количественные изменения, противопоставляемые качественным изменениям, т.е. Революции.

Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Реформа может иметь и стихийный характер, но всегда - это процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система или важные ее стороны. В результате процесса накопления зарождаются, появляются и укрепляются новые элементы. Этот процесс называется инновацией. Затем идет отбор инноваций сознательно или стихийно, посредством которого в системе закрепляются элементы нового и как бы "выбраковываются" другие.

Революции представляют собой наиболее яркое проявление социальных изменений. Они знаменуют собой фундаментальные переломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнутри и буквально "перепахивают" людей. Они ничего не оставляют без изменения; заканчивают прежние эпохи и начинают новые. В момент революций общество достигает пика активности; происходит взрыв его потенциала самотрансформации. На волне революций общества как бы рождаются заново. В этом смысле революции - знак социального здоровья.

Поскольку общество находится в постоянном движении, то оно претерпевает соответствующие социальные изменения, связанные с переходом социальных явлений, их элементов и структур, связей, взаимодействий и отношений из одного состояния в другое, с возникновением или исчезновением того или иного явления, его элемента и т.д.

Изменения могут различаться:

1. по масштабам. Они могут происходить на микроуровне (т.е. быть связаны с более или менее существенным изменением положения или роли отдельной личности, например, со вступлением в какую-нибудь общественную организацию или партию, с выходом из нее или переходом из одной в другую), а другие - на макроуровне (т.е. быть связаны с определенными изменениями в целых социальных группах и общностях и даже во всем обществе)

2. по глубине. Изменения могут происходить в рамках сохранения качества данного социального явления, а могут выйти за пределы этого качества.

В обыденном сознании понятия «изменение» и «развитие» чаще всего отождествляются, в связи с чем любое изменение в обществе рассматривается как его развитие. В этом случае развитие общества понимается в широком смысле – как последовательный процесс однонаправленных изменений.

В узком смысле слова социальное развитие- это не всякое движение общества, не любое его изменение, а лишь такое, которое связано с более или менее глубинными, структурными его изменениями, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.

Отличительная черта социального развития: происходящие в его рамках социальные изменения имеют определенную направленность, исключающую хаотичное, произвольное, невзаимосвязанное нагромождение таких изменений.

В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии.
Медведев Д.А.
(Из ежегодного послания Президента Федеральному
Собранию (2009 год)

Цель: определить влияние революции 1905-1907 гг. и аграрной реформы Столыпина на процессы модернизации.

Задачи:
Продолжаем формировать навыки:

  • анализа текста, сравнения и обобщения;
  • самостоятельной работы с документами,
  • составления смыслового плана;
  • умения вести диалог, делать выводы, работать в группах.

План урока

  • Первая российская революция как порождение модернизационных противоречий.
  • Становление российского парламентаризма.
  • Особенности российской многопартийности.
  • Крестьяне и аграрный вопрос в революции 1905 года.
  • Столыпинская программа модернизации России.

Опорные знания и понятия: модернизация, конституционная монархия, политическая партия, гражданское общество, аграрная реформа, капитализация деревни;

  • 1905 – 1907 гг. – первая российская революция;
  • 17 октября 1905 года – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»;
  • 23 апреля 1906 года – издание новой редакции «Основных законов Российской империи»;
  • 1906 – 1911 гг. – Столыпин П.А. - председатель правительства;
  • 9 ноября 1906 года – Указ о праве свободного выхода крестьян из общины, Закон от 14 июня 1910 года.

Исторические персоналии: Николай II, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин.

Оборудование: учебник «История. Россия и мир в XX – начале XXI века» 11 класс. Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. – М.: Просвещение. 2008; карты «Революция 1905-1907 гг. в России», «Российская империя 1907 – 1910 гг.»; компьютер, проектор, мультимедийный учебник «История России. XX век. Часть I» Данилов А.А., «Клиософт»; портреты политических деятелей; подборка документов, проект-презентация «Революция 1905-1907 гг. в России».

Методическая особенность урока – урок практикум.

Ход урока

Актуализация знаний учащихся:

1. Выскажите свою точку зрения по вопросам: «Какие проблемы, стоявшие перед страной в начале XX века, вы считаете самыми острыми и почему?»
2. Как связана модернизация с задачами, стоявшими перед первой российской революцией? Была ли революция неизбежной?

Изучение нового материала.

1. Первая российская революция как порождение модернизационных противоречий

Россия в начале ХХ века представляла собой клубок противоречий: экономических, политических, социальных, национальных. Растущее отставание от западных стран заставило российское государство и общество на рубеже XIX-XX вв. искать пути ускоренной модернизации. Эти поиски велись в условиях возрастания в российском обществе радикалистских тенденций.
Работа над понятием «модернизация»:

Процесс модернизации в России имел свои особенности.

Вопросы:

  • В каком направлении шли социальные процессы в западных странах в период модернизации?
  • Каковы особенности российской экономической модернизации?
  • Каковы особенности менталитета русского крестьянства?
  • Почему буржуазная ментальность в российском обществе была слабо развита?
  • Что тормозило социальную модернизацию в России?

Вывод :

Модернизация общества не ограничивается только экономикой. Социальная модернизация в отличие от индустриальной в России проходила медленно и не сопровождалась процессом консолидации общества. Господствующей в обществе была не буржуазная, а крестьянская ментальность. Ведущая роль в деле модернизации принадлежала не буржуазии, а верховной власти. Несоответствие индустриальной и социальной модернизации обостряло социальные отношения в стране. Среди господствующего класса единства не было. Интеллектуальная элита находилась в бескомпромиссном конфликте с самодержавием.
Логика модернизации требовала доведения до конца начатых реформ, но российская власть, будучи сама инициатором этого процесса, оказалась в начале ХХ века неспособной решать проблемы в рамках эволюционного развития. Это вызвало нарастание недовольства, вылившееся в противостояние власти и общества. Просмотр презентации «Революция 1905-1907 гг. в России» (Приложение 1).

Вопросы и задания:

  • Можно ли было предотвратить революцию 1905-1907 гг.?
  • Имело ли правительство в своем составе реформаторов (или хотя бы одного), способного предотвратить революцию?
  • Как вы относитесь к дилемме «реформы или революция»?
  • Раскройте смысл следующего высказывания: «Все революции происходят от того, что правительства вовремя не удовлетворяют народные потребности …, остаются глухими к народным нуждам» (С.Ю.Витте).

Вывод:

реформаторская деятельность представляется большим благом для общества, чем революция. Революции сотрясают все общество, требуют колоссальных жертв, ввергают его в состояние нестабильности, хаоса, часто кровавого.

  • Что вам известно о личности и политических взглядах С.Ю. Витте?

Учащиеся составляют психологический портрет Витте .

Витте полагал, что в будущем у дворянства не будет лидирующей роли. Россия переходит к капиталистическому строю, поэтому на первое место он поставил индустриализацию («дедушка русской индустриализации»).
С.Ю.Витте был одним из представителей российской элиты, который первый понял, что все слои населения имеют основательные претензии к власти, которые уже нельзя игнорировать. И, тем не менее, по мнению многих историков, революцию можно было предотвратить. Выступления в стране не несли угрозу власти, так как в обществе пока еще были сильны патерналистские настроения: вера в справедливого царя, способного решить все проблемы.
Самостоятельная работа с текстом учебного пособия «Россия и мир в ХХ - начале ХХI века».11 класс. С.78-79.

Вопросы:

  • Какое событие нанесло удар по патернализму?
  • В чем заключалась двойственность российской политической системы?
  • Что в личности Николая II и его правлении вызывает несогласие, неодобрение и почему многие современники и историки считали поведение Николая II самоубийственным?

Чтобы выпускники эмоционально ощутили трагедию 9 января, можно прослушать воспоминания участника события рабочего Широкова (мультимедийный учебник А.Данилова. История России ХХ век. Часть I или прочесть фрагмент очерка М.Горького, очевидца этих событий. Приложение 2).

Вывод.

Таким образом, в начале ХХ века верховная власть в России окончательно утратила реформаторский потенциал, что резко ослабило позиции власти в деле модернизации страны. 9 января нанесло удар по патерналистским основам. Император допускал просчеты, которые были несовместимы с патерналистскими традициями.

Звучит фрагмент песни «Отречемся от старого мира…»

2. Становление российского парламентаризма

В стране разразилась революция, которая заставила Николая II провести реформы, кардинально изменившие социально-политический строй Российской империи. Главным завоеванием стала Государственная Дума. И произошло это именно по настоянию С.Витте, которому, по сути, удалось спасти монархию. Манифест от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» возвестил о введении законодательного парламента и гражданских свобод. 23 апреля 1906 года царь утвердил новую редакцию «Основных государственных законов Российской империи», в разработке которой Витте принимал самое активное участие. Днем раньше, 22 апреля Витте со своим кабинетом ушёл в отставку.

Работа учащихся в группах с документами:

1 группа. На основании документа (Приложение 3) определите мотив, которым царь руководствовался при издании Манифеста 17 октября 1905 года. Дайте оценку документу.

2 группа. Как изменилась система государственных органов власти по Манифесту? Внести дополнение в схему «Высшие органы власти Российской империи». См. документ (Приложение 4). Определить в каком направлении происходило изменение государственного строя России после выхода Манифеста 17 октября.

3 группа. Приведите доводы «за» и «против» высказывания: «Государственная Дума ограничила самодержавие». Сделайте выводы. Внимание учащихся обращается на статью 87 Основных законов Российской империи. См. фрагмент документа «Основные Государственные законы» (Приложение 5).

4 группа.Можно ли назвать Думу парламентом западного образца? Получила ли Дума законодательные функции? См. фрагмент документа «Основные Государственные законы…» статьи №56-71, 87 (Приложение 5).

Вывод.

Революция 1905 года придала самодержавию черты конституционной монархии, т.е. император сохранял большие полномочия. Население получило основные политические права, россияне из подданных императора превратились в граждан страны. Было создано коллегиальное правительство – Совет министров.

3. Особенности российской многопартийности

Встав на путь реформаторства, правительство открыло простор для деятельности созидательных общественных сил, для ускорения темпов модернизации страны, формирования гражданского общества.
Манифест способствовал возникновению множества политических партий. В поддержку Манифеста и правительственного курса выступили буржуазные круги, ведущую роль среди них играли конституционные демократы (кадеты) и «Союз 17 октября» (октябристы). На экране портреты П.Н. Милюкова и А.И. Гучкова с краткими биографическими данными (Мультимедийный учебник «История России. XX век» Данилов А.А.)

Работа с текстом учебника «Россия и мир в ХХ - начале ХХ I века» с.80-81

  • Чем отличалась российская многопартийная система от западноевропейского варианта. Каков был порядок возникновения партий в России?
  • Каковы были программные политические требования правых и либеральных партий?
  • Каковы были политические лозунги и требования радикальных политических партий (большевиков, меньшевиков и эсеров) в аграрном вопросе? (В ходе работы составляется небольшая таблица).

Линии сравнения

Социал-демократы

Социалисты-революционеры (эсеры)

большевики

меньшевики

Политические лидеры

Основные политические лозунги

Решение аграрного вопроса

В.И. Ленин

свержение самодержавия, установление диктатуры пролетариата, восьмичасовой рабочий день

национализация земли

Ю. Мартов
Г. Плеханов

ликвидация самодержавия, установление диктатуры пролетариата, представляющей большинство населения, восьмичасовой рабочий день

муниципализация земли

В. Чернов

уничтожение самодержавия, установление диктатуры трудового народа, восьмичасовой рабочий день

социализация земли

Вывод:

многопартийность в России была создана в основном усилиями интеллигенции и в кратчайшие сроки. И в целом вся партийно-политическая система объективно оказалась нацелена на разрушение самодержавия. Ни одна из партий не была в состоянии реально претендовать на политическое лидерство. Политическая инициатива оставалась в руках правящих кругов.

4. Крестьяне и аграрный вопрос в революции 1905 года.

Предлагается составить смысловой план на тему «Крестьяне в первой русской революции». Вариант смыслового плана:

  • Рост политической активности крестьян. Разнообразные способы их борьбы.
  • Основные требования крестьян:
    • отмена частной собственности на землю;
    • передача земли тем, кто ее обрабатывает;
    • всеобщее бесплатное начальное образование;
  • Вера основной массы крестьян в царя.
  • Попытки организации крестьянского движения в общероссийском масштабе:
    • созыв учредительного съезда Всероссийского крестьянского союза 31 июля – 1 августа 1905 года;
    • программа Союза;
    • второй съезд Крестьянского союза. Рост влияния эсеров среди крестьян;
    • арест участников съезда. Распад Крестьянского союза как общероссийской организации;
  • Крестьяне и Дума.
    • Раскол между крестьянскими массами и интеллигенцией;
    • Составление на сходах приговоров для подачи в Государственную Думу;
    • Аграрный вопрос для крестьян превалировал над всеми другими вопросами. Единство крестьян в этом вопросе.

Вывод.

Благодаря активному участию в революции крестьян, они получили более ощутимые результаты: отменены выкупные платежи, снижена арендная плата за землю, сословно-куриальная система выборов в Государственную Думу давала перевес крестьянским представителям в первых двух российских парламентах, повышенная зарплата сельскохозяйственным рабочим.
Однако крестьяне не смогли создать общенациональную организацию. Многие из них испытывали противоречивые чувства: ненавидели помещиков и чиновников, но не хотели выступать против царя и очень надеялись на Государственную Думу.

5. Столыпинская программа модернизации России.

Власть извлекла из революции определенные уроки и взяла на некоторое время инициативу реформирования страны в свои руки. В июле 1906 года Петр Аркадьевич Столыпин был назначен председателем Совета министров.

Сообщение учащихся о П.А. Столыпине (На экране портрет П. Столыпина).

Представитель старой земельной аристократии, владелец имения в семь тысяч десятин. Последний реформатор старой России, одна из трагических фигур нашей истории, верный слуга царя и Отечества. Умный, способный администратор, возможно единственный после С.Ю. Витте понимавший, что революцию можно предотвратить, только изменив устаревшую государственную и социальную модель России. В истории осталась характеристика Столыпина, как «российского Бисмарка», что свидетельствует о высокой оценке деятельности премьер-министра. Его политическим кредо было «либеральные реформы и сильная власть». Сильная власть предполагала подавление революции.
Новый председатель правительства обладал поразительной работоспособностью и сумел зарекомендовать себя, как человек мыслящий, хладнокровный, не боявшийся прямых вопросов.
25 августа 1906 года Столыпин предложил I Государственной думе широкую программу преобразований, целью которой было превращение России в правовое государство. Предполагалось ввести равноправие сословий, неприкосновенность личности, свободу вероисповедания, страхование рабочих, а также узаконить экономические стачки рабочих, допустить адвокатов к участию в предварительном следствии, главным же из предложенного было улучшение крестьянского землевладения. Аграрную реформу Столыпин считал последним шансом предотвратить революцию. Не решив аграрного вопроса, страна не могла двигаться по пути модернизации. Мероприятия Столыпина, по сути, были логическим продолжением политики Витте, который еще в начале века сделал вывод о тормозящей роли крестьянской общины. Столыпин стремился создать в русской деревне мощный слой зажиточного крестьянства, но при этом отвергал любые попытки удовлетворить крестьянские нужды за счёт помещиков. При таком подходе укрепить слой зажиточных хозяев можно было только за счёт других слоёв крестьянства. По этому пути и пошёл Столыпин, положив в основу своей реформы разрушение общины. Некоторые исследователи считают, что в таких условиях решение аграрной проблемы было неразрешимой задачей. Другая группа исследователей считает, что реформы Столыпина могли стать программой модернизации России.

Организация самостоятельной работы учащихся с документами (Приложение 6).

Вопросы:

  • На основе документов охарактеризуйте политическую программу Столыпина?
  • Как вы понимаете заключительную фразу из выступления Столыпина в Думе: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна ВЕЛИКАЯ РОССИЯ». К кому обращены эти слова?
  • Чем был опасен путь радикализма в России? К чему это привело?
  • В чем заключался трагизм положения Столыпина?

Следует отметить, что, несмотря на значительный прогресс в сельском хозяйстве, его проекты были обречены на провал, так как к ним не стремилась власть, а российское общество было расколотым и враждебно встречало любой проект со стороны правительства.

Задание: сгруппируйте факты, свидетельствующие об успехе аграрной реформы или её провале (Приложение 7).

Работа с картой «Россия в 1907 – 1914 гг.»

Вводятся элементы ролевой игры. Задания по группам:

1 группа. Представьте себя на месте крестьянина и ответьте на вопрос, почему вы не хотите выходить из общины и почему, уехав в Сибирь, возвратились вновь в свою деревню?
2 группа. Представьте себя в качестве думского депутата, кадета. Почему вы не поддержали аграрную реформу Столыпина? Какие его идеи и взгляды были для вас неприемлемы.
3 группа выступает от имени октябристской партии, которая в 1910 году вместе с правыми одобрила аграрную реформу Столыпина. Почему вы поддержали Столыпина?
4 группа выступает от имени рабочих Москвы, участвовавших в Декабрьском вооруженном восстании 1905 года. Какую сторону деятельности Столыпина они будут оценивать в первую очередь?

Вывод:

реформаторская деятельность Столыпина была последней попыткой коренным образом изменить общественную модель старой России, сделать ее более передовой и современной. Задуманная им ломка патриархальных установок российского крестьянства и насаждение буржуазных стереотипов поведения, капитализация деревни, требовали значительного времени. «Дайте нам двадцать лет покоя, и вы не узнаете Россию», - говорил он. Однако довести до конца процесс модернизации Россия не успела. Столыпин был смертельно ранен в Киеве 1 сентября 1911 года. В стране не оказалось ни лидеров, ни политических сил, способных продолжить его начинания. Аграрный вопрос так и не был решен, именно это и станет одной из главных причин предстоящих революций в России. Проблемы, которые не удалось решить в ходе революции 1905 года, дали о себе знать десятилетие спустя.
В этих условиях особое значение приобретала гибкость и дальновидность власти, готовность её к опережающим шагам, которые могли бы снять напряжение в обществе. Но монархия и ее ближайшее окружение не желали видеть той пропасти, к которой шла страна. В результате левые партии, прежде всего большевики, получают уникальный исторический шанс на власть, на реализацию своего проекта модернизации страны.
Россия стояла на пороге коммунистической модернизации.

В обществе большой интерес вызывают процессы трансформации во времени, действия движущих сил, итоги изменений и их масштабы. Если же в обществе не происходит взаимодействия внутренних и внешних сил, то оно погибает, стагнирует, загнивает. Одни процессы сменяются другими, когда каждый из них исчерпывают свои потенциалы.

Социальные процессы , изменения и развитие сопутствуют жизни каждого человека. Они вызываются к жизни различными как субъективными, так объективными обстоятельствами – опытами, идеями, интересами, догадками, внешней ситуацией. Значительные социальные изменения происходят обязательно в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимосвязаны, сопряжены, взаимозависимы.

Человек постоянно корректирует свое поведение, включается в процессы, ищет пути выхода из трудных ситуаций, взаимоотношений, меняет свое положение в экономической и политической сферах, то есть сознательно или бессознательно участвует в социальных процессах.

Что же такое социальные процессы?

Краткий словарь по социологии (М., 1988. – С. 263) характеризует социальный процесс как последовательную смену состояний или движений социальной системы, или ее подсистем, или любого социального объекта. Социальный процесс состоит из нескольких стадий, имеет определенную структуру, направленность.

Социолог С.С. Фролов в учебнике «Социология» (М.: Логос, 1998. – С. 274) отмечает, что социальный процесс - есть совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

Социальные процессы связаны с изменениями в обществе во всех сферах социальной жизни.

Социальные процессы – это важнейшие изменения социальных структур, включая последствия и проявления этих изменений в нормах, ценностях, культурных элементах и символах.

Социальные процессы непременно затрагивают социальные системы, общности, группы. Преобразуют их, создают новые, видоизменяют, вызывают к жизни новые взаимоотношения и социальные взаимодействия. Эти изменения выступают единственной единицей сравнения при анализе социальных систем, общностей, отношений, взаимодействий. Многие социальные процессы бывают парными: революционные – эволюционные, прогрессивные – регрессивные, сознательные – стихийные, функциональные – дисфункциональные, интегрирующие – дезинтегрирующие. А также политические, экономические, управленческие, коммуникативные и др.

Если наряду со сравнительным методом применить исторический, посмотреть на преемственность различных стадий развития человечества, включая физическое, интеллектуальное, моральное и политическое, то заметим:

– общество, как целостная система развивается от простого к сложному, от низшего к высшему;

– прогресс может быть достигнут только через конкретную серию социальных ступеней, и значит, через изменения, через развитие, через процессы.

В качестве ведущих социальных процессов отмечаются эволюционные и революционные.

Социальная эволюция в представлении исторических стадий человеческого общества включает в себя: развитие общества от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, от слабо интегрированного общества к строго интегрированному.

Эмиль Дюркгейм, французский социолог, считает, что переход от простого общества к сложному зависит от глубины разделения труда в обществе. Немецкий социолог Теннис отмечает, что в деревенской общине существовали основные типы социальной связи: люди жили по общинным принципам и ценностям, соблюдая традиции и обычаи, специализация была ограниченная и неразвитая, народ опирался на религию, главной ценностью была семья и община.

В индустриальном обществе следующие взаимосвязи: стремление к личной выгоде, в основе жизни лежат формальные законы, в обществе выражены профессиональные роли, люди опираются на светские ценности, в основе общества лежат корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

Французский ученый Арон отмечал, что в постиндустриальном обществе овладение знаниями являются главным престижным фактором, ученые и консультанты играют господствующую роль, развито массовое производство товаров для рынка, производство и управление механизировано и автоматизировано, научно-техническая революция охватила все сферы жизни.

Эволюционные процессы понимаются как постепенные, медленные, плавные, количественно преобразовывая объекты. Эволюционное развитие включает в себя несколько моментов:

– дифференциацию общества;

– специализацию различных частей и структур общества;

– интеграцию – установление гармонии, структурного и функционального соответствия всех частей общества;

– адаптацию общества к новым условиям, сохранение равновесия и способности к самосохранению.

Революционный процесс – это относительно быстрое, коренное, качественное изменение объектов и систем. Они повторяются во времени и в пространстве, или там и там одновременно. Карл Маркс считал социальные революции, то есть коренные качественные перевороты всей общественной жизни, локомотивом истории. Исторически доказано, что чем больше элементов структуры охватывает процесс, чем масштабнее происходят перемены, тем более продолжительное время требуется для их реализации.

От других форм социальных изменений революционный процесс отличает пять особенностей:

комплектность : революции захватывают все сферы и уровни общественной жизни;

радикальность : революционные процессы носят фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства;

скорость : революционные изменения происходят очень быстро;

исключительность : революции неизгладимо остаются в памяти людей;

эмоциональность : революции вызывают подъем массовых чувств, необычные реакции и ожидания, в них как в фундаментальные преобразования вовлекаются широкие массы людей.

Основными видами социальных процессов являются:

1) кооперация – в переводе с латыни «вместе работать» на основе согласованных действий, общих целей, взаимопонимания, согласованности и принятых правил сотрудничества;

2) конкуренция – это борьба между индивидами, группами и обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (деньги, власть, статус, признательность, любовь). Конкуренция – это попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том, что люди никогда не могут полностью удовлетворить свои желания;

3) приспособление – это принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды (эмигранты, школьники, студенты, сельский житель в городе - формирует тип поведения в изменившихся условиях);

4) подчинение – это обязательное условие процесса приспособления, так как сопротивление затрудняет вхождение индивида в новую структуру и мешает ему приспосабливаться;

5) компромисс – это форма приспособления, когда индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения;

6) ассимиляция – это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к общей культуре. Ассимиляция часто ослабляет и гасит конфликты;

7) амальгамизация – это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Процессы ассимиляции и амальгамизации приводят к стиранию границ между народами, уничтожению формального разделения, появлению общей схожести членов группы.

gastroguru © 2017