Модернизация российского образования. Модернизация российского образования Тенденции развития российского образования до года

.

Перед самым Новым годом премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил концепцию развития образования до 2020 года, а 8 января подписал распоряжение, утверждающее концепцию федеральной целевой программы (ФЦП) развития образования на 2016-2020 годы. Концепция определяет в качестве главных целей обеспечение условий эффективного развития российского образования, формирование конкурентоспособного человеческого потенциала и повышение конкурентоспособности российского образования на всех уровнях, в том числе международном.
Государственный заказчик и координатор программы - Минобрнауки России. Общий бюджет новой ФЦП оценивается в 183,6 миллиарда рублей. Значительная часть расходов - 88 миллиардов - будет финансироваться за счет госказны, остальные средства ожидается получить из бюджетов субъектов федерации и иных источников.

Концепция родилась не на пустом месте. Чиновники Министерства образования и науки РФ признают наличие проблем уже давно. Реализация предыдущей ФЦП оставила еще много прорех. В некоторых регионах треть детей не охвачены дошкольным образованием, для них просто нет мест в детских садах. В среднем и высшем образовании наблюдается снижение численности преподавателей. Большое количество учителей достигли пенсионного возраста, а 60% выпускников педагогических вузов не идут работать в школы, пристраиваясь куда угодно. «Высшая школа и система общего образования в таких условиях не смогут в полной мере противостоять последствиям сложившейся демографической ситуации. А в перспективе будут не готовы к ее позитивным изменениям, связанным с резким ростом численности выпускников образовательных организаций общего образования с учетом реальных потребностей», - отмечается в документе. В концепции постарались охватить все больные вопросы. Определили, что будет с вузами, как будут работать общежития и даже внедряться инновации. Обещано, что в России появится 200 инновационных школ, 23 тысячи новых мест в общежитиях, а 43% учителей должны освоить методику преподавания по межпредметным технологиям.

Проектно-целевой подход Новая концепция программы развития образования на 2016-2020 годы предлагает для решения проблем российского образования не классический программно-целевой подход, который, как утверждают чиновники Минобрнауки, господствовал многие годы и устарел, а новый - проектно-целевой. Как объясняют специалисты, это означает выделение нескольких больших задач, над решением которых будет работать все образовательное сообщество в ближайшие годы. Сегодня это 5 основных задач программы:

    создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики;

    развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования;

    реализация мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи;

    создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовки кадров для современной экономики;

    формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.

Не могу сказать, что я этого никогда не слышала. Все эти идеи давно на слуху, и странно, что до сегодняшнего дня они так и не были воплощены в жизнь. Остается надеяться, что концепция активизирует их реализацию. А пока в программу включены комплексные проекты по созданию и внедрению новой структуры (модели) вузов. Есть большие планы по модернизации технологий заочного образования, Интернет дает для этого большие возможности. Намечен переход к системе эффективного контракта с руководителями и педагогическими работниками. Есть идеи по развитию системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций. Хотят также усовершенствовать систему оценки качества профессионального образования и привлекать работодателей к участию в управлении деятельностью профессиональных образовательных организаций. Именно так все перечислено в концепции. Более того, предусмотрено предоставление субсидий из госбюджета субъектам федерации на поддержку мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности российского образования, трансляции и внедрению новых моделей и механизмов обеспечения доступности образовательной среды, распространению структурных, содержательных и технологических инноваций. Реализацию программы предлагают осуществить в 2 этапа. Первый - в 2016-2017 годах, второй - за 2018-2020 годы. Определять эффективность программы будут на основе разработанных целевых индикаторов и показателей.

Главное - кадры Но первое, что мы должны осознать, - факт, что количество студентов в нашей стране будет постоянно сокращаться, причем по объективным демографическим причинам. Стало быть, тут не обойтись без разных реорганизаций и укрупнений вузов в условиях демографического спада. Вскоре не будут нужны многочисленные высшие учебные учреждения и преподаватели. Минэкономразвития все просчитало, и получилось, что сеть филиалов вузов сократится на 80%, а самих высших учебных заведений станет на 40% меньше. Естественно, чтобы все это хоть как-то воплотить в жизнь, надо вплотную заняться подготовкой современных педагогических кадров. В концепции прописано, что 43% педагогов в ближайшие 5 лет должны овладеть методикой межпредметных технологий. То есть преподавать свой предмет, постоянно проводя связи и аналогии с другими дисциплинами: в литературе ссылаться на историю, историю связывать с географией, а географию, например, с обществознанием. То есть не только давать голые факты, а уметь искусно представить еще и атмосферу времени, о котором идет речь. Говорят, что методики обучения учителей уже готовы. Также вузы будут обязаны готовить студентов в тесном взаимодействии с работодателями, которые предоставят своим будущим специалистам практики и стажировки. А все студенты смогут учиться по программам, в составлении которых работодатели примут самое непосредственное участие. При новом строительстве и завершении тех работ, которые уже идут, приоритет будет отдан ведущим вузам, федеральным, научно-исследовательским университетам, а также тем учебным заведениям, в отношении которых есть поручения президента или правительства. Кроме того, для ведущих вузов выстроят новые корпуса и лаборатории. Будет составлен список из 200 инновационных школ, использующих самые современные технологии и методики преподавания, появится 30 национальных методических сетей для распространения передового педагогического опыта.

Правительство намерено наконец-то решить проблему с общежитиями: будет введено 23 тысячи новых мест, причем на каждого студента должно приходиться не менее 20 квадратных метров общей площади. Надо признать, что это более чем комфортно. Не всякая молодая семья с ребенком имеет сегодня такую жилую площадь. Расширяются возможности для студентов-инвалидов - они смогут учиться на самых разных направлениях. Причем количество этих направлений подготовки увеличится практически на 50%. Для студентов будет создана доступная среда, соответствующие учебные материалы, оказана необходимая помощь. Через 5 лет все студенты российских вузов смогут совмещать учебу с работой, а 38% выпускников колледжей получат квалификационный сертификат. Ожидается, что 100% вузов будут работать в соответствии с Болонским и Туринским процессами. Что касается дошкольного образования, то большие надежды тут возлагаются на государственно-частное партнерство. В свою очередь, государство берет на себя обязательство обучить 95% работников детских садов новым методикам и технологиям преподавания. Вот такие замечательные планы. И уже скоро станет ясно, сможет ли новая концепция образования вывести российское общество на более высокую ступень развития.

Льготы для мам Но при этом тут же правительство подготовило изменения в действующий закон «Об образовании». Поправки предоставляют особые права при приеме в высшие учебные заведения. Это касается молодых женщин в возрасте до 23 лет, имеющих детей. По действующему закону, согласно статье 71, льготы при приеме в высшие учебные заведения имеют сироты, инвалиды, малообеспеченные и некоторые другие категории граждан. К этому списку правительство предлагает добавить еще и молодых мам. Нельзя сказать, что эта идея свалилась обществу как снег на голову. Все понимают, что молодых матерей надо поддерживать, так как большое количество детей очень нужно государству. Да и специалисты тоже нужны…

Несколько лет проводился эксперимент по обучению молодых матерей на подготовительных отделениях вузов. После анализа хода эксперимента в 2013-2014 годах в правительстве решили, что необходимо предоставлять льготы при поступлении в вузы молодым женщинам, имеющим детей. Если поправки внесут, то молодые мамы получат преимущество при приеме на обучение на бюджетные места. Таким образом, они смогут пройти обучение на подготовительных курсах вузов за счет бюджета, а затем при желании пойти и на полное обучение на бюджетное место по заинтересовавшей их специальности. Это называется - получить «зеленый свет». Но пока поступить молодые мамы смогут только в вузы, подведомственные Минобрнауки. Между тем к этой программе, скорее всего, присоединят Министерство здравоохранения и Министерство сельского хозяйства. Не исключено, что это случится уже в этом году. Финансировать эту программу будет федеральный бюджет, причем деньги будут давать все три ведомства: Минобрнауки, Минздрав и Минсельхоз. Обучение будет проводиться по всем официально утвержденным направлениям и дисциплинам, а количество бюджетных мест под эту программу в российских вузах будут устанавливать до 1 января ежегодно. Странно, но аналитики пока большого наплыва молодых мам в вузы не ждут. А специалисты вообще считают, что эта программа имеет в основном особое значение для регионов и сельской местности, где везде наблюдается нехватка кадров. Причем они отмечают, что самым большим спросом будут пользоваться гуманитарные направления.

Права для волонтеров А Минобрнауки совместно с Минтрудом планируют разработать целую систему стимулов для вовлечения молодых людей в волонтерство. Для этого нужны необходимые условия и мотивы. И чиновники намерены их предложить. В частности, рассматривается возможность включения срока занятия активной волонтерской деятельностью в трудовой стаж, а также установления льгот при поступлении в вуз для школьников-волонтеров. «Такая система стимулов не должна подразумевать именно денежные выплаты», - подчеркнул глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов. Кстати, это не первая инициатива по установлению привилегий волонтерам при поступлении в вузы. Так, недавно Минздравом был подготовлен законопроект, согласно которому добровольцам, работающим в медицинских организациях, должно отдаваться предпочтение при приеме в медицинские вузы на обучение по программам бакалавриата и специалитета. И это вполне оправданно. Медицина - сложная и трудная профессия не только физически, но и психологически. И доброволец, прошедший сквозь боль и органическую грязь, которая всегда сопровождает больных людей, по сути, уже сдал экзамен на право быть медиком. Для зачисления в медицинский вуз доброволец должен проработать не менее года, получить рекомендацию от главы НКО и успешно сдать вступительные экзамены.

Привилегии для спортсменов Позаботятся и о молодых спортсменах. Судьбой спортсменов-школьников, много времени уделяющих спорту и меньше - школьным наукам, обеспокоен член комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи, бывший чемпион мира по боксу Николай Валуев. Он предложил за выполнение норм ГТО давать бонусы при поступлении в вузы. По его словам, в целом нормативы будут такими же, как и в советское время: люди будут сдавать нормативы по подтягиванию, бегу и другим упражнениям. Валуев уточнил, что школьникам надо всего-то немного - добавлять баллы к ЕГЭ.

Что ж, это вполне разумно, если спортсмен идет в спортивный вуз. Против этого никто не станет возражать. А вот если он появится со своими дополнительными баллами на философском или историческом факультете, то вполне может потеснить более подготовленных ребят, многие годы мечтавших об этой профессии. И еще вопрос: сможет ли этот спортсмен в этом вузе учиться? Логика подсказывает, что бонусы к ЕГЭ хороши только тогда, когда тягу к профессии доказывали еще в школе: будущие медики шли в больницы, а спортсмены - в спортзалы. Но, сказано - сделано. На исходе 2014 года Министерство образования и науки РФ уже получило от Росмолодежи проект, по которому за индивидуальные достижения абитуриент может получить до 20 баллов, 10 из которых закреплены за сочинением. Поощрение из оставшихся 10 баллов подразумевается за наличие значков ГТО, аттестат с отличием, призовое место на олимпиаде школьников или волонтерскую работу. Причем в Росмолодежи полагают, что новшество может быть применено уже в приемную кампанию 2015 года.

Текст: Елизавета Домнышева

Распоряжением Правительства РФ № 792-р от 15.05.2013 года была утверждена государственная программа "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (в новой редакции). В этом масштабном (и по объему - 700 страниц, и по содержанию) документе проанализировано состояние российского образования на данный момент; раскрыты цели, задачи, этапы, ожидаемые результаты, основные мероприятия Программы.

Целями Программы являются:

  • обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики;
  • повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Задачи Программы:

  1. формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации
  2. развитие инфраструктуры и организационно--экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей
  3. модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на всестороннее развитие детей и достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации. Она предусматривает стимулирование качественного труда педагогических работников, внедрение современных стандартов общего образования, обновление содержания, технологий и материальной среды образования, в том числе развитие информационных технологий;
  4. создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия. Реализация задачи предусматривает разработку и внедрение национальной системы оценки качества образования, мониторинговых исследований в образовании, развитие участия в международных сопоставительных исследованиях качества образования и создание инфраструктуры по выработке решений по повышению качества образования на основе результатов участия, расширение участия работодателей и общественности в оценке качества образования.
  5. обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи. Реализация задачи предусматривает поддержку социальной активности молодежи.
  • увеличение роли негосударственного сектора в предоставлении услуг дошкольного и дополнительного образования детей;
  • качественное изменение содержания и методов преподавания с акцентом на развитие интереса и активности обучающихся, формирование полноценной системы профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов, опережающее обновление программ обучения математике, технологии, иностранным языкам, социальным наукам;
  • модернизация территориальных сетей социализации на основе интеграции и кооперации организаций различного типа и ведомственной принадлежности;
  • внедрение механизмов выравнивания возможностей детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на получение качественного образования;
  • формирование эффективной системы выявления и поддержки молодых талантов;
  • омоложение и рост профессионального уровня педагогических кадров;
  • формирование демонополизированной и персонифицированной системы повышения квалификации и переподготовки педагогов;
  • поддержка инноваций и инициатив педагогов, профессиональных сообществ, образовательных организаций и их сетей;
  • внедрение новой модели организации и финансирования сектора дополнительного образования и социализации детей;
  • развитие сектора услуг по сопровождению раннего развития детей;
  • существенное повышение масштаба и эффективности использования ресурсов неформального (за рамками организаций дополнительного образования детей) и информального образования (медиасфера, сеть Интернет).

Реализация Программы будет осуществляться в 3 этапа. На 1 этапе - 2013 - 2015 гг - основные мероприятия Программы будут направлены на создание на всех уровнях образования условий для равного доступа граждан к качественным образовательным услугам. Это позволит стабилизировать ситуацию в системе образования и создать условия для ее устойчивого развития в соответствии с изменяющейся социальной, культурной и технологической средой. Второй этап Программы - 2016 - 2018 гг - ориентирован на полноценное использование созданных условий для обеспечения нового качества и конкурентоспособности российского образования, усиления вклада образования в социально-экономическое развитие страны, а также на распространение лучших практик из регионов-лидеров на все регионы страны. Переход на эффективный контракт с педагогическими работниками, модернизация системы педагогического образования и повышения квалификации обеспечат на этом этапе качественное обновление педагогического корпуса. На третьем этапе реализации Программы - 2019 - 2020 гг - акцент будет сделан на развитии сферы непрерывного образования, развитии образовательной среды, дальнейшей индивидуализации образовательных программ.

В центре внимания окажется система сервисов дополнительного образования, которая будет обеспечивать охват детей и молодежи программами позитивной социализации, поддерживать их самореализацию. В результате сеть образовательных организаций, федеральные государственные образовательные стандарты, система информационной открытости и оценки учебных достижений будут обеспечивать максимальные возможности для выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Как отмечают разработчики, по ключевым показателям качества образовательных результатов российское образование достигнет уровня ведущих развитых стран, а по отдельным направлениям займет лидирующие позиции.

В рамках Программы выделены подпрограммы :

  • подпрограмма 1 «Развитие профессионального образования»;
  • подпрограмма 2 «Развитие дошкольного, общего образования и
  • дополнительного образования детей»;
  • подпрограмма 3 «Развитие системы оценки качества образования и
  • информационной прозрачности системы образования»;
  • подпрограмма 4 «Вовлечение молодежи в социальную практику»;
  • подпрограмма 5 «Обеспечение реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы и прочие мероприятия в области образования».

На реализацию подпрограммы 2 «Общее, дошкольное и дополнительное образование» выделяется более 80 % финансирования Программы развития образования.

Цель подпрограммы: создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей.

Задачи Подпрограммы:

  • формирование образовательной сети и финансово-экономических механизмов, обеспечивающих равный доступ населения к услугам дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей;
  • модернизация содержания образования и образовательной среды для обеспечения готовности выпускников общеобразовательных организаций к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологичной экономике;
  • обновление состава и компетенций педагогических кадров, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию;
  • создание современной инфраструктуры неформального образования для формирования у обучающихся социальных компетенций, гражданских установок, культуры здорового образа жизни.

В качестве ожидаемых результатов реализации подпрограммы авторы выделяют следующие:

  • обеспечено выполнение государственных гарантий общедоступности и бесплатности дошкольного и общего образования;
  • семьям, нуждающимся в поддержке в воспитании детей раннего возраста, будут предоставлены консультационные услуги;
  • будут ликвидированы очереди в дошкольные образовательные организации;
  • всем детям-инвалидам будут предоставлены возможности освоения образовательных программ общего образования форме дистанционного, специального (коррекционного) или инклюзивного образования;
  • всем обучающимся независимо от места жительства будет обеспечен доступ к современным условиям обучения;
  • все старшеклассники получат возможность обучаться по образовательным программам профильного обучения;
  • увеличится охват детей программами дополнительного образования детей;
  • будет сокращен разрыв в качестве образования между наиболее и наименее успешными школами;
  • средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций из всех источников составит не менее 100 процентов от средней заработной платы по экономике региона;
  • средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций из всех источников составит не менее 100 процентов от средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;
  • всем педагогам будут обеспечены возможности непрерывного профессионального развития;
  • в общеобразовательных организациях увеличится доля молодых педагогов, имеющих высокие образовательные результаты по итогам обучения в вузе;
  • улучшатся результаты обучающихся в национальных мониторингах (готовности 144 обучающихся к освоению программ начального, основного, среднего общего и профессионального образования; уровня социализации выпускников основных общеобразовательных организаций);
  • будет обеспечено единство образовательного пространства Российской Федерации.

На развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей определяюшее влияние окажут четыре внешних тенденции .

  • Во-первых, при относительной стабильности численности дошкольников будет расти численность детей школьного возраста.
  • Во-вторых, продолжит меняться структура расселения: будут уменьшаться малонаселенные пункты и увеличиваться население городов. При этом будет увеличиваться доля детей трудовых мигрантов.
  • В-третьих, недостаток предложения на рынке труда будет приводить к большей конкуренции за человеческие ресурсы, в том числе - отвлекая педагогические кадры в другие сферы деятельности.
  • В-четвертых, будет радикально меняться среда социализации, создавая как новые социальные, культурные, технологические возможности, так и риски для детей, семей, образовательных организаций.

Результаты для педагогов

Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составит не менее 100 процентов от средней заработной платы по экономике региона, а педагогических работников дошкольных образовательных организаций - не менее 100 процентов к средней заработной плате в общем образовании региона.

Повысится привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров.

Существенно обновится педагогический корпус общего образования, повысится уровень подготовки педагогов. Молодые специалисты в течение первого года работы будут получать поддержку более опытных педагогов в режиме педагогической интернатуры. Их заработная плата будет конкурентоспособна на региональном рынке труда.

Преподаватели вузов, активно занимающиеся исследованиями и разработками, обеспечивающие высокое качество образования, будут получать зарплату, позволяющую сосредоточиться на одном месте работы и работать с полной отдачей. Повысится эффективность конкурсных механизмов замещения должностей доцентов и профессоров, которые, с одной стороны, повысят требования к претендентам на эти позиции, а с другой стороны, заставят вузы конкурировать за лучших преподавателей, предлагая им привлекательные условия работы.

В профессиональном сообществе будут действовать эффективные институты самоуправления, расширятся возможности участия работников в управлении образовательными организациями.

Национальные исследовательские и федеральные университеты наряду с вузами-лидерами региональных систем профессионального образования станут реальной базой для развития системы непрерывного образования и повышения квалификации педагогических работников.

Направления развития сферы образования до 2020 года (Зайцева Г.)

Дата размещения статьи: 28.02.2015

Правительство РФ Распоряжением от 29.12.2014 N 2765-р утвердило Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (далее - Концепция). Документ определяет точки роста, приоритетные для отрасли, а также конкретные механизмы участия образовательных организаций в реализации запланированных направлений развития. Рассмотрим, какие тенденции будут определять судьбу учреждений образования в среднесрочной перспективе.

Как сказано в разд. I Концепции, новая федеральная целевая программа (далее - ФЦП) призвана обеспечить условия для эффективного развития российского образования, повысить его конкурентоспособность на всех уровнях (в том числе международном) и сформировать конкурентоспособный человеческий потенциал. Для этого необходимо действовать в нескольких направлениях, первым из которых является внедрение новаций в профессиональном образовании, а вторым - развитие содержания и технологий общего и дополнительного образования. Достижению данных целей должно способствовать улучшение материально-технической базы учреждений (прежде всего речь здесь идет о звене профобразования) и полноценное внедрение системы оценки качества образования и образовательных результатов. Последняя, по замыслу законодателя, должна сформировать принципиально иное отношение обучающихся и образовательных организаций к качеству образования и получаемым по его итогам компетенциям.
Задачи, поставленные в Концепции, находятся в русле стратегии развития образования, обозначенной в других программных документах (Указе Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятой Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р, Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 295). В свою очередь, рассматриваемая Концепция охватывает те преобразования, реализация которых позволит наиболее эффективно и результативно использовать финансовые ресурсы для решения стратегических задач.
В течение последующих пяти лет на реализацию ФЦП планируется потратить более 88 млрд руб. из федерального бюджета и более 80 млрд руб. из бюджетов субъектов РФ. Эффективность данных бюджетных расходов должна быть достигнута в первую очередь благодаря использованию проектно-целевого подхода, предполагающего осуществление комплексных системных проектов, направленных на всех участников образовательной деятельности.
Какие проблемы предполагается решить посредством реализации новой ФЦП? Какие мероприятия будут для этого проводиться в отношении образовательных учреждений?

Проблемы, обозначенные в Концепции

Новая ФЦП ориентирована на устранение наиболее проблемных зон в системе образования, которые в ближайшее время могут негативно повлиять на результаты, достигнутые в рамках ФЦП на 2011 - 2015 гг. В частности, к таким проблемам относятся:
1. Несоответствие уровня выпускников образовательных организаций требованиям экономики (прежде всего это касается профессионального образования). Подобное несоответствие обусловлено в том числе противоречием, возникшим между ростом потребности в специалистах и отсутствием объективного прогноза такой потребности по отраслям экономики, а также нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием, например, из-за отсутствия действенных механизмов и моделей трудоустройства, последующего сопровождения и мониторинга карьеры выпускников, низкой стоимости труда молодого специалиста (разд. IV Концепции).
Кроме того, сегодня все еще существует рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда (наиболее ярко это проявляется в среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании). Это приводит к низкому уровню влияния образования на социально-экономическое развитие регионов и страны в целом.
2. Несоответствие структуры сети вузов существующей демографической и социально-экономической ситуации в стране. Данная проблема требует серьезного обновления вузовской сети.

К сведению. Сокращение сети вузов за счет реорганизации неэффективных образовательных учреждений ведется с 2013 г. Предпосылками для этого стали положения пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и других нормативных актов.

3. Продолжающееся снижение числа учителей в общем образовании и преподавателей вузов. В разд. IV Концепции отмечается, что в образовательных организациях сегодня трудится большое количество учителей и преподавателей пенсионного возраста и при этом лишь 40% выпускников педагогических вузов приходят работать в школы. В отдельных субъектах РФ после первых трех лет педагогической деятельности только одна шестая часть молодых специалистов остается в системе образования.
Вместе с тем усиливается потребность в высококвалифицированных педагогических кадрах, соответствующих повышенным требованиям к ним, в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением образовательной среды. И в ближайшей перспективе дисбаланс между потребностью сферы образования в указанных специалистах и реальной возможностью их подготовки и привлечения к педагогической деятельности будет только увеличиваться.
4. Нехватка учебных площадей, объектов социальной и инфраструктурной направленности, необходимых для повышения конкурентоспособности российского образования.

Инновации в профобразовании

Как обозначено в разд. IV Концепции, Минобрнауки намерено существенным образом обновить сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов. Предполагается, что филиалы организаций высшего образования будут сокращены в пределах 80%, а сами вузы - в пределах 40%. При этом численность студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования в федеральных и национальных исследовательских университетах, увеличится. Формируемое вузам государственное задание в том числе будет учитывать потребности инновационной экономики и необходимость обучения в полнокомплектных студенческих группах за счет средств соответствующих бюджетов.
Однако высшие учебные заведения ожидают не только количественные, но и качественные преобразования - ФЦП предлагает внедрить новые модели вузов. Как следует из разд. IX Концепции, для этого будут выполнены пилотные проекты по разработке и реализации новых моделей высших учебных заведений и новых образовательных программ. В рамках таких проектов должны быть определены опорные вузы региональных экономик, вузы массовой подготовки для социальной сферы и сферы сервиса, а также вузы прикладного и технического бакалавриата. Кроме того, предстоит внедрить новые программы инженерного образования, модели аспирантуры и магистратуры, усовершенствовать очно-заочное и заочное обучение.
В системе профессионального образования (как вузах, так и учреждениях СПО) также планируется распространить новые формы организации учебного процесса - технологии проектного обучения, учебные планы на вариативной основе, позволяющие учитывать интересы и потребности студентов. В частности, к 2020 г. доля вузов, в которых внедрены индивидуальные учебные планы на вариативной основе, должна достигнуть 50% (Приложение 1 к Концепции).
Еще одна задача, стоящая перед организациями профессионального образования, - повысить качество управления в них (разд. IX Концепции). Для этого потребуется перейти на эффективный контракт с руководителями и профессорско-преподавательским составом учреждений, обеспечить результативную работу органов государственно-общественного управления, в которых должны присутствовать представители работодателей, внедрить систему мониторинга образовательных траекторий студентов, а также трудоустройства и карьеры выпускников. Согласно целевым показателям, установленным ФЦП, к 2020 г. все вузы должны будут применять указанную систему мониторинга, а доля студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, должна достигнуть 100% (при уменьшении финансирования ФЦП - 92%).

Модернизация общего и дополнительного образования

В рамках этого направления, включенного в Концепцию, предполагается реализовать комплекс мер по использованию разработанных ФГОС, включая их методическое обеспечение и повышение квалификации преподавательского состава учреждений. Практическое внедрение нового содержания и технологий общего и дополнительного образования заключается, в частности, в следующем.
Согласно разд. IX Концепции в последующие пять лет планируется отработать новые организационно-экономические модели в дошкольном образовании: перейти на применение в деятельности соответствующих учреждений ФГОС дошкольного образования, повысить квалификацию по новым образовательным программам 95% педагогов и руководителей детских садов. Помимо этого, в каждом регионе должны быть созданы условия для государственно-частного партнерства в данной сфере (согласно целевым показателям к 2020 г. такие мероприятия необходимо провести во всех регионах), а также реализованы программы поддержки родительского просвещения для семей с маленькими детьми.
Общеобразовательным организациям придется сосредоточиться на качестве образования. Повысить его (путем реализации пилотных проектов) должны школы, демонстрирующие низкие результаты или функционирующие в неблагоприятных социальных условиях. Как следует из Приложения 1 к Концепции, доля региональных систем общего образования, в которых успешно реализованы подобные проекты, к концу 2020 г. должна составить 60% (при сокращении финансирования ФЦП - 47%). Лучшая практика такой работы будет распространена на остальные субъекты РФ. Одновременно в регионах предстоит создать сеть школ, реализующих экспериментальные и инновационные программы, - на базе этих учреждений будут отрабатываться новые технологии и содержание обучения и воспитания.
Наконец, регионам предстоит создать условия и реализовать на своем уровне концепцию развития дополнительного образования детей - для этого необходимо разработать соответствующие программы модернизации. К 2020 г. такие программы должны воплощаться в жизнь в 90% регионов (при уменьшении финансирования ФЦП - в 70% субъектов РФ).

К сведению. Концепция развития дополнительного образования детей утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р. В ней в том числе предусмотрены разработка и реализация региональных программ развития данной сферы, а также модернизация инфраструктуры дополнительного образования.

В Концепции уделено внимание и проблеме качества педагогических кадров. Повышать его предполагается посредством внедрения оптимальных подходов к эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей, а также посредством реализации нового стандарта профессиональной деятельности (включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей).

Развитие системы оценки качества образования

Цели, поставленные в Концепции, и реализация запланированных в ней мероприятий потребуют усиления роли независимой оценки качества образования и образовательных результатов. В связи с этим планируется создать национально-региональную систему оценки на всех уровнях образования (как общего, так и профессионального), новые инструменты и оценочные процедуры (включая международные исследования качества).
В частности, согласно разд. IX Концепции в общем образовании (включая дошкольное) предполагается реализовать пилотные проекты по созданию региональных систем оценки качества и создать систему мониторинга, которая позволила бы оценивать качество образования в региональном и национальном масштабах по основным дисциплинам не менее чем в трех периодах обучения. При этом доля регионов, в которых созданы и функционируют системы оценки качества дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ, к концу 2020 г. должна достигнуть 100% (Приложение 1 к Концепции). Также планируется модернизировать процедуры и механизмы ЕГЭ и ГИА, привлечь общественность к оценке качества общего образования и начать формировать пользовательские рейтинги.
Развивать систему оценки в среднем профессиональном и высшем образовании необходимо путем поддержки независимой аккредитации (общественной и профессионально-общественной) и оценки качества образовательных программ. Для этого необходимо усовершенствовать контрольно-надзорные механизмы, а также распространить единые оценочные средства для оценки образовательных достижений выпускников. Последняя мера позволит уменьшить диспропорцию в качестве подготовки выпускников различными образовательными организациями по одним и тем же программам профобразования. Кстати, доля вузов, использующих в своей деятельности единые оценочные материалы для итоговой аттестации выпускников, к 2020 г. должна составить 50% (при сокращении финансирования ФЦП - 30%).
Кроме того, ФЦП предусматривает создание сети центров мониторинга качества образования, распространенной на всю территорию страны и все уровни образования (разд. IV Концепции). Благодаря подобной системе центров, мониторингом будет охвачено и само качество образования, и результаты, достигнутые обучающимися на различных этапах образовательного и жизненного пути - как в школе (практически в каждом классе), так и в системе дополнительного и профессионального образования.

Улучшение материально-технической базы

ФЦП также предполагает создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовки кадров для современной экономики. В рамках улучшения материально-технической базы организаций профессионального образования будут реконструированы и построены учебные и учебно-лабораторные корпуса, здания библиотек, объекты физкультурно-оздоровительного назначения, общежития. Как отмечается в разд. IV Концепции, проблема недостаточной развитости инфраструктуры образования не утрачивает своей актуальности даже в условиях ожидаемого сокращения численности студентов. Поэтому соответствующие инвестиционные проекты будут реализовываться, несмотря на реорганизацию вузовской сети и региональных сетей учреждений среднего профессионального образования.
В частности, на восполнение дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов и строительство новых общежитий планируется ежегодно направлять не менее 4 млрд руб. (разд. IX Концепции). При этом в качестве приоритетных будут рассматриваться объекты ведущих вузов различной ведомственной принадлежности (федеральные и национальные исследовательские университеты), вузов, являющихся системообразующими для экономики отрасли или региона, а также незавершенные или находящиеся в аварийном состоянии объекты. Предполагается, что с начала реализации ФЦП и до конца 2020 г. в эксплуатацию будет введено 23 тыс. мест в общежитиях (при сокращении финансирования - 18,4 тыс.).
По замыслу законодателя, развитие указанной инфраструктуры должно способствовать повышению качества и международной конкурентоспособности российского образования. Кроме того, улучшение социальной инфраструктуры (жилье для педагогов, общежития для студентов, спортивные объекты и др.) создаст дополнительные стимулы для закрепления в сфере образования и науки талантливых научно-педагогических кадров.

Финансирование мероприятий

Как и другие программные документы государственного уровня, разработанные на среднесрочную перспективу, Концепция учитывает два варианта развития событий. Базовый сценарий предполагает финансирование ФЦП в полном объеме и 100%-ное выполнение запланированных мероприятий. Запасной сценарий предусматривает сокращение объема расходов на 20% (70 млрд руб. в течение пяти лет - из федерального бюджета, 64 млрд руб. - из региональных бюджетов) и, как следствие, пересмотр задач ФЦП.
Самой затратной статьей, которую в рамках ФЦП профинансирует Минобрнауки, окажутся капитальные вложения в развитие материально-технической базы образовательных организаций. На строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры ежегодно планируется направлять из федерального бюджета 12 - 13 млрд руб. (при реализации второго сценария - в среднем 10 млрд руб. в год).
Финансирование многих мероприятий будет осуществляться путем конкурсной поддержки - она будет выделяться либо регионам, либо напрямую образовательным организациям, выдвигающим тот или иной проект.

Заключение

Новая ФЦП призвана решить ключевые проблемы системы образования. Несмотря на то что основной акцент в документе сделан на внедрении новаций в профессиональном образовании (ведь именно оно должно обеспечивать потребности экономики в квалифицированных кадрах), серьезные качественные изменения ожидают и остальные звенья системы образования. Причем перемены затронут не только профессиональную сторону деятельности образовательных организаций (в частности, обновление содержания и технологий реализации образовательных программ всех видов и уровней), но механизмы управления этими организациями.


Послание президента РФ Федеральному собранию 5 ноября 2008г. Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Ее прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже "откатились". И это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности. Совсем недавно, вместе с профессиональным сообществом - мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Её главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена Национальная образовательная стратегия - инициатива "Наша новая школа".


Программа исследования PISA оценка способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. оценка способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. оценка успешности и эффективности проводимой политики в области общего образования.


Результаты исследования Сравнение результатов стран-участниц со средним баллом стран Результаты выше среднего балла стран (17 стран) Результаты не отличаются от среднего балла стран (4 страны) Результаты ниже среднего балла стран (19 стран) Гонконг, Финляндия, Республика Корея, Нидерланды, Лихтенштейн, Япония, Канада, Бельгия, Макао, Швейцария, Австралия, Новая Зеландия, Чешская Республика, Исландия, Дания, Франция, Швеция. Австрия, Германия, Ирландия, Словацкая Республика. Норвегия, Люксембург, Польша, Венгрия, Испания, Латвия, США, Российская Федерация, Португалия, Италия, Греция, Сербия, Турция, Уругвай, Таиланд, Мексика, Индонезия, Тунис, Бразилия.


Первое направление. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. Предлагаю в сжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных стандартов. Их подготовка затянулась. Второе. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Причём, вовсе не обязательно - только с педагогическим образованием. Третье. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но что еще более важно - для пополнения школ новым поколением учителей. Причём, вовсе не обязательно - только с педагогическим образованием.


Четвертое. Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Обращаю внимание: российская школа не имеет права быть "ветхой" - и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно - и психологически, и физически. Поручаю Правительству разработать в самое ближайшее время новые принципы работы школ, а также - порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. При этом - необходимо в полной мере использовать результаты, полученные в ходе реализации нацпроекта "Образование".


Пятое. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников - просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно "кивать" только в их сторону - нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход - минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам обучения - в обществе тоже много вопросов.


Выступления Министра экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллиной на выездном заседании Госсовета России, 18 ноября 2008 г., г. Ижевск Мировой экономический кризис – своего рода тест на конкурентоспособность. Под национальной конкурентоспособностью мы понимаем такое состояние институциональной среды, такой уровень развития человеческого капитала и такую эффективность бизнеса, которые позволяют нашим товарам и услугам успешно конкурировать не только на внутреннем, но и на внешних рынках. В период очень жесткой структурной перестройки экономики - теряя в темпах роста, мы обязаны выиграть в повышении эффективности. Бюджетные организации должны научиться работать в рамках жестких финансовых ограничений и постоянной экономии.


График модернизации образования: 2009 – 12 – – 2010 годы – внедрение основных механизмов комплексной модернизации во всех регионах страны (сейчас он реализован в 31 регионе); 2009 – 2012 годы – модернизация сети образовательных учреждений, введение Федеральных государственных стандартов, содержащих основные требования на результаты и условия образования (все школы должны соответствовать современным требованиям, давать высокое качество); 2009 – 2015 годы – обеспечение выхода системой образования на уровень современного качества образования, обновление кадров, через проведение обязательной аттестации работников образования; 2009 – 2020 годы – вхождение в открытую международную систему сравнительных оценок результатов образования и занятие лидирующих позиций к концу второго десятилетия.


Институциональный минимум до 2010 года, на котором можно строить новую школу 1) Введение нормативного подушевого финансирования, реализация принципа «деньги следуют за учеником»; 2) Введение системы оплаты труда, основанной на оплате разных видов учительской деятельности, а не только уроков, разделении фонда оплаты труда на базовую и стимулирующую части и на активном участии школьного совета в оценке труда учителя и распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. 3) Система оценки качества образования должна быть основана на уровне компетентностного развития и объеме усвоенных знаний. При этом ЕГЭ остается, наряду с другими формами аттестации, системным элементом оценки образования. 4) Сбалансированная сеть образовательных учреждений: тщательнейшее обследование школьных зданий и честная экспертиза качества образования в каждой школе, здания, в которых детям находиться опасно. Школы, которые не дают качественного образования, должны быть закрыты. 5) Гражданские институты на школьном, муниципальном и региональном уровнях должны стать равноправными институтами образовательной политики и управления школой. 6) Управление, мониторинг и школьная отчетность должны стать цифровыми: получение любой формы отчетности – справка или проведение проверки – происходит через электронные форматы вплоть до лицензирования и аккредитационных процедур.


НСОТ – повышение заработной платы педагога ФОТ – фонд оплаты труда состоит из трех частей 1. Базовый оклад из базового фонда ФОТ; 2. Выплаты компенсационного характера из фонда компенсационных выплат; 3. Выплаты стимулирующего характера из фонда стимулирования;


Виды деятельности учителя и их оплата существующее положение 12 Урочная работа, замены уроков Классное руководство Экзамены, экзаменационные консультации Проверка письменных работ Работа по учебным кабинетам Дежурства Работа с родителями (инд. встречи, беседы, посещение детей и родителей на дому, родительские собрания) Посещение уроков других учителей Подготовка к урокам Самообразование и повышение квалификации. Педагогические советы Семинары, совещания, планерки Методическая работа Экскурсии, выходы в театры и др. внешкольная работа с детьми Внеурочная работа по предмету (олимпиады, научно- исследовательская работа с уч-ся и т.д.) Индивидуальные и групповые занятия с детьми, консультации, собеседования Занятия по ликвидации пробелов в знаниях Занятия с детьми с повышенной мотивацией, с одаренными детьми оплачивается небольшая надбавка не оплачивается за редким исключением не оплачивается


Базовый оклад и все применяющиеся повышающие коэффициенты выплачиваются за: -Урочную работу по учебному плану; -Внеурочную работу с учащимися: -индивидуальная работа с учащимися; -руководство кружком по предмету; -организация внеклассных мероприятий по плану школы; -экскурсионная и иная внешкольная работа с учащимися; -сопровождение олимпиад, конкурсов, фестивалей; -классное руководство -Работу по подготовке и обеспечению учебного процесса -подготовка к урокам; -проверка письменных работ; -заведование учебным кабинетом; -повышение квалификации


Организационно-педагогическую деятельность: -педагогические советы, методические совещания, семинары; -методическая работа, самообразование, посещение уроков; -работа с родителями; -родительские собрания; -оформление личных дел учащихся, выдача аттестатов, выпускные вечера; -составление отчетов для вышестоящего администратора; -дежурства


Наименование деятельностиТрудоемкость работ за год, час 1. Урочная работа по учебному плану Внеурочная работа с учащимися: 151 -индивидуальная работа с учащимися; -руководство кружком по предмету; -организация внеклассных мероприятий по плану школы; -экскурсионная и иная внешкольная работа с учащимися; -сопровождение олимпиад, конкурсов, фестивалей; классное руководство 60,4 11,3 45,3 3. Работа по подготовке и обеспечению учебного процесса: 315 -подготовка к урокам; -проверка письменных работ -заведование учебным кабинетом -повышение квалификации; 143,2 114,3 4. Организационно-педагогическая деятельность: 164 -педагогические советы, методические совещания, семинары; -методическая работа, самообразование, посещение уроков; -работа с родителями; -родительские собрания; -оформление личных дел учащихся, выдача аттестатов, выпускные вечера; -составление отчетов для вышестоящего администратора; -дежурства 29,8 14,9 44,7 ИТОГО Т год= 1260


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ высокий профессионализм и качество выполняемой работы; качественное выполнение порученной работы, связанной с обеспечением учебного процесса или уставной деятельностью учреждения; внедрение новых методов и разработок в образовательный процесс, использование современных информационных технологий и инновационных и (или) авторских программ в образовании; внедрение и использование новых технических средств обучения в учебном процессе, использование здоровьесберегающих технологий; ведение работы в условиях проведения объявленного эксперимента в рамках выполнения федеральных, региональных и иных утвержденных программ; достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, за стабильность и рост качества обучения; подготовка призеров олимпиад, конкурсов; участие в методической работе (конференциях, семинарах, методических и учебно-методических объединениях); организация и проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж образовательного учреждения; высокий уровень исполнительской дисциплины; достижение высоких результатов в воспитательной работе.


До 2015 года обновление кадров, через проведение обязательной аттестации работников образования и построение новой модели сетевого повышения квалификации Создание системы аттестации работников образования и переход от добровольной к обязательной аттестации. Аттестация может быть в двух вариантах: «+» или «–», то есть результатом аттестации может быть право учителя быть учителем в школе. Или с присвоением категории: высшая, средняя, низшая. Эту норму необходимо закрепить в Федеральном стандарте и в течение 5 лет провести эту процедуру.


Аттестация педагогических работников направлена на решение следующих задач: подтверждение соответствия работников занимаемой ими должности; повышение уровня профессионального мастерства и распространение инновационного опыта; стимулирование их внутриорганизационного личностного карьерного (статусного) профессионального роста.


По итогам аттестации могут быть установлены следующие квалификационные категории: Базовая квалификационная категория присваивается педагогическим и руководящим работникам, подтвердившим соответствие занимаемой должности. Соответствие занимаемой должности педагогического или руководящего работника определяется посредством оценки уровня профессиональной подготовленности (теоретической, предметной, психолого-педагогической, методической и т.п.) с учетом современных достижений в области профессиональной деятельности. Аттестация на подтверждение права занятия соответствующей должности для педагогических и руководящих работников является обязательной и проводится не реже 1 раза в пять лет.


Первая квалификационная категория присваивается педагогическим работникам, обеспечивающим высокое качество образования детей, владеющим и эффективно применяющим в практической профессиональной деятельности инновационные образовательные методики и технологии, включенным в методическую работу. Высшая квалификационная категория присваивается педагогам, обеспечивающим высокое качество образования, владеющим инновационными образовательными методиками и технологиями, и активно их распространяющими в профессиональном сообществе, занимающимся инновационной деятельностью.


Аттестация на первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников является добровольной. При этом сохраняется обязательность получения педагогическими работниками базовой категории вне зависимости от факта и сроков получения первой или высшей квалификационной категории. Срок действия первой и высшей квалификационных категорий – 5 лет.


По результатам педагогической деятельности в межаттестационный период педагогическому работнику могут присваиваться статусные звания. Статусные звания (учитель-наставник, учитель- исследователь, учитель-методист, старший учитель, куратор, учитель-консультант, учитель- воспитатель и т.п.) отражают успешность и качество выполнения конкретных видов работ, включая педагогический портфолио, и определяются образовательным учреждением самостоятельно. Статусное звание присваивается на основании анализа произведённых стимулирующих выплат за три предшествующих года.


Условия достижения цели аттестации педагогических работников Основанием аттестации должна быть, прежде всего, реальная результативность работы педагога, понимаемая в соответствии с современными представлениями о качестве образования. Результаты аттестации должны существенным образом сказываться на определении базовой части оплаты труда учителя (то есть «разрыв» в заработной плате между отдельными категориями должен быть значительным). Это означает, что «предметом» аттестации должна быть способность педагога обеспечивать определенный, качественно заданный уровень результативности, и этот уровень должен быть «прописан» через характеристики достижений детей и «педагогических условий». Чтобы аттестация педагогов стала более объективной, чувствительной к качеству образования и его новым параметрам, процедура ее проведения должна стать открытой и прозрачной, в частности, за счет возможности участия общественности и независимых экспертов.


Высокое качество образования определяется как Высокая динамика достижений детей в области предметных знаний и общеучебных и социальных компетентностей. Этот параметр является даже более важным, чем абсолютные показатели достижений, поскольку отражает именно результативность усилий педагога, а не влияние результатов исходного уровня подготовленности детей или конкретной социальной ситуации развития. Уровень достижений детей выше или не ниже среднестатистических по региону. Этот критерий отражает способность педагога обеспечить не ниже чем средний уровень достижений детей, не ниже чем среднестатический по региону.


Под достижениями понимаются Предметные знания, общеучебные и социальные компетентности Оценка общеучебных компетентностей предполагает проведение мониторинговых исследований разного уровня (регионального, муниципального, в отдельных образовательных учреждениях). Под общеучебными компетентностями понимается набор умений, позволяющих человеку решать задачи следующих типов: анализировать границы своего знания и обнаруживать проблему; искать обобщенные способы решения; ориентироваться в информационном пространстве, в том числе пользоваться электронными информационными ресурсами для решения задач разных типов; находить и анализировать информацию, важную в контексте поставленной задачи; адекватно оценивать свои возможности и уровень достижений и т.д. Оценка социальных компетентностей предполагает учет в форме портфолио разнообразных внеучебных достижений детей, в том числе участие в различных социальных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.


Математическая грамотность Способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; Формулировать эти проблемы на языке математики; Решать эти проблемы, используя математические факты и методы; Анализировать использованные методы решения; Интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; Формулировать и записывать результаты решения.



Умения решать проблемы способности: умения учащихся решать междисциплинарные жизненные проблемы, требующие способности: ориентироваться в необычной обстановке, выявлять необходимую информацию, существующие препятствия, находить возможные альтернативы и пути решения, разрабатывать стратегии, решать сами задачи, представлять и аргументировать найденные решения.


Новые формы аттестации Новые формы аттестации должны моделировать существенные стороны профессиональной деятельности педагога. Наиболее интересными представляются две формы аттестации: сбор профессионального портфолио педагога и защита профессионального проекта. При этом портфолио должно быть обязательной частью аттестации, а защита профессионального проекта может вводиться для перехода к высшей категории и подтверждения высшей категории, а также для перехода к первой категории.


Характеристики качества образования, предоставляемого педагогом динамические показатели предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы абсолютные показатели предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы высокий рейтинг педагога по результатам опросов родителей и учеников.


Динамические показатели качества образования: позитивная динамика предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы (тревожности, познавательной активности и т.д.). Динамические показатели важны, т.к. они отражают результаты собственно профессиональной деятельности педагога по решению профессиональных проблем. Учет исключительно абсолютных достижений может привести к поощрению искусственного отбора детей и оценке не качества работы педагога, а уровня подготовленности детей. Динамика развития учащихся отслеживается по результатам мониторинга самого педагога, представляя при этом собой интегральный показатель условий и качества образования. Речь идет о защите педагогом собственного диагностического проекта: что включается в диагностический блок, какие решения принимаются по результатам диагностики, к каким сдвигам в развитии детей они приводят.


Абсолютные показатели предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы. К ним относятся высокие достижения детей: победы на олимпиадах, участие в проектах различного типа, результаты, не ниже средних или превышающие средние по данным региональных или муниципальных мониторинговых исследований качества образования. Высокий рейтинг педагога по результатам опросов родителей и учеников. Высокие оценки родителями деятельности учителя представляют ценность, поскольку отражают соответствие результатов образования ожиданиям граждан. При этом представляется целесообразным ориентироваться на мнение родителей именно при присвоении высшей категории, в этом случае информативным будет попадание педагога в «десятку лучших педагогов школы» по данным школьного социологического опроса.


Показатели владения педагогом современными технологиями Учит детей определять границы своего знания, ставить проблему, Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями, Организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе, Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета Использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве Организует проектные и событийные формы работы Организует совместно-распределенную деятельность детей во внеучебной работе Обеспечивает включение детей в социально-значимые проекты Обеспечивает включение родителей в событийную и проектную деятельность детей Применяет информационные технологии в образовательном процессе


Показатели включенности в методическую работу 1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение отчетного периода. При этом аттестация должна учитывать разнообразные, в том числе и нецентрализованные формы повышения квалификации, в частности, в рамках сетевого взаимодействия с инновационными школами, стажировки, инициированные попечительским советом школы, участие в мастер-классах, конференциях, круглых столах и т.д. 2. Разработка программ факультативов, курсов с углубленным изучением предмета и т.д. 3. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.


Показатели инновационной (проектной) деятельности Единицей инновационной деятельности является образовательный проект педагога. Образовательный проект предполагает осознание проблематики, обнаруженной в ходе работы, постановку профессиональной цели, предложение инновационного средства решения проблемы. Показателями наличия образовательного проекта, попадающими в портфолио, являются: 1. обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (проведение собственных мастер- классов, выступления на семинарах, конференциях, круглых столах и др.); 2. наличие авторских текстов (статей в периодике и др.) по разрабатываемой проблематике, 3. отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в области данной проблематики.


К 2020 году эффективное обеспечение развития инновационной экономики и занятие лидирующих позиций в международной системе сравнительных оценок результатов образования Реализация новой модели «Российское образование 2020». Участие в международных исследованиях оценки качества образования.

22 ноября 2012 года Правительство РФ утвердило государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед российским образованием до 2020 года. Целью Государственной программы является обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населениями и перспективным задачам развития российского общества и экономики.

Прогнозируя развитие образования на период до 2020 года законодатель обозначает, что первым приоритетом для Российской Федерации является обеспечение доступности дошкольного образования. Вторым системным приоритетом государственной программы становится развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека. Третьим системным приоритетом является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг. Четвертым системным приоритетом является укрепление единства образовательного пространства России, что предполагает выравнивание образовательных возможностей граждан России независимо от региона проживания, развитие ведущих университетов во всех федеральных округах Российской Федерации, проведение единой политики в области содержания образования, распространение лучших практик регионального управления образованием на все регионы России.

Реализация Государственной программы будет осуществляться в три этапа.

На первом этапе 2013-2015 гг. основные мероприятия Государственной программы будут направлены на создание на всех уровнях образования условий для равного доступа граждан к качественным образовательным услугам. Будут реализованы меры ликвидации зон низкого образования, внедрены ФГОС дошкольного и основного общего образования, сформируется группа регионов-лидеров, которые получат поддержку в комплексной модернизации систем образования и др.

Второй этап 2016-2018 гг. будет ориентирован на полноценное использование созданных условий для обеспечения нового качества и конкурентоспособности российского образования.

На третьем этапе 2019-2020 гг. акцент будет сделан на развитие сферы непрерывного образования, развитие образовательной среды, дальнейшей индивидуализации образовательных программ. В центре внимания окажется система сервисов дополнительного образования.

В рамках Государственной программы будут реализованы подпрограммы, направленные на развитие профессионального образования, дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей, развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования и прочие мероприятия в области образования.

Общий объем финансового обеспечения Государственной программы из средств федерального бюджета в 2013-2020 годах в текущих ценах составляет 6 687,75 млрд. рублей (в среднем около 0,85 % ВВП в соответствующие годы), в том числе дополнительные средства на 2013-2014 годы в размере 378,9 млрд. рублей. При этом ежегодный объем финансового обеспечения возрастает с 384,7 млрд. рублей в 2013 году до 1 146,7 млрд. рублей в 2020 году.

При рассмотрении утвержденной Государственной программы перечислим основные изменения, касающиеся образования, которые законодатель планирует осуществить к 2020 году.

Про детские сады:

– к 2016 году очереди в детские сады исчезнут;

– зарплата в детских садах станет не менее 100% от средней в экономике;

– будет создана инфраструктура сопровождения раннего развития детей (от 0 до 3 лет);

– в 100 % дошкольных образовательных организаций будут внедрены ФГОС дошкольного образования;

– 20 регионов на юге России получат особые субсидии на строительство детских садов;

– вырастет доля первоклассников, у которых сформирована готовность к освоению программ начального общего образования.

Про школы:

– ЕГЭ останется, но тесты будут не единственным критерием оценки знаний;

– к 2015 году 85 % школ получат доступ к высокоскоростному Интернету, а к 2018 – 100 %;

– сельские школы станут не просто образовательными, но и социокультурными центрами;

– разрыв результатов ЕГЭ между 10 % лучших школ и 10 % слабых школ сократится до 1,5;

– к 2020 году во всех школах будут спортзалы и благоустроенные туалеты;

– 50 школ каждый год смогут получать деньги на новаторскую работу;

– 1000 учителей ежегодно будут получать премии по 200 000 рублей;

– 100 % учащихся получат возможность выбора профиля обучения и освоения образовательной программы с использованием форм сетевого и дистанционного образования;

– не менее 80 % учащихся и семей будут использовать информационно-консультационные и образовательные сервисы в сети Интернет для проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий;

– увеличится доля российских школьников, достигших базового уровня образовательных достижений грамотности в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA);

– заработная плата учителей достигнет не менее 100% средней заработной платы по соответствующему региону;

– в общеобразовательных учреждениях увеличится доля молодых педагогов, имеющих высокие образовательные результаты по итогам обучения в вузе;

– молодым учителям будут предоставляться ипотечные кредиты на льготных условиях;

– будут созданы национальный банк лучших практик (образовательных программ и технологий) общего образования и система инновационных площадок (образовательные организации и их сети), апробирующая и распространяющая эффективные модели обновления содержания образования.

Про дополнительное образование:

– не менее 75 % детей 5-18 лет будут охвачены программами дополнительного образования, в том числе 50 % процентов из них – за счет бюджетных средств;

– все дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети, из семей с низким социально-экономическим статусом, будут иметь возможность бесплатного обучения по программам дополнительного образования;

– все дети мигрантов, испытывающие потребность, будут иметь возможность пройти обучение по дополнительным программам обучения русскому языку.

Про ВУЗы:

– 25% вузов приспособят к обучению инвалидов;

– студенческая стипендия вырастет до 5000 рублей;

– заработная плата преподавателей СПО сохранится в 2020 году на уровне 100 % к средней по экономике;

– заработная плата профессорско-преподавательского состава ВПО сохранится на уровне 200 % в 2020 году по отношению к средней по экономике;

– все нуждающиеся студенты вузов будут обеспечены местами в общежитиях;

– каждый студент, обучающийся по приоритетным направлениям подготовки, будет проходить практику на современном производстве и получит возможность трудоустройства по специальности;

– в большинстве вузов наряду с образовательными программами бакалавриата и магистратуры будут реализовываться программы прикладного бакалавриата. К 2020 году все студенты будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий;

– увеличится количество российских вузов, отмеченных в первой полутысяче в наиболее массово признаваемых рейтингах мировых университетов;

– будут созданы условия для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни.

Более подробно прогноз состояния сферы образования изложен в соответствующих разделах подпрограмм.

С 1 января 2013 года Российская Федерация вступает в первый этап государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг.

gastroguru © 2017