Сочетания букв ча - ща, чу - щу. Правописание сочетаний жи. ши, же. ше, ча, ща, чу, щу.docx - Урок по русскому языку "Правописание сочетании жи-ши, ча-ща, чу-щу" (2 класс, русский язык)

Вспомните, что вы знаете о звуках [ч’] и [щ’] ? Это согласные шипящие звуки, глухие, непарные, всегда мягкие. На письме обозначаются буквами Ч и Щ .

Попробуйте ещё раз произнести эти звуки. Ваш язык и губы работают почти одинаково. Произнести эти звуки твёрдо не получится совсем. Мы хорошо ощущаем мягкость этих звуков, и поэтому на письме нам хочется показать эту мягкость, как и положено, гласными буквами Я и Ю. Но оказывается исторически звуки [ч’] и [щ’] мягкими были всегда, даже столетия назад, когда формировался наш язык, а значит, показывать мягкость этих согласных звуков на письме не надо было совсем.

Так появилось правило: ЧА - ЩА пиши с буквой А , а ЧУ - ЩУ пиши с буквой У .

Эти правила, как и написание сочетаний ЖИ - ШИ пиши с буквой И , считаются историческими, традиционными. Нам, современным людям, остаётся только следовать этим правилам и стараться писать слова без ошибок.

А теперь отправимся в город шипящих звуков:

1. Расшифруйте предложения, вставьте недостающие буквы:

«С добрым утром!» я крич…

Кузнецу, ткач…, врач….

«Добрый вечер!» - так встреч…ю

Всех, домой спешащих к ч…ю.

Проверьте себя.

«С добрым утром!» я криЧУ

Кузнецу, ткаЧУ, враЧУ.

«Добрый вечер!» - так встреЧАю

Всех, домой спешащих к ЧАю.

2. Соберите из разбросанных слов предложение:

Я, хочу, учу, грамотно, писать, слова на ЧУ и ЩУ

Проверьте себя.

Я грамотно писать хочу.

3. Какие слова с ЧУ и ЩУ вы знаете? Назовите.

Запишите слова в два столбика: в первый - с сочетанием чу, во второй - щу.

Чудак, щука, чудо, чулок, щупальце, щурок, чужой, кричу, щуплый, тащу.

Проверьте себя.

Вот как много слов в нашем языке подчиняются правилам: ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У.

А вот слова, которые пришли в русский язык из других языков, могут не соответствовать нашим правилам, и вы прочитаете в орфографическом словаре, что слова «жюри » и «парашют » написаны с буквой ю. Но таких слов-исключений очень мало, написание их запоминают, как словарные слова.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

§ 1 Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА в корне слова в безударной позиции

Сегодня в уроке поговорим о нескольких орфограммах русского языка. Вспомним, что орфограммой называется правильное написание, которое нужно выбрать из нескольких возможных. Т.е., если мы выбираем букву - значит, встретились с орфограммой. Вы можете возразить, что же тут выбирать?! Всем известны правила: ЖИ -ШИ пиши с буквой И; ЧА -ЩА пиши с буквой А. Оказывается, и здесь есть над чем задуматься.

Например: шипы, горошина, тишина, ужин, ошибаться.

В этих словах, как и во многих других нельзя утверждать, что после Ж и Ш пишется И. Потому что здесь ЖИ-ШИ не под ударением!

Мало знать, что нужно писать И, а не Ы! Нужно ещё доказать, что здесь пишется И, а не Е! Например: ШИПЫ, а не ШЕПЫ; ГОРОШИНА, а не ГОРОШЕНА; УЖИН, а не УЖЕН!

Иногда это можно доказать, используя правило проверки безударного гласного в корне слова, изменив форму слова так, чтобы этот звук попал под ударение, например:

ШИПЫ - ШИП

Или можно подобрать родственное слово, чтобы безударный звук попал под ударение, например:

ОШИБАТЬСЯ - ОШИБКА

А в некоторых случаях - надо обратиться к словарю «Пиши правильно», например:

гороШИна, тиШИна, уЖИн

Рассмотрим другие слова:

ч(а, е, и)стица, ч(а, е, и)инка, щ(а, е, и)дить, щ(а, е, и)вель

В правописании безударного гласного в этих словах легко ошибиться, так как надо выбрать одну из трех букв. Применяем правило проверки безударного гласного:

ч[и]стица - часть, ч[и]инка - чай, щ[и]дить - пощада.

На месте звука [и], который мы, как правило, произносим в данных словах, необходимо писать букву А.

Написание слова щ[и]вель надо проверить по словарю «Пиши правильно». Щ[и]вель пишется с буквой А, и следует обратить внимание на правильное произношение этого слова, с ударением на второй слог: щаВЕЛЬ.

Написание каких сочетаний проверялось? Проверялось написание сочетаний ЧА-ЩА.

Итак, если сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА в корне слова находятся в безударной позиции, то мы не можем однозначно сказать, что пишется буква И или А, надо применить правило проверки безударного гласного или проверить по словарю «Пиши правильно».

§ 2 Правописание ЧУ-ЩУ в корне слова в безударной позиции

Рассмотрим слова с сочетаниями ЧУ-ЩУ: чужой, испорчу, чумазый, чищу, в рощу, щурёнок. Сочетания ЧУ-ЩУ в этих словах находятся в безударном положении, но не требуют проверки. Почему?

Звук [у] даже в безударной позиции нельзя спутать с другими звуками! Звук [у] ВСЕГДА хорошо различим! Поэтому там, где звук [у], нельзя ошибиться в написании.

Следовательно, написание сочетаний ЖИ-ШИ и ЧА-ЩА в безударной позиции надо проверять. Сочетания ЧУ-ЩУ пишутся с буквой У независимо от ударной и безударной позиции.

Список использованной литературы:

  1. Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч./Н.А. Чуракова; под ред. М.Л. Каленчук.– М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.1.
  2. Русский язык: 2 кл. Методическое пособие/М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012.
  3. Русский язык. Тетрадь для самостоятельной работы №1: 2 класс/ Т.А. Байкова, О.В. Малаховская, Е.Р. Ерышева - М.:Академкнига/Учебник, 2012.

Урок русского языка во 2 «Д» классе
Урок закрепления и обобщения знаний
Тема: Правописание сочетаний жи, ши, же,ше, ча,ща, чу, щу
Цель: актуализировать знания учащихся о правописании сочетаний жи, ши,
же,ше, ча,ща, чу, щу.
Задачи:
Учебные:
1.повторить и обобщить знания учащихся о правописании сочетаний жи, ши,
же,ше, ча,ща, чу, щу.
2.совершенствовать навык правописания и самоконтроля.
Развивающие:
1. развитие орфографической зоркости;
2. развитие устной и письменной речи учащихся;
3. развитие познавательных интересов у учащихся.
Воспитательные:
1. воспитывать положительное отношение к учению;
2. воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы, схема
предложения, сказочный герой Незнайка.
1.Организационный момент.
Ход урока
Прозвенел и смолк звонок,
Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подровнялись
Тихо сели за свой стол,
Начинаем мы урок.
2.Сообщение темы и целей урока.
­ Ребята, сегодня на уроке мы будем повторять и обобщать знания о
правописаниях сочетаний жи, ши, же,ше, ча,ща, чу, щу. Слайд 1

3.Работа над темой урока
а) Проверка домашнего задания.
­ Начнём урок с проверки домашнего задания. Дома вы выполняли
упражнение 127. Все выполнили задание? Вопросы ко мне есть?
Тогда у меня есть вопросы к вам.
­По каким критериям вы оценили свою работу? (Правильность и
аккуратность.)
­Встаньте те дети, которые выполнили задание на высоком уровне.
­Молодцы. А остальные должны более внимательно выполнять домашнее
упражнение.
­Назовите слова с сочетаниями ча, чу из домашнего текста. (Пыхчу, не хочу,
чай.)
Игра «Назови слово»
­ Ребята, какие ещё слова с этими сочетаниями вы знаете? Я предлагаю вам
сыграть в игру. Я буду бросать мяч, а вы называете мне слово с этими
сочетаниями.
б) Чистописание.
­К нам в гости на урок пришёл гость, а кто, вы узнаете, когда отгадаете
загадку:
Он, конечно, самый главный
Озорник­шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. (Незнайка.) Слайд 2
­Незнайка пришёл к нам в гости не с пустыми руками. А что он вам принёс, вы
сейчас узнаете из загадки:
Листья жёлтые летят,
падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковёр ложатся!
Что за жёлтый снегопад?
Это просто….(Листопад) Слайд 2
­Он принёс нам букет из осенних листьев. Это не простые листья, а сказочные.
На каждом из них задание для вас. (Открывается листок на доске)
­Вот первое задание: послушайте стихотворение и скажите, какой звук чаще
всего встречается в стихотворении.
Чайка, чайник вскипятила,
Чайка чаек пригласила:

­Какой согласный звук чаще всего встречается? (Звук ч)
Приходите все на чай!
Сколько чаек? Отвечай!
Характеристика звука.
­Давайте скажем Незнайке, какой это звук? (Согласный, шипящий, непарный
глухой, всегда мягкий).
­Какой буквой на письме обозначается звук ч? (Буквой Ч).
Пальчиковая гимнастика «Замок».
На дверях висит замок,
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.
­Пропишите в своих тетрадях заглавную и строчную буквы Ч,ч.(Дети пишут
буквы, чередуя заглавную и строчную, одну строчку).
­Обведите карандашом ту букву, которая получилась у вас лучше всего.
­Какие ещё шипящие звуки вы знаете? (ж, ш, щ)
­Правописание каких сочетаний с этими буквами нужно знать на уроках
русского языка? (Дети называют сочетания парами, и прописывают их в
тетради).На доске появляются опорные схемы.
­Ребята сформулируйте цели нашего урока. (Повторять и закреплять
знания о правописании сочетаний жи, ши, же,ше, ча,ща, чу, щу,
совершенствовать навык грамотного письма.)
в) Словарная работа. Слайд 3
­ На втором листочке нам Незнайка принёс новое словарное слово, а какое,
узнаете из загадки.
а) Отгадайте загадку: Слайд 4
Чтобы я тебя повёз, не нужен мне овес…
Накорми меня бензином, на копытца дай резины.
(машина)
б) Игра «Живые буквы» (Выходят дети, у которых на парте лежат буквы,
и составляют слово «машина», затем выходит ученик с ударением.)
Слайд 4
­Запишем это слово.
в) Анализ слова:
­Сколько слогов в слове? (3 слога, потому что 3 гласных звука)
­На какой слог падает ударение? (ударение падает на второй слог)

­Какой слог безударный? (в первом слоге безударная гласная а)
­Какую букву надо писать? (а)
­Найдите шипящий звук в слове? (ш)
­Какой это звук? (согласный, всегда твердый, шипящий, парный глухой.)
г) Образование слов от слова машина.
­Как называют игрушечную машину? (машинка) Слайд 4
­Запишем это слово в тетради
­Где стоят новые машины? (машинный двор) Слайд 4
Слайд 5
д) Работа с поговоркой.

­Существует поговорка «Машина любит ласку, чистоту и смазку».
Почему так говорят?
(если не ухаживать за машиной, то она поломается, …)
­Как вы, мальчики, относитесь к своим игрушечным машинкам?
­А девочки к своим игрушкам?
е) Межпредметная связь.
­Какие виды машин вы знаете? Слайд 6
(служебные, для перевозки товаров, для личного пользования)
г) Физминутка.
д) Игра «Исправь ошибки»
На доске и на карточках у каждого ребёнка написаны слова с ошибками.
­Ребята, Незнайка просит вас помочь ему. Он написал слова, но не уверен,
правильно ли. Давайте прочитаем эти слова и проверим их.
Жэлезо, чудо, роща, чяйник, жывой, щука.
(Дети по одному выходят к доске и исправляют ошибки, а также на местах на
карточках.)
­Прочитайте ещё раз слова и подумайте, какое слово лишнее и по какому
признаку.(Живой – это слово­признак; железо – в нём три слога).
«Крылатые слова»
­Ребята, существуют такие выражения: «живое слово» и «живая вода».
Давайте запишем их.(На доске запись: Ж..вая вода, ж..вое слово.)
­Какие буквы вставим на месте пропусков? (Букву и)

­Где вы слышали выражение «живая вода»? (Вода, обладающая
определёнными волшебными или сверхъестественными свойствами.
Например, в сказках, живая вода способна оживлять мёртвое тело.)
­Кто знает, какое слово живое? (Речь, содержащая свежие, интересные
мысли, волнующая и трогающая слушателя.)
е) Гимнастика для глаз.
Чтоб глаза ваши зоркими были,
Чтоб в очках вам не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся - что такое
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно.
Ну, а дальше - будь здоров.
ж) Работа в парах. Игра «Поле чудес» Слайд 7
­Следующее задание от Незнайки – это кроссворд. Запишите в ячейки
кроссворда слова, соответственно номерам рисунка. На это задание вам три
минуты.
1
2
3
4
5

1 Ч
У
Ч
Л
О
2 Ч
А
3
Ч
4 С В Е Ч А
Й
Н
И
Ы
5 Ч А Ш К А
­Проверим по слайду. Слайд 7
(Дети по очереди называют слова в кроссворде и орфограмму в них.)
з) Работа по учебнику. Упр.
и) Дифференцированная самостоятельная работа по разно­уровневым
карточкам.
1-й уровень
Ребята ч..сто бегали в рощ.. . Весной там цветут ландыш.. .
Дети видели ж..вую лису. У неё пуш..стый хвост.
2-й уровень
Ребята ___сто бегали в ро____. Весной там цветут ланды___.
Дети видели ____вую лису. У неё пу_____стый хвост.
3-й уровень. – “Соберите” предложения, используя слова для
справок.
Ребята ___________бегали в _____________. Весной там цветут___________.
Дети видели ___________ лису. У неё _____________хвост.
Слова для справок: рощ.., ландыш.., ч..сто, пуш..стый, ж..вую.
Проверка.
­Сколько предложений в тексте?

– О чём или о ком текст?
– Как можно озаглавить текст? (предположения учащихся)
­Какая орфограмма встречается в этих словах?
3.Подведение итогов урока
­Ребята, над какой орфограммой мы сегодня работали на уроке?
4. Домашнее задание.
­Дифференцированное задание на карточках.
1 уровень
Дятлы
Трещ..т морозы. В лесу тиш..на. Только дятлы стуч..т по стволам.
Они ищ..т пи.. под корой. Дятлы любят долбить ш..шки. Там они
и..т вкусные семена.
2 уровень
Дятлы

и__т вкусные семена.
3 уровень
Дятлы
Тре__т морозы. В лесу ти__на. Только дятлы сту__т по стволам.
Они и__т пи__ под корой. Дятлы любят долбить __шки. Там они
и__т вкусные семена.
Слова для справок: ищ..т, трещ..т, пищ.., ш..шки, тиш..на,
стуч..т.
5. Рефлексия «Волшебное дерево»
­Незнайке очень понравилось, как вы справились с его заданиями. Давайте и
вы сделаете ему подарок – нарядите деревце листочками. У вас на партах
лежат листочки, напишите несколько слов с сочетаниями же, ше, жи, ши, ча,
ща, чу, щу. На это вам даётся 1 минута.
­(По истечении одой минуты). Кто считает, что он ещё не совсем усвоил
правила написания сочетаний, прикрепите листочек на нижние веточки.

­ Кто думает, что он знает, как надо писать сочетания, прикрепите листочек
на средние веточки
­ Кто уверен в том, что он не только сам знает как писать сочетания, но и
может помочь товарищу, прикрепите листочек на верхние веточки.

1. Прочитай.

  • Прочитай буквосочетания. Какую «работу» выполняют буквы и, а, у в каждом из этих буквосочетаний, а какую не выполняют?
  • Почему же надо запоминать написание гласных в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу ?

Обрати внимание! Звуки [ж], [ш] - твёрдые согласные звуки, но в буквосочетаниях жи-ши пишется буква и .

Звуки [ч"], [щ"] - мягкие согласные звуки, но в буквосочетаниях ча-ща пишется буква а , а в буквосочетаниях чу-щу пишется буква у .

2. Прочитай ещё раз слова из упр. 1. Запиши эти слова. Подчеркни в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.

ЖИ и ШИ пиши с буквой И .
ЧА и ЩА пиши с буквой А .
ЧУ и ЩУ пиши с буквой У .

3. Произнеси слова-названия предметов.

  • Какой одинаковый гласный звук есть во всех словах? Какой буквой ты будешь этот звук обозначать на письме? Напиши слова-названия предметов.

Страничка для любознательных

Давным-давно в древнерусском языке все шипящие согласные звуки [ж"], [ш"], [ч"] были только мягкими. И конечно, в сочетаниях жи и ши употреблялась буква и .

Прошло много лет. Звуки [ж] и [ш] отвердели и стали произноситься в словах как твёрдые согласные. Но буквосочетания жи и ши сохранились до наших дней такими, какими ты видишь их на страницах учебника. Запомни их написание.

4. Прочитай.

жи? ши?

сне..нка, сме..нка, пасса..р, пру..на

ду..стый, пу..стый, дру..ть, сме..ть

Тель, ма..на, ..знь, кув..нка

  • Подбери другие слова, в которых есть буквосочетания жи и ши .

ма ши́на

5. Прочитай.

      Скоро выйдут муравьи
      На дорогах лужи.
      По полям бегут ручьи,
      После зимней стужи.

  • Определи, в каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.
  • Прочитай получившееся стихотворение. Вспомни, кто автор этих строк.
  • Запиши составленное стихотворение.

6. Прочитай.

Ёж - ..., ёрш - ..., нож - ..., чертёж - ..., камыш - ..., стриж - ..., ковш - ... .

  • Эти слова называют один предмет. Измени их так, чтобы они называли несколько предметов.
  • Напиши любые три пары слов. Подчеркни в словах буквосочетания жи и ши .

Образец. Чертёж - чертежи , ... .

7. Прочитай.

ча? ща?

мо..лка, ..шка, саран.., обе..ть, переда.., пер..тки

пи..ть, ро.., про..ть, зада.., ..йник, све..

  • Спиши любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.

8. Прочитай.

      Трещит кузнечик.
      Стучит дятел.
      Урчит лягушка.
      Пищит рябчик.

  • Измени каждое предложение так, чтобы в нём говорилось не об одном животном, а о многих. Запиши два предложения.

    Образец. Трещат кузнечики.

  • Дополни первое предложение словами (зелёный, в траве ), чтобы получилось новое предложение.
  • А теперь добавь к словам второго предложения другие слова, чтобы тоже получилось новое предложение.

9. Прочитай.

  • Составь из сочетаний слов скороговорки. Напиши любую из них.
  • Какие звуки учат произносить скороговорки? Произнеси эти звуки.
  • Подчеркни в словах буквосочетания, написание которых надо запомнить.

10. Прочитай.

чу? щу?

Ка, до..рка, ..рёнок, ..риться, мол..н, ..чело, гру.., кри.., уго..

  • Спиши любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.

11. Прочитай. Рассмотри рисунок. Назови сказку.

Лиса с журавлём подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости:

Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

  • Можно ли назвать приглашение лисы вежливым? Было ли оно искренним? Действительно ли лиса была рада видеть журавля у себя на званом обеде?
  • Вспомни продолжение сказки и подготовься его рассказать.
  • Сделай звуковой разбор слова журавль. Произнеси по порядку каждый звук. Скажи, какой это звук: гласный или согласный, гласный ударный или безударный, согласный глухой или звонкий, твёрдый или мягкий.

12. Прочитай.


    Спиши любую группу слов, вставляя про пущенные буквы.

13. Прочитай.

      У апреля есть волшебный ключик,
      Солнечный, весёлый, тёплый лучик.
      Повернёт - и почки открывает,
      Повернёт - и выпустит скворцов,
      Повернёт - и птицы начинают
      Петь от счастья в сотни голосов!
      (Н. Красильников)

    Что за волшебный ключик есть у апреля?
    Объясни написание выделенных букв и буквосочетаний. Спиши первое предложение.
    Составь свои предложения о весне.

Диктанты. ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ …

1. У нас живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Наши малыши ждут каши на ужин.

2. Вот шиповник. Хороши душистые цветы! Око­ло цветов шипы.

3. У дяди Саши шило. Он шил жилеты для Миши и Даши. Хороши наши жилеты!

4. Крыши жилых домов похожи на столы. Там лежит пушистый снег. А снежинки всё пада­ют.

5. У Яши живёт ёжик. Положи ёжику каши в ков­шик. Ёжик бежит. Он спешит на ужин.

6. У Гоши за ширмой живут мыши. Жирный кот плохо сторожит жилище. Он всё лежит.

7. У реки камыши. Хороши камыши! Там пуши­стые малыши - утята.

8. Лёша лежит на сене. Сено душисто. Летают стрижи. У Лёши ягоды шиповника.

9. Милые малыши! Пишите в тетради чисто. Получайте хорошие оценки. Не спешите с ответами. Живите дружно. Дорожите друж­бой.

10. Птицы высиживают яйца. А гадюки рожда­ют живых детёнышей. Этим змейкам толь­ко один день. Но малыши уже умеют шипеть и очень ядовиты!

11. Наши малыши вышли из леса. У Наташи рыжики. У Миши душистые ягоды. У Даши душистые ландыши. Кто это спешит? Какое животное шуршит и бежит? Это ёжик! Бе­регитесь, пушистые мыши!

12. Над поляной кружится чижик. Он садится на широкую тропинку. Бежит рыжий кот. Видит чижика. Поджимает уши. Прячется в ландыши. Лежит и ждёт. Потом прыгает. Но ошибается. Чижик жив. Он улетает.

13. У широкого пруда жили пушистые мыши. Весной мыши поспешили на гору. Пришли на вершину. Там жила лиса. Она была рада, что пришли мыши. Как хороши жирные мыши!

У лисы будет шикарный ужин!

14. Старшие ребята принесли малышам ёжика. Ёжик бежит и шуршит бумагой. Малыши играют с ёжиком.

15. У Миши и Саши Жижиных каникулы. Они будут жить у тёти Даши и бабушки Маши. Малыши помогут им сушить и ворошить сено.

16. Тишина в лесу. У Глаши и Даши широкие лыжи. Лыжи хорошо едут. Снег шуршит. Вер­шины сосен пушисты. На них снежинки.

17. На наших участках живут ежи и рыжие бел­ки. Вот по широкой тропе бежит ёжик. Он спешит в убежище. Ёжик сидит в шиповни­ке и шипит. А вон пушистый бельчонок ска­чет через душистые ландыши.

18. Нарвалы - это большие дельфины. Живут они во льдах. У нарвалов большие бивни. Животное может продолбить своим бивнем очень крепкий лёд. Так нарвал дышит.

19. Зима. Мы бежим по улице. Мы дрожим от хо­лода. Крыши домов в снегу. Снег пушист.

20. У дома Маши и Даши играют малыши. Мы дружим с ними. Наши малыши рады.

21. У Серёжи Шишина карандаши. У Лёши Жирова машинка. Хороши подарки!

22. Что за детёныши? Они живут в лесу. У ма­лышей ноги большой длины. Большие и ши­рокие уши. Это лосята.

23. Животные собрались вокруг большой лужи. Жираф нюхает ландыши. Шимпанзе кидает в воду шишки. Мыши собирают опавшие листья. Вот бежит ёжик. Он живёт далеко. Заяц поджимает уши. Цапля прячется в ка­мыши.

24). Тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят, как пушинки. Крыши наших домов побелели. Малыши рады снегу. Собака Пу­шинка лежит у конуры. Наша Пушинка слу­жит людям. Она сторожит двор.

25. На вершине горы лежит клад. Рядом живёт рыжий дракон. Он сторожит клад. У драко­на большие лапы и пушистый хвост. Принц решил одолеть дракона. Пришёл с оружи­ем. Дракон убежит.

26. Носороги - крупнейшие животные. Оружие носорога - рог на носу и крепкие копытца. Это помогает носорогу выжить. Спят они на живо­те или на боку. Эти животные долго живут.

27. Живёт барс высоко в горах. Мать малень­ких барсят утепляет логово своей пушистой шерстью. Шерсть она вырывает у себя на животе. Молоко у барсов жирное. Оно в пять раз жирнее молока коровы. Малыши сосут его и не замерзают.

28. Моржата с рождения лежат на голом льду. Но они не болеют. Мамы кормят их жирным молоком. За месяц детёныши тяжелеют в пять раз.

29. Карлсон живёт на крыше. Малыш дружит с Карлсоном. Малыш на крыше у друга. Крыша широкая. С крыши далеко видно. Внизу много машин. Идут прохожие. Ско­ро ужин. Карлсон спускает Малыша с кры­ши.

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка. На поляне бегает зайчик. Детям хорошо в лесу. (33 слова.)

Идёт снег. Ветер кружит пушистые снежинки. Они падают на землю и крыши домов. Всё стало чистым и свежим. Малыши рады!

Наступила зима. За окном кружились белые снежинки. У Ани и Маши новые лыжи. Малыши идут на горку.

Пришла зима. Выпал пушистый снег. Хороши белые снежинки. У Миши санки. А у Клавы лыжи. Они идут в парк.

Мышка и хорь.

Бежит мышка и видит: лежит на снегу шишка. А злой хорь по мышиным следам ползёт. Вот-вот мышку схватит. А мышка вдруг нырнула в снег. И нет её.

Жирафы живут в Африке среди высокой травы в небольших рощах. В листве пятнистая шкура жирафа незаметна. Но сам он с высоты своего роста видит очень далеко. Заметит хищника и побежит на своих ножищах.

У Даши и Гриши Житиных – дача. Рядом с дачей чудесная дубовая роща и небольшие озёра. Дети часто ходят в рощу. Ловят щук в озёрах. Хорошо летом!

Наш Рыжик.

Живёт в нашем доме чудесный кот. Кличка у него Рыжик. У кота пушистый хвост. Глазки зелёные, коготки острые. На лапах мягкие подушечки. Наш кот хитрый и ловкий. Он быстро бегает, залезает на деревья.

1. Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача - грачата. У зайчихи пи­щат зайчата.

2. Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой.

3. Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну!

4. Тепло. У зайцев появились зайчата. У вол­ков - волчата. У дроздов пищат дроздята. Появились галчата, скворчата. Горячая пора.

5. Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галча­та и скворчата.

6. На площади стоит часовой в шинели. Рядом сидит овчарка. На дощатой крыше кричат галчата. Овчарка начала ворчать.

7. Чаще гнёзда птиц похожи на чайную чашеч­ку. Они сплетены из веточек. Часто гнёзда утеплены пухом.

8. Коля встречал Свету на площади. По небу плыла туча. Туча смущала Колю. У него нет плаща.

9. Дождь начал стучать по дощатой крыше. Ве­тер качает ветки. В гнезде пищат галчата.

11. Полярные крачки смело защищают свои гнёзда от белого медведя. Смельчаки не только громко кричат. Птицы часто хвата­ют беднягу за хвост и за уши.

12. Учащиеся часто гуляют по площади. Там стоит часовой. Он стоит долго - два часа. Ему холодно. Он в перчатках, но без плаща. Ребята кричат, трещат, как галчата. Часо­вой не обращает внимания.

13. У овчарки родились щенята. Они рычат. Сейчас мама будет их кормить. Щенята молчат сосут молоко. Молоко - это их пища. М пришли посмотреть щенят. Овчарка замечает нас. Она начинает ворчать.

14. Чаща леса. На полянке играют волчата. Они! рычат, пищат. Волчица часто поглядывает на них. Она замечает всё. Она слышит, что в чаще кричат птицы. Волчата прекращают играть и убегают за мамой.

15. На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может на­чаться дождь. Крольчата бегут домой. Тем­нота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим.

16. В лесу стоит дача. В ней живёт старый дед. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обе­щают приходить почаще.

17. Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечи­ки. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный ар­тист! Мы попрощались со скрипачами. Ког­да мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой.

18. Мы гуляем по лесу уже час. С нами наша ов­чарка. Лес начал сгущаться. Это чаща. Пора возвращаться. Мы переходим ручей по до­щатому мостику. Вот роща, а за ней наша дача.

У Маши гости. Ребята играли в саду. Потом они рвали щавель и груши. На столе чашки и чайник. Сейчас дети будут пить душистый чай.

1. Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу пра­вило.

2. Я пришёл в чужой дом. Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс.

3. Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши.

4. Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза.

5. Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кру­чу его в руках и тащу в дом.

6. Пищуха - маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю - чудеса! Пищуха танцует вальс. Она кружит по ели и делает чудные прыжки. Это пищухин вальс.

7. Чумазое чучело жило в чугунке в чулане. Его глаза освещали чудовищную тьму. Что за чудо? Это чудовище или чудак? Зовут его Чущук. На щупальцах причудливые чулочки. Однажды Чущук почувствовал беду. Он уп­лыл по речушке Щуре.

8. Птицы несут яйца. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки. Щуки, лещи сомы мечут икру весной.

9. Я хочу поймать большую щуку. Закинув удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу. Чувствую, щука клюёт. Я её тащу. Когда вытащу - схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу от радости.

10. Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели тучу, Мой брат Саша прищурился. Ветер хлещет. В море мечутся волны. Они похожи на чудищ. В небе блещут молнии. Я хочу домой.

11. Пища песцов - рыбы и птицы. Где прячут добычу песцы? Песцы пищу хранят в веч­ной мерзлоте. Они кладут добычу в нору. Долго лежит пища в таком чудесном холо­дильнике.

12. В королевстве случилось чудо. Появилось страшное чудище. У него огромные щупаль­ца. Принц нашёл в чулане кольчугу. Вышел на бой. Вот и чудище. Прищурился принц. Выпустил чудесную стрелу. Нет больше страшного чудища.

13. Волки рыщут, пищу ищут. Кто тут чужак? Волки чуют добычу. Заяц чувствует опас­ность. У зайца чудесные ноги и чуткие ушки. Он побежал в рощу. Бежит, не чует ног. Вбежал в наш чулан. Испачкался о чу­гунок. Стал чумазый.

14. Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кон­чаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку.

15. Я встретил рыцаря в кольчуге. Он чужест­ранец. Я хочу его пригласить к себе. Пусть живёт. Он чудак. Зашёл в чулан и сидит. Я молчу. Тяжело жить на чужбине.

16. Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и став­лю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша.

17. У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо приро­ды!

18. Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане ло­пату. Каждому овощу я поищу место. При­тащу лейку с водой. В огороде поставлю чу­чело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей.

Ваня и Дима были у реки. Они ловили рыбу. Ваня поймал щуку, а Дима леща. Вдруг Ваня увидел тучу. Застучали капли дождя. Мальчики помчались домой.

Всё лето кочуют вороны по рощам и лугам. А зимой они живут около жилья человека. Здесь легче найти пищу. Во дворах вороны ищут себе еду.

ЧК_ЧН_НЧ_ЩН_НЩ

1. Строчка, ночка, дочка, точка, кочка, почка, ручка, внучка.

2. Ручной, дачный, речной, уличный, ночной, вечный, отличный, личный.

3. Печник, задачник, листочки, цветочки, чулочки, водичка, лисички, сестрички.

4. Начнут, ручной, срочный, хищный, мощный, сочный, ночной, кончик.

5. Хищник, женщина, каменщик, барабанщик, сварщик, изящный.

Зима. Сильный мороз. К окну подлетела синичка. У окна стояли дети. Ребята открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Дети накормили её.

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живёт ручная белка.

У Даши живут чижи, стрижи и синички. Весь день они весело скачут и поют. Даша их любит. Она хорошо кормит птиц и чистит их клетку.

Задание. Выписать 2 слова, которые нельзя перенести.

Дети часто ходили в рощу. Весной там цвели душистые ландыши. А летом дети видели пушистый хвост лисы. Сегодня им встретился заяц. У него длинные уши.

1. Разделить для переноса слова ВЕСНОЙ, СЕГОДНЯ.

2. В 4-ом предложении подчеркнуть гласные, обозначающие мягкость согласных.

Айболит открыл дверь. У двери сидела ласточка. Какое чудо! Ведь зимой ласточки живут в Африке. Птичке холодно. Она сидит на снегу и дрожит. Доктор усадил её у печки. Ласточка прилетела из Африки. Её послали больные звери. Айболит спешит на помощь.

1. Выписать 3 слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова и подобрать к ним проверочные слова.

2. Выписать 1 слово, в котором все согласные звонкие и 1 слово, в котором все согласные глухие.

Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула в прорубь. Там она искала пищу. Через минуту птичка выскочила на лёд. Это оляпка.

1. Выписать 3 слова с парными глухими и звонкими согласными в конце слова и подобрать к ним проверочные слова.

2. Подобрать родственные слова к слову РЕКА.

ПОВТОРЕНИЕ …

Пришла весна. Журчат ручьи. Стайка воробьёв подлетела к дому и клюёт хлебные крошки. За воробьями следит рыжий пушистый кот. Но быстрые птички улетели. Митя зовёт Барсика домой. (27 слов.)

Слова для справок записываются на доске: прИшла, кроШки, БарсИка, воробьёВ.

У Миши два товарища. Мальчики живут дружно. Ребята часто ходят в лес. С ними бежит Жучка.

В лесу чаща. Дети ищут грибы и ягоды. Вдруг туча закрыла небо. Началась гроза. Дети мчались домой.

Художник.

У Миши Чадова карандаши и краски. Миша хорошо рисует животных. Вот кот Рыжик. А вот пушистая лисица. На ёлке белочка грызёт шишку. Чудесные рисунки у Миши!

Грамматические задания:

а). Подчеркнуть в предпоследнем предложении выделить грамматическую основу.

б). Разделить для переноса: УЧЕНИК, ЧАЙНИК, УЖИН, ДЕВОЧКА.

в). Разделить слова на слоги: ОЛЕНЬ, ЛИНЕЙКА, ОСИНА, КОНЬЯК, УГОЛЬКИ.

gastroguru © 2017