Самодельные станки и приспособления для мотоблока. Самодельная техника на базе мотоблока. Чертежи самодельных мотоблоков

Обрабатывать участок с большой площадью, на котором значительная часть территории отводится под огород, обходясь лишь подручными инструментами – непростая задача. Работы по рыхлению, копанию, а также прополке огорода вручную отнимают немало сил и времени. Хорошо, когда есть возможность приобрести мотоблок, который станет незаменимым помощником на участке. Но облегчить работы на земле, можно и сделав мотоблок своими руками.

Сооружаем мотоблок по инструкции от Архипова

Устройство мотоблока представляет собой самоходную машину на двух колесах, оборудованную движком, снятым с мотороллера ВП-150М. Причиной выбора именно этого двигателя послужило то, что он имеет такое конструктивное решение, благодаря которому осуществляется принудительное охлаждение головки цилиндра воздухом.

Такой мотор от мотороллера способен работать при наименьших скоростях на довольно больших нагрузках

Для строительства мотоблока мастер использовал взятые с мотороллера тросы управления, подвески двигателя, а также двойную дугу рамы, рукоятки и цепи. Остальные детали конструкции были промышленного производства

Отдельно конструктор изготовил сваренную из труб П-образную раму и выточенную на токарном станке колесную ось. Сделал он также для основной и регулирующих тяг 3 самодельных шарнира. Они будут использоваться в качестве соединяющих элементов между самим мотоблоком, его рулем и плугом.

На раме агрегата посредством сварки прикреплена стальная труба, завершающая осью, которая необходима для осуществления натяжения идущих к коробке передач двигателя тросов. Само натяжение осуществляется посредством качающегося коромысла, в качестве ручки переключения передач которого выступает приваренный отрезок стальной трубы.

Шаг цепей, применяемых для создания устройства, составляет 12,7 мм и 15,9 мм. Число зубьев у звездочек: выходной вал – 11, вторичный вал – 20 и 60, ходовая ось – 40.

Чем хороша именно эта конструкция?

Аналогов подобной модели существует не один десяток, но в сравнении с ними оригинальная модель мотоблока калужского мастера имеет ряд неоспоримых преимуществ.

  • Шарнирное соединение. Обрабатывающие инструменты и тягачи большинства подобных моделей имеют жесткое соединение, что усложняет маневрирование агрегата и затрудняет тем самым работу с ним. Детали данного сельхозагрегата соединены посредством шарниров. Это дает возможность в процессе работы при необходимости менять направление движения, не вынимая плуга из борозды.
  • Смещение оси к направлению движения. Многие хозяева, при обработке грунта с применением мотоблока сталкивались с такой трудностью, что в процессе продвижения вперед под действием сопротивления почвы, агрегат уводит в сторону. Для выравнивания же борозды следует прикладывать немало усилий. Чтобы компенсировать такой занос, мастер расположил ось плуга под небольшим углом в сторону движения. При пахоте конструкция немного повернута влево. Нужное положение всегда можно отрегулировать тремя шарнирами тяги.
  • Уровень заданной глубины пахоты. Если в других моделях глубина распашки поддерживается путем опускания или подъема плуга, то при работе с этим мотоблоком она выполняется автоматически. Регулирование осуществляется за счет изменения угла плуга по отношению к борозде. Конструкция оборудуется полевой доской, которая выступает в качестве подъемной силы при зарывании плуга. Если же, напротив, лемех появляется над поверхностью земли, то моментально увеличивается его угол атаки, под действием которого он вновь погружается в грунт на заданную глубину.

Пошаговая технология сборки устройства

Сборку конструкции начинают с обустройства ходового вала. Для этого к нему прикрепляют корпус с подшипниками, приваривают звездочку и монтируют обгонные муфты, которые в процессе работы будут осуществлять функцию дифференциала. После этого конструкция оборудуется колесами и рамой. На закрепленную раму устанавливают телескопическую тягу, плуг и руль.

Основные элементы ходового вала: 1 – вал, 2 – звездочка, 3 – крышка, 4 – корпус подшипника, 5 – опорная площадка, 6 – подшипник № 308, 7 – корпус обгонной муфты, 8 – ось собачки, 9 – собачка,10 – храповик, 11 – подшипник № 307, 12 – шайбы, 13 – колесо, 14 – пружина собачки

Сельскохозяйственный мотоблок оборудован специальными колесами, которые в отличие от резиновых аналогов, способны обеспечить лучшее сцепление с грунтом.

Такие металлические колеса не забиваются землей. При соприкосновении с грунтом они не уплотняют его, а наоборот разрыхляют

Для соединения рамы агрегата с подвеской двигателя и рамой самого мотороллера используют две дугообразные трубы. Между ними предусмотрено место для размещения топливного бака.

Для обустройства двигателя используется кронштейн, завершающийся стальной осью длиной в 150 мм. Кронштейн приваривают консольно к П-образной раме конструкции. На саму ось подвешивают мотор с подвеской. Собранную конструкцию соединяют с дугообразными дугами рамы. Лишь после этого монтируют вторичный вал, протягивают тросы управления и натягивают цепи.

Основные элементы узла управления: 1 – соединительная ось, 2 – планка, 3 – труба, 4 – рукоятки

Соединительные элементы конструкции: 1 – основная тяга, 2 – регулирующая тяга

Как это все дело работает – видео пример

Наглядный пример применения мотоблока:

Как можно модернизировать самодельный мотоблок?

Мотоблок Архипова многофункционален. Его можно задействовать в качестве плуга, либо же . Для этого достаточно съемные детали для плуга заменить деталями со снятыми отвалами для культиватора. Мотоблок по мере продвижения будет заглублять борозды в землю и укладывать в них картофельные клубни. Чтобы запахать клубни нужно лишь установить на место отвалы и пройтись агрегатом между высаженными рядами.

Сельхозагрегат удобен и при сборе урожая. Используя разные отвалы можно изменять ширину захвата. Агрегат хорош и тем, что способен собирать пропущенный картофель и оставшуюся после уборки ботву растений. Для этих целей его оборудуют граблями или бороной.

Универсальную конструкцию можно использовать не только для проведения сельскохозяйственных работ. В зимнюю пору его с успехом применяют для уборки снега. Верный помощник пригодится и для уборки дорожек придомовой территории. Установив на мотоблок валик с круглой щеточкой и дополнительную звездочку, хозяин облегчит себе работу по расчистке тротуаров.

Нынешние крестьяне не представляют своей деятельности без специальной техники. Большинство собирают навесное оборудование для мотоблока своими руками, так как данная машина в продажу поступает с минимальным набором дополнительных инструментов для обработки земли.

Для дачников и жителей сельской местности, где требуется обработать достаточно большие площади земли, эта техника является настоящим спасителем, позволяющим выполнять намеченную работу быстро, качественно и без тяжелых физических усилий. Только вот сам мотоблок представляет ценность в роли тягача, для выполнения разных земельных работ необходимо приобрести или сделать своими руками навесное оборудование.

Стоят дополнительные инструменты к этой машине немало, поэтому приобретать их выгодно лишь крупным фермерам и тем, кто занимается выполнением земельных работ на заказ. А вот для того чтобы обработать достаточно небольшие площади земли или в целях экономии, можно создать все эти инструменты собственными руками. Часто специалисты советуют все же приобрести сцепку в магазине, так как она выполняет довольно важную роль в работе и имеет универсальный тип. Она просто необходима для мотоблоков, с ее помощью присоединяются навесные устройства, такие как: плуг, прицеп, картофелесажалка, окучник и многое другое, что понадобится в работе фермера. К сожалению, этот сцепляющий узел не идет в комплекте с техникой, поэтому его придется приобретать отдельно. Но многие умельцы в случае неудачных поисков сцепки изготавливают ее самостоятельно.

Как изготовить сцепляющий узел?

Данная деталь должна быть изготовлена из прочного материала, так как является связующим звеном между инструментом для работы и тяговой силой мотоблока. Этот узел должен иметь прочные элементы фиксации с обеих сторон.

Для его изготовления понадобятся следующие инструменты и материалы:

  1. Металл или швеллера. Они понадобятся для создания основного корпуса узла.
  2. Элементы крепления в виде болтов, гаек и стальных стержней.
  3. Для того чтобы положение узла можно было менять, нужно продумать, какой элемент регулировки необходим. Это должен быть прочный и металлический рычаг.
  4. Для сборки этой детали мотоблока понадобится сварочный аппарат, набор ключей, сверла и дрель по металлу.

Такие самодельные приспособления должны соответствовать габаритам и грузоподъемности машины. Узел должен иметь достаточно прочные детали крепления и по своим размерам подходить к основному оборудованию.

Конечно, изготовить нужно универсальную сцепку, так как к ней можно будет присоединить, как самодельные устройства, так и приобретенные.

Универсальный узел собирается в следующей последовательности:

  1. Для начала необходимо взять 2 одинаковые по своим размерам металлические дуги П-образной формы, для их изготовления прекрасно подходят швеллера. В каждой металлической пластине нужно просверлить отверстия: в одной — 6 шт., а в другой — 8 шт.
  2. Корпус является более сложной деталью и собирается при помощи сварочного аппарата. У него четко должны быть отмерены и просверлены отверстия для соединительных элементов, а на одной из скоб необходимо продумать, как выполнить подвижное соединение.
  3. Самым сложным в этой работе считается изготовление рычага, вернее, самого механизма регулировки положения мотоблока. Основные его детали — это винт, кронштейн и рукоятка.

Для выполнения данной работы рекомендуется воспользоваться специальным станком, на котором можно будет выточить все необходимые детали. Когда сцепка будет собрана и готова к эксплуатации, стоит проверить прочность ее присоединения и крепления рабочего приспособления для мотоблока.

Навесные устройства для мотоблока

Для того чтобы обработать землю и выполнить ряд сельскохозяйственных работ на малогабаритном тракторе, понадобятся следующие дополнительные приспособления:

  1. Грабли.
  2. Плуги.
  3. Окучиватели.
  4. Картофелесажалки и картофелекопалки.
  5. Бороны.
  6. Пропольники и косилки.
  7. Дровоколы.
  8. Опрыскиватели.
  9. Почвофрезы.

Все эти устройства рано или поздно понадобятся, но чаще всего используют, грабли, плуг, окучиватели и устройства для посадки и сбора картофеля.

Как сделать окучник?

Самое простое самодельное навесное оборудование — это окучник. Для сборки этого устройства понадобятся следующие инструменты и материалы:

  1. 2 диска одинакового размера из прочного металла. Их можно изготовить самостоятельно, либо взять от отслужившей свой срок сеялки.
  2. Болты, гайки, металлические оси и шайбы, подшипники скольжения.
  3. Металлическая рама Т-образной формы.
  4. Стойки — 2 шт.
  5. Для правильной регулировки угла поворота дисков необходимо приобрести винтовые талрепы.

По центру дисков располагают переходники, с их помощью производится крепление к раме. Стойки в идеале необходимо крепить на такие устройства, чтобы в дальнейшем можно было регулировать расстояние между дисками. Остальные детали собираются путем сварки и болтов.

Устройство для копания картофеля

Данное приспособление является незаменимым в период сбора урожая клубневой культуры, в особенности картофеля. Такие самоделки для мотоблока своими руками выполнить не так уж и просто. Перед работой необходимо создать чертежи навесного оборудования и продумать при этом каждую деталь.

Рама, как основной корпус, путем сварки изготавливается из металлических уголков или швеллеров. Она должна быть достаточно прочной и устойчивой.

Для непосредственного сбора клубней необходима 1 или 2 металлические пластины с закругленными краями, делается это для того, чтобы они не разрезали картофель. Также потребуются металлические прутья, которые привариваются к пластине. Вся вместе эта конструкция называется лемехом — это подвижная деталь данного устройства.

Не менее важный элемент оборудования — это редакционный узел. Для его изготовления необходимо приобрести 2 металлических цилиндра, они предназначены для соединения 2 втулок, которые обеспечивают взаимодействие валов.

Корпус для очистки клубней. Его достаточно сложно изготовить неопытному мастеру. Для его сборки необходимо приобрести роликовые цепи, стальные стержни, именно с их помощью требуется собрать конструкцию, которая по своему внешнему виду будет напоминать колесо для белки. Это колесо нужно прочно закрепить на 2 специальных стержнях таким образом, чтобы барабан смог вращаться.

Правильно собранные детали позволят применять в работе это устройство многие годы, а качественный результат будет радовать.

Снегоуборочное устройство

Выполнить его не сложно, для его создания необходимо подготовить 2 металлические трубы и кронштейны. Так называемый отвал, можно сделать из металлического листа. К его корпусу при помощи сварки присоединяются штанги, а кронштейны позволяют фиксировать его угол наклона и расположение относительно сцепляющего узла. Эту подвижную деталь можно взять из отслужившей свой срок самоходной техники.

Картофелесажалка

Для того чтобы собрать самостоятельно данное навесное устройство, необходимо подготовить следующие детали:

  1. Рама является основным несущим элементом, ее можно сварить из металлических уголков и швеллеров.
  2. К раме необходимо присоединить металлическую ось, к которой будут крепиться колеса.
  3. В нижней части рамы крепится бункер для картофеля.
  4. Зацепные звездочки следует правильно прикрепить к раме и соединить с регулировочным механизмом.

Особое внимание необходимо уделить правильно отрегулированному расположению звездочек, так как от этого будет зависеть распределение клубней в почве во время посадки. Колеса на этом устройстве могут быть разного диаметра, все зависит от габаритов самого мотоблока и навесного оборудования.

Некоторые умельцы умудряются создавать универсальные приспособления для земляных работ, к примеру, путем добавления или снятия каких-либо деталей можно создать из мотокультиватора картофелесажалку, а грабли легко переделать в бороны, путем смены основных насадок на раме. Если подойти к этому вопросу грамотно и со знанием дела, то можно постепенно собрать весь необходимый инструмент для домашних и сельскохозяйственных работ на мотоблоке.

Многие имеют загородные дачи с земельными участками, на которых часто выращиваются всевозможные овощи и фрукты. И для того чтобы облегчить тяжелый труд садовода-огородника, многие решают приобрести мотоблок.

Однако его покупка может быть довольно дорогостоящей. Поэтому, для того, чтобы снизить затраты, многие решаются изготовить самодельный мотоблок своими руками. Да, это кажется довольно сложным занятием, но на самом деле, с этим могут справиться очень многие.

Зачем делать мотоблок своими руками?

Итак, какие вообще есть плюсы у мотоблока, изготовленного собственными руками? Во-первых, он будет оказывать огромную помощь при обработке (в частности, вспашке) земли и уменьшит время и трудозатраты.

К тому же, если вы сможете сделать из него вездеход, то это поможет перемещаться на большие расстояния и в самые труднодоступные места. К тому же, топлива он потребляет довольно мало (5 литров хватает на пол дня интенсивной работы).

Использовать агрегат можно для перевозки грузов до 300 кг (для этого вам надо будет прикрепить прицеп для мотоблока), боронование почвы, сбора урожая, уборки снега и мусора, распределения удобрений по участку.

При должном усердии самодельное устройство по своим характеристикам почти не будет отличаться от дорогого импортного.


Процесс изготовления

Как же сделать мотоблок своими руками? Не так уж и сложно. Во-первых, определите то, для каких нужд вы будете его использовать. От этого будет зависеть мощность двигателя и конструкция в целом.

После этого сделайте чертежи самодельного мотоблока. Внимательно отнеситесь ко всем деталям. Прорисуйте их четко и ясно. Это значительно сократит время, которое вы потратите на изготовление и сборку, а также уменьшит число возможных ошибок в разы.

Оборудование

Итак, когда чертеж будет готов, можете приступать непосредственно к работе. Для начала проверьте, есть ли у вас все необходимые инструменты: болгарка (желательно, чтобы диски у нее были отрезные), электродрель и набором различных по размеру и форме сверл, сварочный аппарат (обязательно с маской), слесарные инструменты.

Что надо знать?

Итак, прежде чем приступать к работе, постарайтесь хоть немного изучить устройство двигателя внутреннего сгорания.

Колеса

Подберите узлы и детали – они должны быть под рукой и в хорошем состоянии. Подберите их размер – колеса должны быть правильно подобраны под двигатель и подвески. Иначе, хорошее изделие сделать не получится.

Основа конструкции

Основой конструкции послужит металлическая рама из трубы. К ней прикрепите цепной редуктор и отрегулируйте ход. Это послужит основой для прикрепления транспортной тележки и прочих навесных устройств.


Двигатель

Займитесь укреплением двигателя. Его надо приделать к раме и жестко закрепить. Используйте вариант, который будет наилучшим сочетанием цены и качества, но не слишком дорогой. Для некоторых вариантов подойдет даже китайский.

Как сделать мини-трактор?

Однако, кроме мотоблока вы также можете изготовить и мини-трактор. Тоже своими руками! Для этого, вам потребуется мотоблок «Нева» и остальные мелкие детали: металлические крепежи и листы, трубы, колеса (2 шт), сидение, аппарат для сварки и набор инструментов.

С чего начать?

Для начала изготовьте чертежи будущего трактора. Готовую схему вы можете найти в свободном доступе в интернете. Затем из трубок и металлических крепежей изготовьте раму.

Желательно, чтобы в ней была подвижная часть для того, чтобы прицеп мог поворачивать. После этого сделайте кузов их листа металла.

Борты должны быть не слишком высокими – примерно 25 см. Теперь можно приступить к окончательной сборке: прикрепите сидение, навесной оборудование. Время тест-драйва – если все проходит хорошо, то можете смело приступать к работе.

Возможные проблемы

Однако, как и любая другая вещь, мотоблоки могут ломаться. Особенно если они низкого качества. Ниже мы расскажем о ремонте мотоблока.

Итак, все проблемы можно разделить на несколько категорий:

Неправильно подается топливо. Для решения проверьте зажигание и прочистите бензобак, а также всю систему, отвечающую за подачу топлива. Снова попробуйте завести мотоблок. Если это не помогает, то можете промыть топливный кран и бак чистым бензином, а затем продуть соединительный шланг, находящийся около карбюратора.

Поломка карбюратора. Об этом также может сигнализировать проблема с подачей топлива. Для того, чтобы починить деталь, проверьте в каком состоянии находятся кронштейн и поплавок. Отрегулируется конструкцию отверткой в случае, если что-то не так. Также проверьте исправность клапанов.


Проблемы с редуктором. Индикатором могут стать постоянные шумы. Это говорит о слишком низком уровне масла. Если же простой долив масла от шумов вас не избавил, то следует промыть всю систему и изменить марку заливаемого масла.

Кроме этого, проверьте те, на сколько крепко держатся элементы трансмиссии. Если крепление недостаточно плотное, затяните болты. Либо же если обнаружите какие-нибудь дефекты, то обязательно замените поломанные детали.

Еще одним вариантом поломки может быть проблема с двигателем – отказывает педаль зажигания (устраняется удалением нагара), либо же они могут быть вызваны поломками в свечах или электросети. К сожалению, тут починить уже ничего не получится. Придется просто заменить деталь.

Заключение

Таким образом, теперь вы знаете, как облегчить тяжелый дачный труд и сделать его более продуктивным.

Фото мотоблока своими руками

13067 08.10.2019 7 мин.

Если раньше боронить и пахать приходилось практически вручную, с использованием минимального количества вспомогательных инструментов, то теперь это можно было делать с помощью специальной техники. В данном случае, речь идет о мотоблоках – агрегатах, являющихся полноценными помощниками в условиях сада и огорода. Однако, стоимость всех этих оборудований достаточно высока, учитывая еще и стоимость самого мотоблока, поэтому многие мастера приспособились изготавливать новые самоделки того или иного технического средства.

Неудивительно, что рост подобного интереса к данной технике был сопряжен с использованием различного дополнительного оборудования прицепного и навесного типа (КУН), которые значительным образом расширяют функциональность мотоблока.

Об устройстве мотоблока

Далее вы узнаете какой мотоблок лучше выбрать.Чтобы было понятнее, в чем же состоит принцип самодельного изготовления мотоблока и его дополнительных комплектующих, надо детальным образом рассмотреть само устройство мотоблока как средство малой механизации. Итак, данный агрегат включает в себя несколько основных рабочих узлов:

  • Основная движущая сила, т.е. двигатель.
  • Трансмиссия.
  • Ходовая часть.
  • Основные элементы управления.

Двигатель

В качестве основной движущей силы в конструкции мотоблоков используется стандартный двигатель внутреннего сгорания. В зависимости от типа и марки мотоблока, например Кайман Варио , Патриот Урал , Техас , Прораб , Кроссер , Викинг , Форза применяемый двигатель может быть различным:

  • Бензиновый 4-тактный двигатель. Этот движок используется для агрегатов, относящихся к легкому и среднему классу устройств.
  • Дизельный 4-тактный двигатель. Подобного рода моторы используются на тяжелых и мощных мотоблоках, предназначенных для работы на самых сложных участках поверхности.

Видео: Лучший дизельный мотоблок

Более подробно о работе дизельного мотоблока смотрите на видео:

Безусловно, встречаются в комплектации и 2-тактные моторы, но они используются в довольно старых моделях мотоблока, существенно уступая 4-тактным по силовой тяге. Однако, большинству потребителей достаются именно 4-тактные двигатели, работающие на бензине. В их устройство входят следующие системы:

  • Система, отвечающая за подачу горючего. Состоит из бака с горючим, карбюратора, воздушного фильтра и шланга для топлива.
  • Смазочная система, осуществляющая процесс смазывания тех деталей, которые трутся между собой.
  • Стартер, обеспечивающий раскрутку коленвала.
  • Охлаждающая система, которая уводит тепло от блока цилиндра мотора при помощи воздушного потока.
  • Система зажигания, которая производит искру на свече зажигания.
  • Газораспределительная система, которая обеспечивает поступление топливовоздушной смеси в цилиндр мотора, а также отвечает за выход отработанных газов.

Важно то, что двигатель продается уже со всеми основными рабочими системами, что существенно облегчает процесс самодельного изготовления мотоблока.

Трансмиссия

Основной функцией трансмиссии является передача крутящего момента от мотора к колесной базе, а также регулирование скоростей и смену движения агрегата. В её конструкцию входит несколько рабочих узлов: редуктора, сцепления, коробки передач и дифференциала (есть не во всех моделях).

Трансмиссия может быть нескольких типов:

  • Шестеренчатая.
  • Ременная.
  • Цепная.
  • Комбинированная.

В основном, классический тип шестеренчатой трансмиссии используется на тяжелых мотоблоках, а состоит он из конических и цилиндрических шестерен.

Остальные типы трансмиссии используются в легких и средних типах мотоблоков. При этом, вне зависимости от типа трансмиссии, в конструкции находится ВОМ – вал отбора мощности, который передает крутящий момент к рабочим узлам агрегата.

Что касается сцепления, то оно может быть различным:

  • В виде клиноременной передачи. Суть процесса состоит в рычаге сцепления, которая натягивает или ослабляет ремень, чем передает, либо прекращает передачу крутящего момента от мотора к редуктору.
  • Однодисковое или многодисковое сцепления сухого или мокрого типа.
  • Коническая муфта.

В большинстве качественных мотоблоков Садко , Дон , Хутер , Профи , Пахарь , Чемпион , Карвер используется второй тип сцепления, который отличается наибольшей надежностью.

Ходовая часть

Ходовая часть включает в себя не только непосредственно саму колесную базу, но и рамную конструкцию, к которой эти колеса крепятся, и где располагаются основные рабочие узлы мотоблока.

В более современных моделях мотоблока предусмотрено изменение расстояния между парой колес, что позволяет регулировать размер колеи мотоблока.

На сегодняшний день, различают два вида колес – пневматические и металлические с грунтозацепами.

Основные элементы управления

Управление мотоблоком находится на рукоятке агрегата, отвечая за изменение скорости и направления движения устройства. Среди элементов управления находятся:

  • Рычаги, руль и переключатели скоростей.
  • Управление сцеплением.
  • Рычаг или кнопка остановки двигателя.
  • Подачи газа и т.д.

В конструкции мотоблока отсутствует сиденье для человека (как и в мотоблоке Салют), поэтому само управление производится человеком собственноручно.

Приспособления для мотоблока своими руками

Начать разбор самоделок хотелось бы с непосредственного изготовления мотоблоков своими руками. Здесь не идет речь, что агрегат мы будем делать с нуля, ведь это технически невозможно для домашних условий.

Основные рабочие узлы будут взяты от другой техники, нам остается лишь подготовить определенную базу, на которой можно было успешно соединить все органы мотоблока.

Хотелось бы рассказать про мотоблоки дизельные на 4 колесах, самоделка которых будет рассмотрена позже. По своей сути, эти агрегаты похожи внешне и по своим техническим данным на полноценные минитрактора.

В помощь фермерам компании выпускают разнообразную специальную технику, чтобы облегчить работу и обслуживание хозяйства. все об устройстве и характеристиках зернодробилки Хрюша.

Миллионы людей на нашей земле занимаются огородничеством и земледелием. Культиваторы для огорода - сэкономят ваши время, здоровье и силы.

Тем, кто обладает собственным домашним хозяйством стоит узнать, что собой представляет процесс доения при помощи доильного аппарата. Перейдя по ссылке ознакомитесь с доильным аппаратом АИД 2.

Единственным различием является отсутствие у мотоблоков блокировки дифференциала, а в остальном они очень похожи – и присутствие водительского сиденья, и рулевое управление, и наличие двух пар колес.

Понятно, что переделка будет основываться на добавлении к имеющемуся мотоблоку нескольких дополнительных узлов – дополнительной рамы ко второй паре колес, установке руля и кресла, под которым должно находиться управление скоростями и т.д.

Видео: Минитрактор из мотоблока Нева МБ2

Готовый вариант стоит порядка 120 тысяч рублей, поэтому далеко не у каждого есть средства для его приобретения. Здесь становится целесообразным самодельное изготовление, которое набирает популярность с каждым годом.

Как сделать четырёхколесный мотоблок

Чтобы сделать полноценный 4-колесный мотоблок, нам понадобится довольно мощный базовый агрегат (Зубр, Нева и т.д.). В данном случае, рассмотрим переделку из мотоблока Нева, потому что он достаточно распространен в нашей стране.

Для большего удобства можно приобрести готовый комплект для переделки, который стоит порядка 30 тысяч рублей.

Условно разделим процесс сборки на несколько этапов:

  • В первую очередь, нам надо позаботится об изготовлении рамы. Речь идет о дополнительной конструкции несущего типа, под которой будет располагаться вторая пара колес. Для изготовления рамы нам понадобятся куски трубы и металлические уголки.
  • Особых требований к параметрам трубы нет, но нужно учитывать, что нагрузка на данные элементы будет достаточной.
  • Элементы трубы нужно разрезать болгаркой, после чего скрепить их между собой при помощи болтов. Для лучшей устойчивости конструкции, можно приварить поперечную стальную балку.
  • Также нужно приварить к раме устройство для крепления навесного и прицепного оборудования. Крепить можно как спереди, так и сзади агрегата.
  • Для крепления передней пары колес нам понадобится металлическая труба, диаметр которой должен совпадать с шириной передней оси. К трубе необходимо прикрепить колесные ступицы.
  • По центру нужно просверлить отверстие сквозного типа, через которое крепим конструкцию к передней раме. Далее устанавливается редуктор и рулевые тяги. Затем устанавливаем руль.
  • В качестве колес можно использовать старые от советских автомобилей.
  • Имеющийся двигатель устанавливаем на переднюю часть конструкции. Делается это для того, чтобы мотоблок был более устойчив на поверхности, ведь сзади него будет располагаться навесное или прицепное оборудование.

Кстати, дополнительное оборудование для мотоблока будет соединяться с мотоблоком при помощи фаркопа (для прицепа к мотоблоку) и специального кронштейна (для навесного оборудования).

Подобные самоделки для мотоблока своими руками достаточно надежны и практичны в эксплуатации, ведь вся конструкция получается более монолитной, представляющей полноценное устройство с сиденьем и рулем. По своей функциональности, они даже сопоставимы с минитракторами, которые стоят не в пример дороже.

Рассмотрим дополнительно самоделки для мотоблока Нева своими руками, раз уж он пользуется такой популярностью. В частности, можно изготовить несколько вариантов дополнительного оборудования:

Отвал

Отвал необходим не только для уборки снега зимой, но и для расчистки от различного мусора. Для его изготовления нам понадобится обычный листовой металл, толщина которого будет составлять порядка 2 мм. Внутри него нужно приварить 4 ребра из такой же стали, но толщиной порядка 4 мм.

В них нужно просверлить отверстия, через которые будет осуществляться крепление отвала со штангами. Нижнюю часть конструкции лучше всего обшить жестью, что предотвратить зарывание отвала в землю.

Окучник

Для его изготовления нам понадобится пара обычных металлических крышек от кастрюль (эмалированные, в данном случае, не подойдут). Диаметр их должен составлять порядка 500 мм. Далее затачиваем края крышек на шлифовальном станке, чтобы они лучше входили в почву.

Дисковые окучники нужно прикрепить к самодельной тележке с колесами. Изготавливаются они из обычных втулок и труб, сваренных между собой.

Приставки к мотоблокам и мотокультиваторам, самоделки которых можно вполне изготовить самостоятельно, бывают самых различных видов:

  • Оборудования для прополки.
  • Картофелекопалки и картофелесажалки.
  • Снегоуборщики и т.д.

Прицеп-самоделка

Прицепы для мотоблока и их самоделки представляют собой довольно простую конструкцию, состоящую из обычного ящика с бортами, расположенного на колесной базе.

Для самостоятельного изготовления прицепа нам понадобится:

  • Профтруба 40×25 мм и 25×25 мм. Она нужна для изготовления самой сцепки тележки с мотоблоком, а также для изготовления бортов – внутри и под прицепом.
  • Для кузова нам нужно изготовить рамную конструкцию из профтрубы 40×25 см и 25×25 см. Дно кузова можно сделать из обычного куска листового металла. К дну кузова нужно приварить куски профтрубы таким образом, чтобы получилась решетка. Сверху на эти грани приваривается полноценный кусок профтрубы по всему периметру.
  • На готовую раму нужно установить профлист, который будет выполнять функцию бортов. Высота каждого борта составляет примерно 30 см.
  • Задний борт нужно сделать откидным. В качестве защелок используем обычные шпингалеты, которые нужно прикрепить с двух сторон борта. К дну кузова данный борт крепится при помощи обычных петлей от дверей. На этом же борту можно установить катафоты, выполняющие роль светоотражателей.
  • Колеса можно взять от автомобилей Ока или Жигули – их диаметр будет оптимальным.
  • Мост также можно взять от старых Жигулей. Колеса к нему крепятся при помощи пары подшипников. Закрепить мост к раме можно при помощи кусков трубы, до две с каждой стороны. Одни концы трубы привариваются к мосту, а вторые – к кузову.

Целесообразность изготовления самодельного прицепа довольно понятна, ведь стоимость всех затрат на самоделку составляет порядка 4 тысяч рублей, что в несколько раз ниже, чем цена готового прицепа в магазине.

Лучшее самодельное оборудование

Самоделки с двигателем от мотоблока (читайте борона для мотоблока своими руками)также представляют определенный интерес. Среди них, наибольший интерес вызывает изготовление снегохода. В качестве ходовой части можно использовать транспортировочную ленту, на которой нужно прикрепить снегозацепы.

Кроме того, интересными являются варианты изготовления из мотоблока других различных видов техники:

  • Вездеходы. По типу конструкции напоминают минитрактора, но обладают колесами более высокого диаметра. Необходимо это для того, чтобы агрегат мог проходить по самым и труднопроходимым местностям.
  • Минитрактора. Данную конструкцию мы уже рассматривали, включающую в себя дополнительную часть рамы под вторую пару колес, а также рули и водительское место.

Заключение

Мотоблочные самоделки своими руками, чертежи которых можно найти в интернете, представляют собой оптимальный выход для тех, у кого нет возможности тратить лишние средства на приобретение дополнительного оборудования.

Учитывая, что экономия получается значительная, появляется очень много желающих изготовить подобные технические средства собственноручно.

Навесное оборудование для мотоблоков всегда представляло особый интерес для мастеров самодельщиков. Простое и одновременно универсальное устройство силового агрегата средних и тяжелых мотоблоков позволяет создать несколько видов навесных орудий. А это значит, что все эти относительно нехитрые приспособления сделают мотоблок, настоящим конкурентом современному трактору.

Самодельное навесное оборудование для мотоблоков

Для мотоблоков средней и большой мощности сегодня поставщики и производители предлагают огромное количество навесного оборудования и приспособлений, которые обеспечивают механизацию многих операций. Однако, несмотря на столь привлекательные предложения и готовые варианты поставки комплектов многие владельцы предпочитают делать навесное оборудование для мотоблока своими руками. И причина не в том, что самоделки обходятся дешевле. Отнюдь, если брать стоимость материалов, то это абсолютно не так. Проблема кроется в другом. Сделанный своими руками инвентарь для мотоблока, это в большинстве своем универсально подобранные по своим качественным параметрам орудия труда, отвечающие запросам конкретного человека.

Такой подход к формированию парка сельскохозяйственной техники дает возможность учесть в процессе проектирования и сборки инвентаря всех возможных особенностей как участка, так и самого владельца.

Разрабатываемое оборудование для агрегата условно делится на оборудование:

  • универсального назначения;
  • узкоспециализированной направленности;
  • вспомогательное оборудование и устройства, позволяющие упростить управление мотоблоком.

К универсальным средствам относятся прежде всего адаптеры и разного рода прицепы, делающие универсальной транспортной платформой как для перевозки грузов, так и в качестве удобного транспортного средства. Отдельные модели мотоблоков способны развивать скорость до 25 км в час. Хотя до комфорта мини трактора здесь еще далеко, но ходить пешком уже не приходиться.

Узкоспециализированные виды оборудования чаще всего предназначаются для выполнения всего 1 или максимум 2 операций. Однако именно это самые востребованные с точки зрения потребительских качеств инструменты для качественной обработки почвы, выполнения операций по уходу за посевами, заготовке кормов и даже применяемые в строительстве. Отчасти следует заметить, что среди самоделок специального назначения преобладают относительно простые виды инструмента - плуги, фрезы, . Это то, что можно сделать из подручных материалов и при помощи самого простого электроинструмента. А вот более сложные элементы изготавливаются при помощи агрегатов от другого оборудования.

Ну и, конечно, то что облегчает управление - противовес на мотоблок, утяжелители колес и противоскользящие цепи все это позволяет работать с агрегатом круглый год.

Самоделки для мотоблока

Вопрос о том с чего начать конструировать навесное оборудование для мотоблоков вполне резонный. Дело в том, что практически все мотоблоки оснащаются прицепными устройствами, фабричного образца, рассчитанными на применение стандартных видов оборудования. Нужно уточнить, при этом что именно стандартное оборудование и не удовлетворяет запросам покупателей - уж слишком нежным и хрупким оказываются прицепные системы при использовании их в жестких условиях эксплуатации.

Для отечественных мотоблоков прицепные устройства в основном изготавливаются из стали сварным способом, а вот для массового китайского производства это в основном чугунное литье, или сплав металлов. Понятно, что для одного корпусного плуга даже самый мощный адаптер из чугуна не выдержит.

Потому первое что необходимо создать, это прицепное к мотоблоку своими руками для плуга. Здесь за основу конструкции лучше принять стандартную схему - адаптер представляет собой шарнир с возможностью фиксации плуга в разных положениях, что особенно удобно для вспашки небольших участков, когда применяется плуг как с левым, так и с правым отвалом.

Такой вариант поможет использовать его и для вспашки, и для окучивания, и для установки адаптера-сиденья для косилки или граблей для переворачивания сена на сенокосе.

Универсальный прицеп к мотоблоку

Наличие прицепа обеспечивает мобильность, ведь одно дело вести мотоблок с уже установленными агрегатами, другое, когда плуг, фреза или просто грузятся на прицеп и транспортируются самим мотоблоком.

Рассчитывать параметры прицепного оборудования для мотоблока нужно исходя из его мощности, принцип здесь прост - 1 л. с. означает возможность перевозки 100 кг полезного груза на тележке. Самым простым и надежным является схема одноосного прицепа с нагрузкой на центральную ось. И хотя грузоподъемность такого прицепа невелика, всего до 500 кг, этого вполне хватает для того, чтобы на прицепе установить сиденье и управлять мотоблоком сидя на прицепе.

Самое сложное здесь это подобрать необходимые комплектующие. Легче всего использовать готовые детали. Например, ступица для мотоблока своими руками изготавливается из автомобильной, для легковых машин. Это позволяет использовать стандартные автомобильные колеса и покрышки для оборудования агрегата. С другой стороны, ступица от вазовской классики отлично подойдет и для того чтобы сделать и другие полезные самоделки - грунтозацепы, лебедки, утяжелители колес.

Для прицепа в основном используют конструкцию из прямоугольной трубы, но в качестве рамной основы может быть использован и швеллер и двутавр. Борта для прицепа лучше предусмотреть съемными. Предпочтительно сразу предусмотреть возможность установки на платформу нескольких видов бортов:

  • деревянные или металлические для перевозки сыпучих грузов;
  • легкие, сетчатые для заготовки зеленой массы для животных;
  • раскладные, с возможностью увеличения полезной площади для перевозки сена.

А вот для того чтобы было комфортно перемещаться по дорогам стоит сделать крылья на мотоблок. По возможности сразу установить на них брызговики. Ведь не на всех дорогах есть асфальт и твердое покрытие.

Мотоблок с прицепом назвать транспортным средством согласно законодательству, сегодня нельзя, но это не означает что прицеп не должен оборудоваться средствами световой сигнализации.

Обязательно установить на прицеп как минимум 4 светоотражающих элемента - 2 красного цвета сзади и 2 белого впереди. Это поможет водителю автомобиля определить повозку в темноте.

Орудия обработки почвы - плуг и соха для мотоблока своими руками

Перед тем как сделать навеску на мотоблок для обработки почвы следует решить, что важнее и расставить приоритеты в вопросе техники обработки участка. Для больших участков, применяемых для посадки картофеля, корнеплодов, зерновых культур оптимальным вариантом была бы соха для мотоблока своими руками. Сделать ее проще и легче. А вот для грядок под овощные культуры, для обработки полос между рядами сада или финальной обработки под посадку лучше сделать фрезу. Это намного облегчит дальнейшие работы.

При готовой сцепке на мотоблок самым сложным в изготовлении плуга выступает его форма. Корпус имеет сложную для формовки форму и поэтому лучше сделать плуг из нескольких составляющих. Сошник для мотоблока своими руками лучше сделать из стали. Большое усилие, которое будет испытывать этот элемент не должно приводить к его деформации. Тем более, что именно сошник отвечает за глубину опускания плуга.

Лемех плуга должен быть из максимально твердого металла. Это та часть плуга, которая врезается в землю и разрезает ее пласт. Прочность и мощность этого элемента позволит работать с плугом как в условиях обрабатываемой пашни, так и делать предварительную обработку целины. Несмотря на сложность конструкции отвала сделать его довольно просто. Для изогнутого отвала лучше взять уже готовую заготовку круглой или овальной формы. Из нее по чертежу сделать отвал. Умельцы для этого обычно используют трубы большого размера от 350 мм в диаметре или газовые баллоны. Отвал при этом получается практически идеальной формы.

Одним из вопросов как сделать плуг для мотоблока будет изготовление полевой доски - стабилизирующего элемента для плуга, задающего направление его движения при работе на пашне.

Соха своими руками для мотоблока так же, как и плуг собирается из нескольких элементов. Правда, для использования сохи в обработке почвы лучше предусмотреть отвал из арматуры, так, чтобы во время обработки грунт как можно больше рыхлился при повороте пласта. В конструкции сохи лучше предусмотреть не фронтальный отвал, а двусторонний отвал с арматурными прутьями.

Фреза для мотоблока своими руками

Навесное оборудование для мотоблока в виде грунтофрезы может быть использовано в основном для легких и средних агрегатов. Для тяжелых моделей с отдельным механизмом отбора мощности и передачей крутящего момента на прицепные агрегаты для мотоблока оптимальными будут фрезы с цепной передачей.

Самыми простыми фрезами для рыхления почвы могут быть четыре сегментные сабельные фрезы. Конструктивно такая фреза представляет собой трубу, на которую жестко посажены сабельные фрезы. Для средних и легких агрегатов полуоси для мотоблока делают разборными. Так можно регулировать ширину и скорость обработки почвы. Если установлено два сегмента с каждой из сторон редуктора, то скорость обработки существенно выше. Правда, ширина в этом случае будет небольшой. Для полуосей из двух или даже четырех элементов ширина захвата может быть увеличена до 1,5 метра.

Навесные агрегаты для мотоблока своими руками изготавливаются из профильной трубы. Профиль легче устанавливать на редуктор колес. Да и сочленять их при наращивании намного проще и легче.

Достаточно просто вставить их друг в друга и закрепить шпильками. Полуоси для мотоблока своими руками изготавливаются из квадратной или шестиугольной трубы с толстыми стенками. Для 1 комплекта фрез понадобится:

  • трубы для корпуса полуоси с толщиной стенок 2,5-3 мм длиной 50-80 см;
  • для соединения сегментов трубы меньшего диаметра длиной 50-60 см;
  • 8 сабельных элементов для рабочего органа;
  • фиксаторы на полуосях - 4 штуки;

Сами фрезы рекомендуется изготовить из стальной полосы толщиной 5 мм и более. Самое лучшее решение для изготовления фрез — применение кованного металла. В таком случае и прочность выше и нет необходимости часто делать заточку инструмента. Рекомендуется использовать при разработке формы фрезы для мотоблока своими руками чертежи наиболее удачных моделей - сабельной, изогнутой или фрезы с треугольным заостренным элементом.

Дисковый культиватор для мотоблока

Одним из самых востребованных видов навесного оборудования для мотоблока в период ухода за растениями летом является культиватор. Полольщик для мотоблока своими руками можно сделать:

  • по примеру классического культиватора в виде прицепного рыхлителя;
  • в виде дисковых окучников, применяемых для обработки посевов корнеплодов.

Технология обработки предусматривает прохождение мотоблока между двумя рядами посевов или при использовании много корпусного культиватора трех и даже четырех рядов.

Рыхлитель окучник может иметь несколько видов инструмента, установленных в одном корпусе:

  • рыхлитель;
  • два двухотвальных плужка-плоскореза;
  • 2 дисковые бороны для формирования гряд;
  • два диска для защиты растений.

Диски защиты растений для мотоблока своими руками обычно изготавливаются из листовой стали. В зависимости от назначения устройства, к которому они будут применяться рассчитывается их диаметр. Для фрез, обычно диаметр меньше фрез на 5-7 см, а для культиватора они, должны быть диаметром 30-35 см. Просто во время фрезерования участка растения обычно имеют небольшую высоту. А вот культивация проводится, когда растения достигают значительного роста, и поломка их на этом этапе может закончиться гибелью овощной культуры.

Диски среднего размера могут быть и универсальными, диаметром 20-25 см. При этом нужно предусмотреть и универсальный тип крепления к каждому из видов навесного оборудования.

Вспомогательное оборудование для мотоблока

В числе необходимых усовершенствований мотоблока в виде навесного оборудования рекомендуется сделать, кроме всего вышеперечисленного, следующие элементы:

  • колеса с грунтозацепами для работы на рыхлой почве;
  • подъемник;
  • навесной ковш-отвал для уборки снега.

Для конструкций колес, используемых в качестве движителей мотоблока на пашне используют колеса с резиновыми покрышками. Как самому сделать колеса для мотоблока с грунтозацепами подскажет опыт и умение работать с готовыми конструкциями, например, со стальными дисками от автоколес.

Для этого нужно:

  • 2 стальных диска от легкового автомобиля;
  • уголки 25х25 см;
  • электросварка;
  • болгарка;
  • рулетка и карандаш.

Уголок разрезается на отрезки по 35-40 см. Обода диска размечаются на равные сегменты. Лучше всего, если их будет 8 или 10. Делаются отметки и в местах отметок привариваются уголки.

Подъемник своими руками для мотоблока лучше сделать из отрезка трубы диаметром 100 мм. Сам подъемник делается в виде ролика на кронштейне. Он в случае необходимости изменяет свое положение и дает возможность поднять мотоблок на опору. В обычном положении вал-подъемник находится впереди агрегата и используется как опорный каток при преодолении канав и рытвин.

Ковш можно сделать:

  • из листового металла толщиной 1,5-2 мм;
  • жесткого пластика с ножом в нижней части из металлической полосы;
  • из фанеры толщиной 8-10 мм или плиты OSB 10-12 мм.

Ковш жестко закрепляется на раме мотоблока. Для облегчения работы можно сделать поворотное устройство для изменения угла наклона режущей плоскости к поверхности дороги.

Чтобы ковш работал долгое время, впереди на кронштейне выносится опорная лыжа. Это позволит сделать очистку более безопасной. Режущая поверхность будет находиться на определённой высоте над землей и не касаться грунта.

Усовершенствовать домашнюю мототехнику под свои требования можно без больших затрат. Ведь навесное оборудование на мотоблок можно собрать самостоятельно, все сделав своими руками.

Работа мотоблока с навесным оборудованием — видео

gastroguru © 2017