Садовый фонарь. Традиционное японское садоводство. Садовый фонарь Японский каменный фонарь своими руками

В Японии существует много самых красивых и разнообразных садов, поражающих своими комбинациями и пропорциями выбранных компонентов. Японский сад можно обозначить маленьким ландшафтным участком Японии, и каждый элемент этой небольшой модели удивляет своим особенным видом.

Одно из главных мест в любом саду занимают разные садовые сооружения. Как правило, делают из таких материалов, как металл, бамбук, глина, дерево и камни.

Японские сады украшают такие предметы как: мостики, изгороди, скамейки и каменные садовые фонари (или ). Однако это, безусловно, далеко не полный список декоративных элементов сада.

Японский садовый фонарь размещают в разных местах сада, в частности у водоемов, вдоль тропинок, которые пересекают территорию сада, рядом с мостами и мостиками; около традиционных построек - Цукубаи, представляющих собой каменные церемониальные чаши, наполненные водой.


Число и высота размещенных в саду японских садовых фонарей из камня зависит от размеров участка и от личного вкуса хозяина.

По такой причине их можно поделить на несколько типов:
≈ Первое место занимает фонарь, названный «Тачи-Гата», что переводится с японского как «пьедестальные». В самом слове и заключается предназначение - их применяют для освещения места, где владелец дома ведет разговоры с самыми почетными людьми.

От других видов каменных садовых фонарей «Тачи-Гата» выделяет его высота (от 1,5 -3 м), потому их устанавливают лишь в садах, с обширной территорией.


≈ Второй тип японский садовых фонарей - «Икекоми-гата». В Японии для этого вида фонарей часто отводится место рядом с Цукубаи. Однако этот тип фонарей некоторые японцы ставят и в других местах.

В Японии бытует легенда, согласно которой фонарь нужно расположить так, чтобы падающий на него луч света был непременно направлен в землю. Потому, как правило, для установки «Икекоми-гата» подбирают открытые для солнца садовые участки.


≈ Еще один фонарь – Катцуга. Он похож на модель Тачи-гата, но имеет более вычурные резные украшения. Его изготавливают не менее чем из четырех отдельно вырезанных элементов.


≈ Другая разновидность каменных фонарей называется «Якими-гата» или «Юкими-гата», значит - «кажущиеся покрытыми снегом». Достоинством таких фонариков являются крыши с квадратной или круглой формой. Основой служат подставки, которые делают из камня или бетона.

Еще одним достоинством, заслуживающего внимания в этом типе фонаря является матовое стекло, которое придает плавное свечение попадающему на него солнечному свету.

Именно благодаря матовому стеклу этот вид японских светильников и получил такое название - кажется, что камни покрыты снегом. Эти фонари обычно размещают у края водоемов.


≈ Пятый вид японских фонарей отличается от остальных своими миниатюрными размерами - и именно потому его назвали «Оки-гата», что значит «маленькие фонари».

Он отлично дополнит пейзаж японского сада, на участках расположенных недалеко от дорожки или на берегу пруда. А вот в небольшом садике такой сможет собой украсить внутренний двор дома.


Как вы уже догадались, отличительным свойством всех перечисленных видов каменных фонарей является их дизайн и высота, которая варьируется от 0,5 — 3 м. Но, если дополнить пейзаж посаженным за каменным светильником красивым деревом, вы этим лишь подчеркнете его размеры.

Например, для этого можно взять клен, который отлично вписывается в ландшафт, в особенности осенью, когда листья окрашиваются в несколько оттенков красного и желтого. И на фоне таких листьев, трава выглядит еще зеленее, а камни, как серые стражники сада.

Особенно прекрасны эти каменные фонари по ночам, когда они освещают окружающий вид светом свечей, расположенных внутри них. И сразу же все вокруг преображается и приобретает загадочный вид. Именно при свете таких фонарей японцы идут по дорожке в домик для чайных церемоний - Тясицу.

Японский фонарь для сада – это необычное дизайнерское решение, которое позволяет хозяину продемонстрировать свой вкус и умение подбирать нестандартные решения в вопросах декорирования сада.

Разновидности фонариков

В последние годы популярность японских каменных фонарей значительно возросла, но не многие знают о том, что в древности такие фонари использовались в храмах и монастырях для защиты огня от разных внешних факторов. С практической целью их стали применять только в XVI веке.

Подобные фонарики бывают нескольких типов

При выборе японских фонарей, нужно отталкиваться от того, что они производятся по старинным технологиям, благодаря чему в дневное время они служат красивым и изящным украшением сада, а с наступлением темноты выполняют свою основную функцию по освещению территории. К числу основных видов японских фонарей относятся:

  1. «Тачи-гата». В переводе с японского языка их название переводится как «пьедестальные». Уже из названия можно сделать вывод об их предназначении. Обычно они устанавливаются в тех местах, где хозяева встречают своих гостей. От других видов фонарей они отличаются внушительной высотой, которая колеблется от 1,5 до 3 м. Они идеально вписываются в садовый ландшафт на большой территории.
  2. «Оки-гата». Их отличительной чертой являются небольшие (миниатюрные) размеры. Они прекрасно смотрятся в скромных по размерам садах. Чаще всего их устанавливают возле клумб и тропинок.
  3. «Икекоми-гата». Для установки этих фонарей выбирают открытые участки сада. Это связано с легендой, которая гласит о том, что лучи света, которые падают на фонарь, обязательно должны быть направлены на землю. Особой популярностью такие декоративные элементы пользуются у тех, кто интересуется восточной философией и культурой.
  4. «Юкими-гата». Фишкой этого вида является наличие круглой или квадратной крыши, благодаря которой огонь защищается от снега и дождя. Нередко такие фонари делают с закрытым матовым стеклом, чтобы придать большего эффекта свечению.
  5. «Ямадоро-торо». Это одно из самых необычных декоративных решений. Такие фонари выполнены из грубо обработанных камней и их устанавливают в отдаленных (тенистых) уголках сада. Их особенностью являет то, что со временем они обрастают зеленью.
  6. «Касуга-торо». Это один из самых больших и нарядных видов. Такие фонари обычно украшают красивой резьбой и устанавливают возле входа в сад. Оригинальнее всего они смотрятся парами.

Видео «Японский каменный фонарь своими руками»

Из этого видео вы узнаете, как украсить сад, сделав красивый японский каменный фонарь:

Инструкция по изготовлению

Японские фонари можно приобрести в готовом виде или сделать самостоятельно. Чтобы выполнить фонари своими руками, лучше всего подойдет такой материал, как пенобетон. Такие блоки намного лучше поддаются обработке, чем кирпич и другие материалы.

Фонарики делаются (вырезаются) не монолитными, а состоящими из нескольких частей: купола, крыши, основания, шпиля. Готовые части склеиваются между собой при помощи фасадной шпаклевки, которая практически не отличается по цвету от пенобетона, а потому в готовом изделии практически незаметны стыки (бетон использовать нежелательно).

Основными инструментами для работы являются ножовка, напильники и наждачная бумага. Если опыта в проведении подобного рода работ нет, то на начальном этапе желательно выполнить чертежи.

У опытных специалистов на изготовление одного фонарика уходит от 10 до 14 дней.

Когда изделие готово, его покрывают акриловой краской. Выбор цвета подбирается таким образом, чтобы фонарик идеально вписывался в дизайн сада.

Японские фонари – это не только изделия, выполняющие роль осветительных приборов, они также служат украшением любого сада, придомовой территории и дачного участка. Главной их задачей является создание дополнительного уюта, спокойной и душевной обстановки.

Японский сад становится все более популярным, во многом, благодаря тому, что его нетрудно сделать своими руками. Он, как правило, занимает немного места (вполне возможно ограничиться территорией 2 на 2 м), но он наполнен элементами и образами живой природы, все это можно достигнуть при помощи различных материалов. Японский сад своими руками возвести не так трудно, как может показаться на первый взгляд, надо только придерживаться инструкции.

Важнейшими элементами японского стиля являются камни, вода и бамбук – природные материалы.

Первым делом нужно сделать проект такого сада, надо найти наиболее благоприятное месторасположение, форму участка и его функции и общий стиль.

Японский сад делится на две части, одна часть становится главной и находится несколько поодаль от центральной части обзора, таким образом, достигается визуальное расширение пространства.

Для японского стиля характерно наличие на участке арочного мостика, светильника и ограды.

Определяется центральный объект (это может быть водопад или большой красивый камень), этот объект должен быть обязательно развернут к основной точке обзора фасадной частью. Если центральным объектом выбран камень, то по диагонали, там, где находится большой камень, нужно разместить два камня поменьше, таким образом, создается баланс.

Что касается основной части сада, то ее нужно заполнить растениями, а другая часть будет пустой, создается определенный контраст, что является одной из визитных карточек японского сада. Создание такого великолепия потребует наличия некоторых инструментов;

  • лопата;
  • тачка;
  • строительный уровень;
  • рулетка.

Как разместить камни в японском саду?

Когда делается японский сад камней своими руками, то нужно особое внимание обратить на то, как размещены камни. Их расположение должно быть обязательно по диагонали, параллельно или почти параллельно основной линии сада. Для этого рекомендуется применять необработанные камни, которые могут быть покрыты ржавчиной и мхом, это делает общий вид более естественным. Хорошо подойдут те, которые подверглись ветровой или водной коррозии, они зачастую становятся зеленоватого, красноватого, голубоватого, беловатого или коричневатого цвета.

Относительно количества камней – оно может быть разным, но всегда должно быть нечетным, можно взять 3, 5, 7 штук и все их нужно сгруппировать по схеме «3-2-2» или же «2-3-2». В большинстве случаев композиция состоит из трех камней (берется для этого один большой камень и два поменьше). Если на вершине композиции используется пять и более штук, то они должны быть сделаны в форме треугольника, у них должна быть единственная общая точка (потом ее можно будет опустить).

Камни устанавливаются на поверхности, еще их можно частично закопать в землю под наклоном к поверхности земли. Между ними остается свободное пространство, его можно заполнить разными травянистыми растениями или кустарниками, все это выглядит очень красиво.

Тротуары и тропинки из камней являются неотъемлемой частью японского сада, для того чтобы их сделать, нужно выбирать камни, которые имеют одну гладкую сторону, именно эта сторона остается на поверхности, а та часть, которая неровная, закапывается в землю. Длинная ось каждого из этих камней расположена перпендикулярно по отношению к тропинке.

Вернуться к оглавлению

Каменные фонари и башни

При оформлении очень часто используется песок и мелкий гравий (размер до 2 мм). Цвета могут быть самыми разными – серый, белый, черный, темно-коричневый. Для того чтобы предотвратить засорение лужаек, мелкий гравий и песок размещается на небольших участках сада, однако следует учитывать, что такие участки должны быть обязательно надежно защищены от ветра. Для этого можно использовать кирпичные бордюры или камни.

Еще одной неотъемлемой частью такого творения является фонари из камня, они традиционно выступают, как украшение и гордость японского сада. В большинстве случаев они размещаются на краю ручейка или иного водоема, там, где имеется поворот тропинки или мостика. В той группе, где имеются крупные камни, такие каменные фонари зачастую являются главными элементами, за ними можно разместить дерево, это будет выглядеть очень привлекательно. Фонари могут быть изготовлены не только из камня, но и из дерева или пемзы.

Каменные башни пагоды тоже являются традиционным украшением любого японского сада, такие сооружения чаще всего состоят из нескольких ярусов (число ярусов обязательно должно быть нечетным) с четырехугольными пластинками (но могут быть пластинки шести- и восьмиугольной формы). Если планируется возводить небольшой сад, то вполне можно ограничиться пятиярусной башней. Такие башни размещаются неподалеку от мостов, водоемов, водных потоков, перед большими деревьями или неподалеку от декоративных камней.

Вернуться к оглавлению

Тсукубаи и “сухой ручей”

Обустраивая японский сад своими руками, не стоит забывать про тсукубаи (это каменная чаша, наполненная водой, сделанная в виде бочки, высота этой чаши не должна превышать 30 см, однако в ряде случаев высота может доходить до 60 см). В Японии в такой чаше принято омывать руками, прежде чем приступать к чайной церемонии, которая является одним из элементов японской культуры. В большинстве случаев тсукубаи размещают на небольшой площадке, которая расположена в центре сада, подле живой изгороди или стены из камня. Будет смотреться очень эффектно, если возле такой чаши установить каменный фонарь.

При планировании японского сада, следует определиться со стилевым направлением, от этого тоже зависит выбор цветов и кустарников.

Очень красиво смотрится « », который представляет собой горный поток из мелких камней, но он может выглядеть, как спокойная гладь воды. В этом плане все зависит от того, как уложить камни, имеют значение и их размеры.

Невозможно представить японский садик без пруда, при этом особое внимание следует обратить на оформление его берегов. На гладкой поверхности воды можно создавать самые настоящие шедевры, это достигается благодаря отражательной способности воды. Что касается уровня воды в пруду, то нужно, чтобы он был равен берегу, а форму пруда нужно обязательно делать неправильной. Можно маленьким островками, покрытых деревьями и разного рода растительностью, в такую композицию можно включить каменную башню.

Японский сад можно украсить мостами, которые выглядят очень живописно и стильно, они проходят под сухими или водными потоками. Если делается сад с естественным ландшафтом, то для мостов предпочтительнее использовать грубые деревянные планки, но можно применить и плоские плиты из камня. Если в саду есть композиции из камня, то мост, который сделан из неотесанной каменной плиты, смотрится очень эффектно.


Восточные мотивы в ландшафтном дизайне очень популярны у российских садоводов. Не прошёл мимо них и наш автор Сергей Головков. Перебрав несколько вариантов, он решил изготовить каменный фонарь из дерева. Что у него получилось, читайте в статье.

Идея создать традиционный японский фонарь для участка мне давно казалась очень интересной, но я долго не мог решить, как и из чего его сделать. Резать по камню я не умею, и этот вариант отпадал. Провёл несколько опытов по работе с бетоном. Этот вариант был более реален, но имел свои недостатки. Во-первых, была проблема изготовления мелких деталей. Во-вторых, изделие получилось бы слишком тяжёлым. В-третьих, я был бы постоянно привязан к работе, так как бетон нельзя отложить в любой момент и вернуться к нему позже. Оставался вариант фонаря из дерева.

Подготовка и выбор материала

Работу начал с эскиза. Обычно я редко это делаю и держу «картинку» в голове, но здесь он был необходим. В качестве материала я использовал сосну и лиственницу, которые остались от ремонта крыши. Причём дерево было далеко не лучшего качества и долго не находило применения. Но я изначально знал, что фонарь буду красить, поэтому практически не обращал внимания на сучки и другие дефекты досок. Благодаря такому выбору себестоимость фонаря - очень небольшая, но работы было немало.

Сборка основания

1 . Изготовил из картона шаблон ножки в натуральную величину и обрисовал его на двух внутренних плоскостях заготовки.

3 . Аналогично изготовил остальные ножки и перемычки между ними. Моя ленточная пила позволила вырезать перемычку из единого куска. Если не хватает высоты реза, её можно изготовить и из двух частей.

4 . Детали склеил влагостойким клеем, усиливая стыки шкантами. В завершение зашлифовал неровности. Если все операции выполнить точно и аккуратно, то получится основательный и устойчивый «табурет» без сиденья.

Изготовление крыши

Изготовление этого элемента было самым сложным, поскольку у крыши нет ни одной плоской поверхности. Нижнюю и верхнюю стороны крыши предстояло скруглить таким образом, чтобы углы были в самой высокой точке, а центры сторон - в самой нижней.

Начал с обработки нижней стороны крыши. Чтобы профили всех её частей были одинаковыми, изготовил шаблон. Радиус скруглення у меня получился около 4 м. Шаблон вырезал из 12-мм фанеры, понадобились и выгнутая, и вогнутая его части. Крышу клеил в виде «рамок» разных размеров, положенных друг на друга.

5 . Сначала из доски толщиной 60 мм склеил самую большую «рамку». Она будет нижней частью крыши.

6 . Для скруглення поверхности по шаблону нужен мощный фрезер. Под него я сделал приспособление в виде коробки. В центре короткой стороны коробки сделал сквозное отверстие.

7 . На заготовке крыши установил технологическую перемычку, в центре которой нашёл и просверлил центр, в который вставил гвоздь в качестве оси.

8 . С дальней стороны от центра на коробку закрепил два ролика-колеса. На ось под коробку подложил подкладку из фанеры, чтобы коробка при движении не тёрлась о перемычку и углы заготовки.

9 . Внутри коробки прикрутил полозья, изготовленные из распиленной пополам выгнутой части шаблона. После этого установил заготовку с приспособлением на плоскую гладкую поверхность...

10 ...установил на ось коробку и скруглил нижнюю сторону крыши. Проведённая подготовительная работа позволила сделать это быстро и легко.

11 . Затем перешёл к верхней стороне крыши. Здесь поверхность вогнута по дуге от угла к углу и одновременно - от края к центру. Для начала я наклеил три «рамки» на верхнюю часть крыши. Размеры рамок и их толщину вычислял по эскизу фонаря.

12 . Пока клей сох, занялся изготовлением приспособления для фрезерования поверхностей. Сначала обеспечил нужное движение фрезы от угла к углу. Для этого поставил фрезер «на рельсы» - изготовил рамку, в которой продольные стороны сделал из вогнутой части шаблона. А на фрезер установил три пары подшипников в качестве колесиков.

13 . На торцах рельсовой рамки установил ещё по паре подшипников. На них сама рамка будет двигаться по направляющим от края к центру крыши. Форму этих направляющих задала планируемая кривизна крыши. Вырезал их из обрезков ЛДСП. После всех проверок и настроек запустил фрезер и, перемещая его в разных направлениях, скруглил по очереди все четыре стороны.

Стенки фонаря

14 . Стены фонаря на одном уровне - абсолютно одинаковые. Чтобы спрятать торцы дерева на углах, кромки вертикальных элементов срезал под углом 45 градусов. Решётка у меня была готовая, буковая - осталась от мебельного фасада.

15 . Собрал и склеил стенки между собой - и вот уже первая примерка. Некоторые стыки требуют подгонки, но это будет на финальном этапе перед покраской. Главное, что форма удалась. Осталось изготовить ещё два этажа, но меньшего размера. Крыши и стенки меньшего размера делал по уже опробованным технологиям.

16 . На самом верху фонаря я установил шпиль. Он состоит из маленькой «крыши» и самого шпиля. К тому времени обрезки бруса 100 * 100 мм у меня закончились, и я выточил шпиль из трёх склеенных досок.

Свет

Все детали фонаря собрал в единое целое предварительно без подгонки и шлифовки. Результат меня порадовал, но фонарь должен светить. Открытый огонь, как в настоящем фонаре, ему противопоказан, оставалось провести электрический свет. Предполагалось, что фонарь будет подключён к датчику
освещения и автоматически включаться, когда стемнеет. Для экономии электроэнергии использовал светодиодные лампочки по 3 Вт. Они имеют цоколь G9. Он довольно герметичен, и. хотя фонарь имеет собственную большую крышу, при использовании на улице это важно. Керамические цоколи установил на деревянных прямоугольных перемычках и закрепил в крышах, используя их пустоты. Все соединения спаял и изолировал термоусадочной трубкой.

Перед окончательной сборкой электрики весь фонарь зашлифовал, подогнал соединения и изнутри покрыл прозрачным акриловым лаком в два слоя.

16 . Все детали фонаря соединил на водостойком клею с 8-мм шкантами. Единственное соединение без клея - верхняя «крышка» фонаря со шпилем. Она съёмная, так как иначе лампочку третьего этажа не заменить. До остальных можно дотянуться через нижнее окошко в основании.

Покраска

Главной задачей при покраске было создание текстуры природного камня. Я хотел получить подобие гранита, а решётки решил оставить деревянными.

Использовал акриловую краску. Сначала нанёс основной слой серого цвета. Позже я понял, что проще и лучше наносить белую или очень светлую серую, но это уже совет «знатока». В моём случае для получения равномерного тона пришлось красить в два слоя.

18 . Для имитации текстуры камня использовал четыре цвета - белый, чёрный, серый и охристый. Смешивая серую краску с белой и чёрной, я получил два оттенка серого, отличного от фонового. Итого получилось 5 цветов для окрашивания. В качестве инструмента использовал натуральную губку.

Покрашенный фонарь оставил сохнуть на сутки, после чего поверхность легко отшлифовал вручную наждачной бумагой с зерном 120-150, обеспылил влажной тряпкой и покрыл вместе с решётками двумя слоями прозрачного акрилового лака.

19 . С наступлением темноты в фонаре автоматически зажигается огонь.

Сергей Головное, Новочеркасск

Беседу про японское садоводство, пожалуй, уместно было бы продолжить рассказом про фонари и светильники в саду.
Собственно я планировал приурочить этот пост к установки фонаря в нашем саду, что бы проиллюстрировать пошаговыми снимками,
но из-за плохой погоды садовые работы у нас пока откладываются. Поэтому небольшой пост про наш фонарь я сделаю немного позже.
А пока расскажу обобщенно.

Традиционные фонари, общее название которых торо , пожалуй наиболее узнаваемый элемент японского сада.
Часто дизайнеры, создавая сад в азиатском стиле, прежде всего устанавливают такой фонарь, сразу придав композиции японский колорит.
Торо бываю бронзовыми, деревянными и каменными. Каменные известны более всего. Им отдают предпочтение, так как из всех материалов
камень лучше всего сочетается с другими элементами сада.

Эти фонари пришли в Японию из Китая вместе с Буддизмом. Первоначально светильники такого вида освещали пространство возле храмов.
В своей форме они повторяют очертания храмовой архитектуры. Став в монастырских садах одним из элементов дизайна, затем перекочевали
от туда в светскую культуру.

Деревянный фонарь

А это уже пластиковая имитация для бюджетного варианта

Бронзовый стоячий фонарь

Подвесные бронзовые фонари.

Каменные фонари.

Как я уже сказал выше, каменные фонари наиболее популярны. Они имеют много вариаций и о них следует рассказать подробней.
Все каменные фонари называются гата. Существует четыре основных типа этих фонарей.
Это тачи-гата , юкими-гата , икекоми-гата и оки-гата . В каждой группе так же есть свои вариации.
Тачи-гата - это светильники на высокой ножке-колонне.Такой фонарь устанавливается возле калитки, ведушей в чайный сад,
у порога дома. На развилке садовой дорожки или других узловых точках, обычно устанавливают тачи-гата на высоком ступенчатом пьедестале.

Фонарь катцуга похож на Тачи-гата, но обладает вычурностью резных украшений.
Он изготавливается из не менее чем четырех отдельно вырезанных деталей.

Юкими-гата - приземистые фонари с очень широкой плоской крышкой. Задача японского садовода - создать сад красивый в любое время года, в любую погоду,
в том числе зимой. Форма юкими-гата предназначено для собирания на себе шапок снега, эффектно подсвеченных спрятанным под ними огоньком.

Юкими-гата на двух опорах

Икекоми-гата - это невысокие фонари, предназначенные для освещения стоящих на земле каменных чаш цукубай
или же их могут установить для точечного освещения небольшого декоративного элемента, например статуи.

Фонарь на первом фото покрыт мхом. В японском саду очень ценится, когда вещи имеют на себе следы времени.
Предпочтение отдается не новым аксессуарам, а покрытые мхом и патиной. Часто фонари или другие малые формы искусственно состаривают.
Это созвучно с рассказом о мастере чайной церемонии Сэн Рикю, который никак не мог понять, что ему не нравится в каменном фонаре в его саду.
Наконец он понял, что форма фонаря слишком искусственна и не вписывается в природу.
Тогда он ударом молотка отбил край фонаря и, разрушив его идеальность, сделал его уместным в саду.

Самые маленькие из каменных фонарей - оки-гата . Они предназначены для установки на берегу водоема, что бы их свет отражался в воде.

В японском саду можно встретить фонари собранные из простых необработанных камней, подобранных по форме и размеру.
своей простотой и природностью, они отражают простоту идей Дзен.

Несколько слов о фонаре в виде пагоды . Они всегда в сечении квадратной формы и число ярусов обязательно будет нечетным.
Такую пагоду в саду можно увидеть на естественных возвышениях, на холме.

В следующий раз я расскажу роли камня в традициях японского садоводства.

gastroguru © 2017