Рефлексия как способ общения заключается в способности. Другие виды рефлексии. Как развить рефлексию у взрослых

Сегодня мы поговорим о таком важном явлении, который в психологии называют рефлексией. По убеждению многих специалистов, именно рефлексия делает человека человеком, отличая его от животных. Ведь именно она дает человеку возможность не только знать что-то или чувствовать, но и знать о своих переживаниях.

Так что знать об этом важном явлении должен каждый. Именно поэтому в данной статье мы рассмотрим этот вопрос более подробно.

Значение и появление термина

Сам термин рефлексия возник в философии и изначально являлся типом философского мышления, который был направлен на то, чтобы осмыслить и обосновать собственные предпосылки, требующие обращения собственного сознания на себя. Однако, на сегодняшний день, понятие рефлексия является намного расширенным и, переходя в психологию, стала расширенным понятием.

На сегодняшний день можно найти множество определений для термина, однако, самый понятный и для всех доступный – это следующее определение термина.

Рефлексию можно назвать умением индивида осознанным образом направлять свое внимание внутри себя, для того, чтобы просматривать собственное психическое пространство и сосредоточить свое внимание на том, что происходит внутри себя самого.

То есть, сказать иными словами, рефлексия дает возможность человеку следить за тем, что происходит у себя внутри на том или ином уровне сознания. Однако это не простая »слежка», так как рефлексия дает возможность в дальнейшем переосмысливать свои переживания и понять их.

Особой популярностью пользуется и определение рефлексии от психоаналитика А.В.Рассохина, который описывал личностную рефлексию как активный субъектный процесс порождения смыслов, основанный на уникальной способности личности к осознанию бессознательного.

Саморефлексией называют реакцию человека на самого себя, при этом термин рефлексия означает отражение не только себя, но и ситуации, в которой находишься, других людей.

Проявление в детстве

На самом деле, у детей отсутствует рефлексия. Детство отличается тем, что является этапом аффективным, это промежуток жизни где человеку (ребенку) свойственна быстрая и непосредственная реакция на все. А в тех случаях, когда по каким-то причинам это недоступно для детей, то включается бессознательное приспособление, в которых имеют свое особое значение психические защитные механизмы.

О самонаблюдении в детском возрасте не может быть и речи. Рефлексия »созревает» у человека благодаря контакту с другими, а потом развитие рефлексии продолжается у человека всю сознательную жизнь.

Человек и рефлексия

Со временем у психически здорового и зрелого человека развивается рефлексия до такой стадии, что он уже может сам организовать самопознание исходя из контактирования с окружающими.

Именно развитая рефлексия дает возможность человеку не отреагировать на внешние факторы аффективно, а наблюдать и отследить проявления тех или иных чувств, состояния и разобраться с ними, задавая себе вопрос и о том, как появились те или иные чувства, почему появилась такая ситуация и т.п.

То есть развитая рефлексия дает индивиду возможность обнаружить причинно-следственные, временные и другие связи и разобраться в самом себе.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для человека, который имеет развитую рефлексию, все в жизни может стать способствующим источником для более глубокого познания самого себя.

Рефлексия дает человеку возможность более четко понять себя, делает картину о себе более глубокой. Помимо того, познавая себя все лучше и лучше, у него появляются новые шансы и грани, о которых он раньше и не догадывался.

Но на самом деле это не так уж и легко дается человеку, особенно если у него есть переживания, которые связаны с болью и с негативными эмоциями. В этом случае для человека бывает очень болезненно и тревожно, а в некоторых случаях и стыдно, раскрывать самого себя при помощи рефлексии бывает просто невыносимо. Поэтому часто бывает так, что люди предпочитают избегать этого.

Отсутствие рефлексии

К сожалению, бывают случаи, когда у человека отсутствует рефлексия. Это происходит из-за нарушения восприятия, мышления у человека. В этом случае человек может впасть в две крайности.

В первом случае это приводит к тому, что у индивида преобладает рациональное видение и преобладают импульсы и аффект. Все это приводит человека к такому гнетущему состоянию, когда вокруг мерещится только опасность и он начинает защищаться от всех и от всего.

В этом случае, все попытки со стороны родных, друзей, близких и даже психолога помочь этому человеку еще больше усугубляет состояние. Более того, все это подтверждает его чувство небезопасности и того, что все вокруг враждебно к нему настроены.

Во втором случае у человека могут возникнуть чувство пустоты. А это происходит из-за того, что у индивида нет связи между какими-то событиями и внутренними мотивами. В этом случае у человека на все есть один готовый ответ – »не знаю».

Именно поэтому очень важно пройти терапию, для того, чтобы развить рефлексию. Так как именно на ее основе у человека выстраиваются база свойств и возможностей, которые просто необходимы индивиду в жизни.

Жизненный пример

Для того, чтобы было понятнее, давайте рассмотрим на примере, как наличие или отсутствие рефлексии влияет на поведение людей.

Всем знакома такая неприятная, но увы часто встречающая вещь как очередь. Не важно, что это за очередь, главное то, что разные люди всегда себя ведут по-разному в них.


Тут можно встретить разные варианты: к примеру, какой-то человек, увидев очередь, даже и не попробует встать в очередь и просто уйдет, решив, что легче отказаться от своей цели. А среди тех, кто все же решил стоять в очереди можно встретить раздосадованных людей, которые даже и не стараются скрыть это, они бывают очень эмоциональны, всю свою раздражительность и досаду они выплескивают на окружающих, как с помощью языка тела, так и словесно. Как может догадаться каждый, именно они становятся виновниками шумных скандалов в очередях.

Или же находят себе единомышленников, которым тоже неприятно стоять в очереди, но из-за меньшей агрессивности терпят все тихо.

Бывают и такие, которые без конца жалуются на всё и жаждут найти себе слушателя, который выслушает его и согласится во всем. И вот в таких мини-группах, могут создаться целые бурные дебаты, которые могут выходить далеко за пределы данной ситуации.

Бывают в очередях и такие личности, которые сами на себя принимают роль миротворца и начинают устанавливать порядок и следить за тем, чтобы в очереди не было нарушений.

По большей части люди будут смотреть в свои гаджеты, слушать музыку, читать или болтать по телефону… отрываясь оттуда время от времени, чтобы следить за очередью и только.

Могут встречаться и те, которые будут ходить из стороны в сторону, чтобы таким образом снять напряжение. А некоторые будут изучать интерьер и других людей, пристально следя за тем, что происходит вокруг.

Есть в очередях и такие, которые тихо стоят в сторонке, смотря на них можно подумать, что у них рефлексия, так как такое впечатление, что человек размышляет о чем-то, но это не рефлексия. В большинстве случаев мышление таких людей является перманентным перемалыванием навязчивых идей.

Могут быть и такие, которые начинают чувствовать телесный дискомфорт, и чем больше длится очередь, тем все это причиняет им телесное страдание. В этом случае можно наблюдать соматические реакции: может появиться кашель, тошнота, на коже могут появляться пятна, боль в желудке, если у человека есть проблемы с давлением, то может наблюдаться и повышенность давления, обморок и тому подобное.

Все это не имеет ничего общего с рефлексией. Это скорее способы реагирования, которые стали привычкой и, благодаря чему, человек на бессознательном уровне организует совладение с собственной агрессивностью.

Иными словами, в разных жизненных ситуациях человек поступает по-разному: кто-то ведет себя агрессивно и бурлит как кипящая кастрюля. Второй, избегая неприятностей, »прячется», отвлекаясь всем, чем может: заедает, слушает других, задумывается или просто болтает. У третьих же все переносится на телесные движения или состояния.

И как бы люди по-разному не отреагировали на те или иные ситуации, все равно основой этого является стремление ухода от тех переживаний, которые являются опасными для них. То есть человек делает все, чтобы избежать контакта со своим внутренним, чувственным содержанием.

В том случае, если человек способен на рефлексию, то у него будет другая реакция на собственную агрессию или же переживания. В первую очередь, рефлексирующий человек замечает, что с ним творится. Ведь он знает свои чувства и способен выдерживать их. И вот, всматриваясь вглубь самого себя, он заметит, что у него появилось раздражение, или внутренняя злоба. И когда он видит в себе проявление этих чувств, он не стремится, как большинство людей, убежать от собственных чувств и эмоций. Человек, у которого развита рефлексия, после того, как видит в себе проявление новых чувств, начинает обдумывать над тем, каким образом и вследствие чего появилась та или иная реакция.

После этого у него идет этап оценивания конкретных обстоятельств (может ли данная ситуация угрожать жизни или нет), и только после этого человек принимает решение (остаться или уйти).

Таким людям свойственно глубокое самоисследование, они задают вопрос самому себе: что именно в конкретном случае мне причиняет дискомфорт? Что я не могу выносить в этой ситуации?

Эти вопросы к самому себе дают возможность посмотреть внутрь себя, рефлексировать и понять свое внутреннее содержание, свои реакции.

Человек, у которого развита рефлексия, никогда не будет делать суждения, исходя из внешних обстоятельств. Он не скажет: »Вокруг одни уроды», »Что за государство», »Жизнь несправедлива», »Я никчемный слабак» и тому подобное.

На самом деле этого могут достичь лишь люди, у которых уровень рефлексии высок. Поэтому, если у вас сразу не получается, то не нужно переживать, так как ниже мы поговорим о том, как можно развивать рефлексию.

Как развивать в себе это качество?

На самом деле, поняв, каким важным является рефлексия, человек осознает, что необходимо развивать и поднимать в себе уровень рефлексии. К счастью, на сегодняшний день для этого есть много методик и возможностей.

К примеру, человек может научиться в тех или иных ситуациях вместо того, чтобы сразу раздражаться, проявлять агрессию, человек может задавать себе вопросы, которые будут некими »проводниками» во внутренний мир. Человек может задать себе такие вопросы:


  • Почему я не могу держать себя в руках?
  • Что именно выводит меня из себя прямо сейчас?
  • Почему мне так тяжело?
  • Какие внешние проявлений моей агрессии, злости, обиды …?
  • Какие обстоятельства раньше меня приводили в такое же состояние?
  • Зачем я должен держать себя в руках в этой ситуации?

Когда человек задает себе эти и другие подобные вопросы, перед ним раскрывается картина. Человек может с легкостью увидеть, что его реакция на данную ситуацию это не что иное, как не пережитый опыт прошлого. А когда человек это осознает, то у него может наблюдаться снижение гнева, злости, обиды.

Если вернуться к нашему примеру с очередью, то у человека могут быть ассоциации с ранним детством, когда он все ждал свою маму, а она не приходила. Как бы странно это не казалось, все же символическое мышление делает с человеком и не такое. И когда человек осознает это, то ему бывает намного легче справиться с ожиданием.

Развивать рефлексию у себя человек может и с помощью психотерапевта . На сеансах психотерапии, с помощью специалиста, каждый может раскрыть в себе дар познания самого себя изнутри. Естественно, в начале, это бывает очень трудно и у разных людей это проявляется в разный промежуток времени: у кого на это могут уйти годы, кто-то может достичь успеха уже через месяц-другой. Тут все зависит от того, с каким человеком работает психотерапевт. Ведь чем выше степень пережитой боли у человека, тем труднее он раскрывается.

Однако, после того, когда человеку удается достичь рефлексии, то перед ним раскрываются новые возможности, меняется качество жизни и сама жизнь.

Полноценное развитие личности требует постоянного получения новой информации, а также способность осознавать, "перерабатывать" полученные знания.

Рефлексия в психологии - это способность человека понимать степень своей уникальности, знать свое предназначение, правильно формулировать мысли и взаимодействовать с окружающим миром.

Говоря простыми словами, рефлексия - это умение заглянуть в свой внутренний мир, совершенные действия, полученные знания и будущие начинания.

Рефлексировать - значит фокусироваться на собственном сознании. Человек начинает размышлять о своем внутреннем мире, пытается сравнить себя с другими и пытается посмотреть на себя со стороны.

Рефлексия, она ведь не есть буквально мышление, ошибка отождествлять эти понятия. Рефлексия относится к мышлению примерно так же, как бодибилдинг - к занятиям штангой, то есть как свободный досуг - к спорту.
Максим Кантор. Учебник рисования

Определение

Слово "Рефлексия" обладает латинским происхождением. Говоря буквально, оно означает «оглянуться назад». В психологии рефлексия называется самоанализом или самонаблюдением. Их можно назвать синонимами.

Определение рефлексии - это совокупность размышлений человека о его жизни и действиях, а также последующей оценки себя. Человек способен оценить себя при помощи механизмов коммуникации. По этой причине существование такого понятия, как рефлексия, невозможно без общения.

Самонаблюдение может быть различным:

  • Обычная рефлексия - человек обдумывает свои поступки, подмечает совершенные ошибки, но не зацикливается на этом.
  • Глубокая рефлексия - человек занимается самокопанием, анализирует свои действия и ответную реакцию общества. Сюда входят и размышления о мироздании и нормах нравственности.
Любое действие человека способно стать рефлексивным. Например, чувства, поступки, слова, порывы, эмоции. Они становятся рефлексивными в случае, если человек обращается к своему сознанию и пытается осуществить самоанализ.

Благодаря рефлексии, человек думает и фантазирует, уходит в мир грез и начинает чувствовать себя частью реальности. Создавая в своей голове картинку идеального мира, он начинает чувствовать себя определенной личностью и действует в обществе, согласно своим установкам.

Виды рефлексии

Рефлексия - это сложное и многогранное понятие. Оно обладает множеством определений, в зависимости от ситуации.

Существует несколько основных видов рефлексии:

  • Личностного характера - человек познает свой внутренний мир, задумывается о внутреннем «Я».
  • Коммуникативного характера - человек анализирует свои взаимоотношения с окружающим миром, другими людьми, близкими и знакомыми.
  • Кооперативного характера - человек думает и анализирует возможность достичь определенной цели, действуя с кем-то сообща.
  • Интеллектуального характера - размышления об определенных знаниях и возможности применить их в реальной жизни.
  • Экзистенционального характера - человек погружается в глубокие и очень личные размышления.
  • Саногенного характера - попытки контролировать стрессовую ситуацию, избавиться от негативных эмоций, переживаний и страданий.
Также существует несколько других видов рефлексии, в зависимости от ситуации, в которой оказывается человек.

Формы рефлексии

Различаются несколько форм самоанализа, в зависимости от того, в какой ситуации начинаются размышления человека:
  • Ситуативной формы - человек реагирует на ситуацию, с которой столкнулся на данный момент.
  • Ретроспективной формы - анализ событий, которое произошли в прошлом.
  • Перспективной формы - человек строит планы на будущее, мечтает и ставит определенные цели.

То, чего не хватает нашему времени, - это не рефлексия, но страсть.
Потому что наше время чересчур живуче, чтобы умереть, ибо умирание - это один из самых удивительных прыжков.
Сёрен Кьеркегор. Страх и трепет

Социальная рефлексия

В социальной жизни рефлексия является своеобразным осознанием человека того, кем он является для других индивидов. Другими словами, социальная рефлексия в психологии - это не только осознание человеком себя, но и понимание того, как к нему относятся другие люди.

Сюда входят особенности личности человека, реакции на различные события, эмоциональные порывы, настроение и характер. Когда между членами общества возникает совместная деятельность, то социальная рефлексия переходит в предметно-рефлексивные отношения.

Рефлексия в психологии общения

Рефлексия занимает особое место в психологии, поскольку является формой самопознания. Она играет основную роль в коммуникации с обществом, позволяет осознавать свои действия, понимать других людей. Самоанализ позволяет человеку выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Рефлексия в психологии общения помогает увидеть все происходящее со стороны. Примером является непозволительное поведение конкретного человека или собственные ошибки. Проводя самоанализ, человек поймет, что взаимодействовать с определенным человеком ему не следует или же осознает, что вел себя неправильно. Таким образом рефлексия поможет вычеркнуть из своей жизни ненужных людей и урегулировать конфликты.

Рефлексия - это поиск ответов на все существующие вопросы, связанные с личностью человека. С ее помощью решаются все личные проблемы человека. Индивид даже не осознает, какую роль рефлексия играет в его жизни. Периодически обдумывая свое отношение к жизни и людям, он проводит самоанализ, видит собственные минусы и пытается исправить их, в зависимости от нравственных ценностей.

В чем польза рефлексии?

Рефлексивная деятельность открывает перед человеком новые возможности.

Обдумывая свои действия и поступки, он учится жить правильно:

  • Появляется возможность контролировать свое мышление. Человек старается мыслить в правильном направлении.
  • Рефлексия способствует появлению самокритики, что позволяет видеть собственные минусы, анализировать их и проводить работу над ошибками.
  • Самоанализ позволяет избавиться от негативных и гнетущих мыслей, отравляющих человеческое существование.
  • Начинается анализ пережитых жизненных ситуаций, с последующими выводами.
  • Осознавая прошлые ошибки, индивид воспитывает в себе стойкую личность и обретает собственную позицию.
В процессе рефлексии, наблюдается личностный рост. Человек меняется и учится на своих ошибках, не повторяя их в дальнейшем. Но если у человека отсутствует рефлексия, то он повторяет схожие ошибки и не понимает причину бедственного положения.

В чем заключается рефлексия?

Определенная категория людей склона к постоянному самоанализу. Но большая половина населения не задумывается над своими поступками.

Существует несколько способов развить в себе рефлексию и взглянуть на мир иначе.

  • Попытаться проанализировать прожитый день. Анализ необходимо делать до мельчайших деталей, вплоть до случайных встреч, отдельных диалогов, неприятных ситуаций и радостных событий.
  • Прочитать соответствующую литературу.
  • Уделить небольшое время размышлениям.
  • Написать несколько важных вопросов, которые необходимо решить. Попытаться придумать возможный выход.

Важно:
Основным способом развить рефлексию, является общение. Контактируя с окружающим миром, переживая положительные и отрицательные моменты, человек учится самоанализу. После долгого и насыщенного дня, следует немного подумать о пережитом и попытаться извлечь из этого какую-то пользу.

Другие виды рефлексии

Как было упомянуто выше, существует множество видов рефлексии.

Различают три основных вида, в зависимости от направленности мышления человека:

  • Элементарного типа. Подобная рефлексия характерна практически для каждого человека. Появление в жизни тяжелых ситуаций, вынуждает обратиться к самоанализу и попытаться понять, что привело к печальному исходу. Размышляя над совершенными действиями, человек может найти для себя ответы на все вопросы.
  • Научного вида. Рефлексия также используется в различных исследованиях и экспериментах. С ее помощью удается подтвердить или опровергнуть определенные теории, с научной точки зрения.
  • Философского вида. Философская рефлексия посвящается высоким вопросам. Речь идет о вопросах бытия и мироздания, истинном смысле жизни и предназначении человека. Если человек способен мыслить так глубоко и периодически задумывается о серьезных вопросах - это показывает высокий уровень его интеллекта.

Примеры рефлексии из жизни

Современный ритм жизни не позволяет задумываться над важными и серьезными вопросами. В действительности, в окружающем мире существует множество возможностей развить в себе рефлексию и взглянуть на жизнь по-другому.

Попытаться подумать

Социальные сети интернет предоставляют человеку такое количество информации, что не остается даже времени на то, чтобы обдумать ее. Люди больше не должны прикладывать усилия или проводить самоанализ, ведь достаточно ввести запрос в интернет, чтобы получить ответ. По этой причине в большей части населения не развита рефлексия.

Специалисты утверждают, что большое количество разнообразной информации вредит человеку. Большой поток не усваивается мозгом, в результате остаются только обрывчатые картинки и фразы, от которых не будет пользы. Мозг предназначен для размышлений на определенную тему.

Не выбиваясь из ритма жизни, можно развить в себе рефлексию. Примером из жизни может стать обычное действие. Достаточно выбрать один случай, например, прочитанную книгу, увиденный фильм или поход в музей, а потом ответить себе на следующие вопросы :

  • Была ли польза от этого?
  • Получил ли я новую информацию?
  • Как я могу использовать полученный опыт?
  • Понравился ли мне персонаж (место)?
  • Что я извлек из этого?
Это позволит расслабиться и сосредоточиться одновременно. Пока человек будет отвечать на интересующие его вопросы, мозг будет активно действовать и развивать рефлексию.

Завести специальный блокнот

Склонность к самоанализу вырабатывается особым отношением к жизни. Важно обращать внимание на все детали и пытаться думать даже о том, что может стать причиной негативных эмоций. Только так человек может осознать свои ошибки.

Рефлексия развивается с ранних лет, но начав обдумывать все совершенные действия, можно сделать это даже в зрелом возрасте. Человек должен задуматься над самыми важными и актуальными вопросами в своей жизни, даже если они могут причинить ему боль. Вопросов должно быть много, ведь они охватывают всю жизнь.

После этого все это следует записать в специальный блокнот , поделив вопросы по следующим категориям:

  • Вопросы, посвященные жизни и смерти. Философские рассуждения, смысл жизни и предназначение.
  • Основная цель в жизни. Удалось ли добиться ее? Если нет, то по каким причинам.
  • Взаимоотношения с окружающими. Должны быть включены не только доброжелатели, но и те, с кем отношения испорчены. Ответить на вопрос «почему так случилось и как этого можно было избежать».
  • О духовном мире, религии и Боге.
  • О прошлых ошибках и действиях. Ответить на вопрос «что я сделал неправильно и как это можно было исправить».
  • О планах и заветных мечтах. Ответить на вопрос «как я могу добиться этого».
  • О материальных ценностях. Ответить на вопрос «что мне важнее всего в моей жизни».

Важно:
Большинство из этих вопросов могут вызвать у человека серьезные затруднения, ведь отвечать необходимо честно. Рефлексия предполагает самоанализ. Человек должен уметь признавать не только свои положительные стороны, но и недостатки. Ответив на все вопросы честно и проанализировав их, человек может узнать о себе много нового.

Рефлексия, как стиль жизни

Рефлексия в психологии - это тяга к новым знаниям, возможность познавать мир, проводить работу над ошибками, легко идти на контакт с людьми и ограждать себя от источников негатива. Рефлексируя, человек перестает винить во всех проблемах себя или наоборот, сваливать всю ответственность на окружающих. Появляется четкая и правильная жизненная позиция.

Основным положительным качеством рефлексии является то, что с ее помощью человек перестает жить на автопилоте. Если в прошлом все проблемы были связаны с определенными обстоятельствами, то развивая в себе рефлексию, человек заранее анализирует свои действия и не совершает неверных шагов. Появляется привычка обдумывать все свои действия и анализировать их возможные последствия. Человек начинает относиться к жизни серьезнее, ведь неверный шаг может стать причиной плачевных последствий.

Развить в себе рефлексию просто - достаточно просто быть честным и откровенным с собой. Обдуманные поступки и взвешенные решения принесут плодотворные результаты. Периодически занимаясь самоанализом, но не углубляясь в бесконечные размышления, человек может сделать свою жизнь проще и счастливее.

А что вы думаете о способности анализировать свои поступки и проводить работу над ошибками? Трудно ли вам признавать свою вину даже самому себе или вы всегда отдаете отчет своим действиям?

В бешеном ритме жизни современному человеку иногда не хватает времени на самое главное – собственный внутренний мир. Способность к самоанализу и понимание своих ошибок крайне важно для каждой личности. Предлагаем выяснить, какие бывают методы рефлексии и что такое эмоциональная рефлексия.

Рефлексия - что это?

Специалисты говорят, рефлексия – это некое обращение внимания определенного субъекта на себя, а также на собственное сознание, продукты своей активности и их переосмысление. В традиционном понимании – на содержание и функции своего сознания, в которые входят личностные структуры, мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и многое другое.

Рефлексия в философии

Под рефлексией принято понимать философский термин, характеризующий форму мыслительной деятельности индивида, направленную на осмысление своих действий. Рефлексия в философии – это метод, благодаря которому можно раскрыть специфику душевного и духовного мира человека. Важно понимать, что данное понятие вместе с применением категориального языка способно охарактеризовать философское мышление. Если обобщить, то можно утверждать, что вся философия и есть рефлексия разума, которая является размышлением про такие категории как мысли и представления.

В рамках отдельных философских теорий и концепций рефлексию рассматривают как самое существенное свойство сознания. Благодаря этому становится понятно, что исключительно способные быть осведомленными про состояние собственной психики существа можно называть сознательными. Однако подобные подходы не принимают сторонники интенциональной концепции сознания.

Рефлексия в психологии

Принято считать, что рефлексия - это в психологии одна из форм самоанализа и является обращением сознания личности к анализу своих мыслей и поступков. Одним из первых начал работать с этим термином в психологии А. Буземан. Ему принадлежит идея выделить рефлексию в отдельный раздел. По его мнению данное понятие означает перенесение переживаний с внешнего на человека. С. Рубенштейн утверждал, что зрелая полноценная личность может сформироваться, если человек сможет осознать границы своего «я». Такой процесс предусматривает способность к самоанализу.

Под рефлексивным актом понимают остановку всего потока мыслительных процессов и состояния. Осуществляется некий переход от автоматизма до осознанности, процесс понимания личностью собственного внутреннего мира. Результат такой деятельности – формирование у личности только ей характерного способа не только думать, размышлять, а и в целом жить.


Виды рефлексии

Иногда становится актуальным вопрос, какая бывает рефлексия. Принято разделять следующие виды:

  1. Ситуативная рефлексия – является показателем «мотивации» и «самооценки», обеспечивающих включенность субъекта в ситуацию, осознание ее составляющих. В этот вид рефлексии входит способность субъекта сопоставлять с конкретной ситуацией свои действия, координировать и держать под контролем составляющие деятельности в соответствии с условиями, которые могут изменяться.
  2. Ретроспективная рефлексия – способствует анализу выполненной деятельности и прошлых событий.
  3. Проспективная рефлексия – в нее входят размышления про будущую деятельность, представление про ход деятельности, планирование, выбор самых эффективных способов ее осуществления и прогноз возможных итогов

Рефлексия и саморазвитие

Очень важно развитие рефлексии для изменения человека в лучшую сторону. Для этого необходимо:

  1. Уметь анализировать свои действия после действительно важных событий.
  2. Думать над своими действиями и над тем как поступки могли выглядеть в глазах окружающих.
  3. Заканчивать свой день, анализируя все произошедшее.
  4. Иногда проверять свое мнение про других.
  5. Как можно больше общаться с непохожими на себя людьми.

Рефлексия в спорте

Нередко можно слышать про понятие рефлексии в спорте и физической культуре. Под данным термином здесь понимают особый навык, который направлен на самосознание, возможность прослеживать собственные эмоции, поступки, умение проанализировать их и оценить. Если говорить проще, то это некий разговор с самим собой. Обучение основам рефлексии на уроках физической культуре в школе является непростым и многоплановым. Понятно, что ему научить невозможно всего за один урок. Вместе с тем данный процесс является многоуровневым и таким, который постоянно усложняется.

Что влияет на способность человека к рефлексии?

Существует такое понятие как личностная рефлексия. Если говорить про способности к рефлексии, то они могут развиваться, как и все остальные способности в контексте конкретной деятельности. Данные возможности могут представляться внутри определенной структуры. Примером могут быть структура мышления и коммуникации. Способным к рефлексии можно назвать человека, который может при поиске выхода со сложной ситуации успешно решить задачи, переосмыслить собственное сознание.


Упражнения на рефлексию

Очень эффективными называют такие упражнения на рефлексию в тренинге:

  1. Автопортрет – способствует формированию умений распознавать незнакомую личность, развитию навыков описания людей по разным признакам. Здесь необходимо вообразить, что нужно встретиться с незнакомцем и нужно описать себя так, чтобы он смог вас узнать. Такая работа должна проходить в парах.
  2. Без маски – помогает снять эмоциональную и поведенческую закрепощенность, сформировать навыки искренних высказываний с целью анализа своего «я». Каждый участник получает карточку, на которой есть фраза без окончания. Без подготовки необходимо закончить фразу. Ответ должен быть искренним.
  3. Да – способствует усовершенствовать навыки и рефлексии. Группе необходимо разбиться по парам. Одному из участников нужно сказать фразу, выражающую его состояние, настроение или же ощущение. После этого второй участник должен задать вопросы.
  4. Карусель – поможет сформировать навыки быстрого реагирования во время контактирования. Данное упражнение предполагает серию встреч, при том каждый раз с новым человеком. Здесь важно легко начать контактировать, поддержать разговор и попрощаться.
  5. Качества – будет способствовать выработке у участников объективной . Каждому предстоит написать не менее десяти положительных и не менее десяти отрицательных собственных качеств, а потом их проранжировать. Важно обратить внимание на первые и последние качества.

Как избавиться от рефлексии?

Если угнетает состояние рефлексии и есть желание от нее избавиться, вот несколько ценных советов психологов:

  1. Важно взять за правило себе за правило первой приветствовать людей.
  2. Нужно уметь держаться уверенно или по крайней мере делать вид уверенного в себе человека. Для начала нужно расправить плечи и приподнять вверх подбородок.
  3. Не нужно бояться смотреть людям в глаза. Так человеку будет понятно, что есть в нем заинтересованность и он непременно ответит взаимностью.
  4. Важно научиться вести светские беседы. Можно начать с тех людей, с которыми и вправду очень легко и приятно.
  5. Аутотренинг. Время от времени нужно себе напоминать про собственную значимость и уникальность.
  6. Необходимо попробовать сделать то, от чего есть страх. Если получится совершить то, на что раньше не хватало духу, то можно не сомневаться – впереди победа.

(от позднелат. refflexio – обращение назад, отражение) – внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Данный термин возник в философии и означал процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании; позднее был заимствован психологией.

РЕФЛЕКСИЯ

Reflection; Reflexion) - умственная активность, концентрирующаяся на определенном содержании сознания; инстинкт или влечение, включающие в себя религию и поиски смысла.

"Обращенность сознания назад или к внутреннему миру, при которой вместо непосредственной, немедленной и непреднамеренной реакции на объективные стимулы в "дело" вступает психологическое размышление. Результат подобного размышления непредсказуем, и как следствие свободной мысли возможны весьма индивидуализированные и относительные ответы. Рефлексия "повторно разыгрывает процесс возбуждения", давая толчок серии вну-трипсихических образов еще до того, как предпринято само действие. С помощью рефлективного инстинкта стимул становится психическим содержанием, опытом, посредством которого становится возможным преобразовать естественный или автоматический процесс в осознанный и созидающий" (КСАП, с. 131).

"Обычно мы не думаем о "рефлексии" как о чем-то инстинктивном, а связываем ее с сознательным состоянием разума. Reflexio означает "повернутый назад" или "согнутый назад" и в психологическом применении обозначает тот факт, что в рефлекс, который доводит стимульный материал до своей инстинктивной разрядки, вмешивается психизация <...> Таким образом, на месте компульсивного (навязчивого) действия возникает некоторая степень свободы, а вместо предсказуемости появляется относительная непредсказуемость по отношению к воздействию импульса (CW 8, par. 241).

По мнению Юнга, богатство человеческой психики и ее сущностный характер определяются инстинктом рефлексии. "Однако рефлексия хотя и инстинктивна, в то же время выступает как процесс сознательный, предполагающий использование воображения при принятии решений и последующего действия" (КСАП, с. 132)

"Рефлексия является культурным инстинктом par excellence (по преимуществу), и ее сила продемонстрирована в мощной способности культуры поддерживать себя перед лицом дикой природы" (CW 8, par. 243).

Именно рефлексии мы обязаны равновесием противоположностей. Но чтобы это произошло, сознание должно распознаваться как нечто большее, чем знание, а сам рефлсктивнй процесс восприниматься как "взгляд внутрь". Здесь наша индивидуальная свобода раскрывается наиболее поразительно. Рефлексия влечет за собой сновидения, символы и фантазии. Точно так же, как Юнг обнаруживает аниму во взаимосвязи и родстве с мужским сознанием, он заявляет, что анимус обеспечивает женскому сознанию способность к рефлексии, размышлению и самопознанию. Напряженные отношения между этими двумя началами не решаются по принципу "либо - либо", но требуют столкновения и интеграции, которые творчески проявляют себя в трансформации отношений между ними.

"Мое внимание привлекает тот факт, что помимо области рефлексии существует другая, не менее, если не более обширная зона, в которой рациональное понимание и рациональные формы представления вряд ли обнаружат что-нибудь сверх того, что они способны охватить умом. Это - область Эроса" (MDR. Flaminco, 1989, р. 386).

РЕФЛЕКСИЯ

1. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У. детей ее почти нет, и у взрослого она не разовьется, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы.

2. Как механизм взаимопонимания - осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.

Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от всего внешнего, телесного. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя ее как особый источник знания - внутренний опыт, в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств.

Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой психологии интроспективной. В таких представлениях преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных состояний психических.

Рефлексия в психологии социальной выступает в форме осознания действующим субъектом - лицом или общностью - того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Она - не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают "рефлектирующего", его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Когда содержанием последних выступает предмет деятельности совместной, развивается особая форма рефлексии - отношения предметно-рефлексивные.

В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов:

1) сам субъект, каков он есть в действительности;

2) субъект, каким он видит самого себя;

3) субъект, каким он видится другому;

5) те же три позиции, но со стороны другого субъекта.

Итак, рефлексия - это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов, содержанием коего выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

РЕФЛЕКСИЯ

лат. reflexus - отражение). Форма психической деятельности, проявляющаяся в стремлении к постоянному анализу своих мыслей, поступков, переживаний, эмоций. Характерна для личностной интровертированности.

РЕФЛЕКСИЯ

внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Данный термин возник в философии и означал процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании; позднее был заимствован психологией.

Рефлексия

от позднелат. reflexio - обращенный назад) в теории Ж. Пиаже - осознание ребенком собственных действий. Р. первого порядка - ориентировка ребенка на результат собственных действий. Р. - ориентировка ребенка на способ достижения результата;

в теории развивающего обучения Эльконина - Давыдова Р. - существенный показатель умственного развития, компонент теоретического мышления.

Рефлексия

внутренняя деятельность человека, ориентированная на самопознание, осмысление своих действий и состояний. Понятие заим¬ствовано из философии, которая определяет рефлексию как принцип мыш¬ления, направляющий человека на осмысление и осознание собственных форм н предпосылок; деятельность самопознания, раскрывающую внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Высокорефлек¬сивные люди более способны к конструктивному разрешению конфликта.

РЕФЛЕКСИЯ

от лат. refexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие Р. возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. в социальной психологии выступает в форме осознания действующими субъектами – лицом или общностью – того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются др. индивидами или общностями. Р. – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как др. знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. В сложном процессе Р. даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится др., и те же самые три позиции, но со стороны др. субъекта. P., т. о., это процесс удвоенного зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

Рефлексия

лат. reflecto, reflexum – поворачивать, обращать назад). Самонаблюдение за собственными психическими процессами и действиями, самопознание. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего и телесного. В социальной психологии рефлексия выступает еще и в форме осознания действующим лицом или общественностью того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидуумами или обществами.

Что такое рефлексия? Каково ее определение, виды рефлексии и в чем заключаются методы рефлексии? В этой статье будут даны ответы на поставленные вопросы, а также на многие другие, чтобы понять, каково место данного явления и что означает рефлексия в психологии.

Каково значение слова рефлексия? В психологии понятие рефлексии таково:

Рефлексия – это навык, позволяющий человеку держать под контролем свое внимание, а также помогающий прийти к осознанию своих мыслей, чувств, эмоций и всего состояния в целом.

Проще говоря, рефлексией является способность человека видеть со стороны себя и все свое окружение, при этом подвергая увиденное анализу. Проявляется она в умении проводить самоанализ своих действий. Ее глубина прямо пропорциональна уровню и образования человека.

Таким образом, цель рефлексии – это не что иное, как развитие нашей способности к анализу себя самих, путем переосмысления действий, мыслей. Самоанализ становится неотъемлемым процессом формирования нашей личности и выполняет определенные функции:

  • Контролирование мышления. Сознательный контроль над своими мыслями, действиями.
  • Самокритика. Способность к критике самого себя, логичности мышления.
  • Решение сложных задач.

Творческие люди не смогли бы творить без этой способности. Только способность к оценке «плодов» своего творчества позволяет двигаться дальше. Она всегда стимулирует нас и направляет к чему-то большему.

Существует несколько психологических характеристик, которыми определяется рефлексия:

  • Глубина. Каждый человек имеет свой уровень анализа собственного внутреннего мира.
  • Обширность. Можно анализировать только свой мир, а можно и другие миры.

Возникновение метода

Способность к рефлексии рассматривалась еще древнегреческими мыслителями. Например, Сократ говорил, что если человек отрицает всякое знание – это означает, что он не может развиваться в духовном плане. Платон и Аристотель причисляли этот навык к способностям, присущими сверхчеловеку, который, в отличие от обычных людей, может осознавать свои мысли.

Сам процесс рефлексии может быть осуществлен двумя путями:

  • Первый путь. Его суть заключается в осмыслении самим человеком: мои мысли, мои действия, поступки, переживания и тревоги может анализировать только один человек – я сам.
  • Второй путь. Его смысл – это возможность оценивания нас другими: мои мысли доступны не только мне, и лучший их анализ может дать мне Бог.

Верующие люди осмысливают свои поступки не только от своего лиц – они думают: «Что подумал Бог о моих деяниях?» Это усиливает действие рефлексии.

Разделение на типы. Подходы к пониманию

Чтобы осознать глубокий смысл этого понятия, используются такие методы рефлексии, как:

  • Личностная рефлексия. В этом подходе становление и совершенствование личности осуществляется путем активного взаимодействия с социумом.
  • Социальная рефлексия. Человек познает себя сам в процессе межличностного восприятия.
  • Кооперативная рефлексия. Взаимодействия между личностями подвергаются анализу, что позволяет рефлексировать.
  • Когнитивная рефлексия. Человек, рефлексирующий в рамках отдельно взятой ситуации, пользуется данным методом.

Психология подразделяет личную рефлексию в свою очередь еще на два вида:

1. Позитивная личностная способность к анализу, что значит благоприятное воздействие на развитие человеческой личности. Человек проводит анализ своих ошибок или же неудач, и посредством осмысления произошедшего рождаются выводы. Выводы подталкивают к новым действиям, уже с учетом опыта, помогая самосовершенствованию.

2. Негативная личностная способность к анализу. Потерпев неудачу, человек, анализируя ее, приходит к выводу, что его цели неосуществимы и не стоит повторять попытки.

Прибегая к рефлексивному методу, можно как наметить цели и шаги для своего дальнейшего развития, так и построить стену между своим сегодняшним «Я» и будущим «Я».

Психология выделяет формы рефлексии, которые имеют свое назначение:

1. Ситуативная форма – это форма, анализирующая определенную жизненную ситуацию. Действие происходит сейчас, в этот момент. Польза от этого такова, что учит человека мгновенно включаться в происходящие события, которые могут быстро изменяться.

2. Ретроспективная форма – здесь происходит оценка уже совершившегося события. Человек часто подвергает анализу, разбирает «по косточкам» то, что с ним произошло.

3. Перспективная форма. Данный этап рефлексии предназначен для осмысления будущих событий, с которыми только предстоит встретиться. Анализ будущего помогает в планировании своих действий.

Развитие навыка

Рост над собой в духовном плане является рефлексированием. Каким образом можно повлиять на свое развитие? Зачем нам развивать в себе этот навык?

Мы рефлексируем, а следовательно, обращаем внимание на раздражители. Любая личность проходит через множество испытаний каждый день: ссоры, переживания, разговоры и прочее. Величина этой способности каждого человека зависит от масштаба происходящих событий.

Анализируя самих себя, мы примеряем роль собственного психолога. При этом сами выявляем проблему и постепенно решаем ее, получая схему дальнейших поступков.

Человек, обладающий «живым» умом, не нуждается в большом объеме информации для глубокого размышления, ему достаточно и капли. Достичь высокого уровня развития данного навыка можно с помощью осмысления прочитанных книг. Как много времени занимают размышления о прочитанной книге, просмотренном фильме или увиденной картине в вашем внутреннем мире?

Такие мысли, проецирование на себя событий, происходящих там (в книге, фильме), и являются своеобразным тренингом по рефлексии. Также вы можете зафиксировать волнующие вас вопросы на бумаге, выделив каждый ярким маркером. Классифицируйте их, найдите в них общее и начинайте анализировать.

Существуют разные способы, подходы к рефлексии, один из них основывается на том, что женщины имеют глубокий навык самоанализа. С чем это связано? Якобы девушки обладают более тонкой душевной организацией и именно поэтому более склонны к такой деятельности, но научных доказательств этому не существует.

У ученых имеются только наблюдения, которые они подвергают анализу.

Приведем примеры. Женщины, у которых рефлексия менее развита, часто отстаивают свое мнение, при этом ущемляя других. Проще говоря, это скандалистки-склочницы, которые не отличаются блестящим умом. Женщины же, обладающие высоким уровнем этого навыка, напротив, скандалов не любят, они тактично уходят от конфликтов, решая все вопросы мирным путем.

С мужчинами все наоборот: те, кто обладает высоким уровнем, ринутся в бой, отстаивая свое мнение и интересы, а вот те, у кого более низкий уровень, проявляют приспособленческие черты характера.

Польза и применение

Для чего нужна рефлексия? Зачем ее используют, и как часто ее применяют люди в повседневной жизни?

Этот навык служит толчком, который необходим для создания чего-то нового. С его помощью мы конструируем картину действий, подвергаем ее обработке, то есть анализируем. Таким путем мы совершенствуем самих себя и стремимся к новым высотам.

Этот навык применим во всех областях нашей жизни. Личная это сфера или профессиональная – не имеет значения, он может присутствовать везде, являясь частью любого процесса. С ним мы не пускаем все на самотек, мы берем поводья своей судьбы в руки и управляем ею, в противном случае можем растеряться и заблудиться, запутавшись в гуще спутанных мыслей.

Многие ошибочно принимают рефлексию за самосознание, где происходит ориентация на самого себя. Все мы рождаемся с нулевой степенью развития этого навыка. Лишь в процессе своего роста и развития человек приобретает способность осмысливать происходящие, подвергать критике и сомнениям собственные действия. Как только это произошло, значит, рефлексия зародилась и начался период духовного роста личности.

Все мы анализируем по-разному. Не может одно и то же действие разных людей быть отрефлексировано одинаково. Каждый из них проанализирует его по собственному, личному механизму.

Это зависит и от пола, и от возраста, и от глубины самого навыка. Однако механизм рефлексии не вечен. Она с возрастом замедляется, а к концу жизненного пути и вовсе прекращает свой ход.

Без такого навыка, как рефлексия, мы стояли бы на месте, не получали бы духовного развития, не имели бы возможности творить. Саморазвитие собственного внутреннего мира делает нас выше и лучше. Автор: Вера Чугуевская

gastroguru © 2017