Проблемы готовности к школьному обучению. Проблема школьной готовности детей

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, лич­ностного и физического развития в этот период позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощно­го существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Он идет по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрос­лые – родители, воспитатели, психологи. Грамотное взаи­модействие взрослых в процессе воспитания ребенка обес­печивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного раз­вития. Пластичная, быстро созревающая нервная система дошкольника требует бережного к себе отношения. Созда­вая новые интенсивные программы развивающей работы с ребенком необходимо иметь в виду не только то, чего он может достигнуть, но и то, каких физических и нервно-пси­хических затрат ему это будет стоить. Любые попытки со­кратить дошкольный период жизни как «предваритель­ный», «ненастоящий» нарушают ход индивидуального развития ребенка, не позволяют ему использовать все воз­можности, которые предоставляет данный возраст для расцвета его психики и личности.

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Сереже в октябре исполнится 7 лет, и мама хочет от­дать его в школу. Хочет этого и сам Сережа, тем более что и группа детского сада, которую он посещает, подго­товительная, т.е. «выпускная».

Однако школьный психолог, побеседовав с мальчиком, посоветовал маме повременить с поступлением в школу, объяснив это тем, что он «еще маленький». Мама обиде­лась и повела Сережу в соседнюю школу. Но и там психо­лог вынес такое же странное, с точки зрения Сережиной мамы, заключение: мальчику пока рано учиться, пусть еще один год походит в детский сад.

Мама в недоумении: «Какой же он маленький? Всего-то на пару месяцев младше многих своих друзей. И в дош­кольную гимназию весь год ходил, немного читать и счи­тать научился. Чего же еще надо?»

Старший дошкольный возраст непосредственно пред­шествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существен­ное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начина­ет занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжающееся целенаправлен­ное развитие личности ребенка и познавательных психи­ческих процессов, лежащих в основе успешного освоения им в будущем собственно учебной программы, а во-вто­рых, обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения, счета).


Проблема готовности ребенка к школьному обучению сегодня рассматривается в первую очередь как психологи­ческая: приоритет отдается уровню развития мотивационно-потребностной сферы, произвольности психических процессов, операциональных навыков, развитию тонкой моторики руки. Установлено, что одна лишь интеллекту­альная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность. Тем не менее на практике работа со старшими дошкольниками сводит­ся к обучению чтению, письму и счету, чтобы обеспечить им, таким образом, некоторую фору на первый этап школь­ного обучения. Отчасти это спровоцировано и самой учеб­ной программой современной школы: она составлена так, что на отработку начальных навыков письма, чтения и счета времени отведено мало. Если ребенок приходит в школу неграмотным, он отстает от своих более продвину­тых одноклассников просто потому, что так составлена программа начальной школы. Формирование же у ребен­ка соответствующей учебной мотивации, произвольности внимания, памяти, словесно-логического мышления, ориентировки на способ действия, операциональных навыков выступает при этом лишь как побочный продукт обуче­ния: все это должно сформироваться само собой, по мере развития интеллектуальных навыков. Тем не менее это далеко не так. Специальные исследования показывают, что дети, хорошо интеллектуально подготовленные к школе, зачастую плохо пишут, не выполняют правил ведения тет­радей, работы с дидактическим материалом и испытыва­ют целый ряд других трудностей учебного порядка.

К сожалению, и у педагогов, и у родителей существует убеждение, что достижение ребенком определенного возра­ста или поступление в школу автоматически должно вести к возникновению и становлению указанных выше качеств. Обнаружив, что они отсутствуют и это мешает первокласс­нику хорошо учиться, взрослые начинают требовать от него «быть добросовестным, внимательным», забывая о том, что эти качества формируются на протяжении всего дошколь­ного детства и отсутствие их у ребенка 6-7 лет свидетель­ствует о недостаточной развивающей работе с ним.

Исследования показали, что к концу старшего дошколь­ного возраста не все дети достигают того уровня психоло­гической зрелости, который позволил бы им успешно пе­рейти к систематическому обучению. Можно выделить ряд показателей психологической незрелости ребенка, посту­пающего в школу.

1. Слабое речевое развитие детей. Здесь выделяются два аспекта: а) различия в уровне речевого развития разных детей; б) формальное, не осознанное владение детьми смыс­лом различных слов, понятий. Ребенок пользуется ими, но на прямой вопрос, что означает данное слово, часто дает неправильный или приблизительный ответ. Особенно ча­сто такое использование лексики наблюдается при заучи­вании стихотворений, пересказе текстов. Это связано с из­лишним упором на ускоренное вербальное (речевое) развитие ребенка, выступающее для взрослых показателем его интеллектуального развития.

2. Неразвитость тонкой моторики. В определенной мере неразвитость руки проявляется при вырезании фигур по контуру, в несоразмерности частей фигуры при лепке, не­точности склеивания и пр.

3. Неправильное формирование способов учебной рабо­ты. Многие дети испытывают трудности, связанные с ус­воением правил. Умея применять правило при выполне­нии задания, дети с трудом запоминают его формулиров­ку. Более того, многие ребята сначала делают упражне­ние, а потом учат правило, на выполнение которого и было направлено данное упражнение. Психологический анализ показывает, что причина этого кроется не столько в не­удовлетворительной формулировке правил, сколько в несформированности у детей необходимых навыков работы с правилами.

4. Отсутствие у детей ориентировки на способ действия, слабое владение операциональными навыками. Дети, хо­рошо умеющие считать к моменту поступления в школу, испытывают затруднения при решении задач, когда необ­ходимо показать ход решения в развернутом виде, по дей­ствиям: условия решения и способ решения начинают пу­таться, ребенок с трудом находит ошибку в решении.

Этим же обусловлена и проблема понимания, приня­тия и удержания учебной задачи в течение всего периода ее выполнения, особенно если оно требует ряда последо­вательных действий. Часто, особенно в первом классе, дети понимают поставленную перед ними задачу, принимают ее, но выполняют все равно не так, как объяснил взрос­лый. При пошаговом контроле со стороны взрослого дети вполне успешно справляются с заданием.

5. Слабое развитие произвольного внимания, памяти. Дети несобранны, легко отвлекаются, с трудом следят за ходом коллективной работы, за ответами других ребят, осо­бенно при чтении или пересказе цепочкой, друг за другом.

6. Низкий уровень развития самоконтроля. Дети испыты­вают затруднения в тех случаях, когда взрослый просит срав­нить выполнение с поставленной задачей, найти собствен­ные ошибки. При этом в чужой работе дети достаточно легко находят ошибки, т.е. умения, необходимые для дей­ствия проверки, сформированы, но применить эти навыки к контролю за собственной работой ребенок еще не может.

Указанные проявления психологической незрелости де­тей старшего дошкольного возраста являются следствием слабого внимания взрослых к развитию познавательных психических процессов и личностных качеств ребенка в пе­риод дошкольного детства. Выявить такие особенности де­тей не просто.

Практический психолог детского сада может использо­вать программу диагностики психологической зрелости детей старшего дошкольного возраста, составленную с уче­том выделенных выше показателей. Весь комплекс методик направлен на качественную диагностику развития тех психических функций, которые занимают центральное место в общей картине психологической зрелости ребенка и его го­товности к систематическому обучению. Выполнение каж­дого задания демонстрирует сформированность у ребенка не только того психического познавательного процесса, на диагностику которого оно направлено в первую очередь, но и ряда других, сопряженных с ним функций, уровень раз­вития которых в значительной мере определяет качество решения экспериментальной задачи. Таким образом, все показанные ребенком результаты взаимно дополняют друг друга, что позволяет получить более полное представление о степени психологической зрелости ребенка старшего дош­кольного возраста и на этом основании вести с ним коррекционную и развивающую работу.

Пор дисциплине: Возрастная психология

Тема: Проблема готовности детей к школе

Введение

1. Краткая характеристика детей старшего дошкольного возраста и кризис семи лет

2. Мотивационная готовность к школе

3. Волевая готовность к школе

4. Социальная готовность к школе

5. Интеллектуальная готовность к школе

6. Физиологическая готовность к школе

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Школа - социальный институт, сформировавшийся исторически относительно недавно, и поступление ребенка в школу играет ведущую роль в процессе адаптации к жизни в обществе.

Поступление в школу очень серьезный шаг для ребенка, так как это переломный момент в жизни. Он как бы пытается выйти из своего детства и занять новое место в системе отношений опосредованных нормами поведения, появляется желание «стать настоящим школьником» и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность.

При переходе ребенка на новую ступень развития, происходит смена ведущей деятельности, это переход от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.

От того, как сложится школьная жизнь у ребенка, от того насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, и в конечном итоге благополучие во взрослой жизни. Если школьник плохо учиться, это всегда отрицательно сказывается на отношениях со сверстниками или на семейном микроклимате.

Проблема готовности детей к школьному обучению, прежде всего, рассматривается с точки зрения соответствия уровня развития ребенка требованиям учебной деятельности.

Многие родители полагают, что готовность к школе заключается только в умственной готовности, поэтому они уделяют максимум времени на развитие памяти, внимания и мышления ребенка. Далеко не все занятия предполагают формирования необходимых качеств для обучения в школе.

Зачастую, неуспевающие в учебе дети, обладают всеми необходимыми навыками письма, счета, чтения и имеют достаточно высокий уровень развития. Но готовность предполагает не только наличие определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе, необходимо обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребенка.

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

Это, прежде всего, уровни социально-личностного, мотивационного, волевого, интеллектуального развития, все они необходимы для успешного усвоения школьной программы. При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо компонента психологической готовности. Недостатки при формировании одного из уровней, рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других и так или иначе сказываются на успешности обучения.

И так, цель работы – проанализировать психологическую готовность ребенка к школе.

Исходя из поставленной цели, запланировано решение следующей задачи: проанализировать основные компоненты психологической готовности ребенка к школьному обучению, а конкретно: мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная, волевая, физиологическая.

1. Краткая характеристика детей старшего дошкольного возраста и кризис семи лет

Кризис семи лет это тот критический период, который требует смены социальной ситуации, его связывают с началом обучения ребенка в школе.

Именно в этом возрасте закладываются основы личности, формируется устойчивая иерархия мотивов (феномен горькой конфеты). Появляется желание занять новое положение в обществе и выполнять общественно полезную деятельность. Если не происходит смена социальной ситуации, то у ребенка возникает чувство не удовлетворенности.

Кризис семи лет характеризуется вызывающим поведением ребенка, он манерничает, корчит рожицы, паясничает. По мнению Выгодского, такое поведение свидетельствуют о потери детской непосредственности, у ребенка как бы происходит разделение внутренней и внешней жизни, ребенок примеряет на себе разные роли и по средствам этого происходит утрата непосредственности поведения. До семи лет ребенок поступает в соответствии с актуальной для него проблемой. Обретение посредственности поведения включает осознанность, между задумкой действия и самим действием вклинивается цензура, норма поведения, поведение становится более независимым от различных воздействий среды.

Ребенок начинает осознает и оценивать свое место среди других людей, формируется внутренняя социальная позиция, стремление соответствовать требованию взрослого, принимать новою социальную роль-роль школьника.

Появляются новые социальные потребности, потребность в уважении, признании сверстниками и взрослыми. Желание поступать в соответствии с правилами, ребенку необходимо выполнять действие правильно. Он стремиться участвовать в групповой деятельности. Происходит усвоение моральных норм, социальных ценностей, правил поведения в обществе, теперь приходиться поступать не так, как хочется, а так как надо.

Деятельность ребенка приобретает новое содержание. Умение не только контролировать свои действия, но и ориентироваться на результат.

Психологические исследования свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства у ребенка уже складывается самооценка, эта формирующаяся самооценка опирается на результат деятельности, успех-неуспех, а так оценок окружающих и одобрения родителей.

Т.о. наличие кризиса семи лет является показателем психологической готовности к школе.

2. Мотивационная готовность к школе

Мотивационную готовность рассматривают как побуждение к учебе, желание ребенка учиться в школе. Первоначальный мотив ребенка это восхождение на новый уровень отношений.

Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Большинство детей старшего дошкольного возраста мечтают стать школьниками, но разуметься, почти ни кто из них не представляет что такое школа в действительности, у многих детей совершенно идеализированное атрибутное представление о школе, если у них спросить, кто такой школьник они непременно ответят, что это ребенок, который носит большой портфель, сидит за партой с поднятой рукой, пишет, читает и хорошие дети получают пятерки, а плохие дети получают двойки. И я хочу так же, и все меня будут хвалить.

Внутренняя же мотивация связана с непосредственным желанием учиться, выражающиеся в познавательном интересе, проявляется в стремлении узнать новое, выяснить непонятное. Возникает очень сложная ситуация, потому что не все дети готовы выполнять требования учителя и не уживаются в новой социальной обстановке из-за отсутствия именно внутреннего мотива. Познавательная потребность у ребенка существует с рождения, и чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится, поэтому родителям нужно уделять как можно больше и времени развитию детей, например, читать им книжки, играть в познавательные игры и проч.

Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. первоклассник старается быть примерным учеником, чтобы заслужить похвалу учителя, а затем и родителя. Эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. (Божович)

3. Волевая готовность к школе

Еще один компонент школьной готовности - волевая готовность. Волевая готовность подразумевает готовность ребенка к тому, что ему придется выполнять требования учителя. Это умение действовать по правилам, в соответствии с установленным образцом. Выполнение правила лежит в основе социальных отношений ребенка и взрослого.

Д.Б. Элькониным был проведен эксперимент. Детей первоклассников попросили нарисовать четыре кружочка, а затем раскрасить три желтым и один синим, дети раскрасили все кружечки в разные цвета, утверждая, что так красивее. Этот эксперимент прекрасно демонстрирует то, что не все дети готовы принять правила.

Появление воли приводит к тому, что ребенок начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам.

Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн считают, что появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника.

4. Социальная готовность к школе

Социальная готовность представляет собой готовность к новой форме отношений, в ситуации школьного обучения.

Поход в школу это, прежде всего, обретение нового социального статуса школьника. Он вступает в новые общественные отношения, модели ребенок-учитель, которая впоследствии влияет на отношения ребенка с родителями и ребенка со сверстниками, ведь от того как сложится ситуация в школе, от того на столько будут выражены успехи, в последствии будут сказываться на отношениях со сверстниками и родителями.

В ситуации урока, существуют строгие правела которых должен придерживаться школьник, например, только предметное общение.

Дети готовые к обучению, понимают условность учебного общения и адекватно ведут себя на занятиях, общение между преподавателем и учеником приобретает черту произвольности.

5. Интеллектуальная готовность

Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа.

Для того чтобы обучение школьника было успешным, необходимо чтобы его уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, а иначе он просто не сможет усваивать материал.

Это само собой наличие элементарных навыков письма, чтения, счета. Ребенок должен уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, и выделять существенные признаки, делать выводы. Теперь ему приходиться работать с абстрактными категориями, научными понятиями. «Ребенок должен научиться различать разные стороны действительности, только при этом можно переходить к предметному обучении. Ребенок должен в предмете видеть его параметры, отдельные стороны, которые составляют его содержание. А так же для усвоения научных понятий, ребенок должен понимать, что его точка зрения не абсолютна и не единственна».

У ребенка в старшем дошкольном возрасте уже сформировались операции, это доказывает с помощью эксперимента с двумя колбами на сохранения количества.

6. Физиологическая готовность к школе

Так же необходимо определить физиологическую готовность к школе, готов ли ребенок к таким нагрузкам, с одной стороны организм школьника зачастую готов к предъявляемыми школой требованиям, но с другой, некоторым детям очень трудно вынести такое умственное напряжение и физические нагрузки, или у ребенка может быть слабо развита моторика руки и он не может писать, это и сбой режима и перестройка всего организма к новому образу жизни, удержание внимания на уроках в течении 40-45минут и проч. Некоторым это дается довольно сложно. Перед поступлением в школу делается мед. обследование и определяется готовность. По показаниям к 8годам уже почти все готовы. Физиологическую готовность определяют по трем признакам: физиологический, биологический и состояние здоровья. В школе ребенок сталкивается с кучей проблем, например, неправильная посадка может привести к искривлению позвоночника, или деформация кисти при сильных нагрузках на руку. Поэтому это такой же весомый признак развития как и остальные.

Заключение

Поход в школу важнейший шаг в развитии ребенка, требующий очень серьезного подхода и подготовки. Мы установили, что готовность ребенка к школе это целостное явление, и для полной готовности необходимо, что бы каждый из признаков был развит полноценно, если хотя бы один параметр плохо развит, это может нести за собой серьезные последствия. Комплексная подготовка к школе включает пять основных компонента: мотивационная, интеллектуальная, социальная, волевая, физиологическая готовности. Психологическую готовность к школе желательно определить за год до предполагаемого поступления, так как в этом случае есть время изменить то, что нуждается в коррекции. Существует множество методов диагностики готовности детей к школе, они требуют тщательного подбора, так как многие из них неадекватны. При подготовке ребенка к школе так же необходимо проконсультироваться с детским психологом и педагогами.

Интересующий нас старший дошкольный возраст (6-7 лет) традиционно выделяется в педагогике и психологии как переходный, критический период детства, получивший название кризиса семи лет. Постановка и разработка проблемы критических возрастов в отечественной психологии впервые были осуществлены Выготским Л.С. Он разработал периодизацию психического развития ребенка, в основание которой было положено понятие центральных психологических новообразований. «Самое существенное содержание развития в критические возрасты, - указывал Выготский Л.С., - заключается в возникновении новообразований» .

Начиная с Выготского Л.С. кризисы рассматриваются как внутренне необходимые этапы развития, как качественные скачки, в результате которых психика ребенка поднимается на новый уровень. По мнению Венгера А.Л. негативные проявления кризиса - это обратная сторона его положительных новообразований, свидетельствующая о распаде, разрушении прежней системы отношений ребенка со взрослыми, ставшей тормозом на пути дальнейшего развития. Психическое развитие ребенка процесс диалектический. Оно совершается не плавно и равномерно, а противоречиво, через возникновение и разрушение внутренних конфликтов .

Выготский Л.С. показал, что кризисы - это переходные периоды развития, которые в отличии от стабильных характеризуются прежде всего не количественными, а качественными изменениями в психике ребенка.

В качестве центрального психологического новообразования дошкольного периода, концентрированно выражающего сущность кризиса семи лет, Выготский Л.С. выделял «обобщение переживания» или «интеллектуализацию аффекта». У детей, прошедших кризис семи лет, обобщение переживания выражается в потере непосредственности поведения, в обобщенном восприятии действительного, в произвольности поведения. У ребенка «… возникает обобщение чувств, т.е. если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию» .

Кравцова Е.Е. пишет, что к концу дошкольного возраста дети утрачивают непосредственность и ситуативность реакций. Их поведение становится более независимым от наличных воздействий среды, более произвольным. Знакомые всем манерничание и кривляние также связаны с произвольностью - ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию. Видимо не всегда адекватную ситуации, а затем ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда - неестественность поведения, неустойчивость, непоследовательность эмоций и беспричинные смены настроения. Автор указывает, что это все пройдет. « Останется способность действовать не только под диктатом наличной ситуации, но и внеситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией. Останется сама внутренняя свобода выбора той или иной позиции, свобода конструировать свое личное отношение к различным жизненным ситуациям. Останется внутренний мир личности, мир чувств, внутренних действий и работы воображения» .

Таким образом, к концу дошкольного детства ребенок приобретает некоторый «багаж» всего предшествующего психического развития, представляющий собой результат всей системы воспитания и обучения в семье и в детском саду:

Ребенок имеет соответствующее физическое развитие;

Психические процессы приобретают произвольный, целенаправленный, преднамеренный характер;

Идет активное развитие детского интеллекта, формирование познавательных интересов, мотивов;

Формируется личность дошкольника.

Рыбалко Е.Ф. говорит о том, что в старшем дошкольном возрасте происходит становление сложной многоуровневой психологической организации, когда наряду с появлением нового социализированного уровня психофизиологических функций в индивидуальной системе с их новыми свойствами (произвольность, вербальность, опосредованность) складываются новые сложные психические образования, такие как личность и субъект общения, познания и деятельности. Формирование этой организации обусловливается включением ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессе познания и общения, в различные виды деятельности. «Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к полследующему - школьному периоду развития» .

Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. Она отражена в работах отечественных и зарубежных психологов.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом контексте проблема готовности дошкольников к обучению в школе получает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Мухина В.С. в психологическую готовность детей включает: умственное развитие, наличие специальных знаний и навыков; уровень развития познавательных процессов, познавательной деятельности; развитие речи; уровень волевого и личностного развития .

Психологическая подготовка, по мнению Котырло В.К., - это формирование у детей определенного отношения к школе (как к серьезной и социально-значимой деятельности), т.е. соответствующую мотивацию учения, а также обеспечение определенного уровня интеллектуального и эмоционально-волевого развития. Очень близка позиция Кондратенко Т.Д., Ладывир С.А., они выделяют следующие составляющие:

Мотивационную, умственную, волевую и нравственную готовность детей к школе;

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. включают следующее в содержание психологической готовности - интеллектуальную, личностную и волевую готовность ;

Немов Р.С. пишет о речевой, личностной и мотивационной готовности;

Домашенко И.А. указывает на мотивационно-потребностную, умственную, волевую и нравственную готовность.

О наличии психологического комплекса готовности к школьному обучению говорит Рыбалко Е.Ф. В него она включает специфические новообразования, необходимые для осуществления учебной деятельности: «…развитие начальных форм социальной перцепции и коммуникативного потенциала, с одной стороны, и усвоение элементарных форм умственных действий (например, счет) - с другой» .

Бардин К.В. излагает «основные линии психической подготовки»: общее развитие, включающее развитие памяти, внимания, умение действовать во внутреннем плане, умение произвольно управлять поведением, мотивы, побуждающие к учению.

Психологическая готовность - это комплекс психологических свойств, указывает Лебедева С.А., он объединяет следующие компоненты: общая подготовка (физическая, интеллектуально-волевая готовность), специальная подготовка (обучение элементам учебной деятельности), личностная готовность (положительное отношение к школе, формирование мотивов учения) .

По мнению Юрова И.А., главными «психологическими критериями» для поступления в школу являются: подготовленность, обученность, установка, развитие познавательных способностей, речи, эмоций, волевых качеств.

Таким образом, анализируя психоло-педагогическую литературу по вопросу определения психологической готовности детей к школе, можно заметить множество различных взглядов, отсутствие единства в содержании данной проблемы.

В настоящее время путем проведения целенаправленных исследований названные компоненты психологической готовности достаточно подробно изучены и продолжают изучаться, поэтому они не являются постоянными, а изменяются и обогащаются.

Большинство детей шести-семи лет испытывают трудности при адаптации к новым условиям воспитания и обучения. Переход в школу представляет собой значительную ломку привычного для детей образа жизни. Идет процесс перестройки. Многие первоклассники испытывают те или иные трудности и не сразу включаются в школьную жизнь. Люблинская А.А., Давыдов В.В. выделяют основные виды трудностей ребенка, поступающего в школу .

Появляется новый, школьный режим дня. Без должных привычек у ребенка появляется чрезмерная усталость, срыв в учебной работе, пропуск режимных моментов.

Меняется содержание жизни детей. В детском саду весь день был заполнен разнообразной и интересной деятельностью. Для дошкольника это была игровая деятельность. «Как только семилетний ребенок вошел в класс, он уже школьник. С этого времени игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни…Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение…», - пишет Давыдов В.В..

Меняются отношения с товарищами. Дети совершенно не знают друг друга. В первые дни их пребывания в классе нередко испытывают скованность, растерянность. Нередко первоклассник теряется в новом окружении, не может сразу познакомится с детьми, чувствует себя одиноким.

Совершенно по-новому складываются отношения с педагогом. Для ребенка, посещающего детский сад, воспитатель был близким человеком. Отношения с ним были свободными, сердечными. Учитель же выступает как авторитетный и строгий наставник, выдвигающий определенные правила поведения и пресекающий всякие отклонения от них. Он постоянно оценивает работу детей. Его позиция такова, что ребенок не может не испытывать некоторой робости перед ним.

Очень резко меняется и положение самих детей. В детском саду 6-7 летние дети были старшими. Они выполняли многие обязанности, чувствовали себя «большими». Им доверяли ответственные дела. Попав в школу, они оказались самыми маленькими. Они полностью теряют занятую в детском саду позицию.

Значительные трудности испытывают многие первоклассники в середине учебного года. По мере привыкания к внешним атрибутам школы у них гаснет первоначальная тяга к учению, в результате нередко наступает апатия и безразличие.

По мнению Александровской организация учителем успешной адаптации первоклассника должна включать два периода - предадаптационный и адаптационный .

Задачей первого периода является выявление предпосылок успешной адаптации ребенка. Этот период включает такие виды деятельности, как сбор и анализ необходимой информации о ребенке, прогнозирование характера адаптации и планировании пропедевтической работы, а также характера коррекционной работы в случае серьезных адаптационных нарушений.

Во второй период решается задача непосредственного создания условий для быстрой и безболезненной адаптации ребенка. Этот период объединяет следующие этапы: реализация пропедевтического подхода, наблюдение и анализ результатов адаптации детей и собственной деятельности учителя, коррекционная работа.

Овчарова Р.В. выделяет четыре формы школьной дезадаптации :

1) Неприспособленность к предметной стороне деятельности. В качестве причины указывается недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей.

2) Неспособность произвольно управлять своим поведением. Причины: неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений).

3) Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы).

4) Школьный невроз - неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы».

Автор употребляет в этом случае понятие «фобия школы». Это встречается у детей, которые не могут выйти за границы семейной общности, чаще у тех, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем .

При изучении разных проблем, связанных с обучением детей в школе, используется термин «школьная дезадаптация». Этим термином, как правило, обозначаются отклонения в учебной деятельности школьника, проявляющихся в виде затруднений в учении, нарушении дисциплины, конфликтов с одноклассниками. Симптомы школьной дезадаптации могут и не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине учащихся, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьников, либо в форме психогенных нарушений, а именно: неадекватные реакции на проблемы и стрессы, связанные с нарушением поведения, возникновением конфликтов с окружающими, внезапного резкого спада интереса к учёбе, негативизма, повышенной тревожности, с проявлениями признаков распада навыков учебной деятельности.

Одна из форм школьной дезадаптации учащихся младших классов связана с особенностями их учебной деятельности. В младшем школьном возрасте дети овладевают прежде всего предметной стороной учебной деятельности - приёмами, навыками, умениями, необходимыми для усвоения новых знаний. Овладение мотивационно-потребностной стороной учебной деятельности в младшем школьном возрасте происходит как бы латентно: исподволь усваивая нормы и способы социального поведения взрослых, младший школьник ещё не пользуется ими активно, оставаясь по большей части зависимым от взрослых в своих отношениях с окружающими людьми.

Если у ребёнка не формируются навыки учебной деятельности или приемы, которыми он пользуется, и которые закрепляются у него, оказываются недостаточно продуктивными, не рассчитанными на работу с более сложным материалом, он начинает отставать от своих одноклассников, испытывать реальные трудности в учёбе.

Возникает один из симптомов школьной дезадаптации - снижение успеваемости. Одной из причин этого могут быть индивидуальные особенности уровня интеллектуального и психомоторного развития, которые однако, не являются фатальными. По мнению многих педагогов, психологов, психотерапевтов, если правильно организовать работу с такими ребятами, учитывая их индивидуальные качества, обращать специальное внимание на то, как они решают те или иные задания, можно в течении нескольких месяцев, не изолируя детей от класса, добиться не только ликвидации у них отставания в учёбе, но и компенсации задержки в развитии .

Школьная дезадаптация младших школьников заключается в их неспособности произвольно управлять своим поведением, вниманием учебной работой. Неумение адаптироваться к требованиям школы и управления своим поведением в соответствии с принятыми нормами может быть следствием неправильного воспитания в семье, которое в ряде случаев способствует обострению таких психологических особенностей детей, как повышенная возбудимость, трудность концентрации внимания, эмоциональная лабильность и др. Основное, что характеризует стиль отношений в семье к таким детям, - это либо полное отсутствие внешних ограничений и норм, которые должны были бы интериоризироваться ребёнком и стать его собственными средствами самоуправления, либо «вынесенность» средств контроля исключительно вовне. Первое присуще семьям, где ребёнок полностью предоставлен сам себе, воспитывается в условиях безнадзорности, или семьям в которых царит «культ ребёнка», где ему дозволено всё, он ничем не ограничен. Причины возникновения дезадаптации таких детей в неправильном воспитании в семье или в «игнорировании» взрослыми их индивидуальных особенностей.

Перечисленные формы дезадаптации младших школьников неразрывно связаны с социальной ситуацией их развития: возникновением новой ведущей деятельности, новых требований. Однако, чтобы эти формы дезадаптации не приводят к образованию психогенных заболеваний или психогенных новообразований личности, они должны осознаваться детьми как их трудности, проблемы, неудачи. Причиной возникновения психогенных нарушений являются не сами по себе промахи в деятельности младших школьников, а их переживания по поводу этих промахов. К 6 -7 годам, по мнению Л.С.Выгодского, дети уже достаточно точно хорошо осознают свои переживания, но именно переживания, вызванные оценкой взрослого, приводят к изменению в их поведении и самооценке .

Итак, психогенная школьная дезадаптация младших школьников неразрывно связана с характером отношения к ребёнку значимых взрослых: родителей и учителей.

Формой выражения этого отношения является стиль общения. Именно стиль общения взрослых с младшими школьниками может затруднять овладение ребёнком учебной деятельностью, а порой может привести к тому, что реальные, а подчас и надуманные трудности, связанные с учёбой, начнут восприниматься ребёнком как неразрешимые, порождённые его неисправимыми недостатками. Если эти негативные переживания ребёнка не компенсируются, если не находится значимых людей, которые были бы способны повысить самооценку школьника, у него могут возникать психогенные реакции на школьные проблемы, которые в случае повторяемости или фиксации складываются в картину синдрома, названного психогенной школьной дезадаптацией.

1) Формирование ребенка в семье происходит не только в результате целенаправленного воздействия взрослых (воспитания), но и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи. Социальный опыт формирующейся личности обогащается и при общении с прародителями, и при конфликтах с младшей сестрой, и в результате подражания старшему брату. При этом не все из перенятого и впитанного опыта ребенка может соответствовать представлениям его родителей о желаемом поведении, как и не все модели поведения, взятые собственно от матери и отца, соответствуют их призывам и требованиям к ребенку (сформулированным целям). Ребенок впитывает и неосознаваемые родителями формы их поведения, отношения к другим и к себе.

2) В психолого-педагогической литературе понятие «школьная зрелость» трактуется как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе.

3) Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении, по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

4) На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Елена Ерохина
Проблема готовности ребенка к школьному обучению

Проблема готовности ребенка к школе всегда актуальна . Практически каждый родитель задает себе вопросы : «Не рано ли я отдаю свое чадо в первый класс? Как скоро малыш привыкнет к школе , учителю, одноклассникам?» Но самый главный вопрос : надо ли заранее готовить ребенка к школьному обучению , и в чем эта подготовка должна заключаться ?

В работах отечественного психолога Л. А Венгер отмечалось, что «быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен , по идее, овладеть в школе , а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость . И здесь речь идет не только о внимании, памяти, мышлении и воображении.

Ребенок , поступающий в первый класс, должен демонстрировать определенный уровень познавательных интересов, готовность идти в школу не потому , что «там спать не надо и портфель с книжками дают» , а потому, что ему хочется познавать новое, добиваться успехов в учебе.

Очень важно воспитать в ребенке любознательность , произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник , у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на регулирование свое поведение, достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути.

При подготовке к школе следует научить ребенка и аналитическим навыкам : умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.

В настоящее время все больше внимания уделяется проблеме формирования навыков учебной деятельности. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы. Так, в старшем дошкольном возрасте ребёнок должен уметь :

1. Понимать и принимать задачу, ее цель.

2. Планировать свою деятельность.

3. Подбирать средства для достижения цели.

4. Преодолевать трудности, достигая результат.

5. Оценивать результаты деятельности.

6. Принимать помощь взрослых при выполнении задания.

Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе . Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша.

Так как классы в современных школах в основном состоят из 20-30 учеников, очень важным становится умение ребенка учиться в групповой атмосфере. У многих детей групповое обучение вызывает дополнительные трудности : сложно сосредоточивать внимание, отстаивать свою точку зрения, чувствовать себя худшим или лучшим в чем-то, говорить перед большим количеством людей и многое другое.

Все эти навыки и умения составляют психологическую готовность ребенка к школьному обучению , которой, к сожалению, в последнее время родители уделяют мало внимания. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий, содержание которых определяется системой требований, предъявляемых ребенку школьной программой обучения .

И если у детей, прошедших подготовку в дошкольных учреждениях , формируются зачатки учебной, коллективной деятельности, то для «домашних» детей школьные условия окажутся намного неожиданнее, и на привыкание к ним дошкольникам потребуется больше времени. Детям, не посещающим детский сад, значительную помощь в адаптации к школе могут оказать подготовительные занятия в группе сверстников, психологические занятия, целью которых является развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения со сверстниками и взрослыми, формирование элементарных навыков учебной деятельности (умения слушать и слышать, запоминать и выполнять инструкцию, объективно оценивать свою работу и исправлять ошибки, выполнять задание до конца и т. д).

Поступление в школу – волнительный и очень ответственный этап в жизни каждого ребенка , и задача родителей помочь будущему первокласснику с наименьшими психологическими трудностями открыть двери в новый, неизвестный, но увлекательный мир.

«Проблема психологической готовности ребёнка к обучению в школе. (теоретический аспект) Проблема подготовки детей к школе рассматривалась многими отечественными и...»

Проблема психологической готовности ребёнка

к обучению в школе.

(теоретический аспект)

Проблема подготовки детей к школе рассматривалась многими

отечественными и зарубежными учеными: Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, А.В.

Запорожец, Л.И.Божович, М.И.Лисина, Г.И.Капчеля, Н.Г. Салмина,

Е.О.Смирнова, А.М.Леушина, Л.Е.Журова, Н.С.Денисенкова, Р.С.Буре,

К.А.Климова, Э.В.Штиммер, А.В.Петровский, С.М.Громбах, Я.Л.Коломинский,

Е.А.Панько, Я.Ч. Щепанский, А.А.Налчаджян, Д.В.Ольшанский, Е.Е.

Кравцова, Д.М. Эльконин, и др.

Одной из главных проблем педагогической психологии является проблема психологической готовности детей к сознательному воспитанию и обучению. Решая её, необходимо не только точно определить, что фактически означает готовность к обучению и воспитанию, но так же выяснить, в каком смысле слова следует эту готовность понимать: то ли в смысле наличия у ребёнка задатков или уже развитых способностей к обучению, то ли в смысле наличного уровня развития и «зоны ближайшего развития» ребёнка, то ли в смысле достижения определённой ступени интеллектуальной и личностной зрелости. Немалую трудность представляет поиск валидных и достаточно надёжных методов психодиагностики готовности к школьному обучению и воспитанию, на основе которых можно было бы оценивать возможности и прогнозировать успехи ребёнка в психологическом развитии.

Можно говорить о психологической готовности к школьному обучению при поступлении ребёнка в школу, при переходе из начальной школы в среднее звено общеобразовательной школы, при поступлении в профессиональнотехническое или среднее специальное, или высшее учебное заведение.



Наиболее изученным является вопрос о психологической готовности к обучению и воспитанию детей, поступающих в школу.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы.

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е.

Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности.

Л. И Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.

На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

К этой проблеме одним из первых обратился К.Д. Ушинский. Изучая психологические и логические основы обучения, он рассмотрел процессы внимания, памяти, воображения, мышления и установил, что успешность обучения достигается при определенных показателях развития этих психических функций. В качестве противопоказания к началу обучения К.Д.

Ушинский назвал слабость внимания, отрывистость и бессвязность речи, плохой "выговор слов".

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости:

интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания;

аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости. Если зарубежные исследования школьной зрелости в основном направлены на создание тестов и в гораздо меньшей степени ориентированы на теорию вопроса, то в работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л.С. Выготского (см. Божович Л.И., 1968; Д.Б. Эльконин, 1989; Н.Г.

Салмина, 1988; Е.Е. Кравцова, 1991 и др.). Так, Л.И. Божович (1968) выделяет несколько параметров психологического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальность сферы. Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе ею признавался мотивационный план.

Были выделены две группы мотивов учения:

1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;

2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» (Л.И. Божович, 1972 г.

с. 23-24). Ребенок, готовый к школе, хочет учиться потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых и потому, что у него есть познавательная потребность, которую не могут удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника» (1968). Этому новообразованию Л.И. Божович придавала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника», и широкие социальные мотивы учения явления сугубо исторические.

Новообразование «внутренняя позиция школьника», возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляющее собой сплав двух потребностей - познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в социальном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика. Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности - главный камень преткновения психологической готовности к школе. Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе - вопрос, весьма слабо проработанный в литературе. Трудность заключается в том, что с одной стороны, произвольное поведение считается новообразование младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны - слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе. Д.Б. Эльконин (1978) считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку т.к. коллектив в этом случае корректирует нарушение в подражании предполагаемому образу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. В работах Е.Е. Кравцовой (1991) при характеристике психологической готовности детей к школе основной удар делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяется три сферы отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Н.Г. Салмина (1988) в качестве показателей психологической готовности также выделила интеллектуальное развитие ребенка. Необходимо подчеркнуть, что в отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов. «… ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы» (Л.И. Божович, 1968, с. 210). Для успешного обучения ребенок должен уметь выделять предмет своего познания. Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделяем дополнительно еще одну - развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки т.е. у него должен быть развит фонематический слух. Также актуальны психологические сферы, по уровню развития которых судят о психологической готовности к школе: аффектно-потребностная, произвольная, интеллектуальная и речевая.

Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, Л.И.Божович, М.И.Лисина, Г.И.Капчеля, Е.О.Смирнова, А.М.Леушина, Л.Е.Журова, Н.С.Денисенкова, Р.С.Буре, К.А.Климова, Э.В.Штиммер и др.) уделяли пристальное внимание формированию и развитию знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе или предусмотренных программой обучения начальной школы. Л.А.Венгер, Е.Л Агеева, В.В.Холмовская изучали возможности целенаправленного руководства формированием познавательных способностей в дошкольном детстве. М.И.Лисина, Е.Е.Кравцова, Г.И.Капчеля, Е.О.Смирнова изучали данную проблему в связи с особенностями общения. Темой работ Р.С.Буре, К.А.Климовой было формирование "широких социальных" мотивов.

Н.С. Денисенкова исследовала познавательную направленность на занятиях.

Изучению уровня вербальной и невербальной активности, познавательной направленности на занятиях посвящены работы Э.В.Штиммера. Важное место в системе психологической подготовки заняла система оценки результатов этого процесса - в основном такая оценка осуществляется по показателям психологической готовности. А.В.Петровский, С.М.Громбах, Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, Я.Ч.Щепанский, А.А.Налчаджян, Д.В.Ольшанский, Э.М.Александровская считают, что адаптация учащихся к школе является основным критерием оценки эффективности психологической готовности детей к школе.

Совершенно необходимым условием школьной готовности является развитие произвольного поведения, которое обычно рассматривается как волевая готовность к школе. Школьная жизнь требует от ребенка четкого выполнения определенных правил поведения и самостоятельной организации своей деятельности. Способность к подчинению правилам и требованиям взрослого является центральным звеном готовности к школьному обучению.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Кроме развития познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, в психологическую готовность к школе входят сформированные личностные особенности. К поступлению в школу у ребенка должны быть развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того, чтобы ребенок был готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита, в том числе и уровень развития речи.

Речь - это умение связано, последовательно описывать предметы, картины, события; передавать ход мысли, объяснять то или иное явление, правило. Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Кроме того, применяемая сегодня методика обучения чтению основывается на звуковом анализе слов, что предполагает развитый фонематический слух.

В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. Решением данной проблемы занимались не только педагоги и психологи, но и врачи и антропологи. Многие зарубежные авторы, занимающиеся проблемой зрелости детей (А.Гетцен, А.

Керн, С. Штребел), указывают на отсутствие импульсивных реакций как важнейший критерий психологической подготовленности детей к школе.

Наибольшее количество исследований посвящено установлению взаимосвязей между различными психическими, физическими показателями, их влияние и взаимосвязь со школьной успеваемостью (С.Штребел, Я. Йирасек).

По мнению этих авторов, поступающий в школу ребенок должен обладать определёнными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. Под умственной зрелостью авторы понимают способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению; под эмоциональной зрелостью - эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка; социальная зрелость связывается с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а также со способностью взять на себя роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

Таким образом, высокие требования жизни к организации воспитания в обучении интенсифицируют поиски новых, более эффективных психологопедагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствии с психологическими особенностями ребенка. Поэтому проблема психологической готовности детей к обучению в школе получает особое значение, так как от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовка их к обучению в школе. Психологическая готовность к школьному обучению - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие ребёнка.

Список использованной литературы:

1. Божович Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

2. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. -М.,1994- 192 с.

3. Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста - Томск.,2000.

4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1998. - 130 с.

5. Выготский Л.С. Детская психология / Собр.соч. в 6 т. - М.: Просвещение, 1984. - Т

6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М., 1982.

7.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 2003. - 216 с.

8. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 1980 -250 с.

9. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М., 1987. - с.80

10. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991. - С. 56.

11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

12. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. -М., 1986.

13. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? //Семья и школа. - 1987. - №4, с. 25-27

14. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу!,ТОО «Глобус»,1995.

15. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред.

Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. -М., 1988.

16. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. МГУ, 1988.

17. Смирнова Е.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований - в практику обучения и воспитания. М., 1985.

18. Усова А.П. Обучение в детском саду /Под pед. А.В. Запоpожца. М., 1981с.

gastroguru © 2017