Основные способы взаимодействия людей. Типы взаимодействия

3)часть природы

4)материальный мир

17.Совокупные изменения, происходящие в обществе

1)прогресс 2)регресс 3)развитие 4)революция

18.Культура преступного мира, разрушителя, манкурта

1)ценность 2)субкультура 3)девиация 4)контркультура

19. Ситуацию, при которой невозможно выполнять две роли одновременно принято называть

1)ролевым конфликтом 2)ролевым несоответствием

3)статусным набором 4)ролевым ожиданием

20.Экологические, политические, экономические проблемы, касающиеся всех людей на планете:__глобальные (какие?)

Вариант 4

1.Американский социолог российского происхождения, который разрабатывал теорию социальной стратификации и мобильности

1)П. Флоренский 2)П. Сорокин 3)В. Ленин 5)В. Ильин

62.Древнегреческий философ, который ввел понятие «демократия»

1) Сократ 2)Платон 3)Аристотель 4)Цицерон

3.Любой переход индивида от одной социальной позиции к другой

1)соц. стратификация 2)соц. мобильность 3)соц. статус 4)роль

4.Тип общества, в котором запрещена всякая форма мобильности

1)открытое 2)классовое 3)закрытое 4)дикое

5. Постиндустриальное общество, по мнению Д. Белла это общество...

1)информационное 2)интенсивное 3)активное 4)динамичное

66. Какой социальный институтов ретранслирует знания новым поколениям?

1)семья 2)государство 3)банковская система 4)образование

7. Наиболее общественно опасная форма отклоняющегося поведения

1)делинквенция 2)девиация 4)девальвация 5)депортация

8.Общество это

Способы взаимодействия и формы объединения людей

3) часть природы

4) материальный мир в целом

9.Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими специальной подготовки относятся к культуре

1)экранной 2)народной 5)массовой 4)духовной

10.К средствам массовой информации относятся

1)литература 2)телевидение 3)театр 4)киноискусство

11.Процесс самоформирования личности под воздействием окружающей среды, длящийся всю жизнь

1)самопознание 2)социализация 3)самостоятельность 4)воспитание

12.Патриархальная (традиционная) семья, в отличие от демократической (партнерской) характеризуется

Совместным проживанием как минимум трех поколений

2)справедливым разделением домашних обязанностей

3)экономической зависимостью женщин от мужчин

4)главенствующей ролью мужчины в семье

1)всенародная слава 2)вручение памятного подарка

3)всеобщее уважение 4)лестные отзывы читателей

14.Состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы социальные связи либо отсутствуют, либо становятся противоречивыми и неустойчивыми

1) соц. аномия 2)девиация 3)адаптация 4)институциализация

15. Непосредственное социальное окружение индивида, где происходит неформальный личный контакт между его членами

1)малая группа 2)формальная группа 3)соц. институт 4)организация

16. Поведение человека в соответствии со статусом

1)соц. институт 2)соц. роль 3)соц. норма 4)ценность

17. Наиболее распространенный тип социального конфликта

1)конкуренция 2)коммуникация 3)координация 4)компромисс

18.Человек, оказавшийся в силу разных причин «на обочине жизни»

1)маргинал 2)люмпен 3)элита 4)средний класс

19. К этническим группам относятся

1) молодежь 2) городское население 3) племя 4) средний класс

20. Большие, группы людей, проживающие на одной территории, зачастую связанные кровным родством, общностью исторического прошлого, культуры, традиций и языка называются:__Этносы_ ____________

Модуль 2

Вариант 1

1. Реальная политическая сила, выражающая интересы определенных групп и представляющая их в представительных органах власти

1) политическая организация 3) политический институт

2) политическая партия 4) политическое течение

2. Отношение государства и общества, власти и народа определяют содержание:

1) экономических отношений 3) политические отношения

2) культурных отношений 4) социальные отношения

3. Столкновение разнонаправленных сил с целью реализации своих интересов в условиях противодействия

1) консенсус 3) конфликт

2) компромисс 4) консолидация

4. Специалист, создающий внешний облик политического лидера в соответствии с представлениями его избирателей:

1) политмейстер 3) менеджер

2) маркетолог 4) имиджмейкер

5. Узкий круг лиц, власть меньшинства, которые заставляют массы признать себя:

1) партия 3) элита

2) организация 4) узурпатор

6. Человек, который аккумулирует сиюминутные интересы, запросы толпы и не идёт дальше

1) вожак 3) глава

2) лидер 4) депутат

7. России проекта конституции, согласно которой революционным путем в России должна была установиться республика

1) Н.А. Радищев 3) А.И. Герцен

2) П.И. Пестель 4) М.А. Бакунин

8. Партийную систему современного российского общества по количественному признаку можно назвать:

1) однопартийной 3) многопартийной

2) двухпартийной 4) беспартийной

9. Для поступательного развития общества оптимальным, по мнению Г. Моска, является способ существования элиты:

1) «увековечивание без обновления» 3) чистое обновление

2) «увековечивание» с обновлением 4) «спонтанное» обновление

10. Совокупность правил, на основе которых определяются взаимоотношения между парламентом и электоратом

1) политическая система 3) партийная система

2) избирательная система 4) правительственная система

11. Опорой и поддержкой политического лидера в демократическом государстве является

1) партия или общественная организация 3) военные круги

2) государственная машина 4) правоохранительные органы

12. Разновидность политической идеологии, отстаивающая приоритет прав и свобод личности по сравнению с интересами государства

1) либерализм 3) радикализм

2) консерватизм 4) рационализм

13. Активный участник политических отношений:

1) субъект политики 3) народный избранник

2) объект политики 4) политолог

14. Потенциальные избиратели, имеющие право голоса в государстве

1) элита 3)респондент

2) ретроград 4) электорат

15. Нарастающая взаимосвязь, взаимозависимость участников мирового сообщества привела к:

1) дифференциации международного процесса 3) глобализации

2) конфронтации международного процесса 4) либерализации

16. Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет

1) национальная безопасность 3) государственный авторитет

2) народная независимость 4) общественный суверенитет

17. Россия является членом международного «клуба» ведущих, экономически развитых государств и составляет вместе с ними

1) «главную шестерку» 3) «глобальную сотню»

2) «основную семёрку» 4) «большую двадцатку»

18. Тип политического режима, для которого характерен полный контроль и регламентация со стороны государства всех сфер жизни общества средствами прямого насилия

1) тоталитаризм 3) демократия

19. Согласно М. Веберу, тип легитимности власти, основанная на вере в правильность законов и правил, по которым формируется власть

1) традиционный 3) политический

2) рационально- легальный 4) харизматический

20. Парламент в демократическом государстве является органом власти…

1) законодательной 3) судебной

2) исполнительной 4) административной

Вариант 2

1. Партийная система, в которой существует одна монопольно властвующая партия, характерна для тоталитарных и авторитарных режимов

1) однопартийная 3) многопартийная

2) двухпартийная 4) беспартийная

2. Объект политического процесса

1) политик, отражающий интересы народа 3) политические отношения

2) участник политического процесса 4) политический конфликт

3. Цель переговоров в процессе разрешения политического конфликта- добиться …

1) своих целей за счет других 3) возможность убедить противника в своей правоте

2) компромисса 4) возможность запугать противника

4. Политический маркетинг- это…


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04

Законы социального обучения.

1. Закон приоритета социального обучения над предметным в развитии общих способностей.

2. Закон соответствия уровней структур и предметов взаимодействия в процессах социализации. Нарушение этого закона ведет к синкретическим свойствам освоения общих способностей.

3. Закон последовательности освоения организационных форм взаимодействия.

1. Уровень технологии взаимодействия.

Взаимодействие происходит в рамках совокупности индивидов в процессе общей деятельности. Это может быть все человечество на различных этапах своего развития. На каждом этапе решается вопрос о том, сколько нужно человек для осуществления продуктивного процесса деятельности. При этом индивиды относятся друг к другу как к единице, к ресурсу деятельности. Разделение труда – это одна из форм кооперации.

Виды простой кооперации:

1. Общее поле. Общий материал делится на всех участников

2. Конвейер. Продукт одной операции – материал для людей. В этом случае способ взаимодействия должен быть организован в культурной норме. Это может быть достигнуто только в ситуации определения отношений между участниками деятельности.

3. Сборка. Промежуточные продукты людей становятся материалом для деятельности других.

Виды сложной кооперации:

1. Методическая – продукт деятельности становится средством для другой. Выработанные научные знания становятся средством для профессиональной деятельности.

2. Целеопределение. Продукт деятельности становится целью другой деятельности.

3. Кадровое обеспечаение – связь между университетами и работодателями.

4. Агрегация – взаимодействие в системе людей и машин.

5. Взаимодействие людей в системах искусственного интеллекта.

2. Уровень институциональных статусных отношений.

Статус – приписываемая человеку функция, уже непосредственно не относящаяся к процессу деятельности, которая затем институизируется. Статус определяет должное отношение и должное поведение, закрепленное за этим статусом.

3. Уровень коллектива. Многоцелевые объединения людей в системе ролевых отношений – это коллективы. Структура коллектива – функциональные роли. В любом коллективе выделяется 6 базовых ролей, по наличию которых можно судить, существует коллектив или нет.

Генератор идей – единственный функциональный лидер

Критик – находит противоречия, их обычно не больше двух

Эрудит – информационное обеспечение. Их может быть столько, сколько областей знания задействовано в деятельности.

Исполнитель – по объему выделенной в плане работы.

Координатор – создает команду помощников.

Сукин сын – весельчак, балагур, обеспечивает нормальную эмоциональную атмосферу в коллективе. Эта роль не должна быть всегда закреплена за одним человеком, потому что это провоцирует эмоциональное выгарание.



Существует точка зрения, что коллектив – это эффективная организация совместной деятельности для подавления личности. Личность не развивается в коллективе.

4. Уровень коммуникации (в узком смысле).

Коммуникация – это взаимодействие равноправных позиций по отношению к обществу или одному предмету обсуждения.

В коммуникации определяются позиции и роли:

Председатель – следит за предметом обсуждения.

Докладчик

Оппонент

Историк – соотносит прецедент с прошлым

Слушатель

Интерпретатор

5. Уровень личностных отношений.

Конфликты уровня коммуникации решаются на уровне межличностных отношений. Структура взаимоотношений характеров (обмен личностными оценками в общении). Понятие общения может быть отнесено только к этому уровню! Общение всегда приводит к генерализации и переходу на следущий уровень.

6. Уровень интимно-личностых отношений.

На этом уровне выделяются любовь, борьба и т.д. Взаимодействие этого уровня гетерохронно, то есть имеет начало и конец.

  1. Психология и педагогика старшеклассника.

Общество и природа

Природа – естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами.

Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Отличия общества от природы:

  • творит культуру
  • развивается под влиянием деятельности людей

Отличия природы от общества:

  • способна развиваться независимо от человека
  • обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека

Сходство общества и природы – являются динамическими системами.

Основные формы взаимодействия общества и природы:

  • природопользование – использование природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека.
  • охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов природы.
  • обеспечение экобезопасности – защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:

1. воздействие (влияние) природы на общество:

  • способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития
  • способность природно-климатических условий влиять на такие стороны общества, как экономика, политика, социальный строй
  • способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метеозависимость и т.д.)
  • разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха и т.д.)

2. воздействие общества на природу:

  • истощение недр
  • загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами
  • уничтожение растительного и животного мира
  • вырубка лесов
  • применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы

Понятие общества в социологии

Понятие социология само происходит от латинского термина «общество» и поэтому оно и является основным в этой науке. Общество является предметом и объектом изучения в социологии.

Впервые понятие социология введено в употребление Огюстом Контом, известным французским философом в первой трети XIX века. И вначале эта наука отождествлялась с обществоведением. Позже социология выделилась в отдельную отрасль, более узко и специфически занимающуюся социальными проблемами.

Понятие общества в социологии имеет несколько точек зрения. Этот термин может рассматриваться как объединение людей по интересам, групповое объединение по классовому или родовому признаку, обозначать жителей разных стран или представителей национальностей и народов. Если рассуждать в этом смысле от простого к сложному, то в конечном счете общество – это все люди, проживающие на земном шаре. Самое общее понятие общества в социологии, таким образом, включает в себя ту часть мира, в которой главными являются люди, их взаимодействие друг с другом, а также формы их объединений. Итак, рассмотрим данное положение поподробнее.

Широкое понятие общества в социологии предполагает его отделение от природы как сознательной части, обладающей волей и сознанием. В отличие от природы общество не развивается стихийно. В нем существуют свои законы, которые творятся человеком и в конечном счете становятся элементом человеческой культуры. Однако, это обособление общества от природы вовсе не означает их антагонизм. Связь между ними неразрывна и в конце концов они зависимы друг от друга. А общество от природы – в большей степени. Все действия и поступки человека в отношении естественной среды обитания возвращаются к нему в виде экологического кризиса, угрожающего гибелью всего, сто есть на свете, в том числе и созданного руками людей.

Таким образом, понятие общества в социологии рассматривает свой объект изучения как универсальную самодостаточную и развивающуюся систему, уровень которой оценивается именно по тому, как оно относится к окружающей среде, как в процессе взаимодействия различные сферы общественной жизни взаимно влияют друг на друга.

Понятие человек в социологии также рассматривается с трех точек зрения. Первая касается природной, биологической сущности человека, вторая делает упор на внешние и внутренние отличительные признаки человека как индивида и третья зиждется на качествах, которые отличают его как продукт общественных отношений. Коснемся каждой из точек зрения.

Человек – дитя природы. Поэтому его много связывает с животным миром. Но в отличие от своих меньших собратьев он резко выделяется среди них такими признаками, как прямохождение, умение добывать пищу с помощью орудий труда, создание для себя комфортных условий для существования, что свидетельствует о сложном строении мозга человека. Сознательная жизнь – это самое главное, что не дает ставить знак равенства между человеком и животными.

Далее, социология уделяет внимание вопросу о человеке как индивиде. В этот термин вкладываются особенности человеческого обличия, его характер, темперамент, степень развитости интеллекта, то есть те самобытные черты, отличающие его от себя подобных в социуме.

Но главное понятие человек в социологии раскрывается в термине «личность» и связывается с его деятельностью в обществе, выделяя как основные социально значимые черты. К ним относится активность, сознательность, нравственная состоятельность, ответственность человека по отношению к происходящему вокруг него. Личность проявляется в тех ролях, которые он выбирает для себя в процессе взаимодействия с людьми и в том, насколько хорошо он с ними справляется.

Таким образом, делаем вывод о том, что в социологии человек и общество – единое целое.

Теории происхождения общества.

1.2 Теории происхождения

Современное общество возникло в результате эволюции более простых социальных форм объединения людей.

В обществе как социальной системе должны происходить многие сложные проце0ссы, чтобы оно продолжало функционировать, как и прежде.

Эти процессы, сохраняя само общество, ведут, тем не менее, к его изменению и развитию. Одни общества, изменяясь, приобретают новые типы социальных структур, культурных образований и склонность к эволюционному развитию. Другие общества могут быть настолько блокированы внутренними конфликтами или иными негативными помехами, что утрачивают способность к эволюции настолько, что с трудом могут поддерживать свое существование или начинают даже разрушаться.

В социологии существуют различные интерпретации изменения и развития общества, причин и основных этапов этих процессов.

1.2.1. Эволюционизм

Наиболее влиятельные позиции в решении этой проблемы занимает эволюционизм как система взглядов, признающая объективный характер социального развития, берущая начало в исследованиях Ч.Дарвина. Основной проблемой в эволюционизме как подходе к познанию явлений развития общества стало выявление определяющего фактора, модификация которого ведет к изменению всего облика общества.

О.Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к позитивной форме обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, осуществляемый благодаря человеческому разуму. Это переход на качественно иной уровень производства и удовлетворения потребностей.

Г.Спенсер усматривает сущность эволюции общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития.

Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Э.Дюркгейм рассматривал эволюцию как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социальный организм и является высшим моральным принципом общества.

К.Маркс в качестве определяющего фактора социального развития считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, которая, в свою очередь, является основой изменения всего общества и обеспечивает смену общественно- экономической формации. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции. Поэтому социальные революции - это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества.

Концепция эволюционизма сыграла положительную роль в понимании причин и хода развития общества, прежде всего благодаря признанию объективного характера общественного развития.

Однако эволюционизм не смог объяснить причины кризисов, попятных движений, распада некоторых обществ и гибель цивилизаций. Была поставлена под сомнение сама идея объективности социального процесса из-за того, что его основные параметры (знания, свобода личности, солидарность, технический прогресс, производительные силы) могут служить источником и негативных тенденций. Оказалось, что эти параметры прогресса могут привести к созданию оружия, способного уничтожить весь мир, служить источником социальных конфликтов, привести к экологической катастрофе. Эволюционизм не смог также объяснить социальные процессы и явления, возникающие на сжатом историческом отрезке времени (смена правительств, рост преступности, отклонения в поведении индивидов и т.п.), так как он исходил из рассмотрения общества в большой исторической перспективе.

Указанные проявления ограниченности эволюционизма преодолевались путем новых подходов к созданию общества, среди которых выделялись теории циклического развития (О.Шпенглер, А.Тойнби) и теория социального изменения (Т.Парсонс).

1.2.2. Теория циклического развития

В теории циклического развития эволюция общества рассматривалась не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию общества, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся по мере его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривали его изменение по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая тем самым свою стабильность.

1.2.3. Теория социального изменения

Теория социального изменения Т. Парсонса строится на основе теории системы и кибернетики. В основе мыслительной модели (концепции) структур общества и его изменения лежит идея кибернетической иерархии различных систем: организм, личность, социальная система и культурная система как ступени растущей степени сложности. Действительно, глубокими изменениями являются те, что затрагивают культурную систему, которую Парсонс называет системой доверия. Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют поэтому и самого общества в его основе. С этой точки зрения можно поставить вопрос о специфике русской культуры и русской ментальности, которые существовали на протяжении всей истории русского общества независимо от всех политических, экономических и иных потрясений.

Описание работы

Общество и природа
Природа – естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами.
Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Отличия общества от природы:
творит культуру
развивается под влиянием деятельности людейзненно

Выберите верные суждения об обществе и его типах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Общество - это совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, в которых выражается их взаимозависимость.

2) Основной фактор производства индустриального общества - земля.

3) B узком смысле под обществом понимают определённый этап исторического развития.

4) В обществе традиционного типа экономика носит аграрно-сырьевой характер, господствует натуральное хозяйство, преобладают экстенсивная технология и ручной труд.

5) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.

Пояснение.

Общество - в широком смысле - часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения; в узком смысле - совокупность людей, наделенных волей и сознанием, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений (напр., общество книголюбов и т.п.). Типы обществ:

1) Доиндустриальный (традиционный) - состязание человека с природой. Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около 2/3 работоспособного населения. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение.

2) Индустриальный - состязание человека с преобразованной природой. Для него характерно развитие производство товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники. В хозяйственной деятельности преобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. Время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, самолет и т.п. Монотонный конвейерный труд.

3) Постиндустриальный - состязание между людьми. Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя. Новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести к кардинальным изменениям во всем нашем образе жизни, а их повсеместное применение ознаменует создание нового типа общества - информационного.

1) Общество - это совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, в которых выражается их взаимозависимость - да, верно.

2) Основной фактор производства индустриального общества - земля - нет, неверно.

3) B узком смысле под обществом понимают определённый этап исторического развития - да, верно.

4) В обществе традиционного типа экономика носит аграрно-сырьевой характер, господствует натуральное хозяйство, преобладают экстенсивная технология и ручной труд - да, верно.

5) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой - нет, неверно.


Домашняя работа № 2

I. Дайте ответы на следующие вопросы:

Что такое общество?

В чём необходимость власти и социальных норм в обществе?

Каково значение и последствия неолитической революции?

I. Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Общество объединяет людей по социо-культурным, профессиональным признакам, по происхождению, интересам и т.д

Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:

· оно не является частью более крупной системы;

· браки заключаются между представителями данного объединения;

· оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

· объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

· у общества есть собственное название и собственная история;

· оно обладает собственной системой управления;

· объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

· его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил) которую называют культурой.

II. Власть – это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов, руководить действиями других лиц.

Социальные нормы – это правило поведения общего характера, регулирующее отношения между людьми. Оно включает обычаи, традиции, обряды, табу, моральные нормы.

В любом обществе действует своя власть и свои социальные нормы. Общество без власти и без социальных норм, даже при отсутствии только одного из них, перестаёт быть обществом, а становится обыкновенной неконтролируемой анархией. Власть не даёт обществу распасться, власть – тиски, которые постоянно сдерживает и сплачивает его. Власть необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, обеспечения порядка в обществе, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе. Если власть занимается обеспечением правопорядка, организацией общественного производства, то социальные нормы имеют свою конкретную функцию – регулирование отношений между людьми в процессе их взаимодействия. Её составные части; обычаи, традиции, мораль, может регулировать абсолютно все стороны жизни общества, с развитием права социальные нормы заняли своё место в системе других норм, регулирующих отношения между людьми. Теперь социальные нормы регулируют только часть общественных отношений, тех, которые не регулируются никакими другими нормами.

III. Неолитическая революция - переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве. То есть переход от собирательной экономики к производящей.

Неолитическая революция стала своего рода переломным моментом в истории человечества. Переход от примитивной к более развитой экономике существенно повлиял на дальнейшую судьбу общества и на его «лицо». Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Конечно, к последствиям неолитической революции следует отнести ещё и раскол общества на антагонистические классы, т.к. именно в результате возникновения избыточного продукта, частной собственности на него и разделения труда заставило общество впервые в своей истории разделиться на социальные слои, сословия, касты, которые ещё долго будут существовать в жизни общества.

II. Назовите основные причины возникновения права.

Право – это система общеобязательных, формально-определённых нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают баланс индивидуальных, классовых и общечеловеческих интересов и регулируют социально-значимые общественные отношения путём предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей.

Основные причины возникновения права:

· Необходимость установления единого порядка.

· Необходимость его поддержания.

· Оформление товарно-денежных отношений.

· Смягчение противоречий между различными слоями общества.

III. Ф. Энгельс. «происхождение семьи, частной собственности и государства» IX глава

gastroguru © 2017