Монархия понятие виды

греч.-единовластие): политическая система, основанная на исключительной законной власти одного лица. Монархия является самым древним и стабильным в истории типом политической организации.

Отличное определение

Неполное определение

МОНАРХИЯ

одна из форм монократии - единоправия и наименование государственного строя, во главе которого стоит монарх. От других форм монократии (диктатуры, президентского правления, партийного вождизма) монархия отличается наследственной (динамической) преемственностью власти (престола, короны) и семейно-родственным заполнением политического окружения.

Культурно-исторической основой происхождения монархии был социально-биологический механизм вождизма - появления у человеческой группы, жившей по нормам стайных животных, вождя и иерархии подчиненного ему окружения. Впоследствии такой вождь возглавлял племя, затем союз племен, предгосударственные и государственные образования, и постепенно складывалось представление о стране и народе как собственности государя.

Монархия находится в исторической оппозиции республиканской государственности и конкурирует с республиканской демократией, но может сочетаться с демократией монархической, т. е. с древнейшими формами племенной, военной, вечевой (в русских княжествах), городской (полисной) демократии (смешанное правление, по Аристотелю). Исторический смысл дилеммы «монархия - республиканская демократия», сформулированной еще политической философией античной Греции, объяснялся как проблема числа в политике: движение от 1 до множества (Платон. Республика, 291d, 302с). Движение от 1 до функционально, между монархией и демократией расположены все другие типы государственного строя, 1 и это крайности, поэтому они в истории то вытесняли друг друга, то сочетались друг с другом. В романской и средневековой традиции прочно удерживалась традиция титулярности монархии, т. е. правления, доверенного монарху народом - подлинным обладателем власти и права. Раннефеодальные монархии еще не обладали всей полнотой власти, которую они вынуждены были делить с племенными вождями и общинным самоуправлением в городах, нередко их функции были ограничены руководством военными операциями (выборные цари германских племен, новгородские князья на Руси). На Востоке и в Европе к началу Нового времени монархия постепенно абсолютно возобладала и приняла завершенную форму абсолютизма (в Европе) и самодержавия (в России) в процессе исторической концентрации и централизации власти. Абсолютизм получил теоретическое обоснование в концепции монархического суверенитета в сочинениях И. Санина («Просветитель», 1503) и Ж. Бодена («Шесть книг о республике», 1576). Монархия как форма правления постепенно пришла в упадок. Этот процесс начался с кон. 18 в. и продолжался в течение 19 и 20 вв. Монархии либо заменялись республиканским строем, либо принимали смешанные формы (конституционная, демократическая, парламентская), которые существенно ограничивали властные полномочия монарха, а зачастую сводили роль монарха в государстве к чистому представительству.

Содержание статьи

МОНАРХИЯ , форма правления, характеризующаяся единовластием, обычно передаваемым по наследству. На племенном этапе развития во многих первобытных обществах, известных антропологам в наши дни, монархический принцип выражается в институте вождей. Любой вид индивидуального лидерства среди людей имеет в какой-то степени монархическую природу, но на практике следует различать свободно избранного вождя, чье влияние основано на способности выразить согласие группы, и лидера, власть которого опирается на обычай, традицию, право, поддержку духовенства или любую другую основу, отличную от добровольного сотрудничества. Монархическим является только второй род власти; решающее различие заключается в том, как именно признается господство личности, принимается ли оно стихийно (лидерство) или институциональным установлением (монархия), позволяющим отдельному лицу пользоваться властью независимо от его личных качеств. Таким образом, один из основных критериев состоит в том, должен ли правитель заслуживать своего кресла или трона.

Почти все монархии в истории были наследственными, причем до такой степени, что претенденты проверялись не на пригодность к правлению, а на легитимность, т.е. на происхождение по прямой линии от правившей прежде семьи. Это не противоречит тому, что новые династии обычно прибегают к захвату власти, ведь затем, как правило, тщательно фабрикуются соответствующие генеалогические документы или устанавливается связь, через брак или усыновление, со старой династией. По самой своей природе монархия выглядит чрезвычайно приспособленной к потребностям общества, тесно связанного с традициями, и это подтверждается тем, что цари часто исполняли, кроме обязанностей руководства и управления, разнообразные священнические и символические функции. Большинство монархов стремилось одобрять и поддерживать народную веру в божественное происхождение престола и их семей. Снижение престижа и власти монархов в последнее время отчасти отражает рост мирской ориентации современной цивилизации.

В 19, 20 и 21 вв. многие монархии сумели приспособиться к изменившимся условиям и стать символическими воплощениями культурного единства своих народов. Религиозную санкцию в какой-то степени заменил мощный психологический императив национального чувства.

Что касается возможности поддержки монархических институтов, проистекающей от верности экономическим и социальным догмам, то здесь пока убеждающие примеры отсутствуют. Современные тоталитарные диктатуры демонстрируют нечто близкое, но они основаны на персональных качествах привлекательного вождя. Кроме того, здесь проблема установления легитимности решается новым способом, совершенно не связанным с обращением к историческому прецеденту, что существенно для монархии. Наследование является другим важным критерием существования монархических институтов, и по нему также недостает опыта, которым можно было бы обосновать суждение о возможности регулярного наследования в современной диктатуре. Наконец, режиму, где каждый, кто занимает высший пост, является узурпатором, как было до сих пор, едва ли может соответствовать принцип легитимности.

Происхождение монархии.

Истоки монархии обнаруживаются в далеком прошлом, до возникновения письменности и летописной истории. Мифология и фольклор всех стран повествуют о царях, приписывая им легендарные проявления доблести, благочестия, дальновидности и справедливости, или – довольно часто – поступки противоположного свойства. Стереотипы царя-воина, безгрешного монарха, царственного законодателя и верховного судии свидетельствуют о разнообразных ролях, которые цари были призваны исполнять.

Какую из этих ролей можно выделить как первостепенную или решающую при возникновении доисторической монархии – предмет долгих дебатов. Одни считали, что катализатором выступила военная функция, и лидерство в войне, стоило сражениям прекратиться, обычно вело к присвоению священнических, судебных, экономических и других функций. Некоторое подтверждение этой точки зрения можно найти как у древних, так и у современных примитивных народов в известной тенденции передавать во время кризиса отдельным лидерам или правителям чрезвычайную власть – например, при угрозе внутреннего раскола или внешнего нападения. Таким было и царствование в древней Спарте, и диктатура в Римской республике, да и полномочия военного времени у современных демократических лидеров обнаруживают эту тенденцию.

Раз уж короли под предлогом национальной обороны получили доступ к новым источникам доходов, они не слишком спешили освободиться от них, вернувшись к мирной жизни. Во Франции первая королевская постоянная армия появилась после окончания Столетней войны, когда бродячие банды бывших солдат стали представлять такую угрозу, что королю пришлось нанять часть из них на постоянную службу, чтобы подавить остальных. Для монархов было вполне логично и естественно использовать новые ресурсы, финансовые и военные, чтобы держать в благоговейном страхе собственных могущественных подданных – феодальных магнатов. Городской средний класс в целом приветствовал усиление королевской власти, потому что оно принесло ряд преимуществ, для них особенно привлекательных: рост общественного порядка и безопасности личности и собственности; большее единообразие в правовых нормах, чеканке денег, мерах и весах; более дешевое и надежное правосудие; поддержку для торговцев в чужих краях; благоприятные возможности для коммерции (например, поставки в королевскую армию формы и снаряжения, оснащение королевского флота или сбор королевских налогов).

Со своей стороны король был рад воспользоваться деньгами и умом своих подданных из среднего класса, ведь таким образом он мог освободиться от традиционных ограничений, например, феодальной идеи, что «король должен жить на доходы со своих поместий». Кроме того, новая королевская гражданская служба нуждалась в сотнях служащих, и люди, подготовленные в конторах купцов, могли теперь дополнить или заменить духовенство как источник пополнения рядов грамотных бюрократов. Таким образом, возник действенный союз или даже симбиоз в отношениях между королями Нового времени, стремившимися приумножить свою власть, и их бюргерами, искавшими пути приумножения своих богатств. Именно на этом сотрудничестве, часто спонтанном и непреднамеренном, строился абсолютизм монархий в начале новой истории. Естественно, другие обстоятельства, иногда местные или личного характера, также играли известную роль.

Экономические факторы в Западной Европе . Условия в этом регионе особенно благоприятствовали консолидации монархии в 16 и 17 вв. Это была эпоха исследований и открытий, экспансии и колонизации – деятельности, которая увеличивала преимущества стран, обладавших энергичным и сконцентрированным управлением. Морские экспедиции были опасными и дорогостоящими, международное соперничество – острым, так что финансовая поддержка и содействие короля были жизненно необходимы. , Испания, Франция и Англия обнаружили, что их монархические институты весьма пригодны для продвижения открытий и эксплуатации новых земель, а династии этих стран изрядно выгадали от участия в такой деятельности. Одни голландцы оказались народом, приобретавшим колонии при республиканской форме правления, и заслуживает внимания тот факт, что воспользовались преимуществами небольшой территории, коммерческой эффективности и культурной однородности в гораздо большей степени, чем любой из их монархических соперников. По тем же причинам голландцы не слишком нуждались в политике, нацеленной на построение государственной экономики, которую называли по-разному: меркантилизм, этатизм, камерализм или – по имени ее величайшего французского представителя Жана-Батиста Кольбера – кольбертизм. Хотя в целях и методах можно обнаружить множество вариаций, основной задачей в меркантилистском искусстве управления был рост процветания и богатства подданных короля, необходимый для того, чтобы король мог собирать больше налогов.

Военные и религиозные факторы в Центральной Европе . Рост централизованного абсолютизма здесь меньше зависел от экономических факторов, чем от политических, религиозных и военных. Положение как оплота против турок способствовало монархической консолидации при и упростило преобразования и Богемии в наследственные королевства. Абсолютизм также мощно продвигался протестантской и длившимися столетие после ее возникновения религиозными войнами. и другие вожди протестантизма передали функции искоренения церковных злоупотреблений местным князьям как божественно назначенным пастырям, и Лютер, в частности, проповедовал полное повиновение княжеской власти. В и Скандинавии короли и князья воспользовались Реформацией для конфискации («секуляризации») имущества церкви и монастырей, притеснения и феодальной оппозиции в городах и среди знати, а также для замены католических епископов новыми и более покорными церковниками. В Англии действовал во многом аналогично, хотя был не столь радикальным.

Абсолютная монархия.

В католических, как и в протестантских странах, самые острые конфликты происходили в , сильно поощрившую концентрацию власти в монарших руках. (Попутно можно отметить, что после Трентского собора середины 16 в. папство резко укрепило свою монархическую власть.) Истребительная война во Франции между протестантами-гугенотами и католиками сначала довела монархию до фактического бессилия, но затем противодействие религиозными распрям помогло восстановить королевские полномочия при и расширить их при кардинале . (1648), предоставивший суверенные права мира и войны германским государствам Священной Римской империи, ускорил переход от средневекового Христианского мира (Respublica Christiana) к территориальному абсолютизму, ставшему уже естественным в Германии, как и в землях Габсбургов. Несколько самых энергичных государств, в том числе Франция и Бранденбург, закончили войну, не только увеличив территории, но и со значительным внутренним структурным усовершенствованием, подсказанным нуждами и возможностями войны.

Теория абсолютизма . Политическая теория отражала новую доминирующую роль территориальных повелителей. Королевские юристы не замедлили обратиться к римской императорской юриспруденции – особенно за формулировками из Кодекса – для обоснования притязаний своих хозяев на «полноту власти» (plenitudo potestatis) и утверждения тезиса, что «король есть император в своих владениях» (est imperator in regno suo). Ни один подданный, как утверждалось, не мог на законных основаниях противиться воле короля. Подобные теории достигли высшей точки в абсолютистской философии и Бенедикта Спинозы , хотя их крайние взгляды имели, вероятно, меньшее влияние по сравнению с более умеренными доктринами , барона фон Пуфендорфа и . Божественное право королей доказывал с отталкивающим педантизмом и необычайной бестактностью в Англии, а также – с большим красноречием и успехом – епископ во Франции конца 17 в., но такой подход уже не был широко признанным обоснованием монархии.

Воспользовавшись римским правом, теорией общественного договора и божественным правом, короли не торопились отбрасывать родовую концепцию своего правления. В соответствии с ней, королевство и все его богатства принадлежат монарху как родовое владение (переходящие к потомкам владельца), которым он вправе распоряжаться по собственному усмотрению, и лишь по его милости отдельные лица и корпоративные объединения могут пользоваться условным владением своей собственностью.

Централизованная администрация . На практике короли редко пытались применить эту концепцию буквально, как и не предпринимали систематических усилий для уничтожения всех других центров власти в своих владениях. Чаще, как во Франции, прежние феодальные и корпоративные институты сохранялись, хотя и в ослабленных формах, и использовались в нужных королю целях. Это достигалось их подчинением новой централизованной администрации, ключевой фигурой которой был интендант, отправленный в свою провинцию как представитель короля и облеченный полной властью. Существенным было то, что интенданты не выбирались из высшей знати, а представляли собой «новых людей», полностью зависимых от благосклонности королевской власти. Многие из этих чиновников были просвещенными администраторами с первоклассными способностями, они многое сделали для процветания своих округов; это особенно справедливо в отношении Франции и Пруссии.

Несмотря на установившиеся в администрации авторитарные методы, абсолютный монарх обычно не проводил коренных изменений в судебной власти, даже если, как во французских парламентах, среди судей, представлявших эгоистичные интересы привилегированных классов, возникало сильное сопротивление королевским реформаторским мероприятиям. Частично это объясняется тем, что при абсолютной монархии предреволюционной Франции, судебные должности обычно покупали и передавали по наследству, создавая, таким образом, право собственности, которое королевская власть не решалась нарушить и не имела средств перекупить. Монархов также сдерживала боязнь показаться деспотичными, и это соображение действовало все сильнее с распространением либеральных идей 18 в.

Просвещенные деспоты . По иронии судьбы некоторые из самых способных и преданных своей стране монархов Нового времени правили в 18 в., в , когда вся теория и практика абсолютной монархии подверглась критическому пересмотру и нападкам. Англия уже показала пример, решительно заменив абсолютизм ограниченной монархией, власть в которой сосредоточилась, в основном, в высшем среднем классе, контролировавшем парламент. Не столь быстрое развитие капитализма на континенте, особенно к востоку от Рейна, сдерживало рост агрессивных движений среднего класса. Так что самое энергичное давление в направлении модернизации оказывала королевская власть. в Пруссии и в с усиленной энергией и последовательностью продолжили политику своих предшественников. в Австрии и Карл III в Испании также стремились повысить эффективность и честность администрации и уделяли большее внимание благополучию народа.

Цели «просвещенных деспотов» (но не всегда их методы) в основном одобрялись французскими философами Просвещения, которые, как и Платон, считали, что брак мудрости с властью должен произвести на свет наибольшее благо. с энтузиазмом восхвалял Фридриха, а французские физиократы связывали реализацию своих экономических идеалов с правлением «законного деспота». Один выступал за восстановление «промежуточной власти» позднего Средневековья. Философы упрекали и в основном за то, что те не сумели просвещенным применением абсолютной власти искоренить злоупотребления, затхлые анахронизмы и особые привилегии, препятствовавшие развитию французской экономики и общества.



На протяжении многих веков практически во всем цивилизованном мире власть была организована по типу монархии. Затем существующий строй был свергнут революциями или войнами, но до сих пор сохранились государства, которые считают такую форму правления приемлемой для себя. Итак, какие существуют виды монархии и чем они отличаются друг от друга?

Монархия: понятие и виды

Слово «μοναρχία» существовало еще в древнегреческом языке и означало «единовластие». Несложно догадаться, что монархия в историческом и политическом смысле - это форма правления, при которой вся власть или большая ее часть сосредотачивается в руках одного человека.

Монарх в разных странах называется по-разному: император, царь, князь, король, эмир, хан, султан, фараон, герцог и так далее. Передача власти по наследству - характерная черта, которой отличается монархия.

Понятие и виды монархий - интересный предмет для изучения историками, политологами и даже политиками. Волна революций, начиная с Великой французской, во многих странах свергла подобный строй. Однако в XXI веке современные виды монархии успешно продолжают существовать в Великобритании, Монако, Бельгии, Швеции и других государствах. Отсюда многочисленные споры на тему, ограничивает ли монархический строй демократию и может ли вообще подобное государство интенсивно развиваться?

Классические признаки монархии

Многочисленные виды монархии отличаются друг от друга целым рядом признаков. Но есть и общие положения, которые присущи большинству из них.


Есть в истории примеры, когда некоторые виды республики и монархии настолько близко граничили между собой по политическому устройству, что сложно было придать государству однозначный статус. Например, во главе Речи Посполитой стоял монарх, но он избирался сеймом. Некоторые историки называют неоднозначный политический режим РП - шляхетской демократией.

Виды монархии и их признаки

Существует две больших группы монархий, которые сформировались:

  • согласно ограничениям монархической власти;
  • с учетом традиционного устройства власти.

Прежде чем подробно разобрать признаки каждой из форм правления, необходимо определить существующие виды монархии. Таблица поможет сделать это наглядно.

Абсолютная монархия

Absolutus - с латинского переводится, как «безусловный». Абсолютная и конституционная - это основные виды монархии.

Абсолютная монархия - это форма правления, при которой безусловная власть сосредотачивается в руках одного человека и не ограничивается никакими государственными структурами. Такой способ политической организации похож на диктатуру, поскольку в руках монарха может оказаться не просто вся полнота военной, законодательной, судебной и исполнительной власти, но и даже религиозной.

В эпоху Просвещения право одного человека на единоличное распоряжение судьбой всего народа или государства богословы стали объяснять божественной исключительностью правителя. То есть монарх - это помазанник Божий на престоле. В это свято верил религиозный народ. Известны случаи, когда к стенам Лувра приходили в определенные дни неизлечимо больные французы. Люди верили в то, что приложившись к руке Людовика XIV, они получат желаемое исцеление от всех своих болезней.

Существуют разные виды абсолютной монархии. Например, абсолютная теократическая - это разновидность монархии, в которой глава церкви является одновременно главой государства. Самая известная европейская страна с такой формой правления - Ватикан.

Конституционная монархия

Эта форма монархического правления считается прогрессивной, поскольку власть правителя ограничивается министрами или парламентом. Основные виды конституционной монархии - дуалистическая и парламентарная.

В дуалистической организации власти монарху предоставляется исполнительная власть, но ни одно решение не может быть принято без одобрения соответствующего министра. За парламентом остается право вотировать бюджет и принимать законы.

В парламентарной монархии все рычаги правления фактически сосредоточены в руках парламента. Монарх утверждает кандидатуры министров, однако номинирует их всё равно парламент. Получается, что наследственный правитель просто является символом своего государства, но без одобрения парламента не может принять ни одного государственно важного решения. В отдельных случаях парламент даже может диктовать монарху, по каким принципам он должен строить свою личную жизнь.

Древневосточная монархия

Если подробно разбирать перечень, описывающий виды монархии, таблица начиналась бы с древневосточных монархических образований. Это первая форма монархии, которая появилась в нашем мире, и она имела своеобразные черты.

Правителем в таких государственных образованиях назначался лидер общины, который управлял религиозными и хозяйственными делами. Одной из главных обязанностей монарха было служение культу. То есть он становился своеобразным жрецом, и организовывать религиозные церемонии, толковать божественные знамения, хранить мудрость племени - это были его первоочередные задачи.

Поскольку правитель в восточной монархии был в сознании народа напрямую связан с богами, то полномочия ему предоставлялись достаточно широкие. Например, он мог вмешиваться во внутриродовые дела любой семьи и диктовать свою волю.

К тому же древневосточный монарх следил за распределением земель между подданными и сбором налогов. Он устанавливал объем отработок и повинностей, руководил войском. У такого монарха обязательно были советники - жрецы, знатные люди, старейшины.

Феодальная монархия

Виды монархии как формы правления со временем трансформировались. После древневосточной монархии первенство в политической жизни заняла феодальная форма правления. Она делится на несколько периодов.

Раннефеодальная монархия появилась в результате эволюции рабовладельческих государств или первобытнообщинного строя. Как известно, первые правители таких государств были общепризнанными военными начальниками. Опираясь на поддержку войска, они устанавливали свою верховную власть над народами. Чтобы укрепить своё влияние в отдельных регионах, монарх отправлял туда своих наместников, из которых впоследствии и формировалось дворянство. Правители не несли никакой юридической ответственности за свои деяния. Практически институтов власти не существовало. Под это описание подходит древнее славянское государство - Киевская Русь.

После периода феодальной раздробленности стали формироваться вотчинные монархии, в которых крупные феодалы передавали в наследство своим сыновьям не только власть, но и земли.

Затем некоторое время в истории существовала сословно-представительская форма правления, пока большинство государств не превратились в абсолютные монархии.

Теократическая монархия

Виды монархии, отличающиеся по традиционному устройству, включают в свой перечень и теократическую форму правления.

В такой монархии абсолютным властелином является представитель религии. При этой форме правления духовному лицу в руки переходят все три ветви власти. Примеры подобных государств в Европе сохранились только на территории Ватикана, где Папа Римский - и глава церкви, и государственный правитель. А вот в мусульманских странах современных теократическо-монархических примеров немного больше - Саудовская Аравия, Бруней.

Виды монархии в наши дни

Пламени революции не удалось искоренить монархический строй во всем мире. Подобная форма правления сохранилась в XXI веке во многих уважаемых странах.

В Европе в маленьком парламентском княжестве Андорра по состоянию на 2013 г. правили сразу два князя - Франсуа Олланд и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилья.

В Бельгии с 2013 года на трон взошел король Филипп. Маленькая страна, в которой населения проживает меньше, чем в Москве или Токио, не просто конституционная парламентская монархия, но еще и федеративный территориальный строй.

С 2013 года Ватикан возглавляет папа Франциск. Ватикан - это город-государство, в котором до сих пор сохранилась теократическая монархия.

В знаменитой парламентской монархии Великобритании правит с 1952 года королева Елизавета II, а в Дании - с 1972 года королева Маргрете II.

Кроме этого, монархический строй сохранился в Испании, Лихтенштейне, Люксембурге, Мальтийском ордене, Монако и многих других странах.


Монархия - форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единолично главе государства - монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Монархические государства могут быть либо абсолютными , либо ограниченными .

Абсолютные монархии представляют собой государства, в которых верховная власть максимально сосредоточена в руках одного человека.

Основные признаки абсолютной монархии:

1) вся государственная власть (законодательная, исполнительная, судебная) принадлежит одному лицу - монарху;
2) вся полнота государственной власти передается по наследству;
3) монарх пожизненно управляет страной, и нет правовых оснований его добровольного смещения;
4) отсутствует какая-либо ответственность монарха перед населением.

Примерами государств абсолютной монархии являются названные ранее:
семь княжеств Объединенных Арабских Эмиратов; Оман, Саудовская Аравия, Катар, город-государство Ватикан.

Большая часть монархий в современном мире ограничена компетенцией представительных и судебных органов публичной власти (ограниченная монархия).
К государствам с такой формой правления, в частности, можно отнести Австралию, Бельгию, Великобританию, Данию, Испанию, Канаду, Новую Зеландию, Норвегию, Швецию, Японию и др.

В этих странах на основании конституций формально или фактически государственная власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную.

Признаки ограниченной монархии:

1) власть монарха ограничена наличием и деятельностью (компетенцией) представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти;
2) правительство формируется из представителей партий, победивших на выборах в парламент;
3) исполнительная власть осуществляется правительством, которое ответственно перед парламентом;
4) главой правительства является лидер партии, обладающей большинством депутатских мест в парламенте;
5) законы принимаются парламентом, а подписание их монархом является формальным действием.

Ограниченные монархии подразделяются на дуалистические и парламентарные .
Она полагает, что дуалистическая монархия характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными полномочиями.

"Дуализм состоит в том, - пишет Л.А. Морозова, - что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха".
Ученый объясняет это тем, что "монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, т.е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы".(Бутан, Иордан, Марокко)

Признаки парламентарной монархии:

а) полномочия монарха формально и фактически ограничены компетенцией высшего законодательного органа;
б) монарх осуществляет в качестве главы государства только лишь представительные функции;
в) правительство формируется парламентом и ответственно перед ним;
г) исполнительная власть полностью принадлежит правительству.
К государствам парламентарной монархии относятся: Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.

Все мы знаем, что существуют различные формы управления государством, в том числе и монархия. А что такое монархия, и чем, например, власть английской королевы отличается от власти оманского султана? Постараемся подробно рассказать вам об этом.

Монархия: что это?

Монархией называется одна из форм управления государством, при которой верховная власть в нем частично или полностью принадлежит (формально или реально) монарху – единоличному главе этого государства. Монарх (султан, шах, император, царь, король и т.п.) обычно получает власть по наследству и правит пожизненно.

Исходя из данного выше определения, можно выделить следующие основные признаки монархии:

  1. Верховная власть в государстве принадлежит одному лицу;
  2. Эта власть получается и передается по наследству, по принципу крови;
  3. Власть принадлежит монарху пожизненно;
  4. Монарх олицетворяет собой историческую преемственность, единство нации, традиции и представляет свою страну на международной арене.

Даже в тех странах, где власть монарха ограничена конституцией и он фактически не управляет страной, все равно он является олицетворением верховной государственной власти.

Виды монархии

По объему ограничений монархия подразделяется на несколько видов: абсолютная, конституционная, парламентарная и дуалистическая.

Что такое абсолютная монархия?

При абсолютной монархии власть монарха ничем не ограничена. Ему подчинены все органы власти. Государствами с абсолютной монархией являются Катар, Оман, княжество Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовская Аравия.

Что такое конституционная монархия?

При этой форме управления государством власть монарха ограничивается конституцией, традициями или неписаными правилами. Конституционная монархия, в свою очередь, подразделяется на две формы:

  1. Парламентарная монархия. При этой форме монархии монарх выполняет представительскую функцию и не обладает реальной властью. Правительство подчинено парламенту, а не формальному главе государства – монарху. В настоящее время государствами с парламентарной монархией являются Швеция, Дания, Великобритания.
  2. Дуалистическая монархия. Это особый вид конституционной монархии, при которой власть монарха ограничивается как парламентом, так и конституцией. Монарх имеет право свободно принимать самостоятельные решения в пределах предоставленных ему рамок. Эта форма государственного управления в настоящее время имеется в Лихтенштейне, Монако, Кувейте, Иордании, Марокко.

Преимущества и недостатки монархии

Монархия, как форма управления государством, имеет следующие преимущества:

  • С самого раннего детства монарх воспитывается, как будущий глава государства. В нем развивают необходимые для этого качества характера.
  • Смена власти происходит не под влиянием интересов некоторых лиц. Это гарантирует, что к власти не придет человек, для которого она является самоцелью.
  • Любой монарх хочет оставить своим наследникам (сыну, дочери) сильное, процветающее государство.
  • Монархия обеспечивает единство власти, а следовательно, делает ее более прочной.
  • Положение монарха намного выше, чем положение любой партии. А поэтому монарх не является предвзятой политической фигурой.
  • Монархия обеспечивает наилучшие условия для проведения долговременных реформ.
  • После смерти монарха всегда известен его преемник, что существенно уменьшает риск возникновения политических потрясений.

Недостатками монархии являются:

  • Монарх не ответственен ни перед кем за принятые решения. Это может привести к принятию им ошибочных решений, которые не отвечают интересам страны.
  • Монархом может стать человек, не способный полноценно управлять государством, например, ребенок.
  • Монарх во многом зависим от своего окружения.
  • Смерть монарха, у которого нет детей, может привести к развитию в стране тяжелого политического кризиса.
  • Положение монарха над законом делает все население зависимым от воли своего правителя, фактически, бесправным.
gastroguru © 2017