Как решать огэ по обществознанию. Рекомендации к заданиям второй части огэ по обществознанию. На экзамене будет то, что решали на уроках

Проблема научного определения

История определения: человек – «двуногое без перьев», политическое животное, общественное животное, животное, способное использовать орудия...

Человек как деятельное существо.

Совокупность общественных отношений. Человек как совокупность общественных отношений.

Общество:

Совокупность индивидов, механизм.

Целостная система, организм. Подсистемы и элементы: классы, слои, группы, статусы, социальные роли.

Человеческая деятельность, культура как новая форма движения

Культура как прибавочный продукт человеческой деятельности

Состав прибавочного продукта: материальный, духовный результат деятельности

Условия появления прибавочного продукта

Формирование общества

Хронологические рамка формирования человека и социума

Дефицит необходимого продукта как средство социального синтеза

Экономическая зависимость. От экономического принуждения к политическому. Становление системы общественных отношений. Институт власти

Пробуждение творчества.

Диверсификация творческой деятельности как основа развития общества

Трансформация необходимого продукта. «Дельта качества» продукта

Социальное расслоение

Отделение умственного труда от физического, исполнительской деятельности от организационной, творческой от репродуктивной.

Литература:

Аристотель. Политика

Брук С.И. Народонаселение. БСЭ, III изд. 1968-1978

Глазычев В.Л. Эволюция творчества в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986

Законы XII таблиц. В кн. Хрестоматия по истории древнего мира под ред. В. В. Струве. Том III. Древний Рим. М.: Учпедгиз, 1953.

Законы Хаммурапи. Ст. 117. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm

Каутский К. Экономическое учение Маркса. http://e2000.kyiv.org

Кн. Ветхого завета: Бытие, Исход

Кн. Нового завета: Евангелие от Луки

Маркс К. Капитал, т. I. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 23

Плутарх. Перикл.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов

Шарден Пьер Тейяр. Феномен человека. М.: Наука, 1987


II. ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕНИЯ

1. РОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ

1.1. Общественный договор. Делегирование полномочий

1.2. Разделение труда и специализация

2. СУЩНОСТЬ ОТЧУЖДЕНИЯ

2.1. Отчуждение предмета, содержания труда и его результата

2.2. Отчуждение труда

2.3. Отчуждение условий труда от самого труда

2.4. Отчуждение человека от человека

3. ОТЧУЖДЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

3.1. Обеднение личности. «Человек-дробь»

3.2. Эволюционный аспект. Адаптация к обществу:

Приспособление к ценностям, создаваемым обществом, анатомия, психология;

Массовое производство - «стандартизация» личности.

3.3. Массовое производство и отчужденный человек

4. СОЦИАЛЬНЫЕ СЛЕДСТВИЯ ОТЧУЖДЕНИЯ

4.1. Классовое расслоение общества

4.2. Формирование института управления, института власти

4.3. Появление частной собственности.

5. ОТЧУЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА

5.1. Вытеснение творчества как ключевое звено социальных преобразований

5.2. Механизм вытеснения творчества

5.3. Автаркия. Профессиональные секреты

5.4. Стандартизация. Нормирование

5.5. Творчество как форма специализации

6. АНТИЧНАЯ МЫСЛЬ О ПРАВЕ НА ТВОРЧЕСТВО

7. ЭТАПЫ ОТЧУЖДЕНИЯ

7.1. Ремесленный труд-кооперация-мануфактура-фабрика

7.2 Деградация труда

7.3. Деградация человека

Тема 1. « Человек и общество» Лекция.

    Различать: человек, индивид, личность, индивидуальность.

    1. Человек – биологический вид, результат биологической эволюции с присущими ему чертами

      Индивид -конкретный единичный человек с присущими только ему чертами (Индивидуальностью) , результат социальной эволюции

      Личность – субъект сознательной деятельности, результат культурной эволюции

    Уметь выделять социальные (присущие только человеку-личности) и биологические (присущие человеку как биологическому организму). Биологические потребности – органические, первичные.

    Знать о других видах потребностей человека.

    Способности человека - Присутствуют как задатки в любом индивиде, Развиваются в способности в личности, Могут дойти до степени таланта

    Деятельность - Присущий только человеку способ преобразования окружающего мира и способ существования. Выделяют виды деятельности: труд, познание, творчество, игра, общение. Важным вопросом является свобода и ответственность личности в деятельности. Личность не свободна в своих действиях, будучи постоянно сдерживаема законом, понятиями морали и нравственности, чувством долга и пр.

    В структуру деятельности входит: цель, способы(технология), средства (техника) , результат, субъект, объект.

    Познание - форма деятельности человека, направленная на постижение истины. Истина – соответствие представления человека реальности. Истина бывает абсолютная и относительная. Критерии истины – логика и практика.

    Абсолютная истина недостижима, но к ней стремимся. Абсолютная истина – полное, всеобъемлющее, непротиворечивое знание об объекте познания. Абсолютная Истина - безусловная, неопровержимая истина; Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Относительная истина – объективная истина , которая содержит в себе неполное, относительное знание сущности предметов и явлений материального мира.

    Недостижимой абсолютная истина является по причине: 1. Ограниченности наших возможностей, 2. Недостаточной развитости науки, 3. Постоянной изменчивости окружающего нас мира.

    Формы познания: чувственное и рациональное. Уровни познания – эмпирический (опытным путем) и теоретический. Виды познания: обыденное, научное, художественное, социальное и пр. Мир может быт познаваем любым видом. Наиболее актуальны с помощью науки и с помощью искусства.

    Общество – в широком смысле слова- все человечество в прошлом, настоящем и будущем. В узком смысле слова - группа людей с общими интересами.

Также существуют следующие определения:

Общество - динамическая саморазвивающаяся система, состоит из сфер и социальных институтов.

Общество - обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира

    Социальные сферы – социальная, экономическая, политическая, духовная. Все сферы взаимосвязаны, постоянно находятся в развитии.

    Социальный институт (общественный институт, институт общества) – некая форма организации деятельности людей, которая необходима для удовлетворения потребностей и регулирует отношения в обществе. Выделяют такие институты общества как семья, государство, право, производство, религия, образование, армия, наука и пр.

    Культура - «вторая природа». В широком смысле культура - это все созданное человеком. В узком смысле слова - искусство (живопись,литература, кино, музыка, архитектура, скульптура, цирк…..)

    Пути общественного развития – Прогресс, Регресс, Революция, Эволюция, Перманентное реформирование.

    Глобализация – это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Глобализация – процесс объединения мировой культуры. Глобализация проявляется в 2 разноречивых тенденциях: 1. Интеграция национальных культур; 2. Дифференциация национальных культур

    Глобальные проблемы - современности - это совокупность социоприродных проблем , от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Они носят глобальный характер, появились во второй половине XX века, могут быть решены совместными усилиями стран. Проблемы: Экологическая, Демографическая, Терроризм, Экономический разрыв стран «Севера» и «Юга» ,Угроза нехватки продовольствия, Сырьевое и энергетическое истощение, Угроза третьей мировой войны

    Типология обществ: традиционное, индустриальное, информационное. (СМ. таблицы) . Полезно помнить, что традиционное общество – «восточное». Также оно наиболее древнее. Информационное общество отличается от индустриального тем, что в экономике основной продукт – в сфере услуг и информации. Также важно: традиционное (аграрное, доиндустриальное), индустриальное, информационное (постиндустриальное).

    Формы культуры: народная, массовая, элитарная. Народная – исходит из народных традиций. Массовая – простое содержание, не требует специальной подготовки, невысокий уровень, всегда ориентирована на прибыль. Элитарная культура – для элиты, требует спец. Подготовки, высокий уровень (вся классическая музыка, литература, живопись и т.д.). Все формы культуры взаимосвязаны, могут переходить в другое положение.

    Субкультура- система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры . Субкультура - суверенное целостное образование, часть общественной культуры . С точки зрения культурологи же субкультура - это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям общества.

    Контркультура – противоречит ценностям общества. Контркультура - специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологи контркультура - это течение в рамках традиционной культуры, которое направлено против отдельных ценностей традиционной культуры. Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей

    Религия – вера в сверхъестественное

    Наука -систематизированное представление о мире

    Образование - приобщение человека к знаниям и ценностям, накопленным до него.

    Социализация - (от лат. socialis - общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

    Искусство - отображение мира и его отдельных элементов посредством художественных образов

    СМИ - «четвертая власть»

    Тенденции в современном образовании - Гуманитаризация (внимание у гуманитарным предметам), Гуманизация (внимание к интересам учащихся, их способностям и индивидуальным особенностям), Информатизация (процесс информатизации обучения).

    Мораль - Представление о добре и зле. Зависит от эпохи, зависит от культуры ее представителей, является социальным институтом, является одним из видов социальных норм

Два главных понятия обществознания - человек и общество, всегда были неразделимыми, и не только для этой дисциплины. Они исторически возникли одновременно, породив друг друга. Иначе говоря, люди получили право так называться, когда осознанно начали жить вместе. На данный момент предметом изучения антропогенеза (части эволюции, которая касается становления человека как вида) являются как биологические факторы, так и социальные предпосылки и процесс возникновения и развития общества - социогенез.

Биосоциальная природа человека

Человек живет в обществе - это один из ключевых признаков его биосоциальной природы, принципиальное отличие от животных, помимо прямохождения, сознания и, как следствие, речи, и, главное, труда. Именно с рассмотрения феномена труда философы позапрошлого века, например Ф. Энгельс и К. Маркс, и начали говорить о том, что природа человека биосоциальная. Они заложили целую научную концепцию, объединяющую два понятия - биологический вид человек и социум, который он строит своим трудом.

Новорожденные рождаются полностью зависимыми от родителей во всех сферах своей жизни. И этим люди не сильно отличаются от животных. Хотя период взросления детей у людей самый длинный среди прочих биологических видов, ни один детеныш не выживает без старших особей. Но взрослый человек продолжает стремиться быть частью сообщества. Во-первых, для совместного удовлетворения своих физиологических нужд. Но главное, человек и общество обществознание объединяет потому, что для людей важна компания себе подобных в духовном плане. Во все времена одной из самых страшных пыток была одиночная камера, сводящая с ума любого. А страдания людей, потерянных на необитаемых островах, - любимых героев приключенческих романов - отнюдь не выдумка.

Общественные институты

Это сообщества, объединенные по роду деятельности, которые отвечают на конкретные социальные и физиологические потребности отдельных людей. И снова возникает синергия человека и общества. Обществознание выделяет пять направлений деятельности таких институтов.

    Духовно-религиозное.

    Политическое.

    Экономическое.

    Культурное, которое включает образование и науку.

    Социальное (в том числе семья и брак).

Они отвечают разнообразным потребностям каждого индивида - от базовых (еда, сон, безопасность) до духовных. Но позаботиться об этих нуждах можно только всем вместе.

Чего ждет от человека общество

Обществознание оперирует базовой единицей - человек, и их совокупностью - социальной системой. Как и в любой системе, в ней есть свои законы взаимодействия между частями и уровнями. И никогда общество не может состоять из одного человека. А он, в свою очередь, не может жить один, как ему заблагорассудится.

Любое взаимодействие элементов и уровней любой системы подчиняется определенным правилам, иначе ее ждут разрушение и хаос. Социальные нормы поведения разделяются на:

    Правовые.

    Духовно-нравственные.

    Религиозные.

    Традиционные.

Каждый человек должен соблюдать эти правила, ради свободы творить и выбирать свою судьбу, опираясь на совместное удовлетворение базовых потребностей. Ведь человечество давно осознало, что вместе в любой области люди могут достичь большего.

Постиндустриальное общество

На данный момент человечество строит постиндустриальное общество:

    Основное направление работы - услуги и продажи.

    Большая часть производства автоматизировано за счет компьютерных технологий.

    Информация - главная ценность, поэтому инструменты ее передачи влияют в значительной степени на общество: социальные сети, СМИ, сеть Интернет.

    Человеческим личности и счастью уделяется первостепенное значение. В соответствии с Конституцией РФ, вообще, сама жизнь каждого гражданина - это главная ценность.

    Членов общества. Каждый человек может изменить свое социальное положение в любой момент.

Ученые продолжают изучать биосоциальный феномен синергии человека и общества, и мир, который они породили вместе.

gastroguru © 2017