Выбор читателей
Популярные статьи
Знаки при прямой речи
§ 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:
1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:
М. Горький
2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:
Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:
Белинский
§ 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:
а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:
Лермонтов
Лермонтов
Лермонтов
б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире, например:
Лермонтов
– А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.
«Как это скучно!» – воскликнул я невольно.
Лермонтов
– Как это скучно! – воскликнул я невольно.
«Умерла...» – эхом откликнулась Аксинья.
Шолохов
– Умерла... – эхом откликнулась Аксинья.
«Вон окружной атаман», – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.
Шолохов
в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:
после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:
Лермонтов
Лермонтов
Чехов
Тургенев
Тургенев
М. Горький
Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.
Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.
§ 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:
А прямую речь пишите с прописной буквы. При окончании прямой речи вопросительным или восклицательным знаком кавычки ставятся после него, а в повествовательном закрываются кавычки и ставится точка.
Примеры: Андрей сказал: «Я буду сейчас играть».
Пример. Он пробормотал: «Я очень хочу спать», - и сразу же уснул.
Пример. Капитан промолвил: «Ветерок бы сейчас подул…» - и устремил взгляд в море.
Оформление диалога возможно одним из следующих способов: В одну строку пишутся все реплики, авторские слова между которыми отсутствуют. С помощью тире отделяется каждая реплика, заключенная в кавычки.
Пример. В течение нескольких минут они шли молча. Елизавета спросила: «Как долго вы будете отсутствовать?» - «Два месяца». - «Вы будете мне звонить или писать?» - «Да, конечно!»
С новой строки написана каждая последующая реплика, перед которой ставится тире. Кавычки в этом случае не употребляются.
Вам холодно, Екатерина? - спросил Иван Петрович.
Давайте зайдем в кафе.
Оформление цитат:
Цитата записывается по одному из способов оформления прямой речи.
Пример. Белинский считал: «Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни».
Часть цитаты не приводится, а ее пропуск отмечается многоточием.
Пример. Гончаров писал: «Все слова Чацкого разнесутся... и произведут бурю».
Пример. Белинский отмечает, что у Пушкина есть удивительная способность «делать поэтическими самые прозаические предметы».
Цитировать стихотворный текст следует без кавычек, соблюдая строчки и строфы.
Источники:
Предложения с косвенной ю помогают передать чужие мысли от своего лица. Они содержат основную суть сказанных кем-то слов, проще в построении и пунктуационном . При замене прямой речи на косвенную важно обращать внимание на цель передачи мысли (сообщение, вопрос или побуждение), употреблять соответствующие средства связи частей предложения, следить за точными формами использования некоторых слов.
Инструкция
В нашем языке чужие слова можно передавать несколькими способами. С этой целью чаще всего используются прямая и косвенная речь. Сохраняя суть, эти синтаксические конструкции по-разному выражают содержание, произносятся и оформляются на письме.
При передаче мыслей с помощью прямой речи сохраняются все особенности высказывания: неизменным остается содержание, в устной речи сохраняется интонация, которая на письме показывается необходимыми знаками препинания. Это самый точный способ передачи чужих слов.
Косвенная речь, как правило, содержит основную суть чужих мыслей, сообщается не от лица автора, а говорящего без сохранения интонационных особенностей. В письменной речи оформляется без кавычек в виде сложноподчиненного предложения.
Заменяя прямую речь на косвенную, соблюдайте главные правила построения предложений, точно употребляйте формы отдельных слов. Предложения с чужой речью представляют две части: автор и передаваемая речь. В предложениях с прямой речью место слов автора непостоянное: впереди, в середине или после высказывания. Косвенная, как правило, занимает позицию после авторских слов и является придаточным предложением. Чтобы правильно справиться с заданием по замене подобных синтаксических конструкций, действуйте согласно определенному порядку.
Сначала определите границы частей предложения с прямой речью. Слова автора в предложении с косвенной речью почти всегда остаются неизмененными, они будут представлять главную часть сложноподчиненного предложения.
Далее обратите внимание на вид по цели высказывания предложения, входящего в состав прямой речи (оно будет придаточным). Если перед вами повествовательное предложение, то средством связи с главным будут союзы «что», «будто». Например, «Очевидцы утверждали, что (будто)
Прямая речь, в том числе и внутренняя речь, выделяется кавычками.
Слова автора могут стоять перед прямой речью, после нее, разрывать прямую речь.
1. Если слова автора стоят перед прямой речью,то после них ставится двоеточие и открывающиеся кавычки. В зависимости от типа предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске в конце прямой речи ставятся точка (перед ней - закрывающиеся кавычки), вопросительный или восклицательный знак, при прерванности или недосказанности многоточие (после них - закрывающиеся кавычки).
Пример:
Услыхали, дятел долбит, и говорят: «Сколько дятел вреда приносит дереву!» А у нас тут был свои ученый человек, доктор, хороший человек, разыскал то дерево и спрашивает: «Отчего это дерево подсыхает?» Они отвечают: «Червяк точит». (М. Пришвин)
Вопросительный, восклицательный знаки и многоточие ставятся перед
кавычками, точка - после
кавычек.
Схемы: А: «П!» А: «П?» А: «П...» А: «П».
2. Если прямая речь начинается с абзаца, то вместо кавычек ставится, как правило, тире.
Пример:
Я подошел к нему и сказал медленно и внятно:
- Мне очень жаль, что я взошел после того, как вы уже дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы (М. Лермонтов)
3. Если слова автора стоят после прямой речи, заключенной в кавычки, то перед словами автора ставится тире, слова автора начинаются со строчной буквы. В конце прямой речи перед кавычками в зависимости от характера предложения ставятся вопросительный, восклицательный знаки или многоточие; если же предложение повествовательное невосклицательное, то после кавычек ставится запятая.
Пример:
«Надо жить по закону природы и правды», - проговорила из-за двери г-жа Дергачева (Ф.Достоевский);
«Сколько вам может быть лет?» - спросил Балунский, глядя на реку. (А. Куприн)
Схемы: «П», - а. «П?» - а.
а) если на месте разрыва прямой речи не должно быть никакого знака препинания или должны стоять запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире, а вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы.
Пример:
«Однако, - говорю я, - крупных-то господ осталось три-четыре на уезд». (И. Бунин)
Схема: «П, - а, - п».
б) если на месте разрыва прямой речи должна стоять точка, то перед словами автора ставятся запятая и тире, а после слов автора - точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
Пример:
«Надо же служить, - отвечал он с убеждением. - А двойное жалованье для нашего брата, бедного человека, много значит». (Л. Толстой)
Схема: «П, - а. - П».
в) если на месте разрыва прямой речи должен стоять вопросительный, восклицательный знаки или многоточие, то эти знаки сохраняются, после них ставится тире, слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
Пример:
«Как названивают! - сказал он, радуясь. - Послушай только, что делается! По всей Десне». (Е. Носов)
Схема: «П! - а. - П».
5. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания и при этом первая часть прямой речи относится к одному глаголу, а вторая - к другому, то после слов автора ставится двоеточие и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
Сегодняшняя наша тема - предложения с прямой речью. Примеры таких предложений встречаются повсюду: в художественной литературе, журналах, газетах, публицистических материалах. Уже из самого названия «прямая речь» становится понятно, что в данном случае автор текста передаёт слова какого-либо человека в точности так, как они были произнесены.
При прямой речи любое высказывание сохраняет свои особенности - синтаксические, лексические и стилистические. Со словами автора она связана только по интонации и смыслу, оставаясь при этом самостоятельной конструкцией.
Если же речь идёт о предложениях с косвенной речью, то автор передаёт чужую речь без её синтаксических, стилистических и лексических особенностей, сохраняя неизменным лишь содержание высказывания. Причём в зависимости от целей автора и контекста высказывание может быть изменено.
Рассмотрим детальнее предложения с прямой речью. Примеры подобных конструкций могут выглядеть следующим образом:
Теперь попробуем переформулировать эти же предложения таким образом, чтобы вместо прямой речи в них использовалась косвенная:
Пунктуация при передаче прямой речи напрямую зависит от того, как располагается высказывание в предложении относительно слов автора.
Всё высказывание в данном случае выделяется кавычками («»). В зависимости от типа восклицательное или вопросительное) дальнейший переход к словам автора может быть разным:
Обратите внимание! В повествовательных предложениях в конце цитаты НЕ ставится точка. А вот восклицательный или ставить нужно обязательно. Кроме того, в повествовательных предложениях после кавычек ставится запятая, а в остальных случаях - нет.
Приведём примеры:
В другом случае прямая речь может располагаться после авторских слов. Здесь всё гораздо проще: сразу после слов автора ставится двоеточие, а вся цитата опять-таки заключается в кавычки.
Рассмотрим подобные предложения с прямой речью. Примеры могут выглядеть следующим образом:
Обратите внимание! В повествовательном предложении сначала закрываются кавычки, и только потом ставится точка. Но если нужно поставить или восклицательный, он должен находиться исключительно внутри кавычек.
Если цитата из чьего-то высказывания находится между двумя фрагментами слов автора, вышеперечисленные правила как бы комбинируются.
Непонятно? Тогда попробуем с прямой речью такого типа:
Вы уже знаете эти правила, а потому с подобными предложениями проблем возникать не должно вообще - просто будьте внимательнее!
А вот это довольно-таки интересный тип предложений.
Как всегда начинается прямая речь с кавычек. Перед словами автора ставится запятая и тире, а после - точка, тире и продолжение цитаты. При этом прямая речь продолжается с большой буквы ! В конце предложения кавычки закрываются.
Посмотрим на практике на такие предложения с прямой речью. Примеры, которые можно привести в данном случае:
Обратите внимание! Если из-за разрыва прямой речи первая часть теряет свою смысловую завершенность и появляется ощущение недосказанности, то после слов автора нужно поставить запятую, а продолжение прямой речи нужно начинать с маленькой буквы .
Проще говоря, если предложение можно разбить на два, и читателю всё равно всё будет понятно - нужна точка. А если один из фрагментов прямой речи по отдельности не несёт в себе никакого смысла, имеет резон поставить запятую и продолжить мысль с маленькой буквы.
С прямой речью практически ничем не отличается от обычного Однако потребуется, кроме всего прочего, назвать автора и прямую речь, разобрать их (как два отдельных предложения), пояснить расстановку знаков препинания, а также начертить схему.
Вот так на практике с прямой речью оказываются совершенно простыми и понятными. Главное - проанализировать каждый пример и попробовать составить свои варианты по образцу.
Оформление прямой речи в тексте позволяет воспроизвести все особенности живой устной речи.
Прямая речь — это воспроизведенное чужое высказывание, в котором сохранены его лексические, синтаксические и интонационные особенности. Прямую речь сопровождают слова автора, из которых становится известно, кому принадлежит мысль, при каких обстоятельствах и как она будет выражена.
Оформление прямой речи позволяет воспроизвести все особенности живой устной речи: экспрессию, обращения, восклицания и тому подобное. Прямая речь хранит не только содержание высказывания, но и его лексические, грамматические и стилистические особенности:
"Вася! Иди сюда!" — крикнул со двора отец.
Оформление кавычками прямой речи является обязательным правилом, причем в кавычки следует брать вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие, которым заканчивается предложение. Точку и запятую нужно выносить за кавычки. Однако если в кавычках уже есть знаки, вопросительный или восклицательный, или многоточие, то ни точка, ни запятая за кавычками не ставится. Прямая речь может состоять из одного или нескольких предложений, а также его частей.
Если происходит оформление прямой речи в тексте, слова автора могут находиться перед, внутри или после нее.
Усвоить употребления знаков препинания в конструкциях при оформлении прямой речи (П, п) со словами автора (А, а) можно, пользуясь следующим схемами:
Следует обратить внимание на то, что выделяются слова автора запятой и тире с обеих сторон тогда, когда они находятся внутри выраженной повествовательным предложением прямой речи. Если слова автора заканчиваются указанием (добавил, сказал, возразил, ответил), что продолжается прямая речь, оформление второй части следует начинать с заглавной буквы; после слов автора, в этом случае, нужно ставить двоеточие и тире.
Разновидностью прямой речи является диалог. Диалог — это беседа двух или более лиц. Отдельные сообщения и вопросы, из которых складывается диалог, называются репликами. При репликах слова автора часто отсутствуют. В драматических произведениях слова автора называются ремарками.
Знаки препинания при диалогах
Диалог начинается с абзаца и тире перед репликой:
— Мама! А у солнца есть дети?
— Есть.
— А где же они?
— Где? А на небе... те звездочки, что ночью сияют, — это дети солнца...
В драматических произведениях диалог пишется после названия действующего лица и точки:
М а л ь ч и к. У меня уши замерзли...
Д е в о ч к а. Надвинь шапку!
Во всех случаях оформление прямой речи начинается с заглавной буквы.
В жизни и в литературе часто приходится прямую речь заменять косвенной, то есть передавать ее своими словами. Предложение с прямой речью становится тогда сложноподчиненным, в котором главное предложение образует слова автора, а подчиненное — прямую речь; для связи главной и подрядной частей употребляются союзы "чтоб" или "а", также местоимения и наречия:
Вопросы, выраженные подрядным предложением, называются косвенными; в конце такого предложения знак не ставится.
Чужое высказывание, переданное от имени рассказчика вместе со словами автора, называется косвенной речью. Когда чужое высказывание передают от себя, то есть косвенной речью, то слова автора делают главным предложением, а прямую речь — подрядным.
Цитата — это дословно приведенный отрывок из какого-то произведения или текста для доказательства или иллюстрации того или иного мнения. Цитата обязательно берется в кавычки.
Статьи по теме: | |
При каких условиях после месячных появляются кровянистые выделения причин возникновения нарушения под влиянием внешних факторов и гормонов
Порой бывает достаточно сложно отличить нормальные естественные причины... Успение праведной анны, матери пресвятой богородицы
Очень часто, обращаясь к иконам святой Анны или же с молитвой о помощи и... Человек умер. Что делать? Важнейшие православные традиции и обряды, связанные с похоронами. Православное учение о жизни после смерти Что такое смерть с точки зрения православия
Что такое смерть? «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть», - главный... |