Как не потерять веру в себя, когда весь мир против. Схиархимандрит Иоаким (Парр): Как не потерять веру

Здравствуйте Ангелина.

Вот смотрите вы воцерковлена стали тогда, когда заболели раком. А в болезни враг находится, потому враг он к вам доступ заимел, только тогда, когда вы изменили БОГУ имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУСУ ХРИСТУ делом словом и помышлением. Вы вот почитайте Иова многострадального, его бизнес его семью и его здоровье БОГ ЛЮБОВЬ защищал, потому Иов не изменял БОГУ ЛЮБВИ ни делом, ни словом, ни помышлением… Потому Иов он заболел проказой, только тогда, когда БОГ ЛЮБОВЬ ОТЕЦ решил его испытать, потому и дал возможность врагу подступится к Иову с испытаниями тела. То уже сегодня все получается по другому, закон меры работает по другому, уже в зачет берется СВОБОДНАЯ ВОЛЯ, как только мы сами своей волей начинаем изменять БОГУ ЛЮБВИ, делом словом помышлением, нарушаем законы и заповеди БОЖИИ, тем самым начинаем удалятся от БОГА и его защиты, и сразу же становимся легкой добычей для врага со всякими болезнями. Видите получается, что враг иметь к нам начинает доступ тогда когда получается, что есть на то уже наша воля, ну мы так решили, что не обязательно выполнять заповеди и законы БОЖИИ. Потому видите вы не на испытании, просто получается, что вы когда то не были христианка, потому не знали ни законов ни заповедей БОЖИИХ, потому и могли нарушить запреты БОЖИИ по незнанию, но все равно, вы кое что правильно заметили, ведь ваш настрой то на спасение, вы знаете СЛОВА БОЖИИ, вы что пишите === Посчитала, что Бог все равно не даст мне больше испытаний, чем я могу вынести === вот тут вы попали в точку, своим размышлением, видите вы тут настрой имели правильный, если бы не сбились с этой мысли, и ложили бы труды на это, то вы бы уже не болели. БОГ имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУС ХРИСТОС он что сказал БЕРИ СВОЙ КРЕСТ. А это значит то что дается потерпеть, И СЛЕДУЙ ЗА МНОЙ, что вы и стали делать, вы начали вести христианский спасительный образ жизни. А еще что БОГ ЛЮБОВЬ сказал, ЧТО БОЛЕЕ ТОГО ЧТО ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПОТЕРПЕТЬ ЕМУ НЕ ДАСТСЯ и опять же вы правильную ставку сделали, что бы найти путь к излечению, потому давайте поищим, то что вы еще не поняли, и в чем ошибались, где получился у вас сбой, просто вы не увидели БОГА ЛЮБОВЬ сопровождающего вас рядом. Видите получается, и БОГ ЛЮБОВЬ так решил, что каждому из нас есть рюкзачек на каждый день с ношей, а еще в ноши есть мера. Потому вот с этим и надо разобраться в этом причина почему плодятся неприятности вокруг вас, просто то что вы озвучили, на счет того что больше не дастся, просто у вас не получилось это выполнить, СТЕРПЕТЬ СВОЮ ПЕРВУЮ БОЛЯЧКУ ДО КОНЦА. Вот смотрите, для примера, когда мы садимся за стол покушать, то мера в еде получается, что вот он наш желудок, и вместимость желудка. То уже вот он есть стол. Бывает что на столе стоит одна еда, допустим вареный картофель, садишься и наедаешься этой едой до отказа, вот она есть мера, и вот он праздник, видите уже стол изобилует, и уже на столе может быть десяток блюд, и уже что бы покушать, много блюд, то уже нужно как то спланировать свой аппетит. Ведь вместимость желудка, это есть мера, а хочется все блюда покушать, тем паче что лучшие блюда они в конце праздника бывают. То уже каждое блюдо кушаешь понемногу, как бы начинаешь управлять своими хотениями, вот и получается, ЕСЛИ ПРАВИЛЬНО НАСТРОИЛСЯ НА ЕДУ, И ОБУЗДАЛ СВОЙ АППЕТИТ, то и удается все блюда покушать. Так и с ношей, хотя вы пишите что с ориентировались, что более того, что вы терпите вам БОГ ЛЮБОВЬ не даст, и это есть правильная ориентация, но видите ВАМ ВСЕ ТАКИ далось, это о чем говорит, а это говорит о том что вы не выдержали одной ноши, одной своей болезни до конца, на все сто, как бы не получили зачет по своей чаше терпения. Потому и вторая болячка появилась, а потом вылезло и пришлось терпеть, то что с сыном не порядок. Видите ваше терпение ваша ноша и мера, оно оказывается способно еще защитить сына, если знать как это делается, у христиан так ТЕРПИШЬ ЧТО БОГ ДАЛ, И ЭТО ЗАЩИЩАЕТ ХУДШИЕ НЕПРИЯТНОСТИ КОТОРЫЕ МОГУТ ПОЯВИТСЯ ЕСЛИ НЕ СТЕРПИШЬ. Как бы вот она ваша первая болячка, она защищает то что и другие болезни к вам уже не придут, и не приятности который вы может принести они тоже к вам не придут, потому что в одной болячке ваша мера. Если бы вы первую болячку стерпели на все сто, то ваша чаша была бы полна, и уже другим болезням и не приятностям с сыном нет места, ВИДИТЕ КАК ВАС И ВАШЕГО СЫНА МОЖЕТ ЗАЩИЩАТЬ ЗАКОНЫ БОЖИИ, видите уже БОГ бы своим законом запретил бы врагу, и вам давать другие болячки, БОГ ЛЮБОВЬ он бы запретил бы врагу приближаться к вашему сыну и делать его больным, получается, что первую болезнь значит вы не стерпели, на все сто, где то враг вас раскрутил на грех, и уже видите раз есть таков закон, и у вас не получилось стерпеть до конца болячку, может еще что не стерпели и в чем то ослушались БОГА, то уже получается что есть недостача в терпении смирении, то чаша как бы стала полу пустой, и в ней не оказалось меры, то видите враг он всегда у БОГА запрашивает наезд. Потому и получилась у вас вторая болячка проявилась, и не приятности с сыном, потому что одной болезни до меры не хватило потому что в чем то не стерпели, где то изменили БОГУ ЛЮБВИ делом словом и помышлением. И У ВАС НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ ВОССТАНОВИТЬ СВОЕ СЕРДЦЕ ЧЕРЕЗ ИСПОВЕДЬ ПОКАЯНИЕ И ПРИЧАЩЕНИЕ ПО ХРИСТИАНСКИ. Как бы вы написали, что все таки вы ропчете значит вы думаете, что все таки БОГ имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУС ХРИСТОС вам дал потерпеть больше чем вы можете терпеть. НО БОГ ЛЮБОВЬ ОН СВОИ ЗАКОНЫ ВЫПОЛНЯЕТ. Просто вы еще не поняли, как несется ноша. Видите получается все как при еде за столом, только все наоборот, как бы желательно в ноши иметь что то одно, да еще то что не расстраивает, и до конца это стерпеть, тогда других блюд и болячек и неприятностей не добавиться. Да вы это поняли в начале, как надо действовать, когда ходили в церковь и причащались, но потом видите получилось, по немощи, что отступили еще больше от БОГА. Вы вот вопрос задали, что делать если потеряна ВЕРА. Вы же знаете, что вот есть ВЕРА НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ, но ЛЮБОВЬ она главней. Потому видите, а что сказано про ЛЮБОВЬ, что БОГ ЭТО ЕСТЬ ЛЮБОВЬ И КТО НАХОДИТСЯ В ЛЮБВИ ТОТ НАХОДИТСЯ В БОГЕ И БОГ В НЕМ. Видите вот она есть ЛЮБОВЬ и она главная и это есть БОГ и вот она есть ВЕРА И НАДЕЖДА, то это есть помошники ЛЮБВИ. А БОГ имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУС ХРИСТОС он что сказал КТО ПЬЕТ МОЮ КРОВЬ И ЕСТ МОЮ ПЛОТЬ В ТОМ Я ПРЕБЫВАЮ. А это у христиан есть причащение. Видите при причащении и получаешь в сердце ДАР ЛЮБВИ, а вместе с ДАРОМ ЛЮБВИ получаешь в сердце и ДАР ВЕРЫ И ДАР НАДЕЖДЫ. Только после причащения, когда в сердце получаешь много БОГА ЛЮБВИ то уже получается, что получил силы для жизни, вы вот что пишите === Я уже абсолютно не сильная женщина… а усталая, измученная химией,=== видите вот когда вы были сильной то это есть одно состояние вашего сердца и это значит в сердце много БОГА ЛЮБВИ, а вот когда вы есть измученная усталая, то видите это уже есть другое состояние сердца, то враг мучитель в сердце оказался. Все это подтверждает то, что в сердце есть непорядок, что у вас не получается поменять состояние своего сердце, а поменять состояние своего сердца надо по христиански, в начале очистил свое сердце через исповедь и покаяние и получил БЛАГОДАТЬ БОЖИЮ через причащение, вот и силы пришли. и уже у христиан после причащения и получается на все сто, когда кто обидит, то получается и подставить вторую щеку, и стерпеть, и смириться, и не дать сдачи, и все простить, до конца простить, бесконечно прощать. Видите когда христиане получают через причащение ДАР ЛЮБВИ то становятся сильными и могут с помощью БОЖИЕЙ сопротивляться врагу. Вот смотрите вы что пишите === Почти каждый день посещала службы, причащалась, === вы вот про причащение пишите, а вот про исповедь покаяние вы ни чего не пишите. Ведь причащение это и есть, то что значит получаешь в сердце ДАР ЛЮБВИ самого БОГА и врага в сердце становится меньше, и БОГА ЛЮБВИ добавляется, а раз врага становится в сердце меньше, то и болезни они отступают. Потому видите нужно что бы еще перед причащением надо очистить свое сердце, надо ведь БОГУ ЛЮБВИ дать территорию своего сердца. Потому видите бывает, что христианин, тот кто не следит за своим сердцем, и бывает что все далает правильно и ходит в церковь и молитвы читает, но видите что бы ДАР ЛЮБВИ сам БОГ со здоровьем вошел в сердце, то для БОГА ЛЮБВИ надо освободить место в сердце. Если не разбираться со своим сердцем, и не очищать его от врага от греха, то видите можно хоть каждый день ходить в церковь, и причащаться, но если место не освобождать для ДАРА ЛЮБВИ в сердце, то получается, с каким состоянием сердца пришел в церковь и вроде бы все сделал правильно, но если не очистил свое сердце перед причастием, то видите причащение это есть пустой выстрел. БОГ ЛЮБОВЬ он не может войти в сердце, потому что оно занято врагом во грехе. Потому вы вот почитайте автора БРЯНЧАНИНОВА в помощь кающимся есть такая книжеца, можете найти в Интернете, то в ней описано, чем каким поведением, своими действиями. Делом словом помышлением, нарушением заповедей ослушались БОГА ЛЮБОВЬ ИИСУСА ХРИСТА. Где ослушались БОГА ЛЮБОВЬ там дали врагу место в своем сердце. Ведь враг он под многим соусом может находится в сердце, вот прочтете книжецу, то может еще что в себе найдете, накопаете, может что то делаете не так, может надо привычки какие поменять и т.д. Потому и надо подать свет на врага который в сердце бывает находится еще не распознан, и вы не специалист можете непорядок и не найти, потому надо с помощью своего духовника, священника покопаться в своем сердце, и найти то чем изменили БОГУ ЛЮБВИ, и тем самым дали врагу место в сердце, и уже враг находясь в сердце наслал такую болячку. Как только вы найдете, чем вы служите врагу, ВОТ ОНА ХУЛА НА БОГА. То вы же здоровье хотите получить, то уже перестанете служить на врага страстью или нарушением законов и заповедей БОЖИИХ, то уже ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ, и уже работа священника посредника, получаете прощение от БОГА имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУСА ХРИСТА и сердце оно очищается, враг он не любит свет, потому видите на исповеди и покаянии вы уже может получить облегчение. Видите если этой работой займетесь, то видите если вы будете почаще проходить исповедь покаяние и причащение, будете принимать БЛАГОДАТЬ БОЖИЮ В СВОЕ СЕРДЦЕ, А ЭТО ВЕДЬ ЕСТЬ ТАБЛЕТОЧКА БОЖИЯ, КОТОРУЮ ВЫ СЕЙЧАС НЕ ПОЛУЧАЕТЕ, А ЭТА ТАБЛЕТОЧКА, ПЛЮС ЛЕКАРСТВА ЗЕМНЫХ ВРАЧЕЙ И ДАСТ ВАМ ЗДОРОВЬЕ, то так постепенно вы свое сердце очистите, и постепенно, СВОИМИ ТУДАМИ, много территории отдадите БОГУ ЛЮБВИ. Как бы видите многострадальный Иов он когда был в безопасности, когда не изменял БОГУ ЛЮБВИ ни делом ни словом ни помышлением. Иов он был на испытании, то уже БОГ он решал, когда врагу дать подойти с испытаниями и пришло время когда Иов он выдержал испытания, то видите враг запретил болезни а значит врагу быть в теле Иова. Как бы видите то что вы написали. То видите если это принять как за испытание БОЖИЕ, то видите у вас не получилось выдержать, вы и пишите === Сейчас меня как отрубило… я НЕ ХОЧУ читать молитвы. Я ропщу на Бога. Не понимаю, зачем он мне дал столько испытаний, что хватило бы на 4-х. === видите вы не на испытании, просто есть грехи, где то вы грешите, и не поймете через что враг к вам имеет доступ, а враг он через грех имеет к нам доступ, потому надо выбираться из этого состояния именно тем путем, который у вас получался в начале, но видите в начале что то вы делали не так, потому что у вас не получалось поменять состояние своего сердца на все сто через христианские труды, ПОТОМУ И БОЛЯЧКИ И НЕПРИЯТНОСТИ ПРИБАВЛЯЛИСЬ, а это и значит, что у вас не получалось именно очистить свое сердце, и это есть слабое звено, а вот причащаться получалось, а раз болезнь полыхает, значит врага в сердце не убавилось, а прибавилось, потому что получилась добавка в болезнях и неприятностях, и БОГА имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУСА ХРИСТА стало меньше, потому это видно и по вашему настроению. Вы и сами понимаете что удалились. Потому держитесь в намерениях вести христианский спасительный образ жизни, и не сдавайте свою свободную волю врагу в этом, этим дадите БОГУ ЛЮБВИ вас взять за руку и повести в церковь поменять состояние вашего сердца, то что вы тут это уже вас БОГ ЛЮБОВЬ хочет просветить и направить вас на БОЖИИ пути, ВИДИТЕ БОГ ЛЮБОВЬ ОН ВАС СОПРОВОЖДАЕТ, ВЫ ВЕДЬ ПОПАЛИ ТУДА, ГДЕ ВАМ ХРИСТИАНЕ МОГУТ ЧТО ТО ПОДСКАЗАТЬ, КАК МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ БОЖИЮ, ПОТОМУ ВОТ ОНА ЕСТЬ НАДЕЖДА ПОСЛАННАЯ ВАМ БОГОМ НА ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ. Нужна исповедь нужно покаяние, и нужно причащение, в этом вам надо разобраться, нужно перестать изменять БОГУ ЛЮБВИ делом словом и помышлением, сейчас вы свои грехи видите,.вы четко их описали, ===Я ропщу на Бога. === может и тогда, когда и в церковь ходили и причащались, это же было, но больше не видимо, промелькнула мысль и все, и враг он был вами не распознан, и вы не понимали в чем грешите, то видите уже сегодня это место видно отчетливо, как бы болезнь полыхает, ДУМАЕТЯ ЧТО ВАМ БОГ ПОКАЗАЛ ВАШ ГЛАВНЫЙ ГРЕХ через что враг занимает много места в сердце, и вы свой грех обозначили, и не вооруженным глазом поняли чем грешны, вот с этого и начните свою исповедь и в этом и покайтесь, чем грешите пред БОГОМ. То что вы написали в конце, то это говорит о том, что вы как бы остановились, и перестали вести христианский спасительный образ жизни, а остановились тогда когда в сердце оказалось много врага, много греха и мало БОГА ЛЮБВИ. Потому НУЖНО ПОКАЯНИЕ И НУЖНО ПРОЩЕНИЕ БОЖИЕ. Потому видите надо срочно менять состояние своего сердца, и уже если в сердце будет много БОГА ЛЮБВИ то и здоровье ваше пойдет на поправку. Вы вот что пишите === Не понимаю, зачем он мне дал столько испытаний, что хватило бы на 4-х.=== видите все таки в том что вам приходится терпеть много болячек и плюс болезнь сына, то видите в этом есть ваша мера, вы же это знаете. Просто получается что кушаете много блюд, и на все что дано потерпеть, одна мера. БОГ ЛЮБОВЬ он рядом, и всегда старается дать много ни чего не значащего потерпеть. Потому начните терпеть, все что даст вам БОГ. Заполняйте свою чашу терпения, другой пищей. Той которая вас не расстраивает, но дается БОГОМ через это много потерпеть, и тем заполняет вашу меру, и уже то что вы не хотите терпеть, а это ваша болезнь и здоровье сына, этому уже не будет места в вашей чаше в вашей мере, в вашем рюкзачке. Вы увидите что закон БОЖИЙ в мере потерпеть, он работает, только надо следовать за ХРИСТОМ со своей ношей, терпите все в подряд ни чего не значащее, но посланное вам БОГОМ ЛЮБОВЬЮ потерпеть, в этом будет вам еще помощь БОЖИЯ и не забывайте, что надо работать со своим сердцем так как это делают христиане. Видите мы с вами поговорили о том о чем вы сами написали, вас БОГ ЛЮБОВЬ он ведет, можно сказать вам БОГ все вам ложит правильно на сердце, все эти ваши размышления на счет меры на счет ноши, все это есть путь к БОГУ, надо вам понять, как может БОГ вам помочь, только вы это пока не поняли, потому видите кое что с вами разжевали. БОГ имя которому ЛЮБОВЬ он рядом с вами надо перестать переживать. БОГ имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУС ХРИСТОС хочет что бы вы его поселили в своем сердце большой силой, и у вас будет все хорошо.

Простите.

БОГ ВАМ В ПОМОЩЬ.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Здравствуйте Ангелина.Вот смотрите вы воцерковлена стали тогда, когда заболели раком. А в болезни вр..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Кое-что можно сделать прямо сейчас.

«Даже не знаю, мне кажется, что я больше не верю... И что с этим делать, ума не приложу...» Эти слова я слышу ежедневно со всех концов земли, от представителей любых христианских направлений, с каждой ступеньки социальной лестницы.

Все они когда-то были очень набожны, но теперь, по разным причинам, почва веры уходит у них из-под ног - и они в панике.

Их страх понятен. Это действительно довольно страшно. Одно дело ставить под вопрос церковные устои или указывать на пробелы в религиозных системах, которые придумали сами люди, или даже покритиковать Библию и способы ее толкования. Со всем этим можно жить. Мы можем проходить через эти кризисы, но все равно продолжать твердо верить в то, что Бог есть и что Он благ. Бывают такие дни, когда это единственное, во что мы верим, но, как правило, этого достаточно.

Утрата веры - это больше, чем слабость воли.

Но что делать, если, несмотря на бессонницу, усиленные молитвы, бесконечные вопросы и напряжение силы воли, понимаешь, что уже не верится ни во что? Что делать, если сама реальность Бога (или того факта, что Бог благ) становится для вас непозволительной роскошью? Как выжить в эпицентре духовной катастрофы?

Не сдавайтесь. Бог достаточно силен, чтобы справиться с вашими сомнениями.

Чаще всего дело не в том, чтобы стать еще более упертым или «религиозным». В большинстве случаев люди начинают сомневаться, несмотря на постоянное чтение Библии, молитвы, регулярное посещение церкви, участие в церковном служении и желание верить от всего сердца. Они ни на миг не уклонялись от всех этих правильных вещей. Они на самом деле богобоязненные и активные христиане, вот только все эти действия перестали давать ясность, уверенность и комфорт, который обычно давали.

Почти все, кто обращаются ко мне в состоянии этой духовной пустоты и сухости, говорят, что чувствуют себя виноватыми. Они сокрушаются, понимая, что никто не может помочь им вернуть утраченное, и ругают себя за то, что не могут заставить себя верить как раньше, когда это получалось легко и просто.

Если вы сейчас находитесь посреди такой духовной бури, я не буду говорить вам, что есть способ быстро и просто вернуть свою веру. Я даже не могу сказать, что вы когда-нибудь ее вернете, по крайней мере, в ее прежнем виде. Возможно, вас ждет что-то совершенно непохожее на то, что вы переживали раньше.

Возвращение

И все равно нужно что-то делать. Вопрос - что?

Может, нужно больше молиться или начать изучать Библию в группе или почаще ходить в церковь. А может, и не надо. В конце концов, Бога можно найти не только в «духовных вещах».

Может, сегодня вам нужно просто оглянуться вокруг, всмотреться в знакомые очертания, послушать, прикоснуться, вдохнуть и попробовать на вкус. Может, самое лучшее, что вам нужно сделать, это просто еще раз обратиться к так хорошо знакомым вам вещам и занятиям, и заново принять их с благодарностью.

Когда принимаешь эти прекрасные, чистые, обозримые дары и ценишь их, то не можешь не признать и Дающего. Возможно, это вся вера, на которую вы способны сейчас, но ничего страшного. Просто жить и благодарить за жизнь - уже духовное искание; это святое отношение.

Меньше поворотов - быстрее к намеченной цели

Вы увидите, как чувство благодарности поведет вас прямой дорогой к потерянному чувству веры. Оно очистит путь к Богу от всякой грусти, разочарований, сомнений и даже религиозности.

Постоянно употребляя слова «вера», «верить», «верующий», подхватывая за священником или диаконом «Верую во Единого…», задумываемся ли мы о том, что это такое - вера? Что значит верить в Бога? Почему один человек верит в Бога, а другой нет, в чем разница между этими двумя людьми? Как и почему обретает веру вчерашний безбожник? Попробуем прояснить это для себя с помощью главного редактора нашего журнала игумена Нектария (Морозова).

- Прежде всего - что есть вера? Это рациональное убеждение, некий вывод, к которому человек приходит, наблюдая и размышляя, - или это иррациональное душевное (духовное) состояние? Что должен сделать человек, чтобы прийти к вере?

На вопрос о том, что есть вера, лучше всего ответил, безусловно, апостол Павел в Послании к Евреям: осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (11, 1). Нам хорошо известно, что такое доверие. Мы общаемся с человеком, и благодаря его поступкам, его поведению по отношению к нам у нас возникает доверие к нему. Вера в Бога - это тоже доверие к Нему. Но здесь человек должен - даже совсем Бога не зная, не видя еще Его в своей жизни - поверить в то, что Он есть. Это очень похоже на тот самый шаг апостола Петра - с борта лодки на вздымающийся вал Генисаретского озера (см.: Мф. 14, 29). Петр совершает этот шаг по слову своего Учителя.

Как возникает вера в сердце человека - на этот вопрос до конца ответить невозможно. Вокруг нас масса людей, верующих и неверующих; как среди тех, так и среди других есть люди добрые, честные, милосердные, порядочные… И невозможно провести черту, сказать: вот этот тип людей с неизбежностью приходит к вере, а вот этот нет. Вера - это встреча с Богом, и она у разных людей происходит по-разному. Один человек переживает эту встречу непосредственно и не нуждается в рассуждениях, а другой думает, анализирует и приходит наконец к выводу, что Бог есть, и эта уверенность ума передается его сердцу. Один только разум, без участия сердца, к вере не приводит. Есть сколько угодно ученых, прекрасно понимающих, что ни одна из существующих научных теорий не объясняет зарождения вселенной, но неспособных почему-то сказать: «Верую, Господи и Создателю». Воспользоваться анализом может только тот человек, у которого встреча с Богом в сердце произошла. Есть такие слова в Апокалипсисе: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (3, 20). Кто-то услышит этот стук и откроет дверь - будучи ученым и придя в конце концов к выводу о бессилии науки в объяснении определенных вещей. Кто-то вдруг услышит стук, раздававшийся на самом деле всю его жизнь - получив нежданную помощь в скорби. А кто-то - когда его все бросят, когда он останется совсем один. И поймет, может быть, впервые, что есть Кто-то, Кто его любит. Но каждый из них узнает Бога, до той поры неведомого, в ощущении, которое ни с чем не перепутаешь. Потому что встреча с Богом предполагает узнавание. Ответить на вопрос, почему человек узнал Отца именно в этот момент, а не раньше, не позже - невозможно, конечно. Но любого из нас можно сравнить с плодом, висящим на ветке и созревающим в свой срок. Просто кто-то созреет, а кто-то так и провисит и упадет в конце концов с этой ветки несозревшим… Что такое вера? Одним словом можно ответить так: вера - это чудо.

- Люди часто спрашивают: что надо, чтоб укрепилась вера? Чтоб из зернышка она превратилась в могучее дерево? А для этого нужно по вере жить. Святых подвижников спрашивали: как обрести дар любви? И они отвечали: делай дела любви, и сердце твое обретет любовь. То же и с верой. Ведь есть вера ума, а есть вера сердца. Есть вера-знание, а есть вера-опыт. До того, как апостол Петр пошел по воде, он тоже знал, что для Бога все возможно, но знал теоретически. А ступив на воду, он обрел опыт - опыт веры. И такого опыта в жизни Петра, в жизни других апостолов и святых угодников оказалось много. По сути, Евангелие требует, чтоб мы пошли по воде. Оно требует от нас того, что с точки зрения земного разума - «здравого смысла», не учитывающего Вечности, - не только неразумно, но и вредно. Скажем, подставлять правую щеку, если ударили по левой (см.: Мф. 5, 39) - разве не вредно? Человек может спрашивать: ну хорошо, я исполню все, что требуется, а что со мной будет-то после этого? А может этого вопроса не задавать, а просто исполнить все, как велел Господь. И если человек поступит таким именно образом, он почувствует: там, куда он ступил, там, где не только почвы, даже воды не было - там есть опора, и она крепче всех земных опор. Так приходит опыт веры: я сделал что-то, послушавшись Господа, и Он меня не подвел, Он оказался верен. Бывает и иначе. Бывает, что человек обращается к Богу из бездны отчаяния, когда, кажется, никакого выхода из его ситуации нет и быть не может - и вдруг стены колодца, на дне которого человек себя видит, рассыпаются, и он выходит на Божий простор. Господь вмешался, потому что Он всегда рад прийти на помощь. И это тоже опыт, из которого рождается живая вера. Так человек ее обретает, так он в ней растет и укрепляется. А теряет - противоположным образом. Когда человек не складывает крупицы своего опыта в сокровищницу сердца, не отвечает Богу благодарностью, когда он говорит Богу: нет, я этого не хочу, не воспринимаю, не понимаю - тогда и происходит оскудение веры. Внезапно веру потерять нельзя; к потере веры человек идет, так же, как и к обретению веры. И то, и другое - результат множества маленьких шагов, которые мы совершаем. Потому важно вовремя понять, как опасны мелкие, незаметные, неосознаваемые шаги в сторону от Христа.

От иного психолога можно услышать, что вера - это всего лишь оптимальный для определенных натур способ жить, уход от всех проблем. Боюсь, что моя натура именно такова. Я знаю, что не могу без веры обойтись; но - вот парадокс - именно поэтому меня преследует сомнение в истинах веры. Мне думается, что я верю только потому, что вынуждена; что моя вера имеет характер некоей условленности с самою собою: «Чтобы жить - давай условимся, что для нас с тобой отныне вот так, а не иначе». Что бы Вы сказали на это?

Вы крайне усложнили то, что на самом деле очень просто. Вера - это действительно способ жить. Более того - единственный способ жить по-настоящему. Не существовать, не выживать, не коротать жизнь, а именно жить. Жизнь - это Божий дар. Множество людей растрачивают этот дар впустую, попирают его ногами, бездумно играют с ним или превращают его в некое постоянное для себя мучение - а живет-то по-настоящему меньшинство! Живут те, для кого жизнь - дар от Бога. И если человек выбирает жизнь с Богом, то это не психологический прием, применяемый им к самому себе, не условленность с самим собой, не субъективный выбор, связанный с особенностями личности, нет, это просто единственный верный путь. И совершенно не надо этого бояться.

А что касается того, что вера есть уход от проблем - вера на самом деле порождает огромное количество проблем. Для человека, познавшего Бога, врать - проблема, поступить корыстно - проблема, отказать ближнему в помощи - проблема. Вещи, которые раньше казались нравственно нейтральными, обретают именно нравственную окраску. Добро и зло явственно расходятся по своим полюсам, и человек лишается возможности компромисса. Сказать, что с верой жить проще, чем без веры, может только человек, не имеющий о вере никакого понятия. Вера - это не уход от ответственности, а, напротив, полная ответственность человека за его жизнь.

- Но разве нет, разве не было людей неверующих, но при этом совестливых? Разве они, оказываясь перед трудным выбором, не принимали ответственность на себя, не поступали нравственно? И можем ли мы назвать жизнь иного неверующего человека ущербной и неполноценной, если это великий ученый, например?

В том-то и дело, что вера - не компенсация неполноценности, не удел неудачников. В жизни есть много вещей, которые вполне могут человека удовлетворять. Но о людях, которые «прекрасно» обходятся без веры, Господь в Священном Писании говорит: Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век зане суть плоть (Быт. 6, 3). Человек может стать настолько плотяным, настолько земным, что его душа практически умирает в нем, и дух угасает, и он даже не ощущает потребности в том, для чего он создан. Но это тоже свободный выбор человека, и тоже некий итог, к которому он может прийти. Безрелигиозная совесть, о которой так много говорили в советские времена, - это та самая лукавая совесть, об очищении от которой молится священник в молитве Великого входа. По-настоящему верующий человек никогда не станет утверждать: «Я живу по совести», потому что знает: его совесть лукава. С помощью безрелигиозной совести человек себя обманывает. Люди, которые не обманывали себя, - святые - видели себя великими грешниками. Они смотрели на себя теми глазами, которыми смотрит на нас Господь. А обычный человек видит себя лучше, чем он есть. Человек, считающий, что его совесть чиста, нечестен с собою. «Чистая революционная совесть» железных большевиков и пламенных комсомольцев не мешала им, напротив, подвигала их на братоубийственную войну, террор, разрушение храмов. Есть субъективные критерии - их-то и выбирает для себя безрелигиозная совесть, причем каждый раз заново, в зависимости от эпохи - а есть незыблемый вечный критерий, это Господь.

Что есть сомнение: гордыня рассудка, убежденного, что только он один может все постигнуть, или просто-напросто здравость рассудка, его нормальное функционирование? Что делать с сомнением - просто молиться? Или попытаться переубедить рассудок на его языке, то есть его же рассудочными доводами?

Сомнение сомнению рознь. Есть сомнения, которыми колеблет наш ум враг. Все то, что делает в отношении нас враг, вменяется не нам, а ему. Другое дело - находят ли эти сомнения, колебания какую-то почву для себя в нас. Здесь начинается область уже нашей ответственности. Если мы укрепляем, развиваем, культивируем возникающие сомнения в своем сердце и сознании, значит, мы сами по той или иной причине склонны к ним. По какой же причине? Заметьте: люди нечестные и непорядочные бывают, как правило, недоверчивы и подозрительны к другим. Они никому не доверяют, потому что знают, что им самим доверять нельзя, и судят о других по себе. Так и здесь. Человек верный и преданный Богу не усомнится в Нем: если уж на меня, грешного, можно положиться, то тем паче на Господа.

- Значит, любое обдумывание, продумывание, следовательно, развитие своих сомнений - это заведомо грех?

Мыслительная способность - это то, что дано человеку для созидания. Для созидания души, дома душевного, собственной жизни и жизни вокруг себя. А бывает так, что мыслительный процесс выходит из-под контроля и становится хозяином человека. Тогда уже не мысль для человека, а человек для мысли. Должен ли человек думать? Да, он мыслящее существо, он должен думать. Но мыслительная деятельность должна находить опору в его сердце. Если вера у человека только в голове, он будет постоянно колебаться. Как только она спустится в область сердца, сомнения уйдут. Что для этого нужно? Для этого нужно стать проще. Потому что Бог - существо совершенно простое. А человек стал сложным в результате грехопадения. Но, по мере обретения той простоты, которую сообщает нам христианство, человек обретает способность верить просто, как дети. Почему Господь говорит: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3)? В чем секрет этой детской веры? Ребенок не умеет не доверять. Вот он потерялся, мы подходим к нему, берем за руку и говорим: «Пойдем, отведу тебя к маме». И он вкладывает свою ладошку в нашу и спокойно идет за нами. А мы, взрослые, недоверчивы: даже и того человека, который искренне предлагает нам помощь или спрашивает о нашем здоровье, мы в чем-то подозреваем. Это наша испорченность, искореженность грехом - с одной стороны, а с другой - горьким опытом нашей жизни. Но каждый человек призван обрести веру детскую. Перестать копаться в своих сомнениях, в своих рассуждениях и обратиться к своему непосредственному опыту. Ведь у каждого верующего он есть - опыт непосредственного участия Бога в его жизни. У каждого была такая минута, когда он не мог не понять: это Господь. Когда приходит сомнение, нужно просто вспомнить эту минуту - когда твоя рука легла в руку Божию. Ты же тогда знал, что это Он? Почему же теперь не веришь? Чем ты загромоздил свою дорогу к Богу? Что ты здесь настроил, какие рассуждения? Это все тебе не нужно. Когда мы вкладываем свою руку в руку Божию и Господь ведет нас путем порой трудным, жестким, но мы не вырываем своей руки, не убегаем - от этого вера крепнет.

А что, если это самое «мне Бог помог» - лишь некое самовнушение, самогипноз, благодаря которому я смогла себя внутренне организовать и выйти из какого-то кризисного состояния?

Если вы отказываетесь видеть помощь Божию и за нее благодарить, просив и получив ее, вы оказываетесь в числе тех самых девяти прокаженных, которые, будучи очищенными от проказы, не сочли нужным прийти и поблагодарить Христа (см.: Лк. 17, 12–19). Та душевная проказа, которой они страдали, была куда страшнее проказы телесной. Это неверие и неблагодарность, а вера дается благодарному сердцу. От неблагодарности и внутреннего предательства вера уходит.

- Я не раз читала о том, что в вере нельзя опираться на видимые, объективно свидетельствуемые чудеса - мироточение икон, схождение Благодатного Огня, отпечаток на Туринской Плащанице, благоухание мощей святых; что опора должна быть иной. Но мне все эти чудеса очень нужны!

Такая странная вещь: признать чудо чудом и опереться на него можно, только если ты уже имеешь веру. Если веры нет, чудо не убедит. Человек даст ему какое угодно объяснение или вовсе никакого объяснения не даст - просто забудет о нем. Для многих репортеров, рассказывающих о нисхождении Благодатного Огня в Иерусалиме на Пасху, это только новость в потоке новостей: она не изменяет их, как, кстати, не изменяет человечества в целом. Видимые чудеса - гораздо менее чудеса, чем те, которые происходят в сердцах человеческих. То, что мытарь Закхей, взрослый, состоятельный, скорее всего, по-настоящему испорченный своей жизнью и профессией человек, залез на смоковницу, чтобы увидеть Христа, - чудо (см.: Лк. 19, 1–10). А то, что Солнце остановилось, - не чудо. Тот, Кто создал это солнце, может его и остановить. Тот, Кто создал море, может сделать так, чтобы оно расступилось. А вот обратиться к Богу человек может только сам, по своему личному выбору. И это действительно чудо. Чудо - когда человек молится и вдруг чувствует, что Господь слышит его молитву, что Он ему отвечает - не голосом, не светом, а вот этим прикосновением к сердцу. Вот это гораздо чудеснее, чем расступившееся море. Я, может быть, чье-то осуждение на себя навлеку, но скажу все же, что лично для меня схождение Благодатного Огня не так важно, как те маленькие, казалось бы, чудеса, которые Господь совершал в моей собственной жизни. И если бы вдруг выяснилось, скажем, что нет никакого Благодатного Огня, что это просто трюк, как утверждают некоторые (сам я так не думаю, безусловно) - моей веры это нисколько не поколебало бы. Если вера человека рушится, как карточный домик, от разоблачения чуда - значит, это вовсе не вера. Видимое чудо у нас могут отнять, а вот то чудо, которое ведомо мне одному, которое произошло в моем сердце, никто и никогда у меня не отнимет. Повышенное внимание к видимым чудесам, стремление опереться на них в вере сродни стремлению опереться на костыли. Это слабость, хотя слабость не постыдная, естественная для нас. Однако надо учиться ходить без костылей.

Но еще раз скажу: для того чтобы с нами происходили эти подлинные, невидимые миру чудеса, надо стать как можно проще, не путаться в собственных мыслях. Есть вещи, которые не поддаются анализу. Мы можем анализировать внешние события и какие-то происходящие у нас в душе процессы, но наши взаимоотношения с Богом препарировать и анализировать, словно данные научного эксперимента, не надо. Надо понять, что нас лишает благодати, а что помогает ее стяжевать. Когда-то Господь не дает нам благодати, потому что это преждевременно, нам она сейчас не будет полезна; когда-то - чтоб у нас не сложилось впечатление, что она легко дается. Но в основном - гнев, осуждение, тяжелые, грубые грехи лишают наc благодати. И если мы постараемся избавиться от них, мы увидим, что есть еще какие-то, казалось бы, мелкие вещи, которые тоже лишают нас благодати. Есть что-то такое в нас самих, что благодати противится. Если мы это понимаем, значит, мы учимся благодатной жизни. А благодать и вера - понятия неразрывные, потому что подлинная вера - это дар благодати Божией. Когда в человеке вера жива, он ее ощущает именно как жизнь. От какой смерти нас Господь спас? От той, которою является на самом деле жизнь без Него. Чувство жизни с Богом - это и есть вера.

Есть ведь какая-то связь между сомнением и грехом. Человеку, не желающему или не находящему в себе сил расстаться со своими грехами, подсознательно надо, чтоб не было никакого Создателя и Судии.

Когда мы молимся, просим: «Господи, помоги, я пропадаю без Тебя», мы верим, что Он есть, что Он нас слышит и придет на помощь. Если бы не верили, то не молились бы. Но вот другая ситуация: человеку не нужна уже помощь, и он собирается совершить некий грех. Однако совесть подсказывает: Тот, Кому ты молился, - здесь, Он никуда не пропал. Как ты молился перед Его лицом, так ты и грешишь - перед Его лицом. А человек говорит: нет, это не так, где оно, это лицо?.. В старину были люди, которые полотенцами занавешивали иконы в своем доме прежде, чем совершить нечто греховное. Так же и Адам прятался от Творца своего между деревьями рая , как сказано в Книге Бытия (3, 8). Если человек, получивший от Бога дар веры, будет по вере жить, она будет в нем укрепляться, в противном случае - незаметно уйдет от него.

Этим, наверное, и объясняется испуг грешного человека при встрече с чудом, желание, чтоб чуда не было, чтоб оно оказалось обманом зрения или чьим-то трюком?

Если вас пугает чудо Божие, значит, у вас, как у жителей страны Гадаринской, есть свои свиньи, которые вам дороги, и вам не хочется, чтобы они бросились в озеро и там погибли (см.: Мк. 5, 11–14; Лк. 8, 32–34; Мф. 8, 30–34). Свиньи бывают разные, у кого-то они большие, толстые, хрюкают, трудно их не заметить, а у кого-то вполне симпатичные розовые свинки - но совесть-то подсказывает, что это свинки все-таки! Оттого и страшно, что вот сейчас явится Господь - и все то, что в нас несовместимо с Его светом, обнаружится и будет вытеснено, изгнано прочь. Страх и желание отвернуться в данном случае - защитная реакция. Однако в силах человека - каждый раз - сказать: «Господи, такой, как я есть - я боюсь Тебя; но я хочу научиться Тебя любить. Потому что я понимаю, что без Тебя пропаду».

- Сомнение и маловерие - как соотносятся эти понятия? Это одно и то же или нет?

Это понятия очень близкие. Помните, Господь говорит Петру, протягивая ему Свою руку: маловерный! зачем ты усомнился? (Мф. 14, 31). Маловерие - это малая вера, вера, которая живет в человеке, но не заставляет человека жить в соответствии с нею. Помните эпизод с исцелением бесноватого отрока? Отец этого отрока говорит Господу: если что можешь, сжалься над нами и помоги нам (Мк. 9, 22). У него есть вера, ее хватает на то, чтобы обратиться к Учителю, но не хватает на то, чтобы верить в Его всемогущество.

Есть люди, которые говорят, что не могут поверить в Бога и во все, что происходит в Церкви: «Нет веры, и все. Такой (такая) я, видно, по природе - неверующий (неверующая)». Что бы Вы сказали такому человеку?

Ничего бы говорить не стал. Бесполезно что-то говорить, доказывать человеку, который сам выставляет щит меж собой и Богом. О таком человеке нужно молиться, чтоб Господь его просветил. И являть ему ту любовь, которая в христианах, - главное свидетельство о привлекающем к себе сердца человеческие Боге Любви.

Беседовала Марина Бирюкова

Журнал "Православие и современность", №22 (38), 2012 г.

Отказы не должны демотивировать – они должны вдохновлять. Инвестор и предприниматель Джеймс Альтучер в книге «Выбери себя!» дал 10 советов тем, кто не знает, как вести себя в случае отказов.

Всем нам сотни раз грубо отказывали, думал я, глядя на своих соседей по столу. Я обедал с писателями, которые решили самостоятельно издать свои книги через . Каждый из них выбрал себя. Все они, за исключением меня, писали художественную литературу и продали больше ста тысяч экземпляров своих книг. Напротив меня сидел парень, который только что продал права на экранизацию серии научнофантастических романов. Его соседка сочиняла новую книгу в серии мистических романов для подростков. Еще один писатель продал полмиллиона экземпляров своих триллеров. Рядом со мной сидел автор очень успешной серии детских книжек под названием «Слава пуку».

Всех этих людей объединяло одно. Они знали, что писать книги - их призвание, но тем не менее получали отказ. Кто-то даже сотни раз. Но теперь все они либо уже зарабатывали на жизнь писательским трудом, либо собирались. И все улыбались.

А сколько бы из них улыбались, если бы они сдались после тридцать девятого отказа и не попробовали в сороковой раз? Или не рискнули бы действовать, когда решили: хватит, я беру процесс в свои руки, и никто меня не остановит?

Сколько раз меня останавливали! Например, на работе начальник говорил мне: «Хватит возиться с этим проектом, займись своими непосредственными обязанностями». Я хотел сделать телешоу, а один или два человека, от которых зависело решение, не дали ходу моей идее из-за каких-то интриг. Я продавал компанию, думал, что это определит всю мою дальнейшую жизнь, и ждал вердикта нескольких человек. Когда я говорил с ними, меня терзал жуткий страх: я знал, что моя судьба у них в руках, и по глупости считал, что мне нечего им предложить.

Каждый день в самых разных сферах жизни мы получаем отказ. Это, пожалуй, самая мощная сила в нашей жизни. Вспомните случаи, когда вы получали отказ, а ваша реакция на него повлияла на всю вашу жизнь. Я встречал три основных типа реакции на отказ (не далее как в последние несколько дней наблюдал все три):

  1. «Я ничтожество. У меня ничего не получится. Я сдаюсь».
  2. «Вот уроды. Но ничего, я их еще дожму».
  3. «Хм. А что можно сделать по-другому? Чему я могу научиться у этого отказа?»

Первые два варианта, разумеется, рассматривать не будем.

Бывают случаи, когда надо сдаться. Бывают случаи, когда ничего менять не надо, надо просто стоять на своем. Но такой выбор не должен быть первым, что приходит в голову (хотя я именно в виде инстинктивной реакции наблюдал его много раз в последние дни, месяцы, годы, в себе и так далее).

Как же примириться с отказом и обернуть его себе на пользу?

1. Совершенствуйтесь

Вы хотели получить вот эту работу, вот этот грант, сделать вот это шоу, вот эту , продать свою компанию, продать товар и так далее. А вам сказали «нет». Внимательно посмотрите на свой продукт. Можете вы улучшить то, что предлагаете? Можете взглянуть на то, что делаете, объективно и усовершенствовать его? Может быть, да. Может быть, нет. Но сначала подумайте. Найдите десять способов усовершенствовать то, что предлагаете миру.

Однажды я пытался продать компанию. У нее было мало клиентов, неважная прибыль. И я не очень четко представлял, в чем уникальность наших услуг. Нашлось около десяти направлений, в которых можно было совершенствоваться; постепенно я все их охватил и на следующий год удачно продал компанию.

2. Расширяйте круг тех, кто определяет вашу судьбу

До недавнего времени у начинающего писателя был один путь - предложить свою книгу пяти-десяти крупным издательствам. Каждый год почти двадцать тысяч человек посылали им свои романы, и большинство получали отказ. Кто вам отказывал? Практиканты и младшие редакторы, вчерашние студенты, которые едва удосужились полистать вашу рукопись.

Сейчас любой может самостоятельно издать книгу с помощью Amazon (или издательского агентства, как сделал я, обратившись в Lioncrest Такера Макса). Так вы выбираете себя, и, что еще важнее, вашу судьбу теперь решают читатели. Многомиллионная вселенная читателей теперь будет помогать вам принимать решения: в каком направлении вам развиваться, как лучше контролировать творческий процесс и, наконец, как властвовать над всей своей жизнью.

3. Поймите, что это эра выбора себя

Во время визита в Amazon я поразился тому, что увидел: происходит революция. Дело не в каком-то новом устройстве. Дело в том, что впервые со времен Гутенберга появился радикально новый способ донести свои идеи до множества людей сразу. Вы в чем угодно можете выбрать себя и разрешить себе преуспевать, совершенствоваться, общаться, обращаться к каждому, кому нужно вас услышать. Не упускайте эту возможность. Более того, может быть, именно «отказ» подтолкнет вас к ней, как подтолкнул те два десятка авторов, с которыми я обедал на той неделе.

Это касается не только книг. Это работает во всем. Можете расширить аудиторию своей продукции? Когда появились сайты знакомств, стало больше людей, способных повлиять на вашу личную жизнь. Появился - и стало больше законодателей вкуса, которые могут на вас воздействовать.

Как бы лично я к этому ни относился, но Джастин Бибер, выложив на YouTube свои клипы (набравшие миллиарды просмотров), сделал для своего успеха куда больше, чем если бы пошел проторенным путем - через те же пять-десять музыкальных лейблов, которые решают судьбу исполнителя. Парень молодец - выбрал себя и добился своего.

4. Измените подход

Не получается ни с кем познакомиться в баре? Ходите в другие места, где шансы будут в вашу пользу. Никто не отвечает на ваши письма с попыткой завязать деловые контакты («Пожалуйста, уделите десять минут вашего времени»)? Тогда предложите что-нибудь реальное: дайте людям что-то бесплатно, чтобы они сразу увидели ценность вашей идеи. Сидите на холодном обзвоне, а клиенты бросают трубку? Найдите другие способы организовать сбыт.

5. Не сдавайтесь - обновляйтесь

Я был из тех, кто сдался на тридцать девятой попытке предложить свой роман издательству. Иногда слишком явно не в вашу пользу. Может быть, на сороковой раз у меня бы получилось. Я не знаю. Но я рад, что сдался, - вместо этого я обновился. Вместо того чтобы сосредоточиться на одной литературе, я стал рассматривать как средство творческого самовыражения телевидение и только появившуюся тогда Всемирную паутину.

Так я попал на работу в телекомпанию HBO. А потом решил, что моя первая компания будет специализироваться на насыщенных контентом сайтах для компаний в индустрии развлечений.

Я не отказался от творчества. Я расширил возможности своего творчества, когда не стал ограничиваться одной областью, и пообещал себе позже вернуться к писательству, а в конечном счете и к художественной литературе. Может быть, я это сделаю, а может быть, и нет. Но обновление однозначно сделало меня свободнее в творчестве, и я вышел на новый уровень и финансово, и творчески. Посмотрим, замкнется ли круг.

6. Будьте ближе к людям

Социальные медиа можно назвать «индивидуальными», в отличие от «групповых»: результаты вашей деятельности распространяет не какая-то большая группа, а вы сами создаете себе имидж на Facebook, Twitter, LinkedIn, Quora, Pinterest, в блогах, на Amazon, SlideShare, Scribd, reddit и так далее. Все эти каналы делают ваш продукт ближе к потенциальным клиентам. Каждый подписчик, фанат, читатель и так далее, которых вы лично привлекаете в свой круг, делает вас ближе к другим - кто бы вам ни отказывал. Вы выбираете себя и создаете собственный канал взаимодействия со всем миром, а не полагаетесь на прихоти жалкого меньшинства.

Вам отказали? Ах, бедняжка! Так, поплакали, а теперь спросите себя почему. Вам всю жизнь будут отказывать. Так или иначе. И всегда полезно понять почему. Иногда вы даже получите прямой ответ, который обязательно вам запомнится.

8. Играйте с неудачей

Вам отказали? Как вы на это отреагировали? Расплакались? Сдались? Подумали: «Почему я ВСЕГДА терплю неудачу?» Подумали: «Да ДУРАКИ они, что отказали мне»? Определите, как вы реагируете на неудачу. Как вы можете изменить эту реакцию к лучшему?

Недавно я прочитал, что 76% Вселенной состоит из «темной энергии». Иными словами, мы понятия не имеем, что это такое. Еще 20% - это «темная материя», то есть материя, о которой мы ничего не знаем. И всего 4% Вселенной состоит из материи, которую мы понимаем. То есть после Ньютона, Эйнштейна, Гейзенберга и двух тысяч лет коллективного изучения Вселенной и всех ее составных частей мы, по сути, потерпели неудачу. Более того, чем больше мы знаем, тем больше понимаем, насколько ничтожны наши достижения. Раньше мы думали, что поняли все. А сейчас под вопросом оказалась даже теория Большого взрыва. Мы просто неспособны понять окружающий мир.

И что, разве физики из-за этого ревут ночами в подушку? Нет, конечно. Эта неудача только дала им возможность изучать еще больше нового. Она открыла перед ними широчайшие горизонты потенциальных объяснений, которые действительно могут помочь нам понять природу Вселенной, а значит, и нашу собственную.

Не каждая неудача - это возможность. Но подумайте сами. Посмотрите на те случаи, когда вы потерпели неудачу. Сколько из них, как вы видите теперь, обернулись новыми возможностями? Пару лет назад один миллиардер собирался дать мне около $50 млн на создание инвестиционного фонда. Но наш общий друг вмешался и не дал этому случиться, причем я до сих пор не знаю почему. Тогда я рассердился.

Сейчас я ему благодарен. Я с тех пор сделал много того, что принесло мне радость, но будь я занят фондом, у меня не нашлось бы на это времени и сил. К счастью, я получил отказ! Иначе, к примеру, я бы никогда не написал эту книгу.

9. Принимайте происходящее как должное

Когда вам отказывают - это НОРМА. Вам будут отказывать работодатели, друзья, родные, партнеры, компании, издатели - короче говоря, все.

На самом деле НЕНОРМАЛЬНО всеми силами избегать отказов. Еще ненормальнее - стремиться к «принятию» или «успеху» в каком-то общепринятом смысле. Признайте, что получать отказ - это совершенно нормально. И совершенно нормально бояться отказов. Более того, их не боятся только те, кто окончательно утратил связь с реальностью.

Но не забывайте принимать и успехи. Все то ненормальное, что происходит. Все то, что вы делаете ради совершенствования. Все то, чему вы учитесь на пути к выбору себя.

Не цепляйтесь за привычный сюжет («Мне всегда отказывают»): у него больше общего со сказками, чем с действительностью.

10. Оставайтесь на связи

Мне тяжело не сжигать за собой мосты. Я очень часто это делаю. Но когда я не поддавался привычному стремлению порвать все связи с прошлым, это приносило мне огромный успех.

Пример. Однажды я пытался продать одну из своих первых компаний крупному рекламному агентству Omnicom. Я встретился с женщиной, которая в Omnicom принимала эти решения. Она посчитала, что наша компания еще не готова к слиянию.

Я стал каждый месяц посылать ей отчеты о том, что у нас происходит: новые клиенты, новые данные по продажам, количество сотрудников. Кроме того, я вызвался помогать любым другим агентствам в составе Omnicom. Однажды я позвонил этой женщине и спросил от лица одного из наших клиентов, может ли она порекомендовать ему какое-то из их агентств. Другими словами, я предлагал ей реальную ценность.

Я так делал месяц за месяцем, и вот примерно через год она направила к нам представителей трех агентств из Omnicom. Все они сделали мне предложения о покупке. Принял ли я какое-то из них? Нет, но я смог воспользоваться этими тремя предложениями, чтобы получить более выгодные условия от другого покупателя, который нашелся совершенно неожиданно.

Я не выношу фразу «Жизнь коротка». Мне иногда жизнь кажется слишком долгой. С другой стороны, жизнь в самом деле слишком коротка, чтобы тратить время на обиды. Все просто пытаются как-то прожить. И те, кто получает отказ, и те, кто отказывает. Никто от этого не застрахован. Так что давайте все оставаться на связи. И нам будет чуточку легче дойти до финиша.

Ежедневно тысячи опускают руки. Перестают бороться, идти дальше, меняют вектор своего движения. Кто-то вполне осознанно, кто-то на подсознательном уровне, просто избегая чего-либо. И происходит это в жизни каждого. Даже сверхгерои из фильмов, показывающие высший пилотаж в пределах сюжетной линии, сталкивались с какой-нибудь непреодолимой проблемой в детстве. Или даже не так. Ведь терять веру - это ведь не только терять веру в себя, правда? Можно перестать верить в Деда Мороза, в Бога, в платяной шкаф, или, что хуже, просто перестать верить людям, которые тебя окружают. И да, с такими ситуациями уже сталкивались не только люди, но даже наши домашние питомцы. Об этом и рассказов предостаточно, и фильмов, и вообще, примеры - повсюду.

Вера во все, окружающее нас - вообще уникальна. Меня вообще умиляют люди, которые не могут поверить знакомым, зато с радостью вкушают подчас нелепый бред телевезионщиков и других работников некоторых СМИ. Да и чего скрывать, я сам себя подчас не понимаю. Я могу поверить какому-то определенному человеку, который утверждает, что стал свидетелем чего-нибудь сверхъестественного, но передразниваю и с полным скептисом отношусь к передачам по ТВ3, которые постоянно смотрит моя мама.

Под враньем просто обычно подразумевается выгода. Если человек врет, значит чего-то хочет этим добиться. А обычно считается, что СМИ, если вопрос не касается политики, просто незачем нам врать. Однако часто не учитывается, что для непрерывного потока информации, показываемой по телевизору, необходимо просто огромное количество соответствующих событий. А зачастую происходит лишь часть от нормы, которая намечена на сезон. Остальное, оттуда же его взять, придумывается. Или другой ход - мы покажем вам то, что не покажет больше абсолютно никто. И народ впитывает в себя это, заедая попкорном. Подхлестнуть такую веру могут броские фразы ака: «еще десять лет назад вера в потусторонние силы считалась невежеством, а сегодня таковым считается человек, который отрицает их существование». Ну и кому захочется оказаться невеждой? Окей, давайте начистоту. Я не отрицаю возможность существования всего этого. Просто я уверен, что половина передач про это - подстроена.

Кстати, как сказал какой-то герой из произведения Клюева «Между двух стульев», знать что-то - это неинтересно. Если ты чего-то не знаешь, ты можешь продумать что угодно и на полном серьезе в это верить. Слова, конечно, в большинстве случаев бесполезны, однако если весь мир ведется на какую-то сомнительную недоказанную ерунду, почему бы и не продумать что-нибудь свое?

Что касается людей, то тут все сложнее. Есть те, кто врать не будет никому. Потому что на этом базируются его моральные принципы. Бывают те, кто друзьям не врет, а - случайным знакомым вполне может. А еще есть и такие, кто врут всем без разбора. И самое кошмарное, что сразу-то и не определишь, кто есть кто. И даже когда определишь, вероятность отличить правду ото лжи остается зачастую не такой уж и большой. А потому многие просто никому не верят. Закрылись от всего мира, и не стесняются об этом говорить. С одной стороны, оно и верно - превеликое удовольствие быть кинутым, а точнее шансы его, сильно сокращаются. С другой же - это просто мешает жить свободно. Нет, вообще, ощущение, что каждый хочет тебя обмануть, - просто чудовищно. Просто не представляю, как некоторые с ним живут.

Хотя существует некий лимит доверия. В какой-то басне про волка и овец, где некий пастушок слишком много шутил про то, что его стаду угрожает опасность, удалось соврать только два раза. Потом ему уже перестали верить. В жизни, конечно, порог - не два вранья, да и повод тоже может влиять по разному, но некая карма-таки существует. Кстати, в положительную сторону тоже есть тенденция к движению, но тут все намного в больших коэффициентах. Чтобы закрепить за собой репутацию честного человека, обычно надо много раз сказать правду, имея повод соврать.

Далее по списку идет вера во что-то, что совсем-совсем далеко, да еще и не факт, что существует. В самом обобщенном варианте - это религия. Многим ее призывают с детства, дети ходят в храмы, соблюдают обряды, носят соответствующие аксессуары. И у одних все это даже не вызывает сомнений. А у других вера исчезает тогда, когда обнаруживается, что никаких признаков существования-то и нет. Однозначно этот вопрос никак не решишь - к консенсусу люди не смогли прийти за многие века.

Прежде чем перейти к тому значению веры, которое при начале написания этого поста имело для меня наибольшее значение, хочу сделать небольшое лирическое отступление. Дело в том, что на следующий день после того, как я начал это писать, на русском языке мне для сочинения попался текст с темой веры. Поднимал он несколько другие проблемы. Автор в нем рассуждал, что вера - это связующая нить между разумом и чувствами, и что развитие без нее невозможно. Однако суть именно в таком забавном совпадении. Не было ли это знаком свыше для меня?

Даже если и не было, статья попалась весьма кстати. Ведь вопрос о том, что формирует у человека способность верить свои силы мучал меня уже несколько дней. Почему же там, где одни сдаются, другие идут напролом и побеждают?

Когда я подумал, то решил, что в первую очередь здесь действует среда. Люди, которые тебя окружают, окружали когда-то, и самое важное, наверное, в раннем детстве. Сильные личности, которые добивались всего сами, и убеждали других, что это возможно - это яркий пример для подражания и источник нехилой мотивации. И даже если тысячи вокруг - жалкие лохи, а твой отец смог добиться в своей жизни всего, то на всю эту тысячу будет плевать. Смог отец, почему не смогу я.

Второй важный пункт - это собственный опыт успехов и неудач. Любой успех значительно повышает веру в свои силы, череда неудач-таки ее сильно подрывает.

И если говорить о всех опорных точках, на которых держится вера человека в себя, то, мне кажется, тут еще стоит выделить темперамент. Или что-то подобное, что заложено в каждого еще до личностного развития. Вообще, это достаточно спорно, но, по-моему, каждый все же рождается уже с разным запасом внутренних жизненных сил, что проявляется уже в первых днях жизни.

А когда дело доходит до конкретной ситуации, то тут все сложнее. Из трех ранее перечисленных пунктов, врожденной веры, следует отнять (или прибавить) некоторые другие величины, чтобы определить веру в себя для некого текущего события.

Здесь же самый мощный фактор - это вера в тебя окружающих. Причем коэффициент тут следует выбирать осторожно. На сильную веру он подействует слабо. А если у человека есть какие-либо сомнения по поводу собственных сил, то внешние воздействия оказываются фатальными.

Другой фактор - время. Тут все банально. Чем больше проходит времени, тем меньше ты осознаешь, зачем ты делаешь что-либо, тем меньше у тебя желания это продолжать, тем меньше, как следствия, уверенности, что ты справишься. Если, конечно, ты не рассчитывал справиться с этим через бесконечно долгие сроки.

График успехов/неудач конкретно для этого события чем-то похож на фактор времени. Только, если судить в целом, то фактор времени - это одна большая неудача. (Ведь если цель не достигнута, это неуспех, так?). С другой стороны, можно считать разнообразные микроуспехи. Например, если у меня цель - похудеть на 10кг, то сброс 100г - своеобразный микроуспех. Только вот если это произошло спустя пять лет упорной борьбы и с набором при этом еще пяти кило, то такой успех будет казаться абсолютно незначителеным, и вообще именно тогда человек может и сдаться.

Общая формула при этом выглядит так:

ты + среда + общее положение дел = вера.

А вообще, несмотря на то, что верить очень важно, этого так же мало, как выучить пять цифр для успешного изучения арифметики. Главное - действие. Даже действие без веры, с одной лишь малююсенькой надеждой может привести к куда большим результатам. А результат - это новая прибавка к вере. Вот такой вот замнутый круг.

Если подводить итог в целом, то вере во что-либо нужна постоянная подпитка. Она постоянно тает, как запас еды в холодильнике, если его владелец не ходит в магазин. Может, не так быстро, но в целом - именно так. А сам холодильник, кстати, мне представляется символом темперамента. Или того, что заложено в человека изначально. Вот, он только отделился от пуповины матери и уже несет свой собственный холодильник. Кто-то большой, а кто-то маленький. У иных же он вообще под замком.

gastroguru © 2017