Выбор читателей
Популярные статьи
Запоминание дат – полезный навык для уроков истории, дней рождения, да и просто для удовольствия и тысячи других причин. Но многим людям сложно запоминать последовательности цифр и особенно даты. Для того, чтобы лучше запомнить даты, нужно как-то связать их с сильными, яркими ассоциациями. Если вы будете повторять и практиковать то, что изучаете, вы сможете удержать все даты в голове.
Часть 1
Создание ассоциацийСоздавайте яркие образы. Если вы сможете ассоциировать с датами яркие образы, вы запомните их гораздо легче. Чем более странный, глупый и нелепый образ вы придумаете, тем лучше!
Используйте память своего тела. При запоминании данных можно создавать очень сильные ассоциации, используя свое тело. Ритмичные шаги во время запоминания, жесты, и даже пение дат на знакомые мелодии – все это может улучшить вашу память. Например, вот что можно сделать:
Систематизируйте информацию. Если вы можете как-то классифицировать все даты, которые нужно запомнить, у вас будет гораздо больше шансов все выучить. Очень сложно запоминать неструктурированные данные. Не проводите день за днем в попытках запомнить случайные даты, лучше попробуйте сначала разбить их на группы с общими признаками. Например:
Еще можно связать каждую цифру в датах с какой-нибудь буквой. Ассоциации букв с цифрами могут улучшить вашу память. Например, вы можете запомнить даты «1066» (битва при Гастингсе), «1215» (создание Magna Carta), или «1776» (подписание Декларации независимости), как последовательности букв «ТОББ», «ТГТЬ» и «ТЁЁБ», в соответствии со следующей схемой:
Придумывайте подробные ассоциации. Даты будут сами всплывать у вас в памяти, если вы сможете придумать для них подробные и запоминающиеся ассоциации. Один из способов – это с помощью предыдущего способа развернуть получившиеся ассоциации в забавные и запоминающиеся фразы, например:
Часть 2
Тренировка памятиСконцентрируйтесь на датах, которые вам необходимо запомнить. Мы часто сразу же забываем до 50% выученной информации, поэтому при заучивании дат очень важно сконцентрироваться. Вы можете начать с того, что просто напомните себе, что вы хотите и/или вам нужно запоминать даты. Такая простая концентрация позволит вам дополнительно запомнить от 20 до 60% информации. Существуют несколько практических методик повышения концентрации при учебе. Например:
Важно поставить цель. Мозгу легче работать, когда он мотивирован и есть точное представление о желаемом результате. Стремитесь к тому, чтобы получить пять за самостоятельную работу или сдать ЕГЭ на 100 баллов для поступления в ВУЗ и начинайте учить даты, потому что без них никуда.
Мозгу сложно запоминать большое количество цифр и незнакомых названий. Он не видит чёткой структуры и ленится. Классифицируйте даты. Выпишите все даты на один лист А4. Важно выписывать от руки, потому что включается визуально-моторная память, которая облегчает процесс запоминания. Написанное нужно регулярно повторять или переписывать на другие листы несколько раз.
Классифицировать можно по правителям и историческим периодам. Попробуйте оба варианта и выберите свой.
Выписываете все даты, связанные с правлением, например, Ивана Грозного на один лист и заучиваете. Для удобства можно разделить на блоки: что было сделано в экономической сфере, что в социальной.
Выберите исторический период (например, династия Романовых, годы существования СССР, Великая Отечественная война) и выпишите все важные даты.
Купите себе несколько наборов канцелярских стикеров. Покупайте такие, на которые будет приятно смотреть. На каждом напишите дату и расклейте по всей квартире: начиная от изголовья кровати, заканчивая внутренними стенками холодильника. Каждый раз, когда будете видеть листок с датой — повторяйте связанное с ней событие вслух или про себя.
Даты можно ассоциировать со своими личными воспоминаниями или образами. Возможно, День рождения вашего друга совпадает с датой подписания соглашения о распаде СССР, или в любимом для прогулок месте произошло памятное событие, как «Соляной бунт» в Коломенском.
Войны или географические открытия, связаны с конкретными территориями. Поэтому их удобно запоминать с помощью интерактивных карт. Вот хорошая карта с событиями, которые произошли только на территории России , а вот карта с битвами по всему миру . На второй карте замечала перепутанные даты.
Мозг устроен так, что он лучше запоминает информацию, если повторяет её несколько раз в течение длительного времени. Тогда информация откладывается в долгосрочную память и её легко вспомнить. Учите даты с перерывами. Выучите даты одного периода и сделайте перерыв на день-два. После паузы повторите снова.
Примерный график повторов ↓
Даты удобно запоминать в хронологическом порядке. Таблицы помогают структурировать информацию и запомнить, какие события шли друг за другом. В голове сложится временная линия. Хронологические таблицы можно найти в бумажных справочниках или в интернете.
Gumer.info
Во время прослушивания аудиозаписей работает слуховое восприятие информации. Начитывайте даты на диктофон и слушайте в наушниках вместо любимой музыки. Будете слушать регулярно — быстрее запомните даты.
Некоторые события происходили в одинаковые дни и месяцы, но в разные годы, как Гангутская и Гренгамская битвы. Пробуйте искать параллели и запоминать их.
Повторять даты можно с помощью карточек: вырежьте из картона прямоугольные карточки, на одной стороне напишите дату, на другой — событие. Например, Первая русская революция — 1905-1907. Разложите карточки перед собой одной стороной и повторяйте дату или событие. Откладывайте те, которые хорошо знаете. Время от времени повторяйте снова.
Можно создавать электронные карточки, я создаю в сервисе Anki . Его можно установить на Мак и Виндоус. Для Андроид есть приложение AnkiDroid . Создаёте в Анки карточку, указываете в ней дату и событие. После открываете все карточки, и приложение выносит на экран одно из внесённых событий. Вам надо вспомнить дату, в которое оно произошло, не глядя в ответ. Далее оцениваете свой результат. Даты, которые удалось быстро вспомнить, Анки спросит у вас через несколько дней, а те, с которыми возникли трудности сначала спрашивает сразу и на следующий день.
Выписать даты на листы А4
Наклеить везде стикеры
Находить ассоциации
Использовать интерактивные карты
Учить даты с интервалами
Использовать хронологические таблицы
Наговаривать даты на диктофон
Искать параллели
Использовать карточки
Если история – ваш профильный предмет, то вам эта информация ой как пригодится. Впрочем, если и нет, то все равно пригодится, потому что даты и события придется запоминать при подготовке к любому экзамену. Ведь любая наука как-то развивалась, а значит, вам нужно будет знать все основные вехи.
Вот здесь мы уже рассматривали . Теперь же давайте изучим другие методики.
Умение быстро запоминать даты пригодится не только в учебе на факультете истории, но и в реальной жизни. Список покупок, дни рождения друзей и родственников, номера автобусов – все это и многое другое часто встречается в нашей повседневной жизни.
Оказывается, что многим людям довольно тяжело запоминать даты и последовательность цифр. Но если регулярно тренироваться, можно удержать в голове даже самое неудержимое. И вот вам в помощь несколько действенных способов запоминания дат.
Некоторым людям гораздо легче запоминать даты и другую информацию, связав их с яркими образами.
Например, как можно связать год рождения Вашингтона и дату 1732?
Вы удивитесь, но в методе ассоциаций лучшим помощником часто выступает ваше собственное тело. Быстрее усвоить сложную информацию помогают:
Помните цифровые стишки? Здесь принцип тот же, только вместо обычных цифр нужно использовать даты.
Эта методика запоминания дат основана на умении структурировать. Если вы выстроите все даты в верной последовательности и нужном порядке, у вас не возникнет проблем с их запоминанием.
Запомнить случайные даты – та еще мука. Чтобы не потерять время впустую, постарайтесь разбить всю имеющуюся информацию на группы по каким-то общим признакам.
Суть этой методики запоминания дат по истории заключается в создании детальной картинки, всплывающей у вас в голове при упоминании нужного события.
Представьте себе каждого персонажа, все мелочи. Далее всю дату разложите на отдельные числа, привязав к каждому числу один из сложившихся в голове образов.
Например, цифра 8 может ассоциироваться с женской фигурой, а цифра 9 – с надвигающейся волной. Тогда запоминание даты первого крещения на Руси (988 год) легко запомнить, привязав ее к картине с киевлянами на Днепре.
Кстати , на работы по этой и другой теме у нас сейчас действуют
Тут тоже ничего сложного. Любую цифру привязывает к букве по принципу внешнего сходства. Вот пример создания ассоциаций, но вы, конечно же, можете сделать и разбивку по своим признакам:
Можно использовать забавные ассоциации для запоминания. Например, сложно дается дата битвы на Курской дуге (1943 год). По вышеприведенной таблице отобразим дату в буквенном виде – ТДЧЗ. На эти буквы можно придумать фразу, которая наведет на мысль о нужной дате. Например, танки, дым и черная земля – достаточно красочный колорит, описывающий происходящее на Курской дуге в то время.
Другой способ использования этого метода – мысленно привязать к каждой цифре даты первую букву главных действующих лиц. Например, дату 1812 года можно перевести в буквы (и цифры) ТВ1Б, где они означают имена главнокомандующих (Тормазов, Витгенштейн, Александр I, Багратион).
Этот метод особенно хорош тем, что кроме самой даты вы автоматически запоминаете еще и имена главных действующих лиц или основное событие.
Данная методика предназначена для более быстрого запоминания конкретного числа или месяцев.
Для этого достаточно вспомнить, какие личные события происходили в вашей жизни в день, который вам нужно запомнить. Или можно привязать дату к какому-то явлению природы.
Например, 21 марта 1917 года была арестована семья Романовых. Но в эту дату может быть ваш день рождения (или ваших близких). Также этот день легко запомнить как конец первого месяца весны, начало таяния снегов и потепления.
Совершенно не обязательно придумывать далекие ассоциации. Можно просто внимательнее подойти к рассмотрению цифр и связать их непосредственно с запоминаемым событием.
Например, в 1961 году Гагарин первым полетел на орбиту Земли. Запомните две единицы – одна означает первый полет в космос в СССР, вторая – первый полет во всем мире. Цифру 96, что между единиц, свяжите с южным и северным полюсами, где полет также произошел впервые. Как ни поверни эти два числа остаются на месте.
Здесь может быть очень много способов запоминания дат, в основе которых лежит не только создание определенных образов, но и глубокое понимание предмета. Здесь главное запомнить не саму дату, а осознать последовательность хода событий.
Рассмотрим два основных подхода:
Это не столько методика, сколько стиль жизни, придерживаясь которого, вам никогда не будет сложно запомнить ту или иную дату.
В ходе тренировок чрезвычайно важно уметь концентрироваться, так как именно эта способность позволит запоминать на 20-60% больше обычного.
А вот и несколько эффективных способов это сделать:
Не забывайте и о магической силе повторения. Чем чаще вы повторяете все даты, тем глубже они западают в память.
Регулярные повторения важных дат помогут натренировать память. А если нужно выучить большое количество информации, добавляйте по одной важной дате в день.
Тренировку памяти можно выполнять и в форме игры. Для этого сделайте тренировочные карточки. Важно правильно их сделать:
Самое главное в легком запоминании дат – пользоваться ими как можно чаще. При частом повторении выученного оно плотно и надолго осядет в вашей памяти. Не стесняйтесь рассказывать выученное родным и друзьям, постоянно вспоминайте в течение всего дня, перед сном.
Выученные события помогут не только хорошо сдать экзамен, но и блеснуть эрудицией в обществе. А со всеми остальными видами работ и предметами будет проще справиться с помощью специальных
Техника запоминания исторических дат
По книге Е.Васильевой "СУПЕРПАМЯТЬ или Как запомнить, чтобы вспомнить?"
Техника запоминания исторических дат является одной из сложных техник, т.к. эта информация содержит как слова, так и цифры.
Исторические даты можно разделить на три группы по наличию цифровой информации. К первой группе относятся исторические даты, содержащие только год. Ко второй группе - годы правления, т.е. год и год. А к третьей группе - число, месяц и год. Рассмотрим особенности каждой группы.
Исторические даты первой группы запоминать несложно, т.к. содержится только одно число. Последовательность действий здесь вполне очевидна. Год переводится в конкретный образ, а потом "включается" в картинку события. Чтобы осуществить перевод четырехзначной цифры в образ, мы договоримся первую цифру, т.е. 1 отбрасывать и запоминать трехзначное число. А трехзначные цифры переводятся в образы.
Исторические даты второй группы запоминать сложнее, т.к. они содержат два числа. Годы так же переводятся в образы и "включаются" в "картинку" события. Но в данном случае важна последовательность этих образов! Чтобы правильно запомнить подобную информацию, нужно раз и навсегда определиться, что цифры будут запоминаться мыслительной операцией "Наложение" в следующем порядке: справа налево или сверху вниз. В таком случае успешное запоминание вам гарантировано.
Исторические даты третьей группы являются самыми сложными для запоминания, т.к. содержат три цифры.
Приведем примеры запоминания следующих исторических дат:
1136 - восстание в Новгороде
1078 - 1093 гг. - правление князя Всеволода
17 августа 1610 - занятие поляками Москвы
Выделим опорные слова в каждой исторической дате: Новгород, Всеволод, поляки.
Далее переводим эти слова в конкретные образы и запоминаем методом "Цицерона". Например, газета "Новости" на двери, Сева стоит у стены, а поляк (из фильма "Три танкиста и собака") сидит на письменном столе.
Теперь запоминаем каждое событие отдельно.
Представляем, что газеты "Новости" рвут восставшие.
Знакомого Севу одевают в княжескую одежду и усаживают на трон.
Поляки на танке въезжают и занимают Москву.
Теперь "включаем" образы цифр в каждую из этих картинок. Вот что у нас получится: газеты "Новости" рвут восставшие, которые бросают в газеты катушки (136). Возможно, что катушка прилипла к газете "Новости" и ее пытаются отодрать восставшие.
На троне сидит Сева и в правой руке держит огромный носовой платок (078), а в левой - нарды тяжелые (093).
Поляки заезжают на танке в Москву и видят, как на Красной площади косы (17) точат, чтобы разрезать арбуз (август). Они вытаскивают шоколадку "Шок" новенькую (610) и начинают ее есть с аппетитом. Или, по-другому, поляки на танке въезжают и занимают Москву. У одного из них длинная коса (17), в руках огромные арбузы (август), а на ноге - навесной замок с ключом, весь синий (610).
Контрольное припоминание нужно осуществить сначала по событиям, а потом по цифре.
Одна из наиболее болезненных проблем в изучении истории - , имен, терминов; проблема использования полученной информации при анализе исторических документов, исторических процессов, явлений; составление хронологии событий.
Существует множество способов решения подобных проблем. Наиболее эффективными будут сочетание работы с использованием записей на бумаге и работы с компьютером, например, испытай
Рассмотрим работу с традиционными записями на бумаге.
Как правило, большинство из нас делают конспект изучаемого материала в тетрадях. На мой взгляд, это наименее эффективный способ работы. Он отбирает много времени, а написанный нами конспект мы, в лучшем случае, почитаем во время повторения.
Более результативным способом является работа с карточками. Как их изготовить, где хранить, как использовать?
Начнем с хранения. Нам предстоит изучить множество тем – материал с 7 по 11 класс. Готовим пять папок и вкладываем в каждую из них по 7-8 файлов. Файлы можно подписать маркером сразу, обозначив номер и название темы в соответствии с программой, а можно подписывать файлы по мере изучения тем. Нам понадобятся резервные файлы – в них можно поместить печатные тексты; тонкие тетради, где мы будем делать записи, работая над тестами; памятки и другие материалы. Заранее подготовив папки с файлами, мы не будем испытывать затруднений с хранением и использованием карточек, каждая из подготовленных карточек будет находиться в нужном месте.
Для чего нам нужны карточки, что они собой представляют, как их заполнять?
Начнем с подготовки карточек. Проведем ревизию старых тетрадей и возьмем оттуда все чистые листы – и двойные, и одинарные, и половинки листа – главное, чтобы с обеих сторон не было записей. Отсортируем листы по размерам: двойные — к двойным, одинарные — к одинарным, половинки — к половинкам. Часть листов разрежем на четвертинки. И так собралась приличная стопочка листиков. Можно использовать и готовые листочки для записей, их в продаже имеется большое разнообразие, как по цвету, так и по размеру.
Подготовка закончена, пора приступать к работе.
Записи делаем таким образом:
С одной стороны карточки записываем задание или вопрос (название события, термин, имя человека, название документа, организации, и так далее). Здесь же другим цветом указываем источник информации: параграф, страницу, тему.
С обратной стороны карточки записываем краткий ответ на этот вопрос: указываем даты события, определение термина, краткую информацию о личности, перечисляем характерные черты явления, этапы исторического процесса, основные положения документа.
По возможности, записи делаем в форме таблицы или схемы. Постарайтесь вместить всю информацию на одной стороне карточки, подобрав карточку необходимого размера. Если возникнет необходимость, доклейте лист. Ваш взгляд при чтении должен охватывать всю информацию целиком.
Делая записи, необходимо четко проговаривать и поставленный вопрос, и ответ на него. Это важно, ведь наша задача – показать наилучший результат во время проведения тестирования. Мы должны задействовать все виды памяти, заострить наше внимание на важной информации.
Очень важным являемся психологический настрой на работу. Поставьте перед собой определенную задачу – например: «Запомни эту дату! В нужный момент извлеки ее из памяти!»
Чтобы наши карточки не потерялись, скрепляем их скрепкой и помещаем в нужный файл.
Подобным образом мы готовим карточки по всем вопросам отрабатываемой темы:
— хронология событий,
— информация о личности,
— определение терминов,
— перечни признаков явлений,
— схемы,
— таблицы,
— отработка исторических документов
Выполняя работу по накоплению информации, важно помнить о следующем:
— не экономьте бумагу – экономьте свое время,
— делайте записи разборчиво, крупным почерком, чтобы они легко читались,
— используйте выделение маркером, цветом ручек, размером и формой шрифта,
— используя скрепки, вовремя отсортируйте карточки.
При необходимости мы всегда сможем сделать дополнения к записям и разместить их в файле изучаемой темы.
Готовые записи используем для таких целей:
— самопроверки
— повторения
— отработки соотношений
— отработки хронологической последовательности и так далее.
Статьи по теме: | |
При каких условиях после месячных появляются кровянистые выделения причин возникновения нарушения под влиянием внешних факторов и гормонов
Порой бывает достаточно сложно отличить нормальные естественные причины... Успение праведной анны, матери пресвятой богородицы
Очень часто, обращаясь к иконам святой Анны или же с молитвой о помощи и... Человек умер. Что делать? Важнейшие православные традиции и обряды, связанные с похоронами. Православное учение о жизни после смерти Что такое смерть с точки зрения православия
Что такое смерть? «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть», - главный... |