Как делают карандаши? Производство карандашей. Подставка для карандашей своими руками из подручных материалов Чертеж карандашницы из дерева

Подставка под письменные принадлежности стала неотъемлемым аксессуаром кабинетного интерьера примерно в середине 20 века. Карандашница помогает поддерживать порядок в письменных принадлежностях, поэтому пригодится не только офисным работникам, но и дошкольникам, школьникам и студентам. В этой статье вы узнаете о поделках для школьников своими руками. Разнообразные подставки под карандаши и ручки станут хорошим подарком и в то же время полезным предметом.

Материалы для изготовления карандашницы:
— картон;
— ножницы;
— клей ПВА.

1. Карандашница из картона будет состоять из нескольких модулей, каждый из которых делается отдельно. Из одного листа картона вырежьте квадрат.
2. Сложите квадрат пополам, а затем ещё раз пополам.


3. Крайние стороны квадрата согните к центру. Переверните прямоугольник и согните к центру другие стороны. Благодаря таким сгибам квадрат, который был в самом начале, разделился на 16 одинаковых квадратиков.
4. Загните уголки основного квадрата. Затем сложите параллельные боковые части к центру.
5. Переверните заготовку и сложите снова параллельные части к центру. Вставьте части одна в другую, чтобы в центре получился квадратик. Если квадрат вышел неаккуратным, вырежьте из остатков картона квадратик и вставьте его в заготовку. Можете вставить фотографию или картинку вместо обычного картона.


6. Сделайте ещё пять таких заготовок. При необходимости склейте соединяемые части.
7. Шесть заготовок нужно соединить и склеить так, чтобы в нижней части образовался шестиугольник.
8. Обведите основание на чистом листе картона и вырежьте его. Приклейте карандашницу, полученную в п.7, к дну.

Карандашница из картона готова . Данную поделку смогут сделать не только школьники, но и дети младшего возраста в детских садах. Оригинальная подставка для письменных принадлежностей украсит рабочий стол и поможет поддерживать порядок в учебной зоне.

Подставки для письменных принадлежностей можно сделать и из использованных бутылок из-под шампуня. Такие карандашницы привнесут нотки весёлого настроения и смогут украсить детскую комнату.


— ножницы;
пластиковые бутылки из-под шампуня;
— самоклейка;
— канцелярский нож;
— двусторонний скотч;
— клей.

1. Отрежьте полукругом от бутылки верхнюю часть. Сделать надрез можно канцелярским ножом, а затем прорезать до конца ножницами.
2. Из верхней части можно вырезать ручки или ножки, чтобы сделать карандашницу более интересной. Приклейте их клеем.


3. Из черной и белой самоклейки вырежьте глаза, рот и зубы. Приклейте из на нижнюю часть бутылки.
4. На заднюю часть карандашницы приклейте двусторонний скотч, чтобы её можно было закрепить на стене.



Как будет выглядеть готовая карандашница из бутылки, зависит от вашей фантазии.

Карандашница в стиле миньон понравится даже маленьким детям, при этом сделать её несложно при наличии всех необходимых материалов. Этот мастер-класс пригодится учителям на уроках труда.

Материалы:
— жестяная банка;
— ЭВА (вспененный каучук);
— дырокол;
— фломастеры;
— карандаш.

1. Скачайте шаблон для одежды миньона и распечатайте его на бумаге.
2. Жестяную банку очистите от этикетки, хорошо вымойте и просушите.

В далеком 1912 году по указу царского правительства в Томске была создана фабрика, где пилили кедровую дощечку для карандашей, производимых на территории всей страны.
На сегодняшний день «Сибирская карандашная фабрика» - единственный на территории бывшего Советского Союза производитель карандашей и карандашной дощечки из сибирского кедра, древесина которого применяется для производства карандашей высшей ценовой категории.

Как же делают карандаши, знакомые нам с самого детства?

Производство карандашей начинается с лесной биржи, где складируется заготовленный кедр. Сейчас здесь находится больше трех тысяч кубов дерева. Областные власти очень помогли фабрике в обеспечении материалом и в этом году здесь планируют произвести около 85 миллионов карандашей.

Древесина, которую мы закупаем, поступает к нам не в результате варварской рубки, – говорит Анатолий Лунин, директор фабрики. – В подавляющем большинстве это санитарная рубка перестоявшегося кедра, который уже не дает орех. Кедр растет до 500 лет, но шишки на нем появляются где-то до 250-летнего возраста, после чего он начинает умирать, его поражают различные насекомые. Если срубить его в этот период, быстрее вырастет новый кедр.

До момента распила бревна проходят обязательную подготовку: каждое бревно нужно вымыть, чтобы приставшие куски земли или глины с камнями случайно не повредили пилы. Для этого дерево с лесной биржи помещают и выдерживают в специальном бассейне с теплой водой. Летом его здесь держат недолго, до двадцати минут, но в зимний период бревно находится в бассейне до тех пор, пока не оттает - на это может уходить до трех часов. А через 369 часов или 16,5 суток и 26 различных технологических операций из бревна получатся готовые карандаши.

На лесопилке из бревна делают вот такой брус:

Производство деревянного карандаша чрезвычайно требовательно к качеству материала, в дело идет только чистая прямая древесина. И если для столярных изделий наличие таких дефектов, как, например, сучки, не катастрофично, то карандаш из такого дерева уже не сделать. Поэтому сказать заранее, сколько карандашей получится из одного бруса, очень сложно.

Чтобы уменьшить количество отходов, на предприятии ищут разные способы увеличения глубины переработки древесины. Один из таких способов – расширение ассортимента выпускаемой продукции. Так, из дощечки, которая не годится для производства карандаша, планируют наладить выпуск деревянных пазлов-раскрасок для детей и средств от моли. Что-то идет на производство коротких карандашей, как для магазинов «IKEA», а часть, на производство вот таких деревянных шампуров:

Полученный из бревна брус распиливают на короткие отрезки, каждый из которых затем распускают на десять дощечек. Чтобы все дощечки были одинаковыми, их нужно откалибровать. Для этого их прогоняют через специальный станок. На выходе из него дощечки имеют одинаковый размер и строго перпендикулярные грани.

Затем откалиброванные дощечки помещают в автоклав. По своему внешнему виду он напоминает бочку, к которой подведено множество труб разного диаметра. При помощи этих труб в камере можно создавать вакуум, нагнетать давление и подавать внутрь всевозможные растворы.

В результате этих процессов из дощечки удаляются содержащиеся в ней смолы, и древесина импрегнируется (пропитывается) парафином. На сегодняшний день это не самый простой, но один из самых эффективных способов улучшить важные свойства материала и защитить дерево от вредного воздействия окружающей среды.

«Облагороженные» после обработки в автоклаве карандашные дощечки остается как следует просушить, а затем - отправить непосредственно на карандашное производство. На этом процесс изготовления дощечки можно считать завершенным. Так выглядят дощечки после обработки в автоклаве

Основной принцип и технология производства с тех пор как в Томске начали делать карандаши, не меняется, - говорит Анатолий Лунин. - Все процессы на нашей фабрике хорошо отлажены. Модернизация оборудования выражается в замене некоторых узлов, или переходе на более экономичные моторы, использование новых фрез. Приходят какие-то новые материалы, мы что-то меняем в приемке и оценке, но сама технология остается неизменной.

Готовая дощечка поступает в цех белого карандаша, где для начала в ней на станке нарезают канавки, куда затем будут уложены стержни (слово «белый» в данном случае означает то, что карандаш на данном этапе еще не окрашен). Дощечки подаются с одной стороны станка, по дороге их поверхность шлифуется для склейки, особой фрезой в ней выпиливаются углубления. На ближнем краю станка дощечки автоматически укладываются в стопку. Толщина отшлифованной дощечки с нарезанными канавками составляет 5 мм, что равно половине толщины будущего карандаша.

На следующем этапе дощечки склеивают попарно между собой, чтобы получился один карандашный блок.

Станок плавно подает первую дощечку и укладывает стержни в ее канавки. Вслед за этим из другого устройства «выезжает» вторая дощечка, уже смазанная водорастворимым клеем, и аккуратно ложится на первую. Получившиеся карандашные блоки зажимают в пневматическом прессе и стягивают струбцинами.

Если дощечку на фабрике изготавливают самостоятельно, то стержень, в основном, закупают в Китае. Там его начали производить по «сухой» технологии, которая не требует обжига в печи при высокой температуре.

Вследствие этого, себестоимость стержня оказалась настолько низкой, что львиная доля производителей карандаша перешла именно на такой стержень.

Чтобы грифель карандаша не ломался внутри корпуса, на фабрике применяют технологию дополнительного проклеивания стержня специальной клеевой системой. После этой операции склеенные блоки выдерживают в специальной сушильной камере несколько часов.

В камере довольно жарко. Горячий воздух нагнетается вентилятором, поддерживая температуру порядка 35-40 градусов. Древесине нужно хорошо просохнуть, чтобы в дальнейшем карандаш за один проход стал гладким и получил нужную геометрию. Карандаш с «простым» грифелем сохнет здесь не менее двух часов, а цветной – не менее четырех. Из-за того, что цветной содержит больше жировых веществ, ему требуется больше времени, чтобы просохнуть.

По прошествии этого времени блоки разбирают, укладывают в тележки с указанием всех дальнейших параметров и отправляют на следующий станок, который разделит их на отдельные карандаши.

Своей формой станок похож на тот, который делает канавки в дощечках, но у него есть и свои особенности. Заготовки помещают в загрузочный бункер.

Они проходят по транспортным узлам, торцуются, отпиливаются и на выходе получается привычный деревянный карандаш, только еще не окрашенный.

Двойная фреза, которая разделяет блоки, задает и форму будущего карандаша, причем делается это все за один проход. Именно от типа профиля режущей фрезы зависит то, каким будет карандаш – шестигранным или круглым.

Совсем недавно на фабрике освоили производство трехгранного карандаша. Оказалось, что спрос на такую форму растет. Покупателей привлекает эргономичность и естественность расположения пальцев на гранях, что, безусловно, облегчает обучение письму детей.

Рядом со станком стоит рабочий стол сортировщицы. Ее задача - перебрать сделанные карандаши, отобрать «годные» и отделить дефектные. К дефектам относятся сколы стержня на торце, шероховатости, ожоги древесины и тому подобное. Над столом висит памятка с нормами по браку. В каждый стоящий на столе лоток помещается 1440 карандашей.

Отсортированные карандаши на специальном лифте поднимаются на следующий этаж, где их будут красить.

Краску закупают в сухом виде и разводят до нужной густоты в лаборатории красок. Сама покраска происходит достаточно быстро.

Устройство непрерывно выталкивает окрашенные карандаши на конвейер. Длина и скорость движения транспортерной ленты рассчитаны таким образом, чтобы карандаш высыхал, пока движется на ней.

Доезжая до противоположного конца конвейера, карандаши попадают в один из трех приемников, откуда они отправляются обратно на следующее покрытие.

В среднем каждый карандаш покрывается тремя слоями краски и двумя слоями лака - здесь все зависит от желания заказчика. Покрасить карандаш можно тоже практически в любой цвет. Фабрика выпускает наборы из шести, двенадцати, восемнадцати и двадцати четырех цветов. Некоторые карандаши покрывают только лаком.

После покраски, карандаши отправляют в цех финишной отделки. В этом месте они приобретают тот окончательный вид, в котором дойдут до потребителя. На карандаши наносят штамп, надевают ластик и затачивают.

Способов нанесения штампов довольно много, но на «Сибирской карандашной фабрике» это делают с помощью фольги разных цветов. Такой метод называется термостатированием. Рабочая часть станка нагревается, и штамп через фольгу переносится на карандаш - так он не будет облезать и марать руки. Сам штамп может быть любым, его специально заказывают у гравировщика. В зависимости от сложности, на его изготовление уходит около пяти дней.

На часть карандашей, если это необходимо, надевают ластик.

Последняя операция – это заточка. Затачиваются карандаши на шлифовальной шкурке, надетой на барабан и движущейся с большой скоростью. Это происходит очень быстро, буквально за считанные секунды.

Кроме заточки станок можно настроить на выполнение вальцовки – обработки обратной торцевой части карандаша под небольшим наклоном. Теперь карандаши готовы к упаковке, их отправляют в следующее помещение. Там карандаши собирают в набор, складывают в коробку и направляют потребителю.

Упаковку под нужное количество карандашей печатают в Новосибирске. Она поступает в плоском виде, поэтому сначала ей придают объем. Потом через комплектовочные станки необходимое количество карандашей раскладывают в заданной цветовой гамме. Специальный станок позволяет собирать набор из двенадцати цветов. В конце карандаши раскладывают по коробочкам.

На вопрос, не планирует ли фабрика, по примеру китайских предприятий, перейти на производство карандаша из более дешевых пород дерева или пластмассы Анатолий Лунин признается:

Я подумывал попробовать сделать экономичный карандаш из низкосортной осины, но это другая технология, и пускай уж китайцы этим занимаются. Меня больше интересует тема увеличения полезного выхода за счет повышения качества переработки древесины. А с точки зрения экологии, производить что-либо лучше из возобновляемого сырья. Пластмассовый карандаш никогда не сгниет, а деревянный за несколько лет полностью разложится.

Остается только пожелать, чтобы в век глобальной компьютеризации нашлось место простому деревянному карандашу.

Деревянная карандашница из разных пород древесины.

Карандашница своими руками зачастую делается достаточно примитивно и легко. Поэтому мы будем использовать разные породы древесины: бамбуковую переклейку и американский орех. Наша поделка - карандашница предусматривает выдвижной ящик, который выдвигается в обе стороны, а также отдельное гнездо, в котором удобно хранить карандаши.

Для работы нам понадобится:

- торцовочная пила;
- ;
- ленточная пила и полотно;
- ;
- ;
- спрей-клей;
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;

Приступаем к работе.

Сначала изготовим корпус

Шаг 1: Карандашница из дерева будет состоять из 3х слоев. Один из которых необходимо обработать до склейки. А точнее нам нужно предварительного выпилить на ленточной пиле будущую емкость для карандашей. Делать это будем в ореховом бруске, размеры граней которого: 16 х 13 х 4 см.

Шаг 2: Берем вырезанную часть и обклеиваем бамбуковыми заготовками, используя и .

Шаг 3: При помощи спрей-клея крепим шаблон с прочерченными местами для выпиливания, к лицевой бамбуковой накладке. Так же можно перенести чертеж на детали с помощью кальки.

Шаг 4: Опиливаем нашу форму на ленточке

Шаг 5: И аккуратно выпиливаем центральную часть, от ближайшего края. Пропил желательно производить, как можно прямее и вдоль волокон. Так нам будет легче его замаскировать.

Теперь возьмёмся за ящик.

Шаг 6: Берем наш будущий ящик и обрезаем торцы деревянного цилиндра на ленточке. Предварительно зажимаем его в во избежание прокручивания и для удобства удержания.

Шаг 7: Далее сфокусируемся на центральной детали. Очерчиваем изымаемую часть, и
формируем внутреннюю часть ящичка.

Шаг 8: Склеиваем наши детали воедино и фиксируем струбцинами.

Возвращаемся к корпусу карандашницы

Шаг 9: Параллельно со склейкой ящика проводим склейку появившейся щели в корпусе карандашной коробки.

Шаг 10: Как только клей высохнет, необходимо отшлифовать наши детали для снятия разметочных рисок и приклеенного шаблона, а так же это придаст им аккуратный вид. И так шлифуем все торцы и грани для придания поверхности надлежащего вида.


Эти же операции можно выполнить и просто , от руки или приклеив его к поверхности.

Шаг 11: Обгоняем наш корпус на с для формирования красивой фаски.

Шаг 12: Проводим финальную шлифовку

Отделка

Шаг 13: Обрабатываем изделия для придания глубины текстуре. (внутреннюю часть можно оклеить бархатом или нанести флок)

Шаг 14: Высверливаем место крепления рукояти

Финальный шаг: Осталось приклеить к ящику точеную рукоять и вуаля, наша карандашница готова!

Чертеж поделки «Карандашница с ящиком»

Попробуйте выпилить вот такую карандашницу с ящиком. Работа сложная . Поделка послужит для вас удобной вещью. В ней можно хранить канцелярские предметы или другие небольшие вещи. Для выпиливания вам понадобится:

. Для выпиливания поделки Вам понадобится много фанеры (желательно без пороков). При выборе подходящей фанеры обратите внимание на расположение волокон, сучки, вмятины и другие пороки. Качество и цвет. Для того чтобы перевести чертеж лучше всего зачистить фанеру наждачной бумагой. Шлифуйте заготовленную фанеру вдоль слоев, а не поперек. Хорошо отшлифованная поверхность должна быть ровной, совершенно гладкой, глянцево-матовой на свету и шелковистой на ощупь.

После того как зачистили фанеру — переводите на нее чертеж. Перевод чертежа на фанеру осуществляется при помощи копировки, линейки, острого карандаша, канцелярских кнопок и ластика. Переводите не торопясь, закрепив чертеж на фанере кнопками или придерживая рукой. Спешка здесь ни к чему. После того как перевели чертеж на фанеру, необходимо просверлить отверстия в нужных местах чертежа при помощи ручной дрели со сверлом №3.

Когда чертеж полностью перевели на фанеру — попробуйте выпилить его. Выпиливайте не торопясь. Главное в выпиливании поделки — это точность. Старайтесь выпиливать точно по размеченным Вами линиям чертежа. Не допускайте скосов и неровностей. Выпиливайте аккуратно. Не забывайте следить за положением лобзика в руке а так же за своей осанкой. Ящик нужно нарисовать Вам самим. При выпиливании Вам необходимо выбрать размер ящика исходя из толщины фанеры. Накладки нужно подогнать под размер ящика.

При работе часто устают руки и напрягаются глаза. Чтобы облегчить Вам работу, нужно делать пару упражнений. Упражнения вы можете .

Когда выпилили все детали необходимо еще раз отшлифовать поверхность, только уже мелкозернистой шкуркой т.к. в самом начале Вы уже зачищали фанеру наждачной бумагой. Если есть заусенцы внутри деталей (его орнамента) зачищайте их надфилями.

После того как все детали поделки тщательно зачищены — попробуйте собрать поделку. При сборке смотрите на рисунок готовой. Если детали не входят в нужные места — подпиливайте их, или зачищайте надфилями. Когда поделка собирается без проблем — склеивайте ее. Склеивать карандашницу нужно при помощи клея «ПВА» или «titan». Много клея лить не нужно, иначе поделка будет не красивая.

По желанию можно разукрасить карандашницу красками или покрыть лаком «По дереву». Читайте как лучше или покрыть .

Муниципальное образовательное учреждение
«Осинская средняя общеобразовательная школа №1»

Творческий проект по технологии

«Карандашница»

Выполнил: Толонов Кирилл
ученик 8 «а» класса

Руководитель: Москвитин Александр Валентинович
учитель технологии

I категории

Оса, 2015 г.

I . Обоснование выбора проекта

Зачем покупать подставки для карандашей и ручек, если все можно сделать собственными руками? И получаются они уникальными и очень симпатичными.

Сложно найти место в доме, на работе или же в детской на рабочем столе, где настольная карандашница не пришлась бы к месту. Этот предмет интерьера должен всегда быть под рукой и исполнять все ваши желания; хранить все письменные принадлежности в одном месте, да и просто украшать стол. В детской комнате этот предмет становится неотъемлемой частью рабочего столика детей, на работе держит все необходимые письменные инструменты в одном, удобном для рук месте, подчеркивает элегантность и собранность сотрудника. Подставки под ручки и карандаши - хорошее средство демонстрации продукции на презентации, выставке, в магазине. Подставки под канцтовары - это экономия места в витрине, удобное расположение товара и возможность ориентирования в широком ассортименте. Подставки под ручки бывают одиночные или групповые, вертикальные, горизонтальные или наклонные. Как правило, для дорогих ручек используются одиночные подставки, чтобы подчеркнуть их ценность, для ручек, выпускаемых массовыми тиражами, используют групповые подставки, чтобы отразить их отличия, например, показать цветовую гамму.

II. Историческая справка

Историю возникновения подставки под письменные принадлежности следует рассматривать параллельно с возникновением самих письменных принадлежностей. История карандаша начинается с XІ столетия. Художники рисовали тогда в основном палочками, изготовленными из смеси свинца с цинком, иногда их называли "серебряными карандашами". Графитные карандаши известны с XVІ в. Покупатели, в основном, художники, затискали эти графитовые палочки между кусочками дерева или веточками, завертывали их в бумагу или обвязывали их веревкой. Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Современный карандаш изобрел в 1794 году французский ученый и изобретатель Николя Жак Конте. В современных грифелях используются полимеры, которые разрешают добиваться нужного соединения прочности и эластичности, дают возможность изготовлять очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,3 мм).

Обычную нам шестигранную форму корпуса карандаша предложил в конце XІ ст. граф Лотар фон Фаберкастл, заметив, что карандаши круглой формы часто скатываются из преклонных поверхностей. 2/3 материала, который составляет простой карандаш, идет в отходы при его заточении. Это натолкнуло американца Алонсо Кроса, пионера современных пишущих инструментов, на создание в 1869 году металлического карандаша, где стержень держится металлическими прижимами (цангами) - цанговый карандаш. Это скромное начало повлияло на развитие целой группы товаров, которые используются сегодня повсеместно.

Оригинальный предмет, карандашница, является примером предметов кабинетного интерьера уже первой половины XIX века.

III. Анализ прототипов

Вариант №1

Данная карандашница выполнена из круглого спила дерева, очень простой вариант. Неэстетичное изделие.

Вариант №2

Карандашница украшенная резьбой, слишком сложный вариант

Вариант №3

Данная карандашница выполнена из фанеры, проста в изготовлении, не нужно специального оборудования.

IV . Технология изготовления подставки

При изготовлении чанного набора необходимо выделить следующие основные операции:

а) разметка;

б) выпиливание лобзиком;

е) шлифование;

ж) сборка;

з) покраска;

к) сверление;

Подставка состоит из нескольких частей. Для их соединения необходимо выбрать наиболее доступный и оптимальный вариант.

V . Выбор материала

При выборе материала для изготовления подставки воспользуемся следующей таблицей:

Древесный пластик

Бруски

Сравнив различные материалы, которые можно применить для изготовления карандашницы, оптимальное соотношение между стоимостью материала, сложностью обработки этого материала и функциональными возможностями в результате эксплуатации (прочность, вес, долговечность), наиболее приемлемой оказалась фанера, хорошо подвергается обработке, имеет достаточно высокие прочностные характеристики, хорошо шлифуется.

Эскизная проработка.

Инструменты


XII . Расчет экономических затрат

1.Фанера – обрезки

2. Для шлифования поверхностей деталей использовали 2 листа шлифовальной шкурки.

Шлифовальная шкурка мелкая, 1 лист -17 рублей

4. Для склеивания деталей между собой было затрачено 10 г. клея ПВА.

Клей ПВА, 1 тюбик -14 рублей. Использовали 50 % - 7 рублей.

5. Для окрашивания изделий использовался краска из баллончика, на что израсходовали 50 грамм.

1 баллончик -120 рублей, стоимость 50 г -12 рублей.

6. Общая стоимость материалов:

17+7+12=36 руб.

Затраты на амортизацию оборудования, на освещение и трудовые затраты не учитываются.

Как видно из расчетов, на изготовление карандашницы не потребуется больших материальных затрат. Все технологические операции доступны. На изготовление изделия было затрачено в общей сложности 2 часа.

ХIII . Экологическая оценка изделия

Издавна мастера использовали для изготовления изделий натуральное экологически чистое сырье. Особенностью строения древесины лиственных пород является твердость. Древесина березы прочная, устойчивая против загнивания, имеет красивую структуру, хорошо шлифуется.

Для выполнения проекта можно применять обрезки остающиеся от мебельного производства, столярных и плотницких работ, а также части уже пришедших в негодность изделий из древесины.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что изделие гигиенично, не вызывает аллергических реакций.

ХIV . Эстетическая оценка изделия

Сделанная мною карандашница предназначается для дома и работы. В кабинете он может служить как украшение стола или любой офисной мебели, а дома - на письменном столе или на какой-либо полке, и при необходимости использоваться по назначению.


"Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво –
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить."

Эризн

Уникальное изделие, выполненное по индивидуальному проекту не только поможет вам в содержании ваших карандашей, но и станет прекрасным дополнением к интерьеру вашей квартиры!

Также вы можете сделать приятный сюрприз своим близким, сделав им подарок в виде оригинальной карандашницы!

XVI . Литература

1. Гушулей И. Н.. Основы деревообработки. М.: «Просвещение», 1988 г.

2. Рихвк Э. В. Обработка древесины в школьных мастерских. М.: «Просвещение», 1984 г.

5. Рыженко В. И.. Работы по дереву. М.: «Махаон», 2000 г.

6. Симоненко В. Д.. Технология. 10 класс, М.: «Вентана – Граф», 2004 г.

7. Тимофеева М. С. Твори, выдумывай, пробуй. М.: «Просвещение», 1981 г.

gastroguru © 2017