Из природных материалов и является. Приемы работы с природными материалами. Часы для кухник

Предыдущие статьи из серии «Знакомство ребенка с природой»

  • Находилки и Занималки от издательства «Манн, Иванов и Фербер»

    Обзор идей и поделок

    1. Окаменелости

    Эту идею я «вывезла» из наших азиатских путешествий. В Таиланде и на Бали очень часто в дизайне любых строений используются залитые бетоном отпечатки растений. Совершенная красота! Ощущение, будто это окаменелости со следами древних папоротников. Всегда хотела что-нибудь подобное привнести и в свой дом. Пока же только с детьми попробовали сделать поделки по этой технологии.

    В любую посудину необходимо набрать влажного песка, плотненько его примяв. Затем листиками, цветочками, или лучше даже чем-то более фактурным, например, шишками и ветками елочек, сделать отпечатки в песке.

    В отдельной посудине развести гипс и залить получившимся раствором песок с отпечатками. Оставить на несколько часов, а лучше сутки, для застывания гипса. Мы с обратной стороны еще подписали где чьи работы, т.к. дети весьма ревностно относятся к собственности =)

    Можно использовать получившиеся гипсовые формы в дизайне своего дома, особенно если делать более аккуратно. С песком, конечно, вариант получается «черновой», просто для детских игр, для дома же делать лучше «чистовик». Для этого, вместо песка, можно использовать мягкий пластилин или соленое тесто, например. Намазать его на дно посудины, сделать на нем отпечатки растений, а затем залить гипсом. Результат будет более аккуратным и четким. Гипс я всегда использую, кстати, вот этот , покупаю уже десятое ведерко и не нарадуюсь:)

    А с нашими окаменелостями мы решили обойтись иначе, чем просто украшать ими дом, о чем в следующем пункте;)

    2. Археологические раскопки

    Я закопала эти окаменелости в землю, можно в песочницу, например, и дала ребенку набор юного археолога — лопату и кисть:) Мишутка с удовольствием копал и аккуратно кисточкой очищал найденные «древности» =)

    Можно усложнить задачу, нарисовав, например, карту раскопок и учиться с ребенком ориентироваться на местности. Но это, я думаю, для детей от 5-6 лет, мы с Мишуткой обошлись простым вариантом копания в земле:)

    3. Древние ледники

    Еще один интересный вариант — замораживать свои природные находки. Для этого возьмите любые пластиковые формы, положите туда растения или цветы и залейте водой комнатной температуры. Последнее условие обязательно! Лед получится чистым и прозрачным только если вода будет комнатной температуры. Аккуратно поставьте формочки в морозилку. Через несколько часов, а лучше сутки, можно достать готовые ледышки.

    Играть с ними можно совершенно разнообразно. Например, мы устроили «пингвиний мир», где ледышки служили нам частицами среды обитания.

    Можно поиграть, например, в ледниковый период с динозаврами. Или из замороженных во льду цветов сделать ледяные гирлянды . Зимой они будут смотреться очень эффектно! В общем, все зависит от фантазии мамы и ребенка;)

    4. Штамповки

    Простой, но весьма занимательный, вариант игры — делать штампы собранными листочками. Можно просто штамповать, делая отпечатки разными цветами, можно собирать это в единый продуманный композиционный рисунок, а можно на обратной стороне обоев делать оберточную бумагу к праздникам, штампуя листьями в определенном цветовом ритме.

    Ребенок просто красит листья в разные цвета, а потом прикладывает их к бумаге. Получаются разнообразные отпечатки.

    Несмотря на всю простоту идеи, детям было очень интересно делать отпечатки самых разных листочков.

    5. Трафареты

    Этот способ показывала нам моя любимая учительница начальных классов. Мой результат тогда вышел настолько потрясающим, что запал не только в память, но и в мою душу, навечно =) На простой белый лист бумаги вы выкладываете разные листочки, прижимаете их чем-нибудь тяжелым, чтобы они не сдвинулись случайно. Затем берете кисть, а еще лучше старую зубную щетку, обмакиваете ее в краску и начинаете брызгать ею. Кистью просто трясете над бумагой, а в случае с зубной щеткой необходимо по ее волоскам проводить какой-нибудь палочкой туда-сюда. Во все стороны несутся цветные брызги.

    Берите разные цвета один за другим, в любом порядке и концентрации. Забрызгивайте им все пустоты на листе, чтобы белых пятен совсем не оставалось. Чем лучше вы покроете брызгами краски лист, тем отчетливее и красивее будет результат.

    Листья можно разместить на бумаге вразнобой, как Мишутка на фото выше, а можно сложить из них какой-нибудь рисунок, как Сашуля. Такая вот у нее получилась бабочка.

    Можно было бы дорисовать элементы бабочки, но мы оставили все как есть, теперь такая красота висит на нашей доске «почета»:)

    6. Аппликации

    Уже после наших аппликаций я случайно наткнулась в Интернете на информацию, что этот вид творчества очень популярен в Японии, и носит название Осибана. Надо же! А мы-то просто с детьми надумали составлять из листочков и веточек какие-нибудь фигурки, приклеивая их на бумагу =)

    Мишутке просто нравился процесс мазюкания клеем, т.е. его работа получалась скорее спонтанной, нежели чем-то продуманным. А вот Саша сделала по-моему очень красивую птицу, мне представляется какой-нибудь журавль с длинной шеей =)

    Пока готовила эту статью, почитала про осибану и нашла такие вот интересные примеры.

    По-моему как раз детский вариант – сделать этакий зоопарк. Животные получились очень симпатичными =)

    7. Гербарий

    Старый добрый гербарий по сей день не теряет своей актуальности. Ребенок может превратиться буквально в юного натуралиста, собирая и засушивая различные листочки и растения, вклеивая их в альбом и подписывая названия, а также другие подробности.

    Наверняка многие помнят как его делать, но я все равно напишу:) Просто собираете различные листья, цветы, веточки, в общем самые разнообразные растения. Кладете их между страниц толстой книги и оставляете до лучших времен. Обычно на несколько недель. Растения засыхают в плоском состоянии, потому их легко потом вклеить в тетрадку или блокнот, отчего получается этакая книжка по ботанике.

    А можно и вот так вот оформить гербарий в рамках, украсить свой дом этими стильными «картинами».

    8. Отпечатки

    В этой игре результат, как видите, у нас получился страшноватый, в оригинале же выходят весьма красивые картинки. Но видимо мое отсутствие энтузиазма сказывалось и на детях. Я, по правде сказать, против такого «развлечения», но все-таки предложила Саше с Мишой и такой вариант «поделки».

    Основывается этот способ отпечатка на выделении сока растений. Именно сок и окрашивает белый лист бумаги. Ну а чтобы настолько выдавить сок из цветка, необходимо долбить по нему молотком. Я не фанатик-гринписовец, но как-то неправильно сначала учить детей уважать природу, читать книги о ней, а потом жестоко долбить по ней молотком. Потому мы и траву-то взяли уже скошенную ранее, а не свежие сочные цветочки, вот и результат получился так себе.

    Но я объективно понимаю, что это лишь мое мировоззрение, а мы все разные. Потому, если же все-таки вы решите попробовать, то необходимо взять бумагу для акварели, аккуратно разложить на ней небольшой букет из цветов, затем накрыть сверху листом простой бумаги, и по этому листу постучать молотком. Когда его уберете, получите красивый отпечаток. Единственный плюс этого упражнения для меня заключается в том, что так можно ребенку объяснить, что сок разных растений можно использовать в качестве красок. Вспомнить и историю, как делали раньше натуральные красители. Здесь это видно очень наглядно.

    9. Трехмерные раскраски

    Любые природные материалы можно раскрашивать! Вы скажете, что это банально и вообще чушь какая-то, но я так совсем не считаю. Тем более важно, что́ именно вы делаете. Не просто дать ребенку раскрасить найденную сухую палку, а предложить ему сделать человечков из этих палочек и пусть каждый будет в своей одежде. Или вот зимой мы разукрашивали шишки в разные цвета, чтобы потом привязать к ним ниточки и повесить их в качестве игрушек на новогоднюю елку.

    «Трехмерные раскраски» подойдут как для подросших детей, так и для самых маленьких. Например, вот эти ракушки Мишутка у меня раскрашивал еще в 1,5 года, когда мы жили в Краби . Утром собирали ракушки на море, а после тихого часа сидели творили вот =)

    Или тоже из ракушек и красок такой вот вариант рыбок в море. Сами ракушки мы не раскрашивали, но наклеили их картонку, почпокав на ней предварительно гуашью. Самим же ракушкам приклеили глазки (продаются такие в творческих магазинах). Ниже я сделала подборку товаров, что мы использовали для всех этих поделок, среди которых есть и глазки, может и вам пригодится;) А картинку эту Миша делал тоже года в полтора, может даже чуть пораньше.

    И буквально на днях объектом наших раскрашиваний стали самые разные камни, с ними вообще много чего можно придумать, дабы использовать позже это в играх. Вот у нас дома из камней для наших настольных игр, которые мы одну за другой придумываем и рисуем мелом на графитовом столе.

    Об этом столе и что с ним можно делать я еще обязательно расскажу, вы можете , дабы узнать первыми, когда выйдет пост.

    Отмечу, что для самых маленьких такой вариант раскрасок идеален. Дело в том, что малышам сложно раскрашивать стандартные картинки, не выходя за границы. Потому им лучше разукрашивать какие-нибудь реальные предметы, например, глиняные горшки, деревянные кубики или игрушки (продаются в магазинах для творчества) или любые подходящие природные материалы. Согласитесь, ребенку, возрастом 1-2 года, легче почувствовать границу на каком-то предмете, нежели на бумаге. Потому не нужно рано просить детей раскрашивать обычные разукрашки, давайте им раскрашивать объемные предметы. Не забывайте, что лучше всего для этого подойдут акриловые краски, а не акварельные или гуашь.

    10. Пластилиновые вазы

    Еще один простой, но увлекательные способ использовать природные материалы типа ракушек, мелких камушек или каких-нибудь семечек (арбузные, тыквенные и др).

    Возьмите любую бутылку или вазу или, как мы вот, глиняный горшочек и попросите ребенка обмазать его пластилином. Это очень развивает моторику, ведь нелегкий труд =) А затем вместе с ребенком к этому пластилину приклеивайте свои подобранные природные материалы, придавливая их пальцем. Малышам следует помогать. Мишутка также делал такую поделку еще в 1,5 года. Я не стала наседать на него, чтобы он обложил ракушками всю поверхность горшка, т.к. для маленького ребенка это сложно. Он сделал из ракушек только каёмку, но по-моему уже получилось неплохо =)

    Затем мы посадили в этот горшок цветок, ребенок тоже «работал» сам, а после подарили этот цветочек прямо в хендмейд-горшке Мине, тайской девочке, на день рождения которой нас пригласили. Об этом я писала в своей статье Как Тигра на день рождения тайской подружки ходил :)

    Конечно, вариаций игр с природными материалами масса. Я осветила лишь их маленькую толику, но даже этот десяток игр привнесет в ваши летние занятия разнообразие, детский интерес и стремление к познанию природы и окружающего мира.

    Товары для творчества

    Помимо природных материалов, которые можно не просто собирать, а искать через игры-находилки , для этих поделок вам могут также пригодиться товары для творчества, которые я использовала в этих играх.

  • Начало осени – лучшее время для сбора природных диковин для детского творчества. Часто в начале учебного года воспитатели детского сада или учителя начальной школы просят принести природный материал для занятий по природоведению или уроков труда. Однако, интересные листья, семена и ветки не найти возле дома, за ними нужно отправляться в парк или лес. Такую прогулку с ребенком можно превратить не только в полезное занятие, но и сделать ее настоящим праздником.

    Почему так важно собирать природный материал?

    Только в парке и или на лесной опушке можно найти много веточек, красивых листьев, коряг, цветов, шишек и разнообразных семян. А значит, природные материалы лучше всего собирать во время маленького лесного путешествия. В сборе природного материала и последующей работе с ним есть много пользы.

    • Ребенок учится видеть особенности листьев и веток, а ощупывая и манипулируя, узнает, какой разной может быть фактура. Некоторые листья гладкие на ощупь, а другие – шершавые. Одни семена бывают совсем крошечными, а другие, как у каштана, большие.
    • Только в практической деятельности ребенку становится понятно, насколько тот или иной природный материал прочен. Всегда бывает, что часть собранных листьев или коряжек приходится дома выкинуть – не все удается донести в целости и сохранности. И будет большой ошибкой - ругать ребенка за сломанную ветку или цветок. Познание мира без этого не обходится.
    • Прогулка по лесу и поиск интересных листиков и коряг – приятное и увлекательное занятие и для вас, и для вашего малыша. Не часто ли мы в последнее время лишаем себя приятных вещей? Гуляя с малышом, не забудьте остановиться, оглянуться вокруг и пронаблюдать сезонные изменения в природе. Поговорите с ним об осеннем разноцветье. Послушайте, как шуршит листва под ногами, и почувствуйте ее пряный запах. Вместе найдите высохшую траву, которая уже «легла спать» на зиму. Осенний лес – особенный. В нем почти не слышно птиц и совсем не видно насекомых.
    • Чтобы найти действительно необычные семена, листья и ветки, часто нужно уйти подальше, обследовав не только ближайшую опушку, но и более удаленные лесные уголки. Пользу пешей прогулки для здоровья трудно переоценить. Наши «приросшие» в гаджетам дети гиподинамичны, а и мы сами тоже. Поэтому пока тепло, стоит оторвать ребенка от любимого планшета или компьютера и сходить в лес.
    • Мы собираем природный материал, для того, чтобы дома, в садике или школе ребенок имел возможность заняться творчеством. Но не нужно забывать, что любой творческий процесс начинается еще в лесу. Идеи, как применить ту или иную веточку или шишку, рождаются почти сразу, во время лесной прогулки. Как ожидать от ребенка интересной поделки, если он ее не «обдумал» заранее?

    Вместе, а не вместо

    Самая частая ошибка, которую допускают родители – сбор природного материала без участия детей. Как обычно бывает? Воспитатель или учительница в школе сказала принести на следующей неделе природный материал, и ответственная мама после работы забегает в ближайший парк или сквер и собирает первое, что под руку попалось. Дома разберемся!

    Будем откровенны, мы вообще нередко пытаемся жить «вместо» детей и принимать решения без учета их мнения. И удивляемся потом ответному равнодушию и неудовольствию. А ведь это – просто зеркало нашего отношения.

    Те листья и цветы, которые будут использоваться для аппликаций, можно высушить под прессом. Перед сушкой у листьев удаляют крупные черешки. Разложенные растения в 3-4 слоя перекладывают газетами, и сверху помещают тяжелый груз. Газеты ежедневно меняют. И через 5 дней сушка будет закончена. Более быстрый способ – проглаживание утюгом, через листы бумаги. Но не всегда при этом удается сохранить первоначальный цвет.

    Другой интересный, но более долгий метод сушки листьев и цветов – в чистом песке или манной крупе. Растения аккуратно раскладывают в коробке и бережно засыпают песком или крупой. Потом закрывают крышку, чтобы сыпучий материал не увлажнялся, и оставляют коробку при комнатной температуре на 2-3 недели.

    Веточки, розы и сухоцветы обычно связывают в пучки и высушивают в подвешенном состоянии. Каштаны, желуди, лесные орехи и другие семена, а также плоды нужно не забыть разложить на открытом, проветриваемом месте. Собранные в осеннюю пору, они достаточно влажные и в закрытой коробке, а тем более полиэтиленовом пакете, покроются плесенью и просто сгниют.

    Как использовать

    Чаще всего высушенные природные материалы родители хранят «подальше» от ребенка. Сколько было вложено труда – найти, принести, высушить! А вдруг сломает или испортит?

    Однако, чтобы пробудить творчество и желание экспериментировать – нужно создать среду, когда творчество и эксперименты возможны! Природный материал, хотя бы менее ломкий, обязательно следует хранить в доступном для ребенка месте. Чтобы он мог, когда есть желание, открыть коробку и попробовать сделать что-то самостоятельно.

    В чем роль родителей? Она, пожалуй, двояка.

    Во-первых, важно показать, как можно с найденными лесными диковинками манипулировать, то есть, родители должны научить сгибать, отрезать ненужное, очищать кору… Стоит показать ребенку, что плоские листья можно приклеить на цветную бумагу. Коряжки - связать ниткой или мягкой проволокой. Желуди – соединить друг с другом при помощи пластилина или куска спички. Создание поделок для детей, помимо развития воображения, – отличная возможность обучиться применять клей, ножницы и другие инструменты. Кроме того, это верный способ развить мелкую моторику руки, а значит, и речь.

    Творческие занятия с детьми разнообразит работа с природными материалами. Из них создают объемные игрушки, фигурки животных, аппликации и другие поделки. Важным этапом занятий становится не только создание поделок, но и сбор и обработка материалов, подготовка их к применению.

    Совместные походы в парк или на природу помогут детям лучше узнать окружающий мир. Родители могут показывать различные виды растений, их ягоды плоды и семена, а также прививать детям любовь к природе. Так, например, сбор коры не должен навредить дереву, его следует производить только на уже поврежденных или спиленных деревьях. Природный материал безопасен, доступен и предоставляет широкие возможности проявить фантазию.

    Что можно сделать из природных материалов?

    Из различных природных материалов можно создавать игрушки, изображения зверей и человечков. Разнообразные по форме, цвету и фактуре, они прекрасно сочетаются между собой и дополняют друг друга. Из всех сделанных игрушек можно собрать целую композицию или выставку персонажей.

    Мебель, транспорт, домики и другие предметы для игрушек также можно создать из природных материалов, распиленных веток, коры деревьев. В качестве основных способов соединения используют клей ПВА, или другой клей, а также проволоку, нити, веревки, заточенные спички или зубочистки. В работе с природными материалами могут понадобиться такие инструменты: ножницы, кисть, игла с ниткой, шило, пила, напильник, нож и другие.

    Когда и что нужно заготавливать?

    Все природные материалы можно разделить на те, которые необходимо заготавливать летом, и те, которые доступны с созреванием плодов осенью. Летом и весной доступны такие природные материалы, как цветы, листья, трава, рогоз, кукуруза, береста, и другие. Осенью собирают орехи, каштаны, желуди, семена многих растений, солому, декоративные тыквы, и другие материалы. Некоторые материалы, как мох, шишки, хвоя и ракушки, доступны в любое время года.

    Цветы и листья растений выравнивают между листами бумаги и сушат, из них можно составить аппликацию или букет из сухоцветов. Из плотных листьев получаются крылья для бабочек и стрекоз или плавники для рыбок. Осенние листья окрашены в теплые цвета и считаются особенно красивыми. Зеленые летние листья по мере высыхания, теряют насыщенный зеленый цвет. Разнообразие форм и цвета листьев делает их интересным материалом для творчества. Собранные листья проглаживают утюгом через бумагу, досушивают под прессом. Хранят их также между картонными или бумажными листами.

    Летом можно делать поделки из пучков травы или использовать ее для связки деталей поделки. Зеленые колосья, стебли трав или пучки травы быстро вянут, становятся ломкими после высыхания. Поделки из таких недолговечных материалов быстро портятся, однако с их помощью также можно развивать ребенка.

    Природные материалы для поделок

    1. Рогоз

    Рогоз - летнее растение, растущее в воде на мелководье рек, озер, прудов и других водоемов. Его вытянутые коричневые соцветия состоят из мягкого пуха, легко поддающегося моделированию. Можно использовать эти соцветия, которые в народе зовут «камышом», для создания фигурок животных. Листья и стебли рогоза можно сушить, резать, сворачивать и использовать для различных деталей в поделках.

    2. Кукуруза

    Кукуруза - особенная летняя культура, в которой для поделок можно использовать очищенные свежие или сухие початки, длинные листья и затвердевшие зерна. Чем старше и тверже початки кукурузы, тем труднее с ними работать ребенку, ведь их необходимо разрезать или прокалывать. Занятия с детьми проводят, когда кукуруза не до конца созрела и легко поддается воздействию. Длинные и мягкие листья кукурузы позволяют разнообразить поделки, их можно складывать, сворачивать, связывать в узел, и так далее. Перед работой просушенные листья размачивают пару часов в мокрой ткани.

    3. Береста

    Известный с древних времен материал для народного творчества - березовая кора, или береста . Она необычна, красива, долговечна. Березовая кора, собранная весной и осенью наиболее красивая и гибкая, она легче снимается со ствола. Чтобы правильно снять кору с древесины, ее надрезают по окружности, отделяя кусок шириной до 25 см. Кору очищают, внутреннюю сторону протирают влажной тканью, внешнюю - зачищают наждачной бумагой. Чтобы кора была ровной, ее сушат, придавив доской с грузом. Если необходим скрученный лист бересты, то ее размачивают и высушивают на солнце или в тепле.

    4. Ягоды и плоды

    Из свежих летних ягод и плодов можно создавать фигуры и другие поделки, например, бусы. Высыхая, ягоды затвердевают и сморщиваются, либо портятся. Из плодов шиповника и рябины получаются яркие украшения и персонажи.

    5. Солома

    В конце лета после сбора злаковых, среди природных материалов появляется солома . Из нее можно связывать объемные игрушки, плести плоские поверхности, наклеивать гладкий рисунок. Золотой цвет проглаженной соломы нравится детям, они с удовольствием работают с этим гибким материалом. Собирают солому, сохраняя ровные стебли. Места соединений стеблей вырезают, ровные соломинки сортируют по длине и хранят в коробках. Чтобы солома стала эластичной, ее вымачивают сутки в закрытой посуде, залив кипятком. Для аппликаций нужна гладкая солома, и ее проглаживают утюгом.

    6. Просушенные плоды кувшинки

    В качестве природного материала используют и просушенные плоды кувшинки , напоминающие маленький сосуд с зауженным горлышком. Их интересная форма подходит для создания частей тела игрушек, для игрушечной посуды.

    7. Плоды декоративной тыквы

    Интересным природным материалом считают и высушенные яркие плоды декоративной тыквы . Ее разнообразные формы и цветовые оттенки предоставляют свободу детской фантазии.

    8. Орехи, желуди и каштаны

    Осенью созревают грецкие, лесные, кедровые и другие орехи , а также желуди и каштаны . Их форма, коричневый цвет, фактура поверхности, твердость и другие качества позволяют создавать различные части тела объемных игрушек, животных и персонажей. Шляпка, или плюска лесных орехов также может применяться в поделках. Грецкие орехи можно использовать целыми либо расколоть их на половинки. Кедровые и земляные орехи легко прокалываются и склеиваются. Хранить все виды орехов следует в разных коробках в сухом помещении. Твердые орехи следует разрезать и прокалывать самому воспитателю. Ребенок может пораниться, пытаясь проколоть твердый и круглый предмет.

    Желуди , плоды дуба, собирают осенью, когда они поспели и начинают опадать. Их можно отбирать разного размера для разных поделок. Желуди могут получаться разных форм, более округлых или вытянутых, они могут расти сдвоенными, строенными. Чашечки этих плодов, или плюски, также затвердевают, отделяются от желудей и используются в изготовлении игрушек. Если сами желуди могут быть частью тела животных или человечков, то их чашечки можно использовать как посуду или головные уборы игрушек. Отбирать желуди следует целые, крепкие, без повреждений, гнили и прелых пятен. Они долго могут храниться в прохладном влажном помещении.

    Плоды дерева каштан коричневого цвета, округлые и гладкие. Соединяя их проволочками или спичками, получают простые игрушки: мишек, зайчиков, мышат и других животных. Их колючая кожура может применяться для создания ежиков. Каштаны можно собирать разных размеров, они бывают круглыми и полукруглыми, половинчатыми. Они долго сохраняются в прохладном месте.

    9. Семена растений и деревьев

    Семена многих растений и деревьев широко применяются в изготовлении поделок из природных материалов. Как правило, семена созревают осенью. В поделках можно использовать семена ясеня, акации, тыквы, арбуза, подсолнечника, и многие другие. Их можно приклеивать клеем, прошивать или прокалывать иглой, зубочисткой или проволокой. Из них получаются части тела, глаза и носики животных.

    10. Шишки и хвоя деревьев

    Распространенным материалом являются шишки хвойных деревьев: кедров, сосен, елей, кипарисов и пихт. Шишки можно использовать как раскрытые, так и нераскрытые. Если шишки собирать с влажной почвы, то они медленнее высыхают и сохраняют форму. Если они быстро сохнут в тепле, то могут раскрываться, деформироваться. Шишки можно прокалывать, связывать и склеивать. Они могут быть частью объемных игрушек. Можно сортировать их по форме и размеру, как и другие материалы, хранить в отдельных коробках.

    Среди природных материалов, которые можно получить и весной, и летом, и осенью, а иногда даже зимой, можно назвать и саму хвою деревьев. Длинные хвоинки можно использовать как усики бабочек, колючки ежа, лапки насекомых, и другим способом. Их можно связывать в пучок или вкалывать по отдельности. Хранить хвою можно в спичечных коробках.

    11. Мох

    В теплое время года можно собрать мох , который применяют для создания фона, имитации травы в игрушечных композициях. Мох может долго храниться, его легко приклеить к плоскому основанию.

    12. Высушенный древесный гриб

    Интересным природным материалом может послужить срезанный и высушенный твердый древесный гриб . Из него можно сделать подставку или крышу домика.

    13. Кора деревьев

    Аналогичным твердым материалом, служащим «строительным материалом» в создании целых кукольных композиций, может быть твердая древесная кора . Ее можно покрыть прозрачным лаком, что продлит срок «жизни» композиции. Кора разных деревьев отличается по цвету и форме. Кроме указанной березовой коры, которая является тонким и гибким материалом белого цвета, можно использовать кору сосны, дуба и других деревьев. Она может быть твердой и плотной, а может быть мягкой и гибкой, рельефной, темного коричневого или серого цвета.

    14. Ветки деревьев

    Ветки являются прочным природным материалом. Из тонких веток можно создавать руки, ноги или шеи кукол, скамейки для игрушек, перекрытия домиков, беседки и так далее. Более толстые ветки при распиле могут имитировать пенек для сказочных персонажей. Из разветвленных веток можно создать игрушечный сад или лес. Ветки для поделок лучше использовать не пересушенные и неповрежденные. Ветки таких растений, как сосна, сирень и кизил не ломаются при высыхании, они упруги, их удобно применять при создании фигур. Собирая ветки для поделок с группой детей, воспитатель должен научить не повреждать деревья, собирать опавший материал.

    15. Корни деревьев и кустарников

    Очень интересным материалом являются корни деревьев или кустарника , однако добыть их довольно затруднительно. Корни можно найти по берегам рек, где они размываются водой. Важно напоминать детям, что корни живых деревьев повреждать и срезать нельзя. Корни имеют фигурную неповторимую форму. Часто в их форме можно увидеть какого-либо персонажа, фантастическое существо или насекомое. Зачищенные и покрытые лаком корни можно украсить другими материалами. Собранные корни необходимо вымыть, просушить и хранить в обычных условиях, в сухом помещении, предохранять от излишней влажности. Занятия с этим природным материалом развивают фантазию, творческое мышление и наблюдательность у ребенка.

    16. Перья птиц

    Разнообразным, податливым и ярким материалом можно назвать перья птиц . Можно использовать перья домашних птиц: уток, кур, гусей и других. Перья диких птиц можно найти просто на улице и в походе. Если у детей есть домашние попугайчики, то их яркие разноцветные перья станут украшением поделки. Собранные перья необходимо обязательно вымыть и просушить. Чтобы вернуть им первоначальную естественную форму, их достаточно расчесать щеткой или разгладить пальцами. Птичьи перья можно разрезать, сшивать, склеивать, вставлять в отверстия более твердых природных материалов. При работе с перьями можно рассказать детям о различных видах птиц, о том, как они летают с помощью перьев, и так далее.

    17. Ракушки и камни

    Одним из самых распространенных и любимых детьми материалов являются ракушки . Их можно найти на берегах рек, а в особенности, на берегу моря. Они могут быть различной формы, от плоской овальной, сердцевидной или напоминающей гребешок, до объемной формы в виде скрученного рожка. Размеры ракушек также могут быть совершенно разными. Ракушки можно прокалывать, сверлить, надпиливать и склеивать. Из них можно собирать фигурки персонажей, составлять плоские рисунки и изображения цветов, а можно обклеивать ими целые плоскости шкатулок или картин.

    Собранные ракушки необходимо тщательно промыть щеткой и высушить. Собирая ракушки, можно выбрать и другой природный материал - обточенные водой природные камни . Их можно приклеивать резиновым и строительным клеем, создавать из них части обстановки, выкладывать дорожки или строить домики игрушкам.

    Работа с природными материалами значительно развивает творческую фантазию детей, а также знакомит их с миром живой природы.

    Чтобы правильно использовать различные природные материалы, надо знать их свойства и особенности при обработке и поведение в готовой . Может оказаться, что интересный по форме природный материал плохо поддается обработке: либо очень тверд, либо крошится и ломается. А бывает, наоборот, что красивый и податливый материал через какое-то время деформируется или меняет свой цвет, и поделка приходит в негодность. Чтобы не расстраиваться потом, вы должны знать, как при помощи клея, лака или красителей можно улучшить или даже изменить свойства многих природных материалов.

    В различных поделках один и тот же природный материал может выступать как основной или как вспомогательный.
    Отдельные детали: ручки, ножки, бороды человечков, обувь, клювики птиц, морские волны выполняются из так называемых вспомогательных материалов. Например, ножки, ручки, носы делаются из палочек и веточек, бороды - из мха и лишайника, обувь - из половинок желудей или кедровых орешков, семян или чурбачков, волны - из бересты (рис. 13), шляпки - из зеленой оболочки лесных орехов (рис. 6), а головки птиц - из фасолинок (рис. 14).

    С каждой новой сделанной поделкой приходит опыт, благодаря которому вы сами будете находить варианты изготовления тех или иных деталей. Подбирая различные природные материалы, вы увидите, какой разный получается результат и как это интересно - комбинировать различные материалы.

    ВЕТКИ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ .


    Для изготовления ручек и ножек к фигуркам человечков и лап у животных прекрасно подходят веточки сирени, кизила и других пород деревьев и кустарников, у которых молодые побеги по форме напоминают рогатки (рис. 7). А из веточек вербы и краснотала замечательно получаются лапки птиц, так как кора у них красного цвета.

    Сучки, из которых будут делаться конечности человечков, желательно подбирать так, чтобы рогатки имели утолщения, похожие на суставчики. При изготовлении ножек кора с сучков счищается частично. Если вы оставите немного коры внизу сучка-«ножки», то получится «носочек», а если вверху, то - штанишки. Одновременно веточки выступают в роли соединительных элементов, штырьков, при помощи которых отдельные детали поделки соединяются друг с другом. Но некоторые породы деревьев имеют слишком мягкую древесину, которая, высыхая, становится ломкой и хрупкой. Поэтому в лесах средней полосы и северных районах России рекомендуем собирать ветки ели, сирени и березы, а на юге еще и веточки граба и кизила, так как именно на них легко подобрать необходимые сучки. Не обламывайте живые ветки, поищите и в любом лесу вы найдете дерево с сухими веточками! Но будьте внимательны, не берите пересохшие, ломкие ветки.

    Толщину сучков подбирают в соответствии с размером фигурки. Если палочки несут дополнительную функцию - соединения деталей, то нужно, чтобы они были и не слишком толстыми (сложно будет вставлять), и не слишком тонкими (могут сломаться, не выдержав веса фигурки).

    Для изготовления башмачков от толстых веточек отпиливают маленькие чурбачки. Затем раскалывают их пополам (рис. 8 а) и в каждой половинке просверливают отверстия, в которые затем вставляются палочки (рис. 8 б). Кору оставляют только в том случае, если человечка нужно «обуть в лапти». Для этого кору на чурбачках надрезают «клеточками» и кончиком ножа осторожно снимают с части клеточек в шахматном порядке. Получается очень похоже на старинную русскую обувь - лапти.

    Из толстых и тонких палочек можно смастерить ПЛОТИК С ПАРУСОМ из листа клена или кусочка бересты (рис. 9). Для этого лучше всего подойдут ветки осины, ивы или черемухи.

    Сначала заготовьте три «бревнышка» одинаковой длины с заостренными концами (деталь 1). В каждом просверлите по два отверстия. Затем возьмите две тонкие палочки (деталь 2), сделайте в них три сквозных отверстия и шесть коротеньких колышков (деталь 3).
    Из веточки с сучком вырежьте руль (деталь 4). А из длинной тонкой веточки, расщепив ее посередине на две трети длины, сделайте мачту (деталь 5). Подготовив все детали, соберите их так, как показано на рисунке 9, предварительно вставив в прорезь мачты кленовый лист или прямоугольный кусок тонкой бересты. После сборки плотика в среднем бревнышке сделайте дырочку и вставьте в мачту.

    КОРНИ РАСТЕНИЙ.


    Корни бывают разнообразной формы, поэтому их можно использовать в различных поделках и композициях. Но в основном они служат для имитации деревьев в небольших композициях. Лучше всего для этого подходят высушенные корни маленьких елочек. Пригодны для поделок и корни крыжовника, смородины. Корни этих кустарников хорошо поддаются обработке: легко режутся, сверлятся, хорошо склеиваются. В некоторых изделиях они выступают как основной материал. Например, из большого корня можно сделать необыкновенную напольную вазу.

    ЛУКОВИЦЫ РАСТЕНИЙ.


    Это скоропортящийся материал. Но луковицы вполне подходят для поделок, которые не претендуют на длительное хранение, например игрушек для новогодней елки. Из них также можно сделать оригинальные и забавные игрушки и фигурки. Основное их достоинство - простота изготовления и доступность материала в любое время года (рис. 10).

    Луковицы легко разрезаются ножом и протыкаются шилом. Форма луковиц позволяет создавать поделки мгновенно, почти ничего не доделывая. Например, на рисунке 10а показана головка ЧИППОЛИНО . Достаточно только приделать луковке глаза, нос и рот - и головка готова! Так же делаются головы СТАРИЧКА и МАТРЕШКИ (рис. 10 6, в). Если насквозь через всю луковицу продеть толстую нитку с петелькой на одном конце и завязать узелок в нижней части луковицы, то фигурку можно будет повесить на новогоднюю елку.

    КОРА ДЕРЕВЬЕВ.


    Для поделок годится любая кора. Все зависит от конкретной композиции и фантазии автора. Наиболее ценной считается сосновая, дубовая, липовая и березовая кора.

    Толстая березовая (или сосновая) кора подойдет для изготовления любой подставки. Ее используют и для создания отдельных деталей (рис. 11), вырезают лодочки, скалы, различные фигурки. Например, попробуйте сделать ЛОДОЧКУ (рис. 12). Из куска сосновой коры вырежьте корпус лодочки (деталь 1) и руль (деталь 2). Сделайте из двух кусочков бересты паруса (детали 3 и 4), а из отструганной палочки - мачту (деталь 5). Соберите лодочку так, как показано на рисунке 12.

    Из бересты хорошо получаются морские волны (рис. 13), косынки, шляпки, сумочки, ведерки, лапки птиц (гусей, уток, цапель).

    Кора долго сохраняет мягкость, пластичность, цвет, легко обрабатывается. Но, заготавливая кору для поделок, вы должны иметь в виду, что, например, сосновая кора, высыхая, расслаивается на отдельные пластинки. Поэтому, чтобы она лучше сохранила свои свойства, ее надо проклеить и покрыть лаком.

    СЕМЕНА-КРЫЛАТКИ.


    На клене, грабе, ясене и липе осенью созревают семена-крылатки - необходимый для поделок природный материал (рис. 15). Заготавливают семена-крылатки, когда они созрели, но еще имеют зеленоватый цвет и скреплены попарно. Если их собрать в этот период, то они сохраняются в «рабочем» состоянии долгое время.

    Хранить семена-крылатки надо в картонной коробке, отдельно от другого сырья, и следить за тем, чтобы они не пересохли, не потрескались.

    Из семян-крылаток делаются ушки животных (зайцев, белок), головки и хвостовое оперение птиц (рис. 17), различная одежда [юбочки (рис. 16), платьица] для человечков и многое другое.

    СОЦВЕТИЯ ЧЕРТОПОЛОХА И РЕПЕЙНИКА


    Необыкновенно выразительный и интересный в поделках природный материал (рис. 18 а). Из них можно делать головки человечков (рис. 18 6), мордочки зайцев, котов, собак и других животных. Собирать соцветия чертополоха и репейника довольно сложно из-за тонких острых иголок, покрывающих как само соцветие, так и стебель, листья. Собрав соцветия чертополоха, их надо обязательно обработать дома жидким столярным клеем, иначе, высыхая, они раскроются и разлетятся тысячью пушинок.

    Будьте аккуратны и во время работы с соцветиями репейника. Многочисленные мелкие крючочки на чешуйках репейника крепко цепляются за одежду и друг за друга.

    ПЛАУН, МОХ, ЛИШАЙНИК


    Плауны часто встречаются в сырых моховых лесах. Плаун - интересный и часто используемый поделочный природный материал. Из него хорошо получаются дополнительные элементы, например рога оленя (рис. 19 а) или косички девочки (рис. 19 б).

    Мох и лишайники растут в хвойных и смешанных лесах. Лишайники часто покрывают деревья, свисая с ветвей или оплетая ствол. Это замечательный природный материал для изготовления бород и усов человечков, создания композиций сказочного дремучего леса.

    Заготовленные плауны, мхи и лишайники, перед тем как использовать в поделках, необходимо хорошо просушить в подвешенном состоянии или в гербарной папке.

    Как это правильно сделать, рассказывается в статье «Вторая жизнь растений».

    ПЛОДЫ ВОДЯНЫХ ЛИЛИЙ.


    На месте отцветших красивых белых и желтых водяных лилий, которые часто встречаются в тихих речных заводях рек и озер, завязываются оригинальной формы плоды (рис. 20 а). Эти плоды очень мясистые и для поделок годятся только хорошо высушенными. Высыхая, они несколько сморщиваются, но это придает им еще более интересную форму.
    Из таких плодов получаются замечательные поросячьи рыльца (рис. 20 б).

    ОЛЬХОВЫЕ ШИШКИ.


    В конце лета на ольхе образуются гроздья плодов - шишечек, по своей форме напоминающих неспелые ягоды малины. Если эти шишки собрать в конце июля и обработать клеем, то получится прекрасный поделочный природный материал, из которого можно будет потом сделать кулачки человечков, лапки животных и головки птиц.



    Это универсальный поделочный природный материал, из которого издавна на Руси делались разнообразные и красивые изделия и игрушки. Для поделок, представленных на этом сайте, вам понадобится солома ржи, овса и пшеницы как дополнительный, вспомогательный материал. Солома прекрасно поддается обработке: разглаживается, режется и окрашивается.

    Для создания поделок вам понадобится солома и круглая, и расплющенная, тщательно разглаженная. Тем, кто незнаком с обработкой соломы, позволим себе дать несколько полезных советов.

    Для работы надо выбирать свежую ровную солому, не смятую, не подгнившую и не заплесневевшую. Ее собирают вручную. Стебли соломы очищают от листьев и ножницами обрезают корни. Для хранения стебли соломы следует разрезать на части (по узлам) и аккуратно уложить в коробку.

    Плоская соломка делается из круглых и ровных стеблей. Их кладут в кипяток, посуду закрывают крышкой и оставляют запариваться на несколько часов. Вынув из воды после запаривания, солому разрезают вдоль маленькими ножницами или острым ножом (рис. 21 а, б). Затем разрезанную солому разглаживают с обеих сторон горячим утюгом (рис. 21 в). Если гладить долго, то можно изменить цвет соломы от золотистого до темно-коричневого.

    Солому можно окрасить и другим способом - просто прокипятив ее в растворе анилинового красителя. Насыщенность цвета зависит от длительности кипячения. В этом случае вы можете получить любой выбранный вами цвет.

    Изделия из дерева пользуются особой популярностью у любителей натуральных материалов. Они отлично украсят как интерьер домашних помещений, так и ландшафт приусадебного участка. Из древесины изготавливают оригинальные игрушки и предметы быта.

    Поделки и украшения из натуральных материалов – ярчайший тренд последних лет. Многие рукодельницы также осваивают новые техники – поделки из дерева, камней или сухофруктов. Об использовании сушеных апельсинов для декора читайте в нашей статье.

    Декор из натуральных материалов (дерева, шишек, сушеных фруктов) – это красиво, экологично и очень стильно. Одним словом – настоящий тренд. Если вы тоже хотите научиться делать такой декор – наш мастер класс о том, как засушить апельсины для декора – для вас.

    Кресло-качалка – почти синоним уютного отдыха и комфорта. Что может быть лучше, чем отдыхать в таком кресле под мерный шум дождя за окном или треск горящих в камине поленьев? В нашей статье мы расскажем, как сделать кресло-качалку своими руками.

    Создание поделок из лозы – очень старое ремесло, не утратившее своей актуальности и сегодня. Всем, кто хочет приобщиться к этому непростому делу, пригодится наша статья. В ней мы рассмотрим основные приемы лозоплетения на примере создания короба из лозы.

    Плетение из лозы существует уже не одну сотню лет. За это время люди научились делать из гибких прутьев самые разные вещи – от шкатулок и корзинок до мебели. Сделанные своими руками вещи из лозы экологичны, долговечны и очень красивы. Однако лозоплетение – дело не из простых и требует наличия определенных навыков. О том, как сплести корзину из лозы своими руками, читайте в нашей статье.

    Походы в лес за грибами и ягодами – эти приятные воспоминания из детства остаются на всю жизнь. Особенно, если малышам позволяют участвовать в сборе и для этого дают собственную маленькую корзинку. Не знаете, где такую взять? Сплетите ее из лозы. О том, как это сделать, расскажет наш мастер класс.

    Чего только не делают умельцы из гибкой ивовой лозы – от корзин до мебели. Однако нелегкому процессу лозоплетения предшествует не менее важный процесс заготовки материала. Не зная основных ее правил, надеяться на хороший результат своего труда не стоит. Подробнее о заготовке ивовой лозы читайте в нашей статье.

    Искусство карвинга – фигурного вырезания из овощей и фруктов – позволяет своими руками создавать настоящие шедевры. Будьте уверены, что даже обычный арбуз, украшенный таким изысканным способом, приведет ваших гостей в восторг. Подробнее о карвинге из овощей и фруктов читайте в статье.

    Техника скелетирования листьев совсем не сложная, хоть и требует аккуратности и достаточного количества времени. Поделки из таких листьев получаются невероятно красивыми. Подробнее об этой технике мы расскажем в нашей статье и покажем, как можно применить такие листики в декоре.

    gastroguru © 2017