Проект по биологии на тему осень. Осенние изменения в природе. Осенние изменения в неживой природе. Сезонные изменения в жизни растений осенью

Методическая работа Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями
1 этап – подготовительный
Подбор методической литературы по данной теме; подбор детской художественной литературы, наглядного материала; формулировка цели, задач, конечного продукта проекта. Организация прогулок и наблюдений, в ходе которых дети изучали, анализировали состояние объектов ближайшего окружения (участка детского сада). Чтение художественной литературы по теме.
2 этап – реализация проекта
Подбор и проведение дидактических игр; разработка конспектов занятий; практическая помощь в решении задач. Исследование одного из видов осени (ранняя). Беседа с детьми на тему «Осень разноцветная ». Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень ».

Ведение календаря природы.

Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет осени. Заучивание стихов;

Дидактические игры. Занятия по изобразительной деятельности;

Выставка «Золотая осень ».

Написание докладов о деревьях нашего края;

сбор листьев, цветов; составление осеннего гербария;

заучивание стихов об осени, пословиц;

составление рассказов об осени.

3 этап – подведение итогов
Подготовка к презентации Подготовка и проведение развлечения «Что нам осень принесла ». Участие родителей в подготовке и проведении праздника.

Приложение

Конспект когнитивной непосредственно-образовательной деятельности

Тема: Ранняя осень

Цель: уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и труде людей, уточнить приметы осени, напомнить детям название осенних месяцев, уточнить знание о других временах года. Учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Картина с изображением осеннего пейзажа, предложить внимательно рассмотреть и ответить, какое время года на ней изображено. Уточнить, что значит ранняя осень, почему желтеют листья.

Воспитатель. Предлагаю отправиться в путешествие, не простое, волшебное. На ковре – самолете. Я вижу, что вы готовы отправиться в путь, но прежде чем это сделать, давайте вспомним, какое сейчас время года. А какая погода на улице. Держитесь за руки, чтобы не упасть, мы летим.

Первая остановка «Солнечная »

Какое солнце сейчас?
Какое солнце было летом?
Что стало с солнцем?
Почему оно стало хуже греть?
Почему оно меньше светит?
Какое солнце будет зимой?
Что было бы, если бы солнце светило всегда?

Вторая остановка «Дождливая »

Какой бывает дождь?
На что похож дождь?
Какой дождь бывает летом, осенью, зимой?


Третья остановка «Лиственная »

Почему листья желтеют?
Почему облетают?
Что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму?
С чем можно сравнить осенние листья?
Как называется явление, когда падают листья?

Четвертая остановка «Осенняя »

Воспитатель. А на этой последней остановке мы с вами постараемся понять, что же происходит с природой, когда приходит осень.

С чего начинается осень?
Как изменяется долгота дня?
Что приходит с холодами?
Что происходит, когда исчезают насекомые?
Что происходит с животными?
Что случается после того, как медведь засыпает в своей берлоге?

Воспитатель. Ребята, осень – это хорошо или плохо?

Держитесь крепко за руки, мы летим в детский сад.

Бродит в роще листопад по лесам и кленам.
Скоро он заглянет в сад золотистым звоном.
Соберем из листьев веер яркий и красивый.
Побежит по листьям ветер легкий и игривый.
И послушно листьям вслед птицы улетают.
Значит, лета больше нет, осень наступает.

Прогулка

Цель: закрепить представления о сезонных изменениях в природе. Развивать наблюдательность, любознательность, творческую активность. Воспитывать любовь к природе, учить беречь ее и охранять.

Воспитатель. Сегодня мы с вами пойдем в гости к нашим друзьям – деревьям. Мы возьмем с собой хорошее настроение, шутки, смех и стихи, которые мы выучили.

Посмотрите, изменились ли деревья? Где листья изменили свою окраску раньше – на верхних или на нижних ветках? Почему?

Воспитатель. Давайте, сравним дерево с человеком.

Похожи деревья на людей?
У человека есть туловище, а что вместо туловища у дерева?
У человека есть кожа. А у дерева?
У человека есть руки. А у дерева?
У человека есть ноги. А у дерева?
Для чего человеку туловище? Кожа? Руки? Ноги? А дереву для чего?

Воспитатель. Вот видите, как много у нас общего с деревьями. А главное человек рождается, растет, стареет. И дерево тоже рождается, растет, стареет. И человек и дерево – живые существа. Скажите, а соседи и друзья есть у дерева? Они изменились или остались такими, какими были летом? Значит, к зиме готовятся все, и деревья, и птицы, и звери и насекомые.

А что такое лес? Лес – это большой дом. Главными в лесу являются деревья. Они кормят всех обитателей, укрывают, защищают. Для зверей, птиц, насекомых лес – родной дом. А для человека – друг.

Много леса – не губи.
Мало леса – береги.
Нет леса – посади.

Проект на тему "Мое любимое время года - осень" делают во всех классах начальной школы. В 1 и 2 классах проект содержит стихи, загадки, пословицы и поговорки о временах года. В 3 - 4 классе добавляются наблюдения за изменениями в природе и в животном мире, связанные с особенностями осени.

Проекты бывают коллективные и индивидуальные. Иногда детям дают задание приготовить страницу проекта с загадками или приметами и т.д.

Если ваш ребенок получил в школе такое домашнее задание, то ему можно предложить выполнить проект в следующей форме:

  1. Презентация (PowerPoint), на флешке
  2. Документ Word, распечатанный на листах формата А4
  3. Творческая работа, выполненная своими руками (пример таких работ представлен ниже)

Для самостоятельного выполнения проекта вам понадобятся:

Загадки про осень

Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
(Осень)

Пришла без касок и без кисти
И перекрасила все листья

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто...
(Листопад)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто...
(Листопад)

Пословицы и поговорки про осень

Сентябрь без плодов не бывает.

Осенью и у кошки пирог.

Весна цветами красна, осень снопами.

Осенью и у воробья пир.

В ноябре снег надует - хлеба прибудет.

Осень хвастлива, а весна справедлива.

Весна дает цветы, а осень - плоды.

Осень пришла, урожай принесла.

Осень прикажет, весна свое скажет.

От осени к лету повороту нету.

Осень идет и за собою дождь ведет.

Осень велика, зима долга.

Осень - собериха, зима - подбериха.

Осень - погод восемь.

Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы - из глаз слезы.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Стихи про осень

ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ

Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые...
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые...
Бросаюсь я листьями вверх наугад -
Я тоже устроить могу листопад!
Ю. Каспарова

ОСЕННЕЕ УТРО

Жёлтый клён глядится в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится,
Веткой сломанной прижат.
На его озябшей кожице
Капли светлые дрожат.

Тишину вспугнув тревожную
В чутко дремлющем бору
Бродят лоси осторожные,
Гложут горькую кору.

Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
О. Высотская

Осень

В ЛЕСУ

Кружат листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян...
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!

Мы идём, и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.

И за дымкою туманной
Вдалеке блестит река.
Расстелила на полянах
Осень жёлтые шелка.

Через хвою луч весёлый
В чащу ельника проник.
Хорошо у влажных ёлок
Снять упругий боровик!

На буграх красавцы клёны
Алым вспыхнули огнём...
Сколько рыжиков, опёнок
За день в роще наберём!

По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры...
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары.
А. Балонский

ОСЕНЬ

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое
У берёзки на плечах.

У калины и рябины
Вьются стаями дрозды...
Под окошком георгины
Красотой своей горды.

Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят... летят... летят...

Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
Е. Трутнева

Краски осени

Ах как щедра осень на краски,
На прохладу и аромат.
Листья царственно, словно в сказке,
Над остывшей землею парят.

Я люблю эту грустную пору,
Воздух свежий прозрачен и чист,
Дым из труб поднимается в гору,
Утром иней в траве серебрист.

С каждым днем всё прозрачней деревья,
Мягче всё под ногами ковер.
И волшебница осень слагает
Из листвы разноцветный узор.

Скоро явятся в гости морозы
И укроются снегом поля,
А пока я рисую березы
В ярком золоте янтаря.

Олеся Лыкова

Приметы осени

Теплая осень - к долгой зиме.

Гром в сентябре - к теплой осени.

Большой урожай рябины - к большим морозам.

Гуси полетели – скоро выпадет снег.

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Бабье лето ненастно - осень сухая, бабье лето сухое - осень мокрая.

Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень.

Много желудей на дубе - к лютой зиме.

Если птицы перелётные высоко летят по осени, так и снегу много будет, а низко - мало снегу будет.

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.

Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.

Сезонные изменения в жизни растений осенью.

Самой главной приметой осени является листопад. Листопад - это биологический процесс сбрасывания листвы растениями, который способствует приспособлению их к суровым условиям зимы.

Желтые листья - сигнал засухи. Неужели может быть засуха в сентябре? Неужели дереву воды не хватает?

Воды - то много, да взять ее дерево не может. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. В лесу начался листопад. У лиственных деревьев осенью изменяется окраска листьев, они засыхают и опадают.

Сезонные изменения в жизни животных и птиц осенью.

Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм. Это перелетные птицы, они в основном питаются насекомыми.

Такие животные, как лисы, волки, зайцы меняют шерсть на более густую и теплую, а белка, заяц и горностай меняют еще и цвет. Заяц становится белым, чтобы быть незаметным на снегу не попасть хищникам в лапы, а горностай, чтобы быть менее заметным при охоте.

Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные усиленно питаются, накапливая жиры. В спячку впадают медведи, барсуки, ежи, летучие мыши.

Подготовка животных к зимовке начинается еще летом. Установлено, что основным условием сезонных изменений является изменения в продолжительности дня. Изменения длины дня в течение года служат сигналом для животных.

Учебный проект

на тему:

«Жизнь растений осенью»

Руководитель проекта: КалиеваГульназ Ильдаровна, учитель МБОУ «Красноярская СОШ №1»


Жизнь растений осенью

Листопад – уникальное явление

Осень в литературе и живописи

Выставка творческих работ детей

Итоги проекта


Характеристика проекта: краткосрочный, межпредметный, с творческими работами детей

Цели проекта:

-изучить признаки осени;

-дать понятие природному явлению «листопад»;

-познакомиться с художественными произведениями об осени;

-оформить детскую выставку рисунков на тему: «Госпожа Осень»;

  • Провести конкурс загадок об осени.

Краткая аннотация к проекту: проект расширяет знания детей об осени, прививает любовь к родной природе, учит восхищаться художественным словом и красками осени.


Основополагающий вопрос: Почему мы любим осень?

Учебные вопросы:

-Чем интересна жизнь растений осенью?

  • Почему листопад – уникальное явление природы?
  • Почему осень любимая пора поэтов и художников?
  • Какие чувства могут выражать детские рисунки?
  • Какие интересные осенние факты встретились нам в природе?
  • Какие цветы украшают осенние грядки?
  • За что мы любим осень?

  • Растения готовятся к зиме.
  • Осенью окончательно формируются почки растений.
  • Многие растения накапливают запасы питательных веществ.
  • Многолетние травы накапливают запасы в корневищах, клубнях, луковицах.
  • Главная примета осени в наших краях – листопад.
  • Пышный ковёр опавших листьев важен для лесных растений и животных.
  • Опавшие листья образуют подстилку, которая закрывает почву и предохраняет её от промерзания.

Жизнь растений осенью

У большинства древесных растений переход в состояние покоя выражается осенним листопадом, которому предшествует осенняя окраска листьев. Листья берёз становятся светло-жёлтыми; рябины – пунцово - красными; осины – оранжевыми; ольхи – мутного буро-зелёного оттенка. Осенняя перемена распространяется на кустарники, травы и хвойное дерево лиственницу. Листопад называют уникальным явлением осени.


Загадки об осени

Утром мы во двор идём-

Рыжий Егорка

Упал на озёрко,

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

Сам не утонул

И летят, летят, летят… (О …)

И воды не всколыхнул.

(О… лист)

Листья жёлтые летят,

Пришла без красок и без кисти

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

И перекрасила все листья.

Как ковёр ложатся!

Что за жёлтый снегопад?

Это просто… (Л…)


Угадай-ка!

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

(Иван Б…)

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

Осень – “Унылая пора…”, любимое время года поэтов, философов, романтиков и меланхоликов. Стихи про осень “закружат” словами-ветрами, “моросят” строфами-дождями, “пестрят” эпитетами-листьями… Почувствуйте дыхание осени в осенних стихах для детей и взрослых.


Стихи поэтов об осени

Листопад, листопад, Все звено примчалось в сад, Прибежала Шурочка.

Заглянула осень в сад – Птицы улетели. За окном с утра шуршат Жёлтые метели. Под ногами первый лёд Крошится, ломается. Воробей в саду вздохнёт, А запеть – Стесняется.

Листья (слышите?) шуршат: Шурочка, Шурочка…

Ливень листьев кружевной Шелестит о ней одной: Шурочка, Шурочка…

(Агния Б…)


Яркие краски осени (Конкурс «Мой осенний садик»)




Наше творчество Выставка «Госпожа Осень»







Итоги проекта

Осень – это самая яркая пора года и, несмотря на приближение холодов, садовые участки часто украшены не только обилием красок опавших листьев, но и цветов. Часто они цветут до самых заморозков. Зависит это от климата. Листопад – уникальное явление природы. Мы любим осень за изобилие овощей, яркие краски и поэтические строки.


ПРОЕКТ

по биологии на тему «Осенние явления в природе».

Выполнила ученица 5 А класса Чухманова Эвелина.

Цель работы: провести наблюдения за изменениями в живой и неживой природе осенью и сделать вывод.

Оборудование: тетради для записей, ручка, фотоаппарат для снимков растений.

План проекта: 1. Изменения осенью в неживой природе.

2. Изменения у растений.

3. Изменения у животных.

4. Вывод.

Содержание.

    Изменения осенью в неживой природе.

Осенью длина светового дня становится короче и температура воздуха понижается. Солнце стало меньше светить, стало больше осадков. По утрам, вечерам и ночью наступают заморозки.

Загадка: Крупно, дробно зачастил,

Всю землю напоил. (Дождь).

Приметы: Если ветер северный – к стуже, южный – к теплу.

Красный закат солнца – к ветру.

Гром в сентябре предвещает тёплую и долгую осень.

    Изменения у растений.

Сначала у растений созревают плоды, затем листва меняет свою окраску, подземная часть растения подсыхает, начинается листопад. Его причиной является слой камбия, который препятствует прохождению питательных веществ к листовой пластинке, процессы жизнедеятельности замедляются, затем прекращаются....начинается листопад - золотая осень!

Раньше всех теряют листья липа берёза и вяз. У одних деревьев, например у липы и тополя, первыми опадают листья больших нижних ветвей, постепенно обнажается середина и последней облетает макушка дерева. А вот у вяза, орешника, ясеня листопад начинается с верхних веток. Листва постепенно тает, открывая тёмный ствол дерева.

Только ель и сосна стоят зелёные, своими тёмными силуэтами усиливая яркость и звучность осенних красок. Их листочкам - хвоинкам - морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин…

Приметы:

В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало ягод –сухая.

Если листопад пройдёт скоро – надо ожидать тёплой зимы.

Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх – к студёной зиме.

    Изменения у животных.

Осенью все животные активно готовятся к зиме. Заполняют зимние кладовые зерном, семенами, кореньями, орехами. У них отрастает густая пушистая шерсть, они откладывают под кожей много жира, меняют окраску. Некоторые животные впадают в спячку, например медведи, ёжики, так как зимой очень мало еды. Некоторые животные начинают собираться в стаи, стада. Птицы готовятся к отлету в теплые края, собираются в стаи и улетают. Некоторые птицы прилетают к нам. Рыбы опускаются ближе ко дну, становятся малоподвижны, откладывают жир. Лягушки, змеи, ящерицы зимуют около водоёма. Насекомые откладывают яйца.

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Рыщут волки ночью тёмной

За добычей по лесам.

Меж кустов к тетёрке сонной

Пробирается лиса.

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари.

Зимовать к нам прилетели

Северяне – снегири.

Приметы:

Большие муравьиные кучи осенью – на суровую зиму.

Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.

Обилие осенних тенёт в лесу – на ясную погоду.

4. Вывод.

В ходе работы над проектом мы систематизировались знания

Разделы: Начальная школа

«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай потрогать – и я пойму»

Китайская пословица

Тема: Творческий проект. Сезонные изменения в природе: осенние явления.

Цель: формирование познавательных процессов на уроках окружающего мира и экологической культуры личности младшего школьника;

Детская цель проекта: собрать как можно больше фактов, подтверждающих наступление осени.

Задачи:

  • способствовать формированию представления об осени, сезонных изменениях;
  • способствовать формированию умения воспринимать окружающий мир живым, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему;
  • способствовать формированию умения участвовать в беседе, заниматься поисковой работой, строить высказывания;
  • способствовать воспитанию юного друга природы Тисульского района.

Оборудование:

  • Для учителя:
    • магнитофон;
    • аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Октябрь»;
    • репродукции картин И.Левитан «Золотая осень»;
    • И.С.Остроухов «Золотая осень»;
    • И.Э.Грабарь «Рябинка»;
    • аудиозапись «Лесная азбука».
  • Для учеников:
    • фотографии, иллюстрации об осени;
    • разрезные картинки с изображением живой и неживой природы;
    • карточки с народными приметами, загадками;
    • акварель, альбомные листы чистой бумаги;
    • книги об осени;
    • дневник наблюдений.

Проблема урока: раскрыть тайны осени.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы и задач урока

1 этап

Звучит аудиозапись «Лесная азбука». «Неожиданно» почтальон приносит письмо.

Куда: Урюпинская средняя общеобразовательная школа.
Кому: ученикам 2 класса
Обратный адрес: Заячья поляна леса.

Здравствуйте, уважаемые второклассники!

На Заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одна половина поляны считала, что пора, а другие зайцы говорили, что рано. Одни кричали, что трава ещё зелёная, а другие – что небо ещё серое. Одни говорили, что осень уже наступила и скоро начнётся зима, а другие думают, что осень ещё только собирается в наши края.
Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. Ведь вы учитесь в школе, и, наверное, сможете определить – наступила ли осень? Говорят, что идёт она к нам через ваш посёлок. Расскажите нам, далеко ли она, когда она будет в лесу?
Только собрание Заячьей поляны просит представить убедительные доказательства! Ведь менять шубки – дело для зайцев очень непростое!
Надеемся на вашу помощь!

Заячье собрание.
Лесная поляна.

– А как вы, ребята, считаете, наступила ли осень?
– Итак, наша цель – узнать, наступила ли осень?
– Что для этого нужно сделать?

Проблема: Раскрыть тайны осени.

III. Формирование знаний, умений, навыков

– Кто хочет совершить путешествие в лес чудес?
– А в лесу много тайн, и для этого нам нужно распределиться по командам.

Игра «Дружные ребята»

Предлагается четыре набора «Пифагор». Нужно собрать картинки из отдельных деталей. Отгадать загадки, нарисовать отгадки, придумать название команды и положить в сундучок народной мудрости.
(«Растения», «Животные», «Здоровье», «Погода»).

Загадки на тему «Растения»

Платье потеряла,
Пуговки остались. (Рябина)

Никто не пугает
А она вся дрожит. (Осина)

Разбежались на опушке
В белых платьицах подружки. (Берёзы)

Загадки на тему «Животные»

По поднебесью верёвка протянулась. (Журавль)

Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся. (Муха)

Загадки на тему «Погода»

Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил. (Дождь)

Синенькая шубёнка
Весь мир покрыла. (Небо)

Щука хвостом махнула,
Лес погнула. (Ветер)

Загадки на тему «Здоровье»

С виду – клин. Развернёшь – блин. (Зонтик)

Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу –
Соскочу, привечу. (Шапка)

С одного бока – лес,
А с другого – поле. (Шуба, пальто)

«Добро пожаловать, осень!»

Задание командам: написать письмо зайцам.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь».

Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зелёном листке,
«Куда полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдём – ка, дружок, по тропинке гурьбой
Ответы искать под осенним шатром.

Работа с календарём погоды

2 этап

Остановка «Осенняя»

Чтение стихов об осени, в которых звучат приметы. Это приметы живой или неживой природы. Нужно их выделить.

ПОГОДА

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман…

РАСТЕНИЯ

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин…

ЖИВОТНЫЕ

Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Рыщут волки ночью тёмной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетёрке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне – снегири.

ЗДОРОВЬЕ

Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берёт.
Почему же? Почему же?
Потому что дождь идёт.

Физпауза

«Рябинка»

На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.
(Потягивания – руки вверх)
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер.
(Вращение туловищем вправо влево.)
Но рябинка только гнётся,
Не печалится – смеётся.
(Наклоны в сторону.)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую.
(Дети машут руками, изображая ветер.

Остановка художников «Волшебное письмо»

В этом письме не нужны нам чернила!
Яркими красками
С кистью в руке
Будем писать на таком языке:
Листья на дереве –
Краскою пёстрой,
Краской оранжевой –
Осеннее солнце,
Синею краской –
Прозрачное небо,
Птиц и зверей
Разноцветными оставим –
Целый рассказ мы из красок составим!
Этот рассказ наш –
Об осени, о лесе –
Дети читать будут
В каждом классе.
Тронет он душу
Любого народа:
Краскам
Не требуется
Перевода!

Художники должны выполнить задание – раскрасить заданный рисунок так, чтобы он соответствовал осеннему времени года. Рисунок может быть дополнен некоторыми деталями по усмотрению художников.

Остановка «Копилка народной мудрости» – знатоков народных примет, пословиц.

ПОГОДА

Если ветер северный – к стуже, южный – к теплу.
Красный закат солнца – к ветру.
Гром в сентябре предвещает тёплую и долгую осень.

ЗДОРОВЬЕ

Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Река начинается с ручейка, а спорт со здоровья.
Всякое дело поправимо, если человек здоров.

РАСТЕНИЯ

В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало ягод –сухая.
Если листопад пройдёт скоро – надо ожидать тёплой зимы.
Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх – к студёной зиме.

ЖИВОТНЫЕ

Большие муравьиные кучи осенью – на суровую зиму.
Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.
Обилие осенних тенёт в лесу – на ясную погоду.

Остановка «Осенняя мелодия» – исполнение песен об осени.

«Осень»

Музыка М.Красева, слова М.Ивенсен(«Погода»)

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли…
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

В руки возьмём по корзинке,
В лес за грибами пойдём.
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.

«Скворушка прощается»

Музыка Т. Потапенко, слова М. Ивенсен(«Животные»)

Осень-непогодушка.
Тополь пожелтел.
Вдруг на ветке скворушка
Песенку запел.

Припев:

Ветка чуть качается,
Дождик не кончается,
С нами старый скворушка
До весны прощается.

В путь дорогу – дальнюю
Скворушке лететь.
Песенку прощальную
Как ему не спеть?

Припев :

Где ты, солнце вешнее,
Ясный небосвод?
Над пустой скворечнею
Скворушка поёт.

Припев.

«Зверобика» («Здоровье)

Уселась кошка на окошко
И стала лапой уши мыть.
Понаблюдай за ней немножко
И все движения повтори.
!,2,3 – ну-ка, повтори,
3,4,5 – повтори опять (2 раза)
Очень хорошо!

«Во поле берёза стояла»

Русская народная песня («Растения»)

Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Лю-ли, лю-ли, стояла,
Лю-ли, лю-ли, стояла

Некому берёзу заломати,
Некому кудрявую заломати.
Лю-ли, лю-ли, стояла,
Лю-ли, лю-ли,стояла.

Остановка «В гостях у пернатых»

Остановка «Листопад»

Сбор осенних листьев. (На цветной бумаге нарисовать и вырезать осенние листья).
По окончании путешествия дети оформляют газету с рисунками и рассказами об увиденном на маршруте. Каждая команда готовит своё сообщение.

IV. Итог урока

3 этап.

Подведение итогов

  • Защита проекта «Тайны осени» (рисунки, стихи, рассказы);
  • Составление текста на письмо с Заячьей поляны;
  • Рефлексия «Волшебное дерево».
  • Выявление самых дружных, смекалистых. Вручение текста песен о лесе.
  • Исполнение песенки про дождик. Музыка Ю.Энтина (Из телефильма «Незнайка с нашего двора»)
gastroguru © 2017