Глагол пишу проспрягать 1 спряжение. Как определить спряжение глагола

РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 класс (Рамзаева)

Тема «1 и 2 спряжение глагола»

Цели урока:

  1. Совершенствовать знания учащихся о глаголе;
  2. Учить определять спряжение глаголов;
  3. Способствовать формированию интереса к предмету.
    Оборудование: Таблица «Глагол», разрезная таблица «Спряжение глаголов»,

портрет «Дядюшки Глагола», дракон и глагольчики- лилипутики, карточки для работы в парах, учебник, тетрадь. Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания.
    еее иии ешь ишь

им им ет ит

3. Актуализация знаний учащихся.

А) Повторение ранее изученного материала о глаголе. - Над какой темой мы работаем сейчас на уроках русского языка? (глагол) -Что же уже рассказал нам о себе Дядюшка Глагол? {работа по таблице, которая составлялась на предыдущих уроках)

Я глагол

  1. часть речи;
  2. обозначаю действие предмета;
  3. отвечаю на вопросы что делает? что делал? что буду делать? и т.д.
  4. изменяюсь по временам и числам
  5. а в прошедшем времени по родам;
  6. имею неопределенную форму;
  7. в предложении чаще всего бываю сказуемым;
  1. спрягаюсь (-что значит спрягаться? т.е. изменяться по лицам и
    числам), имею 1 и 2 спряжение/закрыто)

Молодцы! Я очень довольна вашими ответами. А сейчас узнаем, как свои знания
вы можете применить на практике.

Б) Выборочный диктант с грамматическим заданием.

Я буду диктовать вам слова, а запишите в тетрадь вы только глаголы. На потайную
доску выполнять задание пойдет.

Золото, веселая, пригрело, солнечное, у них, голосами, живем, говорить, суша,

решите.

Определите у этих глаголов лицо, число, время.

пригрело - 3 лицо, ед.ч., прош. время, ср.род;

живем -1 лицо, мн.ч., наст, время;

говорить- неопределенная форма глагола, т.к. отвечает на вопрос что делать?

и имеет суффикс-ть;

решишь-2 лицо, ед.ч., буд. время.

Проверка.

4. Изучение нового материала.

А) Знакомство с новым материалом.

А сейчас пришло время послушать новую историю Дядюшки Глагола.

Есть у меня друзья - глагольчики - лилипутики. Имена у них очень странные - совсем коротенькие. Но такие дают в лилипутьем городе с незапамятных времён

Традиция! Зовут моих друзей -У(-Ю), -ЕШЬ (-ЁШЬ), -ЕТ (-ЁТ), -ЕМ (-ЁМ),

ЕТЕ (-ЁТЕ), -УТ (-ЮТ). А ещё - -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ (-ЯТ). Ну вот, кажется, всех перечислил. Раньше все они очень дружили между собой. Но вот однажды в их город прилетел огромный страшный дракон, зубастый, весь в зелёной чешуе. Он дохнул огнём, чуть не спалив ратушу, лязгнул зубами и потребовал привести ему на съедение нескольких лилипутиков потолще.

Лилипутики –У (-Ю), -ЕШЬ (-ЕШЬ),- ЕТ(-ЕТ), ЕМ (-ЕМ), -ЕТЕ (-ЕТЕ), и –УТ (-ЮТ) до смерти перепугались. Они посовещались и решили задобрить дракона. На середину центральной городской площади трусишки вытолкнули маленького толстенького –У и его близнеца – Ю, низко поклонились злодею и сказали:»ЕШЬ, ЕШЬ!» «Да я уже ЕМ, ЕМ!» - улыбнулся дракон, завязывая на шее салфетку и довольно потирая лапы. А несчастные близнецы, сидя на тарелке, дрожали от страха и тихо плакали.

Зато лилипутикм -У (-Ю) (это другие -У (-Ю) - однофамилыцы тех, которых собирался съесть дракон), -ИШЬ, -ИТ, -ИМ,. -ИТР , -АТ (-ЯТ) не испугались дракона-

«ИШЬ, какой шустрый! ИШЬ, чего захотел! ИМ, драконам, только позволь! Весь город сожрут, никого не оставят!» - крикнул самый смелый лилипутам, которого так и звали -ИШЬ. Он возглавил армию, в которую и вступили отважные лилипутики. Вооружившись мечами и копьями, они пошли войной на дракона, вырвали у него почти изо рта бедных близнецов и не позволили съесть их на завтрак.

А бояки в это время прятались в подвале дома. Когда же смельчаки победили дракона и он с позором уполз из города, волоча свой зелёный хвост, бояки вылезли из своего убежища. Но смельчаки им даже руки не подали. Мало того - они отказались жить с трусишками в одном городе и переехали.

Лилипутики-трусишки -У (-Ю), -ЕШЬ (-ЕШЬ), -ЕТ (-ЁТ) 7 -ЕМ (-ЁМ), -ЕТЕ (ЕТЕ),

УТ (-ЮТ) остались в своем прежнем городе и назвали его ПЕРВОСПРЯЖЕНСК (ведь этот город был построен первым). А лилипутики-смельчаки -У (-Ю), -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ (-ЯТ) построили себе отличный новый город и назвали его

ВТОРОСПРЯЖЕНСК.

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Кто сможет сделать вывод? (В русском языке глагол бывают 1и2 спряжения. Глаголы, в окончаниях которых повторяется буква ш (ё) относятся к 1 спряжению. Глаголы, в окончаниях которых повторяется буква и, относятся но 2 спряжению.)

Б) Составление таблицы.

Но несколько раз в году лилипутики встречаются на празднике. Долго веселятся и

играют. Праздник заканчивается- надо отправлять их по домам. Помогите мне

составить таблицу окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. (На доске прикреплены

разрезанные части таблицы. Дети по очереди подходят н досне и собирают

таблицу)

Число

Лицо

1 спряжение

2 спряжение

Ед.

1-е

У(ю)

У(ю)

2-е

Ешь (ешь)

Ишь

3-е

Ет(ет)

Мн.

1-е

Ем, ем

Им

2-е

Ете (ете)

Ите

3-е

Ут (ют)

Ат (ят)

Так что же такое спряжение глаголов? {изменение глаголов по лицам и числам) - Перечислите личные окончания, которые напишите, если выясните что глагол 2 -го спряжения. А если 1 го?

5. Закрепление нового материала.

А) Первичное закрепление изученного.

А сейчас давайте воспользуемся нашей таблицей и проспрягаем глаголы жить,

говорить в тетради, выделяя окончания и ставя ударение. От предыдущей работы отступите одну строчку.

Я жив у говор ю

Ты жив ешь говор ишь

Он жив ет говор ит

Мы жив ем говор им

Вы жив ете говор ите

Они жив ут говор ят

Ударными или безударными были окончания глаголов, которые мы спрягали?

жить! (К 1-му)

К какому типу спряжения отнесем глагол говорить? (Ко 2-му)

Подпишите тип спряжений на пустой строчке.

"-Как вы думаете, безударные окончания будут такими же или будут чем- то

отличаться? (предположения детей)

Проверьте свои предположения, прочитав об этом правило на стр. 189.

Б) Работа с правилом.

Правило прочитает.

Так какими будут ударные и безударные окончания у глаголов одного и того же

спряжения? (Они будут одинаковыми)

Как определяется спряжение глаголов с ударными окончаниям? (Спряжение

определяется по окончанию)

В) Закрепление изученного материала (самостоятельная работа)

Упражнение 437

Взаимопроверка

6. Дополнительный материал.

Игра «Лото»

У вас на партах на листочке даны глаголы. Закройте каждый глагол

карточкой, на которой указано время, число, лицо и спряжение. Работаем в парах. (2 ученика у доски)

А теперь аккуратно закрываем тетрадкой, плотно прижимаем и

переворачиваем. У вас должна получиться картинка. Проверьте себя.

Молодцы!

7. Подведение итогов.

С чем новым мы сегодня познакомились на уроке?

Какие глаголы относятся к 1- му спряжению? Какие ко 2-му?

8. Домашнее задание .

Упражнение 439, выучить окончания глаголов I и 2 спряжения


Цель : закреплять знания об окончаниях глаголов I и II спряжений.

Задачи урока:

  • Формировать умение различать окончания глаголов I и II спряжений;
  • Развивать творческие способности учащихся, речь;
  • Прививать интерес к русский традициям, познакомить с историей самовара и чаепития;
  • Повышать интерес учащихся к изучению русского языка;
  • Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи.

Оборудование:

  • Мультимедиа;
  • Таблица окончаний глаголов I и II спряжения;
  • Карточки для индивидуальной, парной и групповой работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке необычный гость, господин Глагол. (приложение №1) Он будет нам помогать, а мы его радовать ответами, а может даже удивлять.

II. Постановка темы и цели урока.

1) Сначала отгадайте загадку.

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит
Всем чай пить велит.

Это самовар!

Это русский самовар.

Что можете сказать об этом слове? (сложное слово, соединительная гласная о, состоит из двух основ. Можно заменить "сам варит")

Внутри самовара труба, куда клали дрова, угли, сверху сапог, и раздували им жар в самоваре.

Самовар свистит, гудит:
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.

2) Чистописание.

Изобразите петлеобразные элементы, как самовар пускает пар.

3) Подготовительная беседа.

Во всём мире знают русский самовар. Его родина- город умельцев и мастеров Тула. Самовары делали из красной и зеленой меди, серебра. Основным металлом для изготовления самоваров была и остается латунь. (сплав меди с цинком, оловом).

С 1956глда г. Тула выпускает электрические самовары. (замена - электрочайник)

В старину самовар являлся неодушевлённым членом семьи, его ласково называли "Дедушка" или "Иван Иваныч"

4) Самостоятельная работа.

Перед вами глаголы. Выпишите подходящие к действию самовара, выделите окончания, укажите спряжение. (Приложение №2)

Rто может сказать, что мы будем закреплять на уроке? (различать окончания глаголов I и II спряжения)

III. Закрепление пройденного материала.

1) Назовите окончания глаголов I и II спряжения.

Что называется спряжением? (изменение глаголов по лицам и числам)

2) Изменить глаголы по лицам и числам. (по вариантам)

  • 1 в. -звать (зову, зовём, зовёшь, зовёте, зовёт, зовут)
  • 2 в. -говорить (говорю, говорим, говоришь, говорите, говорит, говорят)

3) Взаимопроверка.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте работы своих товарищей, поставьте на полях + , если задание выполнено правильно и -, если при выполнении задания допущены ошибки.

Какие окончания у глаголов 1 варианта? 2варианта? Какого спряжения глаголы?

4) Прочитайте пословицу, спишите, определите спряжение, лицо глаголов. Объясните смысл пословицы.

Сам_вар кип_т, ух_дить (не) в_лит.

И нам самовар велит продолжать работу.

5) Дифференцированная работа в группах.

1 группа. Образовать от основ глаголов форму 3 лица множественного числа, определить спряжение.

бер- ворч- говор-
нес- скрип-
рев- шурш-

2 группа. Из глаголов 3 лица множественного числа образовать глаголы 1 лица множественного числа.

  • Пищат -
  • Жужжат -
  • Кричат -
  • Летят -
  • Лежат -

3 группа. Списать, определить спряжение, лицо глаголов, вставить пропущенные буквы.

Сам_вар сто_т,
Словно жар гор_т,
И пыхт_т, и на бабу п_гядыва_т:
"Я Федорушку проща_,
Сла_ким ча_м угоща_"

Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного крутого
Самоварного чайку.

А кто знает, откуда пришло к нам слово "чай"?

(Чай- китайское слово. Мы, русские торговали с китайцами северных провинций, где чай именовали "ча". Отсюда наше русское слово "чай")

Однажды 5000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. О чае говорят так: "Кто чай пьёт, сто лет проживёт". Он очищает кровь, регулирует работы печени, снимает сонливость, оживляет мышцы тела.

IV. Физминутка.

V. Найти в классе пословицы, которые говорят нам о правилах гостеприимства.

С самоваром чай вкуснее и беседа веселее.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

За пустой стол гостей не сажай.

Что еть в печи- всё на стол мечи. (Мечи-быстро выставляй всё на стол. Не жадничай! Каков ты- таковы и люди для тебя. Принять по-русски- значит с открытой душой, щедро угостить.)

VI. Творческая работа "Скатерть-самобранка" (работа в группах).

На основе данных слов составить слова- угощения к чайному столу. (Приложение №3)

VII. Самостоятельная работа.

Чем ещё привлекателен чай, мы узнаем, когда составим предложения из слов. Вам необходимо выбрать, составить и записать любое предложение.

  • чай, женщины, Собирают, только.
  • женских рук, Аромат, не портит.
  • издавна, вкусно, любят и умеют, На Руси, чай, заваривать.
  • травы, Душистые, придают, вкус, особый, чаю.

Найдите глаголы, выделите окончания, определите лицо, число, спряжение.

(Проверка через мультимедиа)

2) Вставьте пропущенную гласную в окончания глаголов.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскаж_т:
Черт_т, пиш_т, иль поёт,
Вышива_т или паш_т,
Или забива_т гол,
Вар_т, жар_т, люб_т, чист_т,
Всё расскажет нам:. . (глагол)

(проверка через мультимедиа).

Скажите, а из чего пьют чай разные народы?

Разные народы пьют чай из своей национальной посуды-чашек, стаканов, пиал.

У нас есть две чашки. Вам нужно убрать из чашки лишнее слово.

играть (не указывает на того, кто совершает действие)

печь (составить словосочетание, где слово "печь" - сущ, или глагол)

IX. Работа в парах.

Дополни стихотворение подходящими по смыслу глаголами.

Чай вам жажду:
:, :,
Он: все болезни.
Нет напитка нам полезней.

(утолит, излечит, успокоит, ободрит)

Что можете сказать о глаголах, которые вы употребили? (глаголы II спряжения)

Объясните постановку знаков препинания в 1 предложении. (однородные сказуемые).

Итог урока.

На какие две группы можно разделить глаголы в зависимости от окончаний? (на глаголы I и II спряжения)

Какие глаголы относятся к глаголам I и II спряжения?

Наш урок подходит к концу. Был ли он вам интересен? Полезен? Что повторили?

Определите, на какой ступеньке лестницы знаний вы находитесь.

Хочу знать больше.
Хорошо, но могу лучше.
Пока испытываю трудности.

Спряжение – основная категория глагола как части речи. В языкознании существует два понимания термина «спряжение глаголов». Спряжением глагола в широком смысле является его изменение по числам, лицам, наклонениям и временам. Спряжение в узком смысле – изменения глагола по лицам и числам. Необходимо уметь правильно определять спряжение каждого глагола, поскольку от этого напрямую зависит уровень грамотности. Нередко нужно точно выяснить тип спряжения глагола, чтобы правильно написать слово в конкретной форме.


Существует четкий алгоритм, благодаря которому можно верно определить спряжение глагола. Также важно запомнить ряд исключений, заучить все глаголы, склоняемые по-разному.

Если окончание глагола находится под ударением, нужно поставить глагол в форму множественно числа третьего лица. Гласные в окончании слова сигнализируют о принадлежности глагола к 1 или 2 спряжению.

Глаголы 1 спряжения имеют окончания –ут (-ют), 2 спряжения – -ат (-ят).

Например, к 1 спряжению относятся глаголы читают, поют, цветут, а ко 2 – висят, горят, лежат.

Очень важно запомнить: определить спряжение по окончанию глагола множественного числа третьего лица можно только в том случае, если на окончание падает ударение.

Если на окончание глагола ударение не падает, слово нужно перевести в неопределённую форму. Например: дышат – дышать. Начальная форма отвечает на вопрос «что делать», не имеет основных категорий. Она сохраняет только признак вида, а также по ней определяют возвратный ли глагол, переходный он или непереходный. Начальную (неопределённую) форму принято называть инфинитивом.

Глаголы, имеющие безударное окончание в начальной форме –ить, относятся ко 2 спряжению.

Остальные глаголы относятся к 1 спряжению. Также нужно запомнить ряд глаголов, являющихся исключениями из правил.

К глаголам 1 спряжения относятся следующие слова-исключения: бить, брить, вить, гнить, жить, зиждиться, зыбить, лить, пить, почить, стелить, шить, -шибить (ушибить, ошибиться), а также все глаголы, которые от них образованы.

Ещё в школе все познакомились с лёгкой считалкой, позволяющей быстро запомнить 11 глаголов, которые являются наиболее распространёнными словами-исключениями из правила. Они не оканчиваются на –ить, но тоже относятся ко 2 спряжению. В данном случае они перечислены по алфавиту: вертеть, видеть, гнать, держать, дышать, зависеть, ненавидеть, обидеть, слышать, смотреть, терпеть. Эти слова необходимо запомнить

Глаголы, имеющие ударную приставку «вы» требуют особого внимания. Для точного определения спряжения, приставку нужно отбросить. В тех случаях, когда окончания оказываются под ударением, по ним выясняют спряжение. Если окончание безударно, глагол ставят в неопределённую форму. Безусловно, приставку отбрасывают только тогда, когда слово употребляется без неё.

Существует группа разноспрягаемых глаголов смешанного типа: бежать, хотеть, чтить и все производные формы от данных слов. Они спрягаются по разным моделям, это необходимо запомнить.

Глаголы «бежать», «чтить», находящиеся в форме первого, второго лица, единственного числа нужно склонять как глаголы 2 спряжения. По модели 1 спряжения данные глаголы спрягаются в форме множественного числа, третьего лица. Возможны альтернативные формы чтут и чтят.

По модели 2 спряжения надо склонять глагол «хотеть» во множественном числе, а в единственном числе – как глагол 1 спряжения.

Архаичные окончания у глаголов «дать» и «есть».

Достаточно запомнить правила и выучить все слова-исключения, чтобы правильно определить спряжение глагола и грамотно излагать свои мысли, не допуская ошибок.

Что такое спряжение? Ответ простой – это изменение глагольных форм по непостоянным признакам, которыми являются лицо (1-3) и число (единств. или множ.). Лицо подсказывает, кем совершается действие. Существует три категории лица.

Пример: рисуешь, нужно подобрать к нему подходящее местоимение, здесь подходит — ты. Отсюда видно, что рисуешь стоит в ед. ч., обладает признаками второго лица. Можно сделать заключение, что спряжение глаголов в русском языке — это их изменение по непостоянным признакам.

Особенности спряжения глаголов в русском языке. Таблицы.

Флексии, появляющиеся во время спряжения, называются личными.

Внимание! Таблицу, представленную выше, важно очень хорошо запомнить.

Некоторые тонкости

Чтобы каждая проверочная работа по морфологии не вызывала приступов паники, и при сдаче ЕГЭ можно было чувствовать себя уверенно, нужно хорошо усвоить основные принципы и правила русской орфографии.

Например: Смех слышится. Пишем И (2 спр.). Грядки полют. Глагол первого спряж. дает букву Ю. Процесс изменения глаголов влияет на орфографию , именно оно решает, какой суффикс будет у причастия.

Виды

Если флексия находится под ударением, то сомнений в правильности написания быть не может. Какие бывают окончания глаголов обоих спряжений в русском языке вы узнаете из таблицы:

Если ударением выделяется иная морфема, кроме флексии, то помощь в соотнесении лексемы и группы окажет инфинитив, а точнее, то буквосочетание, расположенное в конце слова.

Глаголы второго спряжения, согласно установленным языковым правилам, оканчиваются на –ит, кроме глаголов брить, стелить, зиждиться. Дополняют группу исключения из 1 спр. (смотреть, видеть, обидеть, зависеть, дышать, ненавидеть, слышать, гнать, держать, вертеть, терпеть).

Все глаголы, не попавшие во вторую группу, относятся к первой, включая брить, стелить, зиждиться.

Глаголы 2 спряжения включают подобные примеры: готовить , спешить .

Важно! Четко усвоить исключения для 1 -го и 2-го спряжений.

Пример использования на практике основного правила

  1. Народ бор..тся. Н.ф. бороться. Постфикс –ся отбрасываем. Буквосочетание –оть является показателем 1 спр. Таблица дает нам букву Е на месте пропуска. Народ боре тся.
  2. Она готов..т. Н.ф. Готовить. Это глагол второго спряжения. Непостоянные признаки: 3 л., единств. число. По таблице определяем, что на месте пропуска должна стоять буква И. Она готови т.
  3. Бре..т бороду. Ставим в . Брить – определяем, какое это спряжение. Относим его к 1 группе. Брее т бороду.
  4. Мы вид..м. Ставим в н. ф. Видеть – определяем, какое это спряжение. 2 группа. Мы види м.

Сопряжение глаголов

Личные окончания глаголов зависят от спряжения:

I спряжение II спряжение
1. Глаголы не на -ИТЬ: работать , писать , бегать , играть , бороться , идти , грести , полоть, пренебрегать 1. Глаголы на -ИТЬ: строить , носить , учить , белить , будить , говорить
2. Глаголы брить , стелить , зиждиться 2. Глаголы: гнать , держать , смотреть , видеть, дышать , слышать , ненавидеть , обидеть , терпеть, зависеть , вертеть и все приставочные образования от этих глаголов: пригнать , отвертеть
Личные окончания глаголов настоящего времени I спряжения: -у /-ю; -ешь;-ет; -ем; -ете; -ут /-ют: стелет – стелют Личные окончания глаголов настоящего времени II спряжения: -у / -ю; -ишь; -ит; -им; - ите; - ат /-ят: клеит – клеят, слышит слышат.
Запомните: 1. Правописание личных окончаний у глаголов с приставкой ВЫ- проверяется бесприставочным вариантом: выспишься спишь ; высидят сидят . 2. Глаголы на -ЯТЬ относятся к I спряжению, поэтому не следует путать их с глаголами II спряжения на -ИТЬ: блеять , каяться , лелеять , надеяться , реять , сеять , таять , чаять , чуять . 3. В форме повелительного наклонения 2-го лица мн.ч. независимо от типа спряжения пишется окончание -ИТЕ: Смотрите ! Стелите ! 4. Следует различать безударные окончания форм будущего времени на -ЕТЕ и повелительного наклонения на -ИТЕ: Вы не вытрете пятно ? – Вытрите , пожалуйста , пятно . Вы сейчас прыгнете ? – Прыгните же наконец !

Суффиксы глаголов

Правило Примеры
1. Различение суффиксов -ова-/-ева-/-ыва-/-ива- зависит от формы настоящего времени: если суффикс исчезает, то пишется -ова-/-ева-, если суффикс сохраняется, то пишется -ыва-/-ива- Проповедовать – проповедую Настаивать – настаиваю
2. Глаголы с суффиксом -енеть непереходные, с суффиксом -енить – переходные Остолбенеть Леденить
Суффикса «-янить» в русском языке не существует!
3. В форме прошедшего времени глагола перед -л- сохраняется суффикс инфинитива Залая ть залая л , клеи ть клеи л
4. В глаголах с приставкой ОБЕЗ(С)- суффикс -И-, если глагол переходный. Если глаголнепереходный, то суффикс -Е- Пожар обезлесил местность. Рана обескровила солдата Местность обезлесела от пожара . Солдат обескровел от раны

Разноспрягаемые глаголы

Некоторые глаголы русского языка при образовании личных форм настоящего и прошедшего времени имеют особые соотношения основ. Это так называемые изолированные, или разноспрягаемые, глаголы: быть , бежать , дать , есть , ехать , зиждиться , зыбиться , идти , мяукать , надоесть , чтить , хотеть и приставочные образования от глаголов быть , дать , есть .



1. Разноспрягаемые глаголы хотеть , бежать , брезжить имеют окончания и I, и II спряжений: бежит бегут ; хочет хотят ; брезжит брезжут .

2. Глаголы быть , ехать и их приставочные варианты в формах наст. и прош. времени имеют разные основы: бы- / буд-; еха- / ед- (будет – ­ был ; едет ехал ).

3. Глагол идти , а также глаголы на -ЙТИ (найти , пройти ) имеют супплетивные основы на -Ш- (т.е. форма одного и того же слова образована от разных корней и основ): идёт , идут шёл , шла , шло , шли ; найдёт , найдут нашёл , нашла , нашло , нашли . Следует знать особенности в изменении глаголов клясть , реветь : кляну , клянёшь , клянут клял , кляла , кляли ; рев-у , рев-ёшь , рев-ут – но: реве-л, реве-ла , реве-ли (в корне чередование Е с нулём).

Суффиксы причастий

Необходимо различать суффиксы действительных и страдательных причастий, для этого важно знать, от каких глаголов они образованы. Причастия, обозначающие признак объекта, который сам производит действие, называются действительными, или активными. Такие причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени при помощи суффиксов -ущ-/-ющ- (от глаголов I спряжения) и -ащ-/-ящ- (от глаголов II спряжения): ищут ищущий ; думают думающий ; смотрят смотрящий , держат держащий . А действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов -ш-/-вш- от основ глаголов неопределённой формы: читать читавший , плыть плывший, нести – нёсший .

Причастия, которые обозначают признак объекта, который испытывает на себе действие другого объекта, называются страдательными, или пассивными. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени при помощи суффиксов -ом-/-ем- (от глаголов I спряжения) и суффикса –им- (от глаголов II спряжения): исследуют исследуемый ; движут движимый . Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы глагола совершенного вида с помощью суффиксов -нн-/-т-/ённ-/-енн-: купить купленный ; вымыть вымытый ; унести унесённый ; написать написанный . Страдательные причастия прошедшего времени имеют краткие формы: забытый забыт , забыта , забыто , забыты . Страдательные причастия на -нн- в краткой форме пишутся с одной Н: Статья написана . Продукты куплены . При этом необходимо различать краткие причастия от кратких прилагательных на -НН-. Ср.: Девушка хорошо воспитан а в семье . Девушка тактична и воспитанн а .



Особую трудность представляет правописание гласных перед -НН- в причастиях: если причастие образовано от глаголов на -АТЬ/-ЯТЬ/-ЕТЬ/, то перед -НН- и перед -ВШ- сохраняется суффикс инфинитива: обвеша ть обвеша нный ; настоя ть настоя нный ; увиде ть увиде нный ; тая ть тая вший . В причастиях от глаголов на -ИТЬ буква И суффикса инфинитива меняется на Е: усили ть усиле нный ; нагрузи ть нагруже нный ; успокои ть – успокое нный ; склеи ть – склее нный . В причастиях от глаголов на -ЧЬ в суффиксе тоже пишется буква Е: стри чь стриже нный .

Запомните правописание некоторых причастий прошедшего времени, суффиксы которых не зависят от спряжения глагола.

Завешенные тюлем окна. Плохо навешенная дверь. Обвешенный покупатель. Развешенный на порции провиант. Свешенный на тросе груз. Увешенный на килограмм товар. Завешанная картинами гостиная. Навешанные в два ряда картины. Обвешанные оружием солдаты. Развешанное для просушки бельё. Свешанное продавцом мясо. Увешанные орденами ветераны.
Помешенный с вечера раствор. Перемешенная глина. Замешенное тесто. Смешенное тесто. Выкаченная из подвала бочка. Помешанный ложечкой чай. Перемешанные билеты на экзамене. Замешанный в преступлении человек. Смешанный лес. Смешанное число. Выкачанная из скважины нефть.
Выстрелить – выстреленный застрелить – застреленный пристрелить – пристреленный подстрелить – подстреленный прострелить – простреленный Настрелять – настрелянный обстрелять – обстрелянный отстрелять – отстрелянный перестрелять – перестрелянный пострелять – пострелянный пристрелять – пристрелянное ружьё расстрелять – расстрелянный
gastroguru © 2017