Гештальт терапия: подход, техники, упражнения, методы онлайн. Гештальт-терапия перлза - теория, техники, основные положения

Гештальт-терапия обладает большим количеством разнообразных техник, многие из которых заимствованы из других видов психотерапии, например из психодрамы, транзактного анализа, арт-терапии. Гештальтисты считают, что в рамках их подхода допустимо использование любой техники, служащей естественным продолжением диалога терапевта и клиента и усиливающей процессы осознавания.

Гештальт-терапия может осуществляться в форме как индивидуальных, так и групповых сессий. При этом групповая работа в рамках гештальттерапии имеет свою специфику: в гештальт-группах акцент делается не на групповой динамике, хотя она и не игнорируется терапевтом, а на индивидуальной работе с одним членом группы, заявившим свою проблему. Таким образом, группа здесь является резонатором, хором, на фоне которого выступает солист.

Первым техническим приемом, используемым в процессе гештальт-терапии, служит заключение контракта. Как уже отмечалось, в этом направлении психотерапии терапевт и клиент являются равноправными партнерами и клиент несет собственную ответственность за результаты терапии. При заключении контракта оговаривается этот аспект, а также формулируются цели, которые ставит перед собой клиент. Для клиента, постоянно уходящего от ответственности, эта ситуация является проблемной и требует проработки. Таким образом, уже на стадии заключения контракта клиент учится брать на себя ответственность за себя и за то, что с ним происходит.

В гештальт-терапии принято разделение техник на две группы: техники диалога и проективные техники. Техника диалога - это работа, осуществляемая на границе контакта между клиентом и терапевтом. Терапевт отслеживает механизмы прерывания клиента и выносит свои эмоции и переживания, как часть среды, окружающей клиента, на границу контакта. Другая группа техник - это так называемые проективные техники, которые используются для работы с образами, сновидениями, воображаемыми диалогами, «частями» личности и т. п. Однако четкое разграничение этих техник возможно только в теории, в практической же работе они тесно взаимосвязаны.

Одной из наиболее известных техник является техника «горячего стула», применяющаяся в ходе групповой работы. «Горячий стул» - это место, на которое садится клиент, намеревающийся рассказать о своей проблеме. При этом взаимодействие осуществляется только между ним и ведущим группы, а остальные члены группы становятся безмолвными слушателями и зрителями и включаются во взаимодействие только по просьбе терапевта. По окончании сессии члены группы сообщают о своих чувствах, причем необходимо, чтобы участники говорили именно о чувствах, а не давали советы и не оценивали человека, сидящего на «горячем стуле».

Еще одной оригинальной гештальт терапевтической техникой является концентрация (фокусированное осознавание). Осознавание должно происходить на трех уровнях: осознавание внешнего мира (что я вижу, слышу), внутреннего мира (эмоции, телесные ощущения), а также мыслей. Клиент, придерживаясь принципа «здесь и сейчас», рассказывает о том, что он осознает в данный момент, например: «Сейчас я сижу на стуле и смотрю на терапевта. Я чувствую напряжение и замешательство. Я слышу, как сильно стучит мое сердце». Этот эксперимент выполняет несколько функций. Во-первых, он позволяет усилить, обострить ощущение настоящего; Перлз описывает ситуации, когда после использования этой техники пациенты говорили о том, что мир для них стал реальнее и ярче. Во-вторых, этот эксперимент помогает осознать способы, с помощью которых человек убегает от реальности (например, воспоминания или фантазии о будущем). В-третьих, монолог-осознавание является ценным материалом для терапии.

Техника экспериментального усиления заключается в том, что клиент должен усилить какое-либо из своих малоосознаваемых вербальных или невербальных проявлений. Например, во время сессии клиент постоянно постукивает рукой по подлокотнику кресла, и терапевт предлагает усилить это движение. В результате постукивание превращается в интенсивные хлопки, а на вопрос терапевта о его ощущениях клиент сообщает, что чувствует гнев по отношению к терапевту. Это становится темой для дальнейшей работы. Другой вариант: клиент часто начинает свою речь со слов «да, но...», не осознавая этого. Терапевт предлагает клиенту каждую фразу начинать с этих слов. Это помогает клиенту осознать, что он соперничает с окружающими, в том числе и с членами группы, старается оставить за собой последнее слово.

Следующая техника - техника челнока - направлена на расширение зоны осознавания. Техника челнока связана с тем, что терапевт намеренно меняет уровни осознавания, фигуру и фон в сознании клиента. Например, клиент говорит о своем одиночестве (фигура - вербальная продукция клиента).

Терапевт. Когда вы говорите о своем одиночестве, у вас дрожат колени. (Фигура - телесные проявления; слова - фон.) Усильте эту дрожь. Что вы чувствуете? (Фигура - чувства; телесные проявления и вербальная конструкция одиночества - фон.)

Клиент. Я чувствую страх. В моих коленях находится страх.

Терапевт. Как ваш страх связан с вашим одиночеством? (Фигура - интеллектуальное понимание; фон - чувства и телесные проявления.)

Клиент. Я боюсь людей...

Челночное движение может осуществляться не только из разных зон осознавания, но и из прошлого в настоящее и наоборот. Например, клиентка сообщает, что испытывает постоянное раздражение при общении со своей начальницей. Терапевт предлагает ей выбрать из группы человека, который вызывает у нее подобное чувство, и, реализуя принцип «здесь и сейчас», работает с невротическими механизмами, проявляющимися в этих отношениях. Использование группы в качестве безопасной модели окружающего мира является характерной чертой гештальт-терапии.

Наконец, к основным гештальт-терапевтическим техникам относится техника «пустого стула». «Пустой стул» используется для нескольких целей. Во-первых, на нем размещается значимый человек, с которым клиент осуществляет диалог, причем это может быть даже умерший человек, например отец, которому при жизни не были сказаны важные слова. Во-вторых, «пустой стул» может быть использован для диалога различных частей личности. Экспериментальную игру, связанную с диалогом частей личности, терапевт предлагает тогда, когда у пациента имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт. Внутриличностные конфликты часто порождаются внутренним диалогом «собаки сверху» - долга, требований общества, совести, и «собаки снизу» - желаний, эмоций, спонтанности. Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие.

Техника «пустого стула» используется как для интеграции «частей» личности, так и для диссоциации с интроектами. Например, клиентка Л., преподаватель вуза, сообщила о том, что испытывает двойственные чувства в связи со своей работой: с одной стороны, ей нравится общаться со студентами, читать лекции, с другой - работа вызывает у нее напряжение и неудовлетворенность. Терапевт предложил Л. поместить на одном стуле ту часть личности, которая любит свою работу, а на другом - ту, которая тяготится работой. Пересаживаясь с одного стула на другой и идентифицируясь с разными частями своей личности, клиентка вела диалог от их имени.

Клиентка (на левом стуле, уверенно, с блестящими глазами). Я люблю свою работу. Я чувствую себя умной, эрудированной. Мне приятно, что я могу заинтересовать людей.

Клиентка (на правом стуле, обращаясь к противоположной части). Какая из тебя эрудитка? Что ты вообще можешь? Говорить все умеют! Посмотри на себя! У тебя ничего не получается!

Терапевт. Кто так говорит в вашей реальной жизни?

Клиентка (пауза). Это... мой отец (плачет). Он никогда не верил в меня.

Для работы с частями личности используется и техника диалога с частями тела. Например, мужчина, рассказывая о своих взаимоотношениях в семье, шлепал себя ладонью по колену. Когда терапевт предложил ему высказаться от имени руки, то оказалось, что рука наказывает его за то, что он недостаточно хорош и недостаточно силен. Говоря от имени колена, по которому била ладонь, клиент сообщил о своем желании быть открытым, беззаботным, веселым, легкомысленным. Таким образом, рука представляла собой «собаку сверху», которая говорит, каким нужно быть, и наказывает за непослушание, а колено - «собаку снизу», которая пытается схитрить, но сделать то, что хочется.

Еще одной интегрирующей техникой является техника работы с полярностями. Как указывалось выше, в гештальт-терапии существует представление, что в личности одновременно сосуществуют противоположности, полярности. Клиенту, жалующемуся на неуверенность, предлагается представить свою уверенную часть личности, попытаться пообщаться с другими людьми как уверенному человеку, пройтись уверенной походкой, провести воображаемый диалог между собственной уверенностью и неуверенностью. Человеку, которому трудно просить помощи у других, дается задание выпрашивать внимание участников группы, обращаться к ним с любыми, даже нелепыми просьбами. Подобное экспериментирование позволяет расширить зону осознавания у клиента таким образом, чтобы включить в нее ранее недоступный личностный потенциал.

Техника совершения кругов применяется в групповой психотерапии, когда член группы в качестве игры-экспериментирования просит определенных участников группы или всю группу высказаться о нем. Другой вариант - сам член группы по кругу выражает собственные чувства участникам группы. Известен прием из работы Перлза, когда он предложил студенту, испытывавшему страх выступлений перед большой аудиторией, пройти по аудитории и посмотреть в глаза каждому человеку. После этой процедуры тревожность заметно снизилась. Техника совершения кругов особенно эффективна при работе с механизмом проекции.

Оригинальна гештальт-терапевтическая техника работы со сновидениями, существенно отличающаяся от такой работы в других психотерапевтических направлениях. Все элементы сна рассматриваются как части личности клиента, с каждой из которых он должен идентифицироваться, чтобы присвоить собственные проекции или избавиться от ретрофлексии. Важно, чтобы, рассказывая о своем сне, клиент говорил о происходящем в настоящем времени. Например, клиент И. рассказал о таком сне: «Я иду по тропинке посреди поля. У меня хорошее настроение. Через какое-то время я вижу, что на тропинке стоит собака, которая привязана к вбитому в землю колышку. Она лает на меня, показывает клыки. Я поднимаю с земли палку и пытаюсь отогнать ее, но она лает еще сильнее и не пропускает меня. Я останавливаюсь в растерянности». Говоря от имени тропинки, И. сказал: «Я веду тебя к людям, я веду тебя к веселью и радости». От имени собаки: «Я хочу привлечь твое внимание. Я хочу проверить тебя на прочность, испугаешься ты или нет. А еще я хочу есть и пить; может быть, ты меня накормишь?» От имени палки: «Я только с виду такая крепкая и тяжелая. На самом деле я могу сломаться, собака может легко перегрызть меня». Дальнейшая работа показала, что сои был связан с отношением И. к женщинам, которых он боялся и чувствовал себя рядом с ними неуверенно. Работа со сном позволила клиенту понять причину отсутствия длительных отношений с женщинами.

Как уже говорилось, в гештальт-терапии используются техники других психотерапевтических направлений, но это делается для достижения специфической цели - обретения так называемой мудрости тела.

Гештальт-терапия и гештальтпсихология является особым направлением в психологии, которое берет свое начало в Германии. Главной идеей в гештальтпсихологии является способность саморегулирования человеческого организма, то есть человек обязан отвечать за свои действия, нести ответственность. Основатели гештальт подхода разработали методику работы с пациентами, что помогло целостно решать вопрос изучения ряда психологических аспектов, происходящих в человеческом организме.

Гештальтпсихология не делит сознание на его составные компоненты. Представители теории считают, что восприятие не может создаваться или формироваться исключительно через человеческие ощущения, а свойства различных фигур, характеризуя только ее отдельные компоненты, описывать нельзя. Сознание из частей своего рода мозаики формирует целостное, создавая гештальт.

Понятие гештальт

Первый вопрос, который интересует многих. Что такое гештальт? Термин гештальт произошел от нем. слова «gestalt», что означает «форма», «фигура». Гештальтом называют структурные формирования из различных частиц, составляющих единое целое. Именно это понятие лежит в основе практик гештальт-терапии.

Каждый человек должен понимать и осознавать, что же ему в действительности нужно, что он ощущает и чувствует. Гештальтпсихология не заостряет особое внимание на максимально быстром решении незначительных по ее меркам проблем. Простыми словами описать не так просто. Психологический подход подразумевает нечто большее. При работе с психологами, человек сможет совсем иначе взглянуть на свою жизнь, пересмотреть собственные жизненные позиции и полноценно погрузиться в условия реального мира.

Суть гештальт подхода состоит в том, чтобы человек правильно воспринимал окружающий его мир как подчиненную определенным принципам целостную структуру, а не как отдельные компоненты. Понятие гештальт, как и сама гештальтпсихология, является противником, так называемой, структурной психологии. Она не поддерживает принципы разделения, дробления человеческого сознания на отдельные компоненты и создания из них сложных психофеноменов.

Основные идеи

В гештальт-психологии самым главным объектом, с которым ведется работа, является сознание человека. Оно выступает единым динамическим целым, где каждый элемент вступает в тесное взаимодействие друг с другом.

Если говорить простыми словами, то подход в гештальт-психологии к основному объекту работы можно сравнить с человеческим организмом. Он является единым целым, хотя и состоит из разных компонентов. Но каждая система и орган четко и безотказно взаимодействуют между собой долгие годы, создавая единое целое.

Гештальтпсихология включает в себя ряд основных идей, объектов и инструментов, представляющих собой главные аспекты данного психологического направления:

  • Гештальт. Он представляет собой единицу сознания и целостную структуру образа.
  • Предмет данного направления психологии — это человеческое сознание. Построение понимания предмета осуществляется по принципу его целостности.
  • Познавательным методом в гештальт-психологии выступает описание, а также наблюдение собственных восприятий. Начало восприятия человек берет не от собственных ощущений, поскольку в реальном мире они отсутствуют, а от отражений воздушных колебаний и их давления.
  • Зрительное восприятие. Данное восприятие выступает как ведущий или основной психопроцесс, определяющий текущий уровень развития психики человека. К примеру, каждый из нас регулярно получает внушительное количество всевозможной информации, воспринимая и обрабатывая ее с помощью зрительных органов.
  • Мышление. Представляет собой не просто набор навыков, которые были сформированы в сознании человека, а это сложный процесс разрешения задач, который осуществляется с помощью структурирования особых полей — через так называемый инсайт в реальном мире.

Законы и принципы

В основе данного психологического подхода лежат основные законы гештальта.

Первым законом психологического учения является так называемый закон фона и фигур. Любой из нас воспринимает различные фигуры как своего рода замкнутые и целые объекты. Что же касается фона, то это нечто, что постоянно располагается сзади фигуры.

Вторым законом выступает транспозиция. Психика человека реагирует, то есть отвечает не на каждый отдельно взятый раздражитель, а на определенное их соотношение. Суть заключается в следующем — элементы можно объединить, если между ними присутствуют хоть какие-нибудь признаки схожести. Это может быть симметрия, близость, одинаковый цвет и пр.

Еще один важный закон — это закон прегнантности. Среди всевозможных перцептивных альтернатив имеется тенденция воспринимать наиболее простые и стабильные фигуры.

Закон константности или постоянства. Суть или смысл закона базируется на том, что все устремляется к константе.

Закон близости заключается в том, что мозг человека объединяет все окружающие структурные элементы в цельные образы, как в пространстве, так и во времени.

Последним, но не менее значимым законом в гештальтпсихологии является закон замыкания. Он предусматривает заполнение имеющихся в воспринимаемом человеком объекте пробелов. Иногда мы воспринимаем непонятные для нас вещи и образы, которые мозг пытается как-то изменить, трансформировать. То есть осуществляется определенный процесс преобразования непонятного объекта в такой объект, который вполне доступен нашему восприятию или пониманию. В некоторых случаях это представляет потенциальную угрозу. Мы видим то, чего нет.

Такие понятия, как качество, константа, а также фигура и фон, являются неотъемлемыми частями гештальта. Изучив их, вы сможете понять, что же такое гештальт-психология, и в чем заключаются ее главные особенности.

Основные положения и принципы гештальт-терапии

Свойства психологического восприятия, такие как константа, фигуры или фон, вступают во взаимодействие, принося новые определенные свойства воспринимаемым образам и объектам. Именно это и является гештальтом, то есть качеством формы. Чтобы достичь желаемой целостности, а также упорядоченности, используют несколько основные принципы гештальта:

  • Близость. Этот принцип заключается в том, что все располагаемое в непосредственной близости друг от друга воспринимается всегда как нечто единое целое.
  • Принцип схожести основан на понимании и восприятии вместе всего, что похоже по своему цвету, форме, а также размеру или иным признакам.
  • Целостность. У данного принципа восприятие склонно к стремлению упрощать и объединять в единое целое.
  • Смежность представляет собой близость между образами, возникающими в окружающем пространстве и данный момент времени. Примечательно, что смежности могут влиять на человеческие восприятия.
  • Речь идет о ситуациях, когда одно произошедшее событие повлекло за собой другое.
  • Общая зона. Данный принцип формирует повседневное восприятие человека, идущее совместно с ранее приобретенным человеком опытом.

Что такое гештальт терапия?

Широкое использование гештальтпсихологии во многом объясняется тем, что она способна решить ряд человеческих проблем. Задачей гештальтпсихологии является осознание собственных переживаний и выбор оптимального пути их решения.

Не удивительно, что ее активно применяют в практике психотерапевтической деятельности. На основе принципов гештальтпсихологии была разработана одна из самых популярных и эффективных методик современной психологии. Это направление получило вполне справедливое название гештальт терапия. Основы гештальт терапии были разработаны психологом Фридриком Перлзом, его женой Лаурой и Полом Гудменом.

Виды

Различают несколько видов терапии, среди которых:

  • групповая гештальт терапия;
  • семейная;
  • парная;
  • детская;
  • индивидуальная.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуется групповая гештальт терапия, но специалисты также не исключают пользу гештальт самотерапии. Изучив техники гештальт самотерапии, человек с их помощью может разобраться в себе, собственных проблемах и найти пути их решения.

В семейной, парной, детской и групповой гештальт-терапии основным действующим лицом выступает терапевт. Он проводит сеансы гештальт-терапии с детьми и взрослыми, осуществляет семейную гештальт-терапию, помогает в подборе путей решения проблем зависти, паники, конкуренции, помогает при обиде и в борьбе со стыдом.

Семейные, а также парные занятия полезны для обоих пациентов. Причем один человек может иметь проблемы, а задача остальных участников занятий – помочь ему, оказать поддержку.

Ведь как мужская, так и женская половина пациентов могут оказывать сопротивления в гештальт-терапии, потому групповые сеансы порой лучше заменить на индивидуальные беседы или парные приемы. Так партнер или член семьи послужит стимулом для раскрытия проблемы и поиска ее решения.

Также семейные и парные занятия направлены на решение внутренних проблем, которые негативно влияют на взаимоотношения между мужем и женой, либо родителями и детьми.

Роль гештальт-терапевта

Гештальт консультанты — это специалисты, которые практикуют применение методов гештальт терапии. При работе со сновидениями в гештальт-терапии или других методах терапии с пациентами, терапевт позиционирует себя как часть терапевтического лечения, взаимодействия. В случае применения специалистом методов гештальт-терапии в психологическом консультировании, соблюдая основные положения гештальта, псхотерапевт обязан раскрываться настолько же полноценно перед пациентом, как и пациент раскрывается перед ним. Опираясь на принципы гештальт-терапии, в ходе сеансов индивидуальной или групповой гештальт терапии достигается решение проблем, с которыми столкнулся пациент.

Первое, что следует определить специалисту в области психологии, это суть проблемы. Без этого начинать работы с устранением проблем взрослого человека или ребенка невозможно. К примеру, при панических атаках гештальт терапия готова предложить эффективные и действенные методы борьбы с подобными явлениями.

Различные упражнения данной психотерапии основаны на принципах «здесь и сейчас», «я – ты».

Принцип гештальт терапии «здесь и сейчас» является основополагающей концепцией, ведь мы живем именно здесь и сейчас. И если изменить прошлое мы не может, зачем так много внимания и энергии уделять ему?! Человеку следует думать о настоящем, а также о том, как приступы зависти, необоснованная паника или конкуренция может отразиться на нем в будущем.

Принцип «я – ты» демонстрирует стремление к естественному и открытому контакту личности с окружающим его обществом, подавляя в себе чувства зависти и конкуренции, на принципе основаны занятия групповой гештальт терапии.

Подобные подходы и принципы при работе гештальт терапевта с пациентами и субличностями помогает им иначе взглянуть на происходящее, дать более объективную оценку собственным действиям, ощущениям, переживаниям и восприятиям. Собственно, это и является основной гештальттерапии, которую пациент постигает на приеме у терапевта.

Техника проведения сеансов

Цикл контакта является основным понятием гештальт терапии. Что такое цикл контакта? Это модель, которая описывает вполне естественный процесс удовлетворения человеческих потребностей, процесс формирования и деструкции фигуры. Об этом говорится в теории «Self» одного из сооснователей терапии — П. Гудмана. Появление self в гештальт терапии существенно повлияло на технику сеансов.

Осваивая технику гештальт терапии, терапевту важно выявить и узучить все механизмы прерывания контакта, причем каждый механизм требует определенного подхода. Прерыванием является нарушение естественных обменов человека с окружающей его средой, а также нарушения в процессах сознания.

Самые распространенные механизмы прерывания контакта в гештальт терапии: конфлюэнция (слияние), интроекция, проекция, ретрофлексия и эготизм.

Каждый из данных механизмов возникает в конкретной фазе цикла контакта. Конфлуенция формируется на этапе преконтакта, и проявляется тем, что человек не может осознать свои чувства и ощущения. На этапе контактирования контакт терапевта с пациентом затрудняют интроекция или проекция. На завершающем этапе контактирования, в случае уклонения субличности от прямого способа удовлетворения потребности возникает дефлексия или ретрофлексия, и, как результат, происходит обращение возбуждения пациента на самого себя. Эготизм возникает уже на в фазе постконтакта, в том случае, если опыт, полученный на предшествующих эпапах цикла, не усваивается в self и отвергается пациентом.

Прерывание контакта может в том случае, если у терапевта не достаточно опыта работы с механизмами прерывания, и он сам непроизвольно поддерживает механизмы прерывания контакта клиента.

Индивидуальные сеансы гештальт терапии и занятия в группах являются экспериментальными, экзистециональными подходами в психологии и консультировании, которые, в первую очередь, опираются на опыт.

Цель методики состоит в том, чтобы расширить собственное человеческое сознание путем осмысления жизни, а также улучшить взаимосвязь с миром и окружающими людьми.

Психология — это сложная и многогранная наука, в которой в настоящее время широко используется принцип гештальт терапии. Нужно лишь грамотно подобрать технику терапии, которая эффективно подействует в конкретном случае при работе с пациентом, его проблемами, переживаниями.

Гештальт - что это? Таким вопросом задаются многие современные люди, однако не всем удается найти на него правильный ответ. Само слово «гештальт» имеет немецкое происхождение. В переводе на русский язык оно означает «структура», «образ», «форма».

В психиатрию это понятие было введено психоаналитиком Фредериком Перлзом. Именно он является основателем гештальт-терапии.

Фредерик Перлз был практикующим психиатром, поэтому все разработанные им методы в первую очередь применялись для излечения расстройств психики, среди которых психозы, неврозы и пр. Однако очень широкое распространение получил метод терапии «гештальт». Что это такое, вскоре заинтересовались психологи и психиатры, работающие в разных сферах. Столь широкая популярность гештальт-терапии обусловлена наличием разумной и понятной теории, широким выбором методов или пациентом, а также высоким уровнем эффективности.

Основное достоинство

Главное и самое большое преимущество - это целостный подход к человеку, который учитывает его психические, телесные, духовные и социальные аспекты. Гештальт-терапия вместо того, чтобы акцентировать внимание на вопросе «Почему это происходит с человеком?» заменяет его следующим: «Что человек сейчас чувствует и как это можно изменить?». Терапевты, работающие в данном направлении, пытаются сфокусировать внимание людей на осознавании процессов, которые происходят с ними «здесь и сейчас». Таким образом, клиент учится нести ответственность за свою жизнь и за все происходящее в ней, а, следовательно, и за внесение желаемых изменений.

Сам Перлз гештальт рассматривал как целое, разрушение которого приводит к получению осколков. Форма стремится быть единой, и если этого не происходит, человек оказывается в незавершенной ситуации, оказывающей на него давление. В людях часто кроется множество незавершенных гештальтов, от которых не так уж и сложно избавиться, достаточно их увидеть. Огромным преимуществом является то, что для их обнаружения нет необходимости копаться в недрах бессознательного, а нужно всего лишь научиться замечать очевидное.

Гештальт-подход основан на таких принципах и понятиях, как целостность, ответственность, возникновение и разрушение структур, незавершенные формы, контакт, осознанность, «здесь и сейчас».

Важнейший принцип

Человек - это существо целостное, и его нельзя расчленять на какие-либо составляющие, например, на тело и психику или на душу и тело, поскольку такие искусственные приемы не могут положительно повлиять на его понимание собственного внутреннего мира.

Целостный гештальт состоит из личности и окружающего ее пространства, при влияющих друг на друга. Для лучшего понимания данного принципа можно обратиться к психологии межличностных отношений. Она дает возможность четко проследить за тем, насколько большое влияние общество оказывает на отдельного человека. Однако, изменяясь сам, он влияет и на других людей, которые, в свою очередь, также становятся другими.

К ключевым понятиям Московский гештальт-институт, как и многие другие, относит понятие «контакт». Человек постоянно с чем-то или с кем-то контактирует - с растениями, окружающей средой, другими людьми, информационным, биоэнергетическим и психологическим полями.

Место, в котором индивид соприкасается с окружением, принято называть границей контакта. Чем лучше человек ощущает и чем более гибко может регулировать контактную разницу, тем более он успешен в удовлетворении собственных потребностей и достижении поставленных целей. Однако данному процессу свойственны характерные признаки, которые приводят к нарушению продуктивной деятельности индивида в разных сферах взаимодействий. Гештальт-терапия Перлза направлена на преодоление подобных нарушений.

Принцип возникновения и разрушения гештальт-структур

С помощью принципа возникновения и разрушения гештальт-структур можно легко объяснить поведение личности. Каждый человек устраивает свою жизнь в зависимости от собственных потребностей, которым он и предоставляет приоритет. Его действия направлены на удовлетворение нужд и достижение существующих целей.

Для лучшего понимания можно рассмотреть несколько примеров. Так, человек, желающий приобрести дом, копит деньги на его покупку, находит подходящий вариант и становится обладателем собственного жилища. А тот, кто желает иметь ребенка, направляет все свои силы на достижение этой цели. После того как желаемое достигнуто (потребность удовлетворена), гештальт завершается и разрушается.

Понятие о незавершенном гештальте

Однако достигает своего завершения (а далее - разрушения) далеко не каждый гештальт. Что это происходит с некоторыми людьми и почему они постоянно формируют однотипные незавершенные ситуации? Это вопрос долгие годы интересовал специалистов в области психологии и психиатрии. Данный феномен получил название незавершенного гештальта.

Специалистам, местом работы которых является тот или иной гештальт-институт, удалось распознать, что жизнь многих людей часто наполнена постоянно повторяющимися типичными негативными ситуациями. Например, человек, несмотря на то что ему не нравится быть эксплуатируемым, постоянно попадает именно в такие ситуации, а тот, у кого не складывается личная жизнь, снова и снова вступает в контакт с ненужными ему людьми. Подобные «отклонения» связаны именно с незавершенными «образами», и психике человека не удастся обрести покой до тех пор, пока они не достигнут своего логического конца.

То есть личность, имеющая незавершенную «структуру», на подсознательном уровне постоянно стремится к созданию негативной незавершенной ситуации только для того, чтобы разрешить ее, и наконец-то закрыть этот вопрос. Гештальт-терапевт искусственно создает для своего клиента подобную ситуацию и помогает найти из нее выход.

Осознавание

Еще одним базовым понятием гештальт-терапии является осознавание. Стоит отметить, что интеллектуальные знания человека о своем внешнем и внутреннем мире не имеют к нему никакого отношения. Осознавание гештальт-психология связывает с пребыванием в так называемом состоянии «здесь и сейчас». Оно характеризируется тем, что человек совершает все действия, руководствуясь сознанием и будучи бдительным, а не живет механической жизнью, опираясь исключительно на стимульно-реактивный механизм, как это свойственно животному.

Большинство проблем (если не все) появляются в жизни человека по той причине, что он руководствуется умом, а не сознанием. Но, к сожалению, ум является достаточно ограниченной функцией, и люди, которые живут только им, даже не подозревают, что на самом деле являются чем-то большим. Это и приводит к замене подлинного состояния реальности интеллектуальным и ложным, а также к тому, что жизнь каждой личности протекает в отдельном иллюзорном мире.

Гештальт-терапевты всего мира, включая Московский гештальт-институт, уверены в том, что для решения большинства проблем, недоразумений, непониманий и трудностей человеку нужно лишь достичь осознавания своей внутренней и внешней реальности. Состояние осознанности не позволяет людям поступать плохо, поддаваясь порывам случайных эмоций, поскольку они всегда способны видеть окружающий их мир таким, какой он есть на самом деле.

Ответственность

Из осознанности человека рождается еще одно полезное для него качество - ответственность. Уровень ответственности за свою жизнь напрямую зависит от уровня ясности осознания личностью окружающей действительности. Человеку свойственно всегда перекладывать ответственность за свои неудачи и ошибки на окружающих или даже высшие силы, однако каждый, кому удается принять ответственность на себя, делает большой прыжок на пути индивидуального развития.

Большинство людей вообще не знакомы с таким понятием, как гештальт. Что это, они узнают уже на приеме у психолога или психотерапевта. Специалист выявляет проблему и разрабатывает пути ее устранения. Именно для этого гештальт-терапия техники имеет самые разнообразные, среди которых есть как собственные, так и заимствованные из таких как транзактный анализ, арт-терапия, психодрама и пр. По мнению гештальтистов, в рамках их подхода можно использовать любые методы, которые служат естественным продолжением диалога «терапевт-клиент» и усиливают процессы осознавания.

Принцип «здесь и сейчас»

Согласно ему, все действительно важное происходит в данный момент. Ум уводит человека в прошлое (воспоминания, анализ произошедших ситуаций) или в будущее (мечты, фантазии, планирование), но не дает возможности жить настоящим, что приводит к тому, что жизнь проходит мимо. Гештальт-терапевты призывают каждого своего клиента жить «здесь и сейчас», не заглядывая в иллюзорный мир. Вся работа данного подхода связана с осознаванием настоящего момента.

Виды гештальт-техник и заключение контракта

Все техники гештальт-терапии условно подразделяются на «проективные» и «диалоговые». Первые используются для работы со сновидениями, образами, воображаемыми диалогами и пр.

Вторые представляют собой кропотливую работу, которая осуществляется терапевтом на границе контакта с клиентом. Специалист, отследив механизмы прерывания человека, с которым работает, превращает свои эмоции и переживания в часть окружающей его среды, после чего выносит их на границу контакта. Стоит отметить, что гештальт-техники обоих видов переплетаются в работе, и четкое их разграничение возможно лишь в теории.

Процедура гештальт-терапии, как правило, начинается с такого приема, как заключение контракта. Данное направление характеризируется тем, что специалист и клиент - равноправные партнеры, и последний несет не меньшую ответственность за результаты проведенной работы, чем первый. Данный аспект как раз и оговаривается на этапе заключения контракта. В этот же момент клиент формирует свои цели. Человеку, постоянно избегающему ответственности, очень сложно согласиться на такие условия, и уже на этом этапе ему требуется проработка. На стадии заключения контракта человек начинает учиться отвечать за себя и за то, что с ним происходит.

«Горячий стул» и «пустой стул»

Техника «горячий стул» является одной из наиболее известных среди терапевтов, местом работы которых является Московский гештальт-институт и многие другие структуры. Данный метод применяется при групповой работе. «Горячим стулом» называется место, куда садится человек, который намеревается рассказать присутствующим о своих трудностях. В ходе работы между собой взаимодействуют только клиент и терапевт, остальные участники группы безмолвно слушают, и только по окончании сессии рассказывают о том, что они чувствовали.

К основным гештальт-техникам также относится «пустой стул». Он используется для размещения значимого для клиента человека, с которым он может провести диалог, причем не столь важно, жив ли он на данный момент или уже умер. Еще одним назначением «пустого стула» является диалог между различными частями личности. Это необходимо тогда, когда у клиента есть противоположные установки, порождающие

Концентрация и экспериментальное усиление

Своей оригинальной техникой гештальт-институт называет концентрацию (фокусированное осознавание). Существует три уровня осознавания - внутренних миров (эмоции, телесные ощущения), внешних миров (что я вижу, слышу), а также мыслей. Помня об одном из главных принципов гештальт-терапии «здесь и сейчас», клиент рассказывает специалисту о своем осознавании в данный момент. Например: «Сейчас я лежу на кушетке и смотрю в потолок. Я никак не могу расслабиться. Мое сердце очень сильно стучит. Я знаю, что рядом со мной находится терапевт». Данная техника усиливает ощущение настоящего, помогает осознать способы отстранения человека от реальности, а также является ценной информацией для дальнейшей работы с ним.

Еще одной эффективной техникой является экспериментальное усиление. Она заключается в максимизации каких-либо малоосознаваемых им вербальных и невербальных проявлений. Например, в случае, когда клиент, сам не осознавая этого, часто начинает свой разговор словами «да, но…», терапевт может предложить ему так начинать каждую фразу, и тогда человек осознает свое соперничество с окружающими и стремление всегда оставлять за собой последнее слово.

Работа с полярностями

Это еще один метод, к которому нередко прибегает гештальт-терапия. Техники данной отрасли часто направлены на выявление противоположностей в личности. Среди них особое место занимает работа с полярностями.

Например, человеку, который постоянно жалуется на то, что сомневается в себе, специалист предлагает уверенным, и с этой позиции попытаться пообщаться с окружающими его людьми. Не менее полезно провести диалог между своей неуверенностью и уверенностью.

Клиенту, не умеющему просить о помощи, гештальт-терапевт предлагает обращаться к участникам группы иногда даже с очень нелепыми просьбами. Данная техника дает возможность расширить зону осознавания индивида за счет включения в нее ранее недоступного личностного потенциала.

Работа со сновидениями

Указанная техника используется психотерапевтами различных направлений, но оригинальная гештальт-методика имеет характерные только ей черты. Здесь все элементы сна специалист рассматривает как части человеческой личности, с каждой из которых клиент должен идентифицироваться. Делается это для присвоения собственных проекций или избавления от ретрофлексий. Кроме того, в данной технике никто не отменял использования принципа «здесь и сейчас».

Так, клиент должен рассказывать терапевту о своем сне, как о чем-то происходящем в настоящем времени. Например: «Я бегу по лесной тропинке. У меня отличное настроение и я радуюсь каждому мгновению, проведенному в этом лесу, и т.д.». Необходимо, чтобы клиент описывал свой сон «здесь и сейчас» не только от собственного имени, но и от имени других людей и предметов, присутствующих в видении. Например «Я извилистая лесная тропинка. По мне сейчас бежит человек и т.д.».

Благодаря своим и заимствованным техникам гештальт-терапия помогает людям избавиться от и всевозможных масок, установить доверительный контакт с окружающими. Гештальт-подход принимает во внимание наследственность, приобретенный в первые годы жизни опыт, влияние социума, но вместе с тем призывает каждого человека принять на себя ответственность за собственную жизнь и за все то, что в ней происходит.

Учение о гештальт-терапии было разработано супругами Фрицем и Лаурой Перлз, совместно с Полом Гудменом в 1940-1950 годах. Перлз работал над методикой лечения людей, страдающих от расстройства психики. Уже при жизни психоаналитика гештальт-терапия из простого учения превратилась в практику, широко используемую в психологических кругах. Она активно развивалась и разрабатывалась, вбирая в себя идеи разнообразных школ психологии.

Многие современные психотерапевты используют данную методику практически во всех сферах жизни, так как с её помощью можно разрешить трудные ситуации , в которые попадает пациент.

По убеждению Перлза, человек должен быть целостен, а все стороны его жизни – духовные, социальные и физические – должны сливаться в единую целую личность. Из этого утверждения учёного появилось название терапии. Слово Gestalt в дословном переводе с немецкого языка переводится как «фигура», «форма», «личность», «целостный образ».

Теории Фрица Перлза направлены на осознание жизни «здесь» и «сейчас», на полноценную жизнь настоящим, а не прошлым или будущим.

В процессе роста и развития психологии в гештальт-терапию было внесено два немаловажных изменения:

  1. Групповая терапия стала применяться значительно реже;
  2. Появилось более внимательное и терпимое отношение к пациенту, а вхождение с ним в контакт (что нередко использовал основатель учения) – нежелательным.

В 1969 году Перлз опубликовал в одной из своих книг короткий текст, получивший широкую известность сначала в Америке , а затем и распространился по всему миру. «Гештальт-молитва», предлагавшая концепцию независимой личности, подвергалась как бурной критике, так и восторженным отзывам. Она оказала значительное влияние на культуру 1970 годов, когда люди вели активную борьбу за свои права, отвергали многие традиции и находились в постоянном поиске новых форм отношений друг с другом.

Основные принципы и положения терапии

В основе этого учения заложены следующие понятия и принципы:

Таким образом, основная цель гештальт-терапии проявляется в возможности позволить человеку осознать себя в настоящем , принять и полюбить себя, двигаться вперёд собственным путём, а не пытаться подавить индивидуальность. Выполнение упражнений гештальт-терапии помогает чувствовать себя лучше, увереннее, отбрасывать все ненужное и находить свой путь в жизни.

Терапия может быть групповой, или проводиться в индивидуальном порядке. Во время групповых занятий терапевт обычно работает с одним (максимум с двумя) участниками, при этом остальные члены группы могут давать им обратную связь, идентифицироваться с «рабочим» участником и оказывать эмоциональную поддержку, что играет немаловажную роль в процессе лечения.

Кому подходит гештальт-терапия

Прибегать к методам гештальт-терапии может любой человек, испытывающий трудности в общении, находящийся в разладе с собой и желающий изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Гештальт-терапия может быть также применена при следующих расстройствах , характерных для хронического стресса:

  • психосоматические заболевания;
  • подавленные переживания, фобии и страхи;
  • расстройства невротического характера;
  • депрессия, суицидальные наклонности, кошмарные сны;
  • повышенная агрессивность, раздражительность и тревожность.

Выяснилось, что этот метод имеет высокую эффективность при работе с клиентами, имеющими суицидальные тенденции.

Гештальт-терапия весьма эффективна при работе с жертвами изнасилования . Используемые при этом методы дают возможность:

  • возвращения к реальности, делая упор на «здесь и сейчас»;
  • сосредоточения внимания на актуальных переживаниях, отстранение от прошлого, установка акцента на переменах в собственном состоянии;
  • прорабатывания негативных воспоминаний, завершение гештальта;
  • вербализации мыслей и чувств;
  • осознанного контроля своих эмоций, избавление от бесчувственности и страха.

Существует несколько особенностей, которые необходимо знать для удачной терапии.

По статистике, женщины обращаются за помощью к психологии намного чаще, чем мужчины. Они более открыты и эмоциональны , а потому проще налаживают контакт со специалистом, чаще прислушиваются к советам и рекомендациям, с большей охотой участвуют в играх и групповых занятиях.

Мужчины, напротив, в большинстве своём, не склонны общаться на групповых занятиях и с трудом идут на контакт. Однако здесь все зависит от индивидуального подхода психотерапевта к общению с клиентом. Талантливый специалист, умеющий подбирать грамотную методику общения, сумеет выйти на контакт даже с самым нелюдимым клиентом.

К детям у психотерапевтов подход особенный, в том числе и в гештальт-терапии. Например, проблемным для них считается ребёнок, который никогда не жалуется на своих родителей. Это может означать, что идёт подавление истинных чувств ребёнка из-за страха перед недовольством родителей. С такими детьми наиболее сложно найти общий язык.

Как работает гештальт-терапия?

Незавершённые гештальты

Поведение личности легко объясняется при создании и завершении гештальт-структур. Всякая личность устраивает свою жизнь так, чтобы направлять свои действия на завершение текущих нужд и потребностей.

Например, человек, желающий приобрести какую-то ценную вещь, копит деньги на её покупку, ищет дополнительные способы дохода и прибыли. А тот, кто желает обзавестись потомством, направляет все силы на достижение именно этой цели. После выполнения гештальт разрушается, и человек испытывает чувство удовлетворения.

Однако не каждый процесс достигает своего завершения, и люди начинают постоянно формировать однотипные паттерны . Данные отклонения связаны с незавершёнными психическими образами, и человек будет продолжать попадать в негативную ситуацию одного и того же характера до тех пор, пока гештальт не будет разрушен.

Проработать незавершённые гештальты помогают психотерапевты на индивидуальных или групповых сеансах, используя специальные практики.

Терапевтические техники

Все техники гештальт-терапии могут быть разделены на две группы:

  1. Проективные. Используются во время работы со снами, образами, диалогами с вымышленными собеседниками и так далее.
  2. Диалоговые. Во время этих техник производится сложная работа психотерапевта с клиентом. Отследив механизмы прерывания, психолог трансформирует собственные эмоции в часть окружающей среды клиента и переносит их на границу контакта.

Чёткое разграничение техник есть только в теоретической психологии, на практике они тесно переплетены друг с другом.

Заключение контракта

Чаще всего процесс гештальт-терапии начинается с «заключения контракта»: соглашения о том, что врач и пациент – равноправные партнёры, несущие равную ответственность за результат совместной работы. Разделение ответственности – один из самых важных шагов в терапии.

«Горячий стул», «Пустой стул»

Пожалуй, это самый известный и распространённый метод гештальт-терапии.

«Горячий стул» – это то место, куда человек садится и рассказывает о своих проблемах, пока психолог и участники группы его внимательно слушают. Выражать свои эмоции, делиться мнениями и чувствами разрешено только после того, как речь будет завершена.

«Пустой стул» – это место, куда при помощи воображения помещают значительного для пациента человека, с которым можно вести беседу независимо от того, в каких они отношениях, и, вообще, жив ли этот человек. Ещё одним предназначением «пустого стула» является разговор между разными частями личности, необходимый в случае наличия у человека внутреннего конфликта. Подобные диалоги помогают обрести целостность, принять себя и окружающий мир.

Концентрация

Концентрация – это оригинальная техника института гештальта. Метод основан на концентрированном осознании внутренних миров (эмоциональные и физические ощущения), внешних миров (видеть, слышать) и мыслей. Используя главный принцип гештальт-терапии «здесь и сейчас», клиент рассказывает психологу о своих чувствах в данный момент времени, описывает все, что с ним происходит, и о чём он думает.

Эта технология позволяет усилить ощущение реальности и понять свои способы ухода от неё.

Экспериментальное усиление

Одна из эффективных техник – это специальное усиление каких-либо малозначительных проявлений. Например, пациент неосознанно может часто повторять слова «Да, но», тем самым отыскивая причину не делать что-либо, не следовать рекомендациям лечащего врача, и так далее. Специалист может предложить клиенту начинать каждое своё предложение с этой фразы, чтобы человек осознал стремление к противоречию и желанию всегда оставлять за собой последнее слово.

Работа с полярностями

Техники этого направления обычно нацелены на поиск противоположностей в личности. Например, скромному, неуверенному в себе человеку психолог может предложить вообразить себя сильной уверенной личностью и пообщаться с этой позиции с окружающими людьми.

Стеснительному клиенту, который боится просить о помощи, врач может посоветовать обращаться к группе с самыми невообразимыми просьбами.

Эта техника поможет расширить зону осознавания и открыть в себе недоступный ранее потенциал.

Работа со снами

Со сновидениями работают психологи и терапевты самых разнообразных школ, однако гештальт-методика имеет характерные черты. В ней детали сна рассматриваются как части личности, с каждой из которых происходит идентификация клиента. Это делается для присвоения собственных проекций и, несмотря на тонкую сферу работы данной методики, в ней продолжает действовать основное правило гештальт-терапии: «здесь и сейчас».

Клиент может рассказать психотерапевту о своём сне так, как будто это происходит в настоящем времени. Важно, чтобы описание сна происходило не только от лица сновидца, но и от имени предметов и других людей, являющихся частью сна.

Работа с техниками гештальт-терапии будет крайне полезна для любого человека, имеющего незавершённые дела, застрявшего в определённом сценарии, находящегося в разладе с собой или обществом. И даже если нет времени или возможностей обратиться к квалифицированному специалисту, будет полезным попробовать выполнить несколько упражнений самостоятельно. Нередко во время таких упражнений случаются инсайты, помогающие выбрать правильное и желанное направление в жизни.

Как ни парадоксально, но гештальт-терапия опознается не­которой частью общества как профессионалами, так и неспе­циалистами по некоторым техникам, которые не являются специфическими для гештальт-метода, а иногда даже совсем не согласующимися и вообще мало или совсем не употребляемы­ми современными гештальт-терапевтами. Например, техника диалога с одним или несколькими пустыми стульями, представ­ляющими различных персонажей из жизни субъекта, в сущнос­ти, является техникой, заимствованной Перлзом из психодрамы Морено.

Техники являются приемами, позволяющими реализовывать фундаментальный метод. В некоторых случаях техники, появ­ляющиеся в других подходах, могут найти свое место в «ящике для инструментов» (выражение М. Фуко) гештальт-терапевта, лишь бы они были совместимы с методом и приспособлены к происходящему опыту. Напомним, что гештальт-метод фоку­сируется на работе по осознанию явлений, которые происходят на границе контакта, чтобы способность осуществлять творчес­кое приспособление при контакте с окружающей средой могла восстановиться (Perls, 1969; Рудестам, 1990; Наранхо, 1995).

Будь это диадические или групповые отношения, ситуация определяется прежде всего установлением терапевтического контекста: рамок, условий встреч, частоты и продолжительнос­ти сеансов, гонорара и т. д. Все эти условия контекста на самом деле могут рассматриваться как экспериментальные, потому что они должны быть приспособлены к каждому пациенту. Во вся­ком случае, если цель терапевтического проекта состоит в вос­становлении пластичности в построении гештальтов, а терапев­тическая ситуация определялась бы неизменными правилами, которым должен подчиняться каждый отдельный пациент, име­ло бы место противоречие.

В действительности формы, которые может принимать те­рапия, с каждым новым пациентом могут меняться, так же как они могут меняться в зависимости от чувствительности и лич­ного опыта каждого терапевта - с некоторыми пациентами связь будет главным образом словесная, с другими возможно обращение к выразительным формам и невербальному обще­нию, как-то: рисунок, движение, лепка, звук и т. д.

Техники гештальт-терапии можно подразделить на две большие группы. С одной стороны, это техники диалога, ко­торый происходит на границе контакта между терапевтом и клиентом. Для этой работы необходимо полнокровное лич­ностное присутствие терапевта в диалоге; об этой форме рабо­ты говорят, что терапевт «работает собой», использует свой опыт, свои переживания. С другой стороны, это проективные техники, такие, как работа с образами, сновидениями, вооб­ражаемым диалогом; при этом терапевт поддерживает прояв­ление и осознание клиентом своих переживаний. Техники не являются самоцелью, а лишь обозначают различные подходы и пути экспериментирования.


Экспериментирование, являясь сердцевиной метода, создает своеобразие гештальтистского способа работы. В ходе терапии субъекту предлагается не ограничиваться рассказом, а превра­тить свои слова в действия, развертывающиеся в ситуации «здесь и теперь». Такое экспериментирование является своего рода структурой, навязанной терапевтом. Оно имеет смысл, только если оно полностью соотносится с опытом, который воспроиз­водит пациент. Экспериментирование манипулирует различны­ми параметрами, чтобы благодаря расширению поля найти в контакте новизну, восстановленные возможности идентифи­кации и отвержения, творческое приспособление. Некоторые терапевты охотно обращаются, особенно в группе, к арсеналу заранее подготовленных упражнений, которые они предлагают независимо от эволюции каждого пациента. Само собой разу­меется, клиент всегда сможет открыть в этих упражнениях что-то о себе самом при столкновении с этой безопасной ситуацией, но это мало что имеет общего с терапевтическим эксперимен­тированием, которое прямо связано с острыми ситуациями и не­завершенными ситуациями каждого пациента.

Эти эксперименты могут быть разного порядка, например: а) эксперимент может быть сфокусирован на росте осознавае­мого, когда терапевт предлагает, например, осознать свое дыха­ние или ту или иную часть тела (Рудестам, 1990; Энрайт; 1994, Керпег, 1987); б) эксперимент может позволить исследовать тему, изложенную клиентом в скрытой форме, например, когда тера­певт предлагает привести в действие метафору, которую он толь­ко что употребил («Я чувствую, что грудь моя в тисках!», «Он возбуждает во мне желание обращаться с ним, как с собакой») (Рудестам, 1990; Польстер, Польстер, 1997).

Это исследование может пройти через усиление и акцен­тирование употребленных слов и жестов («Не можете ли вы попытаться повторить мне это, усиливая жест, который вы едва уловимо делаете?»). В экспериментировании могут быть об­наружены модельные условия, позволяющие получить информацию о том, что произойдет в определенных ситуациях, ко­торые трудно или невозможно смоделировать в действии. Тогда привлекаются некоторые формы проекции, чтобы исследовать фантазии, катастрофические ожидания, незавершенные или «застывшие» ситуации, разрешение которых кажется невоз­можным.

Экспериментирование также предоставляет возможности для исследования разных типов границ собственного «я» и кон­такта: пределов проявления себя, границ самовыражения, привычек, порогов ощущений и телесных движений, ценностей и т. д. Использование фантазии позволяет расширить области эксперимента, опробовать новое поведение в безопасных усло­виях (Рудестам, 1990; Польстер, 1999).

Одним из наиболее известных инструментов гештальт-терапии является эксперимент с «пустым стулом». Организуя ди­алог между двумя различными частями личности, терапевт под­держивает выражение различных чувств до тех пор, пока не наступает интеграция противоположных, конфликтных, так сказать, непримиримых сторон личности человека.

gastroguru © 2017