География. Связь методики обучения географии с другими науками

География представляет собой целую систему наук, в которые входят, как и естественные науки, так и общественные.

Понятие географии как науки

Совокупностью наук о планете Земля называют географию. Трудным является вопрос о разграничении географии с геологией, так как последняя наука находится в области физической географии и порой становится на ее место.

Но исторические данные говорят о том, что именно география начала раньше исследовать физико-географические вопросы. Сложность определения географии, как конкретной науки, подтверждается географическими конгрессами, которые географы проводят совместно с этнографами, геологами, физиками и астрономами. Все больше появляются проектов, которые раскрывают географию, как науку, в более полном объеме.

География: система наук

О географии принято говорить, как о целой системе наук, каждая из которых изучает природные, территориальные и производственные комплексы и компоненты, которые в них входят. География подразумевает комплексное и детальное изучение природы, населения и хозяйства, и объединение различных дисциплин в одной систему продиктовано их тесной взаимосвязью.

Изучение таких объектов происходит с целью наиболее эффективного применения всех природных ресурсов, создания благоприятной среды для проживания населения и размещения производства в рациональных параметрах. Система географических наук сформировалась в процессе дифференциации и развития самой географии, как науки знаний о хозяйстве, природе и населении разных территорий Земли.

Сам процесс развития науки привел к изучению отдельных компонентов природной среды – таких, как почва, климат и рельеф, или компонентов хозяйства, например, промышленность и сельское хозяйство. Со временем появилась надобность синтетического исследования территориальных сочетаний компонентов.

В системе науки география выделяют:

Естественные науки – физическая география, геоморфология, океанология, география почв, климатология, геокрилогия, биогеография, гидрология суши и другие;

Общественные науки географии, к которым относится общая экономическая и региональная география, география различных отраслей хозяйства (например, промышленности или транспорта), география сельского хозяйства, география населения или политическая география;

Страноведение;

Картография, специальная техническая наука, которая входит в систему современных наук географии по причине общности главных задач с иными географическими науками.

Герграфия как система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные комплексы и их компоненты.

География

(от гео... и...графия), система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных географических дисциплин в рамках единой системы наук определяется тесной взаимосвязью между изучаемыми ими объектами и общностью научной задачи, состоящей в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства в целях наиболее эффективного использования природных ресурсов, рационального размещения производства и создания наиболее благоприятной среды для жизни людей.

Система географических наук и их связь со смежными науками. Система географических наук сформировалась в ходе развития и дифференциации первоначально не расчленённой географии, которая была энциклопедическим сводом знаний о природе, населении и хозяйстве разных территорий. Процесс дифференциации привёл, с одной стороны, к специализации на изучении отдельных компонентов природной среды (рельеф, климат, почва и др.) или хозяйства (промышленность, сельское хозяйство и др.), а также населения, с другой стороны - к необходимости синтетического исследования территориальных сочетаний этих компонентов, т. е. природных и производственных комплексов.

В системе географии выделяются: а) естественные, или физико-географические, науки, к которым относятся физическая география в собственном смысле слова (включая общее землеведение, ландшафтоведение и палеогеографию), геоморфология, климатология, гидрология суши, океанология, гляциология, геокриология, география почв и биогеография, б) общественные географические науки - общая и региональная экономическая география, география отраслей хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.), география населения, политическая география; в) картография, являющаяся технической наукой, но в то же время входящая в систему географических наук в силу исторических причин и общности основных целей и задач с др. географическими науками. Кроме того, к географии относятся: страноведение, задачей которого является объединение сведений о природе, населении и хозяйстве по отдельным странам и районам, и дисциплины в основном прикладного характера - медицинская география и военная география. Многие географические дисциплины одновременно в той или иной степени принадлежат к системам других наук (биологических, геологических, экономических и т.п.), поскольку резких граней между этими науками не существует.

При общности целей у каждой науки, входящей в географию, есть собственный объект исследования, который изучается различными методами, какие необходимы для глубокого и всестороннего его познания; у каждой есть свои общетеоретическая, региональная части и прикладные разделы. Иногда прикладные отрасли и разделы географических наук объединяют под названием прикладной географии, которая, однако, не образует самостоятельной науки.

Каждая географическая дисциплина в своих теоретических выводах опирается на материалы территориальных исследований, проводимых экспедиционными и стационарными методами и сопровождаемых картографированием. В качестве специфического способа систематизации географического материала и выявления закономерностей наряду с типологическим анализом большую роль играет районирование. Развитие работ по физико-географическому и экономическому районированию составляет одну из важных задач современной географии. Математические методы широко применяются в климатологии, океанологии, гидрологии и постепенно внедряются в другие географические науки. Для физической географии особое значение имеет использование данных и методов смежных отраслей естествознания - геологии, геофизики, геохимии, биологии и др. Экономическая география тесно связана как с физической географией, так и с общественными науками - политической экономией, демографией, экономикой промышленности, сельского хозяйства, транспорта, социологией и др.

В сфере географических исследований лежат различные источники энергии и виды естественных ресурсов. Чем острее потребность в естественных ресурсах, тем большее народнохозяйственное значение приобретают географические исследования. География разрабатывает научные основы для всестороннего и рационального использования природных условий и ресурсов, развития производительных сил и планомерного размещения производства, а также для охраны, восстановления и преобразования природы.

Основные этапы развития географической мысли.

Первые географические сведения содержатся в древнейших письменных источниках, оставленных народами рабовладельческого Востока. Низкий уровень развития производительных сил и слабая связь между отдельными культурами 4-1-го тыс. до н. э. определяли ограниченность географического кругозора; истолкование природы было главным образом религиозно-мифологическим (мифы о сотворении мира, всемирном потопе и т.д.).

Первоначальные, ещё чисто умозрительные попытки естественнонаучного объяснения географических явлений (смены суши и моря, землетрясений, разливов Нила и пр.) принадлежат философам ионийской школы 6 в. до н. э. (Фалес, Анаксимандр). Одновременно в Древней Греции развитие мореплавания и торговли вызвало необходимость в описаниях суши и морских берегов. Гекатей Милетский составил описание всех известных в то время стран. Т. о., уже в науке 6 в. до н. э. наметились два самостоятельных географических направления: общеземлеведческое, или физико-географическое, существовавшее в рамках нерасчленённой ионийской науки и непосредственно связанное с натурфилософскими концепциями, и страноведческое, имевшее описательно-эмпирический характер. В эпоху "классической Греции" (5-4 вв. до н. э.) крупнейшим представителем первого направления был Аристотель (в его "Метеорологии" содержатся идеи взаимопроникновения земных оболочек и круговорота воды и воздуха), а второго - Геродот. К этому времени уже возникли идеи о шарообразности Земли и о пяти тепловых зонах. К эллинистическому периоду (3-2 вв. до н. э.) относится разработка учёными александрийской школы (Дикеарх, Эратосфен, Гиппарх) математической географии (определение размеров земного шара и положения пунктов на его поверхности, картографические проекции). Эратосфен попытался объединить все направления в одном труде под названием "География" (он же впервые довольно точно определил окружность земного шара).

Античная география получила своё завершение в 1-2 вв. н. э. в трудах Страбона и Птолемея. Первый представлял страноведческое направление. В "Географии" Страбона с её описательным характером и преобладанием номенклатурно-топографического, этнографического, политико-исторического материала видны черты будущей хорологической концепции, базирующейся исключительно на развёртывании явлений в пространстве. "Руководство по географии" Птолемея - это перечень пунктов с указанием их географических координат, которому предпосылается изложение способов построения картографических проекций, т. е. материал для составления карты Земли, в чём он и видел задачу географии.

Физико-географическое направление после Аристотеля и Эратосфена не получило заметного развития в античной науке. Последним его видным представителем является Посидоний (1 в. до н. э.).

Географические представления раннего европейского средневековья складывались из библейских догм и некоторых выводов античной науки, очищенных от всего "языческого" (в т. ч. от учения о шарообразности Земли). Согласно "Христианской топографии" Космы Индикоплова (6 в.), Земля имеет вид плоского прямоугольника, омываемого океаном, солнце ночью скрывается за горой, а все большие реки берут начало в раю и протекают под океаном. В странах феодального Востока наука в это время стояла на относительно более высоком уровне. Китайцы, арабы, персы и народы Средней Азии дали множество страноведческих сочинений (правда, в основном номенклатурного и историко-политического содержания); значительное развитие получили математическая география и составление карт. С середины 13 в. пространственный кругозор европейцев стал расширяться, но это мало повлияло на их географические воззрения.

В 15 в. итальянские гуманисты перевели труды некоторых античных географов, под влиянием которых (в особенности Птолемея) формировались представления эпохи, предшествовавшей Великим географическим открытиям. Географическая мысль постепенно освобождалась от церковных догм. Возродилась идея шарообразности Земли, а вместе с ней концепция Птолемея о близости западных берегов Европы и восточной окраины Азии, которая отвечала стремлению достичь морским путём Индии и Китая (социально-экономические предпосылки для осуществления этого стремления вполне созрели к концу 15 в.). После Великих географических открытий география выдвинулась на положение одной из важнейших отраслей знания. Она обеспечивала потребности молодого капитализма в подробных сведениях о разных странах, торговых путях, рынках, природных богатствах и выполняла главным образом справочные функции. В европейских государствах многократно издавались "География" Птолемея (с дополнениями) и различные "космографии". Научный уровень этих изданий невысок: новые сведения в них часто перемежались со старыми, большое внимание уделялось всяческим курьёзам и небылицам. Особой популярностью пользовались карты, а с конца 16 в. - атласы. Стали появляться и подробные описания отдельных стран с преимущественным вниманием к экономике и политике (среди них образцовое для своего времени "Описание Нидерландов" Л. Гвиччардини, 1567). В процессе географических открытий было установлено единство Мирового океана, опровергнуто представление о необитаемости жаркого пояса, обнаружены пояса постоянных ветров, морские течения, но природа материков оставалась мало изученной. В 16-17 вв. большие успехи делают механика и астрономия. Однако физика ещё не могла создать достаточных предпосылок для объяснения географических явлений. Общеземлеведческое направление в географии стало приобретать прикладной характер: оно было подчинено главным образом интересам навигации (Земля как планета, географические координаты, морские течения, приливы, ветры).

Крупнейшим географическим трудом, подводящим научные итоги периода Великих географических открытий, явилась "Geographia generalis¼" Б. Варениуса (1650), в которой рассмотрены основные особенности твёрдой земной поверхности, гидросферы и атмосферы. География, по Варениусу, - наука о "земноводном шаре", который, по его мнению, должен изучаться в целом и по частям.

2-я половина 17 в. и 1-я половина 18 в. выделяются главным образом успехами в картографировании Земли. Заметно возрос также интерес к изучению природных условий разных стран и усилилось стремление к объяснению природы Земли и её процессов (Г. Лейбниц в Германии, Ж. Бюффон во Франции, М. В. Ломоносов в России). Природа стала объектом монографического регионального исследования (например, "Описание земли Камчатки" С. П. Крашенинникова, 1756). Однако оригинальных общеземлеведческих обобщений почти не появлялось, а в популярных "космографиях" и учебниках по географии природе отводилось ничтожное место.

Крупный вклад в зарождавшуюся экономическую географию внесли М. В. Ломоносов и его предшественники И. К. Кирилов и В. Н. Татищев.

Следующий заметный рубеж в истории географии относится к 60-м гг. 18 в., когда началась организация больших естественнонаучных экспедиций (например, Академические экспедиции в России). Отдельные натуралисты (русский учёный П. С. Паллас, немецкий учёные Форстер, позднее А. Гумбольдт) ставят своей целью изучение взаимосвязей между явлениями. Вместе с тем усугубляется разрыв между географическими исследованиями путешественников-естествоиспытателей, основанными на строго научном анализе фактов, и географическими руководствами и учебниками, в которых давался набор не всегда достоверных сведений о государствах (политический строй, города, религия и пр.). Правда, известны первые попытки построить географическое описание по естественному территориальному делению (орографическое или гидрографическое, а в России - по трём широтным полосам - северной, средней и южной). В области физической географии конец 18 - начало 19 вв. не дали крупных обобщений. Лекции по физической географии немецкого философа И. Канта, опубликованные в 1801-02, вносят мало нового в познание географических закономерностей, но представляют идейную основу взгляда на географию как на хорологическую (пространственную) науку.

В 1-й половине 19 в. выдающиеся достижения естествознания позволили отказаться от натурфилософских догадок, объяснить основные процессы природы и свести их к естественным причинам. А. Гумбольдту ("Космос", 1845-62) принадлежит новая попытка синтезирования данных о природе Земли, накопленных наукой. Он поставил перед физической географией задачу исследовать общие законы и внутренние связи земных явлений (прежде всего - между живой и неживой природой). Но его синтез ещё не мог быть полным, он ограничивался главным образом фито-климатическими соотношениями. В это же время немецкий географ К. Рнттер развивал совершенно иной взгляд на географию. Его интересовала не объективно существующая природа, а лишь её влияние на человека, которое он трактовал в духе вульгарного географизма. Главный его труд, посвященный землеведению ("Die Erdkunde im Verhältnis zur Natur und zur Geschichte des Menschen¼", Bd 1-19, 1822-59), представляет своего рода инвентарную опись вещественного заполнения "земных пространств". География, по Гумбольдту и по Риттеру, - это в сущности две разные науки: первая - естественная дисциплина, вторая - гуманитарное страноведение. В трудах этих учёных лишний раз был подчёркнут двойственный характер географии, наметившийся ещё в античную эпоху. Наряду со стремлением использовать страноведение как вспомогательный материал для объяснения исторических процессов, своё первоначальное выражение получает и прикладная экономическая география в форме т. н. камеральной статистики. Это - собрание систематизированных (в государственноведческом порядке) сведений о населении, хозяйстве, административно-политическом устройстве территории, финансах, торговле, военном потенциале и т.п.

В России в 1-й половине 19 в. произошло чёткое размежевание между экономической географией ("статистикой") и физической, которая разрабатывалась физиками (Э. Х. Ленц и др.) и даже рассматривалась как часть физики. Начавшаяся бурная дифференциация естествознания (ещё в 18 в. возникает геология, позднее начинают формироваться климатология, фитогеография, океанография), казалось, лишала географию собственного предмета исследования. В действительности же этот процесс был необходимым условием для последующего перехода к географическому синтезу на новом уровне.

После Гумбольдта первые элементы синтеза встречаются у выдающихся русских путешественников-натуралистов 40-60-х гг. 19 в., в частности у А. Ф. Миддендорфа, Э. А. Эверсмана, И. Г. Борщова, Н. А. Северцова (последнему принадлежит опыт выделения "родов местности" - прообраза географического комплекса в его современном понимании). Что касается "статистики", то уже в дореформенной России она всё более отходит от традиционного государствоведения и приобретает географический характер благодаря широкому интересу передовой общественной мысли к различиям в экономике разных территорий и экономическому районированию.

В период перехода от эпохи свободной конкуренции к эпохе монополистического капитализма (с 70-х гг. 19 в.) резко возросла потребность капиталистического хозяйства в различных видах естественных ресурсов, что стимулировало развитие специализированных географических исследований (гидрологических, почвенных и др.) и способствовало обособлению отраслевых географических дисциплин. С другой стороны, сохранился разрыв между общей Г. (землеведением), имевшей естественно-научную направленность [например, труд Э. Реклю (Франция) "Земля", 1868-1869], и частной, или региональной, Г., где на передний план выдвигался человек (например, "Всемирная география" того же Э. Реклю, 1876-94). Некоторые географы (П. П. Семенов, Д. Н. Анучин, Г. Вагнер) признавали, что Г. уже не представляет собой единой науки. Всё же преобладало мнение, что Г. - наука естественная (О. Пешель, А. Кирхгоф, Ф. Рихтгофен в Германии; П. П. Семенов и др. в России; Р. Хинмен в США). В 1887 Г. Герланд попытался обосновать представление о Г. как самостоятельной естественной науке о Земле, но свёл её к геофизике. Однако уже в 1880-х гг. зарубежная география отходит от естественно-научной концепции. Немецкий географ Ф. Ратцель положил начало антропогеографическому направлению, идейными основами которого являются социальный дарвинизм и географический детерминизм; дальнейшее развитие этого учения увело многих географов в область реакционных социологических идей и лженаучной геополитики. Представители другого, хорологического направления, восходящего к Канту, старались обосновать самостоятельность географии, исходя из особого, пространственного подхода. Хорологический взгляд на географию наиболее подробно развил в начале 20 в. немецкий географ А. Гетнер. По его мысли, география охватывает и природные и общественные явления, но рассматривает их не по их собственным свойствам, а только как "предметное заполнение земных пространств"; она не должна изучать развитие предметов и явлений во времени, заниматься обобщениями и устанавливать законы, её интересуют лишь индивидуальные особенности отдельных мест, т. е., в конечном счёте, она сводится к страноведению.

Стремление ограничить сферу географии изучением региональных сочетаний предметов и явлений в рамках отдельных стран и местностей весьма характерно для начала 20 в. Французская географическая школа, основанная П. Видаль де ла Блашем, считала своей задачей описание "гармонического единства" природной среды и образа жизни человека в пределах отдельных местностей. Труды этой школы отличаются мастерством региональных характеристик, но в то же время для них показательны описательность и эмпиризм, пейзажный подход к природе и отсутствие глубокого анализа социально-экономических условий. Уже в 10-х гг. 20 в. французская школа приобрела односторонне гуманитарное направление ("география человека").

В России в конце 19 в. В. В. Докучаев, опираясь на разработанное им учение о почве и прогрессивные идеи русской биогеографии, положил начало комплексным физико-географическим исследованиям, задачи которых он тесно связывал с решением народно-хозяйственных проблем. Большой вклад в познание географических взаимосвязей внёс А. И. Воейков. Ему же принадлежат выдающиеся исследования в области воздействия человека на природу (в 60-х гг. 19 в. к этой проблеме привлек внимание американский учёный Дж. П. Марш).

В 1898 В. В. Докучаев высказал мысль о необходимости противопоставить "расплывающейся во все стороны географии" новую науку о соотношениях и взаимодействиях между всеми элементами живой и мёртвой природы. Введением к этой науке послужило его учение о зонах природы. В. В. Докучаев создал школу географов-натуралистов и практиков, которые как в теоретических, так и в прикладных исследованиях руководствовались идеей географического комплекса. Конкретизация этой идеи в начале 20 в. привела к формулировке понятия о ландшафте как природном территориальном единстве, составляющем основной объект географических исследований (Г. Н. Высоцкий, Г. Ф. Морозов, Л. С. Берг, А. А. Борзов, Р. И. Аболин). Л. С. Берг в 1913 показал, что каждая природная (ландшафтная) зона слагается из ландшафтов определённого типа. В области общего землеведения работали А. Н. Краснов, П. И. Броунов, А. А. Крубер, однако им, как и их зарубежным коллегам, не удалось поднять эту отрасль географии на уровень самостоятельной научной теории; за ней в то время сохранялась функция учебного предмета.

Английскому географу Э. Дж. Гербертсону принадлежит первая схема природного районирования всей суши (1905), построенная главным образом с учётом широтных и долготных изменений климата, а также орографии и растительного покрова. В Германии З. Пассарге выдвинул в 1913 идею естественного ландшафта и разрабатывал её в последующие годы; он предложил классификацию ландшафтов и схему их морфологического расчленения, однако недооценил роль внутренних взаимосвязей между компонентами ландшафта и необходимость генетического подхода к изучению природных явлений.

Для состояния зарубежной географической мысли в период между двумя мировыми войнами характерно господство хорологической концепции (после А. Гетнера особенно настойчивым её защитником выступил американский учёный Р. Хартшорн в 1939) и всё больший отход от природы в сторону "культурно-географических" явлений. Школа "культурного ландшафта" (немецкий учёный О. Шлютер, американский учёный К. Зауэр и др.) сосредоточивала своё внимание на изучении внешних результатов деятельности человека на Земле (населённые пункты, жилища, дороги и т.п.). При этом некоторые географы подробно рассматривали антропогенность многих черт географической среды, однако при изучении результатов хозяйственной деятельности человека не учитывали объективные закономерности развития общества, поэтому отдельные экономико-географические экскурсы были недостаточно научны. В то же время в зарубежной географии усилился интерес к прикладным географическим исследованиям. Так, в некоторых районах США предпринимались полевые исследования земель для нужд сельского хозяйства и для целей районных планировок; однородные территориальные единицы (unit area) выделялись на основе аэроснимков путём картографирования отдельных природных элементов (крутизна склона, почва и др.) и хозяйственных типов земель и их механического наложения.

Развитие географии советского периода.

В Советской России внимание географов уже с 1918 было направлено на изучение естественных производительных сил. В 20-30-е годы АН СССР организовала большие комплексные экспедиции, имевшие важное значение для изучения производительных сил Советского Союза. Для исследования растительных ресурсов СССР и зарубежных стран немаловажную роль сыграли экспедиции Н. И. Вавилова.

Наряду с теоретической разработкой вопросов климатологии, гидрологии, геоморфологии, гляциологии, почвоведения, геоботаники, мерзлотоведения, палеогеографии быстро возрастал интерес к комплексным физико-географическим и экономико-географическим проблемам, в том числе районированию. С этим, в свою очередь, связаны исследования закономерностей территориальной физико-географической дифференциации (Л. И. Прасолов, С. С. Неуструев, Б. А. Келлер и др.). К 20-30-м гг. относятся и первые полевые ландшафтные съёмки и начало разработки ландшафтных карт (Б. Б. Полынов, И. В. Ларин, Р. И. Аболин). Большое теоретическое значение для физической Г. имело учение о биосфере, разработанное В. И. Вернадским (1926).

В 30-е гг. теоретическая разработка советской физической географии шла по двум направлениям - общеземлеведческому и ландшафтоведческому. Первое представлял А. А. Григорьев, который ввёл понятия о географической оболочке и физико-географическом процессе, а также настаивал на применении точных количественных методов в физической географии. Труды Л. С. Берга создали основу для учения о ландшафте, которое далее развивали М. А. Первухин, Л. Г. Раменский, С. В. Калесник.

Важной составной частью исследований по физической географии явились также труды Ю. М. Шокальского, Н. Н. Зубова и др. по изучению океанов и морей. Идейная борьба в этой науке в начале шла между т. н. отраслево-статистическим направлением, в котором ещё сохранялись традиции буржуазной школы, и марксистским (районным) направлением. Острая методологическая дискуссия, протекавшая в СССР на рубеже 20-30-х гг., закончилась победой марксистского направления, но вместе с тем показала, что противопоставление отраслевого направления районному неправомерно, поскольку и отраслевой и районный разрезы могут быть и буржуазными и марксистскими. Борьбу с буржуазными взглядами, а также с левацкими тенденциями, направленными на отрыв экономической Г. от физической, возглавил Н. Н. Баранский.

Практический опыт и теоретические дискуссии последующих десятилетий подтвердили факт объективно сложившегося разделения географии на две группы наук - естественную и общественную - и показали необоснованность попыток возродить т. н. единую географию. Наличие собственных задач у отдельных географических дисциплин не исключает, однако, существования комплексных межотраслевых географических проблем, таких, например, как проблема теплового и водного баланса земной поверхности и его преобразования, научное обоснование крупных региональных народнохозяйственных проектов, связанных с комплексным освоением естественных ресурсов, и др. Важные теоретические результаты, полученные в отраслевых географических дисциплинах, способствуют развитию синтетического подхода к изучению как природных, так и производственных территориальных комплексов, а также к познанию взаимоотношений между теми и другими.

Успехи в изучении радиационного и теплового баланса (М. И. Будыко), циркуляции воздушных масс (Б. П. Алисов, Е. С. Рубинштейн, С. П. Хромов и др.), влагооборота в атмосфере (О. А. Дроздов) и др. имеют значение не только для климатологии, но и для общей теории физической географии, в частности для разработки учения о географической зональности. Исследования планетарного круговорота влаги (Г. П. Калинин, М. И. Львович), теплообмена в системе атмосфера - суша - океаны (В. В. Шулейкин), многолетней изменчивости теплового режима, увлажнения, оледенения (Б. Л. Дзердзеевский, М. В. Тронов, А. В. Шнитников и др.) выходят за рамки отдельных географических наук (гидрологии, климатологии, океанологии, гляциологии) и вносят существенный вклад в познание структуры и динамики географической оболочки земного шара. Решение этой важнейшей физико-географической проблемы в большой степени связано также с синтетическими исследованиями рельефа суши (И. П. Герасимов, К. К. Марков, Ю. А. Мещеряков, И. С. Щукин, Б. А. Федорович), изучением океанического дна и береговой зоны морей и океанов (В. П. Зенкович, О. К. Леонтьев, Г. Б. Удинцев и др.). В исследованиях по генезису, классификации почв и их картографированию (И. П. Герасимов, В. А. Ковда, Н. Н. Розов и др.), по их водному режиму (А. А. Роде) и геохимии (М. А. Глазовекая) ярко проявляется географическое направление в почвоведении и тесная связь последнего с другими географическими дисциплинами. Проблема биологической продуктивности суши и Мирового океана также относится к географии; её решение предполагает анализ всесторонних взаимосвязей между биоценозами и их географической средой и в значительной мере опирается на успехи в познании географических закономерностей растительного покрова (Е. М. Лавренко, В. Б. Сочава, В. Н. Сукачев и др.) и животного населения суши (А. Г. Воронов, А. Н. Формозов и др.), так же как и органического мира океанов (В. Г. Богоров, Л. А. Зенкевич и др.). Комплексный характер проблем, стоящих перед современной географией, неизбежно ведёт к формированию новых, "пограничных" (в т. ч. прикладных) дисциплин, стоящих на стыке между географией и смежными науками, таких, как биогеоценология (В. Н. Сукачёв), геохимия ландшафта (Б. Б. Полынов, А. И. Перельман, М. А. Глазовская), медицинская география. (Е. Н. Павловский, А. А. Шошин и др.), и вызывает необходимость в применении новейших математических и др. методов для решения различных географических проблем.

Синтетический подход к исследованию природных явлений на Земле находит наиболее полное выражение в собственно физической географии как науке о природных географических комплексах (геосистемах). Одна из ветвей этой науки - общая физическая география (общее землеведение) - занимается исследованием общих закономерностей строения и развития географической оболочки в целом, включая присущие ей круговороты вещества и связанной с ним энергии, зональную и азональную структуру, поступательные и ритмические изменения и т.д. (А. А. Григорьев, С. В. Калесник, К. К. Марков и др.). Другая ветвь - ландшафтоведение - имеет дело с изучением территории дифференциации географической оболочки и закономерностей строения, развития и размещения географических комплексов разного порядка (зон, ландшафтов, фаций и т.д.); основные работы ведутся в области морфологии, динамики, систематики ландшафтов и физико-географического (ландшафтного) районирования (Д. Л. Арманд, Н. А. Гвоздецкий, К. И. Геренчук, А. Г. Исаченко, С. В. Калесник, Ф. Н. Мильков, Н. И. Михайлов, В. С. Преображенский, Н. А. Солнцев, В. Б. Сочава и др.), а также в сфере прикладного ландшафтоведения (сельскохозяйственного, инженерного, медицинского и др.). Важное познавательное и практическое значение имеют региональные физико-географические монографии по СССР и зарубежным странам. Среди них - 15-томная серия "Природные условия и естественные ресурсы СССР" института географии АН СССР, работы Б. Ф. Добрынина, Э. М. Мурзаева, Е. Н. Лукашовой, М. П. Петрова, А. М. Рябчикова, Т. В. Власовой и др. по физической географии зарубежных стран.

Общественно-географические науки опираются на закономерности социально-экономических наук, с которыми тесно взаимодействуют. Так, география промышленности в целом и отдельных промышленных отраслей тесно связаны с экономикой промышленности и экономикой других отраслей. Большое значение приобрело использование экономико-географического анализа в практических работах по территориальному планированию. Наряду с разработкой общей теории экономической географии, и в частности вопросов формирования интегральных экономических районов (Н. Н. Баранский, П. М. Алампиев, В. Ф. Васютин, Л. Я. Зиман, Н. Н. Колосовский, А. М. Колотпевский, О. А. Константинов, В. В. Покшишевский, Ю. Г. Саушкин, Б. Н. Семевский, Я. Г. Фейгин и др.), советские географы вели научные исследования в районном и в отраслевом планах.

Региональные экономико-географические работы выразились, в частности, в создании обширной серии порайонных монографий-характеристик, выпускавшихся институтом географии АН СССР (И. В. Комар, Г. С. Невельштейн. М. И. Помус, С. Н. Рязанцев и др.). Из отраслевых исследований выделяются монографии по Г. промышленности (М. Б. Вольф, А. Е. Пробст, П. Н. Степанов, А. Т. Хрущев и др.), сельского хозяйства (А. Н. Ракитников и др.), транспорта (М. И. Галицкий, И. В. Никольский и др.). Проблемы Г. населения и городов разрабатывали Р. М. Кабо, С. А. Ковалев, Н. И. Ляликов, В. В. Покшишевский, В. Г. Давидович и др.

Возрастающие масштабы потребления естественных ресурсов и чрезвычайная актуальность проблемы повышения экономической эффективности их использования дали толчок исследованиям в области хозяйственной оценки природных условий и естественных ресурсов (И. В. Комар, Д. А. Минци др.). Это направление в науке формируется в особую отрасль, лежащую на стыке экономической географии с физико-географическими дисциплинами.

Одна из новых тенденций в развитии советской экономической географии выражается в стремлении применить математические методы (включая моделирование) к изучению производственных территориальных комплексов, расселения, межрайонных связей и т.д.

Важное место в советской экономической географии занимают исследования зарубежных стран (И. А. Витвер, А. С. Добров, Г. Д. Кулагин, С. Б. Лавров, И. М. Маергойз, К. М. Попов и др.); в качестве особого направления можно выделить изучение ресурсов развивающихся стран (В. В. Вольский, Ю. Д. Дмитревский, М. С. Розин).

География в своём развитии всегда была тесно связана с картографией. В пограничных областях между географическими науками и картографией образовались соответствующие ветви тематического картографирования - геоморфологическое, почвенное, ландшафтное, экономическое и т.д. Общая тенденция современного развития системы географических наук - создание комплекса из отдельных отраслей географии - нашла отражение и в картографии. Практически это выражается в создании за 60-е гг. 20 в. ряда крупных комплексных атласов (Физико-географический атлас мира, 1964; Атлас Антарктики, 1966; многочисленные атласы союзных и автономных республик, краев и областей), а также серий карт. В теоретических и методических исследованиях по картографии на передний план выдвигаются общие вопросы комплексного картографирования (К. А. Салищев), принципы и методы картографирования природы (И. П. Заруцкая, А. Г. Исаченко, В. Б. Сочава), населения и хозяйства (Н. Н. Баранский, А. И. Преображенский и др.).

Современная география всё более превращается в науку экспериментально-преобразовательного, или конструктивного, характера. Ей принадлежит важная роль в разработке крупнейшей общенаучной проблемы взаимоотношения природы и общества. Научно-техническая революция, вызвавшая резкое усиление воздействия человека на природные и производственные процессы, настоятельно требует взять это воздействие под строгий научный контроль, что означает прежде всего умение предвидеть поведение геосистем, а в конечном счёте - способность управлять ими на всех уровнях, начиная с локального (например, территории больших городов и их пригородов) и регионального (например, Западная Сибирь), кончая планетарным, т. е. географической оболочкой в целом. Эти цели определяют необходимость дальнейшей разработки теории природных и производственных территориальных комплексов и их взаимодействия с привлечением новейших достижений и методов математики, физики и других наук, как естественных, так и общественных, структурно-системного подхода и моделирования, наряду с картографическими и другими традиционными методами географии.

Состояние зарубежной географии.

Образование мировой социалистической системы после 2-й мировой войны 1939-45 открыло широкие перспективы перед географами социалистических стран, где география стала на путь решения комплексных проблем, имеющих непосредственное отношение к задачам социалистического строительства (физико-географическое и экономическое районирование, производственная оценка естественных ресурсов, создание комплексных национальных атласов и др.). В зарубежных социалистических странах появились ценные исследования, написанные с позиций марксизма, по актуальным экономико-географическим проблемам.

В развивающихся странах, в частности в Индии, Бразилии, Мексике, стали формироваться национальные географические школы, и деятельность географов нередко связывается с решением задач экономического развития.

В развитых капиталистических странах бурный рост городов, диспропорции в экономическом развитии отдельных районов, угроза истощения ряда естественных ресурсов, загрязнение природной среды отходами производства заставляют государственные органы и монополии вмешиваться в стихийные процессы экономического развития и использования земель. В США, Канаде, Великобритании, ФРГ, Японии и некоторых др. странах правительственные учреждения и частные фирмы привлекают географов для участия в научном обосновании градостроительных проектов, районных планировок, для изучения рынков и т.п. Географические исследования всё чаще приобретают прикладной характер, но эта тенденция нередко оказывается в противоречии с теоретической отсталостью географии. Во многих странах, особенно в США, продолжает господствовать хорологическая концепция. Её идеологи (Р. Хартшорн, П. Джеймс, Д. Уиглси и др.) отрицают наличие у географии собственного предмета исследования, считают деление на физическую географию и экономическую географию неприемлемым и вредным, не допускают возможности теоретических обобщений и прогнозов, исходя из признания уникальности каждой отдельной территории. Единство географии основывается якобы на региональном методе, но объективная реальность района отвергается, "район" трактуется как некое условное, субъективное понятие, как "интеллектуальная концепция", единственными критериями которой являются удобство и целесообразность. Эти взгляды разделяют также многие географы в Великобритании, Франции, ФРГ, Швейцарии и др. странах. "Региональный синтез", который теоретически должен объединять природу и человека, на деле в лучшем случае ограничивается некоторыми социально-экономическими элементами. Многие считают, что концепция природного района уже устарела и не представляет ценности для географии (Э. Аккерман в США, Э. Жюйяр, Ж. Шабо во Франции и др.), и даже пытаются теоретически обосновать устарелость и ненужность физической географии вообще. Т. о., мнимое единство географии достигается за счёт отказа от её физико-географической части.

Представители т. н. теоретической географии (Э. Ульман, У. Бунге и др.) пришли к заключению, что распространение разных явлений (например, ледников и методов земледелия) может быть представлено в виде сходных математических моделей, и в этом усматривают основу "единства" географии. Пытаясь с помощью математических моделей решать вопросы размещения производства, они отвлекаются от способа производства и характера производственных отношений, превращая тем самым свои теории в абстрактную схему, оторванную от реальных социально-экономических условий.

Некоторые западногерманские, австрийские, швейцарские географы считают предметом географии "земную оболочку", или "геосферу" (Г. Бобек, Э. Винклер, Г. Кароль и др.), или же ландшафт (Э. Винклер. Э. Обет, К. Тролль), причём в обоих случаях предполагаются единства, охватывающие и природу, и человека с его культурой. Тем не менее ландшафт нередко практически исследуется исключительно как естественнонаучный объект (К. Тролль, И. Шмитхюзен, К. Паффен). В западноевропейском ландшафтоведении наметилось два главных направления исследований: а) экология ландшафта - изучение внутренних взаимосвязей преимущественно на уровне элементарных геосистем, соответствующих фациям и урочищам, и б) ландшафтное районирование.

В ряде капиталистических стран комплексные исследования природной среды осуществляются в чисто прикладных целях. Так, в Австралии с 1946 ведутся исследования неосвоенных земель, по своему характеру близкие к ландшафтной съёмке. Некоторые работы почвоведов и геоботаников (например, в США) по классификации земель до известной степени также приближаются к ландшафтным исследованиям. Лесоводы Канады и многих других стран руководствуются принципами учения об экосистемах и биогеоценозах, во многом совпадающими с основными положениями ландшафтоведения. Т. о., важнейшие категории современной географии (геосистема, ландшафт) на Западе изучаются преимущественно прикладными дисциплинами, имеющими на практике дело с реальными объектами, подлежащими географическому исследованию.

Русская Цивилизация

  • Автоматизированное рабочее место. Его состав, функции, аппаратное и программное обеспечение.
  • Адаптационные изменения в сердечно-сосудистой системе.
  • Административно-общественный контроль в системе управления охраной труда
  • Администрация предприятий, учреждений в системе административного права.
  • Азиатский способ производства имел место в регионах Земли
  • Акцизы,их роль и функции в налоговой системе. Понятие налогоплательщиков для целей исчесления акцизов.Понятие подакцихных товаров.
  • Первоначально как и любая из научных дисциплин, на первичном этапе своего развития, география была слита воедино с другими отраслями общественного бытия (синкретичность)– с философией, с мифологией и т.д. Постепенно происходит ее обособление как научного знания. Однако на ранних этапах своего развития, География была тесно связана и с другими научными знаниями: путешественники описывали новые земли с точки зрения природы, сельского хозяйства, этнографии и т.д. Т.е. география развивалась совместно с биологией, зоологией, этнографией и т.д., а ученые того времени были «учеными-энциклопедистами». Возникли переходные дисциплины как геоботаника, биогеография, историческая география и т.д. Таким образом свое развитие получили процессы дифференциации науки (обратные интеграционным в настоящее время).

    В наше время, в связи с прогрессирующим усложнением системы научного знания, и география в целом, и каждая географическая дисциплина в частности, взаимодействуют с огромным количеством различных наук.

    Все взгляды географов всегда были подвержены воздействию методологических установок других наук. В целом, можно выделить три источника наиболее сильных воздействий:

    1. Естественные науки, где физика выдвинулась на первое место в плане разработки наиболее убедительной парадигмы научного объяснения (наиболее высокий уровень теоретизации знаний).

    2. Социология и близкие к ней науки.

    3. История – оказавшее существенное воздействие на мышление географов (введение на ряду с пространственным мышлением и временного или исторического).

    Природа Земли организована как минимум на трех уровнях одновременно: комплексном, компонентном и элементарном.

    Последний – уровень материальных тел и процессов изучается и другими естественными науками. Географ изучает определенный компонент как бы сам по себе, во взаимосвязи с другими компонентами географической оболочки, в то время как другие естественные науки изучают их закономерности функционирования и развития. Однако в дальнейшем возникла необходимость иметь информацию о характере и темпах действий процессов, установить взаимосвязь между ними и факторами, которые на них влияют. Произошла смена описательного характера географии сущностным, в котором возникла необходимость углубленных знаний именно про процессы (пример: не просто описывать поверхность выравнивания как результата абразии, а знать характер и темп развития процессов разрушения берегов).



    География обогащает социальные науки новыми материалами и идеями. Изучение конкретных проявлений взаимодействий общества и природы как на региональном так и в глобальном масштабе имеют общеметодологическое значение, хотя географам здесь будет принадлежать главная роль в исследовании. Геометод при этом рассматривается философом Б.М. Кедровым как методологическая роль географии.

    Особенность взаимодействия географии с другими науками заключалась в следующем. Почти до середины 20-го века наблюдалась тесная связь географии с историей. Эта связь отображалась на многих уровнях преподавания географических дисциплин. В последнее время заметно выросли связи географии с экологическими знаниями, все в большей мере внимание концентрируется на взаимодействии общества с окружающей средой.

    В последнее время также происходит активная математизация географических дисциплин. Важными стимулами здесь являются развитие космического землеведения и необходимость географического мониторинга окружающей среды, развитие международных статистических систем и актуальность интеграции демографической, социально-экономической и политической информации. Необходимость построение сложных математических и картографических моделей развития ПТК и социально-экономических территориальных комплексов так же требует использование математического аппарата.



    Тесна связь географии с информатикой – развитие ГИС тому яркий пример. Именно на стыке этик наук возникла возможность автоматизации картографии, обработки космической информации, создание геопорталов и пространственно-распределенных географических банков данных.

    Наиважнейшим результатом информатизации географического знания становится постепенная консолидация, а в перспективе и интеграция географических дисциплин на базе информационной парадигмы. Современные исследования непременно необходимо проводить на общенаучном базисе, что непосредственно связанно с информатикой, а через нее и с математикой, кибернетикой, системным подходом и синергетикой.

    Базового значения для такой интеграции географических знаний приобретает создание банков данных и ГИС. Именно общность построения последних для любой теории может стать новой общей программой для всех географических дисциплин.

    При этом, информатика в ряде случаев заставляет серьезно корректировать сами методологические принципы географического знания. Географические проблемы классификации, таксономии, районирования при решении их на информационной основе требуют переосмысления и дальнейшего усовершенствования методолого-теоретического охвата географии.

    Новые подходы, тесно связанные с теорией информатизации, системным анализом и синергетикой привели к осознанию взаимосвязанных географических процессов: пространственной организации, пространственного управления и самоуправления или самоорганизации систем. Эти процессы можно найти в любом географическом процессе – миграция населения, землепользование, размещение производств и т.д.

    Необходимо подчеркнуть, что география – наука с высоким мировоззренческим потенциалом, тесно связана с всей системой культуры. География во многом формирует общественное сознание (географическая картина мира).

    1.2. Связь методики обучения географии с другими науками.

    Всякий учебный предмет представляет собой педагогическую «проекцию» науки, построенную с учетом возрастных особенностей школьников и их предшествующей подготовки, а также специфики той социальной и природной среды, в которой школьники проживают.

    Связи методики обучения географии с географическими науками имеют особенно большое значение при разработке содержания школьной географии, т.е. в решении вопроса о том, каков тот круг научных географических знаний и умений, которыми должны овладеть школьники в процессе обучения географии. Конструирование и совершенствование содержания географического образования – задача непреходящей важности и значения. Показательно, что одна из центральных задач совершенствования содержания географического образования состоит в том, чтобы полнее отразить в нем современный уровень развития и достижение системы географических наук. В современной школе изучаются основы географической науки, а не сама по себе научная география. Средства обучения и приемы работы с ними в значительной мере также определяются методами исследования географической науки. Так, например, картографический метод исследования, наиболее специфичный для географии, находит широкое применение в школьном обучении в виде системы работы с картами. В старших классах видное место занимает работа с экономической и демографической статистикой, что соответствует статистическому методу исследования, столь важному для экономической географии. Полевые методы исследования научной географии в школьном обучении представлены учебными экскурсиями и наблюдениями. Во всех курсах школьной географии широко применяется присущий географической науке территориальный, пространственный подход к рассмотрению объектов и явлений природы и общества.

    Связи методики обучения с дидактикой. Дидактика образует общую научную основу методики всех учебных предметов. Методика обучения географии развивается в соответствии с законами, закономерностями и принципами, обоснованными дидактикой. Содержание школьной географии разрабатывается на базе теории содержания общего и политехнического образования в современной общеобразовательной школе, а система методов обучения географии и требования к ним соотносятся с дидактическими классификациями методов обучения вообще. В уроке географии реализованы важнейшие положения дидактики, касающиеся этой главной в современной общеобразовательной школе формы организации обучения и т.д. Связь методической науки с дидактикой является диалектически сложной: методика обучения географии не только опирается на общие положения дидактики, но и обогащает последнюю, выявляя особенности и пути успешного формирования знаний и умений, развития и воспитания учащихся в процессе обучения географии. Дидактика как общая теория процесса обучения не может успешно развиваться без обобщения специфических закономерностей обучения всем учебным предметам. В дидактику, например, вошли такие результаты исследований по методике обучения географии, как 1) способы объективной проверки и оценки знаний и умений учащихся, 2) условия и пути развивающего обучения, 3) общие подходы к определению системы мировоззренческих идей и пути их формирования у школьников и т.д.

    Связи методики обучения географии с психологией. Методика обучения географии имеет тесные связи с психологией. Эти связи обусловлены тем, что открытые психологией закономерности помогают найти наиболее эффективные средства, методы и приемы обучения, воспитания и развития личности ребенка, сконструировать педагогически грамотный процесс формирования у учащихся основ географического мышления. Действительно, обучение географии не будет успешным, если педагог не сумеет использовать последние достижения психологии в изучении познавательной деятельности детей. В последние годы методические исследования все более широко опираются на данные общей, психологической и возрастной психологии, как следствие усиления внимания к тому, как учится ученик. Методическая наука использует данные психологии как опосредованно, через закономерности и принципы дидактики, так и непосредственно. Особенно большое влияние на развитие методики обучения географии оказывают психологические теории учения Н.А. Менчинской, Д.И. Богоявленского, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Е.Н. Кабановой-Меллер и др. Основополагающими для современной методики обучения являются идеи и принципы теории развивающего обучения, выдвинутые Л.С. Выготским, а также его учениками и последователями. Согласно данной теории, обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития ученика; правильно организованное обучение всегда должно опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового развития.

    По мере развития методики обучения географии углубляются ее связи с логикой, кибернетикой, нейрофизиологией.

    1.3. Цели обучения географии.

    Строгое определение целей обучения имеет принципиально важное значение для решения всего комплекса проблем методики и психологии всякого учебного предмета, в том числе географии. От целей обучения зависят задачи, содержание, методы и приемы, организационные формы, средства, а также общая направленность процесса обучения географии.

    По широте и многообразию целей обучения география занимает одно из ведущих мест среди других учебных предметов в современной общеобразовательной школе. Цели обучения географии традиционно объединяются в следующие три группы:

    1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

    Дать учащимся знания основ современной географической науки, картографии, геологии и др., раскрыть научные основы охраны природы и рационального природопользования;

    Способствовать экологическому, экономическому и политехническому образованию школьников;

    Вооружить школьников доступными для них методами изучения природных и социальных объектов и явлений;

    Сформировать у учащихся географическую культуру, подготовить школьников к самообразованию в области географии и смежных с ней наук.

    2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

    сформировать у учащихся диалектические взгляды на природу как на объективную реальность, находящуюся в непрерывном становлении, изменении, преобразовании и развитии;

    Способствовать нравственному и экологическому воспитанию школьников, формированию у них гуманного, бережного и ответственного отношений к окружающей природной среде;

    Внести вклад в трудовое воспитание и профориентацию, помочь в выборе будущей профессии и выборе жизненного пути;

    3.РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

    Развивать познавательные интересы к географическим знаниям и проблемам состояния окружающей природной среды;

    Способствовать развитию у школьников таких высших психических функций, как осмысленное восприятие, творческое воображение, мышление в понятиях, произвольная память, речь и др.

    Привить школьникам систему умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.), позволяющих успешно решать разнообразные проблемы реальной жизни.

    В зарубежной литературе по проблемам методики обучения географии в качестве основной цели географического образования рассматривается формирование пространственных представлений, умений и навыков или совокупности географических реакций.

    По нашему мнению, в качестве стратегической цели географического образования следует рассматривать формирование географического мышления как определенного способа решения задач типа «человек-природа-общество» в их территориальном или пространственном аспекте. Географическое мышление в указанном понимании является мышлением системным, комплексным, пространственным, научным, диалектическим, обобщенным. Оно развивается по мере роста детей и приобретения опыта об окружающем мире. С точки зрения культурно-исторического подхода, географическое мышление является одной из высших психических функций

    Цели обучения географии имеют деятельностный характер, то есть они могут быть достигнуты только в процессе учебно-познавательной деятельности самих учащихся. Определение целей обучения имеет прямое отношение к разработке программ и созданию учебников, а также к организации процесса обучения географии в реальных условиях современной общеобразовательной школы.


    Глава 2. Изучение страноведческого курса в школьной географии.


    ... (на территориях по месту жительства, учебы), т.е. своей местности в рамках так называемой «малой родины». Поэтому в данном исследовании, во главу угла экологического обучения и воспитания в системе школьного географического образования положен краеведческий принцип, то есть всестороннее комплексное изучение «малой родины» 47, 49. В целом региональная направленность образования...




    Школьников практически отсутствует материал о значении научного предсказания возможных изменений в природе. Глава 2. Методические условия использования основ географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при обучении курсу «География России». 2.1. Модель методики использования географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при...

    России»). Материал повышает интерес учащихся к географии, обладает определенным профориентационным потенциалом, а также прививает учащимся интерес к чтению книг. 3. Методика формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии 3.1 Методические рекомендации по проведению недели географии «Памяти знаменитого полярника – Г.Я. Седова» Неделя географии в...

    Наряду с преемственностью основных принципов периода «новой географии» с классическими описаниями стран и народов, созданием многотомных произведений в основных странах мира происходили глубокие изменения в отношении внутренней структуры географической науки, применяемых методов исследований, решаемых задач и содержания географических работ. Все в большей степени происходило обособление физической и социально-экономической географии. Процесс дифференциации захватил и обе главные ветви географической науки. Получили развитие политическая география, география культуры, электоральная география. Процессы дифференциации географического древа сопровождались поисками синтеза, создания теоретической основы, которая бы соединила быстро отдаляющиеся направления географической науки. В 1922 г. был образован Международный географический союз , проводивший регулярные научные конгрессы в различных странах по темам, определявшим в тот или иной период наиболее значительный интерес в ученом мире (по актуальным темам) , включая поиски в теоретической географии, в методах исследований.

    В 20-е и 30-е гг . постепенно уменьшалась доля работ классического типа, в которых природа, население и хозяйство рассматривались как части единого знания о человеке и среде его обитания. Происходило все более ясное размежевание географии на ветви природную и социально-экономическую. Одновременно усиливался интерес к социальным и политическим проблемам, к географии человека. В физической географии доминировали покомпонентные исследования с главным вниманием проблемам геоморфологии, в меньшей степени - климата и внутренних вод и еще меньше биогенным компонентам.

    В 40-е и 50-е гг . возобладали вопросы практической направленности, проблемы детального изучения территорий с задачей научного обеспечения усилий по эксплуатации природно-ресурсного потенциала.

    В 60-е и 70-е гг. стали обнаруживаться явные признаки исчерпания минерально-сырьевых ресурсов и все более угрожающего накопления отходов человеческой деятельности . Была создана общественная организация «Римский клуб», объединившая виднейших ученых и политиков мира, озабоченных изменениями условий людской жизнедеятельности. Усилился интерес к теоретическим проблемам географии, к поиску концепций, объединяющих природное и социально-экономическое направления географии. В качестве объединяющей идеи была провозглашена математизация географических исследований, формализация данных о природных и социально-экономических явлениях. Период поисков применения математических методов в географии получил название «количественной революции».

    80-е и 90-е гг. характерны креном в проблемы регионализма и глобализма на основе экологической концепции. Быстрая дифференциация, появление узкоспециализированных, часто маргинальных, направлений делает проблематичным не только формирование единых теоретических концепций, но и общение на «понятном языке» самих географов

    22. Система географических наук, ее связи с другими науками, проблемы развития.

    География как наука едина, ее отдельные ветви не изолированы одна от другой и многократно перекрываются. Поэтому всякая классификация наук условна. Очевидно, можно по-разному строить системы наук исходя из различных критериев. Общий принцип - естественная связь и определенная соподчиненность, или иерархичность, самих объектов исследования (этот вопрос уже затрагивался выше при обсуждении объектов географического исследования).

    В процессе исторического развития географии прогрессировала ее дифференциация, которой не смогло противостоять стремление к интеграции. В результате география распалась на множество отраслей, и ее расползание в разные стороны, которое В.В.Докучаев констатировал сто лет назад, не прекращается. Всю совокупность существующих отраслей географии объединяют разными терминами: группа, семья, семейство, комплекс, система наук. В. Б. Сочава удачно называл географию ассоциацией наук, но постепенно стало привычнее определять географию как систему наук.

    Для современной науки характерны перекрытия между различными дисциплинами. Самые актуальные научные проблемы нашего времени имеют междисциплинарный характер, для их решения необходимы совместные усилия многих специалистов, а исследования по общей проблематике стирают грани между науками.

    География состоит из двух больших блоков. Каждый из этих блоков отвечает понятию системы наук в силу тесной взаимосвязанности изучаемых объектов, наличия общих теоретических основ и непосредственных рабочих контактов между специалистами. Что касается взаимных связей между естественно-географическим и общественно-географическим блоками, то в теории в различных определениях географии такие связи декларируются. Однако на практике оказывается, что физико-географы часто легче находят общий язык и вступают в контакты с представителями смежных естественных наук (геологами, геохимиками, биологами и др.), чем со своими коллегами по социально-экономической географии. У последних же, как правило, оказывается больше общего с другими специалистами в области общественных наук, чем с физико-географами.

    Термин «система наук» применительно к географии впервые употребил С. В. Калесник в 1959 г. и тогда же предложил классификацию географических наук, которая была им уточнена в 1972 г. В этой классификации выделены четыре группы наук : 1) естественно-географические, 2) общественно-географические, 3) картография, 4) объединенные дисциплины. Каждая группа (кроме картографии) охватывает ряд отраслевых дисциплин (всего их оказалось 18). К. последней группе отнесены страноведение, краеведение, военная география, медицинская география. В настоящее время перечень отраслевых дисциплин должен быть существенно расширен, некоторых уточнений требует группа объединенных дисциплин. Однако классификация С. В. Калесника в основе не потеряла своего значения. Известны некоторые более поздние варианты классификации географических наук, но они не содержат каких-либо новых подходов.

    Э.Б.Алаев в 1983 г. попытался ввести более строгую субординацию в классификацию путем разбивки всех частных, или отраслевых, подразделений географии на пять иерархичных ступеней :

    а) система наук - география в целом;

    б) семейство наук - природоведческая и обществоведческая география;

    в) комплекс наук (дисциплин) - физическая география, биогеография, социально-экономическая география;

    г) отрасль - отдельные крупные элементы комплекса наук (зоогеография, география населения);

    д) раздел - для наук, изучающих часть общего объекта (география сельского населения - раздел географии населения, океанология раздел гидрологии), или направление - объект не меняется, меняется метод, подход (агроклиматология - направление в климатологии).

    Историческая физическая география определялась С. В. Калесником как палеогеография исторического периода. Данная отрасль пока еще находится в начальной стадии формирования, но ее развитие имеет широкие перспективы и большое интеграционное значение для системы географических наук. Основным предметом этой отрасли можно считать исследование изменения геосистем за историческое время в процессе взаимодействия человека с географической средой.

    Наконец, в составе комплексной физической географии особо выделяется региональная физическая география . В традиционном представлении, это описательная или учебная дисциплина, обобщающая данные отраслевых физико-географических наук об отдельных природных компонентах по тем или иным территориальным подразделениям (странам, природным или экономическим районам и т.д.). Но в строго научном значении, региональная физическая география дает комплексную характеристику геосистем и различных территорий, независимо от их размеров и границ, опираясь на принципы физико- географического (ландшафтного) районирования.

    Таким образом, формирование системы географических наук - непрерывный процесс. В настоящее время он находится в стадии активного поиска новых направлений и в то же время путей противодействия дальнейшему «расползанию» географии.

    СИ геогр. наук имеет различное толкование в зарубежных и российских(советских) геогр-их школах. Следует отметить, что часть дисциплин, традиционно относимых к гео, многими рассм-ся как отд. науки или как науки, входящие в другие комплексы наук. Так геоморфологию относят к геологии, почвоведение выделяют как отд. науку и т. п. Связано это с проблемой «растаскивания» географии по частным дисциплинам и, как правило, происходит вследствие отсутствия геогр. культуры и знания истории предмета у специалистов других областей науки, занимающихся частными иссл-ми в геогр. сфере. Удачной является приводимая А. Г. Исаченко система геогр. наук:

    1. подсистема физико-геогр. наук (физгео (объект исслед-я ГО, изучение отд. компонентов ГО, набл. процессы интеграции); общее землеведение, ландшафтоведение, палеогеография, региональная физическая география. Отраслевые дисциплины: геоморфология, климатология, гидрология, океанология, гидрогеология, гляциология, криолитология, почвоведение, биогеография

    2.подсистема общественно-геогр. наук (соц-эконом. гео (объект исслед-я - территориальная организация общества и образующие ее соц-эк. подСИ: гео населения и соц/гео, экон/гео, гео. культуры, полит. гео).

    З. картография

    4. смешанная группа наук (междисципл. науки): военная гео. медицинская гео. рекреационная гео. мелиоративная гео., гео. прир. ресурсов, топонимика

    5.общегеографические (интеграционные науки): страноведение, истор. география, география океана, геоэкология, теоретич. География

    gastroguru © 2017