Философия познания бога разумом. Что такое познание бога

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете;

Стучите, и отворят вам.

(Мф 7:7)

Познание Бога было бы невозможным, если бы Он не желал, чтобы Его познали. Ничто не мешает каждому из этапов духовности быть заблуждением. У святого, ведущего беседы с Богом, вполне может быть поражена правая височная доля головного мозга. С другой стороны, убежденный атеист может сознательно закрываться от Божественных посланий, ежедневно его донимающих.

Наша квантовая модель указывает на три способа, которыми Бог уже говорит с нами:

1. Он существует на уровне реальности - источнике нашего существования - за пределами пяти чувств. Поскольку мы создания квантовые, то связаны с Богом постоянно, хотя сами этого и не осознаем.

2. Он шлет в физический мир послания или подсказки нам.

3. Он подает знаки посредством второго внимания - глубинной интуитивной составляющей нашего мозга, но большинство людей их игнорируют.

Эти три способа познания Бога основаны на фактах, накопленных в нашем исследовании к этому моменту. Мы уже построили самолет и изучили теорию полета - осталось лишь взлететь.

Кажется, Господь шлет нам послания оттуда, где нет пространства и времени. Какие-то из Его подсказок едва различимы, однако некоторые очень даже мощны. Совсем недавно в Лурде произошло исцеление одного молодого ирландца, страдавшего рассеянным склерозом.

Он приехал к гроту поздно, когда святой источник уже закрыли.

Расстроенного, его в инвалидном кресле увезли в гостиницу. Сидя в одиночестве в гостиничном номере, он внезапно почувствовал, как что-то происходит. Луч света, словно молния, пронзил его позвоночник - так что парень скорчился от боли и потерял сознание. Но когда пришел в себя, то смог подняться и пройтись - признаков рассеянного склероза как не бывало. Домой он вернулся полностью здоровым. Я думаю, - и в этом нет никакого сомнения, принимая во внимание случившееся с тысячами исцеленных, - что это был «Свет Божий», о котором в молитвах просят в любой религиозной традиции. Господь посещает наш мир и посредством иных способов, не менее явственных.

Чтобы связаться с источником Божественных посланий, нам придется прибегнуть ко второму вниманию - способности знать без какой-либо физической информации. Интуиция и предсказания основаны на втором внимании . А еще - общение с Богом святых.

Стремясь к познанию Бога, мы сталкиваемся с такой же проблемой, как и при попытках проникнуть умом за пределы Вселенной.

Но даже не заглядывая в этот «другой» мир, мы можем наблюдать черные дыры и квазары - ближайшие объекты к «окнам» на краю бесконечности. Когда свет и энергия поглощаются черной дырой, они исчезают из нашей галактики. Можно предположить, что они куда-то уходят и, следовательно, могут вернуться обратно через «белые дыры» или акты сотворения вроде Большого Взрыва.

Впрочем, до такой степени Бога познать нельзя.

Если вы хотите познать Бога лично, придется проникнуть за черту, называемую в физике «горизонт событий» и делящую реальность строго пополам. По эту сторону находится все, что остается в пределах скорости света; на другой стороне объекты движутся быстрее скорости света. Скорость света абсолютна; это словно стена, которую никакому объекту не пробить. По мере приближения к этой стене время замедляется, масса увеличивается и пространство изгибается. Если попытаться проломить эту стену, начинают происходить странные явления, препятствующие этому.

Например, свет, возникший слишком близко к черной дыре, затягивается в ее гравитационное поле. Черные дыры - это сжатые остатки старых звезд. В какое-то мгновение импульс силы становится необратимым, и даже свет поглощается силовым полем черной дыры. И наступает полная тьма. Если фотон попытается пролететь мимо дыры, он начнет вращаться вокруг этой воронки, пока она его не захватит.

Стороннему наблюдателю покажется, что этот фотон проваливается в черную дыру целую вечность, застыв во времени. Для наблюдателя внутри черной дыры, напротив, фотон уже давно исчез. И обе версии верны. Первая - это взгляд из мира света, вторая же - из мира за пределами света. Граница истины - это горизонт событий, жесткая черта, разрезающая реальность пополам, деля ее на бесспорное и сомнительное, известное и неведомое.

Любое место, где знание встречает перед собой глухую стену, становится горизонтом событий . Мозг не может заглянуть туда, куда проникают фотоны. Что лежит за чертой горизонта событий ? Возможно, новая вселенная, населенная разумными существами, а быть может, хаос расплющенных измерений, смятых, как простыни в сушильном барабане.

Квантовая физика опять и опять ступает одной ногой за эту грань, только вот задержаться там подольше не может. Когда ускоритель частиц выбрасывает два атома, заставляя субатомную частицу выпрыгнуть из своего укрытия на несколько миллионных долей секунды, горизонт событий удается преодолеть. Ученые малыми шажками подбирались к атомной энергии, транзисторам и (если заглянуть немного в грядущее) продвинутой компьютерной памяти и путешествиям во времени. В лаборатории Калифорнийского технологического института маленький лучик света уже пролит на то, как перенестись из одного места в другое, не пересекая пространства между ними, - а ведь это зачатки путешествий во времени.

Доподлинно мы знаем лишь то, что Бог не может находиться по эту сторону горизонта событий. С момента Большого Взрыва свет пронизывает пространство вот уже в течение десяти-пятнадцати миллиардов лет.

Как ни странно, некоторые весьма удаленные объекты, вероятно, испускают излучение, превышающее возраст самой Вселенной, - факт, которому космологи не могут дать объяснения. Если человеческий мозг имеет свой горизонт событий (граница, за которой фотоны образуют мысль), - равно как и Космос, - мы должны пересечь его, чтобы отыскать обитель духа.

Карта души

В древних Ведах сказано, что та часть в нас, которая не верит в смерть, никогда не умрет. Это простое определение души не так уж и плохо. Оно точно описывает всеобщую потаенную надежду, что смерть может быть реальной для кого-то, но только не для нас. Психологи обеспокоены этим нашим предвкушением бессмертия. Они утверждают, что таким образом мы пытаемся защититься от неумолимости предстоящей кончины. Но что, если верно обратное? Что, если ощущение бессмертия и существования за гранью смерти как раз и есть реальность?

Чтобы как-то подтвердить это предположение, нам нужны факты - так же, как и факты о Боге. Душа столь же таинственна, как и Бог, - и оставляет нам свидетельств не больше. В качестве первого факта о душе я предложил бы следующее: в действительности она не настолько персонифицирована, как многие думают. Душа не может чувствовать или перемещаться; она не следует за вами по жизни, не переживает рождение, старость и смерть. Я просто хочу сказать, что душа не живет обычной человеческой жизнью. И поскольку она еще и не имеет определенной формы, увидеть ее мысленным взором невозможно.

Согласно духовным традициям Индии, душа двухкомпонентна. Одна ее часть называется джива и соотносится с индивидуальной душой, совершающей долгое путешествие по множеству жизней, пока не достигнет реализации Бога. Когда ребенку говорят: веди себя хорошо и твоя душа отправится на Небеса, то имеют в виду как раз дживу. Джива связана с поступками. На нее влияют наши благие и плохие деяния; она управляет нашим сознанием, и все семена кармы взращиваются в ней. То, каким ты станешь человеком, заложено в дживе , и жизнь, которую ты строишь, будет с каждым днем менять дживу .

Вторая составляющая души - Атман - не следует за нами в жизненном путешествии. Это чистый дух из той же сущности, что и Бог. Атман не подвержен никаким изменениям. Он никогда не достигает Бога, ибо никогда Его не покидал. Какой бы благочестивой или никчемной ни была твоя жизнь, твой Атман неизменен - и безнадежный злодей, и величайший святой обладают одинаковым качеством души, если речь идет об этом ее аспекте. На Западе нет приемлемого соответствия понятию Атман , и посему многие удивятся, что душу препарируют таким вот образом.

Мы убедились, что все привычные нам категории жизни - время, пространство, энергия и материя - постепенно тускнеют, принимают неясные очертания и затем вовсе исчезают. Но после нм остается все же что-то целостное - сам дух. Джива обитает на квантовом уровне, Атман - на виртуальном. Итак, едва уловимый, тончайший след «Я», который только можно обнаружить на квантовом уровне, - это джива . Когда же и он исчезает, остается чистый дух - Атман . Это различие между ними должно оставаться непременно, иначе путь назад, к Богу, оборвется.

Как видим, даже несмотря на то, что они слились в единое целое как «душа», эти два аспекта являются точными противоположностями во многих смыслах. Таково уж противоречие нашей души, вынужденной приспосабливаться к жизни в этом мире, где существует время, мысль и действие, хотя ее вечная обитель - мир духа. Душа вынуждена быть получеловеческой, полубожественной, дабы сохранять нашу человеческую целостность во время молитв, медитаций, духовных исканий и прочей духовной работы, совершаемой в устремлении к Богу, и в то же время она должна иметь Божественную ипостась, олицетворяющую цель всех исканий.

На уровне материальной реальности я не осознаю свой Атман . Я хожу, говорю, думаю, не имея ни малейшего представления о том, что центр моего существа находится гораздо глубже.

Однако на уровне души я полностью осознаю, кто я. Уровень души - весьма необычное место, она порождает активность, не будучи активной сама. Вдумайтесь хорошенько. Я перемещаюсь в пространстве туда-сюда, а моя душа никуда не движется, ибо на квантовом уровне происходят просто колебания и вибрации поля - ничто не меняет пространственного положения, не переходит из точки А в точку Б. Я рождаюсь, старею и умираю - это события глобальной важности для моего тела и ума. А на квантовом уровне ничто не рождается, не стареет и не умирает. Не существует такой вещи, как постаревший фотон.

Для квантового физика наши тела - это просто объекты, как все остальное в мире. Мячик, брошенный из одного угла комнаты, вовсе никуда не катится, лишь вспыхивает и исчезает с умопомрачительной скоростью в разных точках пространства, - и с нами все абсолютно так же. Но тут как раз загадок прибавляется. Когда мячик на одну наносекунду исчезает, чтобы вновь появиться на доли миллиметра правее или левее, то почему он не распадается? В конце концов, его какое-то время вообще не было, и отчего же тогда его прежняя форма, размер и цвет должны оставаться прежними? Специалисты в квантовой физике могут даже рассчитать вероятность того, что он вообще не появится или же что вместо мячика, пересекающего пространство комнаты, вдруг возникнет стаканчик розового желе. Что же сохраняет целостность объектов?

Это и есть основное доказательство в пользу существования души. Она «склеивает» реальность; она - этот режиссер за кадром, этот руководящий разум. Я могу думать, говорить, работать и мечтать - и все благодаря душе, хотя она и не делает ничего из перечисленного. Все делаю я, и все же мне ни за что не узнать ее, если бы мы даже встретились лицом к лицу. Все, что отличает жизнь и смерть, должно приходить в этот мир посредством души.

Сила намерения

Цель духовности - научиться сотворчеству с Богом. Большинство же из нас с детства учили противоположному. Наши способности и умения идут от первого внимания, не от второго. В результате мы зацикливаемся на низших этапах, где страх и нужды - как бы мы их ни отрицали - заправляют всем. На этих ранних ступенях эго безудержно требует своего - деньги, стабильность, секс и власть посягают на любого члена общества. Важно понять: Бог не осуждает всего этого - и когда люди думают, что обязаны своими успехами Богу, они правы. Когда злодеяния остаются безнаказанными, а хороших дел не замечают, Господь только улыбается. Существует лишь одна реальность - духовная, - и ничто не происходит вне Божественного разума. Мы проникаем к источнику творчества и разума с каждой мыслью.

Что, в таком случае, наполняет жизнь духовностью?

Все сводится к намерению . В начале этой книги я сказал, что жизнь двух людей от рождения до смерти можно отследить при помощи видеокамеры, однако не будет никаких внешних признаков, указывающих, кто из этих двоих верит в Бога. Это правда. Пока вы не станете отшельником или не уйдете в монастырь, ваша социальная роль никак не выкажет степень вашей духовности. Все зависит от намерения. Никакой самый дорогой подарок не возместит нехватки любви. Мы всегда подспудно знаем, когда намерения идут от чистого сердца, а когда они фальшивы.

В духовной сфере намерение охватывает волю и цель, ожидание и высшее видение. Если устремиться намерением к Богу, дух возвысится. Если же направить намерение на материальное, укрепится только воля. Стоит вам бросить в землю семя намерения, как тут же начнется путешествие души. Предлагаю список основных намерений, отличающих жизнь духовную, - они представлены в виде желаний:

- Я хочу ощущать присутствие Бога . Это намерение вызвано гнетущим чувством отделенное™ и разобщенности. Когда ты не с Богом, терзающего изнутри одиночества не избежать. Можно пытаться прикрыть его, завязывая дружеские отношения и родственные узы. Но рано или поздно каждому из нас необходимо испытать чувство внутренней полноты и умиротворения. Нам нужно ощутить внутри себя довольство - и не важно, одиноки мы при этом или окружены толпой.

- Я хочу, чтобы Бог помогал мне и поддерживал меня . Божественное присутствие наполняет нас и духовными качествами. Рядом с источником все они - любовь, разум, истина, способность организовывать и творить - становятся безграничными. Когда в вашей жизни всего этого прибывает, значит, вы становитесь ближе к своей душе.

- Я хочу ощущать связь с целым . Странствие души приводит человека от состояния отделенности к состоянию целостности. Вас заполняет ощущение воссоединения. События в жизни начинают упорядочиваться. Разрозненные, бездумно разбросанные кусочки мозаики ложатся точно на свое место.

- Я хочу, чтобы моя жизнь обрела смысл . Будучи отделенным, человек ощущает пустоту бытия, и излечить ее можно, только воссоединившись с Богом. Не ищите смысла вовне, почувствуйте, что просто находиться здесь и быть самим собой - уже осуществление высшего предназначения, задуманного Творцом.

- Я хочу освободиться от ограничений . Если в человеке полно страхов, они наступают свободе на горло, а страхи - естественное следствие отделенности. Когда вы начинаете жить душой, старые ограничения и защитные механизмы потихоньку отпадают. Вместо того чтобы изводиться о будущем, вы течете единым потоком с жизнью в ожидании дня, когда никакие ограничения не смогут вам воспрепятствовать.

Если у вас присутствуют в основном эти намерения, Бог позаботится об их исполнении. Все остальные ваши действия не имеют первостепенного значения. Если кто-то пребывает, например, в тисках страха, то он не двинется дальше первого этапа, несмотря на все его благие поступки, стабильную семейную жизнь и позитивное мышление.

Все мы норовим прикрыть наши ограничения ложными увертками; это в самой человеческой природе - стремиться казаться лучше, чем мы есть на самом деле, особенно в собственных глазах. Но как только вы вооружитесь правильными намерениями, самообман больше не понадобится. Вам по-прежнему придется сталкиваться с потребностями эго, по-прежне- му придется продолжать отыгрывать личные трагедии. Все это будет происходить на уровне первого внимания; за кулисами же дух имеет свои инструменты - ваше намерение подобно черновому проекту, который вы вручаете на согласование Богу, а Он обеспечит его исполнение уже сообразно Своей воле. Иногда Он прибегнет к чуду; в другой раз просто проследит, чтобы вы не опоздали на самолет до Нью-Йорка. В том, что вас ожидает любое развитие событий, и кроется красота и непредсказуемость духовной жизни.

Увы, но люди, которые чувствуют себя особенно сильными и успешными, часто задаются худшими из намерений, когда дело касается духовного роста. Вот наиболее распространенные намерения, не имеющие ничего общего с поисками Бога:

- Я хочу побеждать.

- Я хочу самоутвердиться и готов делать для этого даже что-то рискованное.

- Я хочу властвовать над другими.

- Я хочу устанавливать правила.

- Я хочу все контролировать.

- Я хочу все делать по-своему.

Эти желания могут показаться очень знакомыми, ведь их до тошноты заездили в популярных кинофильмах, рекламе и средствах массовой информации. Все они основаны на нуждах эго, и пока ваши намерения будут исходить из этого уровня, то и жизнь будет им соответствовать. Таков уж удел жизни в зеркальной вселенной. Встречаешь сотни людей, заблуждающихся в своих целях, поскольку ими полностью верховодит их эго. Многие из очень влиятельных и всемирно известных личностей в духовном плане весьма инфантильны. Если цели и желания основаны на эго, можно добиться многого, но это ничто по сравнению с тем, чего можно достичь, пребывая в единстве с беспредельным разумом и организующей силой.

Там, где Бог, сплошное изобилие. Очень жаль, что духовная жизнь стала прочно отождествляться с бедностью, отшельничеством и аскетизмом. Кроме того, там, где Бог, есть беспредельная радость. Мученичество бросило на духовность ужасную тень. Вообще говоря, быть духовным в нынешнее время означает брести этим путем в еще большем одиночестве, чем в былые времена. В обществе с его ложными представлениями о Боге и отсутствием духовных учителей вся ответственность за намерения ложится на тебя самого.

Предлагаю несколько ключевых правил, которые оказались действенными лично для меня и, думаю, помогут многим.

1. Изучите свои намерения . Взгляните на список духовных намерений, приведенный выше, и удостоверьтесь, что понимаете их важность. Ваша цель - идти навстречу своей душе, но движущая сила этой цели - намерение. Поставьте себе задачу с каждым днем хоть на миллиметр покрывать разделяющее вас расстояние. Не позволяйте своим ложным намерениям прятаться под разными масками. Выдирайте их с корнями и работайте над гневом и страхом, привязывающими вас к ним. Ложные цели принимают облик нечистых желаний: хочу, чтобы другие потерпели неудачу, хочу свести счеты, хочу, чтобы негодяев постигла расплата, хочу взять кое-что не свое. Ложные намерения обманчивы; их можно разоблачить по сопутствующим им чувствам и эмоциям - страху, алчности, гневу, отчаянию, стыду и слабости. Прислушайтесь вначале к ощущениям, откажитесь «покупаться» на них и не теряйте бдительности, пока не нащупаете таящееся за ними намерение.

2. Ставьте высокие цели . Вознамерьтесь стать святым или чудотворцем. Почему бы и нет? Одни и те же законы природы работают одинаково для всех. Если вы знаете, что цель внутреннего развития - достичь мастерства, то скорее просите этого мастерства. И как только попросили, немедля начинайте свои чудеса творить, не забывая и о себе. Мастерство начинается с видения; узрейте чудеса вокруг - и вам будет легче порождать еще более великие.

3. Представляйте себя окруженным светом. Эго цепко держит нас за горло, заставляя ощущать нужду и бессилие. Именно из-за этой мнимой нехватки и возникает жажда завладеть всем, что попадется на глаза. Деньги, власть, секс и удовольствия должны, по нашим представлениям, восполнить всякую недостачу - но этого не происходит. Можно избежать всего этого набора иллюзий, если представлять себя не в тени, не в борьбе за близость к Богу, но в окружении света - изначально. Единственная разница между вами и святым в том, что ваш свет еле-еле мерцает, а его - сияет вовсю. Но это различие стирается, если применить принцип подобия: и вы, и он - дети света. Ирония околосмертного опыта в том, что по возвращении люди рассказывают о небывалом восторге - они купались в ослепительном свете, тот свет был везде. Свет этот и есть истинное Я каждого из нас.

4. Представляйте всех остальных окруженными светом . Наиболее примитивный способ чувствовать себя на высоте - это чувствовать себя выше других. Из этого гнилого зерна вырастает всякое суждение. Покончить с суждением крайне необходимо, и чтобы этого добиться, нужно прекратить делить других по принципу «хороший - плохой». Все окружены одним и тем же светом. Есть нехитрый способ, который поможет с этим справиться. Когда возникнет искушение осудить других, - как бы они этого ни заслуживали, - напомните себе: каждый человек поступает наилучшим образом, соответствующим уровню его сознания.

5. Укрепляйтесь в своих намерениях ежедневно . На поверхности препятствия на пути к духовности бесконечны. Повседневная жизнь - это какой-то бурлящий хаос, и ее потребностями эго возводит себе укрепления. Нельзя полагаться на то, что вас вывезет только благое намерение. Нужно методично напоминать себе о своей духовной цели день ото дня. Некоторым легче, если они записывают на бумаге свои намерения; другим нужно регулярно уделять время молитвам и медитации. Не очень-то рассчитывайте на то, что вы мимоходом повторите свои намерения - и дело с концом. Отыщите свой центр, повнимательнее к себе приглядитесь и держитесь за свое намерение, пока оно не укоренится в вас.

6. Научитесь прощать себя . У эго имеется способ подстроиться под духовность и притвориться, будто все идет хорошо. И мы попадаемся в силки себялюбия и заблуждений, когда меньше всего этого ожидаем. Необдуманное замечание, ранящее кого-то, небрежная ложь, непреодолимая тяга слукавить - это знакомо всем. Простите себя за то, что вы такие, как есть. Честно быть человеком второго этапа, движимым амбициями и казнимым виной, - это куда более духовно, чем притворяться святым. Отнесите и к себе то же самое высказывание, которое относите к другим: вы поступаете наилучшим образом, соответствующим уровню вашего сознания.

(Я люблю повторять определение идеального ученика, данное одним духовным учителем: «Это тот, кто частенько спотыкается, но никогда не падает».)

7. Научитесь отпускать . Противоречие духовности в том, что ты всегда ошибаешься и одновременно всегда прав. Мы правы, что пытаемся познать Бога любым возможным способом, а ошибаемся - когда думаем, будто перемены наступят нескоро. Жизнь - это перемены; нужно быть готовым отпустить сегодняшние убеждения, мысли и поступки, какими бы духовными они ни казались. Каждый этап внутреннего роста хорош. Каждый взлелеян Богом. Лишь второе внимание ведает, когда наступает время идти дальше, и когда оно придет, отпустите все отжившее без колебаний.

8. Почитайте то, что свято . Общество учит нас скептически относиться к святыням. Обычное отношение к чудесам - озадаченная настороженность; далеко не многие утруждают себя тем, что роются в сокровищницах мировых писаний. Между тем, каждый святой - это твое будущее, каждый учитель оглядывается через плечо на тебя, призывая следовать за ним. Посланники Бога в человеческом облике являют собой неизмеримое богатство. Прикосновение к этим сокровищам поможет открыть сердца. В тот самый момент, когда твоя душа пожелает расцвести, слова святого или мудреца могут оказаться благотворной подпиткой.

9. Позвольте Богу направлять вас . После всего того, что сказано и сделано, дух либо исполнен силы, либо нет. Если существует лишь одна реальность, то в материальном мире ничто не может быть вне Бога; значит, если вы захотите чего-то, дух вам это даст. Решить, что придется делать вам, а какую часть работы возложить на Бога, непросто. Это решение также меняется от этапа к этапу. Нужно познать себя в этом смысле; никто другой не сможет сказать вам, как поступить.

Многие люди жить не могут без тревог, контроля, озабоченности, но при этом у них совсем нет веры. Каждый день боритесь с искушением поддаться этим слабостям. Не слушайте голос, твердящий вам, что вы должны все контролировать, что ничего не выйдет, что нужно постоянно быть начеку, иначе ничего не добьешься.

Этот голос прав - ведь вы слишком к нему прислушиваетесь. Вы лишите его правоты, если позволите духу предложить вам что-то иное. Не бойтесь экспериментировать. Намерение - вот наимощнейший инструмент в ваших руках. Твердо скажите себе, что все будет так, как должно быть, затем отпустите и ждите подсказок. Позвольте возможностям и неожиданностям войти в вашу жизнь. Ваш сокровенный разум знает, что вам нужно, куда лучше вас. Убедитесь, что с вами говорит именно его голос. Возможно, исход дела, за который вы так отчаянно цепляетесь, на самом деле не так хорош для вас, как тот, который произойдет естественным образом. Если хотя бы один процент своих забот вы будете возлагать на Бога ежедневно, то через три месяца станете самым просветленным человеком в мире - помните об этом и уступайте Богу хоть что-то - что угодно - каждый день.

10. Откройтесь неведомому . Ты не тот, кем, как ты думаешь, являешься. С самого рождения твое восприятие себя зиждилось на весьма ограниченном опыте. С годами у тебя сформировались свои предпочтения и антипатии; ты научился принимать определенные ограничения. Куча всякой дребедени, нажитой за годы, служит тебе сомнительной подпоркой иллюзии достижений. Ничто из этого не есть подлинный ты. Однако никому не под силу в одночасье заменить ложное истинным. Оно приоткрывается постепенно. Просто взять и сорвать все слои иллюзий болезненно, потому придется подбираться к своей душе потихоньку, прислушиваясь к собственным ритмам и ожидая подходящих моментов. Нужно помнить главное: неведомое ждет тебя - неведомое, не имеющее ничего общего с тем «Я», которое тебе давно знакомо. Некоторые расстаются с иллюзиями лишь в момент умирания, и тогда просмотренная в обратном порядке кинолента жизни кажется такой короткой, а все в ней преходящим.

Около 1890 года индейский вождь племени черноногих находился на смертном одре. Звали его Исапво Муксика Крауфут; перед самой кончиной он прошептал на ухо священнику-миссионеру следующие слова:

Что есть жизнь?

Сверкание светлячка в ночи,

Дыхание буйвола зимой,

Короткая тень, пробежавшая по траве

И исчезнувшая в лучах заката.

Та часть нас, с которой мы знакомы, гаснет слишком быстро. Куда лучше остановить мгновение и остаться вне времени. Когда вас посетит новый порыв, возвышенная мысль или озарение, которым вы не следовали прежде, откройтесь неведомому. Лелейте его, как новорожденное дитя. Неведомое - единственное, что по-настоящему печется о доле вашей души, посему будет правильно почитать его наравне со святыней.

Господь обитает в неведомом, и когда вы сможете полностью ему открыться, то окажетесь дома - свободными.

Примечания:

Горизонт событий, или сфера Шварцшильда, - воображаемая сфера у черной дыры, из-за пределов которой никакой вид излучения не может дойти до наблюдателя. - Прим. персе.

Наносекунда - одна миллиардная доля секунды (0,000000001с). За одну наносекунду свет проходит расстояние 30 см. - Прим. перев.

Что такое христианство? Некоторые говорят, что это философия, другие утверждают – этический пример, третьи – переживание, опыт. Ни одно из вышеперечисленных утверждений в действительности не является ответом на вопрос.

Ведь хотя в христианстве и есть аспекты, подобные вышеперечисленным, но ни один из них не может служить определением христианства. Сердце христианства – взаимоотношения между личностью и Богом.

Человек, который становится христианином, продвигается в своем знании Бога – от отдаленного представления о Нем к близкому, непосредственному познанию Его.

Таким образом, христианство – это познание Бога. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17:3).

Почему мне необходимо познать Бога?

Живущее в нас желание личного познания Бога очень сильно, но зачастую мы просто не можем его распознать. Что оно собой представляет на самом деле. Когда мы впервые влюбляемся, женимся или выходим замуж, когда, наконец, поступаем на работу или отправляемся на заслуженный отдых в уютный загородный домик – на всех этих жизненных этапах в нас пробуждается ожидание чего-то особенного, что в итоге так никогда и не происходит.

В конце концов, мы осознаем, что наше желание этого «драгоценного чего-то» не смогут удовлетворить ни любимый человек, ни карьера, ни успех, ни даже самые лучшие наши достижения. Удовлетворение испаряется даже тогда, когда мы достигаем своих целей.

Это «что-то», которое должно принести нам радость и которого мы так желаем, в итоге так никогда и не происходит в нашей жизни) Мы ощущаем зияющую пустоту, которую большинство из нас пытается заполнить своей работой или же отрицанием существования этой пустоты.

Но в итоге, в лучшем случае все откладывается на потом. «Ничто не имеет вкуса»,– сказала когда-то королева Франции Мария-Антуанетта.

Существует несколько способов отреагировать на это.

Винить всех и вся. Находить ошибки и недостатки в каждом человеке, во всем, что нас окружает. Мы верим, что если у нас будет супруг получше, карьера получше, начальник получше или зарплата повыше, то это доставит нам эфемерное удовольствие. Однако многие успешные люди этого мира – это люди, страдающие от скуки, неудовлетворенные жизнью, мечущиеся от одной новизны к другой, часто меняющие своих психологов, друзей, партнеров или место жительства.

Винить самих себя. Пытаться изо всех сил жить по стандартам. Многие люди верят, что в какой-то момент они сделали неправильный выбор или не смогли адекватно оценить жизненные обстоятельства, и потому не достигли того, что могло бы дать им радость и удовлетворение. Такие люди преисполнены сомнениями в себе и склонны «сгорать» на работе. Они думают: «Если бы я только смог достигнуть своих целей, тогда бы эта пустота внутри меня исчезла». Но это не так.

Винить саму вселенную. Просто сдаться и не пытаться достигнуть чего-то. Такой человек может сказать: «Да, будучи молодым, я был идеалистом, но сейчас я не смотрю на жизнь сквозь розовые очки». Мы становимся циниками и решаем подавлять ту часть себя, которая когда-то желала исполнения своих желаний и ощущения радости. Мы становимся жесткими и даже можем почувствовать, как теряем свою человечность, перестаем проявлять сострадание и чувствовать радость.

Признавать наше отчуждение от Бога и понимать, что проблема именно в этом. Осознавать, что пустота внутри нас существует из-за нашего отчуждения от Бога. И преодолеть эту пустоту можно, только восстановив личные взаимоотношения с Богом.

Чтобы установить личные взаимоотношения с Богом, нам необходимо знать 3 вещи:

Первое: кем мы являемся

Божье творение. Бог сотворил нас, создал для общения с Собой. Мы принадлежим Ему, мы обязаны Творцу каждым своим вздохом, каждым моментом жизни, всем.

Именно потому что люди были созданы жить для Бога (поклоняться Ему), мы всегда пытаемся чему-то поклоняться – если не Богу, то какому-нибудь другому объекту несомненного посвящения, придавая тем самым смысл своему существованию.

Грешники. Мы все выбрали (и ежедневно подтверждаем это) путь отвержения Бога, сделав нашу собственную радость и счастье наивысшим приоритетом для себя. Мы не желаем поклоняться Богу и подчиняться Ему как нашему Господину.

Но мы ведь созданы для поклонения, и поэтому прилепляемся к идолам, устремляя свою жизнь к тому, что тщетно обещает даровать нам значимость и смысл существования, – к успеху, взаимоотношениям, влиянию, любви, комфорту и так далее.

В духовном рабстве. Жизнь, в которой присутствует поклонение всему чему угодно, кроме Бога, ведет к разрушению и падению. Когда рыба оставляет водную среду, для которой она была создана, она не становится свободной, но умирает. Поклонение чему-либо, кроме Бога, приводит к потере смысла жизни.

Если мы достигаем того, чему поклонялись и к чему стремились, то видим, что это не приносят нам удовлетворения. Потому что эти объекты поклонения никогда и не должны были быть «богами». Они никогда не предназначались для того, чтобы заменить нам Бога.

Поклонение чему-либо, кроме Бога, ведет к появлению у нас проблем с самооценкой. Мы определяем самих себя степенью своих достижений в том, к чему стремимся. Мы должны это получить, или все будет потеряно. Таким образом, наши идолы заставляют нас работать еще тяжелее и усерднее, а когда они оказываются под угрозой, мы испытываем ужас и смятение.

Второе: кем является Бог

Любовь и справедливость. Он постоянно заботится о том, чтобы мы имели радость и благосостояние. Большинство людей любит тех, кто любит их самих, но Бог любит и ищет добра для людей, которые являются Его врагами. А поскольку Бог есть любящий и благой, Он не терпит зла.

Противоположностью любви является не гнев, а безразличие. «Чем больше ты любишь своего сына, тем больше ты ненавидишь в нем лжеца, пьяницу, предателя» (Е. Гиффорд).

Чтобы приблизительно понять положение Бога, представьте судью, который является отцом сидящего на скамье подсудимых, виновного в преступлении. Судья знает, что он не может отпустить своего сына, ведь без правосудия не выживет ни одно общество.

Разве меньше ответственность любящего Бога, чтобы Он мог проигнорировать или отменить правосудие по отношению к нам? К тем, кого Он любит, но которые виновны в восстании против Его любящего владычества?

Иисус Христос. Иисус – Сам Бог, пришедший на землю. Он прожил совершенную жизнь, возлюбив Бога всем Своим сердцем, душой, разумом и исполнив все человеческие обязательства по отношению к Богу.

Он прожил такую жизнь, которую должны были прожить мы, – совершенную от начала до конца. Затем, вместо получения своей заслуженной награды (вечной жизни), Иисус отдает Свою жизнь в жертву за грехи наши, взяв на Себя наказание и смерть, заслуженные нами. Когда мы веруем в Него:

1) наши грехи оплачены Его смертью на кресте и

2) Его совершенная жизнь вменяется нам в праведность. Бог принимает нас и относится к нам так, как если бы мы совершили все то, что соделал Христос.

Третье: что мы должны сделать

Покаяться. Прежде всего, каждому из нас необходимо признать, что он живет как господин своей жизни, поклоняется не Богу, а идолам, нарушает Божьи законы, данные с любовью. Слово «покаяние» означает, что вы просите прощения и с этого момента поворачиваетесь к Богу, взирая только на Него и желая жить только для Него.

Верить. Вера – это перенос нашего доверия со своих собственных достижений на достижения Христа. Мы полагались на другие вещи, чтобы быть принятыми обществом и важными людьми.

Но сейчас мы сознательно начинаем полагаться на то, что сделал Христос для нашего принятия Богом. Нам ничего не надо делать. Если мы думаем, что Бог нам что-то должен за наши достижения, тогда мы все еще вне Христа.

Молиться следующим образом: «Я вижу, что я более греховен, чем мог когда-либо сметь подумать. Но я еще более любим и принимаем Тобой, чем мог когда-либо надеяться. Я отворачиваюсь от своей прошлой жизни, полной эгоцентризма.

Всеми своими добрыми делами я не могу заслужить Твоего одобрения, но сейчас я полагаюсь на то, что совершил Христос, и прошу принять меня в Божью семью ради Иисуса». Когда вы сделаете это, сразу же произойдут две вещи:

1) ваши долги прощаются, ваши грехи удаляются навсегда, и вы становитесь частью Божьей семьи,

2) Святой Дух входит в ваше сердце и начинает преобразовывать вас в образ Христов.

Жить соответственно. Расскажите своему другу-христианину о своем посвящении Богу. Начните изучать основы христианских дисциплин – молитесь, читайте Святое Писание, посещайте богослужения и общайтесь с другими христианами.

Почему я должен искать Бога?

С одной стороны, мы можем чувствовать, что «нуждаемся» в Нем. Даже если вы осознаете, что ваши нужды может восполнить только Бог, вы не должны пытаться использовать Его для достижения своих собственных целей.

Невозможно торговаться с Богом («Я сделаю это, если Ты сделаешь то»). Это вовсе не христианство, а форма некой магии или язычества, в которой вы ублажаете капризное божество в обмен на его благорасположение. Мы становимся христианами, чтобы мы сами служили Богу, или чтобы Бог служил нам? Это два противоположных мотива, ведущие к двум разным религиям. Мы должны прийти к Богу:

1) потому что мы обязаны Ему отдать свою жизнь (Он наш Творец) и

2) потому что мы глубоко признательны Ему за жертву, принесенную Его Единородным Сыном (Он наш Искупитель).

С другой стороны, вы можете не осознавать свою нужду в Боге или вовсе не интересоваться познанием Бога. Это не означает, что вы должны оставаться непосвященным Богу. Если вы были созданы Богом, тогда вы обязаны Ему своей жизнью, осознаете вы это или нет. Вы обязаны искать Его и просить Его смягчить ваше сердце, открыть глаза и просветить вас.

Если вы говорите, что у вас нет веры, то это не оправдывает вас. Нам необходимо подвергать сомнению свои же сомнения. Никто не может сомневаться сразу во всем. Чтобы в чем-то сомневаться, мы должны во что-то верить.

Например, верите ли вы, что в состоянии управлять своей собственной жизнью? Где доказательство этому? Зачем же в своем сердце сомневаться в Боге и вере? Справедливо ли это? Вы обязаны Богу и должны искать Его – так делайте это.

А что если я не готов действовать?

Составьте список того, что вы считаете препятствием на своем пути к вере. Вот возможные пункты списка.

Согласованность. Есть ли интеллектуальные проблемы, связанные с христианством? Есть ли возражения против христианской веры, которые вы не можете решить сами?

Цена. Считаете ли вы, что принятие христианской веры может дорого вам стоить? Какие страхи и опасения у вас есть относительно посвящения себя Богу?

Беседуйте с вашим другом-христианином до тех пор, пока эти вопросы не будут разрешены.

Из всех преимуществ над прочими тварями земными, какими очевидно наделен человек всезиждительною Премудростью творческою, высшее есть то, что он получил способность познавать своего Творца, поклоняться Ему и любить Его .

Бог - высочайшее верховное Существо с бесконечными совершенствами, Которым мы "живем и движемся, и существуем" (Деян. 17:28) и от Которого зависит все. Истина бытия Божия является первой и основной истиной христианского вероучения и всего христианского богословия; она должна составлять главный предмет познаний разума человеческого. "Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть" (Евр. 11:6), - говорит Апостол Павел. Христианин, стремящийся ко спасению, должен познавать Его по мере своих сил и способностей. Это - его первый и священнейший долг. Стремление к Богопознанию должно составлять цель и смысл жизни человека. Ведение Божественной истины служит основанием спасительного жития .

Природа Бога всесовершенна и неопределима. В Своей Сущности Он для нас - глубина и тайна, которую до конца познать невозможно. Что такое Бог Сам в Себе, вне Его проявлений в мире, - непостижимо для человеческого разума. Этого не может знать ни одна тварь, не только видимая, но и невидимая, то есть ни самые ангелы: поелику совершенно нет никакого сравнения между Творцом и тварью .

Откровение Ветхого и Нового Завета ясно учит о непостижимости для нас Бога, указывая причину этого в несоизмеримом величии существа Божия сравнительно с существом человеческим. По слову Апостола, Бог "обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1 Тим. 6:16).

Бог не может быть видим или осязаем нашими внешними чувствами, как мы видим и осязаем предметы чувственного мира и таким образом познаем их. В Боге все невидимо, и Божеское естество Его, и Божественные свойства Его как они есть, не для нас только, но и для высших духов .

Даже святые угодники Божии, получавшие на земле откровения, не могли иметь совершенного знания о Боге и ожидали Его познания, высшего по сравнению с настоящим, только в вечности. Но, хотя Бог и непостижим в Своем Существе, Он не оставил нас в совершенном неведении о Себе. Все, что полезно и необходимо нам знать о Боге и что мы можем вместить. Он открыл нам в делах Своего творения и промышления, через Закон и пророков и через Единородного Своего Сына.

Непостижимый Сам в Себе, в Своей природе и Существе, Он познаваем для нас той стороной Своего Существа, которую Он Сам открывает в Своих действиях и обнаружениях в мире. Ведение все Божеское - необъятно. Малейшую из него часть, самонужнейшую, открыл Бог нам о Себе и о делах Своих .

На основании ощутимых откровений Бога человек может составить некоторое понятие о Нем, вернее, приблизиться к уразумению непостижимого Существа Божия. Истина Божия ходит на земле и имеет верные о себе свидетельства. Желающий искренно всегда найдет ее .

Главных и существенных способов Богопознания два: естественный и сверхъестественный.

Естественный способ Богопознания - это познание Бога из всего того, что Бог открывает о Самом Себе, о Своих свойствах и действиях как в окружающей человека видимой природе, так и в богоподобной природе самого человека и в его исторических судьбах.

Видимая природа красноречиво проповедует всем людям о всемогуществе, премудрости, благости Творца и Промыслителя. Бог раскрыл книгу природы, которой нельзя не читать, ибо она всегда пред глазами, и в которой Он преднаписал Себя и явил взору всех . Наблюдая и изучая окружающий мир, его разнообразие, красоту, стройность и целесообразность, человек естественно приходит к познанию Бога, как при изучении какого-нибудь произведения он познает автора.

Вникая в различные творения, человек видит в них отпечаток непостижимой премудрости Божией и беспредельную благость Творца. Когда мы размышляем о тварях, откуда они, отчего они так совершенно устроены и почему они явились в таком дивном порядке, - мы неизбежно видим Того, Кто невидим Сам по Себе .

Сама душа человеческая, созданная по образу Божию, одаренная бессмертием и способностью к безграничному совершенствованию, с врожденным стремлением к Божеству, истине, добру и красоте, еще яснее может свидетельствовать человеку о бытии и совершенствах Творца.

Можно увидеть перст Божий и пути Его в истории царств и народов и в жизни отдельных людей, ибо история человечества, как и жизнь отдельного человека, не есть цепь простых случайностей, она есть место действия Промысла Божия, ведущего мир к определенной цели (Деян. 17:26; Пс. 66:4-5; Втор. 4:34-35).

Наблюдая и размышляя о делах творения и промышления Божия, человек может обнаружить в мире отпечатки Божественных совершенств. След бытия Своего, Своих Божественных свойств и присносущной силы Своей отпечатлел Бог ясно на творении Своем. Не закрывай только очей ума и будешь видеть. Как на снегу оставленный след показывает, кто проходил, человек или зверь, так ясно отпечатлен след Божий на творении, общий ли сделаешь ему обзор или вникнешь в каждую тварь особо .

Хотя Бог открывает Себя в делах Своего творения и промышления и не далеко находится от каждого из нас, однако истинное познание Бога из естественного Откровения возможно не иначе, как лишь при таинственном и непостижимом озарении духа человеческого Духом Божиим, Который "дышит, где хочет" (Ин. 3:8). Для истинного Богопознания недостаточно одного естественного Откровения. Главная причина этого - в глубоком повреждении природы человека вследствие грехопадения.

Сверхъестественное Откровение Божие как способ Богопознания имеет несомненные преимущества перед естественным способом. Оно сообщает необходимую и доступную нам в земной жизни полноту познания о Боге. Эта полнота Богопознания дарована человеку Самим воплотившимся Сыном Божиим. "Спаситель говорит, что Он научен Отцом. Апостолы научены Господом Спасителем, верующие все научены апостолами" .

Знание предметов веры бывает трех родов: рассудочное, или научное, опытное, образующееся под трудами по очищению сердца, и живое, преподаваемое непосредственно вступившим в область света .

Человеческий дух имеет врожденную способность познания Бога как Существа высочайшего и всесовершеннейшего, ему присуще стремление к Нему, желание осязать и непосредственно чувствовать Его (Деян. 17:2-28). Божественная истина вообще сродна духу нашему. Но познать эту сокровенную истину можно только посредством силы Божественного свойства. Сила сия в нас есть дух, и в духе разум .

Полнота Божественной истины находится в Боге, Который является источником всякого ведения и мудрости. Дух Божий вводил умы апостолов и пророков в сокровищницу премудрости Божией; они черпали оттуда и возвестили нам, - возвестили премудрость, которую никто из князей века сего - гениев - не ведал и ведать не мог . Бог создал разум человека способным узнать истину, но сам разум человеческий на является ее источником, ибо по своему назначению он есть лишь средство восприятия этой истины и лишь сосуд, который может ее вместить.

Христианин должен совершенствоваться в познании богооткровенных истин и при этом освобождать ум от "своеумия" . Если человек пытается познать истину только своим разумом, то неизбежно впадает в ошибки и искажает ее сущность, ибо богооткровенная истина естественно понимаема и истолковываема быть не может. Люди многоспособные, приобретшие много познаний о вещах тварных, изучившие историю, физические науки, математику, медицину, правоведение, филологию, приходят нередко к ложному убеждению, что для них и предметы веры постижимы, и начинают толковать их так, чтоб это было разумно, чтоб вера их была разумная, то есть ничего неразумеваемого не содержала, и все в ней понимаемо было естественно .

Назначение человеческого разума заключается в принятии и глубоком усвоении богооткровенных истин, чтобы они были сорастворены с естеством его, как его природные начала . Сорастворившись с умом Божиим, разум человека постепенно вводится Богом в тайны бытия и явлений.

Христианин получает мудрость от Бога, "ум Христов" (1 Кор. 1:19-23), просвещенный благодатью. "Пусть не думают, что в области веры нет философии. Нет, совокупность истин веры есть самая стройная, возвышенная, утешительная и воодушевленная философия, система настоящая, какой не представляет ни одна система философии .

Каждый христианин должен стремиться к ясному знанию христианского учения, стать богословом, многосведущим в вещах Божественных . Для достижения этой цели нужно учиться всю жизнь и считать потерянным тот день, в который не усвоено никаких уроков мудрости. Совершенствуясь и преуспевая в усвоении богооткровенных истин, человек должен затем блюсти приобретенное сокровище как зеницу ока.

Разум человека является силой, позволяющей ему зреть духовный мир, но эту способность необходимо упражнять, вступая в общение с Богом и миром духовным. По мере преуспеяния христианина в духовной жизни знания, приобретенные умом, начинают переходить в живые убеждения. Без живого общения с Богом ведение духовное навсегда в духе нашем останется в виде предположительного требования и никогда не взойдет на степень знания ясного, действительного, определенно-убедительного, подобно тому как слепой с закрытыми глазами, у которых не повреждена, однако ж, сила зрения, будет только знать, что, верно, есть светящиеся и освещаемые вещи, но знать их определенно не возможет, пока не откроются глаза его. Причина сему - падение в грех и пребывание в сем падении .

Но в деле Богопознания участвует не только разум человека. Даром познания и христианского ведения наделено еще сердце, в котором благодатью Божиею отверзаются "очи видети" . Пока богословская истина не вошла в сердце, она есть то же, "что пыль на полированной доске: повеет ветер и все снесет" . Жизнь и труды подвижников благочестия свидетельствуют о том, что сердце в познании Бога подобно глазу в познании предметов видимых. Глаз, поврежденный и засоренный, не способен видеть предметы в самом лучшем их освещении. Точно так же не способно к познанию Бога сердце, омраченное грехом и страстями. Истина Божия чиста. Она не войдет в грязную душу, и когда входит, требует извержения всякой нечистоты .

Подобное познается подобным. Бог свят и всесовершен, и познание Его возможно только через достижение святости, через освобождение от страстей и порочных наклонностей. Для истинного Богопознания требуется очищение человека от греха и искоренение из сердца страстей и привычек греховных, необходимы внутренняя борьба и духовный подвиг. Чтобы воцарить в себе истину, надо прогнать ложь и заблуждение. Чтоб образовать себя по добрым расположениям евангельским, надо преодолеть страсти . Борьба со страстями как выражением привязанности к чувственному миру есть необходимый этап на пути к духовному ведению.

Для истинного Богопознания необходимо положительное преуспеяние в добродетели. Чем больше человек очищает свое сердце от греха, чем более старается раскрыть и укрепить свои нравственные силы, особенно стяжать и преумножить в своем сердце любовь, тем более он уподобляется Богу, тем более способен и к познанию Его. Тогда недоступное для его разума делается доступным для его сердца.

Знание воли Божией первоначально усваивается теоретически. Бог в то время держится в уме как идея . Исполнение евангельских заповедей вводит человека в истинное Богопознание и самопознание, которое развивается тем сильнее, чем усерднее и точнее исполняются евангельские заповеди.

Опыт духовной жизни вводит в настоящее Боговедение. Христианин должен стараться, чтобы знание стало делом и получаемые вновь сведения тоже тотчас входили в жизнь . Учение христианское хотя исходит из теоретических догматов, но все преимущественно направлено к устроению доброй, святой и праведной жизни. Нравственная чистота и добрая жизнь, располагая человека к принятию откровенной истины и делая его способным к ее уразумению, имеют для Богопознания великое значение, открывая доступ в его сердце Духу Святому-духу "премудрости и разума" (Ис. 11:2).

По мере преуспеяния в духовной жизни человек все более просвещается духовным ведением и проникается богооткровенным учением, ибо духовное знание всегда следует за духовным обновлением. Истина не прививается к душе сама по себе, а насаждается практическим исполнением ее требований и условий. Только через исполнение заповедей Божиих человек начинает усваивать христианство, начинает познавать его силу. С христианством надо освоиться делом и жизнью, ибо, чем более переходит оно в дело и жизнь, тем глубже и шире постигается .

По мере усвоения богооткровенного учения сознанию открываются все тайны христианского ведения. Жизнь христианская похожа на восход на гору. Восходящий на гору трудится собственно над тем, чтоб взойти; но вместе с тем, как восходит, открывается ему все больше и больше предметов, ибо все шире и шире становится его кругозор. Так и в христианстве: чем больше кто преуспевает в жизни по нему, тем больший и больший круг духовных предметов становится ведомым его уму и сознанию" .

Для усвоения богооткровенной истины недостаточно одних усилий человека, здесь необходима Божественная помощь, ибо только Бог отверзает ум к уразумению Писания. Господь является источником духовной мудрости, которая сообщается людям Духом Святым; богооткровенные истины перстом Божиим пишутся в сердце человека . Человек без содействия Божественной благодати не может принести достойных плодов Господу. Познать истины веры можно и своим умом, особенно теперь, когда они не только содержатся в слове Божием, но и пространно истолкованы в писаниях отеческих и богословских системах. Но такое познание самодельное есть только внешнее изучение, похожее на изучение и других наук. В нем принимается только голый эскиз истин в совокупности и каждой истины отдельно. И все это понимается умом и хранится в памяти, в голове . Но настоящее познание Господа и богооткровенных истин совершается в тайне духа .

Для подлинного Богопознания необходима молитва. Именно в молитве происходит постижение или узрение духовных вещей. Исследование и углубление в богооткровенные истины лишь подготавливают, а благодать, в час молитвы, совершает ведение, просветляя ум созерцанием и печатлея зримое им в сердце . От благодатного воздействия и озарения Богопознание становится более чистым и совершенным. Сильная вера, усердная молитва и искренняя преданность Богу делают душу человека восприимчивой и способной к познанию тайн Божиих.

Сердце, преданное Господу и очищенное для Духа Божия, становится хартией, на которой Он пишет тайны Боговедения.

У христианина, приобретшего личный опыт в духовной жизни, то же происходит, что бывает с тем, кто, прочитав описание, например Иерусалима, и достаточно усвоив себе описанное, видит потом самым делом Иерусалим. То же видит он и на тех же местах, как прежде воображал, но только в другой силе .

Верующие призваны быть светом миру "по светлости ведения их, обнимающего все сущее и бывающее, безначальное и бесконечное, время и вечность" .

Христианин, усвояя Божественные истины, постепенно прогоняет ложь и тьму неведения из своего разума, вступает в область света. Как взошедшее солнце освещает все на земле и всю атмосферу делает светлой, так и ведение Божественной истины освещает всю область ума и все сущее делает ясным и светлым. Разум такого человека преобразуется из человеческого в "Божественный" и, облекаясь в свет, в себе светит и всех вокруг просвещает.

Богопознание, в свою очередь, способствует развитию духовной жизни. В христианстве путь жизни освещается истинами, которые, будучи приемлемы, все существо наше устремляют к небу и всему небесному . Эти небесные истины проходят по всему составу духовной жизни и все в ней оживляют собою. От них и зарождается эта жизнь, ими руководится и в них зрит свой конец .

Усвоение богооткровенного учения укрепляет духовную ревность, дает вкусить радость жизни, прогоняет лень и подвигает на делание. Получая уроки духовной мудрости углублением в заповеди Господни, христианин постепенно доходит до ясного ведения порядков жизни в Боге и делается способным и других людей учить истине.

Богооткровенные истины даже избранникам Божиим открываются постепенно, по мере нужды в них и подготовленности к принятию их. Моисей восходит на самый верх горы и скрывается в облаке, другие стоят на полдороге, а третьи - у подножия. Это образ трех состояний людей, восходящих к постижению и сознанию непостижимости христианского вероучения .

Божественные истины Господь сообщает христианским подвижникам иногда в виде явного откровения, когда Сам Бог или ангел являются человеку и открывают богооткровенные истины.

Часто тайны Божественной премудрости сообщаются святым угодникам в образах, которые требуют нового откровения в уме .

В отдельных случаях Господь мгновенно и полно открывает небесное всем, кого считает того достойным. Тогда Бог разверзает ум и влагает в него сокровища ведения или берет дух человека и вводит его в непосредственное созерцание открываемых ему вещей. И все это может совершиться мгновенно, и мера открываемого и созерцаемого может быть так велика, что его не вместит никакое человеческое слово . В таком откровении видел райские обители святой апостол Павел, восхищенный до третьего неба, так узрели истину апостолы, когда Господь, явившись по Воскресении Своем и дуновением сообщив им Духа, "отверз им ум и к уразумению Писаний" (Лк. 24,45).

Одним из признаков и следствий истинного Богопознания являются исходящие из сердца хвалы и славословия Бога. Когда христианин вступает в область Боговедения, то его духовные очи получают способность видеть блеск славы Божией. Ум его начинает постигать безмерность любви и благодеяний Бога по отношению к роду человеческому, а, созерцая это, он переходит от изумления к изумлению и при каждом предмете созерцания, ничего не может изречь, кроме славословия: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! .

По мере духовного возрастания христианина его ум все более и более будет прозревать к Богу и утверждаться в Богозрении, - навыкнет стоять умом в зрении Бога, с Его бесконечными совершенствами . Богозрение есть высшее духовное совершенство человека, которое достигается после очищения сердца от страстей, ибо Господь говорит: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5:8).

Одновременно с Богозрением является и благоговейное поклонение Богу духом , следствием чего является неудержимое влечение человека к Богообщению и созерцание Бога в духе. Святые отцы называют его исступлением, то есть выступлением из обычного порядка жизни и погружением в Бога, по-гречески "экстасис" .

Состояние созерцания есть полнота христианского совершенства. Это - предел восхождений, но такой, которому конца нет, ибо Бог бесконечен. Христианин, достигший созерцания вводится мгновенно в Божественный некоторый мрак, в коем не может зреть ничего, кроме необъятной, преисполненной существенной беспредельности, поражающей глубоко и налагающей молчание на слово и мысль. Это состояние возвышеннейшее, до коего только может доходить земная тварь. Человек тогда восхищается до состояния Серафимов! . Способность и стремление к совершенству в Богопознании сохраняется и у святых небожителей. И в Царствии Небесном будут степени умственного просветления, ибо область ведения Божия беспредельна .

Литература

Епископ Феофан. Краткие мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев, 2-е изд. М., 1894.

Епископ Феофан. О Православии с предостережениями от погрешений против него. 2-е изд. №.. 1902.

Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, 16-е изд. М., 186в.

Епископ Феофан. Толкование первых восьми глав Послания святого апостола Павла к Римлянам. 2-е изд. М., 1890.

Епископ Феофан. Толкование Послания святого апостола Павла к Ефесянам. 2-е изд. М., 1893.

Епископ Феофан. Толкование посланий святого апостола Павла к Колоссянам и к Филимону. 2-е изд. М., 1892.

Епископ Феофан. Толкование пастырских посланий святого апостола Павла, 2-е изд. М" 1894.

Епископ Феофан. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни, 2-е изд. М., 1892.

Епископ Феофан. Начертание христианского нравоучения. М., 1891.

Епископ Феофан. Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. М" 1883.

Письмо Преосвященного Феофана к бывшему товарищу по Академии в ответ на поздравление с Новым годом. - Киевские епархиальные ведомости, 1894, вып. 11.

Епископ Феофан, Письма о христианской жизни, 3-е изд. М" 1908.

Собрание писем святителя Феофана. Вып. 5. М" 1899.

Епископ Феофан. Слова к Тамбовской пастве. М., 1867.

Епископ Феофан. Слова к Владимирской пастве. Владимир, 1869.

Письма епископа Феофана к "неизвестному" Владыке. - Душеполезный собеседник. 1905, авг вып. 8, с. 231-238:сект., с. 268-270.

Епископ Феофан. Псалом сто-осмнадцатый. 2-е изд. М" 1891.

Епископ Феофан. Толкование Второго Послания святого апостола Павла к Коринфянам, 2-е изд. М" 1894.

Епископ Феофан. Воззвание к самому себе. - Домашняя беседа, 1872, дек" вып. 49. с. 1028-1030.

Епископ Феофан. Путь ко спасению: Краткий очерк аскетики. 7-е изд. М" 1894,

Епископ Феофан. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М" 1881.

Кроме изучения Библии и молитвы, Писание много говорит о необходимости познания Бога. Познание Бога - это возможность лучше и ближе знать нашего Творца и Спасителя. Люди ограничены временем, пространством и материей. Бог – безграничен, Он выше наших измерений, точнее измерения нашего мира находятся в Боге. Тем не менее, Бог хочет, чтобы люди познавали Его. Это становится возможным тогда, когда человек рождается свыше.

Познание Бога - это не какой-то мистический процесс, о котором можно философствовать. Познание Бога – это то, что практически возможно и необходимо для каждого христианина. Оно состоит из следующих ступеней:

1. Познание Божьей благодати – спасение

Прежде чем человек станет способным познавать Бога, ему необходимо признать себя грешником, нуждающимся в Спасителе, Иисусе Христе, умершем за него на кресте, взявшего на себя их грех и отдавшего им свою праведность.

Кол 1:6 «которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине»,

2. Познание Божьей воли

Познание воли Божьей, прежде всего, выражается в том, чтобы видеть практический смысл истин Священного Писания, касающийся вас конкретно в ваших определённых обстоятельствах.

Кол 1:9 «Посему и мы с того дня, как [о сем] услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном»,

«Премудрость» в этом стихе – хорошее знание Библейских истин и фактов.

«Разумение духовное» – умение видеть практическую ценность этих истин для вас лично, в вашей ситуации.

Бог сотворил человека разумным существом. В этом заключается часть того, что Бог назвал своим «образом и подобием» когда Он создавал человека (Быт. 1:26). Получив от Бога разум и способность принятия решений, человек вместе с тем получил и ответственность. Это значит, что человек всегда будет пожинать результаты того, что он делает. После грехопадения (Быт 3:1-19) человеческий разум оказался помрачённым грехом (Еф. 4:17-18). В результате, человек потерял способность правильно оценивать духовную реальность.

В связи с этим, для того, чтобы принимать правильные решения человеку, прежде всего, необходимо признать Господство Иисуса Христа в своей жизни (принять Иисуса Христа Господом и Спасителем). При рождении свыше, человек отказывается от системы ценностей построенной на его самоцентризме, принимая Богоцентричную модель оценки жизни, представленную в Божьем слове – Библии. Это позволяет человеку иметь верную перспективу на всё происходящее вокруг.

Следующим важным условием является познание воли Божьей открытой в Его слове. Дело в том, что в Библии содержаться ответы, на очень многие вопросы, возникающие в нашей практической жизни. В ней сказано достаточно, чтобы мы были готовы «на всякое доброе дело» (2 Тим. 3:16-17), т.е. всё, что необходимо для того, чтобы жить Богоугодной жизнью, открыто в Библии.

Для того чтобы хорошо знать её содержимое и видеть её практическую пользу, Библию необходимо серьёзно и глубоко изучать. Чем больше вы будете знать Библию, тем легче вам будет сделать правильный выбор в практических ситуациях требующих вашего решения.

Изучая Библию серьёзно, человек наполняется общим знанием мудрости Божьей, которая позволяет ему правильно оценивать происходящее в его жизни. Таким образом, принимая практическое решение в вашей жизни, сначала убедитесь, что говорит Библия по данному вопросу, и будьте готовы подчиниться её повелениям.

Ещё одним важным условием хороших решений является молитва. Изучая Библию и принимая решения, обязательно необходимо молиться Богу, чтобы Он помог правильно понять ситуацию и принять верное решение. В подобной молитве очень важно выражать своё полное доверие Богу и готовность следовать Его воле, т.е., тому варианту решения, которое в большей степени будет отвечать Его принципам, представленным в Библии.

После того, как вы молитвенно исследовали Библию и видите, что оба решения не противоречат Божьему слову, вы можете быть уверены, что Бог даёт вам право принять любое из них. Бог видит в верующем человеке сотрудника созидающего Его царство (1 Кор. 3:9). В подобных ситуациях Бог ищет вашего осознанного решения.

Для того чтобы лучше воспользоваться данным Богом правом принятия решения можно применять следующий метод: На чистом листе бумаги начертите две колонки. На одной стороне запишите все возможные положительные стороны вашего решения. Во второй колонке запишите все возможные негативные последствия вашего решения. Сделайте так по каждому возможному варианту решения. Далее сравните все плюсы и минусы и выберите из них лучший вариант.

После того, как вы приняли решение - доверяйте Богу. Если вы сделали всё искренно стремясь узнать Его волю и исполнить её, вы можете просить Бога о Его благословении в вашем решении.

3. Познание Бога

Познание Бога становиться результатом нашего познания Его воли и послушания Ему.

Кол 1:10 «чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая [Ему], принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога»,

Апостол Павел видел в познании Бога единственный и абсолютный смысл жизни каждого христианина

Фил 3:7 «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. 8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа 9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; 10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, 11 чтобы достигнуть воскресения мертвых. 12 [Говорю так] не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. 13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, 14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе».

Домашнее задание: Выучить 1 Иоанна 2: 12-14

И. В. Музычко

«Пишу вам, отроки, потому Что вы познали Отца» 1 Иоан. 2:13

Таким образом, период жизни христианина, который Слово Божье называет духовным отрочеством, обычно начинается с принятия святого водного крещения по вере. Если это так, то что-же означают слова: «Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца» (1 Иоан. 12:13). Из этих слов следует, что основным признаком и целью отроческого духовного возраста является познание Бога. Что же означает для христианина познание Бога? Призыв в Писании к познанию Бога имеет два значения. Если он направлен к людям неверующим, то он означает призыв к уверованию в Иисуса Христа, а когда он направлен к детям Божьим, то он означает более глубокое познание Бога, Его истин и Его святой воли (Иоан. 8:32; 2Петр.1:3,3:18 ;Кол. 1:10; Фил. 3:10).

Но что означает познание Бога? Оно означает не только знание о Боге, о Его проявлениях и свойствах, но и приобщение к Богу, соединение со Христом «подобием смерти Его и подобием воскресения Его» (Рим. 6:5), ибо Бог нам «предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29). Поэтому истинное Богопознание осуществляется в два этапа, которые можно назвать рациональным познанием и духовно-опытным познанием. На этапе рационального познания христианин получает знание о Боге, что Он сделал для людей во Христе Иисусе, и что Он совершает Духом Святым и в наши дни.

Апостол Павел обращается к Галатам с вопросом: «чрез дела ли закона вы получили Духа, или через наставление

(познание) в вере?» (Гал. 3:2). Это наставление совершает Наставник Дух Святой: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Иоан. 16:13). Дух Святой может наставлять человека непосредственно путем озарения или откровения при изучении Писания, когда христианин находится в молитве и размышлении над Словом Божьим. Дух Святой может наставлять христианина, используя брата служителя, как духовного наставника, или через чтение соответствующей духовной литературы. В месте Писания Гал. 3:2 выражен очень важный принцип духовной жизни. Всякий духовный рост, всякое движение вперед в духовной жизни происходит через наставление или познание истины и через веру, так как «вера есть осуществление ожидаемого» (Евр.11:1).

Что же христианину предстоит познать (принять, усвоить, осуществить) в период духовного отрочества, кроме того, что он познал (принял, усвоил) на этапе духовного детства? Вспомним, что на этапе духовного детства он верою принял Иисуса Христа как своего личного Спасителя, прощение грехов, искупление, оправдание и примирение с Богом, избавление от власти диавола, спасение, или жизнь вечную, запечатление Духом Святым. Через рождение свыше он стал дитем Божьим. Теперь же христианин познает или вернее Дух Святой открывает ему (Иоан. 16:13), что Иисус Христос является не только его личным Спасителем, искупившим его своей голгофской жертвой и родивший его Духом Святым, но что Христос также «есть крестящий Духом Святым» (Иоан. 1:33; Мр. 1:8; Лк. 3:16). Господь открывает ему, что Он в своем плане предусмотрел не только родить человека Духом Святым, но и крестить его Духом Святым.

Это означает, что Господь желает крестить Духом Святым или другими словами присоединить к Церкви Христовой каждого христианина, которого Он раньше через веру и покаяние родил Духом Святым и соделал его дитем Божьим. Условием, при котором Дух Святой присоединяет уверовавшего к Церкви Христовой, является вступление его в завет с Господом посредством святого водного крещения по вере.

Дальше следует духовно-опытное познание Бога, которое означает соединение с Богом через осуществление Его заповедей и обетований, посредством которых христианин становится «причастником Божеского естества» (2 Петр. 1:4). Вот почему так важно на стадии духовного отрочества осуществление значения святого водного крещения, как пути освящения. Истинное Богопознание - это соединение с Богом. Познание на библейском языке означает не только знание, но и соединение. Например, сказано «Адам познал Еву, жену свою, и она зачала и родила Каина» (Быт. 4:1), или «И познал Елкана Анну, жену свою» (1 Цар. 1:19). Речь идет не только о телесном единстве, но о полном единении - духа, души и тела. Так и познание Бога - это соединение, единение с Богом, ибо «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6:17). С этой точки зрения становится понятным, почему Павел, будучи уже Апостолом и имея великие богословские познания, говорит о себе: «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего, для Него я от всего отказался, чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Фил. 3:8-10). В результате такого познания Христа, Апостол Павел говорит о себе: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:19-20).

Поэтому главная задача христианина на этапе духовного отрочества состоит в том, чтобы познавать Христа, то есть «соединяться с Ним подобием смерти Его» (Рим. 6:5), «всегда носить в теле мертвость Господа Иисуса», и тогда «жизнь Иисусова будет открываться в теле его» (2 Кор. 4:10).

И. В. Музычко Живое христианство и тайна беззакония

gastroguru © 2017