Энергоэффективность в системах кондиционирования воздуха с применением испарительного охлаждения. Центральные системы кондиционирования воздуха в зданиях стр.97 Что такое испарительное охлаждение

В системах отопления, вентиляции и кондиционирования адиабатическое испарение обычно ассоциируется с увлажнением воздуха, однако в последнее время данный процесс приобретает растущую популярность в самых разных странах мира и все чаще применяется для «естественного» охлаждения воздуха.

ЧТО ТАКОЕ ИСПАРИТЕЛЬНОЕ ОХЛАЖДЕНИЕ?

Испарительное охлаждение лежит в основе одной из самых первых придуманных человеком систем охлаждения пространства, где охлаждение воздуха происходит за счет естественного испарения воды. Данное явление очень распространено и встречается повсеместно: одним из примеров может быть ощущение холода, которое вы испытываете, когда вода испаряется с поверхности вашего тела под воздействием ветра. То же самое происходит и с воздухом, в котором распыляется вода: поскольку данный процесс происходит без внешнего источника энергии (именно это и означает слово «адиабатический»), тепло, необходимое для испарения воды, берется из воздуха, который, соответственно, становится холоднее.

Использование такого способа охлаждения в современных системах кондиционирования обеспечивает высокую холодопроизводительность при низком электропотреблении, поскольку в этом случае электричество расходуется только для поддержания процесса испарения воды. В то же время в качестве охладителя вместо химических составов используется обычная вода, что делает испарительное охлаждение более выгодным экономически и не наносит вреда экологии.

ВИДЫ ИСПАРИТЕЛЬНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ

Существует два основных способа испарительного охлаждения - прямое и косвенное.

Прямое испарительное охлаждение

Прямое испарительное охлаждение – это процесс снижения температуры воздуха в помещении с помощью его непосредственного увлажнения. Другими словами, за счет испарения распыленной воды происходит охлаждение окружающего воздуха. При этом раздача влаги осуществляется либо непосредственно в помещении с помощью промышленных увлажнителей и форсунок, либо за счет насыщения приточного воздуха влагой и его охлаждения в секции вентиляционной установки.

Следует заметить, что в условиях прямого испарительного охлаждения неизбежно значительное повышение влажности приточного воздуха внутри помещения, поэтому для оценки применимости данного способа рекомендуется брать за основу формулу, известную как «показатель температуры и дискомфорта». По формуле вычисляется комфортная температура в градусах Цельсия с учетом влажности и показаний температуры по сухому термометру (таблица 1). Забегая вперед, отметим, что система прямого испарительного охлаждения применяется только в тех случаях, когда уличный воздух в летний период имеет высокие значения температуры по сухому термометру и низкий абсолютный уровень влажности.

Косвенное испарительное охлаждение

Для повышения эффективности испарительного охлаждения при высокой влажности уличного воздуха рекомендуется сочетать испарительное охлаждение с рекуперацией тепла. Данная технология известна как «косвенное испарительное охлаждение» и подходит практически для любой страны мира, включая страны с очень влажным климатом.

Общая схема работы приточно-вентиляционной системы с рекуперацией заключается в том, что горячий приточный воздух, проходя через специальную теплообменную кассету, охлаждается за счет прохладного воздуха, удаляемого из помещения. Принцип работы косвенного испарительного охлаждения заключается в установке системы адиабатического увлажнения в вытяжном канале приточно-вытяжных центральных кондиционеров, с последующей передачей холода через рекуператор приточному воздуху.

Как показано на примере, за счет использования пластинчатого рекуператора уличный воздух в системе вентиляции охлаждается на 6 °С. Применение испарительного охлаждения вытяжного воздуха увеличит разность температур с 6°C до 10°C без роста потребления электроэнергии и уровня влажности в помещении. Применение косвенного испарительного охлаждения эффективно при высоких теплопритоках, например в офисных и торговых центрах, ЦОДах, производственных помещениях и т.д.

Система косвенного охлаждения с применением адиабатического увлажнителя CAREL серии humiFog:

Кейс: Оценка затрат косвенной системы адиабатического охлаждения по сравнению с охлаждением с использованием чиллеров.

На примере офисного центра с постоянным пребыванием 2000 человек.

Условия расчета
Уличная температура и влагосодержание: +32ºС, 10,12 г/кг (показатели взяты для г. Москвы)
Температура воздуха в помещении: +20 ºС
Вентиляционная система: 4 приточно-вытяжные установки производительностью 30 000 м3/ч (подача воздуха по санитарным нормам)
Мощность системы охлаждения с учетом вентиляции: 2500 кВт
Температура приточного воздуха: +20 ºС
Температура вытяжного воздуха: +23 ºС
Эффективность рекуперации по явному теплу: 65%
Централизованная система охлаждения: Система чиллер-фанкойл с температурой воды 7/12ºС

Расчет

  • Для расчета вычисляем относительную влажность воздуха на вытяжке.
  • При температуре в системе охлаждения 7/12 °С точка росы вытяжного воздуха с учетом внутренних влаговыделений составит +8 °С.
  • Относительная влажность воздуха на вытяжке составит 38%.

*Необходимо учитывать, что стоимость монтажа системы холодоснабжения с учетом всех затрат существенно выше по сравнению с системами косвенного охлаждения.

Капитальные затраты

Для анализа берем стоимость оборудования – чиллеров для системы холодоснабжения и системы увлажнения для косвенного испарительного охлаждения.

  • Капитальные затраты на охлаждение приточного воздуха для системы с косвенным охлаждением.

Стоимость одной стойки увлажнения Optimist производства Carel (Италия) в приточно-вытяжной установке составляет 7570 €.

  • Капитальные затраты на охлаждение приточного воздуха без системы косвенного охлаждения.

Стоимость чиллера мощностью охлаждения 62,3 кВт составляет примерно 12 460 €, исходя из стоимости 200 € за 1 кВт холодильной мощности. Необходимо учитывать, что стоимость монтажа системы холодоснабжения с учетом всех затрат существенно выше по сравнению с системами косвенного охлаждения.

Эксплуатационные затраты

Для анализа принимаем стоимость водопроводной воды 0,4 € за 1 м3 и стоимость электроэнергии 0,09 € за 1 кВт/ч.

  • Эксплуатационные расходы на охлаждение приточного воздуха для системы с косвенным охлаждением.

Расход воды на косвенное охлаждение составляет 117 кг/ч для одной приточно-вытяжной установки, с учетом потерь 10% примем ее как 130 кг/ч.

Потребляемая мощность системы увлажнения составляет 0,375 кВт для одной приточно-вытяжной установки.

Итоговые затраты в час составляют 0,343 € за 1 час эксплуатации системы.

  • Эксплуатационные расходы на охлаждение приточного воздуха без системы косвенного охлаждения.
Требуемая холодильная мощность составляет 62,3 кВт на одну приточно-вытяжную установку.

Холодильный коэффициент берем равным 3 (соотношение мощности охлаждения к потребляемой мощности).

Итоговые затраты в час составляют 7,48 € за 1 час эксплуатации.

Вывод

Использование косвенного испарительного охлаждения позволяет:

Снизить капитальные затраты на охлаждение приточного воздуха на 39%.

Снизить энергопотребление на системы кондиционирования здания с 729 кВт до 647 кВт, или на 11,3%.

Снизить эксплуатационные расходы на системы кондиционирования здания с 65,61 €/час до 58,47 €/час, или на 10,9%.

Таким образом, несмотря на то, что охлаждение свежего воздуха составляет примерно 10–20% от общей потребности в охлаждении офисных и торговых центров, именно здесь имеются наибольшие резервы в повышении энергоэффективности здания без существенного роста капитальных затрат.

Статья подготовлена специалистами компании ТЕРМОКОМ для публикации в журнале ON №6-7 (5) июнь-июль 2014 (стр.30-35)

полнительное к авт. свид-ву Кл,В 60 Ь 3/04 210627 22) Заявлено 03.01.7 присоединением заявки3) Приоритет судврственныи нвмитетавета Министрав СССРпо делам изоервтенийн открытий Бюллетень47 3) Опубликовано 25.1 629,113.06,628.) Дата опубликования описания О 3 О 3 2) Автор изобре В. В. Уткин Специализированное конструкторское баро по специальным гусеничным тракторам класса 2 Г тяги(54) КОНДИЦИОНЕР ДВУСТУПЕНЧАТОГО ИСПАРИТЕЛЫ 1 ОГО ОХЛАЖДЕ 11 И пенчатогожашие воун очную й в теп наломОднако ения 10 ффективности испарительуночная камера для шей в теплообменник Изобретение касается транспортсредств,Известны кондиционеры двустуиспарительного охлаждения, содердовоздушный теплообменник и форскамеру для охлаждения поступаюшелообменник воды, выполненную с кподачи воздуха от теплообменника.эффективность испарительного охланедостаточна.Для повышения эное охлаждение 1 форсохлаждения поступаю воды снабжена каналом для подачи воздухаиз внешней среды, отделенным волнообраз- цной перегородкой от канала подачи воздухаот теплообменника, при эом оба каналавыполнены сужаюшимися по направлению ковходному отверстию форсуночной камеры.На фиг, 1 изображен предлагаемый кон диционер, продольный разрез; на фиг. 2 -разрез по А-А на фиг. 1.Кондиционер состоит из вентилятора 1,приводимого во вращение двигателем 2;водовоздушного теплообменника 3 и форсу- б ночной камеры 4, снабженной каплеуловите лем 5, В форсуночной камере 4 установлены два ряда форсунок 6, Форсуночная камера имеет входное 7 и выходное 8 отверстия и воздушный канал 9. Для циркуляции воды в первой ступени соосно с двигателем установлен водяной насос 10, подающий воду по трубопроводам 11 и 12 из бака 13 в форсунки 6,. Во второй ступени кондиционера установлен водяной насос 14, подаюший воду по трубопроводам 15 и 16 из бака 17 в распыливаюшее устройство 18, смачиваюшее орошаемую башню 19. Здесь же установлен каплеуловитель 2 О.При работе кондиционера вентилятор 1 прогоняет воздух через теплообменник 3, При этом воздух охлаждается, и часть его направляется во вторую ступень (основной поток), а часть через канал 9 - в форсуночную камеру 4, Канал 9 выполнен плавно сужаюшимся в направлении ко входному отверстию форсуночной камеры, благодаря чему скорость потока увеличивается и в зазоры 21 между каналом 9 и входным отверстием камеры 7 подсасывается3наружйый воздух, увеличивая массу вспомо гательного потока, который, пройдя камеру 4, выбрасывается в атмосферу через от верстие 8. Основной поток во второй ступени проходит башню 19 орошаемого слоя, где дополнительно охлаждается и увлажняется и через каплеуловитель 20 направляется в обслуживаемое помещение, Вода, циркулирующая в первой ступени, нагревается в теплообменнике 3, охлаждается в форсуночной камере 4, сепарируется в каплеуловителе 5 и через отверстие 22 стекает снова в бак 13. Вода во второй ступени после орошения башни 19 и сепарации в каплеуловителе 20 через отверстие 28 стекает в бак 17.Формула изобретения1, Кондиционер двуступенчатого испарительного охлаждения, преимушественно для. 4транспортного средства, содержаший водовоздушный теплообменник и форсуночнуюкамеру для охлаждения поступающего в: теплообменник воды, выполненного с кана лом подачи воздуха от теплообменника,о т л и ч а ю ш ий с я тем, что, сцелью повышения эффективности испарительного охлаждения, форсуночная камера дляохлаждения поступаюшей в теплообменник 10 воды снабжена каналом для подачи воздуха из внешней среды, отделенным перегородкой от канала подачи воздуха от теплообменника, при атом оба канала выполнены сужающимися по направлению ко 15 входному отверстию камеры.2. Кондицйонер по п. 1, о т л и ч аю ш и й с я тем, чтоперегородка выпол нена волнообразной.а

Заявка

1982106, 03.01.1974

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ГУСЕНИЧНЫМ ТРАКТОРАМ КЛАССА 2Т ТЯГИ

УТКИН ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ

МПК / Метки

Код ссылки

Кондиционер двухступенчатого испарительного охлаждения

Похожие патенты

13 - 15 теплообменников 10 - 12 сообщены с полостью А отливной камеры 16, полость Б которой со- з общена трубопроводом 17 с кингстонным каналом 3. Коллектор 6 гидравлическим связан с емкостью 18, которая трубопроводом 19 сообщена с отливной камерой 16, имеющей забортное отверстие 20 и отверстие 21 в перегородке между полостями А и Б.Система работает следующим образом.Охлаждающий насос 4 принимает воду, поступающую в кингстонный канал 3 через перемычку 2 из кингстонного ящика 1, и подает ее по напорным трубопроводам 5 и 7 -- 9 через коллектор 6 к теплообменникам 10 - 12, из которых подогретая вода по отливным трубопроводам 13 - 15 поступает в полость А отливной камеры 16. При заполнении полости А вода через отверстие 21 переливается в...

Эа счет теплового излучения от поверхности нагретой полосы непосредственно к рабочей поверхности холодильника, расположенной сверху и снизу обрабатываемого металла с максимальными угловыми коэффициентами излучения,На фиг,1 показано устройство для охлаждения полось в ермической печи, разрез Б-Б на фиг.2; ия Фиг,2камера конвективного охлаждения по" лосы, разрез А-А на Фиг.1; на фиг.3- конструкция кольцевого газового сопла.Устройство для охлаждения полосы 1, движущейся по Роликам 2, уста" навливается в термическом агрегате после камеры радиационного охлажде" ния 3 и уплотняется при выходе полосы затвором 4, По обе стороны от обрабатываемой полосы расположены цилиндрические водоохлаждаемые поверхности 5, Циркуляционный вентилятор 6...

6 с охладителями 7 и 8 масла и пресной воды и ветвь 9 с охладителем 10 наддувочного воздуха и глушителем 11. Вода из ветви 6 сливается через отливной киигстон 12, а из ветви 9 - через трубу 13 в бортовой патрубок 14 глушителя 11. Автоматическое гидравличес О кое сопротивление 15, установленное на ветви 6, состоит из корпуса 16 переменного проходного сечения, конусообразной тарелки 17 со штоком 18, направляющей втулки 19, закрепленной на корпусе 16 стойками 20, пружины 21 и регулировочных гаек 22.Система работает следующим образом.Насос 4 забортной воды забирает воду через приемный кингстон 2 и фильтр 3 и нагнетает ее по ветви 6 на охладители 7 и 8 масла и пресной воды. По другой параллель- ЗО ной ветви 9 вода подается на охладитель...

2018-08-15

Использование систем кондиционирования воздуха (СКВ) с испарительным охлаждением, как одно из энергоэффективных решений при проектировании современных зданий и сооружений.

На сегодняшний день наиболее распространёнными потребителями тепловой и электрической энергии в современных административных и общественных зданиях являются системы вентиляции и кондиционирования воздуха. При проектировании современных зданий общественного и административного назначения для снижения энергопотребления в системах вентиляции и кондиционирования воздуха имеет смысл особое предпочтение уделять снижению мощности на стадии получения технических условий и уменьшению эксплуатационных затрат. Сокращение эксплуатационных затрат наиболее важно для собственников объектов или арендаторов. Известно много готовых способов и различных мероприятий — по снижению энергозатрат в системах кондиционирования воздуха , но на практике выбор энергоэффективных решений очень сложен.

Одни из многих систем вентиляции и кондиционирования воздуха, которые можно отнести к энергоэффективным системам, — это рассмотренные в данной статье системы кондиционирования воздуха с испарительным охлаждением.

Они применяются в жилых, общественных, производственных помещениях. Процесс испарительного охлаждения в системах кондиционирования обеспечивают форсуночные камеры, плёночные, насадочные и пенные аппараты. Рассматриваемые системы могут иметь прямое, косвенное, а также двухступенчатое испарительное охлаждение.

Из приведённых вариантов наиболее экономичным оборудованием для охлаждения воздуха являются системы с прямым охлаждением. Для них предполагается использование стандартной техники без применения дополнительных источников искусственного холода и холодильного оборудования.

Принципиальная схема системы кондиционирования воздуха с прямым испарительным охлаждением представлена на рис. 1.

К преимуществам таких систем можно отнести минимальные затраты на обслуживание систем при эксплуатации, а также надёжность и конструктивную простоту. Их основные недостатки — невозможность поддержания параметров приточного воздуха, исключение рециркуляции в обслуживаемом помещении и зависимость от внешних климатических условий.

Энергозатраты в таких системах сводятся к перемещению воздуха и рециркуляционной воды в адиабатических увлажнителях, установленных в центральном кондиционере . При использовании адиабатического увлажнения (охлаждения) в центральных кондиционерах требуется использовать воду питьевого качества. Применение таких систем может ограничиваться в климатических зонах с преобладающим сухим климатом.

Областями применения систем кондиционирования воздуха с испарительным охлаждением являются объекты, которые не требуют точного поддержания тепловлажностного режима. Обычно они находятся в ведении предприятий различных отраслей промышленности, где необходим дешёвый способ охлаждения внутреннего воздуха при высокой теплонапряжённости помещений .

Следующий вариант экономичного охлаждения воздуха в системах кондиционирования — использование косвенного испарительного охлаждения.

Система с таким охлаждением чаще всего применяется в тех случаях, когда параметры внутреннего воздуха невозможно получить используя прямое испарительное охлаждение, увеличивающее влагосодержание приточного воздуха. В «косвенной» схеме приточный воздух охлаждается в теплообменном аппарате рекуперативного или регенеративного типа, контактирующего со вспомогательным потоком воздуха, охлаждаемым испарительным охлаждением.

Вариант схемы системы кондиционирования воздуха с косвенным испарительным охлаждением и использованием роторного теплообменника представлен на рис. 2. Схема СКВ с косвенным испарительным охлаждением и применением теплообменников рекуперативного типа показана на рис. 3.

Системы кондиционирования воздуха с косвенным испарительным охлаждением применяются, когда требуется подавать приточный воздух без осушения. Требуемые параметры воздушной среды поддерживают местные доводчики, установленные в помещении. Определение расхода приточного воздуха осуществляется в санитарными нормами, либо по воздушному балансу в помещении.

В системах кондиционирования воздуха с косвенным испарительным охлаждением в качестве вспомогательного используется либо наружный, либо вытяжной воздух. При наличии местных доводчиков последнему отдаётся предпочтение, так как он повышает энергетическую эффективность процесса. Необходимо отметить, что использование вытяжного воздуха в качестве вспомогательного не допускается при наличии ядовитых, взрывоопасных примесей, а также высокого содержания взвешенных частиц, загрязняющих поверхность теплообмена.

Наружный воздух в качестве вспомогательного потока используется в том случае, когда недопустимо перетекание вытяжного воздуха в приточный через неплотности теплообменника (то есть теплоутилизатора).

Вспомогательный поток воздуха перед подачей на увлажнение очищают в воздушных фильтрах. Схема системы кондиционирования воздуха с регенеративными теплообменниками обладает большей энергетической эффективностью и меньшей стоимостью оборудования.

При проектировании и выборе схем систем кондиционирования воздуха с косвенным испарительным охлаждением требуется учитывать мероприятия по регулированию процессов утилизации теплоты в холодный период года с целью исключения обмерзания теплообменников . Следует предусматривать догрев вытяжного воздуха перед утилизатором, обвод части приточного воздуха в пластинчатом теплообменнике и регулирование частоты вращения в роторном утилизаторе.

Использование данных мероприятий позволит исключить обмерзание теплообменников. Также в расчётах при использовании вытяжного воздуха в качестве вспомогательного потока необходимо проверять систему на работоспособность в холодный период года.

Ещё одна из энергоэффективных систем кондиционирования воздуха — система с двухступенчатым испарительным охлаждением. Охлаждение воздуха в данной схеме предусматривается в два этапа: прямым испарительным и косвенно-испарительным методами.

«Двухступенчатые» системы предусматривают более точную регулировку параметров воздуха при выходе из центрального кондиционера. Такие системы кондициониования воздуха применяются в случаях, когда требуется более глубокое охлаждение приточного воздуха по сравнению с охлаждением в прямом или косвенном испарительном охлаждении.

Охлаждение воздуха в двухступенчатых системах предусматривают в регенеративных, пластинчатых утилизаторах или же в поверхностных теплообменниках промежуточным теплоносителем с помощью вспомогательного потока воздуха — в первой ступени. Охлаждение воздуха в адиабатических увлажнителях — во второй ступени. Основные требования к вспомогательному потоку воздуха, а также к проверке работы СКВ в холодный период года аналогичны применяемым к схемам СКВ с косвенным испарительным охлаждением.

Применение систем кондиционирования воздуха с испарительным охлаждением позволяет достичь лучших результатов, которые невозможно получить при использовании холодильных машин.

Применение схем СКВ с испарительным, косвенным и двухступенчатым испарительным охлаждением позволяет в некоторых случаях отказаться от использования холодильных машин и искусственного холода, а также значительно снизить холодильную нагрузку.

За счёт использования трёх этих схем часто достигается энергоэффективность обработки воздуха, что очень важно при проектировании современных зданий.

История систем испарительного охлаждения воздуха

На протяжении веков цивилизации находили оригинальные методы борьбы со зноем на своих территориях. Ранняя форма охлаждающей системы — «ловец ветра» — была изобретена много тысяч лет назад в Персии (Иран). Это была система ветряных валов на крыше, которые улавливали ветер, пропускали его через воду и задували охлаждённый воздух во внутренние помещения. Примечательно, что многие из этих зданий также имели дворы с большими запасами воды, поэтому, если не было ветра, то в результате естественного процесса испарения воды горячий воздух, поднимаясь вверх, испарял воду во дворе, после чего уже охлаждённый воздух проходил через здание. В наши дни Иран заменил «ловцов ветра» на испарительные охладители и широко их использует, а иранский рынок за счёт сухого климата достигает оборота в 150 тыс. испарителей в год.

В США испарительный охладитель в XX веке был объектом многочисленных патентов. Многие из них, начиная ещё с 1906 года, предлагали использовать древесную стружку как прокладку, переносящую большое количество воды при контакте с движущимся воздухом и поддерживающую интенсивное испарение. Стандартная конструкция из патента 1945 года включает водяной резервуар (обычно оснащённый поплавковым клапаном для регулировки уровня), насос для циркуляции воды через прокладки из древесных стружек и вентилятор для подачи воздуха через прокладки в жилые помещения. Эта конструкция и материалы остаются основными в технологии испарительных охладителей на юго-западе США. В этом регионе они дополнительно используются для увеличения влажности.

Испарительное охлаждение было распространено в авиационных двигателях 1930-х годов, например, в двигателе для дирижабля Beardmore Tornado. Эта система была использована для уменьшения или полного исключения радиатора, который в ином случае мог бы создать существенное аэродинамическое сопротивление. Внешние приборы испарительного охлаждения устанавливались на некоторые автомобили для охлаждения салона. Зачастую они продавались как дополнительные аксессуары. Использование приборов испарительного охлаждения в автомобилях продолжалось до тех пор, пока не приобрело широкое распространение парокомпрессионное кондиционирование воздуха.

Принцип испарительного охлаждения отличается от того, на котором работают аппараты парокомпрессионного охлаждения, хотя они также требуют испарения (испарение является частью системы). В парокомпрессионном цикле после испарения хладагента внутри испарительного змеевика, охлаждающий газ, сжимается и охлаждается, под давлением конденсируясь в жидкое состояние. В отличие от этого цикла, в испарительном охладителе вода испаряется только один раз. Испарённая вода в охладительном приборе выводится в пространство с охлаждённым воздухом. В градирне испарившаяся вода уносится потоком воздуха.

  1. Богословский В.Н., Кокорин О.Я., Петров Л.В. Кондиционирование воздуха и холодоснабжение. - М.: Стройиздат, 1985. 367 с.
  2. Баркалов Б.В., Карпис Е.Е. Кондиционирование воздуха в промышленных, общественных и жилых зданиях. - М.: Стройиздат, 1982. 312 с.
  3. Королева Н.А., Тарабанов М.Г., Копышков А.В. Энергоэффективные системы вентиляции и кондиционирования воздуха крупного торгового центра // АВОК, 2013. №1. С. 24–29.
  4. Хомутский Ю.Н. Применение адиабатного увлажнение для охлаждения воздуха // Мир климата, 2012. №73. С. 104–112.
  5. Участкин П.В. Вентиляция, кондиционирование воздуха и отопление на предприятиях лёгкой промышленности: Учеб. пособ. для вузов. - М.: Лёгкая индустрия, 1980. 343 с.
  6. Хомутский Ю.Н. Расчёт косвенно-испарительной системы охлаждения // Мир климата, 2012. №71. С. 174–182.
  7. Тарабанов М.Г. Косвенное испарительное охлаждение приточного наружного воздуха в СКВ с доводчиками // АВОК, 2009. №3. С. 20–32.
  8. Кокорин О.Я. Современные системы кондиционирования воздуха. - М.: Физматлит, 2003. 272 с.

Союз Советских

Социалистических

Республик

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629. 113. .06.628.83 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. С. Майсоценко, A. Б. Цимерман, М. Г. и И. N. Печерская

Одесский инженерно-строительный институт (71) Заявитель (54) КОНДИЦИОНЕР ДВУХСТУПЕНЧАТОГО ИСПАРИТЕЛЬНОГО

ОХЛЮ(ДЕНИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для кондиционирования воздуха в транспортных средствах.

Известны кондиционеры для транспортных средств, содержащие воздушную щелевую испарительную насадку с воздушными и водяными каналами, отделенными друг от друга стенками из микропористых пластин, при этом нижняя часть насадки погружена в поддон с жидкостью (1)

Недостатком данного кондиционера является невысокая эффективность охлаждения воздуха.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является кондиционер двухступенчатого испарительного охлаждения для транспортного средства, содержащий теплообменник, поддон с жидкостью, в который погружена насадка, камеру для охлажпения поступающей в теплообменник жидкости с элементами для дополнительного охлаждения жидкости и канал для подачи в камеру воздуха иэ внешней среды, выполненный сужающимся по направлению к входному отверстию камеры (2

B этом компрессоре элементы для дополнительного охлаждения воздуха выполнены в виде форсунок.

Однако эффективность охлаждения в этом компрессоре также недостаточна, так как пределом охлаждения воздуха в этом случае является температура мокрого термометра вспомогательного потока воздуха в поддоне.

10 кроме того, известный кондиционер конструктивно сложен и содержит дублирующиеся узлы (два насоса, две емкости).

Цель изобретения — повышение сте15 пени эффективности охлаждения и компактности устройства.

Цель достигается тем, что в предлагаемом кондиционере элементы для дополнительного охлаждения выполне20 ны в виде теплообменной перегородки, расположенной вертикально и закрепленной на одной из стенок камеры с образованием зазора между нею и противолежащей ей стенкой камеры, а

25 со стороны одной иэ поверхностей перегородки установлен резервуар с жидкостью, стекающей по упомянутой поверхности перегородки„ при этом камера и поддон выполнены за одно це30 лое.

Насадка выполнена в виде блока из капиллярно-пористого материала.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема кондиционера, на фиг. 2 раэреэ A-A на фиг. 1.

Кондиционер состоит из двух ступеней охлаждения воздуха: первая ступень - охлаждение воздуха в теплообменнике 1, вторая ступень — охлаждение его в насадке 2, которая выполнена в виде блока иэ капиллярно-пористого материала.

Перед теплообменником установлен вентилятор 3, приводимый so вращение электродвигателем 4 ° Для циркуляции воды в теплообменнике соосно с электродвигателем установлен водяной насос 5, подающий воду по трубопроводам 6 и 7 из камеры 8 н резервуар 9 с жидкостью. Теплообмен-ник 1 установлен н поддоне 10, который выполнен за одно целое с камерой

8. К теплообменнику примыкает канал

11 для подачи воздуха иэ внешней среды, при этом канал выполнен планно сужающимся в направлении к входному отверстию 12 воздушной полости

13 камеры 8. Внутри камеры размещены элементы для дополнительного охлаждения воздуха. Они выполнены в виде теплообменной перегородки 14, расположенной вертикально и закрепленной на стенке 15 камеры, противолежащей стенке 16, относительно которой перегородка расположена с зазором, Перегородка разделяет камеру на две сообщающиеся полости 17 и 18.

В камере предусмотрено окно 19, в.котором установлен каплеуловитель 20, а н поддоне выполнен проем 21. .При работе кондиционера вентилятор 3 прогоняет общий поток воздуха через теплообменник 1. При этом общий поток воздуха L „ охлаждается, и одна его часть — основной поток L

В связи с выполнением канала 11 сужающимся к входному отверстию 12 ! полости 13 скорость потока увеличивается, и в зазор, образованный между упомянутыми каналом и входным отверстием, подсасывается наружный воздух, увеличиная тем самым массу вспомогательного потока. Этот поток поступает в полость 17. Затем этот поток воздуха, обогнув перегородку 14, поступает в полость 18 камеры, где он движется в противоположном своему движению в полости 17 направлении. В полости 17 навстречу движению воздушного потока по перегородке стекает пленка 22 жидкости - воды из резервуара 9.

При контакте потока воздуха и воды в результате испарительно эффекта воТепло из полости 17 передается через перегородку 14 пленке 22 воды, способствуя дополнительному ее испарению. После этого в полость 18 поступает поток воздуха с более низкой температурой. Это, в свою очередь, влечет к еще большему снижению температуры перегородки 14, что вызывает дополнительное охлаждение потока воздуха в полости 17. Следовательно, температура потока воздуха будет опять понижаться после огибания перегородки и попадания н полость

18. Теоретически процесс охлаждения будет продолжаться до тех пор, пока его движущая сила не станет равной нулю. В данном случае движущей силой процесса испарительного охлаждения является психометрическая разность -температур потока воздуха после поворота его относительно перегородки и вступающего н контакт с пленкой воды в полости 18. Так как поток воздуха предварительно охлаждается в полости 17 при неизменном нлагосодержании, то психрометрическая разность температур потока воздуха в полости 18 стремится к нулю при приближении к точке росы. Следовательно, пределом охлаждения воды здесь является температура точки росы наружного воздуха. Тепло от воды поступает в поток воздуха н полости 18, при этом воздух нагревается,унлажняется и через окно 19 и каплеулонитель 20 выбрасывается н атмосферу.

Таким образом, в камере 8 организовано протиноточное движение обменивающихся теплом сред, а разделяющая теплообменная перегородка позволяет косвенным путем предварительно охладить подаваемый для охлаждения воды поток воздуха за счет процесса испарения воды, Охлажденная вода по перегородке стекат в низ камеры, а так как последняя выполнена за одно целое с поддоном, то оттуда насосом подается в теплообменник 1, а также расходуется на смачивание насадки за счет внутрикапиллярных сил.

Таким образом, основной поток воз.духа.L .„, предварительно охладившись беэ изменения влагосодержания в теплообменнике 1, поступает на дальнейшее охлаждение в насадку 2. Здесь эа счет тепло- и массообменна между смо40 ченной поверхностью насадки и основным потоком воздуха последний увлажняется и охлаждается, не меняя своего теплосодержания. Далее основной поток воздуха через проем в поддоне

59 да охлаждается, охлаждая при этом и перегородку. Поступающий в полость

17 камеры поток воздуха, обтекая перегородку, также охлаждается, но беэ изменения нлагосодержания. формула изобретения

1. Кондиционер двухступенчатого испарительного охлаждения для транспортного средства, содержащий теплообменник, подцон с жидкостью, в который погружена насадка, камеру для охлаждения поступающей в теплообмениик жидкости с элементами для дополнительного охлаждения жидкости и канал для подачи в камеру воздуха из внешней среды, выполненный сужающимся по направлению к входному отверстию камеры, о т л и ч а ю щ и и с я. тем, что, с целью повышения степени эффективности охлаждения и компактности компрессора, элементы для дополнительного охлаждения воздуха выполнены в виде теплообменной перегородки, расположенной вертикально и закрепленной на одной из стенок камеры с образованием зазора между нею и противолежащей ей стенкой камеры, а со стороны одной из поверх ностей перегородки установлен резервуар с жидкостью, стекающей по упомянутой поверхности перегородки, при этом камера и поддон выполнены sa одно целое.

gastroguru © 2017