Егэ вариант 19 по русскому языку. Как вы понимаете значение слова совесть? Как вы понимаете значение слова подвиг

О влиянии музыки на человеческую душу написано не одно произведение. Чарующие звуки способны разбудить самое черствое сердце, заставить его смеяться и плакать. Писатель В. Астафьев также касается темы воздействия музыки на человека, повествуя о концерте органной музыки в Домском соборе. Он ярко отображает все те чувства и переживания “тихого восторга”, которые ощущает человек под впечатлением величественных мелодий.

Проникаясь звучанием музыкальных произведений великих композиторов, душа человека пробуждается и отзывается внутри

на каждую ноту слезами умиления, улыбкой, мечтой. Не случайно Астафьев уверен, что настоящая музыка способна поднять на поверхность самые лучшие человеческие качества даже у тех, кому они не были присущи.

Во многом с автором можно согласиться, но не всякий человек, тонко разбирающийся в музыкальных лабиринтах, обладает тонкой чувствительной душой. Стоит вспомнить годы минувшей войны. Скольких людей расстреливали фашисты под звуки прекрасных мелодий, льющихся из патефонов. Перед их преступлениями

против человечества музыка оказалась бессильной. Когда жестокий человек использует музыку как фон для своих злодеяний, это уже святотатство. Мне вспоминается случай, рассказанный отцом. В их селе жил еврей, мастерски владеющий скрипкой. Он играл так самозабвенно, что никого не оставлял равнодушным. Когда немцы зашли в село, еврея повели на расстрел, а он на пути к своей смерти играл на скрипке “Полонез Огинского”. Прекрасная мелодия не остановила нелюдей, и талантливый человек погиб.

Достаточно вспомнить “Моцарта и Сальери” Пушкина. Сальери разрыдался, слушая произведения Моцарта, но в конечном итоге зависть к истинному таланту одерживает верх. Сальери убивает гения, так как не может вынести его превосходства и величия.

Музыка – великая сила, но она будит прекрасные чувства у добрых и порядочных людей. У тех, кто не способен любить и радоваться чужому успеху даже совершенная мелодия вряд ли разбудит лучшие чувства. Ведь у таких людей попросту нет души и нет сердца.


Другие работы по этой теме:

  1. Музыка считается вещью настолько удивительной, что сердце умеет слушать все, что она говорит! Иногда человеческая душа остается глухой, а все потому, что важно дорасти до...
  2. Какой смысл люди вкладывают в понятие слова талант или гениальность? Неужели это только то, что дается свыше или же все – таки можно стать талантливым...
  3. Народные песни на Руси звучали всегда. Посредством их исполнения людям удавалось поделиться радостью и выплакать свою грусть. Правда, чаще всего, именно глубокая народная грусть становится...
  4. Каждый человек, который занимается изучением истории, осознает, что она наполнена как героическими страницами, и трагическими. Но существуют и такие, в которых воедино сливаются героизм с...
  5. Человеческая память – уникальный механизм, устройство которого не поддается объяснению. Писатель Даниил Гранин в своем тексте рассуждает над вопросами: зачем дана человеку память, каково ее...

Вопрос №24

(1)Лепестинья смахивает прозрачные слезы, мне хочется пожалеть её, но она не позволяет этого и сама себя не жалеет, улыбается извинительно, шагает дальше по тропинке памяти и время от времени говорит очень важное для меня и для себя.

-(2)Ну ладно, тогда голодуха, тяжёлое время, сироты понятно откуда брались, а теперь-то, теперь?

(3) И я как бы выплывала на Лепестиньиной жизни в свою, и ко мне будто бы подбегали шепелявая Зина Пермяком - поет «Очи черные, очи страстные» жалельщица моя Анечка Невзорова, тёзка полководца Саша Суворов, Коля Урванцев, уснувший после приступа боли у меня на коленях, брат и сестра Миша и Зоя Тузиковы, которых ни за что нельзя разлучать, и Женечка Андронова, и Костя Морозов, и Лёня Савич, и все-все-все.

(4)Простой Лепестиньин вопрос, который она повторяла то и дело, вызывал во мне смутную, необъяснимую тоску. (5)Ведь я знала ответ на тот вопрос, про каждого из ребят могла сказать, по какой причине остался он один. (6) А вот про всех сразу не могла, нет, не могла твёрдо и уверенно ответить, что дело обстоит так-то и так-то. (7)Что суть проблемы кроется в том-то и том-то.

(8)Тогда — голод, тогда — трудности, тогда - война. (9)Но теперь то? (10)Не голод, не война. (11)Нетрудно, в общем, жить. (12)И что? (13)Дети без родителей — вот они, у меня за плечом. (14)И еду вызнавать подробности. (15)Выяснять, как и чем мы должны помочь. (16)Мы не матери и отцы, а всего только учителя.

(17)Вопрос Лепестиньин правомерен, да, правомерен. (18)Мне понятно, почему Дзержинский, воевавший с бандитами и врагами, занялся беспризорниками. (19)Понятна слава Макаренко с его колонией. (20)Памятно сиротство страшной войны, когда я ещё даже не родилась, - это мне всё понятно.

(21)Непонятно, почему сироты есть теперь.

(22)Катастрофы, беды, смерти - это осознать можно, без них мира нет.

(23)Но сиротство — оно непостижимо, потому что так просто: детям-всем детям! — нужны родители. (24)Если даже их нет.

-(25)Хочу посмотреть нынешний детдом, — отвлекалась от своего рассказа Лепестинья. — (26)Небось, совсем другое дело! (27)И вдруг сказала: «Всю жизнь ребёночка иметь хотела, да Бог не дал! (28) А кому не надо дает!» (29)Толкнула меня легонько локтем. — (30)0тдай-кя мне одного, а, девка?

(31)3амечали ли вы, что порой совершенно непонятным образом, неизвестно как и почему вы предполагаете дальнейший ход событий, и события поворачиваются именно так, как вы думали. (32)Человек говорит слова, которые вы от него ждёте. (ЗЗ)Или вы входите в дом и встречаете там обстановку, которая когда-то именно такой вам и представлялась.

(34)Отчего это? (З5)Почему? (36)Может, и впрямь в воздухе движутся какие-то волны, передающие не только знания, но и чувства, мысли, даже намерения? (37)И есть что-то таинственное в передвижении этих частиц, преодолевающих не только расстояние, но и время.

(По А. Лиханову»)

* Альберт Анатольевич Лиханов (род. В 1935 г.) — детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, директор Научно-исследовательского института детства.

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«Поднимая одну из важнейших проблем, которая никого не может оставить равнодушным, автор пытается разобраться в причинах её возникновения, доверяя своим персонажам высказать серьёзные размышления. Чтобы акцентировать внимание читателей на проблеме и подчеркнуть её остроту, автор использует приемы: (А) ________ (предложение 8), (Б) ________ (предложения 8-9, 20-21; 27-28), (В) ________ (“понятно” в предложениях 18, 20, “правомерен” в предложении 17), а так же синтаксическое средство - (Г) ________ (предложение 3)».

Список терминов:

1) лексический повтор

2) фразеологизм

4) цитирование

6) противопоставление

7) синтаксический параллелизм

8) ряд однородных членов

Запишите в поле ответа последовательность цифр без пробелов.

Лексические средства (тропы)

Тропы - слова или обороты речи, употреблённые в переносном, иносказательном значении.

1. Эпитет - прилагательное, имеющее образно-эмоциональное значение (может быть существительным, наречием, глаголом).

Золотая роща. Заливались весёлые птахи. Лазурь небесная смеётся. Гордо реет буревестник. Поэт - эхо мира.

2. Метафора — одно заменяется другим в переносном значении (скрытое сравнение).

Ожог на земле. Ситец неба голубой.

3. Олицетворение - явления или предметы, наделяются свойствами живых существ.

Время бежит. Угрюмый лес.

4. Метонимия — замена содержащего - содержимым; вещь - материал.

Я три тарелки съел. Хрусталь и бронза на столе.

5. Синекдоха — замена множественного числа единственным, употребление целого вместо части (и наоборот).

Все флаги в гости будут к нам (в значении: государства).

6. Аллегория — иносказание, изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах).

Хитрость - в образе лисицы, мужество и сила - в образе Ильи Муромца, красота - в образе Аполлона.

7. Гипербола — преувеличение свойств, качеств.

Я сто раз говорила. Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега.

8. Литота — преуменьшение свойств, качеств.

В двух шагах отсюда.

9. Перифраза — пересказ, описательный оборот, содержащий оценку (предмет не называется прямо, называются свойства или схожие значения указывающие на предмет).

Белокаменная столица (Москва). Унылая пора! Очей очарованье, (осень).

10. Каламбур — игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии.

Весна хоть кого с ума сведет. Лед - и тот тронулся; Директор провёл конференцию… И журналистов…

11. Ирония — употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель - тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии - сарказм .

Мы- умы, а вы- увы; между нами говоря, этот инженер человеческих душ, оказался на редкость несостоятельным и ограниченным субъектом.

12. Парадокс — неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением вывод.

13. Сравнение — сравнение схожих элементов в тексте + сравнительные союзы (как будто, словно, точно, как и т.д.).

...словно золотой, ...точно выпиленный лобзиком.

Лексические средства (не являются тропами)

Лексические средства основаны на значении слов.

1. Фразеологизм - устойчивое выражение, употребляемое в переносном значении.

Прыгать на задних лапках.

2. Лексический повтор - повторение слова, словосочетания в предложении или тексте.

Ветер, ветер на всём белом свете.

3. Синонимы - слова одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению

Предположение, догадка, гипотеза.

4. Контекстные (или контекстуальные) синонимы - слова, являющиеся синонимами только в данном тексте.

Ломоносов - гений - любимое дитя природы. (В. Белинский)

5. Антонимы - слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению

Черный - белый, горячий - холодный, высокий - низкий.

6. Омонимы - слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению

Клуб (дыма), клуб (охотников и рыболовов), клуб (ночной).

7. Профессиональная лексика - слова, свойственные профессиональным диалектам; профессиональные слова, употребляемые группами людей, объединенных общими занятиями, родом деятельности

Где циркуль зодчего , палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались

Синтаксические средства

Синтаксические средства - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания (не основаны на переносном значении)

1. Сравнительный оборот - есть то, что сравнивается, то, с чем сравнивается + сравнительные союзы (как будто, словно, точно, как и т.д.).

Он, как слон в посудной лавке.

2. Эллипсис - пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия.

Мы села — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.

3. Оксюморон — сочетание логически несовместимых понятий.

Звонкая тишина, горячий снег, страшно смешно, ужасно весело.

4. Вопросно-ответная форма изложения - текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них.

И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению

5. Ряды однородных членов предложения - перечисление однородных понятий.

Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта.

6. Цитирование - передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов.

Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…»

7. Анафора - повтор начальных слов.

Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём

8. Эпифора - повтор конечных слов.

9. Антитеза - сопоставление, противоположных понятий по смыслу в предложении или тексте.

Глупый осудит, а умный рассудит.

10. Инверсия - изменение правильного порядка слов с целью усиления выразительности.

Вывели лошадей. Не понравились они мне. Зимы ждала природа.

11. Параллелизмы - сходное расположение элементов, однотипное построение.

Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел.

12. Градация - «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием или убыванием их смысловой значимости.

Женщины плачьте:ручьями, озёрами, океанами слёз!

13. Парцелляция - разделение предложения на несколько.

Ночь. Улица. Фонарь

Для данного вопроса нет пояснения

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

«Небо падает! Огненный дождь! Это конец света!» - такие крики раздавались по всей восточной части США 13 ноября 1833 года. Разбуженные в 3 часа ночи яркими всполохами испуганные люди выбегали на улицу. Многие падали на колени и молились, считая, что наступил Судный день. Но шёл час за часом, а картина не менялась - с неба продолжали сыпаться тысячи вспыхивающих звёздочек, оставляя за собой узкие огненные хвосты, которые были отчётливо видны даже на фоне предрассветной зари.

Гигантский фейерверк, охвативший всю восточную половину небосвода над Северной Америкой, длился несколько часов, пока не растаял в лучах восходящего Солнца. Зрелище, наблюдавшееся на громадной территории, было настолько впечатляющим, что память о нём жива поныне.

Это событие запечатлено и в легендах индейцев, и в воспоминаниях европейских переселенцев, и в песнях темнокожих рабов. Поэтому жители штата Алабама на юге США и сейчас ежедневно видят те самые падающие звёзды. Правда, не в небе, а на своих автомобильных номерах, украшенных «дождем» из звездочек и нотных знаков. Так отображены два примечательных события в истории этого «джазового» штата - мощнейший звездопад 1833 года и создание к его столетию джазовой композиции «Звёзды падали на Алабаму».

Источником «огненного дождя» 1833 года стал самый мощный из известных метеорных потоков. Сейчас его называют Леониды по имени созвездия Льва, на фоне которого он виден ежегодно в середине ноября, но в более скромном масштабе. В тот памятный день американские астрономы подсчитали, что каждую минуту в атмосфере Земли сгорала тысяча метеоров. Этот звёздный дождь положил начало научному исследованию метеорных потоков. Впоследствии было установлено, что источником метеорного потока Леонид является вещество кометы, движущейся по точно такой же орбите. (256 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света»)

- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - - 1 - В восточной части США 13 ноября 1833 года прошёл небывалый метеоритный дождь 2 - Жители штата Алабама на юге США и сейчас ежедневно видят падающие звёзды 3 - Источником «огненного дождя» 1833 года стал самый мощный из известных метеорных потоков, который называют Леониды 4 - Этот звёздный дождь положил начало научному исследованию метеорных потоков

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В9. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Христианом Андерсеном.

(2) Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. (3) Весёлый датский сказочник встретил меня на пороге нового века...

(4) В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку. (5) По этому случаю взрослые отправили меня на улицу, чтобы я раньше времени не радовался ёлке.

(6) Я никак не мог понять, почему нельзя радоваться раньше какого-то твёрдого срока. (7) По-моему, радость была не такая частая гостья в нашей семье, чтобы заставлять нас, детей, томиться, дожидаясь её прихода.

(8) Но как бы там ни было, меня услали на улицу. (9) Наступило то время сумерек, когда фонари ещё не горели, но могли вот-вот зажечься, и от этого «вот-вот», от ожидания внезапно вспыхивающих фонарей у меня замирало сердце.

(10) Я знал со слов взрослых, что этот вечер был совершенно особенный: чтобы дождаться такого же вечера, нужно было прожить ещё сто лет. (11) Я спросил у отца, что значит «особенный вечер». (12) Отец объяснил мне, что этот вечер называется так потому, что он не похож на все остальные.

(13) Действительно, тот зимний вечер в последний день девятнадцатого века не был похож на все остальные, он был необычным. (14) Снег падал медленно и очень важно, и хлопья его были такие большие, что, казалось, с неба слетают на город лёгкие белые цветы. (15) И по всем улицам слышался глухой перезвон извозчичьих бубенцов.

(16) Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли и в комнате началось такое весёлое потрескиванье свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации. (17) Около ёлки лежала толстая книга - подарок от мамы. (18) Это были сказки Христиана Андерсена.

(19) Я сел под ёлкой и раскрыл книгу. (20) В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. (21) Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть эти картинки, липкие от краски.

(22) Там сверкали бенгальским огнём стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.

(24) Прежде всего я прочёл сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом - сказку о Снежной королеве.

(25) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

(26) Тогда я ещё не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. (27) Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые.

(28) Гораздо позже я понял, что мне просто повезло, когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.

(По К.Г. Паустовскому)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Чем больше всего удивила и порадовала рассказчика книга Андерсена?»

  1. В ней было много картинок.
  2. Картинки в книге были проложены папиросной бумагой, которую надо было легонько отдувать.
  3. В сказках был двойной смысл.
  4. От страниц этой книги исходила удивительная доброта.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «томиться» (предложение 7).

  1. мучиться
  2. страдать
  3. печалиться
  4. сердиться

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение .

  1. Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли и в комнате началось такое весёлое потрескиванье свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации.
  2. Гораздо позже я понял, что мне просто повезло, когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.
  3. Прежде всего я прочёл сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом - сказку о Снежной королеве.
  4. По-моему, радость была не такая частая гостья в нашей семье, чтобы заставлять нас, детей, томиться, дожидаясь её прихода.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ДЕВЯТНАДЦАТОГО (предложение 13) согласный звук [д] является непроизносимым.
  2. В слове ДАТСКИЙ (предложение 3) третий звук - [ц].
  3. В слове ОБЪЯСНИЛ (предложение 12) твёрдость согласного [б] на письме обозначена буквой Ъ (твёрдый знак).
  4. В слове ИЗВОЗЧИЧЬИХ (предложение 15) один звук [ч].

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. огорчению
  2. замирало
  3. отражались
  4. слетают

А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением - «неполнота действия»?

  1. беспрерывно
  2. прикрытых
  3. приходилось
  4. с приходом

А7 В каком слове правописание -НН- или -Н- является исключением из правила?

  1. заключена
  2. совершенно
  3. длинные
  4. оловянном

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово ПЛЯСУНЬЕ из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ (предложение 22), построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 2.

В4 Среди предложений 19-25 найдите предложение, осложнённое обособленным определением , выраженным причастным оборотом

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Снег падал медленно и очень важно,(1) и хлопья его были такие большие,(2) что,(3) казалось,(4) с неба слетают на город лёгкие белые цветы.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 16.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

По-моему(1), радость была не такая частая гостья в нашей семье,(2) чтобы заставлять нас,(3) детей,(4) томиться,(4) дожидаясь её прихода.

В8 Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели . Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 13-23 найдите сложное предложение с союзной подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью . Напишите номер этого предложения.

- - - Ответы - - -

А1-4; А2-1; АЗ-1; А4-3; А5-2; А6-2; А7-4.

Б1-танцовщица; Б2-солдатики из олова; Б3-это случилось; Б4-20; Б5-3,4; Б6-4; Б7-2; Б8-5; Б9-22.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного филолога Ольги Борисовны Сиротининой: «Орфографическая грамотность, являясь важнейшей составляющей хорошей письменной речи, напрямую и очень тесно взаимодействует в письменном тексте с пунктуационной грамотностью, суть которой состоит в грамотном и уместном в данном тексте употреблении знаков препинания».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами О.Б. Сиротининой.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Смысл фразы

Хорошая письменная речь характеризуется соблюдением правил орфографии и пунктуации.

Примеры

Примеры использования знаков препинания в тексте.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)До недавнего времени внутренний мир человека занимал психиатров, философов, поэтов, но мало интересовал лингвистов. (2)Положение стало меняться с возникновением в 60-х годах XX века современной лингвистической семантики, когда появились первые опыты описания эмоциональной лексики в словарях. (3) ____ интерес к словам, обозначающим эмоции, непрерывно возрастает.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Интерес к словам, обозначающим эмоции, связан с появлением современной лингвистической семантики, когда лингвисты заинтересовались внутренним миром человека.

2. До появления современной лингвистической семантики внутренний мир человека интересовал психиатров, философов, поэтов, но мало занимал лингвистов.

3. С появлением в 60-х годах XX века современной лингвистической семантики связаны первые опыты описания эмоциональной лексики в словарях.

4. Интерес к словам, обозначающим эмоции, появившийся в 60-х годах XX века, не угасает до настоящего времени.

5. С появлением современной лингвистической семантики лингвисты заинтересовались внутренним миром человека и, как следствие, словами, обозначающими эмоции.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

2. С тех пор

5. Поскольку

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОПЫТ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОПЫТ, -а, м.

1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о.

3. Воспроизведение какого-н. явления экспериментальным путём, создание чего-н. нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров.

4. Попытка осуществить что-н., пробное осуществление чего-н. Первый о. молодого писателя.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прИнятый

кУхонный

диспансЕр

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Заседание состоится при НАЛИЧИИ кворума.

2. Паустовский добр к людям, встретившимся ему на ЖИЗНЕННОМ пути и заселившим его книгу.

3. Анна ОБХВАТИЛА дочь и закружила по комнате.

4. Мы стояли на высоком берегу и любовались ЦАРСТВЕННЫМ течением Волги.

5. Как-то отец достал мне АБОНЕНТ на цикл лекций о кино.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

золотых СЕРЁГ

ремонт КРОВЕЛЬ

более ТРЁХСТА

быстро ВЫЗДОРОВЕЕТ

КЛАСТЬ кирпичи

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 1) Одним из самых роскошных растений, украшающим нашу оранжерею, по праву считается азалия.
Б) нарушение границ предложения 2) Искусство не только обогащает человека эмоционально, но и заставляет его думать.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) В «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкина присутствуют черты романтической поэмы.
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 4) Описывая в романе «Отцы и дети» могилу Базарова, Тургенев изобразил старое семейное кладбище.
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 5) Этот случай описан Н.В Гоголем в комедии «Ревизоре».
6) Иван - очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошее.
7) Вернувшись домой, мне снова и снова вспоминались события сегодняшнего дня.
8) По окончании доклада учёный ответил на вопросы присутствующих.
9) Благодаря хлопот директора гимназия получила новый компьютерный класс.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

р...стительный

ск...нировать

бл...стящий

обж...гающий

9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ин...екция, под...ячий

вз...мать, роз...ск

пр...подал (урок), пр...поднёс

и...подлобья, и...гиб

р...списка, под...шёл

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ё .

парч...вый

ретуш...вка

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

чист...щий

ненавид...т

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Вопрос о финансировании строительства до сих пор (НЕ)РЕШЕН.

2. Решение задачи оказалось для меня отнюдь (НЕ)ЛЁГКИМ делом.

3. Победа в споре (НЕ)ВСЕГДА предполагает торжество истины.

4. (НЕ)ГРОМКИЙ треск заставил охотника оглянуться.

5. Мужчина прошёл через двор и, никем (НЕ)ЗАМЕЧЕННЫЙ, скрылся за углом.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Анна Михайловна писала на фронт (ПО)ПРЕЖНЕМУ адресу и (ПО)ПРЕЖНЕМУ ждала письма.

2. Он спокойно, ОДНАКО(ЖЕ), вынес все эти крики и, (НЕ)СМОТРЯ по сторонам, пошёл прямо к дому.

3. От каждого толчка лодка заваливалась (НА)БОК, и (ПО)ЭТОМУ приходилось постоянно вычерпывать воду.

4. (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ старики просили, ЧТО(БЫ) Мироныча не трогали.

5. В небе МАЛО(ПОМАЛУ) собрались облака и тучки, КОЕ(ГДЕ) ещё светлые и красивые, а к западу дождевые, синеватые, скучные.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На фотографии была изображе(1)а маленькая улица с белё(2)ыми глиня(3)ыми домиками под соломе(4)ыми крышами и аккуратно стриже(5)ыми газонами.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Лето было знойное и богатое мелкими и тёплыми дождями.

2. Образы первобытных великанов известны по волшебным сказкам и былинам.

3. Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на чёрных тучах.

4. Жёлтым и красным огнём полыхают вязы и клёны в городском саду.

5. Левитан прятался от дачников тосковал по ночной певунье и писал этюды.

16

Она переплыла Ангару и (1) отыскав речку (2) загнала лодку в неё (3) протолкнув её далеко вверх (4) и поставив (5) под нависшую низко над речкой (6) раскидистую берёзу.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Кроме того (1) отсутствие в пьесах Чехова борьбы-интриги (2) действительно (3) приводило к необычной организации речи персонажей, лишённой (4) казалось бы (5) какой-либо целеустремлённости, что (6) бывало (7) вызывало недоумение зрителей.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я думаю (1) что очень часто за советом обращаются не тогда (2) когда вовсе не знают (3) как поступить (4) а (5) когда то или иное решение уже принято про себя (6) и ожидает подкрепления этого решения извне от бесспорного авторитета.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Перед началом учебного года я обратно прочел рассказы А.П. Чехова.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли. (3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.

(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».

(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.

(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!

(14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль. (17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.

Сочинение — рассуждение ЕГЭ на тему Я думаю, что я так и не понял себя

Задание к сочинению ЕГЭ. Вариант 19:

Вопросы к сочинению 15.1, 15.2, 15.3: Как вы понимаете значение фразы: Я думаю, что я так и не понял себя? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему Я думаю, что я так и не понял себя

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента и ответы, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём Эссе или сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Образец и пример краткого сочинения № 1 на тему: Я думаю, что я так и не понял себя. Как написать мини сочинение с планом

Наверное, каждый человек на определённом этапе жизни начинает себя анализировать, так сказать, «рефлексировать». Часто ли он остаётся удовлетворённым результатом оценивания себя? К сожалению, нет. Ведь обычно происходит так, что тот, кем мы хотим стать, не является тем же, кто мы есть, и мы вечно стремимся к недостижимому идеалу.

Так может ли человек здраво осознать, реализовал ли он себя в жизни или нет? Насколько далеки его желания от реализованных возможностей? Именно над этими вопросами рассуждает в своём тексте Д.А.Гранин. Писатель печально констатирует, что человек «состоит из упущений, неосуществлённых желаний и стремлений, возможностей». Различные варианты его развития, самореализации не дают возможности понять, правильную ли тропу он для себя избрал или совершил роковую ошибку: «У каждого человека, вероятно, есть это соотношение, когда он сам куда больше, чем его жизнь. Поэтому сказать, понял он себя или нет, невозможно.» Автор приведённого текста убеждён, что порой бывает очень затруднительно для человека понять, смог ли он самореализоваться, осуществить все свои явные и неявные стремления и желания.

Ведь человек – это не только его реальная, настоящая жизнь, то, кем он является, но и его внутренняя духовная жизнь, то, кем он хотел бы быть. Я разделяю точку зрения автора. Действительно, порой человек останавливается на, казалось бы, достигнутой цели и проживает всю жизнь вслепую, не реализовав при этом себя. Это произошло с героем рассказа А.П.Чехова «Ионыч» доктором Старцевым. Вначале нам кажется, что этот человек успешен, что он полностью раскрыл свой потенциал: ведь у него много пациентов, он постоянно занимается практикой, далеко не бедствует.

Но за всем этим блеском скрывается зияющая пустота. Доктор Старцев как бы остановился в своём духовном и профессиональном развитии, он занимается врачебной деятельностью не для того, чтобы лечить недуги, спасать людей, а лишь для того, чтобы ездить на лошадях и иметь большой дом. За свои низменные стремления герой наказан не только отсутствием всяких перспектив, но и страшным одиночеством. В финале произведения мы видим уже обрюзгшего, постаревшего Старцева, которого в народе называют лишь Ионычем. Так закончилась история духовного падения человека вследствие его невнимательности к своим истинным стремлениям.

В современной жизни человеку становится всё труднее понять, кем он на самом деле является. Средства массовой информации насаждают нам собственные стандарты, которым, кажется, мы должны подчиняться. Но это не так. Человек должен слушать лишь свой внутренний голос, не обращая внимания на возгласы толпы, потому что только он сам способен избрать для себя правильную дорогу. Всегда, при любых обстоятельствах нужно оставаться верным себе и своим высшим интересам. Таким образом, проблема осознания собственной реализации была и будет актуальной всегда. Человек, придя в этот мир, вначале растерян и сбит с толку. Но жизнь обычно даёт ему понять, где его истинное предназначение. Нужно лишь внимательно присматриваться к знакам.

Образец и пример краткого сочинения № 2 на тему: Я думаю, что я так и не понял себя. Аргументы из литературы. Проблема текста

Я думаю, что я так и не понял себя. Человек – больше чем его жизнь. Иногда гораздо больше. Человек состоит из упущений, неосуществленных желаний и стремлений, возможностей. То, что осуществлено, – это жизнь. Но огромная часть человека – это неосуществленное.

Толстой когда-то говорил, что есть числитель и знаменатель у человека. Числитель – это то, чем он является на самом деле, а знаменатель – это то, что он о себе воображает. А я думаю, что да, это дробь, но в числителе то, что ему удалось осуществить, а в знаменателе то, что ему не удалось осуществить. То есть то, чем он был. В числителе то, чем он стал.

У каждого человека, вероятно, есть это соотношение, когда он сам куда больше, чем его жизнь. Поэтому сказать, понял он себя или нет, невозможно. Я не могу.
Я мог стать и тем, и другим, и третьим. Я многое потерял, не сумел, или не стал, или не захотел тогда, а потом уже не смог. То есть я состою из множества несбывшихся, неосуществленных людей. И я не знаю, какой бы из них был мне важнее, дороже, какой из них добился бы большего. Не знаю и не могу даже это представить себе.

Поэтому я не могу ответить на вопрос: понял ли я себя? Могу только сказать, что я себя во многом не понял.
Я теперь не понимаю, чего я боялся, допустим, в пятидесятые годы? Чего я боялся? Страхи у нас многое отняли. Я не понял, почему я так примитивно, и грубо, и неполно любил? Теперь только я понял, как я не понимал себя.

В итоге жизни получается всегда величина отрицательная, потому что, как я уже сказал, человек всегда больше, чем жизнь. Возможно, есть какие-то случаи более счастливых дробей.

А гении? Может быть, у них значения числителя и знаменателя максимально сближены? Трудно сказать. Обычно считается, и, наверное, не без основания, что гений успевает осуществить себя полностью. Что ему предназначено, то он и успевает сделать. Возможно, это и так. Но ведь есть гении, которые пережили себя. Ну, допустим, Россини или Артюр Рембо. Писал, писал, перестал писать, стал купцом. Осуществил то, что у него было запрограммировано, программу свою гениальную, или гениевую, осуществил, а потом ушел и все. Есть еще, наверное, такие примеры, я сейчас просто не помню. Так что с гениями трудно.
Есть у гения пророческие черты, а есть провалы и неудачи. Никто этого не понимает. Вот Пушкин. Родился в пошлой семье. Я говорю грубо, но в принципе так. Его не понимали. Дядя его – банальный стихотворец. Почему вдруг в этой среде появляется нечто невероятное? И исчезает, не повторяясь, навсегда. Что такое Моцарт? Тоже появилось нечто божественное и исчезло. Откуда? Почему? Что, сочетание генов? Это беспомощное объяснение.

Это очень странные вещи, но очень важные. Потому что жизнь без гениев была бы неинтересной. Гений – это не пример для жизни, ему нельзя следовать. Таланту еще как-то можно следовать. А гению…

Во-первых, нет никакого соотношения между жизнью гения и его созданиями. Это никак не соотносится. Гений может быть шалопаем, бродягой, пьяницей, распутником, хамом и так далее. А создает при этом гениальные вещи. Но гений может быть и примерным человеком, педантом. Гете, например. Тайный советник, благопристойный немецкий быт.

Я не рискну ничего определенного сказать про гения. Все, что сделал Моцарт, это так прекрасно и так велико, что бессовестно считать, что он мог бы еще многое написать. Может быть. Думается, что если бы Пушкин еще прожил, он написал бы не одну замечательную вещь. Или нет? Это вещи таинственные, которых грех касаться.

Образец и пример краткого сочинения № 3 на тему: Я думаю, что я так и не понял себя. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами

Каждый человек уникален и интересен сам по себе. Каждый из нас обладает характером, чертами, мыслями и мечтами, которые делают нас особенными. За всю жизнь человек стремится реализовать свои возможности, исполнить свои мечты, добиться каких-то целей. А ещё стремится являть миру свои таланты и способности.

В приведенном отрывке автор рассуждает, кем же является человек - тем, чего он сумел добиться, или же тем, кем он смог бы стать, если бы сумел. Каждый выбирает себе определенный жизненный путь, профессию, спутника жизни. Но ведь жизнь могла бы провернуться совершенно по-другому, если бы человек попробовал выбрать, например, другую профессию или место жительства, или же выбрать образование в другой области науки. Говорят, если человек может себе что-то представить, то оно вполне может стать реальностью. Значит, человек, является и тем, кем он стал, и тем, кем он мог бы стать.

Рассуждения рассказчика подтверждаются следующими предложениями: «Я мог бы стать и тем, и другим, и третьим», «То есть я состою из множества несбывшихся, неосуществлённых людей».

Я соглашусь с мнением автора. Человеку дано много возможностей, которые он, к сожалению, часто упускает, а к концу жизни горько сожалеет. При этом у него может быть отличная жизнь, любящая семья, большие достижения, но мечтать он мог совсем о другой жизни. Допустим, кто-то является директором успешной фирмы, но это не приносит ему удовлетворения, ведь он мечтает заниматься музыкой.

Так Дон-Кихот мечтал стать рыцарем и лишь в старости решился осуществить свою мечту. А сколько людей таки не решаются изменить свою жизнь!

Автор в тексте рассуждает ещё о гениях. Смогли ли они, в отличие о обычных людей, полностью реализовать свои возможности? Помогла ли им их гениальность получить удовлетворение от жизни? Может быть и такое, что гениальный писатель, художник, композитор оставили большой след в искусстве, но при этом они живут в бедности или они несчастны в личной жизни. Примером такого человека может стать поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.

Для того, чтобы в старости не было раскаяний о несбывшихся мечтах, я считаю, нужно прислушаться к самому себе, спросить у себя: «Чего же я хочу от этой жизни?» Возможно, тогда не будет ощутимой разницы в числителе (кем мы являемся на самом деле) и знаменателе (кем мы мечтали стать).

Образец и пример краткого сочинения № 4 на тему: Я думаю, что я так и не понял себя. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами

Люди – это единственный тип существ, способных рефлексировать и осознавать самих себя. Что представляет из себя человек? Понимает ли он степень собственной реализации в жизни? Над этими вопросами в данном мне тексе предлагает читателю задуматься Д.А. Гранин. Раскрывая данную проблему, рассказчик проводит как анализ собственной жизни, так и анализ жизни человеческого рода в целом.

Он делает равный акцент как на собственных достижениях, так и на том, что он хотел бы сделать, о чем мечтал и к чему стремился. Тем самым лирический герой подводит нас к теории о том, что человек является дробью, в которой «Числитель - это то, чем он является на самом деле, а знаменатель - это то, что он о себе воображает».

Пускаясь во множественные философские рассуждения, анализируя собственные ошибки и свершения, автор на протяжении всего текста задается вопросом: «понял ли я себя?». Разглядеть суть в словах Д.А. Гранина несложно. На вопрос «Что представляет из себя человек?» он отвечает просто: «Человек - больше, чем его жизнь». Таким образом, писатель считает, что каждый из нас – это не только существенное, не только то, что могло произойти, но и то, о чем мы мечтали, чего хотели, что так и не смогли осуществить. Понимает ли человек степень собственной реализации в жизни?

Автор считает, что это невозможно, так как наш земной опыт – это сложившиеся обстоятельства, а потенциал человека – это великое множество различных событий, разбившееся об огромное множество противоречий и страхов. Действительно, рассуждения российского писателя являются исчерпывающими. Нельзя не согласиться с тем, что, наверное, никому не дано реализовать себя на 100% и всю жизнь быть уверенным в том, что избранный им путь – один единственный, верный и бесповоротный. Человек – существо сомневающееся, и тот, кто способен мыслить, кто видит хотя бы сотую долю своих возможностей в нашем огромном, постоянно развивающемся мире, никогда не сможет с уверенностью сказать, что он из себя представляет, чего добился и чего мог бы добиться. «Человек всегда больше, чем жизнь», — прокручивая в голове фразу Д.А. Гранина, я сразу вспоминаю повесть А.И. Купина «Гранатовый браслет».

Познакомившись с главным героем, чье имя символично почти не фигурирует на страницах произведения, мы видим образ мелкого, застенчивого, в какой-то степени даже глупого чиновника, который, казалось бы, не смог реализовать себя даже в личной жизни. Однако это лишь та сторона, с которой Желткова видели окружающие, с которой начинается образ героя в повести. Позже мы узнаем, что мысли и чувства этого персонажа гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. В отличие от Веры Николаевны, наш влюбленный герой по-настоящему счастлив.

Несмотря на то, что жизнь не дала ему даже возможности находиться рядом со своей любовью, он упивался данным уму чувством по-настоящему и видел в этом свое единственное реальное, возможное в данный момент времени предназначение. Желтков – это больше, чем навязчивый поклонник, чем мелкий чиновник, однако реализоваться он мог лишь в отношении к самому себе и к своим чувствам. Герой совершил самоубийство, но был по-настоящему счастлив, и поэтому осудить его невозможно.

Что представляет из себя Печорин, герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? Офицер русской императорской армии, персонаж, достойный поэзии Байрона. Незаурядная, умнейшая личность, способная не просто находиться в обществе, но и мастерски манипулировать людьми. Есть ли за этим образом что-то еще? Безусловно, ведь при всем этом, Печорин был несчастен в любви, а его несчастливое детство стало причиной многих недомоганий героя в будущем, и, соответственно, причиной заведомо нереализованного потенциала. Понимает ли Печорин степень собственной реализации в жизни?

К сожалению, этот герой очень ясно видит ту огромную массу возможностей, которую ему предоставляет жизнь, но сам не может и не хочет воспользоваться хотя бы несколькими из них. Безусловно, у этого героя есть свои личные мечты и переживания, но его характер, его жизненный опыт позволяют лишь осознать количество неизведанных вершин. Мне кажется, эта мысль не позволяла герою быть счастливым и беззаботным, как многие другие люди. «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого», — Сократ.

О том, что из себя представляет человек, на что он способен и на сколько процентов реализует свои возможности многие столетия рассуждало огромное количество ученых, и продолжают делать это по сей день. Однако все размышления по большей части сводятся к тому же вопросу, с которого начинались, и неминуемо окунают мыслящего человека в туман неизвестности. Мне кажется, в этой самой неизвестности кроется как счастье, так и гибель человеческого рода, осужденного быть свободным.

Исходный текст в полной версии для сочинения ЕГЭ

(1)Я думаю, что я так и не понял себя. (2)Человек - больше, чем его жизнь. (З)Иногда гораздо больше. (4)Человек состоит из упущений, неосуществлённых желаний и стремлений, возможностей. (5)То, что осуществлено, - это жизнь. (6)Но огромная часть человека - это неосуществлённое. (7)Толстой когда-то говорил, что есть числитель и знаменатель у человека.

(8)Числитель - это то, чем он является на самом деле, а знаменатель - это то, что он о себе воображает. (9)А я думаю, что да, это дробь, но в числителе то, что ему удалось осуществить, а в знаменателе то, что ему не удалось осуществить. (10)То есть то, чем он был. (11)В числителе то, чем он стал. (12)У каждого человека, вероятно, есть это соотношение, когда он сам куда больше, чем его жизнь. (13)Поэтому сказать, понял он себя или нет, невозможно. (14)Я не могу. (15)Я мог стать и тем, и другим, и третьим.

(16)Я многое потерял, не сумел, или не стал, или не захотел тогда, а потом уже не смог. (17)То есть я состою из множества несбывшихся, неосуществлённых людей. (18)И я не знаю, какой бы из них был мне важнее, дороже, какой из них добился бы большего. (19)Не знаю и не могу даже это представить себе. (20)Поэтому я не могу ответить на вопрос: понял ли я себя? (21)Могу только сказать, что я себя во многом не понял. (22)Я теперь не понимаю, чего я боялся, допустим, в пятидесятые годы?

(23)Чего я боялся? (24)Страхи у нас многое отняли. (25)Я не понял, почему я так примитивно, и грубо, и неполно любил? (26)Теперь только я понял, как я не понимал себя. (27)В итоге жизни получается всегда величина отрицательная, потому что, как я уже сказал, человек всегда больше, чем жизнь. (28)Возможно, есть какие-то случаи более счастливых дробей. (29)А гении? (30)У них значения числителя и знаменателя максимально сближены? (31)Трудно сказать. (32)Обычно считается, и, наверное, не без основания, что гений успевает осуществить себя полностью. (ЗЗ)Что ему предназначено, то он и успевает сделать. (34)Возможно, это и так.

(35)Но ведь есть гении, которые пережили себя. (36)Ну, допустим, Россини или Артюр Рембо. (37)Писал, писал, перестал писать, стал купцом. (38)Осуществил то, что у него было запрограммировано, программу свою гениальную, или гениевую, осуществил, а потом ушёл - и всё. (39)Есть ещё, наверное, такие примеры, я сейчас просто не помню. (40)Так что с гениями трудно. (41)Есть у гения пророческие черты, а есть провалы и неудачи. (42)Никто этого не понимает. (43)Вот Пушкин. (44)Родился в заурядной семье. (45)Я говорю грубо, но в принципе так. (46)Его не понимали. (47)Дядя его - банальный стихотворец. (48)Почему вдруг в этой среде появляется нечто невероятное? (49)И исчезает, не повторяясь, навсегда. (50)Что такое Моцарт? (51)Тоже появилось нечто божественное и исчезло. (52)Откуда? (53)Почему?

(54)Что, сочетание генов? (55)Это беспомощное объяснение. (56)Это очень странные вещи, но очень важные. (57)Потому что жизнь без гениев была бы неинтересной. (58)Гений - это не пример для жизни, ему нельзя следовать. (59)Таланту ещё как-то можно следовать. (60)А гению… (61)Во-первых, нет никакого соотношения между жизнью гения и его созданиями. (62)Это никак не соотносится. (бЗ)Гений может быть шалопаем, повесой, бродягой, распутником, хамом и так далее. (64)А создаёт при этом гениальные вещи. (65)Но гений может быть и примерным человеком, педантом. (66)Гёте, например. (67)Тайный советник, благопристойный немецкий быт.

(68)Я не рискну ничего определённого сказать про гения. (69)Всё, что сделал Моцарт, это так прекрасно и так велико, что бессовестно считать, что он мог бы ещё многое написать. (70)Может быть. (71)Думается, что если бы Пушкин ещё прожил, он написал бы не одну замечательную вещь. (72)Или нет? (73)Это вещи таинственные, которых грех касаться. (По Д. А. Гранину*)

gastroguru © 2017