Договор о вечном мире 1686. «Вечный мир» между Россией и Речью Посполитой. Дипломатическая победа или геополитическая ошибка

Предыстория. На пути к «Вечному миру»

После смерти бездетного царя Фёдора Алексеевича, бояре Милославские во главе с Софьей организовали Стрелецкий бунт. В результате 15 сентября 1682 года царевна Софья, дочь царя Алексея Михайловича, стала регентшей при малолетних братьях Иване и Петре. Власть братьев практически сразу стала номинальной. Иван Алексеевич был с детства болезненным и неспособным к управлению государством. Пётр был мал, и Наталья с сыном перебралась в Преображенское, чтобы уберечь себя от возможного удара.

Царевна Софья в исторической научно-популярной и художественной литературе часто представлена в образе мужикоподобной бабищи. Внешность, по словам французского иезуита де ла Невиля, была безобразной (хотя сам он её не видел). К власти она пришла в 25 лет, и портреты доносят до нас образ несколько полноватой, но миловидной женщины. Да и будущий царь Пётр описывал Софью как человека, которого «можно было бы считать как в телесном, так и умственном отношении совершенством, если бы не её безграничное честолюбие и ненасытная жажда власти».

Софья имела нескольких фаворитов. Это был князь Василий Васильевич Голицын – он получил под начало Посольский, Разрядный, Рейтарский и Иноземный приказы, сосредоточив в своих руках огромную власть, контроль над внешней политикой и вооружёнными силами. Получил титул «Царственныя большия печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новгородский» (фактически главы правительства). Руководство Казанским приказом (этот государственный орган осуществлял административно-судебное и финансовое управление территориями, главным образом, на юго-востоке Российского государства) получил двоюродный брат В.В. Голицына – Б.А. Голицын. Стрелецкий приказ возглавил Фёдор Шакловитый. Выходец из брянских детей боярских, обязанный своему возвышению только Софье, был безгранично ей предан (судя по всему, как и Василий Голицын, был её любовником). Был возвышен Сильвестр Медведев, став советником царицы по религиозным вопросам (с патриархом Софья была в холодных отношениях). Шакловитый был «верным псом» царицы, а вот практически всё государственное управление было возложено на Василия Голицына.

Голицын – это одна из спорных фигур в истории России. Одни считают его «предтечей» Петра, чуть ли истинным реформатором, который замыслил весь комплекс реформ, проведённых в петровскую эпоху. Другие исследователи оспаривают это мнение. Факты говорят о том, что это был «западник» того времени, политик «горбачёвского типа», который похвалу с Запада воспринимает, как высшую ценность. Голицын преклонялся перед Францией, был франкофилом, даже своего сына заставил носить на груди миниатюру Людовика XIV. Его образ жизни и дворец соответствовал лучшим западным образцам. Московская знать того времени всячески подражала западному дворянству: сохранялась мода на польские наряды, вошёл в моду парфюм, началось повальное увлечение гербами, высшим шиком считалось приобрести иностранную карету и пр. Знатные люди и богатые горожане, беря пример с Голицына, стали возводить дома и дворцы западного типа. В Россию были допущены иезуиты, канцлер Голицын часто проводил с ними закрытые совещания. В России разрешили католическое богослужение – в Немецкой слободе была открыта первая католическая церковь. Есть мнение, что Сильвестр Медведев и Голицын были сторонниками унии православия с католицизмом.

Голицын стал отправлять юношей на учёбу в Польшу, в основном, в Краковский Ягеллонский университет. Там учили не техническим или военным дисциплинам, необходимым для развития Русского государства, а латыни, богословию и юриспруденции. Такие кадры могли пригодиться в преобразовании России по западным стандартам.

Но наиболее значительные достижения у Голицына были в области дипломатии, во внутренней политике консервативное крыло было слишком сильным, да и царица сдерживала реформаторский пыл князя. Голицын вёл переговоры с датчанами, голландцами, шведами, немцами, хотел установить прямые отношения с Францией. В тот период чуть ли не главные события европейской политики вертелись вокруг войны с Османской империей. В 1684 году император Священной Римской империи, король Чехии и Венгрии Леопольд I прислал в Москву дипломатов, которые стали взывать к «братству христианских государей и пригласили Русское государство вступить в «Священную лигу». Этот союз состоял из Священной Римской империи, Венецианской республики и Речи Посполитой и противостоял Оттоманской империи в Великой Турецкой войне. Аналогичное предложение Москве поступило и от Варшавы.


Встреча Яна III Собеского и императора Священной Римской империи Леопольда I
после битвы под Веной. Худ. А. Гротгер. 1859 г
.

Война с могучей Османской империей в тот период не была в интересах России. Польша и Австрия не были нашими союзниками. Со Стамбулом только в 1681 году был заключён Бахчисарайский мирный договор, который устанавливал мир на 20-летний срок. Турки признали за Россией Левобережную Украину, Запорожье и Киев. Россия значительно усилила свои позиции на юге. Турецкий султан и крымский хан обязались не помогать врагам России. Крымская орда обязалась прекратить набеги на русские земли. К тому же, Турция не воспользовалась чередой смут на Руси, борьбой за власть в Москве. России в тот период было выгоднее не ввязываться в прямой бой с Турцией, а ждать её ослабления. Земель для освоения было с избытком.

Но соблазн вступить в союз с западными державами оказался для Голицына слишком велик. Великие западные державы обратились к нему, звали в друзья. Московское правительство выставило только одно условие за вступление в «Священный союз», чтобы Польша подписала «вечный мир». Но поляки с негодованием отвергли это условие – они не хотели отказываться от Смоленска, Киева, Новгорода-Северского, Чернигова, Левобережной Украины. Таким образом, польская сторона сама отталкивала Россию от «Священной лиги». Переговоры продолжались весь 1685 год. В России было много противников вступления в этот союз. Против участия в войне с Турцией выступали многие бояре.

Против союза с Польшей был гетман Войска Запорожского Иван Самойлович. Украина только несколько лет прожила без ежегодных набегов крымских татар за полоном. Гетман указывал на вероломство поляков и на то, что в случае успеха войны с Турцией православные христиане, свободно исповедующие свою веру под господством турков, будут отданы под власть римского папы. По его мнению, Россия должна была заступиться за православных, которые подвергались гонениям и поруганию в польских областях, отнять у Польши русские исконные земли – Подолье, Волынь, Подляшье, Подгорье и всю Червоную Русь. Был против войны с Турцией и патриарх Московский Иоаким (он был в лагере противников царевны Софьи). В то время решался важный для Украины религиозный и политический вопрос – киевским митрополитом был избран Гидеон, он был утверждён Иоакимом, теперь требовалось согласие Константинопольского патриарха. Это мероприятие могло быть сорвано в случае ссоры с Османской империей. Все доводы Самойловича, Иоакима и других противников союза с поляками, папой римским и австрийцами были отметены. Правда, вопрос оставался за польской стороной, которая упорно отказывалась от «вечного мира» с Россией.

В это время для «Священной лиги» осложнилась ситуация на фронтах и внешнеполитическая обстановка. Порта быстро оправлялась от поражений, проводила мобилизации, привлекала войска из азиатских и африканских регионов. Турки взяли Цетинье, резиденцию черногорского епископа, правды вскоре были вынуждены отступить. Турецкие войска нанесли удар по самому уязвимому звену «Священной лиги» - Польше. Польские войска потерпели поражение, турки угрожали Львову. Это заставило поляков по другому взглянуть на необходимость союза с Россией. Осложнилось внешнеполитическое положение Священной Римской империи: французский король Людовик XIV решил воспользоваться тем, что Леопольд I увяз в войне с Турцией и развил бурную деятельность. Леопольд заключает союз с Вильгельмом Оранским и начинает переговоры с другими государями, чтобы создать антифранцузскую коалицию. Для Священной Римской империи возникает угроза войны на два фронта. Австрия, чтобы компенсировать ослабление сил на Балканах, активизировала дипломатические усилия в отношении России и посредничество между Москвой и Варшавой. Австрия также усиливает давление на короля польского и великого князя литовского Яна III Собеского. В этом же направлении работали папа римский, иезуиты и венецианцы. В результате общими усилиями Варшаву дожали.

«Вечный мир»

В начале 1686 года в столицу России для заключения прибыло огромное польское посольство, почти в тысячу человек, во главе с познанским воеводой Кшиштофом Гжимултовским и литовским канцлером Марцианом Огиньским. Россию в переговорах представлял князь В.В. Голицын. Поляки опять стали настаивать на своих правах на Киев и Запорожье. Правда, тот факт, что переговоры затянулись, сыграл на руку патриарху Иоакиму и Самойловичу. В самый последний момент они смогли добиться согласия Константинопольского патриарха на подчинение Киевской митрополии Москве.

Договорённости с Польшей удалось достичь только в мае. 16 мая 1686 года был подписан Вечный мир. По его условиям Речь Посполитая отказывалась от притязаний на Левобережную Украину, Смоленск и Чернигово-Северскую землю с Черниговом и Стародубом, Киев, Запорожье. Поляки получали за Киев компенсацию в 146 тыс. рублей. В составе Речи Посполитой оставались Северная Киевщина, Волынь и Галичина. Южная Киевщина и Брацлавщина с рядом городов (Канев, Ржищев, Трахтемиров, Черкассы, Чигирин и др.), т. е. земли, сильно опустошённые за годы войны, должна была стать нейтральной территорией между Речью Посполитой и Царством Русским. Россия разрывала договоры с Османской империей и Крымским ханством, вступала в союз с Польшей и Австрией. Москва обязывалась через своих дипломатов содействовать вступлению в «Священную лигу» - Англии, Франции, Испании, Голландии, Дании и Бранденбурга. Россия обязалась организовать походы против Крымского ханства.

«Вечный мир» пропагандировался в Москве (и считается таковым в больше части исторической литературы), как величайшая дипломатическая победа России. Князь Голицын, заключивший этот договор, был осыпан милостями, получил 3 тыс. крестьянских дворов. Но если рассуждать здраво, становится ясно, что этот договор был большой геополитической ошибкой. Русское государство втянули в чужую игру. Война с Турцией и Крымским ханством в тот период была не нужна России. Россия вступала в войну с серьёзным врагом и выплачивала большую сумму за то, что польская сторона признала за Россией те земли, которые и так были уже отбиты у Польши. Поляки не могли вернуть земли военной силой. Постоянные войны с Русским государством, Османской империей и внутренние дрязги подорвали мощь Речи Посполитой. Польша уже не была серьёзной угрозой для России – всего через столетие (небольшой срок в историческом понимании) её будут делить соседние великие державы.

Договор был выгоден лично Софье. Он помогал утвердить её статус, как полновластной царицы. Во время шумихи, поднятой по поводу «вечного мира», Софья присвоила себе титул «Всея великия и иных Россий Самодержца». На лицевой стороне монет по-прежнему изображали Ивана и Петра, но уже без скипетров. Софью чеканили на обратной стороне – в царском венце и со скипетром. Польский художник пишет её портрет без братьев, но в шапке Мономаха, со скипетром, державой и на фоне державного орла (все прерогативы царя). Кроме того, успешная военная операция должна была сплотить знать вокруг Софьи.

Государственный переворот 1682 г., стрелецкое восстание, возможность новой смуты в России вдохновили ее противников. В Польше все чаще высказывалось намерение отвоевать у русских лево­бережье Днепра и Киев. Турецкий султан и крымский хан вынашивали планы захвата южноукраинских и южнорусских земель. Шведы предполагали отнять у России Карелию.

Большая заслуга правительства Софьи и непосредственно Голицына состояла в том, что Россия сумела выйти из этого положения. В ходе сложных переговоров со шведами был подтвержден Кардисский мир. Россия искусно использовала начавшуюся войну Австрийской империи, Польши и Венеции с Турцией. Россия примкнула к противникам Турции с условием, что прежнее соглашение России с Польшей будет подтверждено.

В 1683 г. турецкая армия осадила Вену. На помощь ей шла армия польского короля Яна Собеского, слывшего в то время одним из выдающихся полководцев Европы. Турки отступили. Союзники требовали от России наступления на Турцию и Крым. Но Голицын предложил вначале урегулировать отношения России с Польшей.

Два с лишним месяца длились в Москве напряженные переговоры с польской делегацией. Польша была заинтересована в спокойствии на своих восточных границах для подготовки борьбы со Швецией и Турцией. Польский сейм и магнаты стояли за мир.

Продлив мир со Швецией, Россия все внимание сосредо­точила на южном и юго-западном направлении своей внешней политики. Она стремилась закрепить за собой левобережье Днепра, обезопасить себя от нападения крымских татар, оказать содействие порабощенным турками православным народам Балканского полуострова и выйти к берегам Черного моря для последующего проникновения на рынки Южной Европы и Ближнего Востока.

В 1686 г. в торжественной обстановке был заключен так называемый «вечный мир» с Польшей. Это стало большим успехом дипломатии В.В. Голицына. Польша согласилась с переходом левобережья Днепра под власть России и навечно уступила ей Киев. Известие о «вечном мире» вызвало в Турции растерянность и уныние. Польская партия войны была вне себя.

Летом 1687 г. главные силы России под командованием Голицына выступили на юг. Начался первый крымский поход. Однако армия запоздала с выступлением. Зной и безводье истощали силы людей. Татары подожгли степь, и русские полки оказались на марше в задымленном воздухе. Другая часть войск, шедшая вместе с казаками вдоль Днепра, разгромила левое крыло крымской конницы, которая обрушилась на польские и украинские земли. Часть русских войск двинулась на Азов. На Черноморском побережье была захвачена турецкая крепость Очаков. В Стамбуле началась паника. Султан бежал в Малую Азию.

Голицыну не удалось развить успех. Мешали зной, отсутствие воды (татары отравили колодцы), неразбериха в командном составе армии, местнические споры. Кончались запасы продовольствия. Не дойдя до Перекопского перешейка, Голицын повернул войска обратно.

В 1689 г., выполняя союзнические обязательства, Голицын повел русскую армию во второй поход на Крым. Со­юзники вступили с Турцией в сепаратные мирные переговоры, но Россия преследовала в войне уже свои интересы. Ранней весной быстрым маршем русские полки прошли степь. Их поддержала казацкая конница во главе со сторонником сближения Москвы с Польшей гетманом И.С. Мазепой. По пути они одержали верх в трех сражениях с крымцами. Татарская конница откатилась за Перекоп. Голицын подошел к крепостным стенам, замыкавшим перешеек. Ворота были открыты, путь в Крым свободен. Хан запросил мира, соглашался признать присоединение части Украины с Киевом к России. Идти дальше Голицын поостерегся.

Через некоторое время в Москве торжественно встречали победителей. Противники Софьи говорили о неудаче похода, о непонятной робости Голицына на подступах к Крыму.

Крымские походы закрепили завоевания России на западных рубежах. Москва сохранила за собой крепости на Днепре и в Диком поле. Был заложен стратегический фундамент для дальнейшей борьбы с Турцией и Крымским ханством за выход к Черному морю.

ОТ АНДРУСОВСКОГО ПЕРЕМИРИЯ К «ВЕЧНОМУ МИРУ»

Это [Андрусовское] перемирие с первого взгляда могло назваться очень ненадежным: Киев был уступлен Москве только на два года, а между тем легко было видеть, что Москве он очень дорог, что Москва употребит все усилия оставить его за собою. Но к удивлению, война не возобновлялась до второй половины XVIII века, и Андрусовское перемирие перешло в вечный мир с сохранением всех своих условий. Напрасно поляки утешали себя мыслию, что на их отчизну во второй половине XVII века послано такое же испытание, какое было послано на Москву в начале века, и что Польша выйдет из него так же счастливо, как и Москва: для Польши с 1654 года начинается продолжительная, почти полуторавековая агония, условленная внутренним ослаблением, распадением; в 1667 году великая борьба между Россиею и Польшею оканчивается. С этих пор влияние России на Польшу усиливается постепенно без всякой борьбы, вследствие только постепенного усиления России и равномерного внутреннего ослабления Польши; Андрусовское перемирие было полным успокоением, совершенным докончанием, по старинному выражению. Россия покончила с Польшею, успокоилась на ее счет, перестала ее бояться и обратила свое внимание в другую сторону, занялась решением тех вопросов, от которых зависело продолжение ее исторического существования, вопросов о преобразованиях, о приобретении новых средств к продолжению исторической жизни. Таким образом, Андрусовское перемирие служит также одною из граней между древнею и новою Россиею.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ «ВЕЧНОГО МИРА»

В начале 1686 года в Москву приехали знатные послы королевские, воевода познаньский Гримультовский и канцлер литовский князь Огинский. Семь недель князь Вас. Вас. Голицын с товарищами спорил с Гримультовским и Огинским; послы, не соглашаясь на предложения бояр, уже объявили переговоры прерванными, откланялись царям, приготовились к отъезду и опять возобновили переговоры, "не желая, как говорили, столь великого, славного, прибыльного дела оставить и своих трудов туне потерять". Наконец 21 апреля все споры прекратились и заключен был вечный мир: Польша уступила Киев навсегда России, великие государи обязались разорвать мир с султаном турским и ханом крымским, послать немедленно войска свои на крымские переправы для защиты Польши от татарских нападений, приказать донским козакам чинить воинский промысел на Черном море, а в следующем 1687 году послать все свои войска на Крым. Обе державы обязались не заключать отдельного мира с султаном. Кроме того, было постановлено, что Россия в вознаграждение за Киев заплатит Польше 146000 рублей; к местам на западном берегу, оставшимся вместе с Киевом за Россиею, к Триполью, Стайкам и Василькову, прибавлено земли верст по пяти; Чигирин и другие разоренные города вниз по Днепру, отошедшие по последнему миру от России к Турции, положено не возобновлять. Православные в польских областях не подвергаются никакому притеснению со стороны католиков и униатов; католики в России могут отправлять свое богослужение только в домах.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1962. Кн. 14. Гл. 1. http://magister.msk.ru/library/history/solov/solv14p1.htm

«ВЕЧНЫЙ МИР» И ОТНОШЕНИЯ С ПОЛЬШЕЙ И ЛИТВОЙ

Но окончательное соединение в XVI в. Литвы с Польшей поставило против Москвы и Польшу. Соединенным их силам Москва при должна была уступить: борьба Ивана против Стефана Батория была неудачна. Еще хуже для Москвы было время московской смуты начала XVII в., когда поляки владели самой Москвой. Но когда их оттуда вытеснили и Московское государство оправилось от смуты, оно в половине XVII в. (с 1654 г.) начинает старую борьбу за русские, подчиненные Польше земли; царь Алексей Михайлович принимает в подданство Малороссию, ведет необыкновенно трудную войну за нее и оканчивает блестящей победой. Ослабевшая Польша и после царя Алексея продолжает уступать Москве: миром 1686 г. она отдает Москве навеки то, что временно уступила царю Алексею Михайловичу. Отношения, созданные этим миром 1686 г., унаследовал Петр; при нем ясно политическое преобладание России над Польшей, но историческая задача - освобождение от Польши русских земель - не закончена ни до него, ни при нем. Она передана XVIII веку.

В 1686 году Россия и Польша заключили Вечный мир. Он положил конец многочисленным и длительным войнам соседних стран за влияние в приграничных регионах. Договор закреплял усиление России и возвращение ей части Украины и Смоленска.

Шаткий мир

В 1654-1667 гг. Россия и Речь Посполитая находились в состоянии изнурительной войны. Державы спорили за приграничные земли, на которые претендовала каждая из стран. Вечный мир с Польшей 1686 года стал договором, подтвердившим итоги этого конфликта. Фактически он дублировал положения документа, подписанного в деревне Андрусово в 1667 году. Если первый договор был лишь временным 13-летним перемирием (что было зафиксировано в одном из пунктов), то Вечный мир с Польшей 1686 г. закреплял примирение двух стран и их политическое сближение.

Согласно достигнутым договоренностям, Россия получила Новгород-Северский, Смоленск, и Киев (расположенный на правом берегу Днепра). Для царя Алексея Михайловича в свое время это был самый настоящий исторический триумф. Он вернул земли, которые когда-то были частью единого Древнерусского государства. Они были присоединены к Литве, когда восточнославянские княжества были раздробленными и не консолидированными. В конце XIV в. правители Вильно заключили унию с Польшей, после чего Москва, а потом и Россия получила у своих западных границ мощную силу.

Воссоединение с Украиной

Особенно важным было то, что Вечный мир с Польшей 1686 года возвращал России Смоленск. Этот город сначала был отвоеван у Литвы Василием III, а потом вновь потерян в эпоху Смутного времени. С восстановлением стабильности в России на московском престоле оказались Романовы. Второй царь из этой династии - Алексей Михайлович - теперь восстановил историческую справедливость, а при его дочери Софье она была закреплена.

Во второй половине XVII века польскую Украину стали сотрясать восстания местных националистов, тяготевших к Москве. Их лидером стал гетман Богдан Хмельницкий. Многолетняя борьба закончилась, только когда был заключен Вечный мир с Польшей. 1686 год стал праздничной датой для украинцев. Их конфликт с поляками зрел на почве конфессиональных (одни были православными, а другие католиками) и языковых отличий.

Раздел казачьих земель

Тем не менее за Польшей сохранялась Правобережная Украина. Раздел только увеличил пропасть между двумя частями страны, границей между которыми стал Днепр. Закреплению нового политического положения вещей в регионе способствовал Вечный мир с Польшей (1686). Итог длительных переговоров заключался и в том, что стала буфером между двумя державами. Это был важный регион, в котором проживало вольное казачество. Атаманы и их армии были надежной защитой от Османской империи, усиливавшей свое влияние в Причерноморье.

Турция стала той самой силой, которая поспособствовала сближению Польши с Россией и заключению их обоюдного мирного договора. В 1672 году, когда уже закончились переговоры в Андрусово, и было еще непонятно, как будет развиваться ситуация, мусульмане захватили Каменец-Подольский, до этого принадлежавший Речи Посполитой. После этого турки стали систематически нападать на казачьи земли, находившиеся в зоне интересов России. Стало ясно, что двум христианским странам пора сгладить собственные противоречия и объединить усилия в борьбе против османской угрозы.

Турецкая угроза

Турки продолжали воевать со всей Европой. В 1683 году они даже попытались осадить Вену - столицу Австрии и могущественной Стала складываться всеобщая коалиция против Стамбула. которая находилась в самом уязвимом положении, до этого не хотела признавать результаты последней войны с Россией, после которой Романовы вернули Смоленск и другие важные русские земли.

Но в новых условиях, когда южные страдали от набегов турок и татар, монархия решила пересмотреть свое отношение к договоренностям с Москвой. Центральная власть, чувствуя приближение развязки, даже созвала в столице последний в истории страны Земский собор. На его заседании должны были быть обсуждены условия Вечного мира с Польшей 1686 г.

Подписание договора

Заключительный этап переговоров с поляками пришелся на период регентства царицы Софьи - старшей дочери Алексея Михайловича. Она поставила во главе Посольского приказа своего фаворита князя Голицына. Он, непосредственно контактируя с присланными иностранными делегатами, настаивал на том, что Россия присоединится к антитурецкому союзу, только если Речь Посполитая окончательно подтвердит условия прежнего Андрусовского договора.

Эти предложения и были приняты. Королевские послы решили не торговаться в условиях, когда их страна была на грани разорения из-за войны с турками. Так был согласован Вечный мир с Польшей (1686). Где подписан этот важный для отечественной истории документ? Он был заключен в Москве 6 мая. Согласно договоренностям, Россия присоединилась к союзу европейских стран, воевавших с Османской империей. В 1687 и 1689 годах состоялись знаменитые во главе которых стоя все тот же князь Голицын.

6 мая 1686 года в Москве между Русским царством и Речью Посполитой был подписан мирный договор, вошедший в историю как «Вечный мир». В польском варианте известен как Мир Гжимултовского, который также называют мирным договором о разделе Гетманщины. Со стороны Речи Посполитой договор подписал воевода Познанский, дипломат Кшиштоф Гжимултовский, с российской - канцлер и начальник Посольского приказа князь Василий Голицын.

Договор формально констатировал окончательное завершение русско-польской войны, длившуюся с 1654 года на территории современных Украины и Белоруссии. Он подтверждал постановления Андрусовского перемирия 1667 года, правда с одним немало важным добавлением. Согласно новым условиям, Киев теперь уже навсегда признавался принадлежащим Русскому царству с выплатой 146 тысяч рублей компенсации Речи Посполитой, которая также отказывалась от совместного протектората над Запорожской Сечью.

Со времени Андрусовского договора 1667 года Польша неоднократно делала попытки заключить с Россией союз против Турции. Московское правительство также было заинтересовано в создании антитурецкого союза и ещё в начале 70-х годов предпринимало дипломатические шаги в этом направлении. Война 1676−81 гг. с Турцией усилила стремление Москвы к созданию такого союза. Тем не менее неоднократные переговоры по этому вопросу не достигли результата; одной из важнейших причин этого было сопротивление Польши русскому требованию окончательно отказаться от Киева.

С возобновлением в 1683 году войны с Турцией Польша, в союзе с которой выступали Австрия и Венеция (с 1684 года), развила оживлённую дипломатическую деятельность с целью привлечения России к антитурецкой лиге. В начале 1686 года в Москву прибыло специальное посольство, возглавляемое познаньским воеводой Кшиштофом Гжимултовским и литовским канцлером Марцианом Огиньским. С русской стороны переговоры вёл фаворит царевны Софьи князь Василий Голицын. Будучи умелым дипломатом, Голицын использовал настоятельную потребность в русской помощи для Польши и сумел превратить русское требование об окончательном закреплении приобретений России на Украине в предварительное условие переговоров о союзе. Переговоры закончились подписанием договора о «Вечном мире» и союзе обоих государств против Турции.

«Вечный мир» подтвердил территориальные изменения, произведённые по Андрусовскому договору. Польша отказалась навсегда от Киева, получив за это денежную компенсацию. За это Россия разрывала сношения с Портой и должна была послать войска в Крым. «Вечный мир» 1686 года гарантировал свободу вероисповедания для православных в Речи Посполитой и признал за Россией право представлений в их защиту. Хотя договор 1686 года вступал в силу немедленно, однако ратифицирован польским сеймом он был лишь в 1710 году. «Вечный мир» урегулировал русско-польские отношения и этим развязал России руки в борьбе с турецко-татарской угрозой. В то же время «Вечный мир» способствовал окончательному оформлению антитурецкой коалиции в Европе.

Договор закрепил за Русским царством Смоленщину, Левобережную Украину с Киевом, Запорожье и Северскую землю с Черниговом и Стародубом. Заключение «вечного мира» открывало возможность для объединения государств против татаро-турецкой агрессии и стало основой русско-польского союза в Северной войне 1700−1721 годов. Россия примкнула к антитурецкой «Священной лиге» - союзу Австрии, Речи Посполитой и Венеции.

gastroguru © 2017