Кто возглавил стрелецкий бунт. Стрелецкие бунты. О стрелецком бунте вкратце

Предпосылки бунта

Недовольство стрельцов назревало долгое время в течение царствования Фёдора Алексеевича . Казна была пуста, и жалование стрельцам выплачивалось нерегулярно, с большими задержками. Кроме того, старшие командиры стрелецкого войска - сотники и полковники часто злоупотребляли своим положением: удерживали в свою пользу часть стрелецкого жалования, заставляли стрельцов выполнять хозяйственные работы в своих имениях и т. п.

Бессудные расправы над боярами и стрелецкими командирами продолжались до 18 мая. Одной из последних жертв стрельцов стал немец лекарь фон Гаден. Его обвинили в отравлении царя Фёдора Алексеевича. Не помогло и заступничество вдовы покойного царя, царицы Марфы , свидетельствовавшей, что фон Гаден на её глазах отведывал все снадобья, которые давал больному царю.

Государственная власть была уничтожена: царём номинально оставался малолетний Пётр, царица Наталья Кирилловна - регентшей , но никакого дееспособного правительства у них не было: все их родственники и сторонники были либо перебиты, либо бежали из Москвы, спасаясь от стрельцов.

Стрельцы оказались хозяевами положения, диктовавшими свою волю правительству, но чувствовали себя неуверенно, понимая, что как только они уйдут из Кремля, их власть закончится, и тогда ничего хорошего ждать от правительства им не придётся. Стремясь обезопасить себя от возможных преследований в будущем, стрельцы подают правительнице новую челобитную-ультиматум, согласно которой все действия стрельцов 15-18 мая, включая убийства бояр, должны быть признаны правительством правомочными, отвечающими интересам государства и царской фамилии, впредь не влекущими преследований стрельцов, в знак чего на Лобном месте должен быть установлен памятный столб, на котором должны быть вырезаны имена всех воров -бояр, истреблённых стрельцами, с перечислением их провинностей и злоупотреблений (действительных или надуманных). Правительство было вынуждено выполнить эти унизительные требования. Софья, пришедшая к власти на стрелецких копьях, теперь ощутила всё их неудобство.

Хованщина

Высшим стрелецким начальником Софья назначила популярного среди стрельцов князя И. А. Хованского , сторонника Милославских. Софья надеялась, что Хованский утихомирит стрельцов, но тот, видимо, решил играть свою игру. Он потакал стрельцам во всём и, опираясь на них, пытался оказывать давление на правительницу, уверяя её: «Когда меня не станет, то в Москве будут ходить по колена в крови». Стрельцы продолжали контролировать Кремль под предлогом его охраны, сохраняя за собой возможность выдвижения новых унизительных и разорительных требований к правительству. Это время и получило в русской истории название Хованщина .

В это время, почувствовав слабость правительства, старообрядцы , подвергавшиеся до той поры жестоким преследованиям со стороны царской власти, решили, что наступил их час. Их активисты собрались в Москве из дальних скитов и проповедовали в стрелецких полках возврат к старой вере. Эти претензии были с энтузиазмом поддержаны Хованским, который нашёл в этом ещё один рычаг давления на правительство. Но ни стрелецкий начальник Хованский, ни правительница Софья, при всём желании, не могли решать этот вопрос, находившийся в компетенции церкви - патриарха и архиереев . Церковь ни при каких обстоятельствах не могла отказаться от постановлений, принятых Собором, тем более что к тому времени она уже признала старообрядцев еретиками. А для Софьи возврат к старой вере означал признание неправоты её отца, царя Алексея Михайловича , и брата, царя Фёдора Алексеевича , поддерживавших новый обряд.

Для разрешения спора старообрядцы предлагали открытый теологический диспут между апологетами новой и старой веры, который должен быть проведён на Красной площади в присутствии всего народа. Старообрядцы полагали, что перед лицом народа все ереси и неправды никонианские станут очевидными, все увидят и признают истину старой веры . В действительности же различия между новым и старым обрядами касались многочисленных деталей литургии и орфографии написания религиозных текстов. Смысл этих различий был понятен лишь профессиональным священнослужителям, да и то не всем, а только наиболее образованным из них (см. Старообрядчество).

Никита Пустосвят. Спор о вере. Василий Перов.

За идею диспута ухватился Хованский и стал добиваться проведения её в жизнь. Патриарх возражал против проведения диспута на площади, понимая, что победа в нём будет зависеть не от аргументов и логики, а от симпатий толпы, изначально настроенной против власти и поддерживаемой ею официальной церкви. Патриарх предлагал провести диспут в Грановитой палате Кремля, где не может поместиться много простонародья, и ему составят значительный противовес патриаршья свита, царская дворня, бояре и стража. Софья активно вмешалась в этот спор на стороне патриарха, выразив желание присутствовать на диспуте вместе с царевнами - своими сёстрами и тётками, а им, как девицам, по строгим понятиям того времени, появляться на площади было зазорно . Хованский и старообрядцы после долгих пререканий согласились, в конце концов, на Грановитую палату, и 5 июля диспут о вере состоялся. Официальную церковь представлял патриарх Иоаким, старообрядческую - Никита Пустосвят . Спор свёлся ко взаимному обвинению сторон в ереси и невежестве и, в конце концов, к ругани и чуть ли не к драке. Старообрядцы покинули Кремль с поднятой головой и на Красной площади объявили всенародно о своей полной победе. А в это время в Грановитой палате правительница заявила представителям стрельцов:

Чего вы смотрите: хорошо ли таким мужикам-невеждам к нам бунтом приходить, творить нам всем досады и кричать? Неужели вы, верные слуги нашего деда, отца и брата, в единомыслии с раскольниками? Вы и нашими верными слугами зоветесь: зачем же таким невеждам попускаете? Если мы должны быть в таком порабощении, то царям и нам здесь больше жить нельзя: пойдем в другие города и возвестим всему народу о таком непослушании и разорении.

В этих словах содержалась неприкрытая угроза: покинув Москву, и освободившись от опеки стрельцов, правительство могло объявить созыв дворянского ополчения - силы, способной подавить стрельцов. Стрельцы отступились от старообрядцев, обвинив их в смуте и желании восстановить их против царей, а вечером этого же дня расправились с Никитой Пустосвятом, обезглавив его. Хованский едва успел спасти остальных старообрядцев, которым он ранее гарантировал безопасность. После этого случая Софья больше не рассчитывала на помощь Хованского и рассматривала его, как одного из главных своих противников.

Зависимое от стрельцов положение правительства продолжалось до середины августа, пока Софья не нашла способа привести в исполнение свою угрозу. 19 августа должен был состояться крестный ход в Донском монастыре, в котором по обычаю должны были принимать участие цари. Воспользовавшись этим, царская семья в полном составе (оба царя, обе вдовствующие царицы - Наталья и Марфа , и восемь царевен - две тётки и шесть сестёр царей, в том числе, правительница Софья) под конвоем царских стольников выехала, якобы в монастырь, но по дороге свернула в Коломенское - подмосковное имение царской семьи, откуда они по просёлкам, в объезд Москвы к 14 сентября добрались до села Воздвиженского на Ярославской дороге, в нескольких верстах от Троице-Сергиевого монастыря , который был выбран в качестве царской резиденции на время противостояния со стрельцами. Сюда же собрались остатки боярской думы и царской дворни. Эти манёвры встревожили стрельцов. Князь Хованский с сыном Андреем отправились в Воздвиженское договариваться с правительницей, но в Пушкине , где они заночевали по дороге, были схвачены сильным отрядом царских стольников , и 17 сентября (день рождения Софьи) привезены в Воздвиженское, как пленники. Здесь, у околицы, в присутствии нескольких бояр отцу и сыну было зачитано обвинение в намерении погубить царей и самим завладеть престолом, и смертный приговор, который был тут же приведён в исполнение. Софья же перенесла свою ставку в Троицу и стала собирать ополчение.

Конец бунта

Лишившись своего лидера, стрельцы потеряли всякую способность действовать сколь-нибудь решительно. Они посылали правительнице одну челобитную за другой, в которых просили Софью не лишать их своей милости и обещали служить ей верой и правдой, не щадя живота . Они выдали в Троицу младшего сына Хованского - Ивана, который, впрочем, не был казнён, а отправлен в ссылку. Наконец, в октябре стрельцы прислали челобитную, в которой признавали свои действия 15-18 мая преступными, умоляли царей о помиловании, и сами просили царского указа о сносе памятного столба на Лобном месте, который в своё время был воздвигнут по их требованию, как гарантия от преследований. Софья обещала стрельцам прощение, казнив только выданного стрельцами ближайшего помощника Хованского - Алексея Юдина. Начальником стрелецкого приказа был назначен думный дьяк

Стрелецкий бунт, потрясший основы государственности Московского царства, зафиксирован в анналах истории 2 раза - это 1682 и 1698 годы. Его предыстория неразрывно связана с царём Алексеем Михайловичем Романовым . За 5 лет до своей кончины овдовевший государь женился вторично. Суженой его стала Наталья Кирилловна Нарышкина. От первой жены, Марии Милославской, у Алексея Михайловича в живых остались 5 дочерей и 2 сына - Фёдор и Иван. Были они все ничем непримечательные. Выделялась среди них только царевна Софья . Наталья родила крепкого и энергичного мальчика. Назвали его Петром.

В 1576 году началось недолгое правление Фёдора Алексеевича . Для него и остальных Милославских Наталья Нарышкина являлась мачехой. Так уж сложилось, что на Руси мачеху никогда не жаловали. Относились к ней всегда с предубеждением. Может быть это и послужило причиной тому, что между Милославскими и Нарышкиными разгорелась вражда.

Наталья Кирилловна женщиной была недалёкой и при дворе имела слабые позиции. Зато царевна Софья обладала характером энергичным и целеустремлённым. Она практически и возглавила оппозицию Нарышкиным, опираясь на своих родственников.

В 1682 году скончался в совсем молодом возрасте государь Фёдор Алексеевич. На царский трон оказалось 2 претендента - Иван и Пётр. Формально все преимущества имел Иван, так как был старше по возрасту. Но он был слаб здоровьем, а Петр крепок и здоров. Естественно, в боярской думе возникли разногласия, отягощённые противодействием Нарышкиных и Милославских.

Точку в этом вопросе поставил патриарх Иоаким. Из чисто государственных соображений он отдал предпочтение молодому Петру. Участь Милославских стала незавидной. Их ожидали опала и ссылка. Но не тем человеком была царевна Софья, чтобы безропотно дожидаться уготованного судьбой печального конца. Она решила сыграть свою игру, а ставку сделала на стрелецкое войско.

В Москве оно насчитывало 40 тысяч человек. Это было сильное воинское подразделение, но в указанный период времени у стрельцов накопилось очень много нерешённых проблем. Стрельцы не только несли воинскую службу. Параллельно ей они занимались торговлей, различными ремёслами, огородничеством. Имели собственные дома и хозяйства. Но жалованье у служилых людей было маленьким и выплачивалось нерегулярно.

Дело усугублялось тем, что стрелецкие полковники, пользуясь полной бесконтрольностью со стороны правительства, стали эдакими маленькими феодалами. Они задерживали жалованье стрельцам, за послабление в службе брали взятки, заставляли стрельцов и членов их семей работать на себя. Стрельцам это очень не нравилось. Зачем горбатиться на огороде полковника, когда свой огород требует неустанной заботы и внимания.

Пользуясь избранием нового царя, стрельцы через своих выборных людей обратились к правительству с жалобой на полковников. Они требовали покрыть задолжности по жалованью, оплатить подневольные работы на огородах начальников по установленным самими стрельцами расценкам и сместить неугодных полковников с занимаемых должностей.

Правительство Нарышкиных, испугавшись стрелецкого бунта, удовлетворило все требования. Полковников сместили и наказали батогами. С них взыскали огромные денежные суммы для покрытия стрелецких долгов, а имения конфисковали.

Но, заигрывая со стрельцами, Нарышкины показали свою слабость и нерешительность. Они явно боялись военных людей, и Милославские решили этим воспользоваться. Через провокаторов они распространили среди стрельцов слух, что Нарышкины хотят убить царевича Ивана.

Стрельцы же почувствовали свою силу, и им захотелось большего. Подобные слухи давали прекрасный повод диктовать правительству свои условия. Таким образом, 15 мая 1682 года начался стрелецкий бунт . По зову набата вооружённые люди ворвались в Кремль и потребовали показать им царевича Ивана.

На крыльцо вывели обоих юношей - Ивана и Петра. Но стрельцов это не успокоило. Они стали требовать выдачи изменников-бояр, замышлявших преступление против Ивана и всей земли русской. Перечень фамилий заранее приготовили Милославские. Естественно, это требование не удовлетворили, и тогда началась резня.

Погибло много Нарышкиных. В их числе братья царицы Афанасий и Иван Нарышкины. Оставшихся в живых бояр Милославские отправили в ссылку. Но реальной власти победившая оппозиция не получила. Власть взяли стрелецкие полки, громившие и грабившие усадьбы бояр. Они стали представлять собой очень удобное орудие в руках любого авантюриста. И таковой вскоре нашёлся.

Во главе Стрелецкого приказа Софья поставила князя Ивана Хованского по прозвищу Тараруй. Получил он его за склонность к пустым обещаниям. Происхождение князь имел знатное, но в войне с Польшей показал свою полную непригодность к военному искусству. Был переведён в Москву и стал «буфером» между Милославскими и стрельцами.

Но этот человек не отличался благородством помыслов. Он начал умело разжигать недовольство среди восставших военных людей, и в то же время всячески подчёркивал свою преданность царевне Софье. Но умная женщина быстро разгадала двойную игру хитрого князя и поняла, что её жизнь находится в опасности.

Правительница взяла с собой Ивана и Петра и в сопровождении свиты покинула Москву, уехав в село Коломенское. Оттуда она заявила, что в самое ближайшее время отправится к Троице-Сергиеву монастырю, и приказала там же собираться дворянскому ополчению.

Стрельцы, узнав о поступке Софьи, пришли в смятение. Столкнуться в сражении с дворянским ополчением - это значило обречь себя на верную гибель. Единственное спасение они видели в сохранении существующего положения. При таком порядке они могли шантажировать правительство, вкусно есть и сладко пить.

К Софье срочно направилась депутация. Её целью было убедить царевну в полной лояльности вышедших из под контроля военных людей. Главная же задача состояла в том, чтобы уговорить женщину вернуться обратно в Москву.

Правительница благоразумно отказалась возвращаться в первопрестольную. В то же время, чтобы успокоить стрелецких выборных, она притворилась недалёкой и наивной женщиной. Когда же выборные люди уехали, был тут же отдан приказ всем боярам явиться в село Воздвиженское, находящееся на пути к Троице-Сергиеву монастырю. Был вызван туда и Хованский.

Тот, ничего не подозревая, отправился в дорогу. А в это время боярин Михаил Лыков получил приказ от Софьи схватить Хованского. Ранним утром он напал на лагерь, в котором мирно спал князь с верными ему людьми. Глава Стрелецкого приказа был арестован и доставлен к царевне. Та не стала долго разбираться в поведении князя. Тут же в дорожной пыли Хованскому отрубили голову. Так закончил свою жизнь двурушник, а недолгий период его деятельности назвали Хованщиной .

Стрельцы, напуганные казнью князя и дворянским ополчением, проявили поразительную сговорчивость. Они согласились на все условия правительства, выдали зачинщиков и безропотно приняли в качестве начальника Стрелецкого приказа Фёдора Шакловитого. Этот думный дьяк был предан Софье и крут на расправу.

В ноябре царевна вернулась в Москву. Она объявила, что прощает стрельцов. Казней и репрессий не было. Лишился головы только Алексей Юдин. Он являлся самым приближённым к Хованскому человеком. На этом стрелецкий бунт 1682 года закончился.

В Москве утвердились Милославские, а Софья стала править страной от имени юных царей Петра I и Ивана V. Наталья Кирилловна Нарышкина отказалась жить в столице. Она перебралась в село Преображенское, забрав с собой и сына. Царевна Софья правила страной 7 лет. В 1689 году она была отстранена от власти возмужавшим Петром.

В 1698 году вспыхнул последний стрелецкий бунт . Пока молодой царь разъезжал по заграницам и набирался ума разума, страной управляло правительство князя-кесаря Ромодановского. Оно выслало из столицы всех стрельцов и направило их на пограничье. Но полная опасностей военная служба столичной публике не нравилась. Гораздо лучше было жить в Москве, занимаясь своим хозяйством. Поэтому стало зреть недовольство.

В указанный год бунта 40 тысяч стрельцов самовольно оставили границу и двинулись к первопрестольной. Навстречу им выдвинулся московский гарнизон в количестве 5 тысяч человек. Командовал им генерал Патрик Гордон. По его приказу на взбунтовавшихся стрельцов направили пушки. После первого же залпа всё огромное воинство капитулировало на милость победителей.

Когда Пётр I вернулся в Россию, то пришёл в бешенство. Он приказал провести тщательнейшее дознание. После мучительных пыток огромное количество стрельцов было казнено. Они с полной покорностью шли на убой, не оказывая при этом никакого сопротивления. После этого стрелецкое войско сошло с исторической сцены. Всех оставшихся в живых выслали из Москвы в другие города и записали в посадские. Так закончилась целая эпоха, а русская земля вступила в новую фазу своего развития уже в качестве не Московского царства, а Российской империи.

Предпосылки бунта

Недовольство стрельцов назревало долгое время в течение царствования Фёдора Алексеевича . Казна была пуста, и жалование стрельцам выплачивалось нерегулярно, с большими задержками. Кроме того, старшие командиры стрелецкого войска - сотники и полковники часто злоупотребляли своим положением: удерживали в свою пользу часть стрелецкого жалования, заставляли стрельцов выполнять хозяйственные работы в своих имениях и т. п.

Бессудные расправы над боярами и стрелецкими командирами продолжались до 18 мая. Одной из последних жертв стрельцов стал немец лекарь фон Гаден. Его обвинили в отравлении царя Фёдора Алексеевича. Не помогло и заступничество вдовы покойного царя, царицы Марфы , свидетельствовавшей, что фон Гаден на её глазах отведывал все снадобья, которые давал больному царю.

Государственная власть была уничтожена: царём номинально оставался малолетний Пётр, царица Наталья Кирилловна - регентшей , но никакого дееспособного правительства у них не было: все их родственники и сторонники были либо перебиты, либо бежали из Москвы, спасаясь от стрельцов.

Стрельцы оказались хозяевами положения, диктовавшими свою волю правительству, но чувствовали себя неуверенно, понимая, что как только они уйдут из Кремля, их власть закончится, и тогда ничего хорошего ждать от правительства им не придётся. Стремясь обезопасить себя от возможных преследований в будущем, стрельцы подают правительнице новую челобитную-ультиматум, согласно которой все действия стрельцов 15-18 мая, включая убийства бояр, должны быть признаны правительством правомочными, отвечающими интересам государства и царской фамилии, впредь не влекущими преследований стрельцов, в знак чего на Лобном месте должен быть установлен памятный столб, на котором должны быть вырезаны имена всех воров -бояр, истреблённых стрельцами, с перечислением их провинностей и злоупотреблений (действительных или надуманных). Правительство было вынуждено выполнить эти унизительные требования. Софья, пришедшая к власти на стрелецких копьях, теперь ощутила всё их неудобство.

Хованщина

Высшим стрелецким начальником Софья назначила популярного среди стрельцов князя И. А. Хованского , сторонника Милославских. Софья надеялась, что Хованский утихомирит стрельцов, но тот, видимо, решил играть свою игру. Он потакал стрельцам во всём и, опираясь на них, пытался оказывать давление на правительницу, уверяя её: «Когда меня не станет, то в Москве будут ходить по колена в крови». Стрельцы продолжали контролировать Кремль под предлогом его охраны, сохраняя за собой возможность выдвижения новых унизительных и разорительных требований к правительству. Это время и получило в русской истории название Хованщина .

В это время, почувствовав слабость правительства, старообрядцы , подвергавшиеся до той поры жестоким преследованиям со стороны царской власти, решили, что наступил их час. Их активисты собрались в Москве из дальних скитов и проповедовали в стрелецких полках возврат к старой вере. Эти претензии были с энтузиазмом поддержаны Хованским, который нашёл в этом ещё один рычаг давления на правительство. Но ни стрелецкий начальник Хованский, ни правительница Софья, при всём желании, не могли решать этот вопрос, находившийся в компетенции церкви - патриарха и архиереев . Церковь ни при каких обстоятельствах не могла отказаться от постановлений, принятых Собором, тем более что к тому времени она уже признала старообрядцев еретиками. А для Софьи возврат к старой вере означал признание неправоты её отца, царя Алексея Михайловича , и брата, царя Фёдора Алексеевича , поддерживавших новый обряд.

Для разрешения спора старообрядцы предлагали открытый теологический диспут между апологетами новой и старой веры, который должен быть проведён на Красной площади в присутствии всего народа. Старообрядцы полагали, что перед лицом народа все ереси и неправды никонианские станут очевидными, все увидят и признают истину старой веры . В действительности же различия между новым и старым обрядами касались многочисленных деталей литургии и орфографии написания религиозных текстов. Смысл этих различий был понятен лишь профессиональным священнослужителям, да и то не всем, а только наиболее образованным из них (см. Старообрядчество).

Никита Пустосвят. Спор о вере. Василий Перов.

За идею диспута ухватился Хованский и стал добиваться проведения её в жизнь. Патриарх возражал против проведения диспута на площади, понимая, что победа в нём будет зависеть не от аргументов и логики, а от симпатий толпы, изначально настроенной против власти и поддерживаемой ею официальной церкви. Патриарх предлагал провести диспут в Грановитой палате Кремля, где не может поместиться много простонародья, и ему составят значительный противовес патриаршья свита, царская дворня, бояре и стража. Софья активно вмешалась в этот спор на стороне патриарха, выразив желание присутствовать на диспуте вместе с царевнами - своими сёстрами и тётками, а им, как девицам, по строгим понятиям того времени, появляться на площади было зазорно . Хованский и старообрядцы после долгих пререканий согласились, в конце концов, на Грановитую палату, и 5 июля диспут о вере состоялся. Официальную церковь представлял патриарх Иоаким, старообрядческую - Никита Пустосвят . Спор свёлся ко взаимному обвинению сторон в ереси и невежестве и, в конце концов, к ругани и чуть ли не к драке. Старообрядцы покинули Кремль с поднятой головой и на Красной площади объявили всенародно о своей полной победе. А в это время в Грановитой палате правительница заявила представителям стрельцов:

Чего вы смотрите: хорошо ли таким мужикам-невеждам к нам бунтом приходить, творить нам всем досады и кричать? Неужели вы, верные слуги нашего деда, отца и брата, в единомыслии с раскольниками? Вы и нашими верными слугами зоветесь: зачем же таким невеждам попускаете? Если мы должны быть в таком порабощении, то царям и нам здесь больше жить нельзя: пойдем в другие города и возвестим всему народу о таком непослушании и разорении.

В этих словах содержалась неприкрытая угроза: покинув Москву, и освободившись от опеки стрельцов, правительство могло объявить созыв дворянского ополчения - силы, способной подавить стрельцов. Стрельцы отступились от старообрядцев, обвинив их в смуте и желании восстановить их против царей, а вечером этого же дня расправились с Никитой Пустосвятом, обезглавив его. Хованский едва успел спасти остальных старообрядцев, которым он ранее гарантировал безопасность. После этого случая Софья больше не рассчитывала на помощь Хованского и рассматривала его, как одного из главных своих противников.

Зависимое от стрельцов положение правительства продолжалось до середины августа, пока Софья не нашла способа привести в исполнение свою угрозу. 19 августа должен был состояться крестный ход в Донском монастыре, в котором по обычаю должны были принимать участие цари. Воспользовавшись этим, царская семья в полном составе (оба царя, обе вдовствующие царицы - Наталья и Марфа , и восемь царевен - две тётки и шесть сестёр царей, в том числе, правительница Софья) под конвоем царских стольников выехала, якобы в монастырь, но по дороге свернула в Коломенское - подмосковное имение царской семьи, откуда они по просёлкам, в объезд Москвы к 14 сентября добрались до села Воздвиженского на Ярославской дороге, в нескольких верстах от Троице-Сергиевого монастыря , который был выбран в качестве царской резиденции на время противостояния со стрельцами. Сюда же собрались остатки боярской думы и царской дворни. Эти манёвры встревожили стрельцов. Князь Хованский с сыном Андреем отправились в Воздвиженское договариваться с правительницей, но в Пушкине , где они заночевали по дороге, были схвачены сильным отрядом царских стольников , и 17 сентября (день рождения Софьи) привезены в Воздвиженское, как пленники. Здесь, у околицы, в присутствии нескольких бояр отцу и сыну было зачитано обвинение в намерении погубить царей и самим завладеть престолом, и смертный приговор, который был тут же приведён в исполнение. Софья же перенесла свою ставку в Троицу и стала собирать ополчение.

Конец бунта

Лишившись своего лидера, стрельцы потеряли всякую способность действовать сколь-нибудь решительно. Они посылали правительнице одну челобитную за другой, в которых просили Софью не лишать их своей милости и обещали служить ей верой и правдой, не щадя живота . Они выдали в Троицу младшего сына Хованского - Ивана, который, впрочем, не был казнён, а отправлен в ссылку. Наконец, в октябре стрельцы прислали челобитную, в которой признавали свои действия 15-18 мая преступными, умоляли царей о помиловании, и сами просили царского указа о сносе памятного столба на Лобном месте, который в своё время был воздвигнут по их требованию, как гарантия от преследований. Софья обещала стрельцам прощение, казнив только выданного стрельцами ближайшего помощника Хованского - Алексея Юдина. Начальником стрелецкого приказа был назначен думный дьяк

Стрелецкий бунт 1682 года (еще в истории известен как Хованщина) - бунт московских стрельцов в начале царствования .

1682 год, 27 апреля — в возрасте 20 лет скончался царь Федор Алексеевич. Его преемником мог стать или Иван, или Петр. На престол общим согласием всех чинов Московского государства взошел 10-ти летний Петр, рожденный от второй супруги царя Алексея Михайловича, Натальи Кирилловны Нарышкиной. 14-ти летний Иван, сын царя от первой его жены, из рода Милославских.

С воцарением Петра при дворе началось усиление Нарышкиных. Это не могло устраивать другую придворную партию - Милославских, во главе которых стояли царевна Софья и ее фаворит Иван Михайлович Милославский. Нашлась и сила, которая могла бы им помочь - стрельцы.

Положение стрелецких войск

На стрелецких полках лежало обеспечение порядка, и выполнение карательной службы. Два полка были на особом режиме и пользовались особенными привилегиями - сопровождали государя в поездках в монастыри, принимали участие во всякого рода церемониях. Стрельцы размещались семьями в стрелецких слободах Москвы. Служба была пожизненной, а то жалование которое получали от казны - скудным. Потому стрельцы, обремененные семьями, вынуждены были изыскивать дополнительные доходы. Те кто был менее обеспечен промышляли ремеслом, состоятельные совершали торговые сделки.


Стрельцы решили воспользоваться вступлением на престол нового царя и 30 апреля 1682 г. обратились к правительству с жалобой на полковника Семена Грибоедова, чинившего им «налоги и обиды и всякие тесноты».

Трон занимал 10-ти летний ребенок, за спиной которого находилась мать - женщина, по отзыву Б.И.Куракина, абсолютно не искушенная в политике: «Сия принцесса доброго темпераменту, добродетельного, токмо не была ни прилежна и ни искусна в делах, и ума легкого». Наталья Кирилловна, не располагавшая опытными советниками и находившаяся в растерянности, удовлетворила все требования стрельцов. Грибоедов был не только отстранен от должности полковника, но и подвернут наказанию батогами; с него велено было взыскать, согласно росписи, поданной стрельцами, присвоенные им деньги и уплатить стрельцам за все выполненные ими работы; его вотчины попадали под конфискацию.

Предпосылки бунта

Одна уступка повлекла за собой другие. Тем же днем правительство вынуждено было удовлетворить требования стрельцов остальных 19-ти полков.

Стрельцы поняли, что они являются хозяевами положения. Мы не знаем, кому в лагере Милославских пришла в голова мысль в борьбе с Нарышкиными опереться на стрельцов: то ли опытному интригану Ивану Михайловичу, то ли коварной и честолюбивой Софье Алексеевне, мечтавшей водрузить на свою голову царскую корону. Как бы там ни было, но Милославские и Софья смогли направить гнев стрельцов в нужное для себя русло. Впрочем, осуществлению их замыслов объективно помогла сама Наталья Кирилловна, совершившая в первые дни правления ряд значительных промахов.

По обычаю того времени, родственники царицы получали пожалования чинами и вотчинами. 27 апреля 5 братьев Натальи Кирилловны (Иван, Афанасий, Лев, Мартемьян, Федор) были пожалованы в спальники. Прошло только 5 дней, как было сказано новое пожалование, вызвавшее наибольшие пересуды: 22-х летнего спальника Ивана Кирилловича объявили боярином, минуя чины думного дворянина и окольничего. Заговорщики же умело смогли использовать ошибки правительства, всячески возбуждая гнев у стрельцов. «Видите, как лезут Нарышкины в гору? Им теперь все нипочем».

Итак, Наталья Кирилловна подверглась натиску с двух сторон: стрельцов и притязавших на царский престол Милославских. Она не могла надеяться на мудрость новоиспеченных спальников и боярина Ивана Кирилловича: и братья, и отец Кирилл Полиевктович не отличались ни умом, ни проницательностью, ни политическим опытом. Единственная надежда Нарышкиных - Артамон Сергеевич Матвеев, воспитатель Натальи Кирилловны, который устроил ее брак с царем Алексеем Михайловичем.

Матвеев проявлял способности в делах не только матримониальных, но и государственных: в последние годы царствования царя Алексея Михайловича он был первым министром и фактическим руководил правительством. Но после смерти царя был отправлен Милославскими в заточение в Пустозерск. Артамону Матвееву возвратили боярство и отрядили чиновника, стольника Алмазова, пригласить его немедля в Москву.

Подготовка бунта

В Москве Матвеев появился только вечером 12 мая. По приезду ему оказали еще одну милость - возвратили все конфискованные вотчины. Если Наталья Кирилловна с нетерпением ожидала приезда Матвеева и практически бездействовала, то Милославские и Софья развили бурную деятельность и, по образному выражению СМ. Соловьева, «кипятили заговор», ночами в дом к Милославским приезжали представители стрелецких полков, а от покоев Софьи разъезжали по слободам ее эмиссары, которые не жалели ни вина, ни денег на подкупы стрельцов.

Боярин Иван Михайлович Милославский нашел себе помощников - родственника Александра Ивановича Милославского, человека «злодейственного и самого грубияна», двух племянников, Ивана и Петра Андреевичей Толстых, «в уме зело острых и великого пронырства и мрачного зла исполненных», как описывал их молодой Матвеев, оставивший записки о событиях тех времен. Из стрелецких начальников привлекли подполковника Ивана Цыклера, «кормового иноземца», и Ивана Озерова, из низшего новогородского дворянства. Между рядовыми стрельцами выбрали человек 10 поверенных. Посредницей стала казачка Федора Семенова, которая переносила вести от царевны к Ивану Милославскому, от того - в стрелецкие слободы, из слобод - к Софье.

Начало бунта

Царица Наталья Кирилловна показывает стрельцам, что царевич Иван невредимый

Приезд в столицу Матвеева нисколько не смогло укрепить позиций нарышкинской «партии». Может быть, Матвеев не оценил меры опасности, нависшей над Нарышкиными. Какие ответные меры замышлял Матвеев, неизвестно. По крайней мере, до полудня 15 мая не было предпринято что-либо в отношении стрельцов. А в полдень уже было поздно - по зову набата, с развернутыми знаменами к Кремлю выдвигались вооруженные стрелецкие полки. Пока Матвеев докладывал об этом царице и размышлял, стоит ли закрывать кремлевские ворота и принимать меры для безопасности царской семьи, стрельцы с барабанным боем ворвались в Кремль.

Поводом для неожиданного появления стрельцов в Кремле явились слухи о том, что Нарышкины «извели» царевича Ивана. Их распускали активные сторонники Софьи и Милославских. Старший из Толстых разъезжал по стрелецким слободам и возмущал стрельцов слухами. Он грозил новыми несправедливостями и предсказывал перемены к худшему. Стрельцам внушали, что их ждут казни, а поэтому наступило время проявить силу.

Узнав причину волнений стрельцов, царица Наталья вместе с патриархом и боярами вышла на Красное крыльцо с царевичами Иваном и Петром. Внизу бушевало разгневанное войско.

После того как обман был обнаружен, среди стрельцов наступило минутное оцепенение, сменившееся новым взрывом их негодования. Несколько стрельцов взобрались по лестнице на крыльцо и начали расспрашивать Ивана, подлинный ли он царевич. Казалось бы, что, убедившись в добром здравии царевича, стрельцы должны были разойтись по домам. Но в том-то и дело, что вопрос о царевиче являлся только предлогом для появления стрельцов в Кремле. Лица, руководившие стрельцами и направлявшие их недовольство против Нарышкиных, подбросили им список «изменников-бояр», которые подлежали уничтожению.

Разгулу страстей помогли руководители Стрелецкого приказа отец и сын Долгорукие - бояре Юрий Алексеевич и Михаил Юрьевич. В тот самый момент, когда в толпе стрельцов раздались вопли о выдаче «изменников-бояр», Михаил Долгорукий обратился к ним с грубостью победителя: «Ступайте по домам, здесь вам делать нечего, полно буянить. Все дело разберется без вас!»

Стрельцы пришли в ярость. Некоторые из них взобрались на крыльцо, схватили Михаила Долгорукого и сбросили на копья своих товарищей, стоявших внизу. На копья полетели тела других бояр и «изменников», оказавшихся в списке. Среди них - бояре А.С.Матвеев и И.М.Языков, стольник Федор Петрович Салтыков, убитый по ошибке вместо брата царицы Ивана Кирилловича другой ее брат, Афанасий Кириллович, думный дьяк Ларион Иванов и др. Стрельцы глумились над убитыми - волокли трупы по земле, выкрикивая: «Вот боярин Артамон Сергеевич, вот Долгорукий, вот думный едет, дайте дорогу!»

Не угомонились стрельцы и на другой день. 16 мая они востребовали на расправу Ивана Кирилловича Нарышкина. Царевна Софья сказала мачехе: «Брату твоему не отбыть от стрельцов; не погибать же нам всем из-за него». Царица вынуждена была пожертвовать братом. Того вначале отвели в застенок Константиновской башни, где подвергли пытке, добиваясь признания в измене. Несмотря на то что Иван Кириллович выдержал пытку, стрельцы вывели жертву на Красную площадь и изрубили на куски. Вслед за Иваном Кирилловичем казнили царского доктора немца Даниила фон Гадена, обвиненного в отравлении царя Федора. От него также пытками добивались признания в злодеянии и не смогли получить желаемых результатов.

Руководители заговора хотели, чтобы род Нарышкиных был полностью изведен, и они подсказали стрельцам предъявить царице Наталье Кирилловне новые требования. 18 мая в челобитной на имя Петра они пожелали, чтобы его дед, Кирилл Полиевктович, был пострижен в монахи, а еще спустя два дня новая «просьба», звучавшая как ультиматум, выслать из Москвы оставшихся в живых Нарышкиных. «Просьбы» стрельцов тотчас были удовлетворены: всех родственников разослали в дальние края - на Терек и Яик, в Пустозерск держали путь Мартемьян и Лев Кирилловичи.

В результате майских событий Нарышкины были или перебиты, или сосланы. Милославские и Софья стремились теперь закрепить победу юридически. На сцене снова появляются стрельцы. 23 мая в очередной челобитной они начали требовать, чтобы страной управляли оба брата, а 26 мая - чтобы первым царем считался старший из них, Иван Алексеевич. Патриарх совершил в Успенском соборе торжественное молебствие о двух нареченных царях. Бояре и дьяки, державшие сторону Петра, присягнули поневоле второму царю, опасаясь возобновления страшных явлений 15 мая.

Стрельцы вытаскивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Петр I утешает мать, царевна Софья наблюдает.

Еще спустя неделю стрельцы объявили через своего начальника, князя Хованского, чтобы царевна Софья Алексеевна взяла на себя управление государством по причине малолетства братьев. Она согласилась, и тотчас во все города полетели известительные грамоты с примером из римской истории, где по кончине императора Феодосия в малолетство сыновей его, Аркадия и Гонория, управляла империей их сестра Пульхерия.

Казалось, Софья смогла достичь желанной цели. Между тем стрельцы вышли из-под влияния Софьи и Милославских. Хозяевами положения в Москве стали стрельцы во главе с новым руководителем Стрелецкого приказа Иваном Андреевичем Хованским. Он так умело лавировал, потакая стрельцам и обнадеживая Софью, что летом 1682 г. олицетворял власть в столице.

1682 год, 20 августа — Софья покинула Москву, прихватив с собой обоих царевичей, и отправилась в сопровождении свиты в Коломенское. Столь решительная мера привела надворную пехоту в смятение, и в Коломенское направилась депутация, цель которой - убедить Софью и ее окружение в ложности слухов, «будто у них, у надворные пехоты, учинилось смятение и на бояр, и на ближних людей злой умысел».

Софья, пока еще не уверенная в своих силах, решила не обострять отношений со стрельцами и дала им уклончивый ответ. В указе, врученном представителям надворной пехоты, говорилось: «…им, великим государям, про их умысел, также и про тайные по полку в полк пересылки неведомо», поход в Коломенское предпринят «по своему государскому изволению», аналогичные походы бывали и ранее. Софье надо было выиграть время для мобилизации сил, способных противостоять мятежным стрельцам. Такой силой было дворянское ополчение. От имени царей она и обратилась к дворянам с призывом срочно собираться у стен Троице-Сергиева монастыря.

Сама Софья добиралась к Троице кружным путем, через Звенигород, куда прибыла 6 сентября. В Савво-Сторожевском монастыре ей была организована торжественная встреча. Из Звенигорода царский кортеж повернул в сторону Троицы, с продолжительной остановкой в селе Воздвиженском, откуда Софья и решила нанести стрельцам сокрушительный удар. Она смогла успешно осуществить коварный план.

Под предлогом торжественной встречи сына украинского гетмана Ивана Самойловича Софья от имени царей предложила боярским чинам, а также стольникам, стряпчим и дворянам московским прибыть в Воздвиженское к 18 сентября. «А которые бояре и окольничие и думные люди в отпуску, и им из деревень своих быть к ним, великим государям, в поход всем к тому же числу». Указ о явке в Воздвиженское получил и Иван Андреевич Хованский, при этом настоящая цель вызова князя маскировалась возлагаемой на него обязанностью обеспечить явку бояр и прочих служилых людей, чтобы их «было немалолюдно».

Конец бунта

Эти грамоты рассылались 14 сентября, а через три дня боярину Михаилу Ивановичу Лыкову было велено возглавить отряд стрельцов, стряпчих, жильцов и прочих, чтобы «князя Ивана Хованского и сына ево князя Андрея взять в дороге. и привезти в село Воздвиженское». Боярин Лыков в точности выполнил указ царей: И.А. Хованского изловили под селом Пушкином, а сына его - в собственной деревне.

Приглашением правящей верхушки в Воздвиженское Софья обезглавила стрелецкое движение, лишив его Хованского.

Как только Хованских доставили в Воздвиженское, тут же состоялся суд. В роли судей выступили наличные члены Боярской думы. Они без следствия приговорили отца и сына к смертной казни. Приговор был немедля приведен в исполнение «в селе Воздвиженском на площади у большой Московской дороги».

Казнь Хованских не сняла напряженности в Москве. Софья и оба царя все еще находились в опасности из-за одного просчета царевны - она оставила на свободе младшего сына князя Ивана Андреевича, также носившего имя Иван, и племянника князя Ивану Ивановичу удалось бежать в Москву, где он ночью пытался поднять стрельцов на новое выступление уверениями, «будто отец его, князь Иван, и брат его, князь Андрей, казнены напрасно и без розыску».

Стрельцы были обеспокоены не столько казнью отца и сына Хованских, сколько слухом о боярах, которые идут к Москве избивать их, стрельцов. Потому агитация сына и племянника казненного И.А. Хованского на первых порах имела успех.

18 сентября в полки надворной пехоты был отправлен увещевательный указ, чтобы стрельцы не верили «прелестным и лукавым словам» родственников казненных и проявили благоразумие. Указ заверял стрельцов, что царского гнева на них нет и они могут «безо всякого сумнительства и опасения» положиться на царскую милость.

Убедившись в безопасности пребывания в Москве, Софья решила вернуться в столицу. 2 ноября правивший Москвой боярин Головин получил указ о подготовке к торжественной встрече царей и Софьи.

Участники бунта получили сравнительно мягкие наказания: только немногие из них были казнены, значительная часть их оказалась на свободе. Софья и Милославские не были заинтересованы в раздувании дела - это принесло бы им сплошные неприятности, потому как только подтвердило бы их явную причастность к бунту. Софья и Милославские благоразумно решили остаться в тени. После усмирения стрелецкого бунта, наступило семилетнее правление Софьи.

Когда Петру исполнилось четыре года, Алексей Михайлович скончался. Царем стал его брат Федор.

С 1676 года – царь Федор Алексеевич- сын от первой супруги царя Милославской – «хилый и болезненный».

По причине номинальности его власти – при дворе - противостояние двух партий: Милославских (матери Федора Алексеевича и ее многочисленные родственники) и Нарышкиных (родные и близкие Н.К. Нарышкиной).

Между ними ожесточенная борьба за власть.

На престоле – сын Милославской, а государством управляет воспитатель Нарышкиной – боярин Артамон Сергеевич Матвеев.

Главной опорой партии Милославских была царевна Софья Алексеевна – четвертая по возрасту из шести дочерей Алексея Михайловича от первого брака с Милославской Марией Ильиничной.

Сразу после смерти Федора Алексеевича в 1682 году – Петр провозглашен царем и благословлен патриархом, но ему тогда нет еще и 10 лет. Следовательно, регентша при нем его мать Н.К. Нарышкина. А это возвышало группировку Нарышкиных.

Борьба за престол после смерти Федора – 1682 г.

Петр и Софья – оппозиция.

Петр I – сын Н.К. Нарышкиной – 2-й жены Алексея Михайловича (брак по любви) 22 января 1671 г. Алексей Михайлович заключил брак с Нарышкиной, а 30 мая 1672 г. у них появился сын, которого назвали Петром.

Софья – дочь Милославской Марии Ильиничны – первая жена Алексея Михайловича.

Софья искусно пользовалась недовольством стрельцов, начавшегося со времени смерти Алексея Михайловича. При нем они получали за свою службу большое жалование, были освобождены от податей и имели право заниматься всякой торговлей.

Стрельцы – войско, утвержденное Иваном Грозным и употребляемое им не только для дел военных, но и для исполнения его повелений – всегда отличалось вольнолюбием и приверженностью к старым обычаям. Софья объявила, что если будет царствовать не Петр, а брат его Иван, то весь новый порядок, введенный еще царем Алексеем Михайловичем, будет уничтожен; будут отменены все перемены, сделанные Патриархом Никоном в церковных книгах. Т.к. большая часть стрельцов – староверы, их это устраивало.

Недовольство стрельцов:

1. Новый царь Федор ничем не отличал их от остальных служилых людей, не давал наград;

2. Полковники стрельцов стали удерживать в свою пользу их жалование;

3. Они же заставляли покупать дорогое обмундирование на свой счет;

4. Наказывали батогами;

5. Переводили из города в город и т.д.

Главное, что жалобы стрельцов не доходили до царя.

Когда на престол взошел Петр, стрельцы почувствовали, что они представляют силу, с которой надо считаться. Они, пользуясь положением, послали челобитную на своих начальников, угрожая собственной расправой, если дело не будет улажено. Правительство тотчас же уволило полковников и назначило новых, новые требовали расправы над старыми. Правительство уступило: старые были наказаны, новым полковникам отказывались повиноваться и проводили время в пьянках и драках.

Мятеж 15 мая 1682 года был спровоцирован Софьей. Московская смута 1682 года вошла в историю государства под названием «Хованщина» по имени предводителя стрельцов Ивана Андреевича Хованского.

Софья не замедлила воспользоваться ситуацией: ее приверженцы вращались среди стрельцов и уговаривали их подняться против Нарышкиных. Самые деятельные из сторонников Софьи: двое Толстых , Боярин Иван Михайлович Милославский и князь Иван Хованский распространяли слухи, что Нарышкины требуют суда и наказания стрельцов за их расправу с полковниками. Новый слух о том, что брат царицы Натальи - Иван Нарышкин примерял в Кремле корону и задушил царевича Ивана Алексеевича – привел их в исступление. Они бросились в Кремль. Некоторые бояре бросились к каретам – хотели уехать, но стрельцы подрубили ноги лошадям. На глазах 10-летнего Петра изрубили боярина Матвеева, братьев его матери: Афанасия и Ивана Нарышкиных. Эта расправа повлияла на психику молодого Петра.

Софья, чтобы успокоить мятежников выдала каждому по десять рублей и заплатила недополученное жалование. Этим она еще более расположила их к себе.

Князь Хованский от имени стрельцов составил челобитную, в которой потребовал, чтобы оба царевича правили вместе, причем Боярская Дума и Освященный Собор нарекли Ивана первым царем, а Петра вторым. В новой челобитной стрельцы настояли на том, чтобы «правительство ради юных лет обоих государей, вручить сестре их».

В итоге: провозглашены правителями 2 брата, но регентшей при них назначена Софья.

Стрельцы решили, что они могут решать и религиозные вопросы и приняли участие в борьбе старообрядцев-раскольников с «никоновской церковью». Сам Хованский открыто перешел на сторону раскольников. Раскольники стали убеждать стрельцов потребовать восстановления «старой веры». Защитником старообрядчества выступил Никита Пустосвят.

Софья присутствовала при «прениях о вере» возмутилась поведением раскольников. Прения окончились вроде бы полным поражением раскольников, но они с криком «победа!» увлекли с собой массу народа;

Софья же решила пресечь на корню мятеж и отдала приказ: схватить и казнить Никиту Пустосвята и его сообщников.

Переменила она свое отношение и к самим стрельцам. Софья уехала в Троицкую церковь и там стала собирать по городам дворянские ополчения для борьбы с мятежниками. Туда же был вызван Хованский и казнен. Узнав о его казни – стрельцы подняли бунт. Подготовились к осаде Москвы: вместе с младшим сыном Хованского стали готовиться к борьбе с боярами, заняли Кремль, но скоро пали духом, т.к. понимали, что бунтуют против богом данной власти.

Около 3000 из них отправились в монастырь с повинной. В знак повинности несли топоры и плахи для казни своей. Софья казнила 30 человек, остальные ей во всем покорились.

Прощение было дано им при условии беспрекословного подчинения и невмешательства в дела государственные.

Так закончилась Московская смута 1682 года.

Бунт стрельцов был очередной попыткой приверженцев старой веры восстановить утраченное, яростно сопротивлялись западным веяниям на русскую жизнь. Чтя заветы старины: По словам Протопопа Аввакума: «Мучьтесь за Христа хорошенько, не оглядывайтесь назад».

gastroguru © 2017