Что такое пунктуация? Правила пунктуации. Проверка пунктуации

Пунктуация – это

1) система знаков препинания;

2) нормы и правила употребления знаков препинания, исторически сложившаяся в русской письменности;

3) раздел языкознания, изучающий знаки препинания и пра­вила их употребления на письме.

Главное назначение пунктуации – способствовать пониманию читателем письменного текста, его структуры, синтаксической и смысловой. Текст, написанный без знаков препинания, читается в три-пять раз медленнее, чем текст оформленный. (Лекант)

В основе слова препинание лежит корень -пя-, от которого ведут свое начало такие слова, как запя­тая, пнутъ, препона и др. Все эти слова содержат в себе в той или иной степени значение препятствия, преграды, обстановки, задержки. Так и знаки препинания совпадают с остановками в речи, с интонацией, с переходом к новой мысли, к новому понятию.

ПУНКТУАЦИОННОЕ ПРАВИЛО

Пунктуационное правило – это инструкция, в которой указываются условия выбора знака препинания (т. е. его употребление или неупотребление). Условия выбора знака препинания – это грамматические, смысловые и интонацион­ные особенности предложений и их частей.

Примечание. Место в предложении, где необходима поста­новка знаков препинания, можно найти по опознавательным признакам (приметам). Опознавательные признаки применения пунктуационных правил:

1) морфологические: наличие причастий, деепричастий, междометий, союзов, отдельных частиц;

2) синтаксические: наличие двух и более грамматических основ, обращений, вводных слов, обособленных членов предло­жения, однородных членов, чужой речи;

3) звуковые: произношение со звательной и другими видами интонаций;

4) смысловые: выражение причины и др.

(М.Т. Баранов, Т. Костяева… Справочник по русскому языку для учащихся)

ПРИНЦИПЫ ПУНКТУАЦИИ

1. Интонационный принцип . (Л.В. Щерба, А.М. Пешковский, Л. А. Булаховский) знаки препина­ния - показатели ритмики и мелодики речи. (Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию: точка на месте большого понижения голоса и длительной паузы; вопроси­тельный и восклицательный знаки, интонационное тире, в ряде случаев многоточие и т. д . (...)

Тёплый ветер, дувший с юга, стих.

Дувший с запада резкий ветер вдруг неожиданно стих.

2. Синтаксический (грамматический) принцип. (Я. К. Грот) знаки препинания делают наглядным синтаксический строй речи, выделяют отдельные предложения и их части. Это получило отражение в формулировке большей части пунктуационных пра­вил:

как точка, фиксирующие конец предложения; знаки на стыке частей сложного предложения (когда имеется в виду их отграничительная роль); знаки, выделяющие разнообразные конструкции, но грамматически с ним не связанные, т. е. не являющиеся его членами (вводные слова, сочетания слов и предложения; вставки, обращения; междометия); знаки при однородных членах предложения; знаки, выделяющие приложения, определения - причастные обороты и определения - прилагательные с зависимыми словами, стоящие непосредственно после определяемого слова или оторванные от него другими членами предложения (...)

3. Логический (смысловой) принцип. пунктуация обеспечивает пони­мание текста. (Но довольно часто случается так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное, т. е. конкретный смысл диктует и единственно возможную структуру.

Например: Трое перед фотографией, напряжены (И. Ильф).

Трое перед фотографией напряжены.

Смысловой принцип в расстановке знаков пре­пинания выявляется особенно наглядно при обособлении, а также при присоединительных членах предложения (...) Конкретные смысловые оттенки, фиксируемые в предложении, могут (...) варьироваться, и потому в пунктуации, покоящейся на таком принципе, всегда есть нечто субъективное, индивидуальное (...)

ВЫВОДЫ: все три принципа действуют в ней не разобщённо, а в единстве (...) Выделять же отдельно принципы сейчас можно лишь условно, для удобства изучения (...)

Таким образом, если учесть, что синтаксические единицы речи создают­ся для того, чтобы передавать мысли и эмоции, то станет оче­видным совмещение действия всех трёх принципов в единой пун­ктуационной системе. (Валгина)

Интонация и пунктуация – дети одного отца – смысла речи.

Некоторые случаи несовпадения интонации и пунктуации

1) Паузы нет, а запятая есть:

Он сделал несколько прыжков, но, поняв, что их не догнать, отстал.

Нам странно слышать, что, если человек заболел, он должен иметь деньги на врача.

Узнав, что случилось, они немедленно приехали.

Вывод: письмо «по слуху» - источник ошибок.

2) Пауза есть, а запятой нет.

Прорубленная через вековой сосновый лес _просека уходила далеко за горизонт.

Ещё осенью за связь с партизанами гитлеровцы сожгли деревню.

И плывя в края иные по морской воде, ты другой такой России не найдёшь нигде.

Знаки препинания и их функции.

11 знаков препинания:

точка (.), вопро­сительный знак (?), восклицательный знак (!),

многоточие (...), запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:),

тире (-), скобки (круглые) (), кавычки (« ») абзац (красная строка)

Функции ЗП:

    Отделительная (точка, ?, !, ;, …, :, кр.строка) – отделяют отрезки текста друг от друга

    Выделительная (скобки, кавычи, одиночные тире и запятая)

На протяжении не одного столетия формировались значения каждого из и вырабатывалось понятие о том, что такое пунктуация. Все неудачные примеры отсеивались, а лучшие варианты прочно закреплялись в художественной прозе.

Что такое пунктуация, и каковы ее основные правила?

С этим понятием в школьную пору встречались все. Но может ли кто-то сегодня четко ответить на вопрос о том, что такое пунктуация? Для обычного человека достаточно знать, что это правила расстановки Рассмотрим основные из них, чтобы как освежить в памяти школьные уроки, так и пополнить багаж знаний.

Всех учили в школе, что точка, поставленная в конце предложения, выражает собой законченность мысли. Но бывают и исключения. К примеру, рассмотрим следующее предложение: «Он заметил в руках у друга конверт. Белый. Прямоугольный. Непонятный».

Если судить по структуре, то это одно предложение, и все точки (кроме последней) можно заменить запятыми. Почему же автор решил поставить здесь точки? Но если выразится точнее, то точка ставится не только там, где заканчивается мысль предложения, а еще и в том случае, когда автор считает, что он сказал все, что хотел. Несмотря на это, по нормативам точка ставится одна, в конце предложения. Если автор ставит точки в середине предложения, то это просто его вольность. При цитировании, однако, искажать текст нельзя, что бы ни показала проверка пунктуации. Рассмотрим другие правила.

Многоточие и правила пунктуации

Некий антоним точки - многоточие. Этот знак препинания ставится, если предложение не окончено или оборвано. В этом случае можно придумать собственное продолжение недосказанного. «Как бы объяснить вам попонятнее, мадам…»

У этого есть еще одно значение, когда не все сказано и, возможно, подумав, автор добавит еще кое-что. «В департаменте… но лучше не называть, в каком департаменте». (Н. В. Гоголь)

Оба значения многоточия - незаконченность и неуверенность могут использоваться и вместе, и по отдельности. Еще многоточием обозначают пропуски текста в предложениях.

Вопросительный и восклицательный знаки

Если остановиться на то правила пунктуации подсказывают, что он тоже совершенно противоположен по значению точке, но немного по-другому. Если точка сообщает об окончании мысли, то вопросительный знак еще и требует ответа. В русском языке в соответствии с этим знаком препинания имеет определенную интонацию и вопросительные слова. Например, как в следующем случае: "Что с ней происходит? Как она думает? Как она чувствует? Хочет ли она испытать меня, или действительно не может простить? Не может она сказать всего, что думает и чувствует, или не хочет? Смягчилась ли она, или озлобилась?"

Если автор в конце предложения ставит не точку, а восклицательный знак, то это говорит о том, что данное высказывание его очень волнует. Поэтому использование восклицательного знака, как утверждают правила пунктуации, кардинально отличается от использования точки, многоточия и вопросительного знака: «Прощай, мое счастье, мое короткое счастье!»

Запятая

Ставя запятую в предложении, автор говорит о том, что оно еще не завершено, и будет продолжение. Запятая противопоставлена и точке, и многоточию, ведь предложение и не закончено, и намеренно не прерывалось. При помощи запятых связываются в единое целое части предложения, придуманные автором. Так что этот знак препинания не столько отделяет или выделяет, сколько объединяет слова в тексте по смыслу.

К тому же пунктуация при обращении невозможна без запятых, например: "Ну что вы, барин, ваш цилиндр ничуть не забавен".

Точка с запятой

Следующий знак препинания, который мы рассмотрим - это точка с запятой. Она в какой-то мере является синонимом и точки, и запятой, а в другой мере противоположна каждой из них. Использование точки с запятой говорит о том, что автор закончил основную часть своей мысли, и читателю есть над чем подумать, но это еще не финал, и будет продолжение. Вот каким образом использует точку с запятой русский поэт А. С. Пушкин:

Королевич зарыдал
И пошёл к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть ещё хоть раз.
Вот идёт; и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг неё страна пустая;
Под горою тёмный вход.

Также точку с запятой часто используют вместо запятой, если части предложения, которые она соединяет, слишком большие и сложные по своей структуре.

Такие примеры сплошь и рядом всплывают в текстах мировых классиков: "В говорят, нравственность была превыше всего; но, учитывая то, сколько детей было у королевы Виктории, нам кажется, что кто-то лукавит".

Двоеточие

Этот знак автор использует в тех случаях, когда собирается пояснить сделанное ранее сообщение. В частности, перед несколькими однородными членами предложения после обобщающего слова: "В музее был представлен весь утренний наряд королевы: вуаль, туфли и халат". Когда предложение не содержит союзов, то перед второй его частью рекомендуется поставить двоеточие в том случае, если она дополняет первую его часть или что-либо поясняет. Также двоеточие используется перед прямой речью после слов автора. Например: Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?»

Какой из знаков создает самые большие трудности?

Тире - самый многозначный знак препинания. Его употребляют в том случае, когда в предложении пропущены слова или оно не полное, то есть когда пропущен глагол-связка "есть", "быть" и тому подобное. К примеру: «Сказка - жанр фольклора, в котором задействованы волшебные персонажи, и происходят волшебные события», - или: "Лотос - цветок редкой красоты", - или: "Тире - знак препинания". То есть здесь этот знак препинания стоит между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными. Тире ставится перед обобщающим словом, которое резюмирует предшествующее перечисление путем употребления однородных членов. "Лотос, шафран, роза - это все цветы, которые считались священными и очень почитались в древних культурах во всех уголках нашей планеты". Еще этот знак препинания ставится, если подлежащее-существительное стоит в именительном падеже, а сказуемое-глагол употреблено в неопределенной форме: "Настоящий героизм - пойти и сказать правду в глаза человеку".

Можно и нужно ставить тире, если и подлежащее, и сказуемое выражены глаголами в неопределенной форме: "Правильно и без ошибок писать - уважать того, кто будет читать ваше письмо".

А как же кавычки и скобки?

Кавычки чаще всего используются при Ими отделяются слова автора от прямой речи или цитаты. Также этим способом выделяют отдельные слова, которые не подходят по стилистике речи или не очень точно подобраны. Смотрите сами: "Глава партии сообщил о том, что государство «стонет» под угнетением преступников и «продажных правителей»!" Кавычками можно подчеркнуть непрямое значение слов или проявленную иронию: "Эти «спасители Отечества» без особого труда доведут нашу страну до беды!"

Скобками выделяют высказывания, которые несут в себе не основную, а второстепенную информацию: "Роза (посаженная мною) будет напоминать вам о тех счастливых временах". Таким образом, пунктуация в предложении зависит не только от строгих правил, но и в какой-то степени от желания и намерения автора.

Необычные знаки препинания

Иногда писатели используют и необычные например, парную запятую, которой выделяется определенная часть предложения. По такому же принципу можно использовать и тире. В своем значении парная запятая и тире здесь выступают в качестве скобок. И если запятыми можно выделить конструкцию предложения, то при помощи тире обозначают часть предложения, которая по смыслу совсем выбивается из общего текста. Проверка пунктуации в этом случае поможет не ошибиться и верно интерпретировать значение текста в целом.

Если говорить о знаках препинания вообще (не только в предложении), то на это место может претендовать и знак параграф (§), который чаще используют в заголовках, рамки и выделенные элементы в заголовках, подпунктах и названиях в тексте. Принимая во внимание все вышеизложенные правила, можно понять, что проверка орфографии и пунктуации - это то, на что нельзя жалеть времени при написании любого текста. Это просто показатель вашей образованности. Надеемся, в статье мы ответили на вопрос о том, что такое пунктуация.

Пуктуация (позднелат. punctuatio, от лат. punctum - точка) – это

Со­брание правил постановки знаков препи­нания;

Расстановка знаков препи­нания в тексте;

То же, что знаки препи­нания.

Зна­ки препинания указывают на границы самостоятель­ных, законченных предложений, служат для отделения частей сложного предложения, для выделения некото­рых членов предложения. Одновременно знаки препи­нания выполняют функцию передачи определенных смысловых оттенков.

Например:

Какие сегодня новости? (= вопрос, «что произошло?»). - Какие сегодня ново­сти? (= утверждение, «произошло что-то удиви­тельное»)

Пришел первый раненый боец (= «один из бойцов»). – Пришел первый раненый боец (Пан.) (= «первый пришедший, раненый был боец»).

Пунктуация как система знаков препинания и пра­вил их употребления - необходимый компонент письменной формы речи. Пунктуация имеет обязательный и обществен­ный характер; значение и употребление знаков препинания определяется нормой, одинаковой для пишущего и читающе­го. Текст, написанный без знаков препинания (и без пропис­ных букв!), читается в три-пять раз медленнее, чем текст грамотно оформленный. С помощью пунктуации передается членение текста, его целенаправленность, структура и основ­ные особенности интонации.

Например:

Далеко над морем блеснула молния и послышались глу­хие раскаты грома.

- Как душно перед грозой! - сказал фон Корен. - Бьюсь об заклад, что ты уже был у Лаевского и плакал у него на груди.

- Зачем я к нему пойду? - ответил доктор, смутив­шись. - Вот ещё! (Ч.)

В основе русской пунктуации лежат два принципа:

- синтаксический;

- смысловой.

Правиль­ная расстановка знаков препинания помогает пишущему точнее выразить свои мысли и чувства, а читаю­щему - верно их воспринять.

Значение правил пунктуации и умение их верно применять является практически необходимым навы­ком. Как говорил А.П. Чехов, знаки препинания служат «нотами при чтении».

Принципы русской пунктуации - это основы современных пунктуационных правил, определяющих опти­мальное использование знаков препинания. Надо помнить, что назначение знаков препинания - помогать отразить на письме звучащую речь таким образом, чтобы ее можно было понять, воспроизвести однозначно, без вариантов. Задача очень сложная. Знаки препинания отражают смысловое и структурное членение речи, а также ее ритмико-интонационное строение.

Вряд ли можно построить все правила на одном принци­пе - смысловом, формальном или интонационном.

Напри­мер, стремление отразить все структурные компоненты ин­тонации очень осложнило бы пунктуацию, так как пришлось бы отмечать знаками все паузы.

Например:

Мой отец \\ был бедный крестьянин;

Над лесом \\ взошла луна;

Дед попросил Ваню \\ нарубить и принести дров и т. д.

Отсутствие знаков в таких положениях не затрудняет чтение текстов, воспроизведение их интонации. Не отражается знаками препинания с полной последовательностью и формальное строение предложения.

Например:

однородные сочинительные ряды при одиночном и: Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и тумана­ми, с криком птиц и яркостью звёздного света (Пауст.)

Современная пунктуация опирается и на смысл, и на структуру, и на ритмико-интонационное членение высказыва­ния в их взаимодействии.

Знаки препинания - это графические (пись­менные) знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию. Знаки препинания употреб­ляются по правилам, которые необходимо для того, чтобы пи­шущий и читающий одинаково понимали смысл и строение текста.

Русские знаки препинания включают:

1) точку, вопросительный знак, восклицательный знак - это знаки конца предложения;

2) запятую, тире, двоеточие, точку с запятой - это знаки разделения частей предложения;

3) скобки, кавычки («двойные» знаки), которые выделяют отдельные слова или части предложения, для этого же упо­требляются запятая и тире как парные знаки; если выделяе­мая конструкция стоит в абсолютном начале или в конце предложения, то употребляется одна запятая или тире: Я в деревне скучал, как щенок взаперти (Т.);Кроме рек, в Мещорском крае много каналов (Пауст.); «Эй, а ты. куда, ма-маша?» - «А туда ж, - домой, сынок» (Тв.);

4) многоточие; будучи знаком «смысловым», оно может ставиться в конце предложения для указания на особую зна­чимость сказанного или в середине для передачи сбивчивой, затрудненной либо взволнованной речи: Что такое ужин? Проза. Вот луна, звёзды... (Остр.); «Отец, не кричи. Я тоже скажу... ну, да! Ты прав... Но твоя правда узка нам...» - «Ну да! Вы... вы! Как же... вы образовались... а я дурак! А вы...» (М. Г.)

Особое, сложное значение передают сочетания знаков пре­пинания. Так, употребление вместе вопросительного и вос­клицательного знаков оформляет риторический вопрос (т. е. усиленное утверждение или отрицание) с эмоциональной окраской.

Например:

Кто же из нас не думал там о войне?! Конечно, все думали (Сим.);

Негодяй и вор, одним словом. И за такого человека выходить замуж? Жить с ним?! (Ч.)

Соединение разных значений может достигаться сочетани­ем запятой и тире как единым знаком препинания (чаще они могут ставиться рядом, каждый по своему правилу: на­пример, тире в бессоюзном сложном предложении после запя­той, не передающей обособление).

Например:

Над лесом небо прояснилось, - бледное солнце пролилось на серые колоколь­ни Белоомута (Пауст.) - грамматическая однородность, пе­речисление передается запятой, а с помощью тире подчерки­вается значение следствия-результата; ср.: Ты, брат, - это батальон. Полк. Дивизия (Тв.) - тире употреблено между подлежащим и сказуемым (перед частицей-связкой это), а за­пятыми выделено обращение

Варианты употребления знаков препинания предус­мотрены пунктуационными правилами. Если допускается по­становка разных знаков, то обычно один из них является ос­новным, т. е. ему предоставляется преимущество. Так, встав­ные конструкции выделяются, как правило, скобками.

Например:

Через несколько дней мы четверо (не считая всевидящих и везде­сущих мальчишек) так сдружились, что почти всюду ходи­ли вчетвером (Пауст.)

Допускается выделение вставной кон­струкции с помощью двух тире.

Например:

А в середине мая была гроза и такой ливень, что по улице - она была не ровная, а по­катая - бурно катилась целая река жёлтой воды (С.-Ц.)

Для скобок данное употребление является основным, а для ти­ре - одним из многих и второстепенным.

Варианты употребления знаков препинания предусмотре­ны правилами оформления бессоюзных сложных предложе­ний.

Например:

при пояснении или мотивации вместо ос­новного знака двоеточия употребляется тире: Разлука приз­рачна - мы будем вместе скоро (Ахм.).

При обособлении определений и приложений наряду с запятыми могут быть употреблены тире: Море - седое, зимнее, невыразимо угрю­мое - ревело и неслось за тонкими бортами, как Ниагара (Пауст.); Цветная осень - вечер года - мне улыбается светло (Марш.).

Возможно выделение обособленных опреде­лений и приложений двумя знаками - запятой и тире одно­временно: Долетел спокойный мужественный гудок, - оке­анский, в три тона (Пауст.)

Варианты постановки знаков допускаются и некоторыми другими правилами: в частности, запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложе­нии, запятой и восклицательного знака при обращении, вос­клицательного знака и вопросительного с восклицательным при риторическом вопросе и др.

В некоторых случаях проявляется вариантность в возмож­ности употребления или неупотребления знаков препинания.

Например, оборот с предлогами кроме, наряду с и др. («обо­собленное дополнение») может быть не выделен, если употреб­лен со значением включения; непоследовательно выделяются вводные слова: действительно, в самом деле, прежде всего, преимущественно и др. (они могут выделяться вместе с при­соединяемым существительным).

Необязательные (факультативные) знаки препинания - это знаки, постановка которых четко не определена правилами пунктуации. Их употребление связано с передачей на письме паузы, которая или отражает пропуск сло­ва (в месте пропуска ставится тире).

Например:

Нет, товарищ, не забудь на войне жестокой: у войны короткий путь, у любви - да­лёкий (Тв.);

Есть захотелось, пояс - потуже, в руки вин­товку и на фронт (М.), или подчеркивает отсутствие грамма­тической связи между стоящими рядом словоформами, не со­ставляющими словосочетания (в этом месте ставится тире) В этом крике - жажда бури (М. Г.);

За городом - поле. В полях - деревеньки. В деревнях - крестьяне (М.).

По вопросу об основах русской пуктуации выделились три основных направления:

Логическое,

Синтаксическое,

Интонаци­онное.

Теоретиком логического, или смыслового, направления был Ф.И. Буслаев, сформулировавший назначение пунктуации следующим образом: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования дру­гому, то и знаки препинания имеют двоя­кое назначение:

1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно пред­ложение от другого или одну часть его от другой,

1) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающе­му».

В современной русистике смысловое пони­мание основ русской пуктуации нашло выражение в работах С.И. Абакумова и А.Б. Шапиро. Первый из них счи­тал основным значением пунктуации указание на расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мыс­ли при письме. А.Б. Шапиро видел основную роль пунктуации в обозначении тех смы­словых отношений и оттенков, которые, бу­дучи важны для понимания письменного текста, не могут быть выражены лекси­ческими и синтаксическими средствами.

Синтаксическое направление в теории пунктуации, получившее широкое рас­пространение в практике её преподава­ния, исходит из того, что знаки препи­нания призваны в первую очередь делать наглядным синтаксический строй речи, выделять отдельные предложения и их части. Виднейший представитель этого направления Я.К. Грот считал, что посредством основных знаков пре­пинания даётся «указание большей или меньшей связи между предложениями, а отчасти и между членами предложений», которое служит «для облегчения читателю понимания писаной речи».

Представители интонационной теории пунктуации полагают, что знаки пре­пинания служат для обозначения ритми­ки и мелодики фразы, иначе фразовой интонации (Л.В. Щерба), что они в огромном большинстве случаев отража­ют не грамматическое, а декламационно-психологическое расчленение речи (А.М. Пешковский) и нужны «для передачи мелодии речи, темпа ее и пауз» (Л.А. Булаховский).

Несмотря на расхождения во взглядах представителей разных направлений, об­щим у них является признание коммуни­кативной функции пунктуации как важного сред­ства оформления письменной речи: зна­ки препинания указывают на её смысловое членение. Вместе с тем в значительной степени русская пунктуация строится на синтаксиче­ской основе, как это показывают форму­лировки большинства пунктуационных правил. В ряде случаев русская пунктуация связана также с интонацией. Всё это придаёт русской пунктуационной системе большую гиб­кость: наряду с обязательными правила­ми она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допус­кающие пунктуационные варианты, свя­занные не только со смысловой стороной письменного текста, но и с его стилисти­ческими особенностями (Д.Э. Розенталь).

Основной единицей пунктуации являетсяпунктограмма (от лат. рunctum - точка и греч. gramma - письменный знак, запись) - закономерно воспроиз­водимый в письменной речи знак препи­нания, соответствующий правилам пунктуации, напр, тире между подлежащим и сказуемым, точка в кон­це предложения, двоеточие в бессоюзном сложном предложении, двоеточие и ти­ре в предложении с обобщающим словом при однородных членах, запятые при обособлении второстепенных членов (оп­ределений, приложений, обстоятельств и т.д.), скобки при вставных конструк­циях и т.п. Перечень пунктограмм соответствует перечню частных правил пунктуации. По степени обобщённости отражаемого правила пунктограммы бывают разных типов, например, запятая при однородных членах с со­единительными союзами или вообще при однородных членах. В понятие пунктограммы вклю­чается и отсутствие знака в том или ином месте предложения, если это отсутствие значимо, т.е. регламентировано прави­лами, например, отсутствие запятой между частями сложносочинённого предложения с общим членом, отсутствие запятой меж­ду двумя придаточными, соединёнными союзом и. Термины «пунктограмма» и «знак препи­нания» не тождественны: первый вклю­чает наименование оформляемой знаком синтаксической единицы, второй лишь указывает на элемент графической си­стемы языка.

Термин «пунктограмма» возник в 70-е гг. 20 в. по аналогии с термином орфограмма. Бытует как «рабочий» термин в среде мето­дистов школы, используется в методиче­ской и дидактической литературе, адресован­ной учителям, употребляется в сочета­ниях типа: пунктограммы, изучаемые в 8-м классе; перечень пунктограмм, изучаемых в 4-м классе; пунктограммы, связанные с выделением структурных частей предложения. Однако в самой школьной практике термин не закрепился (вместо него употребляется сочета­ние «пунктуационные правила»), не ре­гистрируется и лингвистическими сло­варями, в т.ч. терминологическими.

В художественном тексте знаки препинания прежде всего выполняют общую функцию русской пунктуации, т. е. осу­ществляют грамматическое и смысловое членение текста. Од­на из общих задач пунктуации - участие в передаче на пись­ме интонации предложения. Для художественного текста эта задача очень важна. Чтение («воспроизводство») его требует особенно выразительной интонации. По этому поводу писа­тель К. Г. Паустовский высказался образно и очень точно: «Знаки препинания - это как нотные знаки». Поэтому автор художественного текста - прозаик, поэт и, особенно, драма­тург - должен учитывать необходимость правильного «проч­тения» знаков.

Особенной смысловой емкостью и выразительностью обла­дают двоеточие и тире, которые авторы порой упо­требляют одно вместо другого, желая усилить какой-либо от­тенок смысла.

Например:

Тёркин знал, что в этой схватке он слабей: не те харчи (Тв.) - двоеточие в соответствии с правилом передает значение мотивации, причины;

Пускай толпа растопчет мой венец: венец певца, венец терновый (Л.) - двоеточие употреблено вместо «правильного» тире и подчеркивает пояснительное значение

Тире нередко употребляют вместо запятой для переда­чи (и чтения) паузы; эта особенность интонации привлекает внимание, усиливает значение следствия, противопоставле­ния.

Например:

Послушайте! Ведь если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? (М.);

Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору - а доказать ничего не умею! (М.)

Наконец, тире используется как чисто «автор­ский» знак препинания, который обозначает и заставляет вос­произвести паузу (по общим правилам, никакого знака в этом месте быть не должно). Так подчеркивается значительность сказанного, в особенности части высказывания после тире.

Например:

За­кона - нет. Есть - команда. Налево кругом марш! И - ступай! (М. Г.)

Многообразные функции выполняет в художественном тексте многоточие; в основном они относятся к изобра­зительности, выразительности речи. Чаще всего этот знак препинания оформляет речь взволнованную или затрудненную. Он употребляется и тогда, когда говорящий останавлива­ется, подбирая слово (или слова).

Например:

Тебе нужно согласиться, что с этим рабочим ты вела себя... довольно бестолково (М. Г.)

Многоточие также может указывать на то, что в речи сообщается о неожиданных поворотах событий.

Например:

Спор громче, громче; вдруг Евгений Хватает длинный нож, и вмиг Повержен Ленский; страшно тени Сгустились; нестерпимый крик Раздался... хижина качнулась... И Таня в ужасе проснулась... (П.)

С помощью многоточия оформляется прерванное высказы­вание, а также передается косноязычная речь.

Например:

Да какое вы имеете право? Да как вы смеете? Да вот я... Я служу в Пе­тербурге. Я, я, я... (Г.)

Например:

Я сам всё знаю! Я - видел небо... (М. Г.) - здесь тире пере­дает паузу, с помощью которой говорящий подчеркивает зна­чительность сказанного, а также собственную «значитель­ность»;

Огонь пулемётный площадь остриг. Набережные - пусты (М.)

Авторские знаки препинания не являются произвольны­ми и «пустыми», они передают какой-либо добавочный смысл. Чаще всего в качестве авторских знаков используются тире и многоточие. Тире обычно подчеркивает противопостав­ление и выделение второй (после знака) части.

Например:

Рождённый ползать - летать не может!.. (М. Г.);

А уснуть захочу пос­ле долгих погонь, я к тебе прилечу - мотыльком на огонь (Рожд.);

Снова сунутся? Ну что же, в обороне нынче - я... (Тв.);

Разве ты можешь супротив закону идти? А ты - по­шёл! (М. Г.)

Аналогично может употребляться многоточие, но чаще всего оно передает речь сбивчивую, взволнованную или за­трудненную, «корявую».

Например:

Жили и лучше... да! Я... бывало.., проснусь утром и, лёжа в постели, кофе пью... кофе! - со сливками... да! (М. Г.)

Например:

Луг - болото - поле - поле, над речонкой ивы. Сладко дышится на воле! Все цветы красивы! (Бальм.)

Пунктуация — это собрание правил о постановке знаков препинания. Знаки препинания (препинание — «остановка, перерыв») — это знаки, которые ставятся между словами или группами слов в письменной речи.

Пунктуация, как и орфография, составляет часть графической системы, принятой для данного языка, и должна быть так же твердо усвоена, как и буквы алфавита с их звуковыми значениями, для того чтобы письмо точно и полностью выражало содержание высказывания. (Шапиро А. Б. Современный русский язык.)

«Знаки препинания — ноты при чтении» — так характеризовал А.П. Чехов пунктуацию в одном из писем, датированных 1888 г. Знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит смысловое членение речи. В отличие от орфографии, правила которой строятся с опорой на фонетический и морфологический строй каждого языка, пунктуация в значительной мере носит интернациональный характер. Пунктуация изобретена типографами братьями Мануциями в середине XV в. и в основных чертах была принята большинством народов Европы.

В современном русском языке 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, двоеточие, точка с запятой, запятая, тире, двойное тире, скобки.

К знакам препинания условно можно отнести также кавычки. Кроме того, для чтения текста используются пробелы между словами, красная строка (начало абзаца) и другие графические средства.

По своей функции знаки препинания делятся на две группы: разделительные (отделительные) и выделительные .

К разделительным знакам препинания относятся: точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире. Разделительные знаки, как правило, однофункциональны (кроме запятой и тире), они употребляются для отделения одних отрезков речи от других и всегда выступают как одиночные знаки.

Пример:

Встречают нас годы, призывно трубя. Пульсирует кровь без умолку… Самоотдача — отдача себя людям, призванию, долгу. Если другим твоя жизнь нужна, это ли не удача! Пусть же всегда, во все времена главенствует самоотдача! (Я. Татьяничева)

Выделительные знаки препинания — это двойные (парные) знаки. К ним относятся: скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые. С помощью этих знаков выделяются различные отрезки и смысловые единицы речи.

Пример:

Твердят: «Строка твоя проста!» — Проста, да не обобрана! Она, как ягода с куста, твоей рукою собрана. (Л. Татьяничева)

Многие знаки препинания являются многофункциональными, многозначными. Помимо функции расчленения текста, знаки препинания могут иметь и другие функции. Так, они могут употребляться в дифференцирующей функции.

Пример:

Наша задача завтра — сдать экзамен; Наша задача — завтра сдать экзамен.

Употребление знаков препинания, как и правила русской орфографии, регламентируется «Правилами русской орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 г.

В основу правил русской пунктуации легли три основных принципа: логический (смысловой), структурно-синтаксический и интонационный.

Ф.И. Буслаев, представитель логического направления в русской грамматике, так определял назначение знаков препинания: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение:

1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой,

2) выра-жают ощущение лица говорящего и его отношение к слушающему…» Ф.И. Буслаев отмечал также, что система знаков препинания в русском языке основывается «не только на грамматическом разборе, но и на правилах риторического изложения мыслей».

Таким образом, знаки препинания помогают расчленить текст на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме (смысловое членение), делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части (синтаксическое членение), служат для обозначения интонационного оформления, а также для обозначения фразовой интонации, ритмики и мелодики фразы.

Надо иметь в виду, что одни правила пунктуации отражают только структурно-синтаксический принцип (например, постановка знаков препинания между частями сложного предложения), другие — смысловой и интонационный принцип (например, постановка знаков препинания при обособленных членах); в основу третьих положены все три принципа (например, постановка вопросительного знака в конце вопросительного предложения).

В отличие от правил орфографии, правила пунктуации допускают, наряду с обязательной постановкой знаков препинания, факультативное их употребление.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Знаков пунктуации всего 10. Но на письме они помогают выразить всё многообразие оттенков смысла устной речи. Один и тот же знак может употребляться в разных случаях. И при этом играть разную роль. В 20 главах изложены главные закономерности расстановки знаков препинания, которые изучаются в школе. Все правила иллюстрируются наглядными примерами. Удели им особое внимание. Запомнишь пример — избежишь ошибки.

  • Введение: Что такое пунктуация?

    §1. Значение термина пунктуация
    §2. Какие знаки препинания употребляются в письменной речи на русском зыке?
    §3. Какую роль играют знаки препинания?

  • Глава 1. Знаки законченности-незаконченности мысли. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Многоточие

    Точка, вопросительный и восклицательный знаки
    Многоточие в конце предложения

  • Глава 2. Знаки незаконченности высказывания. Запятая, точка с запятой

    §1. Запятая
    §2. Точка с запятой

  • Глава 3. Знак незаконченности высказывания. Двоеточие

    Зачем нужно двоеточие?
    Двоеточие в простом предложении
    Двоеточие в сложном предложениии

  • Глава 4. Знак незаконченности высказывания. Тире

    §1. Тире
    §2. Двойное тире

  • Глава 5. Двойные знаки. Кавычки. Скобки

    §1. Кавычки
    §2. Скобки

  • Глава 6. Пунктуация простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

    Тире ставится
    Тире не ставится

  • Глава 7. Пунктуация простого предложения с осложнённой структурой. Знаки препинания при однородных членах

    §1. Знаки препинания при однородных членах без обобщающего слова
    §2. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

  • Глава 8. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным определением

    §1. Обособление согласованных определений
    §2. Обособление несогласованных определений
    §3. Обособление приложений

  • Глава 9. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным обстоятельством

    Обстоятельства обособляются
    Обстоятельства не обособляются

  • Глава 10. Пунктуация простого предложения, осложнённого уточняющими или поясняющими членами предложения.

    §1. Уточнение
    §2. Пояснение

  • Глава 11. Пунктуация простого предложения, осложнённого вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями

    §1. Предложения с вводными словами
    §2. Предложения с вводными предложениями
    §3. Предложения со вставными конструкциями

  • Глава 12. Пунктуация при обращении

    Обращения и их пунктуационное оформление в письменной речи

  • Глава 13. Пунктуация при сравнительных оборотах

    §1. Выделение запятыми сравнительных оборотов
    §2. Обороты с союзом как: сравнительные и не сравнительные

  • Глава 14. Пунктуация при прямой речи

    §1. Пунктуационное оформление прямой речи, сопровождаемой словами автора
    §2. Пункуационное оформление диалога

gastroguru © 2017