Что такое политическая власть обществознание. Государство, его функции. Власть в государстве

Мы часто сталкиваемся с понятиями политической власти, политических партий. Мы слышим о них по телевидению, радио, читаем в газетах. Попробуем разобраться, что такое политика, для чего она существует, как реализуется, почему общество не может существовать без власти.

Политика

Под политикой понимают деятельность, которая связана с отношениями между крупными группами людей, социальными слоями и даже целыми нациями. Она предполагает участие в государственных делах и включает в себя те цели и методы, которые используются, чтобы добиться реализации интересов больших социальных групп.

Так как в обществе существует много различных групп, то интересы, которые им присущи, также могут сильно отличаться. Одни могут поддерживать действующее правительство, другие относится к нему критически. Возникает борьба за власть.

Политическая власть

Под властью мы понимаем ситуацию, когда кто-то обладает полномочиями по руководству, управлению другими людьми. Она проявляется в разных ситуациях.
Властью обладают:

  • президент по отношению к гражданам;
  • офицер по отношению к солдатам;
  • учитель по отношению к ученикам.

Особенности власти:

  • властные полномочия дают возможность отдавать приказы и требовать их исполнения;
  • политическая власть распространяется на большие группы людей;
  • власть опирается на такие институты, как полиция, армия, суд, для контроля исполнения приказов и применения санкций для тех, кто их игнорирует или выполняет недобросовестно.

Роль политики и власти

В современном обществе политика и власть играют важную роль. Они влияют на различные сферы жизни общества. Власть ежедневно управляет теми процессами, которые происходят в обществе.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Значение политики и властью определяется важностью управления государством, так как без него невозможно установить порядок, поддерживать стабильное развитие и обеспечивать нормальную жизнь граждан.

Средства массовой информации

В современном обществе велика роль интернета, телевидения, радио, газет. С помощью средств массовой информации люди узнают новости, высказывают свое мнение о том или ином событии.

Большую роль СМИ играют также и в политике, так как в них находят непосредственное отражение действия власти, освещаются заявления политиков, и происходит их обсуждение специалистами и рядовыми гражданами.

Значение средств массовой информации состоит в том, что они:

  • дают представление о работе органов власти, о деятельности партий и иных организаций, о назревших проблемах;
  • вовлекают людей в политическую сферу, формируют мнение о событиях в стране;
  • быстро реагируют на все значимые события и транслируют их, вызывая отзывы людей;
  • поднимают актуальные проблемы, заставляя власть обратить на них внимание.

Нельзя забывать, что в средствах массовой информации не всегда передается объективная и достоверная информация. Случается так, что выбирается тот материал, который интересен его издателю, отвечает его взглядам. Некоторым событиям могут быть даны личные оценки, которые не всегда соответствуют реальности.

Что мы узнали?

Изучив тему по обществознанию (9 класс), мы выяснили, что политика и власть играют важную роль в жизни общества, так как от них зависит развитие государства, его взаимоотношения с гражданами и другими странами, положение социальных групп, их возможность, либо невозможность, выражать свое мнение и реализовывать потребности. Большую роль в современной политической системе играют также средства массовой информации, которые моментально реагируют на происходящие события и выражают мнение людей по разным вопросам.

Раскроем понятие власти, ее роль в обществе, структуру, виды власти.

Власть – это способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств: авторитета, права, принуждения (включая прямое насилие) и других.

Термин власть употребляется также для обозначения ее субъектов , носителей власти, выборных лиц или органов, например: общее собрание всех членов первобытного рода, старейшина, вождь, жрец, парламент, правительство и.т.д.

Без власти в обществе наступит хаос, поэтому оно пронизано властными отношениями.

Власть в обществе порождается потребностью управления, необходимостью согласования общих целей при наличии многообразных интересов, ценностей, потребностей. Она обусловлена также социальной асимметрией, т.е. природным и социальным неравенством людей.

В динамике власть всегда есть отношение между людьми - властеотношение . Структура властеотношения: субъект, объект, само властное воздействие.

Субъект власти – это носитель власти, от которого исходит властный импульс, это активное начало власти. Субъект власти наделен сознанием и волей подчиняет своей воле объект. Например, субъектом власти может быть лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество.

Объект власти – это те, на кого направлено властное подчиняющее воздействие. Особенность объекта власти заключается в том, что он тоже наделен сознанием и волей и может выступать субъектом власти в других властеотношениях. Объектами власти могут быть те же, кто является ее субъектами, т.е. лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество. Важно, что объект власти в одном властеотношении может стать субъектом в другом властеотношении.

Властное воздействие – это связь и взаимодействие между субъектом и объектом власти, которое возникает в процессе реализации власти. Оно заключается в том, что со стороны субъекта осуществляется проявление воли, вплоть до ее навязывания, а со стороны объекта власти осуществляется подчинение субъекту. Подчинение может быть добровольным, когда воля субъекта власти совпадает с волей объекта либо принудительным. Существуют властеотношения, в которых объект и субъект власти совпадают, например, в родовой общине, когда решения принимаются общим собранием.



В статике в структуре власти различают волю и силу. Воля является базовым компонентом власти, т.к. во власти всегда проявляется воля властвующего субъекта: индивида, группы людей, социального класса, народа, общества в целом. В государственной власти может проявляться воля большинства общества, либо воля класса, либо какой-то группы людей – аристократии, олигархии, технократии и т.д. Сила власти подтверждает ее волю, приводит волю в действие, воплощает в жизнь. Сила власти проявляется в авторитете, в идеологическом воздействии, в праве, в принуждении, в прямом насилии. Сила государственной власти воплощается в государственных органах – органах управления, и особенно органах принуждения – армии, полиции, тюрьмах ит.д.

Виды власти. Поскольку общество пронизано властными отношениями, существует множество видов власти.

Неформальная власть . В малых социальных группах (семья, объединение по интересам, школьный класс, студенческая группа), где все друг друга знают и персонально контактируют власть держится на авторитете лидера. Авторитет зависит от личностных качеств, заслуг, одаренности.

Формальная власть . В политических партиях, государстве, крупных корпорациях, в иных организациях власть опирается на положение и внешнее воздействие официальных органов управления и должностных лиц. При этом имеет значение не личностные качества носителей власти, а их официальный статус. Объект власти вынужден подчиняться безличным правилам и велениям.

Соответственно сферам жизни общества различают духовную, социальную, экономическую, политическую власти, информационную, теневую, военную, семейно-бытовую, религиозную и другие. Одним из основных видов является политическая власть. Она подразделяется на международную, государственную, партийную, муниципальную, региональную. Цель политической власти – регулирование и управление процессом общественной и государственной жизни. Самой высшей и развитой формой политической власти является государственная власть.

Государственная власть – это отношения господства и подчинения, связанное с управлением, координацией волевых действий людей, опирающееся на организующее воздействие и возможность принуждения со стороны государства . Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия. Государственная власть осуществляет управление обществом в пределах определенной территории.

Методы, способы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта зависят от социальных интересов и волевой установки сторон. При совпадении интересов и воли субъектов для осуществления власти достаточно информационного воздействия. При расхождении интересов и воль возможны пути: а) согласование, стимулирование, разъяснение, убеждение; б) принуждение (в т.ч. прямое насилие).

Выводы. Власть в обществе проявляется через социальное управление и социальное регулирование. Социальные нормы определяют субъектов власти, объем властных полномочий, меру ответственности, возможность и меру принуждения. Управленческие структуры реализуют властные полномочия, определенные в социальных нормах, используя при этом управленческие средства – авторитет, обычаи, право, принуждение, информацию, богатство и другие.

Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности - рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) - подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов - неполитическая и политическая (государственная).

Власть - явление надстроечное, ее природа, свойства, функции определяются экономическими отношениями, базисом общества. Однако она не может функционировать помимо воли и сознания людей. Воля есть важнейший элемент любой социальной власти, без учета которого невозможно понять ее природу и суть отношений властвования. Сказанное обусловлено тем, что власть означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, ас другой- подчинение подвластных этой воле. Воля прочно соединяет власть с ее субъектом: власть принадлежит той социальной общности, воля которой в ней воплощена. Бессубъектной, т. е никому не принадлежащей, власти нет и быть не может. Вот почему в учении о власти важное место занимает понятие «властвующий субъект» - первоисточник, первоноситель власти.

Власть невозможна и без объектов своего воздействия - индивидов, их объединений, классов, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают, но чаще всего властвующие и подвластные отчетливо различаются и занимают различное положение в обществе.

Подчеркивая значение воли как одного из определяющих элементов власти, не следует умалять и других ее структурных элементов, в частности такого, как сила. Власть может быть слабой, но лишенная силы, она перестает быть реальной властью, так как не способна претворять властную волю в жизнь. Власть бывает сильна поддержкой, доверием народных- масс, т. е. опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей воли подвластным часто использует силу идеологического воздействия, в том числе и обман, и популистские обещания. Но власть, особенно государственная, имеет предметно-материальные источники силы - органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.

Власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается, проявляется в особом виде отношений - властеотиошениях, суть которых заключается, как уже отмечалось, в единстве двух проявлений: передачи (навязывания) воли властвующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле. Влас-теотношения отличаются ярко выраженной целенаправленностью. Определяющая черта власти - способность властвующих навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти, выражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольного ее использования. Она нередко становится предметом острой борьбы и столкновений людей, политических партий, слоев и классов.

Добрый день, сегодня вводное занятие к блоку «Политика» «Понятие власти. Государство и его функции». Мы охарактеризуем основные институты политической подсистемы – власть и государство.

Современное понимание политики заключается в понимании многообразных целей и интересов социальных , участвующих в политической деятельности и необходимости координации общественных интересов. Каждый политики (даже , ) представляют интересы социальных групп, стоящих за ними. Например, Наполеон – интересы нарождающейся Ленин – класса

Наиболее корректно сегодня выглядит следующее определение:

Политика – борьба больших групп людей за государственную власть и возможность влиять на нее.

Власть – возможность влиять на поведение другого человека, основной (первый) институт политической сферы.

Власть для политики первична, государство ( обладающий всей полнотой власти) – вторично.

В этом смысле существует значительной число форм реализации (видов власти):

Таким образом, субъектами политической деятельности (активным началом), является государство, лидеры, элиты, народные массы, социальные группы ( институты (
– власть, за которую идет борьба, (материальные и интеллектуальные – например), общественные и их распределение.

Зачем нужна политика? Каково соотношение цели и средств ее достижения в политической деятельности? Решаема ли актуальная во все времена проблема злоупотребления политиками высоким социальным и должностным положением (например,

На эти вопросы мы можем ответить только в рамках нескольких противоположных друг другу подходов к пониманию политики как специфического вида

Для основателей политологии (Аристотеля, продолжавших его традицию мыслителей средневековой Европы), главная задача политика – (сплочение общества) на основе достижения общего блага.

Предлагаем сразу закрепить наше понимание политики как особого вида деятельности. Напомним, что деятельность человека всегда проявляется в ее предназначении, выполняемых функциях. Задание части 2 для форме, будем внимательны.

25 . Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «функции политической деятельности»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о направлениях политической деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида деятельности.

«Функции политической деятельности» – задачи, которые стремятся реализовать обладающие властью субъекты политики.

1. Направлениями политической деятельности являются достижение власти, обеспечение общественного порядка, интеграция социальных интересов.
2. Особенностями политической деятельности является сосредоточение общественных интересов и обладание значительными ресурсами.

Продолжим разговор о политике, определив термин государство.

Государство – основной институт политической системы, обладающий суверенитетом.

Сила и власть

Слайдов: 21 Слов: 588 Звуков: 0 Эффектов: 15

Презентация по теме: «Власть» Обществознание 6-9класс. Обществознание. Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина. (“Кун-цзы” (около 551 – 479 гг.) - древний китайский мыслитель). О чем сегодня пойдет речь на уроке? Власть. Что такое власть? План урока. Компоненты власти. Политическая власть. Государственная власть. Теория разделения властей. Власть зарождается одновременно с человеческим обществом. Основой авторитета является уважение: к знаниям, опыту, достижениям, личным качествам и т.д. - Сила и власть.ppt

Политика и власть

Слайдов: 9 Слов: 375 Звуков: 0 Эффектов: 44

Тема: Политика и власть (§1). Политическая власть. Роль политики в жизни общества. Политическая жизнь и средства массовой информации. 1.Что такое ПОЛИТИКА? Аристотель. Макиавелли. Выделил политику в самостоятельную науку. 2. Политическая власть. Задание: Запишите слова – ассоциации к слову «власть». Власть. Экономическая. Политическая. Государственная. Военная. Духовная. Родительская. Государственная власть – власть, осуществляемая профессионалами и опирающаяся на вооружённую силу. Политическая > государственная власть власть. 3. Роль политики в жизни общества. 4. Политическая жизнь и средства массовой информации (СМИ). - Политика и власть.ppt

Политика и политическая власть

Слайдов: 27 Слов: 1504 Звуков: 27 Эффектов: 138

Политика и власть. Общество. Понятия и термины. Проблема. Политическая деятельность и общество. Профессиональные политики. Социальные группы. Политическая деятельность. Участие во власти. Главная проблема. Политическая сфера. Политические институты. Движения. Партия. Нацеленность партий на завоевание. Политическая партия. Политические движения. Типология и функции политических партий. Функции партий. Партийная система в России. Тенденции развития политических партий. Роль политической мобилизации. Политические отношения. Политическая власть. Ряд признаков. Средства воздействия политических субъектов. - Политика и политическая власть.pptx

Власть в государстве

Слайдов: 63 Слов: 2458 Звуков: 0 Эффектов: 247

Политическая сфера. Политика – от греческого «полис» (город-государство). Политика – искусство управления государством. Что такое власть? Трактовки власти. Как влияние: способность воздействовать на поведение людей. Как авторитет: отношение, выражающее добровольное согласие подчиняться приказам властвующего. Как принуждение: влияние, характеризую- щееся высоким уровнем давления. Властная деятельность. Элементы властной деятельности. Властная воля. Властные решения. Властные действия. Виды власти. Принципы устойчивости политической власти. Политическая деятельность. Типы власти. - Власть в государстве.ppt

Обществознание власть

Слайдов: 22 Слов: 904 Звуков: 22 Эффектов: 135

Практикум по обществознанию.9 кл. Презентация по обществознанию. 9 класс. Смирнов евгений борисович.. Расмотреть термины и понятия во взаимосвязи с политическими событиями и явлениями. Термины и понятия. Участие в делах государства…. Политика. Власть распространяющаяся на все общество. Политическая власть. Четвертый вид власти. На что опирается политическая власть. Сила государства. Совокупность органов государственной власти и управления. Государство. Теории происхождения государства. Государство от бога. Результат договора. Теория завоеваний…. Признаки государства. 1.Единство территории. 2.Публичная власть. 3.Суверенитет. 4.Законы. 5.Налоги. - Обществознание Власть.pptx

Легитимность власти

Слайдов: 35 Слов: 1461 Звуков: 0 Эффектов: 121

Власть. Главная проблема. Политика. Стремление к участию во власти. Властное могущество. Власть и ее носители. Основные интерпретации власти. Бихевиористский подход. Определение Макса Вебера. Словарь. Ассиметричность распределения ресурсов. Методы политического властвования. Формы (основания) власти. Рациональные аргументы. Легитимность власти. Легальность власти. Владимир Ленин и Адольф Гитлер. Баррикады у Белого Дома. Белый Дом после подавления путча. Легальность. Критерии легитимности. Уровни легитимации власти. Легитимизация. Факт отдачи приказа. Типы господства. Рациональное (легальное) господство. - Легитимность власти.ppt

Разделение властей

Слайдов: 10 Слов: 222 Звуков: 0 Эффектов: 0

Конституция. Разделение властей. План: Государственный суверенитет. Принцип разделения властей. 1.Государственный суверенитет. Суверенитет – самостоятельность во внутренних и внешних делах. Что нужно для суверенитета? Вопросы для закрепления: В чём отличие «подаренной » монархом Конституции от Конституции, принятой демократическим образом? Какие задачи должна обеспечивать демократическая Конституция? Что такое суверенитет государства? Что обеспечивает суверенную государственность страны? В чём заключается принцип разделения властей? Что даёт человеку, гражданину знание Конституции нашей страны? - Разделение властей.ppt

Принцип разделения властей

Слайдов: 25 Слов: 1273 Звуков: 0 Эффектов: 138

Разделение властей. Типология систем правления. Президентские системы. Меры противодействия узурпации власти. Парламентские системы. Доминирование исполнительной власти. Ассамблейное правление. Рационализированный парламентаризм. Избрание главы исполнительной власти. Подконтрольность ветвей власти. Срок действия правительства. Полупрезидентские системы. Функции выборов. Раскрытие информации. Случайный фактор. Рисунок. Противовесы. Наличие сдержек и противовесов. Общество. Общество может установить правило. Сравнение систем правления. Меньший размер правительства. Затраты на содержание правительства. - Принцип разделения властей.PPT

Обращение к власти

Слайдов: 14 Слов: 730 Звуков: 0 Эффектов: 0

Формы работы с органами власти. Подготовительный этап. Обращения «во власть», подготовка документации. Документы. Письма-обращения. Договоры. Приглашения. Отчеты. Благодарственные письма. Нематериальные ресурсы власти. Что это дает организации. Почему попечители приходят в организацию. Выводы. Деловая игра. - Обращение к власти.ppt

Парламентские уроки в школе

Слайдов: 25 Слов: 2458 Звуков: 0 Эффектов: 0

«Где рождаются законы». История проведения парламентского урока. Республиканский форум учителей истории и обществознания. Парламентские уроки. Познавательная беседа законодателей, педагогов и учащихся. Цели. Российская Федерация - Россия. Парламент. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Контент-анализ учебников. Результаты социологического опроса. Кто такой депутат. Состав Государственного Совета. Портрет идеального депутата. Валеев Разиль Исмагилович. Д. А. Медведев. Парламент Республики Татарстан. -

Властью называется способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств.

Существенными признаками отношений власти можно считать:

1) наличие не менее двух партнеров;

2) приказ, который является выражением воли отдающего его по отношению к тому, кем этот приказ должен быть выполнен, с угрозой санкции за неповиновение;

3) общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказ имеет право это делать, а тот, к кому относится приказ, должен его исполнить;

4) подчинение воле, выраженной в приказе.

С одной стороны, власть в обществе представляет собой механизм, предназначенный для сглаживания и урегулирования социальных конфликтов (конфликтный аспект власти), с другой - организацию для достижения общих целей (целевой аспект власти). Всякое общество нуждается во власти, которая является необходимым условием его функционирования как социальной системы, и поэтому возникает вместе с ним.

В первобытном обществе власть носила непосредственно общественный характер, поскольку все основные вопросы решались на родовых собраниях. Специального же аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами, в родовой организации не было. Однако созывались родовые собрания крайне редко. Их ход, как правило, регулировался и направлялся советом старейшин, который разрешал споры, согласовывал действия членов рода при проведении сельскохозяйственных работ и т. д. Постепенно первобытное общество отходит от принципа равенства всех своих членов как в работе, так и в быту. Власть сосредоточивается в руках вождей, которыми становились мужчины имевшие высокий общественный статус и признание. Они выделялись среди своих сородичей даже внешне - носили отличающую их от других людей одежду. В родовом обществе вожди в основном занимались организацией военных походов и распределением добытого как на войне, так и в процессе хозяйственной деятельности рода, а также осуществляли контроль за обменом и торговлей. В выполнении этих функций им помогал особый штат помощников.

Вождество представляло собой особый тип власти, сложившийся в первобытном обществе на позднем этапе его развития, и являлось одной из разновидностей политической власти. Политической называется такая власть, которая основана на принуждении одной группы людей в отношении другой. Политическая власть начинается там, где способность влиять становится не межличностной (в семье), не узкогрупповой (в отдельной группе, коллективе), а распространяется на отдельные общественные группы и общество в целом. Для осуществления политической власти необходимо:

1) общественное разделение между группой, осуществляющей власть, и группами, в отношении которых эта власть осуществляется;

2) организованное принуждение в общественном масштабе.

Политическая власть обладает свойствами обязательности и принудительности для всех членов общества, правом узаконенного применения силы по отношению к ним. Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственной называется политическая власть, осуществляемая посредством специального аппарата (государства). Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации, общественным мнением и т. д.

Источники (или ресурсы) власти - реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления власти. Широко распространена классификация ресурсов власти на экономические, социальные, культурно-информационные и силовые К экономическим ресурсам относят материальные ценности в самом широком смысле, к социальным - систему различных привилегий и льгот, престижные и высокооплачиваемые должности и т. д., к культурно-информационным - знания и информацию, к силовым - институты физического принуждения (армия, полиция и т. п.). Однако эффективность власти во многом зависит и от ее легитимности (от лат. legitimus - законный). Власть признается легитимной, если она не навязывается силой, а принимается массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Термин «легитимность» был введен в научный оборот известным немецким социологом М. Вебером применительно к господству. Сам Вебер выступал против отождествления понятий «власть» и «господство». Последнее, по его мнению, предполагает, что одна из взаимодействующих сторон требует повиновения, а другая добровольно повинуется. В зависимости от мотивов добровольного подчинения Вебер выделял три типа легитимного господства.

Традиционное господство обусловлено традициями, обычаями, привычкой. Этот тип легитимности опирается на веру не только в законность, но и в святость издревле существующих порядков. Традиционные нормы имеют обязывающую силу по отношению как к населению, так и к правящей элите.

Легальное (или рационально-легальное) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, регулирующих отношения власти. При таком типе легитимности законам подчиняются не только управляемые, но управляющие. Проводником основных принципов рационально-легального господства является бюрократия. В наиболее полном виде легальное господство воплощено в правовом государстве.

Харизматическое господство (от греч. charisma - божественный дар) опирается на авторитет лидера, которому приписываются исключительные черты. Харизма рассматривается как качество и способность, дарованные Богом, природой, судьбой. Харизматический лидер руководствуется в своей деятельности не действующими юридическими нормами, а собственным вдохновением. Неудачи такой власти могут привести к исчезновению веры в необыкновенные качества вождя и разрушению основ харизматического господства. Харизматические лидеры приходят к власти, как правило, в условиях социально-политического кризиса. Поэтому харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. После общественной стабилизации харизматическое господство трансформируется в традиционное или легальное. Традиционный и рационально-легальный типы легитимности более долговременны.

Описанные выше типы политического господства редко встречаются в чистом виде: в реальной политической практике они переплетаются и взаимно дополняют друг друга.

Легитимность может быть как обретена властью, так и утрачена. Поэтому предметом постоянной заботы правящих групп является легитимизация власти, т.е. обеспечение ее признания и одобрения со стороны управляемых. О степени легитимности власти можно судить по уровню принуждения, необходимого власти для проведения собственной политики, по силе проявления гражданского неповиновения (как в активных, так и в пассивных формах), по результатам выборов и т. д.

Легитимность следует отличать от легальности (законности), которая понимается как формальное, правовое закрепление власти в соответствующих государственных актах. Получить юридическую законность (легальность) для тех, кто взял в свои руки власть, несложно. Легальность может быть присуща и нелегитимной власти.


| |
gastroguru © 2017