Что обычно дают батюшке после отпевания. Необходимость отпевания усопшего в церкви. Как проводят отпевание

Зачем нужно отпевание?

Накануне Радоницы мы предлагаем Вам небольшую статью о значении и смысле отпевания, а также отвечаем на некоторые вопросы.

Любые дела, от самых, казалось бы, незначительных до более важных, христианин сопровождает молитвой, обращаясь к Богу за Его благословением. Когда мы просыпаемся, отходим ко сну, садимся за трапезу, мы читаем молитвы; когда мы рождаем ребенка, мы крестим его и тем самым вводим в вечную жизнь, когда женимся - совершаем таинство венчания и так далее. Тем более, когда наш близкий человек умирает, мы усиленно за него молимся. Мы не знаем, раскаялся ли человек в своих грехах перед смертью, не забыл ли покаяться в чем-то важном. И поэтому просим о том, чтобы его душа была прощена и вошла в Царствие Небесное.

Душа усопшего переходит в новый, совершенно иной мир, и проводить ее туда, дать “последнее целование”, нужно достойно. Таинство смерти, как часто его называют, сопровождается особым молитвенным чином - и отпевание является самым важным и, можно сказать, торжественным моментом при погребении тела человека. Отпевание - это то, что приносит пользу душе усопшего. Эту пользу не принесут ни, скажем, минута молчания, какие-то особенные ритуальные принадлежности - венки, цветы и прочее, потому что это что-то упрощенное, а бывает и показное. Отпевая же усопшего, мы, действительно, совершаем для него благое дело.

Кроме того, чин отпевания полезен и для нас. Мы и понимаем, что смерть - это начало вечной жизни, но если Сам Господь плакал, когда его друг Лазарь умер, как не плакать и нам? Ведь случается, что мы хороним не только людей, умирающих от старости, но и детей, супругов, друзей, что кажется нам противоестественным, несправедливым и прочее. Молитвы, которые поются во время отпевания, являются утешением для человека, который находится в скорби.


Еще, совершая отпевание, мы соприкасаемся с вечностью, представляем себя лежащими во гробе, думаем о том, как мы пойдем на Суд к Богу. Бывает, например, что некоторые девушки рассуждают так: я буду, грешить, а потом, как Мария Египетская, покаюсь. Конечно, такая точка зрения недопустима, но, кроме того, мы можем попросту не успеть. Поэтому отпевание назидательно: оно напоминает нам, что нужно быть христианами.

Могут ли наши молитвы на отпевании повлиять на участь усопшего?

Молясь за человека, мы верим, что Господь услышит наши молитвы. Тем более, что Сам Иисус Христос сказал нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20). Поэтому мы надеемся, что когда мы соборно молимся на отпевании о прощении человеку грехов “вольных и невольных”, поем “Со святыми упокой, Христе, душу раба твоего”, Господь пребывает посреди нас.

Важно понимать, что отпевание - это звено в большой цепи духовного делания, которое нам необходимо совершить за наших умерших, любимых людей. Поэтому недостаточно просто прийти на отпевание, постоять с угрюмым лицом и с гвоздиками в руках и снова начать заниматься своими житейскими делами. Все начинается с приуготовления человека к таинству смерти - с причастия умирающего Святых Христовых Таин (если это возможно). Дальше, когда человек умирает, читается канон на исход души - чтобы душа человека укрепилась в такой трепетный час. Перед отпеванием в храме совершается панихида - краткое молитвословие за умершаго. И вот наступает сам чин отпевания - самый важный чин молитв. Опять же, этим ничего не кончается: впереди у нас 40 дней очень важных молитвословий за человека, чтения псалтири дома и молитв на Божественной Литургии.

Дает ли отпевание гарантии, что душа попадет в рай?

Есть семь церковных таинств - это таинства Крещения и Миропомазания, таинство Покаяния (исповедь), таинство Причащения (Евхаристия), таинство брака, таинство священства (хиротония). После совершения таинства Крещения, например, мы можем утверждать, что человек стал христианином, что он теперь - часть Церкви, после хиротонии мы можем утверждать, что человек стал священником и так далее. Таинство всегда что-то гарантирует. Отпевание же не является церковным таинством: это особый чин или молитвословие, и мы не можем быть уверены в том, что человек непременно попадает в рай.

Это должно подтолкнуть нас к тому, чтобы не делать одной рукой добрые, а другой грешные дела. Человек может заниматься восстановлением храма, и, в то же время, вести распутную жизнь - но после смерти и похорон со всеми почестями, вероятнее всего случится как в одной притче, когда ангел не впустил богача в рай, вернув ему все деньги, которые он жертвовал на храмы. Поэтому пользоваться тем, что ты помогаешь Церкви, бессмысленно. Это относится ко всем, не только к тем, кто жертвует средства. Говорят, например, что мыть пол в храме - большая благодать. Но нужно понимать, что только это уборщицу не спасет. Купить билет в Царствие Небесное нельзя.

М ожет ли душа попасть в рай и без отпевания?

Конечно. Отпевание не является условием спасения души. Некоторые монахи, например, относились с величайшим пренебрежением к своей персоне: завещали бросить свое тело в ров, в помойную яму, чтобы бездомные собаки съели их кости и так далее. Можно также вспомнить праведного отрока Артемия Веркольского, которого убила молния, и односельчане, посчитав такую смерть карой небесной, даже не стали его хоронить и просто прикрыли хворостом. А спустя 28 лет обнаружили, что его тело нетленно.

Но не нужно воспринимать отпевание как неважное действо, потому что для умершего человека это главный подарок, который мы можем ему преподнести. В наше время мы сталкиваемся с тем, что люди не хотят отпевать усопшего, так как это связано с немалыми затратами на транспорт и прочее. И если бедной старушке, которая все последние годы жила, молясь и мечтая скорее отойти ко Господу, ничего не будет от того, что ее не отпоют, то, конечно, для ее родственников, пожелавших сэкономить, это может стать тяжким грехом.

Можно ли отпевать усопшего после похорон?

Можно, но только в исключительных случаях. Скажем, матрос погиб на корабле, и его тело было опущено в море, или солдат погиб на войне, и его похоронили ближайшем месте - в таких случаях усопших отпевают после похорон. Возможно также, что в связи с историческими событиями, наши родители, бабушки или дедушки были похоронены не надлежащим христианину образом - тогда тоже можно объяснить священнику ситуацию и совершить чин отпевания - в Церкви или на кладбище.

Однако если родственники собираются назначить отпевание после похорон из-за удобства - это, конечно, неправильно.


Нужно ли получать разрешение на отпевание?

Разрешение на отпевание берется, если вопрос о том, можно ли отпевать человека или нельзя, спорный. Например, если речь идет о самоубийстве. Приходской священник не в праве сам решать, отпевать ему в таких случаях или нет. Такие вопросы решает архиерей. Скажем, если самоубийство было совершено в состоянии психического расстройства - то нужно обратиться в епархиальное управление, чтобы архиерей дал свое благословение и объяснил, как дальше молиться за усопшего.

Кого нельзя отпевать?

Мы не можем отпевать людей, которые сознательно не приняли крещение - потому что они не были частью Церкви. Нужно иметь это в виду и, если есть возможность, стараться беседовать со своими некрещеными родственниками и близкими людьми и пытаться способствовать их крещению - хотя бы чтобы совесть была спокойна, что мы были рядом и сделали все что, от нас зависело. А дальше все зависит от свободной воли самого человека.

Так же мы не можем отпевать людей, которые пошли на самоубийство, и которые жили как явные безбожники, смеялись над Церковью, над «попами».

Но и за них можно молиться, чтобы Господь простил им тяжкие грехи. Потому что у Бога обителей много. Мы можем молиться за них келейно (дома), можем молиться про себя в храме.

Можно ли отпевать наркоманов?

Наверняка, люди, которые страдают наркотической или алкогольной зависимостью, сознательно на это пошли. Но важно понимать, что задача Церкви - не погубить, а, по возможности, оправдать человека. И такие люди не относятся к тем, кого Церкви отпевать запрещается.

Как вести себя на отпевании?

Если человек не знаком с церковными службами, то чаще всего, приходя на отпевание, он становятся лицом не к алтарю, а ко гробу, и всю службу не сводит глаз с усопшего. Это, конечно, неправильно. К сожалению, такая история повторяется из раза в раз - хотя сложно чего-то требовать от человека в тяжелый для него момент.

Но все же отпевание - это молитвословие, которое совершается в храме, и поэтому пришедшие должны молиться за усопшего, прислушиваться к словам священника и хора и пытаться вникнуть в них.

Почему священники совершают чин отпевания в белых облачениях?

Мы надеваем белые облачения, когда крестим и отпеваем - потому что оба эти события являются важнейшими в жизни человека, большими праздниками. Когда человек умирает, он переходит в жизнь вечную, он видит свет, и этот свет - Христос. Поэтому мы, как жены-мироносицы, которые в белых одеждах шли ко гробу Господа, тоже надеваем белые облачения.

А черный цвет - не богослужебный: даже постовые облачения священников выделяются бело-серебряной вышивкой.

Приходящие на отпевание, как правило, надевают черные траурные одежды, хотя это не относится к христианской традиции. Однако не так просто уйти от светских правил в современном мире: во-первых, чаще всего смерть близких людей воспринимается нами как трагедия, а не как праздник, а во-вторых, если все придут на отпевание в черном, а один человек придет в светлом, он может стать причиной для негодований и осуждений.

Если умирающий не был крещен, то, в первую очередь, над ним совершается таинство Крещения. Это - лучшее напутствие для души, готовящейся вступить на дорогу к вечности. Эти Таинства не совершаются над человеком, находящимся в бессознательном состоянии и не способным засвидетельствовать свою волю

Для чего читается «отходная»?

В момент разлучения души с телом, по свидетельству многих, переживших клиническую смерть, человек испытывает чувство томления. Он видит нечистых духов, ужасных обликом, слышит их страшные голоса.

Облегчает переход в вечность чтение над умирающим особых церковных молитв - «Канона молебного на исход души» , который написан от лица умирающего, но может быть прочитан священником или кем-то из близких.

Если человек умирает в больнице, канон можно читать дома. Главное - поддержать молитвой душу в эти самые тяжелые для нее минуты.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

Отпевание - это специальное молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. В его состав входят строго определенные чередования стихир, канона, чтение Апостола и Евангелия. И, поскольку больше половины молитв в нем поется, то в народе это чинопоследование было названо «отпеванием».

Панихида - это просто заупокойная молитва об умершем. Она может совершаться и до отпевания, и после. Чинопоследование, которое называют отпеванием, совершается над усопшим единожды, в день его погребения.

Лития - завершающая часть панихиды. Это богослужение представляет собой весьма краткое моление. Лития за близкого может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и простым мирянином.

Отпевание должно совершаться в храме. В исключительных случаях это чинопоследование совершается прямо на могилах (раньше это допускалось во время ведения военных действий или эпидемий). У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Отпевание и погребение принято совершать на третий день. Первым днем считается сам день кончины. Важно отметить, что в первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают.

Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее Святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и ангелов. Близкие просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. После чтения разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего с поклоном обходят гроб с телом.

В среде не понимающих сути религии людей распространено мнение, что отпевание - это, своего рода, «пропуск в рай». Многие считают, что, если усопшего отпели, то его похоронили «по-людски», и «душа теперь в раю, грехи прощены»! А если не отпели, то душа в рай не пошла, потому что ее туда не пустили.

Это просто безобразное, дикое, оскорбительное, практически магическое восприятие отпевания. Люди, которые так воспринимают это чинопоследование, вообще не понимают того, что происходит. Причина такого невежественного отношения к отпеванию заключается том, что очень часто родственники не имеют представления о том, Кто такой Бог, и для чего Церковь напутствует умерших. В то же время они верят в то, что если душу не отпеть, то она будет не погребена.

Молитвы, произносимые во время отпевания, очень помогают душе, утешают ее.

Но ни в коем случае нельзя думать, что с помощью отпевания мы можем определять состояние этой души в Вечности, а тем более проводить суд над ней! Это ложное понимание смысла отпевания. Это дерзкое навязывание Богу своих желаний и представлений.

При каких обстоятельствах священник может отказать в отпевании?

Он может отказать тогда, когда доподлинно знает, что новопреставленный при жизни хулил Бога или попросил в завещании не отпевать его. В этом случае священник, конечно, не будет этого делать.

Ничего не меняется после отпевания у человека, который при жизни не исповедовал Бога.

Не стоит навязывать душе близкого общение, которого он не хотел при жизни. Не следует делать себя вершителем, равным Богу.

Можно ли отпевать пьяниц, наркоманов и самоубийц?

Пьяниц и наркоманов в нынешнее время Церковь считает порочными людьми. А порочных людей отпевать можно. В эту категорию не входят люди, покончившие жизнь самоубийством. Суицидентов Церковь не отпевает. Исключениями являются только те случаи, когда самоубийца был психически нездоров. Тогда Церковь может отпеть усопшего, но прежде его родственникам надо будет получить специальное разрешение в епархиальном управлении.

Что надо делать тем, кто присутствует на отпевании, чтобы помочь душе усопшего?

Любить! Молитва за умершего должна исходить не только из уст, но и из сердца любящего человека. Он также должен доказывать свою любовь не только словом, но и делом. Когда человек приходит в храм, он должен помнить, во-первых, о том, что отпевание и поминки нужны для молитвы. А искренне молятся обычно не малознакомые люди, и не давние соседи, а те, кому покойный был по-настоящему дорог, то есть близкие ему люди.

Можно ли отпевать новопреставленного вместе с другими покойными?

В народе считается, что «индивидуальное отпевание» приносит гораздо больше пользы душе умершего. Это все ложные суеверия. Никакой разницы нет. В заключение процитирую еще раз митрополита Антония Сурожского, который сказал:

«Мы думаем о смерти всегда как о разлуке. Никогда больше не услышим любимого голоса, никогда не тронем любимого тела, никогда больше не будем жить вместе с человеком той простой жизнью, которая нам так дорога. Но мы забываем, что смерть одновременно является встречей живой души с Живым Богом, вступлением в ту полноту жизни, которая никому не доступна на земле. И вот поэтому сквозь слезы, с раздирающимся от собственной боли сердцем, мы можем радоваться за другого: кончено время борения, страдания, искания, он теперь в другом свете, видит то, что искал, знает, что живет, - жизнь победила. И мы перед гробом таинственно созерцаем величественную встречу Бога и человека, момент, когда завершается весь путь человека, и он приходит домой».

(из статьи Архимандрита Августина)

Напутствие христианина перед смертью

«Во всех делах твоих помни о конце твоем»,- говорит Библия (книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, глава 7, стих 39). Поэтому православные христиане, памятуя о том, что земная жизнь наша временна, а цель ее — достойно соединиться со Христом в Царстве Небесном, стремятся чаще исповедоваться в грехах и причащаться Святых Христовых Тайн. В особенности необходима исповедь и причастие людям, стоящим на пороге вечности.
К умирающему или тяжело больному православному христианину вызывают из храма священника для совершения Таинств исповеди, причащения и елеосвящения (соборования). Важно совершить елеосвящение, т. к. во время этого Таинства человеку прощаются все его невольные грехи, совершенные по незнанию или в которых он забыл покаяться на исповеди (но только не утаенные намеренно).
Если ваш родственник или знакомый тяжко болен, то надо попросить у него прощения и простить ему все, чем он нас обидел или согрешил против вас. Постараться облегчить его страдания и не роптать на его немощь, чтобы он со спокойной душой и в мирном духе отошел ко Господу.
Благоразумно поступают родственники, которые заблаговременно заботятся о христианском напутствии болящего или престарелого. Если болезнь затянулась, то Таинства Исповеди, Причащения и Соборования нужно повторить не единожды.
Очень важно для умирающего последнее напутствие священника, т. к. через Таинство Священства от первых апостолов передается право разрешать грехи кающимся. Апостолам это право дал Сам Христос: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20,23).
Нельзя откладывать Причащение до самого последнего момента, когда умирающий уже не способен ни слышать слов молитв, ни сказать слов покаяния, а то и вовсе отходит в мир иной, не дождавшись христианского напутствия. Родственники больного, умирающего без Святого Причастия, берут на свою душу большой грех.
К сожалению, существует предрассудок, что причащение больного — признак близкой смерти. Забывается при этом, что час смерти в руках Божиих и что Святое Причастие мы принимаем не только «во исцеление души», но «и тела», и люди верующие нередко выздоравливают после причащения или страдания умирающего значительно уменьшаются, ибо Церковь молится «о безболезненной кончине человека».
Умирающему или тяжело больному нужно ежедневно давать просфору и святую воду натощак, заказывать о его здравии молебны, подавать записку с его именем на литургию. У его постели можно читать акафисты, Псалтирь с поминовением его о здравии на «Славах».
Христианское напутствие помогает человеку отойти в мир иной со спокойной душой и очищенной совестью. Родственники больного должны помнить, что последними часами жизни умирающего во многом определяется вся его загробная участь: в чем застал Господь человека, в том и будет судить. Не лишайте ваших близких возможности достойно подготовиться к переходу в иную жизнь!

Кончина человека

Если положение больного безнадежно, то при явных признаках приближающейся смерти священник читает отходную молитву — «Канон молебный при разлучении души от тела» или более полно он называется «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». Родственники сами могут прочитать этот канон, если невозможно пригласить священника, кроме чтения «молитвы, от иерея глаголемой на исход души», которая находится в конце канона. Этот канон читается «от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати» и имеется в православных молитвословах. Чтение канона мирскими людьми начинается возгласом: «Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас», затем следуют предначинательные молитвы: «Трисвятое», «Пресвятая Троице», ‘»Отче наш» и далее по молитвослову.
При чтении канона возжигается свеча и лампадка перед домашней святой иконой. Если дома иконы нет, то нужно обязательно приобрести в храме иконы Спасителя и Божией Матери. Для умирающих младенцев (детей до семи лет) из-за отсутствия грехов, перечисляемых в каноне, которые несвойственны им по малолетству, канон не читается. Кроме канона при разлучении души от тела еще существует «Чин, бываемый на разлучение души от тела, когда человек долго страждет».
По свидетельству святых отцов, душа человека при выходе из тела испытывает чувство томления и страха, т. к. встречает она при этом не только Ангела-Хранителя, данного ей при Святом Крещении, но и духов злобы (бесов). Вид бесов так ужасен, что душа трепещет при виде их. Чтением отходной молитвы мы укрепляем душу умирающего и просим Господа и Пресвятую Богородицу мирно разрешить ее от земных уз и принять в вечные обители со святыми.
Как ужасна участь некрещеных людей, а, следовательно не имеющих Ангела-Хранителя, остающихся наедине с духами злобы. Жестокосердны и обряды погребения неправославных христиан, не признающих молитв за умерших, и оставляющих без молитвенной поддержки томящуюся и трепещущую душу усопшего брата.
Страшно душе в преддверии Божиего суда, на котором придется отвечать за свои грехи, ибо «нет человека, который бы не грешил»; страшно и одиноко, т. к. вместо покаянных молитв братья по вере в это время радостно поют песни из «гуслей», наивно полагая, что любой верующий во Христа сразу же попадает в райские обители.

Приготовление усопшего к погребению

Умерших мы именуем усопшими, то есть уснувшими. Называем их мы так по нашей христианской вере, что души после смерти не уничтожаются, не исчезают в небытии, а отлучаются от тела и переходят из этой жизни в другую — загробную. Там пребывают они после частного суда по делам земным в приличествующем им месте до Страшного суда Божия, когда по слову Господа души всех умерших людей воссоединяться с телами и воскреснут. И тогда окончательно определится участь каждого: праведные наследуют Царство Небесное, блаженную вечность с Богом, а грешные — вечное наказание.
Историческое обоснование погребения усопших дано в образе погребения Иисуса Христа. По примеру благочестивой древности и в настоящее время погребение предваряется совершением различных многозначительных символических действий.
Тело усопшего омывают теплой водой, чтобы предстал он перед Богом по воскресении в чистоте и непорочности. При омовении читают «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» или «Господи, помилуй». Возжигается лампадка или свеча и горит до тех пор, пока в доме находится покойник. После омовения тело христианина одевают в чистые и, по возможности, новые одежды — по званию и служению его, на усопшем обязательно должен быть нательный крестик. Омовение обычно совершают люди старшего возраста, а если таковых нет, то омыть тело усопшего может любой из родственников, за исключением женщин, находящихся в данный момент в естественной нечистоте. Обычай указывает, что в омовении тела женщины участвуют только женщины. Если известно, что почивший был монахом (монахиней) или священнослужителем, то надо о его кончине сообщить в храм.
Тело покойного полагают на стол, покрывают белым покрывалом — саваном. Затем умершего покрывают особым освященным покровом (погребальным покрывалом), на котором изображены крест, лики святых и молитвенные надписи. Все это означает, что умерший оставался верным Богу и теперь остается под покровом Божиим.
Глаза должны быть закрыты, уста сомкнуты, руки сложены крестообразно, правая поверх левой. Руки и ноги усопшего связывают, чтобы развязать перед последним прощанием. В руки покойного полагают погребальный крест, на грудь кладут святую икону, для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери. На лоб умершего возлагают венчик — полоску бумаги с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Изображения эти обрамлены надписью «Трисвятого». Венчик, символизирующий соблюдение веры усопшим христианином и совершение им христианского жизненного подвига, возлагается в надежде, что почивший в вере получит по воскресении от Бога небесную награду и нетленный венец. Как правило, венчик отпечатан на одном листке с разрешительной молитвой. После приобретения молитвы-венчика в храме венчик отрезается ножницами (после отпевания листок с молитвой будет вложен в руку почившего).
Перед положением усопшего во гроб тело его и гроб окропляют святой водой, причем гроб окропляют извне и изнутри. В гроб покойного полагают лицом вверх, под голову кладут подушку, набитую соломой или опилками. Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам. Вокруг гроба возжигают четыре свечи: у головы, в ногах и по обеим сторонам на уровне скрещенных рук. Возженные свечи вместе изображают крест и символизируют переход умершего в Царство Истинного Света.
Из-за потери православных традиций во многих семьях следует остерегаться различных суеверий, связанных с покойником — таких, как занавешивание зеркал, убирание вилок, оставление части блюд во имя усопшего за поминальным столом или стакана с водой (а еще хуже с водкой) перед его портретом и т. п. Все эти суеверия никакого отношения к православию не имеют!

Как молиться о человеке в первые дни после смерти

Когда тело усопшего омыто и одето, сразу же начинают читать канон, называемый «последование по исходе души от тела». Это последование положено читать священнику, для чего он призывается в дом умершего. Если таковой возможности нет, а на практике так часто и бывает, то последование могут прочитать ближайшие родственники и знакомые. Опускаются при этом начальный возглас и начальные молитвы иерея, сугубая ектенья «Помилуй нас, Боже…», молитва иерея «Боже духов и всякия плоти…» а также заключительный отпуст, которые по Уставу Церкви произносят только священнослужители. Читать канон мирянам следует с предначинательных молитв: «Трисвятое», «Пресвятая Троице», «Отче наш», затем 12 раз «Господи, помилуй», 90 псалом и далее по порядку. Заканчивается канон молитвой «Помяни, Господи, Боже наш…» с упоминанием имени усопшего. Эту молитву читают также при последующем чтении Псалтири после каждой «Славы». Если человек умер не дома и, тела его дома нет, то в час сообщения о смерти все равно нужно прочитать этот Канон и далее читать Псалтирь.
Если смерть наступила в Пасхальную неделю (8 дней от Пасхи до вторника Фоминой недели — Радоницы), то помимо «Последования по исходе души от тела» читается Пасхальный канон. В Православной Церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения Псалтири над телом покойного вплоть до его погребения. Псалтирь нужно читать сразу по кончине, если даже тело усопшего находится вне дома. Псалтирь читается и в дальнейшем в молитвенную память о почившем в дни поминовения, а особо усиленно в первые сорок дней по кончине.
Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего книгу псалмов, а не другую книгу Священного Писания. Именно Псалтирь воспроизводит все многообразие движения нашей души, так живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, так много проливает утешения и ободрения в наше сердце. Чтение Псалтири — молитва Господу об усопшем — утешает скорбящих о почившем и возносит молитвы о нем к Богу. Псалтирь разделена на 20 больших частей — кафизм (от греческого слова «кафизо» — «сижу», что означает возможность сидения при чтении Псалтири). Каждая кафизма делится на группы псалмов, отделяемых словом «Слава».
Если Псалтирь читает мирянин, то чтение начинается с прошения «Молитвами святых отец наших…», затем предначинательные молитвы: «Царю Небесный», «Трисвятое», «Пресвятая Троице», «Отче наш» и далее по порядку. Каждая кафизма начинается молитвословием: «Приидите, поклонимся Царева нашему Богу», «Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу», «Приидите, поклонимся и припадем самому Христу, Цареви и Богу нашему». Затем читаются псалмы до слова «Слава», что означает «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». На каждой «Славе» читается молитва «Помяни, Господи, Боже наш…», находящаяся в конце «Последования по исходе души от тела» с упоминанием имени усопшего. Затем продолжается чтение псалмов до следующей «Славы». По окончании кафизмы читают «Трисвятое», «Пресвятая Троице», «Отче наш», тропари и молитву, положенную после каждой кафизмы. Возбраняется при чтении Псалтири добавлять молитвы неизвестного происхождения и вообще любые молитвы, не находящиеся в Богослужебных книгах.
Во время Пасхальной недели (8 дней от Пасхи до вторника Фоминой недели — Радоницы) в церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона. Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить чтением Пасхального канона. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь, так как Псалтирь употребляется с первых времен христианства не только в одних скорбных случаях, но и в радостных, а Апостольские постановления указывают читать Псалтирь в третий день по кончине ради Того, Кто в третий день воскрес из мертвых. Отсюда следует заключить, что нет надобности отлагать чтение Псалтири над усопшим и в святые дни Пасхи. Для выражения же большей торжественности праздника, можно делать некоторые прибавления пасхальных песней, по прочтении каждой кафизмы и даже «Славы» (С. Булгаков «Настольная книга священнослужителя» т. 2 стр. 1295). Если ко гробу умершего приглашен священник, то он совершает заупокойное богослужение — литию или панихиду.
В первый же день нужно позаботиться о церковном поминовении усопшего. Желательно сразу же, в день смерти, заказать сорокоуст — поминовение за Божественной литургией в течение 40 дней. Сорокоуст заказывается в тех храмах, где богослужение совершается ежедневно. В тех местах, где таких церквей поблизости нет, сложилась практика поминать усопшего в течение сорока Божественных литургий. Если рядом несколько храмов, то можно и в них подать записки с именем усопшего на Божественную литургию. Делать это можно и даже нужно еще до отпевания и погребения.
Усопшие, со дня кончины которых не прошло 40 дней, называются новопреставленными.
В некоторых церквях существует правило сорокоуст по усопшим заказывать лишь после отпевания. В таком случае нужно в первые дни до отпевания подать заказную записку о упокоении души усопшего, а в сам день отпевания заказать сорокоуст. Не следует забывать заказывать сорокоуст и в дальнейшем.
Пока гроб с покойным находится дома, прощаться с усопшим приходят родственники, друзья, знакомые. И, в большинстве случаев, подойдя ко гробу, не находят нужных слов для прощания. Самое уместное в этом случае, осенив себя крестным знамением, прочитать следующие краткие молитвы:
«Со святыми упокой, Христе, душу усопшего раба Твоего новопреставленного (имя), идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная»
или:
«Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное».
При смерти женщины в молитвах соответственно читается «душу рабы Твоей новопреставленной (имя)», вместо «его» — «ея», вместо «ему» — «ей».
Необходимо попросить прощения у почившего и простить ему все обиды.

Вынос тела

За час-полтора перед выносом гроба из дома над телом умершего еще раз читается «Последование по исходе души от тела». Гроб выносят из дома, обращая лицо покойного к выходу, т. е. ногами вперед (в таком положении гроб несут всегда). При этом провожающие поют «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас». Существуют суеверие, что близкие родственники не должны нести гроб. Это неверно. По церковным правилам гроб с телом несут близкие родственники и друзья. Исключение существует только для священников, которые не имеют права нести гроб мирянина, кем бы он им ни приходился. Если в похоронной процессии участвует священник, то он идет впереди гроба как духовный пастырь, ведущий пасомых в последнюю обитель.
В некоторых местностях существует странный обычай класть в гроб с покойным горсть земли, расположенной рядом с домом, якобы для того, чтобы душа усопшего успокоилась и не тревожила близких. Делать этого не нужно. Не земля успокаивает душу усопшего, а наша молитва о нем.
Довольно распространено также поверие, что до 40 дней нельзя ничего раздавать из вещей покойного. Это неверно. Наоборот, в течение 40 дней (до частного Суда Божьего, на котором решается участь души усопшего) нужно усиленно творить милостыню, а раздача одежды нуждающимся — один из видов ее.
Распространенное мнение, что после выноса покойного в квартире необходимо сделать ремонт, не что иное, как обычное поверие, неправославное. Ремонт в своем жилище — личное дело живущих в нем, но к покойному это не имеет никакого отношения. Суждение, что во время нахождения в доме гроба с покойным нельзя мыть и подметать полы, также является предрассудком.
Поскольку в православных богослужениях не используются музыкальные инструменты, то и для похорон православного христианина нельзя приглашать оркестр. Если покойного везут на транспорте, то как положат гроб — ногами вперед или головой — принципиального значения не имеет.

Церковное отпевание

На третий день по кончине (на практике, из-за различных обстоятельств это может быть второй, четвертый или иной день) умерший православный христианин удостаивается церковного отпевания и погребения. Отпевание — это заупокойное богослужение, которое совершается ради умершего однажды, в отличие от панихид и литий, которые могут совершаться многократно.
Отпевание (и вообще любое церковное поминовение) не совершается при погребении некрещеных, т. е. тех, кто не принадлежит Церкви. Родные и близкие сами молятся за них в домашних молитвах, подают ради них милостыню, каются на исповеди, что не содействовали их Крещению. Не отпеваются также инославные (люди неправославной веры), а также крещенные, но отрекшиеся от веры, ведущие до кончины богоборческую жизнь или завещавшие при жизни не отпевать их в случае смерти.
Не отпевает Церковь и самоубийц, за исключением особых случаев, например, при невменяемости того, кто покончил с собой, но и то лишь по благословению правящего архиерея, для чего на его имя пишется прошение с подробным указанием причины смерти и предъявлением справки от врача, если человек был душевнобольным. В прошении не нужно искажать факты в целях оправдать самоубийцу: если вы получите разрешение на отпевание обманным путем, то покойному это не поможет, на вас же ляжет серьезный грех.
Не отпеваются также мертворожденные или убитые во чреве младенцы, т. к. они не были приобщены к Церкви через таинство Крещения. Бытующее мнение, что в храме нельзя отпевать женщин, умерших при родах или во время 40 дневного послеродового очищения, неверно.
Умерших от инфекционных заболеваний в храме не отпевают. Это можно сделать в доме умершего или на месте погребения. Самое же приемлемое в данном случае — отпеть почившего заочно.
В некоторых церквях отказываются отпевать опившихся вином и женщин, умерших от аборта, приравнивая их к самоубийцам. Это неверно. Церковь приписывает отпевать таких людей, если нет оснований считать, что совершено это ими намеренно, с целью лишения себя жизни. От родственников же погибших в данном случае требуется усиленная молитва, т. к. их близкие умерли во грехе без покаяния.
Перед внесением гроба в храм у покойного развязывают связанные руки и ноги, гроб заносят ногами вперед. В церкви тело усопшего ставится лицом к алтарю, т. е. ногами на восток — к алтарю, головой — к западу.
При совершении чина отпевания родственники и близкие стоят у гроба с возженными свечами и усиленно молятся вместе со священником. Если в храм для отпевания привозят сразу нескольких покойных, это не должно смущать их родственников. Лучше совершить полноценное отпевание без спешки сразу нескольких почивших, чем торопливо, из-за отсутствия времени, одного. Не должно смущать близких и перечисление вместе с именем отпеваемого и других имен усопших, для которых было заказано заочное отпевание.
После возглашения «Вечной памяти» по усопшему читается разрешительная молитва. Поскольку человек, несмотря на множество грехов, не перестает быть «образом славы Божией», Святая Церковь молит Господа по Его неизреченной милости простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного. Разрешительной молитвой прощаются бывшие на умершем клятвы, а также грехи, в которых он покаялся на исповеди или забыл покаяться по неведению (но только не те грехи, в которых он не раскаялся намеренно или из-за чувства ложного стыда) и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Текст этой молитвы тут же полагается в руки усопшего его родными или близкими.
Провожающие усопшего в последний путь, потушив свечи, обходят гроб с телом, совершают крестное знамение с поклоном, просят у почившего прощения за причиненные обиды, целуют венчик на лбу и икону, расположенную на груди.
После прощания икона из гроба вынимается (в некоторых местностях принято оставлять икону в гробу), проверяется, развязаны ли руки и ноги, тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей (погребальный крест, венчик и разрешительная молитва остаются в гробу с покойным). Если умерший перед смертью соборовался, и от Таинства Елеосвящения остался елей (масло), то он также, как и земля, крестообразно, выливается на тело покойного. После этого гроб закрывается крышкой, после чего уже не открывается. В некоторых местах существует обычай оставлять в храме иконы, вынутые из гроба, до исполнения 40 дней по кончине, затем родственники забирают их домой. Во избежание недоразумений, которые часто при этом возникают, лучше от этого воздержаться.
Выносят гроб из храма лицом к выходу (ногами вперед). При этом поется ангельская песнь «Трисвятое».

Заочное отпевание

Если случается так, что нет возможности ни отвезти покойного в храм, ни пригласить священника на дом, совершается заочное отпевание. Родственники усопшего, предоставив свидетельство о смерти, заказывают отпевание в ближайшей церкви. Отпевание совершается в день похорон. Заказывать заочное отпевание на дни, предшествующие погребению, нельзя. После чина отпевания родственникам дают землю (песок) с панихидного стола.
Дома умершему в правую руку кладут разрешительную молитву, на чело возлагается венчик, а после прощания на кладбище тело его, закрытое покрывалом, как и в церкви крестообразно посыпается землей — с головы к ногам, с правого плеча на левое.
Если же к этому времени покойный уже погребен, то землею с панихидного стола также крестообразно посыпается могила. Сделать это можно либо в этот же день, либо в ближайшие дни.
Если по каким-либо причинам погребение было совершено без церковного отпевания, то заочное отпевание можно заказать и через несколько дней. Иногда случается, что отпевают покойного по прошествии нескольких лет. В таких случаях землею с панихидного стола посыпают могилу покойного. Мнение, что эту землю нельзя заносить домой — суеверие, недопустимое по отношению к земле, освященной церковной молитвой.

Погребение

В могиле усопшего полагают лицом, обращенным к востоку. При опускании гроба вновь поется «Трисвятое». Все провожающие умершего в последний путь перед зарытием могилы бросают в нее по горсти земли. Таким образом усопшего предают земле, памятуя Божие определение «яко земля еси — в землю отыдеши» (Бытие, глава 3, стих 19). Не следует бросать в могилу деньги, это грех язычества. Необходимо, по мере возможности, избегать кремации (сжигания останков), т. к. это нарушение христианских традиций.
Надгробный крест, памятник с крестом устанавливают в ногах покойного, обращая его лицевой стороной к западу, чтобы лицо усопшего было направлено на святой крест. Украшать надгробие портретами усопшего — обычай неправославный.
Погребальные полотенца, на которые гроб опускается в могилу либо вынимаются, либо остаются в могиле.
В некоторых местностях сложился обычай при похоронах разрезать погребальные полотенца и раздавать присутствующим. Обычай этот чисто бытовой, к православию отношения не имеет, но и языческим не является, потому никого не должен смущать. Разрезанные полотенца используются в домашнем хозяйстве в память о покойном.
Погребение не совершается в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.

Поминальная трапеза

В православной традиции вкушение пищи — продолжение богослужения. С первохристианских времен родственники и знакомые усопшего в специальные дни поминовения собирались вместе для того, чтобы в совместной молитве испросить у Господа лучшей участи душе умершего в загробной жизни. После посещения церкви и кладбища родственники покойного устраивали поминальную трапезу, на которую приглашались не только близкие, но главным образом нуждающиеся: бедные и неимущие, т. е. поминки — это своего рода христианская милостыня для собравшихся. Древнехристианские поминальные трапезы постепенно преобразовались в современные поминки, которые устраиваются в 3-й день по кончине (день похорон), 9-й, 40-й дни и в другие дни, памятные для умершего (полгода и год по кончине, день рождения и день Ангела усопшего).
К сожалению, современные поминки мало напоминают православные поминальные трапезы и больше похожи на языческие тризны, которые устраивали древние славяне до их просвещения светом христианской веры. В те дремучие времена считалось, что чем богаче и пышнее проводят умершего, тем веселее он будет жить в мире ином. Чтобы на самом деле помочь душе, отошедшей к Господу, нужно достойным образом, по-православному, организовать поминальную трапезу:
1. Перед трапезой кто-либо из близких читает 17 кафизму из Псалтири (17 кафизма включает в себя 118 псалом). Кафизму читают перед возженной лампадкой или свечой.
2. Непосредственно перед едой читают «Отче наш…».
3. Первым блюдом отведывают коливо или кутью* — сваренные зерна пшеницы с медом или отваренный рис с изюмом, которые освящаются на панихиде в храме. Зерна служат символом воскресения: чтобы дать плод, они должны оказаться в земле и истлеть. Так и тело умершего предается земле, чтобы истлеть и во время всеобщего Воскресения восстать нетленным для будущей жизни. Мед (или изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царстве Небесном

* Кутья есть видимое выражение уверенности живых в безсмертии усопших, в воскресении их и блаженной, через Господа Иисуса Христа, вечной жизни.

4. На поминальном столе не должно быть спиртного.
Обычай употреблять спиртное — отголосок языческих тризн.
Во-первых, православные поминки — это не только (и не главное) еда, но и молитва, а молитва и нетрезвый ум — вещи несовместимые.
Во-вторых, в дни поминовения мы ходатайствуем перед Господом об улучшении загробной участи почившего, о прощении ему земных грехов. Но прислушается ли Верховный Судья к словам нетрезвых ходатаев?
В-третьих, «питие есть веселие души» и после выпитой рюмки ум наш рассеивается, переключается на другие темы, скорбь о почившем уходи из нашего сердца и довольно часто случается так, что к концу поминок многие забывают, для чего они собрались — поминки заканчиваются обычным застольем с обсуждением бытовых проблем и политических новостей, а иногда мирскими песнями. А в это время томящаяся душа усопшего напрасно ждет молитвенной поддержки от своих близких. И за этот грех немилосердия по отношению к усопшему взыщет с них Господь на Своем суде. Что по сравнению с этим осуждение от соседей за отсутствие спиртного на поминальном столе?
Исключите спиртное из поминального обеда, а вместо расхожей атеистической фразы: «Пусть земля ему будет пухом», помолитесь кратко:
«Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное».
Для женщин:
«Упокой, Господи, душу рабы Твоей новопреставленной (имя) и прости вся согрешения ея, вольная и невольная и даруй ей Царствие Небесное».
Молитву эту нужно совершать перед тем как приступить к очередному блюду.
5. Не нужно убирать со стола вилки — в этом нет никакого смысла. Не нужно и ставить в честь усопшего столовый прибор или того хуже — перед портретом ставить водку в стакане с куском хлеба. Все это грех язычества. Особенно много пересудов вызывает занавешивание зеркал, якобы для того, чтобы избежать отражения в них гроба с покойным и тем самым уберечься от появления в доме еще одного покойного. Абсурдность данного мнения в том, что гроб может отразиться в любом блестящем предмете, а все в доме не зачехлишь. Но главное — наша жизнь и смерть зависят не от каких-либо примет, а находятся в руках Божиих.
6. Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.
7. Если поминки пришлись на время Великого Поста, то в буднии дни поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье, так называемое встречное поминовение. Делается это потому, что только в эти дни (субботу и воскресенье) совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого и за проскомидией вынимаются частицы за усопших и совершаются панихиды.
Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминки приглашаются лишь самые близкие родственники.
8. Поминальные дни, пришедшиеся на Светлую Седмицу (первую неделю после Пасхи) и на первый понедельник второй пасхальной седмицы, переносятся на Радоницу — вторник второй недели после Пасхи, в дни же поминовения полезно читать Пасхальный канон.
9. Заканчивается поминальная трапеза всеобщей благодарственной молитвой «Благодарим Тебя Христе Боже наш…» и «Достойно есть…».
10. Поминки 3-го, 9-го и 40-го дней устраиваются для родственников, близких, друзей и знакомых умершего. На такие поминки, чтобы почтить усопшего, можно приходить и без приглашения. В другие же дни поминовения собираются лишь самые близкие родственники. Полезно в эти дни раздавать милостыню нищим и нуждающимся.

Смерть - это неотъемлемая часть жизни. Все мы рано или поздно сталкиваемся с потерей близких людей, понять этот процесс человеческим разумом невозможно. Никто кроме Бога не знает, каким таинственным образом душа связывается с телом при зачатии и как покидает его. Поэтому после смерти близкого человека мы стараемся скрупулезно соблюдать все известные с давних времен традиции и ритуалы. Не все они имеют отношение к православию, но отпевание усопшего - это самый нужный и важный обряд, о котором должны позаботиться родственники умершего.


Что такое отпевание?

Отпевание усопшего - это особый церковный обряд, совершаемый над телом умершего человека. Проводить служение может только рукоположенный священнослужитель, имеющий право совершать церковные таинства. Считается, что отпевание усопшего в церкви является самым главным обрядом, выражающим почитание, уважение и любовь близких к умершему. Проводится он только для православных христиан.

Отпевание умерших: смысл и цель обряда

Многие, даже глубоко верующие люди задаются вопросом, для чего нужно отпевание усопшего - ведь душа его уже покинула тело в момент смерти, и родные ничем не могут ей помочь. В этом есть свой смысл.

На самом деле отпевание усопшего необходимо для того, чтобы очистить душу умершего православного от грехов и бремени земной жизни. Душе отпускаются ее грехи, а своей молитвой родные усопшего помогают ей справиться с испытаниями, которые она должна преодолеть на пути к Богу. Священнослужители утверждают, что пока душа не предстала перед лицом Господа на сороковой день, о ней необходимо молиться. Ведь каждая молитва помогает душе легче войти в Царство Божье. Сами священнослужители считают отпевание самой важной частью погребального православного обряда. Имейте в виду, что отпустить душе можно только те грехи, в которых человек покаялся на исповеди перед смертью.

Кого нельзя отпевать?

Существует особая категория людей, для которых обряд отпевания усопшего является недоступным. В первую очередь, это относится к иноверцам и людям, которые когда-то были крещены по православному обычаю, но отвергли Бога и прожили свою жизнь без веры. Запрещено отпевать и тех, кто завещал похоронить себя без этого обряда. В этом случае воля усопшего выполняется неукоснительно.

Самоубийцы тоже должны быть похоронены без отпевания. Священнослужители объясняют этот запрет следующим образом - человеческая жизнь является подарком Божьим, и только он решает, когда прекратить земной путь души. Поэтому акт самоубийства приравнивается к греху гордыни, когда человек считает себя равным Господу и оспаривает права его. К тому же самоубийцы считаются духовными потомками Иуды, который не смог вынести тяжести своего греха. Исключение составляют только безумцы, покончившие с жизнью. В этом случае родственникам покойного необходимо подать прошение в Епархиальное управление и приложить все сопутствующие документы, объясняющие ситуацию.

Отпевание усопшего в церкви невозможно для некрещеных младенцев, так как они не прошли это таинство.


Отпевание крещеных младенцев

Особый обряд совершается над младенцами, умершими после крещения. Их души считаются безгрешными, до семи лет детей отпевают только с молитвами о принятии в Царство Божие. Также священник молится об утешении родителей ребенка и о том, чтобы безгрешная душа стала заступником перед лицом Господа за души своих родных и близких. Данное отпевание усопшего в церкви (время здесь не регламентировано) происходит так же, как и обычный обряд для взрослого человека. Церковь не разделяет души по возрасту.

Отпевание усопшего в церкви: сколько по времени длится обряд?

Трудно сказать, сколько времени займет отпевание. В церкви нет определенных правил, регламентирующих временной промежуток, который займет церковный ритуал. Если вам очень важно знать заранее, сколько времени длится отпевание усопшего в церкви, то поговорите со священником. Он точно скажет вам о том, как будет проходить сам процесс, и на сколько времени он растянется. Но в среднем отпевание длится не более сорока пяти минут, в некоторых случаях оно может занять полчаса.

Время отпевания никак не влияет на сам обряд, ведь ключевым моментом являются именно молитвы священнослужителя над телом покойного. А о времени этих молитв нигде ничего не сказано.

Заочное отпевание: нужно ли проводить данный обряд?

Заочное отпевание усопших до сих пор является некоторым камнем преткновения в церковной догматике. На самом деле такого понятия не существует, ведь сам обряд предполагает молитвы, свершающиеся над телом покойного. В этом заключен глубокий смысл - тело умершего, которое было Священным Сосудом для его души, в последний раз приносят в церковь, чтобы почтить его земную жизнь и облегчить переход в Царство Господа. Поэтому заочное отпевание усопших не имеет никакого смысла для души покойного. До 1941 года подобная формулировка даже никогда не встречалась, но война внесла свои коррективы. В церковь часто стали приходить матери убитых солдат, тела которых захоронили далеко от родной земли. Некоторые считались пропавшими без вести, поэтому единственным способом почтить их память было отпевание. Священнослужители шли на встречу горюющим близким, и проводили обряд заочно. Хотя на самом деле заочное отпевание является панихидой, а не отпеванием в прямом смысле этого слова.

Заочное отпевание усопших: как происходит?

Как мы уже уточняли, совершение обряда отпевания не имеет смысла без тела покойного. Но в некоторых случаях священники идут на уступки убитым горем родственникам. Это касается людей, умерших от инфекционных заболеваний, погибших в результате стихийного бедствия (когда тела не найдены или от них ничего не осталось), либо в случае отсутствия рядом церкви и священнослужителей. В этих случаях единственным выходом является заочное отпевание усопших.

Как происходит этот обряд в отсутствии тела покойного и родственников? Все предельно просто - отпевание заказывается у священника в церкви. Затем он самостоятельно проводит обряд и отдает родственникам землю, заупокойный венчик и разрешительные молитвы.

Сколько длится отпевание усопших в заочном варианте? Ровно столько же, сколько обычный обряд. Но еще раз уточняем, что если вы хотите совершить это и имеете все возможности, то обязательно проведите обычное церковное отпевание. Так вы сделаете для души покойного благое дело.


Что необходимо сделать до отпевания?

Священнослужители советуют с момента смерти близкого человека начинать читать Псалтирь. Читать его желательно днем и ночью до отпевания. Делать это может абсолютно любой православный человек, в некоторых случаях для этих целей домой приглашают священнослужителей. Они имеют необходимый опыт и могут помочь вам в такое нелегкое время. Приобрести Псалтирь можно в любой церковной лавочке, он должен быть в наличии у любого верующего человека.

Отпевание проводится на третий день после смерти. Это связано с православными верованиями в то, что до третьего дня душа находится рядом с близкими и еще не может оторваться от них. С третьего по девятый день душе показывают Царство Божие, а до сорокового дня она проходит через весь свой земной путь и заново переживает все прегрешения. Только на сороковой день душа попадает к Господу и там решается, где она будет ждать Страшного Суда. Молитвы близких и священнослужителей в этом случае играют очистительную роль и помогают пройти в Царство Вечное.

Сопровождать гроб с покойным до храма должны все родственники во главе со священником. Ранее было принято останавливаться на каждом перекрестке, чтобы прочитать молитвы. Сейчас довольно часто остановки по пути делаются независимо от наличия перекрестков. Священник просто останавливает процессию и просит всех присутствующих помолиться за душу покойного. Таких остановок может быть несколько, их количество нигде не регламентировано.

Подготовка к отпеванию: что необходимо?

После смерти человека необходимо сразу же прийти в церковь и договориться со священником об отпевании. Это нужно сделать как можно быстрее, ведь день может быть уже занят какими-либо другими обрядами.

Перед отпеванием необходимо иметь при себе несколько предметов. В гроб к покойному кладут саван, погребальный венчик, малую икону, нательный крест и разрешительную молитву. Все это можно приобрести в церкви. Также в обязательном порядке нужно иметь свечи, их в гроб класть не нужно.

Родственников усопшего часто волнует, сколько стоит обряд отпевания. Здесь не существует определенного ответа - церковь не имеет прейскуранта на свои услуги. Поэтому обычно семья покойного оставляет пожертвования на нужды церкви за произведенный обряд. Сумма не должна оговариваться заранее.

К сожалению, многие современные священнослужители поддаются искушению и устанавливают фиксированные цены на проведение всех церковных ритуалов и обрядов. Это в корне неверный подход, но если иного храма поблизости нет, то вам придется совершать отпевание усопшего, заплатив указанную денежную сумму.


Как проводится церковное отпевание?

Итак, вы решили провести отпевание усопшего в церкви. Как проходит этот обряд? Об этом должен знать каждый, кто будет принимать в нем участие.

После того как гроб с телом, закрытым саваном, занесли в церковь, то на лоб покойному кладется погребальный венок. Гроб должен стоять лицом к алтарю, вокруг него ставится четыре зажженных свечи. Одна свеча вкладывается в руки покойного, они должны быть сложены на груди. Каждый из родственников и присутствующих на отпевании должен держать в руках по зажженной свече, они символизируют победу жизни над смертью.

Над телом усопшего священник читает молитвы, выдержки из Священного Писания и псалмы. Хорошо, если родственники покойного тоже знают данные молитвы и искренне молятся за душу усопшего. Такая искренность способна в несколько раз усилить возносимые к Богу молитвы. В процессе отпевания усопшего священник просит отпустить душе покойного все прегрешения и очистить ее перед лицом Господа. Чем сильнее будет молитва, тем легче будет душе оказаться в Царстве Божием после мытарств по вехам своей жизни.

После этого священнослужитель читает разрешительную молитву, листок с ее текстом после вкладывается в руку покойного. Теперь каждый из родственников может подойти к гробу и проститься с усопшим. В первую очередь необходимо поцеловать икону, а потом венчик на челе умершего. В этот момент можно попросить прощения и сказать последние слова.

На заключительном этапе отпевания священник с молитвой закрывает лицо покойного саваном и крестообразно посыпает его тело освященной землей. Ранее в этот момент гроб закрывали крышкой и заколачивали. Сейчас это можно сделать на кладбище непосредственно перед захоронением.

Икону, бывшую возле покойного, можно сразу же забрать с собой. Некоторые родственники оставляют ее в церкви и уносят домой спустя несколько дней. На этот счет церковь не делает никаких предписаний.

Отпевание дома: суть обряда

Отпевание усопшего дома может быть возможно в следующих случаях:

  • смерть от инфекционного заболевания;
  • отсутствие возможности транспортировки тела до храма;
  • крайне тяжелое физическое и эмоциональное состояние ближайших родственников.

Как происходит отпевание усопших в этом случае? Сам обряд ничем не отличается от церковного, но стоит позаботиться о специальном убранстве помещения. Вам нужно будет обязательно поставить поминальный столик и подсвечники. Также в комнате должны быть иконы, священник подскажет вам, какие именно из них должны быть при отпевании.

Помимо дома и церкви отпевание можно производить в крематории или зале ритуальных услуг. В некоторых случаях обряд происходит в кладбищенских часовнях, если они стоят на его территории. Священники считают, что этот вариант является одним из самых приемлемых и удобных для родственников покойного.


Обряды погребения, не связанные с православием

К сожалению, современный человек наполнен массой суеверий и страхов. Священнослужители крайне отрицательно оценивают смешение языческих погребальных ритуалов с православными. А стоит отметить, что грешат этим даже очень верующие люди. Поэтому необходимо знать те вещи, которые не стоит делать православным христианам при погребении своих близких.

В первую очередь церковь осуждает обилие венков и музыку при погребении. Венки из искусственных цветов имеют отношение к языческим ритуалам, не нужно полностью закладывать ими могилу. Это говорит всего лишь о материальном достатке родственников покойного. Если вы хотите проявить к душе усопшего почтение, то просто посадите на могиле цветы-многолетники - они будут символизировать собой победу жизни над смертью. Музыка тоже является не богоугодным сопровождением покойного в мир иной. В церквях при отпевании не используется музыкальное сопровождение, считается, что душу ничего не должно отвлекать от перехода в Царство Божие.

Столь популярная традиция ставить на поминках рюмку водки и хлеб для усопшего тоже не имеет никакого отношения к православию. На поминках недопустимо употреблять алкоголь. Ведь сами поминки проводятся для того, чтобы вспомнить все хорошее о покойном и проводить его добрым словом в загробную жизнь.

Священнослужители порицают и такие языческие традиции, как завешивание зеркал, протирание полов после выноса гроба из дома, и брошенные в могилу монеты. Не нужно класть в гроб к покойному какие-либо его личные вещи. Все эти суеверия не облегчат душе пребывания в загробном мире, они только показывают степень ограниченности и страха перед смертью, которыми отягощена жизнь обычного человека, не имеющего достаточного количества веры.

Многие христиане беспокоятся, когда им начинает сниться усопший. Они начинают ходить на кладбище и вызывают батюшку для освящения дома. На самом деле душа, приходящая во сне, выказывает беспокойство за вас, она просит молитв. Поэтому вам необходимо усерднее молиться за усопшего, можно заказать в церкви специальную литургию либо самому ставить свечки за упокой души в определенные дни. Все это со временем сделает появление души покойного во сне редким событием. В православии снящиеся покойные души не являются плохим предзнаменованием, их не нужно бояться.

Отпевание усопших - это тот ритуал, без которого не может закончиться земной путь православного христианина. Имейте в виду, что ответственность за его проведение целиком и полностью ложится на плечи родственников покойного. Они должны позаботиться о том, чтобы все было сделано в соответствии с церковными законами. И не стоит бояться смерти, пытаясь выполнить все погребальные ритуалы по возможности "правильно". Ведь большинство из них пришли к нам из темных времен, когда свет истинной веры еще не проник в души людей.

Конечно же, пережить уход из жизни близкого человека очень сложно. Но, главное, что должны помнить православные христиане - смерть не является концом, она всего лишь переход души в другой мир. И необходимо прожить достойно то, что отмерено вам Господом, чтобы за границей земного бытия снова встретиться со всеми теми, кого мы так любили в этой жизни.

gastroguru © 2017