Чеченский тейп и тукхум, структура и формирование

До образования общего понятия «чеченская нация» (около XVIII века) на территории современной Чечни проживали нахские (чеченские, ингушские и некоторые другие) родоплеменные образования, именуемые тейпами, или тайпами. Они представляли собой особые военно-экономические союзы, занимавшие определенную местность и изначально формировавшиеся из сложных семей (родители, дети, дяди, тети и прочая родня).

Отсюда и разделение тейпа на некъи и гары, то есть на фамилии и ветви.

«Русские» тейпы в Чечне

Число тейпов у чеченцев и других народов Кавказа постоянно изменяется. Некоторые из этих родоплеменных образований сформировались еще в Средние века. По преданию их имена были начертаны на легендарном бронзовом котле, который расплавили «неисконные» нахские тейпы. Другие сформировались позднее в силу целого ряда причин. В XIX веке на юге Российской империи насчитывалось около 130-ти только чеченских тейпов, несколько веков назад объединившихся в более крупные военные союзы - тукхумы (по количеству их 9).

Помимо этого существовало еще несколько десятков ингушских (около 50-ти), аккинских и других тейпов. Поскольку по нахским законам браки внутри одного тейпа категорически запрещены во избежание кровосмешения и рождения больного потомства, невест брали из неродственных родоплеменных образований. По этой причине в структуре чеченского общества есть и тейпы, которые можно условно назвать русскими. Так представители тейпа Арсалой часто заключали браки с русскими и переняли часть их культуры.

Отличие «русских» от других тейпов

То, что тейп Арсалой считается русским, не говорит о том, что он полностью состоит из русских по национальности граждан. Таких в тейпе очень мало. В Арсалой входят осетины и потомки смешанных браков. Также условно русскими считаются тейпы Гуной и Орси, по происхождению хазарские. Есть мнение, что Арсалой и Орси были образованы с участием беглых русских солдат. Представители крупнейшего тейпа Гуной считаются потомками терских казаков.

Отличаются эти родоплеменные образования от других более мягкими внутриплеменными законами. Во многих прослеживаются остатки старинного культа женщины и даже православия, что в целом не повлияло на достаточно бесправное положение женщин, но избавило их от таких крайностей, как женское обрезание. Тейп Гуной позднее других принял ислам, будучи до этого православным.

Отношения между «русскими» и другими тейпами, в целом, мало отличаются от остальных межплеменных взаимоотношений кавказских народов. Каждый тейп свято хранит свои обычаи и культуру, уходящие корнями в глубочайшую древность. Во главе стоит совет старейшин. Остальные члены общества являются равноправными. Помощь пострадавшему оказывается всеми соплеменниками. Так же соблюдается и траур - всеми сразу. В случае убийства своего соплеменника тейп объявлял кровную месть убийце. Также все чаще наблюдаются случаи слияния разных тейпов.

В «русских» тейпах соблюдаются и другие чеченские законы, принятые в этих родоплеменных общинах. При этом в последние десятилетия отмечается общее разрушение самой тейповой структуры, что объясняется сильным влиянием извне: светскими контактами с другими народами, получением образования богатыми членами тейпа в России и Европе и пр.. От старшего поколения молодое зачастую получает определенный объем информации, а в остальном воспринимает членов своего тейпа как земляков, что способствует более быстрому налаживанию контакта и возникновению доверия между людьми.

До образования общего понятия «чеченская нация» (около XVIII века) на территории современной Чечни проживали нахские (чеченские, ингушские и некоторые другие) родоплеменные образования, именуемые тейпами, или тайпами. Они представляли собой особые военно-экономические союзы, занимавшие определенную местность и изначально формировавшиеся из сложных семей (родители, дети, дяди, тети и прочая родня).

Отсюда и разделение тейпа на некъи и гары, то есть на фамилии и ветви.


«Русские» тейпы в Чечне

Число тейпов у чеченцев и других народов Кавказа постоянно изменяется. Некоторые из этих родоплеменных образований сформировались еще в Средние века. По преданию их имена были начертаны на легендарном бронзовом котле, который расплавили «неисконные» нахские тейпы. Другие сформировались позднее в силу целого ряда причин. В XIX веке на юге Российской империи насчитывалось около 130-ти только чеченских тейпов, несколько веков назад объединившихся в более крупные военные союзы — тукхумы (по количеству их 9).

Помимо этого существовало еще несколько десятков ингушских (около 50-ти), аккинских и других тейпов. Поскольку по нахским законам браки внутри одного тейпа категорически запрещены во избежание кровосмешения и рождения больного потомства, невест брали из неродственных родоплеменных образований. По этой причине в структуре чеченского общества есть и тейпы, которые можно условно назвать русскими. Так представители тейпа Арсалой часто заключали браки с русскими и переняли часть их культуры.

Отличие «русских» от других тейпов

То, что тейп Арсалой считается русским, не говорит о том, что он полностью состоит из русских по национальности граждан. Таких в тейпе очень мало. В Арсалой входят осетины и потомки смешанных браков. Также условно русскими считаются тейпы Гуной и Орси, по происхождению хазарские. Есть мнение, что Арсалой и Орси были образованы с участием беглых русских солдат. Представители крупнейшего тейпа Гуной считаются потомками терских казаков.

Отличаются эти родоплеменные образования от других более мягкими внутриплеменными законами. Во многих прослеживаются остатки старинного культа женщины и даже православия, что в целом не повлияло на достаточно бесправное положение женщин, но избавило их от таких крайностей, как женское обрезание. Тейп Гуной позднее других принял ислам, будучи до этого православным.

Отношения между «русскими» и другими тейпами, в целом, мало отличаются от остальных межплеменных взаимоотношений кавказских народов. Каждый тейп свято хранит свои обычаи и культуру, уходящие корнями в глубочайшую древность. Во главе стоит совет старейшин. Остальные члены общества являются равноправными. Помощь пострадавшему оказывается всеми соплеменниками. Так же соблюдается и траур — всеми сразу. В случае убийства своего соплеменника тейп объявлял кровную месть убийце. Также все чаще наблюдаются случаи слияния разных тейпов.

В «русских» тейпах соблюдаются и другие чеченские законы, принятые в этих родоплеменных общинах. При этом в последние десятилетия отмечается общее разрушение самой тейповой структуры, что объясняется сильным влиянием извне: светскими контактами с другими народами, получением образования богатыми членами тейпа в России и Европе и пр.. От старшего поколения молодое зачастую получает определенный объем информации, а в остальном воспринимает членов своего тейпа как земляков, что способствует более быстрому налаживанию контакта и возникновению доверия между людьми.

Что известно о тейпе Кадырова - Беной?

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров принадлежит к тейпу Беной, одному из самых многочисленных и известных чеченских тейпов. Его представители - смелые воины, талантливые руководители и истинные почитатели древних обычаев. Так что же известно о тейпе Кадырова?

Исторические факты

Тейп (род, племя) - единица организации вайнахских народов (чеченцев, ингушей, бацбийцев), отличающаяся общим происхождением входящих в неё людей. Чеченский тейп не является родом в этнографическом понимании. Известны случаи, когда он объединял людей по принципам, а не по кровному родству. Каждый тейп подразделяется на гары и некъи (ветви и фамилии).

Легенды гласят, что у древних чеченцев был котёл из бронзы с выкованными на нём названиями первых двадцати тейпов. Среди них значился и Беной.

Селение Беной упоминается в старинных арабоязычных источниках других народов. Информация о Беное имеется в книге первой половины XV века аланского путешественника и мусульманского миссионера Аздина Вазара. Это говорит о том, что он по праву считается древнейшим.

Один из лидеров по численности

Беной - один из самых многочисленных тейпов Чечни. Представители этого рода утверждают, что из миллиона чеченцев треть принадлежит к их тейпу. Расселены они по всей республике и подразделяются на девять родов: Жоби-некъе, Асти-некъе, Уонжби-некъе, Ати-некъе, Очи-некъе, Чупал-некъе, Девши-некъе, Эди-некъе и Гурж-махкахой.

Крупные общины осели в Беное, Шелковском, Гудермесском районах, селениях Новые Атаги, Урус-Мартан, Гойты, Алхан-Юрт, Шали и других. Больше всего беноевцев - в городе Урус-Мартан. Выходцы тейпа живут в Чеченской Республике, Республике Дагестан, других регионах РФ, Республике Кыргызстан, Республике Казахстан, Турции, Иордании, Саудовской Аравии. Большое количество беноевцев проживает в диаспорах Передней Азии.

Характерные черты беноевцев

В представлении чеченцев истинный беноевец - это человек атлетического телосложения, высокорослый, крупный, с большими сильными ногами. Отличительная черта людей этого рода - спокойный нрав, чистосердечность, порядочность и доверчивость. Но при этом, если их разозлить, они покажут всем свою воинственность. Люди часто говорят: «Если беноевца вывести из себя, то его ничем не остановишь».

На родине они считаются хитроватыми и неуклюжими. Но при этом беноевцы всегда бесстрашны, верны своему долгу и слову. Они отлично знают цену таким понятиям, как «честь» и «порядочность». Именно они много веков назад составили костяк крестьянского народа, который смог избавиться от гнета дагестанской и кабардинской властей. Представители этого тейпа считаются основателями демократии в горах, на которой основан этнический менталитет.

А. Берже в своей книге «Чечня и чеченцы» называет тейп Беной среди коренных самыз знатных чеченских фамилий. Беноевцы как самое крупное по численности племя долгое время играли ведущую роль в общественной и политической жизни Чечни.

Убеждения и ценности

Представители тейпа Беной считаются истинными чеченцами. Они горды своей принадлежностью к этой нации. Национальное имя «нохчий» произносят с достоинством в отличие от некоторых чеченцев, которые неохотно называют себя «нохчий», стараются вывести из употребления это название и заменить на «вайнах».

Люди этого тейпа считают друг друга братьями и сестрами. Помощь близкому - первое правило рода. Независимо от того, сколько километров их разделяют, узнав, что они одного тейпа, беноевцы стремятся всеми силами помочь друг другу в случае опасности или нужды. Защита своей чести, чести брата или всего тейпа - первостепенная задача, ради которой они готовы рисковать своей жизнью.

Военная слава

Беноевцы всегда принимали самое активное участие в войнах. В сражениях они снискали себе неувядающую славу. Особенно значимую роль они сыграли в русско-чеченской войне XVIII - середины XIX веков.

Известно, что, лишь заручившись поддержкой беноевцев, начинали свои движения в Ичкерии и во всей Чечне имамы и полководцы. Когда на чеченцев наседали враги, в народе родилась поговорка «Ва Везан Дела, бенойн орца лолахь!» (О, Великий Боже, дай в помощь беноевское войско).

Представители тейпа проявили свой героизм в Кавказской войне, в Ичкерийском (1842) и Даргинском (1845) разгроме царских армий, в походе на Грузию (1854) и других.

13 мая 1859 года вся Чечня была завоевана, а старшины всех чеченских селений изъявили царскому военному командованию свою покорность. Не покорились только беноевские аулы. Храбрые, смекалистые люди сбегали в леса, образовывали новые общины и вновь противостояли врагам, призывая всех до последнего вдоха защищать родину.

Тейп (чеч.-тайп) — единица родоплеменной организации Вайнахского народа, состоящая из нескольких родовых общин (союзов общин) и самоидентифицирующаяся общим происхождением от конкретного лица (рода), рода занятий (например БIовлой (чеч. башня )) либо происхождения.

Всего среди чеченцев тейпов около 130 (а по некоторым источникам — до 300). Чеченцев — свыше 1 млн 360 тыс. человек.

Ниже — список с названием , к которому принадлежит тейп, краткое описание. Алерой — туккхум — небольшой из восточной Чечни, село Алерой Курчалоевского района.

  • БелгIатой — туккхум — когда-то был подразделением Белтой.
  • Беной — туккхум — вероятно, самый крупный из тейпов.
  • Бешни — туккхум — горный, расселён на юго-востоке. Обладает своей горой — Б1авлой Лам.
  • Билтой — туккхум — из ножайюртовского района.
  • Зандкъхой туккхум - Большая часть из аула Зандак. Есть еще зандкъхой которые давным давно уехали из Зандака.
  • Варандой — туккхум — один из самых известных горных тейпов, «пришлого происхождения» (по легендам — русского).
  • Гендаргеной — туккхум — из исторического центра Чечни Нохчиймохка.
  • ГIордалой — туккхум
  • Гуной — туккхум — расселён на северо-востоке;
  • Евлой — известный чеченский тейп ингушского происхождения.
  • Зумсой — горный.
  • Зурзакхой — считается одним из самых исконных.
  • Кей — горный, обладает своей горой Кей-лам, которая находится на территории современной Ингушетии. Большая часть живет в селе Кень-юрт(бывший Кей-юрт) и Толстой-юрт.
  • Келой — горный.
  • Мялхи - несколько отделенный от чеченцев тейп.
  • Маршалой
  • Курчалой — туккхум
  • Мулкой — небольшой, расселён в горах (Шатоевский район).
  • Нашхой — этногенетический центр средневековых нохчиматиенов.
  • Пх1амтой/Памятой - исконно горный тейп чеченского народа
  • Пешхой
  • Ригахой — туккхум ,
  • Саттой — туккхум — тейп
  • Тумсо — [Родом из Шатойского района Чечни] — Вообще, Тумсо — Зумсо — Чанти — считаются родственными тейпами. Избранные представители проживают в райцентре Ачхой-Мартан. Здесь проживают потомки Тети(отсюда и название Тети некъ)
  • Турко — живут в Урус-Мартане, Шали, Гойтах, Рошни-чу, Хамби-Ирзи, Шаами-Юрте, Гехах, Элистанжи, в ряде других населенных пунктов Чечни, а также в Хасав-Юртовском районе Дагестана. Родственным тейпом являются Хункархой. Самый известный топоним в ЧР, связанный с Турко — Туркой кешнаш в Урус-Мартане.
  • Х1ачарой
  • Харачой — туккхум — рано попал на страницы письменных русских документов.
  • Хиндхой — небольшой, расселён в горах в районе Галанчожа. Входит в тукхум Шарой
  • ЦIонтарой — туккхум — один из самых исконных чеченских тейпов,а также один из самых многочисленных, расселён в основном на востоке.
  • ЦIеси — проживают по всей ЧР, происходят из одноименной высокогорной местности, основной топоним ЦIеси-лам. Входят в тукхум Шарой, в число «основных» братских тейпов Шарой, Шикарой и ЦIеси (3 тейпа от которых произошли остальные шароевские)
  • ( ЧIаьнтий ).Туккхум и тейп вышедший из горно башенного село ( ЧIаьнтий-Мохк ). Есть родовая гора ЧIаьнтий-Борз-лам и перевал ЧIаьнтий-Барз и река ЧIаьнтий-Орг.
  • Чартой — туккхум — миротворцы и посредники в делах.Существуют несколько версий происхождения названия и происхождения этого тейпа.1.Название горы и когда-то села в Шатойском районе.2.Существует версия что они выходцы из Грузии и название тейпа произошло от местности Чартали на севере Грузии,так как в свое время чеченцы заселяли северные районы Грузии.Чартой живут на равнине,кстате они основали города Гудермес и состовляют его основное население также их можно встретить в Шали,Мескер-юрт,Аргун,Автуры и селах Надтеречного района а также во всех больших населенных пунктах вилаята Нохчи-чё.
  • Чермой — туккхум — расселён в основном в селе Мехкеты. Есть родовая гора Чермой-лам.
  • Чиннахой
  • Чинхой — туккхум

Традиционно у чеченцев наиболее крупной единицей считается тукхум – союз племен, состоящий из тейпов. «Чистыми» чеченцы считают тейпы, в которых нет ни дагестанцев, ни ингушей. Сегодня мы кратко расскажем вам о самых главных из них.

Алерой – «чистый» тейп, к которому принадлежал Аслан Масхадов. Алеройцы преимущественно живут в восточной части Чечни и захватывают часть Дагестана. После разрешения вернуться на родину в 1957 г. алеройцы с большим трудом смогли вновь заселить свои земли в Дагестане.

Белтой – крупный «чистый» тейп, живущих на Востоке Чечни в Ножайюртовском районе. Беной является одним из самых крупных «чистых» тейпов Чечни, к нему принадлежит Кадыров. К нему принадлежит примерно 1/3 всех этнических чеченцев. Он расселен по всей республике и делится на 9 крупных родов: Жоби-некъе, Уонжби-некъе, Асти-некъе, Ати-некъе, Чупал-некъе, Очи-некъе, Девши-некъе, Эди-некъе и Гурж-махкахой. Считается, что именно беноевцы изгнали кабардинских и дагестанских князей, после чего заложили основы горской демократии чеченцев.

Варандой – «чистый» горный тейп, представители которого довольно долго сопротивлялись принятию ислама. Этот тейп отличается традиционностью, в нем сохранилось множество древних языческих обычаев.

Гендаргеной - «чистый» равнинный тейп, одним из представителей которого является Доку Завгаев. Считается, что в древности гендаргеноевцы жили в историческом центре Нохчиймохка в бассейнах рек Аксая, Мичига и на землях вдоль Терека, а затем расселились по всей Чечни. В Нохчиймохка находился доисламнский религиозный центр чеченцев Нашха, где проводили советы конфедерации тейпов.

Дешни – «чистый горный" тейп, представители которого живут на юго-востоке Чечни и в Ингушетии. Тайп Дешни считается аристократическим.

Зумсой - горный тейп, представители которого наиболее активно сопротивлялись советской власти и сильнее других пострадали от репрессий.

Гуной – равнинный тейп, имевший родственные связи с терскими казаками. Гунойцы последними из тейпов приняли ислам и всегда поддерживали хорошие отношения с русскими.

Калхой - горный чеченский Зелимхана Яндарбиеве, котрые имеет родственные связи с ингушами и осетинами.

Нашхой – «чистый» тейп, живущий на легендарной прародине чеченцев Нашхо.

Терлой – тейп, расселившийся в верховьях Аргуна. По преданию, в древности терлойцы были жреческим тейпом.

Харачой – тейп Руслана Хасбулатова, традиционно поддерживающий прочные связи с Россией.

Цонторой – второй по величине и влиянию тейп после беной. Цонторойцы живут главным образом на востоке Чечни.

Чартой – тейп миротворцев и посредников, представители которого не участвуют в войнах. Считается, что это тейп еврейского происхождения.

Элистанжи – тейп шейха Мансура. Представители этого тейпа переселились из села Хаттуни Веденского района в Алды близ современного Грозного.

Энгеной – тейп, из которого происходят чеченские шейхи. Энгенойцы живут по всей территории Чечни.

Эрсеной – аристократический равнинный тейп, живуший в Шалинском и Гудермесском районах.

Ялхорой - тейп Джохара Дудаева, считается родственным ингушам, в частности, тейпу Аушева. Это тейп включает в себя территориальную субэтническую группу мялхистинцев, которые после 1991 г. заняли ключевые посты в Ичкерии. Расселены высоко в горах в местности Мялхисте между верховий Аргуна и Мешехи.

gastroguru © 2017