Багдадская батарейка: описание, предназначение, применение и интересные факты. Багдадская батарея Как могла выглядеть лампочка, сделанная в Древнем Египте

мне, а может быть и вам сразу вспомнилась вот такая интересная тема и вот такой древний предмет. Сегодня эта удивительная археологическая находка находится в Национальном музее Ирака (National Museum of Iraq), и представляет собой глиняный сосуд, размером с мужской кулак.

Согласно современной истории электрическая батарея была изобретена в 1800 году Александром Вольта (Alassandro Volta). Ученый заметил, что когда два разнородных металлических зонда помещаются в ткани лягушки, появляется слабый электрический ток. Более того, ток протекал и при помещении электродов не в живую среду, а в некоторые химические растворы. Собственно, с этого и начались работы над электричеством. Однако находка багдадской батареи говорит о том, что электрическую батарею изобрел не Вольта.

Объект, который принять называть электрической батарей 2000-летней давности (Baghdad Battery), в 1936г. был найден рабочими, равнявшими землю под новую железную дорогу в районе Куджут-Рабу, к юго-востоку от Багдада. Оказалось, что батарея находилась в подземной гробнице парфянского периода (247г. до н.э. – 228г. н.э.).

Давайте узнаем подробности …

Находка представляла собой овальный кувшин из ярко-желтой глины высотой 13см со свернутым листом меди, железным стержнем и несколькими кусками битума внутри. Битумом запечатывали верхний и нижний края медного цилиндра. Наличие битумных пломб наводит на мысль о том, что в сосуде когда-то хранилась жидкость. Это же подтверждают следы коррозии на меди, которые, видимо, появились в результате действия кислоты, предположительно уксуса или вина. Похожие артефакты были найдены возле городов Селевкия (где в подобном кувшине нашли свиток папируса) и Ктесифона (где в сосуде находились скрученные листы бронзы).

В 1938г. немецкий археолог Вильгельм Кениг, который позднее возглавил лабораторию Багдадского музея, в подвале музея обнаружил странный предмет или несколько предметов (в разных источниках данные не совпадают). Сделав тщательный анализ, он пришел к выводу, что артефакт очень напоминает гальванический элемент, то есть является прототипом современной электрической батарейки. Вскоре Кениг опубликовал статью, в которой утверждал, что это древняя батарейка, которая использовалась для гальванизации (перенесения тонкого слоя золота или серебра с одной поверхности на другую) золота на медные и серебряные предметы. Он также предположил, что для усиления мощности могли связывать вместе несколько батарей.

Куджут-Рабу, где был найден артефакт – это место древнего поселения парфян, которые были прекрасными воинами, но не отличались особым развитием, поэтому возникло предположение, что багдадские батареи могли принадлежать другим народам. Помимо своих функций, банка ничем особенным не выделяется; она выполнена из обычных для того времени материалов и с применением обычных технологий. Поэтому трудно представить, что кто-то смог правильным образом соединить правильные компоненты для получения электричества. Вероятнее всего, что багдадская банка является случайным результатом чьих-то усилий. Инженер главной лаборатории высоковольтного электричества в Питсфилде (штат Массачусетс) Уиллард Ф. М. Грей, познакомившись со статьей Кенига, решил создать и проверить точную копию древней батареи. Наполняя глиняный кувшин виноградным соком, уксусом или раствором сульфата меди, он получил напряжение 1,5- 2В.

В 1999г. студенты колледжа Смита (штат Массачусетс) под руководством профессора математики и истории науки доктора Марджори Сенешала сделали несколько точных копий багдадского артефакта. Они наполнили один из кувшинов уксусом, и тот дал напряжение 1,1В. Этот эксперимент позволяет сделать вывод, что багдадская батарея могла давать ток небольшой мощности, но для чего же он использовался? Принято считать, что первая известная электрическая батарея, Вольтов столб, была изобретена итальянским физиком Алессандро Вольта лишь в 1800г., в то время как багдадская батарея датируется 250г. до н.э. – 640г. н.э. Итак, если это была примитивная батарея, откуда древние парфиняне получили знания о её конструкции и о том, как она работает? Допустим, парфяне – извечные соперники римлян на востоке, чью культуру мы сравнительно плохо знаем, – могли вырабатывать электрический ток самыми примитивными средствами. Но для чего? Ведь в Парфии, как и в древнем Риме, – уж это мы точно знаем! – не пользовались электрическими лампами, не оборудовали повозки электромоторами, не возводили линии электропередачи.

А что как нет? Что если во всем виноваты «тёмные века», лишившие европейцев исторической памяти? и «век электричества» наступил не во времена Фарадея и Яблочкова, а в дохристианскую эпоху? «Электрическое освещение имелось ещё в древнем Египте» – утверждают Петер Красса и Райнхард Хабек, посвятившие доказательству этой идеи свою книгу. Их основной аргумент – рельеф из храма богини Хатор в Дендере, созданный в 50 году до новой эры, во времена царицы Клеопатры. На этом рельефе виден египетский жрец, который держит в руках продолговатый предмет, напоминающий колбу электрической лампы, внутри колбы извивается змея; ее голова обращена к небу.

Для Крассы и Хабека все ясно, этот рельеф – технический чертёж; странный предмет и есть лампа, а змея аллегорически изображает нить накала. С помощью таких ламп египтяне освещали тёмные коридоры и комнаты. Вот, например, почему на стенах помещений, где работали художники, нет копоти, которая осталась бы, пользуйся они масляными лампами. Всё дело в энергетике!

Смотрите как красиво это выглядит: находясь во дворце фараона, вы наблюдаете, как царица Клеопатра ведет своего друга Юлия Цезаря по темному подземному туннелю, в котором вдруг вспыхивают яркие электрические светильники.

Цезарь поражен и даже немного испуган. А Клеопатра, с интонацией легкого пренебрежения, поясняет: «Это вы, просвещенные римляне еще не знаете этого, а нам это известно с глубокой древности!»

«Невероятно!» — подумаете вы. Однако, в интернете можно встретить вот такие утверждения.

О таинственных ярких негасимых источниках света знали еще в древнейшее время. Плутарх писал о лампе, которая горела при входе в храм Юпитера-Аммона на протяжении нескольких веков. О таком же ярком
источнике света, который горел в голове статуи Геры в городе Гераполисе (Сирия) писал греческий сатир Лукиан (120-180 гг. н.э.). Павсаний (II в.н.э.) рассказывал об удивительной золотой лампе в храме Минервы,
неугасимо горевшей на протяжении века.

В своих трудах описал такую же лампу, находившуюся в храме Изиды (Египет) Св. Августин (364-450 гг.н.э.), которую не могли потушить ни вода, ни ветер. Такая же лампа исправно работала в Эдессе во время
правления Юстиниана Византийского (VI в.н.э.). Надпись на этой лампе указывала, что она горит уже 500 лет!

В раннее средневековье в Англии была обнаружена лампа, горевшая с III века нашей эры. Близ Рима в 1401 году был обнаружен фонарь Полланта, который горел в гробнице сына на протяжении, как это
невероятно, на протяжении 2000 лет! В 1550 году на острове Несида, в Неаполитанском заливе при вскрытии хорошо сохранившейся мраморной гробницы обнаружили ярко горевшую лампу, зажженную еще до начала нашей
эры. На знаменитой Аппиевой дороге во время папства Павла III, была вскрыта гробница с погребенной дочерью Цицерона Туллиолой. В этой гробнице также сияла среди множества погасших очередная вечная лампа на
протяжении 1600 лет.

Но даже если отбросить свидетельства этих древних источников, как не слишком надежные, можно вспомнить, что в книге «Эдипус Египтикус», выпущенной в 1652 г. в Риме иезуитом Кирхером, так же говорится о
настоящей осветительной лампе, найденной в подземельях Мемфиса.

Среди известных лиц, которые были прямыми или косвенными свидетелями работы этих ламп так же были: Климент Александрийский, Парацельс, Плиний, Солин, и Альберт Магнус. Интересно, что при вскрытии
склепа основателя ордена Х.Розенкрейцера через 120 лет после его смерти, он освещался лампой, висевшей под потолком.

Современный исследователь Эндрю Томас, в течение многих лет изучавший Восток и не много раз бывавший в Индии, пишет: «Во время своего пребывания в Индии я ознакомился с древним документом,
хранящемся в библиотеке г. Уджайна, — «Адастия Самхита». Невероятно, но там я нашел инструкцию, как изготовить электрическую батарею!

Она выглядит так: «…положите хорошо очищенную медную пластинку в глиняный горшок. Накройте ее сначала сульфатом меди, а потом влажными опилками. Далее сверху следует положить цинковую пластину,
амальгированную ртутью. Контакт этих пластинок даст энергию, которая известна под названием Митра-Варуна.

Эта энергия расщепляет воду на Пранаваю и Уданаваю — кислород и водород. Батарея, сделанная из сотни таких горшков, обеспечивает очень активную и эффективную силу». Митру-Варуну мы называем сегодня анодом и
катодом. Известно, что в древней Индии знали и об электропроводности.

Э.Томас рассказывает также об одном богом забытом поселении, находящемся в джунглях близ горы Вильгельма в Новой Гвинеи. Практически полностью изолированная от современной цивилизации, эта деревня имеет
систему искусственного освещения, ничем не уступающую современным городским. Случайные охотники, которым посчастливилось побывать в этом селении рассказывают, что они были просто ошеломлены, когда им довелось увидеть множество маленьких лун, ярко горевших на протяжении всей ночи.

Эти искусственные фонари представляли собой большие шары, установленные на столбах. Когда солнце садилось, эти светильники начинали сиять светом, похожим на неоновые лампы.

Забавные гипотезы, но правды в них все же, ни на вольт. Мощность «багдадской батарейки» очень мала. Даже если бы в древности освещали комнаты лампочками мощностью один ватт – что это за мощность, световой блик, а не луч света в темном царстве! – пришлось бы составить вместе сорок «багдадских батареек». Подобная конструкция весит десятки килограммов. «Для освещения всех египетских строений понадобилось бы 116 миллионов батареек общим весом 233600 тонн» – педантично подсчитал физик Франк Дерненбург. Этим цифрам особой веры тоже нет, но смысл ясен: гальванические элементы античности должны попадаться учёным на каждом шагу. Но это не так!

Удивились и электрики. Даже сегодня нет такой гигантской лампы накаливания, как изображенная на этом рельефе. И хорошо, что нет. Подобные колоссы опасны: ведь сила разрушения лампы под действием атмосферного давления возрастает по мере увеличения её объёма. Египтологи же истолковывают этот рельеф совсем иначе, чем любители сенсаций, мастера путать столетия и открытия. Рельеф полон символики. Сам иероглифический способ письма побуждал египтян видеть за изображениями нечто иное – то, что подразумевается. Реальность и её образ не совпадали. Элементы египетских рельефов были, скорее, словами и фразами, которые надлежало понять.

Итак, по мнению специалистов, на рельефе в дендере изображена небесная барка бога солнца Ра. По верованиям египтян, солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. Здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу. Самый спорный элемент изображения – пресловутая «колба». Даже египтологи не знают, как её истолковать. Возможно, она обозначает «горизонт». Что касается обстановки, в которой создавался рельеф, то рабочие наверняка высекали его при свете обычных ламп, заправленных, например, оливковым маслом. В долине царей археологи встречали изображения, на которых видны рабочие с подобными лампами, видно, как им выдают фитили и как вечером рабочие возвращают их. А почему тогда нет следов копоти на стенах и потолках? А вот и неправда ваша! Есть они. Археологи не раз находили подобные пятна.

Пришлось даже реставрировать некоторые слишком закопченные гробницы. Но если «багдадские батарейки» не использовались для освещения жилищ и гробниц, для чего они были нужны? Напомним о гипотезе немецкого археолога Кёнига, который считал, что электроэнергии, вырабатываемой батареей багдадских банок, вполне должно было хватить для осуществления гальванизации металлов. Кениг обнаружил шумерскую медную вазу 2500г. до н.э., покрытую серебром. По его словам, покрытие наносилось с помощью прибора, похожего на найденный в Куджут-Рабу, однако доказательств существования батарей в Шумере нет. Кениг утверждал, что ремесленники современного Ирака всё ещё используют примитивные электрические технологии для покрытия медных украшений тонким слоем серебра, поскольку этот метод передавался из поколения в поколение со времён Парфянского царства.

В 1978г. египтолог Арне Эггебрехт (на тот момент директор музея Ромера- Пелизаеса в Хильдесхайме) попытался экспериментально проверить гипотезу Кёнига. Использовав десять сосудов, подобных багдадской батарейке, и солевой раствор золота, за несколько часов учёный покрыл статуэтку Осириса ровным слоем золота. На такой технический трюк, очевидно, были способны и древние мастера. Ведь для нанесения гальванических покрытий нужен ток небольшой силы и низкого напряжения. Ссылаясь на результаты эксперимента, Эггебрехт заявил, что многие древние музейные экспонаты, которые ныне считаются золотыми, в действительности выполнены из позолоченного серебра. Скептически настроенные археологи отмечают, что сама демонстрация возможности использования находки в качестве источника электрического тока не доказывает, что она на самом деле так применялись. К тому же слой асфальта покрывает медный цилиндр полностью, что исключает подключения проводов снаружи.

Также асфальт хорошо подходит для запечатывания сосудов для сохранности содержимого, однако для гальванических элементов такого типа герметизация не только не нужна, но и контрпродуктивна, так как препятствует возможности добавления или замены электролита. По другой теории, электричество, вырабатываемое батареей, использовалось в медицине. В трудах древнегреческих и римских авторов находили немало подтверждений существования довольно сложной системы знаний об электричестве в древнем мире.

Грекам было известно, что боль можно убрать, приложив электрического угря, и держать до тех пор, пока воспаленная конечность не онемеет. Гнюса, или электрического ската, у которого возле глаз находится орган, вырабатывающий электрический ток силой 50А и напряжением от 50 до 200В, использовали в качестве оружия: с его помощью глушили проплывающую мимо мелкую рыбу. Римский писатель Клавдиан описывает историю о том, как гнюса поймали на бронзовый крючок и тот ударил рыбака током, который прошел через воду и линь. Сохранились также сведения о лечении ряда болезней, от головной боли до подагры, путем прикладывания пары таких электрических скатов к вискам пациента. Известно, что врачеватели Древнего Вавилона использовали электрических скатов для местной анестезии. Кроме того, еще древние греки открыли статические свойства электричества: натирая янтарь (по-гречески «электрон») кусочком меха, они обнаружили, что мех после этого притягивает перья, пылинки и соломинки. Впрочем, хотя греки и обратили внимание на столь странное явление, они не смогли разгадать, почему так происходит и, вероятно, сочли это просто чем-то удивительным.

Однако у утверждения, что электрическую батарею использовали для избавления от боли, много противников. Главным недостатком медицинской теории является очень низкое напряжение батареи, которое вряд ли позволило эффективно воздействовать на организм больного, разве только при несильных болях, хотя несколько таких батарей, связанных вместе, могли давать более мощный электрический разряд. Соглашаясь в основном с версией о медицинском назначении багдадской батареи, Пол Кейзер из канадского университета Альберта предложил новую гипотезу. На мысль его натолкнули обнаруженные во время раскопок в Селевкии, недалеко от Вавилона, рядом с напоминающими батареи устройствами бронзовые и железные иглы. Согласно его версии, суть которой была опубликована в статье за 1993г., эти иглы могли использоваться для свого рода электроакупунктуры – метода лечения, в те времена уже известного в Китае.

Некоторые исследователи склонны верить в ритуальное назначение багдадской батареи. Эксперт по истории металлургии из отдела научных исследований Британского музея доктор Пол Крэддок предположил, что связку из нескольких древних гальванических элементов располагали внутри металлической статуи, и верующие, прикасаясь к идолу, получали небольшой удар, похожий на действие статического электричества. Вероятно, такое случалось, когда они давали неверный ответ на вопрос, заданный жрецом. Этот удивительный эффект покалывания, по-видимому, воспринимался верующими как доказательство того, что жрец обладает магической силой, является избранным, поэтому его храм посещали более остальных.

К сожалению, пока такие статуи не найдены, ритуальное использование гальванических элементов остается лишь ещё одной любопытной теорией. Испытания копий багдадской батареи проводились неоднократно, но скептики утверждают: сегодня нет доказательств тому, что она когда-либо функционировала как электрическая батарейка, и отмечают, что о парфинянах – древних создателях этого устройства, говорили как о великих воинах, но в источниках ничего не сказано об их научных достижениях. А тот факт, что ни в одном из сохранившихся исторических документов того периода не упоминается использование электричества, подтверждает их скепсис.

Нет среди археологических находок парфянского периода ни статуй, позолоченных электролитическим способом (все они позолочены хорошо известным процессом амальгамирования), ни проводов, кабелей или более сложных образцов древних батарей. Некоторые исследователи оспаривают результаты экспериментов с копиями батареи, утверждая, что невозможно воссоздать те же условия. В частности, эксперименты доктора Арне Эггебрех-та проводились над огнем. По словам сотрудницы музея Ро-мера-Пелизаеса (где в 1978г. Эггебрехт проводил свои эксперименты с копией батареи) доктора Беттины Шмитц, никаких фотографии или отчетов об экспериментах Эггебрехта не сохранилось.

В то же время, скептики предлагают альтернативное объяснение теории об электрической батарее. Известно, что археологи находили подобные «батарейки», в которых внутри медного цилиндра помещался медный стержень, такие устройства однозначно не могут вырабатывать ток. Нужен стержень из другого металла. По мнению скептиков, кувшины были сосудами для хранения священных свитков из материалов органического происхождения – пергамента или папируса, на которых записывались некие ритуальные тексты. При их разложении выделялись органические кислоты, что объясняет наличие следов коррозии на медном цилиндре, а битумная пломба, найденная возле багдадской батареи, была не частью гальванического элемента, а герметичной крышкой, которая позволяла хранить содержимое кувшина длительное время. Заметим, что «багдадская батарейка» почти идентична найденным сосудам из близлежащей Селевкии с известной функцией – они использовались для хранения свитков. И всё же нельзя отрицать, что устройство могло выполнять функцию электрического элемента. Вполне возможно, создатель этого предмета до конца не понимал принципов того, что он использовал, как в случае с древнегреческим янтарем. И этот случай не единичный. Многие открытия, например порох и лечебные свойства трав, были сделаны до того, как удалось определить их пользу.

Впрочем, даже если будет доказано, что багдадский артефакт является древней электрической батареей, останутся сомнения в том, что древние люди 2000 лет назад действительно осознавали феномен электричества. Была ли багдадская батарея единственной находкой такого рода, а её создатели единственными представителями древнего мира, открывшими (возможно, случайно) электричество? Очевидно, необходимо искать новые письменные или археологические данные, подтверждающие её уникальность. К сожалению, в 2003г. во время войны в Ираке багдадскую батарею вместе с тысячами других ценных артефактов украли из Национального музея. Сегодня её местонахождение неизвестно

Согласно современной истории электрическая батарея была изобретена в 1800 году Александром Вольта (Alassandro Volta). Ученый заметил, что когда два разнородных металлических зонда помещаются в ткани лягушки, появляется слабый электрический ток. Более того, ток протекал и при помещении электродов не в живую среду, а в некоторые химические растворы. Собственно, с этого и начались работы над электричеством.

Однако находка багдадской батареи говорит о том, что электрическую батарею изобрел не Вольта.

Впервые багдадскую батарею (Baghdad Battery) описал немецкий археолог Вильгельм Кениг (Wilhelm Konig) в 1938 году. Сегодня точно неизвестно, раскопал ли он батарею самостоятельно или обнаружил ее в запасниках какого-то музея, однако известно, что она была найдена в месте Куджут-Рабу (Khujut Rabu) за чертой Багдада.

Багдадской банке около 2000 лет, она состоит из глиняного сосуда с пробкой из битума, которая протыкается железными прутами. Внутри банки пруты окружены медным цилиндром. Кениг решил, что такая конструкция может быть характерна для электрической батареи и опубликовал статью об этом открытии в 1940 году.

Изучение багдадской банки прекратилось с началом Второй Мировой войны. После ее окончания Уиллард Грей (Willard F. M. Gray) из лаборатории General Electric High Voltage Laboratory в Массачусетсе воспроизвел работу багдадской банки. Он залил аналог банки виноградным соком, являющимся электролитом. Оказалось, что багдадская банка может давать напряжение до двух вольт.

Далеко не все ученые соглашаются, что багдадская банка может называться электрической и считают, что она могла использоваться для хранения папирусов.

Куджут-Рабу - это место древнего поселения парфян, которые были прекрасными воинами, но не отличались особым развитием, поэтому археологи считают, что багдадские банки могли принадлежать другим народам.

Помимо своих функций, банка ничем особенным не выделяется; она выполнена из обычных для того времени материалов и с применением обычных технологий. Поэтому трудно представить, что кто-то смог правильным образом соединить правильные компоненты для получения электричества. Вероятнее всего, что багдадская банка является случайным результатом чьих-то усилий.

Если багдадская находка могла производить электричество, то для чего же она могла использоваться? В частности для нанесения металлизации гальваническим путем. Если это так, то часть золотых музейных экспонатов может оказаться лишь позолоченными. Однако пока заявлений об обнаружении таких находок в прессу пока не поступало.

"Багдадская батарея" (Baghdad Battery) - создана предположительно 2000 лет назад (парфянский период между 250 до н.э. и 250 н.э.). "Банка" найдена в Куджут-Рабу (Khujut Rabu) в окрестностях Багдада и состоит из глиняной емкости с пробкой из битума. Через пробку пропущен железный стержень, окруженный медным цилиндром.

Если банку заполнить винным уксусом, то "батарея" развивает напряжение ок. 1.1 вольта. Достоверных свидетельств применения "банки" не сохранилось, но ученые склоняются к мысли, что устройство (если это действительно была батарея!) могло использоваться в технологическом процессе нанесения позолоты.

Знаменитая багдадская батарейка, как полагают, была сделана около 2000 лет тому назад. странный сосуд, найденный в окрестностях багдада, составлен из глиняной емкости со стопором, сделанным из асфальта. в асфальт воткнут медный цилиндр, а посредине цилиндра - железный прут. если сосуд заполнить уксусом или каким-нибудь соком, получится источник тока напряжением порядка 1,1 в. нет никаких письменных свидетельств относительно применения таких устройств в древности. ученые полагают, что батарейки, если это были батарейки, использовались для нанесения гальванического покрытия из золота на медные или серебряные предметы.

Через несколько лет после находки Кениг обнародовал неожиданную гипотезу. Кувшин мог служить гальваническим элементом - проще говоря, батарейкой. Это подтвердили и опыты. Ученые изготовили такой же кувшин, наполнили его винным уксусом, подключили вольтметр и убедились, что между железом и медью создается напряжение, равное 0,5 вольт. немного, но все-таки!

Значит, парфяне - извечные соперники римлян на востоке, чью культуру мы сравнительно плохо знаем, - могли вырабатывать электрический ток самыми примитивными средствами. Но для чего? Ведь в Парфии, как и в древнем Риме, - уж это мы точно знаем! - не пользовались электрическими лампами, не оборудовали повозки электромоторами, не возводили линии электропередачи.

А что как нет? что если во всем виноваты "темные века", лишившие европейцев исторической памяти? и "век электричества" наступил не во времена фарадея и яблочкова, а в дохристианскую эпоху?

"Электрическое освещение имелось еще в древнем Египте" - утверждают Петер Красса и Райнхард Хабек, посвятившие доказательству этой идеи свою книгу. Их основной аргумент - рельеф из храма богини Хатор в Дендере, созданный в 50 году до новой эры, во времена царицы Клеопатры. На этом рельефе виден египетский жрец, который держит в руках продолговатый предмет, напоминающий колбу электрической лампы. внутри колбы извивается змея; ее голова обращена к небу.

Для Крассы и Хабека все ясно. этот рельеф - технический чертеж; странный предмет и есть лампа, а змея аллегорически изображает нить накала. С помощью таких ламп египтяне освещали темные коридоры и комнаты. вот, например, почему на стенах помещений, где работали художники, нет копоти, которая осталась бы, пользуйся они масляными лампами. все дело в энергетике!

Забавная гипотеза, но правды в ней ни на вольт. Мощность "багдадской батарейки" очень мала. даже если бы в древности освещали комнаты лампочками мощностью один ватт - что это за мощность? световой блик, а не луч света в темном царстве! - пришлось бы составить вместе сорок "багдадских батареек".

Подобная конструкция весит десятки килограммов. "для освещения всех египетских строений понадобилось бы 116 миллионов батареек общим весом 233600 тонн" - педантично подсчитал физик франк дерненбург. Этим цифрам особой веры тоже нет, но смысл ясен: гальванические элементы античности должны попадаться ученым на каждом шагу. Но это не так!

Удивились и электрики. Даже сегодня нет такой гигантской лампы накаливания, как изображенная на этом рельефе. Ии хорошо, что нет. Подобные колоссы опасны: ведь сила разрушения лампы под действием атмосферного давления возрастает по мере увеличения ее объема.

Египтологи же истолковывают этот рельеф совсем иначе, чем любители сенсаций, мастера путать столетия и открытия. рельеф полон символики. Сам иероглифический способ письма побуждал египтян видеть за изображениями нечто иное - то, что подразумевается. реальность и ее образ не совпадали. элементы египетских рельефов были, скорее, словами и фразами, которые надлежало понять.

Итак, по мнению специалистов, на рельефе в дендере изображена небесная барка бога солнца ра. по верованиям египтян, солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу. самый спорный элемент изображения - пресловутая "колба". даже египтологи не знают, как ее истолковать. возможно, она обозначает "горизонт".

Что касается обстановки, в которой создавался рельеф, то рабочие наверняка высекали его при свете обычных ламп, заправленных, например, оливковым маслом. В долине царей археологи встречали изображения, на которых видны рабочие с подобными лампами, видно, как им выдают фитили и как вечером рабочие возвращают их. А почему тогда нет следов копоти на стенах и потолках? А вот и неправда ваша! есть они. археологи не раз находили подобные пятна. Пришлось даже реставрировать некоторые слишком закопченные гробницы.

Но если "багдадские батарейки" не использовались для освещения жилищ и гробниц, для чего они были нужны? единственное приемлемое объяснение дал немецкий египтолог Арне Эггебрехт. в его коллекции имелась небольшая статуэтка египетского бога Осириса, покрытая тончайшим слоем золота. Ее возраст - примерно 2400 лет.

Сделав копию фигурки, Эггебрехт погрузил ее в ванну с солевым раствором золота. Затем соединил десять глиняных кувшинов, аналогичных "багдадской батарейке", и подключил этот источник питания к ванне. Через несколько часов на статуэтке осел ровный слой золота. На такой технический трюк, очевидно, были способны и древние мастера. Ведь для нанесения гальванических покрытий нужен ток небольшой силы и низкого напряжения.

И все же загадки остаются. каким образом парфяне открыли электрический ток? Ведь напряжение, равное 0,5 вольт, нельзя обнаружить без приборов. ЛуиджиГальвани в 1790 году открыл "животное электричество" по чистой случайности. он заметил, что мышцы лягушки непроизвольно сокращаются, если к ее лапке одновременно приложить пластины из разных металлов.

Быть может, древние тоже случайно открыли электричество? А как они догадались, что с помощью электрического тока можно осаждать золото, содержащееся в растворе? а где было сделано это открытие, в парфии или, судя по статуэтке, в Египте? а в других странах знали о нем? как-никак, "батарейками", наверное, пользовались не одно столетие. увы, нам ничего не известно об этом. не сохранилось никаких письменных упоминаний.

А действительно ли батарейка применялась для гальванических работ? из того, что "это было возможно", не следует ведь: "это так и было". и почему археологи находят такие же "батарейки", в которых внутри медного цилиндра помещен медный стержень? они не могут вырабатывать ток. Нужен стержень из другого металла. может быть, глиняные кувшины с металлическими вставками предназначались для другой цели?

С другой стороны, нельзя и недооценивать предков. все забывается. и некоторые вершинные достижения той или иной культуры, удивительные секреты утрачиваются уже по прошествии нескольких веков. войны, пожары, гибель письменных памятников лишь умножают забвение.

Руины разрушенных метрополий меньше всего напоминают солидный архив или патентное бюро, в которых заботливо сохранены все изобретения древности. многое исчезло без следа. возможно, утрачены целые направления науки, плоды деятельности крупных научных школ, приемы династий ремесленников, передававшиеся втайне. и теперь, когда археологи находят непривычный артефакт, они не знают, как объяснить его появление. он становится неразрешимой загадкой, фразой из книги, которая давно сожжена.

По материалам сети

Человеческая цивилизация получила первые знания об электрическом токе и напряжении во второй половине XVIII века. Основоположником в этой области стал итальянский физик и физиолог Луиджи Гальвани (1737-1798). Его работы подкорректировал и развил итальянский физик Александр Вольта (1745-1827). Он практически и стал изобретателем электрической батареи. Представляет она собой источник электрической энергии и вырабатывает постоянный ток. Благодаря ему, крутятся двигатели электропоездов, горят лампочки и фонарики, работают компьютеры, мобильные телефоны, электродрели и пылесосы.

Своё победное шествие по планете электрический ток начал в XIX веке. В наше время жизнь без него немыслима. Даже отключение электроэнергии всего на час-полтора способно полностью парализовать жизнь любого из нас. Такова ситуация на сегодняшний день. Электричество вошло в повседневный быт окончательно и бесповоротно. Мы даже не сможем завести машину, если в ней нет аккумулятора.

Глядя на все эти достижения научно-технического прогресса, невольно задаёшься вопросом - как же существовало человечество тысячи лет без электрического тока и напряжения. Что люди делали по вечерам без телевизора и света? Ведь лампочек накаливания не было и в помине. Улицы освещались газовыми фонарями, а в домах горели свечи. Попробуй-ка пожить при свечах в наши дни. Хотя человек ко всему привыкает, причём очень быстро.

Как ни удивительно звучит, но на сегодняшний день существует теория, что в далёкой древности люди успешно пользовались своеобразными электрическими элементами и в тёмное время суток свечей не зажигали, масляных светильников не имели, а коротали вечера при свете ламп. Этими лампами они также освещали просторные храмы, пещеры, гробницы и другие помещения, куда не попадал солнечный свет. Подобное утверждение родилось в 30-е годы XX столетия. А причиной послужила удивительная находка, получившая название багдадской батарейки .

Обязано человечество этой находкой австрийскому археологу Вильгельму Кёнингу. Обнаружена она им была в 1936 году в предместье Багдада. Точно неизвестно, производил ли австриец археологические раскопки, или получил сей ценный предмет от одного из местных жителей. Скорее всего, раскопок не было, так как в этом случае археолог мог найти ещё много чего интересного. Однако учёный мир знает лишь об этом удивительном артефакте, представляющем собой уникальную ценность.

Так что же такое багдадская батарейка? Это древний сосуд светло-жёлтого цвета. Высота его составляет всего 15 см. Возраст оценивается в 2000 лет. Горлышко было залито смолой, из которой выступал кончик железного стержня. Его практически весь «съела» коррозия, что неудивительно, учитывая возраст.

Когда горловину освободили от смоляной пробки, то обнаружили внутри медную трубку - свёрнутый медный лист. Её диаметр равнялся 25 мм, а длина едва дотягивала до 9 см. Именно через эту трубку и проходил железный стержень. Он не доставал до дна сосуда. Свободного пространства оставалось ещё пара сантиметров. Само дно покрывала горная смола. То есть вся маленькая металлическая конструкция висела в воздухе. Удерживала её в таком положении смола, которой была замазана горловина.

Судя по керамике, сосуд относился к периоду правления династии Сасанидов. Это период с 224 по 651 год. То есть загадочному артефакту даже не было 2000 лет, как определили вначале. Но вот для чего вся эта конструкция предназначалась? Тут однозначного ответа у Вильгельма Кёнинга не было. После долгих раздумий ему пришла в голову практически невероятная мысль. Данное приспособление могло являться ничем иным как древней батареей для выработки электрического тока.

Да и действительно. Если налить в сосуд тот же лимонный, виноградный сок или уксус, то он полностью будет окружать как медный цилиндр, так и железный прут. Жидкость в этом случае будет выступать, как кислотный электролит. Следовательно, между медью и железом возникнет разность потенциалов и появится электрический ток. Дело останется за малым: подсоединить к сосуду токопроводящие провода и замкнуть их на какой-то потребитель электроэнергии. Таковым может быть лампа освещения.

В дальнейшем уже другие исследователи замерили напряжение, которое может выдавать данная маленькая конструкция. Вольтметр показал величину в 1,1 вольт. Совсем немного. Но если взять несколько десятков или сотен таких сосудов и соединить их последовательно, то в результате можно получить и 100 вольт, и 200, и даже 380. Конечно о 3-х фазном переменном токе разговор не шёл, а вот вольтаж постоянного тока мог быть, в принципе, любым.

Но могли ли древние люди создать лампы накаливания? По-крайней мере со стеклом проблем не было. В соответствии с официальной наукой, оно появилось в Древнем Египте ещё в начале III тысячелетия до н. э. То есть данный материал старше египетских пирамид лет эдак на 500. Люди стали смешивать песок, содовую золу, известь, нагревать эту смесь до очень высоких температур и получать стекловидную массу. Поначалу она не отличалась хорошей прозрачностью, но процесс шёл, совершенствовался, и постепенно стекло приобрело тот вид, который привычен современному человеку.

Что же касается нити накаливания, которая и должна излучать свет, то здесь можно посмотреть на древний рисунок, созданный неизвестным египетским мастером. Давно умерший художник донёс до нас из тьмы веков своеобразный объект, очень напоминающий по форме современную лампочку. Внутри проходит какая-то толстая длинная полоса. Вполне возможно, что как раз она и излучает свет. Вот только что это за материал - неизвестно.

Загадочный настенный египетский рисунок

Так являлась ли багдадская батарейка источником электроэнергии? Судя по древнему рисунку, однозначный ответ дать нельзя. Многие исследователи склонны видеть на нём вовсе не лампу, а кокой-то большой овощ, выращенный трудолюбивыми земледельцами. В данном случае работает правило: видишь то, что хочешь видеть.

В защиту батарейки выступает тот факт, что настенные древние росписи делали в закрытых помещениях, в которые солнечный свет никак не попадал. Однако на потолках и сводах нет следов въевшейся копоти от факелов и масляных светильников. Но работали же мастера не в темноте. У них, естественно, был источник света. Он не коптил, «не выдавал» чёрный дым, но освещение при этом было идеальное.

Багдадскую батарейку могли использовать и для других целей. В Древнем Иране очень часто применяли медную посуду, покрытую тонким слоем серебра. Серебро обладает целебными свойствами. Оно убивает вредные микробы, да и чисто с эстетической точки зрения тот же кубок или сосуд смотрится гораздо эффектнее, если он покрыт благородным металлом.

Равномерный тонкий слой серебра или золота можно нанести на поверхность, используя электролитический метод. В этом случае изделие выглядит идеально. Вполне возможно, что древние мастера подобным способом и доводили до совершенства предметы кухонной утвари. Но у сторонников данной теории есть и противники.

Эти люди утверждают, что багдадская батарейка не имеет ничего общего с гальваническим элементом. Первый довод звучит довольно весомо. Как в полностью герметичную батарейку доливали электролит? Горловина сосуда ведь залита смолой. А использовать данное устройство короткий период времени, чтобы затем его выбросить - слишком большая роскошь.

Второй довод: где сопутствующее оборудование. Если подобные устройства применялись массово, то должны были сохраниться какие-то провода, проводники, обеспечивающие работу батареек. Ничего этого нет и в помине.

Третий довод: никаких рисунков и записей об использовании электрических элементов не найдено. Существует лишь один египетский рисунок, о котором говорилось выше. Если бы багдадская батарейка применялась повсеместно, то уже давным-давно нашли бы массовые залежи этих батарей, да и летописи упоминали бы о них довольно часто. Ничего этого нет и в помине. После первой батареи были обнаружены аналогичные артефакты в количестве 20 штук, но на этом всё и ограничилось.

Так для чего же служила загадочная находка? Сторонники неэлектрической теории утверждают, что данный артефакт являлся местом для хранения папирусного или пергаментного свитка. В старину священные манускрипты паковали именно в такие сосуды. Горловины у них, правда, не запечатывали смоляной пробкой, а свитки не наматывали на металлический стержень. Во всём же остальном сосуды были абсолютно идентичны найденному. Но куда же тогда делся свиток с записями? Сгнил, оставив после себя лишь слабокислые органические составляющие.

В наши дни загадка таинственной иранской находки так и не разгадана. Экспериментальным путём доказано, что батарейка, сконструированная подобным образом, способна выдавать напряжение 1,5 вольта. На большее она не способна. Но вот использовалась ли данная конструкция для целей, связанных с электричеством, - здесь ясного и чёткого ответа нет. Мы видимо его ещё долго не получим, так как версия об электрификации Древнего Мира противоречит официальной науке. Это равносильно тому, что в своё время церковь отвергала историю человечества до сотворения мира, которое, как известно, наступило в 5508 году до н. э.

Cтатью написал ridar-shakin

В 1936 г. к немецкому исследователю Вильгельму Кёнигу, который работал в Археологическом музее столицы Ирака Багдаде, попал странный предмет.

Его нашли среди руин древнего парфянского поселения неподалеку от Багдада. (Парфяне властвовали здесь, на территории древней Месопотамии, в 250 до н.э. — 224 н.э.)

Это была невзрачная глиняная ваза высотой примерно 15 см. В ней находился цилиндр из листовой меди со вставленным в него проржавевшим железным стержнем.

Все эти детали были залиты смолой, склеивавшей их, — в той местности существовали месторождения асфальта.


Кёниг обследовал странный предмет и внезапно понял, что же попало ему в руки. Это были остатки электрической батарейки! Стало быть, парфяне уже тогда использовали электрический ток — почти за две тысячи лет до открытий Луиджи Гальвани (1737— 1798) и Алессанд-ро Вольта (1745 — 1827). А ведь именно эти ученые считаются изобретателями электрической батарейки. Заключение Кёнига казалось невероятным.


И вот тогда за дело взялся египтолог Арне Эггебрехт. Он изготовил точно такие же «вазу», стержень, цилиндр. Наполнил «вазу» винным уксусом и подключил к ней измерительный прибор. Датчик зафиксировал напряжение 0,5 В.

Эггебрехт предположил, для чего парфянам мог понадобиться электрический ток. В его коллекции была небольшая серебряная статуэтка египетского бога Осириса, созданная около 400 г. до н.э. Она покрыта необычайно тонким слоем позолоты. Эггебрехт давно уже пытался понять, как древний мастер сумел равномерно покрыть статуэтку золотом.

Ученый взял серебряную копию фигурки и погрузил ее в соляной раствор золота. Затем он последовательно соединил 10 батареек, то есть глиняных «ваз», и подключил этот источник питания к раствору. Всего за несколько часов статуэтка покрылась тонким слоем золота.


И все же вопросы остаются. Каким образом парфяне открыли электрический ток? Ведь без измерительных приборов напряжение, равное 0,5 В, нельзя обнаружить. Даже крохотная батарейка, которую мы вставляем в электрический фонарик, вырабатывает в три раза большее напряжение.

Спустя 18 столетий Гальвани сделал свое открытие по чистой случайности. Он заметил, что если к лапке лягушки приложить пластинки из разных металлов, то ее мышцы непроизвольно сократятся от электрического удара.


Быть может, древние тоже случайно открыли электричество? А как они поняли, что к батарейке надо подключать провода? Как догадались, что с помощью тока можно осаждать содержащееся в растворе золото? Интересно, а в других странах знали об этом открытии? Как-никак, батарейками, наверное, пользовались не одно столетие. Увы, нам ничего не известно об этом.

Периодов, который вслед за его первооткрывателем - немецким археологом Вильгельмом Кёнигом, директором Национального музея Ирака , - иногда расценивают в качестве древних гальванических элементов , созданных за 2000 лет до рождения Алессандро Вольта .

В наше время багдадская батарейка находится в Национальном музее Ирака .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Багдадская батарейка. Электричество существовало 2000 лет назад!

    10 Археологических Находок, Которые Могут Переписать Историю

    ДРЕВНЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОТКРЫТЫЕ ЗАНОВО #ИФ

    Субтитры

Описание

Вильгельм Кёниг в своей книге «В потерянном раю» даёт такое описание багдадской батарейке:

… верхний конец стержня примерно на сантиметр выступал над цилиндром и был покрыт тонким, светло-желтым, но полностью окисленным слоем металла, по виду похожего на свинец. Нижний конец железного стержня не доставал до днища цилиндра, на котором находился слой асфальта толщиной примерно три миллиметра.

Назначение

Вильгельм Кёниг предположил, что багдадская батарейка (точнее, "гальванический" элемент), заполненная кислотой или щёлочью, могла создать электрическое напряжение в один вольт. Кёниг пересмотрел экспонаты Национального музея Ирака. Его удивили медные посеребрённые вазы, относящиеся к 2500 году до н. э. Как предположил Кёниг, серебро на вазах было нанесено электролитическим методом .

Версию Кёнига о том, что находка является батарейкой, подтверждал профессор Дж. Б. Перчински из Университета Северной Каролины . Он создал точную копию «батарейки» и наполнил её пятипроцентным винным уксусом . Было зафиксировано напряжение в 0,5 вольта.

Немецкий египтолог Арне Эггебрехт при помощи опыта доказывал, что ещё более 2000 лет назад была известна гальванизация . Для подтверждения он использовал статуэтку Осириса . Использовав 10 сосудов, подобных багдадской батарейке, и солевой раствор золота, за несколько часов учёный покрыл статуэтку ровным слоем золота.

gastroguru © 2017