Еврейские женщины с древних времен славились своей красотой и сексуальностью. Самые красивые еврейки мира. Еврейские женщины в произведениях а

Передо мной сидят восемь женщин.

Они собрались, чтобы научиться разрешать непреодолимые противоречия, конфликты, с которыми мы сталкиваемся.

Нужен рецепт, который поможет каждой женщине спасти самое ценное. Семью.

Я работаю адвокатом, больше двадцати лет занимаюсь семейным правом.

Сейчас открою секрет, полученный в результате опыта.

Все очень просто:

Все проблемы, которые возникают в моей жизни, должна решить только я сама, и никто больше…

И мы начинаем разговаривать. О том, как все… сейчас, в моей семье?

И уже звучит:

— все бесполезно,

— лучше жить своей жизнью,

— больше времени уделять себе,

— нечего баловать,

— стараюсь не вникать в его (их) дела,

— все равно не поймет,

— а почему это я должна?

— разговаривать невозможно…

Пересказываем свои истории и видим, проблема одна: отсутствие понимания, неумение и нежелание договориться и найти верное совместное решение.

И теперь мы решили представить семью, в которой мы счастливы. Как… это?

Таня, Эстер, Лидочка с безнадежностью говорят: о свободе, надежности, любви, понимании, доверии, приятии, поддержке, радости.

Смотрю на их лица. Очень люблю каждую. Огромное желание помочь.

Чтобы нашли в себе силу, которая способна поднять семью на новый уровень.

Мы начинаем третий вопрос, самый трудный. Что я могу сделать прямо сейчас, чтобы моя семья была такой, как я хочу?

И мои женщины замолчали.

Перед нами стена, которую нет сил пробить, чтобы вернуться к любви и пониманию.

В памяти всплыли обиды и бессилие.

Появились слезы…

Зажатые и одетые в «скафандры». Непробиваемые, гордые, холодные и несгибаемые.

Настроение в группе поменялось. Женщины, перебивая друг друга, начали говорить о том, что все перепробовали: тренинги, советы психологов, успокоительные таблетки, разговоры, ссоры, книги, «уход в себя»…

Ничего не помогает.

Вообще, есть ли решение?

С этим извечным вопросом уходим на перерыв. До завтра.

Женщины растеряны.

Я вернулась домой.

Это странно, но очень люблю это состояние у моих женщин.

Но именно с этого момента мы начинаем понимать, что спасти меня может только моя внутренняя сила!

Моя любовь.

Мое желание.

Моя вера, что я все смогу.

Нужно отыскать эту силу во мне…

Я не могла их подвести. Нужна четкая инструкция: если мы делаем так, это работает. И точка!

Открываю компьютер. Набираю: великие женщины …, история …, пророчицы.

Женщины, которые нашли в себе несокрушимую силу.

Поворачивали события вспять. Направляли армии, останавливали фараона, вдохновляли нации, спасали семью и народ, знали, умели ждать и отменять себя ради цели.

Женщина, это поворотная точка.

Развиваются события… и тут возникает Она.

Говорит: «Все! Хватит! Так больше быть не может!»

И направление меняется.

Здесь нам помогают наши ярчайшие качества, унаследованные от Мирьям. Самого мощного женского образа за всю историю.

Наполненность силой любви. К своим ближним. Любить их как самих себя. Быть непримиримыми к несправедливости.

Пятилетняя Мирьям, во весь свой маленький рост стояла перед фараоном и пророчествовала ему в лицо: «То, чего ты боишься и страшишься, от этого и пострадаешь!»

(Она хотела остановить фараона от преследования еврейских младенцев мужского пола.)

Еще маленькой девочкой не побоялась заявить своему отцу о несогласии с его поступком, когда он отдалился от своей жены.

Она сказала: «Ты хуже фараона! Он убивает только мальчиков, а ты убиваешь и мальчиков и девочек!»

Отец прислушался к пророчеству Мирьям. И от его союза с женой родился великий пророк Моисей (Моше).

Когда младенца Моше спустили в колыбели в реку, спасая от преследования фараона, Мирьям бежала за братом вдоль берега, сквозь заросли тростника. Она увидела, как дочь фараона нашла мальчика.

И тут… Мирьям выходит из скрытия, появляется в центре события.

— Вы не хотели бы взять еврейскую женщину, чтобы кормить малыша?

Дочь фараона согласилась!

Моше вскармливала его собственная мать!

Он стал предводителем народа Израиля!

И еще одно качество Мирьям есть в нас.

Уверенность и радость. Умение чувствовать настроение. Делать из обыденных событий праздник. Направлять и поддерживать мужчину, не конкурируя с ним.

Дать возможность мужчине взлететь!

И от этого женщина наполняется несокрушимой силой!

Мы видим это из истории.

Совершен переход через Красное море.

В честь этой победы Мирьям взяла бубны и увлекла за собой женщин.

Они танцевали и пели в радости! Ведь радость и уверенность, это то, что она могла им дать.

Сила любви передавалась от Мирьям всем женщинам. Это событие так и называется «танец с тимпанами».

Женщины, уважая подвиги, совершенные мужчинами, танцевали свой танец любви и восхищения своими героями!

Так было всегда. Женщина работает скромно, но очень мощно.

За каждым преуспевающим мужчиной стоит женщина, которая направляет его, дает советы.

И без такой поддержки у него не может быть успеха.

В один из самых ярких моментов нашей истории…, стоянии перед горой Синай, мы совершали важнейший выбор:

Сможем ли подняться над всеми нашими распрями, проблемами, отторжением друг к другу?

Мы, женщины, окружали кольцом мужчин…

Вынуждали их: «Вы обязаны организоваться как одна семья!»

Оказывали давление. Подталкивали к принятию условия: «быть как один человек с одним сердцем».

Иначе, … пропадем.

Распределение очень четкое.

Женщина указывает: здесь должно быть объединение! Должна быть более глубокая связь.

И мужчина это реализует.

И вся проблема в том, что мы не знаем, как это сделать.

Тут нужно большое понимание. Большая тонкость. Обучение. И это также зависит от женщины.

Она чувствует настроение. Она чувствует желание. Знает момент, в который может вложить всю свою силу.

Это взаимные уступки, взаимный пример.

Чувствовать сердце друг друга!

Вот, к примеру, мой муж любит футбол, а я люблю джаз. И я… сажусь с ним смотреть футбол.

И этим выражаю свою любовь к нему.

Показываю пример. Делаю из этого ! И он понимает, что это я ради Него. И я так радуюсь с ним, потому что Ему хорошо.

Я отменяю себя. И он это знает…

И он делает также для меня. (Это очень важно.)

Понимание и уважение желания другого. И этому нужно учиться.

А мужчина…, он так «запрограммирован», его сердце готово быть под руководством женщины.

Если есть между ними правильная связь, он чувствует потребность.

Нет мужчины, который не сделал бы этого. Это Природа.

Мужчина, он как большой ребенок. Стоит, и не знает…, что мама хочет от него?

Это надо понять. Здесь очень высокое понимание того, что все потребности исходят от женщины.

Так мы видим в нашей жизни. Мама требует с нас. Мама обучает. Оказывает давление на нас.

От нее мы получаем Высшую силу. Свечение. Уверенность.

Она рожает и обеспечивает. Кормит и поддерживает.

Весь путь от матери.

Мужчина и женщина — это сочетание очень важное. Тонкое.

Они соединяют и дополняют друг друга.

Только в правильном соединении между ними происходит течение жизни.

И наоборот, если нет этого течения, то нет и жизни…

И все, что осуществляет жизнь, это женщина.

Это желание женщины.

Она хочет семью. Она хочет рожать. Хочет быть матерью.

И это желание определяет весь человеческий род.

Мужчина выполняет. И мы видим это в нашей истории.

Сейчас, проникнув во все эти свойства, которые есть в нас, я чувствую в себе эту большую силу и радость.

Радость и уверенность от того, что я могу передать женщинам мое желание. Чтобы они смогли найти в себе эти качества.

Потому что меня ведут: Любовь, Знание и Природа.

И у нас нет иного выхода.

После нашей встречи, мы разошлись окрыленные.

Кроме того, что почувствовали правильность той работы, которая обязана сделать женщина в своей семье, есть еще ощущение огромной силы между нами, которая способна побудить, вскрыть в нас огромный потенциал.

И мы сможем уверенно, с любовью, терпением, большим уважением к мужчинам дать им импульс в нашем совместном танце под названием жизнь.

Должна ли девушка, принявшая решение одеваться в соответствии с законом Торы, полностью сменить свой гардероб? Можно ли, одеваясь скромно, оставаться модной и современной? Может ли религиозная еврейка покупать одежду в обычных магазинах, или ей придётся шить на заказ и летать на шопинг в Израиль?

Тора заповедала женщине следовать в одежде определенным правилам. При этом она отнюдь не отрицает красоту и женственность, напротив! Жена должна быть красивой и нравиться мужу. Красиво одетая (в том числе) женщина восхваляется в традиционном песнопении «Эшет хаиль».

Каждая еврейская женщина – дочь Царя царей, и должна быть одета красиво и с соблюдением приличий.

По закону Торы

Правил еврейского дресс-кода не так много. Вот они:

  1. Женщине нельзя носить брюки.
  2. Одежда должна прикрывать ключицы, локти и колени в любой позе, не обтягивать фигуру и не просвечивать. На ногах должны быть колготки или гольфы (не тоньше 40 ден).
  3. Одежда не должна быть слишком яркой, броской, необычной, выраженно сексуальной. И тут уже нет четких критериев. Каждая женщина, глядя в зеркало, должна сама честно ответить на вопрос, соответствует ли ее облик статусу царской дочери.

Дилемма скромности

В жизни религиозной еврейской женщины есть достаточно много ситуаций, в которых она должна выглядеть наилучшим образом. Субботы, свадьбы, обручения и прочие семейные события, праздники… Такой образ жизни требует богатого гардероба.

Однако поход по магазинам может принести религиозной еврейке немало огорчений. Большинство вещей современной моды ей нет смысла даже мерить, настолько они не соответствуют критериям Торы. Летом, когда большинство вещей в магазинах – открытые, проблема обостряется. А если женщина обладает высоким ростом, найти юбку, закрывающую колено, для нее – почти неразрешимая проблема. Полупрозрачные ткани, бретельки, брюки и шорты…

В последние годы в Израиле появилась целая индустрия религиозной моды. Даже известные сети, такие, как «Кастро», открывают специализированные магазины для религиозных и создают для них отдельные коллекции.

И все же можно одеться красиво и скромно, даже не заглядывая в эти специализированные магазины! Нельзя сказать, что это легко, но возможно – однозначно! К тому же, сегодня есть возможность воспользоваться услугами стилиста, работающего с религиозными женщинами.

Еврейский стилист

Мири Бейлин родилась в Америке; в восемнадцать лет, выйдя замуж, репатриировалась в Израиль. Через год занялась одеванием невест у себя на дому, еще через год открыла собственное ателье, одновременно работая дизайнером одежды в одной из итальянских фирм.

«В моем ателье работают, кроме меня самой, еще десять сотрудниц. Я сама создаю дизайн нарядов, которые шьет мое ателье. Поначалу я занималась только пошивом нарядов для свадеб и других торжеств, но клиентки стали просить помочь им с созданием индивидуального стиля.

Как выглядит процесс создания стиля? Первый шаг – телефонный разговор, из которого я стараюсь узнать как можно больше о женщине – ее личности, образе жизни, предпочтениях. Второй шаг – визит на дом заказчицы. Тут я открываю гардероб и смотрю, что ей подходит, а что – не очень, и чего не хватает.

Начинаем с нижнего белья, потом переходим к одежде. Я объясняю клиентке тип ее фигуры и внешности прежде, чем она начнет делать покупки. Следующий этап – поход по магазинам, который длится восемь часов.

Как правило, ко мне обращаются три типа клиенток: женщины после родов, чья фигура изменилась; бизнес-леди, которым некогда заниматься обдумыванием гардероба; и девушки на выданье».

Последнее время у Мири появилась еще одна должность – заведующей кафедрой в колледже моды и стиля для религиозных.

Для Мири сочетание моды и красоты с правилами Торы – естественно и не представляет проблемы. «Истоки красоты – в Торе, – утверждает она. – Уход за собой и стремление к красоте были присущи еще первой женщине, Хаве, которая после греха Древа познания сделала себе одежды. Именно Тора требует, чтобы у еврея была особая одежда для субботы, новомесячья, праздников. Тора требует от мужа покупать жене подарки к каждому празднику – одежду, украшения и так далее. А от жены Тора требует быть красивой для мужа, доставлять ему удовольствие своим видом, ведь на прочих женщин ему запрещено даже смотреть!»

Скромность и стиль

«Для меня это не противоречие. Я считаю, что чем более закрыта одежда, тем красивее она делает женщину. Скромная одежда делает ее не просто женщиной, но царицей. Скромность – не ограничение, но обрамление.

А если мне очень понравится вещь, не соответствующая критериям, я могу, как минимум, подумать, как исправить этот ее недостаток. Например, многослойность – хорошее решение для вещей слишком открытых. Скажем, на футболку с коротким рукавом можно надеть столь актуальный сейчас кардиган».

Как религиозная женщина выбирает одежду?

«В общем, никаких принципиальных отличий. Женщина есть женщина. Все женщины любят красиво одеваться. Отличие только в том, что религиозная женщина кроме качества ткани и швов проверит длину юбки; в сомнительных случаях даже присядет в ней, чтобы убедиться, что она закрывает колено. Если предполагается носить вещь без чего-либо сверху, проверяют, что она не обтягивает тело, а держит форму. Короче говоря – проверит соответствие вещи критериям скромности».

Иногда приходится и уступить

«Да-да, иногда приходится и отказаться от понравившейся вещи, которая не соответствует критериям скромности. Например, надевать под сарафан на бретельках футболку – это смешно, и лучше отказаться от сарафана. Но большинство вещей все-таки можно приспособить или при помощи сочетаний, или при помощи внесения небольших изменений.

У меня есть целый набор приемов. Например, слишком открытый вырез платья может исправить надетая под него закрытая майка. Слишком короткую юбку удлинит подъюбник с подходящей отделкой по подолу. Немного прозрачную блузку спасет боди, а короткий рукав – жакет или кардиган, надетый сверху».

Мири считает, что в мире религиозной моды в последнее время происходят изменения. Она получает более широкое распространение. Появляются стилисты, обслуживающие именно религиозный сектор. В частности, их готовит колледж, в котором преподает Мири. И профессия эта становится все более и более востребованной. Когда-то прогулка по торговым центрам была почти табу для религиозной женщины, теперь же это стало обычным делом. Женщины поняли, что большинство вещей из «обычных» магазинов можно приспособить для их нужд.

Знакомьтесь: религиозные модницы

Рахель – мама четверых детей, секретарь в солидной фирме, религиозная еврейка и… модница.

«Я помню себя с пяти лет любительницей моды. Мне уже в этом возрасте было важно, как я выгляжу. А еще я любила обшивать своих кукол. Лоскутки мне давала бабушка.

В старших классах у меня не было денег на покупку новой одежды, и тут на помощь пришли магазины секонд-хенд. Они помогали мне выглядеть ярко, необычно, не так, как все. Я перешивала на купленных вещах пуговицы, подбирала аксессуары, красивые колготки; иногда приходилось обращаться к портнихе, чтобы переделать слишком открытую вещь.

- А тебе не жалко, что многие модные тренды ты не можешь носить из-за их несоответствия требованиям Торы?

Нет, я не жалею о слишком открытой одежде. Я люблю строгую и солидную классику. Ну, а кроме того, даже женщина, не обращающая внимания на степень скромности одежды, тоже не может носить все, что в моде. Что-то идет, что-то не идет. Да и невозможно скупить все, что предлагает модная индустрия.

Религиозная девочка с самого юного возраста знает, что она – дочь царя, а это обязывает.

В конце концов, если мне что-то уж очень понравится, я найду способ переделать эту вещь!

- Например?

Например, однажды мне очень понравилось в магазине шифоновое платье – достаточно закрытое, но… прозрачное. Я решила все-таки купить его и сшить подкладку. И я не ошиблась: с подкладкой платье стало выглядеть на порядок лучше, я получила массу комплиментов.

Советы моднице

Решила одеваться скромно? Не знаешь, что делать с прозрачной или слишком открытой одеждой? Не спеши выбрасывать ее!

* Короткие рукава или их отсутствие можно исправить, надев сверху жакет, кардиган или пиджак.

* Можно надеть под платье или блузку с коротким рукавом облегающую футболку подходящего цвета и с рукавом нужной длины. Зачастую интересное цветовое сочетание улучшает конечный образ.

* Под просвечивающую юбку можно надеть подъюбник, а под просвечивающую блузку – футболку.

* Короткую юбку или платье можно удлинить полосой прошвы или выглядывающим подъюбником с интересной отделкой по подолу.

Еще один вариант – носить короткое платье с юбкой, в качестве туники.

*Многослойность – один из вариантов спасти слишком откровенную вещь. Но с многослойностью следует быть осторожной. Тут требуется вкус и некоторый опыт в создании многослойных образов.

Кейт Миддлтон – икона стиля и скромности

В последнее время эта особа стала образцом для подражания религиозных модниц, ведь английский королевский дом предполагает скромность в одежде.

Вещи Кейт всегда отличного качества, подобраны с отменным вкусом и лишний раз доказывают, что для того, чтобы быть красивой, необязательно носить открытую одежду. Более того, закрытая одежда делает образ Кейт изысканным и аристократичным.

Кейт – живое доказательство того, что если уж супруга обычного земного принца может одеваться скромно, то дочь Царя царей, еврейская женщина, тем более должна поступать так. И тот факт, что известная икона стиля одевается практически в полном соответствии с требованиями еврейского закона, должен придать нам сил в стремлении следовать этому закону.

Уважаемая N.!

Замечательно, что Вы интересуетесь правилами скромности, - ведь это очень важная, можно сказать, основополагающая часть жизни еврейской женщины и, в конечном счете, всего еврейского народа в целом. Поэтому каждой женщине необходимо знать, какая одежда подходит, какая - не очень, а какая - совершенно неприемлема.

Сначала остановимся на требованиях еврейского закона - рассмотрим основные положения так, как они приводятся в книге «Оз вэ-адар левуша» («Облачается в силу и достоинство», название - цитата из Мишлей 31:25), которую можно назвать своеобразной энциклопедией цниюта - еврейской скромности.

Прежде всего, отметим: все правила, кроме тех, что относятся к головному покрытию, одинаковы для одежды замужних и незамужних женщин. Маленьких девочек приучают к скромности в разных общинах с разного возраста: с трех или с шести-семи лет. В двенадцать девочка считается совершеннолетней и должна досконально знать и соблюдать эти правила.

Длина

Одежда должна полностью закрывать ключицы, плечи и, разумеется, спину. Рукава должны быть достаточно длинными, чтобы локти в любом положении были прикрыты. Юбка - минимум на 10 см. ниже колена. Брюки, даже «женские» , носить не положено. Следует уделить особое внимание тому, чтобы между верхней частью одежды и юбкой не было видно тело или нижнее белье, даже когда наклоняемся.

Прозрачность

Все, что должно быть закрыто, не должно также просвечивать сквозь одежду ни при каком освещении. Особенно это касается белых или черных вещей - надо проверять их перед покупкой, поместив напротив сильного источника света. Если прозрачная юбка или блузка все-таки куплена, можно надеть под нее нижнюю юбку или блузу-трико. Нижнее белье, просвечивающее сквозь одежду, также выглядит нескромно.

Размер блузки и юбки

Еще один пункт, на который необходимо обратить внимание, - не является ли одежда слишком прилегающей или обтягивающей. Здесь есть градации. Блузки и кофты не должны быть обтягивающими, но и не обязаны полностью скрывать очертания фигуры. Рукава могут прилегать, но не обтягивать. Нижняя часть ноги должна быть закрыта чулками или колготками достаточной плотности (плотность зависит от того, что принято в данной общине), и они, разумеется, плотно обтягивают ногу.

Максимум требований предъявляется к юбке/нижней части платья - от пояса и до 10 см. ниже колена. Эти части одежды должны быть достаточно плотными и свободными, чтобы полностью скрывать форму бедра и нижней части туловища. Примеряя юбку, следует оттянуть ее в ширину, чтобы убедиться, что с обеих сторон есть запас в несколько сантиметров и она не будет обтягивать бедра при ходьбе. Также необходимо учесть, что любой разрез спереди или сзади, даже небольшой, заканчивающийся ниже колена, категорически запрещен, что автоматически делает непригодной узкую юбку-карандаш, в которой невозможно передвигаться без разреза. В юбках прямого покроя, чтобы расширить их, не делая разреза, в нижнюю часть иногда вшивают специальные вставки из ткани. Самый лучший фасон (он же и классический) - юбка, равномерно расширяющаяся от талии. Некоторые ткани при ходьбе электризуются и «прилипают» к телу. В таком случае поможет нижняя юбка.

Цвет

Цвет одежды и обуви тоже очень важен. Он не должен быть ярким и кричащим. Особенно это относится к красному цвету - нельзя, чтобы он был преобладающим в основных частях одежды. Умеренные варианты - бордовый и т. п. - более приемлемы, но надо уметь различать допустимые или недопустимые оттенки и на всякий случай лучше не приближаться к границе дозволенного. Нескромными являются также слишком крупные, броские, аляповатые и экстравагантные аксессуары, крупные надписи или рисунки, чрезмерное обилие «золота» в украшениях и блесток на одежде, явное несоответствие деталей костюма друг другу.

Головной убор

Замужняя еврейка (а также женщина, которая была замужем в прошлом) должна покрывать голову так, чтобы не были видны ее собственные волосы. Точные границы покрытия требуют отдельного изучения, а разновидность головного убора (парик, косынка, шляпка, берет и т. п.) выбирается в зависимости от того, что принято в общине, где живет женщина. Что касается незамужних девушек, они не обязаны покрывать голову, но их прически должны быть скромными, цвет волос - естественным, волосы длиной ниже плеч должны быть собраны в хвост или косу.

Можно ли незамужней женщине покрывать голову? Насколько мне известно, это не принято. Разумеется, можно надеть головной убор для защиты от солнца или холода. Есть также общины, где девушки покрывают голову, произнося благословения или зажигая субботние свечи, но в большинстве общин это не принято.

Одним словом, в еврейской жизни приветствуется умеренность в одежде и общая гармония во внешности и во всем поведении. Еврейская женщина не должна привлекать к себе внимания ни громким разговором/смехом, ни слишком броским нарядом, ни резкой «непохожестью» на окружающих женщин. (Разумеется, если все вокруг одеваются нескромно, им нельзя подражать, следует одеваться соответственно еврейскому закону, даже если одно это делает женщину «резко непохожей» на других). Одежда и прическа должны быть опрятными и гармоничными, чтобы весь облик воспринимался как единое целое - внутреннее содержание в достойном обрамлении.

Законы скромности - многочисленны и подробны, и каждая женщина обязана их знать и исполнять. За это Творец обещает величайшую награду в этом мире и в будущем. Дай Б-г, чтобы мы все удостоились этой награды!

Благодаря богатой истории иудейского народа внешность еврейских девушек весьма разнообразная - среди них вы встретите не только ярких брюнеток, но и натуральных блондинок. В этом выпуске вы найдете рейтинг самых красивых известных евреек современности.

Евреи - древний народ семитского происхождения, две тысячи лет (до 1948 года) не имевший собственного государства и существовавший исключительно как сеть еврейских диаспор по всему миру. Численность евреев достигла пика (16,7 миллиона человек) перед Второй мировой войной, но в ходе холокоста в Европе было уничтожено около 6 миллионов евреев. Сейчас численность евреев составляет 14 млн, из которых 6 млн живут в Израиле, 5,4 млн - в США. Крупные еврейские диаспоры существуют также во Франции (478 тыс.), Канаде (380 тыс.), Великобритании (290 тыс.), России (190 тыс.) и других странах.

Национальной религией евреев и важнейшим атрибутом их самосознания является иудаизм, поэтому во многих языках мира нет различения понятий «еврей» и «иудей», но в русском языке «еврей» обозначает национальность, а «иудей» - вероисповедание.

В отличие от большинства народов мира, еврейская национальность определяется не по отцу, а по матери. Каббала объясняет это тем, что душа женщины-еврейки в момент зачатия «притягивает» еврейскую душу. «Закон о возвращении» государства Израиль в настоящее время гласит: «Евреем считается тот, кто рожден от матери-еврейки и не перешел в другое вероисповедание, а также лицо, принявшее иудаизм».

Данный рейтинг, где представлены самые красивые, на наш взгляд, известные еврейки, составлен исходя из понимания еврейства, которое процитировано выше. Т.е. в рейтинг не включены еврейки по отцу, не принявшие иудаизм (например, Ирина Слуцкая), но включены еврейки по матери, а также обращенные иудейки (при этом только одна женщина в списке, будучи иудейкой, не имеет еврейской крови).

47-е место: Майя Михайловна Плисецкая - советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, педагог, писатель и актриса, народная артистка СССР. Родилась 20 ноября 1925 года в Москве в еврейской семье: отец - известный хозяйственный деятель Михаил Эммануилович Плисецкий, мать - актриса немого кино Рахиль Михайловна Мессерер.

46-е место: Тамара (Тамрико) Михайловна Гвердцители (род. 18 января 1962, Тбилиси) - советская, грузинская и российская певица, актриса, композитор, народная артистка Грузинской ССР, народная артистка России. Отец - из древнего грузинского дворянского рода Гвердцители. Мать - еврейка, внучка одесского раввина.

Из интервью Тамары Гвердцители:

«Мой отец - грузин, я родилась и большую часть жизни прожила в Грузии, естественно, ее культура оказала колоссальное влияние на мою жизнь и творчество. Но меня родила и вырастила еврейская мать, и с годами я все больше ощущаю свои еврейские гены».

«В 1988 году я впервые оказалась в Израиле и поняла, что просто обязана спеть на иврите. Даже для себя, даже если меня услышат всего 20 человек. Это крик моей души, это зов крови. Когда я запела на иврите, я как будто услышала голос из глубины веков. Действительно верно утверждение, что человек, занимающийся ивритом, не учит, а вспоминает его. Особенно это чувствуется в песне. Через песни ко мне пришли эти слова, и я их ощутила и почувствовала. Иврит - очень сильный язык. В нем такая энергетика, такие гласные звуки, что возникает ощущение, что ты наполняешь пустой мир звуками и музыкой... Я стараюсь ездить в Иерусалим каждый год. Всякий раз, когда я туда попадаю, я обязательно иду к своему дереву. В нем - частичка моей души. Для меня оно знаменует праздник торжества жизни. Не зря традиция сажать деревья уходит своими корнями в библейские времена - посадив дерево, ты чувствуешь себя полноценным человеком. Я приезжаю и испытываю ощущение полноценности, что я сделала все как полагается. Свои чувства к Иерусалиму мне трудно выразить словами. У меня есть песня на стихи Андрея Дементьева, абсолютно православного человека, но любящего Израиль и воспевающего Иерусалим. Еврейская столица - это частичка космоса, которая нам дана. Едешь в Израиль, попадаешь в Иерусалим и ощущаешь себя космическим существом... Еврейская женщина - это моя мама. Для меня она - самое прекрасное, что есть на земле. Еврейская женщина - это феноменальная мать, потрясающая хозяйка, друг и защитник своих детей. Для меня очень тяжело описать еврейскую женщину словами - для этого есть музыка».

45-е место: Оксана Олеговна Фандера (род. 7 ноября 1967, Одесса) - российская актриса. Ее отец Олег Фандера - актер, наполовину украинец, наполовину цыган, мать - еврейка.

Из интервью с актрисой:




Оксана, в вас смешаны три крови: украинская, цыганская и еврейская. В чем они проявляются?
- В том, наверное, что я готовлю как украинка, люблю свободу как цыганка, а мировую скорбь чувствую как еврейка.
- Кем вы себя чувствуете в большей степени?
- Сейчас могу в равной мере ощущать себя той, другой и третьей.

44-е место: Татьяна Евгеньевна Самойлова (4 мая 1934, Санкт-Петербург - 4 мая 2014) - советская и российская актриса, наиболее известная по роли Вероники в фильме «Летят журавли» (1957). Из интервью Татьяны Самойловой: «Мы же полукровки с братом. У нас мама - чистокровная еврейка, а отец - чистокровный русский». Также актриса говорила, что именно от матери-еврейки она унаследовала чуть раскосые глаза.

43-е место: Эммануэль Шрики / Emmanuelle Chriqui - канадская актриса. Снимается в фильмах и телесериалах. Эммануэль родилась 10 декабря 1977 года в Монреале (Канада) в семье марокканских евреев, была воспитана в традициях ортодоксального иудаизма сефардской традиции. Была признана самой желанной женщиной 2010 года по версии портала Askmen.com.

42-е место: Голди Хоун / Goldie Hawn - американская актриса, продюсер, режиссер. Родилась 21 ноября 1945 года в Вашингтоне. Ее мать - еврейка, воспитавшая дочь в традициях иудаизма.

41-е место: Барбара Уолтерс / Barbara Walters - одна из самых известных американских телеведущих, проработавшая на телевидении с 1961 по 2014 год. Родилась 25 сентября 1929 года в Бостоне в еврейской семье, чьи предки жили в Российской империи.

40-е место: Милена Кунис, более известная как Мила Кунис / Mila Kunis, - американская актриса. Родилась 14 августа 1983 года в Черновцах (Украина) в еврейской семье. В 1991 году семья эмигрировала в США и поселилась в Лос-Анджелесе. Одна из самых значимых ролей актрисы в кино - роль балерины Лили в фильме «Чёрный лебедь» (2010), где она сыграла в паре с другой известной еврейкой - Натали Портман. Фильм снял режиссер Даррен Аронофски, который также является евреем по национальности.

39-е место: Александра Коэн (род. 26 октября 1984, Вествуд, США), более известная как Саша Коэн / Sasha Cohen, - американская фигуристка-одиночница, серебряный призер Олимпийских игр - 2006 и двукратный серебряный призер чемпионатов мира (2004, 2005). Завершила любительскую карьеру в 2006 году. Отец Саши Коэн - американский еврей, а мать - украинская еврейка.

38-е место: Ксения Александровна Раппопорт (род. 25 марта 1974, Санкт-Петербург) - российская актриса театра и кино, заслуженная артистка России. Из интервью Ксении Раппопорт: «Я ощущаю себя еврейкой и никогда этого не скрывала. Более того, когда в начале моей карьеры стоял вопрос о том, чтобы взять псевдоним, то я сознательно этого не сделала, потому что хотела носить фамилию своего отца».

37-е место: Кэндис Изралоу, более известная как Кэндис Найт / Candice Night, - американская певица, вокалистка и автор текстов фолк-рок-группы Blackmore’s Night, супруга известного английского рок-музыканта Ричи Блэкмора. Родилась 8 мая 1971 года в Нью-Йорке в семье потомков еврейских иммигрантов из Российской империи. Является последовательницей иудаизма.

36-е место: Линн Цукерман / Lynn Zukerman - израильская модель, участница конкурса «Мисс Израиль - 2013».

35-е место: Таль Беньерзи / Tal Benyerzi, известная просто под именем Таль / Tal - французская поп- и R&B-певица. Родилась в Израиле 12 декабря 1989 года в еврейской семье (отец - марокканский еврей, мать - йеменская еврейка). Когда Таль (ее имя переводится с иврита как «утренняя роса») не исполнилось и года, семья переехала во Францию.

34-е место: Тахуния Рубель / Tahounia Rubel - израильская модель, победительница израильской версии шоу «Большой брат». Родилась 20 февраля 1988 года в Эфиопии, в возрасте трех лет она и ее семья в числе 14 тысяч 325 эфиопских евреев были вывезены в Израиль в рамках военной операции «Соломон».

33-е место: Лиззи (Элизабет) Каплан / Lizzy Caplan - американская актриса, снимается в фильмах и сериалах. Среди ее недавних работ можно отметить роль известного американского сексолога Вирджинии Джонсон в сериале «Мастера секса» (2013-2014). Родилась 30 июня 1982 года в Лос-Анджелесе в еврейской семье, исповедующей реформистский иудаизм.

32-е место: Белла Шагал (настоящее имя - Бася-Рейза Шмуйлова Розенфельд) - первая жена художника Марка Шагала. Белла родилась 15 декабря (по новому стилю) 1889 года (часто годом ее рождения ошибочно указывается 1895-й) в Витебске (Беларусь) в еврейской семье (Марк Шагал тоже из еврейской семьи). Умерла в Нью-Йорке 2 сентября 1944 года.

31-е место: Галь Гадот / Gal Gadot - израильская актриса и модель, «Мисс Израиль - 2004». Родилась 30 апреля 1985 года в Рош-ха-Аине (Израиль). Ее родители - сабры, т.е. евреи, родившиеся на территории Израиля. В 2016 году выйдет фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», где Гадот сыграет героиню комиксов Чудо-Женщину (Wonder Woman).

30-е место: Корал Симанович / Coral Simanovich - израильская модель. Ее страница в инстаграме.

29-е место: Бар Хефер / Bar Hefer (род. 1995, Петах-Тиква, Израиль) - израильская модель, Первая вице-мисс Израиль - 2013.

28-е место: Yityish Aynaw - израильская модель, «Мисс Израиль - 2013». Родилась в Эфиопии. Принадлежит к эфиопским евреям. Переехала в 12-летнем возрасте в Израиль, где стала первой темнокожей девушкой, выигравшей титул «Мисс Израиль».

27-е место: Аманда Пит / Amanda Peet (род. 11 января 1972, Нью-Йорк, США) - американская актриса. Ее мать Пенни Леви - еврейка. Аманда Пит замужем за американским сценаристом и продюсером еврейского происхождения Дэвидом Бениоффом, который является создателем знаменитого сериала «Игра престолов».

26-е место: Янина (Яна) Фархадовна Батыршина (после замужества взяла фамилию Вайнштейн) - российская спортсменка, пятикратная чемпионка Европы и семикратная чемпионка мира по художественной гимнастике. Родилась 7 октября 1979 года в Ташкенте (Узбекистан). Отец Яны - татарин, мать - еврейка. Яна замужем за известным продюсером Тимуром Вайнштейном, евреем по национальности. У супругов две дочери - Мариам и Айлу.

25-е место: Гвинет Пэлтроу / Gwyneth Paltrow - американская актриса. Родилась 27 сентября 1972 года в Лос-Анджелесе. Ее отец - еврей, потомок хорошо известного раввинского рода Палтрович. Мать - немка. Гвинет Пэлтроу считает себя еврейкой и воспитывает детей (сын Моисей и дочь Эппл, т.е. «яблоко») в традициях иудаизма, несмотря на то, что ее бывший муж и отец ее детей, музыкант группы Coldplay Крис Мартин, является христианином.

24-е место: Элисон Бри Шермерхорн / Alison Brie Schermerhorn, более известная как Элисон Бри, - американская актриса. Родилась 29 декабря 1982 года в Голливуде. Отец Элисон имеет голландские корни, а также шотландские и немецкие. Мать - еврейка. Свою актерскую карьеру Элисон Бри начинала в Еврейском общественном центре Южной Калифорнии. В 2014 году заняла второе место (после Эмилии Кларк) в рейтинге самых желанных женщин по версии портала Askmen.

23-е место: Дженнифер Коннелли / Jennifer Connelly (род. 12 декабря 1970, Нью-Йорк, США) - американская актриса. Ее отец - католик с ирландскими и норвежскими корнями, мать - еврейка (ее предки - эмигранты из Польши и России), прошедшая обучение в иешиве - иудейском учебном заведении, предназначенном для изучения Устного Закона, главным образом Талмуда. Самой новой киноработой Дженнифер Коннелли является роль жены библейского праведника Ноя в фильме «Ной», вышедшем в марте 2014 года.

22-е место: Алисия Сильверстоун / Alicia Silverstone (род. 4 октября 1976, Сан-Франциско, США) - американская актриса. Ее отец - английский еврей, мать - шотландка, принявшая перед свадьбой иудаизм.

21-е место: Анук Эме / Anouk Aimée (настоящее имя - Франсуаза Юдит Сорья Дрейфус) - французская актриса. Она родилась в Париже 27 апреля 1932 года. Ее родители исповедовали иудаизм, однако мать была воспитана в католицизме и приняла иудаизм, уже будучи взрослой. Самая известная роль Анук Эме - это Анна Готье в фильме «Мужчина и женщина» (1966) режиссера Клода Лелуша, еврея по национальности.

20-е место: Эли (Элис) Макгроу / Ali MacGraw - американская актриса. Родилась 1 апреля 1939 года в Нью-Йорке. У отца были шотландские и венгерские корни, а мать была еврейкой (свою национальность она скрывала от мужа). Одна из самых известных ролей Эли Макгроу - еврейская девушка Бренда Патимкин в фильме «Прощай, Колумб» (1969), посвященном жизни американских евреев.

19-е место: Мелани Лоран / Mélanie Laurent - французская актриса, режиссер, певица. Родилась 21 февраля 1983 года в Париже в еврейской семье.

18-е место: Эстер Петрак / Esther Petrack - американская модель. Родилась 31 марта 1992 года в Иерусалиме. Является последовательницей ортодоксального модернизма в иудаизме.

17-е место: Сара Мишель Геллар / Sarah Michelle Gellar (род. 14 апреля 1977) - американская актриса. Родители Сары - евреи, однако они не придерживались традиций иудаизма и даже наряжали елку на Рождество. Сама Сара не является приверженцем ни одной из религий.

16-е место: Маргарита Владимировна Левиева - американская актриса, ранее - профессиональная гимнастка. Родилась 9 февраля 1980 года в Санкт-Петербурге в еврейской семье. В 1991 году она с семьей переехала в Нью-Йорк.

15-е место: Скарлетт Йоханссон / Scarlett Johansson (род. 22 ноября 1984, Нью-Йорк) - американская актриса и певица. Ее отец - датского происхождения, а мать - еврейка из ашкеназов (субэтническая группа евреев, сформировавшаяся в Центральной Европе), ее предки переселились в США из Минска. Скарлетт считает себя еврейкой, отмечает иудейский праздник Ханука, хотя признается, что в ее семье всегда отмечали Рождество, т.к. любили традиции этого праздника.

14-е место: Лорен Бэколл / Lauren Bacall (16 сентября 1924, Нью-Йорк - 12 августа 2014) - американская актриса, признанная Американским институтом киноискусства одной из величайших актрис в истории Голливуда. Родители Лорен Бэколл - евреи, она приходится двоюродной сестрой президенту Израиля Шимону Пересу.

13-е место: Моран Атиас / Moran Atias - израильская актриса и модель. Родилась 9 апреля 1981 года в Хайфе (Израиль) в семье марокканских евреев. У Моран есть младшая сестра Шани, которая также есть в этом рейтинге.

12-е место: Сюзанна Хоффс / Susanna Hoffs - певица и гитаристка из американской группы The Bangles («Бэнглз»). Родилась 17 января 1959 года в Лос-Анджелесе в еврейской семье.

Тем, кому название The Bangles ни о чем не говорит, предлагаем послушать их хит Eternal Flame.

11-е место: Шани Атиас / Shani Atias - израильская актриса и модель, младшая сестра Моран Атиас. Родилась 21 августа 1991 года в Хайфе (Израиль) в семье марокканских евреев.

10-е место: Лиза Боне / Lisa Bonet - американская актриса. Родилась 16 ноября 1967 года в Сан-Франциско. Ее отец - афроамериканец, мать - еврейка. Первым мужем Лизы Боне был американский певец Ленни Кравиц, родословная которого с точностью до наоборот: отец - еврей, мать - афроамериканка.

Лиза Боне вспоминает о знакомстве с Кравицем: «Было интересно, когда мы впервые обнаружили, что наши корни так похожи. Когда я впервые сказала ему, что моя мать - еврейка, он ответил: «Как и мой отец». Я почувствовала, что вот тот, кто действительно понимает, каково это».

9-е место: Хеди Ламарр / Hedy Lamarr (настоящее имя - Хедвига Ева Мария Кислер) - австрийская и американская актриса. Она родилась 9 ноября 1914 года в Вене в еврейской семье. Актриса (тогда еще под настоящей фамилией Кислер) стала знаменитой в 1933 году, снявшись в чехословацко-австрийском фильме «Экстаз», который стал первым непорнографическим фильмом, содержавшим длительную обнаженную сцену, а также половой акт и женский оргазм. Актриса умерла 19 января 2000 года в США.

8-е место: Элина Авраамовна Быстрицкая - выдающаяся советская и российская актриса театра и кино, народная артистка СССР. В 1999 году в опросе газеты «Комсомольская правда» Элина Быстрицкая была признана «самой красивой женщиной уходящего века». Родилась 4 апреля 1928 года в Киеве в еврейской семье.

7-е место: Натали Портман / Natalie Portman (настоящая фамилия - Хершлаг) - американская актриса. Родилась в Иерусалиме 9 июня 1981 года в еврейской семье. У Натали двойное гражданство: американское и израильское. Она замужем за танцовщиком Бенджамином Мильпье (они познакомились на съемках фильма «Черный лебедь»), евреем по национальности. Их свадьба проходила в традициях иудаизма.

6-е место: Мэрилин Монро / Marilyn Monroe (1 июня 1926, Лос-Анджелес - 5 августа 1962) - американская актриса и певица. Имя при рождении - Норма Джин Мортенсон. Отец неизвестен, у матери были ирландские и шотландские корни. Мэрилин Монро приняла иудаизм 1 июля 1956 года.

Причиной принятия иуйдейской религии стал ее третий брак с писателем Артуром Миллером, евреем по национальности. После развода и до самой смерти Монро не отказалась от иудаизма, хотя, по свидетельству современников, не посещала синагогу, потому что считала, что тогда ее религиозная жизнь превратится в публичное зрелище. Брат Артура Миллера считал, что принятие Монро иудаизма было поверхностным. Что касается отношения Монро к христианству, то оно было скорее негативным, т.к. одно время ее опекунами были протестантские фундаменталисты.

5-е место: Элизабет Тейлор / Elizabeth Taylor - британо-американская актриса. Родилась 27 февраля 1932 года в Лондоне. Ее родителями были американцы, работавшие в Англии. У отца были еврейские корни, у матери - швейцарские. Элизабет Тейлор воспитывалась в духе христианства, но в 1959 году, в возрасте 27 лет, приняла иудаизм, получив еврейское имя Элишева-Рахель. Актриса заявила, что приняла иудейскую религию, т.к. христианство было не способно разрешить ее вопросы о жизни и смерти. Немалую роль сыграло и то, что ее третий муж (он погиб в 1958 году) был евреем.

4-е место: Сара Львовна Манахимова, более известная под сценическим именем Жасмин, - российская певица. Родилась 12 октября 1977 года в Дербенте в семье горских евреев (субэтническая группа евреев Северного и Восточного Кавказа).

3-е место: Лилли Палмер / Lilli Palmer (настоящее имя - Лилли Мария Пайзер) - немецкая актриса. Родилась в городе Познань (ныне Польша) 24 мая 1914 года в еврейской семье. Лили Палмер снималась в британских, американских, немецких фильмах. Умерла 27 января 1986 года в Лос-Анджелесе. (Кадр из фильма «Тело и душа», 1947)

2-е место: Ева Грин / Eva Green - французская актриса. Родилась в Париже 5 июля 1980 года. Мать Евы - Марлен Жобер - известная французская актриса, родившаяся в Алжире в еврейской семье. Отец Евы - Вальтер Грин - швед по отцу и француз по матери. Правильно фамилия Евы произносится как Грэн и означает «зерно», «дерево (ветвь)» на шведском. Ева Грин считает себя еврейкой, несмотря на то, что не была воспитана в традициях иудаизма.

1. Самая красивая, на наш взгляд, еврейка - британская актриса Рэйчел Вайс / Rachel Weisz. Родилась в Лондоне 7 марта 1970 года. Отец Рэйчел, изобретатель Джордж Вайс (еврей по национальности) был родом из Венгрии, а мать Рэйчел, психотерапевт Эдит Рут, родилась в Вене. Эдит Рут не была чистокровной еврейкой, т.к. имела также итальянские и австрийские корни и была воспитана в католичестве, но потом приняла иудаизм.




Еврейские женщины в произведениЯХ А. П. Чехова

Алина Полонская

Еврейские образы достаточно редки в русской классической прозе и поэзии, особенно по сравнению с другими европейскими литературами, влияние которых на русскую не подлежит сомнению. При этом, как и в европейских литературах, женские и мужские образы выполняют разные задачи.

Образ еврея-мужчины в произведениях русской классики (старый, мерзкий, карикатурный злодей, шпион и ростовщик) перенесен на отечественную почву из западноевропейской и польской литератур. Таковы герой Пушкина из «Черной шали» и «Скупого рыцаря», Янкель из «Тараса Бульбы» Гоголя и тургеневский «Жид».

Именно мужской еврейский персонаж традиционно отражает проблемы сосуществования евреев и христиан.

Еврейка в произведениях русских писателей обычно молода и красива. Ее привлекательность экзотична, притягательность загадочна, порой мистического свойства.

Женские еврейские образы в первую очередь связаны с исследованием темы любви и страсти (и в этом русские авторы следуют европейской традиции). Иногда они подобны прекрасным и добродетельным героиням Библии , как, например, в сентиментальной повести Тургенева «Несчастная» (1868), где история любви Сусанны Ивановны почти детально воспроизводит романтический сюжет Ребекка – Айвенго Вальтера Скотта, о чем героиня сама неоднократно напоминает читателю.

Фрагмент титульного листа из романа Жана Ришпена «Клейкая».

Позже появляется образ роковой еврейки, вызывающей страсть порочную и губительную. Образ фатальной женщины вообще и фатальной еврейки в частности пришел в русскую литературу из французской. Интересен тот факт, что, несмотря на тесные контакты русской и французской литератур, он нескоро прижился на русской почве. Возможно, толчком для создания подобного образа должно было послужить личное знакомство автора со своим прототипом, как это произошло у А. П. Чехова.

Его рассказ «Тина» (1886) можно считать первым опытом изображения еврейской героини в русской литературе, совершенным в традициях реализма . Во второй раз еврейская героиня появляется в пьесе того же автора «Иванов» (1-я редакция – 1887, 2-я редакция – 1889), и эти два персонажа надолго остаются единственными в русской литературе, если не считать произведений забытых сегодня периферийных антисемитских авторов, таких, как Всеволод Крестовский или Николай Петрович Вагнер .

В «Тине» провинциальная обрусевшая еврейка, дочь богатого владельца водочного завода Сусанна Моисеевна, беззастенчиво пользуется женским обаянием, чтобы обманывать своих кредиторов. Так, она разрывает вексель молодого поручика Сокольского, которому нужны деньги для женитьбы, и соблазняет его. Наутро жених возвращается в имение старшего брата Крюкова ни с чем. Полный негодования Крюков едет к ней и… сам попадает в те же сети. В конце рассказа автор раскрывает силу эротического притяжения этой уездной «царицы Тамары», когда Крюков решает поехать к Сусанне «освежиться» во второй раз и застает у нее в гостях всё мужское общество провинциального городка, в том числе своего младшего брата, который сказал ему, что поехал к невесте.

Неудивительно, что многие представители русской интеллигенции – Короленко, например, – сочли этот рассказ антисемитским и потому недостойным внимания . Понятна реакция еврейской прессы:

Автор […] никаких объяснений не дает ни ее распутству, ни ее алчности, надеясь на то, что, при господствующем в известной части нашей печати и в известной среде нашего общества взгляде на евреев вообще, такая еврейка сойдет за чистую монету […] Между тем всякий мало-мальски знакомый с еврейскою средой […] на основании серьезных и беспристрастных наблюдений над самою жизнью может уверить г. Чехова, что […] эта Сусанна – просто ложь и глупость .

В контексте эпохи считалось, что литературное произведение призвано правдиво изображать жизнь для того, чтобы повлиять на умы и поступки людей. Еврейская общественность в свою очередь принимала на себя ответственность за неблаговидные поступки каждого члена своего сообщества. Существование хотя бы одной литературной Сусанны Моисеевны бросало тень на весь народ и даже могло угрожать его безопасности.

С современных позиций, когда мы уже не воспринимаем непорядочное поведение литературного персонажа еврейской национальности как проявление антисемитизма его автора , рассказ «Тина» всё-таки выглядит не чуждым антисемитских настроений. Сама сюжетная линия – дочь владельца спиртового завода обирает кредиторов – слишком соответствует антисемитскому мифу о том, что евреи спаивают русский народ, чтобы отнести это на счет невинной авторской фантазии.

Сусанна говорит поручику о любви к русским и всему русскому, о предпочтении мужчин женщинам, особенно еврейским женщинам. Эти «признания» интригуют и очаровывают Сокольского, а затем и вторую жертву – его женатого брата.

…я решительно не понимаю, как это порядочный человек может жить с женщиной? […] ни разу в жизни не видела ни одной сносной женщины […] Я себя очень люблю, но когда мне напоминают, что я женщина, то я начинаю ненавидеть себя.

После евреев я никого так не люблю, как русских и французов. Я плохо училась в гимназии и истории не знаю, но мне кажется, что судьба земли находится в руках у этих двух народов […] Вы, конечно, не любите евреев… Я не спорю, недостатков много, как и у всякой нации. Но разве евреи виноваты? Нет, не евреи виноваты, а еврейские женщины! […] Вы никогда не жили с еврейкой и не знаете, что это за прелесть!

В «откровениях» Сусанны просматриваются не только уловки роковой соблазнительницы, высказывающей парадоксальное в устах женщины (и лестное для мужчины) отношение к своему полу, но и уловки ассимилированной еврейки, стремящейся завоевать доверие русского мужчины, рассуждая о недостатках евреек.

Сусанна предстает роковой женщиной, опасной для всех мужчин, и еврейкой, опасной для всех русских .

Обрусение Сусанны чрезвычайно занимает автора. В начале рассказа поручик тщетно ищет в обстановке дома Сусанны нечто «собственно еврейское», хотя отмечает, что Сусанна картавит звук «р». Хозяйка дома первым делом спешит заверить гостя, что у нее в доме не пахнет чесноком, потому что она не хранит его «даже в погребе». Она хвалится тем, что бывает в церкви, где и видела старшего брата поручика: «У всех один Б-г. Для образованного человека не так важна внешность, как идея…»

Таким образом, невольно напрашивается параллель между ней и ассимилированным русским еврейством , которое также «любит» русских и французов, на самом же деле невероятно опасно, по мнению Чехова, для русского общества.

Автор статьи в «Восходе» сомневается, что Чехов мог наблюдать Сусанну в действительности. Однако оказалось, что у этого персонажа был реальный прототип. После восстановления купюр в переписке Чехова в 1960 году стало известно о его романе в январе-феврале 1886 года с дочерью московского адвоката Евдокией Исааковной Эфрос (1861–1943), или «Эфрос с носом», как шутливо называл ее Антон Павлович. Кстати, этот самый нос, то есть национальный признак, – первая характеристика Сусанны:

В кресле […] сидела женщина […] с укутанной головой. Из-за вязаного шерстяного платка виден был только бледный длинный нос с острым кончиком и маленькой горбинкой да один большой черный глаз.

Вероятнее всего, как указывает Елена Толстая в своей книге «Поэтика раздражения», одна из ссор молодых людей 29 октября 1886 года произошла именно вследствие публикации «Тины» в «Новом времени». Видимо, девушку не просто оскорбил антисемитский тон рассказа, – она узнала в героине свои черты. Чехов подарил рассказ актрисе Каратыгиной с припиской: «с живой списано» .

Несмотря на то что мы не располагаем подробными биографическими данными о Евдокии Эфрос, однако, вместе с Еленой Толстой, склонны полагать, что поведение московской образованной барышни, которая вместе с сестрой Антона Павловича посещала педагогические частные курсы Герье, вряд ли могло иметь много общего с поступками провинциальной гетеры.

Сюжетная канва и само название рассказа отсылают к роману Жана Ришпена «Клейкая» («La glu»), написанному в 1881 году. Тип сексуально притягательной вульгарной женщины, которая губит мужчин, вообще достаточно распространен во французской литературе конца XIX века. «Нанa» (1879) Золя является, пожалуй, наиболее ярким примером такой героини. Зачастую в этой роли выступала именно еврейка , что, однако, не относится к героине «Клейкой».

Зато наполовину еврейкой была Сара Бернар , у которой во время репетиции пьесы «Клейкая» завязался с Ришпеном роман. Сорокалетняя Сара Бернар в очередной раз подтвердила свою репутацию фатальной женщины на сцене и в жизни, а 35-летний Ришпен бросил молодую жену с ребенком . Неудивительно, что репортеры поспешили указать на сходство событий личной жизни Ришпена с сюжетом написанного им романа.

Таким образом, скорее французская литература, чем личный опыт Чехова, подсказала ему определенную «характерность» образа данной национальности и данной модели поведения.

Но почему «с живой списано» и чем, кроме своего еврейского происхождения, Дуня Эфрос заслужила такое нелестное литературное воплощение?

Вероятнее всего, близость Сусанны к русской культуре и ее любовь к русским (поданные Чеховым в карикатурной форме) могли быть свойственны его бывшей невесте, ассимилированной московской еврейке. И именно это, наряду с антисемитским тоном рассказа, могло задеть девушку и быть воспринято ею на свой счет.

«Была сейчас Эфрос. Я озлил ее, сказав, что еврейская молодежь гроша не стоит; обиделась и ушла», – пишет Чехов Киселевой в день выхода «Тины» в печать.

Однако мы оставляем открытым вопрос о том, в какой степени стереотипное представление о развратной роковой еврейке, существующее во французской литературе и разделяемое российскими антисемитами , могло повлиять на воображение автора, увидевшего Сусанну в Дуне Эфрос.

Перейдем к пьесе «Иванов», первый вариант которой был написан в 1887 году, в период депрессии автора, по мнению Елены Толстой, в значительной степени вызванной разрывом помолвки с Дуней.

Именно в этом году в произведениях Чехова рождается знакомая нам «чеховская тоска», а писатель заболевает чахоткой…

Иванов – 35-летний провинциальный помещик, снедаемый скукой и тоской в своем имении. Когда-то он был молод и энергичен, теперь же стал зол и раздражителен.

Он охладел к своей жене, крещеной еврейке Анне Петровне, бывшей Сарре. Больная туберкулезом, Анна не понимает причину этой перемены, она по-прежнему любит своего мужа, чахнет в одиночестве и в конце концов умирает.

Иванов сознает свою вину, но ничего не может с собой поделать, он сам себе противен. В него влюблена 20-летняя дочь его друга Лебедева, Сашенька. Роман Иванова с Сашенькой развивается на фоне болезни его жены, и это заставляет некоторых героев пьесы думать, что Иванов женился на Сарре ради денег, а когда ее родители отказываются простить ей переход в другую веру, он решает свести ее в могилу и жениться на богатой наследнице Сашеньке.

На самом деле Иванов – честный человек, он сам страдает от произошедшей с ним перемены. В первом варианте пьесы, названном «комедией», он умирает во время своей свадьбы с Сашенькой и стреляется – во втором варианте.

Как сам Чехов объясняет в письме Суворину от 7 января 1889 года, своим «Ивановым» он «лелеял дерзкую мечту суммировать всё то, что доселе писалось о ноющих и тоскующих людях, и положить предел этим писаньям». Иванов, по мысли Чехова и со слов Короленко, – «Иван Иванович Иванов […] обыкновеннейший человек» и воплощает «одни только типичные русские черты», такие, как «чрезмерная возбудимость, чувство вины, утомляемость»: они-то и приводят к трагическому финалу.

Один из кульминационных моментов пьесы – диалог Иванова и Анны Петровны в конце третьего акта, где он кричит своей больной жене: «Замолчи, жидовка!»

Зеев Жаботинский в своей статье «Русская ласка» (1909) охарактеризовал эту реплику как проявление «правдивого безразличия» со стороны автора. Однако это не так: именно эти слова, вслед за которыми Иванов открывает жене, что она смертельно больна, показывают нам всю глубину падения Иванова, заставляют зрителя ненавидеть его в этот момент.

Трогательный образ умирающей и любящей Анны Петровны на первый взгляд безусловно положителен. Однако он не лишен некоторой специфически еврейской бытовой приземленности, которая особенно заметна в первом, «комедийном» варианте пьесы. Несмотря на искреннее сочувствие своей героине, автор вставляет анекдотические ремарки по поводу ее национальности, которые, правда, исходят не от мужа, Иванова, а от его родственника графа Щабельского. В частности, в первой версии упоминается запах чеснока («Семитическое, перхатое туше, от которого на десять верст пахнет чесноком» [действие I, явл. II]. Даже цензор счел нужным вычеркнуть эту реплику Щабельского, что затем и было сделано самим автором во втором варианте пьесы. Там, где во втором варианте Щабельский говорит Анне: «Покойной ночи, прелесть!» – в первом варианте он произносит вместо этого: «Гевалт… Вей мир… Пэх» [действие I, явл. VII]. При этом нужно учесть, что Щабельский искренне привязан к Анне Петровне). В обоих вариантах пьесы героине свойственна коммерческая терминология, когда она говорит о своей несчастной женской судьбе:

Н. Н. Литовцева в роли Анны Петровны (Сарры).

…судьба меня обсчитала. Множество людей […] ничего не платят за свое счастье. Я же за всё платила, решительно за всё!.. И как дорого! За что брать с меня такие ужасные проценты?..

Знаменитая реплика Иванова «Замолчи, жидовка!..» также произносится им в ответ на обвинение супруги в том, что он женился на ней из-за денег. Впрочем, в этом убеждены и другие герои пьесы, несемитского происхождения.

Чехов в письме Суворину от 30 декабря 1888 года отмечает, что жена не понимает «тоску» Иванова и поэтому «в конце 3-го акта высказывается прямо и резко».

Однако в процессе подготовки второго варианта пьесы автор избрал иную трактовку. Он, напротив, подчеркивает, что Анна вполне способна понять Иванова:

Тоска? понимаю, понимаю... […] пойдем сядем у тебя в кабинете, в потемках, как прежде, и ты мне про свою тоску расскажешь... У тебя такие страдальческие глаза! Я буду глядеть в них и плакать, и нам обоим станет легче... (Смеется и плачет.)

Тем не менее Чехов не считал Анну Петровну подходящей парой для своего героя:

Женщины <Анна Петровна и Сашенька> в моей пьесе не нужны. Главная моя была забота не давать бабам заволакивать собой центр тяжести, сидящий вне их. Если бы мне удалось сделать их красивыми, то я считал бы свою задачу по отношению к ним совершенно исполненною. Женщины участвовали в погибели Иванова… Ну так что же? Неужели нужно длинно пояснять это участие. Которое понятно и тысячу раз уже трактовалось и раньше меня?

Мы можем рассматривать сюжет «Иванова» как возможный вариант развития отношений Чехова и Дуни в том случае, если бы их свадьба всё-таки состоялась. Судя по всему, этого не произошло из-за того, что она не захотела перейти в православие. Но этот брак, по мнению Чехова, был в любом случае обречен на неудачу:

Хватит мужества у богатой жидовочки принять православие со всеми последствиями – ладно, не хватит – и не нужно… И к тому же мы уже поссорились […] Злючка страшная… Что я с ней разведусь через 1–2 года после свадьбы, это несомненно.

Акихито Окуно (слева) и Момое Татэно в спектакле «Иванов» в постановке японского режиссера Тадаси Судзуки. Москва. 2005 год.

Нам кажется, что колебания Чехова в работе над образом Анны Петровны, та доля анекдотичности, которую он всё-таки оставляет за своей героиней, отражают его противоречивые чувства к бывшей невесте. С одной стороны, Чехов-Иванов видел свою вину в том, что их брак был бы несчастным. С другой, ему, по-видимому, еще сложнее было избавиться от антисемитских предрассудков в жизни, чем в литературном творчестве.

С невестой разошелся до nec plus ultra. Вчера […] пожаловалcя ей на безденежье, а она рассказала, что ее брат-жидок нарисовал трехрублевку так идеально, что иллюзия получилась полная: горничная подняла и положила в карман. Вот и всё. Больше я Вам не буду о ней писать.

Читателю предстоит решить, что здесь продиктовано писательской фантазией, а что – уязвленным мужским самолюбием.

Евдокия Исааковна Эфрос на многие годы пережила своего знаменитого возлюбленного. Она вышла замуж за еврея, после революции эмигрировала во Францию. В 1943 году была депортирована фашистами из парижского дома престарелых. Умерла в концентрационном лагере Треблинка.

Трагическая нота, звучащая в чеховском «Иванове», отозвалась в ее судьбе.

Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

gastroguru © 2017