Арбитраж. В чем разница между вывеской и рекламой

Для многих государственных и муниципальных учреждений, работающих в условиях конкуренции и активно использующих возможности рекламы, это вопрос совсем не праздный. Ведь от ответа на него зависит, например, то, нужно ли получать разрешение на установку рекламной конструкции или добавлять к сообщению предупреждение о медицинских противопоказаниях. Чем же отличается информирование от рекламирования?

Смешение этих двух понятий вызвано тем, что реклама, по сути, тоже относится к информации. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф3 "О рекламе" (далее — Закон N 38-Ф3) под ней понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Главное различие между двумя понятиями — цель, преследуемая в той или иной ситуации. Если сообщение направлено на привлечение внимания к товару, услуге или организации, оно будет рекламным, если такой цели нет — информационным.

По данному вопросу выпущено немало официальных разъяснений, однако на практике все равно возникают сложности. В одних случаях организации трактуют рекламу как информацию и в результате получают предписания контролирующих органов, в других — представители антимонопольной службы расценивают информацию как рекламу, что побуждает организации отстаивать свои права в суде.

Рассмотрим некоторые категории сообщений.

Информация в месте нахождения организации

К такой информации относятся вывеска, фотографии и другие изображения, размещаемые на фасаде здания организации. На то, что подобные сведения не являются рекламой, указывалось в Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 и многочисленных письмах Федеральной антимонопольной службы (от 28.11.2013 N АК/47658/13, от 24.01.2011 N АК/1829, от 05.04.2010 N АК/9402).

Дело в том, что в качестве рекламы не может быть квалифицирована информация, обязательная к размещению в силу закона, а указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы как раз и относится к обязательным требованиям, предъявляемым ч. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Кроме того, название на вывеске указывается вовсе не с рекламной целью — таким способом обозначается место входа, а неопределенный круг лиц извещается о фактическом нахождении организации.

Однако под рекламу не подпадает не только содержание вывесок, но и иные сведения для потребителей, размещенные непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг. Например, профиль деятельности организации (аптека, кафе) и перечень оказываемых услуг (горячие обеды).

Впрочем, антимонопольный орган в Письме N АК/47658/13 все-таки советует организациям принимать во внимание целевое назначение и обстоятельства размещения подобной информации на здании и из этого делать вывод, является ли она вывеской или рекламой. Аналогичный подход применяют суды.

Так, ФАС ПО в Постановлении от 29.11.2012 по делу N А65-11508/2012 определил, что настенное панно, размещенное на здании, где располагалась организация, содержало лишь сведения о профиле ее деятельности с указанием ее местонахождения. Однако доказательств того, что панно формировало у потребителей предпочтительный интерес приобрести услуги именно в данной организации, не было. В связи с этим арбитры установили, что конструкция являлась не рекламой, а вывеской.

Размещенные на фасаде здания организации фотографии и иные изображения каких-либо товаров без их отличительных признаков (например, фруктов, техники) также не могут быть признаны рекламой, поскольку не преследуют цели продвижения конкретного товара на рынке. При этом, как отмечает в Письме N АК/47658/13 антимонопольный орган, эти изображения уже не считаются вывеской. Органы местного самоуправления вправе утверждать свои требования к внешнему виду фасадов зданий, а значит, размещение подобных изображений, возможно, придется согласовывать.

Информация на транспорте и сайте организации

Другая неоднозначная ситуация — надписи на транспортных средствах, принадлежащих организации. Согласно ч. 4 ст. 20 Закона N 38-ФЗ наличие на таких автомобилях отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой. Данная норма, как пояснил антимонопольный орган в Письме от 02.12.2011 N АК/44977, распространяется на случаи нанесения на автомашину, принадлежащую организации, ее наименования (коммерческого обозначения). То есть в этой ситуации преследуется цель проинформировать неопределенный круг лиц о принадлежности транспортного средства. Однако иная информация, размещенная на автомобиле, но не относящаяся к индивидуализации организации-владельца, может признаваться рекламой.

Информацию, публикуемую на сайте организации, также можно квалифицировать двояко. С одной стороны, справочно-информационные и аналитические материалы, не нацеленные на продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой, выведены из-под действия Закона N 38-Ф3. Об этом сказано в п. 3 ч. 2 его ст. 2. К справочным, например, относятся сведения о производимых или реализуемых товарах, оказываемых услугах (в том числе о ценах на них), предназначенные для информирования посетителей сайта. Иными словами, если указание цен на интернет-странице организации направлено лишь на формирование представления потребителей об имеющихся вариантах услуг и необходимо для того, чтобы предоставить пользователям сайта выбор, такая информация не будет рекламой (письма ФАС РФ от 29.07.2010 N АЦ/24295, от 02.05.2012 N АК/13623).

С другой стороны, именно манера представления и назначение опубликованной информации способны превратить ее в рекламу. В частности, так произойдет в ситуации, когда размещенные на сайте сведения направлены не столько на информирование потребителей, сколько на выделение конкретных товаров среди других (например, посредством всплывающего баннера).

Социальная реклама

Социальная реклама тоже относится к пограничным случаям, когда неясно, это "уже реклама" или "еще нет". Определение социальной рекламы дано в п. 11 ст. 3 Закона N 38-ФЗ: это информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. То есть средства и способы распространения, адресаты, которым предназначается сообщение, у обычной и социальной рекламы общие, а вот цели разнятся. Названное ключевое отличие и позволило антимонопольной службе сделать вывод о том, что социальная реклама не является разновидностью рекламы и на нее не распространяются требования Закона N 38-ФЗ, относящиеся к простой рекламе (Письмо от 16.04.2013 N АК/14957/13).

Практика медицинских организаций

Среди всех учреждений медицинские организации, пожалуй, наиболее активно пользуются всевозможными инструментами рекламы и способами информирования. Поэтому в их деятельности чаще всего возникает вопрос о том, к какой категории относится то или иное сообщение. Нередко ответ на него организации получают только в суде.

Так, медицинская организация разместила на здании, где она располагается, информацию следующего содержания: "Все виды массажа: французский, китайский, гавайский, лечебный, антистрессовый, гидромассаж…". Антимонопольный орган посчитал ее рекламой, к тому же ненадлежащей — она не содержала сведений о наличии противопоказаний к применению медицинских услуг. Организация сочла такое решение незаконным и обратилась в суд, однако арбитражные суды трех инстанций встали на сторону антимонопольного органа. В Постановлении ФАС ЗСО от 16.07.2013 по делу N А70-8301/2012 арбитры отметили, что размещенный у входа в клинику баннер содержал не только указание на предоставление услуг массажа, отнесенных к медицинским услугам, но и на конкретные разновидности массажа, в том числе лечебного. То есть рекламировались именно медицинские услуги, причем с нарушением требований ч. 7 ст. 24 Закона N 38-ФЗ.

Кстати, предупреждение о наличии противопоказаний к применению очень часто становится для медицинских организаций причиной споров: ведь если рекламируются медицинские услуги (заметим, здесь речь идет уже не об информировании) — такое дополнение необходимо, а если медицинская деятельность — предупреждать о противопоказаниях не нужно. Данный вывод сделал Пленум ВАС в Постановлении от 08.10.2012 N 58, объяснив это тем, что понятие "медицинская деятельность" шире, чем понятие "медицинская услуга".

Аналогичное решение принял ФАС ЗСО в Постановлении от 06.08.2013 по делу N А67-6423/2012 (хотя антимонопольный орган, выдавший предписание медицинской организации, и суд первой инстанции придерживались противоположного мнения). Поскольку в тексте рекламы были указаны наименования организации, ее структурного подразделения и место нахождения, а не заявлено о предоставлении конкретной медицинской услуги и методов лечения, которые в конечном итоге приведут к излечению от заболевания, данная реклама, как посчитали арбитры, не регулируется нормами ч. 7 ст. 24 Закона N 38-ФЗ.

Заключение

Из сказанного можно сделать два вывода.

1. Если у сотрудников организации возникает вопрос о том, имеют распространяемые сообщения информационный или же рекламный характер, следует ориентироваться в первую очередь на цель размещения. Обратите внимание на способ подачи текста — размер шрифта и самой конструкции, наличие или отсутствие побуждающих фраз вроде "Мы будем рады вас видеть" и т. д.

Как получается, что, устанавливая у входа на предприятие информационную вывеску, фирма получает не средство идентификации компании, а рекламу самой себя со всеми вытекающими проблемами?

В настоящее время существует ряд специальных документов, где разграничиваются понятия «реклама» и «вывеска». Например, специалисты Федеральной антимонопольной службы убеждены, что указание в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом о защите прав потребителей, и, следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения (письмо ФАС РФ от 16.03.2006 г. № АК/3512).

В другом письме чиновники этого же ведомства указывали, что размещение в месте работы компании ее коммерческого обозначения, а также сферы деятельности и вида реализуемых товаров или оказываемых услуг, вполне может быть признано обычаем делового оборота (письмо ФАС РФ от 23.07.2009 г. № АЦ/24234).

А двумя годами позже, в своем очередном письме госслужащие антимонопольной службы подчеркнули: нельзя расценивать как рекламу размещение слов и выражений, обобщающих наименование группы товаров, поскольку в этом случае не формируется интерес потребителя к конкретной единице продукции, например, определенной марке или четко поименованному виду услуг (письмо ФАС РФ от 24.01.2011 г. № АК/1829). Кроме того, государственные мужи еще раз напомнили, что требования закона «О рекламе» не распространяются на информацию, раскрытие или распространение которой является обязательным, например, в силу требований закона О защите прав потребителей.

«Обратите внимание, – предупреждает адвокат Виталий Кромейко , – позиция судов относительно указания на вывесках перечня видов реализуемых товаров – очень разная. Так, некоторые арбитры разделяют точку зрения чиновников Федеральной антимонопольной службы и том, что это – частный случай обозначения видов деятельности, и поэтому данные сведения нельзя признать рекламой (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 01.10.2009 г. по делу № А45-19222/2008, а также Поволжского округа от 13.08.2009 г. по делу № А12-20100/2008). В то же время другие служители Фемиды утверждают, что помещение на информационную конструкцию перечня реализуемых фирмой товаров или оказываемых ею услуг следует считать рекламой, потому что такая вывеска призвана привлечь внимание неопределенного круга лиц к конкретным реализуемым товарам, оказываемым услугам или выполняемым работам (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 21.01.2010 г. по делу № А64-5496/09, Северо-Кавказского округа от 27.08.2009 г. по делу № А32-4843/2009-56/63, а также Восточно-Сибирского округа от 13.09.2010 по делу № А19-26671). Какую либо четкую систему, на основании которой судьи «при прочих равных условиях» принимают ту или иную точку зрения, я выявить не могу. В любом случае, следует помнить, что служащие ФАС в уже упомянутом выше письме № АК/1829 четко указали, что они не поддерживают позицию, при которой изложение на вывеске наименования компании или перечня продаваемых ею товаров расценивается как реклама».

Большими буквами

Тем не менее, некоторые чиновники пытаются «притянуть» вышеуказанную информацию под понятие рекламы. Например, недавно произошла такая история. Служащие из Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации проверяли соблюдение требований Закона о рекламе, и обнаружили, что на крыше здания банка размещена довольно большая и заметная конструкция. На ней заглавными буквами обозначалось название кредитного учреждения. Посчитав, что столь приметный указатель – ни что иное, как реклама, чиновники, во исполнение части 10 статьи 19 Закона о рекламе, распорядились демонтировать конструкцию, потому как специального разрешения на ее установку у инспектируемой организации не было. Не согласившись с таким предписанием, организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Три суда и одно мнение

Арбитрами первой и апелляционной инстанций заявленное требование банка было удовлетворено (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2013 г. и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2014г. по делу № А56-32630/2013). Служители Фемиды напомнили, что реклама – это информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе). А объектом рекламирования могут быть либо товар, либо средства индивидуализации (товара, его продавца или изготовителя), либо результаты интеллектуальной деятельности, либо определенное мероприятие (соревнование, конкурс, лотерея, акция и т.п.), на привлечение внимания к которым и направлено собственно объявление (п. 2 ст. 3 Закона о рекламе). Однако эти правила не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в силу закона, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе). Ведь, согласно Закону о защите прав потребителей, исполнитель обязан указывать на вывеске свое фирменное наименование, а также место своего нахождения и режим работы (ст. 9 Закона о защите прав потребителей). Данное правило подчеркнули и «высшие» арбитры. Они указали, что нельзя считать рекламой информацию, которая в силу закона обязательна к размещению или публикуется в силу обычая делового оборота (п. 1 ПП ВАС РФ от 08.10.2012 г. № 58).

Соответственно, подытожили служители Фемиды, спорная конструкция является не рекламой, а вывеской, так как целей, связанных с рекламой, она не преследует, и требования законодательства о рекламе на нее не распространяются.

Недовольные чиновники попытались оспорить указанные решения в кассации. Но федеральные арбитры оказались солидарны со своими коллегами. Они еще раз пояснили, что конструкцию на крыше банка нельзя считать наружной рекламой, потому что она служит лишь целям идентификации, и указывает, что финансовое учреждение находится именно в этом здании. А никаких конкретных услуг, способных сформировать интерес потенциальных клиентов именно этого банка (выгодные проценты по вкладам, особые условия по денежным переводам и т. п.), на спорной вывеске не указано (постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.04. 2014 г. по делу № А56-32630/2013).

Товарный знак

Итак, если установленная юридическим лицом конструкция служит целям его идентификации, обозначения места расположения, режима работы и видов деятельности, она не может рассматриваться как рекламная. Другое дело, если фирма опубликует на «информационном щите» изображение своего товарного знака. Именно эта информация некоторое время назад спровоцировала арбитражное разбирательство между чиновниками и фирмой, на здании которой располагалась не понравившаяся ревизорам вывеска. Главным доводом предприятия в защиту своих интересов о том, что спорные объекты – обыкновенные вывеска и указатель, а не реклама, было то, что они просто извещают о местонахождении предприятия.

Вывеска выступает в современном мире визитной карточкой любой фирмы, занимающейся розничной торговлей или осуществляющей свою деятельность в сфере услуг. Она заранее информирует потребителя об услугах, которые фирма предоставляет потенциальным клиентам. Рассмотрим подробнее, в чем отличие вывески от рекламы и является ли вывеска рекламной конструкцией по закону.

Скачать Федеральный закон №38 «О рекламе» в последней редакции со всеми изменениями и поправками можно по . Закон «О рекламе» регулирует все виды рекламы — в телепередачах, радиопрограммах, в печатных изданиях, на транспорте, а также наружную. Именно к последнему виду и относят рекламные вывески. Подробнее о наружной рекламе описывается в статье 19 закона ФЗ-38. Согласно данному положению сюда относятся — различные щиты, стенды, электронные табло и реклама на фасаде здания. В последнем случае, когда речь идет об установке рекламного объявления на здании или земельных участках, стоит помнить, что согласование установки рекламной конструкции следует проводить с собственником недвижимости.

В законодательстве различают понятие наружной рекламы и вывески, следовательно к ним применяются разные правовые акты. Подробнее о том, в чем отличие между этими двумя понятиями, рассмотрим далее.

С точки зрения закона реклама — это информация, которая направлена для привлечения большего интереса потребителей к товару или услуге для его лучшего продвижения на рынке. Объектом для рекламирования может выступать товар, услуга, а также анонсирование различных мероприятий — концертов, кинопремьер, спортивных соревнований. Распространение информации о каком-либо товаре/услуге ведется посредством установки рекламных щитов, стендов, табло и т. д. на зданиях, транспорте. По закону для установки и использования вышеперечисленных рекламных конструкций требуется получение специального разрешения. За нарушение данного правила на недобросовестного гражданина может быть наложен штраф.

Важно знать! Положения закона «О рекламе» не применяются на распространяемые потребителю сведения, которые обязательны для раскрытия по Закону «ЗПП», а также вывески и указатели нерекламного характера.

Это и есть главное отличие информационной конструкции от рекламы. Она не рекламирует, а информирует. В законе «ЗПП» в статье 9 говорится, что производитель продукции обязан проинформировать граждан-потребителей о названии организации, ее адресе и рабочем графике . В обязательном порядке указывается также информация об осуществляемой деятельности, если она подлежит лицензированию или аккредитации. Данная информация размещается на информационной доске и не является рекламой, а следовательно не требуется получение разрешения на ее установку. При этом не имеет значения способ ее выполнения. Стоит внимательнее относиться к ее месторасположению. Если вывеска находится на внешней стороне инфраструктуры, а вход в организацию с другой, то это может быть признано по закону рекламой.

Порядок установки вывесок на магазинах

13 марта 2006 года вступил в силу закон «О рекламе». Он регламентирует, как указывалось выше, правила и требования к разным видам рекламирования, их способы распространения, а также устанавливает запрет или уменьшает распространение информации о каком-либо товаре. Действующая последняя редакция датируется 1 апрелем 2017 года, а также существует редакция, положения вступят в силу 1-го сентября того же года.

Порядок установки вывески над магазином предполагает ее регистрацию, если она содержит следующую информацию:

  • наименование;
  • адрес;
  • рабочий график;
  • вид деятельности.

Регистрации не подлежит вывеска у входа в магазин, на ярмарке или в другом временном торговом месте. По закону обязательно требуется соблюдение некоторых условий для осуществления регистрации:

  • если информационная доска ставится на дом, то ее размещение производится над магазином и не превышает границы помещения. Она не должна выходить за линию этажа. В обратном случае требуется согласие других собственников этажей;
  • если вывеска ставится на крышу, то требуется согласие всех собственников данного здания. Оформление осуществляется при помощи письменного согласия с дубликатом свидетельства права собственности;
  • если размещается на часть пристройки или здания, то следует заручиться письменным согласием ее владельца.

Запрещено размещать информацию на объектах культурного наследия. По закону разрешение выдается на 5 лет.

Допустимые размеры вывески на фасаде здания по закону

Вывеска на фасаде здания согласно закону «О рекламе» РФ располагается над входом или витринами. Если на стене располагаются несколько, то они должны находиться на одной оси. При подвальном расположении фирмы вывеска должна быть расположена на 60 см. от земли, а ее толщина — не больше 10 см.

Максимальная высота информационной дощечки по закону — 50 см., ширина — 70% от фасада, но не больше 15 м. А высота букв — 10 см. Размер надписи — не меньше 15 см.

Закон регламентирует, что язык надписей на вывесках — русский. Возможно использование графических изображений. Надпись, выполненная на иностранном языке, разрешена, если:

  • товарный знак зарегистрирован на иностранном языке;
  • получено право использования данного товарного знака;
  • наименование на иностранном языке должно быть меньше надписи со сведениями о виде деятельности в 2 раза;
  • нельзя использовать аббревиатуры и сокращения;
  • надпись на иностранном языке не должна быть выполнена в русской транслитерации.

По закону в ночное время вывеска должна подсвечиваться.

Штрафы за вывески

За соблюдением закона «О рекламе» следит ФАС и органы местного самоуправления. Они имеют право при выявлении нарушений отправить предписание владельцу вывески на ее демонтаж. В течение месяца осуществляется данная процедура. Обжаловать решение вышестоящих органов можно через суд в течение 3-х месяцев.

По закону за размещение вывески, которая содержит информацию рекламного характера, без согласования с соответствующими органами или нарушение правил ее использования приводит к наложению штрафа по ст. 14.37 КоАП:

  • для физлиц — 1.000 — 1.500 рублей;
  • для ИП и управляющего организацией — 3.000 — 5.000 рублей;
  • для юрлиц — 500.000 — 1.000.000 рублей.

Вышеуказанные штрафы отличаются значительным размером и могут нанести вред финансовому бюджету организации. Для разъяснений по поводу выявления скрытой рекламы в вывеске следует обращаться к местной администрации.

Бывает, что после исполнения положений одного закона – установки вывески с нужной потребителю информацией – чиновники уличают фирму в «нарушении» другого. Они уверяют, что новенький указатель – не что иное, как «незаконно установленная наружная реклама».

Без вины виноватые

Согласитесь, что если товарным знаком является пирамида, глупо утверждать, будто ее рекламу носят на сумках и майках все, кто приехал из Египта. И еще более нелепо, скажем, требовать у предприятия заплатить за это. Столь же странно будут выглядеть попытки назвать рекламой сведения о потребительских свойствах товара, его ассортименте и правилах безопасного использования (то есть те данные, которые, по закону, должны быть выставлены на самом видном месте в интересах потребителей). За рекламу проверяющие могут принять также вывеску с информацией о режиме работы компании.

Некоторые особо подозрительные граждане все равно считают, что любая информация, так или иначе указывающая на конкретное предприятие и производимую им продукцию, – это желание бизнесменов прорекламировать себя. Впрочем, данную точку зрения не всегда разделяют судьи, да и не все чиновники.

Однажды в адрес Управления федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу было подано заявление о том, что одна компания нарушает законодательство о рекламе. Выражалось это в том, что на ее сайтах в Интернете и в рекламных листовках содержится недостоверная рекламная информация о возможности получения прибыли путем инвестирования в акции крупных иностранных компаний. Свое негодование гражданин, поднявший тревогу, объяснил не только по случаю обнаруженной информации, но и тем, что некоторое время назад он пытался «вложиться» таким образом. Однако вопреки обещаниям фирма направляла деньги инвесторов не на стратегические цели создания фондов, а на приобретение ценных бумаг российских компаний, в том числе аффилированных с самим этим предприятием. Поэтому однажды обманутый вкладчик решил, что общество использовало для привлечения инвесторов незаконную рекламу, и попросил проверить деятельность этой компании, сообщить ему о результатах ревизии, а также, если потребуется, то обязать организацию устранить обнаруженные нарушения.

Проверка на точность

В течение двух месяцев специалисты антимонопольной службы провели анализ спорных страниц интернет-сайтов. Но никаких нарушений законодательства о рекламе они не обнаружили. Бдительному гражданину объяснили, что взволновавшие его сведения, размещенные на официальных сайтах компаний, не подпадают под действие Закона о рекламе – это всего лишь общие сведения, а сам сайт является независимым информационным ресурсом и сведения о фондах предприятия, размещенные на указанном ресурсе, также носят информационный характер.

Однако гражданин решил, что чиновники просто проигнорировали его заявление, и обратился в суд с жалобой на бездействие Управления. В ней он просил признать незаконным ответ об отсутствии нарушений и заставить чиновников из Управления более добросовестно рассмотреть поступивший от него «сигнал». Ведь размещенные на сайте материалы содержат недостоверную рекламную информацию, вводящую в заблуждение потребителей.

Для ограниченного круга лиц

Судьи данные требования не поддержали (решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 25 октября 2010 г.), однако настойчивого гражданина это не остановило и он подал кассационную жалобу. Но и в кассации его ожидало фиаско. Служители Фемиды объяснили, что одним из основополагающих признаков информации-рекламы является ее адресованность неопределенному кругу лиц, то есть публичный характер такой информации (ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», далее – Закон о рекламе). В данном же случае, для того чтобы любому потребителю получить информацию, размещенную на страницах, указанных заявителем сайтов, он должен знать электронный адрес сайта (который был известен далеко не каждому, т. е. не является публичным) и с помощью набора известных ему заранее знаков попасть на страницы сайта. К тому же спорный информационный ресурс создан с целью полного оперативного и бесплатного обеспечения информацией частных инвесторов, работающих на фондовом рынке. А Закон о рекламе предусматривает произвольное получение потребителем рекламных сведений. Опять же, их публичный характер.

Далее, судьи указали на официальные разъяснения самой Федеральной антимонопольной службы, согласно которым к рекламе не относится информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте продавца, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров. А рассматриваемая информация, как уже было сказано, как раз и предназначалась для узкого круга специалистов и инвесторов, работающих на фондовом рынке. Следовательно, возмутившие заявителя сведения рекламой не являются, и упрекнуть работников Управления, тщательно изучивших поступивший к ним вопрос и давших на него подробный письменный ответ (пусть и не устроивший заявителя), не за что (кассационное определение городского суда г. Санкт-Перетбурга от 22 марта 2011 г. № 33-3952).

gastroguru © 2017