В какой системе координат построен кейнсианский крест. Макроэкономическая модель кейнсианского креста. Кейнсианское направление предполагает, что

Модель кейнсианского креста

Кейнсианский крест представляет собой самую простую интерпретацию кейнсианской теории национального дохода.

Для построения этой модели рассмотрим факторы, которые определяют величину планируемых расходов (планируемого совокупного спроса).

Планируемые расходы представляют собой сумму, которую домохозяйства, фирмы и правительство намерены истратить на товары и услуги. Планируемые или желаемые расходы не всегда совпадают с фактическими.

Фактические расходы отличаются от планируемых в том случае, если фирмы вынуждены делать незапланированные инвестиции в запасы т.е. когда они увеличивают или уменьшают свои товарно-материальные запасы в ответ на неожиданно высокий или неожиданно низкий уровень продаж.

В закрытой экономике (где чистый экспорт равен нулю) планируемые расходы Е представляют собой сумму потребления С, планируемых инвестиций I и государственных расходов G:

Заменим в этом уравнений С на выражение функции потребления:

C(Y-T)= C*+MPC(Y-T), где:

(Y-T)-располагаемый доход,

Y-совокупный доход (реальный ВВП), T-налоги, MPC-предельная склонность к потреблению, Ĉ-автономное потребление. Кроме того, предполагается, что уровень планируемых инвестиций фиксирован и не зависит от дохода Y (I=I*), а уровень государственных расходов и налоги остаются неизменными (G=G*, Т=T*). С учетом всех этих допущений планируемые расходы (планируемый совокупный спрос) можно представить как:

E=C*+MPC(Y-T*)+I*+C*

Из этого уравнения следует, что планируемые расходы являются функцией совокупного дохода Y.

На риc 20 планируемые расходы изображены графически, как функция дохода. Эта линия имеет положительный наклон, так как более высокий уровень дохода ведет к более высокому уровню потребления и, таким образом, к более высокому уровню планируемых расходов. Наклон линии представляет собой MPC, которая показывает, на сколько возрастут планируемые расходы при увеличении совокупного дохода на 1 рубль.

Y

Рис. 20 Функция планируемых расходов

Экономика находится в равновесии, когда реальные расходы равны планируемым. Поскольку расходы на приобретение произведенной продукции всегда равны доходам экономических субъектов (основное тождество системы национальных счетов). Y равен не только совокупным доходам, но и фактическим расходам на товары и услуги. Поэтому условие равновесия записывается так:

Линия, проведенная под углом 45º на рис 21 отмечает все точки, где выполняется это условие. Если мы совместим эту линию с графиком функции планируемых расходов, диаграмма станет кейнсианским крестом.



Рис 21 Кейнсианский крест

Равновесие достигается в точке А, где график функции планируемых расходов пересекает линию с углом наклона 45º (биссектрису).

Нужно отметить, что согласно Кейнсу, равновесный доход (Y A) может и не совпадать с потенциальным (Y*) т.е. с уровнем дохода при полной занятости. Кейнс обосновал положение о возможности равновесия и в условиях неполной занятости.

Важную роль в в процессе движения к равновесному состоянию играют запасы. Если фирмы производят больше товаров, чем потребители хотят купить, они увеличивают товарно-материальные запасы. Если, например, ВВП находится на уровне превышающем равновесный (Y1 на рис 22) то планируемые расходы Е 1 меньше чем Y 1 . Фирмам удается продать меньше, чем они произвели, поэтому запасы возрастают: такое накопление запасов представляет собой незапланированные инвестиции. Рост запасов вынуждает фирмы увольнять рабочих и сокращать производство. ВВП будет сокращаться до тех пор, пока не достигнет равновесного уровня Y A .

Наоборот, если фирмы произвели меньше, чем потребители хотят купить, фирмы распродают часть своих запасов. Если ВВП находится на уровне ниже равновесного (Y 2 на рис 22) планируемые расходы Е 2 больше чем Y 2 . Теперь фирмы продают больше, чем произвели. Запасы сокращаются, поэтому фирмы нанимают больше рабочих и увеличивают производство, вызывая тем самым увеличение ВВП. Этот процесс продолжается до тех пор, пока уровень дохода не станет равным планируемым расходам.

Равновесный уровень Ye может колебаться в соответствии с изменением величины любого компонента совокупных расходов: Ye=C+I+G+Xn.

Приращение любого компонента автономных расходов вызывает несколько большее приращение совокупного дохода DY благодаря эффекту мультипликатора.

Мультипликатор автономных расходов – отношение изменения равновесного ВВП к изменению любого компонента автономных расходов

где m – мультипликатор автономных расходов;

Y – изменение равновесного ВВП;

A – изменение автономных расходов, независимых от динамики Y.

Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный рост (сокращение) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов. Это означает, что относительно небольшие изменения в величинах C, I, G или X n могут вызвать значительные изменения в уровнях занятости и выпуска.

Модель «IS» («инвестиции-сбережения»)

Взаимосвязь сбережений, инвестиций, уровня процента и уровня дохо­да можно графически представить таким образом.

Модель «IS» позволяет показать связи между 4 переменными: сбережениями, инвестициями, процентами и национальным доходом. При помощи этой модели можно понять условия равновесия на реальном рынке, т. е. рынке товаров и услуг. Ведь равенство I и S и есть условие этого равновесия.

IV квадрат. Здесь изображена известная нам обрат­но пропорциональная зависимость между инвестициями и реальной став­кой %. В данном случае уровню ro соответ­ствуют инвестициям в размере Io. III квадрату. Биссек­триса, исходящая из начала координат III квадранта, есть I = S. II квадрат. Здесь график сбережений, ведь S зависит от реального дохода (Y). Уровню So соответствует объем реального дохода Y . И, нако­нец, в I квадрате можно, зная уровень ro и Yo найти точку ISo.

Если норма % повысится, произойдут следующие изменения: повышение процентной ставки oт уровня r0 до r1 приведет к уменьшению инвестиций, т. е. до уровня I,. Этому соответствуют и меньшие сбережения S1, образовавшиеся при мень­шем объеме дохода Y1, следовательно, теперь можно найти точку IS1, Че­рез точки ISo и IS1 можно провести кривую IS.

Итак,кривая IS показывает различные сочетания между ставкой % и национальным доходом при равновесии между сбережени­ями и инвестициями. Это - не функциональная зависимость, в том смысле, что доход (Y) не является аргументом, а процентная ставка (r) - функ­цией. Важно понять, что любая точка на кривой IS отражает равновесный уро­вень сбережений и инвестиций (сбалансированный рынок благ) при различных сочетаниях дохода и ставки процента. Это естественно, так как условием рав­новесия на реальном рынке (рынке благ) является равенство I = S.

Построение кривой IS имеет большое значение для понимания проблем макроэкономического равновесия. Однако для полноты картины необходимо знать и условия равновесия на денежном рынке для того, чтобы построить модель «IS-LM».

Лекция 7. РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ. ПРОСТАЯ КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ или МОДЕЛЬ «КЕЙНСИАНСКОГО КРЕСТА».

7.1. Товарный рынок и его равновесие

Для того, чтобы определить величину равновесного выпуска (равновесного национального

дохода) следует приравнять его к величине планируемых расходов: где

Что произойдет, если увеличатся расходы? Кейнс показал, что рост расходов ведет к росту дохода, однако доход возрастает в большей степени, чем вызвавшее его увеличение расходов, т. е. с эффектом мультипликатора. Мультипликатор - это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (сокращается) совокупный доход (выпуск) при увеличении (сокращении) расходов на единицу. Действие мультипликатора основано на том, что расходы, сделанные одним экономическим агентом обязательно превращаются в доход другого экономического агента, кото­рый часть этого дохода расходует, создавая доход третьему агенту и т. д. В результате общая сумма доходов будет больше, чем первоначальная сумма расходов.

Предположим, что домохозяйство увеличивает свои автономные расходы на $100, т. е. поку­пает на эту сумму товары и услуги. Это означает, что производитель этих товаров и услуг получает доход в $100, который он тратит на потребление и сбережения. Предположим, что предельная склонность к потреблению мрс = 0.8, что означает, что из каждого дополнительного 1 доллара до­хода экономический агент тратит на потребление 80 центов (т. е. 80%), а 20 центов (т. е. 20%) сбере­гает (т. е. предельная склонность к сбережению mps = В этом случае, получив $100 дополни­тельного дохода, производитель потратит $80 на потребление (Y х трс =100 х 0.8 = 80) и $20 пой­дут на сбережения (Y х mps = 100 х 0.2 = 20). Потраченные им на потребление (на покупку товаров и услуг) $80 создадут дополнительный доход еще одному продавцу, который в свою очередь по­тратит $64 на потребление (Y х трс = 80 х 0.8 = 64) и $16 сбережет (соответственно 80 х 0.2 = 16) и т. д. Процесс будет продолжаться до тех пор, пока прирост расходов не дойдет до 0.

Просуммируем все полученные доходы, чтобы узнать, насколько в результате увеличился совокуп­ный доход:

Мы получили бесконечно убывающую геометрическую прогрессию (а это и есть математический смысл мультипликатора) с основанием (трс) меньше единицы. Следовательно, ее сумма равна

Представляет собой мультипликатор (автоном­ных) потребительских расходов. В нашем примере мультипликатор равен 5 (1 / = 5). Следо­вательно, при росте автономных потребительских расходов на $100 рост совокупного дохода соста­вил $х 5 = 500).

Аналогичные рассуждения применимы и к изменению (автономных) инвестиционных рас­ходов. Увеличивая инвестиции, фирма закупает инвестиционные товары, создавая доход их произ­водителю, который в свою очередь расходует часть этого дохода на потребление, обеспечивая до-

ход производителю этих потребительских товаров и т. д. В результате рост совокупного дохода бу­дет в несколько раз большим, чем первоначальный прирост инвестиций, т. е. будет действовать эф­фект мультипликатора, и мультипликатор (но в данном случае инвестиционных расходов) также

будет равен

Формулу мультипликатора автономных расходов можно вывести и алгебраически. По­скольку:

Графическое изображение эффекта мультипликатора расходов (например, мультипликатора инвестиций) представлено на рис.7.5.

На рисунке видно, что каждый следующий прирост дохода меньше, чем предыдущий. Про­цесс мультипликации длится до тех пор, пока прирост дохода не станет равным нулю.

Чем выше предельная склонность к потреблению {трс), тем величина мультипликатора автономных расходов больше. Так, например, если трс = 0.9, мультипликатор =/, а при трс = 0.75, мультипликатор = 4 (1 /= 4). А поскольку трс определяет наклон кривой планируемых расходов, то чем больше трс, тем кривая более крутая.

А чем более крутая кривая планируемых расходов (т. е. чем больше трс и, следовательно, мультипли­катор, тем больший при-рост дохода даст одинаковое увеличение расходов). Это проиллюстрировано на рис.7.7. На рис.7.6 (б) предельная склонность к потреблению (трс) больше, а поэтому кривая планируемых расходов более крутая и мультиплика­тивный эффект роста дохода при одинаковой величине роста расходов больше (®Y2 > ®Yi), чем на рис.7.6 (а).


Добавив государственный сектор в наш анализ, мы получим трехсекторную модель, в кото­рой действуют три макроэкономических агента: домохозяйства, фирмы и государство. Государст­венные расходы является важным компонентом совокупных расходов (совокупного спроса). В от­личие от С и I, государственные расходы - это экзогенная величина или так называемый параметр управления. Государственные расходы не зависят от уровня дохода и всецело определяются макро­экономической (в первую очередь, фискальной) политикой правительства.

Государственные расходы возникают в связи с необходимостью выполнения государством его многочисленных функций, основными из которых в современной экономике являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности, т. е. «правил игры» (антимоно­польное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности , защита свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей и обеспече­ние экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения до­ходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

Таблица 1. Системы налогообложения

Пропорциональный налог

Прогрессивный налог

Регрессивный налог

Ставка налога

Налоговая Сумма

Ставка налога

Налоговая Сумма

Ставка налога

Налоговая Сумма


При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода.

Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) и почти все косвенные налоги являются пропорциональными.

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины до­хода и уменьшается по мере сокращения величины дохода.

Примером прогрессивного налога служит подоходный налог. Такая система налогообло­жения в максимальной степени способствует перераспределению доходов .

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблю­дается, т. е. нет прямых регрессивных налогов. Однако все косвенные налоги являются регрес­сивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является. Наиболее регрессивными являются акцизные налоги. Поскольку косвенный налог - это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акциз­ный налог на пачку сигарет составляет 10 рублей, то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 тн. , равна 0.1%, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 тн. - лишь 0.05%.

В макроэкономике налоги также делятся на: автономные (или аккордные), которые не зависят от уровня дохода и обозначаются Т и подоходные, которые зависят от уровня дохода и величина которых определяются по формуле: tY, где t - налоговая ставка, Y - совокупный до­ход (национальный доход или валовый национальный продукт)

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна: Т= Т + tY Различают среднюю и предельную ставку налога. Средняя ставка налога - это отношение налоговой суммы к величине дохода: t ср = T/Y. Предельная ставка налога - это величина при­роста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода, (она показы­вает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу) : Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения, и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20%, а свыше 50 тыс. долл. - по ставке 50%. Если че­ловек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 х 0.2 + 10 х 0.5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс долл. И 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15:60 = 0.25 или 25%, а предельная ставка налога равна 5:10 = 0.5 или 50%. При пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставка налога равны.

Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. Однако в рамках нашей модели «расходы-доходы», поскольку это кейнсианская модель, рас­сматривается воздействие налогов только на совокупный спрос.

В рамках модели «расходы-доходы» налоги, так же как и государственные закупки действу­ют на национальный доход (совокупный выпуск) Y с мультипликативным эффектом.

Различают два вида налогового мультипликатора: 1) мультипликатор автономных (аккорд­ных) налогов и 2) мультипликатор подоходного налога 7.7. Мультипликатор автономных налогов

Рассмотрим сначала действие мультипликатора автономных налогов, т. е. не зависящих от уровня дохода. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что налоги взимаются только с домохозяйств, т. е. оказывают влияние на величину потребительских расходов, то с вклю­чением в наш анализ налогов меняется функция потребления, принимая вид: С = С+ трс (Y - Т).

Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода. (РД = ЛД - Т). Рост налогов сокращает располагаемый доход, а сокращение налогов - увеличивает располагаемый доход. Если, например, налоги сокращаются на 100$, то располагаемый доход увеличивается на 100$. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S). Если мрс = 0.8, то при увеличе­нии располагаемого дохода на 100$ потребление увеличивается на 80$ (100 х 0.8= 80), а поскольку мультипликатор расходов в этом случае равен 5 (1/(= 1/0.2 = 5), то прирост совокупного до­хода в результате изменения налогов на 100$ составит 400$ а не 500$, как в случае изменения государственных закупок на те же 100$, т. е. мультипликативный эффект меньше. Т. е. мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени (первым чле­ном геометрической прогрессии будет не 100, а 80).

Определим теперь величину мультипликатора налогов. Налоги действуют на совокупный спрос через изменение потребительских расходов.

Величина и есть мультипликатор налогов. А поскольку (1 - трс) есть не что иное, как

mps (предельная склонность к сбережению), то мультипликатор налогов можно записать и как (-mpc / mps). В нашем примере он равен/(= - 0.8 / 0.2 = - 4). Мультипликатор налогов - это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) сово­купный доход при сокращении (увеличении) налогов на единицу.

Выведем мультипликатор автономных налогов алгебраически. Подставим функцию по­требления^ = С +mpc(Y-Т) в функцию национального дохода Y= С + I+G, получим: Y=C +

mpc (Y - Т) +1+ G, откуда. Если обозначить мультипликатор автономных

налогови, следовательно

Следует обратить внимание на 2 момента:

1) мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на
совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а со-
кращение налогов - к росту совокупного дохода. В нашем примере сокращение налогов на

Привело к увеличению совокупного дохода на 400$

2) по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора
автономных расходов. Итак, мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипли-
кативный эффект государственных закупок (очевидно, чтопо-
скольку изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосред-
ственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов воздействует
косвенно - через изменение потребительских расходов. Например, если при трс = 0.8 и го-
сударственные закупки, и налоги увеличиваются на 100$, то рост государственных закупок

увеличивает совокупный доход на а рост

налогов сокращает совокупный доход на 400). Т. е. в результате совокупный доход (выпуск) увеличился на $100.

Исходя из этого обстоятельства, можно вывести мультипликатор сбалансированного бюдже­та для автономных (аккордных) налогов.

7.10. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Бюджет называется сбалансированным, если государственные закупки и налоги увеличиваются на одну и ту же величину (G = Т). Как следует из нашего примера, одновременный рост и государст­венных закупок, и автономных налогов на $100 привел к росту национального дохода Y на $100, что означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1 (100: 100 = 1).

Выведем мультипликатор сбалансированного бюджета алгебраически. Сравним мультипли­кативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение

величины государственных закупок приводит к изменению дохода: а изменение автономных налогов приводит к изменению дохода:

Общее изменение Y произойдет под суммарным воздействием этих двух эффектов, т. е. Следовательно

Добавим в анализ иностранный сектор. В результате получим четырехсекторную модель экономики. Расходы иностранного сектора являются важным компонентом совокупных расходов и известны как расходы на чистый экспорт. Чистый экспорт представляет собой один из видов взаи­моотношений данной страны с другими странами (международной торговли). Чистый экспорт ра­вен разнице между экспортом и импортом. Экспорт является автономной величиной, т. е. не зависит от уровня дохода данной страны, а определяется уровнем дохода в других странах (странах-торговых партнерах) (прямая зависимость) и уровнем обменного курса (обратная зависимость). Экспорт представляет собой спрос иностранного сектора на товары и услуги данной страны. По­этому чем выше уровень дохода в других странах, тем с большим желанием они будут покупать то­вары, произведенные в данной стране, т. е. экспорт возрастет. А чем выше обменный курс нацио­нальной денежной единицы , тем более дорогими и поэтому менее привлекательными они становят­ся для иностранцев, поэтому экспорт падает. Функция экспорта поэтому может быть выражена формулой:

где- доход в других странах, е - обменный курс денежной единицы данной страны.

Что касается импорта, одна его часть может не зависеть от уровня совокупного дохода дан­ной страны и представлять собой автономный импорт, но другая его часть обязательно зависит от уровня дохода поскольку рост национального дохода данной страны ведет к росту спроса на товары и услуги, в том числе и импортные, т. е. при росте дохода импорт увеличивается. Таким образом, импорт делится на автономный и неавтономный (индуцированный) и поэтому формула импорта может быть представлена: где Гт - автономный импорт, a mpm - предельная склонность к импорту. (Заметим, что импорт за­висит от величины национального, а не располагаемого дохода). Предельная склонность к импорту - это величина, которая показывав, на сколько увеличится (сократится) импорт при росте (сокраще­нии) дохода на единицу: 0 < mpm < 1

Кроме того, импорт также зависит от обменного курса национальной денежной единицы. Причем, зависимость прямая, т. е. чем выше обменный курс национальной валюты , тем более деше­выми и привлекательными становятся импортные товары для отечественных покупателей).

Поскольку чистый экспорт представляет собой разницу между экспортом и импортом, то функция чистого экспорта имеет вид:

где (Ex - Im) - автономный чистый экспорт, a (mpm Y) - индуцированный импорт.

Наклон кривой планируемых совокупных расходов в четырехсекторной модели экономики меньше (она более пологая), чем в трехсекторной, поскольку он определяется величиной (mpc (1-t) - трт), а при наличии индуцированных инвестиций величиной (mpc (1 - t) + mpl - трт) (рис.7.11). Поэтому эффект мультипликатора в открытой экономике меньше, чем в закрытой.

Изменение величины автономного чистого экспорта сдвигает кривую планируемых сово-

купных расходов. Рост величины автономного чистого экспорта ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных расходов, а сокращение - вниз.

Рост величины предельной склонности к импорту меняет наклон кривой планируемых рас­ходов и величину мультипликатора. Чем больше трт, тем кривая более пологая, следовательно эффект мультипликатора меньше.

Включим функцию чистого экспорта в уравнение равенства совокупного дохода (выпуска) Y совокупным расходам всех макроэкономических агентов:

Величина- это супермультипликатор расходов. Обозначим его КА


Заметим, что выражение в скобках - это сумма всех автономных, т. е. не зависящих от уровня дохо­да расходов. Изменение любого из компонентов автономных совокупных расходов ведет к мульти­пликативному изменению величины равновесного дохода Y. Поэтому рост автономного чистого экспорта ведет к мультипликативному росту дохода: Итак, супермультипликатор автономных расходов:

где А_- сумма автономных расходов (не зависящих от уровня дохода). Супермультипликатор налогов:

Супермультипликатор трансфертов:

Знаменатель супермультипликатора (величина, обратная мультипликатору) имеет название предельной нормы изъятия (marginal leakage rate - MLR):

7.17. Парадокс сбережений.

Из простой

кейнсианской модели

следовало, что для роста
экономики необходимо

увеличивать совокупные

расходы, которые являются инъекциями, и обусловливают рост совокупного дохода, к тому же с эффектом мультипликатора. А все изъятия из потока расходов мультиплика-тивно сокращают сово-купный доход, приводя экономику к рецессии и даже депрессии. Отсюда следовал парадоксальный вывод: чем больше эконо-мика сберегает (накапли-вает), тем беднее она становится. (Парадокс состоит в том, что если человек увеличивает свои сбережения, то он стано-вится богаче, а экономика при увеличе­нии сбережений становится беднее). Графическая интерпретация парадокса сбережений представ­лена на рис.7.12 в двух разных вариантах: 1) на графике инвестиций и сбережений (рис.7.12.(а)) и 2) на графике инъекций и изъятий (рис.7.12.(6))

Поскольку в кейнсианской модели сбережения положительно зависят от уровня дохода, а ин­вестиции - величина автономная, то кривая сбережений имеет положительный наклон, а кривая ин­вестиций - горизонтальна (рис.7.12.(а)). Рост сбережений ведет к сдвигу кривой сбережений влево-вверх от Si до S2. Если величина инвестиций не меняется, то рост сбережений ведет к сокращению совокупного дохода (выпуска) от Y| до Y2 Таким образом в результате роста сбережений происхо­дит ухудшение экономической ситуации.

На рис.7.12.(6) представлены кривая автономных расходов (инъекций), которые не зависят


от уровня дохода и поэтому представлены горизонтальной линией и кривая изъятии, величина ко­торых составляет определенную долю совокупного дохода, равную. Наклон кривой изъя­тий определяется величиной MLR. График позволяет изучить воздействие на экономику любого вида изъятий (например, налогов, импорта), а не только сбережений. Когда изъятия увеличиваются, величина MLR растет, и наклон кривой изъятий становится более крутым. В результате при неиз­менной величине автономных расходов совокупный выпуск сокращается от "

Однако мрачная картина парадокса сбережений имеется только в кейнсианской модели. В классической модели сбережения всегда равны инвестициям. Поэтому, в соответствии с классиче­скими представлениями, если сбережения увеличиваются, то на такую же величину возрастают ин­вестиции. Графически рост инвестиций выглядит как сдвиг вверх кривой инвестиции от В результате никакого сокращения дохода (выпуска) не происходит, (рис.7.12.(а)). Аналогично, если увеличивается предельная норма изъятий в результате роста какого-либо из видов изъятий, то это компенсируется соответствующим ростом инъекций, и величина совокупного выпуска не меняется (рис.7.12.(6)).

Простая кейнсианская модель позволяет показать выход из рецессии. Такой мерой должно стать активное вмешательство государства в экономику. Не случайно меры, предлагаемые кейнси-анцами, получили название политики государственного активизма . Кейнс и его последователи предлагали использовать для стабилизации экономики фискальную политику, и в первую очередь, такой ее инструмент как изменение величины государственных расходов, поскольку это позволяет непосредственно, а, следовательно, в максимальной степени воздействовать на совокупный спрос и с мультипликативным эффектом на совокупный выпуск и доход.

Модель «кейнсианского креста». Кривая совокупного расхода имеет положительный наклон. Красная точка показывает полную занятость ресурсов в экономике

Потребительские расходы (обозн. С ) - расходы домохозяйств на товары и услуги. Потребительские расходы складываются из двух частей:

Инвестиции (обозн. I ) -- фирмы закупают капитал с целью увеличения производства товаров и, следовательно, максимизации прибыли.

Государственные закупки товаров и услуг (обозн. G ) -- инвестиции государства, зарплата государственным служащим и т. п.

Чистый экспорт (обозн. Xn или NX ) -- разница между экспортом и импортом. Соотношение экспорта и импорта показывает состояние торгового баланса. Если экспорт превышает импорт, то в стране профицит торгового баланса, если импорт - экспорт, то дефицит торгового баланса, соответственно.

Чистый экспорт также может быть как автономным, так и зависящим, на этот раз, от предельной нормы к импорту (mpm ) и уровня совокупного выпуска. Предельная склонность к импорту объясняет, насколько в среднем увеличивается импорт в страну при каждой дополнительной единице совокупного дохода (или реального ВВП).

Соотношение государственных закупок и чистых налогов показывает состояние государственного бюджета. Если государственные закупки превышают чистые налоги, то в стране дефицит государственного бюджета, соответственно профицит бюджета означает, что чистые налоги превышают размер государственных закупок.

Равновесный объем выпуска (обозн. Y ) - равен совокупному расходу (AE ).

Кейнсианский крест на графике представляется в виде совокупности двух кривых:

так как в макроэкономической теории считается, что реальный совокупный расход всегда равен совокупному выпуску.

Изменяться может только кривая запланированного совокупного расхода. Она может либо сдвигаться параллельно, либо менять свой угол наклона. Параллельный сдвиг кривой может наблюдаться в случае изменения любых автономных параметров совокупного расхода. Угол наклона, соответственно, изменяется, если меняется либо предельная норма к потреблению, либо предельная норма к импорту, либо же меняются одновременно оба данных параметра .

«Кейнсианский крест» является одним из самых известных способов моделирования совокупного спроса. С помощью этой модели можно определить такие параметры, как равновесный объем выпуска, общий уровень цен в экономике, так же, как и в модели AD-AS . Поскольку пересечение кривой запланированного и кривой реального совокупного расхода показывает полную занятость ресурсов в экономике, по «кейнсианскому кресту» можно также анализировать фазы экономических циклов. Если реальный совокупный расход превышает запланированный (то есть уровень выпуска больше уровня полной занятости ресурсов), это означает, что фирмы не смогли продать столько, сколько планировали, что влечет за собой уменьшение выпуска продукции, увеличение уровня циклической

Кейнсианский крест (Keynesian cross) - это макроэкономическая модель в экономической теории, показывающая положительную взаимозависимость между совокупными расходами и общим уровнем цен в стране.

Теорию совокупного спроса часто называют кейнсианской экономической теорией.

Кейнсианская модель исходит из тождества совокупных расходов и совокупного дохода (модель Сэя): VЕ, где V - доход, выпуск, а Е - выступают как расходы.

Различают реальные и планируемые расходы. Планируемые расходы олицетворяют собой то количество расходов, которые все экономические агенты планируют потратить на товары и услуги.

Реальные расходы имеют место быть тогда, когда фирмы вынуждены осуществлять незапланированные инвестиции в сферу товарно-материальных запасов в ситуации неожиданного изменения в уровне продаж.

Если экономика является закрытой, то планируемые расходы можно определить как сумму потребления, планируемых инвестиций и государственных расходов:

Функцию потребления выразим тождеством:

С = С (V - Т)

Функцию инвестиций - II" (инвестиции фиксированы), величина государственных расходов и сумма налогов стабильна, то есть GG" и ТТ", в этом случае в закрытой экономике:

Е = С (V - T) + I" + G"

Данное равенство означает, что величина планируемых расходов является функцией дохода, планируемых инвестиций и планируемых государственных закупок.

Рис. 1. - Кейнсианский крест:

На графике точка А - точка равенства фактических и планируемых расходов. При этом объем выпуска равен потенциальному. Данная модель получила название "кейнсианского креста". Если совокупный спрос (AD) возрастает до уровня Е1 и рост совокупного предложения начинает опережать рост совокупного спроса (AS > AD), то есть фирмы наращивают объем выпуска в большем объеме, чем растет совокупный спрос, то происходит незапланированное накопление запасов. Если падает совокупный спрос до Е2 и фирмы сокращают предложение до V2, будет иметь место превышение количества совокупного спроса над совокупным предложением: (AD > AS), произойдет удовлетворение его за счет сокращения запасов. Сокращение запасов станет стимулом для роста производства и экономика начнет сдвигаться в сторону естественного объема выпуска.

Равновесный объем выпуска Vo может колебаться в зависимости от изменения величины любого компонента совокупных расходов. Рост любого из компонентов сдвигает кривую планируемых расходов вверх, что влияет на рост равновесного уровня выпуска. Спад любого из компонентов совокупного спроса влечет за собой снижение уровня занятости и равновесного объема выпуска.

Если фактический объем выпуска меньше потенциального (Vo < V"), то это говорит о том, что совокупный спрос неэффективен, т. е., совокупные расходы в экономике недостаточны для того, чтобы обеспечить полную занятость ресурсов. Эффект недостаточности совокупного спроса депрессивно влияет на экономику - возникает рецессионный разрыв (хотя AD = AS). Для того, чтобы преодолеть данный рецессионный разрыв, а также обеспечить полную занятость, необходимо обеспечить увеличение совокупного спроса до уровня, обеспечивающего равенство фактического объема выпуска потенциальному: Vo = V".

Если же фактический объем выпуска больше потенциального (Vo > V"), то это говорит о том, что совокупные расходы в стране избыточны.

Из-за избыточности совокупного спроса возникает инфляционный бум: уровень цен, следовательно, возрастает. Фирмы не имеют возможности расширять производство пропорционально возрастающему совокупному спросу, т. к.: все имеющиеся ресурсы уже заняты в производстве - возникает инфляционный разрыв. Инфляционный разрыв преодолевается путем сдерживания совокупного спроса.

Крест Кейнса может быть использован только для целей макроэкономического анализа в краткосрочном периоде, т. к.: подразумевает фиксированные цены и не в состоянии быть использован в целях анализа последствий макроэкономической политики в долгосрочном периоде, которые связаны с ростом либо снижением уровня инфляции.

Кейнсианский крест показывает лишь, как устанавливается равновесный объем выпуска при данном уровне планируемых инвестиций, государственных расходов и налогов.

gastroguru © 2017