Способы сближения налогового и бухгалтерского учета. Сближение бухгалтерского и управленческого учета. Элементы учетной политики

В современных условиях развития экономики России одной из актуальных проблем является сближение бухгалтерского и налогового учета.

Цель данной статьи - выявление современных проблем сближения бухгалтерского и налогового учета, формирование предложений по их решению в российской учетной практике.

Одновременное ведение бухгалтерского и налогового учета в организациях существенно увеличивает работу бухгалтеров и осложняет расчет налоговых платежей. Проблемы сосуществования налогового и бухгалтерского учета возникли с введением главы 25 Налогового кодекса РФ в 2002 г. Трудности совмещения бухгалтерского и налогового учета связаны, прежде всего, с различием этих видов учета и применяемых правил. Проблема кроется в несогласованности налогового и бухгалтерского законодательства, что приводит к возникновению рисков налогового администрирования и усложняет учетную работу организаций.

Основа различий бухгалтерского и налогового учета заложена в их целях.

Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом «О бухгалтерском учете», в соответствии с требованиями, установленными этим законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основными задачами бухгалтерского учета являются формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям. Бухгалтерская отчетность используется для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имуществом и обязательств, использованием ресурсов в соответствии с нормами и сметами. Бухгалтерская информация необходима для предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Ведение налогового учета имеет совсем иные цели и задачи. Согласно ст. 313 НК РФ под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным кодексом. .

В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Следовательно, в основу разделения бухгалтерского и налогового учета заложено различие конечных целей, что требует использования кардинально отличных принципов регулирования.

Налоговый учет в отличие от бухгалтерского имеет узкую направленность и применяется исключительно в целях налогообложения. Налоговый учет сводится к определению налоговых обязательств налогоплательщика и обеспечению необходимой информацией для выполнения контрольной функции. Эти различия порождают проблемы сближения налогового и бухгалтерского учета.

Проблема применения параллельно двух видов учета кроется в том, что это совершенно разные процессы, базирующиеся на тождественных понятиях в различном значении. В Налоговом кодексе РФ традиционные понятия бухгалтерского учета преломляются через призму налогообложения и приобретают «налоговый» смысл, что порождает кардинальные различия основ этих понятий. Вместе с тем бухгалтерский и налоговый учет ведется на основе первичной документации, которая отражает единые хозяйственные операции. При этом бухгалтерский учет оперирует информационными категориями и формирует финансовую отчетность. Налоговый учет применяет гражданско-правовые имущественные категории и использует данные первичной документации для целей налогообложения, применяя налоговые правила. В результате налоговых преобразований бухгалтерская прибыль отлична от налогооблагаемой по причине различия учетных систем.

Актуальность сближения налогового и бухгалтерского учета возросла в свете принятой Правительством РФ «дорожной карты». План мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование налогового администрирования» направлен на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования с созданием комфортных условий взаимодействия бизнеса и органов государственной власти в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота.

Важными целями «дорожной карты» являются:

  • сокращение временных и материальных затрат предпринимателей на подготовку и представление налоговой отчетности, уплату налогов;
  • сближение правил налогового и бухгалтерского учета.

По мнению правительства РФ, реализация «дорожной карты» приведет к упрощению правил ведения бухгалтерского и налогового учета, повышению прозрачности применения законодательства РФ о налогах и сборах. .

В целях осуществления «дорожной карты» в налоговое законодательство Федеральным законом № 81-ФЗ от 20.04.2014 внесены изменения, направленные на упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом. С 2015г. введены в действие принятые данным Федеральным законом изменения, которые заключаются в следующем.

Теперь суммовые разницы в налоговом учете, как и в бухгалтерском учете, называются курсовыми и рассчитываются по курсу Банка России или по курсу, установленному в договоре.

Отменен метод ЛИФО. Это означает, что в бухгалтерском и в налоговом учетах будут применять три метода списания МПЗ: по средней себестоимости, по стоимости единицы или по методу ФИФО.

Малоценное имущество в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики можно списывать постепенно, аналогично правилам, действующим в бухгалтерском учете.

Стоимость материалов, полученных безвозмездно, разрешено включать в расходы в той сумме, которую организация учла в доходах при получении МПЗ.

Убытки от продажи права требования можно списать единовременно на дату продажи долга.

Таким образом, отдельные нормы налогового законодательства стали сопоставимы с правилами бухгалтерского учета, что позволило сблизить налоговый и бухгалтерский учет, не нарушая существующего подхода к определению налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Действующее налоговое законодательство и применяемые положения бухгалтерского учета позволяют частично совместить налоговый и бухгалтерский учет путем разработки рациональной учетной политики. 25 глава НК РФ и положения бухгалтерского учета содержат отдельные сопоставимые правила определения элементов учетной политики. Поэтому для сближения налогового и бухгалтерского учета можно выбрать аналогичные способы отражения данных, закрепив их в учетной политике. Основные элементы учетной политики, обеспечивающие сближение налогового и бухгалтерского учета, представлены в таблице 1.

Основные элементы учетной политики, сближающие налоговый и бухгалтерский учет

Таблица 4.1.1

Элементы учетной политики

Способ определения

Порядок признания доходов и расходов

Метод начисления

Оценка сырья и материалов при списании

По средней стоимости

Начисление амортизации

Линейный способ

Оценка покупных товаров при их списании

По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО).

По средней стоимости.

По стоимости единицы товара

Списание ценных бумаг при их реализации и ином выбытии

По стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

По стоимости единицы

Формирование налоговой базы по налогу на прибыль организаций во многом зависит от порядка признания доходов и расходов. Доходы и расходы определяются по кассовому методу и методу начисления. Применение кассового метода ограничено требованиями законодательства. Так, ст. 273 НК РФ прямо запрещено применять кассовый метод банкам, кредитным потребительским кооперативам и микрофинансовым организациям. Также налогоплательщики, формирующие налоговую базу при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении не могут пользоваться кассовым методом. Все остальные организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

Правила бухгалтерского учета также содержат определенные ограничения, которые не позволяют многим организациям применять кассовый метод.

При выборе метода начисления можно добиться сближения учетов. При методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (ст. 271 НК РФ). Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты с учетом положений ст. 318-320 НК РФ. В налоговом учете расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные. В бухгалтерском учете расходы по способу отнесения на себестоимость калькуляционной единицы также подразделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам преимущественно относят расходы на основную заработную плату производственных рабочих и основные материалы. Прямые расходы в момент их возникновения можно непосредственно отнести на объект калькулирования на основе первичных документов. Косвенные расходы в момент их возникновения на объект калькулирования сразу не относятся. Косвенные расходы вначале собираются, а затем расчетным путем относятся на себестоимость каждого объекта калькулирования пропорционально базе, закрепленной в учетной политике организации.

В налоговом учете к прямым расходам могут быть отнесены материальные расходы, расходы на оплату труда производственного персонала, расходы на обязательное социальное страхование, а также суммы начисленной амортизации по производственным основным средствам. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике перечень прямых расходов, связанных с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции.

В целях налогообложения к косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного периода. Косвенные расходы в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного периода.

Особый порядок налогового учета прямых и косвенных расходов не позволяет в полной мере совместить два вида учета, но сблизить порядок признания доходов и расходов в налоговом и бухгалтерском учете возможно, грамотно отразив его в учетной политике.

Важной проблемой сближения налогового и бухгалтерского учета является порядок начисления амортизации. Особенно это актуально для тех организаций, для которых существенны начисляемые суммы амортизации. Одна из сложностей вызвана применением разных правил начисления амортизации в налоговом и бухгалтерском учете. Различия начинаются с определения амортизируемого имущества.

Так, в НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100000 рублей (ст. 256 НК РФ).

Для бухгалтерского учета к амортизируемому имуществу предъявляются следующие требования:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции (работ, услуг);
  • объект способен приносить доход;
  • срок использования свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • первоначальная стоимость превышает 40000 руб. (или меньшую сумму, указанную в учетной политике);
  • не предполагается последующая перепродажа объекта.

Следующим существенным различием является разница в методах начисления амортизации. В бухгалтерском учете применяются следующие способы:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Таким образом, применяемые в бухгалтерском учете методы начисления амортизации отличаются многообразием, использованием различных математических методов, позволяющих достаточно полно отражать экономическое содержание амортизации.

Налоговым кодексом РФ установлено 10 групп амортизации, по которым распределяются амортизируемые основные средства в соответствии со сроками их полезного использования.

Ст. 259 НК РФ предусматривает два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный метод. Объекты, входящие в восьмую- десятую амортизационные группы амортизируются только линейным методом. Обычно это самые дорогостоящие объекты с высоким сроком полезного использования свыше 20 лет. Применение нелинейного метода по таким объектам могло бы привести к резкому сокращению налоговой базы или к убыткам, поэтому законом запрещено использовать нелинейный метод амортизации по данным объектам. По всем остальным объектам налогоплательщик самостоятельно выбирает метод начисления амортизации.

Законом предусмотрено применение налогоплательщиком в некоторых случаях специальных коэффициентов (повышающих или понижающих) к основной норме амортизации. Специальные коэффициенты (не выше 2) используются в отношении основных средств, эксплуатируемых в условиях агрессивной среды, повышенной сменности.

При применении нелинейного метода начисления амортизации этот специальный коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к первой-третьей амортизационным группам.

Повышенный коэффициент не выше 2 налогоплательщики - сельскохозяйственные организации промышленного типа могут применять в отношении собственных амортизируемых основных средств.

Такой же специальный коэффициент предусмотрен в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков - организаций, имеющих статус резидента промышленнопроизводственной особой экономической зоны или туристско- рекреационной особой экономической зоны.

Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3:

  • в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга) налогоплательщиков, у которых данные основные средства должны учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга). Этот специальный коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к первой - третьей амортизационным группам;
  • в отношении основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности.

Допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных законом по решению руководителя организации. Данное решение необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

С целью создания условий для инвестирования, стимулирования технического обновления в практику налогообложения прибыли введена льгота в виде амортизационной премии. Разрешено включать в состав расходов капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств или расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств.

Налогоплательщики получили право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 30% первоначальной стоимости основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам. Аналогично разрешено налогоплательщикам учитывать в составе расходов не более 30% капитальных вложений в достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, технологическое перевооружение, частичную ликвидацию (в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам).

Амортизационная премия не применяется к безвозмездно полученным основным фондам.

Возможность единовременного списания амортизационной премии на текущие расходы является правом налогоплательщика, которым он может воспользоваться по своему усмотрению. В случае реализации этого права налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения необходимо закрепить конкретный уровень процентов от стоимости капитальных вложений, отнесенных на текущие расходы.

Если налогоплательщик использует данное право, соответствующие объекты основных средств после их ввода в эксплуатацию включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости за вычетом амортизационной премии. Суммы, на которые изменяется первоначальная стоимость объектов в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и т.д. учитывается в суммарном балансе амортизационных групп (подгрупп) за вычетом амортизационной премии (при применении нелинейного метода начисления амортизации).

При начислении амортизации линейным методом первоначальная стоимость объектов также уменьшается на сумму амортизационной премии.

С целью сближения налогового и бухгалтерского учета удобнее применять линейный метод амортизации. Но в этом случае налогоплательщикам придется отказаться от инвестиционной льготы в виде амортизационной премии, аналог которой не предусмотрен в бухгалтерском учете. Применение линейной амортизации не позволит налогоплательщикам начислить большие суммы амортизации в первые годы эксплуатации основных средств и тем самым уменьшить налог на прибыль организаций. Поэтому налогоплательщикам в зависимости от своей хозяйственной ситуации надо определить целесообразность отказа от налоговых привилегий в целях сближения налогового и бухгалтерского учета.

Очень часто налогоплательщики в целях улучшения финансового состояния своей организации прибегают к оптимизации отдельных расходов с помощью создания резервов, предусмотренных как в рамках ведения бухгалтерского, так и налогового учета. Это связано с формированием учетной политики организации. В то же время, резервы могут быть созданы только теми организациями, которые признают доходы и расходы от реализации товаров, работ и услуг по методу начисления. Чаще всего такими расходами и их одноименными резервами становятся: резерв по сомнительным долгам, резерв на оплату отпусков и резерв на ремонт основных средств организации. Несмотря на отсутствие четких критериев формирования при обязательности создания отдельных резервов в бухгалтерском учете (п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета, ПБУ 8/2010), налоговый учет, напротив, предъявляет в этом вопросе к налогоплательщикам вполне определенные требования в соответствующих статьях Налогового кодекса (ст.266, ст. 324, ст.324.1, ст.260), но при этом сохраняет добровольность применения.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете формируется практически по любой сомнительной задолженности и ограничивается лишь суммой долга, а в налоговом учете он составляет 10% выручки от реализации, при этом сама сомнительная задолженность дифференцируется сроками. Эти и другие различия безусловно создают разницы в бухгалтерском и налоговом учете, при том, что отчисления в резерв учитываются в составе вполне сопоставимых внереализационных расходов(налоговый учет) и по дебету 91-2 «Прочие расхо- ды»(бухгалтерский учет). Поэтому в бухгалтерском учете при расчете резерва по долгам целесообразно установить процент отчислений аналогичный налоговому учету.

Резерв на оплату отпусков носит обязательный характер в бухгалтерском учете, поэтому имеет смысл создавать его и в налоговом учете в целях их сближения. Разница состоит в нормированных, неизменяемых отчислениях резерва - в налоговом учете, в противовес корректируемым ежеквартально суммам резерва - в бухгалтерском учете. Сближение бухгалтерского и налогового учета при формировании этого резерва достижимо при соблюдении стратегического правила - закрепление в учетной политике для целей бухгалтерского учета положения п.4 ст.324.1 НК по порядку расчета резерва на конец года для соблюдения единообразия суммы резерва.

Резерв на ремонт основных средств - дело совсем уж добровольное как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. В то же время, в связи с производственной необходимостью организации, создание резерва позволит избежать скачков в себестоимости товаров, работ и услуг. В этом случае для сближения показателей целесообразно руководствоваться положениями Налогового кодекса для формулировок в учетной политике организации, а сумму резерва формировать в соответствии со сметой расходов на дорогостоящий ремонт, равными долями списывая на себестоимость товаров, работ и услуг.

Таким образом, сегодня очевиден тренд развития законодательства в сторону сближения налогового и бухгалтерского учета. Однако полного сближения двух учетов добиться достаточно сложно, поскольку налоговый и бухгалтерский учет имеют различные цели и задачи. Поэтому не всегда возможно по двум видам учета применять одинаковые правила без нарушения экономического смысла учета данных.

Решение данной проблемы видится в реформировании национальных учетных стандартов на основе выработанных четких принципов совершенствования национальной учетной системы. Для этого необходимо выработать и проводить целостную учетную политику, обеспечивающую государством регулирование национальной системы учета в целом без разделения ее на бухгалтерский и налоговый учет.

Это позволит избежать внесения многочисленных изменений в Положения по бухгалтерскому учету и Налоговый кодекс РФ.

В настоящее время Россия еще не готова отказаться от налогового учета путем реформирования национальной учетной системы и пытается сблизить эти два вида учета, что сделать достаточно сложно в силу их различий.

Вместе с тем интеграция бухгалтерского и налогового учета видится в направлении сближения правил признания доходов и расходов. Проблема заключается в том, что при определении доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете преследуются разные цели. Перед бухгалтерским учетом поставлена цель формирования полной и достоверной информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях. Налоговый учет реализует цели проводимой налоговой политики государства и направлен на формирование налоговой базы по правилам налогового законодательства, которое отличается от национальных стандартов бухгалтерского учета.

Стоит также отметить, что информация для налогообложения прибыли отражается в регистрах налогового учета. Регистры налогового учета существенно отличаются от регистров бухгалтерского учета. При этом в налоговом учете не применяются проверка тождества данных аналитического и синтетического учета, балансовое обобщение, что является надежным способом контроля достоверности учетной информации. Такой порядок приводит к искажению информации и усложнению администрирования налогообложения прибыли организаций. Поэтому целесообразно продолжить сближение бухгалтерского и налогового учета в направлении сопоставимости правил признания доходов и расходов, а также широкого применения программных продуктов для оптимизации учетной работы в организациях.

Таким образом, основная проблема сближения налогового и бухгалтерского учета заключается в различии целей этих видов учета. Решение данной проблемы видится в перспективе в реформировании национальной учетной системы и отказе от налогового учета как самостоятельного вида учета. Сегодня проводимая политика в РФ направлена на сближение бухгалтерского и налогового учета. Целесообразна интеграция бухгалтерского и налогового учета путем продолжения пересмотра положений по признанию доходов и расходов и установлению по возможности единообразных правил в бухгалтерском и налоговом учете.

В прошлом году Минфин и ФНС обнародовали предложения по упрощению бухгалтерской отчетности, подготовленные в соответствии с поручением Президента РФ. Налоговый учет хотели отменить и дать компаниям возможность работать только в рамках бухгалтерского учета, а в качестве инструмента для расчета налогов использовать регистры корректировок и расчетов в бухгалтерском учете. "Наша задача - сделать данные бухгалтерского учета базовыми", - заявляли чиновники.

Именно такой порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль путем корректировок балансовой прибыли действовал до введения в 2002 году главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Новой главой было введено понятие налогового учета как совершенно самостоятельного учета, использующего только те данные бухучета, которые необходимы для формирования налоговой базы.

С другой стороны, российские стандарты бухгалтерского учета (ПБУ) уже давно разрабатываются на основе МСФО, несмотря на то, что официально они признаны в РФ только в 2011 году. Последние же ПБУ – это фактически перевод МСФО, причем не всегда удачный, что и вызывает трудности и неоднозначность в их применении. Так что граница, проведенная в 2002 году между бухгалтерским и налоговым учетом, становится все надежнее, а бухгалтерский и налоговый учет «разлетаются» все дальше. Поэтому известие о сближении двух учетов бухгалтерской общественностью было воспринято как утопия (красивая мечта).

Соответствующие законопроекты о «сближении» Минфин и ФНС должны были представить до 1 марта 2013 года. И вот что получилось.

На сайте Минфина РФ размещен проект Основных направлений налоговой политики РФ на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. В этом документе есть раздел 1.3 «Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом». В нем, в частности, говорится, что составление налоговой отчетности (исчисление налога) исключительно на основе документов бухгалтерского учета может иметь целый ряд негативных последствий. По мнению чиновников, прямая зависимость параметров налогообложения от правил бухгалтерского учета создаст предпосылки для возникновения налоговых последствий, в том числе уменьшения налоговой нагрузки на определенные категории налогоплательщиков, через изменение правил бухгалтерского учета в обход законодательства о налогах и сборах. Кроме того, нарушится правило нейтральности бухгалтерской информации, поскольку формирующее ее лицо становится напрямую заинтересованным в достижении определенных результатов (снижении налогового бремени и др.). Учитывая изложенное, - делает вывод Минфин, - подготовка налоговой отчетности на основании исключительно документов бухгалтерского учета нецелесообразна. И далее предлагается «упрощение» налогового учета путем внесения поправок в главу 25, в частности:

Уточнение методов списания в расходы стоимости материально-производственных запасов;

Возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;

Принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;

Признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;

Изменение в налоговом учете порядка переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учета доходов и расходов в виде суммовых разниц.

С этого места комментарии излишни…

06.12.2007

Ближайшие конференции по организации управленческого учета вы можете .

Сергей Долгинов и Михаил Кузнецов,

PricewaterhouseCoopers

В каких случаях имеет смысл полностью или частично совмещать учетные процессы? Как это сделать на практике? Консультанты компании PricewaterhouseCoopers Сергей Долгинов и Михаил Кузнецов отвечают на эти вопросы в своей статье и подробно описывают процедуру сближения систем учета, иллюстрируя примерами каждый ее этап.

В сегодняшней российской практике можно выделить несколько основных причин возникновения системы управленческого учета параллельного бухгалтерскому учету:

  1. Искажение юридической корпоративной структуры по сравнению с организационной (финансовой), а также искажение принципов юридического оформления хозяйственных операций по сравнению с их фактическим содержанием. Такие искажения могут обуславливаться как задачами налогового планирования, так и «болезнями роста» холдинговой структуры;
  2. Жесткая регламентация российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ) и Налоговым кодексом (НК РФ) порядка учета отдельных видов хозяйственных операций, что подчас является серьезным бременем для предприятий и существенно снижает эффективность некоторых бизнес-процессов;
  3. Стремление предприятий к ведению управленческого учета по общепризнанным международным стандартам (МСФО/ГААП);
  4. Проблемы, связанные с оперативностью ввода данных в бухгалтерском учете, а также ориентация бухгалтеров на фискальные задачи.

На предприятиях, ведущих параллельный бухгалтерский и управленческий учет, «глубинная суть» хозяйственных операций нередко отражается лишь в управленческой отчетности. Это обусловлено тем, что высокая аналитичность учета требуется в первую очередь финансистам-управленцам. При отсутствии «заказчика» качественной аналитической информации он укрупняется и становится более примитивным.

В последнее время влияние некоторых факторов, ранее заставлявших предприятия поддерживать две параллельные системы учета, ослабло. Одновременно появились стимулы, побуждающие к полному и объективному раскрытию в отчетности реального финансового положения и результатов деятельности компании: стремление получить доступ к финансовым рынкам, повысить статус предприятия на рынке, снизить налоговые риски.

Преимущества сближения бухгалтерского и управленческого учета

Сблизив бухгалтерский и управленческий учет, предприятие может приобрести целый ряд выгод.

Наиболее очевидная из них - повышение эффективности финансово-учетной функции и снижение затрат на ее поддержание. Положительный результат дает совмещение даже ограниченного числа учетных процессов. Например, момент отражения и оценка операций по поступлению и выбытию денежных средств для всех систем учета, как правило, одинаковы. Поэтому совмещение процесса разноски банковских и кассовых выписок для целей бухгалтерского и управленческого учета может дать реальную экономию, особенно в том случае, если количество документов для разноски велико.

В случае полного совмещения учетных процессов вообще отпадает необходимость в содержании двух аппаратов по ведению учета, поддержанию параллельных систем внутреннего нормативного регулирования и обеспечения внутреннего контроля. А при автоматизации учета можно достичь значительной экономии при внедрении и поддержки информационной системы.

Другим преимуществом совмещения является формирование единого внутреннего информационного пространства и однозначное понимание всеми сотрудниками (и учетными работниками, и управленцами) сути происходящих на предприятии процессов. Отпадает необходимость выстраивать соответствие между отражением операций в управленческом и бухгалтерском учете, так как все операции квалифицируются и отражаются единообразно.

При формировании единой системы учета повышается и эффективность внутреннего и внешнего контроля. Если результатом управленческого учета является усеченный набор отчетов, отражающий лишь наиболее важные аспекты деятельности, то, скорее всего, на предприятии отсутствует механизм сверки учетных данных и обеспечения их целостности. Ведение управленческого учета по правилам бухгалтерского позволяет в таких случаях повысить качество отчетности.

Открытая отчётность, составленная по правилам РСБУ, может быть подтверждена независимым аудитом, что играет важную роль при выстраивании отношений с собственниками и кредиторами – как настоящими, так и перспективными.

Проблемы сближения бухгалтерского и управленческого учета

Наиболее существенным препятствием в проекте сближения бухгалтерского и управленческого учета является сопротивление персонала компании. Поэтому чем масштабнее изменения и чем больше людей они затрагивают, тем больше требуется времени на адаптацию и на обучение. Жизненно необходимо, чтобы высшее руководство всецело поддерживло стратегические изменения и было готово к затратам (как материальным, так и временным) на их осуществление.

Вот основные проблемы, препятствующие сближению бухгалтерского и управленческого учета.

1) Противоречия в целях учета . Бухгалтерский учет преследует главным образом фискальные цели, а управленческий учет – это инструмент принятия решений для руководства компании. Яркий пример – повышение аналитичности учёта. Так как степень детализации по различным участкам учёта в двух системах разная, в единую систему учёта приходится закладывать максимальную аналитику, чтобы не пострадали интересы всех пользователей отчётности. Для учетных работников увеличение аналитичности означает рост объема информации, которую необходимо освоить, и трудоемкости работы.

Большое значение имеют и сроки составления отчётности. Как правило, для целей управления требуется более оперативная отчётность. Подчас ее своевременность даже более приоритетна, чем надёжность. В случае бухгалтерской отчётности, напротив – приоритет отдаётся надёжности.

2) Различия в методологии учета . Одной из причин параллельного ведения бухгалтерского и управленческого учета является жесткая регламентация учетных процедур стандартами РСБУ и другими нормативными актами. В качестве примера можно привести лимит стоимости для отнесения объектов к основным средствам, жестко регламентированный в налоговом учете (бухгалтера стремятся придерживаться его и в бухгалтерском учете). В случае применения альтернативного лимита стоимости ОС в управленческом учете, в разных системах учета формируется различный состав активов и различный финансовый результат. Для сближения систем учета потребуется либо подчиняться жестким правилам РСБУ и налогового законодательства, либо вносить существенные изменения в бизнес-процессы.

3) Подготовка входящих остатков и переходной отчетности . При переходе на единую систему учета необходимо привести учетные данные к единому входящему балансу. Естественно, данные отчетности и синтетического учета должны расшифровываться данными аналитического учета. Эта трудоемкая задача, поскольку различия в правилах учета и критериях существенности приводят к тому, что в двух системах учета различаются как набор аналитических объектов, так и их оценка. В таких случаях приоритет обычно отдают данным бухгалтерского учета, так как бухгалтерская отчетность подлежит внешнему контролю. При переходе на единую систему учета целесообразно составить переходный баланс, в котором необходимо отразить все изменения в балансовых статьях управленческого учета и их суммарное влияние на размер собственного капитала.

Этапы совмещения бухгалтерского и управленческого учета

Совмещение бухгалтерского и управленческого учета целесообразно проводить поэтапно. Если изменения затрагивают большое число сотрудников с конфликтующими интересами, очень важно от начала до конца документировать проектные процессы. Фиксирование текущей модели учета и проработка будущей модели является одним из ключевых факторов успешного осуществления проекта.

1) В начале проекта необходимо выявить расхождения в бухгалтерском и управленческом учете и составить их подробный перечень. Далее по каждому виду различий проводятся обсуждения с ключевыми руководителями и принимаются решения по способу устранения (принять позицию бухгалтерского учета, позицию управленческого учета, выработать альтернативный компромиссный вариант, не устранять различие). При этом степень сближения может быть различной – от полного объединения до сближения по отдельным бизнес-процессам. Этот аспект стратегического решения задается на самых ранних этапах проекта и определяет все остальные этапы. Порой предприятия идут даже на юридические и организационные изменения: изменение структуры владения, реструктуризацию и т. д.

Пример 1. Перечень расхождений в бухгалтерском и управленческом учете

Раздел учета, учетный аспект

Текущая позиция бухгалтерского учета

Текущая позиция управленческого учета

Выработанное решение

Валюта учета

Рубли (требование законодательства по бухгалтерскому учету)

Доллары США (пожелание менеджмента компании)

Вести бухгалтерский и управленческий учет в рублях. Управленческую отчетность представлять как в рублях, так и в долларах США (ряд статей активов и капитала — по историческому курсу, статьи денежных средств - по курсу на дату составления отчетности, остальные статьи - по средневзвешенному месячному курсу)

Стоимостный критерий отнесения актива к основным средствам

10 тыс. рублей (требование налогового законодательства)

2 тыс. долларов США (пожелание менеджмента компании)

Установить единый критерий отнесения к ОС - 10 тыс. рублей. В интересах управленческого учета выделять ОС стоимостью от 10 до 54 тыс. рублей с помощью специальной аналитики.

Аналитика доходов от обычных видов деятельности

Учет доходов в разрезе укрупненных видов деятельности

Подробная аналитика в разрезе всех типов доходов

Выработать единый перечень аналитики доходов от обычных видов деятельности (см. пример 3), удовлетворяющий требованиям как бухгалтерского, так и управленческого учета

2) По результатам проработанного перечня различий приступают к формированию документов внутреннего нормативного регулирования верхнего уровня – учетных политик, планов счетов и аналитик (видов доходов и расходов). Если бухгалтерский и управленческий учет в результате проекта объединяются полностью, то имеет смысл разрабатывать единую учетную политику, единый план счетов и перечень аналитики. Если объединение неполное, то нужно сформировать два набора документов. Этот инструментарий позволит строже контролировать сближение учетов, а также повышать степень сближения в дальнейшем.

Пример 2. Единый План Счетов для целей БУ и УУ

Счет

Субсчет 1-го порядка

Субсчет 2-го порядка

Субсчет 3-го порядка

Наименование

РСБУ/УУ

Продажи

РСБУ/УУ

Выручка

РСБУ/УУ

Выручка от вида деятельности А (оказание услуг)

Выручка от вида деятельности А (оказание услуг), полученная от компаний холдинга

Выручка от вида деятельности А (оказание услуг), полученная от сторонних компаний

РСБУ/УУ

Выручка от вида деятельности В (оптовая торговля)

Выручка от вида деятельности В (оптовая торговля), полученная от компаний холдинга

Выручка от вида деятельности В (оптовая торговля), полученная от сторонних компаний

РСБУ/УУ

Себестоимость продаж

РСБУ/УУ

Себестоимость по виду деятельности А (оказание услуг)

Себестоимость по виду деятельности А (оказание услуг), в части доходов, полученных от компаний холдинга

Себестоимость по виду деятельности А (оказание услуг), в части доходов, полученных от сторонних компаний

РСБУ/УУ

Себестоимость по виду деятельности В (оптовая торговля)

Себестоимость по виду деятельности В (оптовая торговля), в части доходов, полученных от компаний холдинга

Себестоимость по виду деятельности В (оптовая торговля), в части доходов, полученных от сторонних компаний

РСБУ/УУ

РСБУ/УУ

НДС по виду деятельности А (оказание услуг)

НДС по виду деятельности А (оказание услуг), в части доходов, полученных от компаний холдинга

НДС по виду деятельности А (оказание услуг), в части доходов, полученных от сторонних компаний

РСБУ/УУ

НДС по виду деятельности В (оптовая торговля)

НДС по виду деятельности В (оптовая торговля), в части доходов, полученных от компаний холдинга

НДС по виду деятельности В (оптовая торговля), в части доходов, полученных от сторонних компаний

РСБУ/УУ

Прибыль/убыток от продаж

РСБУ/УУ

Прибыль/убыток от продаж по виду деятельности А (оказание услуг)

Прибыль/убыток от продаж по виду деятельности А (оказание услуг), в части доходов, полученных от компаний холдинга

Прибыль/убыток от продаж по виду деятельности А (оказание услуг), в части доходов, полученных от сторонних компаний

РСБУ/УУ

Прибыль/убыток от продаж по виду деятельности В (оптовая торговля)

Прибыль/убыток от продаж по виду деятельности В (оптовая торговля), в части доходов, полученных от компаний холдинга

Прибыль/убыток от продаж по виду деятельности В (оптовая торговля), в части доходов, полученных от сторонних компаний

Комментарий : все представленные счета (субсчета счета 90) в данном примере используются как для бухгалтерского, так и для управленческого учета. Субсчета 1-го порядка организованы в соответствии с требованиями бухгалтерских нормативных документов. Субсчета 2-го порядка (в разрезе видов деятельности) интересуют как бухгалтеров, так и финансистов-управленцев. Субсчета 3-го порядка (выделение внутригрупповых доходов и внутригруппового финансового результата) интересны в первую очередь для управленческого учета.

Пример 3. Единый перечень аналитики для целей БУ, УУ и НУ (виды доходов)

Раздел учета (РСБУ,УУ, РСБУ/УУ)

Код статьи доходов

Наименование статьи доходов

Классификация для налогового учета

РСБУ/УУ

Доходы от обычных видов деятельности


РСБУ/УУ

Доходы от операций по оказанию гостиничных услуг


Проживание - стандартные номера

Доходы от реализации

Проживание - VIP-номера

Доходы от реализации

Проживание - семейные номера

Доходы от реализации

Услуги брони

Доходы от реализации

Услуги фитнес - центра

Доходы от реализации

Услуги пляжной зоны

Доходы от реализации

Услуги салона красоты

Доходы от реализации

РСБУ/УУ

Доходы от оказания услуг общественного питания


Продажи ресторана

Доходы от реализации

Продажи кофейни

Доходы от реализации

Продажи бара

Доходы от реализации

РСБУ/УУ

Доходы от розничной торговли


Продажи алкоголя

Доходы от реализации

Продажи табака

Доходы от реализации

Продажи безалкогольных напитков

Доходы от реализации

Продажи прессы

Доходы от реализации

Продажи прочих товаров

Доходы от реализации

РСБУ/УУ

Прочие доходы


Доходы от реализации основных средств

Доходы от реализации

Доходы от реализации материалов

Доходы от реализации

Полученные штрафы

Внереализационные доходы

Курсовые разницы

Внереализационные доходы

Имущество, полученное безвозмездно от материнской компании, владеющей более 50% УК

Доходы, не принимаемые для налогообложения

Прочие виды безвозмездно полученного имущества

Внереализационные доходы

Комментарий : отметим, что аналитика статей доходов в результате объединения бухгалтерского и управленческого разреза становится значительно более детальной. Кроме того в предложенном варианте статьи разбиты таким образом, чтобы удовлетворять еще и нуждам налогового учета.

3) На основе утвержденных документов верхнего уровня строятся документы нижнего уровня – альбомы хозяйственных операций с указанием бухгалтерских, управленческих и налоговых проводок, альбомы первичных документов, реестры отчетности, детальные методики учета. Во всех случаях, когда различия в управленческом и бухгалтерском учете остаются, важно сделать подробное описание различий в нормативных документах.

Пример 4. Альбом хозяйственных операций для целей бухгалтерского и управленческого учета

Код хоз. операции Наименование хоз.операции Бухгалтерский учет Управленческий учет Первичный документ
Дт Кт Аналитика Дт Кт Аналитика
A-001 Списаны материалы в производство 20.01 10.03 Вид материалов, элемент расходов 20.01 10.03 Вид материалов, Центр Финансовой Ответственности Расходная накладная на отпуск материалов

Комментарий : В представленном примере операция учитывается в бухгалтерском и управленческом учете идентично, с использованием аналогичных счетов. Тем не менее запрашивается специальная аналитика для бухгалтерского учета (элемент расходов) и для управленческого учета (центр финансовой ответственности).

4) Если бухгалтерский и управленческий учет автоматизированы, изменения по сближению двух систем учета затронут и учетные системы. Следует заранее предусмотреть последствия изменений и разрабатывать внутренние нормативные документы, ориентируясь на на выбранное IT-решение.

Сближение бухгалтерского и управленческого учета по основным участкам

Участок учета

Шаги по сближению БУ и УУ

Внеоборотные активы

Унификация классификатора ОС/НМА для БУ и УУ, определение лимита отнесения к ОС, определение способов и норм амортизации в БУ и УУ

Материалы

Выработка классификатора материалов, определение способа оценки материалов при списании в производство

Доходы и расходы

Выработка единого перечня и классификации доходов и расходов в БУ и УУ, выработка подхода к оценке готовой продукции и незавершенного производства, учет доходов и расходов в разрезе центров финансовой ответственности

Унификация перечня контрагентов в БУ и УУ, выделение расчетов с компаниями Группы (Холдинга) на уровне субсчетов

Финансовые вложения

Унификация классификатора финансовых вложений, определение единых принципов оценки финансовых вложений при поступлении и при выбытии

Резервы предстоящих расходов и платежей

Определение единого перечня резервов, начисляемых в БУ и УУ, принципов их начисления и использования

Приведение юридической структуры владения в соответствие с фактической

Возможности совмещения бухгалтерской и управленческой отчетности

Наобходимо отметить, что формы бухгалтерской отчетности организаций, установленные Приказом Минфина от 22 июля 2003 г. N 67н, являются рекомендованными. Другими словами, организация вправе расширить состав показателей бухгалтерской отчетности, внеся в нее необходимые управленческие данные, при условии сохранения показателей, указанных в рекомендованных формах. Таким образом, существует возможность совмещения бухгалтерской и управленческой отчетности. Ниже приведен пример отчета о прибылях и убытках для целей бухгалтерского и управленческого учета. Введенные управленческие показатели выделены курсивом.

Пример 5. Отчет о прибылях и убытках

Показатель

наименование

Код строки


Доходы и расходы по обычным видам деятельности


Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), в том числе:


Выручка, полученная от компаний Группы (Холдинга), в том числе:

011


0111


0112


Выручка, полученная от сторонних Компаний, в том числе:

012


Выручка по виду деятельности А (оказание услуг)

0121


Выручка по виду деятельности В (оптовая торговля)

0122


Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, в том числе:


Себестоимость по виду деятельности А, в том числе:

021


Материальные расходы

0211


Заработная плата

0212


0213


Амортизация ОС и НМА

0214


Услуги сторонних организаций

0215


Прочие расходы

0216


Себестоимость по виду деятельности В, в том числе:

022


Себестоимость проданных товаров

0221


Заработная плата

0222


Отчисления на социальные нужды

0223


Амортизация ОС и НМА

0224


Услуги сторонних организаций

0225


Прочие расходы

0226


Валовая прибыль, в том числе:


По виду деятельности А

0291


По виду деятельности В

0292


Коммерческие расходы


По виду деятельности А

031


По виду деятельности В

032


Управленческие расходы


По виду деятельности А, в том числе:

041


Заработная плата менеджмента

0411


Отчисления на социальные нужды

0412


Аренда офисных помещений

0413


Прочие расходы

0414


По виду деятельности В, в том числе:

042


Заработная плата менеджмента

0421


Отчисления на социальные нужды

0422


Аренда офисных помещений

0423


Прочие расходы

0424


Прибыль (убыток) от продаж

По виду деятельности А

051

По виду деятельности В

052


Прочие доходы и расходы



Проценты к получению


Проценты к уплате


Доходы от участия в других организациях, в том числе:


Дочерних организациях

081


Зависимых организациях

082


Прочих организациях

083


Прочие доходы, в том числе:


Доходы от реализации имущества

091


Доходы от предоставления имущества в аренду

092


Курсовые разницы

093


Другие доходы

094


Прочие расходы, в том числе:


Расходы от реализации имущества

101


Расходы от предоставления имущества в аренду

102


Курсовые разницы

103


Другие расходы

104


Прибыль (убыток) до налогообложения


Отложенные налоговые активы


Отложенные налоговые обязательства


Текущий налог на прибыль


Чистая прибыль (убыток) отчетного периода


Михаил Лукашевич

Каляткина Д.А. 1 , Шерстнева Ю.С. 2

1 Студент, 2 Студент, Астраханский Государственный Технический Университет

СБЛИЖЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Аннотация

В статье рассмотрено ведение бухгалтерского и налогового учета на предприятии, возможность сближения учетов и значение данного объединения для функционирования предприятия.

Ключевые слова: бухгалтерский и налоговый учет, сближение, принципы.

Kalyatkina D.A. 1 , Sherstneva Y.S. 2

1 Student, 2 Student, Astrakhan State Technical University

CONVERGENCE OF ACCOUNTING AND TAX ACCOUNTING

Abstract

The article considers the accounting and tax accounting in the enterprise, the possibility of convergence of these methods of accounting and the value of the association for the operation of the business.

Keywords: accounting and tax accounting, the convergence, principles.

Существования нескольких учетов налагает дополнительную нагрузку на предприятия. Организации вынуждены задействовать дополнительные ресурсы, что ставит их перед необходимостью повышать цены на производимые и реализуемые товары, работы, услуги. Поэтому в последнее время многие эксперты задумываются о необходимости отмены налогового учета или его сближения с бухгалтерским.

В 2012 году состоялась совместная встреча представителей Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». На встрече рассматривался вопрос об отмене налогового учета и составлении налоговой отчетности с помощью корректировки данных бухгалтерского учета. В качестве инструмента для расчета налогов предложены Регистры корректировок и расчетов в бухгалтерском учете.

Получается, что налоговый учет «не выполнил» тех задач, которые перед ним ставили, когда вводили его. Но некоторые эксперты выразили свое мнение о том, что совсем отменить налоговый учет будет невозможно по ряду причин. Так, министр финансов Антон Силуанов выразил мнение о том, что полноценная отмена налогового учета невозможна. Во-первых, в бухгалтерском учете нельзя учесть налоговые преференции и ограничения по уменьшению прибыли до оплаты налога на определенные расходы (например, рекламные, по уплате процентов). Во-вторых, правила формирования показателей основываются на профессиональных суждениях бухгалтеров, что может создать предпосылки для занижения налоговых выплат.

В основных направлениях налоговой политики Минфин высказался против отмены налогового учета 2013 года. По мнению министерства, перейти к расчету налога на основе бухгалтерской отчетности и налоговых корректировок - это формальное решение проблемы. Постоянный учет отклонений ничуть не упростит работу компаний. Поэтому в министерстве видят только один выход - постепенно сближать бухгалтерский и налоговый учет.

Главным организационным отличием между этими формами учета является то, что систематизированная в бухгалтерских регистрах информация отражается на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, а сгруппированная в налоговых регистрах - в расчете налоговой базы без распределения по счетам бухгалтерского учета. Для сближения налогового и бухгалтерского учетов организации следует строго следить за тем, чтобы доходы и расходы в обоих учетах были отражены одинаково - в одной сумме и на одну дату.

Официальная позиция Министерства финансов заключается в том, что отмена налоговой отчетности и исчисление налога исключительно на основе документов бухгалтерского учета повлекут за собой предпосылки для уменьшения налоговой нагрузки на определенные категории налогоплательщиков – через изменение правил бухгалтерского учета в обход законодательства о налогах и сборах. Кроме того, полагают в ведомстве, нарушится правило нейтральности бухгалтерской информации, поскольку формирующее ее лицо становится напрямую заинтересованным в достижении определенных результатов (снижении налогового бремени и так далее).

Исходя из этого, Минфин выступает за постепенное, пошаговое упрощение налогового учета следующими мерами:

  • уточнение методов списания в расходы стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли организаций для обеспечения возможности ведения единого учета таких запасов в бухгалтерском и налоговом учете;
  • возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;
  • принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;
  • признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;
  • изменение в налоговом учете порядка переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учета доходов и расходов в виде суммовых разниц.

По нашему мнению, этот вопрос довольно сложный и решаться он будет еще не один год. Сближение налогового и бухгалтерского учетов повлечет за собой разработку новых форм учета для формирования информации хозяйственной деятельности организации, а значит это опять не стыковки и дополнительная работа для бухгалтера. Поскольку налоговый учет предназначен для формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, т.е. имеет специальные задачи, а бухгалтерский учет нацелен на отражение реального финансового положения организации, поэтому, расхождения между налоговым и бухгалтерским учетом будут всегда, между тем, необходимо, по – возможности, упростить формы ведения налогового учета и модернизировать его.

На сегодняшний день по налоговому учету не разработаны специальные формы и регистры. Налоговый кодекс закрепляет основные принципы ведения налогового учета, определяет его цели и устанавливает перечень документов, являющихся подтверждением данных учета. Саму же систему налогового учета организации должны организовать самостоятельно.

Налоговый учет должен быть прост, ясен и построен на Федеральных законах прямого действия по принципам:

  1. Неизменяемости налогового законодательства в течение не менее 5 лет;
  2. Все налоги и сборы в РФ должны взиматься одним органом, возможно, одним платежом и этим же органом перераспределяться по бюджетам,
  3. В законе должно быть точно указано и минимизировано название и число документов для ведения налогового учёта, в том числе первичной документации.

Все эти меры будут способствовать упрощению работы бухгалтера, точности предоставления отчетной информации и снижению издержек налогоплательщика.

Литература

  1. http://www.garant.ru/news/471566/ (Гарант: информационно-правовой портал. Новости и аналитика)

References

  1. http://www.garant.ru/news/471566/ (Garant: informacionno-pravovoj portal. Novosti i analitika)
  2. http://www.klerk.ru/buh/news/323480/

Сближение бухгалтерского и налогового учета лишь часть тех выгод, которые может дать грамотно составленная учетная политика. Главное, этот документ помогает ОАО «Ливгидромаш» сэкономить на налоге на имущество, НДС и налоге на прибыль. Но для этого нужно в ОАО «Ливгидромаш» правильно оформить учетную политику.

Так, чтобы правила, которые выбрала для себя ОАО «Ливгидромаш», начали действовать с 1 января 2005 года, они утверждены приказом руководителя, датированным 31 декабря 2004 года.

Рассмотрим варианты учета, которые предлагает законодательство, и помогло ОАО «Ливгидромаш» выбрать оптимальный для ОАО «Ливгидромаш». Кроме того, рассмотрим, как разработана учетная политика ОАО «Ливгидромаш».

Учетную политику ОАО «Ливгидромаш» для бухгалтерского и налогового учета оформлена отдельным приказом. В ней указано, какие документы разрабатывают, чтобы организовать бухгалтерский и налоговый учет. Они оформлены в виде приложений.

В отношении бухгалтерского учета оформлены следующие приложения:

1) рабочий план счетов. ОАО «Ливгидромаш» его разрабатывает самостоятельно на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. №94н;

2) форма первичных документов для хозяйственных операций, по которым не утверждены типовые бланки и которые ОАО «Ливгидромаш» разработало самостоятельно. В этих документах есть реквизиты, которые перечислены в статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств (перечень имущества, подлежащего инвентаризации, её периодичность, сроки, состав инвентаризационной комиссии);

4) правила документооборота. Прежде всего, это график документооборота, в котором прописано движение документов в ОАО «Ливгидромаш», начиная от их создания и до передачи в архив;

5) порядок контроля за хозяйственными операциями. Речь идет о внутреннем контроле ОАО «Ливгидромаш». Проводит его специально созданное для этих целей бюро внутреннего аудита.

В отношении налогового учета утверждены формы регистров налогового учета. Для этого использованы регистры бухгалтерского учета, налоговые регистры, разработанные самостоятельно, или регистры, которые рекомендует налоговое ведомство.

В ОАО «Ливгидромаш» в учетной политике закреплен метод признания доходов и расходов как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Варианты, которые предлагает законодательство приведем в таблице 4.

Таблица 4 - Методы признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете ОАО «Ливгидромаш»

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Есть два способа признания доходов и расходов:

Кассовый метод;

Метод начисления.

Первый могут применять только малые предприятия (п.20 Типовых рекомендаций, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. №64н). Второй используют в ОАО «Ливгидромаш»

Так же как и в бухучете, предусмотрено два способа учета доходов и расходов:

Кассовый метод;

Метод начисления.

Первый могут использовать только те организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС не превысила 1000000 руб. за каждый квартал (п. 1 ст. 273 Налогового кодекса РФ). Второй метод использует ОАО «Ливгидромаш».

Рекомендации по сближению бухгалтерского и налогового учета, исходя из таблицы 4: лучше установить единый метод признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете - либо метод начисления, либо кассовый метод. Первый упростит учет разниц согласно требованиям ПБУ 18/02, второй - позволит сэкономить на налогах.

Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» доход от обычных видов ОАО «Ливгидромаш» - это выручка от операций, являющихся предметом деятельности предприятия.

Однако что такое предмет деятельности, здесь не сказано.

Поэтому, чтобы отчетность была достоверной, ОАО «Ливгидромаш» само устанавливает, какие из доходов являются для неё обычными.

Такое право предоставлено пунктом 4 ПБУ 9/99.

В учетной политике для целей бухгалтерского учета, ОАО «Ливгидромаш» прописано, что доходом от обычных видов деятельности предприятия является выручка, которую получают регулярно, систематически, занимаясь основными видами деятельности.

При этом основным видом деятельности является тот, что указан в уставе ОАО «Ливгидромаш» и доходы от которого являются существенными (их доля в общей сумме доходов составляет не менее 5%).

А систематическим является доход, который ОАО «Ливгидромаш» получает не реже двух раз в год.

Все это позволило организации аргументировать, почему она отражает тот или иной доход на счете 90 «Продажи» или на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Это важно, поскольку за неправильное отражение хозяйственных операций на счетах, а также за искажение какой-либо строки бухгалтерской отчетности предусмотрена ответственность (ст. 120 Налогового кодекса РФ, ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Что касается налогового учета, то здесь важны доходы от сдачи имущества в аренду.

Согласно пункту 4 статьи 250 Налогового кодекса РФ, они могут относиться как к доходам от реализации, так и к внереализационным доходам.

Таблица 5 - Варианты учета некоторых расходов в бухгалтерском и налоговом учете ОАО «Ливгидромаш»

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Общехозяйственные расходы

Два способа учета общехозяйственных расходов:

Списывать ежемесячно в полной сумме в дебет счета 90 «Продажи»;

Распределить на счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

ОАО «Ливгидромаш» использует 2-ой способ.

В ОАО «Ливгидромаш» все общехозяйственные расходы являются косвенными, то есть уменьшают налогооблагаемый доход в том периоде, в котором они осуществлены.

Коммерческие расходы

Коммерческие расходы полностью или частично списывают в дебет счета 90 «Продажи».

При частичном списании торговые фирмы распределяют только расходы на транспортировку, а ОАО «Ливгидромаш» еще и на упаковку продукции.

В ОАО «Ливгидромаш» коммерческие расходы в полной сумме в составе косвенных расходов относят на затраты того отчетного периода, в котором они были понесены.

Расходы будущих периодов

Расходы будущих периодов списываются:

Равномерно в течение периода, к которому они относятся;

Пропорционально объему продукции;

Иным способом.

Расходы в ОАО «Ливгидромаш» списывают равномерно в течение периода, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 Налогового кодекса РФ).

Расходы на НИОКР, которые дали положительный результат

Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки списывают в течение периода, установленного ОАО «Ливгидромаш», но не более пяти лет (п. 11 ПБУ 17/02).

В ОАО «Ливгидромаш» стоимость разработок относят на прочие расходы в течение трех лет.

Расходы на капитальное строительство списывают поэтапно лишь в том случае, если это предусмотрено договором. В противном случае доходы и расходы признают после полного завершения строительства в ОАО «Ливгидромаш»

Доходы и расходы учитывают по мере сдачи этапов работ. А если это не предусмотрено договором, то ОАО «Ливгидромаш» само распределяет доходы и расходы исходя из принципа равномерности (п. 2 ст. 271 и п. 1 ст. 272 Налогового кодекса РФ).

1) общехозяйственные расходы - в бухгалтерском учете лучше списывать общехозяйственные расходы на счет 90 «Продажи». Это позволит сблизить бухгалтерский и налоговый учет. Базу распределения общехозяйственных расходов ОАО «Ливгидромаш» определяет самостоятельно. Налоговики могут не согласиться с установленной фирмой методикой.

Однако арбитражная практика ОАО «Ливгидромаш» - в пользу налогоплательщика. Судьи поддержали организацию, закрепившую в учетной политике распределение общехозяйственных расходов пропорционально заработной плате работников. Налоговики настаивали на распределении пропорционально размеру выручки;

2) коммерческие расходы - чтобы сблизить в ОАО «Ливгидромаш» бухгалтерский и налоговый учет, списывайте коммерческие расходы в бухгалтерском учете в полной сумме на затраты отчетного периода;

3) расходы будущих периодов - в бухгалтерском учете ОАО «Ливгидромаш» расходы будущих периодов лучше списывать равномерно. Тогда для расчета налога на прибыль можно будет использовать данные бухучета;

4) расходы на НИОКР, которые дали положительный результат - установите в бухгалтерском учете срок списания расходов на НИОКР - три года. Это сблизит бухгалтерский и налоговый учет;

5) расходы на капитальное строительство - если в договоре предусмотрена поэтапная сдача работ, то лучше признавать доходы и расходы в бухучете и в налоговом учете равномерно. Если же соответствующих условий нет, то для расчета налога на прибыль все же советуют распределять доходы и расходы равномерно.

При этом непонятно, какими критериями руководствоваться. А ведь размер выручки от реализации важен для определения норматива рекламных расходов - он равен 1 проценту от выручки (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Следовательно, чтобы норматив расходов на рекламу был как можно больше, имеет смысл включить арендную плату в доходы от реализации. В ОАО «Ливгидромаш» она слишком мала и включается не в неё.

Таблица 6 - Варианты учета основных средств в бухгалтерском и налоговом учете ОАО «Ливгидромаш»

Рекомендации по сближению бухгалтерского и налогового учета по данным таблицы 6: начислять амортизацию и в бухгалтерском и налоговом учете нужно линейным способом. Тогда не придется считать амортизацию дважды. ОАО «Ливгидромаш» нужно обратить внимание: срок службы и для целей бухгалтерского учета, и для расчета налога на прибыль лучше установить в соответствии с Классификацией, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1

Таким образом, в таблице отражены вопросы не соответствия налогового и бухгалтерского учета, а также предложены рекомендации для ОАО «Ливгидромаш» по вопросам сближения налоговой и учетных политик.

gastroguru © 2017