Общее понятие о личности в психологии кратко. Понятие личности в психологии. Сущность личности и факторы ее формирования


Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.
Существуют близкие к личности понятия: «человек», «индивид», «индивидуальность».

Очень поэтично определение человека, которое предложил Э. Берн: «Человек - это ярко окрашенная энергетическая система, полная динамических устремлений» (СНОСКА: Э. Берн. Что такое человек? / Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара, 1996. С. 46.).
Е. В. Шорохова определила человека как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них в течение жизни, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.
Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, тс используют понятие «индивид» - как биологический организм, носитель общих генотипических на следственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся врезультате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).
Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной «группы», как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.
Существует множество определений личности. Наиболее корректными из них, несмотря на то, что они делают акцент на разные аспекты личностной проблематики, являются следующие:
Б. Г. Ананьев: личность - субъект труда, познания и общения.
И. С. Кон: личность - это специфическая интеграция социальных ролей.
А. Г. Ковалев: личность - это сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль.
Человек в процессе любой деятельности, даже работая на конвейере, когда он является функциональной единицей и определенными способностями претендует на уникальность, на качественную специфичность и индивидуальный подход к процессу управления. Как же он приходит к этому, и что является собственно личностным потенциалом в его деятельности?
Прежде всего, нужно отметить, что личность является целостным образованием. Целостным, но не бесструктурным. Многие психологи предлагали достаточно убедительное описание структуры личности (3. Фрейд, Э. Берн, К. Юнг, В. А. Ядов и другие). Наиболее наглядной и методически удобной для изучения является описание структуры личности, данное К. К. Платоновым.
Платонов выделяет в структуре личности четыре основных и две наложенных подструктуры. Рассмотрим их более подробно:
1. Подструктура направленности личности. Она включает осознанные мотивы (потребности, интересы, убеждения, идеалы, мировоззрение) и неосознанные мотивы (влечения и установки). Эта подструктура формируется прижизненно, преимущество с помощью воспитания.
2. Подструктура опыта. Это знания, умения, навыки и привычки, которые также формируются прижизненно, преимущественно с помощью обучения.
3. Подструктура форм отражения. Она включает психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), внимание, эмоционально-волевую сферу личности как специфическую форму отражения. В значительной мере эта подструктура является врожденной, но преимущественно развивается прижизненно.
4. Биологически обусловленная подструктура. Она включает свойства темперамента, половые, возрастные особенности личности, а также ее патологические изменения. Она тоже претерпевает изменения в течение жизни человека и тесно связана с состоянием его здоровья и особенностями его жизнедеятельности.
Двумя наложенными подструктурами, которые проникают в четыре основных и оказывают свое воздействие, являются подструктуры характера и способностей.
Анализируя структуру личности, можно отчетливо видеть, что практически на все ее подструктуры оказывает подавляющее влияние общество. Формирование личности в обществе называется социализацией. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Особенности индивидуального поведения, нравственности, убеждения человека в значительной мере определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
В. Н. Князев вполне обоснованно утверждает, что структура личности представляет собой взаимосвязанную совокупность социальных свойств, основанную на двух одновременно действующих принципах. Первый заключается в том, что более общие, более сложные социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные, частные свойства. Второй принцип состоит в том, что взаимодействие свойств допускает относительную независимость каждого из них (подобно тому, как взаимодействие людей осуществляется в трудовом коллективе: вместе они делают общее дело, однако каждый из них имеет право на проявление собственной инициативы).
И вот эта сложная структура личности накладывается на структуру сознания, которое включает сознательные и бессознательные компоненты восприятия окружающего мира, а также самосознание, включающее самопознание и самоотношение.
Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью - это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью - это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью - что значит обладать свободой выбора и нести ее бремя. Для того чтобы все это реализовать, индивид должен создать свою собственную мировоззренческую концепцию, которая определяла бы его представление о мире и о самом себе. Такая индивидуальная философия носит название «Я-концепции».
«Я-концепция» рассматривается как функционирование знаний субъекта о себе как сложившаяся, иерархически организованная, обобщенная и устойчивая система, носящая вместе с тем динамический характер. «Я-концепция» представляет собой специфический продукт самосознания.
В структуре самосознания можно выделить:
1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);
2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);
3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
4) эмоциональное, чувственное представление о себе.
Таким образом, самосознание включает в себя:
самопознание (интеллектуальное отношение к самому себе);
самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосознания. «Личностное Я» - это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самоотношения.
Развитая личность нуждается в определении смысла своего существования. М. К. Мамардашвили говорил, что самосознание открывает человеку возможность его личностной реализации в виде не просто достигнутой суммы знаний, а именно реализованной мысли и способа бытия.
Смысл «Я», по мнению В. В. Столина, образуется как отношение собственных качеств, свойств с мотивами и целями субъекта и приобретает с развитием личности свою глубину и многомерность благодаря переплетению деятельностей субъекта - в столкновениях одних потребностей и мотивов с другими, в столкновении потребностей и мотивов, мотивов и целей с такими интегральными личностными образованиями, как совесть, воля или гордость, другими человеческими качествами.
Это отношение может быть позитивным («Я» - условие, способствующее самореализации), негативным («Я» - условие, препятствующее самореализации) и конфликтным («Я» - условие, в одно и то же время и способствующее, и препятствующее самореализации).
Т. Галкина указывает, что самоотношение выступает «стержнем» всего процесса саморегуляции поведения. Зависящая от особенностей самоотношения социальная активность личности, ее развитие создает предпосылки к развитию многообразия интересов и потребностей личности в самых различных сферах. В качестве конкретного примера влияния самоотношения на особенности жизнедеятельности человека, его активности, можно привести следующее: у человека с заниженной оценкой себя, негативным самоотношением наблюдается общая неустойчивость «образов «Я» и мнений о себе. Они испытывают чувство ущербности, неполноценности, такие люди особенно ранимы и чувствительны к тому, что затрагивает их самооценку. Они болезненно реагируют на критику, остро переживают, если у них что-то не получается в работе или если обнаруживают у себя какой-то недостаток. Они склонны к психической изоляции, уходу в «мир мечты». Негативное отношение к себе и коммуникативные трудности снижают и социальную активность такой личности. При выборе профессии, например, они избегают специальностей, связанных с необходимостью руководить, предполагающих дух соревнования. Даже поставив перед собой цель, они мало надеются на успех, считая, что у них нет для этого необходимых данных.
Личностные черты, имеющиеся в каждом из нас, по мнению А. А. Бодалева, и, прежде всего, те из них, которые образуют склад нашего характера, определяют и поведение, которое мы позволяем себе по отношению к другим людям.
Основными характеристиками личности в этом отношении являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений) и участие в совместной деятельности социальных групп, коллективов.
Активность есть важнейшее общее свойство личности, и проявляется оно в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой. Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их? Активность задается направленностью, прежде всего, потребностями. Потребность - это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Активность личности и направляется на удовлетворение потребностей.
Человек живет и действует не сам по себе, а в обществе, и формируется как личность под влиянием различных групп, в особо значимых из которых (референтных) складываются черты его направленности и воли, организуется его деятельность, создаются условия для развития его способностей.
Взаимоотношения отдельных членов в группах очень сложны и многообразны: здесь и деловые отношения, и личные (типа симпатии и антипатии, дружбы или вражды - так называемые межличностные). Личность занимает определенное место в системе отношений, пользуется разной степенью авторитета, популярности, в разной степени влияет на других членов. Сложность здесь заключается в том, что не все аспекты деятельности личности осознаются человеком. Существует мощный пласт психических процессов, остающихся за пределами осознавания. В общем виде их можно определить как подсознание (хотя здесь существуют значительные разночтения у психологов разных научных направлений, а также зачастую и у тех, кто работает в рамках той или иной психологической школы).
В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Многие наблюдения показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание, и они таким образом осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей.
Эта непрерывная передача управления обеспечивает человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы. Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне.
Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловливают поведение, не понятное ни для него самого, ни для окружающих. Бессознательная регуляция может рассматриваться как целенаправленная лишь в том смысле, что после достижения определенной цели происходит снижение напряжения так же, как и при осознанном управлении.

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Под ред. проф. А. В. Петровского.

Учебник
М., 1996.


ЧАСТЬ III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ

ГЛАВА 14. ЛИЧНОСТЬ

1. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью -субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.

Индивид и личность. Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец - уже человек по сумме своих возможностей - отличается от" детеныша животного. Таким образом доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, если мы признаем, что личность - это качество индивида, то мы тем самым утверждаем единство индивида и личности и одновременно отрицаем тождество этих понятий (так к примеру, светочувствительность - качество фотопленки, но нельзя сказать, что фотопленка - это светочувствительность или что светочувствительность - это фотопленка).

Далее, «...личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами» .

Таким образом, понятие «личность» нуждается в особой характеристике, которая могла бы описать это социальное качество, носителем которого является индивид. И прежде всего надо уточнить, почему о личности можно сказать как о «сверхчувственном» качестве индивида («системное и поэтому "сверхчувственное"»). Очевидно, что индивид обладает вполне чувственными (т.е. доступными восприятию с помощью органов чувств) свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики и т.д. Каким же образом у человека обнаруживаются качества, которые не могут быть усмотрены в своей непосредственной чувственной форме? Подобно тому как прибавочная стоимость есть некоторое «сверхчувственное» качество, которое в изготовленном предмете ни через какой микроскоп не увидишь, но в котором оказывается воплощен не оплаченный труд рабочего, личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество. Открыть их может лишь научный анализ, чувственному восприятию они не доступны.

Воплощать в себе систему социальных отношений означает быть их субъектом. Ребенок, включенный во взаимоотношения со взрослыми, выступает первоначально как объект их активности, но, овладевая составом той деятельности, которую они ему предлагают как ведущую для его развития, например обучаясь, становится в свою очередь субъектом этих взаимоотношений.

Общественные отношения не суть нечто внешнее для их субъекта, они выступают как часть, сторона, аспект личности, являющейся социальным качеством индивида.

Если родовую сущность человека, в отличие от всех других живых существ, составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретного человека как личности составляет совокупность конкретных социальных связей и отношений, в которые он оказывается включен как субъект. Они, эти связи и отношения, вне его, т.е. в общественном бытии, и поэтому безличны, объективны (раб находится в полной зависимости от рабовладельца), и вместе с тем они внутри, в нем самом как личности и поэтому субъективны (он ненавидит рабовладельца, покорствует или восстает против него, вступает с ним в социально обусловленные связи).

Утверждение единства, но не тождественности понятий «индивид» и «личность» предполагает необходимость ответить на возможный вопрос: может ли быть указан факт существования индивида, который не являлся бы личностью, или же личности, которая бы существовала вне и без индивида как ее конкретного носителя? Гипотетически может быть и то и другое. Если представить себе индивида, выросшего вне человеческого общества, то, впервые столкнувшись с людьми, он не обнаружит, помимо индивидуальных особенностей, присущих и биологической особи, никаких личностных качеств, происхождение которых, как было сказано, имеет всегда общественно-исторический характер. Перед нами будет индивид, который еще не состоялся как личность, он располагает только природными предпосылками для ее появления в том случае, если окружающим людям удастся «втянуть» его в совместную деятельность и общение. Опыт изучения детей, воспитанных животными, свидетельствует об исключительной сложности осуществления этой задачи.

Допустимо, при известных оговорках, и признание возможности появления личности, за которой не стоит реальный индивид. Однако это будет квазиличность.

Таков, например, Козьма Прутков, созданный в результате сотворчества А.К. Толстого и братьев Жемчужниковых. О биографии личности никогда в действительности не существовавшего индивида повествуется в рассказе Ю. Тынянова «Подпоручик Киже».

Обращение к ситуации «индивид без личности» или «личность без индивида» подобно мысленному эксперименту, небесполезному для понимания проблем единства и нетождественности личности и индивида.

Личность как субъект межиндивидуальных отношений. Итак, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.

Межличностные связи, формирующие личность, внешне выступают в форме общения, или субъект-субъектного отношения, существующего наряду с субъект-объектным отношением, характерным для предметной деятельности. Однако при более глубоком рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект-субъектные связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредствовании какими-либо объектами (материальными или идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому опосредствуется объектом деятельности (субъект - объект - субъект).

В свою очередь, то, что внешне выглядит как прямой акт предметной деятельности индивида, на самом деле является актом опосредствованным, причем опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности, не ее предметный смысл, а личность другого человека как соучастника деятельности, выступающая как бы преломляющим устройством, через которое он может лучше воспринять, понять, почувствовать объект деятельности. Для того чтобы решить волнующий вопрос, я обращаюсь к другому человеку (субъект-субъект-объектное отношение).

Все сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект-объект-субъектных и субъект-субъект-объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении.

Личность и индивидуальность. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Подобно тому как понятие «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро «в уме» складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития. Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Так, например, ловкость и решительность, будучи чертами индивидуальности подростка, не выступали до поры до времени чертами его личности, пока он не был включен в спортивную команду или пока в дальнем туристском походе он не взял на себя обеспечение переправы через быструю и холодную речку. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются «немыми», пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Итак, индивидуальность есть только одна из сторон личности человека . Поэтому выделяя значимую для педагога задачу осуществления индивидуального подхода к учащимся, который предполагает учет их дифференциально-психологических особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, развитости тех или иных способностей и т.п.), необходимо понимать, что индивидуальный подход - это всего лишь аспект более общего, личностного подхода к школьнику, который строится на изучении условий и обстоятельств включенности подростка или юноши (девушки) в систему межиндивидных отношений со взрослыми, учителями и родителями, со сверстниками обоего пола, соучениками и соученицами, приятелями на улице и др. Только при хорошо налаженном педагогическом общении учеников и учителя последнему удается выяснить, как «вписывается» этот мальчик или эта девочка в классный коллектив, какое место они занимают в иерархии межиндивидных отношений, что побуждает их поступать так или иначе, какие изменения претерпевает личность школьника, интегрированная в коллективе или вообще не сумевшая в нем адаптироваться. При этих условиях и реализуется личностный подход к школьнику. Только такой подход, не ограничивающийся учетом индивидуальных особенностей мышления, воли, памяти, чувств школьника, а нацеленный на выявление того, как представлен индивид в коллективе и как коллектив представлен в его личности, может рассматриваться как личностный . Он отвечает пониманию человеческой сущности, в которой как в личности проявляется система социальных связей.

Если индивидуальный подход в педагогике и психологии оказывается оторванным от личностного подхода, то он ведет к «коллекционированию» черт индивидуальности ребенка без должного понимания того, какие выводы можно сделать на основании составления такой «коллекции». А.С. Макаренко, который умел мастерски использовать личностный подход в воспитании, писал: «...человека изучили, узнали и записали, что у него воля - А, эмоция - Б, инстинкт - В, но потом, что дальше делать с этими величинами, никто не знает» .

Личность ученика, включенного в систему действительных ее отношений, должна оставаться постоянно в поле зрения педагога, задачей которого всегда остается обогащение духовного мира учащихся.

1 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. - Т. 1. - С. 385.

2 Развернутому рассмотрению психологических черт индивидуальности посвящена часть IV.

3 Макаренко А.С. Художественная литература о воспитании детей // Соч.: В 5 т. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - Т. V. - С. 363.

Тема 5. Психология личности
5.1. Определение личности в психологии.
5.2. Структура личности
5.3. Направленность и самосознание


5.1. Определение личности в психологии

Три периода в истории исследования личности

философско- литературный (от работ древних мыслителей до начала ХІХ века);
клинический - в начале ХІХ в. наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Вплоть до начала ХХв. эти два направления - единственные попытки проникновения в сущность человека;
экспериментальный период - в начале ХХ в. Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф.Лазурским, а за рубежом - Г.Айзенком и Р.Кэттелом

Еще в 1937г. Г.Оллпорт насчитал 49 определений личности, почерпнутых из философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии. Сегодня, естественно, таких определений намного больше.

Человек одновременно представляет собой и биологическое существо, и социальное, он является и субъектом природы, и субъектом общественных отношений. Исходя из этого, для понимания специфики личности необходимо разграничение понятий "индивид", "личность", "индивидуальность". Наиболее четко такое разделение осуществил в своих работах Леонтьев.

Индивид - это понятие, которое характеризует человека как биологическое существо, индивид - это представитель вида, который отличается от других его представителей. Индивидами мы рождаемся, личностями мы становимся, индивидуальность отстаивают.

Индивидуально-биологическое существо
- это нормально развитый взрослый человек, больной человек, Homo Sapiens, представитель человеческого вида.

Субъект деятельности - активный в обществе человек.

Личность - это относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека, личность - понятие социальное, она производится той совокупностью общественных отношений, в которые человек входит по мере своего развития. Личность - совокупность изменяющихся, индивидуальных свойств, качеств и характеристик, приобретаемых человеком в ходе развития в связи с включенностью его в деятельность и общение. Личность - это индивидуальность.

Индивидуальность - совокупность свойств и особенностей, характерных для данного человека, которые отличают ее от других индивидов и личностей. Это понятие биосоциальное, поскольку мы отличаемся друг от друга разнообразными проявлениями, одними из которых являются характеристики индивида (цвет глаз, телосложение и т.д.), другие же характеризуют личность (система ценностей, структура самосознания, представление о смысле жизни). Это степень выделенности человека от общества, уникальность, все, что отличает одного от другого.

Сегодня понятие индивидуальность имеет немного иное значение. Если термин личность характеризует, прежде всего, деятельное изображение человека в глазах других, то понятие индивидуальность отражает внутреннюю самостоятельную сущность человека. Индивидуальность - это самоопределение и обособленность личности, ее выделение среди других. Такое оформление собственной уникальности и неповторимости допускает осознание, отрефлексированность человека собственной жизни, внутренний диалог с самим собой.

Итак, личностями мы становимся. Таким образом, личность - это человек, который достиг определенного уровня психического развития, прошел определенный путь, приобретая на этом пути разные особенности и качества. Какие факты собственной жизни, какие свои характеристики мы могли бы привести как аргументы, если бы нам вдруг пришлось доказывать кому-то, что мы - личность? Наверняка, мы говорили бы о том, что у нас есть свои взгляды и убеждения, свое отношение к миру, своя система оценок и моральных требований, что мы умеем владеть собой, делать выбор между разными вариантами собственного поведения.

Все это, безусловно, правильно. Поэтому можно согласиться с определением, которое принадлежит современному русскому психологу Б.С. Братусю :
"Стать - это,
во-первых, занять определенную жизненную, прежде всего, межличностную моральную позицию,
во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность,
в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами всей своей жизни".

"Под понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других" (И.Сарнофф)

"Личность может быть определена как комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению" (Д.Бирн)

"Личность - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения" (Краткий психологический словарь, 1985)

"Личность - субъект и объект общественных отношений" (А.Г.Ковалев)

"Личность - дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем" (К.К.Платонов)

В зарубежной психологии понятие "личность" сводится к понятию "индивидуальность",
в отечественной психологии личность понимается прежде всего как некоторая характеристика человека, которая не является врожденной, а приобретается в ходе развития, в связи с включенностью в деятельность и общение.

Для зарубежных определений личности характерно перечисление различных особенностей личности (свойств, потребностей, самосознания и т.п.) как рядоположенных, в отечественной же психологии они рассматриваются как определенная иерархия, задаваемая местом человека в системе общественных отношений.

Человек становится личностью, когда он начинает заявлять о себе, когда появляется "Я", когда появляется самомотивация, самосознание, самоорганизационные моменты, самовоспитание, когда человек начинает осознавать себя в обществе.


5.2. Структура личности

Структура личности - это индивидуальные особенности человека, которые отличают его от других.

Описание структуры личности, т.е.основных ее составляющих и характера взаимодействия между ними является ядром всех теорий личности. Даже там, где автор специально не ставит перед собой такого задания, имплицитно присутствует его представление об этом "ядре".

Классическим вариантом решения вопроса о структуре личности является структура, описанная З.Фрейдом. По его мнению, личность состоит из трех основных частей: Ид, Эго и Супер-Эго.

Ид - это первичная, центральная, основная структура личности. Она содержит все унаследованное, все, что есть при рождении, все инстинкты, а также весь психический материал, непринятый сознанием (вытесненный из сознания).

Поскольку инстинкты и вытесненный материал имеют значительную энергию, Ид представляет собой резервуар такой энергии для всей личности. К Ид нельзя применить законы логики, оно подчиняется не принципу реальности, а принципу удовольствия, основной цикл поведения: напряжение - снятие напряжения (удовольствие).

Эго - это часть психического аппарата и структура личности, которая находится в контакте с внешней реальностью. Она развивается с Ид по мере того, как ребенок начинает осознавать свою личность. Эго обеспечивает физическое и душевное здоровье и безопасность личности, его главное задание - самосохранение. Если Ид реагирует на потребности, то Эго - на возможности их удовлетворения, поскольку подчиняется принципу реальности.

Супер-Эго - структура, которая развивается с Эго. Супер-Эго служит как судья или цензор деятельности Эго. Это хранилище моральных принципов, норм, распоряжений. Супер-Эго ребенка развивается по модели Супер-Эго его родителей, наполнено тем же содержанием и становится носителем традиций и ценностей, которые переживают время, которые передаются таким способом от поколения к поколению.

Между тремя подсистемами личности существует тесное и постоянное взаимодействие, конечное цель которого - поддерживать или возобновлять в случае нарушения принятый уровень динамического равновесия, которое увеличивает удовольствие и минимизирует неудовольствие. Энергия, которая используется для действия этой системы, возникает в Ид. Эго, которое появляется из Ид, выступает посредником между сигналами Ид, Супер-Эго и требованиями внешней реальности. Супер-Эго, которое появляется из Эго, действует как моральный тормоз или противовес практическим заботам Эго. Супер-Эго устанавливает грани подвижности Эго. Ид- полностью бессознательное, Эго и Супер-Эго - частично.

Наиболее полно охватить понятие "структура личности", можно, используя подход, предложенный С.Л.Рубинштейном: "Изучение психического облика личности включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего он хочет , что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед естественно встает второй: а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека. Однако способности - это сперва только возможности; для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно знать, что он есть , что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека. Характер в своем содержательном аспекте теснейшим образом связан с вопросом о том, что для человека значимо в мире и в чем поэтому для него смысл жизни и деятельности."

К трем основным вопросам, названным Рубинштейном можно добавить еще два. Во-первых, это вопрос: что человек думает о самом себе , как к себе относиться? Поведение человека во многом определяется его представлением о себе, именно от общей Я-концепции (представления о себе) и отношения человека к себе будет зависеть и то, к чему человек стремится, и то, что закрепилось как стержневые особенности поведения. Во-вторых, для психологического описания личности необходимо ответить на вопрос: какими средствами она владеет для осуществления намерений и возможностей? Это вопрос о ступени развития разных психических процессов (ощущение, восприятие, памяти, мышления, речи, воображения). Как известно, общая логика развития идет от непроизвольных к произвольным, он непосредственных к посредственным процессам. Много характеристик психических процессов издавна включаются в перечень личностных черт (сообразительность, наблюдательность, разговорчивость, богатство - бедность воображения и т.д.).

Структура личности:

Итак, структура личности - это совокупность отдельных компонентов (подструктур), каждый из которых определяет специфический уровень поведения человека, имеет свои особенности и функции, может быть понят и адекватно описан только в рамках общей целостности человека. Содержание подструктур и их количество зависят от общей теоретической позиции автора концепции, от его взгляда на природу человека.

Важнейшими подструктурами личности являются направленность и самосознание.

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно не зависящих от имеющейся ситуации. Она характеризуется интересами, наклонностями, убеждениями, в которых отображается мировоззрение человека.

Мотивы - побудительная причина действий и поступков человека, они могут быть осознаваемыми или нет. К осознаваемым мотивам принадлежат идеалы, убеждения, интересы, стремления человека, неосознаваемые мотивы - это установки и влечения.

Направленность характеризуют два взаимозависимых момента:
а)предметное содержание, поскольку это всегда направленность на что-то
б)напряжение, которое при этом возникает

С точки зрения содержания направленность может быть:
-коллективистская (альтруистическая)
-индивидуалистическая (эгоистическая)

Карен Хорни выделяла 3 типа людей:
1) Ориентированы от людей (пытаются уйти в себя от общения)
2) Направленность к людям (на установление контакта)
3) Направленность против людей (асоциальное, разрушительное поведение)

Проблема направленности - это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях в поведении личности, потому что мотивы, которые определяют человеческую деятельность сами, в свою очередь, определяются ее целями и заданиями.

Самосознание - упорядоченная совокупность представлений и знаний, оценок и установок человека, относящихся к собственной личности.

Самосознание часто отождествляют с Я-концепцией.
Я-концепция - совокупность всех представлений индивида о себе и их оценка. Описательная составляющая часть Я-концепции - образ Я, отношение к себе - самооценка или принятие себя. Это позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя, поскольку на основании Я-образа и самооценки развиваются конкретные поведенческие реакции.

Главная функция самосознания - сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков, и дать возможность понять, каким он является на самом деле, оценить себя. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности.

Обогащая с возрастом оценку других, человек постепенно обогащает и собственное самосознание. Огромную роль в этом процессе играет самопознание - изучение личностью собственных особенностей: физических, психических, моральных и самооценка , которая формируется на этом основании.

Самооценка - суждение человека о мере наличия у него тех или иных качеств, особенностей в соотношении их с определенным эталоном, образцом. Самооценка - проявление оценочного отношения человека к себе, основной структурный компонент самосознания личности.

Самооценка формируется на основе самопознания, которое происходит путем:

1) анализа результатов собственной деятельности, своего поведения, сопоставления этих результатов с результатами своих одногодок, с общепринятыми нормами.
2) самонаблюдение своих состояний, мыслей и чувств
3) осознание отношения других людей к себе, их оценки отдельных качеств данной личности, ее поведения, деятельности.

На основании взаимодействия самооценки и Я-концепции возникает установка (готовность к определенному поведению). Установка определяет реальное поведение.

При значительных отклонениях самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие и изменяется весь стиль поведения.

Заниженная самооценка выявляется в повышенном требовании к себе, постоянной боязни негативной мысли о себе, повышенной ранимости. Это побуждает сокращать контакты с окружающими людьми. Низкая самооценка разрушает в человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и позитивную оценку он воспринимает как временные и случайные. Большинство проблем кажутся неразрешимыми и их решение переноситься в план воображения. Недооценка своей полезности снижает социальную активность, инициативность. Низкий уровень притязаний, недооценка себя, боится мнения окружающих.

Высокая самооценка выявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих. Если самооценка на слишком высокая, она может позитивно влиять на самочувствие, поскольку порождает стойкость к критике. Человек в этом случае сам знает себе цену, мысли окружающих для него не имеют абсолютного, решающего значения. Поэтому критика не вызывает бурной защитной реакции и воспринимается спокойнее. Но если уровень притязаний выше возможностей, душевное равновесие невозможно. Уровень притязаний - стремление достичь цели такого уровня сложности, на который человек считает себя способным. При завышенной самооценке человек самоуверенно берется за работу, которая превышает его возможности. Уверенный в себе человек, завышен уровень притязаний.

Нередко люди становятся несчастными через сформированное в детстве преувеличенное представление о собственной значимости.

И завышенная и заниженная самооценка приводят к нарушениям психического равновесия. Крайние случаи квалифицируюся как психические отклонения - психастения и паранойя.

Адекватная самооценка соответствует ситуации. В случае успеха - притязания увеличиваются, в случае неудачи - снижаются.

Самооценка и уровень притязаний

Я-образы.
А.Налчаджан "Личность в своих сновидениях", предлагает выделять 9 возможных Я-образов

1) Я-телесное (представление о своем теле)
2) Настоящее Я (какой я на самом деле, каким кажусь в действительности в настоящий момент)
3) Динамическое Я (тип личности, которым поставили цель стать)
4) Фантастическое Я (то, каким бы вы были, если бы все было возможно)
5) Идеальное Я (представление о том, каким я должен быть)
6) Будущее или возможное Я (определяет состояние, возникшее, вследствие общения и т.д.)
7) Идеализированное Я (каким нам приятно видеть себя сейчас)
8) Представляемое Я (персона, то, как мы себя представляем окружающим)
9) Фальшивое Я (искаженное представление человека о себе)

Об одном человеке мы говорим: «Вот это личность!», а о другом так сказать нельзя. Значит, в нашем сознании присутствует обыденное понимание того, что это такое. Но в науке существует конкретное определение понятия личности. Это предмет исследования многих наук, изучающих человека и общество - истории, философии, этики, педагогики. Существует и понятие личности в психологии - учении о психике человека. И любая наука может трактовать ее также как категорию, то есть как целый комплекс черт индивида, меняющихся в зависимости от культуры и времени, в контексте которого рассматривается эта проблема.

Что такое личность?

Понятие личности в психологии трактуется так: это устойчивая совокупность привычек, предпочтений, которые выработаны в течение всей жизни, социальный и культурный опыт индивида, приобретенные им знания. Даже повседневное поведение человека может характеризовать его как отдельную личность. Индивид всегда занимает свое положение в обществе, выполняет отведенную ему роль. Под ней в психологии понимают социальную функцию человека (например, роль матери как личности - это воспитание ребенка, роль предпринимателя - управление компанией и принятие решений, и прочее).

Общая психология личности

Общая психология - это обширная отрасль знаний, которая связывает самые различные области. Предмет ее изучения - общие и универсальные закономерности психической жизни. Как она характеризует понятие личности? В общей психологии под этим термином обычно понимается человек как совокупность всех его социальных проявлений, а рассматривается он исключительно в контексте общественных связей. Именно эта наука трактует личность в самом широком смысле, изучая проблему во всех ее аспектах. Она рассматривает также мыслительные процессы человека, его характер, темперамент, мотивации, способности и прочие факторы.

Определение личности в психологической науке

Понятие личности в психологии не является четко определенным и устойчивым. Но во многих уважаемых научным сообществом психологических словарях можно найти определение ее как целой системы качеств индивида, которая формируется в ходе общения и совместной деятельности людей.

Понятие личности в психологии - это предмет серьезных научных дискуссий. Дело в том, что различные направления в этой науке по-разному трактуют понятие и акцентируют внимание на различных ключевых аспектах. С одной стороны, личность - это любой человек, который развивается в обществе и вступает во взаимодействие с окружающими. В этом смысле некоторые направления психологии включают в определение такие субъективные понятия, как самостоятельность и ответственность.

С другой стороны, наряду с социальными характеристиками, индивид имеет и биологические нужды и потребности, которые присущи любому живому существу. Получается, определение понятия «личность в психологии» должно объединять и биологическое, и социальное начала в человеке.

Существует целое направление, которое работает над данными проблемами и изучает основные понятия психологии личности. Благодаря исследованиям, мы уже можем говорить о существовании сотен концепций и теорий, с помощью которых можно изучать человека.

Что такое личность? Основные понятия

Также стоит рассмотреть основные понятия в психологии личности:


Структура личности

Личность состоит из многих компонентов. Кратко рассмотрим лишь основные:

Личность в социальной психологии

Социальная психология - одна из базовых отраслей психологического знания. Она имеет свой подход к изучению данной проблемы, и понятие личности также не обходится без внимания. Социальную психологию интересует оно тогда, когда включено в систему социальных отношений. Эта наука рассматривает особенности взаимодействия личности и общества. Получается, для того чтобы раскрыть понятие личности в социальной психологии, необходимо изучить реальные общественные связи и отношения, в которые она вступает.

Личность в отечественной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев)

Наши ученые личность рассматривают как продукт истории. Ее развитие, прежде всего, определяется местом, которое она занимает в обществе. При этом особое значение имеет совместное занятие и общение между людьми в процессе этой деятельности.

Традиционно в понятие личности в отечественной психологии включены всевозможные качества человека, возникшие вследствие жизни в социуме. Таким образом, в общественной психологии личность - это не столько индивид сам по себе, сколько, прежде всего, представитель человеческого общества, неразрывно связанный с ним.

Проблема личности в зарубежной психологии (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Роджерс)

Понятие личности в зарубежной психологии трактуется немного иначе - это уже не продукт общественных отношений, а самостоятельное явление, которое возникает само по себе. Поэтому там имеет место другая интерпретация самосознания и самооценки человека: чем в большей степени он воспринимает себя отдельно от общества, тем выраженнее может осознавать себя личностью. Что из этого следует? Западная психология понимает личность как субъект, склонный к самосознанию, познанию и оценке самого себя.

Особенно важно разобраться в этом вопросе людям, которые постоянно стремятся к самосовершенствованию и увлекаются различными тренингами. Очень тяжело развить в себе самоуважение, если нет восприятия себя как индивидуума, а не просто человеческой особи. Но и новичкам, которые совсем недавно начали изучать учения и понятие личности в социальной психологии, будет полезна эта информация.

В книге А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» есть прекрасные строки о личности - «этого высшего единства человека, изменчивого как сама жизнь, и вместе с тем сохраняющего своё постоянство. Ведь независимо от накапливаемого человеком опыта, от событий, которые меняют жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность остаётся и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым».

Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определённых общественных функций или, как ещё говорят, социальных ролей.

Социальная роль - это выработанная обществом программа действий человека в определённых обстоятельствах.

Изучение личности как условия деятельности и её продукта составляет специальную, хотя и не «отдельную» психологическую проблему. Проблема эта является одной из самых сложных. Серьёзные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином «личность».

Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно - исторического познания.

Охарактеризуем кратко особенности понимания личности А.Н. Леонтьевым.

Личность, по его мнению - это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.

Соподчинение различных деятельностей создаёт основание личности, формирование которой происходит в онтогенезе прижизненно. Интересно отметить те особенности, которые А.Н.Леонтьев не относил к личности, прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретённые навыки, знания, умения, в том числе профессиональные. Это составляет индивидные свойства человека.

Понятие индивид, по А.Н. Леонтьеву, выражает, во-первых, целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся. Личность не есть обогащённый предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия её формирования. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.

Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н. Леонтьевым, нашёл своё развитие в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского.

А.В. Петровский даёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».

Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Всеми отечественными психологами отрицается тождество понятий «индивид» и «личность». Понятия личность и индивид - это не одно и то же.

Личность- это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, причём особое «сверхчувственное» качество. Личность неотторжима от системы социальных связей, в которую она включена. Теперь надо уточнить, почему о личности говорят как о «сверхчувственном» качестве индивида. Очевидно, что индивид обладает доступными чувственному восприятию свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики, жестами, вообще, характеризуется своим поведением и внешностью и т.д. Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное (внутренне расчленённое, сложное) качество. Только анализ отношения «индивид-общество» позволяет раскрыть основания свойств человека как личности. Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть её жизнь в обществе, её движение в системе общественных отношений.

Общественные отношения - часть, сторона, аспект личности как социального качества индивида. Включённость индивида в те или иные общности определяет содержание и характер выполняемых ими деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т.е. особенности его образа жизни, социального бытия. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. Такую задачу психология может решить вместе с другими общественными науками. Для личности общество - не просто некоторая внешняя среда. Как член общества она обьективно, необходимым образом включена в систему общественных отношений. Конечно, связь общественных отношений и психологических свойств личности не прямая. Она опосредуется множеством факторов и условий, требующих специального исследования. Если рассматривать жизнь личности в обществе в глобальном плане, то нужно сказать, что вся совокупность общественных отношений, вся их система в целом так или иначе определяет социальный статус каждой конкретной личности и её развитие. Но при более детальном анализе выявилось, что способы включения конкретных личностей в разные виды общественных отношений различны; различна также степень их реализации в жизни каждой личности. Способы включения и мера участия личности в разных видах общественных отношений различны; в них, по-разному складываются взаимосвязи разных форм деятельности и общения. Иначе говоря, «пространство отношений» каждой личности специфично и весьма динамично.

Понятие личность относится к определённым свойствам, принадлежащим индивиду, причём имеется в виду и своеобразие, уникальность индивида, т.е. индивидуальность.

Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей сверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив, но к ним несводимы.

Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступает в форме общения или субъект - субъектного отношения наряду с субъект-объектным отношением, характерным для предметной деятельности. При более глубоком рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект-субъектные связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредствовании какими-либо объектами (материальными или идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому индивиду опосредствуется объектом деятельности (субъект- объект- субъект).

В свою очередь то, что внешне выглядит как прямой акт предметной деятельности индивида, на самом деле является актом опосредствования, причём опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности. Не её предметный смысл, а личность другого человека, соучастника деятельности, выступающая как бы преломляющим устройством, через которое он может воспринять, понять, почувствовать объект деятельности.

Всё сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект -объект - субъектных и субъект- субъект - объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность в свою очередь образуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности индивида и не получают условий для развития подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени «втянутые» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Итак, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека.

Рубинштейн С.Л. считал, что все психические процессы, с изучения которых начинается анализ психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своём реальном протекании зависит от неё.

Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания (в смысле переключаемости).

Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого, что особенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания.

Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том, что они, как показал анализ, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности.

Тот факт, что психические процессы человека суть проявления личности, выражается, в третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач. Ковалёв А.Г. определил понятие личность как сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Личность является продуктом общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития -с другой.

Ни одна из общественных наук не может абстрагироваться от личности как общественного явления. Однако каждая общественная наука имеет свой аспект исследования. Так, исторический материализм главным образом исследует личность в составе масс, классов и общества в целом как деятеля общественного развития.

Психология акцентирует внимание на субъективном мире личности, его структуре и закономерностях формирования и развития. Личностью признавался только выдающийся человек как отдельная особь, действующая по своему произволу; остальные люди рядовые члены общества, согласно этому представлению, не являлись личностями. Личность неотделима от общества.

Богатство человека продукт общественного производства.

Общество формирует личность в интересах сохранения и развития общества.

Личность - созидатель общественного богатства. Личность - сознательное существо, оно может выбирать из многих возможных тот или иной образ жизни: смиряться или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или жить только личными интересами. Всё это зависит не только от общественного положения человека, но и от уровня осознания им объективных закономерностей и потребностей общественного развития.

Асмолов А.Г. рассматривал личность с точки зрения проблемы соотношения биологического и социального в человеке. Таким образом, исходя из всех определений личности, отечественными психологами мы в качестве исходного принимаем подход, согласно которому личность характеризуется как особое качество. Приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений (А.Н. Леонтьев), подход, который характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами (А.В. Петровский), в общении с другими людьми (М.И. Лисина).

Итак, исходное понимание личности предполагает специфику последней как порождаемую (а в нашем понимании - реализуемую) включённостью человека в общественные отношения, в систему взаимоотношений людей. Личность по У. Джеймсу, возникает как взаимодействие инстинктивных и привычных граней сознания, а также личных волевых аспектов. Патологии, персональные различия, стадии развития, тенденции самоактуализации и всё остальное - это реорганизация основных строительных блоков, предоставленных природой и утоньшенных эволюцией. Г.У.Олпорт сформулировал известное определение личности: «личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и мышление». Таким образом он рассматривал личность как постоянно изменяющуюся динамическую систему. Термин «психофизические» он использовал чтобы показать, что личность есть «ни нечто исключительно ментальное, ни нечто исключительно нервное». Под «организацией» Олпорт понимал единство в личности телесного и психического. Он считал, что в такую сложную структуру, как личность, включены детерминирующие тенденции, во многом определяющие индивидуальное поведение.

В «гормической психологии» В. Мак-Дугалл, в психоанализе З. Фрейд, А. Адлер личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений.

Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, которой не оставалось места в механистической схеме «с - р» («стимул - реакция»). Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, К. Роджерса которые обнаруживают определённую ограниченность, которая проявляется в физикализме, переносе законов механики на анализ проявлений личности.

Американский психолог В. Джеймс писал, что личность «в наиболее широком смысле - есть общий итог того, что человек может назвать своим. Т.е. не только собственное тело и собственные психические силы, но и принадлежащие ему дом, жену, детей, предков, друзей, свою добрую славу и творческие произведения, поземельную собственность, лошадей, яхту и текущий счёт.

Отсюда, по Джемсу, потеря хотя бы части собственности рассматривается как умаление достоинств самой личности. При потере накопленного золота, при потере имущества, пишет Джеймс, не только возникает «чувство умаления нашей личности, превращение части нас в ничто. Через это мы сразу отождествляемся с беднягами, к которым доселе относились презрительно, отделяемся больше, чем прежде, от счастливцев, которые властвуют над сушей, и морями, и людьми, наслаждаясь тем, что может дать богатство и власть».

Согласно З. Фрейду, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему. Оказывается, что источником активности личности являются подсознательные влечения: сексуальные и влечения к смерти, проявляющиеся роковым образом. Соответственно смысл жизни состоит в удовлетворении этих изначальных биологических влечений. Общественное развитие, цивилизация с её многочисленными моральными запретами, по Фрейду, оказывается, вредят нормальному развитию человеческой личности являются источниками её неврозов. Отсюда и прямо и косвенно оправдываются разнузданная сексуальность и войны, насилие как средство удовлетворения влечения к смерти. Концепция Фрейда, таким образом, является заострённой концепцией биологического индивидуализма личности.

Неофрейдисты (Хорни, Фромм) пытаются сгладить биологическое понимание личности, данное Фрейдом. Они стремятся обновить фрейдизм за счёт умаления значения сексуальности в жизни человека, признания положительной роли культуры (Хорни) и общественных условий в целом (Фромм). По Фромму, общественное развитие приводит ко все большей индивидуализации и свободе личности. Фромм различает позитивную и негативную свободу: первая - это власть человека над природой; вторая - это одиночество человека вследствие борьбы людей друг с другом. Таким образом, фрейдизм и неофрейдизм остаётся реакционной, ненаучной концепцией личности, служащей делу оправдания существующего капиталистического строя, тяжёлого положения личности в нём. Фрейдизм уводит личность от решения социальных проблем в мир таинственных психологических явлений и внутренних душевных конфликтов, он рекомендует искать избавления от страданий путём самоанализа с помощью психоанализа.

Личность, по Юнгу, включает три основные системы: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Эго - это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли и всё то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность.

Личное бессознательное - это структура, включающая в себя, как и у Фрейда, вытесненные воспоминания, чувства, переживания. Однако по представлениям Юнга в личное бессознательное входят также и комплексы (например, материнский комплекс, комплекс власти и др.). При этом комплекс может захватить контроль над личностью и управлять её поведением.

Коллективное бессознательное - по Юнгу, представлено архетипами, являющимися универсальными общечеловеческими моделями восприятия, содержащими значительный эмоциональный элемент.

Юнг впервые предложил две психологические установки, или ориентации личности: экстраверсия и интроверсия. У каждого человека присутствуют обе установки, но одна из них является доминирующей.

Экстраверсия - направленность вовне, к внешнему миру, к другим людям.

Интроверсия - направленность внутрь себя, в свой внутренний мир.

Развитие личности, или индивидуация, по Юнгу - это процесс интеграции многих внутриличностных функций и тенденций. В своей конечной реализации процесс индивидуации предполагает выведение архетипа Самости в центр личности. В процессе индивидуации может произойти, по Юнгу, самореализация, но, к сожалению, она доступна далеко не всем людям, а лишь высокообразованным и высоконравственным.

При развитии личности реализуются:

Принцип каузальности (причинности) ставит развитие личности в зависимость от прошлого опыта.

Принцип телеологии (целеположения) ставит развитие личности в зависимость от прогнозируемой цели, т.е. в данном случае развитие определяется не только прошлым, но и будущим.

Принцип синхронии применим к событиям, происходящим одновременно, но не связанным причинно - следственными отношениями.

Принцип наследования, по Юнгу, заключается в том, что наследственность включает не только биологические инстинкты, но и родовые «переживания» в Форме архетипов - расовых воспоминаний, благодаря повторению их во множестве поколений.

Принцип прогрессии основывается на поступательном развитии, направленном вперёд, в сторону усовершенствования.

Принцип регрессии основывается на прекращении развития, на переключении энергии в сторону более ранних стадий развития, что также может носить приспособительный характер.

Индивидуальные проявления и особенности личности.

Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности.

В истории науки были перебраны практически все возможные формально - логические связи между понятиями психическое, социальное, биологическое.

Психическое развитие трактовалось как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального; и как производный только от биологического. Или только от социального развития, либо как результат их параллельного действия на индивида или взаимодействия. В концепциях спонтанного психического развития оно рассматривается как полностью детерминируемое своими внутренними законами. Вопрос о биологическом и социальном для этих концепций просто не существует: человеческому организму здесь, в лучшем случае, отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности, внешнего по отношению к ней. В Биологизаторских концепциях психическое развитие рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием; все особенности психических процессов, состояний и свойств человека здесь пытаются вывести из биологических законов. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон (рекапитуляции), согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит; пытаются найти в психическом развитии индивида повторение ступеней эволюционного процесса в целом или хотя бы основных этапов развития вида.

Видный отечественный психолог Б.Ф.Ломов развивая системный подход к пониманию сущности личности, пытается вскрыть всю сложность и неодназначность решения проблемы соотношения социального и биологического в личности. Его взгляды на эту проблему сводятся к следующим основным положениям.

Исследуя развитие индивида, психология, конечно не ограничивается анализом только отдельных психических функций и состояний. Её прежде всего интересует формирование и развитие личности человека. В этой связи проблема соотношений биологического и социального выступает преимущественно как проблема организм и личность. Одно из этих понятий сформировалось в контексте биологических, другое - социальных наук, но и то и другое относится к индивиду как представителю вида «человек разумный» и как члену общества. Вместе с тем в каждом из этих понятий фиксируются разные системы свойств человека: в понятии организм - структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии личность - его включённость в жизнь общества. Как уже отмечалось, исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из марксистского положения о личности как социальном качестве индивида. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношений индивид - общество не может быть и понято. Объективным же основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в котором он живёт и развивается.

В глобальном плане формирование и развитие личности можно рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени.

Из всего сказанного можно сделать вывод: детерминация развития индивида имеет системный характер и отличается высокой динамичностью. Она необходимо включает как социальные, так и биологические детерминанты.

Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды. Социогенетики отводят человеку пассивную роль существа, приспособляющегося к окружающей обстановке.

Структура личности.

В отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности (А.Г. Ковалёв, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, В.А. Крутецкий, А.И. Щербаков). Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности предложил К.К. Платонов. В предложенной им динамической функциональной структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях) принципы построения. На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности в её структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры: 1) направленность личности; 2) опыт; 3) индивидуальные особенности психических процессов; 4) включает биопсихические свойства.

Кроме того, в структуре личности выделены две общие интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерархических подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня. В то же время каждая из общих подструктур отражает определённый аспект изучения поведения личности: устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (тогда речь идёт о характере личности) или в каком - то конкретном виде деятельности (речь идёт о способностях личности к данному виду деятельности);

  • 1) подструктура личности, названная «направленность личности», объединяет качества направленности и отношения личности, проявляющиеся как моральные черты. Черты личности, входящие в эту подструктуру, в своём подавляющем большинстве не имеют непосредственных врождённых задатков (исключая влечения и склонности), а отражают индивидуально преломленное общественное сознание. Направленность личности включает в себя такие её формы, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. В этих формах направленности личности проявляются и отношения и моральные качества личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путём воспитания.
  • 2) подструктура личности, названная «опыт» объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения, но уже с заметным влиянием и биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью.
  • 3) подструктура личности, названная «особенности психических процессов», объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов. Или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.
  • 4) подструктура личности, названная «биопсихические свойства», объединяет свойства темперамента, возрастные свойства личности и её патологические.

Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят.

От физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Активность этой подструктуры определяется основными свойствами нервной системы.

А.В. Петровский и В.А. Петровский понимали структуру личности, когда она рассматривается как «сверхчувственное» системное качество индивида. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, они выделяют три типа атрибуции (приписывания, наделения) личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности). Первый аспект рассмотрения - интраиндивидная личностная атрибуция: личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту: личностная оказывается погруженным во внутреннее пространство бытия индивида.

Второй аспект - интериндивидная личностная атрибуция как способ понимания личности, когда сферой её определения и существования становится «пространство межиндивидных связей».

Третий аспект рассмотрения - метаиндивидная личностная атрибуция. Здесь обращается внимание на воздействие, которое вольно или невольно индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения: её важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качестве индивида, предлагается искать не только в нём самом, но и в других людях. В этом случае личность выступает в качестве идеальной представленности индивида в других людях, его инобытия в них его персонализации. Сущность этой идеальной представленности - в тех реальных действенных изменениях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы другого человека, которые производит деятельность субьекта или его участие в совместной деятельности. «Инобытие» индивида в других людях - не статичный отпечаток. Речь идёт об активном процессе, о своего рода продолжении себя в другом, вследствие которого личность обретает вторую жизнь в других людях. Продолжаясь в других людях, со смертью индивида личность полностью не умирает. Индивид как носитель личности уходит из жизни, но персонализированный в других людях, продолжает жить. В словах «он живёт в нас и после смерти» нет мистики, ни метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения. Таким образом, личность может быть характеризуема только в единстве всех трёх предложенных аспектов рассмотрения.

Направленность личности.

Несмотря на различие трактовок личности, существующее в отечественной психологии, во всех подходах в качестве её ведущей характеристики выделяется её направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), динамическая организация сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили). Она так или иначе выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентаций, убеждений.

Таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путём воспитания. Направленность- это установки, ставшие свойствами личности.

Направленность включает несколько связанных иерархически форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами её деятельности.

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:

влечение - малодифференцированное, смутное стремление направленное на какой-либо предмет или действие вследствие той или иной маловыраженной потребности. Для влечения характерно отсутствие чётко понимаемой, осознанной цели;

желание - более высокая форма направленности, при которой человек осознаёт то, к чему он стремится, т. е. цель своего стремления;

стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

интерес - ещё более высокая и осознанная форма направленности на предмет, однако являющаяся только стремлением к его познанию;

склонность - стремление к определённой деятельности. На основе интересов и склонностей формируются идеалы;

идеал - форма направленности, воплощённая в определённом, конкретном образе, на который человек, имеющий данный идеал, хочет походить;

мировоззрение - это система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе;

8) убеждение - высшая форма направленности личности - это система мотивов личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

Потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность личности лишь частично, является как бы исходным её звеном, фундаментом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. Следует различать цель деятельности и жизненную цель. Человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определённая цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве общего интегратора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. Реализация каждой из них есть вместе с тем частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности её осуществления рассматривается как перспектива личности. Состояние расстройства, подавленности, противоположное переживаниям, свойственным человеку, осознающему перспективу, называется фрустрацией. Она возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда они воспринимаются как таковые. Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации является ярко выраженная мотивированность достижения цели (удовлетворения потребности) и возникновение преграды, препятствующей этому достижению. В подобной ситуации человек может преодолевать значительные трудности, не впадая в состояние фрустрации. Но в критические моменты, когда трудности непреодолимы, возникает состояние фрустрации, которое в определённой мере деформирует целеполагающее поведение человека. Ф.Е. Василюк выделяет следующие виды фрустрационного поведения:

двигательное возбуждение - бесцельное и неупорядоченные реакции;

агрессия и деструкция;

стереотипия - тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;

регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминированным в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивиация» поведения, проявляющаяся в падении «конструктивности» поведения.

gastroguru © 2017