Когда начинается гормональная перестройка у девочек. Как у подростков протекает вегето-сосудистая дистония. Гормональные нарушения у женщин - видео

Хотите, чтобы ваш ребенок развивался гармонично? Не забывайте показывать его эндокринологу — так утверждает наш эксперт, детский эндокринолог к. м. н. Татьяна Варламова.

У ребенка портится характер, он слишком бурно растет или, наоборот, страдает из-за того, что в классе самый маленький, слишком плотненький и все время жует, или, напротив, худенький и есть отказывается категорически? «Переходный возраст, — говорим мы, — время все скорректирует». И, обмениваясь опытом с другими родителями, убеждаемся, что наша-то малышка еще ничего, а вот сын у соседей...

Диабет помолодел?

Современные дети стали ниже ростом, зато толще, потому что неправильно питаются, чаще болеют и нервновозбудимы, если не сказать больше — неуравновешены психически. К таким невеселым выводам пришли специалисты, занимающиеся вопросами здоровья детей на Всероссийском форуме «Здоровье нации», прошедшем в Москве этой весной. Результаты последних научных исследований позволили дать оценку реальному состоянию здоровья детей, которое сильно отличается от официальной статистики.

Рискованное наследство
Сахарный диабет I типа. Риск унаследовать инсулино-зависимый сахарный диабет, так называемый диабет молодых, невелик.
Вероятность заболевания у ребенка:
2-3% — если больна мать
5-6% — при диабете у отца
15-20% — если больны оба родителя
10% — такова частота возникновения диабета среди братьев и сестер, больных диабетом.
Сахарный диабет II типа обусловлен наследственной предрасположенностью гораздо сильнее:
40-50% — если болен один из родителей. Правда, возникает заболевание обычно в возрасте после 40 лет.
50-80% — если у родителей диагностировано еще и ожирение в комбинации с диабетом II типа, так называемый сахарный диабет тучных взрослых.

По данным Научного центра здоровья детей РАМН, всего 2% выпускников школ можно считать здоровыми. За последние несколько лет ребят с нормальным физическим развитием стало на 8,5% меньше. Растет поколение условно здоровых детей, или, как говорят медики, «здоровых больных». Появился термин «ретардация», то есть замедление физического развития и формирования функциональных систем у детей и подростков.

И количество эндокринных нарушений у детей за 15-20 лет значительно возросло. Это связано, во-первых, с эпидемией нашего века — ожирением. Во-вторых, с увеличившимся количеством случаев диабета (как инсулинозависимым — диабетом I типа, так и с диабетом II типа, который раньше называли диабетом пожилых), он значительно помолодел и сейчас все чаще стал развиваться и у детей.

Естественно, это связано и с экологией, и с урбанизацией, то есть с издержками городской жизни. И, конечно, с питанием. С одной стороны, дети стали есть больше, с другой, — далеко не всегда то, что им необходимо. Часто даже дома детей угощают фаст-фудом и сладкими напитками — не только газированными, но и переслащенными «морсиками» и «компотиками».

Кроме того, дети меньше двигаются, а это способствует развитию функциональных нарушений.

Но главный фактор риска — отягощенная наследственность. Правда, если есть случаи диабета в семье, это не означает, что ребенок обязательно заболеет, но он попадает в группу риска. А это означает, что ему необходимы особое наблюдение эндокринолога (2-3 раза в год) и коррекция питания. Сейчас встречается очень много случаев ожирения у детей — I и II степени! А нарушение жирового обмена ведет к нарушению углеводного обмена и развитию диабета.

Типичные ошибки родителей:

  • Перекармливание ребенка. Если ребенок здоров, но худенький, и у него плохой аппетит, это может быть проявлением гастроэнтерологических заболеваний или повышенной возбудимости. Значит, есть смысл показать его неврологу и гастроэнтерологу, но только не заставлять есть насильно, устраивая из кормлений мучительные истерические спектакли.
  • Неправильное питание: продукты, содержащие трансжиры (печенье, чипсы) и избыток сладкого. Рацион ребенка должен быть обязательно сбалансированным.
  • Отказ регулярно проверять индекс массы тела ребенка.
  • Кормление новорожденных в течение суток без перерыва на ночь. Типичная ошибка мам — давать младенцу грудь ночью каждый раз, когда он проснется. Так у него возникает потребность все время есть и пить. А ведь количество жировых клеток закладывается именно в этот период развития — в возрасте до двух лет!

Тревожные симптомы:

  • Ребенок после перенесенных аденовирусных инфекций, или детских заболеваний долго не может оправиться.
  • Часто испытывает жажду и пьет слишком много жидкости.
  • У него частое и обильное мочеиспускание.
  • Он подолгу пребывает в состоянии вялости, раздражительности.
  • Начинает заметно худеть.

Это возможные признаки диабета. Поэтому надо сразу же проверить уровень глюкозы в крови.

Рост и костный возраст

Когда ребенок отстает в росте от сверстников, это воспринимается как трагедия и родителями, и им самим, особенно болезненно это переживают подростки.

Отчего же зависит рост человека? На него влияют два главных фактора — это гены, то есть наследственность, и опять же питание в раннем детстве. У рослых родителей и дети обычно более высокие, и наоборот. И, если родители выше среднего роста, а ребенок отстает, нужно проверять у него уровень соматотропный гормона (СТГ).

Темпы роста могут снижать и тяжелые (особенно хронические) заболевания. Ослабленный малыш временно переключает энергию, которая должна была расходоваться на рост, на процесс выздоровления.

Важную роль играют состояние здоровья матери во время беременности, а также индивидуальные особенности процессов обмена веществ в организме самого ребенка.

И очень большое влияние на рост имеют функции желез внутренней секреции — щитовидной железы и полового гормона тестостерона. Увеличение его выработки стимулирует рост костей до определенной границы, но в дальнейшем он начинает подавлять ростовые зоны, прекращая рост. Это можно наблюдать у юношей в период полового дозревания, когда ускорение роста сменяется в периоде возмужания (в 16-18 лет) его остановкой.


Норма и отклонения:

Очень важно проследить за темпами роста в течение первых двух лет жизни.

  • За первый год дети вырастают в среднем на 25-30 см, за второй — до 12 см, а за третий — 6 см. Затем быстрый рост сменяется так называемым равномерным ростом, то есть прибавляется по 4-8 см в год.
  • В начале пубертатного периода у детей, как правило, опять происходят скачки роста. Этот период быстрого роста вызван влиянием половых гормонов — гормональным «всплеском».
  • У девочек такой период начинается в 10 лет (максимум в 12), когда они в среднем прибавляют по 8 см за год.
  • У мальчиков в 12-14 лет прибавка роста составляет в среднем 10 см за год, с возможными индивидуальными отклонениями в 1-1,5 года.
  • В период пубертатного «скачка» (у мальчиков обычно это происходит в 13-16 лет, у девочек — в 12-15) интенсивно проявляются оба основных показателя физического развития — рост и масса тела. За относительно короткий промежуток времени рост может увеличиться на 20%, а масса тела — даже на 50%.
    У девочек этот «скачок» может начинаться в 10,5 лет, достигая наибольшего выражения к 12,5. А рост тела у них продолжается до 17-19 лет.
  • Мальчики в начале периода полового созревания отстают от девочек, а примерно в 14,5 лет начинают интенсивно их догонять, и рост у них продолжается примерно до 19-20 лет.

Тревожные симптомы:

  • Показатели веса и роста могут варьироваться — это зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка, так что поводом для волнения должна быть не одна цифра, а устойчивая возрастная тенденция отставания или ускорения роста. Здесь большую роль играют гены, но наследственная программа может дать сбой по некоторым внешним причинам.
  • Подростки в физическом и половом развитии могут задерживаться на 1-2 года по сравнению со своими ровесниками, которые интенсивно занимаются видами спорта с постоянными физическими нагрузками (гимнастикой, борьбой и т. п.).
  • Хронические заболевания, например, гастрит, гастродуоденит, которые иногда у подростков протекают почти бессимптомно, могут существенно повлиять на замедление роста.
  • Заболевания сердечно-сосудистой системы, такие как артериальная гипертония, ревматизм, дефекты сердца, некоторые легочные заболевания, также способствуют уменьшению роста.
  • Ну и, конечно, эндокринные заболевания, первые признаки которых иногда появляются в раннем возрасте, а иногда только в подростковом, приводят к замедлению физического — и в первую очередь к уменьшению роста.

Важно не потерять время, своевременно заметить, что рост ребенка не соответствует норме, и обязательно обратиться к специалистам — педиатру и эндокринологу.

Необходимо также проверить костный возраст — его соответствие паспортному — и зоны роста. Для этого делают рентгеновский снимок кистей и лучезапястных суставов. На снимке отчетливо видны зоны роста. Если эти зоны закрылись в 14-15 лет, значит, ребенок уже не будет расти, и это неблагоприятный признак.

Щитовидная железа

Последние два десятилетия отмечены неуклонным ростом заболеваний щитовидной железы у детей. Помимо отягощенной наследственности важную роль играет и регион проживания. Если отмечена нехватка йода в регионе, его дефицит нужно восполнять с помощью препаратов йода — йодомарина, йодида калия и др.

Как функционируют гормоны
Эндокринная система — это железы внутренней секреции, такие как гипоталамус, гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, поджелудочная железа, яичники, яички и др. Гормоны (вещества внутренней секреции) выделяются эндокринной системой прямо в кровоток и регулируют жизненно важные процессы в организме. Во всем мире в последнее время отмечен рост заболеваний, связанных с нарушением эндокринной системы. Причем большинство эндокринных заболеваний проявляется еще в детстве. Типичные симптомы эндокринных нарушений — беспричинная утомляемость, резкая смена настроения, раздражительность, ожирение или резкая потеря веса, слишком раннее или запаздывающее половое созревание — должны послужить серьезным поводом для обращения к эндокринологу.

В какой-то степени недостаточная физическая активность и даже излишне долгое пребывание у компьютера в раннем возрасте могут провоцировать развитие заболеваний щитовидной железы, таких как аутоиммунный тиреодит — недостаточность гормона щитовидной железы, которая приводит к дальнейшим функциональным нарушениям.

Если после внимательного осмотра и УЗИ выясняется, что железа увеличена, но уровень гормонов щитовидной железы в норме, тогда достаточно препаратов йода. Если же уровень гормона повышен или понижен, необходима серьезная коррекция, лечение гормональными препаратами.

Распространенное мнение о том, что гормоны, которые мама принимала во время беременности, также приводят к развитию эндокринных нарушений у детей, врачи не подтверждают. Гормоны, как правило, назначаются женщинам с проблемами репродуктивной системы — невынашиванием беременности и т. д. Такой курс лечения под контролем врача практически никогда — на эту тему существует много исследований — не влияет на здоровье детей. Наоборот, в правильной, точно подобранной дозировке гормональный препарат помогает сохранить беременность. Гипотиреоз может быть и врожденным — это наследственное заболевание, когда ребенок уже рождается с «плохой» щитовидной железой. Поэтому у нас с 1992 г. проводят скрининг новорожденных на эндокринные болезни.

Такая ранняя диагностика очень важна: если сразу начать лечение (а дети с гипотиреозом нуждаются в пожизненном лечении), то можно избежать отставания в развитии.

Случаи врожденного гипотиреоза в России составляют в среднем 1 на 4000 новорожденных. Поэтому лучшая профилактика нарушений эндокринной системы у детей — обследование беременных женщин в ранние сроки, когда происходит закладка нервной системы и щитовидной железы у плода.

Тревожные симптомы:

  • Замедление темпов роста.
  • Нарушения веса — как его дефицит, так и избыток. Если ребенок слишком полный, это может свидетельствовать о нарушении обменных процессов.
  • При недостаточности гормонов щитовидной железы дети вялые, пастозные, слабые — они быстро устают в сравнении со сверстниками, очень тяжело встают по утрам.
  • Если железа работает излишне активно, наблюдаются потеря веса, повышенная эмоциональная возбудимость, особенно у девочек. Они становятся плаксивыми, даже агрессивными, может появиться тремор рук, увеличение глазных яблок, разница в давлении — сниженное диастолическое и повышенное систолическое (пульсовое), тонкая, нежная, даже сухая кожа и общая суетливость движений.

Опытный врач может определить нарушения уже по тому, как ребенок входит в кабинет: это заметно по его пластике, гиперактивной манере поведения, излишней суетливости.

Вопросы пола

Половое созревание у детей, главным образом, обусловлено наследственностью, но не только генетические особенности определяют тип развития ребенка, а национальная, расовая принадлежность родителей — дети южных или восточных народов, например, созревают раньше.

Как определить идеальный вес ребенка?
Для детей от 1 года до 12 лет отклонение массы тела от идеальной можно оценить в баллах — от пятерки до двойки. Индекс массы тела (ИМТ) для детей с 2 лет рассчитывается по той же формуле, что и для взрослых: вес в кг делится на показатель роста в см, возведенный в квадрат.
5 баллов — точное соответствие веса ребенка его возрасту
+4 — легкое превышение веса
+3 — умеренное превышение веса
+2 — выраженное превышение веса
-4 — легкая недостаточность веса
-3 — умеренная недостаточность веса
-2 — выраженный дефицит веса

Оценка массы тела у девочек

Возраст, лет Оценка ИМТ в баллах
-2 -3 -4 5 +4 +3 +2
1 14,7 15,0 15,8 16,6 17,6 18,6 19,3
2 14,3 14,7 15,3 16,0 17,1 18,0 18,7
3 13,9 14,4 14,9 15,6 16,7 17,6 18,3
4 13,6 14,1 14,7 15,4 16,5 17,5 18,2
5 13,5 14,0 14,6 15,3 16,3 17,5 18,3
6 13,3 13,9 14,6 15,3 16,4 17,7 18,8
7 13,4 14,4 14,7 15,5 16,7 18,5 19,7
8 13,6 14,2 15,0 16,0 17,2 19,4 21,0
9 14,0 14,5 15,5 16,6 17,2 20,8 22,7
10 14,3 15,0 15,9 17,1 18,0 21,8 24,2
11 14,6 15,3 16,2 17,8 19,0 23,0 25,7
12 15,0 15,6 16,7 18,3 19,8 23,7 26,8

Оценка массы тела у мальчиков
Возраст, лет Оценка ИМТ в баллах
-2 -3 -4 5 +4 +3 +2
1 14,6 15,4 16,1 17,2 18,5 19,4 19,9
2 14,4 15,0 15,7 16,5 17,6 18,4 19,0
3 14,0 14,6 15,3 16,0 17,0 17,8 18,4
4 13,8 14,4 15,0 15,8 16,6 17,5 18,1
5 13,7 14,2 14,9 15,5 16,3 17,3 18,0
6 13,6 14,0 14,7 15,4 16,3 17,4 18,1
7 13,6 14,0 14,7 15,5 16,5 17,7 18,9
8 13,7 14,1 14,9 15,7 17,0 18,4 19,7
9 14,0 14,3 15,1 16,0 17,6 19,3 20,9
10 14,3 14,6 15,5 16,6 18,4 20,3 22,2
11 14,6 15,0 16,0 17,2 19,2 21,3 23,5
12 15,1 15,5 16,5 17,8 20,0 22,3 24,8

Можно рассчитать идеальный вес для вашего ребенка с учетом его конституционного типа телосложения по формуле: ИМ = (Р х Г) : 240, где ИМ — идеальная масса тела в кг; Р — рост в см; Г — окружность грудной клетки в см; 240 — постоянный расчетный коэффициент.

Признаком нормы или отклонения может быть последовательность появления вторичных половых признаков: у девочек вначале должны развиваться молочные железы, потом происходит оволосение в области лобка, потом возникает менструация. Если последовательность нарушена, это еще не признак заболевания, но повод для консультации у эндокринолога. При появлении у девочек волос на руках, ногах и спине надо исключить избыток андрогенов, сделав специальные исследования. При их избытке можно говорить о патологии надпочечников. Если же гормональный фон в норме, это может быть проявление конституциональной особенности.

В норме у девочек в 8-9 лет появляются первые признаки созревания: ареалы сосков начинают немного выдаваться, слегка меняют цвет и форму. А потом уже, с 10-12 лет, постепенно начинает происходить перераспределение жировой ткани, развитие молочных желез и т. д. Первая менструация в норме появляется в 12-14 лет, но колебания возможны и в пределах от 10 до 16 лет — в северных областях.

Нормальное половое созревание у мальчиков обычно происходит между 9 и 14 годами. Первые признаки — увеличение яичек, затем, через 6 месяцев, — появление волос на лобке, достигая пика в финальной стадии роста половых органов.

У мальчиков в этом возрасте иногда встречается набухание грудных желез — одной или обеих, как правило, это вызвано избытом пролактина и в лечении не нуждается. Это не болезнь, а физиологическое явление — так называемая геникомастия. Она может быть следствием ожирения.

Тревожные симптомы:

  • Лобковое оволосение у девочек при отсутствии других вторичных половых признаков может быть вызвано сбоем в работе надпочечников, например, опухолью надпочечников. Это серьезный повод для обращения к эндокринологу.
  • Отставание в росте от сверстников. В таком случае нужно обязательно провести обследование на соответствие костного возраста биологическому.
  • Ожирение у мальчиков тоже может способствовать патологии развития гениталий.
  • Эндокринное отклонение — крипторхизм, когда одно или оба яичка не опускаются вовремя в мошонку, а остаются в брюшной полости.
  • Недоразвитие гениталий, если, например, у мальчика в 13 лет началось оволосение (подмышечное и в области лобка), а размеры гениталий еще детские, ребенок берется под наблюдение эндокринологов.
  • У детей обоего пола может происходить преждевременное половое созревание. Это тревожный симптом, если вторичные половые признаки проявляются у мальчиков до 9 лет или у девочек до 8 лет. В любом случае показываться эндокринологу необходимо хотя бы раз в год даже при отсутствии выраженных отклонений.

Татьяна Варламова

Любовь Иванова

Время на чтение: 3 минуты

А А

Время бежит стремительно. Недавно семья привезла из роддома небольшой сверточек с безмятежно спящим малышом, прошли годы, мальчик рос и развивался. В итоге наступает момент, когда вчерашний ребеночек начинает подготовку к взрослой жизни. В статье вы узнаете, во сколько переходный возраст у мальчиков, его продолжительность, симптомы и признаки.

Когда ребенок достигает переходного возраста, он сталкивается с трудностями. Физическое состояние, сознание и мироощущение изменения. Рост организма происходит одновременно с половым созреванием. Перечисленные изменения влияют на нервную систему подростка.

Ребенок становится раздражительным и агрессивным. Родители теряются и не понимают, как вести себя с сыном. Чтобы помочь подростку, нужно знать, каким изменениям подвергается детский организм во время переходного возраста.

Переходный возраст у мальчиков проходит в возрасте 11-16 лет. На начальном этапе проявляются половые различия. К 17 годам личность мальчика полностью сформировывается.

Особенности переходного возраста

  • Переходный возраст – особый этап в жизни любого человека, сопровождающийся половым созреванием, физическим развитием и продолжением роста. В этот момент заканчивается формирование систем и внутренних органов. В организме начинается интенсивная выработка гормонов.
  • У мальчиков переходный возраст начинается немного позже, чем у девочек. Примерно в средних классах девочки начинают превращаться в девушек, а мальчики по-прежнему выглядят по-детски. Спустя буквально годик, различия исчезают.
  • Переходный возраст у мальчиков не выделяется четко выраженными границами в плане времени. У подростков особенности периода проявляются неодинаково. Каждый организм характеризуется индивидуальными ритмами. Поэтому сказать, сколько длится переходный возраст проблематично.

Внимательные и заботливые родители должны обращать внимание на признаки и симптомы переходного возраста, которые сигнализируют о его начале.

Признаки и симптомы переходного возраста у мальчиков

Во время переходного возраста меняется внешность и психика мальчика. Период сопровождается гормональной перестройкой и половым созреванием. Подросток начинает самокритично относиться к внешности и переживать.

Практика показывает, что мальчики, которые подвергаются большим физическим нагрузкам и употребляют алкогольные напитки, достигают половой зрелости позднее, нежели сверстники, занимающиеся физкультурой и не убивающие здоровье вредными привычками.

Зная признаки и симптомы переходного возраста, вы на ранних стадиях определите начало изменений и окажите ребенку поддержку.

  1. В десятилетнем возрасте у мальчика начинают увеличиваться половые органы. Годом позже над гениталиями появляется растительность и пигментация мошонки. На следующий год половые органы продолжают расти, а растительность становится более длинной и густой.
  2. В 14 лет изменяется голос. Это обусловлено увеличением голосовых связок, развитием горловых мускул и хрящей. Голос начинает грубеть. Обычно становление голоса заканчивается за 24 месяца.
  3. Начинают расти волосы на подмышках, а верхняя губа покрывается первым пушком. Со временем растительность появляется на лице, ногах и руках. Формирование телесного волосяного покрова заканчивается к концу переходного возраста.
  4. К 14 годам начинает развиваться мускулатура юноши, плечи расширяются, увеличивается рост.
  5. Практически у всех мальчиков в подростковом возрасте появляются поллюции – ночное семяизвержение. Врачи считают это явление нормальным.

Как видите, переходный период характеризуется отчетливыми признаками и симптомами.

Психология переходного возраста

Во время переходного возраста поведение и характер юноши подвергаются изменениям. Мальчика начинает сильно тревожить его внешний вид.

Он старается хорошо выглядеть, а критику воспринимает крайне агрессивно. Постоянное недовольство внешностью – закономерное проявление взросления. На этом фоне может появиться неуверенность и стыдливость, что в совокупности нередко приводит к замкнутости.

  • Взросление мальчика сопровождается кардинальным изменением поведения. Обусловлено это физиологическими факторами, в числе которых жирные волосы, угри, интенсивное потоотделение. У юноши просыпается интерес к девушкам. А конечная цель – найти вторую половинку .
  • На фоне недовольства собой появляется внезапная агрессия и высокая нервозность. Переходный возраст сопровождается проявлением грубости к людям, окружающим мальчика – родителям, педагогам, сверстникам.
  • Всплеск эмоций – неотъемлемый элемент этапа, вызванный перестройкой организма. Гормоны, отвечающие за половое созревание мальчика, называются андрогенами.
  • В этот период юноши позиционируют себя как взрослых мужчин. Они стремятся доказать окружающим самостоятельность. Под влиянием эмоций они совершают поступки, не задумываясь о последствиях.
  • Мальчики начинают активно интересоваться интимными отношениями и их сильно влечет к половой близости. Это тревожное время для родителей, поскольку ускорение полового созревания нередко сопровождается появлением нарушений в сексуальном поведении.
  • Нередко переходный возраст характеризуется проявлением сексуального внимания к другим мальчикам. Это обусловлено неосознанным половым влечением в момент стремительного развития организма. Обычно после начала «правильных» интимных отношений отклонения исчезают. В противном случае нужно отвести ребенка к психологу.
  • В этом возрасте иногда появляются мысли о суициде. Согласно статистике, количество подобных случаев среди детишек подросткового возраста стремительно растет. Суицидальное поведение считается следствием активизации защитных механизмов, данью моде, подражанием друзьям. У такого поступка разные мотивы: низкая успеваемость, физическое насилие, одиночество, месть, наркомания.

Если поведение сына изменилось, помогите ему сориентироваться в сложившейся ситуации.

Как вести себя родителям

Физиологические изменения в совокупности с психическими проблемами делают подростковый возраст у мальчиков тяжелым периодом. Чтобы помочь ребенку, потребуется приложить усилия.

Прискорбно, но нет универсального подхода, каждый случай индивидуален. Запаситесь терпением и выдержкой, двигайтесь к цели, следуя советам практикующих психологов.

  1. Дружба . В жизни мальчика существенную роль играет окружение, поэтому родителям потребуется постараться, чтобы в него войти. Сделать это непросто, поскольку сын уверен, что вы не в силах его понять. Постарайтесь ему открыться и показать, что и у вас имеются комплексы и недостатки. Став другом своему ребенку, вы получите доступ ко всему, что происходит в его жизни, и в случае необходимости поможете.
  2. Проявление интереса . Во время созревания мальчика система мировоззрения и ценностей существенно изменяется. Проявляя интерес к увлечениям ребенка, и поддерживая его, вы заслужите доверие. Регулярно разговаривайте с ним, интересуйтесь рассуждениями и жизнью, привлекайте к участию в решении семейных вопросов.
  3. Свобода . Мальчику-подростку требуется личное пространство и собственная комната. Ребенку следует предоставить свободу и право выбора. Не стоит контролировать все его действия, подслушивать разговоры и проводить ревизию вещей. Если сильно ограничивать ребенка, это повысит вероятность появления неприятностей, поскольку запретный плод слаще. Общайтесь, находите компромиссы и направляйте его в правильное русло.
  4. Отсутствие критики . Бывают ситуации, когда без критики не обойтись. В таком случае она должна носить конструктивный характер. Направляйте ее не на сына, а на его поведение, поступки и ошибки. Подростки чувствительны к замечаниям, недовольство рекомендуется высказывать мягко, а в некоторых случаях в сопровождении похвалы.
  5. Признание личности . Мальчик – полноценная личность, с определенными интересами, взглядами и личным мнением. Не пытайтесь изменить сына или навязать ему свое мнение.
  6. Похвала . Выражая мальчику слова одобрения и похвалы, вы способствуете появлению сил и желания покорять новые вершины. Если ребенок совершил небольшой хороший поступок, похвала окажется стимулом к развитию и совершенствованию. В итоге сын

Самая большая трудность подросткового возраста – это одновременная очень мощная перестройка организма и психики ребенка. Качество взрослой жизни во многом определяется тем, насколько успешно человек прошел через подростковый кризис.

Подростковым возрастом принято называть период от 10-11 до 15-16 лет. Его называют переходным, так как в это время ребенок переходит от детской модели поведения к взрослой. Происходит изменение самооценки, восприятия себя в социуме. Появляется способность воспринимать окружающее критически, анализировать и делать собственные выводы, сознательно присваивать предлагаемые социумом те или иные моральные ценности.

Кроме того, в этот период подросток переживает серьезнейшие физиологические изменения.

Возрастные особенности подростков

  • Скрытые от глаза физиологические процессы вызывают чувство тревоги, дискомфорта, постоянного напряжения и эмоциональной усталости
  • Психологические изменения в свою очередь приводят к эмоциональному дисбалансу, внутренним и внешним конфликтам, решение которых требует энергии внутренней силы
  • К описанным проблемам подростка добавляется значительное повышение учебной нагрузки в старших классах, усиление давления со стороны родителей.
  • Все это создает у подростка чувство растерянности: старые ориентиры утрачены, новые еще не обретены
  • Естественные процессы взросления вызывают ощущения катастрофы и утраты себя в окружающем мире
  • Социальные навыки подростка еще не сформированы, личный жизненный опыт слишком мал, чтобы самостоятельно находить решения в сложных ситуациях.
  • Постоянная внутренняя дисгармония приводит к повышенной конфликтности и агрессии, что только усиливает негативное восприятие ситуации
  • В результате подросток замыкается, уходит в себя, обрастает ненужными комплексами, вместо решения проблем ищет легкие способы бегства от них
  • В худшем случае подростковые проблемы могут сломать человека как личность



Первые признаки переходного возраста

Внешне начало переходного возраста проявляется в следующем:

  • Ребенок начинает быстро расти, прибавка к росту больше 10-15 см в год
  • Развиваются вторичные половые признаки
  • Появляются подростковые угри и высыпания на коже
  • Ребенок становится чересчур ранимым, обижается на вещи, которых раньше не замечал
  • Стесняется проявлений родительской ласки на людях
  • Спорит и грубит чаще, чем обычно

Физиологические проблемы подросткового возраста.

  • Происходит серьезная перестройка эндокринной системы. Тело подростка в переходный период развивается неравномерно и непропорционально. К моменту окончания полового созревания диспропорции в большинстве случае исчезают
  • Центральная нервная система претерпевает значительные изменения, следствием которых является чрезмерная эмоциональная возбудимость подростков. Процессы, происходящие в коре головного мозга, провоцируют повышенную реакцию нервных окончаний и одновременно снижают реакцию торможения


  • В переходном возрасте происходит окончательное формирование жировых тканей и клетчатки, костей и мышечной ткани. Тело принимает законченные формы. В этот период особенно важно правильное здоровое питание и обмен веществ
  • В области желудочно-кишечного тракта в подростковом возрасте часто возникают проблемы, так как пищеварительная система очень чувствительна к физическим нагрузкам и эмоциональным перепадам
  • Физиологические изменения сердечно-сосудистой системы и органов дыхания приводят к возникновению расстройств в области сердца, легких, частой слабости, головокружениям и обморокам. Очень важно подобрать для ребенка правильный режим сна и отдыха, а также внимательно отнестись к определению допустимых нагрузок на организм



Основные особенности переходного возраста у девочек

  • Тело постепенно приобретают формы, характерные для женской фигуры: круглые бедра, выпуклые ягодицы, нижняя часть тела становится шире, чем верхняя
  • Происходит рост молочных желез, часто процесс сопровождается болезненными ощущениями и чувством дискомфорта. Грудь может расти неравномерно, молочные железы могут отличаться по размеру одна от другой, но к завершению полового созревания разница практически исчезает
  • В подростковом периоде у девочек начинают расти волосы в области лобка и подмышек, одновременно с этим сальные железы начинают работать интенсивнее, запах тела становится резче. В этом возрасте необходимо пересмотреть вопросы гигиены и выработать индивидуальный режим ухода за телом
  • Завершается формирование половых органов. Часто в этот период возможны нарушения микрофлоры и связанные с этим осложнения (раздражения, грибковые инфекции). Необходимо приучить девочку внимательно относиться к здоровью в области гинекологии и правильно ухаживать за этой частью тела



Основные особенности переходного возраста у мальчиков

  • В подростковом возрасте у мальчиков начинается интенсивный рост костей, а затем и мышечной такни, причем кости обычно растут быстрее, чем мышцы. Отсюда частая излишняя худоба у подростков-мальчиков. Иногда такое отставание мышечной ткани может вызвать болезненные ощущения и временное недомогание
  • Подростковая ломка голоса – это рост гортани, в процессе которого у мальчика появляется «адамово» яблоко, а голос понижается на несколько тонов до характерного взрослым мужчинам тембра. В этот период мальчики подвержены частым осложнениям и болезням горла, так как при росте гортани происходит довольно сильный приток крови в эту область
  • Очень тонкий и деликатный вопрос полового созревания мальчиков – это поллюции (непроизвольное, обычно ночное, семяизвержение, связанное с чрезмерным сексуальным возбуждением)
  • Изменения на лице, вызванные гормональной перестройкой: черты лица становятся более резкими и мужскими, уходит детская округлость. На лице и шее появляется растительность. Юношеские угри у мальчиков обычно выражены сильнее, чем у девочек
  • Рост волос на груди, в подмышках, в паху, изменение запаха пота. Важно приучить мальчика к ежедневной гигиене и использованию косметических средств по уходу за телом (дезодоранты, лосьоны, крема)



Перестройка гормонов. Что делать с проблемной кожей?

Угревая сыпь на лице в подростковом возрасте практически неизбежна из-за глобальной гормональной перестройки организма. Поскольку подростки очень чувствительны к своему внешнему виду и оценке своей внешности в глазах окружающих, прыщи на лице являются не только физиологической, но и психологической проблемой.

При половом созревании сальные железы ребенка начинают работать в усиленном режиме. Выделяемый ими жир создает идеальные условия для развития патогенной флоры на коже, что приводит к закупорке пор и развитию гнойничковых поражений.

При правильном ежедневном уходе можно значительно снизить уровень бактерий в порах и предотвратить излишнее количество угрей на лице.

Что необходимо учесть при лечении угревой сыпи у подростков:

  • Подростковая кожа очень чувствительна и подвержена раздражению, поэтому следует выбирать препараты деликатного действия, разработанные специально для подростков
  • «Взрослые» средства могут привести к серьезному раздражению и аллергическим высыпаниям, что только усугубит физический и психологический дискомфорт ребенка
  • Лучше подойдут средства на основе натуральных компонентов, можно при умывании протирать лицо отварами лечебных трав, обладающих антисептическим действием
  • Не используйте спиртосодержащие препараты, так как спирт пересушивает кожу, что в свою очередь вызывает еще более активную работу сальных желез и выделение жира
  • Угревая сыпь может усиливаться из-за неправильной работы пищеварения, поэтому важно придерживаться здорового и сбалансированного питания
  • Важно помнить, что чистой должна быть не только кожа, но и полотенце, постельное и нижнее белье. Приучите ребенка не прикасаться к лицу без особой необходимости, чаще мыть руки и пользоваться чистыми носовыми платками
  • Подростковая кожа подвержена загрязнениям больше, чем взрослая, поэтому необходимо умывать лицо несколько раз в сутки, как минимум утром и вечером



Социальные проблемы подросткового возраста. Адаптация в социуме

Главной мотивацией ребенка в социуме в подростковом возрасте становится обретение уважения в глазах окружающих, особенно сверстников. Мнение одноклассников начинает превалировать над мнением родителей и учителей. Подростки очень чувствительны к малейшему изменению своего положения в кругу ровесников.

Отсюда часты внезапные поступки, нехарактерные для ребенка, призванные продемонстрировать сверстникам его исключительность и неординарность: хулиганские выходки, необдуманный риск, экстравагантные детали внешности.
Замечено, что вес ребенка в глаза подростка напрямую зависит от его эмоционального благополучия и микроклимата в семье.



Психологические проблемы подросткового возраста

Главные задачи личностного роста, которые ребенок решает для себя в подростковом возрасте:

  • Умение анализировать, сравнивать, делать собственные выводы
    Самостоятельное принятие решений на основе сделанных выводов
    Осознание личной ответственности за свои решения и поступки
    Осознание себя как отдельной личности и субъекта социума
    Его статус и положение в социуме

Важный аспект для подростка – уважение себя как личности. Научившись воспринимать мир критически, дети начинают видеть в себе слишком много недостатков, особенно в сравнении с другими сверстниками. Также болезненно они воспринимают любой намек на неуважение извне.

Часто подавленное состояние подростка либо повышенная агрессивность вызваны именно дисбалансом между внутренней потребностью ребенка в уважении и его недостаточным проявлением со стороны родителей и сверстников.



Проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте

  • В плане межличностных отношений в подростковом возрасте происходит снижение значимости взрослых и высокая зависимость от мнения сверстников. То есть подросток из позиции подчиненного переходит в позицию равного по значению
  • Если в отношениях взрослый-ребенок присутствует серьезная дистанция и субординация, то в отношениях ребенок-ребенок подросток в полной мере может реализовать свои главные для этого возраста потребности: чувствовать себя взрослым и обрести уважение в глазах окружающих
  • Главными же проблемами межличностного общения подростка являются неготовность взрослых согласиться со снижением собственной значимости в глазах ребенка, и неумение подростка формировать гармоничные отношения, основанные на равноправии, поскольку навык общения в детском возрасте был основан на подчинении взрослым и выполнении их требований
  • Частые конфликты подростков друг с другом вызваны именно попытками выстраивать новые отношения на основе старых навыков. В раннем подростковом возрасте ребенок не разборчив в друзьях, его интересует общение как таковое и наработка необходимого опыта
  • К старшему подростковому возрасту, дети, как правило, уже определяются с выбором постоянных друзей по интересам, четко определяют свою роль в их компании и имеют достаточные навыки для поддержания ровных отношений на протяжении длительного времени



Проблемы обучения в подростковом возрасте. Как помочь ребенку справиться с учебой?

У большинства подростков помимо всех вышеперечисленных сложностей возникает еще одна – потеря интереса к учебе. У каждого ребенка причина может быть своя, объединяет их одно: подростковый возраст переполнен эмоциональными и физиологическими переживаниями, что неизбежно сказывается на всех аспектах жизни ребенка.

Возможные причины ухудшения успеваемости

  • В раннем подростковом возрасте ребенок переходит в среднюю школу, где организация учебной деятельности существенно отличается от начальной. Вместо одного педагога появляется много, каждый со своими требованиями и установками. Способы подачи материала становятся более академичными, акцент смещается в сторону теории и сложных понятийных конструкций. Ребенку необходима помощь родителей в том, чтобы своевременно и правильно адаптироваться в новых условиях
  • В старшей школе к сложности материала добавляются повышенные требования родителей к качеству оценок и уровню знаний, поскольку стоит вопрос о поступлении в профессиональные учебные заведения. Возрастает давление со стороны педагогов, заинтересованных в качестве сдачи ЕГЭ. Сам подросток переживает естественные страхи по поводу предстоящих экзаменов и поступления в вуз
  • Все это приводит к серьезной психологической нагрузке, которая может сказаться на качестве успеваемости. Помогите ребенку равномерно распределить нагрузку в течение рабочей недели, правильно чередовать режим отдыха и работы. Постарайтесь не нагнетать обстановку, подбодрите ребенка, помогите ему обрести чувство уверенности в себе и своих сила.
  • Конфликты с педагогами и отсутствие мотивации. Подростки очень чувствительны к критике в свой адрес, особенно к публичным ее проявлениям. Самая естественная реакция подростка – агрессия, что только усугубляет конфликт. Неуспеваемость по отдельным предметам может быть связана с негативными взаимоотношениями педагога и ребенка. Попробуйте выяснить причины конфликта и помочь ребенку выстроить контакт
  • Личные проблемы. Для подростка взаимоотношения со сверстниками гораздо важнее успеваемости. На текущий момент это его самая болевая точка. Если подросток не адаптирован в коллективе, испытывает трудности в общении, это может быть причиной общей апатии, в том числе в отношении учебы. Очень важно не отмахиваться от проблем подростка, какой бы несущественной она вам ни казалась
  • Признайте ее значимость, постарайтесь вызвать ребенка на откровенный разговор и оказать ему реальную помощь, иначе в следующий раз он вряд ли поделится проблемой. Помните, что для подростка важна самостоятельность, поэтому не пытайтесь решить его проблемы силой, не читайте нотаций его одноклассникам. Помогите подростку найти достойный выход из ситуации или поменять коллектив



Проблема конфликта в подростковом возрасте

В подростковом возрасте особенности развития психики и организма складываются так, что ребенок переживает одновременно несколько серьезных внутренних конфликтов.

  • Желание быть взрослым – отрицание ценностей окружающих взрослых
  • Ощущение себя центром вселенной – самокритика и неприятие себя как личности
  • Желание быть «как все» — глубокая потребность заявить о своей индивидуальности и исключительности
  • Половое созревание – страх и неприятие перемен, происходящих в организме
  • Влечение к противоположному полу – неумение выстраивать отношения

Подростку трудно справиться с таким наплывом эмоций, переживаний и физических ощущений, в этот период. Внутренние конфликты неизбежно находят отражение во внешней жизни.



Отношения с родителями и близкими подростка. Как себя вести старшему поколению и чего ждать?

  • В подростковом возрасте ребенок выходит из-под опеки родителей. Если в детстве он воспринимал родительские оценки и требования как правильные по определению, в подростковом возрасте ребенок начинает оценивать происходящее вокруг с точки зрения своего личного восприятия. Он осознает, что у него есть свои собственные предпочтения, симпатии и стремления, которые не всегда совпадают с мнением взрослых
  • В отношении родителей подросток в этот период стремится дистанцироваться от их опеки и покровительства, продемонстрировать свою взрослость и самостоятельность. Однако это не значит, что подросток готов отказаться от общения с родителями в целом. Просто его общение в этот период выходит на качественно новый уровень
  • Часто родителям кажется, что ребенок проявляет беспричинную агрессию и упрямство, и единственное, что им движет – сделать все назло. Но недопонимание скорее вызвано неумением ребенка в силу возраста выразить свои подлинные эмоции, и нежеланием родителей его понять. В итоге у ребенка возникает чувство одиночества, замкнутость
  • Важно понимать, что от конфликтов ребенок эмоционально страдает не меньше, чем родители. Но, не имея достаточного опыта взрослых отношений, подросток не в состоянии понять причину взаимного недовольства, не знает, что предпринять, чтобы разрешить конфликт

Также необходимо понимать, что гормональная революция подросткового организма вызывает неуправляемые всплески эмоций, которые ребенок физически не способен контролировать.



Личность подростка в период переходного возраста. Новые увлечения и взгляды на мир

Психологи разделяют подростковый период на две фазы: негативную и позитивную.

  • Негативная фаза – это отмирание старой системы ценностей и интересов, активное неприятие происходящих внутри перемен. Ребенок чувствует, что происходят изменения, но психологически к ним еще не готов, отсюда его раздражительность, апатия, постоянное беспокойство и недовольство
  • В позитивной фазе подросток готов принять и осознать происходящие перемены. У него появляются новые друзья, интересы, он способен к коммуникациям на новом качественном уровне, возникает чувство зрелости, эмоции становятся более устойчивыми

Именно в период позитивной фазы у подростка появляются устойчивые увлечения, ярко проявляются творческие таланты. Если в 10-12 лет подростки выбирают друзей по территориальному принципу (вместе учатся, рядом живут), то в старшем подростковом возрасте круг знакомых формируется на базе общих интересов и увлечений.



Когнитивное развитие подростка

Когнитивным развитием называется развитие познавательных навыков.

  • В подростковом возрасте ребенок способен усваивать абстрактные понятия, анализировать гипотезы, строить собственные предположения, обоснованно критиковать чужую точку зрения. Подросток открывает для себя логический способ изучения предметов, в дополнение к механической памяти, которой пользуются дети дошкольного и младшего школьного возраста
  • При механическом запоминании воспроизведение материала происходит в той последовательности, в которой оно было заучено: дословный пересказ текста, строго последовательное выполнение физических действий
  • Логическая память делает акцент не на форме, а на сути изучаемого предмета. Изучаемый предмет анализируется, вычленяются наиболее важные моменты, устанавливается их логическая взаимосвязь, после чего изученный материал закладывается в память
  • В раннем подростковом возрасте ребенку трудно понять, в каких случаях использовать те или иные полученные навыки. Часть школьных предметов хорошо поддается логическому способу заучивания, некоторые предметы можно изучить только при помощи механической памяти (иностранные языки, сложные формулы и определения). В возрасте 10-12 лет дети часто жалуются на ухудшение памяти и неспособность понять тот или иной материал

К старшему подростковому возрасту ребенок обычно свободно владеет приобретенными навыками и их использование не вызывает у него затруднений.



Конфликт поколений: разрешать или не разрешать?

Конфликты, возникающие у родителей с подростком, могут иметь самые разные причины, но если не пытаться управлять конфликтом, любая незначительная мелочь может привести к очень серьезным последствиям для обеих сторон. Что делать, если возник конфликт?

  1. Первый шаг – необходимо выслушать аргументы и доводы обеих сторон. Подростки не воспринимают категорических запретов, им важно понимать, что стоит за вашим «нет». Дайте ребенку возможность высказать свою точку зрения. Во-первых, он научится формулировать объяснения своим поступкам (он не всегда их понимает сам), во-вторых, вы дадите ему понять, что считаете его взрослым и уважаете его мнение. Это существенно снимет накал страстей
  2. После того, как вы взвешенно и уважительно выслушали позицию ребенка и высказали свои аргументы, постарайтесь найти общий компромисс. Обозначьте подростку границы, в которых вы готовы уступить, предложите ему отказаться от части требований. Так вы научите ребенка находить золотую середину в конфликтах с другими людьми
  3. Если вы нашли устраивающее обе стороны решение, не пытайтесь его пересмотреть под воздействием внешних обстоятельств. Будьте логичны и последовательны в своем желании говорить с ребенком с позиции взаимоуважения



Как выстроить отношения с ребенком, чтобы не навредить ему?

Родительская семья является первой и важнейшей в жизни ребенка моделью взаимоотношений между людьми.

Возможные перекосы и дисгармония в семейных отношениях наиболее остро проявляются именно в подростковом возрасте ребенка. Несколько примеров негармоничного поведения родителей и их последствия для подростка.

Недостаток внимания к подростку, его проблемам и интересам, отсутствие общения и привязанности между родителями и детьми Асоциальное поведение подростка: побеги из дома, демонстративное «ничегонеделание», эпатажные выходки и эмоциональные провокации
Чрезмерное внимание к ребенку, большое количество запретов и ограничений, отсутствие личного пространства и поля для принятия самостоятельных решений Инфантильность, неумение дать сдачи, отстоять свою территорию; протесты по отношению к родителям по защите собственного «Я»
Поощрение малейших прихотей и желаний, отсутствие требований и границ, чрезмерная любовь и обожание Неадекватная оценка себя по отношению к окружающим, чрезмерное самомнение, потребность в постоянном внимании к собственной персоне
Диктаторский, спартанский стиль воспитания, завышенные требования, отсутствие похвалы, чрезмерно жесткий стиль общения, невнимание к желаниям и интересам ребенка Либо замкнутость, уход в себя и собственный мир, отстраненность от социума, либо опускание «во все тяжкие» и демонстративное нарушение всех запретов и ограничений, установленных родителями
Завышенные требования, несоответствующие возрасту обязанности и роли в семье: выполнение родительских функций по отношению к младшим детям, возложенное на ребенка «взрослое» чувство долга и ответственности по отношению к семье, непризнание его детства как такового Затяжные депрессивные состояния, бесконтрольная агрессия, вспышки гнева по отношению к объекту ответственности



Как помочь ребенку принять себя как личность?

  • Излишняя критичность, с которой подросток анализирует ми и окружающих, в полной мере относится и к нему самому
  • Все подростки в той или иной степени недовольны собой, своей внешностью, своими достижениями и успехами в среде сверстников. Девочки подвержены низкой самооценке сильнее, чем мальчики
  • Помогите подростку увидеть свои сильные стороны, понять, в чем он привлекателен и уникален. Отмечайте его реальные успехи, постарайтесь поднять его самооценку в собственных глазах
  • Подростки испытывают очень большую потребность в общении со сверстниками. Стать своим, быть полноправным членом социальной группы, компании друзей – главная мечта любого подростка
  • Помогите ребенку выстроить отношения в коллективе. Найдите время для разговора «по душам»; расскажите ребенку о вашем подростковом возрасте, о вашем опыте первой любви, дружбы, первых ссор и ошибок. Анализируя ваши рассказы подростку будет легче принять решение в отношении собственных проблем
  • В поисках собственного «Я» подросток может начать вести себя эпатажно, одеваться в странные одежды, слушать непривычную музыку и так далее. Если поведение ребенка не несет угрозы себе и окружающим, позвольте ему «перебеситься»
  • Не высмеивайте его новые увлечения, не запрещайте самовыражаться. Дайте понять, что он по-прежнему ценен и любим независимо от его внешности
  • Позвольте подростку совершать ошибки. Это отнюдь не означает отсутствие родительского контроля. Наоборот, разрешите ребенку сделать по-своему, но предупредите о возможных, на ваш взгляд, последствиях
  • Уроки из собственного опыта усваиваются гораздо лучше, чем родительские наставления. Конечно, такие эксперименты уместны в тех вопросах, где ошибка ребенка не приведет к критическим последствиям

Видео: Проблемы подростка в переходном возрасте

Гормональные изменения

Итак, что касается гормональных изменения у девочек в 10 лет, то в этот период наблюдаются заметные изменения в функционировании организма. Так, например, яичники девочек в перебутантный период (это период, первая фаза которого начинается с 10-13 лет и обусловлена формирование суточной цикличности и увеличением выработки в яичниках эстрогенов) при постоянном режиме направлены на выделение в небольшом количестве гормона эстрогена, продукция которого регулируется при помощи гипоталамуса (часть головного мозга). Это происходит по системе «обратная связь» и позволяет обеспечить поддержку концентрации гормона на определенном и постоянном уровне. Но в момент перестройки организма и периода полового созревания меняются «настройки» гипоталамуса и в связи с этим наблюдаются существенное возрастание синтеза эстрогена яичниками, что ведет к повышенной концентрации данного гормона в крови. В связи с этим процессом у некоторых девочек может, заметно прибавившись, измениться общая масса тела.

Также в этот период гормональные изменения происходят не только на уровне повышения количества эстрогенов, что циркулируют в кровотоке, но и со временем происходит изменение количества выработки прогестерона, который синтезируется яичниками в момент после овуляции. Все эти изменения заметно влияют на большинство систем организма девочки и соответственно приводят к различным физиологическим трансформациям.

Те девочки, которые в 10 лет имеют низкое содержание телесного жира, зачастую отстают от своих сверстниц относительно периода наступления полового созревания. В первую очередь, это обусловлено тем, что количество жира, находящегося в организме девочки напрямую взаимосвязано с продукцией гормонов.

Кстати, гормоны, как правило, ассоциирующиеся с мужским полом - андрогены и в небольших количествах тестостерон, также характерны для организма девочки, вот только присутствуют они в нем в весьма незначительных скоплениях. Эти гормоны выполняют множество многозначительных функций. Так, например, они отвечают за общий рост волос на теле.

Гормональные скачки и повышение их уровня в организме девочки в момент полового формирования могут быть обусловлены разнообразными изменениями эмоционального состояния подростка, например, эмоциональной изменчивостью, частыми изменениями настроения, постоянным чувством беспокойства и тревоги.

Гормональный всплеск и физические изменения

На первом этапе полового созревания начинается интенсивный рост яичников и прочих внутренних репродуктивных органов. Продуцируемые эрогенны, в этот момент набирают пика соей активности.

Начинается влияние телесного жира на пубертатные изменения: у девочек плотного телосложения половое созревание наступает значительно раньше, а у худеньких девчонок с низким весом наблюдаются задержки физиологических изменений организма.

В результате повышения уровня гормонов в организме, девочка начинает обретать женственные формы: увеличивается молочная железа, понижается голос, начинают появляться волосы на лобке. Этот процесс называется появлением вторичных половых признаков. После этого идет заметное ускорение роста, которое стимулируется ростом степени половых гормонов, гормона роста и еще одного элемента, что носит название инсулиноподобный фактор роста I. Как раз именно по этой причине в период от 10 до 12 лет, девочки имеют рост намного выше за их сверстников парней, а ведь всему виной активный всплеск гормонов, который сопровождает практически весь период полового созревания девочек.

Подростковый возраст - период бурного роста и становления организма, когда начинает активно работать эндокринная система и надпочечники, а в организме ребенка под влиянием гормонов происходят физические и психические изменения. Но гормональный фон в этом возрасте неустойчив, может произойти гормональный дисбаланс.

В основном гормональные перепады незначительны, специальное лечение не требуется и организм самостоятельно приходит в норму через какое-то время, но в отдельных случаях необходимо показать подростка специалисту.

Причины гормонального дисбаланса у подростков

Гормональное равновесие — очень хрупкая вещь, и существует огромное количество факторов, которые могут его нарушить. Можно выделить основные причины:

  1. Сильные стрессы.
  2. Плохая экология.
  3. Заболевания щитовидной железы.
  4. Генетические заболевания.
  5. Неправильное питание.
  6. Чрезмерный прием лекарственных препаратов.
  7. Заболевания половой сферы и болезни, передающиеся половым путем.

Симптомы гормонального дисбаланса у подростков

  • Повышенная потливость. Если этот признак не сопровождается другими симптомами, то можно говорить о подростковом гипергидрозе, варианте нормы. Он возникает из-за постоянного изменения уровня гормонов, влияющих на симпатическую нервную систему, которая контролирует работу потовых желёз. Но иногда повышенная потливость может быть симптомом опасных заболеваний, таких как диабет, заболевания сердца, повышенная активность щитовидной железы.
  • Акне. Юношеские угри — самое распространенное явление среди подростков, связанное с дисбалансом гормонального фона. Нарушается равновесие между андрогенами и эстрогенами с преобладанием мужских половых гормонов, на которые негативно реагируют сальные железы. Обычно подростковое акне носит не ярко выраженный характер и самостоятельно проходит без последствий, но в отдельных клинических случаях требуется серьезное лечение антибактериальными препаратами, как внутрь в виде таблеток, так и наружно в виде мазей.
  • Раздражительность и агрессия. Из-за влияния половых гормонов на центральную нервную систему подростков, происходят изменения в их психике. Наблюдается снижение порога возбудимости, неустойчивость вегетативной нервной системы. Часто возникают нарушения в эмоциональной сфере — неожиданные перепады настроения, повышенная чувствительность к собственным чувствам и переживаниям, и черствость и холодность по отношению к окружающим.
  • Изменение веса. В подростковом возрасте надпочечники начинают активно вырабатывать гормоны глюкокортикоиды, дисбаланс которых приводит к быстрому набору веса. Настораживающий симптом, требующий консультации эндокринолога — избыточный набор веса или потеря веса при нормальном или повышенном аппетите.
  • Нарушение роста. Рост костной ткани происходит под воздействием гормона роста, который вырабатывает железа гипофиз. Недостаток гормона роста приводит не только к отставанию в росте, но и к задержке общего физического развития подростка. Избыток гормона приводит к гигантизму.

Гормональный дисбаланс у мальчиков

При неправильном соотношении гормонов в организме мальчика, при нехватке у него тестостерона, происходит задержка полового развития. Вторичные половые признаки не развиваются, не ломается голос и рост остается низким. У некоторых мальчиков-подростков возникает незначительное увеличение грудных желез. Это может быть естественным и физиологичным явлением, которое со временем пройдет, а может быть симптомом опухоли надпочечников или яичек.

При повышенном уровне тестостерона, у мальчика преждевременно возникают признаки полового созревания. Происходит бурное развитие костно-мышечной системы, оволосение в паху, увеличивается пенис, а яички по-прежнему остаются маленькими. Физическое развитие подростка совершенно не соответствует его психо-эмоциональному развитию.

Гормональный дисбаланс у девочек

Если у девочек менструация начинается слишком рано или слишком поздно, это свидетельствует о гормональных нарушениях в ее организме. Преждевременное половое созревание связано с нарушением работы гипоталамуса и проявляется в наступлении менструаций у девочки до 10 лет, появлении вторичных половых признаков, увеличении груди, появлении волос под мышками и в паху. Если же наоборот, менструация не появилась у девушки к 15 годам — это повод показать ее детскому эндокринологу. Это может быть как вариантом нормы, так и признаком серьезных нарушений в работе гипофиза или яичников.

В первые пару лет гормональный фон девочки-подростка нестабилен, из-за чего менструальный цикл не регулярен. Это связано с недостаточным уровнем прогестерона в крови, из-за чего слизистая матки не отторгается своевременно. Цикл становится регулярным в течение года-двух. Если этого не происходит, девочку лучше показать специалисту , чтобы исключить наличие у нее заболеваний половых органов или патологических процессов в долях мозга, отвечающих за выработку половых гормонов.

Лечение гормонального дисбаланса у подростков

После тщательного обследования, эндокринолог назначает подростку индивидуальную схему лечения. Это могут быть гомеопатические препараты, или синтетические аналоги гормонов. В тяжелых случаях назначается хирургическое вмешательство, после которого проводится гормональная терапия. Большое внимание уделяется правильному режиму дня подростков, полноценному отдыху, правильному питанию, а также умеренной физической нагрузке.

gastroguru © 2017